⏳ 2020.06.26 (пт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 3я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• пятница
• Апостольский пост

☀️ неподвижный годовой круг:
26 июня (13 июня)
• мц. Акили́ны Старшей (293)
• мц. Антонины Никейской (284–305)
• свт. Трифи́ллия Левкусийского (Кипрского) (ок. 370)
• прпп. Анны (Евфимиа́на) (826) и Иоанна Вифинского (IX)
• прпп. Андрони́ка (1395) и Саввы (XV) Московских
• прп. Александры Дивеевской (Мельгуновой) (1789)
• сщмч. Алексия (Архангельского) (1918)
• мц. Пелаги́и (Жидко) (1944)


☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Аки­ли­на, уро­жен­ка фини­кий­ско­го го­ро­да Биб­ла, по­стра­да­ла при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305). Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли ее в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии. Ко­гда де­воч­ке бы­ло все­го 12 лет, Аки­ли­на убеж­да­ла сверст­ниц-языч­ниц об­ра­тить­ся ко Хри­сту. Один из слуг цар­ско­го на­мест­ни­ка Во­лу­си­а­на до­нес, что она учит сво­их сверст­ниц не по­чи­тать ре­ли­гию от­цов. Свя­тая от­ро­ко­ви­ца твер­до ис­по­ве­да­ла пе­ред на­мест­ни­ком свою ве­ру во Хри­ста и ска­за­ла, что не от­ре­чет­ся от Него. Во­лу­си­ан пы­тал­ся уго­во­ра­ми и лас­кой по­вли­ять на юную ис­по­вед­ни­цу, но, ви­дя ее твер­дость, ве­лел пре­дать ис­тя­за­ни­ям. Свя­тую Аки­ли­ну би­ли по ли­цу, а по­том, об­на­жив, би­че­ва­ли. Из­де­ва­ясь, му­чи­тель спра­ши­вал: «Где же твой Бог? Пусть при­дет и от­ни­мет те­бя из мо­их рук». Свя­тая от­ве­ча­ла: «Гос­подь неви­ди­мо со мною, и чем боль­ше я стра­даю, тем боль­ше Он да­ет мне сил и тер­пе­ния».
Рас­ка­лен­ны­ми пру­тья­ми му­че­ни­це через уши про­свер­ли­ли го­ло­ву. Свя­тая му­че­ни­ца упа­ла за­мерт­во. Му­чи­тель ре­шил, что де­воч­ка дей­стви­тель­но скон­ча­лась, и при­ка­зал вы­бро­сить ее те­ло на съе­де­ние псам за го­ро­дом. Но­чью свя­той Аки­лине явил­ся Ан­гел, кос­нул­ся ее и ска­зал: «Встань и будь здо­ро­ва. Иди и об­ли­чи Во­лу­си­а­на, ибо как он сам, так и на­ме­ре­ния его ни­чтож­ны пред Бо­гом». Му­че­ни­ца, вос­сы­лая хва­лу Бо­гу, под­ня­лась невре­ди­мой, по­шла к двор­цу на­мест­ни­ка и пред­ста­ла пе­ред Во­лу­си­а­ном. Уви­дев свя­тую Аки­ли­ну, Во­лу­си­ан в ис­пу­ге по­звал слуг и ве­лел сто­ро­жить её до утра. Утром он вы­нес свя­той Аки­лине смерт­ный при­го­вор как вол­шеб­ни­це, не по­ви­но­вав­шей­ся цар­ским ука­зам. Ко­гда свя­тую ве­ли на казнь, она мо­ли­лась и бла­го­да­ри­ла Бо­га, удо­сто­ив­ше­го ее по­стра­дать за Его Свя­тое Имя. В от­вет на мо­лит­ву по­слы­шал­ся глас, при­зы­вав­ший ее в Небес­ные оби­те­ли, и вслед за тем му­че­ни­ца пре­да­ла дух свой Бо­гу († 293). Па­лач бо­ял­ся на­ру­шить при­ка­за­ние пра­ви­те­ля, и уже скон­чав­шей­ся от­сек ей го­ло­ву. Хри­сти­ане с че­стью по­греб­ли те­ло му­че­ни­цы. Позд­нее ее мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны в со­здан­ном в ее честь хра­ме.

☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Ан­то­ни­на по­стра­да­ла в Ни­кее во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284–305). По­сле же­сто­ких му­че­ний свя­тая Ан­то­ни­на бы­ла бро­ше­на в тюрь­му. Но ни­чем не смог Мак­си­ми­ан за­ста­вить свя­тую от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­вы идо­лам. Свя­той му­че­ни­це яви­лись Ан­ге­лы Бо­жии и устра­ши­ли па­ла­чей. Да­же ко­гда му­че­ни­цу Хри­сто­ву по­ло­жи­ли на рас­ка­лен­ный же­лез­ный одр, свя­тая Ан­то­ни­на си­лой Бо­жи­ей оста­лась невре­ди­мой. На­ко­нец, по­сле дол­гих ис­тя­за­ний свя­тую за­вя­за­ли в ме­шок и уто­пи­ли в озе­ре. Вско­ре она бы­ла про­слав­ле­на в ли­ке свя­тых.

☦️
Свя­ти­тель Три­фил­лий, епи­скоп Ле­вкус­сий­ский, ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ве­ри­те (Бей­рут, в Си­рии). Он был очень учен и крас­но­ре­чив. Несмот­ря на это, свя­ти­тель из­брал се­бе на­став­ни­ка не книж­но­го и не уче­но­го, но му­жа вы­со­кой свя­то­сти – свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на, епи­ско­па Три­ми­фунт­ско­го († 348, па­мять 12 де­каб­ря). Им­пе­ра­тор Кон­стан­ций II (337–340) тя­же­ло за­бо­лел и, не по­лу­чив по­мо­щи от вра­чей, об­ра­тил­ся с усерд­ной мо­лит­вой к Бо­гу. Во сне он уви­дел Ан­ге­ла, по­ка­зав­ше­го ему со­бор свя­ти­те­лей. Ука­зав на двух из них, Ан­гел ска­зал, что толь­ко через них он мо­жет по­лу­чить ис­це­ле­ние. Кон­стан­ций разо­слал по всем об­ла­стям им­пе­рии указ, по­веле­вав­ший со­брать­ся епи­ско­пам. Это по­ве­ле­ние по­лу­чил и свя­ти­тель Спи­ри­дон. Вме­сте со сво­им уче­ни­ком свя­тым Три­фил­ли­ем он от­пра­вил­ся к им­пе­ра­то­ру. Боль­ной сра­зу узнал в при­шед­ших ука­зан­ных ему Ан­ге­лом це­ли­те­лей, по­кло­нил­ся им и про­сил по­мо­лить­ся о его ис­це­ле­нии. Свя­ти­тель Спи­ри­дон с мо­лит­вой при­кос­нул­ся к го­ло­ве им­пе­ра­то­ра, и он стал здо­ров. Свя­той Три­фил­лий вос­хи­тил­ся кра­со­той двор­ца, ве­ли­че­ствен­ным ви­дом им­пе­ра­то­ра, пыш­но­стью двор­цо­вой жиз­ни. Свя­ти­тель Спи­ри­дон ска­зал на это: «За­чем ты удив­ля­ешь­ся? Раз­ве этот блеск де­ла­ет ца­ря бо­лее пра­вед­ным? Все они – ца­ри и вель­мо­жи – оди­на­ко­во с по­след­ним ни­щим умрут и пред­ста­нут на суд Бо­жий. Сле­ду­ет ис­кать веч­ных благ и Небес­ной сла­вы».
Вско­ре свя­той Три­фил­лий был по­став­лен епи­ско­пом го­ро­да Ле­вкус­сии на Ки­п­ре. Он ча­сто на­ве­щал свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на. Од­на­жды они вме­сте про­хо­ди­ли по от­ли­чав­шей­ся кра­со­той и изоби­ли­ем ви­но­град­ни­ков и са­дов мест­но­сти, на­зы­ва­е­мой Па­рим­на. Свя­ти­тель Три­фил­лий, при­вле­чен­ный кра­со­той при­ро­ды, стал ду­мать о том, чтобы при­об­ре­сти эту зем­лю. Свя­ти­тель Спи­ри­дон про­зрел мыс­ли Три­фил­лия и ска­зал: «За­чем ты непре­стан­но ду­ма­ешь о зем­ных и су­ет­ных бла­гах? На­ше жи­ли­ще и бо­гат­ство на Небе­сах, к ним и нуж­но стре­мить­ся». Так свя­ти­тель Спи­ри­дон по­сте­пен­но воз­во­дил сво­е­го уче­ни­ка к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству, ко­то­ро­го свя­той Три­фил­лий до­стиг по мо­лит­вам сво­е­го на­став­ни­ка. Свя­ти­тель Три­фил­лий имел ми­ло­сти­вую ду­шу, незло­би­вое серд­це, пра­вую ве­ру, лю­бовь ко всем и мно­гие дру­гие доб­ро­де­те­ли.
Од­на­жды на Ки­п­ре про­хо­дил Со­бор епи­ско­пов. От­цы Со­бо­ра про­си­ли свя­ти­те­ля Три­фил­лия, из­вест­но­го сво­ей уче­но­стью и крас­но­ре­чи­ем, про­из­не­сти по­уче­ние на­ро­ду. Го­во­ря об ис­це­ле­нии Гос­по­дом рас­слаб­лен­но­го (Мк.2,11), он вме­сто сло­ва «одр» упо­тре­бил «ло­же». Не тер­пя неточ­ной пе­ре­да­чи Еван­гель­ско­го тек­ста, свя­ти­тель Спи­ри­дон воз­му­тил­ся и ска­зал свя­ти­те­лю Три­фил­лию: «Неуже­ли ты луч­ше Ска­зав­ше­го «одр», что сты­дишь­ся сло­ва Его?» – и немед­лен­но по­ки­нул храм. Так свя­ти­тель Спи­ри­дон дал свя­ти­те­лю Три­фил­лию урок сми­ре­ния, чтобы он не воз­гор­дил­ся дан­ным ему та­лан­том крас­но­ре­чия. Свя­ти­тель Три­фил­лий муд­ро пас свое ста­до. На сред­ства, до­став­ши­е­ся ему по­сле ма­те­ри, он по­стро­ил в Ле­вкус­сии мо­на­стырь. Скон­чал­ся свя­ти­тель в глу­бо­кой ста­ро­сти око­ло 370 го­да.
В на­ча­ле XII ве­ка мо­щи свя­ти­те­ля Три­фил­лия ви­дел на Ки­п­ре рус­ский па­лом­ник игу­мен Да­ни­ил.

☦️
Бла­жен­ная Ан­на ро­ди­лась в Ви­зан­тии; отец ее был диа­ко­ном Влахерн­ской церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ра­но ли­шив­шись сво­е­го от­ца, Ан­на оста­лась юною си­ро­тою на по­пе­че­нии баб­ки сво­ей. Ко­гда Ан­на при­шла в воз­раст, баб­ка оза­бо­ти­лась от­дать ее за­муж, хо­тя де­ви­ца и не же­ла­ла то­го. Бу­дучи за­му­жем, бла­го­че­сти­вая же­на хо­ди­ла к дя­де сво­е­му, под­ви­зав­ше­му­ся на Олим­пе. Се­му по­движ­ни­ку по по­ве­ле­нию Льва Ико­но­бор­ца был уре­зан язык, и несмот­ря на это он сво­бод­но и без за­пин­ки мог го­во­рить. Уви­дев Ан­ну, он по­жа­лел, что юная ра­ба Бо­жия от­да­на в су­пру­же­ство.
– За­чем со­пряг­ли с му­жем на­зна­чен­ную к Бо­же­ствен­ным по­дви­гам и тру­дам? – ска­зал он и за­тем, бла­го­сло­вив свя­тую, ото­шел. Ан­на же воз­вра­ти­лась в Ви­зан­тию.
По про­ше­ствии мно­гих лет без­за­кон­ный царь Лев скон­чал­ся, и на цар­ский пре­стол всту­пи­ли бла­го­че­сти­вые и пра­во­слав­ные Кон­стан­тин и Ири­на. Они по­же­ла­ли ви­деть вы­ше­упо­мя­ну­то­го по­движ­ни­ка с Олим­па, чтобы по­лу­чить от него на­зи­да­ние и вы­слу­шать со­ве­ты его. Во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в Ви­зан­тии по­движ­ник сно­ва уви­дал­ся со сво­ею пле­мян­ни­цею, бла­жен­ною Ан­ною, и ска­зал ей:
– Му­жай­ся и кре­пись, ча­до, ибо мно­го скор­бей пе­ре­не­сешь ты; знай и то, что ско­ро умрет муж твой, но уже по­сле то­го, как у те­бя ро­дит­ся ди­тя.
Пред­ска­за­ние свя­то­го му­жа ис­пол­ни­лось: у Ан­ны ро­дил­ся от­рок, и, ко­гда он был еще очень юным, муж ее за­хво­рал. Бла­жен­ная Ан­на в это вре­мя го­то­ви­лась сде­лать­ся ма­те­рью дру­го­го мла­ден­ца. И, вот, по про­ше­ствии ше­сто­го ме­ся­ца от за­ча­тия, умер муж ее. Опла­кав му­жа и по­хо­ро­нив его, Ан­на от­да­ла сы­на сво­е­го, рож­ден­на­го до его смер­ти, на по­пе­че­ние од­но­му род­ствен­ни­ку; са­ма же пре­да­лась ве­ли­ким по­дви­гам, мо­лясь то в том, то в дру­гом хра­ме. Про­во­дя та­кую жизнь, она ро­ди­ла дру­го­го мла­ден­ца. В это вре­мя бла­жен­ная Ан­на сно­ва ви­де­лась с олимп­ским по­движ­ни­ком, ко­то­рый при­шел то­гда с Олим­па в Ви­зан­тию. Ан­на по­верг­лась пред ним на зем­лю и, об­ни­мая но­ги его, про­си­ла бла­го­сло­ве­ния. Бла­го­сло­вив ее, ста­рец ска­зал:
– Где твой от­рок, же­но?
Ан­на от­ве­ти­ла:
– Тот от­рок, о ко­то­ром ты пред­ска­зал мне, пре­бы­ва­ет у тво­е­го бра­та и мо­е­го бла­го­де­те­ля; а вот у ме­ня дру­гой от­рок.
Ска­зав это, бла­жен­ная Ан­на ста­ла сте­нать и жа­ло­вать­ся на тя­жесть сво­ей жиз­ни.
– По­мо­лись, чест­ной отец, о де­тях мо­их, – го­во­ри­ла она с горь­ким пла­чем.
На это ста­рец ска­зал ей:
– Не го­во­рил ли я те­бе, что мно­го скор­бей пред­сто­ит пе­ре­не­сти пра­вед­ни­кам. На­доб­но му­жать­ся и тер­петь; ибо ес­ли мы не пре­тер­пим сих скор­бей, то не по­лу­чим оправ­да­ния; так угод­но Гос­по­ду Бо­гу. О де­тях же сво­их ты не бес­по­кой­ся, – так как Гос­подь наш и Вла­ды­ка возь­мет их к Се­бе.
То­гда Ан­на, воз­бла­го­да­рив Бо­га, при­па­ла к но­гам стар­ца и ото­шла от него успо­ко­ен­ною. Вско­ре пред­ска­за­ние олимп­ско­го по­движ­ни­ка ис­пол­ни­лось, ибо де­ти Ан­ны ото­шли ко Гос­по­ду. Раз­дав все име­ние свое ни­щим, бла­жен­ная Ан­на ста­ла об­хо­дить все церк­ви и свя­ты­ни Кон­стан­ти­но­по­ля, усерд­но пре­да­ва­ясь мо­лит­вам. По­том, встре­тив доб­ро­го ино­ка-стар­ца, ко­то­рый так же, как и упо­ми­на­е­мый вы­ше про­зор­ли­вец, под­ви­зал­ся на Олим­пе, она в од­ном со­кро­вен­ном ме­сте при­ня­ла от него мо­на­ше­ский по­стриг и об­лек­лась в мо­на­ше­ские муж­ские одеж­ды, от­ло­жив свои жен­ские. В та­ких одеж­дах, ута­ив свой жен­ский пол, Ан­на при­шла на Олимп. До­стиг­нув од­ной ки­но­вии, она оста­но­ви­лась пред вра­та­ми оби­те­ли и ста­ла умо­лять вра­та­ря, чтобы тот до­пу­стил ее до на­сто­я­те­ля. По обы­чаю вра­тарь опо­ве­стил о ней на­сто­я­те­ля, ко­то­рый и при­звал при­шед­шую к се­бе. При­пав к но­гам его, свя­тая Ан­на мо­ли­ла его, чтобы он при­нял ее в чис­ло бра­тии. Пре­по­дав ей обыч­ное бла­го­сло­ве­ние, сей бо­же­ствен­ный муж под­нял ее и спро­сил:
– Что озна­ча­ет твое при­ше­ствие к нам и как твое имя?
На это Ан­на от­ве­ти­ла:
– При­шел я к чест­ной оби­те­ли тво­ей ра­ди мно­же­ства пре­гре­ше­ний мо­их, чтобы про­ве­сти остав­ше­е­ся вре­мя жиз­ни мо­ей в чи­сто­те и по­лу­чить се­бе по­ми­ло­ва­ние от Гос­по­да в день суд­ный. Имя же мое Ев­фи­ми­ан, я был ев­ну­хом при дво­ре цар­ском.
И ска­зал свя­той ста­рец:
– Ес­ли ты дей­стви­тель­но име­ешь та­кое по­мыш­ле­ние в серд­це сво­ем и же­ла­ешь спа­се­ние ду­ше тво­ей, как ты го­во­ришь, то бе­гай дерз­но­ве­ния и стра­стей, ибо при­ро­да ев­ну­хов склон­на к страст­ным по­мыс­лам.
Ска­зав это, ста­рец со­тво­рил обыч­ную мо­лит­ву и со­при­чис­лил бла­жен­ную к бра­тии. Бу­дучи при­ня­та в чис­ло бра­тии, свя­тая Ан­на ста­ла усерд­но упраж­нять­ся во вся­ких доб­ро­де­те­лях и осо­бен­но в сми­ре­нии, яв­ляя со­бою вы­со­кий об­ра­зец для всех под­ви­зав­ших­ся в ки­но­вии ино­ков.
Меж­ду тем быв­ший слу­жи­тель Ан­ны, ко­то­ро­му бы­ло по­ру­че­но окон­ча­тель­ное устрой­ство ее до­маш­них дел, по окон­ча­нии всех дел от­пра­вил­ся отыс­ки­вать гос­по­жу свою. Об­рет­ши ино­ка, по­стриг­ше­го бла­жен­ную, он стал во­про­шать его:
– Не зна­ешь ли, где гос­по­жа моя, ко­то­рая, оста­вив все зем­ное, взыс­ка­ла небес­ное?
Тот от­вет­ство­вал:
– Что мне из­вест­но о ней, ча­до, от то­го не бу­ду от­ре­кать­ся, ибо от ме­ня она при­ня­ла по­стри­же­ние и мною об­ле­че­на в ино­че­ский муж­ской об­раз; но где она те­перь, – то­го не мо­гу знать на­вер­ное. Впро­чем я слы­шал, что она при­ня­та в чис­ло бра­тии од­но­го из Олимп­ских мо­на­сты­рей. Итак, пой­дем вме­сте в тот мо­на­стырь и рас­спро­сим там о гос­по­же тво­ей.
При­дя к упо­мя­ну­той вы­ше ки­но­вии, они ста­ли рас­спра­ши­вать вра­та­ря и, раз­уз­нав от него от­но­си­тель­но ис­ко­мой, про­си­ли вы­звать ее к ним. Ко­гда свя­тая вы­шла, инок ска­зал ей, ука­зы­вая на слу­гу:
– Вот вер­ный твой слу­га, ко­то­рый мно­го по­стра­дал, отыс­ки­вая те­бя.
По­том они ста­ли мо­лить ее, чтобы свя­тая по­се­ли­лась вме­сте с ни­ми в Олимп­ской Лав­ре. Бла­жен­ная Ан­на скло­ни­лась на их прось­бы и, при­дя к на­сто­я­те­лю, при­ня­ла от него и от бра­тии бла­го­сло­ве­ние и вы­шла от­ту­да. При­дя, вме­сте с ино­ком тем и слу­гою сво­им в Олимпий­скую Лав­ру, Ан­на по­се­ли­лась в ней и пре­бы­ва­ла там дол­гое вре­мя, неустан­но тру­дясь и под­ви­за­ясь.
Бог про­сла­вил свя­тую по­движ­ни­цу да­ром чу­до­тво­ре­ния. Слух о ее чу­де­сах до­стиг от­да­лен­ных стран, и тол­пы на­ро­да при­хо­ди­ли к ино­ку Ев­фи­ми­а­ну, так что оби­тель не мог­ла вме­щать всех при­хо­дя­щих. То­гда на­сто­я­тель Лавры из­ве­стил о де­лах Ев­фи­ми­а­на свя­тей­ше­го Та­ра­сия, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, по­ве­дав ему, что оби­тель по тес­но­те сво­ей не мо­жет вме­стить всех же­ла­ю­щих ви­деть по­движ­ни­ка. Пат­ри­арх вы­звал свя­тую Ан­ну в сто­ли­цу для бе­сед, а по­том дал ино­кам Лав­ры бо­лее про­стор­ное ме­сто с по­ве­ле­ни­ем по­стро­ить на ней про­стран­ную и боль­шую Лав­ру. Ко­гда но­вая Лав­ра бы­ла по­стро­е­на, бла­жен­ная Ан­на по­се­ли­лась в ней для даль­ней­ших по­дви­гов на спа­се­ние мно­гих. И рас­про­стра­ня­лась сла­ва о ней все даль­ше и даль­ше. Но и в сла­ве сво­ей бла­жен­ная же­на не из­бе­жа­ла скор­бей. Ее ожи­да­ли но­вые на­па­сти по вине од­но­го лже-ино­ка, ока­зав­ше­го­ся на де­ле раз­бой­ни­ком и при­об­щив­ше­го­ся зло­рад­но­му кле­вет­ни­ку – диа­во­лу. Со­вер­шив на­си­лие над од­ной де­ви­цей, он раз­гла­сил, что сей грех со­тво­рен Ев­фи­ми­а­ном. Но свя­тая Ан­на не оскор­би­лась этим и ни во что вме­ни­ла кле­ве­ту, без­ро­пот­но пе­ре­но­ся по­стиг­шую ее на­пасть. Од­на­ко за нее всту­пи­лась од­на бо­го­лю­би­вая жен­щи­на.
Услы­шав мерз­кую кле­ве­ту без­стыд­но­го, она ска­за­ла:
– Смот­ри, брат, не ока­зал­ся бы ев­нух, опо­ро­чи­ва­е­мый то­бою, свя­тою дев­ствен­ни­цею, и не по­стра­дать бы те­бе за гре­хи твои, ибо ты до­сто­ин ог­ня ге­ен­ско­го, без­сла­вя непо­роч­ную и бу­дучи сам по­ви­нен в гре­хе.
Но нече­сти­вый лже-инок и по­сле то­го про­дол­жал при­чи­нять свя­той Анне оби­ды и до­са­жде­ния, по­ка, по во­ле Бо­жи­ей, не бы­ло об­на­ру­же­но, что под ви­дом ино­ка Ев­фи­ми­а­на под­ви­за­лась бла­жен­ная же­на. Так бы­ла яв­ле­на лжи­вость на­го­во­ра нече­сти­во­го лже-ино­ка, и ули­чен­ный в кле­ве­те и в пре­ступ­ном дей­ствии зло­дей был по­ве­шен. Свя­тая же, не же­лая, чтобы тай­на ее бы­ла из­вест­на мно­гим, бе­жа­ла от­ту­да с дву­мя ино­ка­ми в од­ну пу­сты­ню. Най­дя здесь за­бро­шен­ную цер­ковь и при ней ис­точ­ник с вер­то­гра­дом, она по­се­ли­лась там, а с ней вме­сте по­се­ли­лись и два ино­ка из Олимп­ской Лав­ры, со­про­вож­дав­шие ее, из ко­то­рых один на­зы­вал­ся Ев­ста­фи­ем, а дру­гой – Нео­фи­том. От­ту­да бла­жен­ная Ан­на пе­ре­шла в стра­ны Ис­иг­мат­ские, где она и под­ви­за­лась, по­да­вая всем ис­це­ле­ние и тво­ря чу­де­са, по­ка не бы­ла при­зва­на Бо­гом в небес­ные оби­те­ли. Та­ким об­ра­зом, свя­то по­жив, она ото­шла к Бо­гу, Ко­е­го измла­да воз­лю­би­ла.

☦️
Бла­жен­ный Ан­д­ро­ник, уро­же­нец Ро­сто­ва, на­чал ду­хов­ную жизнь под ру­ко­вод­ством ве­ли­ко­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Он был лю­би­те­лем ду­хов­ной жиз­ни, по­это­му свя­ти­тель Алек­сий из­брал его на­сто­я­те­лем но­вой оби­те­ли, ко­то­рую хо­тел с Бо­жьей по­мо­щью по­стро­ить в честь неру­ко­твор­ной ико­ны Спа­си­те­ля, чтобы ис­пол­нить обет в па­мять спа­се­ния от ве­ли­кой бу­ри на мо­ре, ко­гда он плыл из Ца­рь­гра­да.
Ме­сто бы­ло вы­бра­но на ре­ке Яу­зе, то са­мое, где князь Все­во­лод Юрье­вич встре­тил пол­чи­ща Ба­тыя кро­во­про­лит­ным бо­ем. Пре­по­доб­ный Сер­гий при­хо­дил сю­да мо­лить­ся за но­вую оби­тель. В 1361 го­ду стро­и­тель­ство бы­ло за­кон­че­но, пре­по­доб­ный Ан­д­ро­ник при­сту­пил к воз­ло­жен­ным на него обя­зан­но­стям.
Игу­мен по­да­вал при­мер бра­тии стро­гим пост­ни­че­ством, кро­то­стью и глу­бо­ким сми­ре­ни­ем, и эти ка­че­ства при­вле­ка­ли в оби­тель мно­же­ство лю­дей, ко­то­рые при­хо­ди­ли сю­да учить­ся За­ко­ну Бо­жье­му и при­ни­ма­ли здесь ино­че­ство. По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Алек­сия в оби­те­ли устро­е­ны бы­ло об­ще­жи­тие. Пре­по­доб­ный Сер­гий не за­бы­вал по­се­щать сво­е­го уче­ни­ка и во­оду­шев­лять к по­дви­гам.
В 1365 го­ду ве­ли­кий по­движ­ник при­шел по­кло­нить­ся об­ра­зу Спа­са пе­ред от­прав­ле­ни­ем в даль­ний путь – в Ниж­ний Нов­го­род, к кня­зю Бо­ри­су – и по­том дол­го бе­се­до­вал с Ан­д­ро­ни­ком. На ме­сте их про­ща­ния по­ста­ви­ли ча­сов­ню. Свя­ти­тель Алек­сий и ве­ли­кий князь Ди­мит­рий так­же оста­нав­ли­вал­ся в оби­те­ли Ан­д­ро­ни­ка мо­лить­ся пе­ред ико­ной Спа­си­те­ля пе­ред по­хо­дом кня­зя на Ор­ду (1381).
Ду­хов­ная жизнь цве­ла в Ан­д­ро­ни­ко­вой оби­те­ли под над­зо­ром бди­тель­но­го на­сто­я­те­ля. «Свя­той Ан­д­ро­ник, – пи­сал пре­по­доб­ный Иосиф Во­ло­ко­лам­ский, – си­ял ве­ли­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми. С ним жи­ли уче­ни­ки его Сав­ва и Алек­сандр, чуд­ные, зна­ме­ни­тые ико­но­пис­цы, Да­ни­ил и уче­ник его Ан­дрей, и мно­гие дру­гие. Ико­но­пис­цы от­ли­ча­лись та­ким по­движ­ни­че­ством, та­кой рев­но­стью к по­сту и ино­че­ской жиз­ни, что удо­сто­и­лись Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти; ум и мыс­ли их об­ра­ще­ны бы­ли к Бо­же­ствен­но­му све­ту, а чув­ствен­ное око с лю­бо­вью смот­ре­ло на на­пи­сан­ные ли­ки Хри­ста, Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри и всех свя­тых».
Бла­жен­ный Ан­дрей Рублев в 1405 г. рас­пи­сы­вал сте­ны при­двор­но­го Бла­го­ве­щен­ско­го хра­ма и пи­сал ико­ны; в 1408 г. он вме­сте с Да­ни­и­лом укра­шал со­бор­ный храм во Вла­ди­ми­ре. За­тем укра­си­ли они сте­но­пи­сью Спас­ский храм в Ан­д­ро­ни­ко­вой оби­те­ли. По­след­ние их тру­ды по­свя­ще­ны бы­ли по прось­бе Ни­ко­на па­мя­ти Сер­гия. «Пре­по­доб­ный, – го­во­рит ле­то­пись, – по­спеш­но со­би­ра­ет жи­во­пис­цев, му­жей от­лич­ных, со­вер­шен­ных в доб­ро­де­те­ли, Да­ни­и­ла, спост­ни­ка его Ан­дрея и их по­мощ­ни­ков. При по­мо­щи Бо­жьей они усерд­но при­ня­лись за де­ло и весь­ма укра­си­ли хра­мы раз­ны­ми чуд­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми, изум­ляя и по­ныне пло­да­ми тру­дов сво­их».
Пре­по­доб­ный Ан­д­ро­ник, до­жив до глу­бо­кой ста­ро­сти, пе­ре­дал управ­ле­ние оби­те­лью сво­е­му уче­ни­ку Сав­ве, а сам по при­ме­ру на­став­ни­ка Сер­гия в глу­бо­ком без­мол­вии стал го­то­вить­ся к пе­ре­хо­ду в дру­гую жизнь. Скон­чал­ся ве­ли­кий по­движ­ник в 1404 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-andronik-moskovskij

☦️
Уче­ник пре­по­доб­но­го Ан­д­ро­ни­ка Мос­ков­ско­го. Сияя мно­ги­ми доб­ро­де­те­ля­ми, и ра­ди них по­чи­та­е­мый не толь­ко про­стым на­ро­дом, но и кня­зья­ми, был по­став­лен по­сле смер­ти сво­е­го учи­те­ля игу­ме­ном Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря. Из мно­го­чис­лен­ных его уче­ни­ков мно­гие бы­ли по­став­ле­ны игу­ме­на­ми в дру­гие мо­на­сты­ри, а неко­то­рые ста­ли епи­ско­па­ми. С ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду око­ло 1410 г.
По смер­ти пре­по­доб­но­го Сав­вы мно­гие, при­бе­га­ю­щие с ве­рой к его свя­то­му гро­бу, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние от ду­шев­ных и те­лес­ных немо­щей. Один из его уче­ни­ков, свя­щен­но­и­нок Еф­рем, был бо­рим от бе­са блуд­ной стра­стью. С ве­рою при­дя ко гро­бу пре­по­доб­но­го Сав­вы и в мо­лит­вах при­звав его на по­мощь, вско­ре по­лу­чил ис­це­ле­ние.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-savva-moskovskij

☦️
­доб­ная Алек­сандра в ми­ре зва­лась Ага­фия Се­ме­нов­на. Про­ис­хо­ди­ла она из ста­рин­но­го ря­зан­ско­го ро­да дво­рян Сте­па­но­вых, из­вест­но­го с се­ре­ди­ны XVI ве­ка. Ро­ди­лась в бла­го­че­сти­вой се­мье Си­мео­на и Па­рас­ке­вы в кон­це 1720-х – на­ча­ле 1730-х го­дов. Отец ра­но умер, и мать са­ма вос­пи­ты­ва­ла ее в ду­хе бла­го­че­стия. Прас­ко­вья Ан­дре­ев­на в юных го­дах вы­да­ла Ага­фию за сы­на со­се­дей-по­ме­щи­ков Мель­гу­но­вых. Яков Мель­гу­нов слу­жил пра­пор­щи­ком в Му­ром­ском пе­хот­ном пол­ку. Ага­фия Се­ме­нов­на недол­го бы­ла за­му­жем. Ее су­пруг ра­но скон­чал­ся (око­ло 1755–56 г.), оста­вив ее с ма­лень­кой до­че­рью на ру­ках. Имея об­шир­ные по­ме­стья и 700 душ кре­стьян, об­ла­дая боль­шим ка­пи­та­лом и бу­дучи в мо­ло­до­сти при­ят­ной на­руж­но­сти и яс­но­го ума, Ага­фия Се­ме­нов­на вы­бра­ла путь слу­же­ния Бо­гу.
По при­ме­ру же­ны род­но­го дя­ди её му­жа, ко­то­рая ов­до­вев, при­ня­ла мо­на­ше­ство в Ря­зан­ском Бо­го­яв­лен­ском мо­на­сты­ре, Ага­фия Се­ме­нов­на со сво­ей до­че­рью от­пра­ви­лась в Ки­ев и по бла­го­сло­ве­нию стар­цев по­сту­пи­ла в Ки­е­во-Фло­ров­ский мо­на­стырь.
Од­на­жды ма­туш­ка Алек­сандра спо­до­би­лась ви­деть Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу и слы­шать от Нее та­кие сло­ва: «Это Я, Гос­по­жа и Вла­ды­чи­ца твоя, Ко­то­рой ты все­гда мо­лишь­ся. Я при­шла воз­ве­стить те­бе во­лю Мою: так те­бе ныне гла­го­лю: иди в зем­лю, ко­то­рую Я по­ка­жу те­бе. Иди на се­вер Рос­сии и об­хо­ди все ве­ли­ко­рус­ские ме­ста свя­тых оби­те­лей Мо­их, и бу­дет ме­сто, где Я ука­жу те­бе окон­чить бо­го­угод­ную жизнь, и про­слав­лю Имя Мое там, ибо в ме­сте жи­тель­ства тво­е­го Я ос­ную оби­тель ве­ли­кую Мою, на ко­то­рую низ­ве­ду все бла­го­сло­ве­ния Бо­жии и Мои, со всех трех жре­би­ев Мо­их на зем­ле: Иве­рии, Афо­на и Ки­е­ва. Иди же в путь твой, и бла­го­дать Бо­жия непре­стан­но да бу­дут с то­бою!» Оч­нув­шись, мать Алек­сандра со­об­щи­ла о ви­де­нии сво­е­му ду­хов­но­му от­цу, за­тем дру­гим от­цам Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Мать Алек­сандра про­си­ла их разо­брать, что за ви­де­ния удо­сто­и­лась она. Но свя­тые стар­цы еди­но­глас­но ре­ши­ли, что ви­де­ние Ца­ри­цы Небес­ной бы­ло ис­тин­ное и что мать Алек­сандра удо­сто­и­лась быть из­бран­ни­цей Бо­жи­ей Ма­те­ри во все­лен­ной. Стар­цы по­со­ве­то­ва­ли ма­те­ри Алек­сан­дре скрыть свое по­стри­же­ние и под преж­ним име­нем вдо­вы-под­по­ру­чи­цы Ага­фии Се­ме­нов­ны Мель­гу­но­вой пу­стить­ся в путь, ука­зан­ный ей Бо­го­ма­те­рью. Све­де­ния о том, где и сколь­ко вре­ме­ни стран­ство­ва­ла мать Алек­сандра, утра­ти­лись с го­да­ми.
В 1760 г. шла она из г. Му­ро­ма в Са­ров­скую пу­стынь. Не до­хо­дя 12 верст, мать Алек­сандра оста­но­ви­лась на от­дых в се­ле Ди­ве­е­во.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandra-diveevskaja-melgunova

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 1 мар­та 1864 го­да в се­ле Са­жин­ском Кун­гур­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ма­ка­рия Ар­хан­гель­ско­го. По­сту­пив в Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, он по со­сто­я­нию здо­ро­вья вы­нуж­ден был пре­рвать уче­бу на 3-м кур­се. 23 де­каб­ря 1884 го­да Алек­сей был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в Вве­ден­скую цер­ковь се­ла Кам­горт Чер­дын­ско­го уез­да, 5 фев­ра­ля 1885 го­да пе­ре­ве­ден пса­лом­щи­ком в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­скую цер­ковь в род­ном се­ле Са­жин­ском, 12 де­каб­ря 1887 го­да – в Свя­то-Тро­иц­кую цер­ковь Верх-Те­чен­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря Шад­рин­ско­го уез­да. 8 сен­тяб­ря 1888 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к мо­на­стыр­ской церк­ви и 17 ок­тяб­ря то­го же го­да на­зна­чен учи­те­лем в цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу при Верх-Те­чен­ском жен­ском мо­на­сты­ре.
18 де­каб­ря 1893 го­да диа­кон Алек­сий был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к По­кров­ской церк­ви се­ла Пес­ча­но-Ко­ле­дин­ское Шад­рин­ско­го уез­да и утвер­жден за­ко­но­учи­те­лем Пес­ча­но-Ко­ле­дин­ско­го на­род­но­го учи­ли­ща.
В «Ека­те­рин­бург­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях» так опи­сы­ва­лась По­кров­ская цер­ковь: «Се­ло Пес­ча­но-Ко­ле­дин­ское ра­нее бы­ло де­рев­ней Уксян­ско­го при­хо­да… Цер­ковь су­ще­ству­ет здесь с 1878 го­да. Ка­мен­ная, од­но­пре­столь­ная, бе­лень­кая, неболь­ших раз­ме­ров, она об­не­се­на кру­гом де­ре­вян­ною огра­дою. Внут­ри церк­ви за­мет­на бед­ность. Де­ше­вая утварь, некра­ше­ный пол, го­лые сте­ны. Но этот бед­ный храм, ви­ди­мо, поль­зу­ет­ся лю­бо­вью: про­стень­кий, ни­зень­кий ико­но­стас за­бот­ли­во убран гир­лян­да­ми из пих­ты, пол в ал­та­ре по­кра­шен свет­ло-се­рою крас­кой и всю­ду чи­сто­та и опрят­ность… При­ход со­сто­ит из од­но­го се­ла…»
13 (26) июня 1918 го­да крас­но­гвар­дей­цы аре­сто­ва­ли от­ца Алек­сия. По­сле крат­ко­го до­про­са свя­щен­ни­ка от­ве­ли на бе­рег ре­ки Те­ча и здесь рас­стре­ля­ли. Пе­ред смер­тью отец Алек­сий пе­ре­кре­стил­ся и со сло­ва­ми: «без­вин­но уми­раю» – упал, сра­жен­ный пу­ля­ми. Крас­но­гвар­дей­цы, бро­сив уби­то­го в по­воз­ку, от­вез­ли его в се­ло Пес­ча­но-Ко­ле­дин­ское, где он был по­хо­ро­нен при­хо­жа­на­ми на сель­ском клад­би­ще.
Через неко­то­рое вре­мя те же крас­но­гвар­дей­цы аре­сто­ва­ли в се­ле Верх-Те­ча две­на­дцать че­ло­век, де­вять из ко­то­рых уби­ли по­чти сра­зу же, но пе­ред этим му­чи­ли и изу­ве­чи­ли так, что род­ные смог­ли узнать их лишь по одеж­де. Ли­ца их бы­ли пре­вра­ще­ны в кус­ки мя­са, ру­ки вы­вер­ну­ты, бо­ро­ды вы­рва­ны. Один из стра­даль­цев про­сил дать ему пить, и крас­но­гвар­де­ец, ты­ча его ли­цом в лу­жу кро­ви, ска­зал: «Пей свою кровь!» Все уби­тые бы­ли по­хо­ро­не­ны на пло­ща­ди у церк­ви в брат­ской мо­ги­ле. Вско­ре се­ло Верх-Те­ча бы­ло осво­бож­де­но вой­ска­ми Си­бир­ско­го пра­ви­тель­ства, – каз­ни пре­кра­ти­лись, и 15 ав­гу­ста 1918 го­да гроб с остан­ка­ми свя­щен­но­му­че­ни­ка Алек­сия был пе­ре­не­сен в брат­скую мо­ги­лу ря­дом с хра­мом.

☦️
Му­че­ни­ца Пе­ла­гия ро­ди­лась в 1897 го­ду в се­ле Ку­че­ря­ев­ка Боб­ров­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Сте­па­на Сте­па­но­ви­ча Жид­ко. Она вы­рос­ла, и серд­це ее уже не на­хо­ди­ло пол­но­го удо­вле­тво­ре­ния в мир­ской жиз­ни, и она ре­ши­ла все­це­ло по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Гос­по­ду. В два­дца­тых го­дах бы­ли уже за­кры­ты все мо­на­сты­ри в Во­ро­неж­ской об­ла­сти, и мо­на­хи разо­шлись по се­лам, мно­гие из них слу­жи­ли в при­ход­ских хра­мах, и во­круг них ста­ли со­би­рать­ся хри­сти­ан­ские об­щи­ны. Лю­ди да­ва­ли мо­на­ше­ские обе­ты и при­ни­ма­ли по­стри­ги, как в хри­сти­ан­ских об­щи­нах древ­но­сти во вре­мя пер­вых го­не­ний; по­се­ля­ясь в сель­ских до­мах по два-три еди­но­мыс­лен­ных че­ло­ве­ка, они ве­ли мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни. По­сле то­го как бы­ли за­кры­ты все бли­жай­шие хра­мы, они ста­ли при­гла­шать свя­щен­ни­ков до­мой для со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ний.
Го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь не пре­кра­ща­лись, ка­ра­тель­ные ор­га­ны без­бож­но­го го­су­дар­ства аре­сто­вы­ва­ли все но­вых и но­вых лю­дей, и к кон­цу 1937 го­да уже не оста­лось во­все в Бу­тур­ли­нов­ском рай­оне свя­щен­ни­ков, но ищу­щие мо­на­ше­ской жиз­ни по-преж­не­му со­би­ра­лись вме­сте для об­щей мо­лит­вы, вы­би­рая се­бе в ка­че­стве ру­ко­во­ди­те­ля стар­ше­го и в ду­хов­ном от­но­ше­нии бо­лее гра­мот­но­го и опыт­но­го че­ло­ве­ка.
В 1937 го­ду со­труд­ни­ки Во­ро­неж­ско­го УНКВД при­сту­пи­ли к уни­что­же­нию по­след­них хри­сти­ан­ских об­щин. «Управ­ле­ни­ем НКВД по Во­ро­неж­ской об­ла­сти, – пи­са­ли они, – вскры­та и лик­ви­ди­ро­ва­на контр­ре­во­лю­ци­он­ная цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ская ор­га­ни­за­ция на тер­ри­то­рии пя­ти рай­о­нов Во­ро­неж­ской об­ла­сти… по ко­то­рой аре­сто­ва­но 127 че­ло­век». Сре­ди дру­гих 27 но­яб­ря 1937 го­да бы­ла аре­сто­ва­на и Пе­ла­гия. Сле­до­ва­тель в тот же день до­про­сил ее.
– Вы аре­сто­ва­ны за про­во­ди­мую ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ную про­па­ган­ду. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ной? – спро­сил он.
– Нет, – от­ве­ти­ла Пе­ла­гия, – ви­нов­ной се­бя в этом не при­знаю, так как ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью не за­ни­ма­лась.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы на сво­их сбо­ри­щах, кро­ме пе­ния цер­ков­ных пе­сен, ве­де­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную про­па­ган­ду. При­зна­е­те вы это?
– Нет, я это­го не при­знаю, так как ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной про­па­ган­дой мы там не за­ни­ма­лись.
– Вы про­дол­жа­е­те врать след­ствию. На­ста­и­ваю на да­че прав­ди­вых и ис­чер­пы­ва­ю­щих по­ка­за­ний.
– Я уже вам го­во­ри­ла, что ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной про­па­ган­дой я не за­ни­ма­лась; я ви­но­ва­та толь­ко в том, что вы­ка­зы­ва­ла недо­воль­ство кол­хоз­ной жиз­нью, го­во­ря, что ес­ли бы не бы­ло кол­хо­зов, то жизнь бы­ла бы луч­ше. Боль­ше я ни­че­го не го­во­ри­ла.
– Вам за­чи­ты­ва­ют­ся по­ка­за­ния сви­де­те­лей… ули­ча­ю­щие вас в том, что вы в сен­тяб­ре 1937 го­да сре­ди кол­хоз­ни­ков ве­ли ан­ти­кол­хоз­ную про­па­ган­ду, при этом воз­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту на ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ной?
– Нет, в этом я се­бя ви­нов­ной не при­знаю.
Бы­ли вы­зва­ны штат­ные сви­де­те­ли; од­на из сви­де­тель­ниц по­ка­за­ла, что Пе­ла­гия во вре­мя раз­го­во­ра за­яви­ла ей, что вы, мол, де­тей ро­жа­е­те, тру­ди­тесь, му­ча­е­тесь, а мы му­ча­ем­ся тем, что нас треп­лет со­вет­ская власть, ком­му­ни­сты.
Несмот­ря на от­вер­же­ние ви­ны об­ви­ня­е­мы­ми, след­ствие, опи­ра­ясь на по­ка­за­ния сви­де­те­лей, со­чло до­ка­зан­ным, что об­ви­ня­е­мые «яв­ля­ют­ся ак­тив­ны­ми чле­на­ми лик­ви­ди­ро­ван­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции… ко­то­рые про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, на­прав­лен­ную на свер­же­ние со­вет­ской вла­сти во­ору­жен­ным пу­тем, пу­тем ор­га­ни­за­ции тер­ро­ра над во­ждя­ми ВКП(б) и со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства».
15 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Пе­ла­гию к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре.
В это вре­мя она на­ча­ла слеп­нуть и, ко­гда 16 ян­ва­ря 1942 го­да по­сле мно­гих тю­рем при­бы­ла в Кар­лаг в Ка­зах­стане, то бы­ла уже со­вер­шен­но сле­пой. Внеш­ний мир по­мерк для нее, и пе­ред рев­ност­ной хри­сти­ан­кой от­крыл­ся про­стор для очей внут­рен­них. Пе­ла­гия Жид­ко скон­ча­лась 26 июня 1944 го­да на участ­ке Кар­ла­га Джар­тас и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле на ла­гер­ном клад­би­ще.

Жития
Писание