⏳ 2020.06.25 (чт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 3я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• четверг
• Апостольский пост

☀️ неподвижный годовой круг:
25 июня (12 июня)
• прп. Ону́фрия Великого (IV)
• прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемо́на, Фео́фила (IV)
• прп. Петра Афонского (734)
• прп. Арсения Коневского (1447)
• прп. Онуфрия Мальского (1492)
• прп. Стефана Озерского (1542)
• прпп. Вассиа́на и Ионы Пертоминских (1561)
• прпп. Онуфрия и Авксе́нтия Вологодских (XV–XVI)
• перенесение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской


☦️
Пре­по­доб­ный Онуф­рий жил в пол­ном оди­но­че­стве в ди­кой пу­стыне 60 лет. В мо­ло­до­сти он вос­пи­ты­вал­ся в Фива­ид­ском мо­на­сты­ре Эри­ти. Узнав от стар­цев о ве­ли­кой тя­же­сти и вы­со­те жиз­ни пу­стын­ни­ков, ко­то­рым Гос­подь по­сы­ла­ет через Ан­ге­лов Свою по­мощь, пре­по­доб­ный Онуф­рий воз­го­рел­ся ду­хом под­ра­жать их по­дви­гам. Но­чью он тай­но вы­шел из оби­те­ли и уви­дел пред со­бой свет­лый луч. Свя­той Онуф­рий ис­пу­гал­ся и ре­шил вер­нуть­ся, но го­лос Ан­ге­ла-хра­ни­те­ля по­двиг его на даль­ней­ший путь. В глу­бине пу­сты­ни пре­по­доб­ный Онуф­рий на­шел пу­стын­ни­ка и остал­ся учить­ся у него пу­стын­но­му жи­тию и борь­бе с диа­воль­ски­ми ис­ку­ше­ни­я­ми. Ко­гда ста­рец убе­дил­ся, что свя­той Онуф­рий укре­пил­ся в этой страш­ной борь­бе, он до­вел его до ука­зан­но­го для по­дви­гов ме­ста и оста­вил од­но­го. Еже­год­но ста­рец при­хо­дил к нему и через несколь­ко лет, при­дя к пре­по­доб­но­му Онуф­рию, скон­чал­ся.
По прось­бе пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия пре­по­доб­ный Онуф­рий рас­ска­зал о сво­их по­дви­гах и тру­дах и о том, как Гос­подь уте­шил его: око­ло пе­ще­ры, где он жил, вы­рос­ла фини­ко­вая паль­ма и от­крыл­ся ис­точ­ник чи­стой во­ды. Две­на­дцать вет­вей паль­мы по­оче­ред­но при­но­си­ли пло­ды, и пре­по­доб­ный не тер­пел го­ло­да и жаж­ды. Тень паль­мы укры­ва­ла его от по­лу­ден­но­го зноя. Ан­гел при­но­сил свя­то­му хлеб и каж­дые суб­бо­ту и вос­кре­се­нье при­ча­щал его, как и дру­гих пу­стын­ни­ков, Свя­тых Тайн.
Пре­по­доб­ные бе­се­до­ва­ли до ве­че­ра. Ве­че­ром меж­ду стар­ца­ми по­явил­ся бе­лый хлеб, и они вку­си­ли его с во­дой. Ночь стар­цы про­ве­ли в мо­лит­ве. По­сле утрен­не­го пе­ния пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий уви­дел, что ли­цо пре­по­доб­но­го Онуф­рия из­ме­ни­лось, и ис­пу­гал­ся за него. Свя­той Онуф­рий ска­зал: «Бог, Ми­ло­серд­ный ко всем, по­слал те­бя ко мне, чтобы ты пре­дал по­гре­бе­нию мое те­ло. В се­го­дняш­ний день я окон­чу мою вре­мен­ную жизнь и отой­ду к жиз­ни бес­ко­неч­ной, в по­кое веч­ном ко Хри­сту мо­е­му». Пре­по­доб­ный Онуф­рий за­ве­щал свя­то­му Па­ф­ну­тию, чтобы он рас­ска­зал о нем всем бра­тьям-по­движ­ни­кам и всем хри­сти­а­нам ра­ди их спа­се­ния.
Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий про­сил бла­го­сло­ве­ния остать­ся в пу­стыне, но свя­той Онуф­рий ска­зал, что на это нет во­ли Бо­жи­ей, и ве­лел вер­нуть­ся в оби­тель и по­ве­дать всем о жиз­ни Фива­ид­ских пу­стын­ни­ков. Бла­го­сло­вив пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия и про­стив­шись с ним, свя­той Онуф­рий дол­го со сле­за­ми мо­лил­ся, за­тем воз­лег на зем­лю, про­из­нес свои по­след­ние сло­ва: «В ру­ки Твои, Бо­же мой, пре­даю дух мой», – и скон­чал­ся.
Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий с пла­чем ото­драл от сво­ей одеж­ды под­клад­ку и за­вер­нул в нее те­ло ве­ли­ко­го пу­стын­ни­ка, ко­то­рое по­ло­жил в углуб­ле­ние боль­шо­го кам­ня, на­по­до­бие гро­ба, и за­сы­пал мно­же­ством мел­ких кам­ней. За­тем он стал мо­лить­ся, чтобы Гос­подь раз­ре­шил ему до кон­ца жиз­ни остать­ся на ме­сте по­дви­гов пре­по­доб­но­го Онуф­рия. Вне­зап­но пе­ще­ра об­ва­ли­лась, паль­ма за­сох­ла, а ис­точ­ник ис­сяк.
По­няв, что ему нет бла­го­сло­ве­ния остать­ся, пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий от­пра­вил­ся в об­рат­ный путь.
Через 4 дня пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий до­шел до пе­ще­ры, где его встре­тил пу­стын­ник, пре­бы­вав­ший в пу­стыне бо­лее 60 лет. Кро­ме двух дру­гих стар­цев, с ко­то­ры­ми он под­ви­зал­ся вме­сте, этот пу­стын­ник ни­ко­го не ви­дел. Всю неде­лю по­движ­ни­ки про­во­ди­ли в оди­но­че­стве в пу­стыне, а в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье схо­ди­лись вме­сте для псал­мо­пе­ния. Пи­та­лись они хле­бом, ко­то­рый при­но­сил Ан­гел. Так как бы­ла суб­бо­та, пу­стын­ни­ки со­бра­лись вме­сте. Вку­сив по­лу­чен­ный от Ан­ге­ла хлеб, они всю ночь про­ве­ли в мо­лит­ве. Ухо­дя, пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий спро­сил име­на стар­цев, но они ска­за­ли: «Бог, зна­ю­щий все, зна­ет и име­на на­ши. По­ми­най нас, да спо­до­бим­ся ви­деть друг дру­га в Гор­них се­ле­ни­ях Бо­жи­их».
Про­дол­жая путь, пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий встре­тил оа­зис, ко­то­рый по­ра­зил его кра­со­той и оби­ли­ем пло­до­нос­ных де­ре­вьев. Из пу­сты­ни к нему вы­шли чет­ве­ро оби­тав­ших здесь юно­шей. Юно­ши рас­ска­за­ли пре­по­доб­но­му Па­ф­ну­тию, что в дет­стве они жи­ли в го­ро­де Ок­си­рин­хе (Верх­няя Фива­и­да) и вме­сте обу­ча­лись гра­мо­те. Они го­ре­ли же­ла­ни­ем по­свя­тить свою жизнь Бо­гу. Сго­во­рив­шись уй­ти в пу­сты­ню, юно­ши вы­шли из го­ро­да и по­сле несколь­ких дней пу­ти до­стиг­ли пу­сты­ни. Их встре­тил си­я­ю­щий све­том муж и при­вел к стар­цу-пу­стын­ни­ку. «Вот уже шесть лет, – ска­за­ли юно­ши, – мы жи­вем на этом ме­сте. Ста­рец наш про­жил здесь один год и пре­ста­вил­ся. Мы жи­вем сей­час од­ни, пи­та­ем­ся пло­да­ми де­ре­вьев, а во­да у нас из ис­точ­ни­ка». Юно­ши на­зва­ли свои име­на. Это бы­ли свя­тые Иоанн, Ан­дрей, Ирак­лам­вон (Ирак­ле­мон) и Фе­о­фил. Всю неде­лю юные пу­стын­ни­ки под­ви­за­лись от­дель­но друг от дру­га, а в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье схо­ди­лись в оа­зис и воз­но­си­ли об­щую мо­лит­ву. В эти дни яв­лял­ся Ан­гел и при­ча­щал их Свя­тых Тайн. Ра­ди пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия они не ушли в пу­сты­ню, а всю неде­лю мо­ли­лись все вме­сте. В сле­ду­ю­щую суб­бо­ту и вос­кре­се­нье свя­той Па­ф­ну­тий вме­сте с юно­ша­ми спо­до­бил­ся при­ча­стить­ся из рук Ан­ге­ла Свя­тых Тайн и услы­шать ска­зан­ные Ан­ге­лом сло­ва: «Да бу­дет вам пи­щей нетлен­ной, ве­се­ли­ем нескон­ча­е­мым и жиз­нью веч­ной Те­ло и Кровь Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Бо­га на­ше­го».
Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий дерз­нул ис­про­сить у Ан­ге­ла поз­во­ле­ния до кон­ца дней остать­ся в пу­стыне. Ан­гел от­ве­тил, что Бог ука­зал ему иной путь – воз­вра­тить­ся в Еги­пет и по­ве­дать всем хри­сти­а­нам о жиз­ни пу­стын­ни­ков.
Про­стясь с юно­ша­ми, пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий через три дня пу­ти вы­шел к краю пу­сты­ни. Здесь на­хо­дил­ся неболь­шой скит. Бра­тия встре­ти­ли его с лю­бо­вью. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий рас­ска­зал все, что узнал о свя­тых от­цах, встре­чен­ных им в глу­бине пу­сты­ни. Бра­тия по­дроб­но за­пи­са­ли рас­сказ пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия и рас­про­стра­ни­ли его по дру­гим ски­там и мо­на­сты­рям. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий бла­го­да­рил Бо­га, спо­до­бив­ше­го его узнать о вы­со­кой жиз­ни от­шель­ни­ков Фива­ид­ской пу­сты­ни, и воз­вра­тил­ся в свою оби­тель.

☦️
Пре­по­доб­ные Иоанн, Ирак­ле­мон, Ан­дрей и Фе­о­фил под­ви­за­лись в еги­пет­ской пу­стыне в IV ве­ке. Все чет­ве­ро бы­ли детьми на­чаль­ни­ков го­ро­да Ок­си­ринх (в Сред­нем Егип­те). Еще обу­ча­ясь в учи­ли­ще, они по­дру­жи­лись меж­ду со­бой и, изу­чив выс­шие свет­ские на­у­ки, вос­пы­ла­ли же­ла­ни­ем по­стиг­нуть пре­муд­рость ду­хов­ную.
Ре­шив по­свя­тить се­бя по­движ­ни­че­ству, они уда­ли­лись в пу­сты­ню, где встре­ти­ли од­но­го свя­то­го му­жа, до­стиг­ше­го уже глу­бо­кой ста­ро­сти, и про­жи­ли с ним, поль­зу­ясь от него ду­хов­ным на­зи­да­ни­ем, один год. Ко­гда муж тот умер, пре­по­доб­ные оста­лись там же, но по­се­ли­лись в раз­ных ме­стах. Пи­та­лись они ди­ки­ми ово­ща­ми, вку­шая лишь два ра­за в неде­лю. Каж­дый уеди­нен­но про­во­дил вре­мя в окрест­ных го­рах и пе­ще­рах, а в суб­бо­ты и вос­крес­ные дни они со­би­ра­лись вме­сте для об­щей мо­лит­вы и спо­доб­ля­лись свя­то­го при­ча­ще­ния от Ан­ге­ла Бо­жия. Так, про­жив око­ло ше­сти­де­ся­ти лет, с ми­ром по­чи­ли.
В пу­стыне по­движ­ни­ков по­встре­чал пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий, ко­то­рый вы­слу­шал и за­пи­сал их рас­сказ о сво­ей жиз­ни.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-oksirinfskij-egipetskij

☦️
Пре­по­доб­ный Петр Афон­ский, ро­дом грек, слу­жил во­е­во­дой в им­пе­ра­тор­ских вой­сках и жил в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 667 го­ду во вре­мя вой­ны с си­рий­ца­ми свя­той Петр был взят в плен и за­клю­чен в кре­по­сти го­ро­да Са­ма­ры на ре­ке Ев­фра­те.
Дол­гое вре­мя он то­мил­ся в тем­ни­це и раз­мыш­лял о том, за ка­кие гре­хи под­верг­ся на­ка­за­нию Бо­жию. Свя­той Петр вспом­нил, что од­на­жды имел на­ме­ре­ние оста­вить мир и уй­ти в мо­на­стырь, но так и не ис­пол­нил его. Он стал со­блю­дать в тем­ни­це стро­гий пост, усерд­но мо­лить­ся и про­сил у свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца за­ступ­ни­че­ства пе­ред Бо­гом. Свя­ти­тель Ни­ко­лай явил­ся свя­то­му Пет­ру во сне и дал со­вет при­зы­вать на по­мощь свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца. Укреп­ляя уз­ни­ка в тер­пе­нии и на­деж­де, свя­ти­тель еще раз яв­лял­ся ему во сне. В тре­тий раз он явил­ся вме­сте со свя­тым Си­мео­ном Бо­го­при­им­цем на­яву. Свя­той Си­ме­он кос­нул­ся жез­лом це­пей свя­то­го Пет­ра, и же­ле­зо при этом рас­та­я­ло, слов­но воск. Две­ри тем­ни­цы рас­кры­лись, и свя­той Петр вы­шел на сво­бо­ду. Свя­той Си­ме­он Бо­го­при­и­мец стал неви­дим, а свя­ти­тель Ни­ко­лай про­во­дил свя­то­го Пет­ра до гра­ни­цы гре­че­ской зем­ли. На­пом­нив об обе­те, Свя­ти­тель Ни­ко­лай так­же стал неви­дим. Для при­ня­тия ино­че­ско­го об­ра­за при гроб­ни­це апо­сто­ла Пет­ра свя­той Петр ушел в Рим. Свя­ти­тель Ни­ко­лай не оста­вил его без сво­ей по­мо­щи: он явил­ся во сне Рим­ско­му па­пе и рас­ска­зал об об­сто­я­тель­ствах осво­бож­де­ния свя­то­го Пет­ра из пле­на, на­ка­зав па­пе по­стричь быв­ше­го уз­ни­ка в мо­на­ше­ство.
На сле­ду­ю­щий день, при мно­го­люд­ном сте­че­нии на­ро­да во вре­мя бо­го­слу­же­ния, па­па гром­ко ска­зал: «Петр, при­шед­ший из гре­че­ской зем­ли, ко­то­ро­го свя­ти­тель Ни­ко­лай осво­бо­дил в Са­ма­ре из тем­ни­цы, при­ди ко мне». Свя­той Петр пред­стал пе­ред па­пой, ко­то­рый по­стриг его в мо­на­ше­ство при гроб­ни­це апо­сто­ла Пет­ра. Па­па учил свя­то­го Пет­ра пра­ви­лам ино­че­ской жиз­ни и дер­жал ино­ка при се­бе. По­том он с бла­го­сло­ве­ни­ем от­пу­стил свя­то­го Пет­ра ту­да, ку­да Бог со­бла­го­во­лит его на­пра­вить.
Свя­той Петр сел на ко­рабль, плыв­ший на во­сток. Ко­ра­бель­щи­ки, во вре­мя оста­нов­ки схо­див­шие на бе­рег, про­си­ли свя­то­го Пет­ра прид­ти по­мо­лить­ся в один дом, где хо­зя­ин и все до­маш­ние ле­жа­ли боль­ные. Свя­той Петр ис­це­лил их сво­ей мо­лит­вой.
Во сне свя­то­му Пет­ру яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и ука­за­ла ме­сто, где он дол­жен был жить до кон­ца сво­их дней – Свя­тую Го­ру Афон. Ко­гда ко­рабль про­плы­вал ми­мо Афо­на, то оста­но­вил­ся сам по се­бе. Свя­той Петр по­нял, что в этом ме­сте ему над­ле­жит сой­ти, и со­шел на бе­рег. Это бы­ло в 681 го­ду. Пре­по­доб­ный Петр про­вел в пу­стын­ных ме­стах Свя­той Го­ры, не ви­дя ни­ко­го из лю­дей, 53 го­да. Одеж­да его ис­тле­ла, а во­ло­сы и бо­ро­да от­рос­ли и по­кры­ли те­ло вме­сто одеж­ды.
В пер­вое вре­мя пре­по­доб­ный Петр мно­го­крат­но под­вер­гал­ся бе­сов­ским на­па­де­ни­ям. Ста­ра­ясь при­ну­дить свя­то­го по­ки­нуть пе­ще­ру, бе­сы при­ни­ма­ли вид то во­ору­жен­ных во­и­нов, то сви­ре­пых зве­рей и га­дов, го­то­вых рас­тер­зать от­шель­ни­ка. Но го­ря­чей мо­лит­вой к Бо­гу и Ма­те­ри Бо­жи­ей пре­по­доб­ный Петр по­беж­дал бе­сов­ские на­па­де­ния. То­гда враг стал дей­ство­вать хит­ро­стью. Явив­шись под ви­дом от­ро­ка, по­слан­но­го к нему из род­но­го до­ма, он со сле­за­ми умо­лял пре­по­доб­но­го оста­вить пу­сты­ню и вер­нуть­ся в свой дом. Пре­по­доб­ный про­сле­зил­ся, но без ко­ле­ба­ний от­ве­тил: «Сю­да ме­ня при­вел Гос­подь и Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, без Ее поз­во­ле­ния я от­сю­да не пой­ду». Услы­шав имя Ма­те­ри Бо­жи­ей, бес ис­чез.
Через семь лет бес пред­стал пе­ред пре­по­доб­ным в ви­де свет­ло­го Ан­ге­ла и ска­зал, что Бог по­веле­ва­ет ему ид­ти в мир для про­све­ще­ния и спа­се­ния нуж­дав­ших­ся в его ру­ко­вод­стве лю­дей. Опыт­ный по­движ­ник сно­ва от­ве­тил, что без по­ве­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри не по­кинет пу­сты­ни. Бес ис­чез и боль­ше не смел при­сту­пать к пре­по­доб­но­му. Ма­терь Бо­жия яви­лась пре­по­доб­но­му Пет­ру во сне вме­сте со свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем и ска­за­ла му­же­ствен­но­му от­шель­ни­ку, что каж­дые 40 дней Ан­гел бу­дет при­но­сить ему небес­ную ман­ну. С то­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Петр 40 дней по­стил­ся, а на со­ро­ко­вой день под­креп­лял­ся небес­ной ман­ной, по­лу­чая кре­пость на даль­ней­шее со­ро­ка­днев­ное воз­дер­жа­ние.
Од­на­жды охот­ник, гнав­ший­ся за оле­нем, уви­дел на­го­го че­ло­ве­ка, об­рос­ше­го во­ло­са­ми и пре­по­я­сан­но­го по чре­с­лам лист­вой. Он ис­пу­гал­ся и бро­сил­ся бе­жать. Пре­по­доб­ный Петр оста­но­вил его и рас­ска­зал о сво­ей жиз­ни. Охот­ник про­сил поз­во­ле­ния остать­ся с ним, но свя­той ото­слал его до­мой. Пре­по­доб­ный Петр дал охот­ни­ку год для са­мо­ис­пы­та­ния и за­пре­тил рас­ска­зы­вать о встре­че с ним.
Через год охот­ник воз­вра­тил­ся с бра­том, одер­жи­мым бе­сом, и дру­ги­ми спут­ни­ка­ми. Ко­гда они во­шли в пе­ще­ру пре­по­доб­но­го Пет­ра, то уви­де­ли, что он уже пре­ста­вил­ся к Бо­гу. Охот­ник с горь­ким пла­чем рас­ска­зал сво­им спут­ни­кам о жиз­ни пре­по­доб­но­го Пет­ра, а его брат, как толь­ко при­кос­нул­ся к те­лу свя­то­го, по­лу­чил ис­це­ле­ние. Пре­по­доб­ный Петр скон­чал­ся в 734 го­ду. Его свя­тые мо­щи на­хо­ди­лись на Афоне в оби­те­ли свя­то­го Кли­мен­та. Во вре­мя ико­но­бор­че­ства они бы­ли со­кры­ты, а в 969 го­ду пе­ре­не­се­ны во Фра­кий­ское се­ле­ние Фо­то­ка­ми. С име­нем пре­по­доб­но­го Пет­ра Афон­ско­го свя­зан свя­щен­ный за­вет Ма­те­ри Бо­жи­ей о сво­ем зем­ном уде­ле – Свя­той Го­ре Афон, ко­то­рый и по­ныне оста­ет­ся в си­ле: «Во Афон­стей Го­ре бу­дет по­кой его, то бо есть жре­бий Мой от Сы­на Мо­е­го и Бо­га, дан­ный Мне, да от­лу­ча­ю­щий­ся мир­ских молв и ем­лю­щий­ся ду­хов­ных по си­ле сво­ей по­дви­гов, ве­рою же и лю­бо­вию от ду­ши при­зы­ва­ю­щий имя Мое, та­мо вре­мен­ное свое жи­тие про­во­дят без пе­ча­ли, и Бо­го­угод­ных ра­ди дел сво­их жизнь веч­ную по­лу­чат: зе­ло бо люб­лю то ме­сто и хо­щу на том умно­жи­ти чин ино­че­ский, и ми­лость Мо­е­го Сы­на и Бо­га иму­щим та­мо ино­че­ство­ва­ти не ра­зо­рит­ся во ве­ки, аще и они со­блю­дут спа­си­тель­ныя за­по­ве­ди; и рас­про­стра­ню их в Го­ре на юг и се­вер, и воз­об­ла­да­ют ею от ми­ра до ми­ра, и имя их во всей под­сол­неч­ной хваль­но со­тво­рю и за­щи­щу тех, иже та­мо тер­пе­лив­но в пост­ни­че­стве под­ви­за­ти­ся бу­дут».

☦️
Пре­по­доб­ный Ар­се­ний Ко­нев­ский ро­дил­ся в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. Он был ре­мес­лен­ни­ком, ков­цом по ме­ди. В 1373 го­ду по­сту­пил в Нов­го­род­ский Ли­сиц­кий мо­на­стырь, где при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ар­се­ний.
Один­на­дцать лет про­жил мо­ло­дой инок в оби­те­ли, про­хо­дя раз­лич­ные по­слу­ша­ния. Стре­мясь к еще бо­лее вы­со­ким ду­хов­ным по­дви­гам, пре­по­доб­ный Ар­се­ний ушел на Свя­тую Го­ру Афон. В од­ном из афон­ских мо­на­сты­рей он был 3 го­да, за­ни­ма­ясь из­го­тов­ле­ни­ем по­су­ды из ме­ди для афон­ских мо­на­хов; мно­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­свя­щал мо­лит­ве.
Ко­гда на­ста­ло вре­мя воз­вра­ще­ния на Русь, игу­мен Иоанн бла­го­сло­вил его ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, впо­след­ствии по­лу­чив­шей на­име­но­ва­ние Ко­нев­ской, и пе­ре­дал по­движ­ни­ку об­ще­жи­тель­ный устав. Даль­ней­ший по­двиг пре­по­доб­ный Ар­се­ний про­хо­дил на Ва­ла­а­ме. Ча­сто взы­вал инок ко Гос­по­ду, мо­лит­вен­но про­сил он ука­зать ме­сто для устро­е­ния но­вой оби­те­ли. И од­на­жды, ко­гда он на­хо­дил­ся в мо­ре, слу­чив­ша­я­ся бу­ря при­нес­ла его к ост­ро­ву Ко­не­вец, что на Ла­дож­ском озе­ре. Здесь по про­мыс­лу Бо­жию пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­ста­вил крест и, остав­шись для по­дви­гов, по­стро­ил ча­сов­ню в 1393 го­ду. По­сле пя­ти­лет­не­го по­дви­га в ски­ту пре­по­доб­ный Ар­се­ний пре­об­ра­зо­вал его в 1398 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Иоан­на (1389–1415) в об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь, где по­стро­ил храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Впо­след­ствии, при ар­хи­епи­ско­пе Си­меоне (1416–1421), угод­ник Бо­жий вновь по­се­тил Свя­тую Го­ру Афон, где ис­про­сил мо­литв и бла­го­сло­ве­ния для сво­ей оби­те­ли.
Остав­ши­е­ся без игу­ме­на бра­тия мо­на­сты­ря ста­ли пре­тер­пе­вать раз­лич­ные ли­ше­ния и хо­те­ли разой­тись. Но жив­ший непо­да­ле­ку ста­рец Иоанн по­сто­ян­но мо­лил­ся о них на вер­шине ост­ро­ва. Ма­терь Бо­жия яви­лась ему в сон­ном ви­де­нии и уте­ши­ла: «Ска­жи се­ту­ю­щим бра­ти­ям, что Ар­се­ний ско­ро до­ста­вит им вся­кое про­до­воль­ствие».
Дей­стви­тель­но, пре­по­доб­ный Ар­се­ний ско­ро воз­вра­тил­ся и при­вез все необ­хо­ди­мое. В 1421 го­ду по­сле раз­ли­ва Ла­дож­ско­го озе­ра бра­тия вы­нуж­де­ны бы­ли пе­рей­ти на но­вое ме­сто на том же ост­ро­ве. Под муд­рым ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Ар­се­ния оби­тель вновь ду­хов­но про­цве­ла. Нов­го­род­ские ар­хи­ереи не остав­ля­ли ино­ков оби­те­ли без сво­ей по­мо­щи.
Осо­бое усер­дие про­явил свя­ти­тель Ев­фи­мий II (1434–1458). В 1446 го­ду он по­се­тил оби­тель и, кро­ме щед­рых по­жерт­во­ва­ний, по­да­рил пре­по­доб­но­му Ар­се­нию свой кло­бук. Так, «еван­гель­ски под­ви­за­ясь», свя­той Ар­се­ний 12 июня 1447 го­да «воз­шел к гор­не­му тор­же­ству» на ру­ках лю­бя­щей бра­тии и был по­гре­бен в мо­на­стыр­ском хра­ме.
Пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­чи­та­ет­ся как по­кро­ви­тель мо­ря­ков. Так, од­на­жды он спас от ги­бе­ли стар­ца Мо­и­сея с ры­ба­ка­ми. За­стиг­ну­тые бу­рей, ры­ба­ки мо­ли­лись Гос­по­ду; явив­ший­ся свя­той осе­нил их ман­ти­ей, и лод­ка бла­го­по­луч­но при­ста­ла к бе­ре­гу. Жи­тие пре­по­доб­но­го Ар­се­ния бы­ло на­пи­са­но в XVI ве­ке Ко­нев­ским игу­ме­ном Вар­ла­а­мом. В 1850 го­ду жи­тие бы­ло из­да­но вме­сте со служ­бой и по­хваль­ным сло­вом.

☦️
Пре­по­доб­ный Онуф­рий Маль­ский, Псков­ский (Из­бор­ский) ос­но­вал оби­тель в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в Ма­лах, в че­ты­рех вер­стах от Из­бор­ска и в 56 вер­стах от Пско­ва. Свя­той скон­чал­ся 12 июня 1592 го­да и был по­гре­бен в Рож­де­ствен­ской церк­ви, в при­де­ле, по­свя­щен­ном его име­ни. Па­мять пре­по­доб­но­го Онуф­рия со­вер­ша­ет­ся так­же в так на­зы­ва­е­мое «Маль­ское вос­кре­се­нье» – пер­вое вос­кре­се­нье по­сле Пет­ро­ва по­ста.

☦️
Пре­по­доб­ный Сте­фан ро­дил­ся во вто­рой по­ло­вине XV ве­ка в стране Во­ло­год­ской от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Отец его слу­жил при кня­же­ском дво­ре и по­ста­рал­ся сы­ну сво­е­му дать, сколь­ко воз­мож­но бы­ло то­гда, луч­шее вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние. Он го­то­вил в нем пре­ем­ни­ка се­бе и доб­ро­го слу­гу кня­зьям сво­им, но за­вид­ная и же­ла­тель­ная для дру­гих при­двор­ная жизнь бы­ла не по ду­ше юно­му из­бран­ни­ку Бо­жию.
В то вре­мя сла­ви­лась пост­ни­че­ски­ми по­дви­га­ми пус­тын­ная Лав­ра Ди­о­ни­си­е­ва (прп. Ди­о­ни­сий Глу­шиц­кий, † 1437; па­мять 1/14 июня). Стро­гий об­ще­жи­тель­­­ный устав оби­те­ли, не поз­во­ляв­ший мо­на­хам не толь­ко иметь ка­кую-ли­бо соб­ствен­ность, но и де­лать что-ни­будь без по­ве­ле­ния и бла­го­сло­ве­ния нас­то­я­те­ля, уда­лен­ное от мир­ских се­ле­ний по­ло­же­ние ее в глу­хом ле­су как нель­зя бо­лее со­от­вет­ство­ва­ли же­ла­нию Сте­фа­на, ис­кав­ше­го без­мол­вия. И он, оста­вив кня­же­ский двор, род­ных и дру­зей, ушел на Глу­ши­цы и сми­рен­но про­сил на­сто­я­те­ля и бра­тию при­нять его в их мо­на­стырь. Тро­ну­тый неот­ступ­ны­ми прось­ба­ми и сле­за­ми Сте­фа­на, на­сто­я­тель при­нял его спер­ва в чис­ло по­с­луш­ни­ков, по­том, ви­дя его усер­дие и тру­ды, по­стриг в мо­на­ше­ство с име­нем Сте­фан и по­ру­чил од­но­му опыт­но­му стар­цу для ру­ко­вод­ства в ду­хов­ной жиз­ни. Но­вый инок все­це­ло пре­дал се­бя во­ле сво­е­го ру­ко­во­ди­те­ля и ста­рал­ся под­ра­жать ему во всем, про­во­дя дни в мо­на­стыр­ских тру­дах, а но­чи – в бде­нии и мо­лит­ве. Чем бо­лее, од­на­ко, он укреп­лял­ся в тру­дах и воз­рас­тал в ду­хов­ной жиз­ни, тем бо­лее она ка­за­лась ему сла­бой и несо­вер­шен­ной, тем бо­лее он сми­рял­ся и охуд­шал се­бя. По про­ше­ствии несколь­ких лет жиз­ни на Глу­ши­цах Сте­фан для боль­ше­го усо­вер­шен­ство­ва­ния сво­е­го в ду­хов­ной жиз­ни с бла­го­сло­ве­ния на­стоя­те­ля и стар­ца-ру­ко­во­ди­те­ля от­пра­вил­ся стран­ство­вать по се­вер­ным пу­сты­ням и мо­на­сты­рям. Ему хо­те­лось вос­поль­зо­вать­ся муд­ры­ми со­ве­та­ми ду­хов­ных стар­цев, при­смот­реть­ся к их по­дви­гам и тру­дам и при­об­ре­сти се­бе та­ким об­ра­зом на­вык и опыт­ность в ду­хов­ном де­ла­нии. Стран­ствуя та­ким об­ра­зом, он до­шел до Тих­ви­на и оста­но­вил­ся здесь на жи­тель­ство, ра­ду­ясь то­му, что ежед­нев­но мо­жет по­кло­нять­ся чу­до­твор­ной иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри. Од­на­ко он недол­го оста­вал­ся здесь: мно­го­чис­лен­ные тол­пы муж­чин и жен­щин, еже­днев­но при­хо­див­ших в мо­на­стырь для по­кло­не­ния свя­той иконе, шум­ные раз­го­во­ры, дав­шие мо­на­сты­рю вид мир­ско­го се­ле­ния и тор­жи­ща, на­ру­ша­ли ти­ши­ну в оби­те­ли. По­это­му, про­жив­ши в Тих­вине несколь­ко вре­ме­ни, Сте­фан, увле­ка­е­мый лю­бо­вью к без­мол­вию и уеди­не­нию, воз­вра­тил­ся в род­ные Во­ло­год­ские пре­де­лы.
Пе­ре­хо­дя с ме­ста на ме­сто, из ле­са в лес, пре­по­доб­ный до­стиг пу­стын­но­го озе­ра Ко­мель­ско­го, окру­жен­но­го со всех сто­рон мха­ми и бо­ло­та­ми. Ему по­н­ра­ви­лось это ме­сто, ни­кем не оби­та­е­мое и уда­лен­ное от мир­ских се­ле­ний, и он ре­шил­ся остать­ся тут на­все­гда. По­ста­вив се­бе кел­лию на во­сточ­ном бе­ре­гу озе­ра при ис­то­ке ре­ки Ко­ме­лы и со­ору­див неболь­шую ча­сов­ню для двух икон, при­несен­ных им из Тих­вин­ско­го мо­на­сты­ря – Бо­жи­ей Ма­те­ри и Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, он стал под­ви­зать­ся в по­сте и мо­лит­ве, незна­е­мый людь­ми и ве­до­мый толь­ко Еди­но­му Бо­гу. Невоз­мож­но вы­ска­зать все­го то­го, что дол­жен вы­тер­петь прп. Сте­фан в пер­вые го­ды сво­ей жиз­ни в пу­стыне, ка­ким под­верг­нуть­ся ис­ку­ше­ни­ям и ка­кие пе­ре­не­сти тру­ды и огор­че­ния. За­пас хле­ба был при­не­сен Сте­фа­ном неболь­шой, и ему гро­зил со­вер­шен­ный недо­ста­ток пи­щи. Спу­стя бо­лее двух лет неча­ян­но на­шли его два зве­ро­ло­ва и раз­де­ли­ли с ним свой до­рож­ный за­пас. От них он узнал тро­пу, ве­ду­щую к Бе­ло­зер­ской до­ро­ге и де­рев­ням: ина­че не мог он, и за­став­ля­е­мый край­но­стью, до­брать­ся до жи­лых мест. По­сле то­го зве­ро­ло­вы ста­ли по­се­щать Сте­фа­на, а от них узна­ли его и дру­гие.
Сре­ди та­ких тру­дов и ис­ку­ше­ний бла­го­дать Бо­жия не остав­ля­ла пре­по­доб­но­го сво­им уте­ше­ни­ем и по­мо­щью. Од­на­жды в лет­нюю ночь, ко­гда прп. Сте­фан с ве­ли­ким усер­ди­ем и сле­за­ми мо­лил­ся в сво­ей ча­совне пред ико­на­ми Бо­жи­ей Ма­те­ри и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, вне­зап­но яви­лись ему в чуд­ном све­те Пре­свя­тая Де­ва и Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец. Сте­фан, объ­ятый свя­щен­ным ужа­сом, пал пред ни­ми на зем­лю и слы­шал, как Свя­ти­тель Ни­ко­лай умо­лял Пре­чи­стую Де­ву бла­го­сло­вить ме­сто жи­тель­ства Сте­фа­на для оби­те­ли ино­че­ской. На мо­ле­ние свя­ти­те­ля Ма­терь Бо­жия по­ве­ле­ла от­шель­ни­ку со­ору­дить в пу­стыне храм во имя угод­ни­ка Бо­жия Ни­ко­лая и са­мо­му быть на­чаль­ни­ком но­вой оби­те­ли. С эти­ми сло­ва­ми див­ные по­се­ти­те­ли ста­ли неви­ди­мы, ис­пол­нив серд­це Сте­фа­на неска­зан­ной ра­до­стью.
Еще преж­де то­го, в лет­нюю ночь, жар­ко мо­лил­ся он в ча­совне, дабы Ма­терь Бо­жия бла­го­сло­ви­ла ме­сто его для оби­те­ли мо­литв; то­гда в ви­де­нии он был из­ве­щен, что оби­тель долж­на устро­ить­ся в честь свт. Ни­ко­лая.
Спу­стя три го­да оди­но­ко­го пре­бы­ва­ния в пу­стыне при­шли к прп. Сте­фа­ну два бра­та де­лить тру­ды пу­стын­ни­ка, по­том яви­лось еще несколь­ко с по­доб­ны­ми же­ла­ни­я­ми. Рев­ни­те­ли пу­стын­ной жиз­ни про­си­ли стар­ца устро­ить храм для мо­лит­вы. С од­ним из них от­пра­вил­ся он в Моск­ву ис­про­сить бла­го­сло­ве­ние у мит­ро­по­ли­та на по­стро­е­ние хра­ма и оби­те­ли. Мит­ро­по­лит Да­ни­ил с лю­бо­вью при­нял стар­ца, о ко­то­ром преж­де слы­шал, по­ме­стил его в сво­ей кел­лии и по­том пред­ста­вил его ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию Иоан­но­ви­чу. Ве­ли­кий князь, во­об­ще рас­по­ло­жен­ный к мо­на­ше­ству, осо­бен­но ува­жал ино­ков оби­те­лей во­ло­год­ских, ко­то­рые он по­чти все по­се­тил лич­но в 1528 го­ду, ис­пра­ши­вая се­бе у Бо­га на­след­ни­ка. По­сле мно­гих ду­хов­ных бе­сед с кня­зем и мит­ро­по­ли­том сми­рен­ный пу­стын­ник Сте­фан ру­ко­по­ло­жен был в сан свя­щен­ства и по­став­лен игу­ме­ном но­вой оби­те­ли. От мит­ро­по­ли­та вме­сте с гра­мо­той на уст­ро­ение хра­ма и оби­те­ли он по­лу­чил и всю необ­хо­ди­мую для то­го цер­ков­ную утварь, а ве­ли­кий князь дал ему свою гра­мо­ту на зем­ли и уго­дья на со­дер­жа­ние бра­тии. Та­ким об­ра­зом, с пол­ным ду­хов­ным и ве­ще­ствен­ным уте­ше­ни­ем пре­по­доб­ный воз­вра­тил­ся в дре­му­чие ле­са сво­ей пу­сты­ни к нетер­пе­ли­во ожи­дав­шей его бра­тии.
При­быв­ши на озе­ро, он преж­де все­го на­пра­вил свой путь к ча­совне и сам от­слу­жил пер­вый бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен Бо­го­ма­те­ри и свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю, за несколь­ко лет пред­воз­ве­стив­шим ему ос­но­ва­ние хра­ма и оби­те­ли на том ме­сте. Бра­тия с ра­до­стью при­вет­ство­ва­ли сво­е­го игу­ме­на, при­па­дая к но­гам Сте­фа­на, про­си­ли его бла­го­сло­ве­ния и бла­го­го­вей­но це­ло­ва­ли при­не­сен­ное им из Моск­вы св. Еван­ге­лие, а он всех мо­лит­вен­но осе­нял Жи­во­тво­ря­щим Кре­стом и сам про­сил их мо­лить­ся за него. Через несколь­ко дней по­сле се­го при­сту­пи­ли они к по­стро­е­нию хра­ма, ко­то­рый ско­ро и со­зда­ли. В 1534 го­ду к ве­ли­кой ра­до­сти пу­стын­ни­ков цер­ковь бы­ла освя­ще­на во имя Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и, хо­тя в ма­лом ви­де, по чис­лу немно­го­люд­ной бра­тии, устро­е­но бы­ло все необ­хо­ди­мое для об­ще­жи­тия.
По­сле освя­ще­ния церк­ви прп. Сте­фан еще во­семь лет под­ви­зал­ся в устро­е­нии сво­ей юной оби­те­ли, по­да­вая со­бою во всем при­мер бра­тии, умно­жав­шей­ся с каж­дым го­дом. Как отец ча­до­лю­би­вый, бла­жен­ный ста­рец, крот­кий и ми­лос­ти­вый ко всем, был строг толь­ко к са­мо­му се­бе, из­ну­ряя плоть свою непре­стан­ны­ми тру­да­ми, по­стом и бде­ни­ем. Несмот­ря на пре­клон­ные ле­та, он ка­зал­ся в сво­ей пу­стын­ной оби­те­ли бо­лее по­слуш­ни­ком, неже­ли игу­ме­ном, все­гда пер­вый яв­лял­ся на мо­на­стыр­ские тру­ды, ста­рал­ся слу­жить каж­до­му, всех успо­ко­ить и уте­шить. За то и бра­тия лю­би­ли его как от­ца, смот­ре­ли на него как на Ан­ге­ла Бо­жия и ста­ра­лись во всем под­ра­жать ему.
До­стиг­ши глу­бо­кой ста­ро­сти, пре­по­доб­ный за неде­лю до пре­став­ле­ния по­чув­ство­вал из­не­мо­же­ние сил сво­их и пре­дуз­нал при­бли­же­ние кон­чи­ны. На­ка­нуне ее он одел­ся с по­мо­щью сво­их уче­ни­ков в по­гре­баль­ные ри­зы, ко­то­рые дав­но при­го­то­вил для се­бя, за­тем, при­ве­ден­ный ими цер­ковь, при­об­щил­ся Свя­тых Та­ин от ру­ки ли­тур­ги­сав­ше­го иеро­мо­на­ха. По­том воз­вра­тил­ся на одр свой и ти­хо скон­чал­ся 12 июня 1542 го­да.
В том же 1542 го­ду, ко­гда скон­чал­ся прп. Сте­фан, оби­тель бы­ла ра­зо­ре­на та­та­ра­ми. Ко­гда при воз­об­нов­ле­нии ее ста­ли стро­ить но­вую цер­ковь вме­сто сож­жен­ной гра­би­те­ля­ми, то по­ста­ви­ли ее уже не на преж­нем ме­сте, а над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го, так как мно­гие из бла­го­че­сти­вых лю­дей ста­ли ви­деть над ней свет, как бы го­ре­ли све­чи. То­гда же, по све­жей па­мя­ти, на гроб­ни­це пре­по­доб­но­го бы­ло на­пи­са­но его изо­бра­же­ние, а дру­гой об­раз его был по­став­лен в но­во­устро­ен­ном хра­ме. По­сле бы­ла на­пи­са­на ему и осо­бая служ­ба.
Се­ю­щий в плоть свою от пло­ти по­жнет тле­ние; а се­ю­щий в дух от ду­ха по­жнет жизнь веч­ную, – учит апо­стол (Гал.6,8). Жизнь ду­хов­ная, силь­но раз­вив­ша­я­ся в ду­ше, не бо­ит­ся смер­ти – она да­ет о се­бе знать де­ла­ми чуд­ны­ми и за гро­бом. Во­ло­год­ский ку­пец Гав­ри­ил, знав­ший прп. Сте­фа­на при его жиз­ни и бла­го­тво­рив­ший оби­те­ли его, плыл во­дой по тор­го­вым де­лам сво­им. Под­ня­лась страш­ная бу­ря, и вол­ны гро­зи­ли по­гло­тить лод­ку. Гав­ри­ил стал при­зы­вать в по­мощь угод­ни­ков Бо­жи­их и меж­ду ни­ми бла­жен­но­го Сте­фа­на. И вне­зап­но уви­дел у се­бя в лод­ке све­то­леп­но­го стар­ца, ко­то­рый го­во­рил ему: «Не бой­ся, сын сми­ре­ния, Гос­подь по­слал ме­ня из­ба­вить те­бя от по­топ­ле­ния». «Кто ты?» – спро­сил Гав­ри­ил, быв­ший в ужа­се и от ви­де­ния, и от яв­ной смер­ти. «Ты мно­го ми­ло­сты­ни по­да­вал в оби­тель св. Ни­ко­лая, что на озе­ре Ко­мель­ском, и мне, сми­рен­но­му стро­и­те­лю Сте­фа­ну», – от­ве­чал явив­ший­ся и ис­чез, а вслед за тем утих­ла бу­ря.

☦️
Пре­по­доб­ные Вас­си­ан и Иона – ино­ки Со­ло­вец­ко­го Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря, уче­ни­ки свя­то­го игу­ме­на Филип­па, впо­след­ствии мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го († 1570; па­мять 9/22 ян­ва­ря). Нема­ло­тру­ден был то­гда по­двиг брат­ства Со­ло­вец­ко­го. При стро­е­нии со­бор­но­го хра­ма оби­те­ли Со­ло­вец­кой в 1561 го­ду на твер­дую зем­лю за из­ве­стью по­сла­ны были ино­ки Вас­си­ан и Иона. Ко­гда су­да воз­вра­ща­лись в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, то при впа­де­нии Се­вер­ной Дви­ны в Бе­лое мо­ре они бы­ли за­стиг­ну­ты бу­рей и уто­ну­ли. Но Гос­подь про­сла­вил пре­по­доб­ных по­сле их кон­чи­ны – те­лес их не кос­ну­лось тле­ние на дне мор­ской пу­чи­ны.
Свя­тые мо­щи пре­по­доб­ных Вас­си­а­на и Ио­ны, вы­не­сен­ные вол­на­ми на во­сточ­ный бе­рег Ун­ской гу­бы, бы­ли об­ре­те­ны кре­стья­на­ми и по­гре­бе­ны. Вско­ре пре­по­доб­ные яви­лись во сне стар­цу Тро­и­це-Сер­ги­е­вой оби­те­ли Ма­ман­ту, ко­то­рый управ­лял со­ля­ны­ми вар­ни­ца­ми в Ун­ском по­са­де, и он в 1599 го­ду воз­двиг ча­сов­ню над мо­ги­ла­ми пре­по­доб­ных. Впо­след­ствии по слу­чаю мно­гих ис­це­ле­ний, со­вер­шав­ших­ся над их гро­ба­ми, в 1623 го­ду иеро­мо­нах Иа­ков ос­но­вал там оби­тель, по­лу­чив­шую на­зва­ние Пер­то­мин­ской, и вкла­да­ми цар­ски­ми со­ору­же­на бы­ла цер­ковь во имя Успе­ния Бо­го­ма­те­ри. Па­мять пре­по­доб­ным Вас­си­а­ну и Ионе со­вер­ша­ет­ся два­жды в год: 5/18 июня – об­ре­те­ние свя­тых мо­щей и 12/25 июня.

☦️
В 1499 го­ду сии пре­по­доб­ные от­цы при­шли в со­вер­шен­но без­люд­ное ме­сто в Гря­зо­вец, на­хо­див­ше­е­ся в 35 вер­стах от Во­лог­ды. Ос­но­ван­ная ими пу­стынь с хра­мом во имя Свя­той Тро­и­цы на­зы­вала­сь Пер­це­вой, или, по дру­гим ис­точ­ни­кам, Пер­со­вой. До са­мой сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны под­ви­за­лись в ней ино­ки, тер­пе­ли­во пе­ре­но­ся все­воз­мож­ные невзго­ды сре­ди су­ро­во­го, непро­хо­ди­мо­го ле­са. Вре­мя прес­тав­ле­ния пре­по­доб­ных Онуф­рия и Авк­сен­тия неиз­вест­но. Уже бли­жай­шие по­том­ки по­чи­та­ли пер­цев­ских по­движ­ни­ков как свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их. Их име­на бы­ли вне­се­ны во все ста­рин­ные свят­цы. По древним ру­ко­пис­ным свят­цам, па­мять их – 12 июня.
Опи­са­ние рос­сий­ских свя­тых, со­став­лен­ное в XVIII ве­ке, со­дер­жит упо­ми­на­ние: «Пре­по­доб­ные от­цы Онуф­рий и Авк­сен­тий, иже в Пер­це­вой пу­сты­ни, бы­ша в ле­то 7007». В 1588 го­ду эта пу­сты­ня бы­ла при­пи­са­на к мо­на­сты­рю, ос­но­ван­но­му пре­по­доб­ным Кор­ни­ли­ем Ко­мель­ским († 1538; па­мять 19 мая/1 июня), а в 1764 го­ду упразд­не­на.
Мо­щи пре­по­доб­ных Онуф­рия и Авк­сен­тия по­гре­бе­ны под спу­дом в Тро­иц­кой церк­ви, став­шей при­ход­ской. Позд­нее это ме­сто пе­ре­шло к Во­ло­год­ско­му Гор­не­му жен­ско­му мо­нас­ты­рю, и там был устро­ен скит для ино­кинь.

☦️
Свя­тая бла­го­вер­ная ве­ли­кая кня­ги­ня Ан­на – дочь Ро­стов­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Бо­ри­со­ви­ча, пра­внуч­ка свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ва­си­лия Ро­стов­ско­го, при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую смерть за от­каз из­ме­нить свя­той пра­во­слав­ной ве­ре. По­бра­ти­мом де­да бла­го­вер­ной Ан­ны был свя­той Петр, ца­ре­вич Ор­дын­ский, кре­ще­ный та­та­рин, ка­но­ни­зи­ро­ван­ный Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. В 1294 го­ду бла­го­вер­ная княж­на Ан­на всту­пи­ла в брак с кня­зем Ми­ха­и­лом Твер­ским.
Мно­го скор­бей вы­па­ло на до­лю свя­той Ан­ны. В 1294 го­ду скон­чал­ся ее отец. В 1296 го­ду сго­рел до­тла ве­ли­ко­кня­же­ский те­рем со всем иму­ще­ством. Вско­ре по­сле это­го силь­но за­бо­лел мо­ло­дой князь. Во мла­ден­че­стве умер пер­ве­нец ве­ли­ко­кня­же­ской че­ты – дочь Фе­о­до­ра. В 1317 го­ду на­ча­лась тра­ги­че­ская борь­ба с кня­зем Юри­ем Мос­ков­ским. В 1318 го­ду бла­го­вер­ная кня­ги­ня про­ща­ет­ся на­веч­но со сво­им су­пру­гом, уез­жа­ю­щим в Ор­ду, где он был звер­ски за­му­чен. В 1325 го­ду стар­ший сын ее, Ди­мит­рий Гроз­ные Очи, встре­тив в Ор­де кня­зя Юрия Мос­ков­ско­го – ви­нов­ни­ка смер­ти от­ца, убил его, за что был каз­нен ха­ном. Год спу­стя жи­те­ли Тве­ри пе­ре­би­ли всех та­тар во гла­ве с дво­ю­род­ным бра­том ха­на Уз­бе­ка. По­сле это­го сти­хий­но­го вос­ста­ния вся твер­ская зем­ля бы­ла опу­сто­ше­на ог­нем и ме­чом, жи­те­ли ис­треб­ле­ны или угна­ны в плен. Та­ко­го по­гро­ма Твер­ское кня­же­ство не ис­пы­ты­ва­ло ни­ко­гда. В 1339 го­ду в Ор­де по­ги­ба­ют ее вто­рой сын Алек­сандр и внук Фе­о­дор: им от­ру­би­ли го­ло­вы и те­ла их раз­ня­ли по су­ста­вам.
Бла­го­вер­ная ве­ли­кая кня­ги­ня бы­ла при­уго­тов­ле­на к мо­на­ше­ству всей сво­ей преды­ду­щей жиз­нью. По кон­чине му­жа ис­пы­та­ния сле­до­ва­ли од­но за дру­гим и, ка­за­лось, их невоз­мож­но пе­ре­жить, не пре­дав­шись от­ча­я­нию, од­на­ко Ан­на вы­нес­ла все. «В жен­ском есте­стве му­же­скую кре­пость име­ла еси…» – так убла­жа­ет Цер­ковь свя­тую Ан­ну Ка­шин­скую за ее ду­шев­ную стой­кость. Вско­ре по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны сы­на и вну­ка Ан­на при­ня­ла мо­на­ше­ство сна­ча­ла в Тве­ри, а за­тем по прось­бе млад­ше­го сы­на Ва­си­лия пе­ре­бра­лась в спе­ци­аль­но вы­стро­ен­ный для нее мо­на­стырь. Здесь она и пре­ста­ви­лась в 1368 го­ду в схи­ме, те­ло ее бы­ло по­гре­бе­но в Успен­ском мо­на­стыр­ском хра­ме.
Имя бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны с те­че­ни­ем вре­ме­ни бы­ло за­бы­то до то­го, что к гроб­ни­це ее от­но­си­лись непо­чти­тель­но, и толь­ко в 1611 го­ду вслед­ствие яв­ле­ния ее бла­го­че­сти­во­му кли­ри­ку про­бу­ди­лось в жи­те­лях го­ро­да Ка­ши­на осо­бое бла­го­го­ве­ние к сво­ей небес­ной по­кро­ви­тель­ни­це, неви­ди­мо за­щи­щав­шей их от вра­гов и спа­сав­шей их го­род от ра­зо­ре­ния. Слух о чу­де­сах от мо­щей бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны до­шел до бла­го­че­сти­во­го ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча и свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, и на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1649 го­да по­ста­нов­ле­но бы­ло от­крыть мо­щи кня­ги­ни Ан­ны. Пе­ре­не­се­ние мо­щей бла­го­вер­ной Ан­ны Ка­шин­ской со­сто­я­лось 12 июня 1650 го­да. За всю ис­то­рию Рус­ской Церк­ви до на­ших дней ни од­на свя­тая не удо­сто­и­лась столь бли­ста­тель­но­го и пыш­но­го тор­же­ства.
Од­на­ко вско­ре свя­тая бла­го­вер­ная Ан­на Ка­шин­ская неожи­дан­но ста­но­вит­ся сим­во­лом рас­коль­ни­ков, и пат­ри­арх Иоаким в 1677 го­ду уни­что­жа­ет ка­но­ни­за­цию свя­той, за­пре­ща­ет по­кло­не­ние свя­тым мо­щам Ан­ны Ка­шин­ской. Это необы­чай­ное со­бы­тие – един­ствен­ное в ис­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.
Хо­тя цер­ков­ная раз­вен­чан­ность бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны дли­лась 230 лет, бла­го­дар­ная на­род­ная па­мять хра­ни­ла креп­кую ве­ру в пред­ста­тель­ство пред Гос­по­дом сво­ей небес­ной по­кро­ви­тель­ни­цы. Пе­ред вступ­ле­ни­ем в брак, на служ­бу, пе­ред по­стри­гом, пе­ред на­ча­лом учеб­ных за­ня­тии, при­ни­мая ка­кое-ни­будь се­рьез­ное ре­ше­ние, не го­во­ря уже о вся­ких бе­дах, бо­лез­нях и скор­бях, ве­ру­ю­щие шли мо­лить­ся ко гро­бу бла­го­вер­ной Ан­ны.
В 1908 го­ду по­чи­та­ние бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны бы­ло вос­ста­нов­ле­но, и уже в 1909 го­ду в го­ро­де Гроз­ном в об­ла­сти Тер­ско­го ка­за­че­ства воз­ник­ла жен­ская об­щи­на в честь свя­той бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны Ка­шин­ской. В 1910 го­ду был освя­щен храм во имя свя­той Ан­ны Ка­шин­ской в Пе­тер­бур­ге.
В тре­вож­ные го­ды вой­ны и ре­во­лю­ции об­раз бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны стал рус­ским лю­дям да­же бли­же и по­нят­нее. Вспо­ми­на­лось, что бла­го­вер­ная Ан­на то­же про­во­жав му­жа и сы­но­вей в ту опас­ную неиз­вест­ность, от­ку­да ча­сто не воз­вра­ща­ют­ся, хо­ро­ни­ла и опла­ки­ва­ла их, то­же при­нуж­де­на бы­ла бе­жать и скры­вать­ся, в то вре­мя как вра­ги гро­ми­ли и жгли ее зем­лю.

Жития
Писание