⏳ 2020.06.24 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 3я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• среда
• Апостольский пост

☀️ неподвижный годовой круг:
24 июня (11 июня)
• апп. Варфоломея (Нафана́ила) и Варнавы (Иоси́и) (I)
• прп. Варнавы Ветлужского (1445)
• перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572)
• иконы Божией Матери «Достойно есть» (Милующая) (X)


☦️
Свя­той апо­стол Вар­фо­ло­мей (из чис­ла 12-ти апо­сто­лов Хри­сто­вых) был ро­дом из Ка­ны Га­ли­лей­ской. По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха в день Пя­ти­де­сят­ни­цы ему и апо­сто­лу Филип­пу (па­мять 14 но­яб­ря) вы­пал жре­бий про­по­ве­ди Еван­ге­лия в Си­рии и Ма­лой Азии. Бла­го­вест­вуя, они то рас­хо­ди­лись по раз­ным го­ро­дам, то схо­ди­лись вновь. Свя­то­му апо­сто­лу Филип­пу со­пут­ство­ва­ла сест­ра, де­ва Ма­ри­ам­на. Про­хо­дя го­ро­да Си­рии и Ми­зии, они пе­ре­нес­ли мно­го скор­бей и на­па­стей, их по­би­ва­ли кам­ня­ми, за­клю­ча­ли в тем­ни­цы. В од­ном из се­ле­ний они встре­ти­лись с апо­сто­лом Иоан­ном Бо­го­сло­вом и вме­сте от­пра­ви­лись во Фри­гию. В го­ро­де Иера­по­ле си­лой сво­их мо­литв они уни­что­жи­ли гро­мад­ную ехид­ну, ко­то­рой языч­ни­ки по­кло­ня­лись как бо­же­ству. Свя­тые апо­сто­лы Вар­фо­ло­мей и Филипп с сест­рой свою про­по­ведь под­твер­жда­ли мно­ги­ми зна­ме­ни­я­ми.
В Иера­по­ле жил че­ло­век, по име­ни Ста­хий, быв­ший 40 лет сле­пым. Ко­гда он по­лу­чил ис­це­ле­ние, то уве­ро­вал во Хри­ста и кре­стил­ся. Мол­ва об этом раз­нес­лась по го­ро­ду, и к до­му, где жи­ли апо­сто­лы, стек­лось мно­же­ство на­ро­да. Боль­ные и бес­но­ва­тые осво­бож­да­лись от сво­их неду­гов, мно­гие кре­сти­лись. На­чаль­ник го­ро­да при­ка­зал схва­тить про­по­вед­ни­ков и бро­сить в тем­ни­цу, а дом Ста­хия сжечь. На су­де язы­че­ские жре­цы вы­сту­пи­ли с жа­ло­бой, что чу­же­стран­цы от­вра­ща­ют на­род от по­кло­не­ния оте­че­ствен­ным бо­гам. Счи­тая, что вол­шеб­ная си­ла за­клю­ча­ет­ся в одеж­де апо­сто­лов, пра­ви­тель при­ка­зал со­рвать её. Де­ва Ма­ри­ам­на пред­ста­ла в их гла­зах, как ог­нен­ный фа­кел, и ни­кто не смел кос­нуть­ся ее. Свя­тых при­го­во­ри­ли к рас­пя­тию. Апо­стол Филипп был воз­не­сен на крест вниз го­ло­вой. На­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, раз­верз­ша­я­ся зем­ля по­гло­ти­ла пра­ви­те­ля го­ро­да, жре­цов и мно­же­ство на­ро­да. Про­чие ис­пу­га­лись и бро­си­лись сни­мать апо­сто­лов с кре­ста. Так как апо­стол Вар­фо­ло­мей был под­ве­шен невы­со­ко, то его сня­ли ско­ро. Апо­стол же Филипп умер. По­ста­вив Ста­хия епи­ско­пом Иера­по­ля, апо­стол Вар­фо­ло­мей и бла­жен­ная Ма­ри­ам­на оста­ви­ли этот го­род.
Бла­го­вест­вуя Сло­во Бо­жие, Ма­ри­ам­на по­шла в Ли­ка­о­нию, где мир­но скон­ча­лась (па­мять ее 17 фев­ра­ля). Апо­стол Вар­фо­ло­мей от­пра­вил­ся в Ин­дию, там пе­ре­вел с ев­рей­ско­го на мест­ный язык Еван­ге­лие от Мат­фея и об­ра­тил ко Хри­сту мно­го языч­ни­ков. Он по­се­тил так­же Ве­ли­кую Ар­ме­нию (стра­на меж­ду ре­кой Ку­рой и вер­хо­вья­ми рек Тиг­ра и Ев­фра­та), где со­тво­рил мно­гие чу­де­са и ис­це­лил одер­жи­мую бе­сом дочь ца­ря По­ли­мия. В бла­го­дар­ность царь по­слал апо­сто­лу да­ры, но тот от­ка­зал­ся при­нять их, ска­зав, что ищет толь­ко спа­се­ния душ че­ло­ве­че­ских. То­гда По­ли­мий с ца­ри­цей, ис­це­лен­ной ца­рев­ной и мно­ги­ми при­бли­жен­ны­ми при­ня­ли Кре­ще­ние. Их при­ме­ру по­сле­до­ва­ли жи­те­ли де­ся­ти го­ро­дов Ве­ли­кой Ар­ме­нии. По про­ис­кам язы­че­ских жре­цов брат ца­ря Асти­аг схва­тил апо­сто­ла в го­ро­де Аль­бане (ныне го­род Ба­ку) и рас­пял вниз го­ло­вой. Но он и с кре­ста не пе­ре­ста­вал воз­ве­щать лю­дям бла­гую весть о Хри­сте Спа­си­те­ле. То­гда по при­ка­зу Астиа­га со­дра­ли с апо­сто­ла ко­жу и от­сек­ли гла­ву. Ве­ру­ю­щие по­ло­жи­ли его остан­ки в оло­вян­ную ра­ку и по­греб­ли. Око­ло 508 го­да свя­тые мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея пе­ре­нес­ли в Ме­со­по­та­мию, в го­род Да­ры. Ко­гда в 574 го­ду го­ро­дом за­вла­де­ли пер­сы, хри­сти­ане взя­ли мо­щи апо­сто­ла и уда­ли­лись к бе­ре­гам Чер­но­го мо­ря. Но так как их на­стиг­ли вра­ги, они бы­ли вы­нуж­де­ны опу­стить ра­ку в мо­ре. Си­лою Бо­жи­ей ра­ка чу­дес­но при­плы­ла к ост­ро­ву Ли­па­ру. В IX ве­ке, по­сле взя­тия ост­ро­ва ара­ба­ми, свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в неа­по­ли­тан­ский го­род Бе­не­вент, а в Х ве­ке часть их пе­ре­не­се­на в Рим.
О свя­том апо­сто­ле Вар­фо­ло­мее упо­ми­на­ет­ся в жи­тии Иоси­фа пес­но­пис­ца († 883, па­мять 4 ап­ре­ля). По­лу­чив от од­но­го че­ло­ве­ка часть мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея, пре­по­доб­ный Иосиф при­нес их в свою оби­тель близ Кон­стан­ти­но­по­ля и по­стро­ил во имя апо­сто­ла цер­ковь, в ко­то­рой по­ло­жил часть его мо­щей. Пре­по­доб­ный Иосиф го­рел же­ла­ни­ем со­ста­вить в честь свя­то­го хва­леб­ные пес­но­пе­ния и усерд­но мо­лил Бо­га да­ро­вать ему спо­соб­ность к со­став­ле­нию их. В день па­мя­ти апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея пре­по­доб­ный Иосиф уви­дел его в ал­та­ре. Тот по­до­звал Иоси­фа, взял с пре­сто­ла Свя­тое Еван­ге­лие и воз­ло­жил ему на грудь со сло­ва­ми: «Да бла­го­сло­вит те­бя Гос­подь, пес­но­пе­ния твои да усла­дят все­лен­ную». С то­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Иосиф на­чал пи­сать гим­ны и ка­но­ны и укра­сил ими не толь­ко празд­ник апо­сто­ла, но и дни па­мя­ти мно­гих дру­гих свя­тых, со­ста­вив око­ло 300 ка­но­нов. Свя­ти­те­ли Иоанн Зла­то­уст, Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский и неко­то­рые дру­гие учи­те­ли Церк­ви счи­та­ют апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея за од­но ли­цо с На­фа­наи­лом (Ин.1:45-51, 21:2).

7 сен­тяб­ря (25 ав­гу­ста ст.ст.) – пе­ре­не­се­ние мо­щей.
Пе­ре­не­се­ние мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ло в кон­це VI ве­ка. Его апо­столь­ская де­я­тель­ность и му­че­ни­че­ская кон­чи­на вос­по­ми­на­ют­ся Цер­ко­вью 11 июня. Апо­стол Вар­фо­ло­мей по­стра­дал за Хри­ста в Ал­бане Ар­мян­ской (ныне Ба­ку) в 71 го­ду, где и на­хо­ди­лись его свя­тые мо­щи. От мо­щей свя­то­го апо­сто­ла про­ис­хо­ди­ли мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, и мно­го невер­ных об­ра­ща­лось ко Хри­сту. При им­пе­ра­то­ре Ана­ста­сии (491–518) мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ли при­не­се­ны во вновь по­стро­ен­ный го­род Ана­ста­си­у­поль (или Да­ру) и на­хо­ди­лись там до кон­ца VI ве­ка.
Ко­гда го­род Ана­ста­си­у­поль был за­хва­чен пер­сид­ским ца­рем Хоз­ро­ем, хри­сти­ане, взяв ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея, бе­жа­ли с ним к бе­ре­гам Чер­но­го мо­ря. На­стиг­шие их жре­цы бро­си­ли ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея в мо­ре. Вме­сте с ним бы­ли бро­ше­ны в мо­ре еще 4 ков­че­га с мо­ща­ми свя­тых му­че­ни­ков Па­пи­а­на, Лу­ки­а­на, Гри­го­рия и Ака­кия. Си­лою Бо­жи­ей ков­че­ги не по­то­ну­ли в мор­ской пу­чине, но со­вер­ши­ли чу­дес­ное пла­ва­ние по мо­рям и до­стиг­ли Ита­лии. Ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея при­стал к бе­ре­гу у ост­ро­ва Ли­па­ры, а осталь­ные ков­че­ги про­дол­жа­ли свой путь и при­ста­ли к бе­ре­гу в раз­ных ме­стах Ита­лии. Ков­чег с мо­ща­ми му­че­ни­ка Па­пи­а­на оста­но­вил­ся в Си­ци­лии, му­че­ни­ка Лу­ки­а­на – в Мес­сине, му­че­ни­ка Гри­го­рия – в Ка­лаб­рии и му­че­ни­ка Ака­кия – в Ас­ку­лу­се. О при­бы­тии свя­тых мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ло от­кро­ве­ние епи­ско­пу ост­ро­ва Ли­па­ры Ага­фо­ну, ко­то­рый вы­шел с кли­ром к бе­ре­гу мо­ря, взял ков­чег из во­ды и тор­же­ствен­но пе­ре­нес в цер­ковь. От мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея ис­тек­ло ми­ро, по­да­вав­шее ис­це­ле­ние от раз­лич­ных бо­лез­ней. В церк­ви ост­ро­ва Ли­па­ры свя­тые мо­щи оста­ва­лись до се­ре­ди­ны IХ ве­ка. Ко­гда ост­ров был за­хва­чен языч­ни­ка­ми, хри­сти­ан­ские куп­цы взя­ли свя­тые мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея и пе­ре­вез­ли в го­род Бе­не­вент, где их при­ня­ли с ве­ли­кой че­стью и по­ло­жи­ли в глав­ной церк­ви го­ро­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/7

☦️
Апо­стол Вар­на­ва ро­дил­ся на о. Кипр и по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Иеру­са­ли­ме. Гос­подь из­брал его в чис­ло 70 Сво­их уче­ни­ков.
Вме­сте со св. апо­сто­лом Пав­лом дол­гое вре­мя про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие в Ма­лой Азии, за­тем на ост­ро­ве Кипр, и пер­вый из апо­сто­лов от­пра­вил­ся для про­по­ве­ди в Ита­лию, был в Ри­ме и ос­но­вал епи­скоп­ский пре­стол в Ме­дио­лане. Был в Ду­хе Свя­том и со­вер­шал мно­гие чу­де­са. По воз­вра­ще­нии на Кипр апо­стол Вар­на­ва про­дол­жал про­по­ведь о Хри­сте Спа­си­те­ле и этим воз­бу­дил про­тив се­бя иуде­ев, ко­то­рые по­би­ли его кам­ня­ми. Скон­чал­ся апо­стол Вар­на­ва око­ло 62 г., на 76-м го­ду жиз­ни.
В 448 г. апо­стол Вар­на­ва три­жды яв­лял­ся в сно­ви­де­нии ар­хи­епи­ско­пу Ки­п­ра Ан­фи­му и по­ка­зал ме­сто по­гре­бе­ния сво­их мо­щей. В ука­зан­ном ме­сте хри­сти­ане об­ре­ли нетлен­ное те­ло апо­сто­ла, и с этих пор Кипр­ская Цер­ковь ста­ла име­но­вать­ся апо­столь­ской и по­лу­чи­ла пра­во са­мо­сто­я­тель­но­го из­бра­ния пред­сто­я­те­ля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/21

Творения (Послание Варнавы):
https://azbyka.ru/otechnik/Varnava/poslanie_varnavy/

☦️
Ко­гда по­бе­дою ве­ли­ко­го кня­зя Дон­ско­го на­ча­ла успо­ка­и­вать­ся зем­ля Рус­ская от непре­стан­ных на­ше­ствий мон­голь­ских, то­гда ста­ли без стра­ха се­лить­ся во всех ее пре­де­лах и устро­ять­ся оби­те­ли в ме­стах от­да­лен­ных, и пре­по­доб­ные пус­тын­но­жи­те­ли во­дво­ри­лись в дре­му­чих ле­сах и без­люд­ных пу­сты­нях. Пре­по­доб­ный Вар­на­ва, ро­ди­ной ко­то­ро­го был Ве­ли­кий Устюг, до ухо­да в пу­сты­ню был свя­щен­ни­ком од­ной из го­род­ских церк­вей. В 1417 го­ду пре­по­доб­ный по­се­лил­ся на бе­ре­гу ре­ки Вет­лу­ги на Крас­ной го­ре, где под­ви­зал­ся в уеди­не­нии в те­че­ние 28 лет. «Бо­гу ра­бо­тая в псал­мо­пе­нии и мо­лит­вах, пи­та­ясь бы­ли­ем и вер­ши­ем ду­бо­вым», ред­ко хле­бом. По сло­вам ав­то­ра жи­тия пре­по­доб­но­го, к свя­то­му Вар­на­ве при­хо­ди­ли и «ди­вии зве­ри, мед­ве­ди мно­ги, жи­ву­щие близ кел­лии его… он же хож­да­ше меж­ду ни­ми, аки меж­ду ско­та­ми, зря на них и уте­ша­ше­ся; бла­го­да­ря ве­ли­ка­го Бо­га, тии зве­ри крот­ки ему бы­ша».
В окрест­но­стях го­ры Крас­ной, да­же в 50 вер­стах, не бы­ло че­ло­ве­че­ско­го жи­лья. Из­ред­ка, ра­ди бла­го­сло­ве­ния, по­се­ща­ли пу­стын­ни­ка лю­ди, ко­то­рым он пред­ска­зал, что по пре­став­ле­нии его на бе­ре­гу ре­ки Вет­лу­ги «умно­жит Бог жи­тие че­ло­ве­ком, а на ме­сте его жи­тель­ства бу­дут жить ино­ки».
По пре­да­нию, в 1439 го­ду, пе­ред тем, как по­се­лить­ся на ре­ке Ун­же, сю­да при­хо­дил за на­став­ле­ни­я­ми и по­уче­ни­я­ми пре­по­доб­ный Ма­ка­рий (па­мять 25 июля/7 ав­гу­ста). Пре­по­доб­ный Вар­на­ва скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти 11 июня 1445 го­да. По кон­чине свя­то­го по­движ­ни­ка на ме­сто его по­дви­гов при­хо­ди­ли на жи­тель­ство «от раз­ных стран» мно­гие мо­на­хи «и к ним зем­ле­дель­цы», и «раз­мно­жа­ше­ся по всей той ре­ке на­род мног да­же до ве­ли­кия ре­ки Вол­ги». На Крас­ной го­ре ино­ки по­стро­и­ли две церк­ви: од­ну в честь Пре­свя­той Тро­и­цы, а дру­гую – над гро­бом пре­по­доб­но­го во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и ос­но­ва­ли об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь, по­лу­чив­ший на­зва­ние «Вар­на­вин­ской пу­сты­ни». Жи­тие свя­то­го Вар­на­вы на­пи­са­но в 1639 го­ду ино­ком Вар­на­вин­ской пус­ты­ни иеро­мо­на­хом Иоси­фом (Ляд­ки­ным), ко­то­рый впо­след­ствии стал в Москве глав­ней­шим упра­ви­те­лем книж­но­го Пе­чат­но­го дво­ра.
Слух о чу­де­сах пре­по­доб­но­го до­стиг в 1639 го­ду и до свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го Иоаса­фа, ко­то­рый спро­сил пред освя­щен­ным со­бо­ром двух пре­сви­те­ров вет­лу­г­ских, Иоан­на и Они­си­фо­ра, при­шед­ших в цар­ству­ю­щий град за­сви­де­тель­ство­вать о чу­де­сах пре­по­доб­но­го и ми­лость его, ко­то­рую са­ми над со­бой ис­пы­та­ли. Один из них, Они­си­фор, дол­го стра­дал сле­по­тою глаз и в тяж­ком неду­ге уже от­ча­и­вал­ся в жиз­ни. Ино­ки оби­те­ли Вет­лу­г­ской (Вет­луж­ской) убе­ди­ли его пой­ти по­мо­лить­ся на гроб пре­по­доб­но­го – и там он про­зрел. Дру­гой иерей под­твер­дил ис­ти­ну слов его и сам о се­бе воз­ве­стил, как ис­це­лил­ся так­же у гро­ба пре­по­доб­но­го от одер­жав­шей его бо­лез­ни. То­гда свя­тей­ший пат­ри­арх по­слал игу­ме­на жел­то­вод­ско­го Па­ф­ну­тия в оби­тель пре­по­доб­но­го узнать на ме­сте ис­ти­ну слов обо­их иере­ев. И он, со­брав мно­гие иные ска­за­ния о чу­де­сах, исте­кав­ших от ра­ки пре­по­доб­но­го Вар­на­вы, воз­ве­стил о том пат­ри­ар­ху, ко­то­рый про­сла­вил па­мять но­во­яв­лен­но­го чу­до­твор­ца.
Со вре­ме­нем на ме­сте Вар­на­вин­ской оби­те­ли воз­ник уезд­ный го­род Вар­на­вин, а глав­ный храм оби­те­ли был об­ра­щен в го­род­ской со­бор во имя апо­сто­ла Вар­на­вы.

☦️
Пре­по­доб­ный Еф­рем Но­во­торж­ский, ос­но­ва­тель Бо­ри­со­глеб­ско­го мо­на­сты­ря в го­ро­де Торж­ке, был ро­дом из Вен­грии. Вме­сте со сво­и­ми бра­тья­ми, свя­ты­м Мо­и­се­ем Уг­ри­ном (па­мять 26 июля) и свя­тым Ге­ор­ги­ем, он по­ки­нул ро­ди­ну, воз­мож­но, по при­чине пре­сле­до­ва­ния пра­во­слав­ных. При­дя на Русь, бра­тья по­сту­пи­ли на служ­бу к Ро­стов­ско­му кня­зю свя­то­му Бо­ри­су, сы­ну рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. В 1015 го­ду на ре­ке Аль­те вме­сте со свя­тым кня­зем Бо­ри­сом по­гиб и брат Еф­ре­ма Ге­ор­гий. Убий­цы от­ре­за­ли ему го­ло­ву, чтобы снять зо­ло­тую грив­ну, ко­то­рую он но­сил на шее. Мо­и­сею уда­лось спа­стись бег­ством, и он по­сту­пил в чис­ло мо­на­хов Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. Еф­рем, на­хо­див­ший­ся в это вре­мя, оче­вид­но, в Ро­сто­ве, при­быв на ме­сто убий­ства, на­шел го­ло­ву бра­та и взял ее с со­бой. Оста­вив служ­бу при кня­же­ском дво­ре, пре­по­доб­ный Еф­рем уда­лил­ся на ре­ку Твер­цу с тем, чтобы там ве­сти уеди­нен­ную ино­че­скую жизнь. По­сле то­го, как воз­ле него по­се­ли­лось несколь­ко мо­на­ше­ству­ю­щих, он в 1038 го­ду по­стро­ил мо­на­стырь в честь свя­тых кня­зей стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба. Бра­тия из­бра­ли его сво­им на­сто­я­те­лем. Близ мо­на­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го непо­да­ле­ку от тор­го­во­го пу­ти к Нов­го­ро­ду, был устро­ен стран­но­при­им­ный дом, где бес­плат­но со­дер­жа­лись бед­ные и стран­ни­ки. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Еф­рем в глу­бо­кой ста­ро­сти, его те­ло бы­ло по­гре­бе­но в устро­ен­ном им мо­на­сты­ре, а в гроб, со­глас­но его за­ве­ща­нию, бы­ла по­ло­же­на го­ло­ва его бра­та, свя­то­го Ге­ор­гия. Мо­щи пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма бы­ли об­ре­те­ны в 1572 го­ду.

☦️
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «До­стой­но есть» (греч. Ἄξιον Ἐστί, Аксион эстин) на­хо­дит­ся на гор­нем ме­сте ал­та­ря со­бор­но­го хра­ма Ка­рей­ской оби­те­ли на Афоне. Вре­мя ее яв­ле­ния опре­де­ля­ет­ся 980 го­дом, про­слав­ле­ния – 1864 го­дом.
В один из вос­крес­ных дней жив­ший непо­да­ле­ку от Ка­реи ста­рец ушел в оби­тель на все­нощ­ное бде­ние. В кел­лии остал­ся по­слуш­ник. При на­ступ­ле­нии но­чи к нему по­сту­чал­ся неиз­вест­ный инок. Во вре­мя все­нощ­ной, ко­гда нуж­но бы­ло петь «Чест­ней­шую Хе­ру­вим…», оба вста­ли пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­зы­вав­шей­ся «Ми­лу­ю­щей», и гость за­ме­тил, что у них сна­ча­ла по­ют «До­стой­но есть, яко во­ис­тин­ну, бла­жи­ти Тя Бо­го­ро­ди­цу, Прис­нобла­жен­ную и Пре­не­по­роч­ную и Ма­терь Бо­га на­ше­го…». Во вре­мя пе­ния этой неслы­хан­ной до­се­ле пес­ни ико­на Бо­го­ма­те­ри си­я­ла небес­ным све­том, а по­слуш­ник пла­кал от уми­ле­ния. По его прось­бе эта див­ная песнь, за неиме­ни­ем бу­ма­ги, бы­ла за­пи­са­на на камне, раз­мяг­чив­шем­ся как воск под ру­кой чуд­но­го пев­ца. На­звав се­бя Гав­ри­и­лом, стран­ник стал неви­дим. Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, пе­ред ко­то­рой впер­вые бы­ла вос­пе­та песнь «До­стой­но есть», бы­ла пе­ре­не­се­на в со­бор­ный храм Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Ка­реи (адми­ни­стра­тив­но­го цен­тра Афо­на). Пли­та с на­чер­тан­ной на ней Ар­хан­ге­лом Гав­ри­и­лом пес­нью бы­ла пе­ре­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль во вре­мя пат­ри­ар­ше­ства свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Хри­со­вер­га († 995, па­мять 16 де­каб­ря). Мно­го­чис­лен­ные спис­ки с ико­ны «До­стой­но есть» («Ми­лу­ю­щая») свя­то по­чи­та­ют­ся в рус­ских хра­мах. В Га­лер­ной га­ва­ни Пе­тер­бур­га в честь Ми­лу­ю­щей Бо­го­ма­те­ри был воз­двиг­нут пя­ти­ку­поль­ный храм, в ко­то­ром по­ста­ви­ли при­слан­ную с Афо­на бла­го­дат­ную ико­ну «Ми­лу­ю­щая». Данный список иконы находится сейчас в Смоленской церкви в Санкт-Петербурге.

Жития
Писание