⏳ 2020.06.19 (пт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 2я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 8й)
• пятница
• Апостольский пост
• прп. Варлаа́ма Ху́тынского (1192)

☀️ неподвижный годовой круг:
19 июня (6 июня)
• прмцц. дев Архела́и, Фе́клы, Соса́нны (Суса́нны) (293)
• прп. Виссариона Египетского (IV–V)
• прп. Илариона Нового (845)
• свт. Ионы Великопермского (1470)
• прп. Паисия Угличского (1504)
• прп. Ионы Климецкого (Клименецкого) (1534)
• исп. Рафаила (Шейченко) (1957)
• икон Божией Матери «Табынская», «Зна́мение» Курская-Коренная, «Пименовская» (принесена в Москву в 1387)


☦️
Пре­по­доб­ный Вар­ла­ам Ху­тын­ский (день памяти 19 ноября) жил в XII ве­ке, был сы­ном знат­но­го нов­го­род­ца и свои дет­ские го­ды про­вел в Нов­го­ро­де. В юно­ше­ском воз­расте, уда­лив­шись в под­го­род­ний Ли­си­чий мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам при­нял по­стриг. За­тем он по­се­лил­ся на уеди­нен­ном хол­ме над Вол­хо­вом, в уро­чи­ще, на­зы­вав­шем­ся Ху­тынь, в 10 вер­стах от Нов­го­ро­да. В уеди­не­нии пре­по­доб­ный Вар­ла­ам про­во­дил су­ро­вую жизнь, со­вер­шая непре­стан­ные мо­лит­вы и со­блю­дая очень стро­гий пост. Он рев­ност­но под­ви­зал­ся в тру­дах – сам ру­бил лес, пи­лил дро­ва, па­хал зем­лю, ис­пол­няя сло­ва Свя­щен­но­го Пи­са­ния: «Аще кто не хо­щет де­ла­ти, ни­же да яст» (2Сол.3,10). К нему со­бра­лись неко­то­рые из жи­те­лей Нов­го­ро­да, же­лав­шие раз­де­лить с пре­по­доб­ным тру­ды и по­дви­ги. По­учая при­хо­див­ших, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам го­во­рил: «Ча­да, блю­ди­тесь от вся­кой неправ­ды, не за­ви­дуй­те, не кле­ве­щи­те. Воз­дер­жи­вай­тесь от гне­ва, не от­да­вай­те де­нег в рост. Бе­ре­ги­тесь су­дить непра­во. Не кля­ни­тесь лжи­во, дав­ши клят­ву, ис­пол­няй­те ее. Не пре­да­вай­тесь те­лес­ным стра­стям. Будь­те все­гда крот­ки и ко всем от­но­си­тесь с лю­бо­вью. Сия доб­ро­де­тель – на­ча­ло и ко­рень вся­ко­го добра».
Вско­ре бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и ос­но­ван мо­на­стырь. Гос­подь нис­по­слал пре­по­доб­но­му для слу­же­ния ближ­ним дар чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. Ко­гда дни его при­бли­жа­лись к кон­цу, по Бо­жию из­во­ле­нию при­был из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­щен­но­и­нок Ан­то­ний – сверст­ник и друг пре­по­доб­но­го. Бла­жен­ный, об­ра­ща­ясь к нему, ска­зал: «Воз­люб­лен­ный брат мой! Бо­жие бла­го­во­ле­ние по­чи­ва­ет над сею оби­те­лью. Ныне я пе­ре­даю в твои ру­ки сей мо­на­стырь. Блю­ди его и за­боть­ся о нем. Я уже от­хо­жу к Ца­рю Небес­но­му. Но не сму­щай­ся этим: те­лом я по­ки­даю вас, ду­хом же все­гда бу­ду с ва­ми». Пре­по­дав на­став­ле­ние сво­ей бра­тии, за­по­ве­дав хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру и по­сто­ян­но пре­бы­вать в сми­ре­нии, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 6 но­яб­ря 1192 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-varlaam-hutynskij

☦️
Свя­тые пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Ар­хе­лая, Фек­ла и Со­сан­на спа­са­лись в неболь­шом мо­на­сты­ре близ Ри­ма. Во вре­мя го­не­ния Дио­кли­ти­а­на (284–305) свя­тые де­вы пе­ре­оде­лись в муж­ское пла­тье, остриг­ли во­ло­сы и уда­ли­лись в ита­льян­скую про­вин­цию Кам­па­нию. По­се­лив­шись в глу­хом ме­сте, они про­дол­жа­ли под­ви­зать­ся в по­сте и мо­лит­вах. По­лу­чив от Бо­га дар ис­це­ле­ния, они вра­че­ва­ли мест­ных жи­те­лей, об­ра­щая ко Хри­сту мно­гих языч­ни­ков. Узнав о них, пра­ви­тель об­ла­сти Леон­тий при­ка­зал при­ве­сти их в го­род Са­лер­но. Он угро­жал свя­той Ар­хе­лае от­дать ее на по­ру­га­ние и пре­дать смер­ти, ес­ли она не при­не­сет жерт­ву идо­лам. С твер­дой на­деж­дой на по­мощь Бо­жию свя­тая от­ка­за­лась по­ко­рить­ся при­ка­зу и об­ли­чи­ла безу­мие кла­ня­ю­щих­ся без­душ­ным ис­ту­ка­нам. То­гда пра­ви­тель при­ка­зал от­дать свя­тую на рас­тер­за­ние го­лод­ным львам, но зве­ри по­кор­но лег­ли у ее ног. В яро­сти пра­ви­тель при­ка­зал убить львов, а свя­тых дев за­клю­чить в тем­ни­цу.
На­ут­ро, под­ве­сив свя­тую Ар­хе­лаю, му­чи­те­ли ста­ли стро­гать ей бо­ка же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми и по­ли­вать ра­ны го­ря­чей смо­лой. Свя­тая толь­ко гром­ко мо­ли­лась: вне­зап­но над ней по­ка­за­лось си­я­ние и по­слы­шал­ся глас: «Не бой­ся, Я с то­бой». Си­ла Бо­жия за­щи­ща­ла свя­тую: ко­гда хо­те­ли раз­да­вить ее огром­ным кам­нем, Ан­гел от­толк­нул его в дру­гую сто­ро­ну, и он раз­да­вил са­мих па­ла­чей. Су­дья при­ка­зал во­и­нам обез­гла­вить свя­тых дев, но во­и­ны не сме­ли под­нять ру­ку на свя­тых. То­гда свя­тые Ар­хе­лая, Фек­ла и Со­сан­на ска­за­ли во­и­нам: «Ес­ли не ис­пол­ни­те при­ка­за­ния, то не бу­де­те иметь че­сти с на­ми». Свя­тые му­че­ни­цы бы­ли обез­глав­ле­ны († 293).

☦️
Пре­по­доб­ный Вис­са­ри­он, чу­до­тво­рец Еги­пет­ский, по про­ис­хож­де­нию егип­тя­нин, еще в мо­ло­до­сти кре­стил­ся и вел стро­гую жизнь, ста­ра­ясь со­хра­нить дан­ную ему при Кре­ще­нии бла­го­дать. Же­лая узнать бли­же мо­на­ше­скую жизнь, он пред­при­нял пу­те­ше­ствие по свя­тым ме­стам, был в Иеру­са­ли­ме, по­се­тил пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма (па­мять 4 мар­та) в Иор­дан­ской пу­стыне, ви­дел и дру­гих пу­стын­ни­ков, по­уча­ясь у всех пра­ви­лам ино­че­ской жиз­ни. По воз­вра­ще­нии он при­нял по­стриг и стал уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Ис­и­до­ра Пе­лу­си­о­та (па­мять 4 фев­ра­ля). Свя­той Вис­са­ри­он при­нял на се­бя обет без­мол­вия, вку­шал пи­щу один раз в неде­лю, а ино­гда оста­вал­ся без пи­щи и пи­тья по 40 дней. Был слу­чай, ко­гда пре­по­доб­ный, по­гру­зив­шись в мо­лит­ву, сто­ял непо­движ­но 40 дней и 40 но­чей без пи­щи и сна.
От Бо­га пре­по­доб­ный Вис­са­ри­он по­лу­чил дар чу­до­тво­ре­ний: ко­гда его уче­ни­ку в пу­ти силь­но за­хо­те­лось пить, он усла­дил горь­кую во­ду; по его мо­лит­ве Гос­подь по­сы­лал на зем­лю дождь, он мог, как по су­ше, пе­ре­хо­дить ре­ки; од­ним сло­вом из­го­нял бе­сов, но де­лал это при­кро­вен­но, чтобы из­бе­жать сла­вы. Сми­ре­ние его бы­ло так ве­ли­ко, что, ко­гда од­на­жды свя­щен­ник ве­лел од­но­му из на­сель­ни­ков ски­та, впав­ше­му в грех, вый­ти из хра­ма, вме­сте с ним вы­шел и пре­по­доб­ный со сло­ва­ми: «и я гре­шен». Спал пре­по­доб­ный Вис­са­ри­он толь­ко стоя или си­дя. Боль­шую часть жиз­ни свя­той про­вел под от­кры­тым небом в мо­лит­вен­ном уеди­не­нии. Мир­но ото­шел ко Гос­по­ду, до­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти.

☦️
Пре­по­доб­ный Ила­ри­он Но­вый ро­дил­ся от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Пет­ра и Фе­о­до­сии, ко­то­рые вос­пи­та­ли его в доб­ро­де­те­ли и на­ста­ви­ли в Свя­щен­ном Пи­са­нии. В два­дца­ти­лет­нем воз­расте свя­той Ила­ри­он по­стриг­ся в мо­на­ше­ство в Ис­и­хий­ской оби­те­ли вбли­зи Ви­зан­тии, а от­ту­да пе­ре­шел в Дал­мат­скую оби­тель, где при­нял ве­ли­кую схи­му и стал уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Гри­го­рия Де­ка­по­ли­та (па­мять 20 но­яб­ря). Пре­по­доб­ный глу­бо­ко по­чи­тал сво­е­го Бо­го­нос­но­го со­имен­ни­ка – пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на Ве­ли­ко­го (па­мять 21 ок­тяб­ря), он стре­мил­ся под­ра­жать его жиз­ни, по­то­му и был про­зван Ила­ри­о­ном Но­вым. В Дал­мат­ской оби­те­ли его по­свя­ти­ли во пре­сви­те­ра. По­сле смер­ти игу­ме­на бра­тия хо­те­ли из­брать на это ме­сто свя­то­го Ила­ри­о­на, но он, узнав об этом, тай­но уда­лил­ся в Ви­зан­тию.
То­гда мо­на­хи Дал­мат­ской оби­те­ли при­сла­ли свя­ти­те­лю пат­ри­ар­ху Ни­ки­фо­ру хо­да­тай­ство о на­зна­че­нии пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на игу­ме­ном. Пат­ри­арх при­звал свя­то­го и убе­дил его дать со­гла­сие. Пре­по­доб­ный Ила­ри­он из свя­то­го по­слу­ша­ния под­чи­нил­ся. В те­че­ние 8 лет он мир­но управ­лял мо­на­сты­рем. В 813 го­ду им­пе­ра­тор­ский пре­стол за­нял ико­но­бо­рец Лев Ар­мя­нин (813–820). Пре­по­доб­ный от­ка­зал­ся ху­лить свя­тые ико­ны и дерз­но­вен­но об­ли­чил им­пе­ра­то­ра в ере­си, за что пре­тер­пел мно­го ис­тя­за­ний. Несколь­ко раз его за­клю­ча­ли в тем­ни­цу, мо­ри­ли го­ло­дом и жаж­дой. Нече­сти­вый пат­ри­арх Фе­о­дот, за­няв­ший ме­сто из­гнан­но­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра, учи­нил пре­по­доб­но­му мно­го му­че­ний, до­би­ва­ясь от­ре­че­ния от пра­во­сла­вия. Мо­на­хи Дал­мат­ской оби­те­ли яви­лись к им­пе­ра­то­ру и про­си­ли его от­пу­стить свя­то­го, обе­щая по­ви­но­вать­ся им­пе­ра­тор­ской во­ле. Но, воз­вра­тив­шись в мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Ила­ри­он и все дал­мат­ские ино­ки про­дол­жа­ли чтить свя­тые ико­ны. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор вновь за­клю­чил пре­по­доб­но­го в тем­ни­цу. Все­ми си­ла­ми до­би­ва­ясь от­ре­че­ния, он пре­да­вал свя­то­го на ис­тя­за­ния и за­то­чал в тем­ни­цы.
Но ка­ра Бо­жия по­стиг­ла зло­че­сти­во­го им­пе­ра­то­ра: он был из­руб­лен сво­и­ми же во­и­на­ми в хра­ме, на том са­мом ме­сте, где ко­гда-то в пер­вый раз низ­ри­нул свя­тую ико­ну. Но­вый им­пе­ра­тор Ми­ха­ил II Кос­но­языч­ный (820–829) осво­бо­дил пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на из за­то­че­ния, и свя­той по­се­лил­ся в уеди­нен­ной кел­лии. Ко­гда ото­шел ко Гос­по­ду пре­по­доб­ный Фе­о­дор Сту­дит, так­же по­стра­дав­ший за свя­тые ико­ны (па­мять 11 но­яб­ря), пре­по­доб­ный Ила­ри­он удо­сто­ил­ся ви­деть Ан­ге­лов, воз­но­сив­ших на Небо свя­тую ду­шу Фе­о­до­ра.
При им­пе­ра­то­ре-ико­но­бор­це Фе­о­фи­ле (829–842) пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на вновь взя­ли под стра­жу и, же­сто­ко из­бив, за­то­чи­ли на ост­ро­ве Афу­сии.
По­сле смер­ти Фе­о­фи­ла свя­тая им­пе­ра­три­ца Фе­о­до­ра (842–855) по­ве­ле­ла воз­вра­тить ис­по­вед­ни­ков из ссыл­ки. Пре­по­доб­ный Ила­ри­он вер­нул­ся в Дал­мат­скую оби­тель, вновь при­нял в ней игу­мен­ство и мир­но скон­чал­ся в 845 го­ду.

☦️
Свя­ти­тель Иона, епи­скоп Ве­ли­ко­перм­ский, был пре­ем­ни­ком уби­то­го во­гу­ли­ча­ми в 1455 го­ду свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма, епи­ско­па Перм­ско­го (па­мять 19 ав­гу­ста). В 1462 го­ду свя­ти­тель Иона об­ра­тил ко Хри­сту жи­те­лей Ве­ли­кой Пер­ми. Для рас­про­стра­не­ния и утвер­жде­ния хри­сти­ан­ской ве­ры он по­сто­ян­но пу­те­ше­ство­вал по сво­ей об­шир­ной епар­хии. Свя­ти­тель пре­ста­вил­ся к Бо­гу 6 июня 1470 го­да и был по­гре­бен в Усть-Вы­ми в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-iona-velikopermskij

☦️
Пре­по­доб­ный Па­и­сий Уг­лич­ский ро­дил­ся в се­ле Бо­го­род­ском, непо­да­ле­ку от го­ро­да Ка­ши­на, в Нере­хот­ском ста­ну. Его отец, Иоанн Гав­ре­нев, слу­жил у кня­зя Уг­лич­ско­го Ан­дрея Ва­си­лье­ви­ча, сы­на ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Тем­но­го. Ксе­ния, мать пре­по­доб­но­го Па­и­сия, бы­ла до­че­рью пол­ко­вод­ца Ва­си­лия Ана­нье­ви­ча Ко­жи и род­ной сест­рой пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ка­ля­зин­ско­го († 1483; па­мять 17/30 мар­та).
Маль­чик, на­зван­ный в Свя­том Кре­ще­нии Пав­лом, был ра­но обу­чен гра­мо­те и уже в дет­стве мно­го чи­тал. Ча­сто он бы­вал с ро­ди­те­ля­ми в Ка­ля­зин­ском мо­нас­ты­ре у сво­е­го дя­ди, где про­ник­ся лю­бо­вью к ино­че­ской жиз­ни. В де­ся­ти­лет­нем воз­расте Па­вел оси­ро­тел и был взят на вос­пи­та­ние в Тро­иц­кую Ка­ля­зин­скую оби­тель. Вско­ре на­сто­я­тель оби­те­ли пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, усту­пая на­стой­чи­вым прось­бам сво­е­го пле­мян­ни­ка, ко­то­ро­му не ис­пол­ни­лось еще один­на­дца­ти лет, по­стриг его в ино­че­ство с име­нем Па­и­сий. Под ру­ко­вод­ством опыт­но­го дя­ди, в ти­шине оби­те­ли юный инок рос по ду­ху, не тре­во­жи­мый опас­ны­ми вол­не­ни­я­ми и со­ве­та­ми ми­ра; с юных лет на­учил­ся он по­дви­гам по­слу­ша­ния, по­ста и мо­лит­вы. В мо­на­сты­ре ему бы­ло по­ру­че­но пе­ре­пи­сы­ва­ние свя­щен­ных книг. Из­вест­но, что в на­ча­ле XX ве­ка в Ка­ля­зин­ском Тро­иц­ком мо­на­сты­ре хра­ни­лись тво­ре­ния свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, пе­ре­пи­сан­ные ино­ком Па­и­си­ем.
Не за­со­ря­е­мый впе­чат­ле­ни­я­ми мир­ски­ми и очи­ща­е­мый по­дви­га­ми са­мо­от­ре­че­ния, дух его стал спо­со­бен и к со­зер­ца­нию ми­ра ду­хов­но­го. Раз во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы явил­ся ему Ан­гел и ска­зал: «Ты дол­жен быть на­став­ни­ком для мно­гих; ты вый­дешь от­сю­да и бу­дешь жить там, где те­бе ве­лят: так на­доб­но для сла­вы Бо­жи­ей». Пре­по­доб­ный Па­и­сий со стра­хом вы­слу­шал эту весть и пе­ре­ска­зал на­став­ни­ку сво­е­му прп. Ма­ка­рию, но ни­ко­му дру­го­му. Через неко­то­рое вре­мя это чу­дес­ное пред­ска­за­ние осу­ще­стви­лось.
В 1476 го­ду князь Уг­лич­ский Ан­дрей Ва­си­лье­вич, хо­ро­шо знав­ший ро­ди­те­лей пре­по­доб­но­го Па­и­сия, об­ра­тил­ся с прось­бой к Ка­ля­зин­ско­му игу­ме­ну – от­пус­тить ино­ка Па­и­сия из оби­те­ли для то­го, чтобы под его ру­ко­вод­ством ос­но­вать но­вый мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий с ра­до­стью от­клик­нул­ся на бо­го­угод­ное же­ла­ние кня­зя и, бла­го­сло­вив сво­е­го пле­мян­ни­ка и вос­пи­тан­ни­ка, на­пра­вил его в Уг­лич. Князь да­ро­вал для бу­ду­ще­го мо­на­сты­ря зем­лю на ле­вом бе­ре­гу Вол­ги, в трех вер­стах от Уг­ли­ча. По­се­лив­шись там в хи­жине, пре­по­доб­ный Па­и­сий при­сту­пил к со­ору­же­нию де­ре­вян­но­го хра­ма в честь Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня. Вско­ре к нему со­бра­лись де­сять мо­на­ше­ству­ю­щих со­бра­тий, ко­то­рые обос­но­ва­лись в по­стро­ен­ных пре­по­доб­ным Па­и­си­ем кел­ли­ях.
Ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский Ти­хон, в епар­хию ко­то­ро­го вхо­дил Уг­лич, ру­ко­по­ло­жил пре­по­доб­но­го Па­и­сия в сан иеро­мо­на­ха. По­сле это­го князь на­стой­чи­во про­сил пре­по­доб­но­го при­нять игу­мен­ство. Усту­пив его прось­бам, пре­по­доб­ный Па­и­сий воз­гла­вил но­во­устро­ен­ный мо­на­стырь, где ввел стро­гий об­ще­жи­тель­ный устав.
Бла­го­че­сти­вый князь Уг­лич­ский Ан­дрей Ва­си­лье­вич с боль­шим ува­же­ни­ем от­но­­сил­ся к пре­по­доб­но­му, не раз он со­дей­ство­вал укреп­ле­нию оби­те­ли и де­лал щед­рые вкла­ды для ее даль­ней­ше­го бла­го­устрой­ства. Так, в бла­го­дар­ность Гос­по­ду за рож­де­ние двух сы­но­вей, Ди­мит­рия и Иоан­на, вос­при­ем­ни­ком ко­то­рых стал пре­по­доб­ный Па­и­сий, князь пе­ре­дал по­жерт­во­ва­ния на стро­и­тель­ство в мо­на­сты­ре ка­мен­но­го хра­ма. В 1479 го­ду на­ча­лось воз­ве­де­ние но­во­го хра­ма. В 1482 го­ду, по­сле за­вер­ше­ния ра­бот, по­стро­ен­ный храм был освя­щен в честь празд­ни­ка По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­это­му мо­на­стырь стал на­зы­вать­ся По­кров­ским.
В ско­ром вре­ме­ни по со­ору­же­нии со­бор­ной церк­ви вос­стал на кня­зя Уг­лич­ско­го Ан­дрея Ва­си­лье­ви­ча род­ной его брат ве­ли­кий князь Иоанн Мос­ков­ский и, со­гнав с пре­сто­ла, за­клю­чил вме­сте с детьми его в тем­ни­цу, где и скон­чал­ся в 1493 го­ду. Не ма­ло­ду­ше­ство­вал пре­по­доб­ный Па­и­сий, не из­ме­нил сво­е­му кня­зю, но с че­стью по­хо­ро­нил его в со­бо­ре уг­лич­ском. Ко­гда же по смер­ти ро­ди­те­ля сы­но­вья его Иоанн и Ди­мит­рий бы­ли за­то­че­ны в во­ло­год­ской тем­ни­це, мно­го скор­бел о та­кой неправ­де свя­той ста­рец, и, хо­тя не мог одо­леть на­си­лия вел­ико­кня­же­ско­го, но неод­но­крат­но об­ли­чал Иоан­на, умо­ляя его мно­ги­ми по­сла­ни­я­ми от­ло­жить гнев. Ви­дя неуспеш­ность сво­их про­ше­ний, вру­чил он все сие де­ло су­ду Бо­жию, а сам не пе­ре­ста­вал мо­лить­ся в ти­ши сво­ей оби­те­ли о них и по­сы­лал им в во­ло­год­скую тем­ни­цу все нуж­ное. Он за­бо­тил­ся да­же о том, чтобы и по­сле его пре­став­ле­ния не оску­де­ва­ла ми­ло­сты­ня за­то­чен­ным кня­зьям. Пре­по­доб­ный ча­стым пи­са­ни­ем под­дер­жи­вал дух бла­го­род­ных уз­ни­ков, обе­щая им стра­даль­че­ские вен­цы и нескон­ча­емые бла­га за ма­ловре­мен­ные стра­да­ния. Та­ким об­ра­зом со­зрел ду­хов­ный плод сей в тем­ни­це и, как до­стой­ный уче­ник стар­ца Па­и­сия, князь Иоанн, в схи­ме Иг­на­тий, был сам при­чтен к ли­ку свя­тых.
Свя­тость пре­по­доб­но­го Па­и­сия, ко­то­рый со­би­рал в жит­ни­цы веч­ной жиз­ни сто­рич­ный плод доб­ро­де­те­ли, еще при вре­мен­ной жиз­ни его озна­ме­но­ва­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми. Ему был дан от Гос­по­да дар ис­це­ле­ний, но сми­ре­ние его уме­ло по­кры­вать со­вер­ша­е­мые им чу­де­са. Ко­гда при­хо­ди­ли к нему недуж­ные, бес­ну­е­мые и про­ка­жен­ные для раз­ре­ше­ния от тяж­ко­го неду­га, то не про­сто воз­ла­гал он на них ру­ки, но при­во­дил в цер­ковь, по­сле мо­леб­на кро­пил их свя­тою во­дою или по­ма­зы­вал еле­ем от лам­па­ды, тем по­да­вая ис­це­ле­ние.
Слу­чил­ся ве­ли­кий по­жар в Уг­ли­че: за­го­ре­лись все по­са­ды и тор­го­вые ря­ды, и не ча­я­ли ниот­ку­да спа­се­ния. То­гда пре­по­доб­ный Па­и­сий со­брал всех нас­то­я­те­лей, ино­ков и свя­щен­ни­ков из оби­те­лей и церк­вей Уг­ли­ча и сам вы­нес из оби­те­ли чу­до­твор­ный об­раз По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри на по­жа­ри­ще. Огонь как бы усты­дил­ся чу­до­твор­но­го ли­ка и та­ко­го сон­ма пре­по­доб­ных, и вско­ре угас­ло лю­тое пла­мя мо­лит­ва­ми стар­че­ски­ми. Бы­ло в дру­гой раз силь­ное на­вод­не­ние в Уг­ли­че. Вол­га вы­сту­пи­ла из бе­ре­гов сво­их и окру­жи­ла оби­тель пре­по­доб­но­го, про­ник­ла и в огра­ду, и вол­ны шу­ме­ли око­ло со­бор­ной церк­ви, но хо­тя и сто­я­ла во­да вы­ше по­ро­га цер­ков­но­го, од­на­ко не взо­шла внутрь хра­ма, ра­ди мо­литв стар­ца Па­и­сия.
Слу­чи­лось од­на­жды мо­ло­до­му бо­яри­ну уг­лич­ско­му про­ез­жать на коне ми­мо оби­те­ли, и внут­ренне по­сме­ял­ся он над пре­по­доб­ным, ко­то­ро­го за­стал с за­сту­пом в ру­ках, ко­па­ю­щим зем­лю в мо­на­стыр­ском ого­ро­де, но в ту же ми­ну­ту рас­сви­ре­пел под ним конь и сбро­сил с се­бя – бо­ярин упал без чувств. Пре­по­доб­ный сам его под­нял, при­вел в чув­ство и крот­ко ска­зал: «Не осуж­дай ино­ков».
От всех ста­рал­ся ута­ить свой по­двиг тру­жен­ник Па­и­сий, и од­но­му толь­ко Гос­по­ду, зря­ще­му тай­ная, мог­ло быть из­вест­но рав­но­ан­гель­ное жи­тие его. По­хва­ла же че­ло­ве­че­ская бы­ла при­скорб­на свя­то­му по­движ­ни­ку, и вся­че­ски ста­рал­ся он из­бе­жать мол­вы жи­тей­ской. Ни­ко­гда не пре­воз­но­сил­ся он ду­хов­ной сво­ей вы­со­той и, бу­ду­чи на­сто­я­те­лем, ис­пол­нял все по­слу­ша­ния по­след­не­го ино­ка сво­ей оби­те­ли, тер­пя хо­лод и зной, в од­ной вла­ся­ни­це, в на­деж­де не­бес­но­го воз­да­я­ния. Всех на­учал он сло­вом и при­ме­ром, что мно­ги­ми скор­бя­ми по­до­ба­ет вни­ти в Цар­ствие Небес­ное, и пу­стын­ные ча­да умно­жа­лись око­ло ве­ли­ко­го сво­е­го ав­вы. В тру­дах и воз­дер­жа­нии до­стиг пре­по­доб­ный глу­бо­кой ста­ро­сти. Од­на­ко он сам со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням. Ко­гда не поз­во­ля­ли немо­щи, пре­по­доб­ный Па­и­сий про­дол­жал си­дя ис­пол­нять ке­лей­ное пра­ви­ло.
При­яв тай­ное из­ве­ще­ние от Гос­по­да о ско­ром сво­ем пре­став­ле­нии, со­вер­шил он в по­след­ний раз свя­щен­но­дей­ствие и по­том со­брал в кел­лию свою бра­тию, чтобы уте­шить ее о ско­рой раз­лу­ке и по­учить вза­им­ной люб­ви. Ве­лел он из­вес­тить бла­жен­но­го пу­стын­ни­ка Кас­си­а­на о сво­ем край­нем из­не­мо­же­нии и ему по­ру­чил со­бран­ное свое ста­до, чтобы про­мыш­лял о нем по­сле его кон­чи­ны. Игу­ме­ном по­ста­вил он по­сле се­бя в доб­ро­де­те­ли свя­щен­но­и­но­ка, но и ему ве­лел во всем по­ви­но­вать­ся ду­хов­но­му сво­е­му бра­ту бла­жен­но­му от­цу Кас­си­а­ну, на­чаль­ни­ку пу­сты­ни Уч­мы, ко­то­ро­го умо­лил из глу­би­ны сво­ей пу­сты­ни над­зи­рать и за его ста­дом. Устро­ив все нуж­ное для оби­те­ли, раз­ре­шил­ся уже от все­го жи­тей­ско­го сто­лет­ний ста­рец и по­чув­ство­вал в серд­це сво­ем ра­дость, как бы некто из даль­них и чуд­ных стран, ве­се­ло воз­вра­ща­ю­щий­ся на свою ро­ди­ну от мно­гих пе­ча­лей в ти­хое при­ста­ни­ще. И в са­мый час сво­е­го ис­хо­да еще при­об­щил­ся Бо­же­ствен­ных Та­ин; по­след­ним его сло­вом бы­ло: «Гос­по­ди! В ру­це Твои пре­даю дух мой», и про­све­ти­лось ли­це его, кел­лия и вся оби­тель ис­пол­ни­лись бла­го­во­ния. Бла­жен­ный Кас­си­ан и бра­тия с ве­ли­ким пла­чем от­пе­ли мно­го­лет­не­го сво­е­го на­став­ни­ка и по­ло­жи­ли в со­здан­ной им церк­ви. Во вре­мя над­гроб­но­го пе­ния мно­го недуж­ных ис­це­ля­лись над свя­щен­ны­ми остан­ка­ми. Июня в 6-й день 1504 го­да со­вер­ши­лось сие тор­жест­вен­ное по­гре­бе­ние, и в этот день уста­но­ви­ла Св. Цер­ковь со­вер­шать па­мять се­го чу­до­твор­ца зем­ли Рус­ской.
В 1609 го­ду на оби­тель на­па­ли поль­ско-ли­тов­ские за­хват­чи­ки: на­сто­я­тель и бра­тия бы­ли умерщ­вле­ны, мо­на­стырь ра­зо­рен, но по про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни си­ла­ми жи­те­лей Уг­ли­ча вос­ста­нов­лен.

☦️
Бла­гость небес­ная зо­вет всех к спа­се­нию и бла­жен­ству, но не всех оди­на­ко­во. Од­ни слы­шат при­зва­ние ее еще с юно­сти, дру­гие – в ле­тах зре­лых; тех воз­буж­да­ет она от сна ду­шев­но­го необы­чай­ны­ми ме­ра­ми, дру­гих – обык­но­вен­ны­ми спо­со­ба­ми; од­ним яв­ля­ет­ся в зна­ме­ни­ях и чу­де­сах, дру­гим – в ка­ком-ли­бо со­бы­тии жиз­ни. Это де­ло пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, ко­то­рая зна­ет, ко­го и как поз­вать к се­бе. На­ше же де­ло – вни­мать гла­су Бо­жию. Счаст­лив тот, кто, услы­шав го­лос Бо­жий, вер­но сле­ду­ет ему, не из­ме­няя до гро­ба. Та­ков был бла­жен­ный Иона Кли­ме­нец­кий.
Нов­го­род­ский по­сад­ник Иоанн Кли­мен­тов оста­вил сы­ну сво­е­му мно­го бо­гат­ства. Сын Иоанн спо­кой­но за­ни­мал­ся тор­гов­лей, как за­ни­мал­ся и отец его.
Не раз Иоанн в ка­рель­ском на­са­де (боль­шой лод­ке) пе­ре­плы­вал об­шир­ное Онеж­ское озе­ро, про­сти­ра­ю­ще­е­ся на 200 верст. Но од­на­жды, воз­вра­ща­ясь из По­вен­ца в Нов­го­род с гру­зом со­ли, на се­ре­дине озе­ра за­стиг­нут он был страш­ной бу­рей. Дол­го на­сад но­сил­ся по про­из­во­лу волн, ка­за­лось, вот-вот неуправ­ля­е­мый на­сад дол­жен был пой­ти ко дну. Иоанн стал про­сить у Гос­по­да из­бав­ле­ния от смер­ти, обе­щая в слу­чае спа­се­ния при­нять мо­на­ше­ский по­стриг. Его мо­лит­ва бы­ла услы­ша­на, на­сад вы­бро­си­ло на ост­ров Кли­мен­цы. Иоанн со слу­га­ми бла­го­да­рил Бо­га и в это вре­мя услы­шал го­лос, по­велев­ший ему по­стро­ить оби­тель во имя Жи­во­на­чаль­ной Трои­цы. Здесь же в при­бреж­ных ку­стах мож­же­вель­ни­ка чу­дес­но об­рел он ико­ну Св. Тро­и­цы. На ме­сте, ку­да его вы­бро­си­ли вол­ны, он по­ста­вил крест, а на ме­сте яв­ле­ния ико­ны – крест и ча­сов­ню. Это бы­ло в 1490 го­ду. Вер­нув­шись в Нов­го­род, Иоанн рас­по­ря­дил­ся сво­им бо­га­тым иму­ще­ством и, при­няв ино­че­ский по­стриг с име­нем Иона, от­пра­вил­ся на ост­ров.
По­сле воз­вра­ще­ния на ост­ров он по­стро­ил два хра­ма: во имя Свя­той Тро­и­цы и во имя свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ни­ко­лая – по­кро­ви­те­ля мо­ре­пла­ва­те­лей и зем­ле­про­ход­цев. За­тем свя­той по­стро­ил кел­лии и при­го­то­вил все необ­хо­ди­мое для оби­те­ли ино­ков. Тро­иц­кий Ни­ко­ло-Кли­мец­кий мо­на­стырь был ос­но­ван око­ло 1520 го­да. Так пре­по­доб­ный ис­пол­нил за­вет Гос­по­да. Из бед­но­го Ня­тин­ско­го мо­на­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го в трех вер­стах от но­вой оби­те­ли, при­шли бра­тия. К ним при­со­еди­ни­лись ино­ки из дру­гих мест, же­лав­шие без­мол­вия и уеди­не­ния. Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Вар­ла­ам (1511–1512) бла­го­сло­вил для хра­мов оби­те­ли ан­ти­мин­сы и хо­тел по­ста­вил свя­то­го Иону на­сто­я­те­лем, но тот по сми­ре­нию от­ка­зал­ся. Пре­по­доб­ный Иона уго­во­рил нов­го­род­ско­го иеро­мо­на­ха Ти­хо­на при­нять на­сто­я­тель­ство, а сам под­ви­зал­ся как про­стой инок.
Пре­по­доб­ный Иона мир­но скон­чал­ся 6 июня 1534 го­да и был по­гре­бен у хра­ма во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Над нетлен­ны­ми мо­ща­ми свя­то­го впо­след­ствии бы­ла по­стро­е­на ча­сов­ня, а в цар­ство­ва­ние Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны (1741–1761) – ка­мен­ный храм во имя пра­вед­ных За­ха­рии и Ели­са­ве­ты.

☦️
Пре­по­доб­но­ис­по­вед­ник Ра­фа­ил ро­дил­ся в 1891 го­ду в сло­бо­де Ве­ли­кая Ми­хай­лов­ка Но­во­ос­коль­ско­го уез­да Кур­ской гу­бер­нии в се­мье ма­ло­рос­сий­ско­го кре­стья­ни­на Ива­на Шей­чен­ко, за­ни­мав­ше­го­ся са­пож­ным ре­меслом и пе­ре­плет­ным де­лом, и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ро­ди­о­ном. В 1906 го­ду Ро­ди­он окон­чил цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу и по­сту­пил в зем­ское учи­ли­ще, в ко­то­ром про­учил­ся три го­да, и за­тем ра­бо­тал, как и отец, са­пож­ни­ком. В 1913 го­ду он был при­зван в ар­мию и здесь окон­чил во­ен­но-ве­те­ри­нар­ную фельд­шер­скую шко­лу; ему бы­ло при­сво­е­но зва­ние ун­тер-офи­це­ра, и он был от­прав­лен в 6-й улан­ский Во­лын­ский полк, где про­слу­жил до де­мо­би­ли­за­ции в 1918 го­ду. Вер­нув­шись с фрон­та на ро­ди­ну, Ро­ди­он по­про­щал­ся со все­ми сво­и­ми до­маш­ни­ми и от­пра­вил­ся в Оп­ти­ну пу­стынь, где уже не один раз бы­вал до то­го па­лом­ни­ком и труд­ни­ком.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-rafail-shejchenko

☦️
Кур­ская ико­на «Зна­ме­ние» Бо­жи­ей Ма­те­ри — од­на из древ­ней­ших икон Рус­ской Церк­ви. В ХIII ве­ке, во вре­мя та­тар­ско­го на­ше­ствия, ко­гда все Рус­ское го­су­дар­ство ис­пы­ты­ва­ло ве­ли­чай­шее бед­ствие, го­род Курск, ра­зо­рен­ный пол­чи­ща­ми Ба­тыя, при­шел в за­пу­сте­ние. Од­на­жды в окрест­но­стях го­ро­да один охот­ник за­ме­тил ле­жав­шую у кор­ней де­ре­ва ико­ну, об­ра­щен­ную ли­ком к зем­ле. Охот­ник под­нял ее и уви­дел, что изо­бра­же­ние ико­ны по­доб­но иконе «Зна­ме­ние» Нов­го­род­ской. Од­новре­мен­но с яв­ле­ни­ем этой ико­ны со­вер­ши­лось и пер­вое чу­до. Как толь­ко охот­ник под­нял свя­тую ико­ну с зем­ли, тот­час на ме­сте, где ле­жа­ла ико­на, с си­лой за­бил ис­точ­ник чи­стой во­ды. Это про­изо­шло 8 сен­тяб­ря 1295 го­да. Охот­ник не ре­шил­ся оста­вить ико­ну в ле­су и, по­стро­ив на ме­сте об­ре­те­ния неболь­шую де­ре­вян­ную ча­сов­ню, по­ста­вил в ней но­во­яв­лен­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри.
Вско­ре об этом узна­ли жи­те­ли го­ро­да Рыль­ска, рас­по­ло­жен­но­го непо­да­ле­ку, и ста­ли по­се­щать ме­сто яв­ле­ния для по­кло­не­ния но­вой свя­тыне.
Ико­ну пе­ре­нес­ли в Рыльск и по­ста­ви­ли в но­вом хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Но ико­на про­бы­ла там недол­го, чу­дес­ным об­ра­зом она ис­чез­ла и воз­вра­ти­лась на ме­сто сво­е­го яв­ле­ния. Жи­те­ли Рыль­ска неод­но­крат­но бра­ли ее и от­но­си­ли в го­род, но ико­на непо­сти­жи­мым об­ра­зом воз­вра­ща­лась на преж­нее ме­сто. То­гда все по­ня­ли, что Бо­го­ма­терь бла­го­во­лит к ме­сту яв­ле­ния Сво­е­го об­ра­за.
Еже­год­но в пят­ни­цу де­вя­той неде­ли по­сле Пас­хи ико­на «Зна­ме­ние» тор­же­ствен­но с крест­ным хо­дом пе­ре­но­си­лась из кур­ско­го Зна­мен­ско­го со­бо­ра на ме­сто ее яв­ле­ния в Ко­рен­ную пу­стынь, где она и оста­ва­лась до 12 сен­тяб­ря, а за­тем сно­ва тор­же­ствен­но воз­вра­ща­лась в Курск. Этот крест­ный ход был уста­нов­лен в 1618 го­ду в па­мять пе­ре­не­се­ния ико­ны из Моск­вы в Курск и в вос­по­ми­на­ние ее пер­во­на­чаль­но­го яв­ле­ния.
Осо­бая по­мощь Бо­жи­ей Ма­те­ри через эту ико­ну свя­за­на с важ­ны­ми со­бы­ти­я­ми в ис­то­рии Рос­сии: осво­бо­ди­тель­ной вой­ной рус­ско­го на­ро­да во вре­мя поль­ско-ли­тов­ско­го на­ше­ствия 1612 го­да и Оте­че­ствен­ной вой­ной 1812 го­да.
Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» Кур­ская-Ко­рен­ная в по­след­ний раз пре­бы­ва­ла на рус­ской зем­ле 14 сен­тяб­ря 1920 го­да в Кры­му, в вой­сках, сра­жав­ших­ся про­тив боль­ше­ви­ков. По­ки­нув Рос­сию в 1920 г., свя­тая ико­на ста­ла «Оди­гит­ри­ей» (Пу­те­во­ди­тель­ни­цей) Рус­ско­го рас­се­я­ния, неот­луч­но пре­бы­вая со все­ми пер­во­и­е­рар­ха­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви за­гра­ни­цей. Ныне она пре­бы­ва­ет в од­ном из хра­мов Но­вой Ко­рен­ной пу­сты­ни под Нью-Йор­ком (США). В кур­ском Зна­мен­ском со­бо­ре хра­нит­ся спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за.

☦️
Икона Богородицы Пименовская. Ико­но­гра­фи­че­ский тип Пиме­нов­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри – Бо­го­ро­ди­ца Оди­гит­рия.
Пер­вое упо­ми­на­ние об иконе от­но­сит­ся ко вто­рой по­ло­вине XVI ве­ка. Крат­кая за­пись в Кни­ге Сте­пен­ной цар­ско­го ро­до­сло­вия о двух ми­ро­то­чи­вых ико­нах в Москве – Бо­го­ма­те­ри и Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца бы­ла до­пол­не­на сле­ду­ю­щим со­об­ще­ни­ем: «Сию чу­дес­ную ико­ну Бо­го­ма­те­ри Пи­мин, мит­ро­по­лит всея Рус­сии, при­не­се из Ца­ря­гра­да, и мно­га ле­та сто­я­ла в со­бор­ной ве­ли­цей церк­ви на Москве. Тю­трум же некто, слав­ный ку­пец, умо­ли со­бо­ра то­го слу­жи­те­лей, да при­не­сут в дом его об­раз той Бо­го­ма­те­ри и мо­леб­ная со­тво­рят, яко же обы­чай есть, иже от ве­ры мно­зу же­ла­ху то­гда ви­де­ти в до­му сво­ем об­раз той Бо­го­ма­те­ри. Ныне же по­став­ле­на бя­ше свя­тая ико­на в цар­ском дво­ре в церк­ви у Бла­го­ве­ще­ния пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы во свя­тем ол­та­ри».
На­зва­ние ико­ны свя­за­но с име­нем мит­ро­по­ли­та Пи­ме­на, ко­то­рый, по пре­да­нию, при­вез чу­до­твор­ную ико­ну из Кон­стан­ти­но­по­ля в 1381 ли­бо 1386 го­ду.
Сна­ча­ла ико­на на­хо­ди­лась в ал­та­ре Успен­ско­го собра Мос­ков­ско­го Крем­ля, за­тем бы­ла пе­ре­не­се­на в Бла­го­ве­щен­ский со­бор. До 1918 го­да на­хо­ди­лась в Ми­ро­ва­рен­ной па­ла­те Крем­ля, за­тем – в Го­судар­ствен­ном Ис­то­ри­че­ском му­зее, от­ку­да в 1930 го­ду бы­ла пе­ре­да­на в Тре­тья­ков­скую га­ле­рею.

Жития
Писание