⏳ 2020.06.15 (пн)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 2я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 8й)
• понедельник
• Апостольский пост

☀️ неподвижный годовой круг:
15 июня (2 июня)
• сщмч. По́фина Лионского и с ним пострадавших (177)
• мц. Бланди́ны, мч. Понти́ка Лионских (177)
• свт. Ники́фора Константинопольского (828)
• вмч. Иоанна Нового, Сочавского (1330–1340)
• обре́тение мощей прав. Иулиа́нии Вяземской (1819)
• иконы Божией Матери «Киево-Братская» (1654)


☦️
Апостольский (Петров) пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (совершается на 50-й день после Пасхи). Завершается этот пост всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Поэтому продолжительность поста зависит от даты Пасхи и варьируется от 8 до 42 дней.

Апостольский пост считается нестрогим – в монастырях постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы.
Духовная жизнь без поста невозможна. Эта истина не отвлеченно-богословская, а подвижническая, за которую заплачено кровью. Внешний устав не есть совершенный пост. И потому нельзя ограничиться им, но внутренние высшие задачи поста невозможны без соблюдения внешнего постного устава.
(протоиерей Валентин Свенцицкий)

Сегодня пост именуется апостольским – тут и возникает огромнейшее недоумение: да в чем же именно мы подражаем апостолам? Меня коробит, когда при начале Петрова поста поясняют: этот пост существует у нас потому, что мы подражаем апостолам, а они постились перед тем, как пойти на проповедь Евангелия, потому и мы последуем их примеру… Тут все ставится с ног на голову. Скажите, почему мы подражаем апостолам в подготовке к делу и не подражаем в самом деле?
(диакон Андрей)

Образцово поступают в тех епархиях и приходах, где в Апостольский пост не просто ограничивают себя в пище, но составляют и реализуют план миссионерско-катехизическиех мероприятий на период поста и после него.

☦️
Священномученик По́фин Лионский, епископ. В 177 го­ду, в раз­гар го­не­ний Мар­ка Авре­лия, ко­гда не ща­ди­ли ни жен­щин, ни ста­ри­ков, ни де­тей, бы­ли схва­че­ны хри­сти­ане из Ли­о­на и Вьен­ны – глав­ных го­ро­дов Гал­лии. Пре­тер­пев мно­же­ство оскорб­ле­ний и из­де­ва­тельств от языч­ни­ков, они бы­ли при­ве­де­ны в суд и до­про­ше­ны три­бу­ном и ма­ги­стра­та­ми Ли­о­на. Хри­сти­ане твер­до ис­по­ве­да­ли ве­ру, то­гда их за­клю­чи­ли в тюрь­му вплоть до воз­вра­ще­ния пра­ви­те­ля.
Пра­ви­тель осу­дил их за без­бо­жие и бо­го­хуль­ство, не дав воз­мож­но­сти за­щи­тить се­бя. Это ис­пы­та­ние рас­ко­ло­ло хри­сти­ан: од­ни чув­ство­ва­ли се­бя вполне го­то­вы­ми к при­ня­тию му­че­ни­че­ства и ре­ши­тель­но от­ста­и­ва­ли свою ве­ру; дру­гие же, чис­лом де­сять, на­про­тив, не на­шли в се­бе до­воль­но ве­ры и ре­ши­мо­сти вы­дер­жать сра­же­ние и усту­пи­ли угро­зам ти­ра­нов. Это весь­ма опе­ча­ли­ло их спо­движ­ни­ков. Но пу­сто­та, воз­ник­шая по­сле их от­ступ­ни­че­ства, бы­ла вско­ре за­пол­не­на, по­то­му что каж­дый день аре­сто­вы­ва­ли все но­вых и но­вых хри­сти­ан и в тюрь­ме ока­за­лись са­мые де­я­тель­ные и за­мет­ные чле­ны Церк­вей Вьен­ны и Ли­о­на.
Пра­ви­тель ве­лел аре­сто­вы­вать всех, так что бы­ли за­дер­жа­ны и неко­то­рые ра­бы-языч­ни­ки, на­хо­див­ши­е­ся в услу­же­нии у хри­сти­ан. Ис­пу­гав­шись пы­ток, на ко­то­рые бы­ли осуж­де­ны свя­тые, они окле­ве­та­ли хо­зя­ев, об­ви­нив в том, что на сво­их со­бра­ни­ях хри­сти­ане яко­бы едят че­ло­ве­чи­ну, пре­да­ют­ся кро­во­сме­ше­нию и со­вер­ша­ют дру­гие ужа­са­ю­щие пре­ступ­ле­ния. Эта кле­ве­та вы­зва­ла бе­ше­ную ярость языч­ни­ков, и свя­тые му­че­ни­ки бы­ли под­верг­ну­ты неопи­су­е­мым му­че­ни­ям, при­зван­ным вы­рвать из их уст бо­го­хуль­ные сло­ва.
Гнев на­ро­да, пра­ви­те­ля и во­и­нов с осо­бой си­лой об­ра­тил­ся на Санк­та, диа­ко­на из Вьен­ны; на Ма­ту­ра, недав­но при­няв­ше­го кре­ще­ние, но уже от­важ­но­го во­и­на Хри­сто­ва; на Ат­та­ла, ро­дом из Пер­га­ма, быв­ше­го все­гда опо­рой для хри­сти­ан Ли­о­на; и, на­ко­нец, про­тив юной ра­бы­ни Блан­ди­ны. Все опа­са­лись, что из-за юных лет и свой­ствен­ной жен­щи­нам сла­бо­сти она не вы­дер­жит ис­пы­та­ний. Но она ока­за­лась пол­на та­кой си­лы, что ее стой­кость пе­ред ли­цом пы­ток за­ста­ви­ла от­сту­пить па­ла­чей. Они, сме­ня­ясь, пы­та­ли ее с утра до ве­че­ра и на­ко­нец при­зна­ли се­бя по­беж­ден­ны­ми и обес­си­лен­ны­ми. Му­чи­те­ли бы­ли изум­ле­ны тем, что она еще ды­шит, при том что ее ис­тер­зан­ное те­ло пред­став­ля­ло со­бой од­ну зи­я­ю­щую ра­ну. Они при­зна­ли, что да­же од­ной из тех пы­ток, ко­то­рым она под­верг­лась, бы­ло до­ста­точ­но, чтобы уме­реть. По­доб­но от­важ­но­му в сра­же­нии во­и­ну, бла­жен­ная Блан­ди­на чер­па­ла все но­вые си­лы в сво­ей ве­ре. Ей до­ста­точ­но бы­ло ска­зать: «Я хри­сти­ан­ка, у нас не де­ла­ет­ся ни­че­го дур­но­го», чтобы не чув­ство­вать бо­ли от му­че­ний. Санкт так­же с нече­ло­ве­че­ской си­лой пе­ре­но­сил му­че­ния. Од­на­ко же языч­ни­ки не остав­ля­ли на­деж­ды про­дол­жи­тель­ны­ми и ужас­ны­ми пыт­ка­ми вы­рвать у него при­зна­ние ви­ны, но ни­че­го не смог­ли по­де­лать с его несо­кру­ши­мой си­лой. Он не со­об­щил им ни сво­е­го име­ни, ни кто он и от­ку­да. На все во­про­сы Санкт от­ве­чал по-ла­ты­ни: «Я хри­сти­а­нин!» Ибо это бы­ло и его имя, и от­чиз­на, и род – все за­клю­ча­лось в этих сло­вах. Та­кая твер­дость вы­зва­ла ярость пра­ви­те­ля и во­и­нов, ко­то­рые ста­ли тер­зать са­мые чув­стви­тель­ные ме­ста его те­ла рас­ка­лен­ны­ми брон­зо­вы­ми пру­тья­ми. Но да­же бу­дучи со­вер­шен­но из­ра­нен­ным, Санкт оста­вал­ся тверд в ис­по­ве­да­нии ве­ры, укре­пив­шись и омыв­шись в жи­во­тво­ря­щем ис­точ­ни­ке, за­бив­шем из реб­ра Хри­сто­ва. На де­ле Сам Хри­стос пре­тер­пе­вал вме­сте с ним и воз­ве­ли­чи­вал его, низ­вер­гая диа­во­ла. И да­же ко­гда те­ло му­че­ни­ка пред­став­ля­ло со­бой сплош­ную ра­ну, бы­ло по­кры­то руб­ца­ми и по­чти утра­ти­ло при­су­щий че­ло­ве­че­ско­му те­лу вид, он сво­им при­ме­ром по­ка­зы­вал дру­гим, что нет стра­ха там, где ца­рит лю­бовь От­ца, нет бо­ли там, где пре­бы­ва­ет сла­ва Хри­ста.
Од­на­ко ни­ка­кие ис­тя­за­ния не смог­ли сло­мить стой­кость му­че­ни­ков. То­гда диа­вол изоб­рел но­вые спо­со­бы: их за­то­чи­ли в тес­ные, тем­ные и сы­рые узи­ли­ща, за­ко­вав но­ги в кан­да­лы и под­верг­нув неслы­хан­но же­сто­ко­му об­ра­ще­нию тю­рем­щи­ков, так что боль­шин­ство ис­по­вед­ни­ков за­дох­ну­лись в ка­зе­ма­тах, в том чис­ле епи­скоп Ли­о­на свя­той По­фин. Но и здесь Гос­подь про­явил бес­ко­неч­ное ми­ло­сер­дие: неко­то­рые из от­рек­ших­ся, за­клю­чен­ные в той же тюрь­ме и в тех же усло­ви­ях, по­ня­ли, что ни­че­го не вы­иг­ра­ли сво­им от­ступ­ни­че­ством, и об­ре­ли му­же­ство в об­ще­нии со свя­ты­ми, ко­то­рые бы­ли ис­пол­не­ны ра­до­сти бла­го­да­ря люб­ви Хри­ста и бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха. Их ли­ца си­я­ли сла­вой, они ис­то­ча­ли бла­го­уха­ние Хри­сто­во, и са­ми око­вы ка­за­лись ве­ли­ко­леп­ным убо­ром, по­доб­но то­му как вы­шив­ка зо­ло­том укра­ша­ет на­ряд неве­сты. То­гда от­ступ­ни­ки вновь ис­пол­ни­лись му­же­ства и без ко­ле­ба­ний ис­по­ве­да­ли Хри­ста, чтобы так­же удо­сто­ить­ся слав­но­го му­че­ни­че­ско­го вен­ца. Ве­ли­кой ра­до­стью для Церк­ви ста­ло при­нять жи­вы­ми тех, кто преж­де из­брал ду­хов­ную смерть и был ис­торг­нут из ее ло­на.
На­ко­нец при­шел час от­важ­ных по­движ­ни­ков – Ма­ту­ра, Санк­та, Блан­ди­ны и Ат­та­ла – удо­сто­ить­ся за по­дви­ги пре­крас­но­го, спле­тен­но­го из мно­гих цве­тов вен­ца и по­ло­жить его к но­гам От­ца. Их от­ве­ли в ам­фи­те­атр на по­те­ху бес­че­ло­веч­ным языч­ни­кам. Ма­тур и Санкт бы­ли под­верг­ну­ты все­воз­мож­ным пыт­кам: они бы­ли прон­зе­ны пру­тья­ми, рас­тер­за­ны зве­ря­ми – сло­вом, всем ис­тя­за­ни­ям, ка­ких в безу­мии кри­ка­ми тре­бо­ва­ла тол­па. Их по­са­ди­ли на рас­ка­лен­ные же­лез­ные крес­ла, от­че­го под­жа­ри­ва­е­мая плоть ис­пус­ка­ла ужас­ный чад. Но ни­что не по­ко­ле­ба­ло их ре­ши­мо­сти, и Санкт про­дол­жал ис­по­ве­до­вать: «Я хри­сти­а­нин!» В за­вер­ше­нии зре­ли­ща хри­сти­а­нам пе­ре­ре­за­ли гор­ло.
В это вре­мя свя­тая Блан­ди­на бы­ла при­вя­за­на к стол­бу и от­да­на хищ­ни­кам. Вид де­вуш­ки, буд­то рас­пя­той на кре­сте и не пе­ре­ста­вав­шей гром­ко мо­лить­ся, укреп­лял ее спо­движ­ни­ков пе­ред ли­цом пред­сто­я­ще­го сра­же­ния. Они ви­де­ли в ней Са­мо­го Гос­по­да, рас­пя­то­го ра­ди на­ше­го спа­се­ния, и на­пол­ня­лись уве­рен­но­стью, что все по­стра­дав­шие ра­ди Хри­ста бу­дут жить в веч­ном об­ще­нии с жи­вым Бо­гом. Ни один из хищ­ных зве­рей так и не тро­нул Блан­ди­ну в тот день. Ни­чтож­ная, сла­бая и пре­зрен­ная, она в тот день бы­ла по­доб­на ве­ли­ко­му и непо­бе­ди­мо­му По­движ­ни­ку – Хри­сту, да­ро­вав­ше­му ей по­бе­ду над вра­гом. Остав­шу­ю­ся в жи­вых хри­сти­ан­ку от­пра­ви­ли об­рат­но в тюрь­му.
Ко­гда Ат­тал был при­суж­ден к пыт­ке, ста­ло из­вест­но, что он рим­ский граж­да­нин, по­это­му его де­ло под­ле­жа­ло рас­смот­ре­нию им­пе­ра­то­ром. Ко­гда от­вет ке­са­ря был по­лу­чен, бла­жен­ных ис­по­вед­ни­ков ре­ше­но бы­ло пре­дать смер­ти на празд­ни­ке Трех Гал­лий, на ко­то­рый в Ли­он съез­жа­лись из всех про­вин­ций. По­сле те­ат­раль­но об­став­лен­но­го до­про­са ис­по­вед­ни­ков, тех, кто имел рим­ское граж­дан­ство, обез­гла­ви­ли, а про­чих от­да­ли на рас­тер­за­ние ди­ким зве­рям.
Во­пре­ки ча­я­ни­ям языч­ни­ков, Хри­ста по­бед­но вос­сла­ви­ли те, кто спер­ва от­рек­ся, и лишь сы­ны по­ги­бе­ли ли­ши­лись бла­го­да­ти. По­ка шел до­прос, некий Алек­сандр, врач ро­дом из Фри­гии, дав­но обос­но­вав­ший­ся в Гал­лии, сме­ло ис­по­ве­дал ве­ру. На сле­ду­ю­щий день его вме­сте с Ат­та­лом при­ве­ли в ам­фи­те­атр. Спер­ва они бы­ли на по­те­ху тол­пе под­верг­ну­ты раз­но­го ро­да му­че­ни­ям, а за­тем обез­глав­ле­ны. Ат­тал был по­са­жен на рас­ка­лен­ное же­лез­ное крес­ло и до по­след­не­го вздо­ха ис­по­ве­до­вал Бо­га ис­тин­но­го. Алек­сандр во вре­мя пы­ток пре­бы­вал с Бо­гом в серд­це сво­ем, не из­дал ни еди­но­го сто­на и не про­из­нес ни од­но­го сло­ва.
В по­след­ний день игр Блан­ди­на бы­ла вновь при­ве­де­на на аре­ну вме­сте с юно­шей 15 лет по име­ни Пон­тик. Каж­дый день они ста­но­ви­лись сви­де­те­ля­ми му­че­ний сво­их то­ва­ри­щей, но оста­ва­лись неко­ле­би­мы­ми. Ви­дя та­кую ре­ши­мость, тол­па в яро­сти по­тре­бо­ва­ла рас­пра­вы, невзи­рая на юные го­ды маль­чи­ка и без снис­хож­де­ния к де­вуш­ке. Их под­верг­ли все­воз­мож­ным ис­тя­за­ни­ям, но ни­что не мог­ло сло­мить их. От­важ­но пе­ре­не­ся все пыт­ки, во­оду­шев­ля­е­мый сест­рой во Хри­сте, Пон­тик пре­дал ду­шу Гос­по­ду.
По­след­ней оста­лась бла­жен­ная Блан­ди­на, упо­до­бив­шись бла­го­род­ной ма­те­ри бра­тьев-Мак­ка­ве­ев (см.: 2Мак.7)[1]. Она вы­дер­жа­ла те же ис­пы­та­ния, что ее ду­хов­ные де­ти, спе­ша при­со­еди­нить­ся к ним, как буд­то бы­ла зва­на на брач­ный пир. Ее би­че­ва­ли, от­да­ли на ис­тя­за­ние хищ­ни­кам, по­ло­жи­ли на рас­ка­лен­ную ре­шет­ку, по­са­ди­ли в иво­вую кор­зи­ну и вы­пу­сти­ли на нее бы­ка. Жи­вот­ное мно­го раз под­бра­сы­ва­ло свя­тую в воз­дух, но она не чув­ство­ва­ла бо­ли от про­ис­хо­дя­ще­го, ибо це­ли­ком пре­бы­ва­ла в ча­я­нии обе­то­ван­но­го бла­жен­ства, про­дол­жая об­ра­щать­ся ко Хри­сту. Чтобы за­вер­шить зре­ли­ще, му­че­ни­це пе­ре­ре­за­ли гор­ло.
Языч­ни­ки вы­нуж­де­ны бы­ли при­знать, что ни од­на из их жен­щин не пе­ре­нес­ла бы столь же­сто­ких и мно­го­чис­лен­ных му­че­ний.
По­сле этой кро­ва­вой рас­пра­вы, сде­лав­шей му­че­ни­ка­ми 48 че­ло­век, ярость пре­сле­до­ва­те­лей все еще не бы­ла уто­ле­на. Они бро­си­ли псам те­ла тех, кто по­гиб в тюрь­ме, и вос­пре­ти­ли ве­ру­ю­щим их хо­ро­нить. Те­ла же тех, кто пре­тер­пел му­че­ни­че­ство в ам­фи­те­ат­ре, бы­ли спер­ва остав­ле­ны под от­кры­тым небом на шесть дней, а за­тем со­жже­ны, а пе­пел бро­шен в во­ды Ро­ны.

☦️
Свя­ти­тель Ни­ки­фор Ис­по­вед­ник ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле во вто­рой по­ло­вине VIII ве­ка. Глу­бо­кая ве­ра и го­тов­ность к по­дви­гу ис­по­вед­ни­че­ства бы­ли за­ло­же­ны в нем его ро­ди­те­ля­ми, Фе­о­до­ром и Ев­до­ки­ей. Они да­ли сы­ну на­сто­я­щее хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние, под­креп­лен­ное при­ме­ром их соб­ствен­ной жиз­ни. Отец его по­стра­дал как ис­по­вед­ник пра­во­сла­вия от им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (740–775). Мать, раз­де­ляв­шая все ис­пы­та­ния сво­е­го му­жа, по­сле­до­ва­ла за ним в из­гна­ние, а по­сле его смер­ти вер­ну­лась в Кон­стан­ти­но­поль и окон­чи­ла жизнь в ино­че­стве. Свя­той Ни­ки­фор по­лу­чил хо­ро­шее свет­ское об­ра­зо­ва­ние, но боль­ше все­го изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и чи­тал ду­хов­ные кни­ги.
В цар­ство­ва­ние Льва IV (775–780) свя­той Ни­ки­фор по­лу­чил зва­ние цар­ско­го со­вет­ни­ка. На­хо­дясь при цар­ском дво­ре, он про­дол­жал ве­сти стро­гую, доб­ро­де­тель­ную жизнь, твер­до хра­нил чи­сто­ту пра­во­слав­ной ве­ры и рев­ност­но за­щи­щал по­чи­та­ние свя­тых икон. По­сле смер­ти Льва IV, в цар­ство­ва­ние Кон­стан­ти­на VI (780–797) и его ма­те­ри свя­той Ири­ны, в 787 го­ду в Ни­кее был со­зван VII Все­лен­ский Со­бор, осу­див­ший ико­но­бор­че­скую ересь. Глу­бо­ко зная Свя­щен­ное Пи­са­ние, свя­той Ни­ки­фор от име­ни им­пе­ра­то­ра вы­сту­пил на Со­бо­ре в за­щи­ту пра­во­сла­вия, чем ока­зал боль­шую по­мощь свя­тым от­цам Со­бо­ра.
По­сле Со­бо­ра свя­ти­тель Ни­ки­фор несколь­ко лет оста­вал­ся при дво­ре, но пол­ная су­е­ты жизнь всё бо­лее и бо­лее тя­го­ти­ла свя­то­го. Он оста­вил служ­бу и по­се­лил­ся в уеди­не­нии, при Бос­фо­ре, про­во­дя жизнь в на­уч­ных тру­дах, без­мол­вии, по­сте и мо­лит­ве. Свя­той Ни­ки­фор по­стро­ил цер­ковь, ос­но­вал мо­на­стырь и вел стро­гую ино­че­скую жизнь еще до при­ня­тия ино­че­ско­го по­стри­га.
В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ни­ки­фо­ра I (802–811), по­сле кон­чи­ны свя­то­го пат­ри­ар­ха Та­ра­сия (784–806), свя­той Ни­ки­фор был из­бран на его ме­сто, при­нял ино­че­ский по­стриг и свя­щен­ни­че­ский сан и был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол 12 ап­ре­ля 806 го­да, в день свя­той Пас­хи.
При им­пе­ра­то­ре Льве V Ар­мя­нине (813–820), яром при­вер­жен­це ико­но­бор­че­ской ере­си, для Церк­ви вновь на­чал­ся пе­ри­од смут и го­не­ний. Им­пе­ра­тор не мог сра­зу на­чать от­кры­тое го­не­ние на пра­во­сла­вие, по­сколь­ку ико­но­бор­че­ство бы­ло осуж­де­но VII Все­лен­ским Со­бо­ром. Свя­той пат­ри­арх про­дол­жал слу­жить в Ве­ли­кой церк­ви, сме­ло убеж­дая на­род хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру, и про­во­дил по­сле­до­ва­тель­ную и неослаб­ную борь­бу с ере­сью. Им­пе­ра­тор на­чал вы­зы­вать из ссыл­ки епи­ско­пов и кли­ри­ков, от­лу­чен­ных от Церк­ви VII Все­лен­ским Со­бо­ром. Со­ста­вив из них ере­ти­че­ский со­бор, им­пе­ра­тор по­тре­бо­вал, чтобы пат­ри­арх явил­ся для пре­ний о ве­ре. Пат­ри­арх от­ка­зал­ся рас­суж­дать о ве­ре с ере­ти­ка­ми, так как уче­ние ико­но­бор­цев уже бы­ло пре­да­но ана­фе­ме VII Все­лен­ским Со­бо­ром. Он вся­че­ски ста­рал­ся об­ра­зу­мить им­пе­ра­то­ра и его окру­же­ние, без­бо­яз­нен­но разъ­яс­нял на­ро­ду уче­ние о по­чи­та­нии свя­тых икон, на­пи­сал уве­ща­ния к им­пе­ра­три­це и гра­до­на­чаль­ни­ку Ев­ти­хи­а­ну, бли­жай­ше­му к им­пе­ра­то­ру са­нов­ни­ку, при­со­еди­нив в кон­це про­ро­че­ское сло­во о ско­рой ги­бе­ли ере­ти­ков от «ка­ра­ю­щей ру­ки Гос­под­ней». То­гда ере­ти­че­ский со­бор от­лу­чил от Церк­ви свя­то­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра и его пред­ше­ствен­ни­ков – бла­жен­но­ по­чив­ших пат­ри­ар­хов Та­ра­сия и Гер­ма­на. Свя­той Ни­ки­фор был со­слан сна­ча­ла в мо­на­стырь в Хри­со­поль, а за­тем – на ост­ров Про­кон­нис в Мра­мор­ном мо­ре. По­сле 13 лет ли­ше­ний и скор­бей 2 июня 828 го­да свя­той пат­ри­арх Ни­ки­фор скон­чал­ся в из­гна­нии.
13 мар­та 847 го­да нетлен­ные мо­щи свя­то­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра, про­ле­жав­шие в зем­ле 19 лет, с тор­же­ством бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль в со­бор­ную цер­ковь Свя­той Со­фии.
Свя­ти­тель Ни­ки­фор был вы­да­ю­щим­ся цер­ков­ным де­я­те­лем сво­е­го вре­ме­ни, «укра­ше­ни­ем ве­ка и ка­фед­ры» и, мно­го по­слу­жив Церк­ви, оста­вил об­шир­ное ду­хов­ное на­сле­дие – мно­го­чис­лен­ные тру­ды ис­то­ри­че­ско­го, дог­ма­ти­че­ско­го и ка­но­ни­че­ско­го со­дер­жа­ния.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konstantinopolskij/

☦️
Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Иоанн Но­вый, Со­чав­ский, жил в XIV ве­ке в го­ро­де Тра­пезун­де, за­ни­мал­ся тор­гов­лей, был бла­го­че­стив, тверд в пра­во­сла­вии и ми­ло­стив к бед­ным.
Од­на­жды по тор­го­вым де­лам ему при­шлось плыть на ко­раб­ле. Ка­пи­тан ко­раб­ля был непра­во­слав­ным. Всту­пив в спор о ве­ре со свя­тым Иоан­ном, он был по­срам­лен и за­та­ил зло­бу на свя­то­го. Во вре­мя оста­нов­ки ко­раб­ля в Бел­гра­де Бос­фор­ском ка­пи­тан явил­ся к гра­до­на­чаль­ни­ку, ог­не­по­клон­ни­ку по ве­ре, и со­об­щил, что на его ко­раб­ле есть уче­ный муж, же­ла­ю­щий то­же стать ог­не­по­клон­ни­ком.
Гра­до­на­чаль­ник с по­че­том при­гла­сил свя­то­го Иоан­на при­со­еди­нить­ся к ог­не­по­клон­ни­кам, по­ху­лив ве­ру во Хри­ста.
Свя­той тай­но мо­лил­ся, при­зы­вая на по­мощь То­го, Кто ска­зал: «Ко­гда же по­ве­дут пре­да­вать вас, не за­боть­тесь на­пе­ред, что вам го­во­рить, и не об­ду­мы­вай­те; но что да­но бу­дет вам в тот час, то и го­во­ри­те, ибо не вы бу­де­те го­во­рить, но Дух Свя­той» (Мк.13,11). И Гос­подь дал ему му­же­ство и ра­зу­ме­ние от­верг­нуть все при­тя­за­ния нече­стив­цев и твер­до ис­по­ве­дать се­бя хри­сти­а­ни­ном.
По­сле это­го свя­той был так же­сто­ко из­бит пал­ка­ми, что все те­ло его бы­ло рас­тер­за­но, и плоть под уда­ра­ми раз­ле­та­лась кус­ка­ми. Свя­той му­че­ник мо­лил­ся, бла­го­да­ря Бо­га, удо­сто­ив­ше­го его про­лить за Него кровь и омыть свои гре­хи. За­тем свя­то­го за­ко­ва­ли в це­пи и от­во­лок­ли в тем­ни­цу. Утром гра­до­на­чаль­ник ве­лел вновь при­ве­сти свя­то­го. Му­че­ник пред­стал пред ним со свет­лым и ве­се­лым ли­цом. От по­втор­но­го пред­ло­же­ния от­речь­ся от Хри­ста неустра­ши­мый му­че­ник от­ка­зал­ся с преж­ней твер­до­стью, об­ли­чив пра­ви­те­ля как ору­дие са­та­ны. То­гда его сно­ва из­би­ли пал­ка­ми так, что все внут­рен­но­сти его об­на­жи­лись. При­сут­ство­вав­ший на­род не вы­нес это­го страш­но­го зре­ли­ща и стал воз­му­щен­но кри­чать, об­ли­чая пра­ви­те­ля, столь бес­че­ло­веч­но ис­тя­за­ю­ще­го без­за­щит­но­го че­ло­ве­ка. Пра­ви­тель, пре­кра­тив из­би­е­ние, ве­лел при­вя­зать ве­ли­ко­му­че­ни­ка за но­ги к хво­сту ди­ко­го ко­ня и вла­чить по ули­цам го­ро­да. Жи­те­ли ев­рей­ских квар­та­лов осо­бен­но из­де­ва­лись над му­че­ни­ком, бро­са­ли в него кам­ня­ми, на­ко­нец, кто-то схва­тил меч, на­стиг вла­чи­мо­го свя­то­го и от­ру­бил ему го­ло­ву.
Те­ло ве­ли­ко­му­че­ни­ка с от­руб­лен­ной го­ло­вой ле­жа­ло до ве­че­ра, ни­кто из хри­сти­ан не осме­ли­вал­ся взять его. Но­чью над ним был ви­ден све­тя­щий­ся столп и мно­же­ство го­ря­щих лам­пад; три све­то­нос­ных му­жа со­вер­ша­ли над те­лом свя­то­го пе­ние псал­мов и каж­де­ние. Один из ев­ре­ев, ду­мая, что это хри­сти­ане при­шли взять остан­ки му­че­ни­ка, схва­тил лук и хо­тел пу­стить в них стре­лу, но, свя­зан­ный неви­ди­мой си­лой Бо­жи­ей, стал недви­жим. С на­ступ­ле­ни­ем утра ви­де­ние ис­чез­ло, а стре­лок про­дол­жал сто­ять непо­движ­но. Рас­ска­зав со­брав­шим­ся жи­те­лям го­ро­да о ноч­ном ви­де­нии и по­стиг­шем его на­ка­за­нии Бо­жи­ем, он осво­бо­дил­ся от неви­ди­мых уз. Узнав о слу­чив­шем­ся, гра­до­на­чаль­ник раз­ре­шил по­хо­ро­нить остан­ки ве­ли­ко­му­че­ни­ка. Те­ло бы­ло по­гре­бе­но при мест­ной церк­ви. Это про­изо­шло меж­ду 1330 и 1340 го­да­ми.
Ка­пи­тан, пре­дав­ший свя­то­го Иоан­на на му­ки, рас­ка­ял­ся и ре­шил тай­но увез­ти мо­щи на свою ро­ди­ну, но ве­ли­ко­му­че­ник, явив­шись во сне пре­сви­те­ру хра­ма, вос­пре­пят­ство­вал это­му. Через 70 лет мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в сто­ли­цу Мол­до-Вла­хий­ско­го кня­же­ства Со­ча­ву и по­ло­же­ны в со­бор­ной церк­ви.

☦️
Иули­а­ния бы­ла же­ной Вя­зем­ско­го кня­зя Си­мео­на Мсти­сла­ви­ча. По­сле за­во­е­ва­ния Смо­лен­ска Лит­вой они раз­де­ля­ли из­гна­ние из род­ной зем­ли вме­сте со Смо­лен­ским кня­зем Юри­ем Свя­то­сла­ви­чем. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий Мос­ков­ский дал им в удел го­род Тор­жок. Здесь князь Юрий пре­льстил­ся кра­со­той Иули­а­нии и лю­бы­ми пу­тя­ми пы­тал­ся скло­нить ее к пре­лю­бо­де­я­нию, но все уси­лия его бы­ли тщет­ны. То­гда во вре­мя пи­ра Юрий убил му­жа Иули­а­нии, на­де­ясь по­сле это­го на­силь­но овла­деть ею. Иули­а­ния, за­щи­ща­ясь от на­силь­ни­ка, уда­ри­ла его но­жом. Разъ­ярен­ный Юрий гнал­ся за ней с ме­чом, от­ру­бил ей ру­ки и но­ги, а те­ло ве­лел бро­сить в ре­ку Твер­цу. По­сле это­го, как пи­шет ле­то­пи­сец «…бысть ему грех и студ ве­лик и с то­го бе­жа к Ор­де, не тер­пя горь­ко­го сво­е­го без­че­стия». Про­изо­шло это в 1406 г.
Му­чи­мый со­ве­стью от со­вер­шен­но­го зло­дей­ства, Юрий ни­где не мог най­ти по­коя и в кон­це кон­цов при­шел в Ве­нев­ский Успен­ский мо­на­стырь, где и про­вел оста­ток жиз­ни в по­ка­я­нии и сле­зах. Рас­ка­яв­ший­ся убий­ца скон­чал­ся в 1408 г. и стал мест­но­чти­мым свя­тым.
Вес­ной 1407 г. боль­ной кре­стья­нин уви­дел, что по ре­ке Твер­це плы­вет про­тив те­че­ния те­ло уби­ен­ной кня­ги­ни, и услы­шал го­лос, по­велев­ший со­брать ду­хо­вен­ство и со­вер­шить по­гре­бе­ние те­ла у юж­ных две­рей Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра го­ро­да Торж­ка. В тот же мо­мент боль­ной ис­це­лил­ся от бо­лез­ни. Во­ля свя­той му­че­ни­цы бы­ла ис­пол­не­на, и во вре­мя по­гре­бе­ния мно­гие боль­ные чу­дес­но ис­це­ли­лись. С тех пор ко гро­бу кня­ги­ни по­сто­ян­но при­хо­ди­ли лю­ди с ве­рой в бла­го­дат­ную по­мощь свя­той.
В 1598 г. один диа­кон по­сле со­ро­ка­днев­ной мо­лит­вы и по­ста ре­шил тай­но от­крыть ее мо­ги­лу. Но из гроб­ни­цы вы­рвал­ся огонь и ожег его ли­цо, так что дол­гое вре­мя про­вел он в тя­же­лой бо­лез­ни. Го­лос ска­зал ему при этом: «Не сле­ду­ет ви­деть те­ло мое, по­ка не бу­дет на то во­ли Бо­жи­ей!» Через два ме­ся­ца диа­кон по­лу­чил ис­це­ле­ние от ожо­га по­сле мо­литв у гроб­ни­цы му­че­ни­цы. Свя­тая Иули­а­ния на­ка­зы­ва­ет со­гре­шив­ше­го, но и ис­це­ля­ет от бо­лез­ни по­сле рас­ка­я­ния.
В 1815 г. раз­би­ра­ли ста­рый Пре­об­ра­жен­ский со­бор, и ста­ла вид­на часть гроб­ни­цы. Боль­ные, ка­сав­ши­е­ся ее, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния. 2 июня 1819 г. в со­бо­ре был устро­ен при­дел в честь свя­той кня­ги­ни. Дра­го­цен­ная ра­ка с мо­ща­ми ее пре­бы­ва­ла в но­вом Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре. В 1918 г. со­бор за­кры­ли. До 1930 г. мо­щи по­ко­и­лись в хра­ме Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла. С тех пор судь­ба их неиз­вест­на.
Пре­чи­стая Ма­терь Гос­по­да да­ро­ва­ла свя­тым же­нам Ру­си бла­го­дать и си­лу в ис­пол­не­нии за­ко­на ма­те­рин­ства во всей его кра­со­те, люб­ви и са­мо­от­вер­жен­но­сти. Та­кое ма­те­рин­ство воз­мож­но на зем­ле лишь при хра­не­нии свя­ты­ни бра­ка – об­ра­за един­ства су­пру­гов в люб­ви. К вос­ста­нов­ле­нию это­го един­ства и бы­ла при­зва­на Свя­тая Русь. Неда­ром од­ной из глав­ных черт древ­не­рус­ской жен­ской пра­вед­но­сти бы­ло хра­не­ние це­ло­муд­рия хри­сти­ан­ско­го бра­ка как ве­ли­ко­го Та­ин­ства Церк­ви. Не дев­ствен­ни­ца, а це­ло­муд­рен­ная же­на вос­пе­та пра­во­слав­ной Русью. Бла­го­вер­ные кня­ги­ни – преж­де все­го вер­ные же­ны и по­мощ­ни­цы му­жу в его тру­дах.
Хра­не­ние свя­ты­ни бра­ка – один из ве­ли­чай­ших по­дви­гов че­ло­ве­ка, и тем­ные си­лы лю­бы­ми сред­ства­ми пы­та­ют­ся раз­ру­шить вся­кий брак, в ко­то­ром су­пру­ги при­бли­жа­ют­ся к вос­ста­нов­ле­нию един­ства, яв­лен­но­го в жиз­ни свя­тых Пет­ра и Фев­ро­нии Му­ром­ских.
Свя­тая Иули­а­ния – хра­ни­тель­ни­ца и за­щит­ни­ца це­ло­муд­рия. Но це­ло­муд­рие – один из трех обе­тов, ко­то­рые да­ют при мо­на­ше­ском по­стри­ге (два дру­гих – по­слу­ша­ние и нес­тя­жа­ние). По­это­му она яв­ля­е­тся по­мощ­ни­цей всем, кто про­во­дит мо­на­ше­скую жизнь в ми­ру.

☦️
Чу­до­твор­ная Ки­е­во-Брат­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла яв­ле­на в 1654 го­ду и пер­во­на­чаль­но бы­ла мест­ной в Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви го­ро­да Вы­ш­го­ро­да (Ки­ев­ско­го).
В 1662 го­ду, во вре­мя вой­ны с Поль­шей (1659–1667 гг.), го­ро­ду был на­не­сен боль­шой ущерб со сто­ро­ны во­е­вав­ших про­тив Рос­сии в со­ю­зе с по­ля­ка­ми крым­ских та­тар. Храм свя­тых стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба был ра­зо­рен и по­ру­ган непри­я­те­лем. Но Про­мыс­лом Бо­жи­им чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла со­хра­не­на, ее своевре­мен­но вы­нес­ли из хра­ма и пу­сти­ли по Дне­пру, а мо­щи свя­тых со­кры­ли под спу­дом. Ре­ка вы­нес­ла свя­тую ико­ну к бе­ре­гу По­до­ла в Ки­е­ве, где она бы­ла с ве­ли­кой ра­до­стью при­ня­та пра­во­слав­ны­ми и с по­до­ба­ю­щи­ми по­че­стя­ми пе­ре­не­се­на в Брат­ский мо­на­стырь, от на­зва­ния ко­то­ро­го и по­лу­чи­ла свое на­име­но­ва­ние. Там свя­той об­раз пре­бы­вал в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни. В опи­си цер­ков­но­го иму­ще­ства Ки­е­во-Брат­ско­го мо­на­сты­ря, про­из­ве­ден­ной в 1807 го­ду, при­во­дит­ся опи­са­ние чу­до­твор­ной ико­ны.
В 1919 году Братский монастырь был закрыт, а образ Киево-Братской Богородицы считался утерянным. Отсутствие до 90-х годов XX века информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели образа. Однако исследования последних лет показали, что икона вошла в число пяти наиболее ценных икон монастыря, переданных в учрежденный в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 г. эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета Национального художественного музея Украины (НХМУ) с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей. Повторное обретение Киево-Братской иконы произошло в начале 2000-х годов, когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским монастырем. В настоящее время Киево-Братская икона находится в собрании НХМУ1. Повторное обретение иконы воспринимается как подтверждение чудотворности образа.
Празд­но­ва­ния Ки­е­во-Брат­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ша­ют­ся три­жды в го­ду: 6 сен­тяб­ря, 10 мая и 2 июня. Все они по­свя­ще­ны чу­дес­но­му яв­ле­нию свя­той ико­ны в 1654 го­ду.

Жития
Писание