⏳ 2020.06.12 (пт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 1я седмица (неделя) после Пятидесятницы, Всех святых, Троицкая (глас 7й)
• пятница (поста нет)

☀️ неподвижный годовой круг:
12 июня (30 мая)
• прп. Исаакия Далматского (383)
• сщмч. Василия (Смоленского) (1942)


☦️
Пре­по­доб­ный Иса­а­кий про­ис­хо­дил «с во­сто­ка», по всей ве­ро­ят­но­сти из Си­рии. Он под­ви­зал­ся в пу­стыне, по­ка не услы­шал го­лос с небес, по­велев­ший ему от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль. При­быв ту­да, свя­той за­стал сто­ли­цу охва­чен­ной ере­сью ари­ан­ства, при­вер­жен­цем ко­то­рой был им­пе­ра­тор Ва­лент (364–378). Ко­гда им­пе­ра­тор со­би­рал­ся на вой­ну с вар­ва­ра­ми, прп. Иса­а­кий несколь­ко раз под­хо­дил к нему с уве­ще­ва­ни­я­ми, про­ся от­крыть церк­ви и пре­кра­тить го­не­ния на пра­во­слав­ных. За это при­бли­жен­ные им­пе­ра­то­ра из­би­ли свя­то­го, а Ва­лент при­ка­зал бро­сить его в зло­вон­ное бо­ло­то, из ко­то­ро­го жи­вым не вы­би­ра­лось ни од­но су­ще­ство. Но 2 ан­ге­ла чу­дес­ным об­ра­зом из­ба­ви­ли прп. Иса­а­кия от ги­бе­ли. При­дя к им­пе­ра­то­ру в по­след­ний раз, он пред­ска­зал ему по­ра­же­ние в войне и ги­бель в огне. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор по­ве­лел бро­сить по­движ­ни­ка в тем­ни­цу до сво­е­го воз­вра­ще­ния. По про­ро­че­ству свя­то­го ар­мия Ва­лен­та бы­ла раз­би­та вар­ва­ра­ми, а им­пе­ра­тор, спа­са­ясь бег­ством, сго­рел в де­ре­вян­ном ам­ба­ре, по­до­жжен­ном пре­сле­до­ва­те­ля­ми.
О встре­че прп. Иса­а­кия с Ва­лен­том и пред­ска­за­нии по­ра­же­ния и ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра со­об­ща­ют так­же цер­ков­ные ис­то­ри­ки блж. Фе­о­до­рит Кир­ский, Со­зо­мен и неко­то­рые дру­гие. В си­нак­сар­ном Жи­тии прп. Исаакия в свя­зи с эти­ми со­бы­ти­я­ми при­ве­де­на ис­то­рия, не встре­ча­ю­ща­я­ся в дру­гих ре­дак­ци­ях: святой узнал о ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра еще до то­го, как ве­сти до­шли до Кон­стан­ти­но­по­ля, ибо он чу­дес­ным об­ра­зом чув­ство­вал за­пах со­жжен­но­го те­ла, до­но­сив­ший­ся с ме­ста сра­же­ния. Эта ис­то­рия бы­ла впо­след­ствии пе­ре­ска­за­на ис­то­ри­ком Иоан­ном Зо­на­рой.
По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та на пре­стол взо­шел им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий I Ве­ли­кий (379–395). Услы­шав о про­ро­че­стве свя­то­го, им­пе­ра­тор при­ка­зал от­пу­стить его из тем­ни­цы и с по­че­стя­ми при­нял во двор­це. По­сле это­го прп. Иса­а­кий, со­глас­но Жи­тию, участ­во­вал во II Все­лен­ском Со­бо­ре (381) (од­на­ко в спис­ках участ­ни­ков Со­бо­ра он не от­ме­чен). За­тем свя­той хо­тел вер­нуть­ся в пу­сты­ню, но бла­го­че­сти­вые вель­мо­жи Са­тур­нин и Вик­тор про­си­ли его не по­ки­дать Кон­стан­ти­но­поль и не остав­лять сво­их ду­хов­ных чад. Вняв их уго­во­рам, прп. Иса­а­кий по­про­сил по­стро­ить ему ке­лью. Каж­дый из вель­мож воз­вел в сво­ем име­нии жи­ли­ще для него, и свя­той вы­брал скром­ную ке­лью, со­ору­жен­ную Са­тур­ни­ном. Она на­хо­ди­лась в при­го­ро­де Кон­стан­ти­но­по­ля, за го­род­ски­ми сте­на­ми. К свя­то­му при­хо­ди­ло мно­го лю­дей из го­ро­да, он по­се­щал жи­те­лей по их прось­бам, чтобы по­мо­лить­ся с ни­ми и бла­го­сло­вить их до­ма. Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий так­же неод­но­крат­но при­гла­шал его во дво­рец. Прп. Иса­а­кий все­гда стре­мил­ся по­мо­гать бед­ным, и ес­ли кто-то, встре­тив его на до­ро­ге, про­сил ми­ло­сты­ни, то он сни­мал с се­бя плащ и от­да­вал ни­ще­му. Ес­ли он воз­вра­щал­ся из го­ро­да и во­ро­та уже бы­ли за­кры­ты, то по­сле мо­лит­вы и крест­но­го зна­ме­ния свя­то­го они все­гда чу­дес­ным об­ра­зом от­кры­ва­лись. Через неко­то­рое вре­мя во­круг ке­льи Иса­а­кия был ос­но­ван мо­на­стырь, впо­след­ствии на­зван­ный Дал­ма­та мо­на­стырь, ко­то­рый счи­тал­ся древ­ней­шим в Кон­стан­ти­но­по­ле; там свя­той про­жил до кон­ца сво­их дней.
По­чув­ство­вав при­бли­же­ние смер­ти, прп. Иса­а­кий со­звал уче­ни­ков, на­став­лял их в пра­вой ве­ре и вы­брал сре­ди них од­но­го, по име­ни Дал­мат, ко­то­ро­го на­зна­чил сво­им пре­ем­ни­ком.
По­сле кон­чи­ны свя­то­го им­пе­ра­тор при­ка­зал со­вер­шить тор­же­ствен­ное по­гре­бе­ние с про­цес­си­ей к церк­ви св. Ири­ны (ко­то­рая то­гда бы­ла ка­фед­раль­ным со­бо­ром Кон­стан­ти­но­по­ля). Бра­тия мо­на­сты­ря и уче­ни­ки свя­то­го ис­про­си­ли раз­ре­ше­ние по­ло­жить остан­ки Иса­а­кия в церк­ви св. Сте­фа­на, по­стро­ен­ной непо­да­ле­ку от Дал­мат­ско­го мо­на­сты­ря. Св. Иса­а­кий был по­гре­бен в ал­та­ре это­го хра­ма, спра­ва от свя­то­го пре­сто­ла.
Ис­хо­дя из тек­ста Жи­тия Иса­а­кия, го­дом его смер­ти сле­ду­ет счи­тать 383-й. Од­на­ко дру­гие ис­точ­ни­ки та­кую да­ту не под­твер­жда­ют. Со­глас­но Жи­тию Дал­ма­та, Иса­а­кий жил еще при ар­хи­епи­ско­пе Ат­ти­ке (406–425). Кал­ли­ник, ав­тор Жи­тия прп. Ипа­тия Ру­фи­ни­ан­ско­го, так­же со­об­ща­ет, что св. Иса­а­кий был жив еще в 406 г., ко­гда по­се­щал прп. Ипа­тия в его мо­на­сты­ре. При этом дру­гая вер­сия Жи­тия Дал­ма­та, из­дан­ная М. Ге­део­ном, под­твер­жда­ет 383 г. как да­ту кон­чи­ны свя­то­го, од­на­ко сам из­да­тель кри­ти­че­ски от­но­сит­ся к да­ти­ров­кам это­го со­чи­не­ния, ука­зы­вая на раз­но­об­раз­ные несо­от­вет­ствия, встре­ча­ю­щи­е­ся в тек­сте.
Ис­сле­до­ва­те­ли неод­но­крат­но за­тра­ги­ва­ли этот во­прос, и, по об­ще­му мне­нию, 383 г. нель­зя счи­тать го­дом смер­ти пре­по­доб­но­го. В на­сто­я­щее вре­мя об­ще­при­знан­ной яв­ля­ет­ся да­ти­ров­ка его кон­чи­ны пе­ри­о­дом по­сле 406 г. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли бо­лее кон­крет­но опре­де­ля­ют год смер­ти св. Иса­а­кия. Так, А. Ка­ме­рон от­но­сит его кон­чи­ну к 416 г. на ос­но­ва­нии дан­ных о церк­ви пер­во­мч. Сте­фа­на, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи Иса­а­кия. Су­ще­ству­ет мне­ние, что свя­той скон­чал­ся в 424 или 425 г.
Со­глас­но О. Мей­нар­ду­су, ча­сти­цы мо­щей прпп. Иса­а­кия и Дал­ма­та хра­нят­ся в ски­ту Но­вая Фива­и­да на Афоне.
По­чи­та­ние прп. Иса­а­кия в Рос­сии свя­за­но с лич­но­стью им­пе­ра­то­ра Пет­ра I, день рож­де­ния ко­то­ро­го (30 мая) сов­пал с днем па­мя­ти свя­то­го. Им­пе­ра­тор счи­тал его сво­им небес­ным по­кро­ви­те­лем, и в честь свя­то­го был воз­двиг­нут Иса­а­ки­ев­ский со­бор в С.-Пе­тер­бур­ге.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле Са­ве­лье­во Ки­я­сов­ской во­ло­сти Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Ми­хай­ло­ви­ча и его су­пру­ги Ев­до­кии Алек­сан­дров­ны Смо­лен­ских. Окон­чив в 1891 го­ду Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Ва­си­лий в том же го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Ла­ми­ши­но Пят­ниц­кой во­ло­сти Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.
В 1918 го­ду отец Ва­си­лий был по лож­но­му до­но­су аре­сто­ван и за­клю­чен в зве­ни­го­род­скую тюрь­му, от­ку­да он был осво­бож­ден через семь дней, по­сле то­го как де­ло бы­ло разо­бра­но, и он, по при­зна­нии его неви­нов­ным, вер­нул­ся слу­жить в Ка­зан­ский храм.
Од­на­ко оче­ред­ное уси­ле­ние го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь не ми­но­ва­ло его. В сен­тяб­ре 1929 го­да мест­ные ком­со­моль­цы, вы­зван­ные к сле­до­ва­те­лю ОГПУ, да­ли по­ка­за­ния про­тив свя­щен­ни­ка. Некая ком­со­мол­ка по­ка­за­ла, что од­на­жды свя­щен­ник, встре­тив­шись с ней, по­здо­ро­вал­ся и спро­сил, прав­да ли, что ком­со­моль­цы со­би­ра­ют­ся устра­и­вать спек­такль в Страст­ную пят­ни­цу. И узнав, что это прав­да, за­ме­тил, как бы им от это­го не бы­ло пло­хо, и по­со­ве­то­вал этот во­прос про­ду­мать. Она по­ка­за­ла так­же, что в их рай­оне жи­вет очень мно­го ве­ру­ю­щих лю­дей, сре­ди ко­то­рых свя­щен­ник поль­зу­ет­ся боль­шим ав­то­ри­те­том, что ме­ша­ет про­во­ди­мым ком­со­мо­лом ме­ро­при­я­ти­ям, од­на­ко ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских вы­ступ­ле­ний со сто­ро­ны свя­щен­ни­ка не за­ме­ча­лось. Ком­со­мо­лец со сво­ей сто­ро­ны по­ка­зал, что ему дей­стви­тель­но по­встре­чал­ся на до­ро­ге свя­щен­ник и, узнав, что ком­со­моль­цы со­би­ра­ют­ся ор­га­ни­зо­вать пи­о­нер­ский от­ряд, про­сил не по­ка­зы­вать де­тям ни­че­го ху­до­го.
19 ок­тяб­ря 1929 го­да отец Ва­си­лий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве; бу­дучи до­про­шен, он ска­зал:
– Ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я ни­где, ни­ко­гда не вел. Чи­та­е­мые мною про­по­ве­ди но­сят чи­сто ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер, и ни­че­го в них ан­ти­со­вет­ско­го нет.
– Угро­жа­ли ли вы ком­со­моль­цам рас­пра­вой за то, что они ве­дут ра­бо­ту по без­бо­жию? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Ни­ко­му ни­ко­гда я не угро­жал.
– Ни­че­го по­доб­но­го я ему не го­во­рил. Счи­таю, что воз­ве­ден­ное на ме­ня об­ви­не­ние яв­ля­ет­ся ло­жью.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны. 18 но­яб­ря 1929 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло свя­щен­ни­ка к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и он был от­прав­лен в го­род Оне­гу.
14 ав­гу­ста 1933 го­да отец Ва­си­лий вер­нул­ся из ссыл­ки до­мой, но мест­ные вла­сти при­ка­за­ли ему, как от­бы­вав­ше­му на­ка­за­ние, вы­ехать из се­ла за 101 ки­ло­метр от Моск­вы, и он по­се­лил­ся в се­ле Хол­мец Ша­хов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти и с 24 ок­тяб­ря то­го же го­да стал слу­жить в Ни­коль­ской церк­ви в этом се­ле. Имея к это­му вре­ме­ни все цер­ков­ные на­гра­ды, он ко дню свя­той Пас­хи в 1934 го­ду был на­граж­ден мит­рой.
В ав­гу­сте 1936 го­да в хра­ме в се­ле Чер­лен­ко­во со­сто­я­лась бе­се­да, на ко­то­рой при­сут­ство­ва­ли слу­жив­ший здесь свя­щен­ник, диа­ко­ны и мо­на­хи­ни, она кос­ну­лась про­во­ди­мых со­вет­ской вла­стью по­ли­ти­че­ских су­деб­ных про­цес­сов; на со­об­ще­ние об этом од­но­го из диа­ко­нов, диа­кон Иоанн Фе­ли­цын за­ме­тил, что их все рав­но всех пе­ре­бьют. Участ­ни­ки раз­го­во­ра ста­ли ему го­во­рить, чтобы он вел се­бя осто­рож­нее. Все это до­шло до НКВД, и 19 сен­тяб­ря 1936 го­да диа­кон Иоанн Фе­ли­цын был аре­сто­ван, а участ­ни­ки бе­се­ды вы­зва­ны в ка­че­стве сви­де­те­лей, где под­твер­ди­ли ими слы­шан­ное. Вме­сте с ни­ми был до­про­шен 23 сен­тяб­ря и про­то­и­е­рей Ва­си­лий, так как бы­ло из­вест­но, что он зна­ком с аре­сто­ван­ным диа­ко­ном. По ма­ло­ду­шию он вме­сте со все­ми под­твер­дил все пред­ло­жен­ное сле­до­ва­те­лем.
В мае 1941 го­да про­то­и­е­рею Ва­си­лию бы­ло при­ка­за­но в адми­ни­стра­тив­ном по­ряд­ке по­ки­нуть пре­де­лы Мос­ков­ской об­ла­сти, и он вы­ехал в се­ло Но­во-Ни­коль­ское Яро­слав­ской об­ла­сти, и в хра­ме в се­ле Хол­мец за от­сут­стви­ем свя­щен­ни­ка бо­го­слу­же­ния пре­кра­ти­лись. В Но­во-Ни­коль­ском отец Ва­си­лий че­ты­ре ме­ся­ца до­би­вал­ся от мест­ных вла­стей, чтобы ему раз­ре­ши­ли слу­жить, но раз­ре­ше­ния ему не да­ли, и он уехал в де­рев­ню Кон­че­е­во Смо­лен­ской об­ла­сти; здесь его за­ста­ла вой­на; ко­гда фронт при­бли­зил­ся вплот­ную к де­ревне и ста­ла слыш­на близ­кая ка­но­на­да ар­тил­ле­рий­ских ору­дий, он, ухо­дя от нем­цев, вер­нул­ся в се­ло Хол­мец, ку­да, впро­чем, вско­ре во­шли пе­ре­до­вые ча­сти немец­кой ар­мии, и отец Ва­си­лий при­нял ре­ше­ние воз­об­но­вить бо­го­слу­же­ние.
26 ок­тяб­ря 1941 го­да в хра­ме со­сто­я­лась пер­вая служ­ба, а за­тем бо­го­слу­же­ния ста­ли со­вер­шать­ся ре­гу­ляр­но. При от­кры­тии хра­ма нем­цы сфо­то­гра­фи­ро­ва­ли свя­щен­ни­ка и сфо­то­гра­фи­ро­ва­лись вме­сте с ним, а пе­ре­вод­чик по­жерт­во­вал свя­щен­ни­ку де­сять немец­ких ма­рок.
В ян­ва­ре 1942 го­да нем­цы по­ки­ну­ли Хол­мец и в него во­шли ча­сти Крас­ной ар­мии. Про­то­и­е­рей Ва­си­лий про­дол­жал слу­жить в хра­ме. Ком­му­ни­сти­че­ские вла­сти, несмот­ря на вой­ну, не из­ме­ни­ли сво­е­го от­но­ше­ния к хри­сти­ан­ству, и, как толь­ко ото­дви­га­лась ли­ния фрон­та, на осво­бож­ден­ной от ок­ку­пан­тов тер­ри­то­рии тут же воз­об­нов­ля­лись го­не­ния. От пре­сле­до­ва­ний не спа­са­ли ни тяж­кие бо­лез­ни, ни воз­раст – про­то­и­е­рею Ва­си­лию ис­пол­ни­лось в то вре­мя семь­де­сят три го­да. 2 мар­та 1942 го­да он был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в том, что воз­об­но­вил при нем­цах бо­го­слу­же­ние, и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. На­ча­лись мно­го­днев­ные до­про­сы.
– От­веть­те, что вас за­ста­ви­ло стать на путь пре­да­тель­ства и по­соб­ни­че­ства немец­ким ок­ку­пан­там? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– На путь пре­да­тель­ства и по­соб­ни­че­ства нем­цам я не вста­вал, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вы утвер­жда­е­те, что в се­ло Хол­мец, от­ку­да вы бы­ли вы­се­ле­ны, при­е­ха­ли до за­ня­тия его нем­ца­ми. На ка­ком же ос­но­ва­нии вы сно­ва вер­ну­лись в се­ло?
– В се­ло Хол­мец я из де­рев­ни Кон­че­е­во бе­жал от нем­цев.
– Бе­жа­ли от нем­цев и при­бе­жа­ли к нем­цам?! От­веть­те, как вас по­ни­мать?
– Ко­гда я при­е­хал в се­ло Хол­мец, их там не бы­ло.
– О при­бы­тии нем­цев в се­ло Хол­мец вам бы­ло из­вест­но?
– Да, бы­ло из­вест­но.
– По­че­му же из се­ла Хол­мец вы от нем­цев не по­бе­жа­ли?
– В се­ле Хол­мец я остал­ся со все­ми ве­ру­ю­щи­ми.
– То есть оста­лись до­жи­дать­ся нем­цев?
– Нет, нем­цев я не ждал, а остал­ся слу­жить.
– Где и ко­му слу­жить?
– Яв­ля­ясь свя­щен­но­слу­жи­те­лем, в се­ле Хол­мец я остал­ся слу­жить в церк­ви ве­ру­ю­щим.
Вы утвер­жда­е­те, что в се­ле Хол­мец оста­лись яко­бы с це­лью служ­бы ве­ру­ю­щим, по­че­му то­гда сра­зу по­сле сво­е­го при­ез­да не от­кры­ли цер­ковь?
– Я был боль­ной, а за­тем ко­ле­бал­ся в воз­мож­но­сти от­кры­тия церк­ви, а ко­гда при­шли нем­цы, я ее от­крыл без вся­ких пре­пят­ствий.
– На ка­кие те­мы вам при­хо­ди­лось раз­го­ва­ри­вать с немец­ки­ми офи­це­ра­ми?
– В раз­го­во­рах немец­кие офи­це­ры за­яв­ля­ли, что Моск­ву ско­ро возь­мут и к весне вой­ну с Со­вет­ским Со­ю­зом по­бе­до­нос­но за­кон­чат.
– Что вы им в свою оче­редь го­во­ри­ли?
– На их за­яв­ле­ния я толь­ко го­во­рил: «что Бог вам даст».
– Сколь­ко раз вы слу­жи­ли мо­ле­бен о по­бе­де немец­кой ар­мии?
– Та­ких мо­леб­нов я не слу­жил.
– А про­по­ве­ди про­из­но­си­ли?
– И про­по­ве­дей о том, чтобы по­бе­да бы­ла на сто­роне нем­цев, я не про­из­но­сил.
– Вы го­во­ри­те неправ­ду.
– Я по­ка­зы­ваю так, как бы­ло.
– По­ка­жи­те о сво­ей пре­да­тель­ской де­я­тель­но­сти.
– Пре­да­тель­ской де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся.
10 ап­ре­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 15 ап­ре­ля утвер­жде­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние: про­то­и­е­рей Ва­си­лий об­ви­нял­ся в том, «что, на­хо­дясь на вре­мен­но ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии немец­ки­ми за­хват­чи­ка­ми, во­шел в тес­ную связь с немец­ким ко­ман­до­ва­ни­ем, стал их ак­тив­ным по­соб­ни­ком…».
Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Смо­лен­ский скон­чал­ся в боль­ни­це Та­ган­ской тюрь­мы 12 июня 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле. Де­ло его, од­на­ко, про­дол­жа­ло рас­смат­ри­вать­ся и 10 июля 1942 го­да бы­ло от­прав­ле­но на рас­смот­ре­ние Осо­бо­го Со­ве­ща­ния при НКВД. 15 июля 1942 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при­го­во­ри­ло про­то­и­е­рея Ва­си­лия к рас­стре­лу. Од­на­ко при­го­вор над ним уже со­вер­шить­ся не мог.

Жития
Писание