⏳ 2020.06.11 (чт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 1я седмица (неделя) после Пятидесятницы, Всех святых, Троицкая (глас 7й)
• четверг
• икон Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая (1622)

☀️ неподвижный годовой круг:
11 июня (29 мая)
• мц. Феодосии Тирской (307–308)
• память Первого Вселенского Собора (325)
• прмц. Феодосии (730)
• блж. Иоанна Устюжского (1494)
• сщмч. Иоанна (Преображенского), мч. Андрея (Трофимова) (1938)
• свт. Луки́ (Войно-Ясенецкого) Симферопольского и Крымского (1961)
• обре́тение мощей прп. И́ова (Иисуса) Анзерского (2000)
• Собор святых Красноярской митрополии
• икон Божией Матери: «Споручница грешных» (1843), «Недремлющее Око»


☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Фе­о­до­сия Тир­ская по­стра­да­ла в 307 го­ду. 29 мая празд­ну­ет­ся пе­ре­не­се­ние ее мо­щей в Кон­стан­ти­но­поль, а позд­нее в Ве­не­цию.
Од­на­жды, во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан, ко­то­рое дли­лось уже пять лет, сем­на­дца­ти­лет­няя Фе­о­до­сия по­до­шла к осуж­ден­ным уз­ни­кам-хри­сти­а­нам, на­хо­див­шим­ся в пре­то­рии. Был день Свя­той Пас­хи, и му­че­ни­ки го­во­ри­ли о Цар­ствии Бо­жи­ем. Свя­тая Фе­о­до­сия про­си­ла их по­мя­нуть ее пред Гос­по­дом, ко­гда они пред­ста­нут Ему. Во­и­ны уви­де­ли, что де­вуш­ка по­кло­ни­лась уз­ни­кам, взя­ли ее и от­ве­ли к пра­ви­те­лю Урва­ну. Пра­ви­тель за­став­лял де­вуш­ку при­не­сти жерт­ву идо­лам, но она от­ка­за­лась, ис­по­ве­дуя свою ве­ру во Хри­ста. То­гда свя­тую под­верг­ли же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, те­ло ее стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми так, что об­на­жи­лись ко­сти. Му­че­ни­ца мол­ча и с ра­дост­ным ли­цом пе­ре­но­си­ла стра­да­ния и на вто­рич­ное пред­ло­же­ние пра­ви­те­ля при­не­сти жерт­ву идо­лам от­ве­ти­ла: «Безум­ный, ведь я спо­до­би­лась при­со­еди­нить­ся к му­че­ни­кам!» Де­вуш­ку с кам­нем на шее бро­си­ли в мо­ре, но Ан­ге­лы вы­ве­ли ее из пу­чи­ны. То­гда му­че­ни­цу от­да­ли на съе­де­ние зве­рям. Ви­дя, что зве­ри ее не тро­га­ют, му­чи­те­ли от­сек­ли ей го­ло­ву. Но­чью свя­тая Фе­о­до­сия яви­лась ро­ди­те­лям, ко­то­рые пы­та­лись уго­во­рить свою дочь не ид­ти на стра­да­ния, в свет­лой одеж­де, с вен­цом на го­ло­ве и си­я­ю­щим зо­ло­тым кре­стом в ру­ке и ска­за­ла: «Смот­ри­те, вот ка­кой ве­ли­кой сла­вы вы хо­те­ли ме­ня ли­шить!»

☦️
Па­мять Пер­во­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью Хри­сто­вой с древ­ней­ших вре­мен. Гос­подь Иисус Хри­стос оста­вил Церк­ви ве­ли­кое обе­то­ва­ние: «Со­здам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют Ее» (Мф.16,18). В этом ра­дост­ном обе­то­ва­нии на­хо­дит­ся про­ро­че­ское ука­за­ние, что, хо­тя жизнь Церк­ви Хри­сто­вой на зем­ле бу­дет про­хо­дить в труд­ной борь­бе с вра­гом спа­се­ния, по­бе­да на Ее сто­роне. Свя­тые му­че­ни­ки за­сви­де­тель­ство­ва­ли ис­тин­ность слов Спа­си­те­ля, пре­тер­пев стра­да­ния за ис­по­ве­да­ние Име­ни Хри­сто­ва, и меч го­ни­те­лей скло­нил­ся пе­ред по­бе­до­нос­ным зна­ме­ни­ем Кре­ста Хри­сто­ва.
С IV ве­ка пре­кра­ти­лись пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан, но внут­ри са­мой Церк­ви воз­ник­ли ере­си, на борь­бу с ко­то­ры­ми Цер­ковь со­зы­ва­ла Все­лен­ские Со­бо­ры. Од­ной из опас­ней­ших ере­сей бы­ло ари­ан­ство. Арий, Алек­сан­дрий­ский пре­сви­тер, был че­ло­ве­ком без­мер­ной гор­ды­ни и че­сто­лю­бия. Он, от­вер­гая Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство Иису­са Хри­ста и Его ра­вен­ство с Бо­гом От­цом, лож­но учил, что Сын Бо­жий не Еди­но­су­щен От­цу, а со­тво­рен От­цом во вре­ме­ни. По­мест­ный Со­бор, со­зван­ный по на­сто­я­нию Алек­сан­дрий­ско­го пат­ри­ар­ха Алек­сандра, осу­дил лже­уче­ние Ария, но тот не по­ко­рил­ся и, на­пи­сав мно­гим епи­ско­пам пись­ма с жа­ло­бой на опре­де­ле­ние По­мест­но­го Со­бо­ра, рас­про­стра­нил свое лже­уче­ние по все­му Во­сто­ку, ибо по­лу­чил под­держ­ку в сво­ем за­блуж­де­нии от неко­то­рых во­сточ­ных епи­ско­пов. Для рас­сле­до­ва­ния воз­ник­шей сму­ты свя­той рав­ноап­о­столь­ный им­пе­ра­тор Кон­стан­тин (па­мять 21 мая) на­пра­вил епи­ско­па Осию Кор­дуб­ско­го и, по­лу­чив от него удо­сто­ве­ре­ние, что ересь Ария на­прав­ле­на про­тив са­мо­го ос­нов­но­го дог­ма­та Хри­сто­вой Церк­ви, ре­шил­ся со­звать Все­лен­ский Со­бор. По при­гла­ше­нию свя­то­го Кон­стан­ти­на в го­род Ни­кею в 325 го­ду со­бра­лись 318 епи­ско­пов – пред­ста­ви­те­лей хри­сти­ан­ских Церк­вей из раз­ных стран.
Сре­ди при­быв­ших епи­ско­пов бы­ло мно­го ис­по­вед­ни­ков, по­стра­дав­ших во вре­мя го­не­ний и но­сив­ших на те­лах сле­ды ис­тя­за­ний. Участ­ни­ка­ми Со­бо­ра бы­ли так­же ве­ли­кие све­тиль­ни­ки Церк­ви – свя­ти­тель Ни­ко­лай, ар­хи­епи­скоп Мир Ли­кий­ских (па­мять 6 де­каб­ря и 9 мая), свя­ти­тель Спи­ри­дон, епи­скоп Три­ми­фунт­ский (па­мять 12 де­каб­ря) и дру­гие по­чи­та­е­мые Цер­ко­вью свя­тые от­цы.
Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх Алек­сандр при­был со сво­им диа­ко­ном Афа­на­си­ем, впо­след­ствии пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским (па­мять 2 мая), на­зван­ным Ве­ли­ким, как рев­ност­ный бо­рец за чи­сто­ту пра­во­сла­вия. Рав­ноап­о­столь­ный им­пе­ра­тор Кон­стан­тин при­сут­ство­вал на за­се­да­ни­ях Со­бо­ра. В сво­ей ре­чи, про­из­не­сен­ной в от­вет на при­вет­ствие епи­ско­па Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, он ска­зал: «Бог по­мог мне низ­верг­нуть нече­сти­вую власть го­ни­те­лей, но несрав­нен­но при­скорб­нее для ме­ня вся­кой вой­ны, вся­кой кро­во­про­лит­ной бит­вы и несрав­нен­но па­губ­нее внут­рен­няя меж­до­усоб­ная брань в Церк­ви Бо­жи­ей».
Арий, имея сво­и­ми сто­рон­ни­ка­ми 17 епи­ско­пов, дер­жал­ся гор­до, но его уче­ние бы­ло опро­верг­ну­то и он от­лу­чен Со­бо­ром от Церк­ви, а свя­той диа­кон Алек­сан­дрий­ской Церк­ви Афа­на­сий в сво­ей ре­чи окон­ча­тель­но опро­верг бо­го­хуль­ные из­мыш­ле­ния Ария. От­цы Со­бо­ра от­кло­ни­ли сим­вол ве­ры, пред­ло­жен­ный ари­а­на­ми. Был утвер­жден пра­во­слав­ный Сим­вол ве­ры. Рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин пред­ло­жил Со­бо­ру вне­сти в текст Сим­во­ла ве­ры сло­во «Еди­но­сущ­ный», ко­то­рое он ча­сто слы­шал в ре­чах епи­ско­пов. От­цы Со­бо­ра еди­но­душ­но при­ня­ли это пред­ло­же­ние. В Ни­кей­ском Сим­во­ле свя­тые от­цы сфор­му­ли­ро­ва­ли апо­столь­ское уче­ние о Бо­же­ствен­ном до­сто­ин­стве Вто­ро­го Ли­ца Пре­свя­той Тро­и­цы – Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ересь Ария, как за­блуж­де­ние гор­до­го ра­зу­ма, бы­ла об­ли­че­на и от­верг­ну­та. По­сле ре­ше­ния глав­но­го дог­ма­ти­че­ско­го во­про­са Со­бор уста­но­вил так­же два­дцать ка­но­нов (пра­вил) по во­про­сам цер­ков­но­го управ­ле­ния и дис­ци­пли­ны. Был ре­шен во­прос о дне празд­но­ва­ния Свя­той Пас­хи. По­ста­нов­ле­ни­ем Со­бо­ра Свя­тая Пас­ха долж­на празд­но­вать­ся хри­сти­а­на­ми не в один день с иудей­ской и непре­мен­но в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле дня ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия (ко­то­рый в 325 го­ду при­хо­дил­ся на 22 мар­та).

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Фе­о­до­сия жи­ла в VIII ве­ке. Она ро­ди­лась по усерд­ной мо­лит­ве ро­ди­те­лей и по­сле их смер­ти вос­пи­ты­ва­лась в кон­стан­ти­но­поль­ском жен­ском мо­на­сты­ре в честь свя­той му­че­ни­цы Ана­ста­сии. Свя­тая Фе­о­до­сия при­ня­ла по­стриг в жен­ской оби­те­ли по­сле то­го, как раз­да­ла бед­ным остав­ше­е­ся от ро­ди­те­лей иму­ще­ство. Часть де­нег упо­тре­би­ла на на­пи­са­ние икон Спа­си­те­ля, Бо­жи­ей Ма­те­ри и му­че­ни­цы Ана­ста­сии. Ко­гда во­ца­рил­ся Лев Ис­авр (717–741), же­сто­кий го­ни­тель ико­но­по­чи­та­те­лей, он из­дал при­каз по­все­мест­но уни­что­жить свя­тые ико­ны. В Кон­стан­ти­но­по­ле су­ще­ство­ва­ли то­гда во­ро­та, на­зы­вав­ши­е­ся «мед­ны­ми», а над ни­ми уже бо­лее 400 лет на­хо­дил­ся мед­ный об­раз Спа­си­те­ля. В 730 го­ду лже­па­три­арх-ико­но­бо­рец Ана­ста­сий при­ка­зал снять об­раз. Пра­во­слав­ный на­род, во гла­ве ко­то­ро­го бы­ла пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Фе­о­до­сия с дру­ги­ми ино­ки­ня­ми, бро­сил­ся на за­щи­ту ико­ны и опро­ки­нул лест­ни­цу вме­сте с во­и­ном, ис­пол­няв­шим при­каз. Лже­па­три­арх Ана­ста­сий, бо­ясь, что вол­не­ния уси­лят­ся, из­ве­стил о слу­чив­шем­ся им­пе­ра­то­ра. По при­ка­зу по­след­не­го во­и­ны пе­ре­би­ли всех ино­кинь, а пре­по­доб­но­му­че­ни­цу Фе­о­до­сию как са­мую рев­ност­ную за­щит­ни­цу икон за­клю­чи­ли в тем­ни­цу. В те­че­ние неде­ли ей каж­дый день на­но­си­ли по сто уда­ров, а на вось­мой день по­ве­ли вдоль го­ро­да, же­сто­ко из­би­вая по пу­ти. Один из во­и­нов на­чал бить му­че­ни­цу и на­нес ей смер­тель­ную ра­ну, от ко­то­рой му­че­ни­ца тот­час скон­ча­лась. Те­ло свя­той пре­по­доб­но­му­че­ни­цы, бро­шен­ное на зем­лю, бы­ло с бла­го­го­ве­ни­ем по­гре­бе­но хри­сти­а­на­ми в мо­на­сты­ре Ди­о­кри­тис в Кон­стан­ти­но­по­ле. Ме­сто по­гре­бе­ния пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Фе­о­до­сии про­сла­ви­лось мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных.

☦️
Бла­жен­ный Иоанн, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, Устюж­ский чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в се­ле Пу­хо­во, близ ста­ро­го Устю­га, от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Сав­вы и Ма­рии. С юных лет он от­ли­чал­ся стро­гой пост­ни­че­ской жиз­нью, по сре­дам и пят­ни­цам ни­че­го не ел, а в осталь­ные дни пи­тал­ся толь­ко хле­бом и во­дой. Ро­ди­те­ли его пе­ре­се­ли­лись в го­род Ор­лец на ре­ке Юг, в 40 вер­стах от Устю­га. Ов­до­вев, мать свя­то­го при­ня­ла по­стриг с име­нем На­та­лия в Тро­иц­ком Ор­лец­ком мо­на­сты­ре. От­рок Иоанн на­чал без­молв­ство­вать, а за­тем под­ви­зать­ся в юрод­стве. Пе­рей­дя в го­род Устюг, он по­се­лил­ся в по­стро­ен­ной для него хи­жине и про­во­дил но­чи в неустан­ной мо­лит­ве. Днем же, в разо­дран­ном ру­би­ще и бо­сой во вся­кое вре­мя го­да, хо­дил по ули­цам го­ро­да, от­ды­хая ино­гда на ку­че на­во­за и пе­ре­но­ся мно­же­ство оскорб­ле­ний и из­де­ва­тельств от жи­те­лей го­ро­да. Еще при жиз­ни свя­той удо­сто­ил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ний, умер мо­ло­дым, 29 мая 1494 го­да, и был по­гре­бен близ Успен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Устю­ге. Впо­след­ствии над его мо­ща­ми бы­ла по­стро­е­на цер­ковь его име­ни. Служ­ба бла­жен­но­му Иоан­ну Устюж­ско­му на­пи­са­на в ХVI ве­ке. В 1554 го­ду по вос­по­ми­на­ни­ям знав­ших его лю­дей бы­ло со­став­ле­но его жи­тие, а несколь­ко поз­же – по­хваль­ное сло­во. Свя­той по­движ­ник про­сла­вил­ся за­ступ­ни­че­ством при на­ше­ствии вра­гов и бла­го­дат­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных раз­лич­ны­ми неду­га­ми.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 21 мар­та 1880 го­да в се­ле Ва­си­льев­ском Во­ло­год­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Пре­об­ра­жен­ско­го. В 1897 го­ду Иван окон­чил Во­ло­год­ское ду­хов­ное учи­ли­ще и в том же го­ду был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в Ва­си­льев­скую Тош­нин­скую цер­ковь в Во­ло­год­ском уез­де, а в 1904 го­ду – ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к этой церк­ви.
В 1906 го­ду диа­кон Иоанн был пе­ре­ве­ден во Вла­сьев­скую цер­ковь в Во­лог­де. В 1920-х го­дах этот храм был за­крыт, и диа­кон Иоанн был на­прав­лен в храм в честь ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы. В 1929 го­ду диа­кон с су­пру­гой и тре­мя ма­лы­ми детьми бы­ли вы­се­ле­ны из до­ма как се­мья свя­щен­но­слу­жи­те­ля, и вла­сти по­тре­бо­ва­ли от су­пру­ги, чтобы она раз­ве­лась с му­жем. Чтобы от­ве­сти от де­тей угро­зу пре­сле­до­ва­ний, она с со­гла­сия му­жа ис­пол­ни­ла это тре­бо­ва­ние, и с это­го вре­ме­ни се­мья ста­ла жить от­дель­но на сред­ства, ко­то­рые тай­но пе­ре­да­вал им отец Иоанн.
В 1930 го­ду вла­сти за­кры­ли и этот храм, и диа­кон был на­зна­чен слу­жить в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го был про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Бо­го­слов­ский[a].
В мае 1937 го­да в мест­ных га­зе­тах по­яви­лось со­об­ще­ние, что по­ста­нов­ле­ни­ем Во­ло­год­ско­го гор­со­ве­та от 4 мая 1937 го­да Бо­го­род­ское клад­би­ще, на ко­то­ром на­хо­дил­ся храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, за­кры­ва­ет­ся в свя­зи со стро­и­тель­ством вто­рых же­лез­но­до­рож­ных пу­тей и ре­кон­струк­ци­ей же­лез­но­до­рож­но­го уз­ла; по­гре­бе­ния на нем пре­кра­ща­ют­ся с 15 мая, остан­ки бу­дут пе­ре­не­се­ны на дру­гие клад­би­ща, и ле­том 1939 го­да клад­би­ще долж­но быть уни­что­же­но.
Это со­об­ще­ние взвол­но­ва­ло при­хо­жан хра­ма и слу­жив­ших в нем свя­щен­ни­ков, ко­то­рые уви­де­ли во всем этом все­го лишь пред­лог для за­кры­тия сна­ча­ла клад­би­ща, а за­тем и са­мо­го хра­ма, так как про­клад­ке па­рал­лель­ных же­лез­но­до­рож­ных пу­тей клад­би­ще ни­сколь­ко не ме­ша­ло. Бо­лее сот­ни жи­те­лей Во­лог­ды, чьи род­ствен­ни­ки бы­ли по­гре­бе­ны на Бо­го­род­ском клад­би­ще, под­пи­са­ли пись­мо во ВЦИК, в ко­то­ром они по­яс­ня­ли, что стро­и­тель­ство же­лез­но­до­рож­ных пу­тей, в со­от­вет­ствии с при­ло­жен­ным ими к за­яв­ле­нию пла­ном, не мо­жет слу­жить при­чи­ной для за­кры­тия клад­би­ща; они пред­ла­га­ли «сдви­нуть огра­ду клад­би­ща… это уже даст воз­мож­ность про­ло­жить тре­тьи пу­ти, не за­став­ляя ты­ся­чи лю­дей пе­ре­жи­вать непри­ят­но­сти и недо­воль­ство, так как на клад­би­ще по­хо­ро­не­ны у нас род­ные, мо­ги­лы ко­то­рых до­ро­ги граж­да­нам, и, на­до по­ла­гать, в этом ни­че­го предо­су­ди­тель­но­го про­тив уста­но­вок со­вет­ской вла­сти нет, так как со­вет­ская власть так­же хра­нит и укра­ша­ет по­гре­бе­ния сво­их лю­дей…
Ко­му при­ят­но и у ко­го не вы­зо­вет чув­ства него­до­ва­ния, ко­гда на ме­сте по­гре­бе­ния бу­дут устра­и­вать­ся пу­ти, рыть­ся ка­на­вы, стро­ить­ся до­ма и так да­лее. Прав­да, Гор­со­вет пред­ла­га­ет вы­ка­пы­вать по­кой­ни­ков и пе­ре­во­зить их, но та­кое мас­со­вое пе­ре­се­ле­ние со сло­мом па­мят­ни­ков вы­зо­вет гро­мад­ные за­тра­ты; крайне непри­ят­но для чув­ства лю­дей, ко­то­рые долж­ны при по­гре­бе­ни­ях, быв­ших 10-12 лет на­зад, в из­гнив­ших гро­бах со­би­рать в ящи­ки и меш­ки ко­сти умер­ших.
Ес­ли бы дей­стви­тель­но бы­ла сроч­ная необ­хо­ди­мость за­став­лять про­из­во­дить все эти некра­си­вые опе­ра­ции, то­гда еще бы­ло бы это­му оправ­да­ние, а у нас при на­ли­чии де­сят­ков гек­тар пу­стой зем­ли на про­ти­во­по­лож­ной сто­роне стан­ции… это мож­но не де­лать, тем бо­лее что уни­что­же­ние клад­би­ща, со­глас­но за­ко­ну, до­пус­ка­ет­ся через 24 го­да по­сле пре­кра­ще­ния по­гре­бе­ний, что по­нят­но, так как этот срок уни­что­жа­ет в зем­ле по­гре­бен­ных, да и сам со­став жи­те­лей в корне из­ме­ня­ет­ся…
Име­ют­ся раз­го­во­ры о неко­то­рых на­ме­ре­ни­ях ис­поль­зо­вать клад­би­ще для устрой­ства уве­се­ли­тель­но­го пар­ка, но это бы­ло бы со­всем нехо­ро­шо, так как пляс­ка и му­зы­ка на ме­сте мо­гил бы­ла бы оскорб­ле­ни­ем чувств граж­дан и, во вся­ком слу­чае, да­ле­ко не куль­тур­ным ак­том. На ос­но­ва­нии из­ло­жен­но­го про­сим… не от­ка­зать в на­шем хо­да­тай­стве и от­ме­нить лик­ви­да­цию Бо­го­род­ско­го клад­би­ща…
На­сто­я­щее по­да­ет­ся от ча­сти род­ствен­ни­ков, име­ю­щих по­гре­бе­ния, так как хо­да­тай­ство от всех без ис­клю­че­ния пред­ста­вить труд­но, но не бу­дет невер­ным ска­зать, что прось­бу об остав­ле­нии клад­би­ща под­дер­жи­ва­ет вся мас­са, име­ю­щая на клад­би­ще по­гре­бе­ния…»[1].
26 июня 1937 го­да на все­нощ­ную под празд­ник Всех свя­тых в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы при­был на­зна­чен­ный управ­ля­ю­щим Во­ло­год­ской епар­хи­ей епи­скоп Иоанн (Со­ко­лов). Ду­хо­вен­ство Во­лог­ды бы­ло убеж­де­но, что епи­скоп Иоанн яв­ля­ет­ся сек­рет­ным со­труд­ни­ком НКВД. На­сто­я­тель хра­ма про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Бо­го­слов­ский, по­дой­дя к ар­хи­ерею, ска­зал: «Со­глас­но ка­но­ни­че­ским пра­ви­лам… мы вас ар­хи­ере­ем не счи­та­ем». И ото­шел от вла­ды­ки. Ни­кто из сто­яв­ших в ал­та­ре свя­щен­ни­ков и чле­нов прич­та не по­до­шел к епи­ско­пу взять бла­го­сло­ве­ние, всю служ­бу он ти­хо про­сто­ял в ал­та­ре, а за­тем неза­мет­но по­ки­нул Во­лог­ду и по­ехал на но­вое ме­сто на­зна­че­ния в Ар­хан­гельск.
Вско­ре по­сле это­го эпи­зо­да в ночь с 29-го на 30 июня свя­щен­ни­ки, диа­ко­ны и неко­то­рые из при­хо­жан бы­ли аре­сто­ва­ны, и сре­ди них диа­кон Иоанн Пре­об­ра­жен­ский. Он был до­про­шен все­го еди­но­жды, 2 июля. Сле­до­ва­тель спро­сил, ко­го из свя­щен­но­слу­жи­те­лей он зна­ет в Во­лог­де. Диа­кон от­ве­тил, что зна­ет всех, кто слу­жит с ним в хра­ме на Бо­го­род­ском клад­би­ще. По­сле это­го сле­до­ва­тель ему за­явил:
– Сре­ди на­се­ле­ния го­ро­да Во­лог­ды вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. Дай­те ва­ши от­кро­вен­ные по­ка­за­ния.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не вел, – от­ве­тил диа­кон Иоанн.
В ав­гу­сте, ко­гда во­шло в дей­ствие ста­лин­ское рас­по­ря­же­ние о мас­со­вых ре­прес­си­ях, бы­ли спеш­но до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, один из ко­то­рых за­явил, что диа­кон Пре­об­ра­жен­ский яв­ля­ет­ся участ­ни­ком «сбо­ра под­пи­сей сре­ди на­се­ле­ния под “про­те­стом” о за­кры­тии клад­би­ща в 1937 го­ду; сре­ди ду­хо­вен­ства и на­се­ле­ния кле­ве­тал на ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства… аги­ти­ро­вал: “Из цер­ков­ных риз де­ла­ют та­поч­ки да ме­бель в те­ат­рах оби­ва­ют, а мы, ду­хо­вен­ство, хо­дим обо­рван­ные”»[2].
В кон­це кон­цов диа­ко­на Иоан­на об­ви­ни­ли в том, что он буд­то бы «яв­ля­ет­ся участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской груп­пы в го­ро­де Во­лог­де. Ве­дет непри­ми­ри­мую борь­бу про­тив со­вет­ской вла­сти и про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий. Рас­про­стра­ня­ет контр­ре­во­лю­ци­он­ные кле­вет­ни­че­ские из­мыш­ле­ния»[3].
19 сен­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Диа­кон Иоанн Пре­об­ра­жен­ский скон­чал­ся в Кар­го­поль­ском ла­ге­ре 11 июня 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Му­че­ник Ан­дрей ро­дил­ся 30 ок­тяб­ря 1882 го­да в де­ревне Ки­те­не­во Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье; отец его, Мат­вей Тро­фи­мов, ле­том за­ни­мал­ся сель­ским хо­зяй­ством, а зи­мой раз­ра­ба­ты­вал лес­ные де­лян­ки. Ан­дрей окон­чил сель­скую шко­лу и по­мо­гал от­цу, по­ка не же­нил­ся и не об­за­вел­ся сво­им хо­зяй­ством, небо­га­тым, но вполне, по его мне­нию, до­ста­точ­ным. В 1916 го­ду он был при­зван на фронт и слу­жил ря­до­вым до 1917 го­да.
Ан­дрей Мат­ве­е­вич был при­хо­жа­ни­ном церк­ви Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня в се­ле Воз­дви­жен­ском Клин­ско­го уез­да, с юно­сти пел здесь на кли­ро­се, был пса­лом­щи­ком и ре­ген­том, чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та. Ко­гда на­ча­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, он не из­ме­нил сво­ей ве­ре и сво­им убеж­де­ни­ям и остал­ся чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та и ре­ген­том.
В 1931 го­ду со­вет­ская власть ста­ла уни­что­жать кре­стьян­ские хо­зяй­ства, и Ан­дрей Мат­ве­е­вич всту­пил в кол­хоз, где ему бы­ло по­ру­че­но уха­жи­вать за кол­хоз­ны­ми ло­шадь­ми.
На­сту­пил 1937 год, вла­сти рай­о­нов и об­ла­стей при­сту­пи­ли к со­став­ле­нию спис­ков на арест неугод­ных ком­му­ни­стам лю­дей. Об­ра­тил на се­бя вни­ма­ние и бла­го­че­сти­вый кре­стья­нин, со­блю­дав­ший все цер­ков­ные празд­ни­ки, ча­сто по­се­щав­ший цер­ковь и во вре­мя бо­го­слу­же­ний ис­пол­няв­ший обя­зан­но­сти ре­ген­та.
Со­труд­ни­ки НКВД по­тре­бо­ва­ли справ­ку на Ан­дрея Мат­ве­е­ви­ча от пред­се­да­те­лей сель­со­ве­та и кол­хо­за; пред­се­да­тель сель­со­ве­та на­пи­сал, что «Тро­фи­мов по­сле ре­во­лю­ции и до ре­во­лю­ции яв­ля­ет­ся ак­тив­ным цер­ков­ни­ком, со­сто­ял и со­сто­ит в дан­ное вре­мя чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та, был цер­ков­ным ста­ро­стой. В на­сто­я­щее вре­мя яв­ля­ет­ся ре­ген­том цер­ков­но­го хо­ра и ис­пол­ня­ет служ­бу дьяч­ка при церк­ви. Яв­ля­ет­ся враж­деб­но на­стро­ен­ным про­тив со­вет­ской вла­сти и кол­хо­зов»[1]; пред­се­да­тель кол­хо­за на­пи­сал, что Ан­дрей Мат­ве­е­вич го­во­рил, что «“не нуж­но ра­бо­тать в пре­столь­ные празд­ни­ки, а ид­ти в цер­ковь, а то у нас уже ни­че­го не ста­ло ро­дить­ся за то, что вы не хо­ди­те в цер­ковь”… Ве­дет в кол­хо­зе под­рыв­ную ра­бо­ту… при­дя на со­бра­ние, бро­сил на стол клю­чи от ко­нюш­ни и го­во­рит, что “на­те вам ва­ши клю­чи и уха­жи­вай­те, как хо­ти­те са­ми, а я ра­бо­тать боль­ше не бу­ду”»[2].
В но­яб­ре 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли сви­де­те­лей, од­но­сель­чан Ан­дрея Мат­ве­е­ви­ча. Сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что Ан­дрей Мат­ве­е­вич – че­ло­век твер­дых ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний и по цер­ков­ным празд­ни­кам сам на ра­бо­ту не вы­хо­дит и кол­хоз­ни­кам го­во­рит, что ра­бо­та в празд­ни­ки – боль­шой грех, что у них по­то­му и не ро­дит­ся ни­че­го, что они ра­бо­та­ют в празд­ни­ки, луч­ше оста­вить в эти дни ра­бо­ту и ид­ти в цер­ковь. А по по­во­ду смер­ти од­ной кол­хоз­ни­цы он ска­зал, что вот, мол, до че­го до­ве­ли кол­хо­зы кре­стьян, что лю­ди безвре­мен­но ста­ли уми­рать, все жи­лы вы­та­щи­ли с эти­ми кол­хо­за­ми, в мо­ги­лу вго­ня­ют.
14 но­яб­ря 1937 го­да Ан­дрей Мат­ве­е­вич был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
При­знав на до­про­се, что он дей­стви­тель­но яв­ля­ет­ся ак­тив­ным при­хо­жа­ни­ном, со­сто­ит чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та и по­ет на кли­ро­се, он, од­на­ко, от­ка­зал­ся при­знать, что про­во­дил контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, – за­явил сле­до­ва­тель, – что вы в июле ме­ся­це се­го го­да сре­ди кол­хоз­ни­ков ве­ли аги­та­цию про­тив кол­хо­зов и вы­ка­зы­ва­ли тер­ро­ри­сти­че­ское на­стро­е­ние про­тив ком­му­ни­стов. Под­твер­жда­е­те ли вы это свое ан­ти­со­вет­ское вы­ступ­ле­ние?
– Тер­ро­ри­сти­че­ских на­стро­е­ний про­тив ком­му­ни­стов я не вы­ка­зы­вал и аги­та­ции про­тив кол­хоз­но­го строя ни­ко­гда не вел, – от­ве­тил Ан­дрей Мат­ве­е­вич.
– В ок­тяб­ре се­го го­да на со­бра­нии кол­хоз­ни­ков вы от­ка­зы­ва­лись от кол­хоз­ной ра­бо­ты и вы­сту­па­ли про­тив кол­хо­зов? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Дей­стви­тель­но, я на об­щем со­бра­нии кол­хоз­ни­ков бро­сил на стол клю­чи от ко­нюш­ни и от­ка­зал­ся ра­бо­тать в кол­хо­зе, но про­тив кол­хо­за я не вы­сту­пал.
21 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Ан­дрея Тро­фи­мо­ва к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния, и он был от­прав­лен в Бам­лаг. Ан­дрей Мат­ве­е­вич скон­чал­ся 11 июня 1938 го­да в Сред­не­бель­ском ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в Амур­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Ис­то­рия на­шей стра­ны зна­ет мно­же­ство лю­дей, по­слу­жив­ших ее ста­нов­ле­нию, воз­ве­ли­чи­вая ее как свя­тую Русь. Но где она, свя­тая Русь? И мо­жем ли мы на­звать так совре­мен­ную Рос­сию? Во­прос непро­стой, но от­вет на него, как ви­дит­ся, ле­жит вне физи­че­ских за­ко­нов и ис­то­ри­че­ских ра­мок. Свя­тая Русь – это вневре­мен­ное устро­е­ние. Это сонм свя­тых, жив­ших на Ру­си во все ве­ка и со­хра­няв­ших вер­ность Гос­по­ду. К ве­ли­ко­му сон­му свя­тых, яв­лен­ных и неяв­лен­ных, в тя­же­лей­шем для Церк­ви XX ве­ке при­со­еди­нил­ся це­лый со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.
И сре­ди них мы ви­дим ве­ли­че­ствен­ную фигу­ру cвя­ти­те­ля Лу­ки (в ми­ру Ва­лен­ти­на Фе­лик­со­ви­ча Вой­но-Ясе­нец­ко­го; 1877–1961) – уче­но­го с ми­ро­вым име­нем, про­фес­со­ра хи­рур­гии и то­по­гра­фи­че­ской ана­то­мии, од­но­го из ос­но­ва­те­лей ре­ги­о­нар­ной ане­сте­зии и гной­ной хи­рур­гии.
В те­че­ние мно­гих лет Ва­лен­тин Фе­лик­со­вич ра­бо­тал зем­ским вра­чом в са­мых раз­ных ча­стях Рос­сии – от юга ро­ди­ны до са­мых край­них то­чек на се­ве­ре стра­ны. В са­мый раз­гар ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды про­фес­сор, глав­ный врач боль­шой боль­ни­цы го­ро­да Таш­кен­та, хи­рург при­ни­ма­ет свя­щен­ный сан. «При ви­де ко­щун­ствен­ных кар­на­ва­лов и из­де­ва­тельств над Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом мое серд­це гром­ко кри­ча­ло: «Не мо­гу мол­чать!“. И я чув­ство­вал, что мой долг – за­щи­щать про­по­ве­дью оскорб­ля­е­мо­го Спа­си­те­ля на­ше­го и вос­хва­лять Его без­мер­ное ми­ло­сер­дие к ро­ду че­ло­ве­че­ско­му», – вспо­ми­на­ет он.
В 1923 го­ду отец Ва­лен­тин (Вой­но-Ясе­нец­кий) при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Лу­ка и был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па. В сане епи­ско­па за ис­по­ве­да­ние пра­во­слав­ной ве­ры про­шел тер­ни­стый путь ла­ге­рей, при­ни­мал уча­стие в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне, в 1946 го­ду воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па, на­граж­ден пра­вом но­ше­ния брил­ли­ан­то­во­го кре­ста на кло­бу­ке. За вы­да­ю­щи­е­ся на­уч­ные тру­ды «Очер­ки гной­ной хи­рур­гии» и «Позд­ние ре­зек­ции при ог­не­стрель­ных ра­не­ни­ях круп­ных су­ста­вов» был на­граж­ден Ста­лин­ской пре­ми­ей I сте­пе­ни, а за уча­стие в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне ме­да­лью «За доб­лест­ный труд в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне 1941–1945 гг.». Прак­ти­че­ски до по­след­них дней свя­ти­тель Лу­ка со­че­тал епи­скоп­ское слу­же­ние с хи­рур­ги­че­ской прак­ти­кой. В 1995 го­ду он был при­чис­лен к ли­ку свя­тых Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, в 1999 го­ду – к ли­ку свя­тых Крас­но­яр­ской епар­хии. В 2000 го­ду – к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-luka-vojno-jaseneckij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/

☦️
Пре­по­доб­ный Иов Ан­зер­ский, в ми­ру Иоанн, ро­дил­ся в Москве в 1635 го­ду. Свое пас­тыр­ское слу­же­ние на­чал свя­щен­ни­ком в од­ном из при­ход­ских хра­мов. Он жил стро­го, по-мо­на­ше­ски, в по­сте и по­сто­ян­ной мо­лит­ве: «По­ми­луй мя, Гос­по­ди! По­ща­ди мя, Гос­по­ди!» Лю­бовь к лю­дям бы­ла у него уди­ви­тель­ная: он все­гда ис­кал слу­чая сде­лать ближ­не­му доб­ро. С пол­ным уча­сти­ем отец Иоанн по­мо­гал всем нуж­да­ю­щим­ся, за­бо­тил­ся об оби­жен­ных и невин­но стра­да­ю­щих, ду­хов­но сла­бых под­креп­лял, за­блуд­ших – лас­ко­во и муд­ро вра­зум­лял, уте­шал и на­став­лял. Дом его все­гда был от­крыт для бед­ных – на­кор­мив, оте­че­ски по­бе­се­до­вав, он от­пус­кал уте­шен­ных, на­де­ляя их в до­ро­гу чем мог. Ес­ли сам неча­ян­но ко­го-ни­будь оби­жал, то тут же ка­ял­ся и немед­лен­но про­сил про­ще­ния.
Сла­ва о доб­ром пас­ты­ре до­шла до са­мо­го ца­ря Пет­ра I – пре­по­доб­ный был при­зван для свя­щен­но­слу­же­ния в при­двор­ной церк­ви и из­бран ду­хов­ни­ком ца­ря и цар­ству­ю­ще­го до­ма. Поль­зу­ясь сво­им вли­я­ни­ем при дво­ре, пре­по­доб­ный ста­рал­ся еще бо­лее быть по­лез­ным бед­ству­ю­щим. По­се­щая за­клю­чен­ных в тюрь­мах, он через Сло­во Бо­жие бла­го­твор­но вли­ял на пре­ступ­ни­ков, невин­но осуж­ден­ных укреп­лял в тер­пе­нии, то­му же, кто от­бы­вал срок за дол­ги, по­мо­гал рас­пла­чи­вать­ся.
С го­да­ми отец Иоанн, по­свя­тив се­бя бо­го­мыс­лию, вы­хо­дил из до­ма толь­ко на цер­ков­ные служ­бы, не пре­кра­щая бла­го­тво­ре­ний через до­ве­рен­ных лиц.
В 1701 го­ду по лож­но­му до­но­су ца­рю (яко­бы, узнав о зло­умыш­ле­нии, «он яко ду­хов­ник не от­крыл на­чаль­ству»), пре­по­доб­ный был со­слан в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь и по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Иов. По­сле мно­гих ис­пы­та­ний ста­рец Иов был осво­бож­ден от по­слу­ша­ний и уеди­нил­ся на без­мол­вие в сво­ей кел­лии. Узнав о свя­той жиз­ни по­движ­ни­ка и удо­сто­ве­рив­шись, что ста­рец был окле­ве­тан, царь Петр I хо­тел воз­вра­тить ду­хов­ни­ка к се­бе, но пре­по­доб­ный Иов от­ка­зал­ся. В 1702 го­ду для боль­ше­го без­мол­вия он пе­ре­шел в Ан­зер­ский скит Свя­той Тро­и­цы, где вско­ре по смер­ти Ан­зер­ско­го стро­и­те­ля Еле­аза­ра был на­зна­чен на­сто­я­те­лем.
Пом­ня сло­ва Гос­под­ни: «Ему же да­но бу­дет мно­го, мно­го и взы­щет­ся от него» (Лк.12:48), – на но­вом по­при­ще свя­щен­но­и­нок Иов по­ло­жил мно­го тру­да и за­бот. Муд­рый на­став­ник всех учил сми­рен­но­му по­слу­ша­нию Бо­гу и на­чаль­ни­кам как пер­вой доб­ро­де­те­ли, без ко­то­рой не мо­жет быть спа­се­ния; при­учал к по­сто­ян­но­му тру­ду и за­бо­те о ближ­них. Он сам по­се­щал боль­ных, омы­вал и пе­ре­вя­зы­вал им ра­ны, а неред­ко ис­це­лял их неду­ги сво­ей мо­лит­вой. При этом цер­ков­ных служб и ке­лей­но­го пра­ви­ла он ни­ко­гда не опус­кал.
В 1710 го­ду пре­по­доб­ный Иов при­нял ве­ли­кий Ан­гель­ский об­раз с име­нем Иисус. Вско­ре Са­ма Ма­терь Бо­жия опре­де­ли­ла даль­ней­ший путь иерос­хи­мо­на­ху Иису­су: Она яви­лась ему во сне вме­сте с пер­во­на­чаль­ни­ком и по­кро­ви­те­лем ски­та пре­по­доб­ным Еле­аза­ром Ан­зер­ским (па­мять 13 ян­ва­ря) и ска­за­ла, что на го­ре, от­ныне на­зы­ва­е­мой вто­рой Гол­го­фою, на Ан­зер­ском ост­ро­ве, бу­дет устро­е­на цер­ковь Рас­пя­тия Иису­са Хри­ста и учре­дит­ся скит. При­няв этот чу­дес­ный сон за бла­го­сло­ве­ние Бо­жие, ста­рец Иисус в 1714 го­ду пе­ре­се­лил­ся на жи­тель­ство на го­ру Гол­го­фу и с по­мо­щью уче­ни­ков, схи­мо­на­ха Мат­фея и мо­на­ха Ма­ка­рия, ос­но­вал Гол­го­фо-рас­пят­ный скит, где про­дол­жил свой мно­го­труд­ный по­двиг.
В 1715 го­ду бы­ла по­стро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь в честь Рас­пя­тия Гос­под­ня.
Сам пре­ста­ре­лый стро­и­тель, в при­мер бра­тии, неред­ко ру­бил дро­ва, но­сил на го­ру во­ду, в пе­карне за­тво­рял те­сто. В сво­ей кел­лии ста­рец по­сто­ян­но за­ни­мал­ся ру­ко­де­ли­ем, а день­ги, ко­то­рые за это вы­ру­чал, де­лил на три ча­сти: на нуж­ды цер­ков­ные, на нуж­ды бра­тии, на ми­ло­сты­ню ни­щим. Се­бе он не остав­лял ни­че­го, имея при се­бе лишь несколь­ко ду­хов­ных книг.
За бо­го­угод­ную жизнь пре­по­доб­ный был удо­сто­ен осо­бен­ных от­кро­ве­ний. По его го­ря­чим мо­лит­вам Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца яви­лась ему в кел­лии и на­зва­ла ме­сто на го­ре, где мож­но рыть ко­ло­дец и по­лу­чить во­ду, столь необ­хо­ди­мую для нужд мо­на­сты­ря. Ко­гда был от­крыт чу­дес­ный ис­точ­ник, пре­по­доб­ный вра­зу­мил бра­тию: «Ни­ко­гда не скор­би­те, не ма­ло­ду­ше­ствуй­те, но все­гда упо­вай­те на Бо­га. Помни­те обе­ща­ние Его: «Мать ис­ча­дие свое ско­рее за­бу­дет, неже­ли Аз вас». Свя­той угод­ник с по­мо­щью Бо­жи­ей су­мел пред­ви­деть злые на­ме­ре­ния при­шед­ших од­на­жды к нему чу­жих лю­дей и сво­ей мо­лит­вой: «Гос­по­ди, по­шли сон ра­бам Тво­им, утру­див­шим­ся в су­ет­ном уго­жде­нии вра­гу», – усы­пил зло­умыш­лен­ни­ков на пять дней и но­чей и этим при­вел их к ис­крен­не­му рас­ка­я­нию). В дру­гой раз он на­ка­зал во­ров, за­ста­вив про­сто­ять их непо­движ­но под тя­же­стью на­граб­лен­но­го два дня, по­ка те не взмо­ли­лись о по­ща­де.
Свя­то­му Иису­су Бог от­крыл вре­мя при­бли­жав­шей­ся кон­чи­ны. Еще за­дол­го до смер­ти свя­той из­ве­стил бра­тию, что умрет он в вос­крес­ный день до вос­хо­да солн­ца. Всю жизнь по­свя­тив слу­же­нию Бо­гу и ближ­ним, сми­рен­ный по­движ­ник, го­то­вясь к на­зна­чен­но­му ча­су, со­кру­шен­но ка­ял­ся, что слиш­ком ма­ло уго­ждал Гос­по­ду.
Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный, как и пред­ска­зы­вал, в вос­крес­ный день, – в Неде­лю пра­во­сла­вия, – утром, до вос­хо­да солн­ца, 6 мар­та 1720 го­да.
В пред­смерт­ные ми­ну­ты свя­то­го кел­лия его оза­ри­лась необык­но­вен­ным све­том, раз­ли­лось бла­го­уха­ние и слыш­на бы­ла пса­лом­ская песнь: «Яко прой­ду в ме­сто се­ле­ния див­на да­же до до­му Бо­жия, во гла­се ра­до­ва­ния и ис­по­ве­да­ния, шу­ма празд­ну­ю­щих» (Пс.41:5).

☦️
Днем празд­но­ва­ния Со­бо­ра свя­тых Крас­но­яр­ской мит­ро­по­лии уста­нов­ле­но 11 июня (29 мая), день па­мя­ти свя­ти­те­ля Лу­ки (Вой­но-Ясе­нец­ко­го).
В со­став Со­бо­ра свя­тых Крас­но­яр­ской мит­ро­по­лии в на­сто­я­щее вре­мя вклю­че­ны 16 по­чи­та­е­мых на При­е­ни­сей­ской зем­ле и ка­но­ни­зи­ро­ван­ных по­движ­ни­ков, ос­нов­ным ме­стом по­дви­га, ли­бо по­гре­бе­ния ко­то­рых яв­ля­ют­ся вхо­дя­щие в мит­ро­по­лию епар­хии:
Алек­сандр По­ли­ва­нов, сщ­мч. († 1919);
Амос Ива­нов, сщ­мч. († 1919);
Ам­фи­ло­хий, епи­скоп Крас­но­яр­ский, сщ­мч. († 1937);
Ва­си­лий Ман­га­зей­ский, мч. († 1600);
Вла­ди­мир Фо­кин, сщ­мч. († 1919);
Да­ни­ил Ачин­ский, прав. († 1843);
Ди­мит­рий Неро­вец­кий, сщ­мч. († 1919);
Ев­фи­мий Го­ря­чев, сщ­мч. († 1937);
Лу­ка, ар­хи­епи­скоп Сим­фе­ро­поль­ский, сщисп. († 1961);
Ми­ха­ил Во­ло­год­ский, сщ­мч. († 1920);
Ми­ха­ил Кар­го­по­лов, сщ­мч. († 1919);
Петр Иг­на­тов, мч. († 1941);
Пор­фи­рий Фе­ло­нин, сщ­мч. († 1919);
Сте­фан На­ли­вай­ко, мч. († 1945);
Сте­фан Се­мен­чен­ко, сщ­мч. († 1919);
Тро­фим Куз­не­цов, сщ­мч. († 1919).

☦️
В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая «Недрем­лю­щее око». Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний. Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы. Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той. Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит» (Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.
Дру­гая ико­на с та­ким же на­зва­ни­ем на­хо­дит­ся в го­ро­де Уг­ли­че Яро­слав­ской гу­бер­нии, в Бо­го­яв­лен­ской ча­совне Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, устро­ен­ной под со­бор­ной мо­на­стыр­ской цер­ко­вью. Она по­жерт­во­ва­на в 1848 го­ду жи­тель­ни­цей Уг­ли­ча А. В. Ле­бе­де­вой, ко­то­рая удо­сто­ве­ри­ла, что сия ико­на очень древ­няя и с дав­них пор счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Ико­на име­ет бо­лее ар­ши­на вы­ши­ны и 3/4 ар­ши­на ши­ри­ны и пи­са­на на дос­ке ита­льян­ской жи­во­пи­сью. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей в ком­на­те с ок­ном на пра­вой сто­роне. Гла­ва Ее об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну и по­кры­та до плеч по­кры­ва­лом си­не­го цве­та, из-под ко­то­ро­го вы­би­ва­ют­ся во­ло­сы. Очи Бо­го­ма­те­ри по­лу­от­кры­ты и об­ра­ще­ны к спя­ще­му Пред­веч­но­му Мла­ден­цу. Верх­нее оде­я­ние Ее го­лу­бо­го, а ниж­нее ало­го цве­та. Спя­щий Бо­гом­ла­де­нец по­ко­ит­ся на ле­вом ко­лене и ле­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри; гла­ва Его об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну; ру­ки сло­же­ны под грудь, а но­ги со­гну­ты в ко­ле­нях и опу­ще­ны вниз. Все те­ло Его оде­то в ру­баш­ку бе­ло­го цве­та и по­ло­же­но на раз­вер­ну­тую бе­лую пе­ле­ну, один край ко­то­рой под­нят пра­вой ру­кой Бо­го­ма­те­ри в уро­вень с Ее пра­вым пле­чом. Ико­на укра­ше­на по­зо­ло­чен­ной ри­зой и вен­ца­ми. Дру­гие укра­ше­ния на сей иконе — три се­реб­ря­ные изо­бра­же­ния ног и два се­реб­ря­ных кре­ста по­жерт­во­ва­ны ли­ца­ми, ис­це­лив­ши­ми­ся по­сле мо­лит­вы пе­ред сей ико­ной. Пе­ред этой ико­ной, рав­но как и пе­ред пер­вой, чи­та­ет­ся сле­ду­ю­щая мо­лит­ва Бо­го­ма­те­ри: «О, Пре­див­ная Гос­по­же, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­и­ми нас, при­па­да­ю­щих к Тво­е­му об­ра­зу; воз­зри недрем­лю­щим оком Тво­им на ду­шев­ные яз­вы на­ши гре­хов­ные; умо­ли серд­цем бдя­ще­го о нас Сы­на Тво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, да из­ба­вит нас с ве­рой к Нему при­бе­га­ю­щих от тяж­ко­го сна гре­хов­но­го и от всех на­вет вра­же­ских, да спа­сет ду­ши на­ша, яко Че­ло­ве­ко­лю­бец».

☦️
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» на­зва­на так по над­пи­си, со­хра­нив­шей­ся на иконе: «Аз Спо­руч­ни­ца греш­ных к Мо­е­му Сы­ну…».
Впер­вые этот об­раз про­сла­вил­ся чу­де­са­ми в Ни­ко­ла­ев­ском Од­рине муж­ском мо­на­сты­ре Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­ре­дине 19-­го сто­ле­тия. Древ­няя ико­на Бо­го­ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» из-за вет­хо­сти сво­ей не поль­зо­ва­лась долж­ным по­чи­та­ни­ем и сто­я­ла в ста­рой ча­совне у мо­на­стыр­ских во­рот. Но в 1843 го­ду мно­гим жи­те­лям в сно­ви­де­ни­ях бы­ло от­кры­то, что ико­на эта на­де­ле­на, по Бо­жье­му Про­мыс­лу, чу­до­твор­ной си­лой. Ико­ну тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли в цер­ковь. К ней на­ча­ли сте­кать­ся ве­ру­ю­щие и про­сить о вра­че­ва­нии сво­их пе­ча­лей и бо­лез­ней. Пер­вым по­лу­чил ис­це­ле­ние рас­слаб­лен­ный маль­чик, мать ко­то­ро­го го­ря­чо мо­ли­лась пе­ред этой свя­ты­ней. Осо­бен­но про­сла­ви­лась ико­на во вре­мя эпи­де­мии хо­ле­ры, ко­гда мно­гих смер­тель­но боль­ных, с ве­рою к ней при­те­ка­ю­щих, она воз­вра­ти­ла к жиз­ни.
В мо­на­сты­ре в честь чу­до­твор­но­го об­ра­за был по­стро­ен боль­шой трех­пре­столь­ный храм. На иконе «Спо­руч­ни­ца греш­ных» Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, Ко­то­рый обе­и­ми ру­ка­ми Сво­и­ми дер­жит Ее пра­вую ру­ку. Гла­вы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца увен­ча­ны ко­ро­на­ми.
В 1848 го­ду усер­ди­ем моск­ви­ча Ди­мит­рия Бон­че­ску­ла был сде­лан спи­сок с это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за и по­ме­щен в его до­ме. Вско­ре он про­сла­вил­ся ис­те­че­ни­ем це­ли­тель­но­го ми­ра, дав­ше­го мно­гим вы­здо­ров­ле­ние от тяж­ких бо­лез­ней. Этот чу­до­твор­ный спи­сок пе­ре­нес­ли в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ха­мов­ни­ках, в ко­то­ром был устро­ен то­гда же при­дел в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных». Кро­ме 7 мар­та, празд­не­ство в честь этой ико­ны со­вер­ша­ет­ся 29 мая.

☦️
Древ­няя ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» Ко­рец­кая из­древ­ле хра­ни­лась в зам­ке ко­рец­ких кня­зей и име­но­ва­лась «бла­го­дат­ной».
По­сле ги­бе­ли по­след­не­го из пра­во­слав­ных ко­рец­ких кня­зей Са­му­и­ла, его брат Иоанн пред­ло­жил сво­ей сест­ре игу­ме­нии Се­ра­фи­ме за­брать ико­ну из кня­жьей мо­лель­ни в пра­во­слав­ный Свя­то-Вос­кре­сен­ский Ко­рец­кий де­ви­чий мо­на­стырь. Тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние свя­то­го об­ра­за со­вер­ши­лось в 1622 го­ду, в чет­верг по Свя­той Пя­ти­де­сят­ни­це. В этот день и бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь ико­ны «Спо­руч­ни­ца греш­ных» Ко­рец­кой.
12 ав­гу­ста 1880 го­да ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в воз­вра­щен­ный мо­на­сты­рю Свя­то-Тро­иц­кий храм и по­ме­ще­на в де­ре­вян­ный рез­ной ки­от у его ле­вой пе­ред­ней ко­лон­ны.

Жития
Писание