⏳ 2020.06.07 (вс)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 8я неделя (вс.) после Пасхи (глас 7й)
• воскресенье
• День Святой Троицы. Пятидесятница.
• Собор мучеников Холмских и Подляшских

☀️ неподвижный годовой круг:
7 июня (25 мая)
• сщмч. Ферапо́нта Кипрского (IV)
• третье обре́тение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна (ок. 850)
• свт. Иннокентия (Борисова) Херсонского (1857)
• прмц. Елены (Коробковой) (1938)
• прмч. Таврио́на (Толоконцева) (1939)


☦️
День Святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи. Двойное название этого двунадесятого праздника указывает на его дохристианские истоки (как и в случае с праздником Пасхи). Рождение собственно христианского праздника Святой Троицы произошло, как считают историки, в конце мая 30 г. н. э. и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы; поэтому наш календарь сохраняет оба термина. Само же название «Пятидесятница» (греч. Пэнтэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).
В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего («ветхого») Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода (выхода) из Египта, драматические события которого и стали основой еврейской Пасхи. Это произошло, по мнению большинства ученых, во второй половине XIII в. до н. э. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви. Теперь постараемся понять – как родилась Церковь Нового Завета, Церковь Христова. Обратимся к текстам.
После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своем продолжении Евангелия, – «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках» (Деян.2:1-4).
Иерусалим же был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке! Чтобы подчеркнуть это чудо многоязычия, апостол Лука нарочито приводит длинный список народов со всех концов Римской империи, включая и отдаленные окраины.
Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).
Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника.

Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/prazdnik-den-svjatoj-troicy-pjatidesjatnica

☦️
В 2003 го­ду ав­то­ке­фаль­ная Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Поль­ше про­сла­ви­ла в ли­ке свя­тых но­вых му­че­ни­ков. Ко­гда, ка­за­лось бы, пра­во­сла­вие в этих зем­лях по­чти уни­что­же­но, пра­во­слав­ный мир ста­но­вит­ся сви­де­те­лем од­но­го из зна­чи­тель­ных со­бы­тий в цер­ков­ной ис­то­рии – при­чис­ле­ние к ли­ку свя­тых му­че­ни­ков Холм­ских и Под­ляш­ских. За всю ис­то­рию ав­то­ке­фаль­ной Пра­во­слав­ной Церк­ви Поль­ши это вто­рая ка­но­ни­за­ция свя­тых, ко­то­рые жи­ли и дей­ство­ва­ли во вре­мя ав­то­ке­фаль­но­го бы­тия Поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

К ли­ку свя­тых при­чис­ле­ны во­семь че­ло­век, му­че­ни­че­ски скон­чав­ших­ся на Холм­щине и Под­ля­шье в со­ро­ко­вых го­дах про­шло­го ве­ка. Это про­то­пре­сви­тер Ва­си­лий Мар­тыш, прот. Па­вел Швай­ко с пра­вед­ной Иоан­ной, о. Ни­ко­лай Го­лец, о. Лев Ко­роб­чук, о. Петр Огри­зен­ко, о. Сер­гий За­хар­чук, мо­нах Иг­на­тий.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-muchenikov-holmskih-i-podljashskih

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­ра­понт, епи­скоп Кипр­ский, под­ви­зал­ся в мо­на­ше­стве, впо­след­ствии нес по­слу­ша­ние в сане епи­ско­па на ост­ро­ве Кипр. Во вре­мя го­не­ния Дио­кли­ти­а­на (284–305) свя­ти­тель Фе­ра­понт му­же­ствен­но ис­по­ве­дал имя Хри­сто­во и скон­чал­ся му­че­ни­че­ской смер­тью. Мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка сна­ча­ла на­хо­ди­лись на Ки­п­ре и про­сла­ви­лись мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми, а за­тем, в 806 го­ду, бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. При­чи­ной к пе­ре­не­се­нию мо­щей по­слу­жи­ла опас­ность на­ше­ствия са­ра­цин. Зна­ме­на­тель­но, что в пу­ти, ко­гда ко­рабль с мо­ща­ми плыл в Кон­стан­ти­но­поль, от них ста­ло ис­то­чать­ся ми­ро, и пу­те­ше­ствен­ни­ки, на­хо­див­ши­е­ся на ко­раб­ле, бы­ли чу­дес­но спа­се­ны во вре­мя бу­ри по мо­лит­вам свя­ти­те­ля Фе­ра­пон­та. По при­бы­тии в Кон­стан­ти­но­поль мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка по­ло­жи­ли в хра­ме, по­стро­ен­ном в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Эле­усы, или Ми­ло­сти­вой (празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 12 но­яб­ря).
В 806 г. свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны во вновь по­стро­ен­ный храм в честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Фе­ра­пон­та, от них про­дол­жа­ло ис­то­чать­ся ми­ро и со­вер­ша­лись чу­де­са. По мо­лит­вам свя­ти­те­ля Фе­ра­пон­та ис­це­ля­лись тя­же­лей­шие неду­ги, уми­рав­шие воз­вра­ща­лись к жиз­ни.

☦️
Тре­тье об­ре­те­ние чест­ной гла­вы свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на бы­ло око­ло 850 го­да. Во вре­мя вол­не­ний в Кон­стан­ти­но­по­ле в свя­зи с ссыл­кой свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста (па­мять 13 но­яб­ря) гла­ва свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи бы­ла уне­се­на в го­род Еме­су. От­ту­да во вре­мя на­бе­гов са­ра­цин она бы­ла пе­ре­не­се­на (око­ло 810–820 гг.) в Ко­ма­ны и там в пе­ри­од ико­но­бор­че­ских го­не­ний бы­ла скры­та в зем­ле. Ко­гда ико­но­по­чи­та­ние бы­ло вос­ста­нов­ле­но, пат­ри­ар­ху Иг­на­тию (847–857) во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы бы­ло ука­за­но в ви­де­нии ме­сто, где скры­та гла­ва свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи. Пер­во­свя­ти­тель со­об­щил об этом им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый по­слал по­соль­ство в Ко­ма­ны, и там гла­ва бы­ла в тре­тий раз об­ре­те­на, в ука­зан­ном пат­ри­ар­хом ме­сте, око­ло 850 го­да. Поз­же гла­ва вновь бы­ла пе­ре­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль и здесь 25 мая по­ло­же­на в при­двор­ной церк­ви, часть свя­той гла­вы на­хо­дит­ся на Афоне.

☦️
Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий, ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский и Та­ври­че­ский (в ми­ру Иван Алек­се­е­вич Бо­ри­сов) ро­дил­ся 15 де­каб­ря 1800 го­да в го­ро­де Ель­це Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Успен­ской церк­ви Алек­сия Бо­ри­со­ва.
Ро­ди­те­ли прео­свя­щен­но­го Ин­но­кен­тия бы­ли лю­ди про­стые, доб­рой жиз­ни. Отец Алек­сей Бо­ри­сов по­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. Из низ­ших сте­пе­ней кли­ра он до­слу­жил­ся до свя­щен­ни­ка и ста­рал­ся в ча­стых про­по­ве­дях до­не­сти до при­хо­жан сло­ва от­цев и учи­те­лей Церк­ви.
Мать прео­свя­щен­но­го Ин­но­кен­тия Аки­ли­на бы­ла жен­щи­на негра­мот­ная, но ум­ная и на­бож­ная. Крест и мо­лит­ва бы­ли глав­ным ос­но­ва­ни­ем всей её жиз­ни, всех её мыс­лей, дей­ствий и по­ступ­ков. У неё бы­ла своя до­маш­няя ап­те­ка, со­сто­яв­шая из раз­ных трав и цве­тов, рос­но­го ла­да­на, бла­го­сло­вен­ных хле­бов, еле­ев от чу­до­твор­ных икон, Бо­го­ро­дич­ных просфор и по­доб­ных сим свя­щен­ных пред­ме­тов. Ими она вра­че­ва­ла се­бя и сво­их де­тей. В ро­ди­тель­ском до­ме Иван изу­чил сла­вян­скую аз­бу­ку, Ча­со­слов и Псал­тирь и на­учил­ся пись­му.
В 1819 го­ду Иван Бо­ри­сов окон­чил курс се­ми­нар­ско­го уче­ния с от­лич­ным успе­хом и по­сту­пил в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию. Здесь он пре­дал­ся изу­че­нию на­ук с та­ким жа­ром, что ино­гда це­лые но­чи про­во­дил за кни­гой. По­ви­ну­ясь внут­рен­не­му при­зва­нию, бо­лее все­го за­ни­мал­ся он со­став­ле­ни­ем и об­ра­бот­кой про­по­ве­дей.
В 1823 го­ду 23-лет­ний Иван Алек­се­е­вич окон­чил пол­ный курс ака­де­ми­че­ско­го уче­ния пер­вым ма­ги­стром и был опре­де­лён в Санкт-Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию на долж­ность ин­спек­то­ра и про­фес­со­ра цер­ков­ной ис­то­рии, но не про­шло и трёх ме­ся­цев, как он за­нял и долж­ность рек­то­ра Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Алек­сан­дро-Нев­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. Здесь же он при­нял по­стри­же­ние в мо­на­ше­ство с име­нем Ин­но­кен­тий и был ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. В де­каб­ре 1824 го­да отец Ин­но­кен­тий на­зна­ча­ет­ся ба­ка­лав­ром бо­го­слов­ских на­ук в Санкт-Пе­тер­бург­ской ду­хов­ной ака­де­мии, а через несколь­ко ме­ся­цев – её ин­спек­то­ром и экс­тра­ор­ди­нар­ным про­фес­со­ром. В мар­те 1826 го­да он воз­во­дит­ся в сан ар­хи­манд­ри­та.
Лек­ции свои отец Ин­но­кен­тий обык­но­вен­но пре­по­да­вал на­изусть. Он вни­ма­тель­но сле­дил за совре­мен­ным со­сто­я­ни­ем и успе­ха­ми есте­ствен­ных на­ук, и в его воз­зре­ни­ях эти зна­ния не толь­ко не про­ти­во­ре­чи­ли, но наи­луч­шим об­ра­зом слу­жи­ли бо­го­сло­вию.
В свой­ствах сво­ей люб­ве­обиль­ной ду­ши ар­хи­манд­рит Ин­но­кен­тий чер­пал ис­кус­ство скреп­лять в сре­де про­фес­со­ров доб­рую об­щи­тель­ность и по­всю­ду вно­сил мир и успо­ко­е­ние. За де­вять лет рек­тор­ства от­ца Ин­но­кен­тия ака­де­ми­че­ская се­мья ду­ма­ла с ним од­ну ду­му, жи­ла с ним од­ною жиз­нью. Со сту­ден­та­ми ака­де­мии отец рек­тор все­гда об­хо­дил­ся лас­ко­во и бла­го­род­но. Осо­бен­но доб­рым и вни­ма­тель­ным бы­вал он к ним то­гда, ко­гда их по­сти­га­ло ка­кое-ли­бо го­ре, на­при­мер, се­рьёз­ная бо­лезнь. По­мочь в этой бе­де несчаст­но­му – со­став­ля­ло то­гда для рек­то­ра всю его глав­ную за­бо­ту. Он жерт­во­вал в этом слу­чае не толь­ко сво­и­ми сред­ства­ми, но ино­гда да­же и сво­и­ми жиз­нен­ны­ми удоб­ства­ми.
Осо­бую сла­ву от­ца Ин­но­кен­тия со­став­ля­ет необык­но­вен­ный про­по­вед­ни­че­ский та­лант. Впо­след­ствии вла­ды­ку Ин­но­кен­тия на­зо­вут «Рус­ским Зла­то­устом». Как про­по­вед­ник он от­ли­чал­ся тем, что дей­ство­вал по пре­иму­ще­ству на серд­ца слу­ша­те­лей и увле­кал их яс­но­стью и про­сто­тою сло­ва, тон­ки­ми и ост­ро­ум­ны­ми сбли­же­ни­я­ми пред­ме­тов, ис­кус­ством от­кры­вать в них но­вые и за­ни­ма­тель­ные сто­ро­ны и уме­ни­ем при­менять, как мож­но бли­же, свои по­уче­ния к раз­лич­ным слу­ча­ям и об­сто­я­тель­ствам. Та­ким об­ра­зом, вла­ды­ка Ин­но­кен­тий со­здал но­вую рус­скую шко­лу про­по­вед­ни­че­ства, да­лё­кую вся­кой внеш­ней эф­фект­но­сти и су­хой учё­но­сти.
Кро­ме про­по­ве­дей, вла­ды­ка оста­вил мно­го за­ме­ча­тель­ных на­уч­ных про­из­ве­де­ний и пе­ре­во­дов, та­ких как: «Жизнь св. Ки­при­а­на», «Жизнь св. апо­сто­ла Пав­ла», «Па­мят­ник ве­ры», «Ис­то­рия Со­бо­ров Все­лен­ских», пе­ре­вод «Корм­чей Кни­ги» и мно­гое дру­гое.
Внеш­няя при­ро­да для от­ца Ин­но­кен­тия бы­ла вто­рою Биб­ли­ей, сви­де­тель­ству­ю­щей о бо­же­ствен­ном ве­ли­чии Твор­ца. Этот взгляд на при­ро­ду яс­но про­во­дил он в сво­их про­по­ве­дях. «По­смот­ри­те, – го­во­рил он, – на ки­пя­щее вол­на­ми мо­ре, или на ту­чу, рас­се­ка­е­мую мол­ни­я­ми и гро­ма­ми: не об­раз ли это все­мо­гу­ще­ства Бо­жия? По­смот­ри­те на свод небес­ный, усе­ян­ный звёз­да­ми, на вос­хо­дя­щее Солн­це: не об­раз ли это пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей? По­смот­ри­те на Вес­ну, укра­шен­ную цве­та­ми, ве­ду­щую за со­бою хо­ры пер­на­тых: не об­раз это бла­го­сти Бо­жи­ей? Что ме­ша­ет те­бе, смот­ря на свои кар­ти­ны, вос­хо­дить мыс­лею к со­вер­шен­ствам Твор­ца тво­е­го?» При та­ком взгля­де от­ца Ин­но­кен­тия на при­ро­ду по­нят­на и осо­бен­ная лю­бовь его к ней и к есте­ствен­ным на­у­кам. Им­пе­ра­тор­ская Ака­де­мия на­ук и раз­ные уче­ные об­ще­ства по­чти­ли ли­те­ра­тур­ные за­слу­ги про­по­вед­ни­ка при­ня­ти­ем его в свои чле­ны. Про­по­ве­ди его бы­ли пе­ре­ве­де­ны в своё вре­мя на гре­че­ский, немец­кий, фран­цуз­ский и поль­ский язы­ки.
В 1836 го­ду 21 но­яб­ря в Ка­зан­ском со­бо­ре Санкт-Пе­тер­бур­га в день Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­сто­я­лась хи­ро­то­ния ар­хи­манд­ри­та Ин­но­кен­тия во епи­ско­па Чи­ги­рин­ско­го.
В мар­те 1840 го­да он на­зна­ча­ет­ся на ка­фед­ру епи­ско­па Во­ло­год­ской епар­хии. Здесь он оста­вал­ся 9 ме­ся­цев и за­тем был пе­ре­ме­щён в Харь­ков­скую епар­хию. Слу­же­ние его в Харь­ко­ве про­дол­жа­лось око­ло се­ми лет. За этот срок он вос­ста­но­вил Ах­тыр­ский и Свя­то­гор­ский мо­на­сты­ри, от­крыл Ни­коль­скую жен­скую оби­тель. Вла­ды­ке при­над­ле­жит идея учре­жде­ния тор­же­ствен­но­го крест­но­го хо­да в Харь­ко­ве по слу­чаю пе­ре­не­се­ния в го­род из Ку­ряж­ско­го мо­на­сты­ря чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.
В 1845 го­ду Вла­ды­ка воз­во­дит­ся в сан ар­хи­епи­ско­па. И через 3 го­да на­зна­ча­ет­ся в Хер­со­но-Та­ври­че­скую епар­хию, где раз­но­пле­мен­ная пра­во­слав­ная паства непре­стан­но под­вер­га­лась тле­твор­но­му вли­я­нию та­тар, ев­ре­ев и немец­ких ко­ло­ни­стов.
Вос­ста­но­вить в Кры­му древ­ние хри­сти­ан­ские па­мят­ни­ки, раз­ру­шен­ные та­та­ра­ми, и ос­но­вать свой «Рус­ский Афон», – вот глав­ное, че­го хо­тел до­стичь ар­хи­пас­тырь во вре­мя сво­е­го управ­ле­ния Хер­со­но-Та­ври­че­ской епар­хи­ей.
Же­лая со­хра­нить раз­ва­ли­ны древ­не­го Хер­со­на, про­слав­лен­но­го Кре­ще­ни­ем ве­ли­ко­го кня­зя Рус­ско­го Вла­ди­ми­ра, прео­свя­щен­ный Ин­но­кен­тий ис­про­сил се­бе у на­мест­ни­ка кав­каз­ско­го эти раз­ва­ли­ны и по­ста­рал­ся устро­ить там, по­сре­ди пу­сты­ни, вбли­зи остат­ков быв­ше­го со­бор­но­го хра­ма, неболь­шую цер­ковь во имя свя­той кня­ги­ни Оль­ги с неболь­шим по­ме­ще­ни­ем для ино­ков. За­тем он об­но­вил ис­се­чён­ный ру­ка­ми свя­то­го Кли­мен­та в Ин­кер­ман­ской ска­ле древ­ний храм, освя­тил его в па­мять двух свя­щен­но­му­че­ни­ков, Кли­мен­та и Мар­ти­на, по­стра­дав­ших в Хер­соне, ку­да они по­сла­ны бы­ли на ка­ме­но­лом­ные ра­бо­ты, и устро­ил в этой же ска­ле неболь­шой скит. Во вре­мя сво­е­го пу­те­ше­ствия по Кры­му вла­ды­ка обыч­но остав­лял спут­ни­ков у под­но­жия гор, а сам под­ни­мал­ся на их вер­ши­ну для мо­лит­вы на ме­стах по­дви­гов древ­них по­движ­ни­ков.
В по­след­ние го­ды сво­е­го свя­ти­тель­ства прео­свя­щен­ный Ин­но­кен­тий при­ни­мал са­мое жи­вое ар­хи­пас­тыр­ское уча­стие в бед­стви­ях Крым­ской вой­ны и имел в выс­шей сте­пе­ни бла­го­твор­ное вли­я­ние на во­и­нов.
Ве­ли­чие ду­ха свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия об­на­ру­жи­лось и в по­се­ще­нии им стра­даль­цев-во­и­нов в ла­за­ре­тах, где сви­реп­ство­вал за­ра­зи­тель­ный тиф и где мож­но бы­ло ви­деть всю тяж­кую скорбь, все стра­да­ния, по­рож­да­е­мые вой­ной. В сра­же­ни­ях он об­хо­дил ря­ды войск, обод­ряя ге­ро­ев. И здесь му­же­ствен­ный пас­тырь-отец яв­лял­ся Ан­ге­лом-уте­ши­те­лем страж­ду­щих.
В ко­ро­на­цию им­пе­ра­то­ра Алек­сандра II ар­хи­епи­скоп Ин­но­кен­тий на­зна­чен был чле­ном Свя­тей­ше­го Си­но­да.
Уси­лен­ные тру­ды и тре­во­ги над­ло­ми­ли здо­ро­вье слав­но­го ар­хи­пас­ты­ря. Вла­ды­ка за­бо­лел, на­хо­дясь в Се­ва­сто­по­ле во вре­мя бит­вы рус­ских войск с непри­я­те­лем, и на об­рат­ном пу­ти в Одес­су скон­чал­ся в Хер­соне 25 мая 1857 го­да в свет­лый празд­ник Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Hersonskij/

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Еле­на ро­ди­лась в 1879 го­да в де­ревне Ма­ле­е­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пет­ра Ко­роб­ко­ва, впо­след­ствии слу­жив­ше­го при­каз­чи­ком в ан­глий­ском ма­га­зине в Санкт-Пе­тер­бур­ге, и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Ели­за­ве­той. Отец умер, ко­гда Ели­за­ве­те бы­ло че­тыр­на­дцать лет, и она жи­ла в де­ревне с ма­те­рью. К это­му вре­ме­ни Ели­за­ве­та окон­чи­ла сель­скую шко­лу и, ко­гда ей ис­пол­ни­лось два­дцать че­ты­ре го­да, по­сту­пи­ла в один из мо­на­сты­рей Мос­ков­ской гу­бер­нии, где на­хо­ди­лась до его за­кры­тия во вре­мя на­сту­пив­ших при со­вет­ской вла­сти го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь; здесь она при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Еле­на. По­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря она по­се­ли­лась при Тро­иц­кой церк­ви в го­ро­де Сход­ня Сол­неч­но­гор­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, где пе­ла на кли­ро­се и за­ни­ма­лась ру­ко­де­ли­ем, за­ра­ба­ты­вая на жизнь ши­тьем оде­ял.
В 1937 го­ду ста­ли аре­сто­вы­вать­ся не толь­ко свя­щен­но­слу­жи­те­ли, но и ак­тив­ные при­хо­жане. Вме­сте с та­кой груп­пой при­хо­жан бы­ла аре­сто­ва­на и мо­на­хи­ня Еле­на. В справ­ке на арест ей ста­ви­лось в ви­ну, что она «рас­про­стра­ня­ет сре­ди ве­ру­ю­щих цер­ков­ную ли­те­ра­ту­ру, так на­зы­ва­е­мые ду­хов­ные Тро­иц­кие лист­ки… цер­ков­но контр­ре­во­лю­ци­он­но на­стро­е­на и до сих пор сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­ной де­я­тель­но­сти не бро­са­ет».
Мо­на­хи­ня Еле­на бы­ла аре­сто­ва­на 29 ок­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­че­на в ка­ме­ру при рай­он­ном от­де­ле­нии НКВД в Сол­неч­но­гор­ске. На до­про­се сле­до­ва­тель спро­сил ее:
– Вы, бу­дучи зна­ко­мы с цер­ков­ни­ка­ми… и мо­на­хи­ня­ми, друг у дру­га со­би­ра­лись, об­суж­да­ли про­тив со­вет­ской вла­сти во­про­сы, ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность?
– Бы­вать я бы­ва­ла у ве­ру­ю­щих и цер­ков­ни­ков, – от­ве­ти­ла мо­на­хи­ня, – но во­про­сов про­тив со­вет­ской вла­сти мы не об­суж­да­ли, и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не ве­ла.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и мо­на­хи­ня Еле­на бы­ла пе­ре­ве­де­на в Та­ган­скую тюрь­му в Москве; 15 но­яб­ря 1937 го­ду трой­ка при УНКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла ее к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Мо­на­хи­ня Еле­на (Ко­роб­ко­ва) скон­ча­лась в за­клю­че­нии 7 июня 1938 го­да (через полгода) и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.
Па­мять пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Еле­ны со­вер­ша­ет­ся 25 мая (7 июня) и в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Та­ври­он ро­дил­ся 5 ав­гу­ста 1871 го­да в Ни­коль­ском уез­де Во­ло­год­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Гри­го­рия Мак­си­мо­ви­ча и Оль­ги Пав­лов­ны То­ло­кон­це­вых и в кре­ще­нии на­ре­чен был Мат­фе­ем. 26 ав­гу­ста 1908 го­да он по­сту­пил в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь и 26 июня 1912 го­да был за­чис­лен в не­го по­слуш­ни­ком. 23 де­каб­ря 1920 го­да на Ва­ла­ам­ском по­дво­рье в Москве по­слуш­ник Мат­фей был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и на­ре­чен Та­ври­о­ном.
По­сле за­кры­тия в 1925 го­ду по­дво­рья он обос­но­вал­ся при церк­ви в честь Ржев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ис­пол­няя по­слу­ша­ние пев­че­го. Не­сколь­ко мо­на­хов Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря сня­ли квар­ти­ру не­да­ле­ко от это­го хра­ма и об­ра­зо­ва­ли мо­на­ше­скую об­щи­ну с об­щим уста­вом, тра­пе­зой и по­слу­ша­ни­я­ми. Все они слу­жи­ли в Ржев­ской церк­ви свя­щен­ни­ка­ми и пев­чи­ми, и весь до­ход сда­вал­ся из­бран­но­му об­щи­ной каз­на­чею, ко­то­рый вы­да­вал в ме­сяц по пять руб­лей на лич­ные нуж­ды. Каз­на­чей об­щи­ны хра­нил и часть средств Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря.
7 ок­тяб­ря 1930 го­да в квар­ти­ре, где жи­ли мо­на­хи, был про­из­ве­ден обыск, изъ­яты все мо­на­стыр­ские сред­ства, а бра­тия, и сре­ди них мо­нах Та­ври­он, аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в Бу­тыр­скую тюрь­му. В ОГПУ мо­на­ху Та­ври­о­ну пред­ло­жи­ли от­ве­тить на не­ко­то­рые во­про­сы, в част­но­сти, ли­шен ли он из­би­ра­тель­ных прав и ес­ли был ли­шен, то ко­гда, и ес­ли вос­ста­нов­лен, то ко­гда. Мо­нах Та­ври­он от­ве­тил, что граж­дан­ских прав он ли­шен, но ко­гда был ли­шен, не пом­нит, и не вос­ста­нов­лен в них, по­сколь­ку не хо­да­тай­ство­вал о вос­ста­нов­ле­нии.
Со­труд­ник ОГПУ, учи­ты­вая, ве­ро­ят­но, что мо­нах Та­ври­он из кре­стьян и не име­ет свя­щен­но­го са­на, спро­сил его, чем он со­би­ра­ет­ся за­ни­мать­ся даль­ше. «По­ка су­ще­ству­ет Цер­ковь – бу­ду слу­жить ей», – от­ве­тил тот.
16 ок­тяб­ря сле­до­ва­тель вы­звал его на до­прос. От­ве­чая на его во­про­сы, мо­нах Та­ври­он ска­зал: «При Ржев­ской церк­ви я жи­ву в об­щи­не мо­на­хов, в церк­ви я слу­жу пев­чим… Все свя­щен­ни­ки, диа­ко­ны, пев­чие, сто­ро­жа, убор­щи­ки и во­об­ще весь ру­ко­во­дя­щий и об­слу­жи­ва­ю­щий со­став церк­ви со­сто­ит из нас, мо­на­хов… Я и все мо­на­хи на­шей об­щи­ны ча­сто меж­ду со­бой го­во­ри­ли, что при со­вет­ской вла­сти пло­хо жить слу­жи­те­лям куль­та, мы все ли­ше­ны пай­ка… хле­ба и дру­гих про­дук­тов, ко­то­рые да­ют­ся по книж­кам, что ду­хо­вен­ство без вся­кой ви­ны аре­сто­вы­ва­ют, вы­сы­ла­ют и да­же рас­стре­ли­ва­ют. Но мы счи­та­ем, что власть эту Гос­подь по­слал лю­дям за гре­хи… апо­сто­лом Пав­лом ска­за­но, что вся­кая власть от Бо­га, на­до мо­лить­ся, и Бог даст, что власть улуч­шит­ся и со­вет­ская власть бу­дет от­но­сить­ся луч­ше к слу­жи­те­лям куль­та».
13 но­яб­ря 1930 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и сле­до­ва­тель в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии на­пи­сал: «По лик­ви­да­ции в 1925 го­ду мос­ков­ско­го по­дво­рья Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря, груп­па мо­на­хов во гла­ве с мо­на­хом-эко­но­мом… при­сво­ив се­бе часть иму­ще­ства и цен­но­стей мо­на­сты­ря, ор­га­ни­зо­ва­ли при Ржев­ской церк­ви не­ле­галь­ный мо­на­стырь»; мо­на­хи «рас­пус­ка­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о го­не­нии со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти на ре­ли­гию, о пред­сто­я­щем свер­же­нии со­вет­ской вла­сти, до­ка­зы­вая, что власть эта от ан­ти­хри­ста и что на­до уси­лен­но мо­лить­ся о ско­рей­шем ее па­де­нии».
23 но­яб­ря 1930 го­да Кол­ле­гия ОГПУ при­го­во­ри­ла мо­на­ха Та­ври­о­на к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и он был от­прав­лен в Во­ло­год­скую об­ласть. По окон­ча­нии ссыл­ки он остал­ся жить в Во­ло­год­ской об­ла­сти, и в 1937 го­ду ар­хи­епи­скоп Ве­ли­ко-Устюж­ский Пи­ти­рим (Кры­лов) при­гла­сил его при­е­хать в Ве­ли­кий Устюг, и он по­се­лил­ся в сто­рож­ке при хра­ме Иоан­на Пред­те­чи.
Тем вре­ме­нем хра­мы один за дру­гим за­кры­ва­лись, свя­щен­ни­ки аре­сто­вы­ва­лись; бы­ва­ло, что храм и не был офи­ци­аль­но вла­стя­ми за­крыт, но уже не бы­ло свя­щен­ни­ка и, со­от­вет­ствен­но, не бы­ло и бо­го­слу­же­ния. Жив­шие ря­дом с од­ним из та­ких хра­мов мо­на­хи­ни ста­ли упра­ши­вать мо­на­ха Та­ври­о­на, что­бы он по­хло­по­тал за их храм и сам по­шел бы в этот храм свя­щен­ни­ком. Он со­гла­сил­ся и по­ехал хло­по­тать об этом в Моск­ву и в Ар­хан­гельск, так как в Ве­ли­ком Устю­ге ар­хи­ерея уже не бы­ло. В Москве он встре­тил­ся с мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем (Стра­го­род­ским). Все его хло­по­ты окон­чи­лись, од­на­ко, ни­чем, и он воз­вра­тил­ся в Ве­ли­кий Устюг. В это вре­мя ста­ли аре­сто­вы­вать всех еще оста­вав­ших­ся на сво­бо­де свя­щен­ни­ков и мо­на­хов и наи­бо­лее ак­тив­ных ми­рян. 3 де­каб­ря 1937 го­да мо­нах Та­ври­он был аре­сто­ван и в тот же день до­про­шен.
– Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Дай­те по­ка­за­ния об этом! – по­тре­бо­вал от не­го сле­до­ва­тель.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел, по­это­му по­ка­за­ний дать не мо­гу. Осе­нью 1937 го­да я ез­дил в Моск­ву и в Ар­хан­гельск хло­по­тать об от­кры­тии дым­ков­ской церк­ви, ку­да хо­тел по­сту­пить свя­щен­ни­ком, но по­езд­ки ока­за­лись без­ре­зуль­тат­ны­ми.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и мо­нах Та­ври­он был пре­про­вож­ден в во­ло­год­скую тюрь­му. 10 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 12 мар­та 1939 го­да он был от­прав­лен в тюрь­му в го­род Гря­зо­вец, а 4 ап­ре­ля то­го же го­да в Но­во­е­зер­скую ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию, рас­по­ла­гав­шу­ю­ся в зда­ни­ях ра­зо­рен­но­го Но­во­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря. Мо­нах Та­ври­он (То­ло­кон­цев) скон­чал­ся в Но­во­е­зер­ской ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ко­ло­нии 7 июня 1939 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание