⏳ 2020.06.01 (пн)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 7я седмица (неделя) после Пасхи (глас 6й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
1 июня (19 мая)
• сщмчч. Патри́кия Прусского, Ака́кия, Мена́ндра, Полие́на (ок. 100)
• мч. Калу́фа Египтянина (284–303)
• прп. Иоа́нна, епископа Готфского (790)
• блгв. вел. кн. Дими́трия Донского (1389), прп. Евфроси́нии Московской (1407)
• прп. Корни́лия Палеостровского (ок. 1420)
• блгв. кн. Иоа́нна Угличского (Игна́тия) (1523)
• прп. Корни́лия Комельского (1537)
• прп. Се́ргия Шухтомского (Шухтовского) (1609)
• сщмчч. Матфия (Вознесенского) (1919), Виктора (Каракулина) (1937)
• сщмчч. Ону́фрия (Гагалюка) Курского, Анто́ния (Панкеева) Белгородского, Митрофа́на (Вильгельмского), Алекса́ндра (Ерошова), Михаила (Дейнеки), Ипполи́та (Красновского), Николая (Садовского), Васи́лия (Иванова), Николая (Кулакова), Максима (Богданова), Алекса́ндра (Саульского), Павла (Брянцева), Павла (Попова), Гео́ргия (Богоявленского), мч. Михаила (Вознесенского) (1938)
прмч. Валенти́на (Лукьянова) (1940)


☦️
Свя­той Пат­ри­кий жил в I ве­ке и был епи­ско­пом го­ро­да Прус­сы в Вифи­нии (Ма­лая Азия). Он от­кры­то и сме­ло про­по­ве­до­вал уче­ние Хри­ста Спа­си­те­ля и об­ли­чал за­блуж­де­ния языч­ни­ков. За это был взят вме­сте с тре­мя пре­сви­те­ра­ми Ака­ки­ем, Ме­нан­дром и По­ли­е­ном и при­ве­ден на до­прос к пра­ви­те­лю го­ро­да Юлию. В то вре­мя Юлий уез­жал ле­чить­ся на го­ря­чие ис­точ­ни­ки, он при­ка­зал ве­сти за со­бой и хри­сти­ан­ско­го епи­ско­па с его пре­сви­те­ра­ми, за­клю­чен­ны­ми в же­лез­ные око­вы. Омыв­шись в теп­лых ис­точ­ни­ках, Юлий при­нес жерт­ву сво­им бо­гам и, при­звав свя­то­го Пат­ри­кия и дру­гих уз­ни­ков, пред­ло­жил им при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам, угро­жая в слу­чае от­ка­за ис­тя­за­ни­я­ми. Свя­той Пат­ри­кий на это от­ве­чал: «Я хри­сти­а­нин и по­кло­ня­юсь Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу, Иису­су Хри­сту, Ко­то­рый со­здал небо и зем­лю и эти теп­лые ис­точ­ни­ки на поль­зу всем лю­дям». По по­ве­ле­нию Юлия свя­то­го бро­си­ли в го­ря­чий ис­точ­ник, с твер­дой ве­рой му­че­ник мо­лил­ся о по­мо­щи: «Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, по­мо­ги мне, ра­бу Тво­е­му», – и остал­ся невре­дим.
В бес­силь­ной яро­сти Юлий при­ка­зал от­сечь го­ло­вы свя­ти­те­лю Пат­ри­кию и трем его пре­сви­те­рам.
Кон­чи­на му­че­ни­ков по­сле­до­ва­ла око­ло 100 го­да по Рож­де­стве Хри­сто­вом.

☦️
Мученик Калу́ф Египтянин про­ис­хо­дил из Фив Еги­пет­ских (ныне Лук­сор, Еги­пет). За ис­по­ве­да­ние ве­ры Хри­сто­вой был схва­чен и при­ве­ден к пра­ви­те­лю го­ро­да. По его при­ка­зу свя­то­го по­ве­си­ли вниз го­ло­вой с тя­же­лым кам­нем на шее и же­сто­ко из­би­ли. Стра­да­лец неустан­но по­вто­рял: «Я все терп­лю ра­ди на­деж­ды на бла­жен­ство в бу­ду­щей жиз­ни». По­том его от­вя­за­ли и ста­ли при­нуж­дать при­не­сти жерт­ву идо­лам, но свя­той не со­гла­сил­ся. На­ко­нец, он был бро­шен в огонь и там при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Это про­изо­шло в 303 го­ду, в го­не­ние им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Гер­ку­ла, со­пра­ви­те­ля Дио­кли­ти­а­на.

☦️
Пре­по­доб­ный Иоанн, епи­скоп Готф­ский, жил в VIII ве­ке. Бу­ду­щий свя­ти­тель был ро­дом из Тав­рос­ки­фии (в Кры­му), сын бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Льва и Фо­ти­ны. Иоанн с дет­ства был по­свя­щен на слу­же­ние Бо­гу, по­то­му что ро­дил­ся по усерд­ной мо­лит­ве сво­их ро­ди­те­лей и с юно­сти под­ви­зал­ся в ино­че­стве.
В 754 го­ду пра­во­слав­ные в Гот­фии из­бра­ли Иоан­на во епи­ско­па. Но не сра­зу при­нял сан пре­по­доб­ный, а обо­шел все свя­тые ме­ста. Воз­вра­тив­шись, он от­пра­вил­ся в Гру­зию (Иве­рию), со­хра­нив­шу­ю­ся от рас­про­стра­не­ния ико­но­бор­че­ской ере­си, где был хи­ро­то­ни­сан.
В 780 го­ду, при им­пе­ра­три­це Ирине, по­слал Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Пав­лу сви­ток с из­ло­же­ни­ем ве­ры (вы­пис­ки из Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов о по­чи­та­нии икон). По уда­ле­нии Пав­ла (в ав­гу­сте 784 го­да) с раз­ре­ше­ния им­пе­ра­три­цы Ири­ны при­хо­дил в Кон­стан­ти­но­поль по де­лам цер­ков­ным, участ­во­вал в Ни­кей­ском Со­бо­ре, вос­ста­но­вив­шем ико­но­по­чи­та­ние. По воз­вра­ще­нии епи­скоп Иоанн на­шел, что ха­за­ры за­ня­ли сво­им гар­ни­зо­ном До­ри, глав­ный го­род его епар­хии. Иоанн убе­дил вла­сти­те­ля Гот­фии вы­гнать ха­зар. Но ка­ган ха­зар­ский вновь овла­дел этим ме­стом, мно­гих каз­нил, а Иоан­на от­дал под стра­жу. Вер­ные по­мог­ли епи­ско­пу бе­жать за мо­ре, в Ама­стри­ду. Через че­ты­ре го­да, услы­шав о смер­ти ха­зар­ско­го вла­сти­те­ля, свя­ти­тель ска­зал: «Через 40 дней я пой­ду су­дить­ся с ним пе­ред Хри­стом Спа­си­те­лем». Дей­стви­тель­но, через 40 дней, 26 июня свя­ти­тель скон­чал­ся, это про­изо­шло в то вре­мя, ко­гда он об­ра­щал­ся с по­уче­ни­ем к на­ро­ду, в 790 го­ду. С че­стью был про­во­жа­ем «с фимиа­ма­ми и све­ча­ми до са­мо­го ко­раб­ля» Ама­стрид­ским епи­ско­пом Ге­ор­ги­ем, и те­ло его 29 июля бы­ло до­став­ле­но в Гот­фию, в мо­на­стырь Пар­фе­нит, рас­по­ло­жен­ный в Кры­му у по­дош­вы го­ры Аю-Даг, где преж­де жил свя­ти­тель у по­стро­ен­но­го им боль­шо­го хра­ма во имя свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. Об этом сви­де­тель­ству­ет над­пись на камне, най­ден­ном на юж­ном бе­ре­гу Кры­ма: «Этот все­чест­ный и Бо­же­ствен­ный храм свя­тых слав­ных все­х­валь­ных и пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла был по­стро­ен с ос­но­ва­ния в дав­ние вре­ме­на иже во свя­тых от­цем на­шим ар­хи­епи­ско­пом го­ро­да и всея Гот­фии Иоан­ном ис­по­вед­ни­ком». Па­мять свя­ти­те­ля Иоан­на празд­ну­ет­ся так­же 26 июня/9 июля.

☦️
Бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской ро­дил­ся в 1350 го­ду, вос­пи­ты­вал­ся под ру­ко­вод­ством свя­ти­те­ля Алек­сия Мос­ков­ско­го. Хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие свя­то­го кня­зя Ди­мит­рия со­че­та­лось с его та­лан­том вы­да­ю­ще­го­ся го­судар­ствен­но­го де­я­те­ля. Он по­свя­тил се­бя де­лу объ­еди­не­ния рус­ских зе­мель и осво­бож­де­нию Ру­си от та­та­ро-мон­голь­ско­го ига.
Со­би­рая си­лы для ре­ша­ю­ще­го сра­же­ния с пол­чи­ща­ми Ма­мая, св. Ди­мит­рий про­сил бла­го­сло­ве­ния у пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Ста­рец во­оду­ше­вил кня­зя, на­пра­вил ему в по­мощь мо­на­хов-схим­ни­ков Алек­сандра (Пе­ре­све­та) и Ан­дрея (Ос­ля­бю). За по­бе­ду на Ку­ли­ко­вом по­ле (меж­ду ре­ка­ми До­ном и Непряд­вой) в день празд­ни­ка Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы князь Ди­мит­рий стал име­но­вать­ся Дон­ским. Он устро­ил Успен­ский мо­на­стырь на ре­ке Ду­бен­ке и со­здал храм Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на мо­ги­лах пав­ших во­и­нов. Свя­той Ди­мит­рий пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 19 мая 1389 го­да, был по­хо­ро­нен в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-donskoj

☦️
Свя­тая ве­ли­кая кня­ги­ня Ев­до­кия ро­ди­лась в 1353 го­ду. Она бы­ла до­че­рью суз­даль­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Кон­стан­ти­но­ви­ча († 1383) и его су­пру­ги кня­ги­ни Ан­ны. С мла­ден­че­ских лет вос­пи­тан­ная в ду­хе хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, Ев­до­кия от­ли­ча­лась ти­хим, крот­ким нра­вом. Но, жи­вя в Суз­да­ле и Пе­ре­я­с­лав­ле-За­лес­ском, в неспо­кой­ной об­ста­нов­ке по­сто­ян­ных меж­до­усоб­ных рас­прей, ко­то­рые ве­ли с ее от­цом удель­ные кня­зья, с ран­них лет кня­ги­ня Ев­до­кия при­вык­ла по­ла­гать все свое упо­ва­ние на Бо­га. В 1367 го­ду она ста­ла су­пру­гой бла­го­вер­но­го ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ди­мит­рия Дон­ско­го († 1389). Их счаст­ли­вый со­юз был за­ло­гом со­ю­за и ми­ра меж­ду Мос­ков­ским и Суз­даль­ским кня­же­ства­ми. Лю­бовь к су­пру­гу и де­тям кня­ги­ни Ев­до­кии освя­ща­лась ее лю­бо­вью к Бо­гу. Де­ла хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия кня­ги­ня и ее су­пруг со­че­та­ли с по­дви­га­ми по­ста и мо­лит­вы. В сво­ей жиз­ни они по­ла­га­лись на по­мощь свя­тых, тру­да­ми ко­то­рых бы­ла в те вре­ме­на столь до­сто­слав­на Рус­ская зем­ля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-evfrosinija-v-miru-evdokija-moskovskaja

☦️
Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий, игу­мен Па­ле­ост­ров­ский, Оло­нец­кий ро­дил­ся в Пско­ве. При­нял мо­на­ше­ский по­стриг в зре­лом воз­расте и вна­ча­ле про­хо­дил мо­на­ше­ские по­дви­ги в Ва­ла­ам­ском мо­на­сты­ре. За­тем через Фин­лян­дию он про­шел к Бе­ло­му мо­рю и про­све­щал там языч­ни­ков, не раз под­вер­га­ясь смер­тель­ной опас­но­сти. Неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Кор­ни­лий стран­ство­вал по мо­на­сты­рям и пу­сты­ням, со­би­рая бес­цен­ный опыт пу­стын­но­жи­тель­ства сре­ди сми­рен­ных от­шель­ни­ков и по­движ­ни­ков.
В кон­це XIV ве­ка, по за­вер­ше­нии сво­их мно­го­по­лез­ных стран­ствий, он от­пра­вил­ся на Онеж­ское озе­ро в по­ис­ках уеди­нен­но­го ме­ста для жиз­ни в без­мол­вии и мо­лит­ве. Кра­со­та ме­сто­по­ло­же­ния и без­люд­ность Онеж­ско­го ост­ро­ва Па­лей (Вспа­лье) при­влек­ли от­шель­ни­ка, и он по­се­лил­ся здесь, вы­стро­ив се­бе неболь­шую кел­лию. Бо­го­мыс­лие и мо­лит­вен­ный по­двиг ста­ли ос­но­вой его уеди­нен­ной жиз­ни.
Вско­ре из­ве­стие о бла­го­че­сти­вой жиз­ни пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия рас­про­стра­ни­лось по окрест­но­стям. И, несмот­ря на уеди­нен­ность ост­ро­ва, к нему ста­ли при­хо­дить мно­го­чис­лен­ные по­се­ти­те­ли, ис­кав­шие у него ду­хов­ной по­мо­щи и на­став­ле­ний. Неко­то­рые из них про­си­ли свя­то­го по­движ­ни­ка раз­ре­шить им по­се­лить­ся на ост­ро­ве для от­шель­ни­че­ской жиз­ни. Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий с ра­до­стью при­ни­мал их, по­мо­гал им стро­ить кел­лии, а за­тем вме­сте с ни­ми по­стро­ил цер­ковь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и тра­пез­ный храм в честь свя­то­го про­ро­ка Илии. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло Па­ле­ост­ров­ско­му мо­на­сты­рю.
Не остав­ляя сво­их обя­зан­но­стей по управ­ле­нию со­здан­ной им оби­те­ли, угод­ник Бо­жий ча­сто уда­лял­ся для уеди­нен­ной мо­лит­вы в пе­ще­ру, рас­по­ло­жен­ную на том же ост­ро­ве у под­но­жия го­ры. Мо­лит­вен­ный по­двиг пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия усу­губ­лял­ся но­ше­ни­ем тя­же­лых же­лез­ных ве­риг и су­ро­вым по­стом. Од­на­жды во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы свя­той игу­мен удо­сто­ил­ся ви­де­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый явил­ся ему с кре­стом в ру­ках и бла­го­сло­вил его и оби­тель. Уте­шен­ный столь сла­дост­ным ви­де­ни­ем, пре­по­доб­ный Кор­ни­лий оста­вил на­сто­я­те­лем оби­те­ли сво­его лю­би­мо­го уче­ни­ка пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия (па­мять 21 ав­гу­ста/3 сен­тяб­ря) и уда­лил­ся в за­твор в пе­ще­ру, где пре­бы­вал до са­мой смер­ти.
Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий скон­чал­ся око­ло 1420 го­да в пре­клон­ном воз­расте и был по­гре­бен на ме­сте сво­е­го за­твор­ни­че­ско­го по­дви­га. Еще при жиз­ни пре­по­доб­но­го игу­ме­на Ав­ра­амия (скон­чал­ся во 2-й по­ло­вине XV ве­ка) Гос­подь про­сла­вил нетле­ни­ем те­ло пер­во­ос­но­ва­те­ля оби­те­ли пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия. Пре­по­доб­ный Ав­ра­амий с бра­ти­ей тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли чест­ные мо­щи сво­е­го учи­те­ля из пе­ще­ры и по­ло­жи­ли под спу­дом в со­бор­ном хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

☦️
Свя­той бла­го­вер­ный князь, в ино­че­стве Иг­на­тий. Сын бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Ва­си­лье­ви­ча Уг­лич­ско­го. Был за­клю­чен в тем­ни­цу дя­дей сво­им, ве­ли­ким мос­ков­ским кня­зем Иоан­ном III Ва­си­лье­ви­чем, и то­мил­ся в ней без ви­ны 32 го­да, под­ви­за­ясь в мо­лит­ве и ею уте­ша­ясь в скор­бях сво­их. Чув­ствуя при­бли­же­ние кон­чи­ны, при­нял схи­му с име­нем Иг­на­тий. Скон­чал­ся 19 мая 1522 г. в воз­расте 45 лет. От те­ла пре­по­доб­но­го кня­зя изо­шло бла­го­уха­ние, на­пол­нив­шее весь го­род. Был по­гре­бен в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ди­мит­рия При­луц­ко­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-v-inochestve-ignatij-uglichskij

☦️
Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий Ко­мель­ский про­ис­хо­дил из бо­яр­ско­го ро­да Крю­ко­вых. Его брат Лу­ки­ан слу­жил при мос­ков­ском ве­ли­ко­кня­же­ском дво­ре. Ко­гда Лу­ки­ан, до­стиг­нув пре­клон­ных лет, ре­шил уда­лить­ся в мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла Бе­ло­зер­ско­го, за ним по­сле­до­вал и Кор­ни­лий, с ран­не­го воз­рас­та стре­мив­ший­ся к от­шель­ни­че­ской жиз­ни. При­няв по­стри­же­ние, юный Кор­ни­лий на­чал свои ино­че­ские по­дви­ги с тя­же­ло­го по­слу­ша­ния – в хлебне, но­сил тя­же­лые вери­ги, а в ред­кие ча­сы от­ды­ха за­ни­мал­ся спи­сы­ва­ни­ем цер­ков­ных книг. Позд­нее из люб­ви к уеди­не­нию пре­по­доб­ный Кор­ни­лий оста­вил Бе­ло­зер­скую оби­тель, по­се­тил Ро­стов. В Нов­го­ро­де свя­ти­тель Ген­на­дий (па­мять 4 де­каб­ря) пы­тал­ся удер­жать его при се­бе, но по­движ­ник по­се­лил­ся в пу­стын­ном ме­сте неда­ле­ко от Нов­го­ро­да. Ко­гда и здесь его ста­ли по­се­щать лю­ди, стре­мив­ши­е­ся к ино­че­ско­му жи­тию, он пе­ре­шел в Твер­скую Сав­ва­ти­е­ву пу­стынь, а поз­же, в 1497 го­ду, по­се­лил­ся в Ко­мель­ском ле­су, непо­да­ле­ку от Во­лог­ды, где устро­ил се­бе кел­лию. К ме­сту по­дви­гов пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия ста­ли со­би­рать­ся ино­ки, и он в 1501 го­ду по­стро­ил на этом ме­сте де­ре­вян­ный храм в честь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В том же го­ду мит­ро­по­лит Си­мон по­свя­тил пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия в сан иеро­мо­на­ха. В 1512 го­ду, ко­гда чис­ло бра­тии воз­рос­ло, пре­по­доб­ный по­стро­ил ка­мен­ный храм и на­пи­сал для бра­тии устав, со­став­лен­ный на ос­но­ве уста­вов пре­по­доб­ных Иоси­фа Во­лоц­ко­го и Ни­ла Сор­ско­го. Это был тре­тий устав, на­пи­сан­ный рус­ским свя­тым для мо­на­ше­ству­ю­щих. Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий Ко­мель­ский от­ли­чал­ся щед­ро­стью к бед­ным, во вре­мя го­ло­да им был устро­ен при­ют для де­тей на мо­на­стыр­ском дво­ре. За лю­бовь к бед­ным и си­ро­там пре­по­доб­ный Кор­ни­лий мно­го раз удо­ста­и­вал­ся бла­го­дат­но­го ви­де­ния пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го (па­мять 17 ян­ва­ря), к ко­то­ро­му пи­тал осо­бое бла­го­го­ве­ние и воз­двиг в честь ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка храм в сво­ей оби­те­ли. Стро­гость жиз­ни свя­то­го воз­бу­ди­ла ро­пот неко­то­рых из бра­тии, и пре­по­доб­ный Кор­ни­лий вы­нуж­ден был оста­вить оби­тель и по­се­лить­ся на Сур­ском озе­ре, в 70 вер­стах от сво­е­го мо­на­сты­ря. Неко­то­рое вре­мя он под­ви­зал­ся и в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре. По хо­да­тай­ству ино­ков Кор­ни­ли­е­вой оби­те­ли ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ива­но­вич убеж­дал пре­по­доб­но­го вер­нуть­ся в свою оби­тель. По­движ­ник по­ви­но­вал­ся и, воз­вра­тив­шись в свой мо­на­стырь, пе­ре­дал на­сто­я­тель­ство сво­е­му уче­ни­ку Лав­рен­тию и за­тво­рил­ся в сво­ей кел­лии.
Во вре­мя на­па­де­ния та­тар на Во­ло­год­скую зем­лю пре­по­доб­ный Кор­ни­лий, обе­ре­гая бра­тию, вме­сте с ни­ми уда­лил­ся в Бе­ло­зер­скии край. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в воз­расте 82 лет 19 мая 1537 го­да. Мно­гие уче­ни­ки пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия так­же про­сла­ви­лись свя­то­стью жиз­ни: пре­по­доб­ные Ген­на­дий Лю­би­мо­град­ский (па­мять 23 ян­ва­ря), Ки­рилл Но­во­е­зер­ский (па­мять 4 фев­ра­ля), Иро­ди­он Ило­зер­ский (па­мять 28 сен­тяб­ря), Адри­ан По­ше­хон­ский (па­мять 5 мар­та), Лав­рен­тий и Кас­си­ан Ко­мель­ские (па­мять 16 мая).
Об­ще­цер­ков­ное празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му Кор­ни­лию (19 мая) уста­нов­ле­но 25 ян­ва­ря 1600 го­да пат­ри­ар­хом Иовом и со­бо­ром епи­ско­пов. Жи­тие пре­по­доб­но­го со­став­ле­но уче­ни­ком его На­фа­наи­лом в 1589 го­ду. Име­ют­ся служ­ба и по­хва­ла свя­то­му, со­хра­нил­ся устав, на­пи­сан­ный пре­по­доб­ным Кор­ни­ли­ем.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-kornilij-komelskij

☦️
Пре­по­доб­ный Сер­гий Шухтом­ский (в ми­ру Сте­фан) был схи­мо­на­хом Шухтом­ско­го (Шух­тов­ско­го) мо­на­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го в се­ле Шух­то­ме (Шух­то­ве) в 50 ки­ло­мет­рах от го­ро­да Че­ре­пов­ца. Свя­тые мо­щи его бы­ли по­гре­бе­ны под спу­дом мо­на­стыр­ской церк­ви, став­шей по­сле упразд­не­ния мо­на­сты­ря при­ход­ским По­кров­ским хра­мом. Све­де­ния о бла­го­че­сти­вой и по­движ­ни­че­ской жиз­ни пре­по­доб­но­го Сер­гия при­ве­де­ны в про­стран­ной над­пи­си на его гроб­ни­це. В ней го­во­рит­ся, что 19 мая 1609 го­да, в день па­мя­ти свя­щен­но­му­че­ни­ка Пат­ри­кия, епи­ско­па Прус­ско­го, пре­ста­вил­ся раб Бо­жий, инок и схим­ник Сер­гий, в цар­ство­ва­ние ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча Шуй­ско­го и при свя­тей­шем пат­ри­ар­хе Ер­мо­гене. «По­гре­бе­но же бысть его тру­до­лю­би­вое те­ло в ча­совне у церк­ви Жи­во­на­чаль­ныя Тро­и­цы и По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, что в Шух­то­ве, во об­ла­сти гра­да Бе­ло­озе­ра».
Да­лее над­пись со­об­ща­ет о том, что свя­той угод­ник ро­дил­ся и вос­пи­ты­вал­ся в Ка­за­ни и, по­доб­но свя­то­му Сер­гию Ра­до­неж­ско­му, в мла­ден­че­стве вме­сто ма­те­рин­ско­го мо­ло­ка пи­тал­ся «яч­мен­ным и неквас­ным сус­лом». С воз­рас­том он при­ни­мал в пи­щу лишь су­хой хлеб и немно­го во­ды, да и то лишь два ра­за в неде­лю.
Оста­вив Ка­зань, пре­по­доб­ный Сер­гий от­пра­вил­ся в трех­лет­нее па­лом­ни­че­ство в Па­ле­сти­ну, Кон­стан­ти­но­поль и Гре­цию, по­кло­ня­ясь свя­тым ме­стам и обу­ча­ясь мо­на­ше­ской жиз­ни. За­тем, как со­об­ща­ет над­пись, «непо­стри­жен из Па­ле­сти­ны при­и­де в Ве­ли­кий Нов­град в со­бор­ную цер­ковь Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей; из Но­ва­гра­да пой­де в Со­ло­вец­кую оби­тель пре­по­доб­ных отец Зо­си­мы и Сав­ва­тия».
В 1603 го­ду свя­той угод­ник Бо­жий при­шел в Во­ло­год­ский край, где при­нял ино­че­ский по­стриг от на­сто­я­те­ля Че­ре­по­вец­ко­го Вос­кре­сен­ско­го мо­на­сты­ря ар­хи­манд­ри­та Ис­а­ии, ко­то­рый, бу­дучи ико­но­пис­цем, на­пи­сал впо­след­ствии об­раз сво­е­го свя­то­го по­стри­жен­ни­ка.
О су­ро­вом ас­ке­ти­че­ском об­ра­зе жиз­ни пре­по­доб­но­го Сер­гия над­пись го­во­рит в сле­ду­ю­щих по­дроб­но­стях: «Пре­бы­ва­ше без сна день и нощь; в мо­лит­вах же и в по­стех, и в ко­ле­но­пре­кло­не­ни­их, по­сте­ли се­бе не име­я­ши; егда же вздре­ма­ше, то­гда ма­ло сна прии­ма­ше на лок­тех то­чию и на ко­ле­ну».
Пре­по­доб­ный Сер­гий пре­ста­вил­ся в воз­расте 50 (или 75) лет. При жиз­ни был про­слав­лен Гос­по­дом мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми и удо­сто­ен да­ра про­ро­че­ства. О внеш­нем об­ли­ке свя­то­го схим­ни­ка в над­гроб­ной над­пи­си ска­за­но: «Воз­рас­том бе мал, ли­це имея бе­ло, круг­ло, вла­са­ми черн, куд­ре­ват, бра­ды не име­я­ши, ман­тия дол­га, ря­са чер­на».

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-shuhtomskij-shuhtovskij

☦️
Свя­щен­ник Мат­фий Воз­не­сен­ский, отец му­че­ни­ка Ми­ха­и­ла Воз­не­сен­ско­го, был убит без­бож­ни­ка­ми в 1919 го­ду.

Примечание:
Необ­хо­ди­мо ис­пра­вить до­пу­щен­ную по неве­де­нию фак­ти­че­скую ошиб­ку, уточ­нив имя од­но­го из но­во­про­слав­лен­ных свя­тых – свя­щен­но­му­че­ни­ка Бел­го­род­ско­го Матфи́я Воз­не­сен­ско­го († 1919). Как сви­де­тель­ству­ют пе­чат­ные ис­точ­ни­ки, оши­боч­ное Матфей со­пут­ство­ва­ло свя­щен­но­му­че­ни­ку Мат­фию Воз­не­сен­ско­му и при жиз­ни.
Мет­ри­че­ское сви­де­тель­ство о рож­де­нии и Кре­ще­нии ба­тюш­ки, к со­жа­ле­нию, нам недо­ступ­но, но со­хра­ни­лись его соб­ствен­но­руч­ные под­пи­си пе­ри­о­да по­сле при­ня­тия свя­щен­но­го са­на. В Го­судар­ствен­ном ар­хи­ве Бел­го­род­ской об­ла­сти на­ми бы­ли об­на­ру­же­ны мно­го­чис­лен­ные ав­то­гра­фы свя­щен­ни­ка Воз­не­сен­ской церк­ви сло­бо­ды Фо­ще­ва­той в мет­ри­че­ских кни­гах со­сед­ней сло­бо­ды Кли­но­вец, где он то­же со­вер­шал Та­ин­ства и тре­бы. Ак­ку­рат­ный, чет­кий по­черк пас­ты­ря не остав­ля­ет ни­ка­ких со­мне­ний – Матѳiй Воз­не­сенскiй. За­пи­си его ру­ки по-ста­рин­но­му об­сто­я­тель­ны: «Мо­литво­валъ, имя на­рекъ и кре­щенiе со­вер­шалъ свя­щен­ни­къ Матѳiй Воз­не­сенскiй» (Мет­ри­че­ская кни­га 1885 го­да о ро­див­ших­ся Ди­мит­ри­ев­ской церк­ви сло­бо­ды Кли­но­вец, л. 239 об. и след.). – Из ста­тьи «Об од­ном свя­том име­ни». Кор­ни­лае­ва И.А., канд. филол. на­ук, на­уч­ный со­труд­ник Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка им. В. В. Ви­но­гра­до­ва РАН.

☦️
Священномученики Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский, Антоний (Панкеев), епископ Белгородский, Виктор Каракулин, Ипполит Красновский, Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнека, Матфий Вознесенский, Николай Садовский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Александр Саульский, Павел Попов, Павел Брянцев, Георгий Богоявленский и мученик Михаил Вознесенский.

В мар­те 1938 го­да аре­сто­ван­ные свя­ти­те­ли и ду­хо­вен­ство бы­ли пе­ре­ве­зе­ны из ла­ге­ря в бла­го­ве­щен­скую тюрь­му. 17 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла их к рас­стре­лу.
1 июня 1938 го­да ар­хи­епи­скоп Онуф­рий (Га­га­люк), епи­скоп Ан­то­ний (Пан­ке­ев), свя­щен­ни­ки Ип­по­лит Крас­нов­ский, Мит­ро­фан Виль­гельм­ский, Алек­сандр Еро­шов, Ми­ха­ил Дей­не­ка, Ни­ко­лай Са­дов­ский, Ва­си­лий Ива­нов, Ни­ко­лай Ку­ла­ков, Мак­сим Бог­да­нов, Алек­сандр Са­уль­ский, Па­вел По­пов, Ге­ор­гий Бо­го­яв­лен­ский и пса­лом­щик Ми­ха­ил Воз­не­сен­ский бы­ли рас­стре­ля­ны и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-viktor-karakulin

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ва­лен­тин ро­дил­ся 2 ав­гу­ста 1875 го­да в Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Иа­ко­ва Лу­кья­но­ва и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ва­си­ли­ем. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле; же­нил­ся, и у них с же­ной ро­ди­лось трое де­тей, но вско­ре по­сле рож­де­ния по­след­не­го ре­бен­ка Ва­си­лий ов­до­вел. В 1906 го­ду он по­сту­пил в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и 26 мая 1908 го­да был за­чис­лен в нее по­слуш­ни­ком; как име­ю­щий пре­крас­ные му­зы­каль­ные и пев­че­ские да­ро­ва­ния, он был опре­де­лен на кли­рос. 7 но­яб­ря 1915 го­да Ва­си­лий был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и на­ре­чен Ва­лен­ти­ном.
В 1920 го­ду Лав­ра бы­ла за­кры­та без­бож­ни­ка­ми, часть бра­тии оста­лась в ней сто­ро­жа­ми, дру­гие разо­шлись по хра­мам Сер­ги­е­ва По­са­да. Мо­нах Ва­лен­тин стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Пят­ниц­кой церк­ви, где на­сто­я­те­лем был в то вре­мя ар­хи­манд­рит Вас­си­ан (Пят­ниц­кий). В мар­те 1920 го­да на­сто­я­тель и при­ход­ской со­вет Пят­ниц­кой церк­ви хо­да­тай­ство­ва­ли пе­ред Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном о за­чис­ле­нии мо­на­ха Ва­лен­ти­на на долж­ность пса­лом­щи­ка к Пят­ниц­кой церк­ви и ру­ко­по­ло­же­нии его в сан иеро­ди­а­ко­на. Пат­ри­арх Ти­хон за­про­сил мне­ния на­мест­ни­ка Лав­ры ар­хи­манд­ри­та Кро­ни­да (Лю­би­мо­ва); тот от­ве­тил, что не воз­ра­жа­ет про­тив за­чис­ле­ния мо­на­ха Ва­лен­ти­на пса­лом­щи­ком, но со­гла­сить­ся с его ру­ко­по­ло­же­ни­ем во иеро­ди­а­ко­на не счи­та­ет воз­мож­ным.
В сен­тяб­ре 1920 го­да ар­хи­манд­рит Вас­си­ан вновь об­ра­тил­ся к Пат­ри­ар­ху с хо­да­тай­ством, в ко­то­ром пи­сал, что в при­хо­де, ко­то­рый он воз­глав­ля­ет, «мно­го со­вер­ша­ет­ся раз­лич­ных треб как в церк­ви, так и в до­мах при­хо­жан, и со­вер­шать все эти тре­бы при­хо­дит­ся… од­но­му, что при бо­лез­нен­ном со­сто­я­нии мо­ем для ме­ня весь­ма тя­же­ло… Я имею сме­лость воз­об­но­вить мое хо­да­тай­ство о мо­на­хе Ва­лен­тине, ко­то­рый, не бу­дучи офи­ци­аль­но при­чис­лен к при­чту на­шей церк­ви, в те­че­ние всех ми­нув­ших лет­них ме­ся­цев доб­ро­воль­но, усерд­но, ак­ку­рат­но и без­мезд­но при­ни­мал уча­стие (в ка­че­стве чте­ца и пев­ца) в со­вер­ше­нии как служ­бы, так и треб…»
Пат­ри­арх со­гла­сил­ся удо­вле­тво­рить хо­да­тай­ство и 20 сен­тяб­ря 1920 го­да в кре­сто­вой церк­ви Тро­иц­ко­го по­дво­рья ру­ко­по­ло­жил мо­на­ха Ва­лен­ти­на во иеро­ди­а­ко­на к Пят­ниц­кой церк­ви, где он про­слу­жил до ее за­кры­тия. Ру­ко­по­ло­жен­ный во иеро­мо­на­ха 26 ноября 1923 г., он до 1930 го­да слу­жил в Ни­ко­ла­ев­ском хра­ме в го­ро­де На­ро-Фо­мин­ске, а по­сле его за­кры­тия в хра­ме в го­ро­де Кун­це­во.
26 ян­ва­ря 1933 го­да вла­сти го­ро­да Кун­це­ва объ­яви­ли о за­кры­тии по­след­не­го хра­ма в го­ро­де. Ве­ру­ю­щие не со­гла­си­лись с этим ре­ше­ни­ем и на­пра­ви­ли во ВЦИК хо­да­тай­ство об от­мене неза­кон­но­го ре­ше­ния, под про­ше­ни­ем под­пи­са­лись ты­ся­чи жи­те­лей го­ро­да. «Храм наш, быв­ший ра­нее сель­ским, – пи­са­ли они, – вой­дя с пре­об­ра­зо­ва­ни­ем Кун­це­ва в го­род в чер­ту по­след­не­го, в на­сто­я­щее вре­мя яв­ля­ет­ся хра­мом го­род­ским. По­сле за­кры­тия в 1929 го­ду Се­ра­фи­мов­ской церк­ви и в 1932 го­ду Ста­ро-Кун­цев­ской… храм наш оста­ет­ся в го­ро­де Кун­це­ве един­ствен­ным… и один об­слу­жи­ва­ет его на­се­ле­ние в несколь­ко де­сят­ков ты­сяч че­ло­век. Мо­собл­ис­пол­ком, не учтя все­го это­го, за­кры­ти­ем на­ше­го хра­ма… остав­ля­ет го­род Кун­це­во со­всем без хра­ма и тем ста­вит жи­те­лей го­ро­да в крайне ненор­маль­ное по­ло­же­ние в от­но­ше­нии ре­ли­ги­оз­ных нужд…
Мо­собл­ис­пол­ком, по­ста­нов­ляя за­крыть наш храм, упу­стил из ви­ду од­но, в выс­шей сте­пе­ни су­ще­ствен­ное об­сто­я­тель­ство, имен­но то, что при хра­ме от­ве­ден­ное Кун­цев­ским гор­со­ве­том клад­би­ще – од­но для все­го го­ро­да, об­слу­жи­ва­ю­щее его мно­го­ты­сяч­ное на­се­ле­ние. За­крыть при та­ких усло­ви­ях храм… это зна­чит от­нять у жи­те­лей го­ро­да Кун­це­ва воз­мож­ность со­вер­шать мо­лит­вен­ные об­ря­ды при по­гре­бе­нии умер­ших, ко­то­рые так до­ро­ги для ве­ру­ю­щих, ли­ше­ние ко­то­рых бы­ло бы для них чрез­вы­чай­но бо­лез­нен­но…
Ис­пол­ни­тель­ный ор­ган об­ще­ства ве­ру­ю­щих… про­сит Все­рос­сий­ский цен­траль­ный ис­пол­ни­тель­ный ко­ми­тет по­ста­нов­ле­ние Мо­собл­ис­пол­ко­ма о за­кры­тии… хра­ма от­ме­нить и оста­вить его в поль­зо­ва­нии жи­те­лей го­ро­да Кун­це­ва как един­ствен­но при­год­ный и неза­ме­ни­мый дру­гим хра­мом для удо­вле­тво­ре­ния их ре­ли­ги­оз­ных по­треб­но­стей».
Вла­сти от­ка­за­лись ис­пол­нить прось­бу ве­ру­ю­щих, за­кры­ли храм, а вме­сте с ним за­кры­ли и клад­би­ще. По­сле за­кры­тия хра­ма отец Ва­лен­тин пе­ре­шел слу­жить в Ни­ко­ла­ев­ский храм в се­ле Ро­маш­ко­во.
26 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли двух де­жур­ных сви­де­те­лей, жи­те­лей го­ро­да Кун­це­во, один из ко­то­рых по­ка­зал, что отец Ва­лен­тин в один из июнь­ских дней 1937 го­да бе­се­до­вал с жен­щи­на­ми и сна­ча­ла чи­тал им ка­кую-то ре­ли­ги­оз­ную кни­гу, а за­тем разъ­яс­нял; в раз­го­во­ре он за­явил, что мы жи­вем те­перь в та­кой пе­ри­од вре­ме­ни, ко­гда пра­во­слав­ная ве­ра и ду­хо­вен­ство у со­вет­ской вла­сти не в по­че­те. Ком­му­ни­сты на­прав­ля­ют все уси­лия к окон­ча­тель­но­му раз­гро­му Пра­во­слав­ной Церк­ви, но ве­ру­ю­щие все­ми спо­со­ба­ми долж­ны это­му про­ти­во­дей­ство­вать, рас­про­стра­няя сло­во Бо­жие сре­ди сво­их зна­ко­мых, укреп­ляя ве­ру с на­деж­дой на то, что это­му ти­ран­ству при­дет ко­нец.
В этот же день отец Ва­лен­тин был аре­сто­ван, за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и на сле­ду­ю­щий день до­про­шен.
– След­ствию из­вест­но, что вы, бу­дучи свя­щен­ни­ком, си­сте­ма­ти­че­ски ис­поль­зо­ва­ли свое слу­жеб­ное по­ло­же­ние для ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, дай­те ва­ши по­ка­за­ния по это­му во­про­су! – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– Свое слу­жеб­ное по­ло­же­ние как свя­щен­ни­ка для ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не ис­поль­зо­вал и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил отец Ва­лен­тин.
– Уста­нов­ле­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния го­ро­да Кун­це­во си­сте­ма­ти­че­ски рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные кле­вет­ни­че­ские слу­хи о при­тес­не­нии ре­ли­гии в Со­вет­ском Со­ю­зе. Дай­те ва­ши по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Сре­ди на­се­ле­ния Кун­це­ва я не рас­про­стра­нял контр­ре­во­лю­ци­он­ных слу­хов о том, что со­вет­ская власть при­тес­ня­ет ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство.
27 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 29 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­лен­ти­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния. Иеро­мо­нах Ва­лен­тин (Лу­кья­нов) скон­чал­ся 1 июня 1940 го­да в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в Но­во­си­бир­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание