⏳ 2020.05.31 (вс)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 7я неделя (вс.) после Пасхи, свв. отцев 1го Вселенского Собора (глас 6й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
31 мая (18 мая)
• мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла, мц. Христи́ны (249–251)
• мч. Феодота Анкирского, мцц. семи дев: Александры, Теку́сы, Клавдии, Фаи́ны, Евфра́сии (Евфросинии), Матроны, Иу́лии (303)
• Мчч. Симеона, Исаака, Вахти́сия (IV)
• мчч. Ира́клия, Павли́на, Венеди́ма (?)
• мчч. Давида, Тиричана (Тарича́на) (693)
• память святых отцов семи Вселенских Соборов
• прп. Макария Алтайского (1847)
• Прав. Иоанна (Кормянского) (1917)
• сщмы. Михаила (Виноградова) (1932)
• сщмч. Василия (Крылова) (1942)


☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Петр, Ди­о­ни­сий, Ан­дрей, Па­вел, Хри­сти­на по­стра­да­ли при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251). Пер­вым из них по­стра­дал юно­ша Петр в го­ро­де Ламп­са­ке (Гел­лес­понт­ском). При­ве­ден­ный на суд пра­ви­те­ля Опи­ти­ми­на, он бес­страш­но ис­по­ве­дал свою ве­ру во Хри­ста. Бла­го­че­сти­во­го юно­шу при­нуж­да­ли от­речь­ся от Гос­по­да и по­кло­нить­ся идо­лу бо­ги­ни Ве­не­ры, но му­че­ник от­ка­зал­ся ис­пол­нить по­ве­ле­ние, за­явив во все­услы­ша­ние, что хри­сти­а­нин не бу­дет кла­нять­ся идо­лу блуд­ной жен­щи­ны. Свя­той Петр был под­верг­нут же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, но доб­лест­но пре­тер­пел му­ки, бла­го­да­ря Гос­по­да Иису­са Хри­ста, по­да­ю­ще­го ему Свою все­силь­ную по­мощь, и был усе­чен ме­чом. В то же вре­мя бы­ли пре­да­ны су­ду Ди­о­ни­сий, Ни­ко­мах и два во­и­на, при­ве­ден­ные из Ме­со­по­та­мии, а так­же Ан­дрей и Па­вел. Все они ис­по­ве­да­ли свою ве­ру во Хри­ста и от­ка­за­лись при­не­сти жерт­ву идо­лам, за что бы­ли пре­да­ны ис­тя­за­ни­ям. К ве­ли­кой скор­би всех хри­сти­ан Ни­ко­мах не усто­ял и от­рек­ся от Гос­по­да Иису­са Хри­ста, по­шел в ка­пи­ще и при­нес жерт­ву. Тот­час же он под­верг­ся ужас­но­му бес­но­ва­нию и умер в страш­ных му­че­ни­ях. От­ре­че­ние Ни­ко­ма­ха слы­ша­ла сто­яв­шая в тол­пе 16-лет­няя де­ви­ца Хри­сти­на, ко­то­рая вос­клик­ну­ла: «Ока­ян­ный и по­ги­ба­ю­щий че­ло­век! Вот ты из-за од­но­го лишь ча­са стя­жал се­бе те­перь веч­ную и неска­зан­ную му­ку!» Эти сло­ва услы­шал пра­ви­тель. Он по­ве­лел схва­тить свя­тую де­ву и, узнав от нее, что и она хри­сти­ан­ка, от­дал ее на осквер­не­ние блуд­ни­кам. В дом, ку­да при­ве­ли свя­тую де­ву, явил­ся Ан­гел. Устра­шен­ные его гроз­ным ви­дом юно­ши со сле­за­ми ста­ли про­сить про­ще­ния у свя­той де­вы и умо­ля­ли по­мо­лить­ся за них, чтобы не по­стиг­ло их на­ка­за­ние Гос­подне.
На сле­ду­ю­щее утро пе­ред пра­ви­те­лем вновь пред­ста­ли свя­тые Ди­о­ни­сий, Ан­дрей и Па­вел. За ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста они бы­ли от­да­ны тол­пе языч­ни­ков на рас­тер­за­ние. Свя­тых при­вя­за­ли за но­ги, по­влек­ли их к ме­сту каз­ни и там по­би­ли кам­ня­ми. Во вре­мя каз­ни при­бе­жа­ла свя­тая Хри­сти­на, чтобы уме­реть вме­сте с му­че­ни­ка­ми, но, по при­ка­зу пра­ви­те­ля, она бы­ла усе­че­на ме­чом.

☦️
Свя­той му­че­ник Фе­о­дот и свя­тые му­че­ни­цы семь дев – Те­ку­са, Фа­и­на, Клав­дия, Мат­ро­на, Иулия, Алек­сандра и Ев­фра­сия – жи­ли во 2-й по­ло­вине III ве­ка в го­ро­де Ан­ки­ре, Га­ла­тий­ской об­ла­сти, и му­че­ни­че­ски скон­ча­лись за Хри­ста в на­ча­ле IV ве­ка. Свя­той Фе­о­дот был «кор­чем­ни­ком», имел свою го­сти­ни­цу, был же­нат. Уже то­гда он до­стиг вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства: со­блю­дал чи­сто­ту и це­ло­муд­рие, вос­пи­ты­вал в се­бе воз­дер­жа­ние, по­ко­рял плоть ду­ху, упраж­ня­ясь в по­сте и мо­лит­ве. Сво­и­ми бе­се­да­ми он при­во­дил иуде­ев и языч­ни­ков к хри­сти­ан­ской ве­ре, а греш­ни­ков – к рас­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию. Свя­той Фе­о­дот вос­при­ял от Гос­по­да дар ис­це­ле­ний и вра­че­вал боль­ных воз­ло­же­ни­ем на них рук.
Во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305) на хри­сти­ан в го­род Ан­ки­ру был на­зна­чен из­вест­ный сво­ей же­сто­ко­стью пра­ви­тель Фео­текн. Мно­гие хри­сти­ане бе­жа­ли из го­ро­да, остав­ляя свои до­ма и иму­ще­ство. Фео­текн опо­ве­стил всех хри­сти­ан, что они обя­за­ны при­не­сти жерт­ву идо­лам, в слу­чае же от­ка­за бу­дут пре­да­ны на му­че­ния и смерть. Языч­ни­ки при­во­ди­ли хри­сти­ан на му­че­ния, а иму­ще­ство их рас­хи­ща­ли.
В стране на­сту­пил го­лод. В эти су­ро­вые дни свя­той Фе­о­дот в сво­ей го­сти­ни­це да­вал при­ют хри­сти­а­нам, остав­шим­ся без кро­ва, пи­тал их, скры­вал под­вер­гав­ших­ся пре­сле­до­ва­нию, из сво­их за­па­сов да­вал в ра­зо­рен­ные церк­ви все необ­хо­ди­мое для со­вер­ше­ния Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. Он бес­страш­но про­ни­кал в тюрь­мы, ока­зы­вая по­мощь невин­но осуж­ден­ным, убеж­дая быть до кон­ца вер­ны­ми Хри­сту Спа­си­те­лю. Фе­о­дот не стра­шил­ся по­гре­бать остан­ки свя­тых му­че­ни­ков, тай­но уно­ся их или вы­ку­пая за день­ги у во­и­нов. Ко­гда в Ан­ки­ре хри­сти­ан­ские церк­ви бы­ли ра­зо­ре­ны и за­кры­ты, Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию ста­ли со­вер­шать в его го­сти­ни­це. Со­зна­вая, что ему то­же пред­сто­ит му­че­ни­че­ский по­двиг, свя­той Фе­о­дот в бе­се­де со свя­щен­ни­ком Фрон­то­ном пред­ска­зал, что ему в ско­ром вре­ме­ни до­ста­вят му­че­ни­че­ские мо­щи на ме­сто, вы­бран­ное ими обо­и­ми. В под­твер­жде­ние этих слов свя­той Фе­о­дот от­дал свой пер­стень свя­щен­ни­ку.
В то вре­мя смерть за Хри­ста при­ня­ли семь свя­тых дев, из ко­то­рых стар­шая, свя­тая Те­ку­са, бы­ла тет­кой свя­то­го Фе­о­до­та. Свя­тые де­вы – Те­ку­са, Фа­и­на, Клав­дия, Мат­ро­на, Иулия, Алек­сандра и Ев­фра­сия с юных лет по­свя­ти­ли се­бя Бо­гу, жи­ли в по­сто­ян­ных мо­лит­вах, по­сте, воз­дер­жа­нии, доб­рых де­лах и все до­стиг­ли стар­че­ско­го воз­рас­та. При­ве­ден­ные на суд как хри­сти­ан­ки, свя­тые де­вы му­же­ствен­но ис­по­ве­да­ли пе­ред Фео­тек­ном свою ве­ру во Хри­ста и бы­ли пре­да­ны ис­тя­за­ни­ям, но оста­лись непо­ко­ле­би­мы­ми. То­гда пра­ви­тель пре­дал их бес­стыд­ным юно­шам на осквер­не­ние. Свя­тые де­вы го­ря­чо мо­ли­лись, про­ся у Бо­га по­мо­щи. Свя­тая Те­ку­са упа­ла к но­гам юно­шей, сняв го­лов­ное по­кры­ва­ло, по­ка­за­ла им свою се­дую го­ло­ву. Юно­ши опом­ни­лись, са­ми за­пла­ка­ли и ушли прочь. То­гда пра­ви­тель по­ве­лел, чтобы свя­тые при­ня­ли уча­стие в празд­но­ва­нии «омо­ве­ния идо­лов», как это со­вер­ша­ли язы­че­ские жри­цы, но свя­тые де­вы сно­ва от­ка­за­лись. За это они бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти. Каж­дой на шею был при­вя­зан тя­же­лый ка­мень, и все семь свя­тых дев бы­ли утоп­ле­ны в озе­ре. В сле­ду­ю­щую ночь свя­тая Те­ку­са яви­лась во сне свя­то­му Фе­о­до­ту, про­ся до­стать те­ла их и по­хо­ро­нить по-хри­сти­ан­ски. Свя­той Фе­о­дот, взяв с со­бой сво­е­го дру­га По­ли­хро­ния и дру­гих хри­сти­ан, на­пра­вил­ся к озе­ру. Бы­ло тем­но, и путь ука­зы­ва­ла го­ря­щая лам­па­да. Меж­ду тем пе­ред стра­жей, по­став­лен­ной языч­ни­ка­ми на бе­ре­гу озе­ра, явил­ся свя­той му­че­ник Со­сандр. Устра­шен­ная стра­жа об­ра­ти­лась в бег­ство. Ве­тер ото­гнал во­ду на дру­гую сто­ро­ну озе­ра. Хри­сти­ане по­до­шли к те­лам свя­тых му­че­ниц и увез­ли их к церк­ви, где и пре­да­ли по­гре­бе­нию. Узнав о по­хи­ще­нии тел свя­тых му­че­ниц, пра­ви­тель при­шел в ярость и при­ка­зал хва­тать без раз­бо­ра всех хри­сти­ан и пре­да­вать их му­че­ни­ям. Был схва­чен и По­ли­хро­ний. Не вы­дер­жав ис­тя­за­ний, он ука­зал на свя­то­го Фе­о­до­та как ви­нов­ни­ка по­хи­ще­ния тел. Свя­той Фе­о­дот стал го­то­вить­ся к смер­ти за Хри­ста; воз­не­ся вме­сте со все­ми хри­сти­а­на­ми усерд­ные мо­лит­вы, он за­ве­щал от­дать его те­ло свя­щен­ни­ку Фрон­то­ну, ко­то­ро­му ра­нее от­дал свой пер­стень. Свя­той пред­стал пе­ред су­дом. Ему по­ка­за­ли раз­лич­ные ору­дия му­че­ний и вме­сте с тем обе­ща­ли боль­шие по­че­сти и бо­гат­ство, ес­ли он от­ре­чет­ся от Хри­ста. Свя­той Фе­о­дот про­сла­вил Гос­по­да Иису­са Хри­ста, ис­по­ве­дал свою ве­ру в Него. В яро­сти языч­ни­ки пре­да­ли свя­то­го про­дол­жи­тель­ным ис­тя­за­ни­ям, но си­ла Бо­жия под­дер­жа­ла свя­то­го му­че­ни­ка. Он остал­ся жив и был от­ве­ден в тем­ни­цу. На сле­ду­ю­щее утро пра­ви­тель вновь при­ка­зал ис­тя­зать свя­то­го, но вско­ре по­нял, что по­ко­ле­бать его му­же­ство невоз­мож­но. То­гда он по­ве­лел от­сечь го­ло­ву му­че­ни­ку. Казнь со­вер­ши­лась, но под­няв­ша­я­ся бу­ря по­ме­ша­ла во­и­нам сжечь те­ло му­че­ни­ка. Во­и­ны, си­дя в па­лат­ке, оста­лись сте­речь те­ло. В это вре­мя свя­щен­ник Фрон­тон про­хо­дил близ­ле­жа­щей до­ро­гой, ве­дя ос­ла с по­кла­жей ви­на из сво­е­го ви­но­град­ни­ка. Око­ло ме­ста, где ле­жа­ло те­ло свя­то­го Фе­о­до­та, осел вдруг упал. Во­и­ны по­мог­ли под­нять его и рас­ска­за­ли Фрон­то­ну, что сте­ре­гут те­ло каз­нен­но­го хри­сти­а­ни­на Фе­о­до­та. Свя­щен­ник по­нял, что Гос­подь про­мыс­ли­тель­но при­вел его сю­да. Он воз­ло­жил свя­тые остан­ки на ос­ла и при­вез их на ме­сто, ука­зан­ное свя­тым Фе­о­до­том для сво­е­го по­гре­бе­ния, и с че­стью пре­дал зем­ле. Впо­след­ствии он воз­двиг на этом ме­сте цер­ковь. Свя­той Фе­о­дот при­нял смерть за Хри­ста 7 июня 303 или 304 го­да, а вос­по­ми­на­ет­ся его па­мять 18 мая, в день смер­ти свя­тых дев.
Опи­са­ние жиз­ни и му­че­ни­че­ско­го по­дви­га свя­то­го Фе­о­до­та и стра­да­ния свя­тых дев со­ста­вил совре­мен­ник и спо­движ­ник свя­то­го Фе­о­до­та и оче­ви­дец смер­ти его – Нил, на­хо­див­ший­ся в го­ро­де Ан­ки­ре в пе­ри­од го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на.

При­ме­ча­ние:
В Уста­ве это­го дня св. Фе­о­дот на­зы­ва­ет­ся свя­щен­но­му­че­ни­ком и епи­ско­пом; тро­парь ему по­ло­жен то­же свя­щен­но­му­че­ни­че­ский. По­во­дом к это­му мог­ло по­слу­жить то, что кор­чем­ни­ца св. Фе­о­до­та бы­ла мо­лит­вен­ным хра­мом и ал­та­рем для иере­ев, сам он был учи­те­лем ве­ры и бла­го­че­стия и убеж­дал дру­гих к стра­да­нию за Хри­ста, так что в неко­то­ром от­но­ше­нии ис­пол­нял пас­тыр­ские де­ла. Но он – не свя­щен­но­му­че­ник, а му­че­ник… Па­мять его со­вер­ша­ет­ся вто­рич­но в день кон­чи­ны свв. сед­ми дев, 18 мая, и в Уста­ве в тот день он на­зы­ва­ет­ся му­че­ни­ком.

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Си­ме­он, Иса­ак и Вах­ти­сий бы­ли хри­сти­а­на­ми и жи­ли в III ве­ке в Пер­сии при ца­ре Са­по­ре, же­сто­ком го­ни­те­ле хри­сти­ан. Свя­тых при­нуж­да­ли от­речь­ся от Хри­ста и об­ра­тить­ся к суе­ве­рию ог­не­по­клон­ни­ков. Но они от­ка­за­лись, от­ве­тив языч­ни­кам: «Мы не от­ре­чем­ся от Твор­ца тва­ри и не по­кло­ним­ся солн­цу и ог­ню».
Свя­тых му­че­ни­ков же­сто­ко ис­тя­за­ли, по­том бро­си­ли в тем­ни­цу, где им не да­ва­ли пи­щи семь дней. На­ко­нец, му­че­ни­ков усек­ли ме­чом.

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Ирак­лий, Пав­лин и Ве­не­дим по­стра­да­ли за Хри­ста в го­ро­де Афи­нах. Там они про­по­ве­до­ва­ли языч­ни­кам о Хри­сте и убеж­да­ли их оста­вить по­кло­не­ние бес­чув­ствен­ным идо­лам. Из­бран­ни­ки Бо­жии бы­ли пре­да­ны су­ду вме­сте со сво­и­ми уче­ни­ка­ми, вос­при­няв­ши­ми ис­тин­ную ве­ру. По­сле мно­гих ис­тя­за­ний все они бы­ли бро­ше­ны в раз­жжен­ную печь, в ко­то­рой и пре­да­ли свои ду­ши Бо­гу.

☦️
Со­глас­но му­че­ни­че­ству, Да­вид и Ти­ри­чан бы­ли сы­но­вья­ми бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей-ар­мян Вар­да­на и Та­гине. По­сле смер­ти от­ца их дя­дя, брат ма­те­ри, языч­ник Фе­о­до­сий за­ду­мал при­сво­ить се­бе их на­след­ство и стал уго­ва­ри­вать Та­гине, Да­ви­да и Тири­ча­на при­нять язы­че­ство. Та­гине бе­жа­ла с детьми в Юж­ную Гру­зию. Фе­о­до­сий, бо­ясь, что де­ти вы­рас­тут и вер­нут се­бе име­ние, разыс­кал их в Тао-Клар­дже­ти и убил бра­тьев, пас­ших в го­рах скот. По сви­де­тель­ству агио­гра­фа, убий­ца сра­зу же ослеп. Опла­ки­ва­ю­щая де­тей Та­гине, сжа­лив­шись над бра­том, по­ма­за­ла его гла­за зем­лей, впи­тав­шей кровь Да­ви­да, Фе­о­до­сий тот­час про­зрел и ис­по­ве­дал Хри­ста. Но­чью те­ла му­че­ни­ков оза­ри­лись све­том. Фе­о­до­сий воз­двиг цер­ковь во имя Да­ви­да, а мо­щи Ти­ри­ча­на увез в Ар­ме­нию пра­ви­тель Ди­ври, где бы­ла вы­стро­е­на цер­ковь во имя св. Тири­ча­на.
Му­че­ни­че­ство Да­ви­да и Ти­ри­ча­на со­хра­ни­лось в един­ствен­ной гру­зин­ской ру­ко­пи­си X в., пе­ре­пи­сан­ной в Ивер­ском мо­на­сты­ре на Афоне уче­ни­ка­ми и по­сле­до­ва­те­ля­ми прп. Ев­фи­мия Свя­то­гор­ца – пре­по­доб­ны­ми Ар­се­ни­ем Ни­ноц­миндским и Иоан­ном (Грд­зе­лид­зе). Ру­ко­пись об­на­ру­жи­ва­ет мн. чер­ты, ха­рак­тер­ные для тао-клар­джет­ской ли­те­ра­тур­ной шко­лы. Ар­мян­ская вер­сия му­че­ни­че­ства не най­де­на.
Ар­мян­ская цер­ковь не по­чи­та­ет Да­ви­да и Ти­ри­ча­на. Это свя­зы­ва­ют с тем, что му­че­ни­че­ство Да­ви­да и Тири­ча­на бы­ло со­зда­но, воз­мож­но, ав­то­ром-хал­ки­до­ни­том в Тао-Клар­дже­ти, ку­да бе­жа­ли го­ни­мые ар­мя­на­ми-мо­но­фи­зи­та­ми св. от­ро­ки. Ве­ро­ят­но, агио­гра­фи­че­ский па­мят­ник был со­здан на гру­зин­ском язы­ке и по­это­му по­пал в ка­лен­дарь Гру­зин­ской Церк­ви, а поз­же Да­вид и Тири­чан ста­ли по­чи­тать­ся как гру­зин­ские свя­тые.

☦️
Святые отцы семи Вселенских Соборов.
В этом празд­но­ва­нии со­бра­ны все семь стол­пов Церк­ви – семь Все­лен­ских Со­бо­ров.
На­ша Цер­ковь от­дель­но празд­ну­ет па­мять свя­тых от­цов каж­до­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра.
Семь Все­лен­ских Со­бо­ров – это ста­нов­ле­ние Церк­ви, её дог­ма­тов, опре­де­ле­ние ос­нов хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния. По­это­му очень важ­но, что в са­мых со­кро­вен­ных, дог­ма­ти­че­ских, за­ко­но­да­тель­ных во­про­сах Цер­ковь ни­ко­гда не бра­ла в выс­шие ав­то­ри­те­ты мне­ние од­но­го че­ло­ве­ка. Бы­ло опре­де­ле­но, и по сей день так и оста­ёт­ся, что ав­то­ри­те­том в Церк­ви счи­та­ет­ся со­бор­ный ра­зум Церк­ви.
Пер­вые два Все­лен­ских Со­бо­ра бы­ли в чет­вёр­том ве­ке, сле­ду­ю­щие два – в пя­том, два – в ше­стом.
Седь­мым Все­лен­ским Со­бо­ром в 787 го­ду за­кан­чи­ва­ет­ся эпо­ха Все­лен­ских Со­бо­ров.
В IV ве­ке, ко­гда был пе­ри­од му­че­ни­че­ства – языч­ни­ков и хри­сти­ан – здесь бы­ло оче­вид­но и по­нят­но, кто на ка­кой сто­роне, кто за что бо­рет­ся.
Но не дрем­лет враг, борь­ба про­дол­жа­ет­ся и при­ни­ма­ет бо­лее изощ­рён­ные обо­ро­ты: это не борь­ба язы­че­ства с хри­сти­ан­ством, а борь­ба диа­во­ла и че­ло­ве­ка. Здесь уже нет плю­са и ми­ну­са. Те­перь в са­мой сре­де хри­сти­ан­ской, сре­ди са­мих хри­сти­ан, по­яв­ля­ют­ся цер­ков­ные лю­ди, ко­то­рые несут дух тьмы – бы­ва­ет, что это пре­сви­те­ры или да­же свя­ти­те­ли. За­ра­жён­ные ав­то­ри­те­том «цер­ков­ных учи­те­лей» ере­си, за ни­ми идут сот­ни и ты­ся­чи хри­сти­ан.
Та­кой но­вый спо­соб борь­бы с че­ло­ве­ком изоб­ре­та­ет диа­вол: Цер­ковь «про­бу­ет­ся на проч­ность» из­нут­ри ере­ся­ми и рас­ко­ла­ми, ере­ти­че­ским уче­ни­ем.
IV век – вре­мя двух пер­вых Все­лен­ских Со­бо­ров – эпо­ха об­ра­зо­ва­тель­ная, ко­гда при­хо­дят ве­ли­кие учи­те­ли Церк­ви Ва­си­лий Ве­ли­кий, Иоанн Зла­то­уст, Гри­го­рий Бо­го­слов, Афа­на­сий Ве­ли­кий, Ни­ко­лай Мир­ли­кий­ский и мно­гие дру­гие.
Свя­тые от­цы на­чи­на­ют фор­ми­ро­вать бо­го­слов­скую мысль, но по­ка она не сфор­ми­ро­ва­на, ере­ти­ки пы­та­ют­ся под­ме­нить по­ня­тия, от­кро­ве­ния о Бо­ге, о ли­цах Свя­той Тро­и­цы – Спа­си­те­ле, Ду­хе Свя­том. Ста­но­вит­ся крайне важ­ным со­брать­ся и вы­ра­бо­тать те свя­тые пра­ви­ла, ко­то­рые оста­нут­ся и бу­дут креп­че кам­ня, твёр­же же­ле­за, оста­нут­ся до скон­ча­ния все­го су­ще­ство­ва­ния ми­ра.
Все­лен­ские Со­бо­ры обыч­но со­би­ра­лись в са­мые слож­ные ис­то­ри­че­ские пе­ри­о­ды жиз­ни Церк­ви, ко­гда вол­не­ния в хри­сти­ан­ском ми­ре ста­ви­ли пра­во­слав­ный на­род пе­ред вы­бо­ром.
Мо­гу­чая эпо­ха Все­лен­ских Со­бо­ров от IV до VIII сто­ле­тия вы­ра­бо­та­ла те дог­ма­ты и те за­ко­ны, ко­то­рые непре­ре­ка­е­мо со­вер­ша­ют­ся в на­шей Церк­ви по се­го­дняш­ний день.
Цер­ковь вы­сто­я­ла в та­ких неве­ро­ят­ных му­че­ни­че­ских усло­ви­ях, неве­ро­ят­ных ис­пы­та­ни­ях, и пра­во­сла­вие тор­же­ству­ет в 1014 го­ду.
Празд­ник, в ко­то­рый чтит­ся па­мять свя­тых от­цов се­ми Все­лен­ских Со­бо­ров, ни­ко­гда не по­те­ря­ет ак­ту­аль­ность, по­то­му что и по се­го­дняш­ний день враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го изоб­ре­та­ет но­вые, очень се­рьёз­ные спо­со­бы борь­бы с че­ло­ве­ком и с Цер­ко­вью.
Ве­ли­кий по­движ­ник на­ше­го вре­ме­ни, недав­но ушед­ший ар­хи­манд­рит Иоанн Кре­стьян­кин от­ме­чал, что Рус­ская Цер­ковь мно­го­стра­даль­на по об­ра­зу Ос­но­ва­те­ля её – мы все идём вслед за Гос­по­дом, за Кре­сто­нос­цем.
Что со­тво­рил XX век с на­шей Цер­ко­вью? На­сколь­ко да­лёк был че­ло­век от Бо­га в древ­ние вре­ме­на и сей­час?
По­смот­ри­те на дру­гие Церк­ви, кто бо­лее по­до­бен Хри­сту? Бо­лее му­че­ни­че­ской, го­ни­мой и уни­что­жа­е­мой, чем Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, Церк­вей нет.
Ныне мы ста­ли воз­вра­щать­ся мыс­лью к Бо­гу, но уже сто­ят за на­шей спи­ной лже­мес­сии: ко­го толь­ко в 90-х го­дах мы не ви­де­ли в Рос­сии: ка­то­ли­ки стро­ят свои хра­мы, про­по­ве­ду­ют про­те­стан­ты, криш­на­и­ты и ин­ду­и­сты – все по-раз­но­му учат о Бо­ге, а что про­ис­хо­дит на Укра­ине – рус­ском Иор­дане, на Дне­пре? И сей­час борь­ба за пра­во­сла­вие толь­ко уси­ли­ва­ет­ся, ес­ли взять си­ту­а­цию во­круг пре­по­да­ва­ния в мас­со­вой шко­ле «Ос­нов пра­во­слав­ной куль­ту­ры». По­ис­ти­не, по­ле бит­вы – серд­це че­ло­ве­ка…
Раз­ди­ра­ет­ся Те­ло Церк­ви прин­ци­пи­аль­ны­ми рас­хож­де­ни­я­ми, са­мым выс­шим ку­ми­ром, «ме­рой все­го су­ще­го» ста­но­вит­ся че­ло­век. Мо­ло­дые лю­ди хо­тят быть успеш­ны­ми, бо­га­ты­ми и идут по это­му со­мни­тель­но­му пу­ти до­сти­же­ния лю­бы­ми пу­тя­ми успе­ха в этом ми­ре, не зная о том, что сло­ва Свя­щен­но­го Пи­са­ния «ищи­те же преж­де Цар­ства Бо­жия и прав­ды Его, и это всё при­ло­жит­ся вам» (Мф.6,33) оста­ют­ся про­ро­че­ски­ми на все вре­ме­на.
Чтобы по­нять, ку­да ид­ти в этом мно­же­стве до­рог, как стол­пы, как опо­ра сто­ит па­мять свя­тых от­цов и то, что они оста­ви­ли по­сле се­бя. Все их дог­ма­ти­че­ские ре­ше­ния хра­нит Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Мы и на­зва­ны пра­во­слав­ны­ми, зна­чит, сто­я­щи­ми на пра­вом пу­ти.
Свя­тые от­цы не да­ют нам за­блу­дить­ся в этом бу­шу­ю­щем мо­ре совре­мен­ных на­уч­ных и нена­уч­ных мне­ний. Они оста­ви­ли нам неиз­гла­ди­мое на­сле­дие в ви­де дог­ма­тов Церк­ви, ко­то­рые и дер­жат нас неко­ле­би­мо на пу­ти пра­во­сла­вия.
Бо­го­слов­ская мысль во вре­ме­на свя­тых от­цов фор­ми­ро­ва­лась под вли­я­ни­ем од­но­го мощ­но­го фак­то­ра: необ­хо­ди­мо­сти за­щи­ты хри­сти­ан­ства, с од­ной сто­ро­ны, от на­тис­ка язы­че­ско­го ми­ра, с дру­гой – от рас­тле­ва­ю­ще­го вли­я­ния ере­сей. Но их ос­но­во­по­ла­га­ю­щие идеи – на все вре­ме­на.
Хри­сти­ан­ское бо­го­сло­вие раз­ви­ва­лось, об­ра­зуя строй­ную ве­ро­учи­тель­ную си­сте­му, за­клю­чав­шую в се­бе веч­ные ис­ти­ны, объ­яс­нён­ные по­нят­ным для совре­мен­но­го че­ло­ве­ка язы­ком, под­креп­лён­ные рас­суж­де­ни­я­ми ра­зу­ма.
Ве­ли­чай­шее до­сто­ин­ство свя­то­оте­че­ско­го бо­го­сло­вия в том, что оно раз­ви­ва­лось, не от­ры­ва­ясь от апо­столь­ско­го пре­да­ния, ос­но­вы­ва­лось на Бо­же­ствен­ном От­кро­ве­нии и со­от­вет­ство­ва­ло за­про­сам жиз­ни.

☦️
Ар­хи­манд­рит Ма­ка­рий (в ми­ру Ми­ха­ил Яко­вле­вич Глу­ха­рев) был пер­вым мис­си­о­не­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в Гор­ном Ал­тае (ныне Рес­пуб­ли­ка Ал­тай).
Ми­ха­ил Глу­ха­рев ро­дил­ся 8 но­яб­ря 1792 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка со­бор­ной церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы г. Вязь­мы Смо­лен­ской гу­бер­нии. Пер­во­на­чаль­ное очень хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние Ми­ха­ил по­лу­чил от от­ца, окон­чив­ше­го пол­ный курс ду­хов­ной се­ми­на­рии, что в те вре­ме­на бы­ло ред­ко­стью. Отец Иа­ков на­столь­ко хо­ро­шо при­го­то­вил сво­е­го сы­на по ла­ты­ни, что в се­ми­лет­нем воз­расте маль­чик мог за­ни­мать­ся пе­ре­во­дом с рус­ско­го язы­ка на ла­тин­ский. При та­кой под­го­тов­ке его сра­зу опре­де­ли­ли в тре­тий класс ду­хов­но­го учи­ли­ща при Пред­те­чен­ском мо­на­сты­ре г. Вязь­мы.
За от­лич­ные успе­хи Ми­ха­ил Глу­ха­рев из Вя­зем­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща был пе­ре­ве­ден в Смо­лен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, по­сле успеш­но­го окон­ча­ния ко­то­рой в 1813 г. опре­де­лен учи­те­лем в Смо­лен­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. Через год его как луч­ше­го вос­пи­тан­ни­ка се­ми­на­рии на­пра­ви­ли в толь­ко что от­крыв­шу­ю­ся Санкт-Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную ака­де­мию, рек­то­ром ко­то­рой был свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов), впо­след­ствии мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, мно­го и пло­до­твор­но по­тру­див­ший­ся во сла­ву Церк­ви Бо­жи­ей (в 1994 го­ду при­чис­лен к ли­ку свя­тых).
Ми­ха­ил Глу­ха­рев по­сле ис­пы­та­ний был при­нят сра­зу на вто­рой курс ака­де­мии. Его глу­бо­кие зна­ния по бо­го­сло­вию, ис­то­рии, гео­гра­фии, вла­де­ние ла­тин­ским, немец­ким, фран­цуз­ским, древ­не­гре­че­ским и древ­не­ев­рей­ским язы­ка­ми рез­ко от­ли­ча­ли его сре­ди со­курс­ни­ков. Был он за­ме­чен и рек­то­ром ака­де­мии ар­хи­манд­ри­том Фила­ре­том (Дроз­до­вым), ко­то­рый так по­лю­бил та­лант­ли­во­го вос­пи­тан­ни­ка за его бла­го­че­стие, вы­со­кую и доб­рую нрав­ствен­ность, что всю жизнь был ду­хов­ным на­став­ни­ком и по­кро­ви­те­лем о. Ма­ка­рия. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий так­же до кон­ца сво­ей жиз­ни со­хра­нил пре­дан­ность сво­е­му учи­те­лю.
На 27 го­ду жиз­ни – 24 июня 1818 г. у Ми­ха­и­ла Глу­ха­ре­ва про­изо­шло со­бы­тие, ко­то­рое рез­ко из­ме­ни­ло всю его даль­ней­шую жизнь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-gluharev-altajskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajskij/

☦️
Свя­той Иоанн Гаш­ке­вич ро­дил­ся в 1837 го­ду в бе­ло­рус­ской де­ревне Шер­стин. Ко­гда мать но­си­ла его во чре­ве, один бла­жен­ный пред­ска­зал, что под серд­цем у нее из­бран­ный со­суд сла­вы Бо­жи­ей. С са­мо­го дет­ства Иоанн при­слу­жи­вал в ал­та­ре сво­е­му от­цу – сель­ско­му свя­щен­ни­ку, про­во­дил дол­гие ча­сы в го­ря­чей мо­лит­ве. В 18 лет он по­сту­пил в Мо­гилев­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, а по ее окон­ча­нии был на­прав­лен за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. Же­нив­шись, свя­той Иоанн при­нял свя­щен­ный сан (1862) и стал слу­жить в род­ной де­ревне.
В 1876 го­ду по соб­ствен­ной прось­бе он был пе­ре­ве­ден в се­ле­ние Ого­род­ня Го­мель­ско­го уез­да. Все си­лы он це­ли­ком от­да­вал слу­же­нию Церк­ви и при­хо­жа­нам, не имел ни­ка­кой соб­ствен­но­сти.
По­сле рож­де­ния млад­ше­го сы­на, ко­гда Иоан­ну ис­пол­ни­лось 48 лет, он осу­ще­ствил свою меч­ту: по­се­тил Ки­е­во-Пе­чер­скую лав­ру. Там свя­той по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние от стар­цев на мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни и уже до смер­ти не вку­шал мяс­ной пи­щи, пре­да­вал­ся стро­го­му по­сту в сре­ду и пят­ни­цу, лишь по­сле ве­чер­не­го бо­го­слу­же­ния вку­шая просфо­ру и немно­го во­ды; во вре­мя дол­гих ноч­ных бде­ний он неустан­но чи­тал Иису­со­ву мо­лит­ву. Свя­той Иоанн лю­бил по­вто­рять сло­ва: «Ве­ра без дел мерт­ва» (Иак.2:20), – и сам по­да­вал при­мер люб­ви к ближ­не­му, по-оте­че­ски за­бо­тясь о вдо­вах и си­ро­тах.
Од­на­жды он от­дал бед­ной вдо­ве и ее пя­те­рым де­тям ко­ро­ву, от ко­то­рой кор­ми­лась его соб­ствен­ная се­мья. Ко­гда к нему при­во­ди­ли бес­но­ва­тых, те тут же па­да­ли ниц, как толь­ко свя­той Иоанн тво­рил над ни­ми крест­ное зна­ме­ние. Он без уста­ли при­зы­вал лю­дей к по­ка­я­нию, про­ро­че­ски пред­чув­ствуя, что бли­зит­ся мер­зость за­пу­сте­ния и вско­ре по­то­ки кро­ви оро­сят Рус­скую зем­лю. Пред­ска­зав день сво­ей кон­чи­ны, он мир­но ото­шел ко Гос­по­ду осе­нью 1917 го­да.
В 1950 го­ду ком­му­ни­сты со­жгли цер­ковь, в ко­то­рой он слу­жил, а на ее ме­сте устро­и­ли тан­це­валь­ную пло­щад­ку. Ко­гда уни­что­жа­ли фун­да­мент церк­ви, в нем об­на­ру­жи­ли гроб свя­то­го от­ца. Об­ре­те­ние его мо­щей и пе­ре­не­се­ние их в храм се­ле­ния Кор­ма со­сто­я­лись лишь 27 ав­гу­ста (9 сен­тяб­ря) 1997 го­да, по слу­чаю при­ез­да Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го Алек­сия II. То­гда бы­ло об­на­ру­же­но, что мо­щи свя­то­го угод­ни­ка нетлен­ны. С тех пор воз­ле них про­ис­хо­дит мно­же­ство чу­дес­ных ис­це­ле­ний.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-kormjanskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 6 мая 1873 го­да в се­ле Ста­рая Сит­ня Бе­ло­пе­соц­кой во­ло­сти Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ива­но­ви­ча Ви­но­гра­до­ва. В 1887 го­ду Ми­ха­ил окон­чил Дон­ское учи­ли­ще, в 1895-м го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. С 1896‑го по 1902 год он был учи­те­лем в двух­класс­ной цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле при Воз­не­сен­ской Да­ви­до­вой пу­сты­ни в Сер­пу­хов­ском уез­де; с 1902‑го по 1906 год слу­жил пса­лом­щи­ком в Ели­са­ве­тин­ской церк­ви на До­ро­го­милов­ском клад­би­ще в Москве. В 1906 го­ду Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Тро­и­це-Оди­гит­ри­ев­ской Зо­си­мо­вой пу­сты­ни в Ве­рей­ском уез­де Мос­ков­ской гу­бер­нии, с 1911 го­да он со­сто­ял за­ко­но­учи­те­лем в Ар­хан­гель­ской зем­ской шко­ле, на­хо­див­шей­ся непо­да­ле­ку от мо­на­сты­ря.
В 1930 го­ду отец Ми­ха­ил был пе­ре­ве­ден слу­жить в се­ло Ли­син­це­во На­ро-Фо­мин­ско­го рай­о­на в Зна­мен­скую цер­ковь, при ко­то­рой жи­ли трое се­стер из Зо­си­мо­вой пу­сты­ни.
22 мая 1931 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны отец Ми­ха­ил и пя­те­ро се­стер Зо­си­мо­вой пу­сты­ни, жив­шие в се­ле Ли­син­це­ве и в со­сед­нем се­ле Лу­ки­но. В тот же день бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли – быв­ший пред­се­да­тель сель­со­ве­та и пред­се­да­тель кол­хо­за в Ли­син­це­ве, ко­то­рые по­ка­за­ли: «Ви­но­гра­дов, же­лая при­влечь в цер­ковь боль­ше на­ро­да, сов­мест­но с мо­наш­ка­ми вы­чи­стил в церк­ви все до яр­ко­го блес­ка и сор­га­ни­зо­вал из мо­на­шек и ве­ру­ю­щих хо­ро­ший хор, бла­го­да­ря че­му ко­ли­че­ство ве­ру­ю­щих, хо­дя­щих в цер­ковь, уве­ли­чи­лось, и по­сле цер­ков­ных бо­го­слу­же­ний сре­ди кре­стьян се­ле­ний Лу­ки­но и Ли­син­це­во за­мет­но со­зда­ва­лось ан­ти­кол­хоз­ное на­стро­е­ние. Бла­го­да­ря си­сте­ма­ти­че­ской ан­ти­кол­хоз­ной аги­та­ции… Ви­но­гра­до­ва и мо­на­шек, до сих пор се­ло Ли­син­це­во кол­лек­ти­ви­зи­ро­ва­но толь­ко на 85%, а в Лу­ки­но до сих пор не мо­жет сор­га­ни­зо­вать­ся кол­хоз». «Свя­щен­ник, по сло­вам ве­ру­ю­щих, ча­сто чи­тал в церк­ви про­по­ве­ди, от ко­то­рых ве­ру­ю­щие в церк­ви ча­сто пла­ка­ли, ка­кие про­по­ве­ди он чи­тал, я не знаю, но толь­ко знаю, что по­сле бо­го­слу­же­ний ан­ти­кол­хоз­ное на­стро­е­ние сре­ди кре­стьян-еди­но­лич­ни­ков уси­ли­ва­лось».
Через день сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Ми­ха­и­ла. «Сре­ди кре­стьян я аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти не вел, так­же не вел аги­та­ции и про­тив кол­хо­зов, – ска­зал свя­щен­ник, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля. – Что же ка­са­ет­ся недо­воль­ства про­тив со­вет­ской вла­сти, то та­ко­вое я вы­ра­жал, но толь­ко в при­сут­ствии од­них мо­на­шек. Мо­наш­ки в свою оче­редь то­же вы­ска­зы­ва­лись, что, мо­жет быть, по­шлет Бог вой­ну, то­гда бу­дет пе­ре­ме­на жиз­ни».
На сле­ду­ю­щий день ему бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в том, что он «си­сте­ма­ти­че­ски вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­прав­лен­ную к сры­ву ме­ро­при­я­тий, про­во­див­ших­ся со­вет­ской вла­стью в де­ревне». 25 мая 1931 го­да трой­ка при ПП ОГПУ Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к ссыл­ке в Ка­зах­стан на пять лет, и он был от­прав­лен в Ал­ма-Ату. Свя­щен­ник Ми­ха­ил Ви­но­гра­дов скон­чал­ся в ссыл­ке 31 мая 1932 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся в 1906 го­ду в се­ле Под­ли­пи­чье Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Сер­гея Кры­ло­ва. Ва­си­лий окон­чил сель­скую шко­лу, и в 1917 го­ду ро­ди­те­ли от­да­ли его в Дмит­ров­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. Здесь он про­учил­ся все­го лишь год, так как в 1918 го­ду учи­ли­ще бы­ло за­кры­то при­шед­ши­ми к вла­сти без­бож­ни­ка­ми. По­сколь­ку Ва­си­лий был сы­ном пса­лом­щи­ка, то ни в ка­кие дру­гие учеб­ные за­ве­де­ния его не при­ня­ли. В это вре­мя стал тя­же­ло бо­леть его отец, и Ва­си­лий неко­то­рое вре­мя при­слу­жи­вал в хра­ме, по­мо­гая от­цу. В 1923 го­ду отец скон­чал­ся, и ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии епи­скоп Брон­ниц­кий Иоанн (Ва­си­льев­ский) на­пра­вил Ва­си­лия пса­лом­щи­ком в храм Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ло Мар­ко­во Брон­ниц­ко­го уез­да.
22 ок­тяб­ря 1926 го­да епи­скоп Оре­хо­во-Зу­ев­ский Ни­ки­та (Де­лек­тор­ский) ру­ко­по­ло­жил Ва­си­лия Сер­ге­е­ви­ча во диа­ко­на к Спас­ской церк­ви в се­ле Ве­дер­ни­цы Дмит­ров­ско­го рай­о­на, и вско­ре он был пе­ре­ве­ден в Бо­го­яв­лен­скую цер­ковь, что в Ело­хо­ве, в Москве. В 1929 го­ду диа­кон Ва­си­лий был опре­де­лен в Воз­не­сен­скую цер­ковь в се­ле Ра­ме­нье Дмит­ров­ско­го рай­о­на.
19 фев­ра­ля 1931 го­да ар­хи­епи­скоп Зве­ни­го­род­ский, ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии Филипп (Гу­милев­ский) ру­ко­по­ло­жил диа­ко­на Ва­си­лия во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Рож­де­стве­но на Ис­т­ре Сол­неч­но­гор­ско­го рай­о­на. 4 июня 1931 го­да отец Ва­си­лий, как ли­шен­ный из­би­ра­тель­ных прав за его слу­же­ние в церк­ви и как че­ло­век по воз­рас­ту год­ный для тя­же­лых об­ще­ствен­ных ра­бот, был взят на тру­до­вой фронт в ты­ло­вое опол­че­ние, от­ку­да он вер­нул­ся толь­ко 29 июня 1934 го­да и был на­прав­лен свя­щен­но­на­ча­ли­ем слу­жить в Тро­иц­кий храм в се­ле Ря­зан­цы Щел­ков­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. Ему ис­пол­ни­лось то­гда два­дцать во­семь лет, он слу­жил со всей рев­но­стью мо­ло­до­го пас­ты­ря, для ко­то­ро­го ни­че­го не ка­за­лось невоз­мож­ным, он ак­тив­но за­нял­ся об­ра­ще­ни­ем к ве­ре мо­ло­де­жи, ча­стью уже вос­пи­тан­ной го­су­дар­ством в без­бо­жии.
По­сле сек­рет­но­го при­ка­за НКВД о мас­со­вых аре­стах, отец Ва­си­лий был аре­сто­ван од­ним из пер­вых в Щел­ков­ском рай­оне – 16 ав­гу­ста 1937 го­да и сра­зу же до­про­шен.
– В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя при­зна­е­те? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Ни­ко­гда ни­где контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью не за­ни­мал­ся.
– Я за­чи­таю вам ряд вы­дер­жек из по­ка­за­ний сви­де­те­лей о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
И сле­до­ва­тель, за­чи­тав по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей, сно­ва спро­сил:
– При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным и под­твер­жда­е­те ли по­ка­за­ния сви­де­те­лей?
– За­чи­тан­ные мне вы­держ­ки из по­ка­за­ний сви­де­те­лей я не под­твер­ждаю, ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цаю и ви­нов­ным се­бя не при­знаю, так как ни­ко­гда ни­где ан­ти­со­вет­ских про­во­ка­ци­он­ных раз­го­во­ров и на­стро­е­ний я не вы­ска­зы­вал, – от­ве­тил отец Ва­си­лий.
23 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель пе­ред окон­ча­ни­ем след­ствия сно­ва до­про­сил свя­щен­ни­ка.
– Что вы мо­же­те по­ка­зать до­пол­ни­тель­но по сво­е­му де­лу? – спро­сил он.
– До­пол­нить ни­че­го не мо­гу, все по­ка­за­ния обо мне сви­де­те­лей счи­таю ло­жью.
– Ка­кие у вас бу­дут хо­да­тай­ства по де­лу?
– Ни­ка­ких хо­да­тайств по де­лу у ме­ня не име­ет­ся.
На этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и отец Ва­си­лий был от­прав­лен в од­ну из мос­ков­ских тю­рем, где уже дру­гой сле­до­ва­тель 8 ок­тяб­ря 1937 го­да сно­ва до­про­сил его, ин­те­ре­су­ясь бо­лее фак­та­ми его био­гра­фии как свя­щен­ни­ка и дав­но ли он слу­жит в церк­ви. Вы­яс­нив это, сле­до­ва­тель спро­сил:
– Ка­кую вы ве­ли аги­та­цию про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя?
– Ни­ка­кой, – от­ве­тил отец Ва­си­лий.
– В предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным?
– Ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
13 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Свя­щен­ник Ва­си­лий Кры­лов скон­чал­ся 31 мая 1942 го­да в од­ном из лаг­пунк­тов Сев­жел­дор­ла­га, рас­по­ла­гав­ше­го­ся то­гда в Ко­ми об­ла­сти.

Жития
Писание