⏳ 2020.05.25 (пн)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 6я седмица (неделя) после Пасхи (глас 5й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
25 мая (12 мая)
• свт. Епифания Кипрского (403)
• свтт. Сави́на Кипрского (V) и Полу́вия Ринокирского (V)
• свт. Германа Константинопольского (740)
• прп. Дионисия Радонежского (1633)
• мч. Иоанна Влаха (Валаха) (1662)
• сщмч. Ермогена Московского (прославление 1913)
• сщмч. Петра (Попова) (1937)
• мц. Евдокии Мартишкиной (1938)
• второе обре́тение мощей прав. Симеона Верхотурского (1989)


☦️
Свя­ти­тель Епи­фа­ний, епи­скоп Кипр­ский, жил в IV ве­ке в Фини­кии, по про­ис­хож­де­нию был ев­рей, в мо­ло­до­сти по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Он об­ра­тил­ся к хри­сти­ан­ской ве­ре по­сле то­го, как уви­дел од­но­го мо­на­ха, по име­ни Лу­ки­ан, от­дав­ше­го ни­ще­му свою одеж­ду. По­ра­жен­ный ми­ло­сер­ди­ем мо­на­ха, Епи­фа­ний про­сил на­ста­вить его в хри­сти­ан­стве. Он при­нял Кре­ще­ние и уда­лил­ся в мо­на­стырь, устро­ен­ный его на­став­ни­ком Лу­ки­а­ном. В мо­на­сты­ре он под­ви­зал­ся под ру­ко­вод­ством опыт­но­го стар­ца Ила­ри­о­на за­ни­мал­ся пе­ре­пиской гре­че­ских книг, пре­успе­вая в ино­че­ской жиз­ни. Свя­той Епи­фа­ний за свои по­дви­ги спо­до­бил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ний, но, чтобы из­бе­жать люд­ской сла­вы, он уда­лил­ся из оби­те­ли в пу­сты­ню Спа­нид­ри­он. Там его за­хва­ти­ли раз­бой­ни­ки и три ме­ся­ца дер­жа­ли в пле­ну. Сво­им сло­вом о по­ка­я­нии свя­той при­вел од­но­го из шай­ки раз­бой­ни­ков к свя­той ве­ре в Ис­тин­но­го Бо­га. Ко­гда свя­то­го по­движ­ни­ка от­пу­сти­ли, с ним ушел и раз­бой­ник. Свя­той Епи­фа­ний при­вел его в свой мо­на­стырь и кре­стил с име­нем Иоанн. С тех пор он стал вер­ным уче­ни­ком свя­то­го Епи­фа­ния и тща­тель­но за­пи­сы­вал жизнь и чу­до­тво­ре­ния сво­е­го на­став­ни­ка. Мол­ва о пра­вед­ной жиз­ни свя­то­го Епи­фа­ния рас­про­стра­ня­лась да­ле­ко за пре­де­лы оби­те­ли. Свя­той вто­рич­но уда­лил­ся в пу­сты­ню вме­сте с Иоан­ном. Но и в пу­сты­ню к нему ста­ли при­хо­дить уче­ни­ки. Так воз­ник­ла но­вая оби­тель. Через неко­то­рое вре­мя свя­той Епи­фа­ний и Иоанн пред­при­ня­ли пу­те­ше­ствие в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния его свя­ты­ням и от­ту­да воз­вра­ти­лись в мо­на­стырь Спа­нид­ри­он. Жи­те­ли го­ро­да Ли­кии по­сла­ли к свя­то­му Епи­фа­нию ино­ка По­ли­вия пе­ре­дать их прось­бу за­нять епи­скоп­ский пре­стол вме­сто умер­ше­го ар­хи­пас­ты­ря. Од­на­ко про­зор­ли­вый по­движ­ник, узнав об этом на­ме­ре­нии, тай­но уда­лил­ся в Па­фий­скую пу­сты­ню к ве­ли­ко­му по­движ­ни­ку Ила­ри­о­ну (па­мять 21 ок­тяб­ря), под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го он под­ви­зал­ся в мо­ло­дые го­ды. Свя­тые два ме­ся­ца про­ве­ли в сов­мест­ных мо­лит­вах, а за­тем Ила­ри­он по­слал свя­то­го Епи­фа­ния в Са­ла­мин. Там епи­ско­пы со­бра­лись для из­бра­ния но­во­го ар­хи­ерея вме­сто недав­но скон­чав­ше­го­ся. Ста­рей­ше­му из них, епи­ско­пу Пап­пию, Гос­подь от­крыл, что епи­ско­пом сле­ду­ет из­брать при­шед­ше­го в го­род ино­ка Епи­фа­ния. Ко­гда Епи­фа­ния на­шли, свя­той Пап­пий ввел его в цер­ковь, где по по­слу­ша­нию во­ле участ­ни­ков со­бо­ра Епи­фа­ний дол­жен был дать свое со­гла­сие. Так со­сто­я­лось воз­ве­де­ние на епи­скоп­скую ка­фед­ру Са­ла­ми­на свя­то­го Епи­фа­ния око­ло 367 го­да.
Свя­ти­тель Епи­фа­ний про­сла­вил­ся на ар­хи­ерей­ской ка­фед­ре ве­ли­кой рев­но­стью о ве­ре, лю­бо­вью и ми­ло­сер­ди­ем к бед­ным, про­сто­той нра­ва. Он мно­го пре­тер­пел от кле­ве­ты и за­ви­сти неко­то­рых из сво­их кли­ри­ков. За чи­сто­ту сво­ей жиз­ни свя­ти­тель Епи­фа­ний по­лу­чил да­ро­ва­ние ви­деть во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии на­и­тие Свя­то­го Ду­ха на Свя­тые Да­ры. Од­на­жды свя­ти­тель, со­вер­шая Та­ин­ство, был ли­шен это­го ви­де­ния. То­гда он по­до­звал од­но­го из кли­ри­ков и ти­хо ска­зал ему: «Вый­ди, сын мой, ибо ты се­го­дня недо­сто­ин при­сут­ство­вать при со­вер­ше­нии Та­ин­ства».
На этом со­бы­тии пре­рва­лись за­пи­си его уче­ни­ка Иоан­на, так как он за­бо­лел и скон­чал­ся. Даль­ней­шее опи­са­ние жиз­ни свя­ти­те­ля Епи­фа­ния про­дол­жил вто­рой его уче­ник По­лу­вий (впо­след­ствии епи­скоп Ри­но­кир­ский).
В кон­це жиз­ни свя­ти­те­ля Епи­фа­ния по про­ис­кам им­пе­ра­три­цы Ев­док­сии и Алек­сан­дрий­ско­го пат­ри­ар­ха Фе­о­фи­ла вы­зва­ли в Кон­стан­ти­но­поль на со­бор, ко­то­рый был со­зван для су­да над ве­ли­ким свя­ти­те­лем Иоан­ном Зла­то­устом. Но свя­ти­тель Епи­фа­ний, не же­лая быть участ­ни­ком без­за­кон­но­го со­бо­ра, по­ки­нул Кон­стан­ти­но­поль. Во вре­мя пла­ва­ния на ко­раб­ле свя­ти­тель по­чув­ство­вал при­бли­же­ние сво­ей смер­ти, он пре­по­дал сво­им уче­ни­кам по­след­нее на­став­ле­ние – со­блю­дать за­по­ве­ди Бо­жии и хра­нить ум от нечи­стых по­мыс­лов – и через двое су­ток скон­чал­ся. Жи­те­ли го­ро­да Са­ла­ми­на с ры­да­ни­я­ми встре­ти­ли те­ло сво­е­го ар­хи­пас­ты­ря и 12 мая 403 го­да с че­стью по­греб­ли в но­вой церк­ви, воз­ве­ден­ной Свя­ти­те­лем.
Седь­мой Все­лен­ский Со­бор на­име­но­вал свя­ти­те­ля Епи­фа­ния от­цом и учи­те­лем Церк­ви. В тво­ре­ни­ях свя­ти­те­ля Епи­фа­ния «Па­на­рий» и «Ан­ко­рат» со­дер­жит­ся опро­вер­же­ние ари­ан­ской и дру­гих ере­сей. В дру­гих со­чи­не­ни­ях встре­ча­ет­ся мно­го дра­го­цен­ных цер­ков­но-ис­то­ри­че­ских пре­да­ний и ука­за­ний на гре­че­ские пе­ре­во­ды Биб­лии.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprskij/

☦️
Свя­ти­тель По­лу­вий с мо­ло­дых лет был уче­ни­ком свя­ти­те­ля Епи­фа­ния Кипр­ско­го, со­про­вож­дал его во всех пу­те­ше­стви­ях и за­пи­сы­вал жизнь и чу­де­са сво­е­го учи­те­ля. Свя­той По­лу­вий со­пут­ство­вал свя­ти­те­лю Епи­фа­нию, ко­гда он воз­вра­щал­ся из Кон­стан­ти­но­по­ля, не же­лая участ­во­вать в со­бо­ре про­тив свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­усто­го. Уми­рая, свя­ти­тель Епи­фа­ний за­ве­щал свя­то­му По­лу­вию: «Иди в Еги­пет, а я и по смер­ти бу­ду за­бо­тить­ся о те­бе». Свя­той По­лу­вий со сми­ре­ни­ем ис­пол­нил за­вет учи­те­ля и, не до­жи­да­ясь по­гре­бе­ния его те­ла, от­пра­вил­ся в Еги­пет, где был по­став­лен во епи­ско­па го­ро­да Ри­но­кир. За свою доб­ро­де­тель­ную по­движ­ни­че­скую жизнь свя­ти­тель По­лу­вий удо­сто­ил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ний. Так, од­на­жды по его мо­лит­ве Гос­подь нис­по­слал дождь во вре­мя за­су­хи и умно­жил уро­жай на по­лях. Пре­ста­вил­ся к Бо­гу свя­ти­тель По­лу­вий в глу­бо­кой ста­ро­сти в V ве­ке.

☦️
Свя­ти­тель Гер­ман, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле в VII ве­ке. Отец его, один из пер­вых се­на­то­ров в Ви­зан­тии, был убит по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на По­го­на­та (668–685), а маль­чи­ка Гер­ма­на оско­пи­ли и от­да­ли в цер­ков­ные кли­ри­ки, где он глу­бо­ко изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние. За свя­тость жиз­ни Гер­ман был по­став­лен епи­ско­пом в го­род Ки­зик. Свя­ти­тель Гер­ман твер­до встал на за­щи­ту пра­во­слав­ной ве­ры от ере­ти­ков-ико­но­бор­цев. Впо­след­ствии он был по­став­лен пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским. Свя­ти­тель Гер­ман про­дол­жал про­ти­во­сто­ять ико­но­бор­цам, воз­глав­ля­е­мым им­пе­ра­то­ром-ере­ти­ком Львом III Ис­ав­ром (717–741), од­на­ко си­лы бы­ли нерав­ны, и он вы­нуж­ден был по­ло­жить свой омо­фор в ал­та­ре на пре­сто­ле и оста­вить пер­во­свя­ти­тель­скую ка­фед­ру. То­гда раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор, об­ли­чен­ный на­ка­нуне пат­ри­ар­хом в ере­си, по­слал во­и­нов, ко­то­рые под­верг­ли свя­то­го по­бо­ям и из­гна­ли из пат­ри­ар­ше­го до­ма. Свя­ти­тель Гер­ман был пат­ри­ар­хом 14 лет и 5 ме­ся­цев и уда­лил­ся в мо­на­стырь, где про­вел остав­ши­е­ся дни сво­ей жиз­ни. Скон­чал­ся свя­той пат­ри­арх Гер­ман в 740 го­ду, в воз­расте 95-ти лет, и по­гре­бен в мо­на­сты­ре Хо­ра в Кон­стан­ти­но­по­ле. Впо­след­ствии мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны во Фран­цию.
..
На Седь­мом Все­лен­ском Со­бо­ре (787) имя пат­ри­ар­ха Гер­ма­на бы­ло впи­са­но в ди­птих свя­тых. Свя­ти­тель Гер­ман из­ве­стен как цер­ков­ный пи­са­тель. Им на­пи­са­ны: «Со­зер­ца­ние пред­ме­тов цер­ков­ных, или Тол­ко­ва­ние на ли­тур­гию» и про­из­ве­де­ние, по­свя­щен­ное объ­яс­не­нию труд­ных мест Свя­щен­но­го Пи­са­ния, а так­же со­чи­не­ние о пра­вед­ном воз­да­я­нии по­сле смер­ти. По бо­гат­ству ис­то­ри­че­ских све­де­ний важ­ны его со­чи­не­ния о ере­сях, воз­ни­кав­ших с апо­столь­ских вре­мен, и о цер­ков­ных со­бо­рах, про­ис­хо­див­ших в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Льва-ико­но­бор­ца. Со­хра­ни­лись так­же три по­сла­ния пат­ри­ар­ха о по­чи­та­нии икон, ко­то­рые чи­та­лись на Седь­мом Все­лен­ском Со­бо­ре. Дру­гие со­чи­не­ния его пред­став­ля­ют со­бой гим­ны в по­хва­лу свя­тым, сло­ва на празд­ни­ки Вве­де­ния во храм, Бла­го­ве­ще­ния и Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и на об­нов­ле­ние хра­ма в честь По­ло­же­ния Чест­но­го По­я­са Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/German_Konstantinopolskij/

☦️
Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий, уро­же­нец г. Рже­ва, млад­ший совре­мен­ник пер­во­го рус­ско­го пат­ри­ар­ха Иова, ро­дил­ся во вто­рой по­ло­вине XVI ве­ка. По­лу­чив мо­на­стыр­ское вос­пи­та­ние и ра­но остав­шись си­ро­той, Ди­о­ни­сий при­нял по­стриг и вско­ре был по­став­лен на­сто­я­те­лем Ста­риц­ко­го Успен­ско­го мо­на­сты­ря. Са­мо­зва­нец со­слал свя­ти­те­ля Иова в Ста­ри­цу. Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий встре­тил его с по­че­том, по­до­ба­ю­щим свя­ти­тель­ско­му са­ну.
В 1610 г. ар­хи­манд­рит Ди­о­ни­сий стал на­сто­я­те­лем Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. Это про­изо­шло в смут­ное вре­мя. Лав­ра бы­ла в оса­де. Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий воз­гла­вил ор­га­ни­за­цию обо­ро­ны. На­ря­ду с ке­ла­рем Лав­ры Ав­ра­ами­ем Па­ли­цы­ным пре­по­доб­ный стал ав­то­ром воз­зва­ний к рус­ско­му на­ро­ду, вско­лых­нув­ших осво­бо­ди­тель­ное дви­же­ние.
Ав­то­ри­тет Ди­о­ни­сия был очень ве­лик. Ему был по­лу­чен непро­стой труд по ис­прав­ле­нию бо­го­слу­жеб­ных книг. К несча­стью, бы­ли у пре­по­доб­но­го и вра­ги. Они вос­поль­зо­ва­лись воз­мож­но­стью об­ви­нить прп. Ди­о­ни­сия в ис­ка­же­нии пе­ре­во­дов бо­го­слу­же­ния (в част­но­сти, об­ря­да Кре­ще­ния). Пре­по­доб­ный был под­верг­нут аре­сту и пыт­кам. Од­на­ко он все ис­пы­та­ния сно­сил со сми­ре­ни­ем и стой­ко­стью. Лишь воз­вра­ще­ние из пле­на пат­ри­ар­ха Фила­ре­та и при­езд Иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха поз­во­ли­ли пе­ре­смот­реть при­го­вор Ди­о­ни­сия. Ди­о­ни­сий был пол­но­стью оправ­дан. Скон­чал­ся прп. Ди­о­ни­сий 12 мая 1633 го­да. Вся его жизнь бы­ла об­раз­цом мо­на­ше­ско­го слу­же­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-dionisij-radonezhskij

☦️
Свя­той Иоанн ро­дил­ся в XVII ве­ке в Ва­ла­хии и про­ис­хо­дил из бо­га­той бла­го­род­ной се­мьи. Он был за­хва­чен тур­ка­ми, ко­гда они за­во­е­ва­ли его стра­ну по­сле вос­ста­ния во­е­во­ды Ми­х­ны (1662). Его ку­пил во­ин, при­вя­зал к де­ре­ву и под­верг край­не­му по­ру­га­нию. Угне­тен­ный сты­дом и бо­лью, Иоанн убил сво­е­го ис­тя­за­те­ля, ко­гда тот спал. Его об­на­ру­жи­ли дру­гие во­и­ны и от­вез­ли в Кон­стан­ти­но­поль, где он пред­стал пе­ред ви­зи­рем. Ви­зирь от­дал его жене по­гиб­ше­го сол­да­та, ска­зав, что она мо­жет де­лать с ним что хо­чет.
Оча­ро­ван­ная на­руж­ностью 15-лет­не­го юно­ши, жен­щи­на пред­ло­жи­ла ему на ней же­нить­ся при усло­вии, что он при­мет ис­лам. В от­вет Иоанн пе­ре­кре­стил­ся и при­звал имя Иису­са Хри­ста. Его бро­си­ли в тюрь­му и мно­го дней под­вер­га­ли ужас­ным ис­тя­за­ни­ям. Бес­стыд­ная жен­щи­на несколь­ко раз при­хо­ди­ла и сно­ва по­вто­ря­ла свое пред­ло­же­ние. Но вер­ный раб Хри­стов и ис­по­вед­ник це­ло­муд­рия доб­лест­но со­про­тив­лял­ся всем на­пад­кам как бо­ли, так и сла­до­стра­стия. То­гда ви­зирь при­ка­зал го­род­ско­му пре­фек­ту каз­нить его.
Свя­то­го Иоан­на по­ве­си­ли 12 мая 1662 (или 1665) го­да в Кон­стан­ти­но­по­ле. Он тор­же­ствен­но при­со­еди­нил­ся к ли­ку свя­тых.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Гер­мо­ген (Ер­мо­ген), пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, ро­дил­ся око­ло 1530 го­да в се­мье дон­ских ка­за­ков. В ми­ру но­сил имя Ер­мо­лай. Го­ды юно­ше­ско­го и зре­ло­го воз­рас­та Гер­мо­ге­на сов­па­ли с вы­да­ю­щи­ми­ся со­бы­ти­я­ми оте­че­ствен­ной ис­то­рии: по­ко­ре­ние Ка­за­ни, Аст­ра­ха­ни, Си­би­ри; вен­ча­ние Иоан­на IV на все­рос­сий­ское цар­ство, из­да­ние Су­деб­ни­ка, прове­де­ние пер­вых Зем­ских Со­бо­ров. Раз­де­лил бу­ду­щий пат­ри­арх в пол­ной ме­ре и скорбь сво­е­го Оте­че­ства по по­во­ду про­из­во­ла Поль­ши, ко­то­рая, за­хва­тив часть ис­кон­но рус­ских зе­мель, пре­сле­до­ва­ла там пра­во­сла­вие, стре­мясь на­са­дить цер­ков­ную унию под на­ча­лом Ри­ма. Эти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия ока­за­ли глу­бо­кое вли­я­ние на Гер­мо­ге­на, под­го­то­ви­ли его на слу­же­ние Церк­ви и Оте­че­ству.
Слу­же­ние бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха Церк­ви Хри­сто­вой на­ча­лось в Ка­за­ни про­стым при­ход­ским свя­щен­ни­ком при го­сти­но­двор­ской церк­ви во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. По от­зы­вам совре­мен­ни­ков, свя­щен­ник Ер­мо­лай уже то­гда был «муж зе­ло пре­муд­ро­стью укра­шен­ный, в книж­ном уче­нии изящ­ный и в чи­сто­те жи­тия из­вест­ный». В 1579 го­ду он, уже бу­дучи пре­сви­те­ром, стал сви­де­те­лем чу­дес­но­го яв­ле­ния Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бог су­дил ему пер­во­му «взять от зем­ли» бес­цен­ный об­раз, по­ка­зать его со­брав­ше­му­ся на­ро­ду и за­тем тор­же­ствен­но, с крест­ным хо­дом, пе­ре­не­сти в со­сед­ний Ни­коль­ский храм.
Вско­ре свя­щен­ник Ер­мо­лай при­нял ино­че­ский по­стриг с на­ре­че­ни­ем име­ни Гер­мо­ген. По всей ве­ро­ят­но­сти, по­стри­же­ние про­ис­хо­ди­ло в Чу­до­вом мо­на­сты­ре, ко­то­рый был на­зван им впо­след­ствии обет­ным. В 1587 го­ду он был на­зна­чен ар­хи­манд­ри­том Ка­зан­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря. 13 мая 1589 го­да вла­ды­ка Гер­мо­ген был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па, и в том же го­ду но­во­из­бран­ный пат­ри­арх Иов воз­вел его в сан мит­ро­по­ли­та Ка­зан­ско­го и Аст­ра­хан­ско­го. На этой ка­фед­ре свя­ти­тель Гер­мо­ген про­во­дил ши­ро­кую, пло­до­твор­ную мис­си­о­нер­скую ра­бо­ту сре­ди языч­ни­ков и му­суль­ман (та­тар), при­во­дя их к пра­во­слав­ной ве­ре.
В 1592 го­ду при свя­ти­те­ле Гер­мо­гене бы­ли пе­ре­не­се­ны из Моск­вы в Сви­яжск мо­щи Ка­зан­ско­го свя­ти­те­ля Гер­ма­на. В 1594 го­ду мит­ро­по­лит Гер­мо­ген со­ста­вил служ­бу Бо­жи­ей Ма­те­ри в честь ико­ны Ее Ка­зан­ской, а так­же «Ска­за­ние о яв­ле­нии Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и со­вер­шив­ших­ся от нее чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях». Его тро­парь «За­ступ­ни­це Усерд­ная» про­ник­нут ис­тин­ным вдох­но­ве­ни­ем и глу­бо­ким мо­лит­вен­ным чув­ством. В 1595 го­ду при непо­сред­ствен­ном уча­стии свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на со­вер­ши­лось об­ре­те­ние и от­кры­тие мо­щей ка­зан­ских чу­до­твор­цев: свя­ти­те­лей Гу­рия, пер­во­го ар­хи­епи­ско­па Ка­зан­ско­го (па­мять 4/17 ок­тяб­ря, 5/18 де­каб­ря, 20 июня/3 июля), и Вар­со­но­фия, епи­ско­па Твер­ско­го (па­мять 4/17 ок­тяб­ря, 11/24 ап­ре­ля), жиз­не­опи­са­ния ко­то­рых он впо­след­ствии со­здал. По хо­да­тай­ству свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на бы­ла уста­нов­ле­на по­ми­наль­ная суб­бо­та по­сле По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы для по­ми­но­ве­ния всех во­и­нов, пав­ших при взя­тии Ка­за­ни, и всех мест­ных стра­даль­цев за ве­ру хри­сти­ан­скую.
3 июля 1606 го­да в Москве Со­бо­ром рус­ских иерар­хов свя­ти­тель Гер­мо­ген был по­став­лен пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Ру­си. В это вре­мя ему бы­ло бо­лее 70 лет.
Пат­ри­ар­ше­ство свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на сов­па­ло с труд­ной по­рой Смут­но­го вре­ме­ни. С осо­бен­ным вдох­но­ве­ни­ем про­ти­во­сто­ял свя­тей­ший пат­ри­арх из­мен­ни­кам и вра­гам Оте­че­ства, же­лав­шим по­ра­бо­тить рус­ский на­род, вве­сти в Рос­сии уни­ат­ство и ка­то­ли­че­ство и ис­ко­ре­нить пра­во­сла­вие. Ко­гда Лже­д­мит­рий II в июне 1608 го­да по­до­шел к Москве и оста­но­вил­ся в Ту­ши­но, пат­ри­арх Гер­мо­ген об­ра­тил­ся к мя­теж­ни­кам и из­мен­ни­кам с дву­мя по­сла­ни­я­ми, в ко­то­рых об­ли­чал их и уве­ще­вал: «Вспом­ни­те, на ко­го вы под­ни­ма­е­те ору­жие: не на Бо­га ли, со­тво­рив­ше­го вас? Не на сво­их ли бра­тьев? Не свое ли Оте­че­ство разо­ря­е­те? За­кли­наю вас име­нем Бо­га, от­стань­те от сво­е­го на­чи­на­ния, по­ка есть вре­мя, чтобы не по­гиб­нуть вам до кон­ца … Бо­га ра­ди, по­знай­те се­бя и об­ра­ти­тесь, об­ра­дуй­те сво­их ро­ди­те­лей, сво­их жен и чад, и всех нас; и мы ста­нем мо­лить за вас Бо­га…».
Тем вре­ме­нем в Москве на­чал­ся го­лод. Пер­во­свя­ти­тель по­ве­лел ке­ла­рю Cepги­е­вой оби­те­ли Ав­ра­амию Па­ли­цы­ну от­крыть для го­ло­да­ю­щих мо­на­стыр­ские жит­ни­цы с хле­бом.
Пат­ри­арх Гер­мо­ген вдох­но­вил ино­ков Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры на caмо­от­вер­жен­ную ге­ро­и­че­скую обо­ро­ну оби­те­ли от поль­ско-ли­тов­ских ин­тер­вен­тов. Их мно­го­ты­сяч­ный от­ряд оса­дил Лав­ру в сен­тяб­ре 1608 го­да. Же­сто­кая оса­да дли­лась 16 ме­ся­цев, но без­успеш­но: в ян­ва­ре 1610 го­да ин­тер­вен­ты с по­зо­ром от­сту­пи­ли. В это вре­мя пат­ри­арх Гер­мо­ген про­дол­жал рас­сы­лать свои по­сла­ния, в ко­то­рых убеж­дал на­род в том, что Лже­ди­мит­рий II – са­мо­зва­нец, при­зы­вал под­нять­ся на за­щи­ту ве­ры и Оте­че­ства.
В 1610 го­ду са­мо­зва­нец, про­зван­ный «ту­шин­ским во­ром», был убит сво­и­ми при­бли­жен­ны­ми. К это­му вре­ме­ни по­сле бо­яр­ско­го за­го­во­ра и свер­же­ния ца­ря Ва­си­лия Шуй­ско­го (в июле 1610 го­да) Москва бы­ла за­ня­та поль­ски­ми вой­ска­ми. Боль­шин­ство бо­яр же­ла­ло ви­деть на рус­ском пре­сто­ле поль­ско­го ко­роле­ви­ча Вла­ди­сла­ва, сы­на Си­гиз­мун­да III. Это­му ре­ши­тель­но вос­про­ти­вил­ся пат­ри­арх Гер­мо­ген, со­вер­шав­ший в хра­мах осо­бые мо­леб­ны об из­бра­нии на цар­ский пре­стол «от кро­вей рос­сий­ско­го ро­да». На тре­бо­ва­ние бо­яр на­пи­сать осо­бую гра­мо­ту к на­ро­ду с при­зы­вом по­ло­жить­ся на во­лю Си­гиз­мун­да пат­ри­арх Гер­мо­ген от­ве­тил ре­ши­тель­ным от­ка­зом и угро­зой ана­фе­мат­ство­ва­ния. Он от­кры­то вы­сту­пил про­тив ино­зем­ных за­хват­чи­ков, при­зы­вая рус­ских лю­дей встать на за­щи­ту Ро­ди­ны. По бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на из Ка­за­ни бы­ла пе­ре­не­се­на Ка­зан­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (ско­рее все­го – ко­пия с под­лин­ной), ко­то­рая ста­ла глав­ной свя­ты­ней опол­че­ния.
Моск­ви­чи под во­ди­тель­ством Козь­мы Ми­ни­на и кня­зя Дмит­рия По­жар­ско­го под­ня­ли вос­ста­ние, в от­вет на ко­то­рое по­ля­ки по­до­жгли го­род, а са­ми укры­лись в Крем­ле. Сов­мест­но с рус­ски­ми из­мен­ни­ка­ми они на­силь­но све­ли свя­то­го пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на с пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла и за­клю­чи­ли его в Чу­до­вом мо­на­сты­ре под стра­жу. В Свет­лый по­не­дель­ник 1611 го­да рус­ское опол­че­ние на­ча­ло оса­ду Крем­ля, про­дол­жав­шу­ю­ся несколь­ко ме­ся­цев. Оса­жден­ные в Крем­ле по­ля­ки не раз по­сы­ла­ли к пат­ри­ар­ху по­слов с тре­бо­ва­ни­ем, чтобы он при­ка­зал рус­ским опол­чен­цам отой­ти от го­ро­да, угро­жая при этом ему смерт­ной каз­нью. Свя­ти­тель твер­до от­ве­чал: «Что вы мне угро­жа­е­те? Бо­юсь од­но­го Бо­га. Ес­ли все вы, ли­тов­ские лю­ди, пой­де­те из Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства, я бла­го­слов­лю рус­ское опол­че­ние ид­ти от Моск­вы, ес­ли же оста­не­тесь здесь, я бла­го­слов­лю всех сто­ять про­тив вас и по­ме­реть за пра­во­слав­ную ве­ру». Уже из за­то­че­ния свя­щен­но­му­че­ник Гер­мо­ген об­ра­тил­ся с по­след­ним по­сла­ни­ем к рус­ско­му на­ро­ду, в ко­то­ром при­зы­вал креп­ко сто­ять в ве­ре и по­мыш­лять лишь о том, как «ду­ши свои по­ло­жи­ти за дом Пре­чи­стой и за ве­ру». Пат­ри­арх Гер­мо­ген бла­го­сло­вил рус­ских лю­дей на осво­бо­ди­тель­ный по­двиг.
Бо­лее де­вя­ти ме­ся­цев то­мил­ся свя­ти­тель Гер­мо­ген в тяж­ком за­то­че­нии. 17 фев­ра­ля 1612 го­да он му­че­ни­че­ски скон­чал­ся от го­ло­да и жаж­ды.
Из­ве­стие о его смер­ти еще бо­лее спло­ти­ло опол­чен­цев. Бли­зи­лась ре­ши­тель­ная бит­ва. По­след­ние три дня пе­ред ней по­чти от­ча­яв­ше­е­ся рус­ское во­ин­ство про­ве­ло в по­сте и мо­лит­ве. И 27 ок­тяб­ря 1612 го­да оже­сто­чен­ное со­про­тив­ле­ние поль­ско-ли­тов­ских от­ря­дов бы­ло окон­ча­тель­но слом­ле­но.
Осво­бож­де­ние Рос­сии, за ко­то­рое с та­ким несо­кру­ши­мым му­же­ством сто­ял свя­ти­тель Гер­мо­ген, успеш­но за­вер­ши­лось рус­ским на­ро­дом по его пред­ста­тель­ству. Те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка Гер­мо­ге­на бы­ло с по­до­ба­ю­щей че­стью по­гре­бе­но в Чу­до­вом мо­на­сты­ре. Свя­тость пат­ри­ар­ше­го по­дви­га, как и его лич­но­сти в це­лом, бы­ла оза­ре­на свы­ше позд­нее – при вскры­тии в 1652 го­ду ра­ки с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го. Через 40 лет по­сле смер­ти пат­ри­арх Гер­мо­ген ле­жал как жи­вой, а в 1654 го­ду нетлен­ные его мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Успен­ский со­бор Мос­ков­ско­го Крем­ля.
Ве­ли­ко об­ще­на­цио­наль­ное зна­че­ние свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на, неуто­ми­мо­го бор­ца за чи­сто­ту пра­во­сла­вия и един­ство Рус­ской зем­ли. Его цер­ков­ная и пат­ри­о­ти­че­ская де­я­тель­ность в те­че­ние несколь­ких сто­ле­тий слу­жит для рус­ско­го че­ло­ве­ка яр­ким об­раз­цом пла­мен­ной ве­ры и люб­ви к сво­е­му на­ро­ду. Цер­ков­ная де­я­тель­ность пер­во­свя­ти­те­ля ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вни­ма­тель­ным и стро­гим от­но­ше­ни­ем к бо­го­слу­же­нию. При нем бы­ли из­да­ны: Еван­ге­лие, Ми­неи Ме­сяч­ные: сен­тябрь, ок­тябрь, но­ябрь и пер­вые 20 дней де­каб­ря, а так­же в 1610 го­ду был на­пе­ча­тан «Боль­шой Цер­ков­ный Устав». При этом свя­ти­тель Гер­мо­ген не огра­ни­чи­вал­ся бла­го­сло­ве­ни­ем к из­да­нию книг, но тща­тель­но на­блю­дал за ис­прав­но­стью тек­стов. По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на с гре­че­ско­го на рус­ский язык бы­ла пе­ре­ве­де­на служ­ба свя­то­му апо­сто­лу Ан­дрею Пер­во­зван­но­му и вос­ста­нов­ле­но празд­но­ва­ние его па­мя­ти в Успен­ском со­бо­ре. Под на­блю­де­ни­ем пер­во­свя­ти­те­ля бы­ли сде­ла­ны но­вые стан­ки для пе­ча­та­ния бо­го­слу­жеб­ных книг и по­стро­е­но но­вое зда­ние ти­по­гра­фии, по­стра­дав­шее во вре­мя по­жа­ра 1611 го­да, ко­гда Москва бы­ла по­до­жже­на по­ля­ка­ми. За­бо­тясь о со­блю­де­нии бо­го­слу­жеб­но­го чи­на, свя­ти­тель Гер­мо­ген со­ста­вил «По­сла­ние на­ка­за­тель­но ко всем лю­дям, па­че же свя­щен­ни­ком и диа­ко­ном о ис­прав­ле­нии цер­ков­но­го пе­ния». «По­сла­ние» об­ли­ча­ет свя­щен­но­слу­жи­те­лей в неустав­ном со­вер­ше­нии цер­ков­ных служб – мно­го­гла­сии, а ми­рян – в небла­го­го­вей­но­сти при бо­го­слу­же­нии.
Об­ла­дая вы­да­ю­щим­ся умом, свя­ти­тель Гер­мо­ген мно­го за­ни­мал­ся в мо­на­стыр­ских биб­лио­те­ках, преж­де все­го – в бо­га­тей­шей биб­лио­те­ке Мос­ков­ско­го Чу­до­ва мо­на­сты­ря, где вы­пи­сы­вал из древ­них ру­ко­пи­сей цен­ней­шие ис­то­ри­че­ские све­де­ния, по­ло­жен­ные в ос­но­ву ле­то­пис­ных за­пи­сей. В со­чи­не­ни­ях пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви и его ар­хи­пас­тыр­ских гра­мо­тах по­сто­ян­но встре­ча­ют­ся ссыл­ки на Свя­щен­ное Пи­са­ние и при­ме­ры, взя­тые из ис­то­рии, что сви­де­тель­ству­ет о глу­бо­ком зна­нии Сло­ва Бо­жия и на­чи­тан­но­сти в цер­ков­ной пись­мен­но­сти то­го вре­ме­ни. С этой на­чи­тан­но­стью пат­ри­арх Гер­мо­ген со­еди­нял и вы­да­ю­щи­е­ся спо­соб­но­сти про­по­вед­ни­ка и учи­те­ля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ermogen-moskovskij-i-vseja-rossii

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskovskij/

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1895 го­ду в се­ле Ни­коль­ское Да­ни­лов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча По­по­ва. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Петр по­лу­чил в Яро­слав­ском ду­хов­ном учи­ли­ще; в 1918 го­ду он окон­чил Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в те­че­ние трех лет пре­по­да­вал в шко­ле, по­ка не уяс­нил окон­ча­тель­но, что со­вет­ская шко­ла бес­по­во­рот­но за­хва­че­на бо­го­бор­ца­ми и рас­про­стра­нять в сво­их сте­нах бу­дет толь­ко без­бо­жие, за­ра­жая и отрав­ляя им ду­ши де­тей. Учи­тель­ство же со­вер­шен­ное и иде­аль­ное воз­мож­но лишь пас­тыр­ское, при усло­вии, ес­ли хри­сти­ан­ские иде­а­лы и жизнь пас­ты­ря со­став­ля­ют од­но це­лое. И в 1921 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле По­мо­га­ло­во Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии на ме­сто сво­е­го от­ца.
Вы­брав пас­тыр­ское по­при­ще вполне со­зна­тель­но, он уже не при­спо­саб­ли­вал­ся к го­ни­те­лям, не ста­рал­ся уго­дить власть иму­щим, не устра­шал­ся угроз сы­нов ми­ра се­го и во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в 1931 го­ду был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан.
В мае 1934 го­да отец Петр воз­вра­тил­ся из ссыл­ки и по­сту­пил свя­щен­ни­ком в храм в се­ле Воз­не­се­нье Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да, пе­ре­име­но­ван­но­го к то­му вре­ме­ни в Ту­та­ев­ский рай­он.
Вер­нув­шись к слу­же­нию у пре­сто­ла Бо­жия, отец Петр оста­вал­ся все та­ким же рев­ност­ным про­по­вед­ни­ком и слу­жи­те­лем Хри­сто­вым, ка­ким был, вы­би­рая ис­по­вед­ни­че­ский путь во вре­ме­на на­чи­на­ю­щих­ся на Цер­ковь го­не­ний. Со­хра­ни­лось несколь­ко про­по­ве­дей, ска­зан­ных им неза­дол­го пе­ред аре­стом, неко­то­рые из ко­то­рых бы­ли предъ­яв­ле­ны ему как об­ви­ни­тель­ный ма­те­ри­ал, – го­ни­те­ли в дан­ном слу­чае и не же­ла­ли скры­вать, что пре­сле­ду­ют его за ве­ру Хри­сто­ву.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-popov

☦️
Ев­до­кия Пет­ров­на Мар­тиш­ки­на ро­ди­лась 1 мар­та 1880 го­да в се­ле Га­б­ли­цы (Гиб­ли­цы) Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Муж Ев­до­кии Пет­ров­ны был рас­стре­лян в 1918 го­ду как участ­ник кре­стьян­ско­го вос­ста­ния в Ка­си­мов­ском уез­де.
6 но­яб­ря 1937 го­да Ев­до­кия Мар­тиш­ки­на бы­ла аре­сто­ва­на как «ак­тив­ная цер­ков­ни­ца» с боль­шой груп­пой свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян Бель­ков­ско­го (ныне Ка­си­мов­ско­го) рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти по де­лу «контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­встан­че­ской ор­га­ни­за­ции цер­ков­ни­ков». Об­ви­ня­лась Ев­до­кия Пет­ров­на в том, что «ве­ла сре­ди на­се­ле­ния по­ра­жен­че­скую аги­та­цию, вы­ска­зы­ва­ла по­ра­жен­че­ские на­стро­е­ния». Со­дер­жа­лась она сна­ча­ла в тюрь­ме го­ро­да Ка­си­мо­ва, позд­нее пе­ре­ве­де­на в Ря­зань. На до­про­се от­верг­ла все предъ­яв­лен­ные ей об­ви­не­ния. 6 де­каб­ря 1937 го­да Осо­бой трой­кой при УНКВД по Ря­зан­ской об­ла­сти бы­ла при­го­во­ре­на к 10 го­дам ИТЛ. Скон­ча­лась в за­клю­че­нии в Таш­кен­те. День па­мя­ти му­че­ни­цы Ев­до­кии от­ме­ча­ет­ся в день каз­ни ее со­уз­ни­ков – ка­си­мов­ских свя­щен­но­му­че­ни­ков про­то­и­е­ре­ев Алек­сандра Ту­бе­ров­ско­го, Ана­то­лия Прав­до­лю­бо­ва, Ев­ге­ния Харь­ко­ва, Кон­стан­ти­на Ба­жа­но­ва, свящ. Ни­ко­лая Ка­ра­сё­ва и др.

☦️
Второе обре́тение мощей прав. Симеона Верхотурского (1989).
Память святого 31 декабря.

Житие:
https://azbyka.ru/days/sv-simeon-verhoturskij-merkushinskij

Жития
Писание