7 мая 2020
⏳ 2020.05.07 (чт)
? поста нет
? подвижный годовой круг:
• 3я седмица (неделя) после Пасхи (глас 2й)
• четверг
☀️ неподвижный годовой круг:
• 7 мая (24 апреля)
• мч. Александра Лионского (ок. 177)
• мчч. Пасикра́та, Валентина (228)
• мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272)
• мчч. Евсе́вия, Нео́на, Леонтия, Ло́нгина и иных (303)
• прп. Елисаветы Константинопольской (V)
• прп. Фомы юродивого, Сирийского (546–560)
• прп. Саввы Печерского (XIII)
• прп. Алексия Печерского (XIII)
• свт. Симеона (Стефана) Трансильванского (1656)
• мч. Сергия (Архангельского) (1938)
• сщмч. Бра́нко (Добросавлевича) (1941)
• иконы Божией Матери «Молченская» (1405)
☦️
Мученики Епиподий и Александр были знатными юношами. Пострадали в городе Лугдуне (ныне Лион, Франция) около † 177–178 гг. во время гонений Марка Аврелия.
После того как язычники города Лиона предали мученической смерти святого епископа Пофина и его товарищей (память 2/15 июня), Епиподий и Александр, испугавшись мучений, покинули город и укрылись в хижине одной вдовы-христианки. Александр был греком, Епиподий – уроженцем Лугдуна. Они вместе выросли, с самого детства были связанны узами духовной дружбы, получили образование и приняли крещение. Вскоре юношей обнаружил сыщик, схватил их и отвел в темницу. При аресте Епиподий потерял сандалию, впоследствии вдова хранила ее как святыню. Через три дня юношей доставили к судье на допрос. Епиподий и Александр исповедали себя христианами, что привело в ярость судью и собравшуюся толпу.
Под рев толпы, требовавшей побить Епиподия камнями или рассечь его по частям, мученика увели и отсекли ему голову. Спустя два дня судья призвал Александра. После краткого спора с судьей мученик был высечен или избит палками, однако не отрекся от Христа. Судья приказал привязать Александра ко кресту и нанести ему глубокие раны, после чего мученик скончался.
Благочестивые христиане похитили тела обоих мучеников и спрятали в пещере в окрестностях Лиона, которая сделалась знаменитой благодаря чудесам, в ней происходящим.
Епиподий и Александр впервые упоминаются в проповеди на день памяти мучеников, которая сохранилась в составе т. н. сборника Евсевия Галликана. Проповедь была составлена в Лугдуне в середине или во второй половине V века, возможно свт. Евхерием или свт. Патиентом. Она состоит из восхвалений мучеников, конкретных сведений о Епиподии и об Александре в проповеди почти нет. Мученики названы «победными знаменами нашей Церкви» (tropaea Ecclesiae nostrae) и сравниваются с апостолами Петром и Павлом. Составитель проповеди подчеркнул особое почитание Епиподия и Александра в Лугдуне.
Святитель Григорий Турский в сочинении «О славе исповедников» (кон. VI в.) упоминает об обуви Епиподия, почитавшейся в Лугдуне как святыня, и об исцелениях больных у гробницы мученика. В сочинении «О славе мучеников» он упоминает о сщмч. Иринее, погребенном под алтарем в крипте базилики св. Иоанна. По сторонам алтаря находились гробницы Епиподия и Александра, от которых совершались исцеления.
Память мучеников содержится в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.): под 22 апреля – Епиодия, под 24 апреля – «страдания Александра с иными, числом 34, и освящение крипты, где покоятся их тела». По мнению Делеэ, эти 34 мученика, по ошибке названные вместе с Александром, в действительности были 37 приближенными сщмч. Феоны, пресв. Александрийского, память которого отмечена под тем же числом.
В Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) под 24 апреля содержатся краткие сведения о смерти Епиодия и Александра, заимствованные из Мученичества. Свт. Адон Вьеннский в Мартирологе (2-я пол. IX в.) приводит 2 дня памяти мучеников, 22 и 24 апреля, а также сообщает, что «они похоронены на холме, возвышающемся над городом, по обе стороны алтаря в крипте прекрасного древнего зодчества». В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) повторено ошибочное упоминание о 34 мучениках, заимствованное из Мартиролога блж. Иеронима. В XVI в. кардинал Цезарь Бароний на основании Мартиролога Узуарда включил память мучеников в Римский Мартиролог, отождествив их товарищей с другими лугдунскими мучениками, сведения о которых содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского.
В настоящее время в Лионе, на месте погребения мучеников, находится церковь св. Иринея (Сент-Ирене). Храм расположен на территории обширного некрополя, существовавшего с I в. н.э. Вероятно, в кон. V века, при свт. Патиенте, над могилой сщмч. Иринея была построена базилика, которую упоминает Григорий Турский. Сохранившаяся крипта датируется IX–X вв. Возможно, она была возведена в 868 году по инициативе архиеп. Ремигия I. В 1562 году храм был разорен гугенотами, мощи святых утрачены. По сведениям Аморе, сохранившиеся части мощей Епиодия и Александра находились в церкви св. Иуста (Сен-Жю) в Лионе. В настоящее время они хранятся в реликварии Лугдунских мучеников в крипте церкви св. Иринея.
☦️
Мученики Пасикрат и Валентин происходили из мизийского города Доростола и были воинами при правителе Авсолане. Пасикрату было 22 года, а Валентину – 30 лет.
Когда началось гонение на христиан, мученики Пасикрат и Валентин открыто исповедали веру Христову. На суде мученик Пасикрат плюнул на идола Аполлона, отказавшись принести жертву.
Брат святого Пасикрата плакал и уговаривал его хотя бы для вида принести жертву идолам. Но мученик положил на жертвенник в огонь свою руку и сказал: «Тело смертно и сгорает на огне; душа же бессмертна и презирает все видимые муки». Мученик Валентин также заявил о своей готовности пострадать за Христа.
Когда мучеников вели на казнь, за ними следовала мать святого Пасикрата и увещала сына не бояться смерти за Христа. Оба мученика были усечены мечом († 288).
☦️
Мученик Савва происходил из готфского племени. Своей храбростью он достиг высокого чина воеводы-стратилата и служил при императоре Аврелиане (270–275). С юности Савва был христианином и усердно следовал заповедям Христа, помогал неимущим, посещал в темницах заключенных христиан. За чистую и добродетельную жизнь святой получил от Господа дар чудотворения и Именем Христа исцелял больных, изгонял бесов. Когда император узнал, что святой Савва христианин, он потребовал от него отречения. Мученик сбросил воинский пояс и подтвердил, что не оставит свою веру. Его били, опаляли свечами, бросили в котел со смолой, но мученик оставался невредимым. Видя его мучения, уверовали во Христа 70 воинов, которых тут же усекли мечом. Святого Савву бросили в темницу. В полночь во время молитвы мученику явился Христос и осиял его светом Своей Славы. Спаситель повелел ему не бояться, но дерзать. Укрепленный, мученик Савва перенес наутро новые мучения и был утоплен в реке († 272).
☦️
Мученики Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 иных присутствовали при страданиях великомученика Георгия († 303, память 23 апреля) и уверовали во Христа. Их заключили в темницу. После казни великомученика Георгия император Диоклитиан (284–305) издал указ, чтобы все узники принесли жертвы идолам. Мученики отказались. Их били железными прутьями, пока не обнажились внутренности, а затем отсекли мечом головы († 303).
☦️
Преподобная Елисавета чудотворица была избрана на служение Богу еще до рождения. Ее матери было откровение, что отроковица будет избранным сосудом Святого Духа.
С детства родители отдали девочку в монастырь. Она выросла в посте и трудах и получила дар исцелять не только телесные недуги, но и душевные.
Сестры избрали преподобную игуменией. Преподобная носила одежду из острой власяницы. Тело ее мерзло, но дух горел пламенем Божественной любви.
Воздержание святой было безмерно: многие годы она питалась лишь травами и овощами без хлеба, а вина и масла не принимала никогда. Много раз преподобная Елисавета проводила святую Четыредесятницу, ничего не вкушая. Подражая мытареву смирению, она три года не поднимала глаз на небо, но духовными очами всегда взирала к Богу. В полуночных молитвах преподобную осиявал и просвещал Небесный Свет.
Много чудес сотворила преподобная: лютого змея умертвила молитвой, исцелила кровоточивую женщину, которая болела много лет, отгоняла от людей нечистых духов. По смерти гроб преподобной Елисаветы также подавал исцеления от болезней. Даже самый прах, взятый от ее мощей, даровал слепым прозрение.
☦️
Преподобный Фома Юродивый был иноком одного из монастырей в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Он нес послушание по сбору милостыни на нужды монастыря. Когда преподобный Фома приходил в город Антиохию Сирийскую, то принимал на себя юродство.
Эконом одной из церквей Анастасий, которому надоели просьбы преподобного Фомы, ударил его по щеке. Присутствовавшие упрекали Анастасия за грубое обращение с юродивым, но преподобный Фома успокоил их, говоря: «С этого времени ни я от Анастасия ничего не приму, ни Анастасий не сможет мне ничего подать». Эти слова оказались пророческими. На другой день Анастасий скончался, а преподобный преставился по дороге в свой монастырь в церкви святой Евфимии в пригороде Дафни. Его погребли на том месте, где хоронили странников.
Через некоторое время над гробом преподобного погребли некую странницу. Через четыре часа земля извергла гроб странницы. Ее снова погребли здесь же, но утром гроб опять оказался поверх земли. Тогда ее захоронили в другом месте.
То же повторилось и при погребении другой женщины. Все тогда поняли, что преподобный Фома не желает, чтобы над ним была погребена женщина. О случившемся сообщили Антиохийскому патриарху Домну (546–560). По его повелению мощи преподобного Фомы были перенесены в Антиохию и поставлены в гробнице, где почивали мощи многих святых мучеников. Над этими мощами, источающими многие исцеления, построили небольшую церковь.
По молитвам преподобного Фомы в Антиохии прекратилась моровая язва. С того времени жители начали ежегодно чтить память преподобного Фомы.
☦️
Преподобный Савва Печерский подвизался в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIII веке. В рукописных святцах, в «Книге о святых» и в каноне службы Киево-Печерским преподобным он называется чудотворцем. Память его совершается 24 апреля ради тезоименитства со святым мучеником Саввой Стратилатом. Память преподобного Саввы празднуется также вместе с собором преподобных отцов Ближних пещер (28 сентября) и собором всех Киево-Печерских чудотворцев (2-я Неделя Великого поста).
☦️
Преподобный Алексий, затворник Печерский, подвизался в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIII веке. Мощи его были открыты после 1675 года. Память преподобного Алексия совершается 24 апреля потому, что его мощи почивают рядом с мощами преподобного Саввы Печерского. Память также с собором преподобных отцов Ближних пещер (28 сентября) и с собором всех Киево-Печерских чудотворцев (2-я Неделя Великого поста).
☦️
Святитель Симеон (Стефан), митрополит Трансильванский († 1656) учился в Академической коллегии в Алба-Юлии, монашествовал в румынском монастыре того же города.
В 1643 году был избран митрополитом Ардяльским с резиденцией в Алба-Юлии. Во время его пастырства был напечатан первый полный румынский перевод Нового Завета, называемый «Бэлградским» (1648), с замечательным предисловием самого митрополита Симеона, в котором была поднята проблема единства румынского языка (перевод переиздавался в 1988 и 1998 годах). В 1651 году была напечатана «Псалтирь» на румынском языке.
Святитель отошёл ко Господу в июне-июле 1656 года в Алба-Юлии. Был канонизирован Румынской Православной Церковью 21 июля 2011 года.
☦️
Мученик Сергий родился 4 сентября 1898 года в селении Погост Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии в семье священника Василия Архангельского. В 1910 году Сергей окончил сельскую школу, а в 1915 году – Перервинское духовное училище. В 1916 году он поступил в Московскую Духовную семинарию, но окончить ее уже не успел, так как произошла безбожная революция и все духовные учебные заведения были большевиками закрыты. В 1919 году Сергей был призван в Красную армию и служил в ней, исполняя обязанности экспедитора. В 1922 году он поступил псаломщиком в соборную церковь в городе Верее, где, по свидетельству благочинного, «вел себя отлично, к богослужению и требоисправлениям относился исправно».
Впоследствии он служил псаломщиком в Покровском храме в селе Купелицы Верейского уезда, где настоятелем был его родственник, священник Илия Зачатейский, а затем в храмах Павло-Посадского района.
В 1937 году был арестован псаломщик храма Рождества Богородицы в селе Саурово-Уползы Павлово-Посадского района и Сергей Васильевич поступил служить на его место, но через два месяца – 27 ноября 1937 года – и он был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске.
– Вы лишались права голоса? – спросил его следователь.
– Да, лишался. С 1922 года по день опубликования конституции.
– Кто еще лишался избирательных прав из ваших родственников?
– Отец, Василий Дмитриевич Архангельский, как священник. Двоюродная сестра Мария Аркадьевна Зачатейская, живущая в селе Купелицы Верейского района Московской области, как жена священника.
– Дайте показания, кто из ваших родственников был репрессирован органами НКВД.
– Муж двоюродной сестры Илья Александрович Зачатейский.
– Следствие располагает материалом о том, что вы систематически ведете антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий. Следствие требует от вас правдивых показаний. В чем выражалась ваша антисоветская деятельность?
– Никакой антисоветской агитацией я не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу.
– Следствию известно, что вы вели агитацию за крах советской власти, говорили, что скоро придут Деникин, Колчак, сметут советскую власть, и мы тогда повесим всех коммунистов. Признаете себя виновным в этом?
– В агитации за крах советской власти и повешение коммунистов виновным себя не признаю. Этого я ни с кем никогда не говорил.
– Следствию известно, что вы говорили, что советская власть задушила налогами: вы не имеете ни скота, ни земли – а налоги давай плати. Признаете себя в этом виновным?
– Между мной, Никольским, Соколовым и Померанцевым действительно был разговор о том, что я не имею скота, дома и ничего, а меня почему-то обязали мясопоставкой. Также среди нас был разговор, что сейчас арестовывают священнослужителей. Другого мы ничего не говорили.
– Вы продолжаете отрицать, не хотите давать показания, хотите скрыть от следствия свою контрреволюционную деятельность. Еще раз требуем от вас откровенных показаний.
– Никакой контрреволюционной деятельностью я не занимался и остаюсь при ранее данных мной показаниях.
– Что вы говорили относительно ареста священнослужителей?
– Относительно ареста священнослужителей у нас был разговор со священником Соколовым и диаконом Никольским о том, что к нам приходят часто из других приходов люди, чтобы окрестить ребенка, которые говорят, что у них арестовали священника, но за что арестовали и своих мнений по этому вопросу никто не высказывал.
На этом допросы были закончены, а 29 ноября и все следствие было завершено. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Псаломщик Сергий Архангельский умер в заключении 7 мая 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
☦️
Бранко Добросавлевич родился 4 января 1886 года в городке Скрад. В 1908 году окончил Сремско-Карловацкую духовную семинарию и был рукоположен в диаконский, а затем и в священнический сан. Служил в нескольких приходах Горнокарловацкой епархии (Бувача, Радовица и Велюн). За ревностное служение был отмечен орденом святого Саввы и орденом Короны Югославии V степени. В день святого Георгия Победоносца, 6 мая 1941 года, протоиерей Бранко Добросавлевич был арестован. В этот день усташ Иван Шайфор, учитель из Велюна, с карательным отрядом начал свое кровавое дело в Велюне, Цвияновичах и Полое. Тогда вместе с протоиереем Бранко, его сыном Небойшей и священником Димитрием Скорупаном из Цвиянович Брда были арестованы еще 500 православных сербов. Сначала они были брошены в жандармскую тюрьму, где подвергались страшным пыткам, особенно жестоко пытали сына отца Бранко, Небойшу. Усташи заставили отца Бранко заживо отпеть своего сына. На следующий день, 7 мая 1941 года, все мученики были зверски убиты в лесу Кестеновац. После войны, в 1946 году, святые останки были перенесены в Велюн и захоронены в братской могиле.
☦️
Существует две чудотворные иконы под названием Молченская. Одна из них находится в Софрониево-Молченской Богородично-Рождественской пещерной мужской пустыни, другая – в Молченском Рождества Богородицы женском монастыре. Оба монастыря располагаются в Путивле Конотопской епархии, Украина (бывшая Курская губерния). Какая из них является истиной Молченской иконой вопрос спорный. История же обретения иконы следующая.
В начале XIV века в эти места из разорённого татарами Киева перебрались два монаха, которые поселились в пещере недалеко от болота «Молча». Монахи принесли собой образ Пресвятой Богородицы, перед которым совершали молитвы. Когда отшельники отошли ко Господу, о них постепенно забыли, а место их жительства заросло лесом. 18 сентября 1405 года бортник, искавший в лесу улья диких пчёл, увидел на дереве образ Богородицы, окружённый сиянием, и услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Бортник поспешил в Путивль с вестью о необычном явлении. Духовенство и множество народа тотчас отправились на указанное место, и все увидели икону, источавшую дивный свет. Многие здесь же получили исцеления от различных болезней. Впоследствии на этом месте был построен Молченский Богородично-Рождественский мужской монастырь, называемый от бывших в округе многочисленных пещер – пещерным.
1605 году монастырь был разграблен поляками, и игумен с братией были вынуждены покинуть разорённую обитель и перебраться в городской Путивльский монастырь. Поскольку в монастырь была перенесена и чудотворная Молченская икона, то Путивльский монастырь стал также называться Молченским. Во время одного из пожаров чудотворная икона погибла, но к счастью сохранился древний список иконы, который также прославился многими чудесами.
В 1653 году основательно запущенный Богородично-Рождественский монастырь был восстановлен стараниями некоего строителя Софрония, отчего обитель получила ещё одно название – Софрониева.
В годы советской власти монастырь был разрушен, а икона утрачена. В девяностые годы ХХ столетия оба Молченских монастыря были восстановлены. Был найден и утраченный образ. Оказалось, икону прятали, спасая от поругания, местные жители. 7 мая 1995 года крестным ходом икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор Молченского Путивльского монастыря.
Существует также чудотворный список Молченской иконы Божьей Матери, явленный в селе Бусиново под Москвой. В настоящее время эта Молченская икона Богородицы находится в храме Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове. По преданию, эту икону в XIX веке принесла в храм слепая девушка, которая жила в селе Бусиново.