⏳ 2020.05.03 (вс)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 3я неделя (вс.) после Пасхи, свв. жен-мироносиц (глас 2й)
• воскресенье
• святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломи́и, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных
• правв. Иосифа Аримафейского фи Никоди́ма
• блгв. Тамары, царицы Грузинской

☀️ неподвижный годовой круг:
3 мая (20 апреля)
• прп. Фео́дора Трихины (?)
• свтт. Григория (593) и Анастасия I Синаита (599) Антиохийских
• прп. Анаста́сия (685)
• Прп. Александра Ошевенского (1479)
• мч. младенца Гавриила Белостокского (1690)
• свт. Феодосия (Ганицкого) Коломенского (1937)
• свт. Николая (Велимировича) Охридского и Жичского (1956)
• иконы Божией Матери «Кипрская» (392)


☦️
Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на, од­на из жен-ми­ро­но­сиц, удо­сто­и­лась пер­вой из лю­дей уви­деть Вос­крес­ше­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ро­ди­лась она в ме­стеч­ке Маг­да­лы в Га­ли­лее. Жи­те­ли Га­ли­леи от­ли­ча­лись непо­сред­ствен­но­стью, пыл­ко­стью нра­ва и са­мо­от­вер­жен­но­стью. Эти ка­че­ства бы­ли при­су­щи и свя­той Ма­рии Маг­да­лине. С юно­сти она стра­да­ла тяж­ким неду­гом – бес­но­ва­ни­ем (Лк.8:2). Пе­ред При­ше­стви­ем в мир Хри­ста Спа­си­те­ля бес­но­ва­тых бы­ло осо­бен­но мно­го: враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го, пред­ви­дя свое близ­кое по­срам­ле­ние, вос­ста­вал на лю­дей со сви­ре­пой си­лой. Через бо­лезнь Ма­рии Маг­да­ли­ны яви­лась сла­ва Бо­жия, са­ма же она об­ре­ла ве­ли­кую доб­ро­де­тель все­це­ло­го упо­ва­ния на во­лю Бо­жию и ни­чем неко­леб­ле­мую пре­дан­ность Гос­по­ду Иису­су Хри­сту. Ко­гда Гос­подь из­гнал из нее семь бе­сов, она, оста­вив все, по­сле­до­ва­ла за Ним.
Свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на сле­до­ва­ла за Хри­стом вме­сте с дру­ги­ми же­на­ми, ис­це­лен­ны­ми Гос­по­дом, про­яв­ляя тро­га­тель­ную за­бо­ту о Нем. Она не оста­ви­ла Гос­по­да по­сле взя­тия Его иуде­я­ми, ко­гда на­ча­ла ко­ле­бать­ся ве­ра в Него бли­жай­ших уче­ни­ков. Страх, по­бу­див­ший к от­ре­че­нию апо­сто­ла Пет­ра, в ду­ше Ма­рии Маг­да­ли­ны был по­беж­ден лю­бо­вью. Она сто­я­ла у Кре­ста вме­сте с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей и апо­сто­лом Иоан­ном, пе­ре­жи­вая стра­да­ния Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля и при­об­ща­ясь ве­ли­ко­му го­рю Бо­го­ма­те­ри. Свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на со­про­вож­да­ла Пре­чи­стое Те­ло Гос­по­да Иису­са Хри­ста при пе­ре­не­се­нии Его ко гро­бу в са­ду пра­вед­но­го Иоси­фа Ари­ма­фей­ско­го, бы­ла при Его по­гре­бе­нии (Мф.27:61; Мк.15:47). Слу­жа Гос­по­ду во вре­мя Его зем­ной жиз­ни, она же­ла­ла по­слу­жить Ему и по­сле смер­ти, воз­дав по­след­ние по­че­сти Его Те­лу, ума­стив его, по обы­чаю ев­ре­ев, ми­ром и аро­ма­та­ми (Лк.23:56). Вос­крес­ший Хри­стос по­слал свя­тую Ма­рию с ве­стью от Него к уче­ни­кам, и бла­жен­ная же­на, ли­куя, воз­ве­сти­ла апо­сто­лам о ви­ден­ном – «Хри­стос вос­крес!» Как пер­вая бла­го­вест­ни­ца Хри­сто­ва вос­кре­се­ния, свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на при­зна­на Цер­ко­вью рав­ноап­о­столь­ной. В этом бла­го­ве­стии – глав­ное со­бы­тие ее жиз­ни, на­ча­ло ее апо­столь­ско­го слу­же­ния.
По пре­да­нию, она бла­го­вест­во­ва­ла не толь­ко в Иеру­са­ли­ме. Свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на от­пра­ви­лась в Рим и ви­де­ла им­пе­ра­то­ра Ти­ве­рия (14–37). Из­вест­ный сво­им же­сто­ко­сер­ди­ем им­пе­ра­тор вы­слу­шал свя­тую Ма­рию, ко­то­рая рас­ска­за­ла ему о жиз­ни, чу­де­сах и уче­нии Хри­ста, о Его непра­вед­ном осуж­де­нии иуде­я­ми, о ма­ло­ду­шии Пи­ла­та. За­тем она под­нес­ла ему крас­ное яй­цо со сло­ва­ми «Хри­стос вос­крес!» С этим по­ступ­ком свя­той Ма­рии Маг­да­ли­ны свя­зы­ва­ют пас­халь­ный обы­чай да­рить друг дру­гу крас­ные яй­ца (яй­цо, сим­вол та­ин­ствен­ной жиз­ни, вы­ра­жа­ет ве­ру в гря­ду­щее об­щее Вос­кре­се­ние).
За­тем свя­тая Ма­рия от­пра­ви­лась в Ефес (Ма­лая Азия). Здесь она по­мо­га­ла свя­то­му апо­сто­лу и еван­ге­ли­сту Иоан­ну Бо­го­сло­ву в его про­по­ве­ди. Здесь же она, по пре­да­нию Церк­ви, пре­ста­ви­лась и бы­ла по­гре­бе­на. В IX ве­ке при им­пе­ра­то­ре Льве VI Фило­со­фе (886–912) нетлен­ные мо­щи свя­той Ма­рии Маг­да­ли­ны бы­ли пе­ре­не­се­ны из Ефе­са в Кон­стан­ти­но­поль. По­ла­га­ют, что во вре­мя кре­сто­вых по­хо­дов они бы­ли уве­зе­ны в Рим, где и по­ко­и­лись в хра­ме во имя свя­то­го Иоан­на Ла­те­ран­ско­го. Па­па Рим­ский Го­но­рий III (1216–1227) освя­тил этот храм во имя свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны. Часть ее мо­щей на­хо­дит­ся во Фран­ции, в Про­ва­же близ Мар­се­ля, где так­же воз­двиг­нут храм, по­свя­щен­ный свя­той Ма­рии Маг­да­лине. Ча­сти свя­тых мо­щей рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны хра­нят­ся в раз­лич­ных мо­на­сты­рях Свя­той Го­ры Афон и в Иеру­са­ли­ме. Мно­го­чис­лен­ные па­лом­ни­ки Рус­ской Церк­ви, по­се­ща­ю­щие эти свя­тые ме­ста, бла­го­го­вей­но по­кло­ня­ют­ся ее свя­тым мо­щам.

☦️
Свя­тая Ма­рия Клео­по­ва, ми­ро­но­си­ца, по пре­да­нию Церк­ви бы­ла до­че­рью пра­вед­но­го Иоси­фа, Об­руч­ни­ка Пре­свя­той Де­вы Ма­рии (па­мять 26 де­каб­ря), от пер­во­го бра­ка и бы­ла еще со­всем юной, ко­гда Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия бы­ла об­ру­че­на пра­вед­но­му Иоси­фу и вве­де­на в его дом. Свя­тая Де­ва Ма­рия жи­ла вме­сте с до­че­рью пра­вед­но­го Иоси­фа, и они по­дру­жи­лись как сест­ры. Пра­вед­ный Иосиф по воз­вра­ще­нии со Спа­си­те­лем и Бо­жи­ей Ма­те­рью из Егип­та в На­за­рет вы­дал за­муж дочь за сво­е­го мень­ше­го бра­та Клеопу, по­это­му она име­ну­ет­ся Ма­ри­ею Клео­по­вою, т. е. же­ной Клео­пы. Бла­го­сло­вен­ным пло­дом то­го бра­ка был свя­щен­но­му­че­ник Си­ме­он, апо­стол от 70-ти, срод­ник Гос­по­день, вто­рой епи­скоп Иеру­са­лим­ской Церк­ви (па­мять 27 ап­ре­ля). Па­мять свя­той Ма­рии Клео­по­вой празд­ну­ет­ся так­же в Неде­лю 3-ю по Па­схе, свя­тых жен-ми­ро­но­сиц.

☦️
Святая Саломи́я мироносица. Ро­дом из Га­ли­леи, же­на Зе­ве­дея, мать апо­сто­лов Иа­ко­ва и Иоан­на. Ко­гда они по­сле­до­ва­ли за Хри­стом, Са­ло­мия при­со­еди­ни­лась к об­ще­ству жен, ко­то­рые слу­жи­ли Ему.
Ко­гда Иисус Хри­стос на пу­ти в Иеру­са­лим учил уче­ни­ков сво­их о пред­сто­я­щих Ему стра­да­ни­ях и крест­ной смер­ти и о Сво­ем вос­кре­се­нии, к Нему при­сту­пи­ла Са­ло­мия с сво­и­ми дву­мя сы­но­вья­ми и про­си­ла обе­щать им осо­бен­ную ми­лость. Хри­стос спро­сил, че­го они же­ла­ют; Са­ло­мия про­си­ла, чтобы в цар­стве сво­ем Он по­са­дил од­но­го из них по пра­вую ру­ку, а дру­го­го по ле­вую. Про­чие апо­сто­лы ста­ли него­до­вать, но Хри­стос разъ­яс­нил им ис­тин­ное зна­че­ние Цар­ства Небес­но­го, со­вер­шен­но от­лич­но­го от царств миpa се­го (см. Мф.20:20-28; Мк.10:35-45).
О Са­ло­мии из­вест­но еще, что она при­сут­ство­ва­ла при рас­пя­тии и по­гре­бе­нии Спа­си­те­ля и бы­ла в чис­ле ми­ро­но­сиц, ко­то­рые ра­но утром при­хо­ди­ли к гро­бу, чтобы по­ма­зать те­ло Гос­по­да, узна­ли от Ан­ге­ла о вос­кре­се­нии Спа­си­те­ля и по­сле яв­ле­ния Хри­ста Ма­рии Маг­да­лине преж­де дру­гих удо­сто­и­лись ви­деть вос­крес­ше­го Гос­по­да (Мф.28:8-10; Мк.16:1, сл.).

☦️
Свя­тая Иоан­на Ми­ро­но­си­ца, су­пру­га Ху­зы, до­мо­пра­ви­те­ля ца­ря Иро­да, бы­ла од­ной из жен, сле­до­вав­ших за Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом во вре­мя Его про­по­ве­ди, и слу­жи­ла Ему. Вме­сте с дру­ги­ми же­на­ми по­сле Крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля свя­тая Иоан­на при­хо­ди­ла ко Гро­бу, чтобы по­ма­зать ми­ром Свя­тое Те­ло Гос­по­да, и слы­ша­ла от Ан­ге­лов ра­дост­ную весть о Его слав­ном Вос­кре­се­нии.

☦️
Пра­вед­ные сест­ры Мар­фа и Ма­рия, уве­ро­вав­шие во Хри­ста еще до вос­кре­ше­ния Им их бра­та Ла­за­ря, по уби­е­нии свя­то­го ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на, на­ступ­ле­нии го­не­ния на Цер­ковь Иеру­са­лим­скую и из­гна­нии пра­вед­но­го Ла­за­ря из Иеру­са­ли­ма по­мо­га­ли сво­е­му свя­то­му бра­ту в бла­го­вест­во­ва­нии Еван­ге­лия в раз­ных стра­нах. О вре­ме­ни и ме­сте их мир­ной кон­чи­ны све­де­ний не со­хра­ни­лось.

☦️
Святая Суса́нна мироносица. О Су­санне упо­ми­на­ет толь­ко один еван­ге­лист Лу­ка и толь­ко од­на­жды: ко­гда рас­ска­зы­ва­ет о про­хож­де­нии Гос­по­да Иису­са Хри­ста по го­ро­дам и се­ле­ни­ям для про­по­ве­ди и бла­го­вест­во­ва­ния, то из со­пут­ству­ю­щих ему жен име­ну­ет и Су­сан­ну (Лк.8:3) как слу­жив­шую Хри­сту от име­ний сво­их.

☦️
Свя­той Иосиф Ари­ма­фей­ский был тай­ным уче­ни­ком Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Как член си­нед­ри­о­на он не участ­во­вал в «со­ве­те и де­ле» иуде­ев, вы­нес­ших смерт­ный при­го­вор Иису­су Хри­сту. По­сле рас­пя­тия и смер­ти Спа­си­те­ля он дерз­нул пой­ти к Пи­ла­ту и про­сил у него Те­ло Гос­по­да, Ко­то­рое и пре­дал по­гре­бе­нию при уча­стии пра­вед­но­го Ни­ко­ди­ма, то­же тай­но­го уче­ни­ка Гос­по­да. Они сня­ли с Кре­ста Те­ло Спа­си­те­ля, обер­ну­ли пла­ща­ни­цей и по­ло­жи­ли в но­вом гро­бе, в ко­то­ром ни­кто ра­нее не был по­гре­бен (этот гроб свя­той Иосиф при­го­то­вил за­ра­нее для се­бя) в са­ду Геф­си­ман­ском, в при­сут­ствии Бо­го­ма­те­ри и свя­тых жен-ми­ро­но­сиц. При­ва­лив тя­же­лый ка­мень к две­ри гро­ба, они уда­ли­лись (Ин.19:37-42; Мф.27:57-61; Мк.15:43-47; Лк.24:50-56).
Свя­той Иосиф скон­чал­ся мир­но в Ан­глии.

☦️
Праведный Никоди́м. Тай­ный уче­ник Иису­са Хри­ста, срод­ник ев­рей­ско­го за­ко­но­учи­те­ля Га­ма­ли­и­ла. По­сле то­го, как свя­той пер­во­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Сте­фан был по­бит иуде­я­ми кам­ня­ми, свя­тое те­ло его бро­си­ли без по­гре­бе­ния на съе­де­ние зве­рям и пти­цам. Од­на­ко на вто­рую ночь зна­ме­ни­тый иудей­ский за­ко­но­учи­тель Га­ма­ли­ил, на­чав­ший скло­нять­ся к ве­ре в Иису­са Хри­ста как в Мес­сию и за­щи­тив­ший апо­сто­лов в си­нед­ри­оне (Деян.5,34-40), по­слал пре­дан­ных ему лю­дей взять те­ло пер­во­му­че­ни­ка. Га­ма­ли­ил пре­дал его по­гре­бе­нию на сво­ей зем­ле, в пе­ще­ре, неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. Ко­гда скон­чал­ся тай­ный уче­ник Гос­по­да, Ни­ко­дим, при­хо­див­ший к Нему но­чью (Ин.3,1-21, 7,50-52, 19,38-42), Га­ма­ли­ил так­же по­хо­ро­нил его близ гро­ба ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на. За­тем и сам Га­ма­ли­ил, при­няв­ший Свя­тое Кре­ще­ние вме­сте со сво­им сы­ном Ави­вом, был по­гре­бен при гро­бе пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на и свя­то­го Ни­ко­ди­ма. В 415 го­ду мо­щи свя­тых бы­ли чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­те­ны и тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Иеру­са­лим ар­хи­епи­ско­пом Иоан­ном вме­сте с епи­ско­па­ми Елев­фе­ри­ем Се­ва­стий­ским и Елев­фе­ри­ем Иери­хон­ским. С то­го вре­ме­ни от мо­щей на­ча­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния.

☦️
Свя­тая Та­ма­ра (1184–1213 гг.), гру­зин­ская ца­ри­ца, бы­ла до­че­рью Ге­ор­гия III от кра­са­ви­цы Бур­ду­хан. При ее ма­те­ри хри­сти­ан­ство уже рас­про­стра­ни­лось в раз­ных ча­стях Гру­зии. Та­ма­ра оста­ви­ла о се­бе доб­рую па­мять в на­ро­де. Неко­то­рые пле­ме­на Гру­зии по­чи­та­ют Та­ма­ру как це­ли­тель­ни­цу неду­гов.
Гру­зин­ские ска­за­ния про­слав­ля­ют ее кро­тость, ми­ро­лю­бие, муд­рость, ре­ли­ги­оз­ность и кра­со­ту. Из­вест­но еще, что свя­тая Та­ма­ра за­бо­ти­лась о бед­ном на­ро­де, о вдо­вах, си­ро­тах и со­дей­ство­ва­ла ду­хов­но­му раз­ви­тию Гру­зии. Кро­ме то­го, она по­кро­ви­тель­ство­ва­ла по­этам, пи­са­те­лям, по­стро­и­ла мно­го хра­мов, а так­же рос­кош­ный Вард­зий­ский дво­рец. Цер­ковь за за­бо­ты и щед­рые да­ры при­чис­ли­ла Та­ма­ру к ли­ку свя­тых.
Свя­тая Та­ма­ра со­зва­ла цер­ков­ный со­бор, ко­то­рый устра­нил неуря­ди­цы в цер­ков­ной жиз­ни и сме­стил недо­стой­ных иерар­хов. Успеш­на бы­ла и ее го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность, бла­го­да­ря ко­то­рой Гру­зин­ское цар­ство уве­ли­чи­лось и окреп­ло.

☦️
Пре­по­доб­ный Фе­о­дор Три­хи­на ро­дил­ся в бо­га­той кон­стан­ти­но­поль­ской се­мье. В юно­сти он уда­лил­ся в пу­стын­ную оби­тель во Фра­кии и при­нял мо­на­ше­ство. Пре­по­доб­ный был стро­гим пост­ни­ком, но­сил толь­ко од­ну гру­бую, ко­лю­чую вла­ся­ни­цу, от­че­го и был про­зван Три­хи­ною, то есть «Вла­ся­нич­ным». Этим име­нем был на­зван и мо­на­стырь, в ко­то­ром он под­ви­зал­ся. При жиз­ни пре­по­доб­ный тво­рил мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний. По­сле смер­ти от его свя­тых мо­щей ис­те­ка­ло це­леб­ное ми­ро, ко­то­рое из­ле­чи­ва­ло мно­гие бо­лез­ни и из­го­ня­ло нечи­стых ду­хов. Вре­мя жиз­ни пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра неиз­вест­но.

☦️
Свя­ти­тель Гри­го­рий, пат­ри­арх Ан­тио­хий­ский (573–593), был игу­ме­ном мо­на­сты­ря Фа­ран, на­хо­див­ше­го­ся неда­ле­ко от Си­най­ской го­ры. Пре­по­доб­ный от­ли­чал­ся пла­мен­ной ве­рой, был ми­ло­стив, со­стра­да­те­лен к со­гре­шав­шим, сми­ре­нен и незло­бив.
Од­на­жды, ко­гда свя­той Гри­го­рий был еще игу­ме­ном, он по­се­тил од­но­го пу­стын­ни­ка, спа­сав­ше­го­ся в пе­ще­ре. Пу­стын­ник встре­тил его с по­че­том и умыл ему но­ги. Ко­гда свя­той спро­сил, по­че­му он ока­зал ему та­кое по­чте­ние, ста­рец от­ве­тил, что по Бо­жи­е­му от­кро­ве­нию он ви­дит пред со­бой бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха. Дей­стви­тель­но, по­сле из­гна­ния с Ан­тио­хий­ско­го пре­сто­ла пат­ри­ар­ха Ана­ста­сия Си­на­и­та свя­той Гри­го­рий был про­тив его соб­ствен­но­го же­ла­ния воз­ве­ден на Ан­тио­хий­ский пат­ри­ар­ший пре­стол и, по­ко­ря­ясь во­ле Бо­жи­ей, до са­мой кон­чи­ны († 593) с че­стью нес бре­мя пат­ри­ар­ше­го слу­же­ния.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Antiohijskij/

☦️
Свя­той Ана­ста­сий Си­на­ит I-й, пат­ри­арх Ан­тио­хий­ский, на­чал свой ино­че­ский по­двиг на Си­най­ской го­ре, по­че­му и был на­зван Си­на­и­том. Он всту­пил на пат­ри­ар­ший пре­стол в 562 го­ду в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на (527–565).
В то вре­мя рас­про­стра­ни­лась ересь мо­но­фи­зи­тов. Сам им­пе­ра­тор скло­нил­ся на сто­ро­ну ере­ти­ков. Свя­ти­тель Ана­ста­сий вы­сту­пил про­тив ере­си. Он рас­сы­лал по­сла­ния по всем церк­вам и еже­днев­но разъ­яс­нял в сво­ем хра­ме пра­во­слав­ное уче­ние о двух есте­ствах Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Все со­мне­вав­ши­е­ся и ко­ле­бав­ши­е­ся в ве­ре жда­ли с на­деж­дой сло­ва свя­то­го пат­ри­ар­ха Ана­ста­сия.
Раз­гне­ван­ный Юс­ти­ни­ан, узнав об этом, хо­тел низ­верг­нуть свя­ти­те­ля Ана­ста­сия с Ан­тио­хий­ско­го пре­сто­ла, но вне­зап­но тя­же­ло за­бо­лел. Пе­ред смер­тью он при­нес по­ка­я­ние Церк­ви и со­ста­вил пре­крас­ное мо­лит­во­сло­вие «Еди­но­род­ный Сыне и Сло­ве Бо­жий», во­шед­шее в чин Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. В нем он вы­ра­зил пра­во­слав­ное уче­ние о двух есте­ствах Гос­по­да Иису­са Хри­ста.
По­сле Юс­ти­ни­а­на всту­пил на пре­стол им­пе­ра­тор Иустин Млад­ший (565–578), ко­то­рый воз­об­но­вил го­не­ние на свя­ти­те­ля Ана­ста­сия и в 572 го­ду со­слал его в за­то­че­ние. Воз­вра­тив­шись в 593 го­ду из из­гна­ния, свя­ти­тель Ана­ста­сий управ­лял Цер­ко­вью шесть лет и мир­но скон­чал­ся († 21 ап­ре­ля 599).
В из­гна­нии свя­ти­тель Ана­ста­сий на­пи­сал несколь­ко дог­ма­ти­че­ских и нра­во­учи­тель­ных со­чи­не­ний, а так­же пе­ре­вел на гре­че­ский язык труд свя­ти­те­ля Гри­го­рия Двое­сло­ва († 604; па­мять 12 мар­та) «О пас­тыр­ском слу­же­нии».

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Antiohijskij/

☦️
Пре­по­доб­ный Ана­ста­сий, игу­мен Си­най­ской го­ры, ро­дил­ся в кон­це VI ве­ка. В юно­сти он по­лу­чил пре­крас­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое за­вер­шил изу­че­ни­ем Бо­го­сло­вия. В сло­ве на Неде­лю о Фо­ме пре­по­доб­ный Ана­ста­сий пи­сал: «Ви­дев­шие Хри­ста во пло­ти счи­та­ли Его за про­ро­ка; а мы, хо­тя и не ви­де­ли Его те­лес­ны­ми оча­ми, но еще от ма­лых ног­тей, еще то­гда, ко­гда бы­ли ма­лы­ми детьми и от­ро­ка­ми, по­зна­ли в Нем Бо­га, на­учи­лись ис­по­ве­до­вать Его Вла­ды­кою все­лен­ной, Твор­цом ве­ков, Си­я­ни­ем Сла­вы От­чей. Свя­тое же Еван­ге­лие Его слу­ша­ем с та­кой ве­рой, как бы ви­дим Са­мо­го Хри­ста. Ко­гда же ви­дим на иконе изо­бра­же­ние толь­ко Бо­же­ствен­но­го по­до­бия Его, как Са­мо­го Его, при­зи­ра­ю­ще­го на нас с Неба, чтим, по­кло­ня­ем­ся и при­па­да­ем».
Уже в юно­сти пре­по­доб­ный Ана­ста­сий при­нял мо­на­ше­ство, а за­тем от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим и по­се­лил­ся на Си­най­ской го­ре. В то вре­мя игу­ме­ном Си­най­ской го­ры был пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник (па­мять 30 мар­та), а за­тем его брат Ге­ор­гий. По­сле свя­то­го Ге­ор­гия игу­ме­ном стал пре­по­доб­ный Ана­ста­сий, от­че­го ему усво­и­ли име­но­ва­ние Си­на­ит.
Пре­по­доб­ный Ана­ста­сий по­ло­жил мно­го тру­дов в борь­бе с ере­сью аке­фа­лов, про­ти­вя­щих­ся ре­ше­ни­ям IV Все­лен­ско­го Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра (451), ко­то­рый опре­де­лил дог­мат о со­еди­не­нии в Еди­ном Ли­це Гос­по­да Иису­са Хри­ста двух естеств – Бо­же­ско­го и че­ло­ве­че­ско­го. Рас­про­стра­няя пра­во­слав­ную ве­ру, пре­по­доб­ный Ана­ста­сий Си­на­ит по­бы­вал в Егип­те, Ара­вии, Си­рии. Для борь­бы с мо­но­фи­зи­та­ми он оста­вил сво­им уче­ни­кам пись­мен­ное ру­ко­вод­ство в фор­ме от­ве­тов на во­про­сы под на­зва­ни­ем «Пу­те­во­ди­тель» из 24 глав. Пре­по­доб­ный Ана­ста­сий вел бе­се­ды и с ев­ре­я­ми, ко­то­рые так­же за­пи­сал; до­шли до нас и его со­чи­не­ния «Изъ­яс­не­ние Ше­стод­не­ва» (12 книг), сло­ва, по­уче­ния, жи­тия неко­то­рых по­движ­ни­ков и тол­ко­ва­ния на мно­гие ме­ста Свя­щен­но­го Пи­са­ния.
Пре­по­доб­ный Ана­ста­сий Си­на­ит скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти († ок. 695).

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sinait/

☦️
Пре­по­доб­ный Алек­сандр Оше­вен­ский ро­дил­ся 17 мар­та 1427 го­да в 80 вер­стах от Бе­ло­зер­ска в Вы­ше­озер­ской во­ло­сти, за несколь­ко ме­ся­цев до кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла Бе­ло­зер­ско­го († 9 июня 1427 г.), с ко­то­рым был свя­зан в по­сле­ду­ю­щем ду­хов­ны­ми уза­ми всю жизнь.
Алек­сей (мир­ское имя пре­по­доб­но­го Алек­сандра Оше­вен­ско­го), пя­тый сын бо­га­то­го зем­ле­дель­ца Ни­ки­фо­ра Оше­ве­на и су­пру­ги его Фо­ти­нии, был дол­го­ждан­ным ре­бен­ком и ро­дил­ся по усерд­ным мо­лит­вам Фо­ти­нии. Са­ма Бо­жия Ма­терь вме­сте с пре­по­доб­ным Ки­рил­лом Бе­ло­зер­ским яви­лась ей и обе­ща­ла рож­де­ние сы­на по хо­да­тай­ству пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла. Хо­тя Алек­сей был млад­шим сы­ном, ро­ди­те­ли ча­я­ли ви­деть в нем на­след­ни­ка и их пи­та­те­ля в ста­ро­сти. В дет­стве маль­чи­ка обу­чи­ли гра­мо­те и го­то­ви­ли из него пред­при­им­чи­во­го хо­зя­и­на. В 18 лет юно­шу пы­та­лись же­нить. С доз­во­ле­ния ро­ди­те­лей он от­пра­вил­ся по­мо­лить­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь и остал­ся там.
Игу­мен по­лю­бил юно­шу за сми­ре­ние и вско­ре пред­ло­жил ему при­нять по­стриг. Но Алек­сей от­ка­зал­ся, ре­шив ис­пы­тать се­бя. Изу­чая Свя­щен­ное Пи­са­ние, он шесть лет при­слу­жи­вал бра­тии по­слуш­ни­ком и лишь то­гда при­нял ино­че­ский по­стриг.
К то­му вре­ме­ни ро­ди­те­ли его пе­ре­се­ли­лись в се­ло Во­ло­со­во, в 30 вер­стах от Кар­го­по­ля вниз по ре­ке Оне­ге. Вско­ре Ни­ки­фор ис­про­сил у нов­го­род­ско­го бо­яри­на Иоан­на ме­сто для по­се­ле­ния у ре­ки Чу­рью­ги, по­лу­чив­шее на­зва­ние Оше­вен­ской сло­бо­ды.
Пре­по­доб­ный Алек­сандр про­сил у игу­ме­на раз­ре­ше­ния при­нять от ро­ди­те­лей по­след­нее бла­го­сло­ве­ние и про­ще­ние, чтобы за­тем уй­ти на уеди­нен­ное жи­тие. Не сра­зу бла­го­сло­вил игу­мен мо­ло­до­го ино­ка. Он пре­ду­пре­ждал его об опас­но­сти пу­стын­но­жи­тель­ства. Но пре­по­доб­ный Алек­сандр бо­ял­ся по­движ­ни­че­ской сла­вы, ко­то­рую он имел сре­ди бра­тии, и вто­рич­но про­сил от­пу­стить его из мо­на­сты­ря. На­ко­нец, на­сто­я­тель бла­го­сло­вил его.
Об­ра­до­ван­ный встре­чей отец пред­ло­жил сы­ну по­се­лить­ся на ре­ке Чу­рью­ге и обе­щал со­дей­ство­вать в устро­е­нии пу­сты­ни. Пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру по­нра­ви­лось ме­сто. Он во­дру­зил крест в ос­но­ва­ние бу­ду­щей оби­те­ли и дал обет пре­бы­вать здесь до кон­ца жиз­ни. По­сле то­го пре­по­доб­ный Алек­сандр вер­нул­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь и неко­то­рое вре­мя нес по­слу­ша­ние на кли­ро­се, в по­варне и на хлебне. Его по­свя­ти­ли в сан диа­ко­на. На­ко­нец, ко­гда пре­по­доб­ный Алек­сандр при­шел к игу­ме­ну в тре­тий раз и рас­ска­зал ему, как звал его на устро­е­ние оби­те­ли чуд­ный го­лос, как обе­щал­ся он пре­бы­вать на том ме­сте, на­сто­я­тель от­пу­стил его, бла­го­сло­вив ико­на­ми Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.
Пре­по­доб­ный Алек­сандр освя­тил из­бран­ное ме­сто ико­на­ми, по­ру­чил от­цу на­блю­дать за стро­и­тель­ством церк­ви, а сам от­пра­вил­ся к ар­хи­епи­ско­пу Нов­го­род­ско­му Ионе (1459–1470). Ар­хи­епи­скоп Иона по­свя­тил его в сан пре­сви­те­ра и по­ста­вил игу­ме­ном оби­те­ли. Бо­яры­ня Ана­ста­сия и ее сын Юрий го­то­вы бы­ли от­дать мо­на­сты­рю всю во­лость, но пре­по­доб­ный Алек­сандр при­нял гра­мо­ты лишь на необ­хо­ди­мые зем­ли. По­стро­ен­ный храм был освя­щен во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. С твер­до­стью и му­же­ством на­чал пре­по­доб­ный тру­дить­ся в со­здан­ной оби­те­ли. Ста­рец, ко­то­рый при­е­хал вме­сте с ним из Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря, не вы­дер­жал труд­ной пу­стын­ной жиз­ни и уехал об­рат­но. Но ма­ло-по­ма­лу со­бра­лась бра­тия. Пре­по­доб­ный ввел стро­гий об­ще­жи­тель­ный устав, ко­то­рый тре­бо­вал пол­но­го мол­ча­ния в хра­ме и на тра­пе­зе, ко­гда чи­та­лись жи­тия; в кел­лии ино­ки не долж­ны бы­ли быть без де­ла, а во вре­мя ис­пол­не­ния по­слу­ша­ния тво­рить Иису­со­ву мо­лит­ву или чи­тать псал­мы. «Бра­тия, – го­во­рил пре­по­доб­ный игу­мен, – пусть не стра­шат нас тру­ды и скор­би пу­сты­ни. Вы зна­е­те, что пу­тем скор­бей вхо­дят в Цар­ствие Небес­ное. Пусть жи­вет в вас вза­им­ная лю­бовь и сми­ре­ние. Бог есть лю­бовь, и Он лю­бит сми­рен­ных».
Мно­гие да­же из ми­рян при­хо­ди­ли к пре­по­доб­но­му и поль­зо­ва­лись его на­став­ле­ни­я­ми. Два пле­мян­ни­ка свя­то­го при­ня­ли по­стриг в его мо­на­сты­ре, чем раз­гне­ва­ли од­но­го из бра­тьев пре­по­доб­но­го, Ам­вро­сия. Пре­по­доб­ный Алек­сандр кро­то­стью смяг­чил бра­та, но пле­мян­ни­ки охла­де­ли в рев­но­сти к по­дви­гам и оста­ви­ли оби­тель. Скор­би за спа­се­ние ду­хов­ных чад рас­стро­и­ли здо­ро­вье пре­по­доб­но­го. Он ле­жал и не мог не толь­ко при­под­нять ру­ку или го­ло­ву, но да­же вы­го­во­рить сло­во. В та­ком из­не­мо­же­нии свя­той Алек­сандр мо­лил­ся пре­по­доб­но­му Ки­рил­лу, сво­е­му по­кро­ви­те­лю. Пре­по­доб­ный Ки­рилл явил­ся в бе­лых ри­зах и, осе­нив боль­но­го кре­стом, ска­зал: «Не скор­би, брат! Я по­мо­люсь, и бу­дешь здо­ров. Толь­ко не за­бы­вай обе­та, не остав­ляй это­го ме­ста. Я бу­ду по­мо­гать те­бе». Проснув­шись, пре­по­доб­ный по­чув­ство­вал се­бя здо­ро­вым и на­ут­ро по­шел в цер­ковь. В под­креп­ле­ние бра­тии он рас­ска­зал о по­се­ще­нии пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла. 27 лет пре­по­доб­ный тру­дил­ся в ос­но­ван­ной им оби­те­ли и мир­но скон­чал­ся 20 ап­ре­ля 1479 го­да.
По­сле кон­чи­ны игу­ме­на оби­тель на­ча­ла быст­ро при­хо­дить в упа­док. Но пре­по­доб­ный не оста­вил по­пе­че­ния о ней. Од­на­жды мо­на­стыр­ско­му слу­жи­те­лю Мар­ку бы­ло ви­де­ние во сне: оби­тель пол­на на­ро­ду; се­дой ста­рец в свя­ти­тель­ской одеж­де кре­стом осе­ня­ет ра­бо­та­ю­щих на по­строй­ке. Дру­гой ста­рец, с длин­ной бо­ро­дой, окроп­ля­ет свя­той во­дой, а тре­тий, сред­не­го ро­ста, с ру­сы­ми во­ло­са­ми, ка­дит. Чет­вер­тый, мо­ло­дой, сле­дит за ни­ми из­да­ли. Тре­тий ста­рец, а это был пре­по­доб­ный Алек­сандр Оше­вен­ский, объ­яс­нил, что ему по­мо­га­ют свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец и пре­по­доб­ный Ки­рилл Бе­ло­зер­ский, а юно­ша, сто­яв­ший по­одаль, был дья­ком Мат­фе­ем, ко­то­ро­го вско­ре по­стриг­ли с име­нем Мак­сим и из­бра­ли в игу­ме­на оби­те­ли, как и пред­рек в ви­де­нии пре­по­доб­ный Алек­сандр. Инок Мак­сим был по­став­лен во игу­ме­на ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским Сер­ги­ем (1483–1485) и вос­ста­но­вил оби­тель. Он на­сто­я­тель­ство­вал до 1525 го­да.
При по­стро­е­нии но­во­го хра­ма во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая по ука­за­нию явив­ше­го­ся пре­по­доб­но­го Алек­сандра бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи. То­гда же был на­пи­сан его об­раз со­глас­но с тем, ка­ким он яв­лял­ся ино­кам, и по рас­ска­зу знав­ше­го его стар­ца. Пре­по­доб­ный Алек­сандр Оше­вен­ский был сред­не­го ро­ста, с су­хим ли­цом и впа­лы­ми ще­ка­ми, с неболь­шой и негу­стой бо­ро­дой, с про­се­дью в ру­сых во­ло­сах. В та­ком ви­де он и изо­бра­жа­ет­ся на ико­нах.

☦️
Ро­дил­ся 22 мар­та 1684 г. в де­ревне Звер­ки Бе­ло­сток­ско­го уез­да Грод­нен­ской гу­бер­нии, в се­мье бла­го­че­сти­вых кре­стьян Пет­ра и Ана­ста­сии. Он рос крот­ким, незло­би­вым, за­мет­на бы­ла в нем склон­ность к со­зер­ца­тель­но­му уеди­не­нию. В 1690 г. 11 ап­ре­ля мать ше­сти­лет­не­го Гав­ри­и­ла по­нес­ла му­жу обед в по­ле. Вско­ре при­бли­жал­ся празд­ник Свя­той Пас­хи. В это вре­мя в дом за­брал­ся арен­да­тор-ев­рей, при­лас­кал ди­тя и тай­но увез его в г. Бе­ло­сток, где мла­ден­ца пре­да­ли му­че­ни­ям: рас­пя­ли, про­ко­ло­ли бо­ка, по­сте­пен­но ис­пус­кая кровь. На де­вя­тый день ре­бе­нок скон­чал­ся, его бро­си­ли в по­ле у опуш­ки ле­са близ де­рев­ни Звер­ки. Го­лод­ные со­ба­ки, на­шед­шие те­ло, не толь­ко не рас­тер­за­ли его, но охра­ня­ли да­же от хищ­ных птиц. На до­но­сив­ший­ся лай со­бак при­шли жи­те­ли де­рев­ни, на­шли те­ло му­че­ни­ка и при­зна­ли, что мла­де­нец по­гиб в ре­зуль­та­те ри­ту­аль­но­го убий­ства. Те­ло за­му­чен­но­го Гав­ри­и­ла при боль­шом сте­че­нии на­ро­да, глу­бо­ко взвол­но­ван­но­го по­доб­ным звер­ством, пре­да­но бы­ло зем­ле близ хра­ма.
Через 30 лет по­сле по­гре­бе­ния мо­щи св. Гав­ри­и­ла оста­ва­лись нетлен­ны­ми. В 1746 г. храм, в ко­то­ром был по­гре­бен мла­де­нец, сго­рел, но свя­тые мо­щи уце­ле­ли. Ча­стич­но об­го­ре­ла руч­ка, но ко­гда свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в мо­на­стырь, руч­ка чу­дес­но за­жи­ла и вновь по­кры­лась ко­жей.
Св. Гав­ри­ил счи­та­ет­ся це­ли­те­лем де­тей. Свя­тые мо­щи его несколь­ко раз ме­ня­ли ме­сто сво­е­го пре­бы­ва­ния. С 1944 по 1992 гг. они хра­ни­лись в Грод­нен­ской По­кров­ской церк­ви, от­ку­да тор­же­ствен­но бы­ли пе­ре­не­се­ны в Свя­то-Ни­коль­ский со­бор г. Бе­ло­сто­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-gavriil-belostokskij-slutskij-mladenets

☦️
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Фе­о­до­сий ро­дил­ся 30 июля 1860 го­да в се­ле Ру­да Ва­силь­ков­ско­го уез­да Ки­ев­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Фе­о­до­ра Га­ниц­ко­го и в кре­ще­нии был на­ре­чен Иоан­ном. По окон­ча­нии Ки­ев­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Иван Фе­до­ро­вич был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жия при Ак-Шенх­ском на­род­ном учи­ли­ще в Пе­ре­коп­ском уез­де Та­ври­че­ской гу­бер­нии; он пре­по­да­вал здесь с 20 фев­ра­ля 1882 го­да по 25 ав­гу­ста 1890 го­да, ко­гда по­сту­пил бух­гал­те­ром в Ка­зен­ную па­ла­ту, где ра­бо­тал до 17 ап­ре­ля 1899 го­да.
17 ап­ре­ля 1899 го­да в кре­сто­вой церк­ви та­ври­че­ско­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма Иван Фе­до­ро­вич был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и на­ре­чен Фе­о­до­си­ем. 19 ап­ре­ля то­го же го­да он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на и на сле­ду­ю­щий день – во иеро­мо­на­ха и на­зна­чен на­сто­я­те­лем церк­ви при та­ври­че­ском епар­хи­аль­ном свеч­ном за­во­де.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodosij-ganickij

☦️
Святитель Никола́й (Велимирович), епископ Сербский, Охридский и Жичский. Свя­ти­тель Ни­ко­лай, бо­го­нос­ный отец на­ших дней, ро­дил­ся в день па­мя­ти свя­ти­те­ля На­у­ма Охрид­ско­го в 1880 го­ду. Его ро­ди­те­ли, кре­стьяне-фер­ме­ры, все­гда пре­кра­ща­ли ра­бо­ту для еже­днев­ной мо­лит­вы и со­блю­да­ли цер­ков­ный по­сто­вой и бо­го­слу­жеб­ный круг. С мла­ден­че­ства вскорм­лен­ный этим небес­ным хле­бом, свя­ти­тель Ни­ко­лай впо­след­ствии стал «но­вым Зла­то­устом», из­вест­ным и лю­би­мым по­всю­ду в пра­во­слав­ном ми­ре за свои про­по­ве­ди, на­став­ле­ния и пи­са­ния. Он стал мо­на­хом, за­тем иеро­мо­на­хом и впо­след­ствии епи­ско­пом Жич­ским в воз­расте 39 лет. Во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны при­нял стра­да­ния в конц­ла­ге­ре в Да­хау. По­сле вой­ны спас мно­гие по­ки­ну­тые серб­ские мо­на­сты­ри от раз­ру­ше­ния, по­сы­лая ту­да мо­на­хинь вме­сто за­му­чен­ных, за­клю­чен­ных или при­зван­ных на во­ен­ную служ­бу ино­ков. Он под­ви­зал­ся как ар­хи­ерей и ду­хов­ный на­став­ник в Аме­ри­ке и скон­чал­ся в Свя­то-Ти­хо­нов­ском мо­на­сты­ре в Юж­ном Кэнане, штат Пен­силь­ва­ния. Его мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в 1991 го­ду в его род­ную де­рев­ню Ле­лич, чтобы по­чи­вать близ мо­щей пре­по­доб­но­го Иусти­на (По­по­ви­ча).

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/

☦️
Кипр­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яви­лась в 392 го­ду на ост­ро­ве Ки­п­ре на ме­сте, где был по­гре­бен пра­вед­ный Ла­зарь, и бы­ла по­ме­ще­на в мо­на­сты­ре Ставру­ни, устро­ен­ном на ме­сте ее чу­дес­но­го об­ре­те­ния.
В IX ве­ке для ико­ны бы­ла вы­стро­е­на цер­ковь Па­на­гии Ан­ге­лок­ти­сты, что в пе­ре­во­де озна­ча­ет «цер­ковь Бо­го­ро­ди­цы, по­стро­ен­ная ан­ге­ла­ми». По пре­да­нию, стро­и­тель­ство хра­ма на­ча­лось не со­всем на том ме­сте, где он рас­по­ло­жен в на­сто­я­щее вре­мя, а немно­го в сто­роне. На сле­ду­ю­щий день по­сле за­клад­ки фун­да­мен­та неожи­дан­но об­на­ру­жи­лось, что он непо­нят­ным об­ра­зом пе­ре­ме­стил­ся в то ме­сто, где сей­час и сто­ит цер­ковь Бо­жи­ей Ма­те­ри. Имен­но от­сю­да и пошло ее на­зва­ние.
В ска­за­нии, по­ме­щен­ном в гре­че­ском си­нак­са­ре на неде­лю Пра­во­сла­вия, го­во­рит­ся о том, что свя­той об­раз был по­став­лен на во­ро­тах, ве­ду­щих к церк­ви. Од­на­жды про­ез­жав­ший ми­мо хра­ма ара­ви­тя­нин на­ме­рен­но пу­стил стре­лу и по­пал в ко­ле­но изо­бра­жен­ной на иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ра­на тот­час же обиль­но за­кро­во­то­чи­ла, обиль­но обаг­рив зем­лю. Обе­зу­мев­ший ара­ви­тя­нин бро­сил­ся ска­кать до­мой, но вско­ре упал за­мерт­во на зем­лю.
В Рос­сии из­вест­ны спис­ки Кипр­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, про­сла­вив­ши­е­ся чу­до­тво­ре­ни­я­ми и на­хо­див­ши­е­ся в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля и хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Го­лутвине.
Свя­ты­ней упразд­нен­но­го ныне Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря был спи­сок с древ­ней чу­до­твор­ной ико­ны. Ныне он пре­бы­ва­ет в Успен­ском хра­ме се­ла Стро­мынь (см. Кипр­ская (Стро­мын­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри).
На этой древ­ней по­чи­та­е­мой иконе Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу окру­жа­ют Ан­ге­лы с паль­мо­вы­ми вет­вя­ми в ру­ках, а на по­лях изо­бра­же­ны свя­щен­но­му­че­ник Ан­ти­па и му­че­ни­ца Фо­ти­ния.

Жития
Писание