⏳ 2020.03.29 (вс)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 4я неделя (вс.) Великого поста (глас 8й)
• воскресенье
• прп. Иоа́нна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста)

☀️ неподвижный годовой круг:
29 марта (16 марта)
• апостола от 70-ти Аристову́ла Вританийского (Британского) (I)
• сщмч. Александра I, папы Римского (119)
• мч. Сави́на Ермопольского (Египетского) (287)
• сщмчч. Трофима, Фа́ла Лаодикийских (ок. 300)
• мч. Иулиа́на Аназарвского (305–311)
• мч. Па́пы Ларандского (305–311)
• свт. Серапио́на Новгородского (1516)


☦️
Пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник (память 12 апреля) по­чи­та­ет­ся Свя­той Цер­ко­вью как ве­ли­кий по­движ­ник и ав­тор за­ме­ча­тель­но­го ду­хов­но­го тво­ре­ния, на­зы­ва­е­мо­го «Ле­стви­цей», по­это­му пре­по­доб­ный и по­лу­чил про­зва­ние Ле­ствич­ни­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-lestvichnik
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/

☦️
Свя­той апо­стол из 70-ти Ари­сто­вул, епи­скоп Ври­та­ний­ский (Бри­тан­ский), ро­дил­ся на Ки­п­ре. Вме­сте со сво­им бра­том, свя­тым апо­сто­лом из 70-ти Вар­на­вой, он со­про­вож­дал свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла в его пу­те­ше­стви­ях. Свя­той Ари­сто­вул упо­ми­на­ет­ся в По­сла­нии апо­сто­ла Пав­ла к Рим­ля­нам (Рим.16,10). Апо­стол Па­вел по­ста­вил свя­то­го Ари­сто­ву­ла во епи­ско­па и по­слал его на про­по­ведь Еван­ге­лия в Бри­та­нию, где он мно­гих об­ра­тил ко Хри­сту, за что пре­тер­пел го­не­ния со сто­ро­ны языч­ни­ков. Скон­чал­ся свя­той Ари­сто­вул в Бри­та­нии. Па­мять его так­же 31 ок­тяб­ря и 4 ян­ва­ря в Со­бо­ре 70 апо­сто­лов.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр, па­па рим­ский, за­ни­мал пап­ский пре­стол в те­че­ние 10 лет. Он был за­жи­во со­жжен 3 мая 119 го­да по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Адри­а­на (117–138).

☦️
Свя­той му­че­ник Са­вин (память 26 и 29 марта) был пра­ви­те­лем еги­пет­ско­го го­ро­да Гер­мо­по­ля. Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305) свя­той Са­вин вме­сте со сво­и­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми скрыл­ся в от­да­лен­ной де­ревне. Но его ме­сто­пре­бы­ва­ние от­крыл за две зо­ло­тые мо­не­ты один небла­го­дар­ный ни­щий, ко­то­ро­му свя­той по­сто­ян­но по­мо­гал день­га­ми и кор­мил. Вме­сте с ше­стью дру­ги­ми хри­сти­а­на­ми Са­вин был схва­чен, и по­сле ис­тя­за­ний их всех уто­пи­ли в Ни­ле († 287).

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Тро­фим и Фал, род­ные бра­тья-пре­сви­те­ры, слу­жи­ли в Ла­оди­кии Ка­рий­ской. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305) и его со­пра­ви­те­ле Мак­си­ми­ане (284–305) бра­тья бы­ли взя­ты под стра­жу и пред­ста­ли пе­ред пра­ви­те­лем Ас­кли­пи­о­до­том. Он ве­лел по­бить свя­тых бра­тьев кам­ня­ми, но кам­ни, ко­то­рые бро­са­ли в свя­тых, ле­те­ли на­зад и по­ра­жа­ли тех, кто их бро­сал. По­сле вто­рич­но­го до­про­са свя­тые бра­тья бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­пя­тию. Идя на казнь, они про­слав­ля­ли Бо­га за то, что спо­до­би­лись, как и Спа­си­тель, крест­ной смер­ти. Див­ные сви­де­те­ли Бо­жии, и ви­ся на кре­сте, про­дол­жа­ли свою про­по­ведь, а их му­же­ствен­ная мать сто­я­ла у под­но­жья кре­стов. Од­на иуде­ян­ка, по­кло­нив­шись свя­тым, вос­клик­ну­ла: «Бла­жен­ны ма­те­ри, ро­див­шие та­ких сы­но­вей». Ко­гда му­че­ни­ки пре­да­ли свой дух Бо­гу, тю­рем­ный страж рас­ска­зал, что ви­дел ду­ши свя­тых бра­тьев, воз­но­сив­ши­е­ся на небо в со­про­вож­де­нии трех Ан­ге­лов. На­род всю ночь не от­хо­дил от тел свя­тых му­че­ни­ков. Утром на ме­сто каз­ни при­шла же­на му­чи­те­ля Ас­кли­пи­о­до­та с бла­го­во­ни­я­ми и дра­го­цен­ным по­кро­вом. Она рас­ска­за­ла на­ро­ду, что но­чью ви­де­ла во сне свя­тых му­че­ни­ков и Ан­ге­лов, по­слан­ных для на­ка­за­ния ее му­жа.
Мать му­че­ни­ков и два хри­сти­а­ни­на, по име­ни Зо­си­ма и Ар­те­мий, по­хо­ро­ни­ли свя­тых бра­тьев в их род­ном го­ро­де Стра­то­ни­ке. Му­чи­тель же Ас­кли­пи­о­дот вско­ре за­бо­лел и умер ужас­ной смер­тью.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иули­ан Ана­за­вр­ский по­стра­дал за Хри­ста в Ан­тио­хии Си­рий­ской при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Га­ле­рии (305–311). Мо­щи его при свя­ти­те­ле Иоанне Зла­то­усте († 407) про­сла­ви­лись чу­де­са­ми. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст го­во­рит о му­че­ни­ке в 47-й бе­се­де.

☦️
Свя­той му­че­ник Па­па жил в го­ро­де Ла­ран­де (Ма­лая Азия) в цар­ство­ва­ние Мак­си­ми­а­на (305–311). Его су­ди­ли и пы­та­ли за ве­ру во Хри­ста, за­тем в са­по­гах со вби­ты­ми внутрь остри­ем гвоз­дя­ми ве­ли для по­втор­но­го су­да в го­род Ди­о­ке­са­рию и да­лее в Селев­кию Ис­аврий­скую. Свя­той Па­па скон­чал­ся при­вя­зан­ным к бес­плод­но­му де­ре­ву, ко­то­рое ста­ло пло­до­но­сить.

☦️
Святитель Серапио́н, архиепископ Новгородский. Ро­дил­ся в под­мос­ков­ном се­ле Пе­хор­ке и с юных лет стре­мил­ся к ино­че­ству. По во­ле ро­ди­те­лей всту­пил в брак, при­нял сан свя­щен­ства, но через год ов­до­вел и при­нял по­стри­же­ние в Ду­бен­ском Успен­ском мо­на­сты­ре. За доб­ро­де­тель­ную жизнь был из­бран игу­ме­ном оби­те­ли и так мно­го по­тру­дил­ся для нее, что впо­след­ствии она ста­ла на­зы­вать­ся его име­нем – Се­ра­пи­о­но­вой пу­сты­нью.
Же­лая пре­дать­ся бо­лее стро­гим по­дви­гам, свя­той сла­га­ет с се­бя на­сто­я­тель­ство и пе­ре­хо­дит в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру, в ко­то­рой в 1495 г. ста­но­вит­ся игу­ме­ном. Свя­той поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на Ва­си­лье­ви­ча, и из­вест­но, что по его хо­да­тай­ству он по­ми­ло­вал тро­их осуж­ден­ных на смерт­ную казнь бо­ярынь.
При­сут­ствуя на Со­бо­ре (1504 г.), свя­ти­тель го­ря­чо от­ста­и­вал цер­ков­ные и мо­на­стыр­ские име­ния как сред­ство бла­го­тво­ри­тель­но­сти.
В 1506 г. хи­ро­то­ни­сан в ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го. Во вре­мя боль­шо­го по­жа­ра в Нов­го­ро­де, в 1508 г., свя­ти­тель сво­и­ми слез­ны­ми мо­лит­ва­ми умо­лил Гос­по­да о его пре­кра­ще­нии.
Мно­го бед пе­ре­нес свя­ти­тель Се­ра­пи­он: в 1509 г. он был ли­шен ка­фед­ры и со­слан в мос­ков­ский Ан­д­ро­ни­ков мо­на­стырь. В 1511 г. св. Се­ра­пи­он пе­ре­се­ля­ет­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру, где в непре­стан­ном по­дви­ге бо­го­мыс­лия и мо­лит­вы про­во­дит по­след­ние го­ды жиз­ни, спо­до­бив­шись от Гос­по­да да­ра про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ния.
При­няв схи­му, свя­ти­тель мир­но скон­чал­ся 16 мар­та 1516 г. Нетлен­ные мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны 7 ап­ре­ля 1517 г. и до­ныне по­чи­ва­ют под спу­дом в Се­ра­пи­о­но­вой па­ла­те у Тро­иц­ко­го со­бо­ра в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре.
Гос­подь про­сла­вил сво­е­го угод­ни­ка да­ром чу­до­тво­ре­ния как при жиз­ни, так и по смер­ти: од­на­жды в празд­ник Успе­ния свя­ти­тель ис­це­лил хро­мо­го, ко­то­рый мно­го лет пол­зал на но­гах и ру­ках, опи­ра­ясь на де­ре­вяш­ки.
В 1608 г., во вре­мя оса­ды Лав­ры по­ля­ка­ми, мно­гие ино­ки и ми­ряне ви­де­ли его в свя­ти­тель­ском об­ла­че­нии, при­шед­ше­го в храм по­мо­лить­ся о сво­ей оби­те­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-serapion-novgorodskij

Жития
Писание