⏳ 2020.03.26 (чт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 4я седмица (неделя) Великого поста, Крестопоклонная (глас 7й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
26 марта (13 марта)
• мч. Сави́на Ермопольского (Египетского) (287)
• мчч. Африка́на, По́мпия (Пу́блия), Тере́нтия (III)
• мч. Александра Пиднского (305–311)
• мц. Христи́ны Персидской (IV)
• прп. Ани́на Халкидонского (?)
• перенесение мощей свт. Никифора Константинопольского (846)
• сщмч. Николая (Попова) (1919)
• сщмч. Григория (Поспелова) (1921)
• сщмч. Михаила (Околовича) (1938)
• икона Божией Матери «Молдавская»


☦️
Свя­той му­че­ник Са­вин был пра­ви­те­лем еги­пет­ско­го го­ро­да Гер­мо­по­ля. Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305) свя­той Са­вин вме­сте со сво­и­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми скрыл­ся в от­да­лен­ной де­ревне. Но его ме­сто­пре­бы­ва­ние от­крыл за две зо­ло­тые мо­не­ты один небла­го­дар­ный ни­щий, ко­то­ро­му свя­той по­сто­ян­но по­мо­гал день­га­ми и кор­мил. Вме­сте с ше­стью дру­ги­ми хри­сти­а­на­ми Са­вин был схва­чен, и по­сле ис­тя­за­ний их всех уто­пи­ли в Ни­ле († 287).

☦️
Свя­той му­че­ник Те­рен­тий и его дру­жи­на по­стра­да­ли при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251). Им­пе­ра­тор из­дал указ, в ко­то­ром по­ве­ле­ва­лось всем под­дан­ным при­но­сить жерт­вы язы­че­ским идо­лам.
Ко­гда этот указ по­лу­чил пра­ви­тель Аф­ри­ки Фор­ту­на­ти­ан, он со­звал на­род на пло­ща­ди, по­ка­зал страш­ные ору­дия пы­ток и объ­явил, что все без ис­клю­че­ния долж­ны при­не­сти жерт­вы идо­лам. Мно­гие, ис­пу­гав­шись му­че­ний, со­гла­си­лись, но со­рок хри­сти­ан во гла­ве со свя­тым Те­рен­ти­ем му­же­ствен­но за­яви­ли о сво­ей вер­но­сти Спа­си­те­лю. Фор­ту­на­ти­ан уди­вил­ся их сме­ло­сти и спро­сил, как они, ра­зум­ные лю­ди, мо­гут ис­по­ве­до­вать Бо­гом То­го, Кто был рас­пят иуде­я­ми как зло­дей. В от­вет на это свя­той Те­рен­тий сме­ло от­ве­тил, что они ве­ру­ют в Спа­си­те­ля, доб­ро­воль­но пре­тер­пев­ше­го Крест­ную смерть и в тре­тий день Вос­крес­ше­го. Фор­ту­на­ти­ан по­нял, что Те­рен­тий сво­им при­ме­ром во­оду­шев­ля­ет дру­гих, и ве­лел за­то­чить его в тем­ни­цу вме­сте с тре­мя его бли­жай­ши­ми дру­зья­ми – Аф­ри­ка­ном, Мак­си­мом и Пом­пи­ем. Осталь­ных му­че­ни­ков, в том чис­ле Зи­но­на, Алек­санд­ра и Фе­о­до­ра, Фор­ту­на­ти­ан ре­шил при­ну­дить к от­ре­че­нию от Хри­ста. Од­на­ко ни уго­во­ры, ни страш­ные му­че­ния не по­ко­ле­ба­ли свя­тых му­че­ни­ков: их жгли рас­ка­лен­ным же­ле­зом, по­ли­ва­ли ра­ны ук­су­сом, рас­ти­ра­ли со­лью, стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми. Несмот­ря на стра­да­ния, свя­тые не ос­ла­бе­ва­ли в ис­по­ве­да­нии Хри­ста, и Гос­подь укреп­лял их.
Фор­ту­на­ти­ан ве­лел при­ве­сти стра­даль­цев в храм и еще раз пред­ло­жил им при­не­сти жерт­ву идо­лам. Му­же­ствен­ные во­и­ны Хри­сто­вы воз­зва­ли к Бо­гу: «Бо­же Все­силь­ный, про­лив­ший неко­гда огонь на Со­дом за без­за­ко­ние его, ра­зо­ри и ныне этот нече­сти­вый храм идоль­ский, ра­ди ис­ти­ны Тво­ей». Идо­лы упа­ли с гро­хо­том и рас­сы­па­лись, а за­тем раз­ру­шил­ся весь храм. Разъ­ярен­ный пра­ви­тель при­ка­зал каз­нить их. Му­че­ни­ки, сла­вя Бо­га, пре­кло­ни­ли свои го­ло­вы под меч па­ла­ча.
По­сле каз­ни 36 му­че­ни­ков Фор­ту­на­ти­ан при­звал к се­бе Те­рен­тия, Мак­си­ма, Аф­ри­ка­на и Пом­пия, по­ка­зал им каз­нен­ных и сно­ва пред­ло­жил при­не­сти жерт­ву идо­лам. Му­че­ни­ки от­ка­за­лись. Пра­ви­тель на­ло­жил на них тя­же­лые око­вы и при­ка­зал мо­рить в тем­ни­це го­ло­дом. Но­чью Ан­гел Гос­по­день снял с му­че­ни­ков око­вы и на­пи­тал их. На­ут­ро стра­жа на­шла свя­тых бод­ры­ми и пол­ны­ми сил. То­гда Фор­ту­на­ти­ан при­ка­зал волх­вам и за­кли­на­те­лям на­ве­сти в тем­ни­цу змей и вся­ких га­дов. Стра­жи через от­вер­стие в кры­ше за­гля­ну­ли в тем­ни­цу и уви­де­ли нев­ре­ди­мых му­че­ни­ков, ко­то­рые мо­ли­лись, а змеи пол­за­ли у их ног. Ко­гда за­кли­на­те­ли, ис­пол­няя при­ка­за­ние, от­кры­ли две­ри тем­ни­цы, змеи, не слу­шая за­кли­на­ний, бро­си­лись на них и ста­ли жа­лить. Разъ­ярен­ный Фор­ту­на­ти­ан по­ве­лел обез­гла­вить свя­тых му­че­ни­ков. Хри­сти­ане взя­ли их свя­тые те­ла и по­греб­ли с че­стью за го­ро­дом.

☦️
Свя­той му­че­ник Алек­сандр был пре­сви­те­ром в го­ро­де Пидне, неда­ле­ко от Со­лу­ни. Сво­ей про­по­ве­дью свя­той об­ра­тил мно­гих языч­ни­ков в хри­сти­ан­ство. Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Га­ле­рии (305-311) свя­той Алек­сандр был под­верг­нут же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, а за­тем обез­глав­лен.

☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Хри­сти­на Пер­сид­ская за ис­по­ве­да­ние ве­ры Хри­сто­вой бы­ла до смер­ти би­та би­ча­ми в IV ве­ке.

☦️
Пре­по­доб­ный Анин мо­нах ро­дил­ся в Хал­ки­доне в хри­сти­ан­ской се­мье. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей он в пят­на­дца­ти­лет­нем воз­расте уда­лил­ся в мо­на­стырь, где при­нял ино­че­ский по­стриг. В по­ис­ках пол­но­го без­мол­вия он ушел в глубь пу­сты­ни, где ре­ка Ев­фрат от­де­ля­ла Си­рию от Пер­сии. Там он по­встре­чал стар­ца Ма­и­ума и по­се­лил­ся вме­сте с ним. Оба по­движ­ни­ка про­во­ди­ли очень стро­гую жизнь. Во всю Свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу они ни­че­го не вку­ша­ли, на­сла­жда­ясь и ра­ду­ясь о пи­ще ду­хов­ной.
Свя­той Анин еже­днев­но из­да­ле­ка но­сил пи­тье­вую во­ду. Од­на­жды он вер­нул­ся с пол­ны­ми кув­ши­на­ми ра­нее обык­но­вен­но­го, ибо Ан­гел на­пол­нил со­су­ды во­дой. Ста­рец Ма­и­ум по­нял, что его уче­ник до­стиг вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, и про­сил свя­то­го Ани­на быть его на­став­ни­ком, но тот по сво­е­му сми­ре­нию от­ка­зал­ся. Впо­след­ствии ста­рец пе­ре­се­лил­ся в мо­на­стырь, а свя­той Анин остал­ся один в пу­стыне.
По­сто­ян­ны­ми по­дви­га­ми свя­той по­бе­дил в се­бе стра­сти и удо­сто­ил­ся да­ра ис­це­ле­ний и про­зор­ли­во­сти. Да­же ди­кие зве­ри по­ви­но­ва­лись и слу­жи­ли ему. Ку­да бы ни по­шел свя­той, за ним сле­до­ва­ли два льва, од­но­му из ко­то­рых он ис­це­лил язву на ла­пе. Мол­ва о свя­том рас­про­стра­ни­лась по всей окру­ге, и к нему ста­ли при­хо­дить боль­ные и одер­жи­мые злы­ми ду­ха­ми, про­ся ис­це­ле­ния. Во­круг свя­то­го со­бра­лось так­же несколь­ко уче­ни­ков. Один раз, на сем­на­дца­том го­ду его по­движ­ни­че­ства, к свя­то­му при­шли несколь­ко че­ло­век и про­си­ли чем-ни­будь уто­лить жаж­ду. На­де­ясь на си­лу Бо­жию, пре­по­доб­ный по­слал од­но­го из уче­ни­ков к вы­сох­ше­му ко­лод­цу. Чу­дом Бо­жи­им ко­ло­дец на­пол­нил­ся до­вер­ху, и этой во­ды хва­ти­ло на мно­го дней. Ко­гда во­да кон­чи­лась, пре­по­доб­ный не дерз­нул сно­ва про­сить чу­да Бо­жия для се­бя, а стал но­ча­ми сам но­сить во­ду из Ев­фра­та. Епи­скоп Неоке­са­рий­ский Пат­ри­кий неод­но­крат­но по­се­щал пре­по­доб­но­го и по­свя­тил его во пре­сви­те­ра, хо­тя сми­рен­ный по­движ­ник не ре­шал­ся при­нять свя­щен­ный сан. Узнав, что свя­той сам из­да­ле­ка но­сит во­ду, епи­скоп Пат­ри­кий два­жды да­рил ему ослов, од­на­ко пре­по­доб­ный каж­дый раз от­да­вал их бед­ным и про­дол­жал но­сить во­ду сам. То­гда епи­скоп ве­лел вы­ко­пать боль­шой ко­ло­дец, ко­то­рый вре­мя от вре­ме­ни на­пол­ня­ли, при­го­няя ослов из го­ро­да.
Свя­той Анин про­зрел о же­ла­нии од­но­го мо­на­ха-столп­ни­ка, под­ви­зав­ше­го­ся да­ле­ко от него, сой­ти со стол­па, чтобы по­жа­ло­вать­ся в суд на раз­бой­ни­ка, ра­нив­ше­го его кам­нем. Свя­той Анин на­пи­сал столп­ни­ку пись­мо, на­став­ляя его не де­лать за­ду­ман­но­го. Пись­мо пре­по­доб­но­го бы­ло до­став­ле­но столп­ни­ку при­ру­чен­ным львом и вра­зу­ми­ло его.
Од­на бла­го­че­сти­вая жен­щи­на, за­болев, от­пра­ви­лась к пре­по­доб­но­му Ани­ну про­сить его мо­литв. На пу­ти ее встре­тил раз­бой­ник. Не най­дя у жен­щи­ны де­нег, он ре­шил со­тво­рить на­си­лие и стал при­нуж­дать ее ко гре­ху. Жен­щи­на при­зва­ла на по­мощь пре­по­доб­но­го и вос­клик­ну­ла: «Свя­тый Анине, по­мо­ги мне!» На раз­бой­ни­ка вне­зап­но на­пал ужас, и он от­пу­стил жен­щи­ну. При­дя к пре­по­доб­но­му, жен­щи­на рас­ска­за­ла ему обо всем и по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние. Рас­ка­яв­ший­ся раз­бой­ник то­же при­шел к пре­по­доб­но­му, при­нял Кре­ще­ние и по­стриг­ся в мо­на­хи. Ко­пье, ко­то­рое он во­ткнул в зем­лю, на­ме­ре­ва­ясь со­вер­шить на­си­лие, про­рос­ло в мощ­ный дуб.
Глу­бо­ким стар­цем 110 лет свя­той пред­ска­зал вре­мя сво­ей кон­чи­ны и ука­зал со­брав­шей­ся бра­тии сво­е­го пре­ем­ни­ка по игу­мен­ству.
Пе­ред кон­чи­ной свя­той Анин бе­се­до­вал с явив­ши­ми­ся ему в ви­де­нии свя­ты­ми про­ро­ка­ми Мо­и­се­ем, Ааро­ном и Ором. Со сло­ва­ми «Гос­по­ди, при­и­ми дух мой» свя­той ото­шел ко Гос­по­ду.

☦️
Свя­ти­тель Ни­ки­фор Ис­по­вед­ник ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле во вто­рой по­ло­вине VIII ве­ка. Глу­бо­кая ве­ра и го­тов­ность к по­дви­гу ис­по­вед­ни­че­ства бы­ли за­ло­же­ны в нем его ро­ди­те­ля­ми, Фе­о­до­ром и Ев­до­ки­ей. Они да­ли сы­ну на­сто­я­щее хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние, под­креп­лен­ное при­ме­ром их соб­ствен­ной жиз­ни. Отец его по­стра­дал как ис­по­вед­ник пра­во­сла­вия от им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (740–775). Мать, раз­де­ляв­шая все ис­пы­та­ния сво­е­го му­жа, по­сле­до­ва­ла за ним в из­гна­ние, а по­сле его смер­ти вер­ну­лась в Кон­стан­ти­но­поль и окон­чи­ла жизнь в ино­че­стве. Свя­той Ни­ки­фор по­лу­чил хо­ро­шее свет­ское об­ра­зо­ва­ние, но боль­ше все­го изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и чи­тал ду­хов­ные кни­ги.
В цар­ство­ва­ние Льва IV (775–780) свя­той Ни­ки­фор по­лу­чил зва­ние цар­ско­го со­вет­ни­ка. На­хо­дясь при цар­ском дво­ре, он про­дол­жал ве­сти стро­гую, доб­ро­де­тель­ную жизнь, твер­до хра­нил чи­сто­ту пра­во­слав­ной ве­ры и рев­ност­но за­щи­щал по­чи­та­ние свя­тых икон. По­сле смер­ти Льва IV, в цар­ство­ва­ние Кон­стан­ти­на VI (780–797) и его ма­те­ри свя­той Ири­ны, в 787 го­ду в Ни­кее был со­зван VII Все­лен­ский Со­бор, осу­див­ший ико­но­бор­че­скую ересь. Глу­бо­ко зная Свя­щен­ное Пи­са­ние, свя­той Ни­ки­фор от име­ни им­пе­ра­то­ра вы­сту­пил на Со­бо­ре в за­щи­ту пра­во­сла­вия, чем ока­зал боль­шую по­мощь свя­тым от­цам Со­бо­ра.
По­сле Со­бо­ра свя­ти­тель Ни­ки­фор несколь­ко лет оста­вал­ся при дво­ре, но пол­ная су­е­ты жизнь всё бо­лее и бо­лее тя­го­ти­ла свя­то­го. Он оста­вил служ­бу и по­се­лил­ся в уеди­не­нии, при Бос­фо­ре, про­во­дя жизнь в на­уч­ных тру­дах, без­мол­вии, по­сте и мо­лит­ве. Свя­той Ни­ки­фор по­стро­ил цер­ковь, ос­но­вал мо­на­стырь и вел стро­гую ино­че­скую жизнь еще до при­ня­тия ино­че­ско­го по­стри­га.
В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ни­ки­фо­ра I (802–811), по­сле кон­чи­ны свя­то­го пат­ри­ар­ха Та­ра­сия (784–806), свя­той Ни­ки­фор был из­бран на его ме­сто, при­нял ино­че­ский по­стриг и свя­щен­ни­че­ский сан и был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол 12 ап­ре­ля 806 го­да, в день свя­той Пас­хи.
При им­пе­ра­то­ре Льве V Ар­мя­нине (813–820), яром при­вер­жен­це ико­но­бор­че­ской ере­си, для Церк­ви вновь на­чал­ся пе­ри­од смут и го­не­ний. Им­пе­ра­тор не мог сра­зу на­чать от­кры­тое го­не­ние на пра­во­сла­вие, по­сколь­ку ико­но­бор­че­ство бы­ло осуж­де­но VII Все­лен­ским Со­бо­ром. Свя­той пат­ри­арх про­дол­жал слу­жить в Ве­ли­кой церк­ви, сме­ло убеж­дая на­род хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру, и про­во­дил по­сле­до­ва­тель­ную и неослаб­ную борь­бу с ере­сью. Им­пе­ра­тор на­чал вы­зы­вать из ссыл­ки епи­ско­пов и кли­ри­ков, от­лу­чен­ных от Церк­ви VII Все­лен­ским Со­бо­ром. Со­ста­вив из них ере­ти­че­ский со­бор, им­пе­ра­тор по­тре­бо­вал, чтобы пат­ри­арх явил­ся для пре­ний о ве­ре. Пат­ри­арх от­ка­зал­ся рас­суж­дать о ве­ре с ере­ти­ка­ми, так как уче­ние ико­но­бор­цев уже бы­ло пре­да­но ана­фе­ме VII Все­лен­ским Со­бо­ром. Он вся­че­ски ста­рал­ся об­ра­зу­мить им­пе­ра­то­ра и его окру­же­ние, без­бо­яз­нен­но разъ­яс­нял на­ро­ду уче­ние о по­чи­та­нии свя­тых икон, на­пи­сал уве­ща­ния к им­пе­ра­три­це и гра­до­на­чаль­ни­ку Ев­ти­хи­а­ну, бли­жай­ше­му к им­пе­ра­то­ру са­нов­ни­ку, при­со­еди­нив в кон­це про­ро­че­ское сло­во о ско­рой ги­бе­ли ере­ти­ков от «ка­ра­ю­щей ру­ки Гос­под­ней». То­гда ере­ти­че­ский со­бор от­лу­чил от Церк­ви свя­то­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра и его пред­ше­ствен­ни­ков – бла­жен­но­ по­чив­ших пат­ри­ар­хов Та­ра­сия и Гер­ма­на. Свя­той Ни­ки­фор был со­слан сна­ча­ла в мо­на­стырь в Хри­со­поль, а за­тем – на ост­ров Про­кон­нис в Мра­мор­ном мо­ре. По­сле 13 лет ли­ше­ний и скор­бей 2 июня 828 го­да свя­той пат­ри­арх Ни­ки­фор скон­чал­ся в из­гна­нии.
13 мар­та 847 го­да нетлен­ные мо­щи свя­то­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра, про­ле­жав­шие в зем­ле 19 лет, с тор­же­ством бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль в со­бор­ную цер­ковь Свя­той Со­фии.
Свя­ти­тель Ни­ки­фор был вы­да­ю­щим­ся цер­ков­ным де­я­те­лем сво­е­го вре­ме­ни, «укра­ше­ни­ем ве­ка и ка­фед­ры» и, мно­го по­слу­жив Церк­ви, оста­вил об­шир­ное ду­хов­ное на­сле­дие – мно­го­чис­лен­ные тру­ды ис­то­ри­че­ско­го, дог­ма­ти­че­ско­го и ка­но­ни­че­ско­го со­дер­жа­ния.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konstantinopolskij/

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий ро­дил­ся 12 де­каб­ря 1877 го­да в се­мье пев­че­го При­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лы в Санкт-Пе­тер­бур­ге Иоан­на По­спе­ло­ва, ко­то­рый впо­след­ствии был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и за­кон­чил свою жизнь диа­ко­ном Мор­ской Бо­го­яв­лен­ской церк­ви в Крон­штад­те. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Гри­го­рий по­лу­чил в Алек­сан­дро-Нев­ском ду­хов­ном учи­ли­ще в Санкт-Пе­тер­бур­ге, за­тем в Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1900 го­ду. В этом же го­ду скон­чал­ся его отец, и 11 июня 1900 го­да Гри­го­рий Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Мор­ской Бо­го­яв­лен­ской церк­ви. Кро­ме уча­стия в бо­го­слу­же­ни­ях, отец Гри­го­рий был за­ко­но­учи­те­лем в Пор­то­вой шко­ле, в на­чаль­ной шко­ле при Крон­штадт­ской го­род­ской по­ли­ции, а так­же в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле при Свя­то-Тро­иц­ком Об­ще­стве трез­во­сти. В 1905 го­ду при Об­ще­стве был вы­стро­ен мо­лит­вен­ный дом. С 1909 го­да Свя­то-Тро­иц­кое Об­ще­ство трез­во­сти бы­ло при­пи­са­но к Мор­ской Бо­го­яв­лен­ской церк­ви. В 1913 го­ду был освя­щен вновь по­стро­ен­ный ве­ли­че­ствен­ный со­бор во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, и отец Гри­го­рий стал слу­жить диа­ко­ном и здесь.
Мо­лит­вен­ный дом Об­ще­ства трез­во­сти сво­и­ми бо­го­слу­же­ни­я­ми и устра­и­ва­е­мы­ми в нем чте­ни­я­ми, в ко­то­рых ак­тив­ное уча­стие при­ни­мал диа­кон Гри­го­рий По­спе­лов, при­вле­кал по вос­кре­се­ньям до ты­ся­чи че­ло­век, в ос­нов­ном ра­бо­чих Крон­штадт­ско­го пор­та. Цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла при Об­ще­стве бы­ла от­кры­та в 1908 го­ду. По­на­ча­лу шко­ла тес­ни­лась в неболь­шом по­ме­ще­нии, ко­то­рое арен­до­ва­ли чле­ны Об­ще­ства, но за­тем бы­ло вы­стро­е­но но­вое зда­ние, в его стро­и­тель­стве ак­тив­ное уча­стие при­ни­мал диа­кон Гри­го­рий.
В 1908 го­ду диа­кон Гри­го­рий был на­зна­чен по­мощ­ни­ком ру­ко­во­ди­те­ля Свя­то-Тро­иц­ко­го Об­ще­ства трез­во­сти, а в 1917 го­ду — его ру­ко­во­ди­те­лем. В 1917 го­ду по­сле ухо­да за штат од­но­го из свя­щен­ни­ков Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра Об­ще­ство трез­во­сти ста­ло хо­да­тай­ство­вать пе­ред ду­хов­ным на­чаль­ством, чтобы на эту ва­кан­сию был ру­ко­по­ло­жен диа­кон Гри­го­рий. 15 ок­тяб­ря 1917 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Бо­го­яв­лен­ско­му со­бо­ру. Вско­ре по­сле на­ча­ла сво­е­го свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В мар­те 1921 го­да мат­ро­сы Крон­штадт­ско­го гар­ни­зо­на под­ня­ли вос­ста­ние про­тив боль­ше­ви­ков. По­сле бо­ев и пер­вых жертв про­то­и­е­рей Гри­го­рий был при­гла­шен от­петь уби­тых. Боль­ше­ви­ки, по­да­вив вос­ста­ние, при­сту­пи­ли к обыс­кам и аре­стам, и 25 мар­та в квар­ти­ре от­ца Гри­го­рия со­сто­ял­ся обыск, при ко­то­ром бы­ли най­де­ны неко­то­рые бу­ма­ги, о ко­то­рых один из про­из­во­див­ших обыск крас­но­ар­мей­цев по­ка­зал: «Я на­шел в книж­ном дет­ском шка­фу, вни­зу под кни­га­ми, в пап­ке с раз­ны­ми бу­ма­га­ми, в ко­то­рой бы­ли дет­ские бу­ма­ги и уче­ни­че­ская пе­ре­пис­ка… раз­но­го ро­да на­пе­ча­тан­ную на бу­ма­ге пе­ре­пис­ку, в ко­то­рой упо­ми­на­ют­ся с на­смеш­кой име­на во­ждей. Ко­гда мы По­спе­ло­ву пред­ста­ви­ли эти бу­ма­ги, то он в ка­те­го­ри­че­ской фор­ме от­ка­зал­ся от та­ко­вых».
По­сле обыс­ка про­то­и­е­рей Гри­го­рий был за­клю­чен в крон­штадт­скую мор­скую след­ствен­ную тюрь­му.
Во вре­мя до­про­са, на сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста, сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка о его уча­стии в Крон­штадт­ском вос­ста­нии, на что отец Гри­го­рий от­ве­тил, что в вос­ста­нии не участ­во­вал, но ко­гда тре­бо­ва­лось, то ис­пол­нял свои свя­щен­ни­че­ские обя­зан­но­сти.
— По­че­му вы аре­сто­ва­ны? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— При­чи­ну сво­е­го аре­ста я объ­яс­нить не мо­гу, по­то­му что не знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти, — за­явил сле­до­ва­тель.
— Аги­та­ции ни­ко­гда ни­ка­кой про­тив со­вет­ской вла­сти не вел.
— Во вре­мя аван­тю­ры в Крон­штад­те вы го­во­ри­ли про­по­ве­ди с цер­ков­но­го ам­во­на в поль­зу аван­тю­ри­стов?
— Ни­ка­ких про­по­ве­дей в поль­зу рев­ко­ма не го­во­рил, а вел толь­ко ис­клю­чи­тель­но цер­ков­ные бе­се­ды.
— Во вре­мя по­хо­рон уби­тых при пер­вом на­ступ­ле­нии со­вет­ских войск на Крон­штадт ка­кие це­ре­мо­нии бы­ли у вас про­де­ла­ны и что вы го­во­ри­ли при от­пе­ва­нии?
— Я знаю толь­ко од­ну па­ни­хи­ду в гос­пи­та­ле, на дру­гих па­ни­хи­дах, кро­ме Мор­ско­го со­бо­ра, ни­где не при­сут­ство­вал; на этих двух па­ни­хи­дах про­по­ве­дей не про­из­но­сил.
— Был ли цер­ков­ный звон, а так­же про­во­ди­ло ли ду­хо­вен­ство по­хо­рон­ную про­цес­сию на клад­би­ще, на мо­ги­лы?
— Цер­ков­но­го зво­на не бы­ло, а так­же и ду­хо­вен­ство не хо­ди­ло про­во­жать про­цес­сию на мо­ги­лы.
— Как вы от­но­си­лись к со­вет­ской вла­сти до аван­тю­ры?
— К со­вет­ской вла­сти я от­но­сил­ся доб­ро­со­вест­но, ис­пол­нял все ее де­кре­ты с точ­но­стью, ни­ка­кой аги­та­ции не вел да­же то­гда, ко­гда по­лу­чал ми­ни­маль­ный па­ек в чет­верть фун­та хле­ба.
— Как вы от­но­си­лись к вре­мен­но­му рев­ко­му и как вы счи­та­ли этот пе­ри­од вре­ме­ни — ре­во­лю­ци­ей или аван­тю­рой?
— Ре­во­лю­ци­ей я его не счи­тал, от­но­сил­ся без­раз­лич­но.
Спро­си­ли свя­щен­ни­ка и о най­ден­ных в его квар­ти­ре бу­ма­гах, в ко­то­рых с на­смеш­кой упо­ми­на­лись име­на ком­му­ни­сти­че­ских во­ждей, но от при­над­леж­но­сти этих бу­маг ему отец Гри­го­рий сно­ва ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся. Бу­ма­ги эти со­труд­ни­ки ЧК из де­ла изъ­яли, из че­го мож­но пред­по­ло­жить, что они ими бы­ли под­бро­ше­ны в квар­ти­ру свя­щен­ни­ка, так как все дру­гие бу­ма­ги, при­над­ле­жа­щие свя­щен­ни­ку и не име­ю­щие по­ли­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра, ока­за­лись при­об­щен­ны­ми к де­лу. Сра­зу же по­сле до­про­са, сле­до­ва­тель вы­нес свое за­клю­че­ние по де­лу, при­знав свя­щен­ни­ка ви­нов­ным в аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти, что «при­ни­мая во вни­ма­ние вы­ну­тые ма­те­ри­а­лы у По­спе­ло­ва при обыс­ке, яс­но ука­зы­ва­ет, что, имея та­кой ма­те­ри­ал во вре­мя крон­штадт­ской аван­тю­ры, По­спе­лов был недо­во­лен со­вет­ской вла­стью, что и да­ет по­вод по­до­зре­вать его в аги­та­ции, а по­то­му пред­по­ла­гал бы при­влечь По­спе­ло­ва к от­вет­ствен­но­сти».
Чрез­вы­чай­ная ре­во­лю­ци­он­ная трой­ка при­го­во­ри­ла от­ца Гри­го­рия к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Гри­го­рий По­спе­лов был рас­стре­лян по­чти сра­зу же по­сле при­го­во­ра во дво­ре крон­штадт­ской мор­ской след­ствен­ной тюрь­мы. Во вре­мя рас­стре­ла он креп­ко сжи­мал в ру­ках крест, ко­то­рый, несмот­ря ни на при­ка­за­ния, ни на уда­ры сол­дат, он не от­дал.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 15 ок­тяб­ря 1888 го­да в го­ро­де По­лоц­ке Ви­теб­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка, слу­жив­ше­го в Спа­со-Ев­фро­си­ни­ев­ском жен­ском мо­на­сты­ре, Фе­до­ра Око­ло­ви­ча. В 1899 го­ду Ми­ха­ил окон­чил на­чаль­ную шко­лу и по­сту­пил в По­лоц­кое ду­хов­ное учи­ли­ще. В 1904 го­ду он по­сту­пил в Ви­теб­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а по за­вер­ше­нии обу­че­ния в ней по­сту­пил в 1910 го­ду в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил по пер­во­му раз­ря­ду в 1914 го­ду. Ро­ди­те­ли Ми­ха­и­ла пред­по­ла­га­ли, что он при­мет мо­на­ше­ский по­стриг и зай­мет ка­кой-ли­бо из цер­ков­но-адми­ни­стра­тив­ных по­стов, но вы­шло ина­че.
В 1913 го­ду он по­зна­ко­мил­ся со сту­дент­кой Бе­с­ту­жев­ских кур­сов Ма­ри­ей Мак­си­мов­ной Ма­стрю­ко­вич, уро­жен­кой го­ро­да Мор­шан­ска Там­бов­ской гу­бер­нии. Ее дед был кре­пост­ным кре­стья­ни­ном, но уже отец стал обес­пе­чен­ным и да­же за­жи­точ­ным че­ло­ве­ком и же­лал, чтобы дочь по­лу­чи­ла хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние и вы­шла за­муж за че­ло­ве­ка, не при­над­ле­жа­ще­го ни к кре­стьян­ско­му, ни к ду­хов­но­му со­сло­ви­ям. Од­на­ко все вы­шло во­пре­ки по­же­ла­ни­ям ро­ди­те­лей. В 1914 го­ду Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич и Ма­рия Мак­си­мов­на об­вен­ча­лись. 30 сен­тяб­ря 1914 го­да Учеб­ный ко­ми­тет при Свя­тей­шем Си­но­де по­ста­но­вил на­зна­чить на долж­ность за­ко­но­учи­те­ля и ин­спек­то­ра Ир­кут­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща «Ми­ха­и­ла Око­ло­ви­ча, с при­ня­ти­ем им свя­щен­но­го са­на».
23 но­яб­ря 1914 го­да Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к учи­лищ­но­му хра­му. В мар­те 1915 го­да отец Ми­ха­ил был из­бран чле­ном учи­лищ­но­го со­ве­та, а в июне 1917 го­да — чле­ном Ир­кут­ско­го епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та. В том же го­ду на со­бра­нии ду­хо­вен­ства и ми­рян Ир­кут­ской епар­хии отец Ми­ха­ил был из­бран де­ле­га­том на Все­рос­сий­ский По­мест­ный цер­ков­ный со­бор.
В 1918 го­ду по­сле при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков ду­хов­ное учи­ли­ще бы­ло за­кры­то, и отец Ми­ха­ил был на­зна­чен слу­жить свя­щен­ни­ком в Кре­сто­воз­дви­жен­скую цер­ковь в Ир­кут­ске.
В фев­ра­ле 1921 го­да со­труд­ни­ки ЧК про­из­ве­ли на чер­да­ке Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го хра­ма обыск и на­шли па­тро­ны, по­рох и од­ну гра­на­ту. Отец Ми­ха­ил и сто­рож хра­ма бы­ли об­ви­не­ны в хра­не­нии ору­жия. Об­ви­ня­е­мые от­ка­за­лись при­знать се­бя ви­нов­ны­ми. 26 мая 1921 го­да со­сто­я­лось за­се­да­ние Ре­во­лю­ци­он­но­го три­бу­на­ла, ко­то­рый не смог до­ка­зать ви­нов­ность свя­щен­ни­ка и сто­ро­жа в хра­не­нии ору­жия, к че­му они и в дей­стви­тель­но­сти не бы­ли при­част­ны, и вско­ре об­ви­ня­е­мые в свя­зи с че­ты­рех­лет­ней го­дов­щи­ной Ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та бы­ли осво­бож­де­ны. Отец Ми­ха­ил вер­нул­ся слу­жить в Кре­сто­воз­дви­жен­ский храм.

ОГПУ при­сталь­но на­блю­да­ло за цер­ков­ной жиз­нью в го­ро­де и за каж­дым сколь­ко-ни­будь вы­да­ю­щим­ся пас­ты­рем. От­ца Ми­ха­и­ла неод­но­крат­но в те го­ды вы­зы­ва­ли в ОГПУ, пред­ла­га­ли снять сан, по­ме­нять де­я­тель­ность свя­щен­ни­ка на де­я­тель­ность пе­да­го­га, пред­ла­га­ли стать осве­до­ми­те­лем, под­дер­жать об­нов­лен­цев, обе­щая вы­со­кое по­ло­же­ние в об­нов­лен­че­ской иерар­хии, но все эти пред­ло­же­ния свя­щен­ник ка­те­го­ри­че­ски от­верг; и вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние его аре­сто­вать. Неза­дол­го пе­ред аре­стом отец Ми­ха­ил был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
17 фев­ра­ля 1925 го­да отец Ми­ха­ил вме­сте с неко­то­ры­ми дру­ги­ми вы­да­ю­щи­ми­ся пас­ты­ря­ми го­ро­да был аре­сто­ван и за­клю­чен в ир­кут­скую тюрь­му. Один из со­труд­ни­ков ОГПУ по­сле обыс­ка в квар­ти­ре свя­щен­ни­ка на­пи­сал в сво­ем ра­пор­те: «Око­ло­вич, су­дя по его раз­го­во­ру и по кни­гам, име­ю­щим­ся у него, поп не про­стой, а совре­мен­ный, про­све­щен­ный. Так у него, кро­ме книг ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го, ду­хов­но­го со­дер­жа­ния и бел­ле­три­сти­ки, есть нема­ло книг по фило­со­фии, со­цио­ло­гии… Ха­рак­тер­но, что Око­ло­вич име­ет кни­ги ан­ти­ре­ли­ги­оз­но­го со­дер­жа­ния… име­ют­ся га­зе­ты… У Око­ло­ви­ча ока­за­лись день­ги, со­бран­ные ко­ми­те­том при­хо­да Кре­сто­воз­дви­жен­ской церк­ви (он сек­ре­тарь ко­ми­те­та)… День­ги раз­де­ле­ны по от­дель­ным ме­шоч­кам: так есть день­ги, со­бран­ные для бед­ных, для за­клю­чен­ных дом­за­ка, для боль­ных в дом­за­ке. Есть по­ря­доч­ное ко­ли­че­ство про­ше­ний и за­яв­ле­ний о вы­да­че по­со­бий вви­ду бед­но­сти, бо­лез­ни, есть за­пис­ки с вы­ра­же­ни­ем бла­го­дар­но­сти и при­зна­тель­но­сти за ока­зан­ную по­мощь из дом­за­ка за под­пи­ся­ми вра­чей боль­ни­цы дом­за­ка, есть несколь­ко уве­дом­ле­ний о по­лу­че­нии про­дук­тов, де­нег с вы­ра­же­ни­ем бла­го­дар­но­сти от име­ни боль­ных».
На до­про­се сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка:
— Ска­жи­те, ка­ко­вы ва­ши по­ли­ти­че­ские убеж­де­ния в на­сто­я­щий мо­мент?
— Я не имею опре­де­лен­ных по­ли­ти­че­ских убеж­де­ний. Со­вет­ской вла­сти я не вполне сим­па­ти­зи­рую; как че­ло­век ре­ли­ги­оз­ный и свя­щен­ник, я от­вер­гаю в прин­ци­пе ком­пар­тию, как ан­ти­ре­ли­ги­оз­ную, — от­ве­тил отец Ми­ха­ил.

13 но­яб­ря 1925 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло свя­щен­ни­ков, и сре­ди них про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла, к трем го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь. Они бы­ли на­прав­ле­ны в рас­по­ря­же­ние управ­ле­ния Со­ло­вец­ких ла­ге­рей осо­бо­го на­зна­че­ния, ко­то­рое от­пра­ви­ло их от­бы­вать за­клю­че­ние в Ви­шер­ское от­де­ле­ние Со­ло­вец­ких ла­ге­рей.
В ла­ге­ре отец Ми­ха­ил неко­то­рое вре­мя ис­пол­нял долж­ность та­бель­щи­ка и сче­то­во­да. По­сколь­ку по окон­ча­нии сро­ка за­клю­че­ния ему бы­ло за­пре­ще­но жить в Ир­кут­ске, отец Ми­ха­ил по­се­лил­ся в Ми­ну­син­ске, ку­да при­был в июне 1928 го­да.
Из Ми­ну­син­ска отец Ми­ха­ил пи­сал ду­хов­ным де­тям: «Здесь чув­ству­ет­ся от­сут­ствие дру­зей, осо­бен­но это за­ме­ча­ет­ся в празд­нич­ные дни. До­ма не хва­та­ло вре­ме­ни на по­се­ще­ние дру­зей, а здесь есть вре­мя, да дру­зей нет — они да­ле­ко. Все­гда с нетер­пе­ни­ем ждем пи­сем, и по­лу­че­ние пи­сем зна­чи­тель­но под­ни­ма­ет на­стро­е­ние… Я не ска­жу, чтобы я очень тос­ко­вал или уны­вал, но на­стро­е­ние тя­же­лое все-та­ки бы­ва­ет. Глав­ная при­чи­на, что я не мо­гу сей­час сво­и­ми тру­да­ми до­бы­вать средств к жиз­ни. По­сто­ян­но идут на па­мять сло­ва Гос­по­да Иису­са Хри­ста, при­во­ди­мые апо­сто­лом Пав­лом: бла­жен­нее да­вать, неже­ли при­ни­мать (Деян.20:35)… Лич­но я для неко­то­ро­го успо­ко­е­ния об­ра­ща­юсь к сло­вам… апо­сто­ла: Вни­кай в се­бя и в уче­ние; за­ни­май­ся сим по­сто­ян­но: ибо, так по­сту­пая, и се­бя спа­сешь и слу­ша­ю­щих те­бя (1Тим.4:16). До­ма мне это­го по­чти со­всем не при­хо­ди­лось де­лать. Сей­час мне как бы да­ет­ся на это вре­мя. Ес­ли я его не ис­поль­зую в дан­ном на­прав­ле­нии, то не бу­дет мне ни­ка­ко­го оправ­да­ния. И все-та­ки ино­гда жа­лею, что не знаю ка­ко­го-ни­будь по­лез­но­го ру­ко­де­лия… Про­сим не за­бы­вать нас в мо­лит­ве и хоть из­ред­ка ра­до­вать нас пись­ма­ми или хоть ко­ро­тень­ки­ми ве­сточ­ка­ми о се­бе. Да со­хра­нит вас Гос­подь и укре­пит!»

В на­ча­ле трид­ца­тых го­дов под­ня­лась но­вая вол­на го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, на­прав­лен­ная, в част­но­сти, на уни­что­же­ние остат­ков епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния, для че­го аре­сто­вы­ва­лись преж­де все­го пра­вя­щие ар­хи­ереи и близ­кое к ним ду­хо­вен­ство. Та­кие аре­сты про­шли и в Ми­ну­син­ске, и 26 фев­ра­ля 1933 го­да сре­ди дру­гих был аре­сто­ван и отец Ми­ха­ил.

Вы­зван­ный на до­прос, отец Ми­ха­ил ви­нов­ным се­бя не при­знал и в сво­их соб­ствен­но­руч­ных по­ка­за­ни­ях на­пи­сал: «По во­про­су су­ще­ство­ва­ния ка­кой-то ор­га­ни­за­ции, на­прав­лен­ной к про­ти­во­дей­ствию на­чи­на­ни­ям со­вет­ской вла­сти, я ни от ко­го ни­че­го не слы­хал; не слы­хал и раз­го­во­ров о необ­хо­ди­мо­сти со­зда­ния ка­ко­го-ли­бо объ­еди­не­ния для по­доб­ной це­ли».
10 июня 1933 го­да трой­ка Пол­но­моч­но­го Пред­ста­ви­тель­ства ОГПУ при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, и он был от­прав­лен в 4-е от­де­ле­ние Даль­ла­га НКВД Па­ха, в лаг­пункт Ба­лынь, за­клю­чен­ные ко­то­ро­го за­ни­ма­лись стро­и­тель­ством го­ро­да Ком­со­моль­ска-на-Аму­ре.

В 1937-1938 го­дах на­ча­лось но­вое го­не­ние на ду­хо­вен­ство, кос­нув­ше­е­ся и тех, кто на­хо­дил­ся в тюрь­мах и конц­ла­ге­рях. В ла­ге­ре отец Ми­ха­ил ока­зал­ся в од­ном ба­ра­ке с учи­те­лем из Иши­ма и кре­стья­ни­ном из Там­бо­ва, с ко­то­ры­ми сло­жи­лись у него хо­ро­шие от­но­ше­ния.
7 мар­та 1938 го­да осве­до­ми­тель, по клич­ке Ога­рок, на­пи­сал в до­не­се­нии к опер­упол­но­мо­чен­но­му, что эти трое за­клю­чен­ных на­хо­дят­ся в хо­ро­ших от­но­ше­ни­ях, что Око­ло­вич, как свя­щен­ник, го­во­рил, что все, что на­пи­са­но в Биб­лии, сбы­ва­ет­ся, дру­гие же под­да­ки­ва­ли ему.
Бы­ли вы­зва­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, ко­то­рые по­ка­за­ли, что отец Ми­ха­ил и два его со­ка­мер­ни­ка тес­но сдру­жи­лись, за­щи­ща­ют друг дру­га; оправ­ды­ва­ясь пре­клон­ны­ми го­да­ми, ста­ра­ют­ся най­ти ра­бо­ту по­лег­че; поль­зу­ясь боль­шим скоп­ле­ни­ем лю­дей, ве­дут контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту, ко­то­рая за­клю­ча­ет­ся в том, что «за­клю­чен­ный Око­ло­вич, как быв­ший свя­щен­ник, ча­сто встав­ля­ет фра­зы из Биб­лии, до­ка­зы­ва­ет, что биб­лей­ское пред­ска­за­ние пол­но­стью оправ­ды­ва­ет­ся».
11 мар­та отец Ми­ха­ил был вы­зван на до­прос.
— След­ствию из­вест­но, что вы сов­мест­но с за­клю­чен­ны­ми… ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию… При­зна­е­те вы се­бя ви­нов­ным? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии я се­бя ви­нов­ным не при­знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник.
26 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ми­ха­и­ла и двух его со­ка­мер­ни­ков к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Око­ло­вич был рас­стре­лян в тот же день, 26 мар­та, и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание