⏳ 2020.03.25 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 4я седмица (неделя) Великого поста, Крестопоклонная (глас 7й)
• среда

☀️ неподвижный годовой круг:
25 марта (12 марта)
• прав. Финее́са, первосвященника (ок. 1500 до РХ)
• свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604)
• прп. Феофана Сигрианского (818)
• прп. Симеона Нового Богослова (1021)
• исп. Александра Державина (1933)
• сщмчч. Иоанна (Плеханова), Константина (Соколова), прмч. Владимира (Волкова) (1938)
• сщмч. Сергия (Скворцова) (1943)
• икона Божией Матери «Лиддская» (На столпе в Лидде) (I)


☦️
Свя­той пра­вед­ный Фине­ес, внук пер­во­свя­щен­ни­ка Ааро­на и сын пер­во­свя­щен­ни­ка Еле­аза­ра, то­же был свя­щен­ни­ком и рев­ност­но ис­пол­нял свое слу­же­ние.
Ко­гда из­ра­иль­тяне, вы­ве­ден­ные из Егип­та свя­тым про­ро­ком Мо­и­се­ем (па­мять 17 сен­тяб­ря), бы­ли уже близ­ки к зем­ле обе­то­ван­ной, их со­се­ди, мо­ави­тяне и ма­ди­а­ни­тяне, ис­пол­ни­лись за­ви­сти и стра­ха. Не на­де­ясь на свою си­лу, они ре­ши­ли при­бег­нуть к ча­ро­дей­ству и при­гла­си­ли волх­ва Ва­ла­а­ма, чтобы он на­вел про­кля­тие на из­ра­иль­тян. Но Гос­подь в от­кро­ве­нии Ва­ла­а­му воз­ве­стил Свою во­лю, и он, ис­пол­нив­шись Ду­ха, три­жды бла­го­сло­вил на­род Бо­жий. То­гда мо­ави­тяне через блу­до­дей­ство во­влек­ли из­ра­иль­тян в идо­ло­по­клон­ство Ва­ал-Фе­го­ру. Бог на­ка­зал иуде­ев за от­ступ­ни­че­ство, и они ты­ся­ча­ми уми­ра­ли от мо­ро­вой яз­вы. Мно­гие, ви­дя гнев Бо­жий, вра­зу­ми­лись и об­ра­ти­лись к по­ка­я­нию. В то вре­мя некий Зим­ри, на­чаль­ник ко­ле­на Си­мео­но­ва, «при­вел к бра­тьям сво­им ма­ди­а­ни­тян­ку в гла­зах Мо­и­сея и в гла­зах все­го об­ще­ства сы­нов Из­ра­иле­вых, ко­гда они пла­ка­ли у вхо­да ски­нии со­бра­ния». Фине­ес, ис­пол­нив­шись гне­ва на со­блаз­ни­те­ля на­ро­да, во­шел в его ша­тер и по­ра­зил ко­пьем его и ма­ди­а­ни­тян­ку. «И ска­зал Гос­подь Мо­и­сею: Фине­ес… от­вра­тил ярость Мою от сы­нов Из­ра­иле­вых, возрев­но­вав по Мне сре­ди их; по­се­му ска­жи: вот, Я даю ему Мой за­вет ми­ра, и бу­дет он ему и потом­ству его по нем за­ве­том свя­щен­ства веч­но­го, за то, что он по­ка­зал рев­ность по Бо­ге сво­ем и за­сту­пил сы­нов Из­ра­иле­вых» (Чис.25:6; Чис.25:10-13). По­сле это­го пра­вед­ный Фине­ес, по по­ве­ле­нию Бо­жи­е­му, во гла­ве из­ра­иль­ско­го вой­ска хо­дил на мо­ави­тян и на­ка­зал их за нече­стие и ко­вар­ство. По­сле смер­ти пер­во­свя­щен­ни­ка Еле­аза­ра свя­той Фине­ес был еди­но­душ­но из­бран пер­во­свя­щен­ни­ком. Пер­во­свя­щен­ство, по обе­то­ва­нию Бо­жи­е­му, про­дол­жа­лось и в его потом­стве. Свя­той Фине­ес скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти († ок. 1500 до Р. X.).

☦️
Св. Гри­го­рий, име­ну­е­мый Двое­сло­вом (со­бе­сед­ни­ком), ро­дил­ся в Ри­ме ок. 540 г. При­над­ле­жал к древ­не­му пат­ри­ци­ан­ско­му ро­ду, в ко­то­ром бы­ли хри­сти­ане, да­же свя­тые. Бу­ду­щий свя­ти­тель по­лу­чил бле­стя­щее свет­ское об­ра­зо­ва­ние, и его ожи­да­ла бле­стя­щая го­судар­ствен­ная ка­рье­ра. Он же чув­ство­вал ду­хов­ное при­зва­ние. Гри­го­рий вел скром­ную бо­го­угод­ную жизнь и всей ду­шой стре­мил­ся к ино­че­ству. По­сле смер­ти от­ца на его со­сто­я­ние он по­стро­ил шесть мо­на­сты­рей в Си­ци­лии, а в Ри­ме ос­но­вал мо­на­стырь во имя Ан­дрея Пер­во­зван­но­го, где и при­нял ино­че­ский сан. Мыс­ли об апо­столь­ском дол­ге Церк­ви, стрем­ле­ние к ду­хов­но­му про­све­ще­нию язы­че­ских на­ро­дов вдох­нов­ля­ли св. Гри­го­рия в те­че­ние всей его жиз­ни и на­шли до­стой­ное отоб­ра­же­ние в его бо­го­слов­ских тво­ре­ни­ях. В 577 г. св. Гри­го­рий был по­свя­щен в сан диа­ко­на. По по­ру­че­нию па­пы рим­ско­го дол­го тру­дил­ся в Ви­зан­тии, где изу­чал гре­че­ский язык и тво­ре­ния свя­тых от­цов Во­сто­ка, на­пи­сал «Тол­ко­ва­ние на кни­гу Иова», ока­зав­шее вли­я­ние на тво­ре­ния мно­гих круп­ней­ших бо­го­сло­вов и по­этов сред­не­ве­ко­вья. В 590 г. св. Гри­го­рий был из­бран на Рим­скую ка­фед­ру. В это вре­мя Ита­лия под­верг­лась на­ше­ствию вар­ва­ров. Св. Гри­го­рий про­явил се­бя при этом рев­ност­ным ар­хи­пас­ты­рем и вы­да­ю­щим­ся го­судар­ствен­ным и об­ще­ствен­ным де­я­те­лем. В 602 г. он по­лу­чил при­зна­ние гла­вен­ства Ри­ма над всей За­пад­ной Цер­ко­вью. Св. Гри­го­рий со­ста­вил на ла­тин­ском язы­ке чин Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных да­ров, ко­то­рая до него бы­ла из­вест­на лишь в уст­ном пре­да­нии. Этот чин был утвер­жден на VI Все­лен­ском Со­бо­ре в 680 г. и при­нят всей Хри­сти­ан­ской Цер­ко­вью. Скон­чал­ся свт. Гри­го­рий в 604 г. Мо­щи его по­чи­ва­ют в со­бо­ре св. апо­сто­ла Пет­ра в Ва­ти­кане.

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoeslov/

☦️
Пре­по­доб­ный Фе­о­фан Ис­по­вед­ник ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле в бла­го­че­сти­вой и знат­ной се­мье. Отец Фе­о­фа­на был в род­стве с ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­ром Львом Ис­ав­ром (717–741). Через три го­да по­сле рож­де­ния Фе­о­фа­на отец его умер, оста­вив свою се­мью на по­пе­че­ние са­мо­го им­пе­ра­то­ра. Фе­о­фан вы­рос при дво­ре и стал са­нов­ни­ком им­пе­ра­то­ра Льва Ха­за­ра (775–780). По­ло­же­ние обя­зы­ва­ло его всту­пить в брак. По со­гла­сию с неве­стой Фе­о­фан со­хра­нил це­ло­муд­рие, ибо в ду­ше его зре­ло же­ла­ние при­нять ино­че­ский об­раз. По­се­тив од­на­жды с су­пру­гой мо­на­сты­ри в Си­гри­ан­ской об­ла­сти (Ма­лая Азия), Фе­о­фан встре­тил про­зор­ли­во­го стар­ца Гри­го­рия Стра­ти­гия, ко­то­рый пред­ска­зал су­пру­ге Фе­о­фа­на, что ее муж бу­дет удо­сто­ен му­че­ни­че­ско­го вен­ца. Через неко­то­рое вре­мя су­пру­га Фе­о­фа­на бы­ла по­стри­же­на в мо­на­хи­ни в од­ном из мо­на­сты­рей Вифи­нии, а Фе­о­фан при­нял ино­че­ский по­стриг от стар­ца Гри­го­рия. По бла­го­сло­ве­нию стар­ца Фе­о­фан устро­ил мо­на­стырь на ост­ро­ве Ка­ло­ним в Мра­мор­ном мо­ре и за­тво­рил­ся в кел­лии, за­ни­ма­ясь пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем книг. В этом за­ня­тии Фе­о­фан до­стиг вы­со­ко­го ма­стер­ства. За­тем пре­по­доб­ный Фе­о­фан ос­но­вал еще один мо­на­стырь в Си­гри­ан­ской об­ла­сти, в ме­сте, на­зы­ва­е­мом «Ве­ли­кое Се­ло», и стал его игу­ме­ном. Пре­по­доб­ный сам при­ни­мал уча­стие во всех мо­на­стыр­ских ра­бо­тах и для всех был при­ме­ром тру­до­лю­бия и по­дви­га. Он был удо­сто­ен от Гос­по­да да­ра чу­до­тво­ре­ния: ис­це­лял бо­лез­ни, из­го­нял бе­сов. В 787 го­ду в Ни­кее со­брал­ся VII Все­лен­ский Со­бор, ко­то­рый осу­дил ересь ико­но­бор­че­ства. На Со­бор был вы­зван и пре­по­доб­ный Фе­о­фан. Он при­был в за­пла­тан­ном ру­би­ще, но про­си­ял бо­го­дух­но­вен­ной муд­ро­стью в утвер­жде­нии дог­ма­тов ис­тин­но­го пра­во­сла­вия.
В воз­расте 50 лет пре­по­доб­ный тя­же­ло за­бо­лел и до са­мой кон­чи­ны же­сто­ко стра­дал. На­хо­дясь на смерт­ном од­ре, пре­по­доб­ный непре­стан­но тру­дил­ся: он пи­сал «Хро­но­гра­фию» – ис­то­рию Хри­сти­ан­ской Церк­ви с 285 по 813 год. Этот труд до сих пор яв­ля­ет­ся цен­ным ис­точ­ни­ком по ис­то­рии Церк­ви.
По во­ца­ре­нии им­пе­ра­то­ра Льва Ар­мя­ни­на (813–820), ко­гда свя­той был уже глу­бо­ким стар­цем, воз­об­но­ви­лось ико­но­бор­че­ство. Свя­то­го Фе­о­фа­на при­нуж­да­ли при­нять ересь, но он твер­до вос­про­ти­вил­ся это­му и был за­клю­чен в тем­ни­цу. Его оби­тель «Ве­ли­кое Се­ло» бы­ла со­жже­на. Про­быв в тем­ни­це 23 дня, пре­по­доб­ный ис­по­вед­ник скон­чал­ся († 818). По­сле смер­ти нече­сти­во­го им­пе­ра­то­ра Льва Ар­мя­ни­на оби­тель «Ве­ли­кое Се­ло» бы­ла вос­ста­нов­ле­на, и ту­да пе­ре­не­се­ны бы­ли свя­тые мо­щи ис­по­вед­ни­ка.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispovednik/

☦️
Пре­по­доб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов ро­дил­ся в 946 го­ду в го­ро­де Га­ла­те (Па­фла­го­ния) и по­лу­чил в Кон­стан­ти­но­по­ле ос­но­ва­тель­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние. Отец го­то­вил его к при­двор­ной ка­рье­ре, и неко­то­рое вре­мя юно­ша за­ни­мал вы­со­кое по­ло­же­ние при им­пе­ра­тор­ском дво­ре. Но до­стиг­нув 25 лет, он по­чув­ство­вал вле­че­ние к ино­че­ской жиз­ни, бе­жал из до­ма и уда­лил­ся в Сту­дий­ский мо­на­стырь, где про­хо­дил по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством зна­ме­ни­то­го в то вре­мя стар­ца Си­мео­на Бла­го­го­вей­но­го. Ос­нов­ным по­дви­гом пре­по­доб­но­го ста­ла непре­стан­ная Иису­со­ва мо­лит­ва в ее крат­ком ви­де: «Гос­по­ди, по­ми­луй!» Для боль­шей мо­лит­вен­ной со­сре­до­то­чен­но­сти он по­сто­ян­но ис­кал уеди­не­ния, да­же на ли­тур­гии сто­ял от­дель­но от бра­тии, ча­сто оста­вал­ся один на ночь в церк­ви; чтобы на­вык­нуть в па­мя­то­ва­нии о смер­ти, про­во­дил но­чи на клад­би­ще. Пло­дом его усер­дия бы­ли осо­бые со­сто­я­ния вос­хи­ще­ния: в эти ча­сы Дух Свя­той в ви­де све­тя­ще­го­ся об­ла­ка нис­хо­дил на него и за­кры­вал от его глаз все окру­жа­ю­щее. Со вре­ме­нем он до­стиг по­сто­ян­ной вы­со­кой ду­хов­ной про­свет­лен­но­сти, что осо­бен­но об­на­ру­жи­ва­лось, ко­гда он слу­жил Ли­тур­гию.
При­мер­но в 980 го­ду пре­по­доб­ный Си­ме­он был по­став­лен игу­ме­ном мо­на­сты­ря свя­то­го Ма­ман­та и про­был в этом сане 25 лет. Он при­вел в по­ря­док за­пу­щен­ное хо­зяй­ство оби­те­ли и бла­го­устро­ил в ней храм.
Доб­ро­та со­че­та­лась у пре­по­доб­но­го Си­мео­на со стро­го­стью и неуклон­ным со­блю­де­ни­ем Еван­гель­ских за­по­ве­дей. Так, на­при­мер, ко­гда его лю­би­мый уче­ник Ар­се­ний пе­ре­бил во­рон, ко­то­рые по­кле­ва­ли раз­мо­чен­ный хлеб, игу­мен за­ста­вил его на­ни­зать мерт­вых птиц на ве­рев­ку, на­деть это «оже­ре­лье» на шею и сто­ять на дво­ре. В мо­на­сты­ре свя­то­го Ма­ман­та за­ма­ли­вал грех некий епи­скоп из Ри­ма, неча­ян­но убив­ший юно­го пле­мян­ни­ка, и пре­по­доб­ный Си­ме­он неиз­мен­но вы­ка­зы­вал к нему доб­ро­ту и вни­ма­ние.
Стро­гая мо­на­ше­ская дис­ци­пли­на, ко­то­рую все вре­мя на­саж­дал пре­по­доб­ный, при­ве­ла к силь­но­му недо­воль­ству сре­ди мо­на­стыр­ской бра­тии. Од­на­жды по­сле ли­тур­гии осо­бен­но раз­дра­жен­ные из бра­тьев на­бро­си­лись на него и ед­ва не уби­ли. Ко­гда же Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх из­гнал их из мо­на­сты­ря и хо­тел пре­дать го­род­ским вла­стям, Пре­по­доб­ный вы­мо­лил для них про­ще­ние и по­мо­гал им в жиз­ни в ми­ру.
Око­ло 1005 го­да пре­по­доб­ный Си­ме­он пе­ре­дал игу­мен­ство Ар­се­нию, а сам по­се­лил­ся при мо­на­сты­ре на по­кое. Там он со­здал свои бо­го­слов­ские тру­ды, от­рыв­ки из ко­то­рых во­шли в 5-й том «Доб­ро­то­лю­бия». Глав­ная те­ма его тво­ре­ния – со­кро­вен­ное де­ла­ние во Хри­сте. Пре­по­доб­ный Си­ме­он учит внут­рен­ней бра­ни, спо­со­бам ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, борь­бе про­тив стра­стей и гре­хов­ных по­мыс­лов. Он на­пи­сал по­уче­ния для мо­на­хов, «Де­я­тель­ные Бо­го­слов­ские гла­вы», «Сло­во о трех об­ра­зах мо­лит­вы», «Сло­во о ве­ре». Кро­ме то­го, пре­по­доб­ный Си­ме­он был вы­да­ю­щим­ся цер­ков­ным по­этом. Ему при­над­ле­жат «Гим­ны Бо­же­ствен­ной люб­ви» – око­ло 70 по­эм, пол­ных глу­бо­ких мо­лит­вен­ных раз­мыш­ле­ний.
Уче­ние пре­по­доб­но­го Си­мео­на о но­вом че­ло­ве­ке, об «обо­же­нии пло­ти», ко­то­рым он хо­тел за­ме­нить уче­ние об «умерщ­вле­нии пло­ти» (за что его и на­зва­ли Но­вым Бо­го­сло­вом), при­ни­ма­лось совре­мен­ни­ка­ми с тру­дом. Мно­гие его по­уче­ния зву­ча­ли для них непо­нят­но и чуж­до. Это при­ве­ло к кон­флик­ту с выс­шим кон­стан­ти­но­поль­ским ду­хо­вен­ством, и пре­по­доб­ный Си­ме­он под­верг­ся из­гна­нию. Он уда­лил­ся на бе­рег Бос­фо­ра и ос­но­вал там оби­тель свя­той Ма­ри­ны.
Свя­той мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 1021 го­ду. Еще при жиз­ни по­лу­чил он дар чу­до­тво­ре­ния. Мно­го­чис­лен­ные чу­де­са бы­ли яв­ле­ны и по­сле его смер­ти; од­но из них – чу­дес­ное об­ре­те­ние его об­ра­за. Жи­тие его на­пи­са­но ке­лей­ни­ком и уче­ни­ком, пре­по­доб­ным Ни­ки­той Сти­фа­том.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/

☦️
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Алек­сандр ро­дил­ся 13 ав­гу­ста 1864 го­да в се­ле Зе­лен­ци­но Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гея Ива­но­ви­ча Дер­жа­ви­на. В 1880 го­ду Алек­сандр окон­чил Зве­ни­го­род­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1887-м — Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В том же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ско­му хра­му в се­ле Алек­сан­дро­во Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Здесь он про­слу­жил де­сять лет и в 1897 го­ду был пе­ре­ве­ден в Тро­иц­кий храм в се­ле Тро­иц­кое то­го же уез­да.
В 1929 го­ду, во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, ОГПУ за­пла­ни­ро­ва­ло про­из­ве­сти аре­сты и в се­ле Тро­иц­ком, и 2 ян­ва­ря 1930 го­да отец Алек­сандр был аре­сто­ван, и вме­сте с ним два чле­на цер­ков­но­го со­ве­та. Все аре­сто­ван­ные бы­ли за­клю­че­ны в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве, и на сле­ду­ю­щий день отец Алек­сандр был до­про­шен. Сле­до­ва­тель вел де­ло вя­ло, ма­ло чем ин­те­ре­со­вал­ся, зная, что свя­щен­ни­ка аре­сто­ва­ли в рам­ках борь­бы без­бож­но­го го­су­дар­ства с Цер­ко­вью, и сам спро­сил его, зна­ет ли свя­щен­ник, за что его аре­сто­ва­ли. Отец Алек­сандр, несколь­ко уди­вив­шись та­кой по­ста­нов­ке во­про­са, от­ве­тил:
— Я не знаю, за что ме­ня аре­сто­ва­ли. Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел, и во­об­ще стою в сто­роне от по­ли­ти­ки.
— За­хо­дит ли кто к вам и вы к ко­му за­хо­ди­те — по друж­бе, по со­сед­ству или как к еди­но­мыш­лен­ни­кам? Пе­ре­чис­ли­те, кто и как ча­сто.
— За­хо­дит быв­шая на­ша при­слу­га по­пить чаю и ино­гда пе­ре­но­че­вать, боль­ше ко мне ни­кто не за­хо­дит.
— Кто из ве­ру­ю­щих при­хо­жан за­хо­дит к вам боль­ше чем дру­гие и по ка­ким де­лам?
— За­хо­дит ино­гда ста­ро­ста при­хо­да по де­лам церк­ви. На­при­мер, за­хо­дил, ко­гда обо­кра­ли цер­ковь в на­ча­ле ок­тяб­ря, и мы с ним вме­сте разыс­ки­ва­ли про­пав­шие ве­щи в ле­су.
— По­че­му вы на­пра­ви­лись в лес на по­ис­ки, а не еще ку­да-ни­будь? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— По­то­му что жен­щи­ны при­нес­ли ри­зы от икон, пе­ре­дан­ные им охот­ни­ка­ми в ле­су, — от­ве­тил свя­щен­ник.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и свя­щен­ни­ка от­пра­ви­ли в об­щую ка­ме­ру. В те­че­ние ян­ва­ря сле­до­ва­тель до­пра­ши­вал сви­де­те­лей, один из них по­ка­зал: «Свя­щен­ник Алек­сандр Сер­ге­е­вич Дер­жа­вин яв­но на­стро­ен про­тив со­вет­ской вла­сти. На со­бра­нии ве­ру­ю­щих, где при­сут­ство­ва­ло 62 че­ло­ве­ка, по во­про­су о лик­ви­да­ции цер­ков­но­го со­ве­та вы­сту­пил и го­во­рил: “Ни­ка­кой об­щи­ны ор­га­ни­зо­вы­вать не нуж­но, она у нас есть. Сей­час по де­рев­ням пред­се­да­тель Тро­иц­ко­го сель­со­ве­та хо­дит по до­мам и пе­ре­пи­сы­ва­ет, кто ве­ру­ет и кто не ве­ру­ет. Это то­ва­ри­щи де­ла­ют по­то­му, что они нам не ве­рят. Мы да­ем на­ши све­де­ния, кто в на­ших спис­ках за­пи­сан не за страх, а за со­весть, а боль­ше­ви­ки на­обо­рот — не за со­весть, а за страх”. Боль­ше ни­ка­ких вы­ступ­ле­ний я с его сто­ро­ны не за­ме­чал. По­ли­ти­че­ская физио­но­мия Дер­жа­ви­на очень скры­та и изу­че­нию под­да­ет­ся с тру­дом. Я лич­но счи­таю, что арест Дер­жа­ви­на был преж­девре­мен­ный и бес­цель­ный. На арест Дер­жа­ви­на на­се­ле­ние смот­рит как на го­не­ние на ве­ру, а не как на арест ка­ко­го-то контр­ре­во­лю­ци­о­не­ра».
13 фев­ра­ля 1930 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Алек­сандра к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и через ме­сяц он эта­пом был от­прав­лен в Ар­хан­гельск.
Впо­след­ствии все эти со­бы­тия свя­щен­ник так вкрат­це опи­сал в сво­ем днев­ни­ке: «С 1-го на 2-е в мо­ем до­ме в 10 ча­сов но­чи был про­из­ве­ден обыск быв­шим из­ба­чом се­ла Ми­хай­лов­ско­го… в при­сут­ствии по­ня­тых… и ми­ли­ци­о­не­ров. Все кни­ги… пись­ма и ве­щи бы­ли пе­ре­ры­ты, и мно­го пу­стя­ко­вых бу­ма­жо­нок бы­ло взя­то с со­бой. По­сле обыс­ка без предъ­яв­ле­ния ка­кой-ли­бо мне ви­ны я был аре­сто­ван и от­ве­зен… на стан­цию Ку­бин­ка и по­ме­щен до по­ез­да в от­дель­ную ком­на­ту как аре­стант. Тя­жел был для ме­ня этот пер­вый арест невин­но. В 5 ча­сов утра с по­ез­дом от­прав­лен был в Моск­ву и с вок­за­ла в за­кры­том ав­то­мо­би­ле от­прав­лен был на Лу­бян­ку в ОГПУ… Об этом опи­сы­вать не бу­ду… Мне был до­прос один раз, но ви­ны ка­кой-ли­бо не предъ­яв­ле­но, и до­прос был недол­гий… 5 ян­ва­ря, в вос­кре­се­нье, в тем­ной клет­ке ав­то­мо­би­ля от­прав­лен был в Бу­тыр­скую тюрь­му и по­сле обыс­ка по­ме­щен был в ка­ме­ре № 70, ко­ри­дор № 16, где про­си­дел до 15 мар­та 1930 го­да. О пре­бы­ва­нии в тюрь­ме пи­сать не бу­ду. В Бу­тыр­ках один раз вы­зы­вал ме­ня к се­бе сле­до­ва­тель и предъ­явил мне ста­тью за­ко­на 58, пункт 10, то есть аги­та­ция про­тив со­вет­ской вла­сти, и 13 фев­ра­ля Ко­мис­сия ОГПУ при­го­во­ри­ла ме­ня к ссыл­ке в Се­вер­ный край на три го­да. По­сле при­го­во­ра я про­си­дел в тюрь­ме еще ме­сяц и 15 мар­та эта­пом был от­прав­лен в Ар­хан­гельск. Про­был я в Ар­хан­гель­ске но­чей пять, но эти но­чи для ме­ня бы­ли тя­же­лее Бу­тыр­ской тюрь­мы. Дни и но­чи я про­во­дил в до­ме се­зон­ни­ка — ноч­леж­ка гряз­ная, на­ро­ду ссыль­но­го в до­ме мас­са, грязь страш­ная, пьян­ство, раз­врат, вши одо­ле­ли. Во­ров­ство, буй­ство. На­ко­нец, всем свя­щен­ни­кам да­ли пас­пор­та на жи­тель­ство в Ча­со­вен­ском сель­со­ве­те на ре­ке Ло­дь­ме, в два­дца­ти пя­ти вер­стах от Ар­хан­гель­ска.
1 мая. Утро. Встал в по­ло­вине ше­сто­го, мо­роз — 6 гра­ду­сов. Сан­ный путь еще хо­ро­ший. Здо­ро­вье мое… луч­ше, а в сер­деч­ной по­ло­сти все еще про­дол­жа­ет­ся неболь­шая боль. Тюрь­ма и ссыл­ка свое бе­рут, а рав­но и оди­но­че­ство. Вид­но, нуж­но те­перь и под­чи­нить­ся во­ле Бо­жи­ей.
Из Хол­мо­гор при­шло три­ста че­ло­век ка­за­ков-дон­цов на сплав ле­са по Ло­дь­ме, го­лод­ные, сла­бые, ед­ва но­ги свои пе­ре­дви­га­ют. Что-то бу­дет с на­ми, ес­ли у нас не бу­дет хле­ба.
18 июня днев­ные из­ве­стия, то есть 10 июля всех вы­зы­ва­ют в Ар­хан­гельск с ве­ща­ми.
1 ав­гу­ста ста­ро­го сти­ля. По­сле ме­сяч­но­го мо­е­го мол­ча­ния и ски­та­ния че­тыр­на­дца­ти дней по Ар­хан­гель­ску… с боль­ши­ми невзго­да­ми, нач­ну опять, на­хо­дясь в Усть-Циль­ме, свою убо­гую за­пись. По при­ез­де в Усть-Циль­му все вре­мя ис­ка­ли квар­ти­ру и на­ко­нец вре­мен­но на­шли на два ли­ца, кло­пов­ник. Ныне, 1-го, хо­дил в храм к ли­тур­гии. Сла­ва Бо­гу, что есть где по­мо­лить­ся, лег­че ду­ше. Ох, как тя­же­ло мне бу­дет жить оди­но­ким, ото­рван­ным от се­мьи и от дру­гов мо­их плюс де­тей. Од­на на­деж­да на Бо­жие ми­ло­сер­дие.
13 ав­гу­ста. Утро, яс­но и теп­ло. Се­го­дня свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го чу­до­твор­ца, день мо­е­го рож­де­ния. Окон­чил то­пить печь. Хо­чу по­мо­лить­ся, про­честь Гос­по­ду Иису­су ака­фист, Уте­ши­те­лю в скор­бях.
22 ав­гу­ста. Встал, пи­шу ра­но. Сей­час хо­дил на от­мет­ку и услы­шал, что я из Усть-Циль­мы на­зна­ча­юсь в де­рев­ню Усть, верст трид­цать пять от Усть-Циль­мы. Что де­лать, во­ля Бо­жия. Из мо­их то­ва­ри­щей ни­ко­го со мной не на­зна­ча­ют, при­хо­дит­ся жить од­но­му. По­сы­ла­ет­ся со мной свя­щен­ни­ков че­ло­век два­дцать.
При­шел на па­ро­ход в три ча­са ве­че­ра. Взял би­лет за свои день­ги. Па­ро­ход свер­ху не при­хо­дил до се­ми ча­сов ве­че­ра. На­ро­ду мно­го бы­ло пас­са­жи­ров. Ве­щи свои пе­ре­нес на па­ро­ход, тя­же­ло. Па­ро­ход не шел всю ночь, утром по­шел.
23 ав­гу­ста. При­е­ха­ли в Усть ча­сов в 12 дня. Дождь, грязь. За под­во­ду до де­рев­ни в шесть верст втро­ем за­пла­ти­ли де­вять руб­лей с при­бав­ком. Быв­шую ночь не спа­ли, а день весь был в су­е­те, устал, ед­ва до­шел до де­рев­ни. Уснул на по­лу по­ря­доч­но. В до­ме чи­сто и теп­ло. Де­ре­вья на кру­той го­ре и реч­ке… хра­ма нет. Квар­ти­ру по­сто­ян­ную еще не сня­ли, но най­дем. Ныне пред­се­да­тель хо­тел нас вы­гнать на ра­бо­ту, лес ока­ты­вать. По­шел дождь, от­ме­нил. Мы трое не хо­те­ли ид­ти, так как осуж­де­ны в ссыл­ку, а не на при­ну­ди­тель­ные ра­бо­ты.
30 ап­ре­ля 1931 го­да. Хри­сто­во Вос­кре­се­нье. Теп­ло. Чув­ствую в се­бе сла­бость и в но­гах, и в ру­ках, есть ка­шель, все не про­хо­дит по­сле грип­па… си­лы па­да­ют, долж­но быть, ско­ро на­до рас­ста­вать­ся с жиз­нью. По­мо­ги, Гос­по­ди, по­ка­ять­ся.
11 мар­та 1932 го­да. Ве­тер и хо­лод­но. Тре­вож­ный слух идет о на­шем вы­се­ле­нии в Усть-Циль­му, а по­том ку­да-то даль­ше из Усть-Циль­мы. Что-то бу­дет к 1 ап­ре­ля. Дей­стви­тель­но, нас тре­бу­ют к 30 мар­та в Усть-Циль­му, а ку­да от­ту­да по­шлют, не знаю.
12 мар­та. Весь день про­шел в бес­по­кой­ствии и тре­во­гах. Вот что по­лу­чи­ли вме­сто от­пус­ка до­мой — пе­ре­гон­ку в дру­гую де­рев­ню, неиз­вест­ную.
15-16 мар­та. Мо­роз. Сбо­ры в Усть-Циль­му. Но­че­ва­ли от­цы… идет ссыль­ных очень мно­го.
31 мая. Ве­тер и яс­но. Се­го­дня из ОГПУ по­лу­че­на сель­со­ве­том бу­ма­га, чтобы я явил­ся в Усть-Циль­му 3 июня с ве­ща­ми, в ОГПУ. Ку­да ме­ня вы­сы­ла­ют, не знаю. Жут­ко ста­но­вит­ся. По­мо­ги мне, Ца­ри­ца Небес­ная.
1 июня. Идут у ме­ня сбо­ры к от­прав­ке, но ку­да опять от­прав­ля­ют, неиз­вест­но. При­дет­ся мне, долж­но быть, по­го­ло­дать ны­неш­ний год.
1 ян­ва­ря 1933 го­да. Теп­ло, идет сне­жок неболь­шой. Про­был в ссыл­ке три го­да. Се­го­дня срок трех­го­дич­ный, а от­пус­ков ни­ко­му еще нет…
2 мар­та. Неболь­шой мо­роз. Немно­го по­ба­ли­ва­ет же­лу­док.
4 мар­та. Мо­роз и ве­те­рок. Се­го­дня при­об­щил­ся Свя­тых Та­ин. Бла­го­да­ре­ние Бо­гу.
10 мар­та. Опять силь­ный мо­роз с вет­ром. Ну уж се­вер­ная зи­ма в 1933 го­ду, бу­дешь пом­нить ее. Жи­вот все му­ча­ет ме­ня бо­ля­ми… силь­ны­ми. По­жа­луй, бу­дет пло­хой ис­ход бо­лез­ни, и по­мочь нечем.
19 мар­та. Мо­роз несиль­ный. По­чти всю ночь не спал, боль жи­во­та… У ме­ня, ка­жет­ся, гры­жа от на­ту­ги и подъ­ема дров…»
25 мар­та 1933 го­да свя­щен­ник Алек­сандр Дер­жа­вин скон­чал­ся и был по­гре­бен в без­вест­ной ныне мо­ги­ле на де­ре­вен­ском клад­би­ще.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 11 сен­тяб­ря 1879 го­да в де­ревне Филип­ко­во Пе­ре­слав­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Гав­ри­и­ла Пле­ха­но­ва. Окон­чив цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, Иван в 1892 го­ду уехал в Моск­ву, как уез­жа­ли то­гда мно­гие под­рост­ки из разо­ряв­ших­ся кре­стьян­ских хо­зяйств. Боль­шин­ство устра­и­ва­лось под­ма­сте­рья­ми; мно­гие, по­па­дая в раз­вра­щен­ный быт боль­шо­го го­ро­да, по­гря­за­ли в гре­хах, при­об­ре­та­ли бо­лез­ни и по­ги­ба­ли нрав­ствен­но и физи­че­ски. Ива­на от ги­бе­ли спас­ли ве­ра в Бо­га и бла­го­че­сти­вые на­вы­ки, при­об­ре­тен­ные в ро­ди­тель­ском до­ме. Он вы­учил­ся на по­ва­ра и сна­ча­ла ра­бо­тал в ре­сто­ране Те­сто­ва на Вос­кре­сен­ской пло­ща­ди, по­том в чай­ной; при со­вет­ской вла­сти он стал за­ве­ду­ю­щим сто­ло­вой, а за­тем по­шел по­ва­ром к Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну.
В 1920 го­ду в Тро­иц­кой церк­ви на Тро­иц­ком по­дво­рье Пат­ри­арх Ти­хон ру­ко­по­ло­жил Ива­на Гав­ри­ло­ви­ча во диа­ко­на к Тро­иц­кой церк­ви, при ко­то­рой он од­новре­мен­но со­сто­ял чле­ном цер­ков­но-при­ход­ско­го со­ве­та. Здесь он слу­жил до аре­ста Пат­ри­ар­ха и за­хва­та пат­ри­ар­ше­го по­дво­рья об­нов­лен­ца­ми. По­сле осво­бож­де­ния Пат­ри­ар­ха из за­клю­че­ния со­труд­ни­ки ОГПУ с осо­бен­ным тща­ни­ем ста­ли со­би­рать све­де­ния о том, как от­но­сят­ся цер­ков­ные лю­ди к осво­бож­де­нию Пат­ри­ар­ха и к его опуб­ли­ко­ван­ным в со­вет­ской прес­се за­яв­ле­ни­ям, и осо­бен­но сре­ди кру­га бли­жай­ших к нему лиц.
24 июля 1923 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло диа­ко­на Иоан­на и его же­ну и они бы­ли за­клю­че­ны в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. При обыс­ке у диа­ко­на Иоан­на был най­ден ма­ши­но­пис­ный текст на­став­ле­ния мо­на­хам и ми­ря­нам, на­прав­лен­ный про­тив об­нов­лен­цев, в ко­то­ром го­во­ри­лось, что с упад­ком об­ще­го бла­го­че­стия в са­му цер­ков­ную сре­ду про­никнет мно­го лже­бра­тий, ко­то­рые, бу­дучи во­ди­мы сво­и­ми по­ро­ка­ми и при­выч­кой к рос­кош­ной жиз­ни, устро­ят го­не­ние на всех же­ла­ю­щих жить бла­го­че­сти­во.
— Ска­жи­те, ка­ко­во ва­ше от­но­ше­ние к Церк­ви рань­ше и те­перь, по­сле рас­ка­я­ния Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на? — спро­сил диа­ко­на Иоан­на сле­до­ва­тель.
— Счи­таю се­бя чле­ном Пра­во­слав­ной Во­сточ­но-ка­фо­ли­че­ской Церк­ви как преж­де, так и те­перь, — от­ве­тил диа­кон.
— Ска­жи­те, ка­ко­во ва­ше от­но­ше­ние к Ти­хо­ну и его рас­ка­я­нию?
— Как ма­ло раз­би­ра­ю­щий­ся, я счи­таю для се­бя пра­виль­ным не ка­сать­ся его рас­ка­я­ния, как лич­но ме­ня не ка­са­ю­ще­го­ся.
— Ска­жи­те, где, от ко­го и ко­гда вы по­лу­чи­ли ото­бран­ный у вас при обыс­ке пе­чат­ный текст на­став­ле­ния, то есть фа­ми­лии, име­на, от­че­ства и адрес?
— В хра­ме, от неиз­вест­ной жен­щи­ны, по­да­но мне в ру­ки.
За недо­ка­зан­но­стью пре­ступ­ле­ния, а так­же за от­сут­стви­ем су­ще­ствен­ных све­де­ний от осве­до­ми­те­лей, ОГПУ рас­по­ря­ди­лось 24 сен­тяб­ря 1923 го­да диа­ко­на Иоан­на осво­бо­дить.
Во все вре­мя слу­же­ния диа­ко­ном отец Иоанн нес по­слу­ша­ние по­ва­ра у Пат­ри­ар­ха, а по­сле его кон­чи­ны, у Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­та Пет­ра (По­лян­ско­го).
В 1925 го­ду епи­скоп Брон­ниц­кий, ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии Иоанн (Ва­си­льев­ский), в Вос­кре­сен­ском хра­ме в по­сел­ке Веш­ня­ки ру­ко­по­ло­жил диа­ко­на Иоан­на во свя­щен­ни­ка. До но­яб­ря 1936 го­да отец Иоанн слу­жил в Москве, но с за­кры­ти­ем в Москве мно­гих хра­мов и со­кра­ще­ни­ем чис­ла при­хо­дов он был вы­нуж­ден уй­ти за штат. То­гда же, как свя­щен­но­слу­жи­те­ля, его вы­сла­ли за сто­ки­ло­мет­ро­вую зо­ну от Моск­вы, и неко­то­рое вре­мя он жил в Во­ло­ко­лам­ске; вско­ре отец Иоанн по­лу­чил на­зна­че­ние в храм Дмит­ри­ев­ско­го по­го­ста На­го­рьев­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти. От­сю­да он ча­сто ез­дил в Моск­ву за­ку­пить необ­хо­ди­мые для церк­ви ве­щи и по­ви­дать сво­их ду­хов­ных де­тей, ко­то­рых у него за вре­мя слу­же­ния в Москве по­яви­лось нема­ло. Ко­гда свя­щен­ник при­ез­жал в Моск­ву, то бы­вал в неко­то­рых хра­мах; об этих его при­ез­дах осве­до­ми­те­ли до­нес­ли в НКВД. В два­дца­тых чис­лах ян­ва­ря 1938 го­да отец Иоанн при­е­хал в Моск­ву и со­би­рал­ся остать­ся на вен­ча­ние пле­мян­ни­цы, ко­то­рое бы­ло на­зна­че­но на 2 фев­ра­ля, но в тот же день ве­че­ром он был аре­сто­ван и за­клю­чен в од­ну из тю­рем Моск­вы.
Бы­ли до­про­ше­ны два де­жур­ных сви­де­те­ля — свя­щен­но­слу­жи­те­ли мос­ков­ских хра­мов То­лу­за­ков и Мар­ков, ко­то­рые да­ли по­ка­за­ния об ан­ти­со­вет­ской буд­то бы де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка, и по­сле это­го был до­про­шен отец Иоанн.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в ян­ва­ре се­го го­да в при­сут­ствии несколь­ких лиц вос­хва­ля­ли вра­гов на­ро­да, — за­явил сле­до­ва­тель.
— В от­но­ше­нии вра­гов на­ро­да я ни­че­го не го­во­рил.
— След­стви­ем так­же уста­нов­ле­но, что вы в ян­ва­ре се­го го­да сре­ди окру­жа­ю­щих вас лиц вы­ска­зы­ва­ли неудо­воль­ствие от­но­си­тель­но су­ще­ству­ю­ще­го кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства.
— Это неправ­да. От­но­си­тель­но кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства я ни­че­го не го­во­рил.
— Вы аре­сто­ва­ны и при­вле­ка­е­тесь к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти за про­ве­де­ние контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции сре­ди ве­ру­ю­щих. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
— Ви­нов­ным се­бя в про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не при­знаю.
13 мар­та след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 15 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу, по­сле че­го он был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Свя­щен­ник Иоанн Пле­ха­нов был рас­стре­лян 25 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин ро­дил­ся 3 мая 1875 го­да в се­ле Лю­бер­цы Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Со­ко­ло­ва. В 1896 го­ду Кон­стан­тин окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. До 1936 го­да он слу­жил в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме в се­ле Лю­бер­цы, а с 18 июня 1936 го­да стал слу­жить в хра­ме в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Смо­ли­но Ве­рей­ско­го рай­о­на.
В ок­тяб­ре 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли де­жур­ных сви­де­те­лей и те по­ка­за­ли, что свя­щен­ник Кон­стан­тин Со­ко­лов аги­ти­ру­ет за Цер­ковь, при­зы­ва­ет к ве­ре во Хри­ста и пра­вед­ной жиз­ни, ста­вя в при­мер Ма­рию Еги­пет­скую. 20 сен­тяб­ря, по­сле все­нощ­ной под празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, он со­об­щил ве­ру­ю­щим, что об­ра­щал­ся в НКВД за раз­ре­ше­ни­ем хо­дить по при­хо­ду с мо­леб­на­ми, но та­ко­го раз­ре­ше­ния не по­лу­чил, и по­то­му про­сит при­хо­жан при­хо­дить слу­жить мо­леб­ны в храм. Он то­гда же ска­зал, что об­ра­щал­ся и к пред­се­да­те­лю сель­со­ве­та, чтобы тот раз­ре­шил слу­жить мо­леб­ны, не ста­вя в из­вест­ность рай­он­ные вла­сти, но тот от­ка­зал. По­сы­лал он и чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та со­би­рать под­пи­си кол­хоз­ни­ков под хо­да­тай­ством на раз­ре­ше­ние ид­ти с крест­ным хо­дом, но то­же без­успеш­но.
17 но­яб­ря 1937 го­да отец Кон­стан­тин был аре­сто­ван. Пер­вое вре­мя он со­дер­жал­ся в мо­жай­ской тюрь­ме, а за­тем был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в сен­тяб­ре се­го го­да по по­во­ду ста­лин­ской кон­сти­ту­ции вы­ска­зы­ва­лись, что в за­ко­нах со­вет­ской вла­сти на­пи­са­но, что слу­жить в церк­ви, хо­дить во­круг церк­ви с крест­ны­ми хо­да­ми и по до­мам кол­хоз­ни­ков раз­ре­ша­ет­ся, а на де­ле хож­де­ние за­пре­ща­ют. Под­твер­жда­е­те ли вы, что был та­кой раз­го­вор? — спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
— Да, та­кой раз­го­вор был с пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та по­сле то­го, как ко мне об­ра­ти­лись при­хо­жане с прось­бой ид­ти крест­ным хо­дом во­круг церк­ви. Я спра­ши­вал пред­се­да­те­ля, по­че­му нель­зя в празд­ни­ки хо­дить во­круг церк­ви… на хож­де­ние во­круг церк­ви раз­ре­ше­ния не тре­бу­ет­ся. Но о ста­лин­ской кон­сти­ту­ции я ни­че­го не го­во­рил.
— Ис­тол­ко­вы­вая кон­сти­ту­цию в ан­ти­со­вет­ском ду­хе, вы го­во­ри­ли, что в кон­сти­ту­ции на­пи­са­но о сво­бо­де улич­ных ше­ствий, а на де­ле не да­ют хо­дить с мо­леб­на­ми. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
— Нет, не под­твер­ждаю. Та­ко­го я не го­во­рил.
— Вы по­сы­ла­ли чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та со­би­рать под­пи­си под хо­да­тай­ством о раз­ре­ше­нии хо­дить с мо­леб­на­ми по до­мам кол­хоз­ни­ков?
— Цер­ков­ный со­вет об­ра­тил­ся ко мне с прось­бой хо­дить с мо­леб­на­ми; я же ска­зал, что это де­ло ве­ру­ю­щих. Цер­ков­ный со­вет со­брал под­пи­си, ста­ро­ста при­шел ко мне, и я об­ра­тил­ся в сель­со­вет, но там мне от­ка­за­ли.
25 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Кон­стан­ти­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 9 ян­ва­ря 1938 го­да свя­щен­ник при­был в Сус­лов­ское от­де­ле­ние Си­б­ла­га НКВД. Свя­щен­ник Кон­стан­тин Со­ко­лов скон­чал­ся в за­клю­че­нии от го­ло­да и непо­силь­ной ра­бо­ты 25 мар­та 1938 го­да (через 3 месяца) и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 21 ап­ре­ля 1878 го­да в де­ревне Ма­лые Па­лат­ки Гжат­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ни­ла Вол­ко­ва и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ге­ор­ги­ем. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил до­ма. В 1899 го­ду Ге­ор­гий был при­зван в ар­мию и про­слу­жил в ней до 1905 го­да. Как че­ло­век гра­мот­ный, он про­хо­дил служ­бу в долж­но­сти стар­ше­го пи­са­ря у вой­ско­во­го на­чаль­ни­ка го­ро­да Гжат­ска. В это вре­мя он при­шел к окон­ча­тель­но­му ре­ше­нию оста­вить мир и в 1906 го­ду по­сту­пил по­слуш­ни­ком в пу­стынь Па­рак­лит при Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре.
15 июля 1909 го­да Ге­ор­гий Ни­ло­вич был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Вла­ди­мир. В пу­сты­ни он про­хо­дил по­слу­ша­ние хлеб­ни­ка, си­но­дич­но­го и пи­са­ря. В 1912 го­ду мо­нах Вла­ди­мир был пе­ре­ве­ден в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и на­зна­чен смот­ри­те­лем ти­по­гра­фии. 19 мар­та 1915 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на. По­сле за­кры­тия Лав­ры иеро­ди­а­кон Вла­ди­мир слу­жил в хра­ме ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го в се­ле Ши­ма­но­во Мо­жай­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
В 1930 го­ду иеро­ди­а­кон Вла­ди­мир был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и по прось­бе при­хо­жан на­зна­чен слу­жить в Спас­скую цер­ковь в се­ле Ис­лав­ское Зве­ни­го­род­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В 1931 го­ду он был воз­ве­ден в сан игу­ме­на, в 1932-м — в сан ар­хи­манд­ри­та. В 1936 го­ду ему бы­ло пре­по­да­но бла­го­сло­ве­ние слу­жить Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию с от­кры­ты­ми цар­ски­ми вра­та­ми до Хе­ру­вим­ской пес­ни.
С 1931 го­да, про­дол­жая слу­жить в хра­ме, отец Вла­ди­мир ис­пол­нял долж­ность сче­то­во­да в ре­дак­ции жур­на­ла Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. В 1935 го­ду жур­нал был за­крыт, и отец Вла­ди­мир был остав­лен при Пат­ри­ар­хии про­дав­цом, от­ве­ча­ю­щим за про­да­жу цер­ков­ных пред­ме­тов, и про­ра­бо­тал здесь еще год.
21 фев­ра­ля 1938 го­да ар­хи­епи­скоп Сер­гий (Вос­кре­сен­ский), ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии, пред­ло­жил ар­хи­манд­ри­ту Вла­ди­ми­ру быть ду­хов­ни­ком мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) и сво­им, но это не осу­ще­стви­лось — 27 фев­ра­ля 1938 го­да ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир был аре­сто­ван и за­клю­чен в мо­жай­скую тюрь­му.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, так как воз­во­ди­ли кле­ве­ту на ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и со­вет­ской вла­сти — в ав­гу­сте 1937 го­да, в мо­мент вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет, и в ян­ва­ре 1938 го­да, — за­явил от­цу Вла­ди­ми­ру сле­до­ва­тель.
— В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и кле­ве­те на ру­ко­во­ди­те­лей ВКП(б) и со­вет­ской вла­сти ви­нов­ным се­бя не при­знаю, — от­ве­тил ар­хи­манд­рит.
7 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу, и он был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир (Вол­ков) был рас­стре­лян 25 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 4 июля 1896 го­да в де­ревне Смоль­ни­ко­во Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье печ­ни­ка Иоси­фа Сквор­цо­ва и его су­пру­ги Ека­те­ри­ны. В 1914 го­ду Сер­гей окон­чил учи­тель­скую се­ми­на­рию и по­сту­пил ра­бо­тать учи­те­лем в на­чаль­ные клас­сы шко­лы. Вско­ре он же­нил­ся на Клав­дии Ни­ко­ла­евне Ми­хай­ло­вой, до­че­ри слу­жа­ще­го же­лез­ной до­ро­ги; впо­след­ствии у них ро­ди­лось трое де­тей — Ли­дия, Ни­ко­лай и Алек­сандр.
В 1918 го­ду в то вре­мя, ко­гда Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь бы­ла по­став­ле­на без­бож­ни­ка­ми боль­ше­ви­ка­ми вне за­ко­на, Сер­гей Иоси­фо­вич, же­лая по­слу­жить Церк­ви, был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а в 1926 го­ду — во свя­щен­ни­ка ко хра­му му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы в по­сел­ке Дрез­на Оре­хо­во-Зу­ев­ско­го рай­о­на, в ко­то­ром он и про­слу­жил до сво­е­го аре­ста. В на­ча­ле 1930-х го­дов он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем это­го хра­ма. При­хо­жане лю­би­ли от­ца Сер­гия за то, что он все си­лы и вре­мя от­да­вал при­хо­ду и для всех неиму­щих тре­бы со­вер­шал бес­плат­но. В 1926 го­ду храм по­пы­та­лись за­хва­тить об­нов­лен­цы, по­зи­ции ко­то­рых бы­ли весь­ма силь­ны в Оре­хо­во-Зу­ев­ском рай­оне, но от­цу Сер­гию уда­лось от­сто­ять цер­ковь от за­хва­та об­нов­лен­ца­ми. То­гда вла­сти ре­ши­ли храм за­крыть. Отец Сер­гий при­нял де­я­тель­ное уча­стие в от­ста­и­ва­нии хра­ма. По­сле мно­гих хло­пот и по­ез­док во ВЦИК свя­щен­ни­ку и при­хо­жа­нам уда­лось храм со­хра­нить. Он был за­крыт толь­ко в 1953 го­ду.
Ста­вя сво­ей це­лью за­кры­тие хра­ма, вла­сти угро­жа­ли от­цу Сер­гию аре­стом и тре­бо­ва­ли от него, чтобы он снял с се­бя сан через за­яв­ле­ние в га­зе­ту, под­пи­сав­шись под тем, что не ве­рит в Бо­га и дур­ма­нит на­род. Но он с него­до­ва­ни­ем от­верг это пред­ло­же­ние. То­гда ему ста­ли пред­ла­гать скрыть­ся, уехать. «Уедешь, и, мо­жет быть, минет те­бя “ча­ша сия”», — го­во­ри­ли ему мни­мые доб­ро­же­ла­те­ли. Но и это пред­ло­же­ние он не при­нял, ска­зав: «Ку­да я уеду? Как я бу­ду смот­реть на­ро­ду в гла­за?»
Вес­ной 1937 го­да тя­же­ло за­бо­ле­ла же­на свя­щен­ни­ка Клав­дия Ни­ко­ла­ев­на. По­на­ча­лу бо­лезнь ка­за­лась не гроз­ной, так как это бы­ла обык­но­вен­ная про­сту­да, но за­тем она по­лу­чи­ла стре­ми­тель­ное раз­ви­тие и пе­ре­шла в ту­бер­ку­лез, от ко­то­ро­го 30 ап­ре­ля 1937 го­да Клав­дия Ни­ко­ла­ев­на скон­ча­лась, оста­вив тро­их де­тей — че­тыр­на­дца­ти, две­на­дца­ти и де­вя­ти лет. Де­ти жи­ли с от­цом и с ба­буш­кой Ека­те­ри­ной Ни­ки­тич­ной.
Вла­сти аре­сто­ва­ли от­ца Сер­гия 28 сен­тяб­ря 1937 го­да. От­слу­жив ли­тур­гию на пре­столь­ный празд­ник в хра­ме ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты в се­ле Ка­ба­но­во, где неза­дол­го пе­ред этим был аре­сто­ван его друг про­то­и­е­рей Ва­си­лий Мак­си­мов, он вер­нул­ся до­мой. Глу­бо­кой но­чью кто-то по­сту­чал­ся в ок­но. Отец Сер­гий дав­но ждал это­го ча­са и спо­кой­но ска­зал: «Это за мной». За­тем он встал, одел­ся и от­крыл дверь.
В дом во­шли трое со­труд­ни­ков НКВД. По­сле обыс­ка один из них ска­зал: «Ну, со­би­рай­тесь. Бе­ри­те всё теп­лое». Де­ти и ба­буш­ка за­пла­ка­ли. Отец Сер­гий по­про­щал­ся со все­ми, всех бла­го­сло­вил и ушел. Арест от­ца вы­звал у де­тей нерв­ное по­тря­се­ние: дочь Ли­дия, вы­ско­чив на ули­цу, без­от­чет­но ста­ла кри­чать «ка­ра­ул», не в си­лах спра­вить­ся со сво­им со­сто­я­ни­ем и оста­но­вить­ся. Со­труд­ни­ки НКВД, чтобы ути­хо­ми­рить де­воч­ку, ста­ли стре­лять в воз­дух.
Пер­вое вре­мя по­сле аре­ста отец Сер­гий на­хо­дил­ся в тюрь­ме в го­ро­де По­кров; ба­буш­ка и де­ти при­во­зи­ли ему ту­да про­дук­ты и ве­щи. Од­на­жды свя­щен­ник пе­ре­дал им из тюрь­мы бе­лье и прядь сво­их во­лос, и де­ти по­ня­ли, что их от­ца остриг­ли. Вско­ре от­ца Сер­гия пе­ре­ве­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли. Один из них, фо­то­граф Цвет­ков, по­ка­зал, что «Сквор­цов, ис­поль­зуя сан свя­щен­ни­ка, ча­сто про­во­дит бе­се­ды с ве­ру­ю­щи­ми».
Сек­ре­тарь сель­со­ве­та в Дрезне ска­зал о свя­щен­ни­ке: «Сквор­цов сре­ди ве­ру­ю­щих и граж­дан по­сел­ка Дрез­на про­во­дит ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, груп­пи­руя во­круг се­бя ак­тив­ных цер­ков­ни­ков. Он под­дер­жи­вал связь с аре­сто­ван­ным недав­но по­пом ка­ба­нов­ской церк­ви Мак­си­мо­вым. Сквор­цов вес­ной это­го го­да око­ло сель­со­ве­та в ан­ти­со­вет­ском ду­хе за­яв­лял: “Пло­хо ста­ло ве­ру­ю­щим. Со­вет­ская власть с нас бе­рет ве­ли­кие на­ло­ги. Хо­тя го­су­дар­ство и го­во­рит, что оно не вме­ши­ва­ет­ся в цер­ков­ные де­ла, что Цер­ковь от­де­ле­на от го­су­дар­ства, а все же нас при­тес­ня­ет”».
Вы­слу­шав за­чи­тан­ные ему по­ка­за­ния сви­де­те­лей, отец Сер­гий не со­гла­сил­ся с ни­ми и по­тре­бо­вал от сле­до­ва­те­ля, чтобы ему бы­ла устро­е­на оч­ная став­ка, но сле­до­ва­тель ему в этом от­ка­зал.
3 и 4 ок­тяб­ря 1937 го­да сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
— Дай­те по­ка­за­ния о контр­ре­во­лю­ци­он­ных вы­ска­зы­ва­ни­ях Мак­си­мо­ва.
— Мне во вре­мя бе­сед от свя­щен­ни­ка Мак­си­мо­ва от­но­си­тель­но но­вой кон­сти­ту­ции при­хо­ди­лось слы­шать: «При но­вой кон­сти­ту­ции нам бу­дет луч­ше». Вы­ска­зы­ва­ний контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ха­рак­те­ра от него слы­шать не при­хо­ди­лось.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди ве­ру­ю­щих по­сел­ка Дрез­на про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. При­зна­е­те ли вы это?
— Нет, я это­го не при­знаю.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вес­ной 1937 го­да, бу­дучи в сель­со­ве­те, вы вы­ска­зы­ва­ли ан­ти­со­вет­ские суж­де­ния о со­вет­ской вла­сти, до­ка­зы­вая, что го­су­дар­ство при­тес­ня­ет ве­ру­ю­щих.
— Нет, это­го я не при­знаю.
— Дай­те кон­крет­ные по­ка­за­ния о ва­ших контр­ре­во­лю­ци­он­ных свя­зях с по­пом Мак­си­мо­вым и о его ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.
Нам из­вест­но, что вы за­яв­ля­ли: «Поп Мак­си­мов аре­сто­ван за про­по­ве­ди с ам­во­на и ан­ти­со­вет­ские вы­ска­зы­ва­ния на по­мин­ках». Ка­кие это бы­ли вы­ска­зы­ва­ния? Дай­те по­ка­за­ния.
— Я ни­ка­ких свя­зей контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ха­рак­те­ра со свя­щен­ни­ком Мак­си­мо­вым не имел, ан­ти­со­вет­ских вы­ска­зы­ва­ний Мак­си­мо­ва не знаю и не слы­шал. Я слы­шал о при­чи­нах аре­ста свя­щен­ни­ка от фо­то­гра­фа Цвет­ко­ва.
На этом до­про­сы бы­ли пре­кра­ще­ны, и 5 ок­тяб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 13 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Из Та­ган­ской тюрь­мы отец Сер­гий был от­прав­лен в 13-е от­де­ле­ние Бам­ла­га, рас­по­ло­жен­ное в Би­ро­би­джане. Толь­ко здесь ему объ­яви­ли, что он при­го­во­рен к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния. Из Бам­ла­га он был через неко­то­рое вре­мя от­прав­лен в Юж­лаг, в го­род Улан-Удэ, а за­тем в Безы­мян­лаг в Са­мар­ской об­ла­сти. В Дрезне у от­ца Сер­гия оста­лись де­ти, ко­то­рые жи­ли с ба­буш­кой; им по­мо­га­ли свя­щен­ни­ки хра­ма му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы, от­да­вая се­мье аре­сто­ван­но­го свя­щен­ни­ка де­ся­тую часть до­хо­да, а так­же при­хо­жане. Ека­те­ри­на Ни­ки­тич­на по­сы­ла­ла по­сыл­ки от­цу Сер­гию, но с на­ча­лом Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны у них у са­мих по­ло­же­ние на­столь­ко ухуд­ши­лось, что они уже с ве­ли­ким тру­дом на­хо­ди­ли про­дук­ты, чтобы по­слать их свя­щен­ни­ку. В 1943 го­ду они по­лу­чи­ли от от­ца Сер­гия по­след­нее пись­мо, в ко­то­ром он на­пи­сал: «Дет­ки вы мои до­ро­гие, де­ла мои пло­хи, я за­бо­лел ди­зен­те­ри­ей».
Свя­щен­ник Сер­гий Сквор­цов умер в Безы­мян­ла­ге 25 мар­та 1943 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
В го­ро­де Лид­де (впо­след­ствии Ди­оспо­ле), неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма, где свя­тые апо­сто­лы Петр (па­мять 29 июня и 16 ян­ва­ря) и Иоанн Бо­го­слов (па­мять 8 мая и 26 сен­тяб­ря) про­по­ве­до­ва­ли Гос­по­да Иису­са Хри­ста, для но­во­об­ра­щен­ных был со­ору­жен храм во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При­дя в Иеру­са­лим, апо­сто­лы мо­ли­ли Ма­терь Бо­жию по­се­тить и Сво­им при­сут­стви­ем освя­тить и бла­го­сло­вить храм. Пре­чи­стая Де­ва ска­за­ла: «Иди­те с ми­ром, там и Я с ва­ми бу­ду». Вер­нув­шись в Лиддский храм, они уви­де­ли на од­ном из опор­ных стол­пов неру­ко­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы див­ной кра­со­ты. За­тем и Са­ма Ма­терь Бо­жия по­се­ти­ла Лиддский храм и да­ро­ва­ла об­ра­зу Сво­е­му осо­бую бла­го­дать и си­лу.
Во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363) в Лид­де со­вер­ши­лось но­вое чу­до. В храм бы­ли по­сла­ны ка­ме­но­те­сы для уни­что­же­ния чу­до­твор­но­го изо­бра­же­ния. Од­на­ко, как ни ста­ра­лись они сте­сать свя­щен­ное изо­бра­же­ние, оно не ис­че­за­ло, а лишь углуб­ля­лось бо­лее и бо­лее внутрь стол­па. Сла­ва о бла­го­дат­ном об­ра­зе рас­про­стра­ни­лась по все­му ми­ру, в Лид­ду ста­ли сте­кать­ся мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие для по­кло­не­ния неру­ко­твор­но­му об­ра­зу Бо­го­ма­те­ри.
В VIII ве­ке по при­ка­зу Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гер­ма­на с него был сде­лан спи­сок, ко­то­рый чу­дес­ным об­ра­зом ока­зал­ся в Ри­ме и так­же по­лу­чил чу­до­твор­ную си­лу (празд­но­ва­ние 26 июня). Этот спи­сок по­лу­чил на­име­но­ва­ние Рим­ско­го.
Су­ще­ство­вал еще дру­гой Лиддский неру­ко­твор­ный об­раз Ма­те­ри Бо­жи­ей. Он на­хо­дил­ся в хра­ме, со­здан­ном в Лид­де Эне­ем, ис­це­лен­ным свя­тым апо­сто­лом Пет­ром (Деян.9:32-35). Ко­гда этот храм хо­те­ли от­нять у хри­сти­ан иудеи и языч­ни­ки, то по рас­по­ря­же­нию пра­ви­те­ля храм был за­перт на три дня, чтобы яви­лось зна­ме­ние для ре­ше­ния спо­ра. Ко­гда через три дня храм от­кры­ли, то уви­де­ли в нем неру­ко­твор­ное изо­бра­же­ние Ма­те­ри Бо­жи­ей.
Об обе­их неру­ко­твор­ных Лиддских ико­нах пи­са­ли три во­сточ­ных Пат­ри­ар­ха (Иеру­са­лим­ский, Ан­тио­хий­ский и Алек­сан­дрий­ский) в по­сла­нии к им­пе­ра­то­ру-ико­но­бор­цу Фе­о­фи­лу (829–842). Об этом по­сла­нии го­во­рит им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный (912–959) в ис­то­ри­че­ском сло­ве о неру­ко­твор­ном об­ра­зе Спа­си­те­ля в Едес­се.
Ин­те­рес­на связь Лиддской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри с ис­то­ри­ей по­яв­ле­ния в Рос­сии Вла­ди­мир­ско­го и Тих­вин­ско­го об­ра­зов Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В «По­ве­сти о сре­те­нии Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­го­ро­ди­цы», в свя­зи с мыс­лью о Ру­си как уде­ле Бо­го­ма­те­ри, го­во­рит­ся сле­ду­ю­щее: «Ты, о вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це, свой чю­до­творь­ний об­раз, его же мно­зи гла­го­лют втор­ни­ч­ная ико­на, име­но­ва­ше­ся древ­ле же Рим­ля­ны­ни, по­на­ча­лу же Лид­ская зо­во­ма, юже… Гер­ман с са­мо­во­об­ра­жен­на­го об­ра­за пре­пи­са­ти по­ве­ле в Ли­де, ико­но­бор­ства же ра­ди Льва Сав­ря­ни­на в Рим от­пу­сти ю, на мо­ре по­ста­вив. И та­ко са­ма свя­тая ико­на при­и­де в Рим еди­ным но­ще­ден­ством, по ле­тех же 130 па­ки са­ма ико­на изы­де из Рим­ския Церк­ви на мо­ре и при­и­де в цар­ству­ю­щий град… в ле­та… Рю­ри­ка, по­том же в на­шей Ро­сий­ской зе­мь­ле на ре­це на Тих­вине на воз­ду­се яви­ся, свя­ты­ми анг­ге­лы неви­ди­мы­ми но­си­ма, иде же и до­ныне пре­бы­вая, бес­чис­ле­на чю­де­са со­де­вая и ис­це­ле­ние по­да­вая неоскуд­но всем, с ве­рою при­хо­дя­щим…».

Жития
Писание