⏳ 2020.03.24 (вт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 4я седмица (неделя) Великого поста, Крестопоклонная (глас 7й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
24 марта (11 марта)
• сщмч. Пио́ния Смирнского, и иже с ним (250)
• перенесение мощей мч. Епима́ха Нового (?)
• свт. Софрония Иерусалимского (639)
• прп. Софрония Печерского (XIII)
• свт. Евфимия Новгородского (1458)
• свт. Софрония Врачанского (1813)
• прп. Алексия (Голосеевского) Киевского (1917)
• исп. Патрикия (Петрова) (1933)
• исп. Василия (Малахова) (1937)


☦️
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Пи­о­ний и Лин, пре­сви­те­ры Смирн­ские, свя­тые му­че­ни­цы Са­ви­на и Ма­ке­до­ния и свя­той му­че­ник Ас­кли­пи­ад по­стра­да­ли во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан в цар­ство­ва­ние Де­кия (249–251) в Смирне, зна­ме­ни­том в древ­но­сти тор­го­вом го­ро­де, рас­по­ло­жен­ном на во­сточ­ном бе­ре­гу Эгей­ско­го мо­ря. Смирн­ская Цер­ковь бы­ла ос­но­ва­на свя­тым апо­сто­лом Иоан­ном Бо­го­сло­вом (па­мять 8 мая и 26 сен­тяб­ря) и про­сла­ви­лась стой­ко­стью ис­по­вед­ни­ков ве­ры Хри­сто­вой.
При­уго­тов­ляя се­бя к стра­да­ни­ям, уже узнав о на­ча­ле го­не­ния, свя­той Пи­о­ний с Са­ви­ной и Ас­кли­пи­а­дом пре­бы­ва­ли в стро­гом по­сте и су­гу­бой мо­лит­ве. Свя­той Пи­о­ний взял три спле­тен­ные вери­ги и воз­ло­жил их на се­бя и сво­их то­ва­ри­щей.
Свя­тые му­че­ни­ки бы­ли схва­че­ны го­ни­те­ля­ми 23 фев­ра­ля, в день па­мя­ти свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка По­ли­кар­па, епи­ско­па Смирн­ско­го († 155/56), – празд­нич­ный для всех смирн­ских хри­сти­ан. По­сле крат­ко­го до­про­са свя­тых ис­по­вед­ни­ков от­ве­ли в тюрь­му. В тем­ни­це свя­той Пи­о­ний с то­ва­ри­ща­ми встре­ти­ли пре­сви­те­ра со­бор­ной церк­ви Смир­ны Ли­на и жен­щи­ну по име­ни Ма­ке­до­ния из се­ла Ка­ри­ны, так­же за­клю­чен­ных в узы за ис­по­ве­да­ние Име­ни Гос­по­да. Мно­гие ве­ру­ю­щие по­се­ща­ли свя­тых ис­по­вед­ни­ков в тем­ни­це, при­но­ся им кто что мог, но свя­тые раз­да­ва­ли все тю­рем­ным сто­ро­жам. При­хо­ди­ли к свя­то­му Пи­о­нию и те, кто преж­де бы­ли хри­сти­а­на­ми, но из-за стра­ха пе­ред му­че­ни­я­ми со­гла­си­лись при­не­сти жерт­вы идо­лам, и про­си­ли мо­литв. Горь­ко пла­кал свя­той Пи­о­ний о ма­ло­душ­ных и уве­ще­вал их: «Не от­ча­и­вай­тесь, бра­тья, хо­тя вы и сде­ла­ли тя­же­лый грех, но по­кай­тесь ис­тин­но и об­ра­ти­тесь опять всем серд­цем ко Хри­сту». По­сле мно­гих ис­тя­за­ний 11 мар­та 250 го­да свя­то­го му­че­ни­ка рас­пя­ли на кре­сте. Крест об­ло­жи­ли дро­ва­ми и за­жгли. Ко­гда ко­стер до­го­рел, все уви­де­ли те­ло свя­то­го со­вер­шен­но невре­ди­мым; да­же во­ло­сы на его го­ло­ве не сго­ре­ли. Ли­цо его бы­ло свет­ло, си­я­ло Бо­же­ствен­ной бла­го­да­тью.

☦️
Свя­той му­че­ник Епи­мах был ро­дом из Егип­та. Дол­гое вре­мя он жил от­шель­ни­ком на го­ре Пе­лу­сий­ской. Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан в Алек­сан­дрии (око­ло 250 го­да) свя­той Ефи­мах, пы­лая рев­но­стью к ис­тин­ной ве­ре, при­шел в го­род, раз­ру­шил язы­че­ских идо­лов и без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­дал Хри­сто­во уче­ние. За это свя­той был пре­дан му­че­ни­ям. Сре­ди лю­дей, ви­дев­ших его му­ки, сто­я­ла жен­щи­на с боль­ным гла­зом; кап­ля кро­ви му­че­ни­ка ис­це­ли­ла бо­ля­щую. По­сле же­сто­ких му­че­ний свя­той был усе­чен ме­чом.
(Год перенесения мощей неизвестен).

☦️
Свя­ти­тель Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, ро­дил­ся в Да­мас­ке. С юных лет он от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем и лю­бо­вью к на­у­кам. Осо­бен­но он пре­успел в фило­со­фии, за что его ста­ли на­зы­вать Пре­муд­рым. Но бу­ду­щий свя­ти­тель ис­кал выс­шей муд­ро­сти в мо­на­сты­рях, в бе­се­дах с пу­стын­но­жи­те­ля­ми. Он при­был в Иеру­са­лим, в оби­тель свя­то­го Фе­о­до­сия, и там сбли­зил­ся с иеро­мо­на­хом Иоан­ном Мос­хом. Он стал его ду­хов­ным сы­ном и от­дал­ся ему в по­слу­ша­ние. Пра­вед­ни­ки вме­сте пу­те­ше­ство­ва­ли по мо­на­сты­рям, за­пи­сы­ва­ли жи­тия и по­уче­ния под­ви­зав­ших­ся в них. Из этих за­пи­сей поз­же со­ста­ви­лась их зна­ме­ни­тая кни­га «Ли­мо­нарь», или «Луг ду­хов­ный», ко­то­рую вы­со­ко оце­нил Седь­мой Все­лен­ский Со­бор.
Спа­са­ясь от опу­сто­ши­тель­ных на­бе­гов пер­сов, свя­тые Иоанн и Со­фро­ний оста­ви­ли Па­ле­сти­ну и уда­ли­лись в Ан­тио­хию, а от­ту­да в Еги­пет. В Егип­те свя­той Со­фро­ний тяж­ко за­не­мог. В то вре­мя он и ре­шил стать мо­на­хом и при­нял по­стриг от пре­по­доб­но­го Иоан­на Мос­ха. По­сле вы­здо­ров­ле­ния свя­то­го Со­фро­ния они оба ре­ши­ли остать­ся в Алек­сан­дрии. Там их с лю­бо­вью при­нял свя­той пат­ри­арх Иоанн Ми­ло­сти­вый (па­мять 12 но­яб­ря), ко­то­ро­му они ока­за­ли боль­шую по­мощь в борь­бе про­тив мо­но­фе­ли­тов. В Алек­сан­дрии у свя­то­го Со­фро­ния за­бо­ле­ли гла­за, и он при­бег­нул с мо­лит­вой и ве­рой к свя­тым бес­среб­ре­ни­кам Ки­ру и Иоан­ну (па­мять 31 ян­ва­ря) и в церк­ви, по­свя­щен­ной им, по­лу­чил ис­це­ле­ние. В бла­го­дар­ность свя­той Со­фро­ний на­пи­сал жи­тие свя­тых це­ли­те­лей-бес­среб­ре­ни­ков.
Ко­гда вар­ва­ры ста­ли угро­жать Алек­сан­дрии, свя­той пат­ри­арх Иоанн в со­про­вож­де­нии свя­тых Со­фро­ния и Иоан­на на­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, но по до­ро­ге умер. Свя­тые Иоанн и Со­фро­ний с один­на­дца­тью дру­ги­ми мо­на­ха­ми от­пра­ви­лись в Рим. В Ри­ме пре­по­доб­ный Иоанн скон­чал­ся († 622). Те­ло его бы­ло пе­ре­ве­зе­но свя­тым Со­фро­ни­ем в Иеру­са­лим и по­хо­ро­не­но в оби­те­ли свя­то­го Фе­о­до­сия.
В 628 го­ду из пер­сид­ско­го пле­на вер­нул­ся Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх За­ха­рия (609–633). По­сле его смер­ти в те­че­ние двух лет пат­ри­ар­ший пре­стол за­ни­мал свя­той Мо­дест (633–634; па­мять 18 де­каб­ря), а по кон­чине свя­ти­те­ля Мо­де­ста пат­ри­ар­хом был из­бран свя­той Со­фро­ний. Свя­ти­тель Со­фро­ний мно­го по­тру­дил­ся на бла­го Иеру­са­лим­ской Церк­ви как ее пред­сто­я­тель (634–644).
В кон­це жиз­ни свя­ти­тель Со­фро­ний со сво­ей паст­вой пе­ре­жил двух­лет­нюю оса­ду Иеру­са­ли­ма ма­го­ме­та­на­ми. Из­ну­рен­ные го­ло­дом хри­сти­ане со­гла­си­лись, на­ко­нец, от­крыть го­род­ские во­ро­та с усло­ви­ем, что про­тив­ник по­ща­дит свя­ты­ни. Од­на­ко это усло­вие не бы­ло вы­пол­не­но, и свя­той пат­ри­арх Со­фро­ний умер в глу­бо­кой скор­би об осквер­не­нии хри­сти­ан­ских свя­тынь.
До нас до­шли со­чи­не­ния пат­ри­ар­ха Со­фро­ния по дог­ма­ти­ке, а так­же «Объ­яс­не­ние на Ли­тур­гию», Жи­тие пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской (па­мять 1 ап­ре­ля), око­ло 950 тро­па­рей, сти­хи­ры от Пас­хи до Воз­не­се­ния. Еще бу­дучи иеро­мо­на­хом, свя­той Со­фро­ний пе­ре­смот­рел и ис­пра­вил Устав мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го (па­мять 5 де­каб­ря). Три­песн­цы свя­ти­те­ля на Свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу вхо­дят и в со­став совре­мен­ной Три­о­ди.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierusalimskij/

☦️
Пре­по­доб­ный Со­фро­ний, за­твор­ник, под­ви­зал­ся в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в XIII в. Пре­по­доб­ный Со­фро­ний, за­тво­рив­ши се­бя в тем­ной пе­ще­ре, еже­днев­но про­чи­ты­вал всю Псал­тырь и все­гда но­сил на се­бе вла­ся­ни­цу и тя­же­лый по­яс же­лез­ный. В ка­ноне пре­по­доб­ным Даль­них пе­щер из­ло­жен за­твор­ни­че­ский по­двиг свя­то­го по­движ­ни­ка, удо­сто­ив­ше­го­ся слы­ша­ния ан­гель­ско­го пе­ния. Он и ныне «в небе на­сла­жда­ет­ся веч­ной ра­до­сти, со Хри­стом цар­ству­ю­щи». Па­мять свя­то­го Со­фро­ния со­вер­ша­ет­ся вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ми от­ца­ми Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря, осо­бо 11/24 мар­та и об­ре­те­ние его нетлен­ных мо­щей – 11/24 мая.

☦️
Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский. Ро­дил­ся в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. Ро­ди­те­ли свя­то­го дол­го не име­ли де­тей и усерд­но мо­ли­ли Бо­га и Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу о раз­ре­ше­нии их неплод­ства. По­сле рож­де­ния мла­ден­ца, ко­то­ро­му бы­ло да­но при Кре­ще­нии имя Иоанн, ро­ди­те­ли в хра­ме пе­ред об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри да­ли обе­ща­ние по­свя­тить ди­тя на слу­же­ние Бо­гу.
От­дан­ный в на­уче­ние, от­рок Иоанн с успе­хом изу­чал Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние, не пре­да­ва­ясь ни­ка­ким иным за­ня­ти­ям, кро­ме тех, ко­то­рые при­во­ди­ли его к раз­мыш­ле­нию о пред­ме­тах бо­же­ствен­ных. В пят­на­дцать лет он по­же­лал при­нять ино­че­ский чин, ко­то­рый и при­нял по устро­е­нию Бо­же­ствен­но­го Про­мыс­ла в Вя­жиц­кой оби­те­ли свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ока­зы­вал во всем стро­гое по­ви­но­ве­ние и, бу­дучи в юном воз­расте, об­ла­дал умом мно­го­лет­не­го му­жа, и преж­де со­вер­шен­но­го воз­рас­та свя­той стал ру­ко­во­ди­те­лем в ино­че­ской жиз­ни.
О пре­по­доб­ном Ев­фи­мии узнал и ар­хи­епи­скоп Си­ме­он и, при­звав его к се­бе, на­зна­чил на долж­ность эко­но­ма ар­хи­епи­скоп­ско­го до­ма. По­сле смер­ти ар­хи­епи­ско­па пре­по­доб­ный уда­лил­ся в Ху­тын­ский мо­на­стырь, а через неко­то­рое вре­мя был на­зна­чен игу­ме­ном оби­те­ли Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на Ли­сьей го­ре. Вско­ре свя­той был из­бран ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским. По­сле при­ня­тия вы­со­ко­го са­на свя­ти­тель Ев­фи­мий пре­дал­ся по­дви­гам слу­же­ния еще с боль­шим усер­ди­ем, за­бо­тясь те­перь не толь­ко о спа­се­нии сво­ей ду­ши, но уже о ду­шах, вве­рен­ной ему Гос­по­дом паст­вы. Скон­чал­ся свя­ти­тель в глу­бо­кой ста­ро­сти в 1458 г.

☦️
Святитель Софроний (1739 – 1813), епископ Врачанский, был одним из выдающихся деятелей болгарского возрождения. В миру Стойко Владиславов, родился в городе Котел (Казан), Болгария, в Османской империи, в православном семействе зажиточного торговца скотом. Учился в монастырской школе родного города по славянским и греческим церковным книгам.
Работал портным, но проявлял склонность к духовным занятиям.
В 1762 году был выбран чорбаджиями города и принял рукоположение во священника. Стал учителем и книжником Котла.
В 1765 году встретился со святым Паисием Хилендарским, который показал ему свою «Историю славяноболгарскую», с которой Софроний снял первый список – «Софрониеву перепись». Софроний, став учеником Паисия, в 1770–1775 годах предпринял путешествие на Святую Гору Афон.
В 1792 году покинул Котел. Служил приходским настоятелем в городе Карнобат.
В 1794 году отбыл в монастырь в селе Арбанаси и 17 сентября того года был рукоположен во епископа во Враце с именем Софроний. Там развил широкую общественную деятельность и по некоторым сведениям инициировал отправку посольства в Москву от имени врачанцев. Поддерживал связи с фанариотами. Посещал находившийся в его епархии Седмипрестольный монастырь в Старой планине. Усердно проходил свое епископское служение.
В это время глава восстания кирджалиев, Осман Пасван-Оглу, утвердился независимым пашой в Видине, и Софроний очутился между двух огней. В его крае хозяйничали и кирджалии, и турецкие войска; епископу приходилось спасаться от тех и других. Вслед за волнениями во Враце с участием войск видинского паши Османа Пазвантоглу в 1797 году, покинул свой кафедральный город и скитался на северо-западе Болгарии. Три года он провел пленником в Видине. Эта пора была важным временем его самоопределения как писателя.
Только в 1803 году получил возможность бежать и отбыл в Бухарест, где также служил клириком. По своему настоянию был освобожден от епископского сана, но продолжал подписываться как «Софроний Врачанский». В свой бухарестский период св. Софроний посвятил себя книжной деятельности и составил свои лучшие творения.
В 1804 г. он написал свои «Записки», изданные Радовским в «Дунавском Лебеде» 1861 г. и в «Период. Списанiи на Българско-то Книжовно Дружество» того же года. «Записки» — книга страданий болгарского народа за время жизни святителя — производят сильное впечатление. В 1806 г. св. Софроний издал собрание поучений, переведенных со старославянского и греческого, под названием «Кириакодромион» (Рымник, 1806; Новый Сад, 1856; Бухарест, 1865). Это была первая печатная книга на новоболгарском языке.
С 1806 по 1812 год стал одним из виднейших представителей болгарского народа в отношениях с русским командованием в течении очередной Русско-турецкой войны, призывая болгар содействовать русским.
В последние годы жизни удалился в монастырь на окраине Бухареста. Последний известный подписанный им документ датируется 2 августа 1813 года. К концу жизни он стал виднейшим представителем болгарской литературы своего времени.
Святитель Софроний скончался 22 или 23 сентября 1813 года.
Канонизирован Болгарской Православной Церковью 31 декабря 1964 года.

☦️
Пре­по­доб­ный Алек­сий Го­ло­се­ев­ский ро­дил­ся 14 ап­ре­ля 1840 го­да, в пер­вый день Пас­хи, в мно­го­дет­ной дво­рян­ской се­мье. Маль­чик ро­дил­ся немым.
Се­мье Ше­пеле­вых по­кро­ви­тель­ство­вал Ки­ев­ский мит­ро­по­лит Фила­рет (Ам­фи­те­ат­ров). На Пас­ху 1853 го­да он бла­го­сло­вил ма­те­ри прий­ти с сы­ном на ве­чер­нюю служ­бу в его до­мо­вую цер­ковь. На тре­тье при­вет­ствие вла­ды­ки «Хри­стос Вос­кре­се!» ре­бе­нок от­ве­тил: «Во­ис­ти­ну Вос­кре­се!».
По­сле ис­це­ле­ния маль­чик был от­дан на вос­пи­та­ние в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. К это­му вре­ме­ни он остал­ся си­ро­той. Все за­бо­ты о его вос­пи­та­нии вла­ды­ка Фила­рет взял на се­бя. По­слуш­ник по­лу­чил пре­крас­ное ду­хов­ное и свет­ское об­ра­зо­ва­ние. Его ду­хов­ник – пре­по­доб­ный Пар­фе­ний Ки­ев­ский – учил от­ро­ка мо­лит­ве и при­учал к нес­тя­жа­тель­но­сти.
В 1872 го­ду Вла­ди­ми­ра по­стриг­ли в мо­на­ше­ство с име­нем Алек­сий.
В Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре отец Алек­сий про­жил бо­лее 38 лет, но вы­нуж­ден был ее по­ки­нуть.
В Го­ло­се­е­вой пу­сты­ни пре­по­доб­ный Алек­сий про­жил в уеди­не­нии бо­лее 20 лет, неся по­слу­ша­ние ду­хов­ни­ка и риз­ни­че­го. В пу­сты­ни на­сту­пил рас­цвет его стар­че­ской де­я­тель­но­сти. Гос­подь удо­сто­ил его да­ра про­зор­ли­во­сти. Сре­ди ду­хов­ных чад стар­ца бы­ли Ки­ев­ские мит­ро­по­ли­ты и на­мест­ни­ки мо­на­сты­рей, мо­на­ше­ству­ю­щие и ми­ряне, дво­ряне и ин­тел­ли­ген­ты, сту­ден­ты и кре­стьяне.
В 1896 го­ду со­сто­я­лось от­кры­тие мо­щей и про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия Чер­ни­гов­ско­го. Го­ло­се­ев­ский ду­хов­ник был при­гла­шен для уча­стия в тор­же­ствах как че­ло­век, опыт­ный в об­ра­ще­нии с мо­ща­ми. При пе­ре­об­ла­че­нии мо­щей свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия ба­тюш­ка Алек­сий удо­сто­ил­ся ви­де­ния угод­ни­ка Бо­жия, ко­то­рый за­по­ве­дал ему по­ми­нать сво­их ро­ди­те­лей. Ко­гда же ста­рец воз­ра­зил: «Свя­ти­тель! Ты же сам про­слав­лен!», свя­той Фе­о­до­сий от­ве­тил: «По­ми­най на про­ско­ми­дии, она вы­ше мо­ей мо­лит­вы!»
Пре­по­доб­ный Алек­сий со­вер­шал про­ско­ми­дию несколь­ко ча­сов, чтобы иметь воз­мож­ность вы­нуть ча­стич­ки за всех сво­их ду­хов­ных чад, бла­го­де­те­лей и за тех лю­дей, ко­то­рые про­си­ли его свя­тых мо­литв.
Ке­лей­ни­ка не бы­ло, ста­рец сам но­сил дро­ва, и то­пил печь, и ста­вил са­мо­вар, и под­ме­тал ком­на­ты. Лишь за несколь­ко лет до смер­ти, ко­гда отец Алек­сий на­чал осла­бе­вать, ему стал при­слу­жи­вать мо­нах, бу­ду­щий ста­рец-ду­хов­ник и но­во­му­че­ник Аза­рия.
Пре­по­доб­ный Алек­сий при­ни­мал лю­дей да­же бу­дучи боль­ным. Он го­во­рил: «Я бы мог уй­ти от этой су­е­ты в бо­га­дель­ню и там со­вер­шен­но успо­ко­ить­ся, но не мо­гу я бро­сить страж­ду­щих, при­хо­дя­щих ко мне за по­мо­щью».
В на­ча­ле 1916 го­да ба­тюш­ка Алек­сий стал се­рьез­но бо­леть: пло­хо ра­бо­та­ло серд­це, рас­пух­ли но­ги. Его осво­бо­ди­ли от оче­ред­но­го бо­го­слу­же­ния, ко­то­рое он нес до то­го вре­ме­ни в те­че­ние 43 лет. Ду­хов­ные ча­да ста­ра­лись, как мог­ли, чтобы об­лег­чить его стра­да­ния, но ба­тюш­ка ма­ло по­ла­гал­ся на ме­ди­цин­ские сред­ства и че­ло­ве­че­скую по­мощь, а бо­лее упо­вал на по­мощь Бо­жию.
За во­семь дней до кон­чи­ны ба­тюш­ка ис­по­ве­дал­ся у сво­е­го ду­хов­ни­ка иеро­мо­на­ха Ки­та­ев­ской пу­сты­ни Ири­нея. За день до кон­чи­ны и в день смер­ти ста­рец раз­дал ду­хов­ным де­тям – мо­на­ше­ству­ю­щим и ми­ря­нам – свое скуд­ное иму­ще­ство. Ве­че­ром 11/24 мар­та 1917 го­да ба­тюш­ка под­го­то­вил­ся к свя­щен­но­слу­же­нию и со­би­рал­ся слу­жить, но крайне из­не­мог. Из церк­ви его вы­нес­ли на ру­ках и от­нес­ли в кел­лию, где ти­хо и мир­но он пре­дал дух свой в ру­ки Бо­жии. Это был де­вя­тый день по­сле от­ре­че­ния от пре­сто­ла ца­ря Ни­ко­лая Вто­ро­го.
Ба­тюш­ку сра­зу об­ла­чи­ли и по­сле со­вер­ше­ния пер­вой па­ни­хи­ды, пе­ре­нес­ли его те­ло из кел­лии в По­кров­скую цер­ковь. Ски­то­на­чаль­ник игу­мен Ген­на­дий (управ­лял пу­сты­нью с 1913 по 1917 го­ды) от­пра­вил в Лав­ру со­об­ще­ние о кон­чине стар­ца, про­ся рас­по­ря­же­ния о по­гре­бе­нии.
От­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние со­сто­я­лось 13/26 мар­та. Цер­ковь бы­ла пол­на мо­ля­щи­ми­ся. Пла­ка­ли все: свя­щен­но­слу­жи­те­ли, мо­на­хи, ми­ряне, взрос­лые, де­ти. От­пе­ва­ние со­вер­шал ду­хов­ный сын пре­по­доб­но­го – ар­хи­манд­рит Ан­фим, ски­то­на­чаль­ник Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской пу­сты­ни, впо­след­ствии каз­на­чей Лав­ры. Его пер­вые сло­ва: «По­те­ря­ли мы, бра­тия и сест­ры, до­ро­го­го сво­е­го на­став­ни­ка и неза­ме­ни­мо­го ру­ко­во­ди­те­ля в жиз­ни от­ца Алек­сия» вы­зва­ли в хра­ме без­утеш­ные ры­да­ния. Так, со сле­за­ми и со­вер­ши­лось от­пе­ва­ние Го­ло­се­ев­ско­го стар­ца.
Алек­сий Го­ло­се­ев­ский был про­слав­лен в 1994 г. как мест­но­чти­мый свя­той, со­сто­я­лось об­ре­те­ние его мо­щей, ко­то­рые от­кры­ты для по­кло­не­ния в Го­ло­се­ев­ском мо­на­сты­ре.

☦️
Пре­по­доб­но­ис­по­вед­ник Пат­ри­кий ро­дил­ся 5 мар­та 1877 го­да в де­ревне Дья­ко­но­во Ар­хан­гель­ской во­ло­сти Ко­ло­гри­вско­го уез­да Ко­стром­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пет­ра Пет­ро­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Пав­лом. В 1899 го­ду он окон­чил рот­ную шко­лу в Шад­ро­поль­ском пол­ку. Ре­шив по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Бо­гу, Па­вел 25 сен­тяб­ря 1904 го­да по­сту­пил в Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь и 2 июня 1910 го­да был при­нят по­слуш­ни­ком. 25 июня 1915 го­да он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и на­ре­чен Пат­ри­ки­ем. В мо­на­сты­ре он про­хо­дил по­слу­ша­ние плот­ни­ка. С 1917 го­да мо­нах Пат­ри­кий под­ви­зал­ся при мо­на­стыр­ской ча­совне на Ва­си­льев­ском ост­ро­ве в Пет­ро­гра­де; он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха.
С 1929 го­да со­вет­ская власть уси­ли­ла го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь и при­ня­лась за по­все­мест­ное уни­что­же­ние мо­на­сты­рей. Со­труд­ни­ки Ле­нин­град­ско­го ОГПУ пи­са­ли об этом: «В 1931–1932 го­дах Пол­но­моч­но­му Пред­ста­ви­тель­ству ОГПУ… ста­ло из­вест­но, что в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре, быв­шем Но­во­де­ви­чьем мо­на­сты­ре и быв­шем Ки­ев­ском по­дво­рье со­сре­до­то­чи­ва­ют­ся контр­ре­во­лю­ци­он­ные эле­мен­ты, ве­ду­щие си­сте­ма­ти­че­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, а так­же из­го­тов­ля­ю­щие и рас­про­стра­ня­ю­щие цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ские про­из­ве­де­ния в ви­де гим­нов, сти­хов и ака­фи­стов.
С це­лью лик­ви­да­ции упо­мя­ну­тых контр­ре­во­лю­ци­он­ных оча­гов бы­ли про­из­ве­де­ны обыс­ки, аре­сто­ва­но и при­вле­че­но к от­вет­ствен­но­сти 50 че­ло­век».
Сре­ди дру­гих 18 фев­ра­ля 1932 го­да был аре­сто­ван и иеро­мо­нах Пат­ри­кий. До­про­шен­ный сле­до­ва­те­лем 11 мар­та, отец Пат­ри­кий ска­зал, что он за­ни­ма­ет­ся вос­пи­та­ни­ем сво­их при­хо­жан в по­слу­ша­нии Пра­во­слав­ной Церк­ви. Несмот­ря на все ме­ро­при­я­тия без­бож­ни­ков, ве­ру­ю­щих и сей­час очень мно­го, храм по­се­ща­ет око­ло двух­сот че­ло­век, а в пер­вое вре­мя по­сле ре­во­лю­ции бы­ло еще боль­ше. В на­сто­я­щее вре­мя це­лью его де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся удер­жа­ние хо­тя бы это­го чис­ла ве­ру­ю­щих и ду­хов­ное вос­пи­та­ние их в со­от­вет­ствии со сло­вом Бо­жи­им. На эту те­му и го­во­рят­ся про­по­ве­ди, «но кто го­во­рит, я не знаю и не пом­ню, — за­явил отец Пат­ри­кий сле­до­ва­те­лю. — В об­ще­жи­тии-мо­на­сты­ре нас пять че­ло­век мо­на­хов, жи­ли все в од­ном до­ме, бы­ла об­щая кух­ня, где со­би­ра­лись вме­сте обе­дать и тол­ко­ва­ли о неиз­беж­но­сти па­де­ния со­вет­ской вла­сти в ско­ром вре­ме­ни. Но кто этот раз­го­вор на­чи­нал, я не пом­ню, а так­же кто был ини­ци­а­то­ром это­го, я не знаю».
22 мар­та 1932 го­да Кол­ле­гия ОГПУ при­го­во­ри­ла иеро­мо­на­ха Пат­ри­кия к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан, и он был от­прав­лен в Кур­дан­ский рай­он Ал­ма-Атин­ской об­ла­сти. Иеро­мо­нах Пат­ри­кий (Пет­ров) скон­чал­ся в ссыл­ке 24 мар­та 1933 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание