⏳ 2020.03.20 (пт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 3я седмица (неделя) Великого поста (глас 6й)
• пятница

☀️ неподвижный годовой круг:
20 марта (7 марта)
• сщмчч. Василия, Ефрема, Капито́на, Евгения, Ефе́рия, Елпи́дия, Агафодо́ра (IV)
• прп. Павла Препро́стого (IV)
• свт. Павла Прусиадского (IX)
• прп. Емилиана Италийского (?)
• сщмч. Николая (Розова) (1930)
• прмч. Нила (Тютюкина), прмцц. Марии (Грошевой), Матроны (Грошевой), Евдокии (Синицыной), Екатерины (Константиновой), Антонины (Новиковой), Надежды (Кругловой), Ксении (Петрухиной), Анны (Гороховой) (1938)
• икона Божией Матери «Споручница грешных» (1843)


☦️
Свя­тые свя­щен­но­му­че­ни­ки Ва­си­лий, Еф­рем, Ев­ге­ний, Ел­пи­дий, Ага­фо­дор, Ефе­рий и Ка­пи­тон нес­ли бла­го­ве­стие Хри­сто­во в зем­ли Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья от Ду­ная до Дне­пра, вклю­чая Крым, и за­пе­чат­ле­ли свое апо­столь­ство му­че­ни­че­ской смер­тью в IV ве­ке в го­ро­де Хер­со­не­се Та­ври­че­ском. Еще за­дол­го до Кре­ще­ния свя­то­го Вла­ди­ми­ра хри­сти­ан­ская ве­ра уже про­ник­ла в Крым, ко­то­рый в древ­но­сти на­зы­вал­ся Та­ври­дой и был под­вла­стен рим­ским им­пе­ра­то­рам. На­ча­ло про­све­ще­ния Та­ври­ды ве­рою Хри­сто­вой по­ло­же­но свя­тым апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным († 62; па­мять 30 но­яб­ря). Даль­ней­ше­му рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства там спо­соб­ство­ва­ли, по­ми­мо сво­ей во­ли, са­ми же его вра­ги: рим­ские им­пе­ра­то­ры ссы­ла­ли ту­да го­судар­ствен­ных пре­ступ­ни­ков, ко­то­ры­ми в пер­вые три ве­ка хри­сти­ан­ства счи­та­лись и ис­по­вед­ни­ки Хри­ста. Так, в прав­ле­ние Тра­я­на (98–117) был со­слан на за­то­че­ние в Ин­кер­ман­ские ка­ме­но­лом­ни свя­той Кли­мент, епи­скоп Рим­ский († 101; па­мять 25 но­яб­ря). Там про­дол­жал он свою про­по­ведь, там при­нял и му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
На­се­ляв­шие крым­ские зем­ли языч­ни­ки упор­но со­про­тив­ля­лись рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства. Но ве­ра Хри­сто­ва через сво­их са­мо­от­вер­жен­ных про­по­вед­ни­ков креп­ла и утвер­жда­лась. Мно­гие бла­го­вест­ни­ки по­ло­жи­ли свои жиз­ни в этой борь­бе.
В на­ча­ле IV ве­ка в Хер­со­не­се бы­ла учре­жде­на епи­скоп­ская ка­фед­ра.Это бы­ла пе­ре­лом­ная эпо­ха, ко­гда Хер­со­нес, слу­жив­ший ба­зой для рим­ских во­и­нов, по­сте­пен­но пе­ре­хо­дил в за­ви­си­мость от Ви­зан­тии. В цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на (284–305), в 300 го­ду (то есть еще до на­ча­ла го­не­ния, ко­то­рое им­пе­ра­тор на­чал с 303 го­да) Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх Ер­мон (303–313) для Еван­гель­ской про­по­ве­ди разо­слал в раз­ные стра­ны мно­гих епи­ско­пов. Двое из них, Еф­рем и Ва­си­лий, при­бы­ли в Хер­со­нес и на­саж­да­ли там Сло­во Бо­жие. За­тем свя­ти­тель Еф­рем по­шел к на­ро­дам, жив­шим по Ду­наю, где в бла­го­ве­стии Хри­сто­вом пре­тер­пел мно­го скор­бей и тру­дов.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-hersonesskij

☦️
Пре­по­доб­ный Па­вел Пре­про­стый жил в IV ве­ке. Пре­про­стым он на­зван за свое про­сто­сер­де­чие и незло­бие. Пре­по­доб­ный был же­нат, но, узнав о невер­но­сти су­пру­ги, оста­вил ее и уда­лил­ся в пу­сты­ню к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию Ве­ли­ко­му (па­мять 17 ян­ва­ря). Пав­лу бы­ло уже 60 лет, и свя­той Ан­то­ний спер­ва не при­нял Пав­ла, по­чтя его неспо­соб­ным к тя­же­лой от­шель­ни­че­ской жиз­ни. Три дня сто­ял Па­вел у кел­лии по­движ­ни­ка, ска­зав, что ско­рее умрет, чем уй­дет от­сю­да. То­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний по­се­лил Пав­ла к се­бе, дол­го ис­пы­ты­вал его тер­пе­ние и сми­ре­ние тя­же­лым тру­дом, су­ро­вым по­стом, ноч­ны­ми бде­ни­я­ми, неустан­ным пе­ни­ем псал­мов и зем­ны­ми по­кло­на­ми. На­ко­нец пре­по­доб­ный Ан­то­ний раз­ре­шил Пав­лу по­се­лить­ся в от­дель­ной кел­лии.
За мно­го­лет­ний по­двиг пре­по­доб­но­му Пав­лу Гос­подь да­ро­вал про­зор­ли­вость, власть из­го­нять бе­сов. Ко­гда к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию при­ве­ли бес­но­ва­то­го юно­шу, он на­пра­вил боль­но­го к пре­по­доб­но­му Пав­лу со сло­ва­ми: «Ве­ли­кие в ве­ре мо­гут из­го­нять толь­ко ма­лых бе­сов, а сми­рен­ные, как Па­вел Пре­про­стый, име­ют власть над кня­зья­ми бе­сов­ски­ми».

☦️
Свя­ти­тель Па­вел Ис­по­вед­ник был епи­ско­пом в го­ро­де Пру­сиа­де (про­вин­ция Вифи­ния в Ма­лой Азии) в то вре­мя, ко­гда про­тив ве­ры Хри­сто­вой неистов­ство­ва­ли ико­но­бор­цы. Рев­ност­но вы­сту­пив в за­щи­ту хри­сти­ан­ских свя­тынь сло­вом Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния, свя­той Па­вел под­верг­ся пре­сле­до­ва­ни­ям и го­не­ни­ям вме­сте со свя­тым Фе­о­фи­лак­том (па­мять 8 мар­та). Свя­той ис­по­вед­ник пре­ста­вил­ся око­ло 850 го­да.

☦️
Пре­по­доб­ный Еми­ли­ан Ита­лий­ский (в ми­ре Вик­то­рин) был ро­дом рим­ля­нин, до ста­ро­сти вел гре­хов­ную жизнь. На­ко­нец, рас­ка­яв­шись, он уда­лил­ся в мо­на­стырь, при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Еми­ли­ан и оста­ток дней сво­их сми­рен­но слу­жил Бо­гу, удив­ляя бра­тию сво­им без­ро­пот­ным по­слу­ша­ни­ем и су­ро­вым пост­ни­че­ством. Мо­на­хи за­ме­ти­ли, что по но­чам Еми­ли­ан тай­но по­се­ща­ет пе­ще­ру, рас­по­ло­жен­ную неда­ле­ко от мо­на­сты­ря. Од­на­жды игу­мен про­сле­дил за ним и за­стал пре­по­доб­но­го Еми­ли­а­на в пе­ще­ре, мо­ля­ще­го­ся в со­кру­шен­ных сле­зах, оза­рен­но­го незем­ным све­том, и услы­шал Глас свы­ше: «Еми­ли­ан, от­пус­ка­ют­ся те­бе гре­хи твои».
Глу­бо­ко тро­ну­тый всем про­ис­шед­шим, игу­мен по­сле утрен­не­го бо­го­слу­же­ния про­сил стар­ца рас­ска­зать бра­тии свою тай­ну, и свя­той по­ве­дал всем о ве­ли­ком к нему Бо­жи­ем ми­ло­сер­дии. То­гда игу­мен по­яс­нил бра­тии: «Гос­подь и в мол­ча­нии мог бы про­стить ему гре­хи, но ра­ди всех нас Он от­крыл Свою ми­лость яв­ле­ни­ем све­та и го­ло­са, чтобы все мы ви­де­ли Его бла­гость и ми­лость к ис­кренне ка­ю­щим­ся греш­ни­кам».
Пре­по­доб­ный Еми­ли­ан про­вел оста­ток жиз­ни в ду­хов­ной ра­до­сти и мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Ивань­ко­во Ро­стов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ро­зо­ва. По окон­ча­нии Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Спасск-Го­ро­дец Ро­стов­ско­го уез­да, в ко­то­ром он про­слу­жил до 1928 го­да, ко­гда был пе­ре­ве­ден в храм в се­ле Чаш­ни­цы то­го же уез­да.
В это вре­мя боль­ше­ви­ка­ми в Рос­сии ста­ла про­во­дить­ся кол­лек­ти­ви­за­ция: од­них кре­стьян при­ну­ди­тель­но сго­ня­ли в кол­хо­зы, у дру­гих — по­все­мест­но от­би­ра­ли иму­ще­ство и зем­лю, а их са­мих вы­сы­ла­ли це­лы­ми се­мья­ми в необ­жи­тые рай­о­ны стра­ны. По боль­шей ча­сти кол­лек­ти­ви­за­ция про­во­ди­лась при­е­хав­ши­ми из го­ро­да ком­му­ни­ста­ми, дей­ство­вав­ши­ми по от­но­ше­нию к кре­стья­нам, как ино­род­че­ский эле­мент. Эти идей­ные ино­род­цы по­дав­ля­ли вся­кие за­чат­ки кре­стьян­ско­го недо­воль­ства и со­про­тив­ле­ния и тща­тель­но вы­ис­ки­ва­ли тех, кто под­ле­жал уни­что­же­нию. И в первую оче­редь это бы­ли, ко­неч­но, свя­щен­ни­ки, из­на­чаль­но чуж­дые боль­ше­ви­кам по раз­ли­чию в ве­ре. На­род вос­при­нял кол­лек­ти­ви­за­цию как на­чи­на­ю­щу­ю­ся про­тив него вой­ну, гро­зя­щую ему бе­да­ми и смер­тью, — и лю­ди по­тя­ну­лись в хра­мы ис­по­ве­до­вать­ся и при­ча­щать­ся.
Храм в се­ле Чаш­ни­цы на празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня 15 фев­ра­ля 1930 го­да был по­лон мо­ля­щих­ся. По­чти все при­шед­шие ис­по­ве­да­лись и при­ча­сти­лись. Пе­ред ис­по­ве­дью отец Ни­ко­лай, об­ра­ща­ясь к мо­ля­щим­ся, ска­зал: «Пра­во­слав­ные, эта ис­по­ведь про­хо­дит, мо­жет быть, в по­след­ний раз, а по­том нас про­го­нят от­сю­да или за­кро­ют цер­ковь; я вам от ду­ши же­лаю луч­шей жиз­ни в но­вых усло­ви­ях, но не за­бы­вай­те ве­ру Хри­сто­ву».
В сво­ем сло­ве в кон­це служ­бы он вновь по­вто­рил: «Пра­во­слав­ные, на­ста­ло вре­мя смут­ное, сей­час за­кры­ва­ют все церк­ви, вер­но, ско­ро за­кро­ют и на­шу, нам бу­дет негде слу­жить…»
На­род, слу­шая свя­щен­ни­ка, пла­кал, ни­ко­му не хо­те­лось те­рять Бо­жье­го хра­ма.
Через день по­сле празд­ни­ка дей­ство­вав­ший в этом рай­оне упол­но­мо­чен­ный по кол­лек­ти­ви­за­ции Без­де-Мер­ли от­пра­вил сво­е­му на­чаль­ни­ку ра­порт: «На­сто­я­щим со­об­щаю вам, что поп Чаш­ниц­ко­го се­ла по вос­крес­ным и дру­гим празд­ни­кам цер­ков­ным про­из­во­дит ис­по­ведь ве­ру­ю­щих; на ис­по­ведь идут по­чти изо всей окру­ги, и по­сле ис­по­ве­дей на­блю­да­ет­ся вы­ход за­пи­сав­ших­ся в кол­хоз… со сво­ей сто­ро­ны я счи­таю необ­хо­ди­мым по­па се­ла Чаш­ни­цы вы­слать — чем ско­рее, тем луч­ше».
18 фев­ра­ля бы­ла вос­крес­ная служ­ба, и на сле­ду­ю­щий день тот же упол­но­мо­чен­ный сно­ва ра­пор­то­вал об от­це Ни­ко­лае. «На дру­гой ис­по­ве­ди, в вос­кре­се­нье 18.2.30 го­да, — пи­сал он, — ко­ли­че­ство ис­по­вед­ни­ков бы­ло в два ра­за боль­ше, чем в пер­вый раз; оба ра­за служ­ба бы­ла очень дол­го, при­мер­но до ча­са дня, а обык­но­вен­но служ­бы про­дол­жа­лись до один­на­дца­ти ча­сов утра». И он сно­ва по­тре­бо­вал вы­сыл­ки свя­щен­ни­ка.
22 фев­ра­ля 1930 го­да отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Яро­слав­ле. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, свя­щен­ник ска­зал, что дей­стви­тель­но на празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня в хра­ме при­сут­ство­ва­ло око­ло пя­ти­де­ся­ти его при­хо­жан, ко­то­рые при­шли ис­по­ве­дать­ся, но ни­ка­ких про­по­ве­дей о пре­сле­до­ва­ни­ях ре­ли­гии он не го­во­рил и в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии в аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти и кол­хо­зов ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет.
28 фев­ра­ля 1930 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 16 мар­та 1930 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к трем го­дам ссыл­ки в Ар­хан­гельск. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Ро­зов скон­чал­ся 20 мар­та 1930 го­да (менее, чем через месяц) в яро­слав­ской тюрь­ме и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Нил ро­дил­ся 4 мая 1871 го­да в се­ле Олья­ви­до­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Фе­до­ра и Ан­ны Тю­тю­ки­ных и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ни­ко­ла­ем. Окон­чив сель­скую шко­лу, он по­сту­пил на фаб­ри­ку Позд­ня­ко­ва в го­ро­де Дмит­ро­ве — сна­ча­ла уче­ни­ком, а за­тем тка­чом. Позд­нее ра­бо­тал в Оре­хо­во-Зу­е­ве на ткац­кой фаб­ри­ке Зи­ми­на. В 1901 го­ду он уехал в Моск­ву и стал при­слу­жи­вать в од­ной из церк­вей.
Из­брав мо­на­ше­ский путь, Ни­ко­лай в 1904 го­ду по­сту­пил в Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь и через два го­да был при­нят ту­да по­слуш­ни­ком. В 1907 го­ду он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Нил. В 1909 го­ду мо­нах Нил был на­зна­чен на долж­ность эко­но­ма, в 1910 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, в 1913-м — на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим долж­ность бла­го­чин­но­го. В том же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и утвер­жден в долж­но­сти бла­го­чин­но­го.
В 1920 го­ду Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь был за­крыт. Пер­вые го­ды по­сле за­кры­тия оби­те­ли отец Нил слу­жил в хра­мах Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на, с 1925 го­да — в Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ском хра­ме в се­ле Ти­мо­ше­во.
В 1931 го­ду он был пе­ре­ве­ден в цер­ковь Неру­ко­твор­но­го Спа­са в се­ле Ки­е­во Дмит­ров­ско­го рай­о­на. В его при­ход вхо­ди­ли де­рев­ни Гор­ки, Несте­ри­ха, Бу­ки­но, Су­ма­ро­ко­во, Аба­ку­мо­во, Ере­ми­но, а так­же по­се­лок при же­лез­но­до­рож­ной стан­ции Лоб­ня.
21 фев­ра­ля 1938 го­да пред­се­да­тель сель­со­ве­та со­ста­вил для НКВД ха­рак­те­ри­сти­ку на свя­щен­ни­ка, в ко­то­рой пи­сал: «Свя­щен­ник Нил Фе­до­ро­вич Тю­тю­кин все вре­мя вел ан­ти­со­вет­скую ра­бо­ту сре­ди на­се­ле­ния. За по­след­нее вре­мя рас­ска­зы­вал, что кол­хо­зы — это ста­рая ка­ба­ла, как у по­ме­щи­ков. Ко­гда сель­со­вет и пар­тий­ная ячей­ка ста­ли про­во­дить со­бра­ние на те­му ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды, то тут Тю­тю­кин по­слал весь цер­ков­ный со­вет от­би­рать под­пи­си от на­се­ле­ния, чтобы не за­кры­вать цер­ковь. Сель­со­вет со сво­ей сто­ро­ны счи­та­ет, что в кол­хо­зе изо дня в день сла­бе­ет дис­ци­пли­на бла­го­да­ря ру­ко­вод­ству Тю­тю­ки­на, а по­се­му сель­со­вет счи­та­ет, что его, как опас­но­го эле­мен­та, необ­хо­ди­мо изо­ли­ро­вать с тер­ри­то­рии Ки­е­вос­ко­го сель­со­ве­та».
В этот же день НКВД от­крыл «де­ло» про­тив свя­щен­ни­ка. 28 фев­ра­ля 1938 го­да иеро­мо­нах Нил был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
— На поч­ве че­го вы сре­ди кол­хоз­ни­ков рас­про­стра­ня­ли свое вли­я­ние с пред­ло­же­ни­ем мас­со­во­го вы­хо­да из кол­хо­зов, го­во­ри­ли, что все на­ра­бо­тан­ное кол­хоз­ни­ка­ми у них от­бе­рут? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Сре­ди кол­хоз­ни­ков, а так­же и сре­ди ве­ру­ю­щих я ни­ко­гда о вы­хо­де из кол­хо­зов, а так­же о том, чтобы кол­хоз­ни­ки не ра­бо­та­ли в кол­хо­зах, не го­во­рил, — от­ве­тил свя­щен­ник.
Сле­до­ва­те­ли устро­и­ли оч­ную став­ку с од­ним из лже­сви­де­те­лей, но отец Нил от­вел все воз­во­ди­мые на него об­ви­не­ния. Не при­знал он се­бя ви­нов­ным и на всех по­сле­ду­ю­щих до­про­сах.
11 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Иеро­мо­нах Нил (Тю­тю­кин) был рас­стре­лян 20 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ма­рия ро­ди­лась в 1876 го­ду, а пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Мат­ро­на — в 1882 го­ду в се­ле Ва­рю­ков­ка Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян На­у­ма и Пла­то­ни­ды Гро­ше­вых; у них бы­ло че­ты­ре до­че­ри и сын. Как-то в мо­ло­до­сти три до­че­ри — Ма­рия, Мат­ро­на и Пе­ла­гия по­се­ти­ли неко­е­го стар­ца, ко­то­ро­го мно­гие по­чи­та­ли за по­дви­ги и про­зор­ли­вость, и спро­си­ли его, как им жить. Ма­рии и Мат­роне ста­рец ска­зал: «В мо­на­стырь, в мо­на­стырь…», а Пе­ла­гии: «В нече­сти­вую се­мью, в нече­сти­вую се­мью, за­муж».
В 1909 го­ду сест­ры Ма­рия и Мат­ро­на по­сту­пи­ли по­слуш­ни­ца­ми в Алек­сан­дро-Ма­ри­ин­ский мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный в де­ся­ти вер­стах от Его­рьев­ска; Ма­рия про­хо­ди­ла по­слу­ша­ние порт­ни­хи, а Мат­ро­на — на мо­на­стыр­ском ху­то­ре. Пе­ла­гия вы­шла за­муж в се­мью со­вер­шен­но неве­ру­ю­щих лю­дей. И как все­гда в та­ких слу­ча­ях бы­ва­ет, в се­мье этой ца­ри­ли раз­но­гла­сия и рас­при, и толь­ко тер­пе­ние и кро­тость Пе­ла­гии скло­ни­ли ее му­жа к ве­ре, в кон­це кон­цов он стал хо­дить в храм и да­же пел на кли­ро­се.
По­сле при­хо­да к вла­сти в Рос­сии без­бож­ни­ков, Алек­сан­дро-Ма­ри­ин­ский мо­на­стырь был за­крыт, и сест­ры вер­ну­лись до­мой. Неко­то­рое вре­мя они жи­ли в до­ме от­ца, а за­тем пе­ре­се­ли­лись в цер­ков­ную сто­рож­ку при хра­мах во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы в се­ле Ту­го­лес Ша­тур­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. Один храм был ка­мен­ным, дру­гой — де­ре­вян­ным, оба они бы­ли рас­по­ло­же­ны на вы­со­ком хол­ме сре­ди мо­ря хвой­но­го ле­са. Здесь по­слуш­ни­цы под­ви­за­лись в те­че­ние два­дца­ти лет. У се­стер был ого­род и ко­ро­ва. Они пек­ли для хра­ма просфо­ры, бы­ли ал­тар­ни­ца­ми, уби­ра­лись в хра­ме, а в остав­ше­е­ся вре­мя под­ра­ба­ты­ва­ли ру­ко­де­ли­ем — сте­га­ли оде­я­ла.
Се­стер в се­ле все лю­би­ли за лас­ко­вое и при­вет­ли­вое об­хож­де­ние. Сво­их пле­мян­ниц они с дет­ства при­учи­ли мо­лить­ся и по­мог­ли им по­лю­бить бо­го­слу­же­ние и храм. Од­ну из пле­мян­ниц они на­учи­ли чи­тать Псал­тирь, и впо­след­ствии, ко­гда все хра­мы в окру­ге бы­ли за­кры­ты, она чи­та­ла Псал­тирь по усоп­шим.
Пред­се­да­тель мест­но­го сель­со­ве­та, без­бож­ник Ва­си­лий Язы­ков, лю­то нена­ви­дев­ший храм, вся­кий раз, ко­гда на­чи­на­лось бо­го­слу­же­ние, вы­хо­дил на до­ро­гу и ста­рал­ся угро­за­ми разо­гнать иду­щих в цер­ковь кре­стьян.
В 1931 го­ду был аре­сто­ван и при­го­во­рен к пя­ти го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан свя­щен­ник Ка­зан­ско-Пят­ниц­ко­го при­хо­да На­за­рий Гриб­ков. Пред­се­да­тель сель­со­ве­та, при­е­хав в се­ло с ми­ли­ци­о­не­ра­ми с на­ме­ре­ни­ем храм ра­зо­рить, стал тре­бо­вать клю­чи от хра­ма у ста­ро­сты Ва­си­лия За­ни­на, но тот клю­чей не от­дал, и ми­ли­ция уеха­ла ни с чем. В сле­ду­ю­щий раз ми­ли­ция аре­сто­ва­ла ста­ро­сту, но он по до­ро­ге в Ша­ту­ру бро­сил клю­чи в снег, и их на­шла, по пред­ва­ри­тель­ной до­го­во­рен­но­сти с ним, сест­ра по­слуш­ниц Пе­ла­гия. По­слуш­ни­цы тай­но пе­ре­нес­ли из хра­ма в свою ке­лью неко­то­рые бо­го­слу­жеб­ные пред­ме­ты, спа­сая их от без­бож­ни­ков.
По­сле за­кры­тия хра­ма по­слуш­ни­цы Ма­рия и Мат­ро­на ста­ли хо­дить в храм во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Пет­ров­ском, рас­по­ло­жен­ном в пят­на­дца­ти ки­ло­мет­рах от се­ла Ту­го­лес. Здесь око­ло со­ро­ка лет слу­жил про­то­и­е­рей Алек­сандр Са­ха­ров, бла­го­чин­ный Ша­тур­ско­го рай­о­на. Пе­ред каж­дым бо­го­слу­же­ни­ем по­слуш­ни­цы убеж­да­ли жен­щин-кре­стья­нок не остав­лять мо­лит­вы и не ма­ло­ду­ше­ствуя от­прав­лять­ся вме­сте с ни­ми в храм Бо­жий.
Хо­тя за от­сут­стви­ем свя­щен­ни­ка служ­ба в хра­мах в се­ле Ту­го­лес не со­вер­ша­лась, но пред­се­да­те­лю сель­со­ве­та Язы­ко­ву это­го ка­за­лось ма­ло, и он раз­ру­шил до ос­но­ва­ния де­ре­вян­ную ко­ло­коль­ню Пят­ниц­ко­го хра­ма, а в са­мом хра­ме раз­ме­стил цех по раз­ли­ву ли­мо­на­да.
В 1933 го­ду в Ка­зан­ский храм в Ту­го­ле­се был на­прав­лен слу­жить вер­нув­ший­ся из за­клю­че­ния свя­щен­ник Ге­ор­гий Ко­ло­ко­лов, а в 1936 го­ду, к ве­ли­кой ра­до­сти при­хо­жан, в храм вер­нул­ся свя­щен­ник На­за­рий Гриб­ков; в 1937 го­ду в храм был на­прав­лен слу­жить пса­лом­щик Петр Ца­рап­кин. В но­яб­ре 1937 го­да оба свя­щен­ни­ка и пса­лом­щик бы­ли аре­сто­ва­ны, и в хра­ме пре­кра­ти­лось бо­го­слу­же­ние. Про­тив всех аре­сто­ван­ных лже­сви­де­те­лем вы­сту­пил пред­се­да­тель сель­со­ве­та Ва­си­лий Язы­ков.
С это­го вре­ме­ни сест­ры оста­лись един­ствен­ны­ми в окру­ге «цер­ков­ни­ца­ми», кто мог по­чи­тать Псал­тирь по умер­ше­му род­ствен­ни­ку, на­ста­вить в ве­ре, в ис­пол­не­нии цер­ков­ных пра­вил и на­учить мо­лить­ся.
В фев­ра­ле 1938 го­да вла­сти воз­об­но­ви­ли аре­сты. Свя­щен­ни­ков на сво­бо­де по­чти не оста­лось, и аре­сто­вы­ва­лись уже ми­ряне. 15 фев­ра­ля 1938 го­да пред­се­да­тель сель­со­ве­та Ва­си­лий Язы­ков, вы­сту­пив лже­сви­де­те­лем про­тив по­слуш­ниц, на­пи­сал, что они враж­деб­но на­стро­е­ны к со­вет­ской вла­сти и ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии. На ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки сест­ры хо­дят по до­мам кол­хоз­ни­ков и в неко­то­рых до­мах со­вер­ша­ют бо­го­слу­же­ние. Явив­шись в один из до­мов, они го­во­ри­ли кол­хоз­ни­кам: «Зав­тра Гос­под­ский празд­ник, луч­ше ид­ти в цер­ковь мо­лить­ся Бо­гу, а не в кол­хо­зе ра­бо­тать». Кол­хоз­ни­цы в ко­ли­че­стве вось­ми че­ло­век, вме­сто то­го чтобы ра­бо­тать в кол­хо­зе, хо­дят в цер­ковь в се­ло Пет­ров­ское Ша­тур­ско­го рай­о­на за 15 ки­ло­мет­ров мо­лить­ся Бо­гу. А на во­прос, по­че­му они не ра­бо­та­ют в кол­хо­зе, кол­хоз­ни­цы от­ве­ча­ют: «Бо­гу луч­ше мо­лить­ся, а то Он нас всех на­ка­жет». В цер­ковь с кол­хоз­ни­ца­ми хо­дят и са­ми мо­наш­ки. В до­ма кол­хоз­ни­ков мо­наш­ки при­но­сят цер­ков­ные кни­ги и чи­та­ют кол­хоз­ни­кам о рож­де­нии Иису­са Хри­ста, о со­тво­ре­нии Бо­гом ми­ра, о рае, о Страш­ном Су­де.
26 фев­ра­ля 1938 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли по­слуш­ниц и за­клю­чи­ли в тюрь­му в го­ро­де Его­рьев­ске.
— Ска­жи­те, — спро­сил сле­до­ва­тель по­слуш­ни­цу Ма­рию, — бы­ва­ли ли слу­чаи, ко­гда вы вме­сте с Мат­ро­ной Гро­ше­вой со­зы­ва­ли к се­бе на дом кол­хоз­ниц и устра­и­ва­ли у се­бя бо­го­слу­же­ния, осо­бен­но под ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки?
— Та­ких слу­ча­ев не бы­ло, — от­ве­ти­ла Ма­рия, — но бы­ва­ли слу­чаи, ко­гда кол­хоз­ни­ки за­хо­ди­ли к нам по­го­во­рить о чем-ли­бо или взять ка­кую-ни­будь вещь, необ­хо­ди­мую для по­кой­ни­ка, на­при­мер по­кры­ва­ло. Я лич­но чи­таю Псал­тирь над умер­ши­ми.
— Ска­жи­те, бы­ва­ли ли слу­чаи, ко­гда вы хо­ди­ли по до­мам кол­хоз­ни­ков и вме­сте с ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­дой за­ни­ма­лись ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью, на­прав­лен­ной на срыв ра­бо­ты в кол­хо­зе?
— Я спе­ци­аль­но для ука­зан­ной це­ли по до­мам кол­хоз­ни­ков не хо­ди­ла, но в от­дель­ных слу­ча­ях хо­ди­ла в до­ма чи­тать Псал­тирь, но ни­ка­кой под­рыв­ной ра­бо­ты про­тив кол­хо­зов я не ве­ду и про­тив вла­сти ни­че­го не го­во­рю.
— Вспом­ни­те слу­чай, про­ис­шед­ший в но­яб­ре, ко­гда вы вме­сте с сест­рой Мат­ро­ной Гро­ше­вой со­вер­ша­ли в до­мах бо­го­слу­же­ние и вы­ска­зы­ва­ли свое недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью, на­зы­вая боль­ше­ви­ков ан­ти­хри­ста­ми.
— Это­го я не пом­ню, и слу­чай с ан­ти­со­вет­ски­ми вы­ска­зы­ва­ни­я­ми я от­ри­цаю.
— Вы го­во­ри­те, что у се­бя на до­му вы бо­го­слу­же­ний не со­вер­ша­ли, а меж­ду тем при обыс­ке в ва­шем до­ме бы­ли об­на­ру­же­ны цер­ков­ные кни­ги, кре­сты, ча­ши, ри­зы и дру­гие при­над­леж­но­сти ре­ли­ги­оз­но­го куль­та. По­че­му же вы не го­во­ри­те ис­ти­ны?
— Да, я под­твер­ждаю, что у ме­ня ука­зан­ные пред­ме­ты бы­ли об­на­ру­же­ны, но они при­над­ле­жат церк­ви, у ме­ня хра­нят­ся с мо­мен­та аре­ста свя­щен­ни­ков и за­кры­тия церк­ви, но ни я, ни моя сест­ра на се­бя вы­пол­не­ние об­ря­дов не бра­ли, за ис­клю­че­ни­ем чте­ния Псал­ти­ри.
— Ска­жи­те, при­зна­е­те вы се­бя ви­нов­ной в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и аги­та­ции, на­прав­лен­ной на под­рыв со­вет­ской вла­сти и кол­хо­за?
— Нет, в этом я се­бя ви­нов­ной при­знать не мо­гу.
То­гда же бы­ла до­про­ше­на и ее сест­ра Мат­ро­на.
— Рас­ска­жи­те, чем вы сей­час, про­жи­вая при церк­ви се­ла Ту­го­лес, за­ни­ма­е­тесь? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Вот уже два­дцать лет, как я и моя сест­ра Ма­рия при­слу­жи­ва­ем во вре­мя бо­го­слу­же­ний в церк­ви и жи­вем на цер­ков­ные сред­ства.
— Бы­ва­ют ли у вас в до­ме кол­хоз­ни­ки и ка­кие у вас с ни­ми идут раз­го­во­ры?
— В дом к нам ино­гда за­хо­ди­ли раз­ные ли­ца; при­ез­жа­ю­щие из­да­ле­ка оста­ва­лись у нас но­че­вать. Но вот уже три ме­ся­ца, как за­кры­та цер­ковь по слу­чаю аре­ста свя­щен­ни­ка, и по­то­му на ноч­ле­ге у нас ни­ко­го не бы­ва­ет. Меж­ду на­ми ве­дут­ся раз­го­во­ры на ре­ли­ги­оз­ные те­мы.
— Вам предъ­яв­ля­ет­ся об­ви­не­ние в том, что вы вме­сте с Ма­ри­ей Гро­ше­вой за­ни­ма­е­тесь ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей. При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ной?
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ци­ей я не за­ни­ма­лась и ви­нов­ной се­бя в этом не при­знаю, но раз­го­во­ры на ре­ли­ги­оз­ные те­мы мы ве­дем.
— Ска­жи­те, вы со­вер­ша­е­те у се­бя на до­му бо­го­слу­же­ния? Кто к вам хо­дит? И хо­ди­те ли вы по до­мам кол­хоз­ни­ков с це­лью со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ний? И вы­ска­зы­ва­е­тесь ли про­тив кол­хо­зов и со­вет­ской вла­сти?
— Бо­го­слу­же­ний на до­му у ме­ня не бы­ва­ет, но кол­хоз­ни­кам или кто при­хо­дит я рас­ска­зы­ва­ла о Хри­сте. По до­мам кол­хоз­ни­ков для со­вер­ше­ния цер­ков­ных об­ря­дов я не хо­ди­ла и недо­воль­ства со­вет­ской вла­стью не вы­ска­зы­ва­ла. О том, что в празд­нич­ные дни нуж­но мо­лить­ся, я го­во­ри­ла, и что ра­бо­та в кол­хо­зе по­до­ждет, это вер­но, но в этом я ни­ка­кой аги­та­ции не усмат­ри­ваю. Имея цель по­мо­лить­ся Бо­гу, я по­сле за­кры­тия церк­ви у нас в се­ле Ту­го­лес ез­ди­ла в цер­ковь се­ла Пет­ров­ско­го Ша­тур­ско­го рай­о­на. Со мной ез­ди­ли и дру­гие ли­ца, в том чис­ле и кол­хоз­ни­ки.
11 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла по­слуш­ниц Ма­рию и Мат­ро­ну к рас­стре­лу, и они бы­ли пе­ре­ве­зе­ны в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. По­слуш­ни­цы Ма­рия и Мат­ро­на Гро­ше­вы бы­ли рас­стре­ля­ны 20 мар­та 1938 го­да и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» на­зва­на так по над­пи­си, со­хра­нив­шей­ся на иконе: «Аз Спо­руч­ни­ца греш­ных к Мо­е­му Сы­ну…».
Впер­вые этот об­раз про­сла­вил­ся чу­де­са­ми в Ни­ко­ла­ев­ском Од­рине муж­ском мо­на­сты­ре Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­ре­дине 19-­го сто­ле­тия. Древ­няя ико­на Бо­го­ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» из-за вет­хо­сти сво­ей не поль­зо­ва­лась долж­ным по­чи­та­ни­ем и сто­я­ла в ста­рой ча­совне у мо­на­стыр­ских во­рот. Но в 1843 го­ду мно­гим жи­те­лям в сно­ви­де­ни­ях бы­ло от­кры­то, что ико­на эта на­де­ле­на, по Бо­жье­му Про­мыс­лу, чу­до­твор­ной си­лой. Ико­ну тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли в цер­ковь. К ней на­ча­ли сте­кать­ся ве­ру­ю­щие и про­сить о вра­че­ва­нии сво­их пе­ча­лей и бо­лез­ней. Пер­вым по­лу­чил ис­це­ле­ние рас­слаб­лен­ный маль­чик, мать ко­то­ро­го го­ря­чо мо­ли­лась пе­ред этой свя­ты­ней. Осо­бен­но про­сла­ви­лась ико­на во вре­мя эпи­де­мии хо­ле­ры, ко­гда мно­гих смер­тель­но боль­ных, с ве­рою к ней при­те­ка­ю­щих, она воз­вра­ти­ла к жиз­ни.
В мо­на­сты­ре в честь чу­до­твор­но­го об­ра­за был по­стро­ен боль­шой трех­пре­столь­ный храм. На иконе «Спо­руч­ни­ца греш­ных» Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, Ко­то­рый обе­и­ми ру­ка­ми Сво­и­ми дер­жит Ее пра­вую ру­ку. Гла­вы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца увен­ча­ны ко­ро­на­ми.
В 1848 го­ду усер­ди­ем моск­ви­ча Ди­мит­рия Бон­че­ску­ла был сде­лан спи­сок с это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за и по­ме­щен в его до­ме. Вско­ре он про­сла­вил­ся ис­те­че­ни­ем це­ли­тель­но­го ми­ра, дав­ше­го мно­гим вы­здо­ров­ле­ние от тяж­ких бо­лез­ней. Этот чу­до­твор­ный спи­сок пе­ре­нес­ли в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ха­мов­ни­ках, в ко­то­ром был устро­ен то­гда же при­дел в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных». Кро­ме 7 мар­та, празд­не­ство в честь этой ико­ны со­вер­ша­ет­ся 29 мая.

Жития
Писание