⏳ 2020.03.13 (пт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 2я седмица Великого поста (глас 5й)
• пятница

☀️ неподвижный годовой круг:
13 марта (29 февраля)
• прп. Кассиа́на (Иоанна Кассиа́на) Римлянина (435)
• прп. Иоанна (Варсонофия) Дамасского (V)
• исп. Феоктири́ста (Феостири́кта) Медикийского (VIII)


☦️
Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин по ме­сту рож­де­ния и язы­ку, на ко­то­ром пи­сал, при­над­ле­жал За­па­ду, но ду­хов­ной ро­ди­ной свя­то­го все­гда был пра­во­слав­ный Во­сток. В Виф­ле­ем­ской оби­те­ли, рас­по­ло­жен­ной неда­ле­ко от то­го ме­ста, где ро­дил­ся Спа­си­тель, Иоанн при­нял ино­че­ство. По­сле двух­лет­не­го пре­бы­ва­ния в оби­те­ли в 390 го­ду пре­по­доб­ный с ду­хов­ным бра­том Гер­ма­ном в те­че­ние се­ми лет пу­те­ше­ство­вал по Фива­и­де и Скит­ской пу­стыне, чер­пая из ду­хов­но­го опы­та мно­го­чис­лен­ных по­движ­ни­ков. Вер­нув­шись в 397 го­ду на ко­рот­кое вре­мя в Виф­ле­ем, ду­хов­ные бра­тья три го­да под­ви­за­лись в пол­ном уеди­не­нии, а за­тем от­пра­ви­лись в Кон­стан­ти­но­поль, где слу­ша­ли свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Кас­си­ан при­нял сан диа­ко­на. В 405 го­ду кон­стан­ти­но­поль­ский клир на­пра­вил пре­по­доб­но­го в Рим к па­пе Ин­но­кен­тию I во гла­ве по­соль­ства – ис­кать за­щи­ты без­вин­но стра­да­ю­ще­му свя­ти­те­лю.
В сан пре­сви­те­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан был по­свя­щен у се­бя на ро­дине. В Мар­се­ле он впер­вые в Гал­лии устро­ил два об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­ря, муж­ской и жен­ский, по уста­ву во­сточ­ных оби­те­лей. По прось­бе епи­ско­па Апт­ско­го Ка­сто­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан в 417–419 го­дах на­пи­сал 12 книг «О по­ста­нов­ле­ни­ях ки­но­вий» па­ле­стин­ских и еги­пет­ских и 10 бе­сед с пу­стын­ны­ми от­ца­ми, чтобы дать со­оте­че­ствен­ни­кам об­раз­цы об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей и по­зна­ко­мить их с ду­хом по­движ­ни­че­ства пра­во­слав­но­го Во­сто­ка. В пер­вой кни­ге «О по­ста­нов­ле­ни­ях ки­но­вий» речь идет о внеш­нем ви­де мо­на­ха; во вто­рой – о чине ноч­ных псал­мов и мо­литв; в тре­тьей – о чине днев­ных мо­литв и псал­мов; в чет­вер­той – о чине от­вер­же­ния от ми­ра; в вось­ми осталь­ных – о вось­ми глав­ных гре­хах. В бе­се­дах оте­че­ских на­став­ник в по­движ­ни­че­стве свя­той Кас­си­ан го­во­рит о це­ли жиз­ни, о ду­хов­ном рас­суж­де­нии, о сте­пе­нях от­ре­че­ния от ми­ра, о же­ла­ни­ях пло­ти и ду­ха, о вось­ми гре­хах, о бед­стви­ях пра­вед­ни­ков, о мо­лит­ве. В по­сле­ду­ю­щие го­ды пре­по­доб­ным Кас­си­а­ном на­пи­са­но еще че­тыр­на­дцать бе­сед: о со­вер­шен­ной люб­ви, о чи­сто­те, о Бо­жи­ей по­мо­щи, о ра­зу­ме­нии Пи­са­ния, о да­ро­ва­ни­ях Бо­жи­их, о друж­бе, об упо­треб­ле­нии язы­ка, о че­ты­рех ро­дах ино­ков, о жиз­ни от­шель­ни­че­ской и об­ще­жи­тель­ной, о по­ка­я­нии, о по­сте, о ноч­ных ис­ку­ше­ни­ях, об умерщ­вле­нии ду­хов­ном, да­но тол­ко­ва­ние слов «не еже хо­щу, сие тво­рю». В 431 го­ду свя­той Иоанн Кас­си­ан на­пи­сал свое по­след­нее со­чи­не­ние про­тив Несто­рия, в ко­то­ром со­брал про­тив ере­си суж­де­ния мно­гих во­сточ­ных и за­пад­ных учи­те­лей. В сво­их со­чи­не­ни­ях пре­по­доб­ный Кас­си­ан ос­но­вы­вал­ся на ду­хов­ном опы­те по­движ­ни­ков, за­ме­чая по­клон­ни­кам бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на (па­мять 15 июня), что «бла­го­дать да­ле­ко ме­нее все­го мож­но за­щи­щать пыш­ны­ми сло­ва­ми и го­вор­ли­вым со­стя­за­ни­ем, диа­лек­ти­че­ски­ми сил­ло­гиз­ма­ми и крас­но­ре­чи­ем Ци­це­ро­на». По сло­вам пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка (па­мять 30 мар­та), «ве­ли­кий Кас­си­ан рас­суж­да­ет пре­вос­ход­но и воз­вы­шен­но». Свя­той Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин мир­но по­чил в 435 го­ду.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/

☦️
Пре­по­доб­ный Иоанн, на­ре­чен­ный Вар­со­но­фи­ем, был ро­дом из Па­ле­сти­ны, 18-ти лет вос­при­нял он Свя­тое Кре­ще­ние, а вско­ре и ино­че­ский по­стриг. За свою по­движ­ни­че­скую жизнь пре­по­доб­ный Иоанн был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па го­ро­да Да­мас­ка. Од­на­ко, лю­бя жизнь уеди­нен­ную, пре­по­доб­ный Иоанн оста­вил епи­ско­пию и тай­но ушел в Алек­сан­дрию, на­име­но­вав се­бя Вар­со­но­фи­ем. За­тем он уда­лил­ся в Нит­рий­скую пу­сты­ню, при­шел в мо­на­стырь и про­сил игу­ме­на при­нять его в оби­тель, чтобы слу­жить стар­цам. Это по­слу­ша­ние он доб­ро­со­вест­но ис­пол­нял днем, ночь же про­во­дил в мо­лит­ве.
Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­но­го уви­дел свя­той Фе­о­дор Нит­рий­ский, знав­ший о том, что он епи­скоп, то­гда свя­той Иоанн вновь скрыл­ся и ушел в Еги­пет, где под­ви­зал­ся до кон­ца сво­ей жиз­ни (V век).

☦️
Свя­той Фео­к­ти­рист (Фе­о­сти­рикт), игу­мен Пе­ли­кит­ский, по­стра­дал за ико­но­по­чи­та­ние при нече­сти­вом им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Ко­про­ни­ме (741–775). Вме­сте с ним бы­ли под­верг­ну­ты пыт­кам свя­той Сте­фан Но­вый (па­мять 28 но­яб­ря) и дру­гие бла­го­че­сти­вые ино­ки. Свя­той Фео­к­ти­рист был обо­жжен ки­пя­щей смо­лой.
Скончался мирно в глубокой старости. Из­ве­стен как ду­хов­ный пи­са­тель и ав­тор ка­но­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мно­ги­ми одер­жим на­пастьми».

Жития
Писание