⏳ 2020.03.11 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 2я седмица Великого поста (глас 5й)
• среда

☀️ неподвижный годовой круг:
11 марта (27 февраля)
• прп. Фалале́я Сирийского (ок. 460)
• прп. Прокопия Декаполита (ок. 750)
• прп. Тита Печерского пресвитера (1190)
• прп. Тита Печерского бывшего воина (XIV)
• сщмч. Михаила (Лисицына) (1918)
• сщмч. Сергия (Увицкого) (1932)
• сщмч. Петра (Успенского), мч. Михаила (Маркова) (1938)


☦️
Пре­по­доб­ный Фа­ла­лей жил в V ве­ке, ро­дом был из Ки­ли­кии (Ма­лая Азия), при­нял ино­че­ство в оби­те­ли Сав­вы Освя­щен­но­го и там же был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра. Позд­нее, уда­лив­шись. в Си­рию, неда­ле­ко от го­ро­да Га­ва­ла, он на­шел за­бро­шен­ное язы­че­ское ка­пи­ще, окру­жен­ное гроб­ни­ца­ми, и по­се­лил­ся там в па­лат­ке. Ме­сто это име­ло дур­ную сла­ву, так как оби­тав­шие там нечи­стые ду­хи устра­ша­ли пут­ни­ков и при­чи­ня­ли им мно­го зла.
Тут пре­по­доб­ный и жил, мо­лясь день и ночь в пол­ном уеди­не­нии. Бе­сы ча­сто на­па­да­ли на свя­то­го, устра­шая его ви­де­ни­я­ми и го­ло­са­ми. Но пре­по­доб­ный с по­мо­щью Бо­жи­ей по­бе­дил, в кон­це кон­цов, си­лу вра­жию, ко­то­рая бо­лее не ста­ла его тре­во­жить. То­гда пре­по­доб­ный еще бо­лее уси­лил свой по­двиг: он по­стро­ил се­бе хи­жи­ну, столь тес­ную, что мог по­ме­щать­ся в ней, толь­ко силь­но при­гнув го­ло­ву, и там про­жил око­ло 10 лет.
Гос­подь да­ро­вал свя­то­му по­движ­ни­ку дар чу­до­тво­ре­ния, чу­де­са по­мо­га­ли ему про­све­щать ис­тин­ной ве­рой окрест­ных жи­те­лей – языч­ни­ков. С по­мо­щью об­ра­щен­ных им в хри­сти­ан­ство жи­те­лей, он раз­ру­шил идоль­ское ка­пи­ще, по­стро­ил на его ме­сте храм и за­вел в нем еже­днев­ное бо­го­слу­же­ние. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Фа­ла­лей в глу­бо­кой ста­ро­сти, око­ло 460 го­да. В кни­ге «Ли­мо­нарь» или «Ли­мо­нис» – со­чи­не­ние гре­че­ско­го ино­ка Иоан­на Мос­ха († 622 г.) – о пре­по­доб­ном Фа­ла­лее го­во­рит­ся: «Ав­ва Фа­ла­лей Ки­ли­кий­ский 60 лет был ино­ком и, ни­ко­гда не пре­кра­щая слез, го­во­ря: сие вре­мя дал нам, бра­тие, Бог на по­ка­я­ние, и, ес­ли мы его по­гу­бим, то за это бу­дем стро­го су­ди­мы».

☦️
Пре­по­доб­ный Про­ко­пий ро­дил­ся в стране Де­ка­по­лит­ской (т. е. Де­ся­ти­гра­дии), на во­сток от Га­ли­лей­ско­го озе­ра. Оста­вив су­ет­ный мир, Про­ко­пий при­нял в од­ной оби­те­ли ино­че­ский чин и про­во­дил все вре­мя в мо­лит­ве и по­сте. Опыт­ный в мо­на­ше­ских по­дви­гах, укра­шен­ный чи­сто­тою ду­шев­ною, он был сла­вен и зна­ме­нит сре­ди по­движ­ни­ков. Меж­ду тем око­ло это­го вре­ме­ни по­яви­лась ико­но­бор­че­ская ересь. Воз­бу­дил ее нече­сти­вый им­пе­ра­тор Лев Ис­ав­ря­нин, ко­то­рый счи­тал ико­ны идо­ла­ми, а по­кло­ня­ю­щих­ся им – идо­ло­по­клон­ни­ка­ми.
Пре­по­доб­ный Про­ко­пий вме­сте с дру­ги­ми рев­ни­те­ля­ми пра­во­сла­вия вос­стал про­тив нече­сти­вой ере­си ико­но­бор­цев; он об­ли­чил безум­ное муд­ро­ва­ние ере­ти­ков и по­бе­дил их непо­бе­ди­мы­ми бо­же­ствен­ны­ми сло­ве­са­ми. Это и на­влек­ло на него гнев и неми­лость им­пе­ра­то­ра. По его по­ве­ле­нию, св. Про­ко­пия схва­ти­ли и под­верг­ли же­сто­ким му­че­ни­ям: его бес­че­ло­веч­но би­ли, стро­га­ли те­ло его же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми и за­тем бро­си­ли в смрад­ную тем­ни­цу. В этой мрач­ной тем­ни­це преп. Про­ко­пий вме­сте с свя­тым Ва­си­ли­ем, его спо­движ­ни­ком по ино­че­ской жиз­ни, му­чил­ся до са­мой смер­ти им­пе­ра­то­ра Льва Ис­ав­ря­ни­на. Ко­гда же Лев умер, то Про­ко­пий вме­сте с Ва­си­ли­ем и дру­ги­ми свя­ты­ми му­че­ни­ка­ми, был вы­пу­щен из тем­ни­цы. Ко­нец сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Про­ко­пий Де­ка­по­лит про­вел мир­но в ино­че­ских по­дви­гах.
В глу­бо­кой ста­ро­сти ото­шел он в иную жизнь, чтобы ви­деть Хри­ста уже не на ико­нах, ко­то­рые он за­щи­щал всю жизнь, а ли­цом к ли­цу, и чтобы по­лу­чить от Него за свои тру­ды и стра­да­ния ве­ли­кую на­гра­ду на небе­сах.

☦️
Пре­по­доб­ный Тит был свя­щен­но­и­нок Ки­ев­ско­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, из­вест­ный сво­им чрез­вы­чай­но ми­ро­лю­би­вым ко всем от­но­ше­ни­ем. Осо­бен­но по­лю­бил Тит ми­ро­лю­бие бла­го­да­ря сле­ду­ю­щим об­сто­я­тель­ствам. У преп. Ти­та был друг чер­но­ри­зец Ева­грий, по са­ну диа­кон. Все ди­ви­лись ис­крен­ней друж­бе и люб­ви, су­ще­ство­вав­шей меж­ду ни­ми. Но нена­ви­дя­щий вся­кое доб­ро диа­вол ре­шил по­се­ять меж­ду ни­ми се­мя враж­ды. В сво­ем за­мыс­ле он успел: Тит и Ева­грий так воз­не­на­ви­де­ли друг дру­га, что не хо­те­ли смот­реть один на дру­го­го и вся­че­ски ста­ра­лись из­бе­гать встре­чи меж­ду со­бою. Ко­гда они вме­сте слу­жи­ли в церк­ви, то у них не бы­ло со­гла­сия да­же здесь, при бо­го­слу­же­нии: ес­ли один ка­дил пе­ред ико­ною, то дру­гой убе­гал от каж­де­ния; ес­ли же один не от­хо­дил от об­ра­за, то дру­гой про­хо­дил ми­мо, не по­ка­див. Их нена­висть бы­ла столь силь­на, что они име­ли дерз­но­ве­ние да­же при­ча­щать­ся Св. Та­ин, не при­ми­рив­шись друг с дру­гом, не ис­про­сив про­ще­ния друг у дру­га. Бра­тия оби­те­ли, ви­дя та­кую их силь­ную нена­висть и по­ни­мая, что эта враж­да гу­би­тель­на для их спа­се­ния, мно­го раз при­ни­ма­лась их ми­рить, но они и слы­шать об этом не хо­те­ли. И вот, по Бо­жье­му смот­ре­нию, пре­сви­тер Тит се­рьез­но за­бо­лел. Ду­мая, что на­стал час отой­ти ему в иной мир, Тит на­чал горь­ко пла­кать о сво­ем пре­гре­ше­нии и за­тем по­слал ска­зать диа­ко­ну Ева­грию сле­ду­ю­щее: «Про­сти ме­ня, брат, ра­ди Гос­по­да за то, что я оскор­бил те­бя гне­вом сво­им». Ева­грий, од­на­ко, не толь­ко не про­стил Ти­та, но и стал же­сто­ко бра­нить его. Бра­тия, уви­дев, что пре­сви­тер Тит уже уми­ра­ет, ре­ши­ла на­силь­но при­ве­сти Ева­грия к уми­ра­ю­ще­му, чтобы при­ми­рить его с ним. Ко­гда Ева­грия при­ве­ли к Ти­ту, то по­след­ний упал к но­гам сво­е­го преж­не­го вра­га и ска­зал со сле­за­ми:
– Про­сти ме­ня, брат!
Но Ева­грий от­вра­тил­ся от него и пред все­ми про­из­нес та­кие сло­ва:
– Не хо­чу при­ми­рять­ся с ним ни в сем ве­ке, ни в бу­ду­щем.
Ска­зав эти бес­че­ло­веч­ные сло­ва, Ева­грий вы­рвал­ся из рук бра­тии и тут же упал. Его хо­те­ли под­нять, но он был уже мертв. Ему не мог­ли ни сло­жить рук, ни со­мкнуть уст, ни за­крыть очей; слов­но он умер уже дав­но. В то же вре­мя преп. Тит встал с по­сте­ли со­вер­шен­но здо­ро­вым. Ко­гда его спро­си­ли, что с ним бы­ло за вре­мя бо­лез­ни, он от­ве­чал:
– Во вре­мя бо­лез­ни я, еще одер­жи­мый гне­вом, ви­дел, как Ан­ге­лы от­сту­пи­ли от ме­ня. Они горь­ко ры­да­ли о ги­бе­ли мо­ей ду­ши, а бе­сы ра­до­ва­лись, что я имею гнев на сво­е­го бра­та. По­се­му-то я и на­чал про­сить вас, чтобы вы по­шли и ис­про­си­ли мне у диа­ко­на Ева­грия про­ще­ние. Ко­гда вы при­ве­ли его ко мне и я по­кло­нил­ся ему, а он от­вер­нул­ся от ме­ня, то я уви­дел, что некий неми­ло­сти­вый Ан­гел пла­мен­ным ко­пьем уда­рил Ева­грия, и тот упал без­ды­хан­ный. Тот же Ан­гел за­тем по­дал мне ру­ку, под­нял ме­ня, и я встал со­вер­шен­но здо­ров.
Бра­тия, услы­шав­ши та­кой рас­сказ из уст преп. Ти­та, в ужа­се по­вто­ря­ла сло­ва: «Оста­ви­те, и оста­вит­ся вам, яко всяк гне­вай­ся на бра­та всуе по­ви­нен есть су­ду» (Мф.5:22). Мно­го пла­ка­ли так­же ино­ки о по­гиб­шем бра­те Ева­грии. По­сле та­ко­го вра­зум­ле­ния со сто­ро­ны Про­мыс­ла Бо­жия ино­ки Пе­чер­ской оби­те­ли ста­ли блю­стись гне­ва про­щая друг дру­гу вся­кое сло­во обид­ное, па­мя­туя сло­ва Еф­ре­ма Си­ри­на: «Ес­ли ко­му слу­чит­ся уме­реть во враж­де, то та­ко­во­го ожи­да­ет неумо­ли­мый суд».
В осо­бен­но­сти же силь­но по­дей­ство­вал этот пе­чаль­ных слу­чай на са­мо­го пре­сви­те­ра Ти­та. Ви­дя, как за при­ми­ре­ние с бра­том сво­им он по­лу­чил не толь­ко про­ще­ние гре­ха сво­е­го, но и те­лес­ное здра­вие, он бо­лее уже не ду­мал гне­вать­ся на ко­го-ни­будь, но усво­ил се­бе по­сто­ян­ную лю­бовь к бра­тии. Преп. Тит по­сле это­го все­гда пом­нил сло­ва Пи­са­ния: «Солн­це да не зай­дет во гне­ве тво­ем. Преж­де же всех друг ко дру­гу лю­бовь при­леж­ну имей­те, зане лю­бовь по­кры­ва­ет мно­же­ство гре­хов» (1Пет.4:7-8). Он стя­жал се­бе та­кое ми­ро­лю­бие, что на нем ис­тин­но ис­пол­ни­лось из­ре­че­ние апо­сто­ла: «Несть цар­ствие Бо­жие пи­ща или пи­тие, но прав­да и мир» (Рим.14:17). По­се­му и на небе­си преп. Тит спо­до­бил­ся по­лу­чить успо­ко­е­ние, ко­то­рое обе­щал Бог лю­бя­щим Его и хра­ня­щим Его за­по­ве­ди. Свя­тые мо­щи его по­чи­ва­ют в од­ной из Ки­ев­ских пе­щер. Скон­чал­ся преп. Тит око­ло 1190 г.

☦️
Преподобный Тит Печерский, бывший воин по­чи­ва­ет в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах. В ми­ру был во­и­ном и в од­ной из битв был тя­же­ло ра­нен в го­ло­ву. По­сле вы­здо­ров­ле­ния пре­по­доб­ный Тит при­шел под­ви­зать­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь, где опла­ки­вал гре­хи свои. По­лу­чив от Бо­га из­ве­стие о про­ще­нии, пре­по­доб­ный Тит ра­дост­но ото­шел к гор­ним се­ле­ни­ям.

☦️
Свя­щен­ник Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич Ли­си­цын ро­дил­ся 19 ок­тяб­ря 1862 го­да в се­ле Ек­шур Ря­зан­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии Ря­зан­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии в 1883 го­ду по­сту­пил на служ­бу пре­по­да­ва­те­лем в сель­скую Задне-Пилев­скую шко­лу Ря­зан­ской гу­бер­нии. В 1885 го­ду ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, за­тем во свя­щен­ни­ка и опре­де­лен в Тро­иц­кий храм се­ла Ка­ти­но Ско­пин­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии.
В 1895 го­ду при­был к ме­сту сво­е­го но­во­го слу­же­ния – во Вла­ди­кав­каз­скую епар­хию, где слу­жил в ста­ни­це Кис­ло­вод­ской. Де­я­тель­ность пас­ты­ря бы­ла от­ме­че­на Свя­тей­шим Си­но­дом, на­гра­див­шим его 11 мая 1902 го­да Биб­ли­ей «за рев­ност­ные тру­ды и за­бо­ты о вос­пи­та­нии де­тей». В 1907 го­ду отец Ми­ха­ил пе­ре­шел в Став­ро­поль­скую епар­хию, став тре­тьим свя­щен­ни­ком в се­ле Алек­сан­дров­ском, а в 1912 го­ду был на­зна­чен в Ни­ко­ла­ев­ский храм ста­ни­цы Усть-Ла­бин­ской Ку­бан­ской об­ла­сти.
22 фев­ра­ля 1918 го­да, в день вступ­ле­ния в ста­ни­цу боль­ше­вист­ских войск, был аре­сто­ван, а 26 фев­ра­ля убит ими же. Из­вест­но, что он был му­чим в те­че­ние трех дней с пят­ни­цы до вос­кре­се­нья. Ко­гда те­ло бы­ло най­де­но, на нем ока­за­лось бо­лее де­ся­ти ран, го­ло­ва бы­ла из­руб­ле­на на кус­ки. Крас­но­ар­мей­цы за­пре­ти­ли его по­гре­бе­ние, но вдо­ва от­ца Ми­ха­и­ла смог­ла най­ти сред­ства и вы­ку­пить те­ло для по­гре­бе­ния.
4 мая 2017 го­да Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние о вклю­че­нии име­ни свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ли­си­цы­на в Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской, с со­вер­ше­ни­ем па­мя­ти 11 мар­та (26 фев­ра­ля).

☦️
Сер­гей Алек­сан­дро­вич Увиц­кий ро­дил­ся в 1881 го­ду в се­ле Хлеб­ни­ко­во Вят­ской гу­бер­нии в се­мье учи­те­ля, став­ше­го позд­нее свя­щен­ноcлу­жи­те­лем. Об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник по­лу­чил в Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, по окон­ча­нии ко­то­рой пре­по­да­вал в Мо­гилев­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. 1 ав­гу­ста 1908 го­да Сер­гей Увиц­кий был ру­ко­по­ло­жен во иерея. Отец Сер­гий Увиц­кий пер­вый раз был аре­сто­ван в 1920 го­ду, его при­го­во­ри­ли к бес­сроч­но­му за­клю­че­нию в конц­ла­герь с при­ме­не­ни­ем при­ну­ди­тель­ных ра­бот, од­на­ко через несколь­ко лет осво­бо­ди­ли по ам­ни­стии. По вы­хо­де из ла­ге­ря он про­дол­жил свое свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние. В 1925 го­ду его ру­ко­по­ла­га­ют во про­то­и­е­реи. В то же вре­мя в ОГПУ на свя­щен­ни­ка по­сту­па­ли до­но­сы, в ко­то­рых пи­са­лось: «Свя­щен­ник Увиц­кий от­ли­ча­ет­ся от дру­гих сво­и­ми про­по­ве­дя­ми, ко­то­рые он про­из­но­сит за каж­дым бо­го­слу­же­ни­ем в про­дол­же­ние це­ло­го ча­са. В про­по­ве­дях он го­во­рит из Еван­ге­лия, ко­то­рое срав­ни­ва­ет с совре­мен­ной жиз­нью. По­это­му про­по­ве­ди но­сят ан­ти­со­вет­ский ха­рак­тер…». На свя­щен­ни­ка за­ве­ли но­вое де­ло, во вре­мя след­ствия он да­вал сле­ду­ю­щие по­яс­не­ния: «В про­по­ве­дях я го­во­рил об утра­те доб­рых хри­сти­ан­ских нра­вов, вы­ра­жа­ю­щей­ся в рас­строй­стве се­мей­ных от­но­ше­ний, в непо­чти­тель­но­сти де­тей к ро­ди­те­лям, в лег­ко­сти взгля­дов на во­про­сы це­ло­муд­рия и бра­ка, в неува­же­нии к до­сто­ин­ству че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, столь ча­сто на­блю­да­е­мом ныне. Го­во­рил так­же, что вслед­ствие это­го жизнь лю­дей ста­но­вит­ся все тя­же­лее, по­ра­жа­ет­ся раз­ны­ми бед­стви­я­ми: бо­лез­ня­ми, ма­те­ри­аль­ны­ми недо­стат­ка­ми, рас­строй­ством се­мей­но­го бла­го­по­лу­чия, вой­на­ми и меж­до­усо­би­ца­ми. Я при­зы­вал ве­ру­ю­щих к вза­им­ной люб­ви, при­ми­ре­нию и все­про­ще­нию, к па­мя­то­ва­нию об от­вет­ствен­но­сти всех пе­ред Бо­гом на Страш­ном Су­де Его…». В ре­зуль­та­те от­ца Сер­гия при­го­во­ри­ли к 5 го­дам ла­ге­рей. В 1931 го­ду отец Сер­гий был пе­ре­ве­ден в Бел­балт­лаг — на стро­и­тель­ство Бе­ло­мо­ро-Бал­тий­ско­го ка­на­ла. Его су­пру­га вы­хло­по­та­ла раз­ре­ше­ние уви­деть му­жа, ей раз­ре­ши­ли два ча­са сви­да­ния, и она по­еха­ла к ме­сту за­клю­че­ния. Она шла на сви­да­ние по ули­це вдоль ко­лю­чей про­во­ло­ки, и вдруг ее оста­но­вил иду­щий на­встре­чу ста­рик. Ма­туш­ка с тру­дом узна­ла от­ца Сер­гия: он весь опух, по­се­дел, еле дви­гал­ся. Это бы­ла их по­след­няя встре­ча. Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий Увиц­кий скон­чал­ся в ла­ге­ре 12 мар­та 1932 го­да.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1876 го­ду в се­ле Алек­се­ев­ском Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля Ва­си­лия Успен­ско­го. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии Петр в 1901 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и в 1905 го­ду — во свя­щен­ни­ка ко хра­му в честь Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Ива­нов­ском Се­ме­нов­ской во­ло­сти Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Здесь он про­слу­жил до 1929 го­да, ко­гда в свя­зи с ухуд­ше­ни­ем здо­ро­вья ушел за штат.
В 1937 го­ду отец Петр вер­нул­ся к свя­щен­ни­че­ско­му слу­же­нию и в се­ре­дине ав­гу­ста 1937 го­да был на­зна­чен слу­жить в Ни­ко­ла­ев­скую цер­ковь в се­ло Фе­до­с­ки­но Дмит­ров­ско­го рай­о­на. Но к это­му вре­ме­ни храм в се­ле, за неиме­ни­ем свя­щен­ни­ка, был за­крыт, и отец Петр, ре­шив со­брать при­хо­жан для ре­ги­стра­ции два­дцат­ки, про­сил раз­ре­ше­ния у пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та на про­ве­де­ние при­ход­ско­го со­бра­ния. В этом ему бы­ло от­ка­за­но, и свя­щен­ник по­слал ста­ро­сту хра­ма по до­мам мест­ных жи­те­лей, чтобы узнать, кто из них го­тов за­пи­сать­ся в два­дцат­ку.
26 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ник НКВД до­про­сил де­жур­ных сви­де­те­лей. Они ма­ло что мог­ли ска­зать о свя­щен­ни­ке, зная его все­го лишь три ме­ся­ца, но под­твер­ди­ли, что отец Петр дей­стви­тель­но от­пра­вил ак­тив­ных при­хо­жан по до­мам жи­те­лей, чтобы вы­яс­нить, кто в се­ле от­но­сит се­бя к ве­ру­ю­щим, и это на­вер­ное для то­го, — по под­сказ­ке со­труд­ни­ка НКВД до­ба­вил один из сви­де­те­лей, — чтобы знать, кто не пой­дет го­ло­со­вать на со­вет­ские вы­бо­ры.
На сле­ду­ю­щий день, 27 но­яб­ря, отец Петр был аре­сто­ван и до­про­шен.
— Вы сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Дай­те по это­му во­про­су по­ка­за­ния! — по­тре­бо­вал от свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
— Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния я не вел, это я от­ри­цаю.
— След­ствию из­вест­но, что вы в свя­зи с со­став­ле­ни­ем спис­ков ве­ру­ю­щих го­во­ри­ли, что этим вы вы­яс­ня­е­те, сколь­ко лю­дей не бу­дут го­ло­со­вать за ком­му­ни­стов. Дай­те по это­му во­про­су по­ка­за­ния.
— Это я от­ри­цаю… Это де­ла­лось ис­клю­чи­тель­но с це­лью вы­пол­нить тре­бо­ва­ния граж­дан­ских вла­стей при ре­ги­стра­ции свя­щен­но­слу­жи­те­лей.
— При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что сре­ди на­се­ле­ния ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию?
— Ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, ни­ка­кой аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти я не вел, — от­ве­тил свя­щен­ник. По­сле это­го до­про­сы бы­ли пре­кра­ще­ны и отец Петр от­прав­лен в Та­ган­скую тюрь­му в Моск­ву.
2 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла (61-летнего) от­ца Пет­ра к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Свя­щен­ник Петр Успен­ский скон­чал­ся в за­клю­че­нии 12 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание