⏳ 2020.03.10 (вт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 2я седмица Великого поста (глас 5й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
10 марта (26 февраля)
• мч. Севастиана (ок. 66)
• свт. Порфирия Газского (420)
• прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500)
• сщмч. Петра (Варламова) (1930)
• сщмч. Сергия (Воскресенского) (1933)
• сщмчч. Иоанна (Пашина) Рыльского, Иоанна (Дунаева), прмц. Анны (Благовещенской) (1938)


☦️
Му­че­ник Се­ва­сти­ан Рим­ский († ок. 66) был гра­до­на­чаль­ни­ком Ат­та­лии. При встре­че со свя­тым Вик­то­ром, сы­ном му­че­ни­цы Фо­ти­ны Са­ма­ря­ны­ни, ска­зал ему: «Я знаю до­сто­вер­но, что ты, твоя мать и твой брат – по­сле­до­ва­те­ли уче­ния Хри­ста. Но я по-дру­же­ски со­ве­тую те­бе – под­чи­нись во­ле им­пе­ра­то­ра, за это бу­дешь по­лу­чать иму­ще­ство хри­сти­ан, ко­то­рых ты до­ста­вишь нам. Тво­им же ма­те­ри и бра­ту я на­пи­шу, чтобы они не про­по­ве­до­ва­ли Хри­ста от­кры­то. Пусть тай­но ис­по­ве­ду­ют свою ве­ру».
Свя­той Вик­тор от­ве­тил: «Я сам хо­чу быть про­по­вед­ни­ком хри­сти­ан­ства, как мои мать и брат».
На это Се­ва­сти­ан от­ве­тил: «О Вик­тор, все мы хо­ро­шо зна­ем, ка­кие бед­ствия ожи­да­ют за это те­бя, мать и бра­та тво­е­го».
По­сле этих слов Се­ва­сти­ан вдруг по­чув­ство­вал острую боль в гла­зах, из­ме­нил­ся в ли­це и оне­мел. Три дня про­ле­жал он сле­пой, не про­из­но­ся ни сло­ва. На чет­вер­тый день неожи­дан­но он гром­ко про­из­нес: «Толь­ко ве­ра хри­сти­ан ис­тин­на, нет дру­гой ис­тин­ной ве­ры!» На­хо­див­ше­му­ся ря­дом свя­то­му Вик­то­ру Се­ва­сти­ан ска­зал: «Ме­ня при­зы­ва­ет Хри­стос».
Вско­ре он кре­стил­ся и тот­час же про­зрел. Слу­ги свя­то­го Се­ва­сти­а­на, сви­де­те­ли чу­да, кре­сти­лись по при­ме­ру сво­е­го гос­по­ди­на. Слу­хи о про­ис­шед­шем до­шли до Неро­на, и он при­ка­зал при­ве­сти хри­сти­ан к нему на суд в Рим. То­гда Сам Гос­подь явил­ся ис­по­вед­ни­кам и ска­зал: «Я бу­ду с ва­ми, и Нерон бу­дет по­беж­ден, и все, кто слу­жит ему». Свя­то­го Се­ва­сти­а­на Гос­подь обод­рил: «Бла­жен, кто со­вер­шит свой по­двиг до кон­ца».
В Ри­ме свя­той Се­ва­сти­ан вме­сте с дру­ги­ми му­че­ни­ка­ми пре­тер­пел нема­ло му­че­ний. Ни­че­го не до­бив­шись, им­пе­ра­тор при­ка­зал обез­гла­вить му­че­ни­ков.

☦️
Свя­ти­тель Пор­фи­рий, ар­хи­епи­скоп Газ­ский, ро­дил­ся око­ло 346 го­да в Фес­са­ло­ни­ках, в Ма­ке­до­нии. Ро­ди­те­ли его бы­ли людь­ми со­сто­я­тель­ны­ми, и это поз­во­ли­ло свя­ти­те­лю Пор­фи­рию по­лу­чить хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Имея склон­ность к ино­че­ской жиз­ни, в два­дцать пять лет он оста­вил ро­ди­ну и от­пра­вил­ся в Еги­пет, где под­ви­зал­ся на го­ре Нит­рий­ской под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ве­ли­ко­го (па­мять 19 ян­ва­ря). Там он встре­тил­ся с бла­жен­ным Иеро­ни­мом, по­се­щав­шим в то вре­мя еги­пет­ские мо­на­сты­ри, и вме­сте с ним от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам и Жи­во­тво­ря­ще­му Кре­сту Гос­под­ню (па­мять 14 сен­тяб­ря), по­сле че­го по­се­лил­ся в пу­стыне Иор­дан­ской для мо­лит­вен­но­го и пост­ни­че­ско­го по­дви­га. Там свя­той Пор­фи­рий впал в тяж­кий недуг. Для ис­це­ле­ния он ре­шил ид­ти к свя­тым ме­стам Иеру­са­ли­ма. Од­на­жды, ко­гда он в пол­ном рас­слаб­ле­нии и за­бы­тьи ле­жал у под­но­жия Гол­го­фы, Гос­подь по­се­тил Сво­е­го ра­ба в спа­си­тель­ном сно­ви­де­нии. Свя­той Пор­фи­рий уви­дел Иису­са Хри­ста, со­шед­ше­го с Кре­ста и об­ра­тив­ше­го­ся к нему со сло­ва­ми: «При­и­ми это Дре­во и хра­ни его». Проснув­шись, он по­чув­ство­вал се­бя здо­ро­вым. Сло­ва Спа­си­те­ля вско­ре ис­пол­ни­лись: пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский по­свя­тил свя­то­го Пор­фи­рия в пре­сви­тер­ский сан и по­ста­вил хра­ни­те­лем Чест­но­го Дре­ва Кре­ста Гос­под­ня. В то вре­мя свя­той Пор­фи­рий по­лу­чил свою часть ро­ди­тель­ско­го на­след­ства – 4 ты­ся­чи зо­ло­тых монет. Все их он роз­дал нуж­да­ю­щим­ся и на укра­ше­ние хра­мов Бо­жи­их.
В 395 го­ду скон­чал­ся епи­скоп го­ро­да Га­зы (в Па­ле­стине). Мест­ные хри­сти­ане от­пра­ви­лись в Ке­са­рию к мит­ро­по­ли­ту Иоан­ну с прось­бой по­ста­вить им но­во­го епи­ско­па, ко­то­рый мог бы про­ти­во­дей­ство­вать языч­ни­кам, пре­об­ла­дав­шим в их го­ро­де и при­тес­няв­шим хри­сти­ан. Гос­подь вну­шил мит­ро­по­ли­ту при­звать иеру­са­лим­ско­го пре­сви­те­ра Пор­фи­рия. Со стра­хом и тре­пе­том при­нял по­движ­ник свя­ти­тель­ский сан, со сле­за­ми по­кло­нил­ся Жи­во­тво­ря­ще­му Дре­ву и от­пра­вил­ся для ис­пол­не­ния но­во­го по­слу­ша­ния.
В Га­зе он об­на­ру­жил все­го три хри­сти­ан­ские церк­ви, а язы­че­ских ка­пищ и идо­лов – ве­ли­кое мно­же­ство. В то вре­мя слу­чи­лось без­до­ж­дие и ве­ли­кая за­су­ха. Жре­цы при­но­си­ли жерт­вы идо­лам, но бед­ствие не пре­кра­ща­лось. Свя­ти­тель Пор­фи­рий на­зна­чил для всех хри­сти­ан пост, со­вер­шил все­нощ­ное бде­ние и обо­шел с крест­ным хо­дом весь го­род. Сра­зу же небо по­кры­лось ту­ча­ми, за­гре­мел гром и про­лил­ся обиль­ный дождь. Ви­дя та­кое чу­до, мно­гие языч­ни­ки вос­кли­ца­ли: «Один Хри­стос есть Бог Ис­тин­ный!» По­сле это­го со­бы­тия к Церк­ви при­со­еди­ни­лись, при­няв Свя­тое Кре­ще­ние, 127 муж­чин, 35 жен­щин и 14 де­тей, а вско­ре и еще 110 че­ло­век.
Од­на­ко языч­ни­ки по-преж­не­му при­тес­ня­ли хри­сти­ан, устра­ня­ли их от об­ще­ствен­ных долж­но­стей, обре­ме­ня­ли на­ло­га­ми. Свя­ти­тель Пор­фи­рий и мит­ро­по­лит Ке­са­рии Иоанн от­пра­ви­лись в Кон­стан­ти­но­поль, чтобы про­сить за­щи­ты у им­пе­ра­то­ра. Их при­нял свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст (па­мять 14 сен­тяб­ря, 27, 30 ян­ва­ря) и ока­зал дей­ствен­ную по­мощь.
Свя­ти­те­ли Иоанн и Пор­фи­рий бы­ли пред­став­ле­ны им­пе­ра­три­це Ев­док­сии, ко­то­рая в то вре­мя жда­ла ре­бен­ка. «По­тру­дись за нас, – ска­за­ли епи­ско­пы им­пе­ра­три­це, – и Гос­подь по­шлет те­бе сы­на, ко­то­рый во­ца­рит­ся при тво­ей жиз­ни». Ев­док­сия очень же­ла­ла иметь сы­на, ибо преж­де у нее рож­да­лись до­че­ри. И дей­стви­тель­но, в им­пе­ра­тор­ском се­мей­стве по мо­лит­ве свя­ти­те­лей ро­дил­ся на­след­ник. В 401 го­ду по­сле­до­вал указ им­пе­ра­то­ра о раз­ру­ше­нии в Га­зе идоль­ских ка­пищ и предо­став­ле­нии хри­сти­а­нам при­ви­ле­гий. Кро­ме то­го, им­пе­ра­три­ца да­ла свя­ти­те­лям сред­ства на по­стро­е­ние но­во­го хра­ма, ко­то­рый был по­стро­ен в Га­зе на ме­сте са­мо­го глав­но­го ка­пи­ща.
Свя­ти­тель Пор­фи­рий к кон­цу жиз­ни пол­но­стью утвер­дил хри­сти­ан­ство в Га­зе и со­вер­шен­но огра­дил свою паст­ву от при­тес­не­ний языч­ни­ков. По мо­лит­вам свя­ти­те­ля со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са и ис­це­ле­ния. В те­че­ние 25 лет на­став­лял ар­хи­пас­тырь сло­вес­ное ста­до и пре­ста­вил­ся в пре­клон­ном воз­расте, в 420 го­ду.

☦️
Пре­по­доб­ный Се­ва­сти­ан Со­хот­ский, По­ше­хон­ский, ос­но­вал мо­на­стырь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на ре­ке Со­хо­ти в 90 вер­стах от го­ро­да Ро­ма­но­ва (ныне Ту­та­ев) Яро­слав­ской об­ла­сти. Ино­ки оби­те­ли са­ми об­ра­ба­ты­ва­ли зем­лю и пи­та­лись тру­да­ми рук сво­их. Это­му на­учил по­движ­ни­ков сво­им при­ме­ром и по­уче­ни­я­ми ос­но­ва­тель оби­те­ли. Пре­по­доб­ный Се­ва­сти­ан пре­ста­вил­ся око­ло 1500 го­да.
Пре­об­ра­жен­ская оби­тель на ре­ке Со­хо­ти бы­ла впо­след­ствии при­пи­са­на к Че­ре­по­вец­ко­му Вос­кре­сен­ско­му мо­на­сты­рю, а в 1764 го­ду упразд­не­на. В се­ре­дине XIX ве­ка над мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Се­ва­сти­а­на был по­стро­ен ка­мен­ный храм.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1897 го­ду в се­ле Ди­я­ше­во Бе­ле­бе­ев­ско­го уез­да Уфим­ской гу­бер­нии в бед­ной кре­стьян­ской се­мье Иа­ко­ва и Еле­ны Вар­ла­мо­вых. Отец умер, ко­гда Пет­ру бы­ло де­вять лет, и мать са­ма вос­пи­ты­ва­ла трех сы­но­вей и дочь, и он с дет­ства узнал бед­ность и ли­ше­ния. Ми­ло­стью Бо­жи­ей, не остав­ля­ю­щей вдов и си­рот, Петр окон­чил сна­ча­ла сель­скую шко­лу, а за­тем в 1915 го­ду до­пол­ни­тель­ные кур­сы при двух­класс­ной шко­ле для под­го­тов­ки пса­лом­щи­ков и диа­ко­нов, рас­по­ла­гав­шей­ся в се­ле Под­лу­бо­во Стер­ли­та­мак­ско­го уез­да Уфим­ской гу­бер­нии. По окон­ча­нии кур­сов Петр Яко­вле­вич был на­зна­чен пса­лом­щи­ком ко хра­му Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ло Пре­об­ра­же­нов­ка Стер­ли­та­мак­ско­го уез­да.
Де­ре­вян­ный храм был вы­стро­ен в 1885 го­ду. Осо­бо по­чи­та­е­мой ико­ной здесь был спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за Та­бын­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. В дни празд­но­ва­ния ее па­мя­ти в се­ле про­хо­ди­ли крест­ные хо­ды со свя­ты­ней, и свя­щен­ник за­хо­дил слу­жить мо­леб­ны в до­ма при­хо­жан. Бы­ва­ли слу­чаи ис­це­ле­ний при­бе­гав­ших с мо­лит­вой к свя­тыне.
Во вре­мя обу­че­ния на кур­сах Петр Яко­вле­вич по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей су­пру­гой Ан­ной Ива­нов­ной Порт­но­вой. Она ро­ди­лась в 1895 го­ду в се­ле Под­лу­бо­во в се­мье куз­не­ца. У Ива­на Яко­вле­ви­ча Порт­но­ва и его су­пру­ги Вар­ва­ры бы­ло трое де­тей, из ко­то­рых стар­шей бы­ла Ан­на. Она очень хо­те­ла учить­ся, но бед­ная се­мья куз­не­ца бы­ла про­тив то­го, чтобы дочь по­лу­ча­ла об­ра­зо­ва­ние. На од­ном из сель­ских празд­ни­ков та­лант­ли­вую и ве­се­лую де­воч­ку за­ме­ти­ла кня­ги­ня Ку­гу­ше­ва и по­мог­ла ей по­сту­пить в пан­си­он для де­во­чек. По окон­ча­нии пан­си­о­на Ан­на Ива­нов­на по­лу­чи­ла ме­сто учи­тель­ни­цы в шко­ле в од­ной из бед­ных де­ре­ву­шек; сю­да к ней и при­е­хал сва­тать­ся Петр Яко­вле­вич. Об­вен­чав­шись в 1915 го­ду, су­пру­ги пе­ре­еха­ли жить в Пре­об­ра­же­нов­ку, где по­се­ли­лись в до­ме, по­стро­ен­ном для цер­ков­но­го кли­ра сель­ским об­ще­ством; в те го­ды в этом се­ле это был един­ствен­ный дом, кры­тый же­ле­зом, по­че­му и ка­зал­ся бо­га­тым. Анне Ива­новне по­чти сра­зу же при­шлось по­гру­зить­ся в за­бо­ты по вос­пи­та­нию ро­див­ших­ся де­тей. Кро­ме то­го, они у се­бя при­юти­ли бра­та Пет­ра Яко­вле­ви­ча, Гри­го­рия, и остав­шу­ю­ся си­ро­той дво­ю­род­ную сест­ру Ан­ны Ива­нов­ны, Ев­до­кию.
В 1918 го­ду на тер­ри­то­рии Уфим­ской гу­бер­нии раз­вер­ну­лись бо­е­вые дей­ствия. Граж­дан­ская вой­на, как и все граж­дан­ские вой­ны, ве­лась с боль­шим оже­сто­че­ни­ем; неко­то­рые се­ла несколь­ко раз пе­ре­хо­ди­ли из рук в ру­ки, и то­гда по­бе­див­шая сто­ро­на вы­ис­ки­ва­ла тех, кто ак­тив­но со­труд­ни­чал с про­ти­во­бор­ству­ю­щей сто­ро­ной. Ка­ра­тель­ные рас­пра­вы бы­ли ско­ры и по­чти бес­суд­ны. Петр Яко­вле­вич мно­гих то­гда укрыл и спас от смер­ти.
Во вре­мя от­ступ­ле­ния бе­лых вме­сте с ни­ми ушел свя­щен­ник Ка­зан­ской церк­ви Иоанн Ка­нин, и бо­го­слу­же­ние в хра­ме пре­кра­ти­лось. При­хо­жане об­ра­ти­лись к Пет­ру Яко­вле­ви­чу за со­гла­си­ем на ру­ко­по­ло­же­ние его в сан свя­щен­ни­ка. Ему бы­ло то­гда все­го два­дцать два го­да, и, ссы­ла­ясь на свою мо­ло­дость и неопыт­ность, Петр Яко­вле­вич стал от­ка­зы­вать­ся от пред­ло­же­ния. Ан­на Ива­нов­на так­же бы­ла ка­те­го­ри­че­ски про­тив то­го, чтобы муж ста­но­вил­ся свя­щен­ни­ком, так как быть свя­щен­ни­ком в та­кое вре­мя ста­но­ви­лось небез­опас­но не толь­ко для него са­мо­го, но и для всей се­мьи. При­хо­жане, од­на­ко, про­дол­жа­ли уго­ва­ри­вать, и он по­счи­тал, в кон­це кон­цов, невоз­мож­ным от­ка­зать­ся, и в 1919 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ка­зан­ской церк­ви.
Отец Петр со всей рев­но­стью и энер­ги­ей мо­ло­до­го пас­ты­ря при­нял­ся за ис­пол­не­ние свя­щен­ни­че­ских обя­зан­но­стей. Он неустан­но про­по­ве­до­вал, ча­сто слу­жил, при этом ему при­хо­ди­лось на про­пи­та­ние се­мьи за­ра­ба­ты­вать кре­стьян­ским тру­дом. Он се­ял хлеб, за­ни­мал­ся ого­род­ни­че­ством, се­мья дер­жа­ла ско­ти­ну. Впо­след­ствии сви­де­те­ли об­ви­не­ния так оха­рак­те­ри­зо­ва­ли свя­щен­ни­ка: «ум­ный, энер­гич­ный, яв­ля­ет­ся при­ме­ром сре­ди ве­ру­ю­щих в смыс­ле по­ве­де­ния в лич­ной жиз­ни; очень так­ти­чен, веж­лив по от­но­ше­нию к при­хо­жа­нам… вполне гра­мот­ный, осто­рож­ный и хо­ро­ший ора­тор-бо­го­слов… об­ла­дая крас­но­ре­чи­ем, су­мел взять под свое вли­я­ние да­же бед­ня­ков — ве­ру­ю­щих фа­на­ти­ков. На его про­по­ве­дях при­сут­ству­ю­щие ве­ру­ю­щие все­гда пла­чут… так­же под­чи­нил сво­е­му вли­я­нию сво­ей уме­лой ра­бо­той мно­го мо­ло­де­жи, к ко­то­рой под­хо­дил не толь­ко как поп, но как куль­тур­ник. Ро­сту ав­то­ри­те­та и укреп­ле­нию его вли­я­ния на ве­ру­ю­щих спо­соб­ству­ет его при­мер­ное по­ве­де­ние как по­па и че­ло­ве­ка во­об­ще».
В на­ча­ле два­дца­тых го­дов мест­ные ком­со­моль­цы из ак­ти­ви­стов по­до­жгли дом свя­щен­ни­ка, и вся се­мья ока­за­лась без кро­ва. Ка­кое-то вре­мя они жи­ли на квар­ти­ре, но за­тем кре­стьяне по­ста­но­ви­ли вы­де­лить свя­щен­ни­ку пу­сту­ю­щий дом, при­над­ле­жа­щий сель­ско­му об­ще­ству. Дом не был при­спо­соб­лен для жи­лья, и зи­мой в нем по­чти невоз­мож­но бы­ло на­хо­дить­ся из-за хо­ло­да, но при­шлось сми­рить­ся и устра­и­вать в нем свою жизнь. Сель­со­вет, од­на­ко, при­нял ре­ше­ние устро­ить в этом до­ме крас­ный уго­лок, и се­мье свя­щен­ни­ка при­шлось усту­пить од­ну ком­на­ту. Отец Петр по­про­сил раз­ре­ше­ния чи­тать по­се­ти­те­лям крас­но­го угол­ка лек­ции по са­до­вод­ству и пче­ло­вод­ству, но вла­сти, опа­са­ясь его вли­я­ния как пас­ты­ря, от­ка­за­ли и ста­ли на­ста­и­вать, чтобы се­мья свя­щен­ни­ка по­ки­ну­ла дом.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-varlamov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 29 июля 1890 го­да в се­ле Дья­ко­ве Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гия Вос­кре­сен­ско­го и его су­пру­ги Ев­до­кии Сер­ге­ев­ны. Свя­щен­ник Сер­гий был на­сто­я­те­лем Иоан­но-Пред­те­чен­ской церк­ви в се­ле Дья­ко­ве. При нем бы­ла со­ору­же­на цер­ков­ная огра­да, устро­е­на мо­сто­вая от хра­ма до мо­ста через ре­ку, по­стро­е­на цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла, но от­крыть ее уже не успе­ли: про­изо­шла ре­во­лю­ция и на­ча­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Сер­гей был кре­щен в день сво­е­го по­яв­ле­ния на свет свя­щен­ни­ком хра­ма Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Си­мео­ном На­у­мо­вым в при­сут­ствии диа­ко­на Ва­си­лия Смир­но­ва и пса­лом­щи­ка Иоан­на Нар­цис­со­ва.
В 1907 го­ду Сер­гей по­сту­пил в Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, по его окон­ча­нии — в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Окон­чив се­ми­на­рию в 1915 го­ду, он по­сту­пил учи­те­лем сло­вес­но­сти в шко­лу при жен­ском Кня­зе-Вла­ди­мир­ском мо­на­сты­ре в По­доль­ском уез­де. Оби­тель бы­ла ос­но­ва­на в 1890 го­ду при се­ле Фили­мон­ках в жи­во­пис­ном, воз­вы­шен­ном ме­сте, сре­ди гу­сто­го ело­во­го ле­са. В 1916 го­ду Сер­гей Сер­ге­е­вич же­нил­ся на де­ви­це Алек­сан­дре, до­че­ри свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ни­коль­ско­го, слу­жив­ше­го в По­доль­ске. В том же го­ду Сер­гей Сер­ге­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и до 1920 го­да слу­жил в мо­на­сты­ре. В 1920 го­ду скон­чал­ся его отец, и диа­кон Сер­гий был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Дья­ко­ве.
В 1918 го­ду вла­сти из­да­ли де­крет «О ре­ги­стра­ции, при­е­ме на учет и охра­не­нии па­мят­ни­ков ис­кус­ства и ста­ри­ны, на­хо­дя­щих­ся во вла­де­нии част­ных лиц, об­ществ и учре­жде­ний», ко­то­рый по­слу­жил по­во­дом для за­кры­тия мно­гих хра­мов и, в част­но­сти, хра­мов в рас­по­ло­жен­ных ря­дом се­лах Ко­ло­мен­ское и Дья­ко­во.
21 июня 1923 го­да ко­мис­сия под пред­се­да­тель­ством Н.И. Троц­кой и в со­ста­ве П.Д. Ба­ра­нов­ско­го и Н.Ф. Ле­вин­со­на со­ста­ви­ла акт о за­кры­тии хра­ма Иоан­на Пред­те­чи и пе­ре­да­чи его му­зей­но­му от­де­лу Глав­на­у­ки.
8 де­каб­ря 1923 го­да вла­сти го­ро­да Моск­вы по­ста­но­ви­ли от­нять храм Иоан­на Пред­те­чи у ве­ру­ю­щих: по­сколь­ку, как пи­са­ли они, «зда­ние церк­ви яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­ным па­мят­ни­ком ар­хи­тек­ту­ры ХVI ве­ка и ре­ста­ври­ру­ет­ся на го­судар­ствен­ные сред­ства, пред­ло­жить Мос­ков­ско­му уезд­но­му ис­пол­ни­тель­но­му ко­ми­те­ту до­го­вор с об­щи­ной ве­ру­ю­щих рас­торг­нуть и пе­ре­дать цер­ков­ное зда­ние от­де­лу му­зеев и охра­ны па­мят­ни­ков ис­кус­ства и ста­ри­ны На­род­но­го Ко­мис­са­ри­а­та по Про­све­ще­нию».
7 фев­ра­ля 1924 го­да мест­ные вла­сти пе­ре­да­ли храм му­зей­но­му от­де­лу. 4 мар­та цер­ков­ная об­щи­на от­пра­ви­ла вла­стям хо­да­тай­ство об от­кры­тии хра­ма, в ко­то­ром, в част­но­сти, го­во­ри­лось: «Пра­во­слав­ный при­ход, объ­еди­нен­ный на­шим хра­мом, вклю­ча­ет в се­бя че­ты­ре боль­ших под­мос­ков­ных се­ле­ния: Дья­ко­во, сло­бо­ду Са­до­вую, де­рев­ню Бе­ля­е­во и Чер­та­но­во… с на­се­ле­ни­ем ты­ся­ча де­вять­сот — две ты­ся­чи душ… сре­ди нас нет не толь­ко неве­ру­ю­щих, но да­же ма­ло­ве­ру­ю­щих. Вос­пи­тан­ные на на­ча­лах ста­ро­го де­ре­вен­ско­го укла­да жиз­ни, мы при­вык­ли всю на­шу тру­до­вую жизнь, во всех ее эта­пах, свя­зы­вать с кру­гом жиз­ни цер­ков­ной, под­чи­няя первую по­след­ней, и до кон­ца дней сво­их мы не из­ме­ним этим сво­им тра­ди­ци­ям».
По­сле за­кры­тия хра­ма Иоан­на Пред­те­чи отец Сер­гий пе­ре­шел слу­жить в храм Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Ко­ло­мен­ском. В се­ле Ко­ло­мен­ском дей­ство­вал то­гда еще вто­рой храм во имя ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, но в на­ча­ле ап­ре­ля 1929 го­да адми­ни­стра­ция му­зея ста­ла хо­да­тай­ство­вать о за­кры­тии обо­их хра­мов: «В Пре­зи­ди­ум Мос­со­ве­та. При про­ве­де­нии куль­тур­но-про­све­ти­тель­ной ра­бо­ты по Му­зею ар­хи­тек­тур­ных и бы­то­вых па­мят­ни­ков в се­ле Ко­ло­мен­ском весь­ма су­ще­ствен­ным недо­че­том яв­ля­ет­ся на­ли­чие на тер­ри­то­рии му­зей­ной усадь­бы двух дей­ству­ю­щих церк­вей.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-voskresenskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 8 мая 1881 го­да в го­ро­де Пет­ри­ко­ве Мо­зыр­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ди­мит­рия Па­ши­на и его су­пру­ги На­деж­ды, до­че­ри свя­щен­ни­ка Ни­коль­ской церк­ви в ме­стеч­ке Скры­га­ло­ве Ва­си­лия За­вит­не­ви­ча. Отец Ди­мит­рий скон­чал­ся, ко­гда Ива­ну бы­ло все­го три го­да, и На­деж­да Ва­си­льев­на пе­ре­еха­ла вме­сте с мла­ден­цем к сво­им ро­ди­те­лям в Скры­га­лов, и Ива­ну вме­сто от­ца стал дед, про­то­и­е­рей Ва­си­лий, ко­то­ро­му, по-ви­ди­мо­му, он и ока­зал­ся обя­зан мно­ги­ми сво­и­ми хри­сти­ан­ски­ми ка­че­ства­ми.
В 1890 го­ду Иван был от­дан учить­ся за ка­зен­ный счет в Слуц­кое ду­хов­ное учи­ли­ще, по­сле окон­ча­ния ко­то­ро­го его в 1895 го­ду при­ня­ли учить­ся за ка­зен­ный счет в Мин­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию.
В 1901 го­ду Иван окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и об­вен­чал­ся с де­ви­цей Ан­то­ни­ной, до­че­рью куп­ца из Выш­не­го Во­лоч­ка Твер­ской гу­бер­нии. 21 ок­тяб­ря 1901 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 22 ок­тяб­ря — во свя­щен­ни­ка к По­кров­ской церк­ви се­ла Князь-Озе­ро Мо­зыр­ско­го уез­да. 15 фев­ра­ля 1903 го­да про­то­и­е­рей Ва­си­лий За­вит­не­вич ушел по пре­клон­но­сти лет за штат, и на его ме­сто на­сто­я­те­лем Ни­коль­ской церк­ви был на­зна­чен отец Иоанн Па­шин. Здесь он в первую оче­редь до­кон­чил де­ло, на­ча­тое де­дом, — до­стро­ил ча­сов­ню в па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ка Ма­ка­рия, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го, уби­то­го та­та­ра­ми в окрест­но­сти Скры­га­ло­ва в 1497 го­ду. Ча­сов­ня бы­ла освя­ще­на 1 мая 1905 го­да в день празд­но­ва­ния па­мя­ти свя­щен­но­му­че­ни­ка. Ста­ра­ни­я­ми от­ца Иоан­на бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но Свя­то-Ма­ка­рьев­ское Брат­ство и от­кры­та жен­ская шко­ла. 4 но­яб­ря 1907 го­да ве­ру­ю­щее на­се­ле­ние Скры­га­ло­ва тор­же­ствен­ным крест­ным хо­дом встре­ти­ло ков­чег с ча­сти­цей мо­щей свя­щен­но­му­че­ни­ка Ма­ка­рия, при­быв­ший из Ки­е­ва на стан­цию Птичь. В сле­ду­ю­щем, 1908 го­ду, празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­щен­но­му­че­ни­ка со­бра­ло око­ло де­ся­ти ты­сяч бо­го­моль­цев — небы­ва­лое для этих мест чис­ло мо­ля­щих­ся.
В 1909 го­ду отец Иоанн был на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и По­бе­до­нос­ца Ге­ор­гия в се­ле При­ле­пы Мин­ско­го уез­да. В пер­вый же год сво­е­го слу­же­ния здесь он от­крыл од­но­класс­ную цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в де­ревне Из­биц­ке, по­ме­ще­ние для ко­то­рой бы­ло предо­став­ле­но по­ме­щи­ком Н.И. Де­ми­до­вым, он же взял на се­бя рас­хо­ды по отоп­ле­нию и осве­ще­нию шко­лы.
Как и в преды­ду­щем при­хо­де, отец Иоанн ста­рал­ся, чтобы в хра­ме бы­ла осо­бая свя­ты­ня, ко­то­рая бы при­влек­ла мо­ля­щих­ся и по­мог­ла бы со­здать в их ду­шах мо­лит­вен­ный на­строй и под­дер­жа­ла ве­ру. Од­ним из за­ме­ча­тель­ных со­бы­тий ста­ло по­яв­ле­ние в Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви спис­ка Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рая бы­ла на­пи­са­на на Афоне и при гро­мад­ном сте­че­нии на­ро­да с крест­ным хо­дом при­не­се­на в Ге­ор­ги­ев­ский храм. Отец Иоанн рев­ност­но сле­дил за про­све­ще­ни­ем при­хо­жан, при хра­ме бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на про­да­жа мо­лит­во­сло­вов и ду­хов­ных книг, под ру­ко­вод­ством свя­щен­ни­ка дей­ство­ва­ли пять цер­ков­но­при­ход­ских школ. При хра­ме им бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но При­леп­ское об­ще­ство трез­во­сти, ко­то­рое, уве­ли­чи­ва­ясь с каж­дым го­дом, пе­ре­рос­ло в Брат­ство трез­во­сти, где был свой устав, гимн и зна­мя-хо­ругвь. Со вре­ме­нем храм не стал уже вме­щать всех мо­ля­щих­ся, и в 1912 го­ду свя­щен­ник со­ста­вил план и сме­ту на стро­и­тель­ство боль­шей ка­мен­ной церк­ви, ос­нов­ное стро­и­тель­ство ее бы­ло за­вер­ше­но в 1914 го­ду, а освя­ще­на она бы­ла 21 ав­гу­ста 1916 го­да.
В 1915 го­ду свя­щен­ни­ка по­стиг­ло го­ре: в воз­расте трид­ца­ти двух лет скон­ча­лась его су­пру­га Ан­то­ни­на Ва­си­льев­на, и он остал­ся с дву­мя детьми вось­ми и три­на­дца­ти лет.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-pashin

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1885 го­ду в се­ле Ва­си­льев­ское Уг­лич­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Ду­на­е­ва. Иван окон­чил че­ты­ре клас­са го­род­ско­го учи­ли­ща и во вре­ме­на го­не­ний слу­жил пса­лом­щи­ком в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви в се­ле Бла­го­ве­ще­нье Ту­та­ев­ско­го рай­о­на. По вос­по­ми­на­ни­ям лю­дей, его знав­ших, он был доб­рым и от­зыв­чи­вым че­ло­ве­ком; ко­гда в 1927 го­ду был аре­сто­ван диа­кон хра­ма, в се­мье ко­то­ро­го оста­лись од­ни жен­щи­ны и им ста­ло труд­но справ­лять­ся с поле­вы­ми ра­бо­та­ми, Иван Алек­сан­дро­вич сам стал им вспа­хи­вать на сво­ей ло­ша­ди по­ле. В 1930 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Бла­го­ве­щен­ской церк­ви, где про­слу­жил до аре­ста.
3 де­каб­ря 1937 го­да отец Иоанн был аре­сто­ван и об­ви­нен в рас­про­стра­не­нии лож­ных и оскор­би­тель­ных из­мыш­ле­ний про­тив чле­нов со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства. Это об­ви­не­ние под­твер­ди­ли три лже­сви­де­те­ля, ко­то­рые по­ка­за­ли, буд­то свя­щен­ник го­во­рил, что чле­ны со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства, и в част­но­сти Ста­лин, со­сто­я­ли в од­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной троц­кист­ско-вре­ди­тель­ской шай­ке с вра­гом на­ро­да Вой­ко­вым.
Отец Иоанн ка­те­го­ри­че­ски от­верг все вы­дви­ну­тые про­тив него об­ви­не­ния как на са­мих до­про­сах, так и на оч­ных став­ках со лже­сви­де­те­ля­ми.
На по­след­нем до­про­се, со­сто­яв­шем­ся 10 де­каб­ря, сле­до­ва­тель по­тре­бо­вал от свя­щен­ни­ка:
— На­зо­ви­те лиц, с ко­то­ры­ми вы име­е­те хо­ро­шие вза­и­мо­от­но­ше­ния.
— Хо­ро­шо зна­ко­мых лю­дей, с ко­то­ры­ми бы я де­лил­ся сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми о жиз­ни в на­шей стране, я не имею. Я жи­ву за­мкну­то и ни­ку­да не хо­жу, — от­ве­тил свя­щен­ник.
26 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Ду­на­ев был рас­стре­лян 11 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Преподобномученица А́нна (Благовещенская), монахиня:
https://azbyka.ru/days/sv-anna-blagoveshchenskaja

Жития
Писание