⏳ 2020.03.08 (вс)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 1я неделя (вс.) Великого поста, Торжество Православия (глас 5й)
• воскресенье
• икона Божией Матери Кипрская (Стромынская) (переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста)

☀️ неподвижный годовой круг:
8 марта (24 февраля)
• первое (IV) и второе (452) обре́тения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна
• прп. Ера́зма Печерского (ок. 1160)


☦️
«Торжество́ правосла́вия» (греч. ο θρίαμβος της Ορθοδοξίας) — праздник в Православных церквях, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста. Установление праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.

К XI веку, возможно и раньше, сложился особый чин Торжества православия (Последование в неделю Православия, иначе Сино́дик), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, придерживающихся еретических взглядов, и лиц, согрешивших против Церкви.
На Руси чин Торжества православия был введён в XI веке преподобным Феодосием Печерским.

Анафема — это не проклятие, а отлучение от Церкви, это констатация факта отпадения определенных людей от таинственной жизни церковного тела.
Вот некоторые из анафематизмов:
«Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема»;
«Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема»;
«Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема»;

День, в который совершается Торжество Православия, в богослужебных книгах носит название: Неде́ля пе́рвая свята́го поста́, в ню́же Правосла́вие воспомина́ется.

☦️
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука – Лк.8:3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской – в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.
В дни равноапостольного царя Константина Великого († 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как Второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.
О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

☦️
О пре­по­доб­ном Ераз­ме Пе­чер­ском свя­ти­тель Си­мон, епи­скоп Вла­ди­мир­ский († 1226, па­мять 10 мая), пи­сал дру­гу сво­е­му пре­по­доб­но­му По­ли­кар­пу († 1182; па­мять 24 июля): «Был в Пе­чер­ском мо­на­сты­ре чер­но­ри­зец Еразм. Он стя­жал на­сле­дие сла­вы в Небес­ном Цар­ствии за то, что всё, что имел, упо­тре­бил на укра­ше­ние Пе­чер­ской церк­ви: око­вал мно­же­ство икон, ко­то­рые и по­ныне у вас над ал­та­рем. С ним слу­чи­лось та­кое ис­ку­ше­ние. Ко­гда он об­ни­щал, то им ста­ли пре­не­бре­гать. Дух зло­бы то­гда на­чал вну­шать ему: «Нет те­бе поль­зы от то­го, что ты ис­тра­тил име­ние на цер­ковь, луч­ше бы­ло бы, ес­ли бы упо­тре­бил ты на ни­щих». Не рас­су­див о та­ких по­мыс­лах, Еразм при­шел в уны­ние и стал жить нера­ди­во. Щед­рый и ми­ло­сти­вый Бог за его доб­ро­де­тель спас его. Он на­вел на него тяж­кую бо­лезнь. В этой бо­лез­ни Еразм ле­жал немой с за­кры­ты­ми гла­за­ми семь дней, ед­ва ды­ша. В вось­мой день при­шла к нему бра­тия и, ви­дя его тяж­кое ды­ха­ние, го­во­ри­ли: «Го­ре, го­ре ду­ше се­го бра­та, в ле­но­сти про­жив­ше­го. Она ви­дит что-то и мя­тет­ся, не вы­хо­дя из те­ла». И вот Еразм вне­зап­но встал, как здо­ро­вый, и ска­зал: «От­цы и бра­тия! Точ­но я греш­ник, и греш­ник нерас­ка­яв­ший­ся, как го­во­ри­ли вы, но вот ныне яви­лись мне пре­по­доб­ные от­цы на­ши Ан­то­ний и Фе­о­до­сий и ска­за­ли: мы мо­ли­лись за те­бя, и Гос­подь дал те­бе вре­мя для по­ка­я­ния. По­том ви­дел я Пре­чи­стую Бо­го­ро­ди­цу с Сы­ном Хри­стом Бо­гом на ру­ках, и Она ска­за­ла мне: «Еразм! По­сколь­ку ты укра­сил Цер­ковь Мою ико­на­ми, и Я укра­шу те­бя в Цар­стве Сы­на Мо­е­го! Встань, по­кай­ся, об­ле­кись в Ан­гель­ский об­раз, а в тре­тий день возь­му Я те­бя к Се­бе как воз­лю­бив­ше­го бла­го­ле­пие до­ма Мо­е­го». Ска­зав это, Еразм на­чал ис­по­ве­до­вать гре­хи свои пред все­ми без сты­да, по­том по­шел в цер­ковь и был по­стри­жен в схи­му, а на 3-й день умер» († ок. 1160). Пре­по­доб­ный Еразм был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

Жития
Писание