⏳ 2020.03.07 (сб)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 1я седмица Великого поста (глас 4й)
• суббота
• вмч. Феодора Ти́рона (ок. 306) (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста)

☀️ неподвижный годовой круг:
7 марта (23 февраля)
• сщмч. Поликарпа Смирнского (167)
• прп. Александра Константинопольского (ок. 430)
• прпп. Иоанна, Антио́ха, Антони́на, Моисея, Зеви́на, Полихро́ния, Моисея другого, Дамиа́на Сирийских (V)
• прп. Поликарпа Брянского (1620–1621)
• сщмчч. Павла (Кушникова) (1918), Алексия (Никольского), Николая (Дмитрова), Михаила (Ражкина), мч. Сергия (Бородавкина) (1938)
• прп. Зиновия (в схиме Серафима) (Мажуги) Тетрицкаройского (1985)
• обре́тение мощей блж. Матроны Московской (1998)


☦️
Через 50 лет по­сле кон­чи­ны свя­то­го Фе­о­до­ра Тирона им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник (361–363 гг.), же­лая осквер­нить хри­сти­ан­ский Ве­ли­кий пост, при­ка­зал Кон­стан­ти­но­поль­ско­му епар­ху (гра­до­на­чаль­ни­ку) каж­дый день в те­че­ние пер­вой неде­ли по­ста тай­но кро­пить кро­вью идоль­ских жертв съест­ные при­па­сы, про­да­ва­е­мые на рын­ках. Свя­той Фе­о­дор в ноч­ном ви­де­нии явил­ся Кон­стан­ти­но­поль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию и ве­лел ему объ­явить хри­сти­а­нам, чтобы они не по­ку­па­ли на рын­ках осквер­нен­ные при­па­сы и упо­треб­ля­ли в пи­щу ко­ли­во (ку­тью), т. е. ва­ре­ную пше­ни­цу с ме­дом. В па­мять это­го со­бы­тия Пра­во­слав­ная Цер­ковь до сих пор еже­год­но от­ме­ча­ет па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на (от латинского «tiro», что значит «новобранец», «рекрут») в первую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста. На­ка­нуне в пят­ни­цу по­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы слу­жит­ся мо­ле­бен свя­то­му Фе­о­до­ру Ти­ро­ну и бла­го­слов­ля­ет­ся ку­тья.

Житие святого см. 2 марта (17 февраля ст. с.)

☦️
Свя­ти­тель По­ли­карп, епи­скоп Смирн­ский, ро­дил­ся око­ло 80 г., жил в Ма­лой Азии, в г. Смирне. Ра­но остав­шись си­ро­той, он был вос­пи­тан, по ука­за­нию Ан­ге­ла, бла­го­че­сти­вой вдо­вой Кал­ли­стой. По­сле смер­ти на­ре­чен­ной ма­те­ри По­ли­карп раз­дал свое име­ние и стал ве­сти це­ло­муд­рен­ную жизнь, слу­жа боль­ным и немощ­ным. Его очень по­лю­бил и при­бли­зил к се­бе свя­той епи­скоп Смирн­ский Ву­кол (па­мять 6 фев­ра­ля). Он по­свя­тил По­ли­кар­па в диа­ко­на, по­ру­чив ему про­по­ве­до­вать в хра­ме Сло­во Бо­жие.
В то вре­мя был жив свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Свя­той По­ли­карп был осо­бен­но бли­зок к свя­то­му Иоан­ну Бо­го­сло­ву, ко­то­ро­го со­про­вож­дал в его апо­столь­ских пу­те­ше­стви­ях. Свя­ти­тель Ву­кол ру­ко­по­ло­жил свя­то­го По­ли­кар­па во пре­сви­те­ра, а неза­дол­го до кон­чи­ны за­ве­щал по­ста­вить его епи­ско­пом на Смирн­скую ка­фед­ру. Ко­гда со­вер­ша­лось по­свя­ще­ние свя­то­го По­ли­кар­па во епи­ско­пы, ему явил­ся Гос­подь Иисус Хри­стос. Свя­ти­тель По­ли­карп с апо­столь­ской рев­но­стью ру­ко­во­дил сво­ей паст­вой. Поль­зо­вал­ся он боль­шой лю­бо­вью и сре­ди свя­щен­ства. С боль­шой теп­ло­той от­но­сил­ся к нему свя­той Иг­на­тий Бо­го­но­сец. От­прав­ля­ясь в Рим, где его ожи­да­ла казнь (он был рас­тер­зан ди­ки­ми зве­ря­ми), он пи­сал свя­то­му По­ли­кар­пу: «Как корм­чим нуж­ны вет­ры или обу­ре­ва­е­мо­му – при­стань, так на­сто­я­ще­му вре­ме­ни ну­жен ты для то­го, чтобы до­стиг­нуть Бо­га».
На рим­ский пре­стол всту­пил им­пе­ра­тор Марк Авре­лий (161–180), на хри­сти­ан бы­ло воз­двиг­ну­то од­но из же­сто­чай­ших го­не­ний. Языч­ни­ки тре­бо­ва­ли, чтобы су­дья ис­кал свя­то­го По­ли­кар­па – «от­ца всех хри­сти­ан» и «со­вра­ти­те­ля всей Азии». В это вре­мя свя­ти­тель По­ли­карп по на­сто­я­тель­ной прось­бе сво­ей паст­вы пре­бы­вал в неболь­шом се­ле­нии неда­ле­ко от Смир­ны. Ко­гда во­и­ны при­шли за ним, свя­той По­ли­карп вы­шел на­встре­чу и ве­лел их на­кор­мить, а сам в это вре­мя стал мо­лить­ся, го­то­вясь к му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Его стра­да­ния и смерть опи­са­ны в «По­сла­нии хри­сти­ан Смирн­ской Церк­ви к дру­гим Церк­вам» – од­ном из са­мых древ­них па­мят­ни­ков хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти. Бу­дучи при­ве­ден на суд, свя­ти­тель По­ли­карп твер­до ис­по­ве­дал свою ве­ру во Хри­ста и был при­го­во­рен к со­жже­нию. Па­ла­чи хо­те­ли при­бить его к стол­бу, но он спо­кой­но им ска­зал, что не сой­дет с ко­ст­ра, и его толь­ко свя­за­ли ве­рев­кой. Пла­мя окру­жи­ло свя­то­го, но не кос­ну­лось его, со­мкнув­шись в воз­ду­хе над его го­ло­вой. Ви­дя, что огонь не вре­дит ему, тол­па языч­ни­ков и иуде­ев ста­ла тре­бо­вать, чтоб он был убит ме­чом. Ко­гда свя­то­му По­ли­кар­пу на­нес­ли ра­ну, из нее вы­тек­ло так мно­го кро­ви, что она по­га­си­ла пла­мя. Те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка По­ли­кар­па со­жгли. Смирн­ские хри­сти­ане с бла­го­го­ве­ни­ем со­бра­ли его чест­ные остан­ки, свя­то чтя его па­мять.
Со­хра­нил­ся рас­сказ о свя­том По­ли­кар­пе его уче­ни­ка, свя­то­го Ири­нея Ли­он­ско­го, ко­то­рый при­во­дит Ев­се­вий в «Цер­ков­ной Ис­то­рии» (V, 20): «Я был еще очень мо­лод, ко­гда ви­дел те­бя в Ма­лой Азии у По­ли­кар­па, – об­ра­ща­ет­ся свя­той Ири­ней к сво­е­му дру­гу Фло­ри­ну. – …Я мог бы те­перь ука­зать ме­сто, где си­дел бла­жен­ный По­ли­карп и бе­се­до­вал, – мог бы изо­бра­зить его по­ход­ку, об­раз его жиз­ни, внеш­ний вид, его бе­се­ды к на­ро­ду, его дру­же­ское об­ра­ще­ние с Иоан­ном, как он сам рас­ска­зы­вал, и с про­чи­ми са­мо­вид­ца­ми Гос­по­да, – то, как он при­по­ми­нал сло­во их и пе­ре­ска­зы­вал, что слы­шал от них о Гос­по­де, Его уче­нии и чу­де­сах… По ми­ло­сти Бо­жи­ей ко мне я и то­гда еще вни­ма­тель­но слу­шал По­ли­кар­па и за­пи­сы­вал сло­ва его не на дос­ке, но в глу­бине мо­е­го серд­ца… Итак, мо­гу за­сви­де­тель­ство­вать пе­ред Бо­гом, что ес­ли бы этот бла­жен­ный и апо­столь­ский ста­рец услы­шал что-ни­будь по­доб­ное тво­е­му за­блуж­де­нию, то он тот­час за­гра­дил бы слух свой и изъ­явил бы него­до­ва­ние свое обыч­ною по­го­вор­кою: «Бо­же Бла­гий! До ка­ко­го вре­ме­ни Ты до­пу­стил ме­ня до­жить».
При жиз­ни свя­ти­тель на­пи­сал несколь­ко по­сла­ний к пастве и пи­сем к раз­ным ли­цам. До на­ше­го вре­ме­ни до­шло его по­сла­ние к филип­пий­цам, ко­то­рое, по со­об­ще­нию бла­жен­но­го Иеро­ни­ма, чи­та­лось в ма­ло­азий­ских церк­вах за бо­го­слу­же­ни­ем. Оно бы­ло на­пи­са­но свя­ти­те­лем в от­вет на прось­бу филип­пий­цев при­слать им со­хра­нив­ши­е­ся у свя­ти­те­ля По­ли­кар­па пись­ма свя­щен­но­му­че­ни­ка Иг­на­тия Бо­го­нос­ца.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirnskij/

☦️
Пре­по­доб­ный Алек­сандр, пер­во­на­чаль­ник оби­те­ли «Неусы­па­ю­щих», ро­дил­ся в Азии и по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Кон­стан­ти­но­по­ле. Он со­сто­ял неко­то­рое вре­мя на во­ен­ной служ­бе, од­на­ко его влек­ло иное при­зва­ние: он оста­вил мир и при­нял по­стри­же­ние в од­ной из пу­стын­ных си­рий­ских оби­те­лей близ Ан­тио­хии под ру­ко­вод­ством игу­ме­на Ильи. Че­ты­ре го­да он про­вел в стро­гом по­слу­ша­нии и ино­че­ских по­дви­гах, по­сле че­го по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние игу­ме­на на пу­стын­но­жи­тель­ство. Ухо­дя в пу­сты­ню, пре­по­доб­ный ни­че­го не взял с со­бой из мо­на­сты­ря, кро­ме Еван­ге­лия. Пре­по­доб­ный под­ви­зал­ся в пу­стыне семь лет. За­тем Гос­подь при­звал его на про­по­ведь языч­ни­кам. Свя­той об­ра­тил ко Хри­сту мест­но­го гра­до­на­чаль­ни­ка Ра­ву­ла, ко­то­рый впо­след­ствии был удо­сто­ен свя­ти­тель­ско­го са­на и 30 лет управ­лял епи­скоп­ской ка­фед­рой в го­ро­де Едес­се. Од­новре­мен­но с Ра­ву­лом Кре­ще­ние при­ня­ли все мест­ные жи­те­ли, ко­то­рые пе­ред та­ин­ством со­жгли на пло­ща­ди сво­их идо­лов. Утвер­див в ве­ре но­во­об­ра­щен­ных, пре­по­доб­ный Алек­сандр опять ушел в пу­сты­ню, где слу­чай­но по­пал в пе­ще­ру раз­бой­ни­ков. Не ис­пу­гав­шись гро­зив­шей ему смер­ти, он про­по­ве­дал им Еван­ге­лие и убе­дил по­ка­ять­ся. Дей­стви­тель­но, все раз­бой­ни­ки ис­крен­но рас­ка­я­лись, при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние, а свой вер­теп об­ра­ти­ли в мо­на­стырь, где пре­бы­ва­ли в по­ка­я­нии и мо­лит­ве. Пре­по­доб­ный Алек­сандр по­ста­вил им игу­ме­на, дал устав, а сам уда­лил­ся еще даль­ше в пу­сты­ню. Несколь­ко лет он жил в пол­ном оди­но­че­стве. Но и ту­да на­ча­ли сте­кать­ся к пре­по­доб­но­му лю­би­те­ли без­мол­вия. Воз­ник мо­на­стырь, на­счи­ты­вав­ший до 400 ино­ков. Же­лая в этом мо­на­сты­ре уста­но­вить непре­рыв­ное сла­во­сло­вие Гос­по­ду, пре­по­доб­ный три го­да мо­лил­ся, чтобы Со­зда­тель от­крыл ему Свою во­лю и, по­лу­чив от­кро­ве­ние, ввел в мо­на­сты­ре сле­ду­ю­щий по­ря­док: все ино­ки бы­ли раз­де­ле­ны на 24 мо­лит­вен­ные стра­жи. Сме­ня­ясь каж­дый час, день и ночь они пе­ли на два ли­ка псал­мы Да­ви­да, пре­ры­ва­ясь лишь на вре­мя со­вер­ше­ния Бо­го­слу­же­ния. Оби­тель по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние «неусы­па­ю­щих», по­то­му что по­движ­ни­ки круг­ло­су­точ­но пес­но­сло­ви­ли Бо­га.
Два­дцать лет пра­вил пре­по­доб­ный Алек­сандр мо­на­сты­рем на Ев­фра­те. За­тем, оста­вив игу­ме­ном од­но­го из сво­их уче­ни­ков, опыт­но­го стар­ца Тро­фи­ма, от­пра­вил­ся он с из­бран­ной бра­ти­ей по го­ро­дам, по­гра­нич­ным с Пер­си­ей, с про­по­ве­дью Еван­ге­лия сре­ди языч­ни­ков. По­сле это­го мис­си­о­нер­ско­го пу­те­ше­ствия, пре­по­доб­ный Алек­сандр со сво­и­ми ино­ка­ми жил неко­то­рое вре­мя в Ан­тио­хии. Там он по­стро­ил для жи­те­лей го­ро­да цер­ковь, боль­ни­цу и стран­но­при­им­ный дом на сред­ства, ко­то­рые обиль­но по­сту­па­ли в его рас­по­ря­же­ние от ми­ло­серд­ных ан­тио­хий­цев. Од­на­ко, по про­ис­кам злых за­вист­ни­ков, пре­по­доб­ный Алек­сандр вы­нуж­ден был уда­лить­ся в Кон­стан­ти­но­поль. Здесь он ос­но­вал но­вый мо­на­стырь, в ко­то­ром так­же ввел устав «неусы­па­ю­щих». В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Алек­сандр и его ино­ки по­стра­да­ли от ере­ти­ков несто­ри­ан, пре­тер­пев по­бои и за­клю­че­ние. По­сле то­го, как ми­но­ва­ла бу­ря ере­ти­че­ских вол­не­ний, пре­по­доб­ный Алек­сандр про­вел ко­нец сво­ей жиз­ни в ос­но­ван­ном им Кон­стан­ти­но­поль­ском мо­на­сты­ре. Умер он в глу­бо­кой ста­ро­сти око­ло 430 го­да, по­сле 50 лет непре­рыв­ных ино­че­ских по­дви­гов.

☦️
Пре­по­доб­ный Иоанн, уче­ник свя­то­го Лим­ния (па­мять 22 фев­ра­ля), жил в V в. в Си­рии, из­брав для се­бя по­двиг «бес­по­кров­но­го жи­тия». Он по­се­лил­ся на хол­ме, от­кры­том со всех сто­рон вет­рам, и жил там 25 лет. Пи­тал­ся он толь­ко хле­бом с со­лью, те­ло из­ну­рял тя­же­лы­ми ве­ри­га­ми. Ко­гда кто-то из по­се­щав­ших по­движ­ни­ка по­са­дил на хол­ме мин­даль­ное де­ре­во, чтобы пре­по­доб­ный мог укры­вать­ся в его те­ни от па­ля­ще­го зноя, свя­той ве­лел сру­бить его, чтобы не да­вать сво­е­му те­лу ни­ка­ко­го от­дох­но­ве­ния.
Пре­по­доб­ный Мо­и­сей, под­ра­жая свя­то­му Иоан­ну, по­се­лил­ся на вер­шине го­ры близ се­ле­ния Ра­мы.
Та­ким же по­дви­гом под­ви­за­лись и пре­по­доб­ные Ан­тиох и Ан­то­нин. До пре­клон­но­го воз­рас­та они про­дол­жа­ли со­вер­шать свои по­дви­ги, по­да­вая при­мер ду­хов­ной кре­по­сти, пре­воз­мо­га­ю­щей вся­кие немо­щи.
Пре­по­доб­ный Зе­вин, под­ви­зав­ший­ся на той же го­ре, до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти, но ни­ко­гда не са­дил­ся во вре­мя сво­е­го мо­лит­вен­но­го пра­ви­ла, лишь ино­гда опи­рал­ся на жезл. Окрест­ные жи­те­ли по­чи­та­ли пре­по­доб­но­го Зе­ви­на и по­лу­ча­ли по его мо­лит­вам боль­шую по­мощь в сво­их скор­бях и нуж­дах.
Свя­той По­ли­хро­ний, уче­ник пре­по­доб­но­го Зе­ви­на, под­ра­жал жиз­ни сво­е­го стар­ца, дни и но­чи про­во­дил в по­сте и бде­нии. Ве­риг у пре­по­доб­но­го По­ли­хро­ния не бы­ло, но во вре­мя мо­лит­вы он на­ла­гал се­бе на пле­чи тя­же­лый ду­бо­вый ко­рень, ко­то­рый сам вы­ко­пал из зем­ли. Сво­ей мо­лит­вой свя­той По­ли­хро­ний ис­про­сил у Бо­га дождь во вре­мя за­су­хи, и для нуж­да­ю­щих­ся на­пол­нил еле­ем ка­мен­ный со­суд. С пре­по­доб­ным По­ли­хро­ни­ем жил его уче­ник – пре­по­доб­ный Мо­и­сей. Во всем под­ра­жая сво­е­му стар­цу, свя­той Мо­и­сей так­же явил об­ра­зец су­ро­вой ас­ке­ти­че­ской жиз­ни.
Дру­гой уче­ник – пре­по­доб­ный Да­ми­ан уда­лил­ся в оби­тель, по на­зва­нию Иера, и под­ви­зал­ся там, имея в сво­ей кел­лии лишь ма­лую ко­ро­боч­ку с че­че­ви­цей, ко­то­рой пи­тал­ся.
Все эти пре­по­доб­ные от­цы мир­но скон­ча­лись в V в. в Си­рии.

☦️
Пре­по­доб­ный По­ли­карп Брян­ский, как пред­по­ла­га­ют, в ми­ру был кня­зем Пет­ром Ива­но­ви­чем Бо­ря­тин­ским, по­том­ком свя­то­го Ми­ха­и­ла, кня­зя Чер­ни­гов­ско­го (па­мять 20 сен­тяб­ря). Это пред­по­ло­же­ние вы­дви­ну­то из-за уча­стия Бо­ря­тин­ских в судь­бе Брян­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря. Вре­мя жиз­ни его от­но­сят к XVI в. Имя кня­зя Пет­ра Бо­ря­тин­ско­го неред­ко встре­ча­ет­ся в ак­тах XVI в. Так он в чис­ле дру­гих был от­прав­лен на ре­ку Сест­ру во­е­вать про­тив швед­ско­го ко­ро­ля. В 1576 г. он был на­зна­чен во­е­во­дою в Ту­лу. В 1580 г. Бо­ря­тин­ский, по­став­лен­ный во­е­во­дою в Хол­му, был пле­нен ли­тов­ца­ми вме­сте с осад­ным го­ло­вою Па­ни­ным. По воз­вра­ще­нии из пле­на при Бо­ри­се Го­ду­но­ве, Бо­ря­тин­ский под­верг­ся опа­ле. В 1591 г. он был на­зна­чен во­е­во­дою в Тю­мень, а через несколь­ко лет оста­вил мир, уда­лил­ся в Брянск и при­нял по­стриг с име­нем По­ли­карп. Пре­по­доб­ный на свои сред­ства устро­ил оби­тель в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и про­во­дил в ней стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь. Свя­той По­ли­карп был пер­вым на­сто­я­те­лем этой оби­те­ли. Там он скон­чал­ся в 1620 или 1621 г. и был по­гре­бен.

За­пись чу­дес при гро­бе пре­по­доб­но­го По­ли­кар­па ве­дет­ся об­сто­я­тель­но в по­след­нее вре­мя. До 1895 го­да не бы­ло осо­бо­го празд­но­ва­ния в па­мять пре­по­доб­но­го. Доз­во­ле­ние мест­но­го празд­но­ва­ния со­сто­я­лось по хо­да­тай­ству го­род­ско­го управ­ле­ния, а указ дан Свя­тей­шим Си­но­дом в июле 1897 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-polikarp-brjanskij

☦️
Священник Павел Александрович Кушников[1] родился 16 декабря 1880 года в семье священника Спасо-Преображенской Моденской церкви Устюженского уезда Новгородской губернии.
В 1905 году окончил Новгородскую духовную семинарию. Трудился учителем церковно-приходских школ. В 1913 году был рукоположен в диакона и в священника и назначен на служение в Бельскую церковь Устюженского уезда, где был клириком последующие пять лет — до своей кончины.
В годы Первой мировой войны и революции священнослужитель заботился не только о духовно-нравственном благополучии и здоровье своей паствы, но и об обеспечении пасомых продовольствием. С этой целью им была создана приходская общественная потребительская лавка, распределявшая продукты питания между жителями прихода.
В 1917 году некоторые из прихожан написали на него донос в Устюженский уездный комиссариат. Ему было предъявлено обвинение в пропаганде неповиновения новому правительству, однако по итогам расследования отец Павел был оправдан.
22 февраля 1918 года он был неожиданно арестован двумя делегатами от Устюжского исполнительного комитета, обвинен в сокрытии оружия для «белогвардейцев», хотя при обыске ничего не было обнаружено. 23 февраля (по старому стилю) отца Павла вывели за село Бельское к болоту и застрелили.

О его подвиге свидетельствовал митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий), председательствуя на заседании Всероссийского Церковного Собора 9 апреля 1918 года. 20 сентября 1918 года на последнем заседании Собора секретарь Собора В.П. Шеин (будущий святой преподобномученик Сергий) в своем докладе «о гонениях на Церковь и о новых мучениках» в числе священнослужителей, «пострадавших за веру и Церковь» упомянул священника Павла Кушникова.

☦️
Му­че­ник Сер­гий (Сер­гей Мат­ве­е­вич Бо­ро­дав­кин) ро­дил­ся 29 де­каб­ря 1878 го­да в го­ро­де Крас­ный Холм Твер­ской гу­бер­нии. Окон­чил го­род­ское учи­ли­ще. Он был куп­цом пер­вой гиль­дии и по­чет­ным граж­да­ни­ном го­ро­да. До ре­во­лю­ции за­ни­мал­ся тор­гов­лей ма­ну­фак­ту­рой и ба­ка­ле­ей, а так­же за­го­тов­кой яиц для от­прав­ки за гра­ни­цу — в се­зон на­би­ра­лось до трид­ца­ти ва­го­нов. Он имел свои ма­га­зи­ны в Санкт-Пе­тер­бур­ге и в Крас­ном Хол­ме и сто де­ся­тин зем­ли. Вско­ре по­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та все его иму­ще­ство бы­ло кон­фис­ко­ва­но. В 1930 го­ду Сер­гей Мат­ве­е­вич был аре­сто­ван и при­го­во­рен к двум го­дам ссыл­ки, по окон­ча­нии ко­то­рой вер­нул­ся в род­ной го­род и стал ста­ро­стой в хра­ме.
Толь­ко за­кон­чи­лись мас­со­вые аре­сты и рас­стре­лы 1937 го­да, ко­то­рые го­судар­ствен­ная власть рас­по­ря­ди­лась про­ве­сти в те­че­ние че­ты­рех ме­ся­цев, на­чи­ная с 5 ав­гу­ста, — 31 ян­ва­ря 1938 го­да По­лит­бю­ро ЦК при­ня­ло но­вое ре­ше­ние — «об утвер­жде­нии до­пол­ни­тель­но­го ко­ли­че­ства под­ле­жа­щих ре­прес­сии… чтобы всю опе­ра­цию… за­кон­чить не позд­нее 15 мар­та 1938 го­да».
16 фев­ра­ля 1938 го­да был аре­сто­ван ста­ро­ста хра­ма в го­ро­де Крас­ный Холм Сер­гей Мат­ве­е­вич Бо­ро­дав­кин и сра­зу же до­про­шен.
— На­зо­ви­те ва­ши свя­зи в Крас­но­холм­ском рай­оне, а так­же и вне рай­о­на, — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
— В го­ро­де Крас­ном Хол­ме я имею сест­ру Ан­то­ни­ну Мат­ве­ев­ну Ко­мен­дан­то­ву, и вне Крас­но­холм­ско­го рай­о­на я имею бра­та Ва­си­лия Мат­ве­е­ви­ча Бо­ро­дав­ки­на, про­жи­ва­ет в го­ро­де Яро­слав­ле, но где он ра­бо­та­ет, я ска­зать не мо­гу, так как с ним пе­ре­пис­ки ни­ка­кой не имею.
— Дай­те след­ствию по­ка­за­ния о про­во­ди­мой ва­ми ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния в Крас­ном Хол­ме.
— Ка­кой-ли­бо ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я сре­ди на­се­ле­ния в Крас­ном Хол­ме не вел и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
Через три неде­ли, 6 мар­та, трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Сер­гея Мат­ве­е­ви­ча к рас­стре­лу. Ста­ро­ста хра­ма Сер­гей Мат­ве­е­вич Бо­ро­дав­кин был рас­стре­лян 8 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Мит­ро­по­лит Зи­но­вий, иерарх Гру­зин­ской Церк­ви (в ми­ру За­ха­рий Иоаки­мо­вич Ма­жу­га), на­чи­нал свою ду­хов­ную жизнь в Глин­ской пу­сты­ни. Ро­дил­ся он неда­ле­ко от оби­те­ли, в г. Глу­хо­ве 14 сен­тяб­ря 1898 г. На­зва­ли маль­чи­ка За­ха­ри­ей. Он ра­но ли­шил­ся ро­ди­те­лей. Отец умер, ко­гда ему бы­ло 3 го­да, а мать ко­гда ис­пол­ни­лось 11 лет. При­шлось жить у род­ствен­ни­ков. Жи­ли бед­но, но ос­но­вы бла­го­че­стия – ве­ру и лю­бовь к Бо­гу, за­ло­жен­ные по­кой­ной ма­те­рью, маль­чик бе­рег все­гда. Сест­ра его, уже имея свою се­мью, и при­няв­шая млад­ше­го бра­та, вско­ре устро­и­ла его в по­ши­воч­ную ма­стер­скую при Глин­ской пу­стыне. Это бы­ло для него ве­ли­кой ра­до­стью: он бе­гал в оби­тель и рань­ше, знал неко­то­рых на­сель­ни­ков, жалев­ших оси­ро­те­ло­го маль­чи­ка, с теп­лом и уча­сти­ем от­но­сив­ших­ся к нему. Ко­гда ему ис­пол­ни­лось 16 лет, его за­чис­ли­ли в Глин­скую пу­стынь по­слуш­ни­ком. Обыч­но вновь по­сту­пив­ших опре­де­ля­ли сра­зу же в го­сти­ни­цу, чтобы на­учить слу­жить лю­дям – на пол­го­да, по­том – в пра­чеч­ную, чтобы не бо­ял­ся в бу­ду­щем ни­ка­ких тру­дов – на год или два. По­сле это­го, смот­ря по усер­дию и склон­но­сти к опре­де­лен­ным тру­дам, по­сы­ла­ли на кух­ню, в пе­кар­ню, в пе­ре­плет­ную или швей­ную и дру­гие ма­стер­ские, ес­ли яв­но бы­ла склон­ность к ино­че­ской жиз­ни. Ес­ли ее не за­ме­ча­ли в юно­ше, то со­ве­то­ва­ли вер­нуть­ся до­мой.
У За­ха­рии бы­ло все хо­ро­шо с пер­вы­ми по­слу­ша­ни­я­ми, а на спе­ци­аль­ных – не ла­ди­лось. Стар­шие без кон­ца жа­ло­ва­лись на него на­сто­я­те­лю, его пе­ре­во­ди­ли с ме­ста на ме­сто… Он очень пе­ре­жи­вал, мо­лил­ся изо всех сил, бо­ясь, что его от­пра­вят до­мой. Жа­лел его и ста­рал­ся под­дер­жи­вать лишь один стро­гий схи­мо­нах Ге­ра­сим, ко­то­ро­му его по­ру­чи­ли. Ста­рец ре­шил ис­пы­тать мо­ло­до­го по­слуш­ни­ка, стал гроз­но вы­го­нять и да­же обе­щал по­бить, но огор­чен­ный юно­ша ре­ши­тель­но за­явил, что он ни­ку­да не уй­дет, как бы ста­рец к нему не от­но­сил­ся. С тех пор За­ха­рия стал ду­хов­ным сы­ном стро­го­го мо­на­ха, ко­то­рый при­учал его к про­дол­жи­тель­ным мо­лит­вам, стро­го­му огра­ни­че­нию в пи­ще, воз­дер­жа­нию в сло­вах. По­сте­пен­но на­ла­ди­лось де­ло и с по­слу­ша­ни­я­ми. По­сла­ли его при­смат­ри­вать за ло­шадь­ми. Их он бо­ял­ся, бо­ял­ся и то­го, что, не спра­вив­шись с этим по­слу­ша­ни­ем то­же, его вы­го­нят. Од­на­ко, ско­ро при­вык и по­лю­бил их. Де­ло пошло на лад.
В 1914 г. на­ча­лась 1-ая ми­ро­вая вой­на, а в 1916 г. За­ха­рию вме­сте с дру­ги­ми мо­ло­ды­ми по­слуш­ни­ка­ми взя­ли на во­ен­ную служ­бу. Про­во­дил его ста­рец Ге­ра­сим, пред­ска­зав воз­вра­ще­ние в оби­тель и то, что боль­ше они не уви­дят­ся. За­ве­щал ста­рец при по­след­нем сви­да­нии усерд­но мо­лить­ся и во всем по­ла­гать­ся на во­лю Бо­жию. Бу­ду­щий мо­нах мо­лил Бо­га о том, чтобы его на­зна­чи­ли на та­кое ме­сто, где он мог бы ни­ко­го не уби­вать, и Бог дал ему: его за­чис­ли­ли в ро­ту кон­во­и­ров и в во­ен­ных дей­стви­ях он не участ­во­вал. Удер­жи­вать по­зи­ции, тес­ни­мые нем­ца­ми, рус­ским вой­скам (где был За­ха­рия) при­шлось в Пин­ских бо­ло­тах в Бе­ло­рус­сии. По­сто­ян­ная сы­рость этих мест при­ве­ла к за­боле­ва­ни­ям, ко­то­рые му­чи­ли его в те­че­нии всей жиз­ни – эк­зе­ме и тром­бо­фле­би­ту.
Ко­гда За­ха­рию де­мо­би­ли­зо­ва­ли, он вер­нул­ся в Глин­скую пу­стынь, где в 1917 г. Был по­стри­жен в день Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с име­нем Зи­но­вий в честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Зи­но­вия, епи­ско­па Эгей­ско­го. Ста­рец Ге­ра­сим, как и пред­ска­зы­вал, к это­му вре­ме­ни умер.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-zinovij-mazhuga-v-shime-serafim

☦️
Об­ре­те­ние мо­щей бла­жен­ной Мат­ро­ны.
Ве­че­ром 8 мар­та 1998 го­да в Неде­лю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II на Да­ни­лов­ском клад­би­ще в Москве бы­ли об­ре­те­ны чест­ные остан­ки по­движ­ни­цы бла­го­че­стия XX ве­ка бла­жен­ной ста­ри­цы Мат­ро­ны.
Ко­мис­сию по вскры­тию за­хо­ро­не­ния воз­гла­вил ар­хи­епи­скоп Ист­рин­ский Ар­се­ний. В пе­ре­не­се­нии чест­ных остан­ков ста­ри­цы Мат­ро­ны участ­во­ва­ли: на­мест­ник Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря епи­скоп Оре­хо­во-Зу­ев­ский Алек­сий, на­мест­ник Свя­то-Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря ар­хи­манд­рит Алек­сий с бра­ти­ей, на­сто­я­тель хра­ма во имя Мар­ти­на Ис­по­вед­ни­ка в Москве свя­щен­ник Алек­сандр Аб­ра­мов. В хра­ме в честь Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха, что на Да­ни­лов­ском клад­би­ще, на­мест­ни­ком Свя­то-Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря ар­хи­манд­ри­том Алек­си­ем в со­слу­же­нии со­бо­ра кли­ри­ков бы­ла со­вер­ше­на за­упо­кой­ная ли­тия. Гроб с чест­ны­ми остан­ка­ми ста­ри­цы Мат­ро­ны был до­став­лен в Да­ни­лов мо­на­стырь и по­ме­щен в на­дврат­ном хра­ме во имя пре­по­доб­но­го Си­мео­на Столп­ни­ка.
У всех при­сут­ству­ю­щих при этом па­мят­ном со­бы­тии со­сто­я­ние ду­ха бы­ло по-осо­бен­но­му тор­же­ствен­ным и ра­дост­ным.
В ра­бо­те Ко­мис­сии по­ми­мо пред­ста­ви­те­лей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви участ­во­ва­ли экс­перт по во­про­сам су­деб­но-ме­ди­цин­ской экс­пер­ти­зы, ан­тро­по­лог, док­тор ме­ди­цин­ских на­ук, про­фес­сор Звя­гин Вик­тор Ни­ко­ла­е­вич и ар­хео­лог, док­тор ис­то­ри­че­ских на­ук Та­ню­ко­вич Ан­дрей Ки­рил­ло­вич.
13 мар­та Ко­мис­сия за­кон­чи­ла ра­бо­ту. Бы­ло от­ме­че­но, что при осви­де­тель­ство­ва­нии остан­ков ста­ри­цы Мат­ро­ны об­на­ру­же­на вы­пук­лость в фор­ме кре­ста на гру­ди, о чем упо­ми­на­ет­ся в ее жиз­не­опи­са­нии.
В По­кров­ском хра­ме Свя­то-Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря на ана­лое бы­ла по­ло­же­на ча­сти­ца гро­ба бла­жен­ной Мат­ро­ны. Здесь в дни Ве­ли­ко­го по­ста слу­жи­лись па­ни­хи­ды о упо­ко­е­нии ра­бы Бо­жи­ей Мат­ро­ны.

30 ап­ре­ля 1998 го­да, по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II при тор­же­ствен­ном пе­нии тро­па­ря Пас­хи «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» бы­ло со­вер­ше­но пе­ре­не­се­ние чест­ных остан­ков бла­жен­ной Мат­ро­ны в храм Свя­тых От­цов Се­ми Все­лен­ских Со­бо­ров. Ве­че­ром бра­тия мо­на­сты­ря от­слу­жи­ли за­упо­кой­ное все­нощ­ное бде­ние.
1 мая 1998 го­да, в пят­ни­цу 2-й сед­ми­цы по Па­схе, на­ка­нуне 46-й го­дов­щи­ны пре­став­ле­ния бла­жен­ной Мат­ро­ны, Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию и па­ни­хи­ду в том же хра­ме со­вер­шил ар­хи­епи­скоп Ист­рин­ский Ар­се­ний. За бо­го­слу­же­ни­ем бы­ло мно­го мо­ля­щих­ся, хо­тя офи­ци­аль­но об этом со­бы­тии не объ­яв­ля­лось.
В тот же день гроб с чест­ны­ми остан­ка­ми бла­жен­ной Мат­ро­ны был пре­про­вож­ден в мос­ков­ский По­кров­ский жен­ский мо­на­стырь, что у Абель­ма­нов­ской за­ста­вы. Там его тор­же­ствен­но при ко­ло­коль­ном звоне встре­ти­ли игу­ме­ния Фе­о­фа­ния и сест­ры оби­те­ли.
Те­перь чест­ные остан­ки бла­жен­ной, по­чи­та­е­мые ве­ру­ю­щи­ми как свя­тые мо­щи, по­чи­ва­ют в этом мо­на­сты­ре, ку­да за по­мо­щью к этой по­движ­ни­це, как и при ее зем­ной жиз­ни, идут нескон­ча­е­мым по­то­ком лю­ди.

Жития
Писание