⏳ 2020.03.06 (пт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 1я седмица Великого поста (глас 4й)
• пятница

☀️ неподвижный годовой круг:
6 марта (22 февраля)
• мчч. Маври́кия, Фоти́на, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305)
• обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении (395–423)
• прпп. Фала́ссия, Ли́мния, Варада́та Сирийских (V)
• прп. Афанасия Павлопетрийского (821)
• сщмчч. Иосифа (Смирнова), Владимира (Ильинского), Иоанна (Касторского), мч. Иоанна (Перебаскина) (1918)
• сщмчч. Михаила (Горбунова), Иоанна (Орлова), Виктора (Моригеровского), Иоанна (Парусникова), Сергия (Белокурова), Андрея (Ясенева), Павла (Смирнова), прмчч. Сергия (Букашкина), Антипы (Кириллова), прмц. Параскевы (Макаровой), мчч. Стефана (Франтова), Николая (Некрасова), мцц. Елисаветы (Тимохиной), Ирины (Смирновой), Варвары (Лосевой) (1938)
• мч. Андрея (Гневышева) (1941)
• прмч. Филарета (Пряхина) (1942)


☦️
Свя­той Мав­ри­кий, во­е­на­чаль­ник из Апа­меи Си­рий­ской, по­стра­дал в 305 го­ду при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Га­ле­рии (305–311) вме­сте с сы­ном Фо­ти­ном и под­чи­нен­ны­ми ему 70-ю во­и­на­ми (из во­и­нов из­вест­ны по име­ни толь­ко два – Фе­о­дор и Филипп).
Во вре­мя го­не­ния язы­че­ские жре­цы до­нес­ли им­пе­ра­то­ру, что свя­той Мав­ри­кий рас­про­стра­ня­ет ве­ру во Хри­ста. При­ве­ден­ные на су­ди­ли­ще, свя­той Мав­ри­кий с сы­ном и его во­и­ны твер­до и непо­ко­ле­би­мо ис­по­ве­да­ли свою ве­ру и не скло­ни­лись ни на лас­ки, ни на угро­зы. То­гда их неми­ло­серд­но би­ли, жгли ог­нем и тер­за­ли же­лез­ны­ми крю­чья­ми. Юно­шу Фо­ти­на, твер­до пе­ре­но­сив­ше­го ис­тя­за­ния, усек­ли ме­чом на гла­зах от­ца. Но и это же­сто­кое ис­пы­та­ние не сло­ми­ло свя­то­го Мав­ри­кия, ко­то­рый воз­ра­до­вал­ся, что сын его спо­до­бил­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.
То­гда му­че­ни­кам при­ду­ма­ли еще бо­лее изощ­рен­ное ис­тя­за­ние: их от­ве­ли на бо­ло­ти­стое ме­сто, где бы­ли це­лые ту­чи ко­ма­ров, ос, ово­дов, и при­вя­за­ли к де­ре­вьям, об­ма­зав их те­ла ме­дом. На­се­ко­мые же­сто­ко жа­ли­ли му­че­ни­ков, их то­ми­ли жаж­да и го­лод. Эти му­ки свя­тые пре­тер­пе­ва­ли в те­че­ние 10 дней, но не пе­ре­ста­ва­ли мо­лить­ся и сла­вить Бо­га, по­ка, на­ко­нец, Гос­подь не пре­кра­тил их стра­да­ний. Злоб­ный му­чи­тель при­ка­зал от­ру­бить им го­ло­вы и бро­сить их те­ла без по­гре­бе­ния, но хри­сти­ане тай­но но­чью по­хо­ро­ни­ли чест­ные остан­ки свя­тых му­че­ни­ков на ме­сте их ужас­ной каз­ни.

☦️
Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан остан­ки свя­тых му­че­ни­ков обыч­но по­гре­ба­лись ве­ру­ю­щи­ми в по­та­ен­ных ме­стах. Та­ким об­ра­зом, в Ца­рь­гра­де близ во­рот и баш­ни, на­зы­ва­е­мых Ев­ге­ни­е­вы­ми, ока­за­лись по­гре­бен­ны­ми мно­же­ство тел му­че­ни­ков, име­на ко­то­рых оста­ва­лись неиз­вест­ны­ми Церк­ви. Ко­гда на этом ме­сте ста­ли про­ис­хо­дить чу­дес­ные ис­це­ле­ния, мо­щи свя­тых бы­ли об­на­ру­же­ны и с ве­ли­кой че­стью пе­ре­не­се­ны в храм. Од­но­му бла­го­че­сти­во­му кли­ри­ку, Ни­ко­лаю Кал­ли­гра­фу, бы­ло от­кры­то, что сре­ди мо­щей, об­ре­тен­ных в Ев­ге­нии, на­хо­дят­ся мо­щи свя­то­го апо­сто­ла от 70-ти Ан­д­ро­ни­ка и по­мощ­ни­цы его Иунии, о ко­то­рых упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16:7). В ХII ве­ке на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей свя­тых му­че­ни­ков был по­стро­ен ве­ли­ко­леп­ный храм им­пе­ра­то­ром Ан­д­ро­ни­ком (1183–1185), Ан­ге­лом ко­то­ро­го был свя­той апо­стол Ан­д­ро­ник.

☦️
Пре­по­доб­ный Фа­лас­сий, пу­стын­ник Си­рий­ский, жил в V ве­ке. В юном воз­расте он уда­лил­ся на вер­ши­ну го­ры близ се­ле­ния Тар­га­ла и 38 лет про­вел там в ино­че­ских по­дви­гах, не имея кро­ва над го­ло­вой – ни кел­лии, ни па­лат­ки. За про­сто­ту нра­ва, кро­тость и сми­ре­ние он был удо­сто­ен от Гос­по­да да­ра чу­до­тво­ре­ний и ис­це­ле­ния бо­лез­ней. Мно­гие хо­те­ли жить под его ру­ко­вод­ством, и свя­той не от­ка­зы­вал при­хо­дя­щим, он сам стро­ил им кел­лии. Скон­чал­ся мир­но, успо­ко­ив­шись от тру­дов сво­их.
Пре­по­доб­ный Лим­ний на­чал свои по­дви­ги под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Фа­лас­сия и про­жил око­ло него до­воль­но дол­гое вре­мя, усво­ив доб­ро­де­те­ли сво­е­го учи­те­ля – про­сто­ту в об­ра­ще­нии, кро­тость и сми­ре­ние. По­том пре­по­доб­ный Лим­ний пе­ре­шел к пре­по­доб­но­му Ма­ро­ну (па­мять 14 фев­ра­ля). На вер­шине го­ры он сде­лал се­бе ма­лень­кую за­го­род­ку из кам­ней без кры­ши и, через неболь­шое от­вер­стие в ней, бе­се­до­вал с при­хо­дя­щи­ми. Серд­це его бы­ло ис­пол­не­но со­стра­да­ния к лю­дям. Же­лая по ме­ре сил по­мочь всем обез­до­лен­ным, он с по­мо­щью сво­их по­чи­та­те­лей устро­ил на скло­нах го­ры стран­но­при­им­ный дом, жи­ли­ща для ни­щих и ка­лек и пи­тал их тем, что до­став­ля­ли ему бла­го­че­сти­вые лю­ди. Свя­той по­движ­ник по­жерт­во­вал для этой ни­щей бра­тии да­же сво­им без­мол­ви­ем и уеди­не­ни­ем и взял на се­бя за­бо­ту о их ду­хов­ной пи­ще, по­буж­дая мо­лить­ся и сла­вить Гос­по­да. За свою свя­тую жизнь он спо­до­бил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ния.
Пре­по­доб­ный Ва­ра­дат Си­рий­ский на­чал по­двиг пу­стын­но­жи­тель­ства в хи­жине в окрест­но­стях Ан­тио­хии. По­том он устро­ил се­бе на го­ре ка­мен­ную кел­лию, столь тес­ную и низ­кую, что по­движ­ник мог на­хо­дить­ся в ней толь­ко в сог­бен­ном по­ло­же­нии. В ней не бы­ло ни окон, ни две­рей, в умыш­лен­но остав­лен­ные ще­ли про­ни­кал ве­тер, дождь и хо­лод, а ле­том она не спа­са­ла от зноя. Через мно­го лет по­се­тив­ший его Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх Фе­о­до­рит убе­дил пре­по­доб­но­го оста­вить тес­ное жи­ли­ще. То­гда свя­той ушел в но­вый за­твор: по­кры­тый с го­ло­вы до ног ко­жа­ным хи­то­ном с неболь­шим от­вер­сти­ем для ды­ха­ния, он мо­лил­ся стоя с воз­де­ты­ми к небу ру­ка­ми. Бла­го­дать Бо­жия под­креп­ля­ла его в тру­дах и очи­сти­ла его серд­це от стра­стей. К нему ста­ли сте­кать­ся лю­ди за ду­хов­ны­ми со­ве­та­ми, и свя­той Ва­ра­дат с глу­бо­ким сми­ре­ни­ем на­став­лял их. До­стиг­нув мно­гих бла­го­дат­ных да­ро­ва­ний, пре­по­доб­ный с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду.

☦️
Пре­по­доб­ный Афа­на­сий ро­дил­ся в г. Кон­стан­ти­но­по­ле от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. До­стиг­нув со­вер­шен­но­го воз­рас­та, свя­той уда­лил­ся в од­ну из Ни­ко­ми­дий­ских оби­те­лей и там при­нял ино­че­ский по­стриг. Сво­и­ми мо­на­ше­ски­ми по­дви­га­ми он стал из­ве­стен им­пе­ра­то­ру. В цар­ство­ва­ние Льва Ико­но­бор­ца за по­чи­та­ние икон свя­той был под­верг­нут раз­лич­ным му­че­ни­ям, пре­тер­пел из­гна­ния и пе­ре­нес мно­го стра­да­ний. Со­хра­нив до кон­ца сво­ей жиз­ни твер­дость в пра­во­слав­ной ве­ре, пре­по­доб­ный Афа­на­сий ото­шел ко Гос­по­ду в 821 г.

☦️

23 ян­ва­ря 1918 го­да со­вет­ская власть из­да­ла де­крет об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства, ко­то­рым от­кры­ва­лись по­все­мест­ные го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. В знак про­те­ста про­тив из­да­ния без­бож­но­го де­кре­та по всей стране про­шли крест­ные хо­ды. 11 (24) фев­ра­ля крест­ные хо­ды про­шли в Ко­стро­ме и уезд­ных го­ро­дах гу­бер­нии, и в част­но­сти в Со­ли­га­ли­че. В нем участ­во­ва­ли на­сто­я­тель со­бо­ра Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­то­и­е­рей Иосиф Смир­нов, свя­щен­ник Вла­ди­мир Ильин­ский, диа­кон Иоанн Кас­тор­ский, смот­ри­тель Со­ли­га­лич­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща Иоанн Пе­ре­бас­кин.
12 (25) фев­ра­ля в Бо­го­ро­ди­це-Фе­о­до­ров­ский мо­на­стырь, на­хо­див­ший­ся в двух вер­стах от Со­ли­га­ли­ча в се­ле Рать­ко­во, от­че­го он и про­зван был в на­ро­де Рать­ков­ским, яви­лись пред­ста­ви­те­ли боль­ше­вист­ско­го Со­ве­та, ко­то­рые за­яви­ли, что на сле­ду­ю­щий день при­едут и за­бе­рут хлеб, оста­вив по 15 фун­тов на каж­до­го здо­ро­во­го че­ло­ве­ка, при этом они по­со­ве­то­ва­ли всех боль­ных и ста­ри­ков от­пра­вить в бо­га­дель­ню. «До нас до­шли слу­хи, — за­яви­ли они, — что у вас со­бра­ны бур­жу­а­зи­ей скла­ды с хле­бом». И они ста­ли осмат­ри­вать мо­на­стырь. Во вре­мя осмот­ра скла­да явил­ся по­сыль­ный от Со­ве­та, ко­то­рый со­об­щил, что их ждут в Со­ли­га­ли­че, и, взяв клю­чи от скла­да, они по­спеш­но уда­ли­лись, за­явив, что при­бу­дут на сле­ду­ю­щий день.
На­сто­я­тель мо­на­стыр­ско­го хра­ма свя­щен­ник Ва­си­лий Ильин­ский в тот же день от­пра­вил­ся в го­род на за­се­да­ние Го­род­ской ду­мы и про­сил чле­нов Ду­мы за­щи­тить оби­тель от пред­по­ла­гав­ше­го­ся раз­граб­ле­ния. Ду­ма при­ня­ла ре­ше­ние под­дер­жать прось­бу свя­щен­ни­ка и от­пра­вить де­ле­га­цию в Со­вет. Впо­след­ствии пред­ста­ви­те­ли со­вет­ской вла­сти, же­лая оправ­дать­ся в кро­ва­вом по­дав­ле­нии вос­ста­ния жи­те­лей го­ро­да, го­во­ри­ли, что это бы­ли толь­ко слу­хи, буд­то «со­вет­ская власть на­ме­ре­на уни­что­жить хри­сти­ан­скую ре­ли­гию, рек­ви­зи­ро­вать все цер­ков­ное иму­ще­ство, снять с мо­гил же­лез­ные кре­сты, а с оград же­лез­ные ре­шет­ки и об­ра­тить на зем­ле­дель­че­ские ору­дия».
На сле­ду­ю­щий день несколь­ко сот ве­ру­ю­щих из Со­ли­га­ли­ча и окрест­ных се­ле­ний со­бра­лись к мо­на­сты­рю для его за­щи­ты. Неко­то­рые учре­жде­ния са­ми от­прав­ля­ли сво­их слу­жа­щих для за­щи­ты оби­те­ли. Так от­пра­вил в мо­на­стырь сво­их под­чи­нен­ных на­чаль­ник те­ле­граф­но-поч­то­вой кон­то­ры Дмит­рий Кре­ме­нец­кий, и сре­ди дру­гих Ан­ну Ка­пу­сти­ну. Ей бы­ло то­гда де­вят­на­дцать лет, с дет­ства она бы­ла глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, и ко­гда вско­ре по­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ния бы­ла аре­сто­ва­на, то во все вре­мя на­хож­де­ния в тюрь­ме го­ря­чо мо­ли­лась Гос­по­ду, спо­до­бив­ше­му ее по­стра­дать при за­щи­те цер­ков­но­го до­сто­я­ния.
По­сле ли­тур­гии в мо­на­сты­ре свя­щен­ник со­ли­га­лич­ско­го хра­ма ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы Ди­мит­рий По­те­хин про­из­нес про­по­ведь, в ко­то­рой кос­нул­ся про­ис­хо­дя­щих со­бы­тий; про­по­ведь на­столь­ко за­де­ла серд­ца ве­ру­ю­щих, что мно­гие, слу­шая ее, пла­ка­ли. По окон­ча­нии бо­го­слу­же­ния свя­щен­ник Ва­си­лий Ильин­ский пред­ло­жил всем, кто по­же­ла­ет, со­брать­ся в тра­пез­ной хра­ма, чтобы об­су­дить во­прос об угро­зе рек­ви­зи­ции мо­на­стыр­ско­го хле­ба. Пред­се­да­те­лем со­бра­ния был из­бран Ни­ко­лай Алек­се­е­вич Аст­ра­хан­ский, зем­ле­мер, сек­ре­та­рем — Алек­сандр Ива­но­вич Ру­мян­цев. Со­бра­ни­ем бы­ло ре­ше­но от­пра­вить де­ле­га­цию в со­ли­га­лич­ский гар­ни­зон, чтобы про­сить сол­дат о под­держ­ке. В де­ле­га­цию во­шли Аст­ра­хан­ский, Ру­мян­цев, Петр Алек­се­е­вич Ере­мин­ский, быв­ший ста­но­вой при­став Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич Ильин­ский, Ва­лен­тин Ве­ни­а­ми­но­вич Ре­шет­кин и поч­то­вый чи­нов­ник Ми­ха­ил Гри­горь­е­вич Ев­ста­фьев.
Чле­ны де­ле­га­ции об­ра­ти­лись к на­чаль­ни­ку со­ли­га­лич­ско­го гар­ни­зо­на Иван­ско­му, про­ся его под­дер­жать на­род и при­оста­но­вить рек­ви­зи­цию хле­ба, а так­же со­дей­ство­вать разору­же­нию крас­но­гвар­дей­цев. Иван­ский рас­по­ря­дил­ся со­брать гар­ни­зон­ный ко­ми­тет, и тот в свою оче­редь при­нял ре­ше­ние под­дер­жать на­се­ле­ние го­ро­да и от­пра­вил трех сво­их де­ле­га­тов: Ива­на Ле­ля­ви­на, Ни­ко­лая Ли­ху­ши­на и Ми­ха­и­ла Си­мо­но­ва, ко­то­рые вме­сте с тол­пой на­ро­да, око­ло ше­сти­сот че­ло­век, на­пра­ви­лись к зда­нию Со­ве­та. При­бли­зив­шись к зда­нию, на­пра­ви­ли в Со­вет де­ле­га­тов — Аст­ра­хан­ско­го, Ере­мин­ско­го и бра­та свя­щен­ни­ка Ди­мит­рия По­те­хи­на штабс-ка­пи­та­на По­те­хи­на.
Вер­нув­шись с пе­ре­го­во­ров, они за­яви­ли со­брав­шим­ся, что со­вет­ские пред­ста­ви­те­ли со­глас­ны при­оста­но­вить рек­ви­зи­цию хле­ба в мо­на­сты­ре и воз­вра­ща­ют мо­на­стыр­ские клю­чи, но на тре­бо­ва­ние разору­жить Крас­ную гвар­дию от­ве­ча­ют ка­те­го­ри­че­ским от­ка­зом.

В тот же ве­чер со­сто­я­лось объ­еди­нен­ное со­бра­ние об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций и жи­те­лей го­ро­да Со­ли­га­ли­ча. На со­бра­нии бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о со­зда­нии вре­мен­но­го Со­ве­та из пред­ста­ви­те­лей на­се­ле­ния го­ро­да, чтобы за­тем в него вклю­чить и пред­ста­ви­те­лей во­ло­стей. Бы­ло пред­ло­же­но вклю­чить в Со­вет по од­но­му пред­ста­ви­те­лю от Со­ли­га­лич­ско­го зем­ства, поч­то­во-те­ле­граф­ной кон­то­ры, ра­бо­чей груп­пы, Со­ве­та сол­дат и ин­ва­ли­дов и трех кан­ди­да­тов от гар­ни­зо­на. Бы­ло при­ня­то пред­ло­же­ние не до­пус­кать са­мо­су­да над аре­сто­ван­ны­ми чле­на­ми боль­ше­вист­ско­го Со­ве­та. Бы­ло вне­се­но пред­ло­же­ние устро­ить 14 (27) фев­ра­ля ле­ту­чие ми­тин­ги для опо­ве­ще­ния на­се­ле­ния го­ро­да о дей­стви­тель­ных со­бы­ти­ях, про­ис­шед­ших 13 (26) фев­ра­ля.
Го­род­ская ду­ма по­сла­ла те­ле­грам­му с опи­са­ни­ем всех про­ис­шед­ших со­бы­тий в Со­вет ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов го­ро­да Буя.
Спу­стя неде­лю из Ко­стро­мы в Со­ли­га­лич при­был ка­ра­тель­ный от­ряд из трех­сот пя­ти­де­ся­ти крас­но­гвар­дей­цев, ко­то­рых воз­глав­лял чрез­вы­чай­ный ко­мис­сар по борь­бе с контр­ре­во­лю­ци­ей Се­вер­но­го рай­о­на и За­пад­ной Си­би­ри Жур­ба. Сра­зу же бы­ло аре­сто­ва­но пять­де­сят два че­ло­ве­ка, а все­го к след­ствию бы­ло при­вле­че­но де­вя­но­сто пять че­ло­век.
След­ствие про­хо­ди­ло стре­ми­тель­но. Ни­ка­ко­го рас­сле­до­ва­ния об­сто­я­тельств про­ис­шед­ше­го не бы­ло. Ка­ра­те­ли сра­зу же ото­бра­ли тех, кто, с их точ­ки зре­ния, под­ле­жал немед­лен­но­му рас­стре­лу. Впо­след­ствии не об­на­ру­жи­лось ни­ка­ких до­ку­мен­тов след­ствия или до­про­сов, а при об­ра­ще­нии к Жур­бе вы­ше­сто­я­ще­го на­чаль­ства с во­про­сом, где до­ку­мен­ты, на ос­но­ва­нии ко­то­рых бы­ли каз­не­ны жи­те­ли Со­ли­га­ли­ча, тот от­ве­тил, что их смерть он бе­рет на се­бя.
Ко­гда ка­ра­те­ли при­е­ха­ли в мо­на­стырь аре­сто­вы­вать мо­на­хинь и свя­щен­ни­ка, то отец свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Ильин­ско­го свя­щен­ник Вла­ди­мир Ильин­ский, на­хо­див­ший­ся к то­му вре­ме­ни на по­кое (ему бы­ло во­семь­де­сят пять лет), вы­шел вме­сто сы­на к ка­ра­те­лям и был аре­сто­ван.
22 фев­ра­ля (7 мар­та) ка­ра­те­ля­ми сре­ди дру­гих бы­ли рас­стре­ля­ны про­то­и­е­рей Иосиф Смир­нов, свя­щен­ник Вла­ди­мир Ильин­ский, диа­кон Иоанн Кас­тор­ский, смот­ри­тель Со­ли­га­лич­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща Иоанн Пе­ре­бас­кин.

Свя­щен­но­му­че­ник Иосиф (Иосиф Сер­ге­е­вич Смир­нов) ро­дил­ся в 1864 го­ду. По окон­ча­нии Ко­стром­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был на­зна­чен учи­те­лем в Со­ли­га­лич­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. В 1886 го­ду Иосиф Сер­ге­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к со­бо­ру Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Со­ли­га­ли­че. Он со­сто­ял ду­хов­ни­ком при го­род­ской тюрь­ме и на­блю­да­те­лем цер­ков­но­при­ход­ских школ Со­ли­га­лич­ско­го уез­да. В 1905 го­ду отец Иосиф был на­зна­чен на­сто­я­те­лем со­бо­ра. Он был де­пу­та­том Го­род­ской ду­мы, де­пу­та­том Со­ли­га­лич­ско­го уезд­но­го со­бра­ния и чле­ном уезд­но­го ко­ми­те­та по­пе­чи­тель­ства о на­род­ной трез­во­сти. В 1907 го­ду отец Иосиф был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Вла­ди­мир Ива­но­вич Ильин­ский) ро­дил­ся в 1833 го­ду. Был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­ме в се­ле Сол­да Со­ли­га­лич­ско­го уез­да. В 1918 го­ду ему ис­пол­ни­лось во­семь­де­сят пять лет, он дав­но вы­шел за штат и жил на по­кое в Со­ли­га­ли­че.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1848 го­ду в се­ле Ни­ко­ло-Бе­ре­зо­вец Со­ли­га­лич­ско­го уез­да в се­мье диа­ко­на Алек­сея Кас­тор­ско­го. По окон­ча­нии Со­ли­га­лич­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща он слу­жил сто­ро­жем и при­чет­ни­ком в со­ли­га­лич­ском со­бо­ре, а за­тем пса­лом­щи­ком в Бо­го­ро­ди­це-Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. В 1880 го­ду Иван Алек­се­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на.
Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1862 го­ду в се­мье диа­ко­на Пав­ла Пе­ре­бас­ки­на, слу­жив­ше­го в Ко­стром­ской епар­хии. В 1880 го­ду Иван Пав­ло­вич окон­чил Ко­стром­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1884-м — Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия и был на­прав­лен по­мощ­ни­ком смот­ри­те­ля Со­ли­га­лич­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. В 1897 го­ду он был на­зна­чен смот­ри­те­лем это­го учи­ли­ща. Од­новре­мен­но с ис­пол­не­ни­ем обя­зан­но­стей смот­ри­те­ля Иван Пав­ло­вич в раз­ное вре­мя был в учи­ли­ще пре­по­да­ва­те­лем цер­ков­но­го пе­ния, рус­ской ис­то­рии — цер­ков­ной и граж­дан­ской, гео­гра­фии и гре­че­ско­го язы­ка. В 1915 го­ду бы­ла из­да­на кни­га его со­чи­не­ния «Пра­ви­ла по­ве­де­ния уче­ни­ков Со­ли­га­лич­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща».

Рас­стрел про­из­во­дил­ся но­чью; во вре­мя пре­бы­ва­ния в го­ро­де ка­ра­те­ли на­ве­ли сво­и­ми дей­стви­я­ми та­кой ужас на жи­те­лей, что при про­ез­де от­ря­да жи­те­ли за­кры­ва­ли што­ра­ми ок­на. Всех каз­нен­ных ка­ра­те­ли бес­по­ря­доч­но сва­ли­ли в яму, и ко­гда жи­те­ли об­ра­ти­лись к ним, чтобы они вы­да­ли род­ствен­ни­кам те­ла уби­тых, то им в прось­бе бы­ло ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­но. На ме­сте брат­ской мо­ги­лы бы­ли уста­нов­ле­ны крест и огра­да, ко­то­рые бы­ли сне­се­ны без­бож­ни­ка­ми в трид­ца­тые го­ды. Крест на мо­ги­ле был вос­ста­нов­лен в 1996 го­ду.

Подробнее:
http://www.fond.ru/userfiles/person/256/1293384974.pdf

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 2 сен­тяб­ря 1878 го­да в де­ревне Се­ли­вер­сто­во По­ше­хон­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пет­ра Гор­бу­но­ва. Слу­жил пса­лом­щи­ком, а за­тем диа­ко­ном в хра­ме в се­ле Ра­ко­боль. В 1923 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Спас­ской церк­ви По­ше­хон­ско­го рай­о­на. К 1935 го­ду по­чти все хра­мы в рай­оне бы­ли вла­стя­ми за­кры­ты, и отец Ми­ха­ил по­се­лил­ся у сво­е­го бра­та в де­ревне Се­ли­вер­сто­во. За­ра­ба­ты­вал он тем, что, хо­дя по де­рев­ням, за­ни­мал­ся по­чин­кой ча­сов и пред­ме­тов до­маш­не­го оби­хо­да.
12 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, хож­де­нии по де­рев­ням с це­лью ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и уча­стии в по­встан­че­ской ор­га­ни­за­ции и в тот же день до­про­шен.
— Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник по­встан­че­ской груп­пы. Дай­те по­ка­за­ния! — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
— Участ­ни­ком по­встан­че­ской груп­пы я не со­стою и о на­ли­чии ор­га­ни­за­ции ни­че­го не знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— Об­ща­ясь в сре­де кол­хоз­ни­ков, вы про­во­ди­ли ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную по­встан­че­скую аги­та­цию. Рас­ска­жи­те об этом по­дроб­но.
— С кол­хоз­ни­ка­ми я дей­стви­тель­но об­ща­юсь, но по­встан­че­ской аги­та­ции не вел.
— Вам за­чи­ты­ва­ют­ся по­ка­за­ния сви­де­те­ля, ули­ча­ю­ще­го вас в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. Про­дол­жа­е­те ли вы и те­перь от­ри­цать ее?
— От­ри­цаю, сви­де­тель по­ка­зы­ва­ет неправ­ду.
— Вы лже­те. След­ствие тре­бу­ет дать прав­ди­вые по­ка­за­ния!
— Нет, я контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты не вел.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны. 15 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ми­ха­и­ла к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. 23 ок­тяб­ря 1937 го­да свя­щен­ник вме­сте с яро­слав­ским эта­пом при­был в Ку­лой­лаг. Но недол­го он про­был в за­клю­че­нии. Свя­щен­ник Ми­ха­ил Гор­бу­нов скон­чал­ся 7 мар­та 1938 го­да в Ку­лой­ском ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Фила­рет ро­дил­ся 29 ав­гу­ста 1880 го­да в се­ле Чул­ко­во Прон­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Тро­фи­ма Пря­хи­на и в кре­ще­нии на­ре­чен был Иоан­ном. Гра­мо­те он обу­чил­ся до­ма и в сем­на­дцать лет, имея го­ря­чее же­ла­ние по­слу­жить Хри­сту и Его свя­той Церк­ви, по­сту­пил в Спас­скую Прон­скую пу­стынь, на­хо­див­шу­ю­ся по­бли­зо­сти от го­ро­да Прон­ска. В оби­те­ли, кро­ме хо­зяй­ствен­ных по­слу­ша­ний, он про­хо­дил по­слу­ша­ние на кли­ро­се. 21 ап­ре­ля 1913 го­да он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Фила­рет, 18 ав­гу­ста то­го же го­да ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 16 но­яб­ря 1914 го­да — во иеро­мо­на­ха.
Филарет (Пряхин)Глав­ной свя­ты­ней пу­сты­ни был спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных», с этим об­ра­зом бра­тия со­вер­ша­ла крест­ные хо­ды по со­сед­ним се­лам и де­рев­ням. Вме­сте с бра­ти­ей хо­дил с крест­ны­ми хо­да­ми и со­вер­шал мо­леб­ны и иеро­мо­нах Фила­рет. По­сле то­го как во вре­ме­на го­не­ний в 1919 го­ду пу­стынь бы­ла за­кры­та без­бож­ни­ка­ми, отец Фила­рет пе­ре­нес ико­ну в храм в се­ле Срез­не­во Ши­лов­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти, где он стал слу­жить. Ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский и За­рай­ский Ве­ни­а­мин (Му­ра­тов­ский) бла­го­сло­вил от­ца Фила­ре­та воз­об­но­вить мо­на­стыр­ский обы­чай хо­дить с ико­ной по се­лам, и на 29 мая (11 июня) в при­хо­де бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние этой иконе. В этот день в се­ло схо­ди­лось до вось­ми ты­сяч бо­го­моль­цев и до два­дца­ти свя­щен­ни­ков. В 1926 го­ду отец Фила­рет был воз­ве­ден в сан игу­ме­на.
В июле 1930 го­да Ря­зан­ский от­дел ОГПУ со­об­щил сво­е­му ру­ко­вод­ству в Москве, что в се­ле «Срез­не­во Ши­лов­ско­го рай­о­на 11 июня по слу­чаю пре­столь­но­го празд­ни­ка имел ме­сто мас­со­вый на­плыв бо­го­моль­цев — все­го око­ло вось­ми ты­сяч че­ло­век. Та­кое боль­шое скоп­ле­ние, как вы­яс­не­но, объ­яс­ня­ет­ся тем, что в се­ле Срез­не­во слу­жит в ка­че­стве свя­щен­ни­ка некто Фила­рет… Пред­ва­ри­тель­ным вы­яс­не­ни­ем уста­нов­ле­но, что Фила­рет, имея “чу­до­твор­ную ико­ну”, про­во­дит еже­днев­ные мо­леб­ны и дру­гие ви­ды служб, в ко­то­рых участ­ву­ют несколь­ко по­пов, мо­на­хов и мо­на­хинь. 11 июня се­го го­да на празд­ни­ке в се­ле Срез­не­во на­хо­ди­лось до два­дца­ти по­пов и до двух­сот че­ло­век мо­на­ше­ству­ю­ще­го эле­мен­та. Служ­бы про­ис­хо­ди­ли в те­че­ние трех су­ток… В пе­ри­од про­ве­де­ния мас­со­вой кол­лек­ти­ви­за­ции па­лом­ни­че­ство кре­стьян окру­жа­ю­щих сел и де­ре­вень, глав­ным об­ра­зом жен­щин, бы­ло осо­бен­но боль­шим, от­ме­ча­лось так­же, что по­сле их сви­да­ния с Фила­ре­том та­ко­вые не всту­па­ли в кол­хо­зы, а всту­пив­шие быст­ро вы­пи­сы­ва­лись.
Окруж­ным от­де­лом ОГПУ при­нят ряд сроч­ных мер к па­ра­ли­за­ции де­я­тель­но­сти Фила­ре­та…»
Отец Фила­рет ви­дел, что вла­сти ве­дут за ним при­сталь­ное на­блю­де­ние, и, зная, что по­всю­ду идут аре­сты ду­хо­вен­ства, мо­на­хов и ми­рян, пре­ду­пре­ждал всех при­хо­див­ших к нему в храм по­мо­лить­ся, что бли­зит­ся вре­мя его за­клю­че­ния. Сам он уже дав­но при­го­то­вил­ся к это­му, и у него все­гда ви­сел на стене ме­шо­чек с бе­льем.
31 мая 1931 го­да игу­мен Фила­рет был аре­сто­ван. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, он ска­зал: «Я на­хо­дил­ся в те­че­ние два­дца­ти лет в Спас­ском мо­на­сты­ре… Со­бы­тия уби­е­ния ца­ря Ни­ко­лая II по­тряс­ли наш мо­на­стырь, все очень со­жа­ле­ли… В 1919 го­ду разо­гна­ли наш мо­на­стырь. Иму­ще­ство раз­гра­би­ли, а в зда­ни­ях по­ме­сти­ли раз­ные учре­жде­ния… Все мо­на­хи и по­слуш­ни­ки раз­бре­лись по раз­ным сто­ро­нам, кто ку­да… В то же вре­мя бы­ли раз­гром­ле­ны как муж­ские, так и жен­ские мо­на­сты­ри… Все мо­на­хи и мо­на­хи­ни по­се­ли­лись око­ло церк­вей в цер­ков­ных сто­рож­ках и бы­ли вер­ны­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми Хри­ста… Я яв­ля­юсь вра­гом для со­вет­ской вла­сти, так как со­вет­ская власть все вре­мя идет про­тив Пра­во­слав­ной Церк­ви и ре­ли­гии».
12 но­яб­ря 1931 го­да Кол­ле­гия ОГПУ при­го­во­ри­ла игу­ме­на Фила­ре­та к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре, и он был от­прав­лен на стро­и­тель­ство Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла.
По­сле окон­ча­ния сро­ка за­клю­че­ния отец Фила­рет в 1936 го­ду вер­нул­ся в Ря­зань, при­шел к ар­хи­епи­ско­пу Иуве­на­лию (Мас­лов­ско­му), и тот по­со­ве­то­вал ему уехать из го­ро­да, где его мо­гут сно­ва аре­сто­вать, и от­пра­вить­ся в Тверь, где он, как че­ло­век но­вый, бу­дет не столь за­ме­тен для мест­ных вла­стей, и там ему бу­дет спо­кой­ней.
Игу­мен Фила­рет вы­ехал в Тверь, где по­зна­ко­мил­ся со свя­щен­ни­ком еди­но­вер­че­ско­го хра­ма — вто­ро­го из неза­кры­тых то­гда хра­мов го­ро­да, тот по­мог ему най­ти в го­ро­де квар­ти­ру, в ко­то­рой он про­жил око­ло двух лет, а за­тем пе­ре­брал­ся к даль­не­му род­ствен­ни­ку, жив­ше­му в се­ле Тру­би­но Мед­нов­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти. По­ка отец Фила­рет жил в Тве­ри, он по­се­щал храм в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на», где то­гда слу­жил ар­хи­епи­скоп Твер­ской Фад­дей (Успен­ский), а по­сле его аре­ста и за­кры­тия хра­ма отец Фила­рет при­ез­жал из се­ла Тру­би­но в Тверь по­мо­лить­ся в по­след­ний неза­кры­тый храм го­ро­да, рас­по­ла­гав­ший­ся на Во­лын­ском клад­би­ще, где слу­жил сме­нив­ший аре­сто­ван­но­го ар­хи­епи­ско­па Фад­дея епи­скоп Пал­ла­дий (Шер­стен­ни­ков). В 1938 го­ду епи­скоп Пал­ла­дий пред­ло­жил игу­ме­ну Фила­ре­ту за­нять осво­бо­див­ше­е­ся ме­сто свя­щен­ни­ка в се­ле Ко­на­ко­во, ку­да он тут же от­пра­вил­ся, но ко­на­ков­ские вла­сти от­ка­за­лись вы­дать ему ре­ги­стра­цию, и он воз­вра­тил­ся в Тру­би­но.
В ав­гу­сте 1939 го­да со­труд­ни­ки НКВД про­ве­ли аре­сты в Тве­ри, был аре­сто­ван и епи­скоп Пал­ла­дий. 28 ав­гу­ста, ко­гда игу­мен Фила­рет при­шел на празд­ник Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри по­мо­лить­ся в храм, к нему по­до­шел диа­кон и со­об­щил, что при­ез­жа­ли со­труд­ни­ки НКВД, ко­то­рые хо­те­ли его аре­сто­вать, и диа­кон по­со­ве­то­вал ему немед­лен­но бе­жать. Отец Фила­рет вме­сте с род­ствен­ни­ком, у ко­то­ро­го жил и ко­то­рый так­же при­шел по­мо­лить­ся, через пе­ре­ле­сок вы­шли из го­ро­да и при­шли в се­ло Тру­би­но. В тот же ве­чер отец Фила­рет был аре­сто­ван и до­став­лен в тюрь­му в го­род Тверь. До­про­сы про­дол­жа­лись в те­че­ние трех ме­ся­цев. На всех до­про­сах отец Фила­рет ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зы­вал­ся при­знать се­бя ви­нов­ным. И то­гда сле­до­ва­те­ли пред­ста­ви­ли ему вы­держ­ки из по­ка­за­ний епи­ско­па Пал­ла­дия, ко­то­рый, вой­дя в тес­ное со­труд­ни­че­ство со сле­до­ва­те­ля­ми, со­гла­сил­ся под­пи­сать лже­сви­де­тель­ства и по­ка­зать на оч­ной став­ке, что игу­мен Фила­рет яв­ля­ет­ся участ­ни­ком ан­ти­со­вет­ской мо­нар­хи­че­ской груп­пи­ров­ки.
— В чем кон­крет­но вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным со­глас­но предъ­яв­лен­но­му вам об­ви­не­нию? — спро­сил сле­до­ва­тель от­ца Фила­ре­та.
— Я при­знаю, что вла­ды­ке Пал­ла­дию я вы­ска­зы­вал ан­ти­со­вет­ские из­мыш­ле­ния, об­ви­няя со­вет­скую власть в при­тес­не­нии ре­ли­гии и го­не­нии на ду­хо­вен­ство, на­зы­вал со­вет­скую власть вла­стью ан­ти­хри­ста. Участ­ни­ком ан­ти­со­вет­ской цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской груп­пи­ров­ки я ни­ко­гда не был и в этом се­бя ви­нов­ным не при­знаю. Ни­ка­ких со­ве­тов и ука­за­ний… цер­ков­ни­кам о про­ве­де­нии ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не да­вал и ука­за­ний да­вать та­кие со­ве­ты ни от ко­го не по­лу­чал. Вла­ды­ка Пал­ла­дий ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских по­ру­че­ний мне не да­вал, и о том, что он яв­ля­ет­ся ру­ко­во­ди­те­лем ан­ти­со­вет­ской груп­пи­ров­ки, я до оч­ной став­ки с ним не знал. Кро­ме Пал­ла­дия, я ни­ко­му и ни­ко­гда сво­их ан­ти­со­вет­ских на­стро­е­ний не вы­ска­зы­вал. Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти не про­во­дил, ви­нов­ным се­бя в дру­гих предъ­яв­лен­ных мне об­ви­не­ни­ях не при­знаю.
4 мар­та 1940 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло от­ца Фила­ре­та к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Игу­мен Фила­рет (Пря­хин) скон­чал­ся 7 мар­та 1942 го­да в Но­во-Ива­нов­ском от­де­ле­нии Ма­ри­ин­ско­го ла­ге­ря в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание