⏳ 2020.03.01 (вс)
? исключается мясная пища

? подвижный годовой круг:
• Неделя (вс.) сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (глас 4й)
• прощеное воскресенье
• заговенье на Великий пост

☀️ неподвижный годовой круг:
1 марта (17 февраля)
• прав. Мариа́мны (Марии), сестры апостола Филиппа (I)
• вмч. Феодора Ти́рона (ок. 306)
• обретение мощей мч. Ми́ны Калликелада (867–889)
• прп. Феодора молчаливого Печерского (XIII)
• сщмч. Ермогена Московского (1612)
• сщмчч. Михаила (Никологорского), Павла (Косминкова) (1938)
• мц. Анны Четвериковой (1940)


☦️
Неделя сыропустная, последнее воскресенье пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Адамова изгнания».
В конце вечерни совершается чин прощения. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая ее половина (до Вечернего входа) носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении.
После вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно умилительным напевом Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению диакон произносит уже в черном облачении, и хор отвечает ему великопостным распевом. Дальнейшая служба носит великопостный характер.

Ада­мо­во из­гна­ние, из­гна­ние из Рая, непо­сред­ствен­но от­но­сит­ся и к нам, и к на­шим очень род­ным лю­дям – Ада­му и Еве, имен­но их кровь те­чет в на­ших жи­лах. Каж­дый из нас име­ет их сво­и­ми пра­ро­ди­те­ля­ми. От них по­шел весь че­ло­ве­че­ский род, все на­ро­ды в ми­ре. В Раю, Эде­ме про­изо­шло па­де­ние пер­во­го че­ло­ве­ка, пер­вые лю­ди не про­сто ослу­ша­лись Бо­га, они, пусть опро­мет­чи­во, пусть не по­ду­мав, но из­бра­ли са­мый страш­ный путь, ко­то­рый толь­ко мож­но пред­ста­вить на этой зем­ле – про­тив­ле­ния во­ле Бо­жи­ей. Про­тив­ле­ние во­ле Бо­жи­ей невоз­мож­но! Про­тив­ле­ние во­ле Все­дер­жи­те­ля, все­мо­гу­ще­го Бо­га – это смерть. И вот на эту смерть об­рек­ли се­бя род­ные нам лю­ди, на­ши пред­ки, пра­ро­ди­те­ли Адам и Ева.
В пес­но­пе­нии за все­нощ­ной по­ет­ся о том, как си­дел Адам на­про­тив рая и опла­ки­вал свое гре­хо­па­де­ние, опла­ки­вал уже за­поз­да­лы­ми сле­за­ми. Каж­дый из нас то­же имел нема­ло слу­ча­ев вслед за Ада­мом опла­кать свои ошиб­ки. Но, к сча­стью, мы ви­дим, как по ми­ло­сер­дию Сво­е­му Гос­подь и эти ошиб­ки пре­тво­ря­ет в на­ше спа­се­ние. И са­мые па­де­ния че­ло­ве­че­ские Гос­подь Бог ис­поль­зу­ет для по­ка­я­ния и из­ме­не­ния че­ло­ве­ка. Адам, ко­неч­но, пла­кал не толь­ко о се­бе са­мом, но и о мно­го­чис­лен­ном сво­ем потом­стве, сре­ди ко­то­рых и мы с ва­ми. Он ви­дел, на что об­рек сон­мы лю­дей, и что не все из них, да­же бла­го­да­ря крест­ной жерт­ве Гос­по­да Иису­са Хри­ста, бу­дут спа­се­ны.
Вот к этой древ­ней, и в то же вре­мя лич­ной, по­вто­ря­ю­щей­ся для каж­до­го из нас, в на­шей соб­ствен­ной судь­бе, ис­то­рии воз­вра­ща­ет нас Свя­тая Цер­ковь на­ка­нуне Ве­ли­ко­го по­ста. От этой точ­ки гре­хо­па­де­ния и из­гна­ния са­мих се­бя из Рая к на­ше­му об­ще­му пе­чаль­но­му, пад­ше­му со­сто­я­нию на­чи­на­ет­ся се­го­дня вхож­де­ние в пост и по­ка­я­ние.

Прощёное воскресе́нье – последнее воскресенье накануне Великого поста (Неделя сыропустная).
Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.
При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение.
В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.
Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.
История чина прощения
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

☦️
Пра­вед­ная Ма­ри­ам­на, сест­ра свя­то­го апо­сто­ла от 12-ти Филип­па (па­мять 14 но­яб­ря), да­ла обет дев­ства и ста­ла спут­ни­цей сво­е­го бра­та, свя­то­го апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея (па­мять 11 июня), де­я­тель­но по­мо­гая им в их апо­столь­ских тру­дах. Цер­ков­ный ис­то­рик Ни­ки­фор Кал­лист рас­ска­зы­ва­ет об их успеш­ной про­по­ве­ди во фри­гий­ском го­ро­де Иера­по­ле, где они бы­ли схва­че­ны и за­клю­че­ны в тем­ни­цу. Апо­сто­ла Филип­па пре­да­ли смер­ти, по­ве­сив на кре­сте, а свя­тая Ма­ри­ам­на и апо­стол Вар­фо­ло­мей бы­ли осво­бож­де­ны. Апо­стол Вар­фо­ло­мей от­пра­вил­ся на про­по­ведь Еван­ге­лия в Ин­дию. Свя­тая Ма­ри­ам­на, об­ло­бы­зав те­ло свя­то­го апо­сто­ла Филип­па, про­по­ве­до­ва­ла Еван­ге­лие в Ли­ка­о­нии (Ма­лая Азия). Там она мир­но скон­ча­лась.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/115

☦️
Свя­той му­че­ник Фе­о­дор Ти­рон был во­и­ном в го­ро­де Ама­сии Пон­тий­ской об­ла­сти (се­ве­ро-во­сточ­ная об­ласть Ма­лой Азии, тя­нув­ша­я­ся вдоль бе­ре­га Пон­та Эвк­син­ско­го, т. е. Чер­но­го мо­ря), под на­чаль­ством неко­е­го Врин­ка. Его при­нуж­да­ли при­не­сти жерт­ву идо­лам. Свя­той Фе­о­дор твер­до во все­услы­ша­ние ис­по­ве­дал свою ве­ру во Хри­ста Спа­си­те­ля. На­чаль­ник дал ему несколь­ко дней на раз­мыш­ле­ние, во вре­мя ко­то­рых свя­той Фе­о­дор уси­лен­но мо­лил­ся. Его об­ви­ни­ли в под­жо­ге язы­че­ско­го хра­ма и бро­си­ли в тем­ни­цу на го­лод­ную смерть. Там ему явил­ся Гос­подь Иисус Хри­стос, уте­шил и под­кре­пил его. При­ве­ден­ный вновь к пра­ви­те­лю, свя­той Фе­о­дор еще раз сме­ло и без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­дал свою ве­ру, за что был пре­дан но­вым ис­тя­за­ни­ям и осуж­ден на со­жже­ние. Му­че­ник Фе­о­дор без тре­пе­та взо­шел на ко­стер и с мо­лит­вой и сла­во­сло­ви­ем пре­дал свою свя­тую ду­шу Бо­гу.
Это про­изо­шло око­ло 306 го­да при рим­ском им­пе­ра­то­ре Га­ле­рии (305–311). Непо­вре­жден­ное ог­нем те­ло свя­то­го Фе­о­до­ра бы­ло по­гре­бе­но в го­ро­де Ев­ха­и­тах, неда­ле­ко от Ама­сии. Впо­след­ствии мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ца­рь­град, в храм, освя­щен­ный во имя его. Гла­ва же его на­хо­дит­ся в Ита­лии, в го­ро­де Га­эте.

Спу­стя 50 лет по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­то­го Фе­о­до­ра им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник (361–363), же­лая над­ру­гать­ся над хри­сти­а­на­ми, при­ка­зал гра­до­на­чаль­ни­ку Кон­стан­ти­но­по­ля окроп­лять в первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го по­ста все съест­ные при­па­сы на рын­ках идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью. Свя­той Фе­о­дор, явив­шись во сне ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию, по­ве­лел ему объ­явить всем хри­сти­а­нам, чтобы ни­кто не по­ку­пал ни­че­го на рын­ках, а ели ва­ре­ную пше­ни­цу с ме­дом – ко­ли­во (ку­тью, или со­чи­во). В па­мять это­го со­бы­тия Пра­во­слав­ная Цер­ковь еже­год­но со­вер­ша­ет празд­но­ва­ние свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру Ти­ро­ну в суб­бо­ту пер­вой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. В на­ве­че­рие суб­бо­ты, в пят­ни­цу, на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров по­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы чи­та­ет­ся Ка­нон мо­леб­ный свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру, со­став­лен­ный пре­по­доб­ным Иоан­ном Да­мас­ки­ным. По­сле это­го ко­ли­во бла­го­слов­ля­ет­ся и раз­да­ет­ся ве­ру­ю­щим. Празд­но­ва­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста опи­сы­вал пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Нек­та­рий (381–397).

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Ми­на, Ер­мо­ген и Ев­граф по­стра­да­ли за ве­ру во Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Мак­си­мине (305–313).
Свя­той Ми­на был по­слан им­пе­ра­то­ром из Афин в Алек­сан­дрию для по­дав­ле­ния смут, воз­ник­ших меж­ду хри­сти­а­на­ми и языч­ни­ка­ми. Об­ла­дая да­ром крас­но­ре­чия, Ми­на от­кры­то стал про­по­ве­до­вать хри­сти­ан­скую ве­ру и об­ра­тил ко Хри­сту мно­гих языч­ни­ков. Узнав об этом, Мак­си­мин на­пра­вил в Алек­сан­дрию епар­ха Ер­мо­ге­на для су­да над свя­тым, а так­же при­ка­зал очи­стить го­род от хри­сти­ан. Ер­мо­ген, хо­тя и был языч­ни­ком, но от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем. По­ра­жен­ный дол­го­тер­пе­ни­ем свя­то­го Ми­ны при ис­тя­за­ни­ях и его чу­дес­ным ис­це­ле­ни­ем по­сле страш­ных пы­ток, он сам уве­ро­вал в Ис­тин­но­го Бо­га. То­гда Мак­си­мин сам при­был в Алек­сан­дрию. Но ни по­ра­зи­тель­ная стой­кость при ис­тя­за­ни­ях, ко­то­рым бы­ли под­верг­ну­ты свя­тые Ми­на и Ер­мо­ген, ни чу­де­са, яв­лен­ные Бо­гом в те дни в го­ро­де, не смяг­чи­ли им­пе­ра­то­ра, но еще бо­лее оже­сто­чи­ли его. Им­пе­ра­тор соб­ствен­но­руч­но из­ру­бил свя­то­го Ев­гра­фа, сек­ре­та­ря свя­то­го Ми­ны, а свя­тым му­че­ни­кам Мине и Ер­мо­ге­ну при­ка­зал от­ру­бить го­ло­вы.
Мо­щи свя­тых му­че­ни­ков, бро­шен­ные в же­лез­ном ящи­ке в мо­ре, бы­ли впо­след­ствии об­ре­те­ны (17 фев­ра­ля) и пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. Им­пе­ра­тор Юс­ти­ни­ан по­стро­ил храм во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ми­ны Алек­сан­дрий­ско­го. Свя­той Иосиф Пес­но­пи­сец (па­мять 4 ап­ре­ля) со­ста­вил ка­нон в честь свя­тых му­че­ни­ков.

☦️
Пре­по­доб­ный Фе­о­дор Мол­ча­ли­вый, Пе­чер­ский, из­брал по­двиг мол­ча­ния, чтобы по­сто­ян­но пре­бы­вать в бо­го­мыс­лии и удер­жать се­бя от пре­гре­ше­ний да­же в сло­ве. Про­сла­вил­ся от Гос­по­да да­ром чу­до­тво­ре­ний.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Гер­мо­ген (Ер­мо­ген), пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, ро­дил­ся око­ло 1530 го­да в се­мье дон­ских ка­за­ков. В ми­ру но­сил имя Ер­мо­лай. Го­ды юно­ше­ско­го и зре­ло­го воз­рас­та Гер­мо­ге­на сов­па­ли с вы­да­ю­щи­ми­ся со­бы­ти­я­ми оте­че­ствен­ной ис­то­рии: по­ко­ре­ние Ка­за­ни, Аст­ра­ха­ни, Си­би­ри; вен­ча­ние Иоан­на IV на все­рос­сий­ское цар­ство, из­да­ние Су­деб­ни­ка, прове­де­ние пер­вых Зем­ских Со­бо­ров. Раз­де­лил бу­ду­щий пат­ри­арх в пол­ной ме­ре и скорбь сво­е­го Оте­че­ства по по­во­ду про­из­во­ла Поль­ши, ко­то­рая, за­хва­тив часть ис­кон­но рус­ских зе­мель, пре­сле­до­ва­ла там пра­во­сла­вие, стре­мясь на­са­дить цер­ков­ную унию под на­ча­лом Ри­ма. Эти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия ока­за­ли глу­бо­кое вли­я­ние на Гер­мо­ге­на, под­го­то­ви­ли его на слу­же­ние Церк­ви и Оте­че­ству.
Слу­же­ние бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха Церк­ви Хри­сто­вой на­ча­лось в Ка­за­ни про­стым при­ход­ским свя­щен­ни­ком при го­сти­но­двор­ской церк­ви во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. По от­зы­вам совре­мен­ни­ков, свя­щен­ник Ер­мо­лай уже то­гда был «муж зе­ло пре­муд­ро­стью укра­шен­ный, в книж­ном уче­нии изящ­ный и в чи­сто­те жи­тия из­вест­ный». В 1579 го­ду он, уже бу­дучи пре­сви­те­ром, стал сви­де­те­лем чу­дес­но­го яв­ле­ния Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бог су­дил ему пер­во­му «взять от зем­ли» бес­цен­ный об­раз, по­ка­зать его со­брав­ше­му­ся на­ро­ду и за­тем тор­же­ствен­но, с крест­ным хо­дом, пе­ре­не­сти в со­сед­ний Ни­коль­ский храм.
Вско­ре свя­щен­ник Ер­мо­лай при­нял ино­че­ский по­стриг с на­ре­че­ни­ем име­ни Гер­мо­ген. По всей ве­ро­ят­но­сти, по­стри­же­ние про­ис­хо­ди­ло в Чу­до­вом мо­на­сты­ре, ко­то­рый был на­зван им впо­след­ствии обет­ным. В 1587 го­ду он был на­зна­чен ар­хи­манд­ри­том Ка­зан­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря. 13 мая 1589 го­да вла­ды­ка Гер­мо­ген был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па, и в том же го­ду но­во­из­бран­ный пат­ри­арх Иов воз­вел его в сан мит­ро­по­ли­та Ка­зан­ско­го и Аст­ра­хан­ско­го. На этой ка­фед­ре свя­ти­тель Гер­мо­ген про­во­дил ши­ро­кую, пло­до­твор­ную мис­си­о­нер­скую ра­бо­ту сре­ди языч­ни­ков и му­суль­ман (та­тар), при­во­дя их к пра­во­слав­ной ве­ре.
В 1592 го­ду при свя­ти­те­ле Гер­мо­гене бы­ли пе­ре­не­се­ны из Моск­вы в Сви­яжск мо­щи Ка­зан­ско­го свя­ти­те­ля Гер­ма­на. В 1594 го­ду мит­ро­по­лит Гер­мо­ген со­ста­вил служ­бу Бо­жи­ей Ма­те­ри в честь ико­ны Ее Ка­зан­ской, а так­же «Ска­за­ние о яв­ле­нии Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и со­вер­шив­ших­ся от нее чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях». Его тро­парь «За­ступ­ни­це Усерд­ная» про­ник­нут ис­тин­ным вдох­но­ве­ни­ем и глу­бо­ким мо­лит­вен­ным чув­ством. В 1595 го­ду при непо­сред­ствен­ном уча­стии свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на со­вер­ши­лось об­ре­те­ние и от­кры­тие мо­щей ка­зан­ских чу­до­твор­цев: свя­ти­те­лей Гу­рия, пер­во­го ар­хи­епи­ско­па Ка­зан­ско­го (па­мять 4/17 ок­тяб­ря, 5/18 де­каб­ря, 20 июня/3 июля), и Вар­со­но­фия, епи­ско­па Твер­ско­го (па­мять 4/17 ок­тяб­ря, 11/24 ап­ре­ля), жиз­не­опи­са­ния ко­то­рых он впо­след­ствии со­здал. По хо­да­тай­ству свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на бы­ла уста­нов­ле­на по­ми­наль­ная суб­бо­та по­сле По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы для по­ми­но­ве­ния мест­ных стра­даль­цев за ве­ру хри­сти­ан­скую.
3 июля 1606 го­да в Москве Со­бо­ром рус­ских иерар­хов свя­ти­тель Гер­мо­ген был по­став­лен пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Ру­си. В это вре­мя ему бы­ло бо­лее 70 лет.
Пат­ри­ар­ше­ство свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на сов­па­ло с труд­ной по­рой Смут­но­го вре­ме­ни.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ermogen-moskovskij-i-vseja-rossii

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskovskij/

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся в 1883 го­ду в се­ле Греб­не­во Щел­ков­ской во­ло­сти Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ми­ха­и­ла Ни­ко­ло­гор­ско­го, слу­жив­ше­го в Ни­коль­ской церк­ви в Греб­не­ве. По окон­ча­нии ду­хов­но­го учи­ли­ща Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич с 1902 го­да стал слу­жить пса­лом­щи­ком в хра­ме во имя Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Фря­но­во Ак­се­нов­ской во­ло­сти Бо­го­род­ско­го уез­да[1]. В 1917 го­ду Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к этой церк­ви, а в 1921 го­ду — во свя­щен­ни­ка. В этом хра­ме отец Ми­ха­ил про­слу­жил до сво­е­го аре­ста.
В 1937 го­ду, по­сле то­го как был от­дан сек­рет­ный при­каз о на­ча­ле мас­со­вых аре­стов, опер­упол­но­мо­чен­ный Щел­ков­ско­го от­де­ла НКВД до­про­сил сви­де­те­лей, ко­то­рые мог­ли дать по­ка­за­ния о свя­щен­ни­ке Ми­ха­и­ле Ни­ко­ло­гор­ском. Один из жи­те­лей се­ла Фря­но­во по­ка­зал, что отец Ми­ха­ил в раз­го­во­ре о жиз­ни при со­вет­ской вла­сти буд­то бы го­во­рил, что он пер­вое вре­мя бо­ял­ся, что при со­вет­ской вла­сти на­ро­ду пра­во­слав­но­го ма­ло бу­дет, не бу­дут в цер­ковь хо­дить. Но ока­за­лось на­обо­рот, пра­во­слав­ные хо­дят в цер­ковь. Не все еще с ума со­шли. А ско­ро и все вра­зу­мят­ся, ведь со­вет­ская власть — это яв­ле­ние вре­мен­ное, это как ко­стер — по­ка су­хой, го­рит, а как на­мокнет, так и по­тухнет. Сви­де­тель так­же по­ка­зал, что ко­гда в 1931-1932 го­дах вла­сти хо­те­ли за­крыть цер­ковь, свя­щен­ник со­би­рал в хра­ме ве­ру­ю­щих, ор­га­ни­зо­вы­вал из них брига­ды, ко­то­рые хо­ди­ли по де­рев­ням и со­би­ра­ли под­пи­си, чтобы храм не был за­крыт.
В ка­че­стве сви­де­те­ля был вы­зван сняв­ший сан диа­кон Пред­те­чен­ской церк­ви Ми­ха­ил Ти­хо­ми­ров, он ска­зал, что хо­ро­шо зна­ет свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ни­ко­ло­гор­ско­го, так как тот слу­жил во фря­нов­ской церк­ви пса­лом­щи­ком, а сам он диа­ко­ном. Сви­де­тель по­ка­зал, что в 1918 го­ду он от са­на от­рек­ся, а Ни­ко­ло­гор­ский остал­ся слу­жить. «По­ли­ти­че­ские взгля­ды Ни­ко­ло­гор­ско­го ан­ти­со­вет­ские, так как Ни­ко­ло­гор­ский си­сте­ма­ти­че­ски вы­ска­зы­ва­ет свои недо­воль­ства су­ще­ству­ю­щим стро­ем… Мне не раз при­хо­ди­лось до­ка­зы­вать ему, что он го­во­рит невер­но, но Ни­ко­ло­гор­ский оста­вал­ся при сво­их мне­ни­ях»[2].
В ка­че­стве сви­де­тель­ни­цы бы­ла до­про­ше­на пред­се­да­тель сель­со­ве­та, жив­шая во Фря­но­ве по со­сед­ству с от­цом Ми­ха­и­лом, она по­ка­за­ла: «В сен­тяб­ре 1937 го­да у Ни­ко­ло­гор­ско­го бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но сбо­ри­ще, ку­да яви­лись ярые ве­ро­ис­по­вед­ни­цы и пев­чие цер­ков­но­го хо­ра. По­след­ние про­из­во­ди­ли все­воз­мож­ные пе­ния цер­ков­ных мо­литв и пе­сен. По окон­ча­нии Ни­ко­ло­гор­ский, об­ра­ща­ясь к при­сут­ству­ю­щим, ска­зал: “Мо­ли­тесь боль­ше. Глав­ное, Бо­га не за­бы­вай­те”»[3].
Отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван 5 де­каб­ря 1937 го­да и сра­зу же до­про­шен.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы ве­ли ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
— Нет, не под­твер­ждаю. Я ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти не вел.
— Вы го­во­ри­те след­ствию неправ­ду. След­ствие пред­ла­га­ет вам рас­ска­зать о сво­ей ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.
— Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не вел.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы в сен­тяб­ре 1937 го­да ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ный раз­го­вор по во­про­су о жиз­ни при со­вет­ской вла­сти. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
— Нет, не под­твер­ждаю.
На этом до­про­сы и след­ствие бы­ли за­кон­че­ны, и отец Ми­ха­ил был пе­ре­ве­зен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 7 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ми­ха­и­ла к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.
Отец Ми­ха­ил был от­прав­лен на об­щие ра­бо­ты в ла­герь на Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ском ка­на­ле и про­жил недол­го. Свя­щен­ник Ми­ха­ил Ни­ко­ло­гор­ский скон­чал­ся в за­клю­че­нии 2 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Про­то­и­е­рей Па­вел ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­ле Но­вин­ки Сер­пу­хов­ско­го уез­да в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Кос­мин­ко­ва. По окон­ча­нии Мос­ков­ской се­ми­на­рии был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка, и с 1900 го­да слу­жил в По­кров­ской церк­ви в се­ле Лы­с­це­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да. По­сле ре­во­лю­ции отец Па­вел был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен бла­го­чин­ным.
25 но­яб­ря отец Па­вел был пер­вый раз аре­сто­ван и за­клю­чен в ко­ло­мен­скую тюрь­му. 5 де­каб­ря ему бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в том, что «он от­кры­то с ам­во­на про­из­но­сил контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­по­ве­ди… На­хо­дясь в близ­ких от­но­ше­ни­ях с быв­шим епи­ско­пом Фе­о­до­си­ем, ока­зы­вал ему ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку и при его со­дей­ствии вёл контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность». На этом до­ку­мен­те отец Па­вел на­пи­сал: «С епи­ско­пом Фе­о­до­си­ем на­хо­дил­ся в офи­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях, про­по­ве­ди про­из­но­сил лишь толь­ко ка­са­тель­но ис­тин ве­ры без контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лей».
3 фев­ра­ля 1930 го­да кол­ле­гия ОГПУ при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Пав­ла Кос­мин­ко­ва к за­клю­че­нию в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь на три го­да. От­ту­да ба­тюш­ка воз­вра­тил­ся в По­кров­скую цер­ковь в Лы­с­це­ве. За усерд­ное слу­же­ние в 1933 го­ду на­граж­ден па­ли­цей. В июле 1934 го­да от­ца Пав­ла на­зна­чи­ли в Ни­коль­ский храм в се­ле Стол­по­во За­рай­ско­го рай­о­на.
15 но­яб­ря 1937 го­да по­ста­нов­ле­ние об аре­сте утвер­дил на­чаль­ник управ­ле­ния НКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти Яку­бо­вич. В ночь с 16 на 17 но­яб­ря в дом к от­цу Пав­лу при­шли со­труд­ни­ки НКВД, предъ­яви­ли ор­дер на обыск и арест. Пе­ре­рыв весь дом, они изъ­яли да­ро­но­си­цу, а от­ца Пав­ла до­ста­ви­ли в ко­ло­мен­скую тюрь­му, где он был до­про­шен. «Ви­нов­ным се­бя в ан­ти­со­вет­ской и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не при­знаю» — был от­вет.
25 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Пав­ла к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ИТЛ. На­хо­дясь в за­клю­че­нии, про­то­и­е­рей Па­вел Кос­мин­ков умер от непо­силь­ных усло­вий со­дер­жа­ния 2 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Ан­на Чет­ве­ри­ко­ва ро­ди­лась в 1873 го­ду. Му­че­ни­че­скую кон­чи­ну она при­ня­ла 2 мар­та 1940 го­да, ко­гда ей бы­ло 67 лет. 6 ок­тяб­ря 2006 го­да опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви она бы­ла при­чис­ле­на к ли­ку свя­тых му­че­ниц. До­ку­мен­ты на про­слав­ле­ние бы­ли пред­став­ле­ны от Мос­ков­ской епар­хии.

Жития
Писание