28 февраля 2020
⏳ 2020.02.28 (пт)
? исключается мясная пища
? подвижный годовой круг:
• 3я приуготовительная седмица к Великому посту, сыропустная (глас 3й)
• пятница (сплошная седмица)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 28 февраля (15 февраля)
• ап. от 70-ти Они́сима (ок. 109)
• прпп. Пафнутия и Евфросинии Александрийской (V)
• прп. Евсевия Сирийского (V)
• прп. Пафнутия Печерского (XIII)
• сщмчч. Михаила (Пятаева), Иоанна (Куминова) (1930)
• сщмчч. Николая (Морковина), Алексия (Никитского), Алексия (Смирнова), Симеона (Кулямина), прмч. Павла (Козлова), прмц. Софии (Селивестровой) (1938)
• прп. Анфи́ма Хиосского (1960)
☦️
Апостол от 70-ти Онисим в молодости был рабом Филимона, христианина знатного рода, жившего в городе Колоссах Фригийской области. Провинившись в чем-то перед своим господином и боясь наказания, святой Онисим бежал в Рим, но там, как беглый раб, попал в тюрьму. В тюрьме он встретился с апостолом Павлом, содержавшимся в узах, был просвещен им и принял Святое Крещение. В тюрьме святой Онисим как сын служил апостолу Павлу. Апостол Павел, лично знавший святого Филимона, написал ему письмо, полное любви, прося простить беглого раба и принять его как брата; с этим письмом он отправил святого Онисима к его хозяину, лишив самого себя помощи, в которой очень нуждался.
Святой Филимон, получив письмо, не только простил Онисима, но и отпустил его на волю, послав обратно в Рим к первоверховному апостолу. Впоследствии святой Филимон был рукоположен во епископа города Газы (память его 4 января, 19 февраля и 22 ноября).
После смерти апостола Павла святой Онисим служил апостолам до их смерти и был поставлен ими во епископа. После кончины святых апостолов он проповедовал Евангелие во многих странах и городах: в Испании, Карпетании, в Колоссах, в Патрах. В глубокой старости святой Онисим занял епископский престол в Ефесе после апостола Тимофея. Когда Игнатия Богоносца вели в Рим на казнь, к нему навстречу вышел епископ Онисим с некоторыми христианами, о чем упоминает святой Игнатий в своем Письме к Ефесянам. В царствование императора Траяна святой Онисим был схвачен и приведен на суд к епарху Тертиллу. Он продержал святого 18 дней в темнице, а потом сослал на заточение в город Путеолы. Через некоторое время епарх вызвал узника и, убедившись, что святой Онисим всё так же твердо исповедует веру во Христа, подверг его жестокому избиению камнями, после чего святому усекли голову мечом. Тело мученика взяла одна знатная женщина и положила в серебряную раку. Это было около 109 года.
☦️
Прп. Пафнутий был глубоко верующим, благочестивым христианином. Его супруга умерла рано, и Пафнутий один воспитывал своего единственного ребенка – преп. Евфросинию. Он часто посещал монастырь, игумен которого был его духовным наставником.
Когда Евфросинии исполнилось 18 лет, преп. Пафнутий хотел выдать дочь замуж. Он направился в монастырь к своему наставнику, чтобы получить благословение на предстоящий брак дочери. Игумен беседовал с девицей и дал ей свое благословение, но святая Евфросиния стремилась к иноческой жизни.
Приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом и решила поступить в обитель, чтобы провести жизнь в уединении и молитве. Опасаясь, однако, что в женском монастыре ее обнаружит отец, она, назвав себя евнухом Измарагдом, пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с отцом. Иноки не узнали переодетую в мужское платье Евфросинию и приняли в свою обитель. В уединенной келлии в трудах, посте и молитве святая Евфросиния провела 38 лет и достигла высокого духовного совершенства. Ее отец скорбел о потере любимой дочери и не раз, по совету настоятеля, беседовал с иноком Измарагдом, открывая ему свою печаль, и находил у него духовное утешение.
Перед кончиной преподобная Евфросиния открыла скорбевшему отцу свою тайну и просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению ее тела. Похоронив дочь, прп. Пафнутий роздал все свое имущество нищим и монастырю (а он был знатным и богатым) и принял монашество. Десять лет, вплоть до своей кончины, он подвизался в келлии своей дочери.
☦️
Преподобный Евсевий пустынник жил в IV веке и подвизался на горе близ селения Асиха в Сирии. Он проводил весьма суровую жизнь, находясь всегда под открытым небом и терпеливо перенося летний зной и зимний холод; одежду преподобный носил кожаную, питался моченым горохом и бобами. Будучи уже немощным старцем, во всю Великую Четыредесятницу ел всего 15 смокв. Когда к преподобному Евсевию стало стекаться много народа, он пришел в ближний монастырь, устроил у монастырской стены небольшую ограду и в ней пребывал до смерти. Преподобный Евсевий дожил до глубокой старости, скончавшись в возрасте 90 лет, после 400 года.
☦️
Память 15 февраля, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Дальних Пещер (28 августа) и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских. Непрестанно плакал и вздыхал всю свою жизнь о времени разлучения души с телом, как окружат человека Ангелы и духи злобы, покажут все его дела – добрые и злые, напомнят ему о всех его мыслях и желаниях, о том, что он забыл и чего не считал за грех.
Но блажени плачущие, яко тии утешатся (Мф.5:4). И преподобный Пафнутий при кончине своей увидел лики Ангельские, которые, приняв его душу, вознесли ее на небо. Мощи его покоятся в Феодосиевых пещерах. Его имя вспоминается в 8-й песни канона: «Плачущих поминая блаженство, Пафнутие, всегда плакал еси, ныне же радостная наследив места, молися тамо и нам в кров безплачевный вселитися».
☦️
Священномученик Михаил родился в 1891 году в селе Мачкасы Кузнецкого округа Пензенской губернии в семье крестьянина Максима Пятаева. Окончив сельскую школу, он учился в Москве, а затем переехал в Саратов, где преподавал русский язык и литературу. В Саратове он познакомился со своей будущей женой Евфросинией Фроловной. Она происходила из рода саратовских купцов Ивановых, которые имели баржи и возили товары по Волге. Отец Евфросинии был правил строгих, образование дал только сыновьям, а дочерей приучал к домашней работе, полагая, что для них лучше будет как следует научиться воспитывать детей и вести хозяйство.
В то время императорское правительство, развивая реформы премьер-министра Столыпина, весьма энергично занималось вопросами переселения русских крестьян на восток, на малозаселенные земли Сибири. Вместе с крестьянами в Сибирь переезжали священники, учителя, врачи и ремесленники. Всем изъявившим желание переселиться правительство оказывало материальную помощь. Так Михаил Пятаев с семьей оказался в городе Омске. Первое время он продолжал преподавать, но затем принял решение посвятить свою жизнь служению Господу. В 1917 году Михаил Максимович поступил псаломщиком в Крестовоздвиженский собор города Омска, чтобы впоследствии, если на то будет воля Божия, быть рукоположенным и в сан священника.
Началась беспощадная гражданская война. В 1918 году город заняли красные. Отступники от веры, красногвардейцы, въехали в собор на лошадях и принялись крушить все, что попадалось под руку.
Вскоре после этих событий в этом соборе в 1918 году архиепископ Сильвестр (Ольшевский) рукоположил Михаила Максимовича в сан диакона. До 1921 года диакон Михаил служил в Омске, а затем попросил правящего архиерея перевести его на службу в село, так как с большой семьей ему стало трудно здесь прокормиться, и он был переведен в Богоявленский храм села Малокрасноярка. Место было глухое, отдаленное от больших городов и железных дорог, но люди здесь были благочестивы и богаты; в самом селе жили несколько купеческих семей. Перед приходом в село красногвардейцев главы семейств уехали, чтобы не подвергнуться расправе. Из всех купцов остался дома только Василий Севастьянов. Многие советовали и ему скрыться, но он отвечал: «Зачем я буду бежать из своего родного села!» Занявшие село красногвардейцы арестовали его, поставили перед ним его жену и детей и на их глазах отрубили Василию голову на плахе.
В 1923 году диакон Михаил Пятаев был рукоположен во священника.
…
Храм в селе Малокрасноярке был двухштатным, и в 1928 году сюда был назначен второй священник — отец Иоанн Куминов.
Священномученик Иоанн родился в 1865 году в селе Куликовском Тюкалинского округа Тобольской губернии в семье крестьянина Ивана Куминова. В 1877 году семья переехала в Омск. Здесь Иван Иванович окончил учительскую семинарию и, пройдя испытание при Омской классической гимназии, был назначен инспектором народных училищ Тарского округа. В этой должности он прослужил до 1922 года, когда был рукоположен во священника. Служил отец Иоанн в храмах Омской епархии, в 1928 году он был направлен в Богоявленский храм в село Малокрасноярку.
Подошел к концу 1929 год. В Сибири началась коллективизация и связанные с нею аресты и высылка крестьянских семей, а вместе с ними и аресты духовенства. Всего семь лет прошло со времени изъятия церковных ценностей в 1922 году, а уже поднималось новое гонение на Церковь.
…
Отец Михаил по всему видел, что власти собираются его арестовать. У него был друг детства, который работал в московской милиции. Когда новая власть прочно утвердилась как власть антихристианская, преследующая Православную Церковь, он написал священнику: «Михаил, мне очень жаль… ты был учителем, а теперь стал священником. Не подумай дурного, я тебе это говорю не потому, что плохо отношусь к духовенству, но сейчас неподходящее для священнослужителей время. Я тебе предлагаю приехать в Москву и снова поступить на работу учителем. Я помогу тебе устроиться на работу и найти жилье».
За два дня до ареста священника его жена, Евфросиния, напомнила ему об этом письме и сказала:
— Давай-ка собирайся и уезжай. Тебе написал тогда твой друг, послушайся теперь его совета.
— Нет, Евфросиния, — сказал отец Михаил, — я никуда не уеду, я дал присягу. Как я могу изменить Богу и народу? Никогда! Я знаю, что иду на верную смерть, но такова воля Божия! А ты детей всех вырастишь и с Божьей помощью воспитаешь, никого не растеряешь.
— А детей-то сколько!.. — всплеснула руками жена.
— Ну что же сделаешь, воспитаешь… с Божьей помощью.
(примечание: в это время у отца Михаила и Евфросинии Фроловны было семеро детей, восьмой ребенок — дочь Юлия — родилась уже после расстрела отца)
…
21 февраля тройка ОГПУ приговорила священников Михаила Пятаева и Иоанна Куминова к расстрелу, а их семьи к ссылке на север.
28 февраля отцу Михаилу дали свидание со старшей дочерью Анной, приехавшей в Каинск. Свидание было через решетку. Священник попросил:
— Анна, дай мне свою косу.
Она протянула ему через решетку косу, и вся коса у нее была потом мокрая от слез.
— Папа, что ты плачешь? — спросила она.
— Мне очень тяжело, потому что вас так много и вы остаетесь одни.
В эту ночь Анна увидела во сне, как Божия Матерь причащает из золотого потира отца Михаила. Проснулась она с мыслью, что отец будет освобожден. Радостная поспешила она в тюрьму с передачей.
— Пятаев? — переспросил надзиратель. — Да он сегодня ночью расстрелян.
Священники Михаил Пятаев и Иоанн Куминов были расстреляны 28 февраля 1930 года и погребены в безвестной общей могиле в городе Каинске.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-pjataev
☦️
Священномученик Николай родился 15 мая 1889 года в селе Ильгощи Кашинского уезда Тверской губернии в семье псаломщика Петра Морковина. В 1913 году он окончил Тверскую Духовную семинарию и женился на девице Марии. Впоследствии у них родилось шестеро детей. В 1913 году Николай Петрович был рукоположен во священника ко храму в селе Петровском Кимрского уезда, затем, уже после революции, он был переведен ко храму в селе Лосево Горицкого района. В 1929 году священник с женой были арестованы по обвинению в отказе «от выполнения… общегосударственных заданий» и в сопротивлении «представителям власти при исполнении ими возложенных на них законом обязанностей» и отправлены в ссылку в Вологодскую область.
Отец Николай так описал все происшедшее в письме к брату-священнику: «Непрерывная и усиленная работа ради насущного хлеба для себя и деток-сирот сильно пошатнула мое былое богатырское здоровье. Но благодарим Господа Бога, что наши страдания и старания поддержать многочисленную семью были не напрасны. Наша защита от холода и голода семьи имела благие последствия, каковые вы увидите из нижеследующих строк сего письма. Экстренная постройка своего небольшого дома 8 на 8 аршин с двором, омшаника и бани, обучение двух старших дочерей Юлии и Нины в городе Кашине в школе 2-й ступени, усиленные налоги и недород хлеба из-за недостатка удобрения от одной только лошади (единственную корову пришлось продать, и два года были при такой многочисленной семье без коровы) привели нас к несостоятельности уплатить большие налоги, что и привело к задолженности государству. Ясно, что за дом было взято и продано все движимое имущество, вплоть до поросенка, единственной живой вещи для питания без коровы. Обнищание заставило взять из школы 2-й ступени сначала старшую дочь Юлию, а затем вторую, Нину, не доучив по году, то есть они прошли восемь групп. И вот в последний год моего жительства на родине я решил посеять побольше льняного семени и им заплатить в недостаток хлеба. Вот это-то семя и было роковым для нас. Оно попало под опись и подлежало по закону изъятию за недоимок, чего мы не предполагали. При этом попала под опись и моя зимняя ватная ряска, единственная надежда дочерей на пальто. Вот эти-то вещи мы с женой и решили не отдавать ради защиты детей.
Я-то определенно шел на это, ибо меня заранее и давно приговорили к аресту. Маня же не предполагала, что с ней так поступят и оторвут ее от шести детей.
…
По окончании срока ссылки в августе 1933 года, отец Николай вернулся в Тверскую область. Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) направил его служить в Вознесенский храм в село Вознесенье Кашинского района, где отец Николай прослужил до своего последнего ареста. Он был арестован 16 февраля 1938 года и заключен в тюрьму в городе Кашине.
…
19 февраля следователь, допрашивая священника, спросил:
— Вы обвиняетесь в систематическом проведении вами среди колхозников контрреволюционной агитации, в сознательном противодействии проработке и изучению новой сталинской конституции СССР и положения о выборах в Верховный Совет СССР. Признаете себя в этом виновным?
— Предъявленное мне обвинение я отрицаю и виновным себя в нем не признаю, — ответил священник.
На этом допросы и само следствие были закончены. 26 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Священник Николай Морковин был расстрелян 28 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-morkovin
☦️
Преподобномученик Павел родился 24 июня 1879 года в деревне Зуево Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьян Федора и Марии Козловых и в крещении был наречен Петром. Петр с детства мечтал стать монахом, и 15 января 1906 года поступил послушником в Валаамский монастырь. 14 декабря 1908 года он был перемещен в Кременецкий Вознесенский монастырь в качестве келейника игумена Аполлинария и 18 августа 1910 года был зачислен в число послушников этого монастыря. 28 февраля 1911 года послушник Петр был пострижен в монашество с именем Павел и 30 октября того же года был рукоположен во иеродиакона. 24 октября 1913 года иеродиакон Павел перешел в Валаамский монастырь, а 31 декабря 1916 года он был зачислен в число братии Нило-Столобенской пустыни Тверской губернии. 9 мая 1917 года иеродиакон Павел был рукоположен во иеромонаха.
В середине двадцатых годов власти закрыли Нило-Столобенскую пустынь, и иеромонах Павел стал служить в приходском храме. В 1930 году, воспользовавшись тем, что он не смог вовремя уплатить налоги, власти приговорили его к пяти годам ссылки, которую отец Павел был отправлен отбывать в город Енисейск. Наученный в монастыре всякому делу, он зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилкой и колкой дров. Чувствуя, что слабеет здоровьем, он подал властям заявление о сокращении срока ссылки по состоянию здоровья и по прошествии четырех лет получил разрешение вернуться на родину.
В 1935 году архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) направил его служить в храм села Борки Зубцовского района; здесь отец Павел прослужил до 19 февраля 1938 года, когда был арестован и заключен в тюрьму города Зубцова.
В день ареста следователь допросил иеромонаха Павла и секретаря сельсовета.
Последний показал, что священник рассказывал ему, каковы были условия заключения, что в лагере процветает воровство и что кормят заключенных очистками от картофеля. В 1937 году при уплате налогов за церковь священник будто бы говорил, что большевики берут налоги и с колхозников, и с церкви, хотя говорят, что Церковь отделена от государства. Говорят одно, а делают другое. Говорил, что раньше крестьяне работали на барина, а сейчас хуже чем барщина: колхознику не дают отдохнуть, он работает целый день, а получать ничего не получает.
На допросе следователь спросил иеромонаха Павла:
— Следствию известно, что вы систематически занимались контрреволюционной антисоветской агитацией среди населения, направленной на подрыв экономической мощи колхозов и советской власти. Говорили, что жить теперь тяжело, все большевики забрали, налогами задавили и так далее. Признаете себя в этом виновным?
— Я виновным себя в этом не признаю, так как антисоветской агитацией не занимался и данных слов никому не говорил.
— Следствию известно, что летом 1937 года вы говорили, что вот, при советской власти ничего не стало. Что вы можете на это сказать?
— Я данных слов не говорил и виновным себя в этом не признаю.
— Следствию известно, что в декабре 1937 года, во время выборов в Верховный Совет СССР, вы говорили: «А что нам выбирать, мы их не знаем…»
— Действительно, я был на предвыборном собрании и говорил, что не знаю, за кого голосовать, так как газет я не читал, а больше ничего я не говорил.
— Следствию известно, что во время подписки на заем укрепления обороны страны вы говорили, что, сколько ни подписывайся, у большевиков ничего не будет.
— Я таких слов не говорил.
На этом допрос был закончен, закончено и само следствие. 26 февраля тройка НКВД приговорила иеромонаха Павла к расстрелу. Он был расстрелян через день — 28 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.
☦️
Преподобномученица Софи́я Селивестрова, послушница. Родилась 17 сентября 1871 года в селе Изнаир Сердобского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина. Когда Софии исполнилось десять лет, умерла ее мать, и отец девочки отдал ее в приют в селе Краюшкино, который существовал в то время при женской общине, преобразованной затем в монастырь. В приюте она прожила до двадцати лет, а затем уехала в Санкт-Петербург, поступила в прислуги и одновременно обучалась на дому рисованию. В этом искусстве она достигла заметных успехов.
В 1898 году встретилась со знакомой монахиней, которая к тому времени уже двадцать два года подвизалась в Страстном монастыре в Москве, и та порекомендовала ее монастырю. Здесь её послушанием стало обучение монахинь рисованию.
В 1921 году была лишена избирательных прав за то, что жила в монастыре, хотя и не была монахиней. Впоследствии, в 1933 году, она обратилась с жалобой во ВЦИК и была в правах восстановлена.
В 1926 году Страстной монастырь был закрыт, и София с тремя монахинями отремонтировали себе под жилье подвальное помещение в доме на Тихвинской улице, где и прожили до ноября 1937 года, когда сотрудники НКВД арестовали монахинь. Хотели арестовать и Софию, но ее в это время не оказалось дома.
В феврале 1938 года осведомители, жившие в этом же доме, направили в НКВД донесение, будто София говорила:
«Честных тружеников большевики ссылают и всех пересажали по тюрьмам, а у руководства власти поставили мошенников и лодырей. Но это всё нам Бог послал за грехи. За нас теперь больше всех приходится страдать нашим защитникам — священникам, на которых сейчас идёт гонение… Выпустили конституцию, в которой говорится, что совершение религиозных обрядов допускается свободно, а на самом деле нам теперь приходится собираться в подвальных помещениях, чтобы никто не знал».
Вызванные на допрос осведомители подтвердили свои показания и в качестве свидетелей.
22 февраля послушница София была арестована и заключена под стражу в 13-е отделение милиции города Москвы. На следующий день она была допрошена.
— На одном из сборищ арестованных монахинь вы говорили, что честных тружеников большевики ссылают и всех пересажали по тюрьмам, а у руководства власти поставили мошенников и лодырей и что священникам приходится страдать, на них сейчас гонение. Признаете ли вы себя в этом виновной? — спросил следователь.
— Не признаю. Никакой контрреволюционной деятельности я не вела.
— До ареста в 1937 году монахиня Страстного монастыря Павлова, жившая вместе с вами, проводила контрреволюционную агитацию, говоря, что в колхозах умирают с голода, и вы в этом разговоре её поддержали. В момент процесса над бандой троцкистов вы сожалели, что их расстреляли, и при этом высказывали антисоветские настроения, что невинные люди погибают. Признаете ли себя в этом виновной?
— Таких разговоров я не слышала от Павловой. Сожаления по поводу расстрела банды троцкистов не высказывала и виновной себя не признаю.
На этом допрос был закончен.
25 февраля года Тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу за «контрреволюционную агитацию».
Расстреляна 28 февраля 1938 года, погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
☦️
Святой Анфимий (Анфим) Хиосский, в миру Аргирий Ваянос, родился 1 июля 1869 года в приходе святого Луки в городе Ливадия на острове Хиос. Он был младшим из троих детей бедных, но добродетельных родителей, Константина и Агерио. С детских лет Аргирий отличался святым дерзновением, благочестием, любовью к Христу и Церкви. Из-за тяжелого финансового положения своей семьи Аргирий смог окончить лишь начальную школу и вынужден был заниматься профессией сапожника, чтобы обеспечить себя самым необходимым.
23 августа 1889 года Аргирий посетил скит святых отцов Никиты, Иоанна и Иосифа на Овечьей горе (Проватео Орос), дабы подвизавшиеся там монахи-иконописцы отреставрировали семейную икону Богородицы-Помощницы, которую Аргирий унаследовал от матери. «Я увидел этих блаженных отцов, и сердце мое разгорелось стремлением к монашеству», – вспоминал святой, рассказывая о своем желании встать на путь монашества. Его наставником и духовником стал старец скита, монах Пахомий, направлявший также святого Нектария Эгинского. В 1898 году Аргирию было велено постоянно поселиться в скиту и постричься в малую схиму под именем Анфимий. Святостью своего жития он снискал всеобщее уважение и вскоре сделался настоятелем женского монастыря святого Константина, духовным наставником которого являлся старец Пахомий.
В результате нечеловеческой аскезы слабое здоровье Анфимия пошатнулось: ему необходимо было покинуть скит. Так, по распоряжению старца, Анфимий построил скромную одинокую келью в своих семейных владениях в Ливадии. Здесь святого одолевали бесовские нападки, но он противостоял им с верой в Бога, великим терпением и упованием на милость Богородицы-Помощницы. 25 июля 1909 года святой был пострижен игуменом Андроником в великую ангельскую схиму в ските святых отцов.
Великая добродетель святого запечатлелась в сознании хиосского народа, видевшего в нем своего духовного отца. Однако тогдашний митрополит Иероним противился этому под предлогом неграмотности старца Анфимия. Но Божественная воля открылась, когда родственник и крестный отец Анфимия, Стефан Диоматарис, пригласил святого в Адрамитио, где он прошел ускоренный курс обучения. Так, 7 ноября 1910 года Анфимий был рукоположен в диакона митрополитом Ефесским Иоакимом, а на следующий день – в пресвитера епископом Мирини Александром, приняв также сан архимандрита и духовного отца. Хиротония была совершена в храме святой Анны в Смирне и сопровождалась чудесными знаками Божественного благоволения. Во время хиротонии этого святого иерея случилось землетрясение, сверкали молнии, гремел гром, лил дождь. Лампады иконостаса качались в едином ритме, и одна из них даже упала на глазах у изумленных прихожан.
…
Когда святой прибыл на остров, народ увидел в нем своего ангела-утешителя. К несчастью, это событие вызвало зависть его сослужителей, в результате чего в 1911 году Анфимий возвращается на Афон. Здесь он еще глубже познал духовную, монашескую и киновиальную жизнь и, обновленный, возвратился на остров, где в 1912 году митрополит Иероним назначил его служащим священником в лепрозорий. Здесь святой имел возможность всецело предаться аскезе вдали от городского шума. Он ежедневно служил, молился и читал, разделял пищу с прокаженными, наставлял их, обращаясь с ними с великой любовью и заботой. Многие из них встали на путь истинный и даже постриглись в монахи. Самый известный из них – монах Никифор.
После Божественного откровения святой обрел икону Богородицы-Послушницы. Помазание маслом от ее лампады и крестное знамение старца приносили исцеление сотням верующих. Когда в 1914 году жители Малой Азии были насильственно изгнаны турками, многие монахини этих святых мест нашли приют у старца Анфимия. Они стали первыми насельницами его будущего монастыря. Чудеса Богоматери-Помощницы подвигли его основать монастырь, сделав его пристанищем благодати Богородицы и домом для осиротевших монахинь. Богородица исцелила старца от неизлечимой болезни, а он, в знак благодарности, облачил Ее икону в серебро, как в белые одежды. Старец говорил, что Богородица была для него «прохладным, тенистым деревом», в тени которого он отдыхал.
Борьба старца за основание монастыря принесла свои плоды, когда по его молитвам было найдено подходящее земельное владение в округе Франкомахала, ранее принадлежавшем туркам. В мясопустную неделю 19 февраля 1928 года было совершено освящение и основание монастыря. Открытие нововоздвигнутого монастыря произошло 30 ноября 1930 года.
…
Старец Анфимий скончался в понедельник 15 февраля 1960 года в 6:35 утра. Обретение его честных мироточивых мощей было совершено 3 сентября 1965 года.
Чудеса, ежедневно творимые старцем, привели Церковь к необходимости его официальной канонизации, которая состоялась 14 августа 1992 года. 15 февраля 1993 года в монастыре была отслужена первая архиерейская Божественная литургия в его честь. А 16 августа 1993 состоялось торжественное открытие первого храма памяти святого Анфимия, воздвигнутого в его старой келье, располагавшейся на семейных угодьях неподалеку от церкви святого Луки в Ливадии на острове Хиос.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-anfim-hiosskij