26 февраля 2020
⏳ 2020.02.26 (ср)
? исключается мясная пища
? подвижный годовой круг:
• 3я приуготовительная седмица к Великому посту, сыропустная (глас 3й)
• среда (сплошная седмица)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 26 февраля (13 февраля)
• прп. Мартиниа́на Кесарийского (V)
• прпп. Зои, Фотинии (Светланы) (V)
• прп. Евлогия Александрийского (607–608)
• прп. Симеона Мироточивого (Стефана Неманя Сербского) (1200)
• сщмчч. Василия (Триумфова), Гавриила (Преображенского) (1919)
• сщмчч. Зоси́мы (Трубачева), Николая (Добролюбова), Василия (Горбачева), Иоанна (Покровского), Леонтия (Гримальского), Владимира (Покровского), Парфения (Грузинова), Иоанна (Калабухова), Иоанна (Косинского), Михаила (Попова), Евгения (Никольского), прмцц. Анны (Корнеевой), Веры (Морозовой), Ирины (Хвостовой), мч. Павла (Соколова) (1938)
• свт. Серафима (Соболева) Богучарского (1950)
• Собор святых Омской митрополии
☦️
Преподобный Мартиниан с 18 лет поселился в пустыне, близ города Кесарии Палестинской, где пробыл в подвигах и безмолвии 25 лет, удостоившись благодатного дара исцеления болезней. Однако враг не оставлял отшельника, наводя на него различные искушения. Однажды женщина-блудница поспорила с развратными людьми, что соблазнит святого Мартиниана, слава о добродетельной жизни которого распространилась по городу. Она пришла к нему в ночной час под видом странницы, прося ночлега. Святой впустил ее, так как погода была ненастная. Но вот лукавая гостья переоделась в дорогую одежду и стала соблазнять подвижника. Тогда святой вышел из келлии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Он говорил при этом себе: «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?» Женщина, пораженная этим зрелищем, раскаялась и просила святого наставить ее на путь спасения. По его указанию она отправилась в Вифлеем, в монастырь святой Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет до своей блаженной кончины. Имя женщины было Зоя.
Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, питаясь пищей, которую ему время от времени привозил один корабельщик, а преподобный плел для него корзины.
Однажды во время сильной бури разбился корабль, и к острову, где спасался святой Мартиниан, волны принесли на обломках корабля девицу по имени Фотиния. Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров. «Оставайся здесь, – сказал он ей, – вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик», – а сам бросился в море и поплыл. Два дельфина вынесли его на сушу. С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника. Так продолжалось два года. Однажды, придя в Афины, святой заболел и, чувствуя приближение кончины, вошел в храм, лег на пол, призвал епископа и попросил предать свое тело погребению. Это произошло около 422 года.
Блаженная девица Фотиния осталась жить на острове, где и провела в уединении 6 лет, а затем отдала Богу душу. Кончину ее открыл всё тот же корабельщик, привозивший ей, как и преподобному Мартиниану, пищу. Он перевез тело блаженной Фотинии в Кесарию Палестинскую, где оно было с честью похоронено епископом и клиром. Память преподобных Зои и Фотинии празднуется в тот же день.
☦️
Преподобный Евлогий, архиепископ Александрийский, был одним из просвещенных и деятельных иерархов VI века. В начале он был игуменом Богородичной Юстиниановой обители в Антиохии, а затем избран на кафедру города Александрии, где и прослужил 27 лет. Все годы своего управления неутомимо боролся святитель против различных ересей. О деятельности его известно из писем к нему святого Григория Двоеслова, высоко ценившего преподобного.
Скончался преподобный Евлогий в 607 или 608 году. Творения его сохранились частично в выписках патриарха Фотия, они раскрывают православное учение о естествах Господа нашего Иисуса Христа и направлены против современных святителю Евлогию ересей. В целом виде до нас дошла только одна из его бесед – на Неделю ваий.
☦️
Преподобный Симео́н Мироточивый (в миру Стефа́н Неманя), Хилендарский (Афонский). Родившись в 1114 году от жупана Давида, Стефан (Симеон в монашестве) был младшим из четырех сыновей. Даже в раннем возрасте он правил столь мудро и благочестиво, что после смерти отца ему была отдана в управление большая часть страны; и потом он всю жизнь страдал от гнева своих братьев. Бог утешил его, даровав в жены княжну Анну, дочь византийского императора. И они, сами стяжав святость, произвели на свет двоих сыновей, также ставших святыми. Стараясь превратить Сербию в православное царство, преподобный Симеон воздвиг и содержал множество храмов в самой Сербии и во всем христианском мире. Венцом его жизни стало отречение от престола, когда он последовал своему сыну, святителю Савве, в возрасте 82 лет. Вместе они подвизались на Святой Горе, основав здесь Сербский Хиландарский монастырь. С лицом, осиянным небесным светом, преподобный Симеон почил о Бозе в возрасте 86 лет. Его мощи оставались мягкими и теплыми и источали нежное миро. Когда святитель Савва вернулся в Сербию, он принес с собою мощи своего отца, и весь народ был свидетелем того, что тело Симеона все еще было теплым и выглядело живым, он как бы спал. В настоящее время его мощи пребывают в Студеницком монастыре, который он воздвиг и в котором начал свою монашескую жизнь. И доныне они Божией благодатью приносят всем приходящим исцеления и утешения.
☦️
Священномученик Василий (Василий Александрович Триумфов) родился в 1848 году. В 1870 году он окончил Псковскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника ко храму Покрова Пресвятой Богородицы в селе Бежаницы Новоржевского уезда Псковской губернии. Бежаницкий приход насчитывал в то время до тридцати деревень, в которых проживало более семи тысяч православных. Покровский храм был построен в 1791 году помещиками Философовыми, имевшими в Бежаницах два имения.
В 1894 году отец Василий организовал в своем приходе первое в Псковской губернии Общество трезвости, при котором была открыта чайная, выстроенная местными помещиками. Каждое воскресенье он проводил в чайной беседы на религиозно-нравственные темы. При чайной была устроена библиотека, в которой была как религиозная, так и сельскохозяйственная литература. В 1905 году отец Василий стал преподавать Закон Божий в церковно-приходской школе и вскоре был назначен ее заведующим. Он был членом уездного отделения Епархиального училищного совета и членом благочиннического и попечительного советов. За беспорочную и усердную службу отец Василий в 1911 году был возведен в сан протоиерея.
В 1919 году во время гонений на Русскую Православную Церковь протоиерей Василий Триумфов был арестован. 13 февраля 1919 года протоиерей Василий был приговорен к расстрелу и расстрелян.
☦️
Священномученик Гавриил родился 21 марта 1878 года в погосте Котельня Островского уезда Псковской губернии в семье священника Стефана Васильевича Преображенского. В 1897 году Гавриил окончил Порховское духовное училище и служил псаломщиком сначала в церкви погоста Купуй Великолукского уезда, а затем в церкви погоста Врев Островского уезда и преподавал пение во Вревской школе.
31 августа 1903 года Гавриил Преображенский был рукоположен во диакона ко храму Рождества Богородицы в погосте Дубровны Порховского уезда, а в 1911 году во священника к Предтеченскому храму в погосте Апросьево Новоржевского уезда. Приход насчитывал 79 деревень с четырьмя с половиной тысячами жителей. Отец Гавриил преподавал Закон Божий в Апросьевском министерском первоклассном училище и был заведующим церковноприходских школ – Боровско-Апросьевской и Ново-Усадищевской в Бежаницах, будучи и в них также законоучителем.
В 1916 году отец Гавриил принимал участие в съезде депутатов Великолукского училищного округа.
В 1919 году во время гонений на Русскую Православную Церковь священник Гавриил Преображенский был арестован. 13 февраля 1919 года отец Гавриил был приговорен к расстрелу и расстрелян.
☦️
Преподобномученица Анна родилась в 1880 году в деревне Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина, получила начальное образование.
В 1895 она поступила послушницей в один из монастырей Костромской епархии. После преобразования Решемского Макарьевского монастыря в женский, в августе 1901 г., перевелась в него. Подвизалась в нем до 1902 года, а затем вернулась на родину.
Была членом церковного совета Покровской церкви в селе Чиркино Малинского района.
12 февраля 1938 года была арестована и сразу же допрошена.
— Какую вы имели связь со священником Покровским?
— Я имела тесную связь со священником Покровским, который часто посещал мою квартиру, я лично посещала квартиру Покровского редко.
— Следствие располагает материалами о том, что вы среди колхозников высказывали враждебность к советской власти.
— Никакой антисоветской агитации я никогда не вела.
— В мае 1937 года вы колхозникам говорили, что коммунисты загнали крестьян в колхозы и хотят устроить крепостное право.
— Таких разговоров с моей стороны не было, за исключением того, что я говорила, что раньше крестьяне жили лучше.
— В начале декабря 1937 года вы говорили колхозникам села Чиркино, что скоро будет война, придёт Гитлер и тогда православные крестьяне станут жить лучше.
— Разговоров о войне и о приходе Гитлера с моей стороны не было; был случай, когда во время разговора я сказала колхознику, что раньше крестьяне жили лучше, сейчас советская власть стала преследовать честных людей — расстреливать хороших людей ни за что.
— Что вы говорили весной 1937 года колхозникам о советской власти?
— Во время разговоров с колхозниками села Чиркино я говорила, что всякая власть от Бога. Это мною повторялось часто.
— Вам предъявляется постановление о привлечении вас в качестве обвиняемой в антисоветской агитации среди населения.
— Виновной себя в агитации среди населения не признаю.
21 февраля Тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу за «контрреволюционную деятельность, распространение антисоветской клеветы против сов. правительства, провокационных слухов о войне и восхваление фашистской диктатуры».
26 февраля 1938 года члены церковного совета Анна Корнеева, Домна Котова, староста Наталья Фигурина и протоиерей Иоанн Покровский были расстреляны и погребены в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
☦️
Преподобномученица Ирина родилась в 1882 году в селе Агинтово Константиновской волости Сергиевского уезда Московской губернии в семье крестьянина Михаила Хвостова. Окончив сельскую школу, она поступила в Новодевичий монастырь в Москве, в котором подвизалась и тогда, когда пришла безбожная советская власть и началось гонение на Русскую Православную Церковь и захват монастырских помещений. Покинув место своих иноческих подвигов в 1932 году, она поселилась в доме отца в родном селе.
В конце тридцатых годов, когда начался период наиболее ожесточенных гонений на Русскую Православную Церковь, сотрудники НКВД 23 января 1938 года допросили в качестве дежурных свидетелей должностных лиц, которые дали показания, необходимые следствию. 27 января инокиня Ирина была арестована и заключена в тюрьму в Сергиевом Посаде. 31 января следователь допросил ее.
— Признаете ли вы себя виновной в распространении антисоветской агитации и в разложении работы колхоза? — спросил ее следователь.
— Виновной себя в этом не признаю, но поясняю, что в декабре 1937 года я действительно говорила, что сейчас на территории СССР идет война, Япония уже воюет на территории СССР, а поэтому коммунисты хороших людей арестовали и сослали в ссылку, а также вела пропаганду, что Бог есть, Он существует и надо полагаться на Него.
На этом допросы были закончены. 19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила инокиню к расстрелу. Инокиня Ирина (Хвостова) была расстреляна 26 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
☦️
Мученик Павел родился 3 марта 1892 года в городе Руза Московской губернии в семье Сергея Гавриловича и Екатерины Степановны Соколовых. Сергей Гаврилович служил сначала псаломщиком в храме во имя великомученика Димитрия Солунского в городе Руза, а в 1912 году он был рукоположен во диакона к этому храму. В 1918 году диакон Сергий был рукоположен во священника к одному из храмов в Рузском уезде, в 1932 году он был направлен служить в Спасскую церковь в селе Дуброво Рузского района. В 1906 году его сын, Павел, окончил Волоколамское духовное училище, в 1914-м — Вифанскую Духовную семинарию и поступил псаломщиком в храм великомученика Димитрия, где в это время диаконом служил его отец, и здесь прослужил до своего ареста.
Павел Сергеевич был арестован 10 февраля 1938 года и заключен в камеру предварительного заключения при Рузском отделении НКВД и в тот же день допрошен.
— Скажите, гражданин Соколов, каким репрессиям вы подвергались при советской власти? — спросил его следователь.
— С 1934 года я президиумом Рузского горсовета был лишен избирательных прав и восстановлен в гражданских правах лишь со дня утверждения конституции в 1937 году. Кроме того, наше хозяйство в 1932-м и в 1933 годах облагалось твердым заданием на поставки государству молока и мяса, другим репрессиям я не подвергался.
— Скажите, гражданин Соколов, какую связь вы поддерживаете с вашим отцом Сергеем Гавриловичем Соколовым?
— Что касается хозяйства, то равноправным членом семьи он не является, но он посещает наш дом очень часто, и в особенности в летний период.
— Следствие располагает данными, что вы занимались среди населения контрреволюционной агитацией, направленной против партии и советской власти, — заявил следователь.
— Контрреволюционной агитацией я не занимался, и это обвинение я категорически отрицаю, — ответил Павел Сергеевич.
Это был последний допрос. 14 февраля следователь составил обвинительное заключение, и 16 февраля тройка НКВД приговорила Павла Сергеевича к расстрелу. Псаломщик Павел Сергеевич Соколов был расстрелян 26 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
☦️
Николай Борисович Соболев — будущий архиепископ Серафим — родился в городе Рязани 1 декабря (по старому стилю) 1881 года в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны. В семье Соболевых было 12 детей, семь из которых умерли в детском и юношеском возрасте. Николай Соболев был десятым ребенком в семье.
Большим испытанием для семьи Соболевых стала внезапная болезнь Бориса Матвеевича. Когда Николаю было шесть лет, его отец перенес инсульт и 14 лет, вплоть до самой смерти, был прикован к постели. Обстановка в семье была проникнута духом молитвы и глубокого осознания Промысла Божия в жизни человека.
…
В 1894 году Николай Соболев был принят во второй класс Рязанского духовного училища, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В годы учебы будущий архипастырь неоднократно посещал праведного Иоанна Кронштадтского, а также старца Гефсиманского скита Исидора (Грузинского-Козина). Николай Соболев сблизился также с архимандритом Феофаном (Быстровым) — инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, строгим монахом и молитвенником.
…
26 января 1908 года Николай Соболев, будучи студентом 4 курса академии, был пострижен в монашество с именем Серафим. 3/16 февраля 1908 года монах Серафим был рукоположен епископом Сергием (Тихомировым) в иеродиакона, а 18/31 марта — в сан иеромонаха.
Осенью 1908 года иеромонах Серафим защитил диссертацию на кафедре нравственного богословия «Учение о смирении по Добротолюбию». Рецензент профессор А.А. Бронзов высоко оценил эту работу, как выходящую за рамки кандидатской диссертации. 16 сентября 1908 года Ученый совет академии постановил удостоить иеромонаха Серафима ученой степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых устных испытаний.
…
В Воронеже архимандрита Серафима застала революция и гражданская война. В марте 1918 года семинария была закрыта большевистской властью, ее здание было занято красноармейцами. Архимандрит Серафим переехал в монастырь святителя Тихона Задонского.
В первой половине октября 1919 года войска генерала А.И. Деникина взяли Воронеж, но вскоре были вынуждены отступить. Архимандрит Серафим не знал, как ему поступить — уйти на юг или остаться в Воронеже. За советом отец Серафим обратился к разбитому параличом старцу Аарону, который проживал недалеко от Воронежа. «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», — сказал старец о дальнейшей судьбе архимандрита Серафима. «Как же мне понимать Ваши слова?», — спросил архимандрит. «Попадешь — узнаешь», — был ответ старца. Архимандрит Серафим и его брат иеромонах Сергий покинули Воронеж в последний момент в открытом вагоне с углем для паровоза.
На юге России архимандрит Серафим вошел в подчинение временно независимого Высшего Церковного Управления (ВЦУ), образованного для самостоятельного решения срочных и важных вопросов. 7 мая 1920 года архимандрит Серафим был назначен ректором духовной семинарии в Симферополе. Вскоре был поднят вопрос и об архиерейской хиротонии архимандрита Серафима.
…
31 августа 1921 года Высшее Церковное Управление за границей назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии. Патриарх Тихон признал архиерейскую хиротонию епископа Серафима и его назначение в Болгарию, что подтверждается списками законных иерархов, которые тайно пересылались за границу из Москвы. В 1921 году святитель Тихон изменил титул епископа Серафима на Богучарский.
…
По свидетельству духовных чад архипастыря, богослужение, как и частная молитва, были для него необходимы, как дыхание. Занимался архипастырь Иисусовой молитвой. Иерарх поддерживал тесные связи с монахами Святой Горы Афон, в основном из Андреевского и Ильинского скитов. На Святой Горе хорошо знали архипастыря. Когда русские афонские монахи проезжали через Болгарию, они всегда останавливались у владыки Серафима. Один из них, иеросхимонах Кассиан, часто ездил через Софию в Прикарпатье, где был духовником одного из монастырей. Впоследствии старец Кассиан говорил духовным детям епископа Серафима: «Ваш владыка — святой жизни. Никогда больше не встречал таких архиереев». Но особенно близким иерарху стал афонский старец иеросхимонах Лот из Крестовоздвиженского скита. У него архипастырь исповедался в течение долгих лет.
Несмотря на занятость, владыка Серафим всегда находил время для чтения душеполезной литературы. Очень любил иерарх читать жития святых. В течение жизни он 11 раз полностью прочитал 12-томное собрание «Житий святых» святителя Димитрия Ростовского. «Читая жития, будто в раю находился», — рассказывал архипастырь.
В 1934 году Болгария установила дипломатические отношения с советским государством. Русские храмы в Болгарии перешли в ведение Болгарской Церкви, которая выделила русской общине другие помещения. Приход Никольского храма на бульваре Царя Освободителя перешел в Никольский храм на улице Калояна. На десять лет этот храм стал местом основного служения владыки Серафима.
…
Владыка Серафим постоянно болел, в середине 1920-х годов находился на грани смерти от туберкулеза. Кроме того, архипастырь всю жизнь ухаживал за больным братом.
Митрополит Доростольский Иларион (Цонев) свидетельствовал, что уже в те годы жители Софии видели в архиепископе Серафиме угодника Божия. «Многие считали владыку прозорливым, — пишет митрополит Иларион. — Почитание и сыновняя преданность к архиепископу Серафиму была велика в то время и у русских, и у болгар». Прозорливость архиепископа испытал на себе и сам будущий митрополит Иларион, тогда еще студент Димитрий Цонев.
…
С 1920 по 1945 годы архиепископ Серафим подчинялся Русской Православной Церкви Заграницей (Русская Зарубежная Церковь, РПЦЗ). При этом владыка Серафим был далек от крайностей и удерживал Зарубежный Синод от радикальных шагов. Так, в 1926 году он выступил против замены катехизиса святителя Филарета катехизисом митрополита Антония (Храповицкого). Иерарх заявил, что Зарубежный Синод не может брать на себя такие полномочия без разрешения Всероссийской Церкви. В том же году, когда Архиерейский Синод РПЦЗ начал предпринимать шаги в пользу признания автокефалии Польской Церкви, архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Серафим заявили, что без воли московской церковной власти Архиерейский Синод не имеет на это права.
Как и большинство зарубежных архиереев, архиепископ Серафим воспринял «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского) отрицательно. Но несогласие с митрополитом Сергием не приводило архипастыря к крайностям. Так, в середине 1930-х годов архиепископ Серафим направил митрополиту Сергию свою книгу «Новое учение о Софии Премудрости Божией». Духовным чадам владыка говорил, что не имеет права осуждать митрополита Сергия, который оказался в условиях страшных гонений.
В 1920-1940-е годы архиепископ Серафим выступил против спорных взглядов, проникших в труды митрополита Антония (Храповицкого) и протоиерея Сергия Булгакова. 1 января 1938 года за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» он был удостоен ученой степени магистра богословия.
…
В сентябре 1944 года в Болгарию вошли советские войска. Начались аресты — как бывших участников белогвардейских формирований, так и непричастных к политике русских эмигрантов. В таких случаях к архипастырю часто обращались за молитвенной помощью. Духовная дочь архиепископа Серафима рассказывала об аресте одного из членов епархиального совета. Жена арестованного слезно просила владыку помолиться за него. После молитвы Богородице архиепископ Серафим повернулся к женщине и твердо сказал, что с ее мужем не случится ничего плохого. Через два дня стало известно, что у генерала, который вел дело и считался очень суровым человеком, в России скоропостижно умер сын. Вместо вылетевшего в Москву генерала дело было передано другому следователю, более мягкому, который освободил арестованного. В Софии знали и о других случаях молитвенной помощи архиепископа арестованным.
2 марта 1945 года архиепископ Серафим направил письмо Патриарху Алексию I, в котором поздравлял его с избранием Предстоятелем Русской Православной Церкви. 15 апреля 1945 года архиепископ Серафим обратился к Святейшему с просьбой о принятии в Московский Патриархат. 30 октября 1945 года архиепископ Серафим и семь русских приходов в Болгарии были приняты в юрисдикцию московской церковной власти. Управление этими приходами поручалось архиепископу Серафиму с непосредственным подчинением Патриарху Московскому и всея Руси. Весной 1946 года русская община вернулась в храм святого Николая на бульваре Царя Освободителя.
В мае 1946 года в Софию прибыла делегация Русской Церкви во главе с Патриархом Алексием. Святейший Патриарх совершил богослужение в Никольском храме. В своей проповеди архиепископ Серафим сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с матерью нашей Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей родины, с теми, которые признают Патриаршую Церковь в России». Но, уйдя из Русской Зарубежной Церкви, архиепископ Серафим всегда воздерживался от того, чтобы осуждать ее.
В 1948 году иерарх принял участие во Всеправославном Совещании в Москве. Архипастырь выступил с тремя докладами — об англиканской иерархии, об экуменическом движении и о новом календарном стиле. Архиепископ Серафим не отрицал богословского диалога и вдумчиво подходил к проблеме взаимоотношений с инославными, настаивая на том, что диалог должен быть серьезным и взвешенным. При этом он отрицал возможность компромиссов в догматических вопросах и выступал против вступления Русской Церкви во Всемирный совет церквей. Архипастырь отрицательно относился и к возможности перехода Православной Церкви на новый календарь.
В последние годы жизни архиепископ Серафим активно участвовал в борьбе против обновленческих тенденций в Болгарской Православной Церкви. В 1949 году в органе Синода Болгарской Церкви — «Церковном вестнике» появилась статья архиепископа Серафима против церковного модернизма и принижения роли Синода в церковном управлении. Иерархи Болгарской Церкви впоследствии отмечали, что выступление архиепископа Серафима помогло остановить разгоравшуюся в Болгарской Церкви обновленческую смуту.
…
Деятельность архипастыря (открытие монастыря, выступления против модернистов), а также его убеждения вызвали крайнее недовольство в Совете по делам Русской Православной Церкви. В январе 1950 года в ведомстве Карпова был поднят вопрос об удалении архиепископа Серафима с его поста. Но архипастырь к тому времени уже не поднимался с постели.
Незадолго до смерти архиепископ Серафим советовал писать ему письма, как живому. «Когда вам станет тяжело, — говорил архиепископ, — вы мне напишите письмо <…> и оставьте его у моей могилы. Если я получу милость у Господа, утешу вас и помогу вам».
26 февраля 1950 года, в праздник Торжества Православия, в 15 часов архиепископ Серафим (Соболев) окончил свой земной путь в квартире на улице Велико Тырново. На следующий день тело усопшего архипастыря было перенесено в храм святителя Николая. До поздней ночи жители Софии шли проститься с усопшим иерархом.
1 марта архиепископ Серафим был погребен в крипте Никольского храма.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-sobolev-bogucharskij
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/
☦️
В Собор святых Омской митрополии вошли 7 сятых.
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-svjatyh-omskoj-mitropolii