⏳ 2020.02.26 (ср)
? исключается мясная пища

? подвижный годовой круг:
• 3я приуготовительная седмица к Великому посту, сыропустная (глас 3й)
• среда (сплошная седмица)

☀️ неподвижный годовой круг:
26 февраля (13 февраля)
• прп. Мартиниа́на Кесарийского (V)
• прпп. Зои, Фотинии (Светланы) (V)
• прп. Евлогия Александрийского (607–608)
• прп. Симеона Мироточивого (Стефана Неманя Сербского) (1200)
• сщмчч. Василия (Триумфова), Гавриила (Преображенского) (1919)
• сщмчч. Зоси́мы (Трубачева), Николая (Добролюбова), Василия (Горбачева), Иоанна (Покровского), Леонтия (Гримальского), Владимира (Покровского), Парфения (Грузинова), Иоанна (Калабухова), Иоанна (Косинского), Михаила (Попова), Евгения (Никольского), прмцц. Анны (Корнеевой), Веры (Морозовой), Ирины (Хвостовой), мч. Павла (Соколова) (1938)
• свт. Серафима (Соболева) Богучарского (1950)
• Собор святых Омской митрополии


☦️
Пре­по­доб­ный Мар­ти­ни­ан с 18 лет по­се­лил­ся в пу­стыне, близ го­ро­да Ке­са­рии Па­ле­стин­ской, где про­был в по­дви­гах и без­мол­вии 25 лет, удо­сто­ив­шись бла­го­дат­но­го да­ра ис­це­ле­ния бо­лез­ней. Од­на­ко враг не остав­лял от­шель­ни­ка, на­во­дя на него раз­лич­ные ис­ку­ше­ния. Од­на­жды жен­щи­на-блуд­ни­ца по­спо­ри­ла с раз­врат­ны­ми людь­ми, что со­блаз­нит свя­то­го Мар­ти­ни­а­на, сла­ва о доб­ро­де­тель­ной жиз­ни ко­то­ро­го рас­про­стра­ни­лась по го­ро­ду. Она при­шла к нему в ноч­ной час под ви­дом стран­ни­цы, про­ся ноч­ле­га. Свя­той впу­стил ее, так как по­го­да бы­ла ненаст­ная. Но вот лу­ка­вая го­стья пе­ре­оде­лась в до­ро­гую одеж­ду и ста­ла со­блаз­нять по­движ­ни­ка. То­гда свя­той вы­шел из кел­лии, за­жег ко­стер и встал бо­сы­ми но­га­ми на пы­ла­ю­щие уг­ли. Он го­во­рил при этом се­бе: «Труд­но те­бе, Мар­ти­ни­ан, тер­петь этот вре­мен­ный огонь, как же ты бу­дешь тер­петь веч­ный огонь, при­го­тов­лен­ный те­бе диа­во­лом?» Жен­щи­на, по­ра­жен­ная этим зре­ли­щем, рас­ка­я­лась и про­си­ла свя­то­го на­ста­вить ее на путь спа­се­ния. По его ука­за­нию она от­пра­ви­лась в Виф­ле­ем, в мо­на­стырь свя­той Пав­лы, где в стро­гих по­дви­гах про­жи­ла 12 лет до сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны. Имя жен­щи­ны бы­ло Зоя.
Ис­це­лив­шись от ожо­гов, свя­той Мар­ти­ни­ан уда­лил­ся на необи­та­е­мый ска­ли­стый ост­ров и про­жил под от­кры­тым небом несколь­ко лет, пи­та­ясь пи­щей, ко­то­рую ему вре­мя от вре­ме­ни при­во­зил один ко­ра­бель­щик, а пре­по­доб­ный плел для него кор­зи­ны.
Од­на­жды во вре­мя силь­ной бу­ри раз­бил­ся ко­рабль, и к ост­ро­ву, где спа­сал­ся свя­той Мар­ти­ни­ан, вол­ны при­нес­ли на об­лом­ках ко­раб­ля де­ви­цу по име­ни Фо­ти­ния. Свя­той Мар­ти­ни­ан по­мог ей вы­брать­ся на ост­ров. «Оста­вай­ся здесь, – ска­зал он ей, – вот хлеб и во­да, а через два ме­ся­ца при­е­дет ко­ра­бель­щик», – а сам бро­сил­ся в мо­ре и по­плыл. Два дель­фи­на вы­нес­ли его на су­шу. С тех пор бла­жен­ный Мар­ти­ни­ан стал ве­сти жизнь стран­ни­ка. Так про­дол­жа­лось два го­да. Од­на­жды, при­дя в Афи­ны, свя­той за­бо­лел и, чув­ствуя при­бли­же­ние кон­чи­ны, во­шел в храм, лег на пол, при­звал епи­ско­па и по­про­сил пре­дать свое те­ло по­гре­бе­нию. Это про­изо­шло око­ло 422 го­да.
Бла­жен­ная де­ви­ца Фо­ти­ния оста­лась жить на ост­ро­ве, где и про­ве­ла в уеди­не­нии 6 лет, а за­тем от­да­ла Бо­гу ду­шу. Кон­чи­ну ее от­крыл всё тот же ко­ра­бель­щик, при­во­зив­ший ей, как и пре­по­доб­но­му Мар­ти­ни­а­ну, пи­щу. Он пе­ре­вез те­ло бла­жен­ной Фо­ти­нии в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую, где оно бы­ло с че­стью по­хо­ро­не­но епи­ско­пом и кли­ром. Па­мять пре­по­доб­ных Зои и Фо­ти­нии празд­ну­ет­ся в тот же день.

☦️
Пре­по­доб­ный Ев­ло­гий, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, был од­ним из про­све­щен­ных и де­я­тель­ных иерар­хов VI ве­ка. В на­ча­ле он был игу­ме­ном Бо­го­ро­дич­ной Юс­ти­ни­а­но­вой оби­те­ли в Ан­тио­хии, а за­тем из­бран на ка­фед­ру го­ро­да Алек­сан­дрии, где и про­слу­жил 27 лет. Все го­ды сво­е­го управ­ле­ния неуто­ми­мо бо­рол­ся свя­ти­тель про­тив раз­лич­ных ере­сей. О де­я­тель­но­сти его из­вест­но из пи­сем к нему свя­то­го Гри­го­рия Двое­сло­ва, вы­со­ко це­нив­ше­го пре­по­доб­но­го.
Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ев­ло­гий в 607 или 608 го­ду. Тво­ре­ния его со­хра­ни­лись ча­стич­но в вы­пис­ках пат­ри­ар­ха Фо­тия, они рас­кры­ва­ют пра­во­слав­ное уче­ние о есте­ствах Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста и на­прав­ле­ны про­тив совре­мен­ных свя­ти­те­лю Ев­ло­гию ере­сей. В це­лом ви­де до нас до­шла толь­ко од­на из его бе­сед – на Неде­лю ва­ий.

☦️
Преподобный Симео́н Мироточивый (в миру Стефа́н Неманя), Хилендарский (Афонский). Ро­див­шись в 1114 го­ду от жу­па­на Да­ви­да, Сте­фан (Си­ме­он в мо­на­ше­стве) был млад­шим из че­ты­рех сы­но­вей. Да­же в ран­нем воз­расте он пра­вил столь муд­ро и бла­го­че­сти­во, что по­сле смер­ти от­ца ему бы­ла от­да­на в управ­ле­ние боль­шая часть стра­ны; и по­том он всю жизнь стра­дал от гне­ва сво­их бра­тьев. Бог уте­шил его, да­ро­вав в же­ны княж­ну Ан­ну, дочь ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра. И они, са­ми стя­жав свя­тость, про­из­ве­ли на свет дво­их сы­но­вей, так­же став­ших свя­ты­ми. Ста­ра­ясь пре­вра­тить Сер­бию в пра­во­слав­ное цар­ство, пре­по­доб­ный Си­ме­он воз­двиг и со­дер­жал мно­же­ство хра­мов в са­мой Сер­бии и во всем хри­сти­ан­ском ми­ре. Вен­цом его жиз­ни ста­ло от­ре­че­ние от пре­сто­ла, ко­гда он по­сле­до­вал сво­е­му сы­ну, свя­ти­те­лю Сав­ве, в воз­расте 82 лет. Вме­сте они под­ви­за­лись на Свя­той Го­ре, ос­но­вав здесь Серб­ский Хи­лан­дар­ский мо­на­стырь. С ли­цом, оси­ян­ным небес­ным све­том, пре­по­доб­ный Си­ме­он по­чил о Бо­зе в воз­расте 86 лет. Его мо­щи оста­ва­лись мяг­ки­ми и теп­лы­ми и ис­то­ча­ли неж­ное ми­ро. Ко­гда свя­ти­тель Сав­ва вер­нул­ся в Сер­бию, он при­нес с со­бою мо­щи сво­е­го от­ца, и весь на­род был сви­де­те­лем то­го, что те­ло Си­мео­на все еще бы­ло теп­лым и вы­гля­де­ло жи­вым, он как бы спал. В на­сто­я­щее вре­мя его мо­щи пре­бы­ва­ют в Сту­де­ниц­ком мо­на­сты­ре, ко­то­рый он воз­двиг и в ко­то­ром на­чал свою мо­на­ше­скую жизнь. И до­ныне они Бо­жи­ей бла­го­да­тью при­но­сят всем при­хо­дя­щим ис­це­ле­ния и уте­ше­ния.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий (Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич Три­ум­фов) ро­дил­ся в 1848 го­ду. В 1870 го­ду он окон­чил Псков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Бе­жа­ни­цы Но­вор­жев­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии. Бе­жа­ниц­кий при­ход на­счи­ты­вал в то вре­мя до трид­ца­ти де­ре­вень, в ко­то­рых про­жи­ва­ло бо­лее се­ми ты­сяч пра­во­слав­ных. По­кров­ский храм был по­стро­ен в 1791 го­ду по­ме­щи­ка­ми Фило­со­фо­вы­ми, имев­ши­ми в Бе­жа­ни­цах два име­ния.
В 1894 го­ду отец Ва­си­лий ор­га­ни­зо­вал в сво­ем при­хо­де пер­вое в Псков­ской гу­бер­нии Об­ще­ство трез­во­сти, при ко­то­ром бы­ла от­кры­та чай­ная, вы­стро­ен­ная мест­ны­ми по­ме­щи­ка­ми. Каж­дое вос­кре­се­нье он про­во­дил в чай­ной бе­се­ды на ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ные те­мы. При чай­ной бы­ла устро­е­на биб­лио­те­ка, в ко­то­рой бы­ла как ре­ли­ги­оз­ная, так и сель­ско­хо­зяй­ствен­ная ли­те­ра­ту­ра. В 1905 го­ду отец Ва­си­лий стал пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле и вско­ре был на­зна­чен ее за­ве­ду­ю­щим. Он был чле­ном уезд­но­го от­де­ле­ния Епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та и чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го и по­пе­чи­тель­но­го со­ве­тов. За бес­по­роч­ную и усерд­ную служ­бу отец Ва­си­лий в 1911 го­ду был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В 1919 го­ду во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь про­то­и­е­рей Ва­си­лий Три­ум­фов был аре­сто­ван. 13 фев­ра­ля 1919 го­да про­то­и­е­рей Ва­си­лий был при­го­во­рен к рас­стре­лу и рас­стре­лян.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Гав­ри­ил ро­дил­ся 21 мар­та 1878 го­да в по­го­сте Ко­тель­ня Ост­ров­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сте­фа­на Ва­си­лье­ви­ча Пре­об­ра­жен­ско­го. В 1897 го­ду Гав­ри­ил окон­чил Пор­хов­ское ду­хов­ное учи­ли­ще и слу­жил пса­лом­щи­ком сна­ча­ла в церк­ви по­го­ста Ку­пуй Ве­ли­ко­лук­ско­го уез­да, а за­тем в церк­ви по­го­ста Врев Ост­ров­ско­го уез­да и пре­по­да­вал пе­ние во Врев­ской шко­ле.
31 ав­гу­ста 1903 го­да Гав­ри­ил Пре­об­ра­жен­ский был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в по­го­сте Дуб­ров­ны Пор­хов­ско­го уез­да, а в 1911 го­ду во свя­щен­ни­ка к Пред­те­чен­ско­му хра­му в по­го­сте Апро­сье­во Но­вор­жев­ско­го уез­да. При­ход на­счи­ты­вал 79 де­ре­вень с че­тырь­мя с по­ло­ви­ной ты­ся­ча­ми жи­те­лей. Отец Гав­ри­ил пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Апро­сьев­ском ми­ни­стер­ском пер­во­класс­ном учи­ли­ще и был за­ве­ду­ю­щим цер­ков­но­при­ход­ских школ – Бо­ров­ско-Апро­сьев­ской и Но­во-Уса­ди­щев­ской в Бе­жа­ни­цах, бу­дучи и в них так­же за­ко­но­учи­те­лем.
В 1916 го­ду отец Гав­ри­ил при­ни­мал уча­стие в съез­де де­пу­та­тов Ве­ли­ко­лук­ско­го учи­лищ­но­го окру­га.
В 1919 го­ду во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь свя­щен­ник Гав­ри­ил Пре­об­ра­жен­ский был аре­сто­ван. 13 фев­ра­ля 1919 го­да отец Гав­ри­ил был при­го­во­рен к рас­стре­лу и рас­стре­лян.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ан­на ро­ди­лась в 1880 го­ду в де­ревне Щер­би­ни­но Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на, по­лу­чи­ла на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние.
В 1895 она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в один из мо­на­сты­рей Ко­стром­ской епар­хии. По­сле пре­об­ра­зо­ва­ния Ре­шем­ско­го Ма­ка­рьев­ско­го мо­на­сты­ря в жен­ский, в ав­гу­сте 1901 г., пе­ре­ве­лась в него. Под­ви­за­лась в нем до 1902 го­да, а за­тем вер­ну­лась на ро­ди­ну.
Бы­ла чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та По­кров­ской церк­ви в се­ле Чир­ки­но Ма­лин­ско­го рай­о­на.
12 фев­ра­ля 1938 го­да бы­ла аре­сто­ва­на и сра­зу же до­про­ше­на.
— Ка­кую вы име­ли связь со свя­щен­ни­ком По­кров­ским?
— Я име­ла тес­ную связь со свя­щен­ни­ком По­кров­ским, ко­то­рый ча­сто по­се­щал мою квар­ти­ру, я лич­но по­се­ща­ла квар­ти­ру По­кров­ско­го ред­ко.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми о том, что вы сре­ди кол­хоз­ни­ков вы­ска­зы­ва­ли враж­деб­ность к со­вет­ской вла­сти.
— Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я ни­ко­гда не ве­ла.
— В мае 1937 го­да вы кол­хоз­ни­кам го­во­ри­ли, что ком­му­ни­сты за­гна­ли кре­стьян в кол­хо­зы и хо­тят устро­ить кре­пост­ное пра­во.
— Та­ких раз­го­во­ров с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло, за ис­клю­че­ни­ем то­го, что я го­во­ри­ла, что рань­ше кре­стьяне жи­ли луч­ше.
— В на­ча­ле де­каб­ря 1937 го­да вы го­во­ри­ли кол­хоз­ни­кам се­ла Чир­ки­но, что ско­ро бу­дет вой­на, при­дёт Гит­лер и то­гда пра­во­слав­ные кре­стьяне ста­нут жить луч­ше.
— Раз­го­во­ров о войне и о при­хо­де Гит­ле­ра с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло; был слу­чай, ко­гда во вре­мя раз­го­во­ра я ска­за­ла кол­хоз­ни­ку, что рань­ше кре­стьяне жи­ли луч­ше, сей­час со­вет­ская власть ста­ла пре­сле­до­вать чест­ных лю­дей — рас­стре­ли­вать хо­ро­ших лю­дей ни за что.
— Что вы го­во­ри­ли вес­ной 1937 го­да кол­хоз­ни­кам о со­вет­ской вла­сти?
— Во вре­мя раз­го­во­ров с кол­хоз­ни­ка­ми се­ла Чир­ки­но я го­во­ри­ла, что вся­кая власть от Бо­га. Это мною по­вто­ря­лось ча­сто.
— Вам предъ­яв­ля­ет­ся по­ста­нов­ле­ние о при­вле­че­нии вас в ка­че­стве об­ви­ня­е­мой в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния.
— Ви­нов­ной се­бя в аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния не при­знаю.
21 фев­ра­ля Трой­ка НКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла её к рас­стре­лу за «контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, рас­про­стра­не­ние ан­ти­со­вет­ской кле­ве­ты про­тив сов. пра­ви­тель­ства, про­во­ка­ци­он­ных слу­хов о войне и вос­хва­ле­ние фа­шист­ской дик­та­ту­ры».
26 фев­ра­ля 1938 го­да чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та Ан­на Кор­не­е­ва, Дом­на Ко­то­ва, ста­ро­ста На­та­лья Фигу­ри­на и про­то­и­е­рей Иоанн По­кров­ский бы­ли рас­стре­ля­ны и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ири­на ро­ди­лась в 1882 го­ду в се­ле Агин­то­во Кон­стан­ти­нов­ской во­ло­сти Сер­ги­ев­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Хво­сто­ва. Окон­чив сель­скую шко­лу, она по­сту­пи­ла в Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь в Москве, в ко­то­ром под­ви­за­лась и то­гда, ко­гда при­шла без­бож­ная со­вет­ская власть и на­ча­лось го­не­ние на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь и за­хват мо­на­стыр­ских по­ме­ще­ний. По­ки­нув ме­сто сво­их ино­че­ских по­дви­гов в 1932 го­ду, она по­се­ли­лась в до­ме от­ца в род­ном се­ле.
В кон­це трид­ца­тых го­дов, ко­гда на­чал­ся пе­ри­од наи­бо­лее оже­сто­чен­ных го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, со­труд­ни­ки НКВД 23 ян­ва­ря 1938 го­да до­про­си­ли в ка­че­стве де­жур­ных сви­де­те­лей долж­ност­ных лиц, ко­то­рые да­ли по­ка­за­ния, необ­хо­ди­мые след­ствию. 27 ян­ва­ря ино­ки­ня Ири­на бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в тюрь­му в Сер­ги­е­вом По­са­де. 31 ян­ва­ря сле­до­ва­тель до­про­сил ее.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ной в рас­про­стра­не­нии ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и в раз­ло­же­нии ра­бо­ты кол­хо­за? — спро­сил ее сле­до­ва­тель.
— Ви­нов­ной се­бя в этом не при­знаю, но по­яс­няю, что в де­каб­ре 1937 го­да я дей­стви­тель­но го­во­ри­ла, что сей­час на тер­ри­то­рии СССР идет вой­на, Япо­ния уже во­ю­ет на тер­ри­то­рии СССР, а по­это­му ком­му­ни­сты хо­ро­ших лю­дей аре­сто­ва­ли и со­сла­ли в ссыл­ку, а так­же ве­ла про­па­ган­ду, что Бог есть, Он су­ще­ству­ет и на­до по­ла­гать­ся на Него.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны. 19 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ино­ки­ню к рас­стре­лу. Ино­ки­ня Ири­на (Хво­сто­ва) бы­ла рас­стре­ля­на 26 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Му­че­ник Па­вел ро­дил­ся 3 мар­та 1892 го­да в го­ро­де Ру­за Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье Сер­гея Гав­ри­ло­ви­ча и Ека­те­ри­ны Сте­па­нов­ны Со­ко­ло­вых. Сер­гей Гав­ри­ло­вич слу­жил сна­ча­ла пса­лом­щи­ком в хра­ме во имя ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го в го­ро­де Ру­за, а в 1912 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к это­му хра­му. В 1918 го­ду диа­кон Сер­гий был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к од­но­му из хра­мов в Руз­ском уез­де, в 1932 го­ду он был на­прав­лен слу­жить в Спас­скую цер­ковь в се­ле Дуб­ро­во Руз­ско­го рай­о­на. В 1906 го­ду его сын, Па­вел, окон­чил Во­ло­ко­лам­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1914-м — Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, где в это вре­мя диа­ко­ном слу­жил его отец, и здесь про­слу­жил до сво­е­го аре­ста.
Па­вел Сер­ге­е­вич был аре­сто­ван 10 фев­ра­ля 1938 го­да и за­клю­чен в ка­ме­ру пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния при Руз­ском от­де­ле­нии НКВД и в тот же день до­про­шен.
— Ска­жи­те, граж­да­нин Со­ко­лов, ка­ким ре­прес­си­ям вы под­вер­га­лись при со­вет­ской вла­сти? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— С 1934 го­да я пре­зи­ди­у­мом Руз­ско­го гор­со­ве­та был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав и вос­ста­нов­лен в граж­дан­ских пра­вах лишь со дня утвер­жде­ния кон­сти­ту­ции в 1937 го­ду. Кро­ме то­го, на­ше хо­зяй­ство в 1932-м и в 1933 го­дах об­ла­га­лось твер­дым за­да­ни­ем на по­став­ки го­су­дар­ству мо­ло­ка и мя­са, дру­гим ре­прес­си­ям я не под­вер­гал­ся.
— Ска­жи­те, граж­да­нин Со­ко­лов, ка­кую связь вы под­дер­жи­ва­е­те с ва­шим от­цом Сер­ге­ем Гав­ри­ло­ви­чем Со­ко­ло­вым?
— Что ка­са­ет­ся хо­зяй­ства, то рав­но­прав­ным чле­ном се­мьи он не яв­ля­ет­ся, но он по­се­ща­ет наш дом очень ча­сто, и в осо­бен­но­сти в лет­ний пе­ри­од.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы за­ни­ма­лись сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ци­ей, на­прав­лен­ной про­тив пар­тии и со­вет­ской вла­сти, — за­явил сле­до­ва­тель.
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся, и это об­ви­не­ние я ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цаю, — от­ве­тил Па­вел Сер­ге­е­вич.
Это был по­след­ний до­прос. 14 фев­ра­ля сле­до­ва­тель со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, и 16 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Пав­ла Сер­ге­е­ви­ча к рас­стре­лу. Пса­лом­щик Па­вел Сер­ге­е­вич Со­ко­лов был рас­стре­лян 26 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Ни­ко­лай Бо­ри­со­вич Со­болев — бу­ду­щий ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим — ро­дил­ся в го­ро­де Ря­за­ни 1 де­каб­ря (по ста­ро­му сти­лю) 1881 го­да в се­мье ме­ща­ни­на Бо­ри­са Мат­ве­е­ви­ча Со­боле­ва и его же­ны Ма­рии Ни­ко­ла­ев­ны. В се­мье Со­боле­вых бы­ло 12 де­тей, семь из ко­то­рых умер­ли в дет­ском и юно­ше­ском воз­расте. Ни­ко­лай Со­болев был де­ся­тым ре­бен­ком в се­мье.
Боль­шим ис­пы­та­ни­ем для се­мьи Со­боле­вых ста­ла вне­зап­ная бо­лезнь Бо­ри­са Мат­ве­е­ви­ча. Ко­гда Ни­ко­лаю бы­ло шесть лет, его отец пе­ре­нес ин­сульт и 14 лет, вплоть до са­мой смер­ти, был при­ко­ван к по­сте­ли. Об­ста­нов­ка в се­мье бы­ла про­ник­ну­та ду­хом мо­лит­вы и глу­бо­ко­го осо­зна­ния Про­мыс­ла Бо­жия в жиз­ни че­ло­ве­ка.

В 1894 го­ду Ни­ко­лай Со­болев был при­нят во вто­рой класс Ря­зан­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща, за­тем окон­чил Ря­зан­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1904 го­ду по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную ака­де­мию.
В го­ды уче­бы бу­ду­щий ар­хи­пас­тырь неод­но­крат­но по­се­щал пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го, а так­же стар­ца Геф­си­ман­ско­го ски­та Ис­и­до­ра (Гру­зин­ско­го-Ко­зи­на). Ни­ко­лай Со­болев сбли­зил­ся так­же с ар­хи­манд­ри­том Фе­о­фа­ном (Быст­ро­вым) — ин­спек­то­ром Санкт-Пе­тер­бург­ской ду­хов­ной ака­де­мии, стро­гим мо­на­хом и мо­лит­вен­ни­ком.

26 ян­ва­ря 1908 го­да Ни­ко­лай Со­болев, бу­дучи сту­ден­том 4 кур­са ака­де­мии, был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим. 3/16 фев­ра­ля 1908 го­да мо­нах Се­ра­фим был ру­ко­по­ло­жен епи­ско­пом Сер­ги­ем (Ти­хо­ми­ро­вым) в иеро­ди­а­ко­на, а 18/31 мар­та — в сан иеро­мо­на­ха.
Осе­нью 1908 го­да иеро­мо­нах Се­ра­фим за­щи­тил дис­сер­та­цию на ка­фед­ре нрав­ствен­но­го бо­го­сло­вия «Уче­ние о сми­ре­нии по Доб­ро­то­лю­бию». Ре­цен­зент про­фес­сор А.А. Брон­зов вы­со­ко оце­нил эту ра­бо­ту, как вы­хо­дя­щую за рам­ки кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции. 16 сен­тяб­ря 1908 го­да Уче­ный со­вет ака­де­мии по­ста­но­вил удо­сто­ить иеро­мо­на­ха Се­ра­фи­ма уче­ной сте­пе­ни кан­ди­да­та бо­го­сло­вия с пра­вом по­лу­че­ния сте­пе­ни ма­ги­стра без но­вых уст­ных ис­пы­та­ний.

В Во­ро­не­же ар­хи­манд­ри­та Се­ра­фи­ма за­ста­ла ре­во­лю­ция и граж­дан­ская вой­на. В мар­те 1918 го­да се­ми­на­рия бы­ла за­кры­та боль­ше­вист­ской вла­стью, ее зда­ние бы­ло за­ня­то крас­но­ар­мей­ца­ми. Ар­хи­манд­рит Се­ра­фим пе­ре­ехал в мо­на­стырь свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го.
В пер­вой по­ло­вине ок­тяб­ря 1919 го­да вой­ска ге­не­ра­ла А.И. Де­ни­ки­на взя­ли Во­ро­неж, но вско­ре бы­ли вы­нуж­де­ны от­сту­пить. Ар­хи­манд­рит Се­ра­фим не знал, как ему по­сту­пить — уй­ти на юг или остать­ся в Во­ро­не­же. За со­ве­том отец Се­ра­фим об­ра­тил­ся к раз­би­то­му па­ра­ли­чом стар­цу Ааро­ну, ко­то­рый про­жи­вал неда­ле­ко от Во­ро­не­жа. «Не бес­по­кой­ся, ты по­па­дешь в хо­ро­шую сто­ро­нуш­ку», — ска­зал ста­рец о даль­ней­шей судь­бе ар­хи­манд­ри­та Се­ра­фи­ма. «Как же мне по­ни­мать Ва­ши сло­ва?», — спро­сил ар­хи­манд­рит. «По­па­дешь — узна­ешь», — был от­вет стар­ца. Ар­хи­манд­рит Се­ра­фим и его брат иеро­мо­нах Сер­гий по­ки­ну­ли Во­ро­неж в по­след­ний мо­мент в от­кры­том ва­гоне с уг­лем для па­ро­во­за.
На юге Рос­сии ар­хи­манд­рит Се­ра­фим во­шел в под­чи­не­ние вре­мен­но неза­ви­си­мо­го Выс­ше­го Цер­ков­но­го Управ­ле­ния (ВЦУ), об­ра­зо­ван­но­го для са­мо­сто­я­тель­но­го ре­ше­ния сроч­ных и важ­ных во­про­сов. 7 мая 1920 го­да ар­хи­манд­рит Се­ра­фим был на­зна­чен рек­то­ром ду­хов­ной се­ми­на­рии в Сим­фе­ро­по­ле. Вско­ре был под­нят во­прос и об ар­хи­ерей­ской хи­ро­то­нии ар­хи­манд­ри­та Се­ра­фи­ма.

31 ав­гу­ста 1921 го­да Выс­шее Цер­ков­ное Управ­ле­ние за гра­ни­цей на­зна­чи­ло епи­ско­па Се­ра­фи­ма управ­ля­ю­щим рус­ски­ми пра­во­слав­ны­ми об­щи­на­ми в Бол­га­рии. Пат­ри­арх Ти­хон при­знал ар­хи­ерей­скую хи­ро­то­нию епи­ско­па Се­ра­фи­ма и его на­зна­че­ние в Бол­га­рию, что под­твер­жда­ет­ся спис­ка­ми за­кон­ных иерар­хов, ко­то­рые тай­но пе­ре­сы­ла­лись за гра­ни­цу из Моск­вы. В 1921 го­ду свя­ти­тель Ти­хон из­ме­нил ти­тул епи­ско­па Се­ра­фи­ма на Бо­гу­чар­ский.

По сви­де­тель­ству ду­хов­ных чад ар­хи­пас­ты­ря, бо­го­слу­же­ние, как и част­ная мо­лит­ва, бы­ли для него необ­хо­ди­мы, как ды­ха­ние. За­ни­мал­ся ар­хи­пас­тырь Иису­со­вой мо­лит­вой. Иерарх под­дер­жи­вал тес­ные свя­зи с мо­на­ха­ми Свя­той Го­ры Афон, в ос­нов­ном из Ан­дре­ев­ско­го и Ильин­ско­го ски­тов. На Свя­той Го­ре хо­ро­шо зна­ли ар­хи­пас­ты­ря. Ко­гда рус­ские афон­ские мо­на­хи про­ез­жа­ли через Бол­га­рию, они все­гда оста­нав­ли­ва­лись у вла­ды­ки Се­ра­фи­ма. Один из них, иерос­хи­мо­нах Кас­си­ан, ча­сто ез­дил через Со­фию в При­кар­па­тье, где был ду­хов­ни­ком од­но­го из мо­на­сты­рей. Впо­след­ствии ста­рец Кас­си­ан го­во­рил ду­хов­ным де­тям епи­ско­па Се­ра­фи­ма: «Ваш вла­ды­ка — свя­той жиз­ни. Ни­ко­гда боль­ше не встре­чал та­ких ар­хи­ере­ев». Но осо­бен­но близ­ким иерар­ху стал афон­ский ста­рец иерос­хи­мо­нах Лот из Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го ски­та. У него ар­хи­пас­тырь ис­по­ве­дал­ся в те­че­ние дол­гих лет.
Несмот­ря на за­ня­тость, вла­ды­ка Се­ра­фим все­гда на­хо­дил вре­мя для чте­ния ду­ше­по­лез­ной ли­те­ра­ту­ры. Очень лю­бил иерарх чи­тать жи­тия свя­тых. В те­че­ние жиз­ни он 11 раз пол­но­стью про­чи­тал 12-том­ное со­бра­ние «Жи­тий свя­тых» свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го. «Чи­тая жи­тия, буд­то в раю на­хо­дил­ся», — рас­ска­зы­вал ар­хи­пас­тырь.
В 1934 го­ду Бол­га­рия уста­но­ви­ла ди­пло­ма­ти­че­ские от­но­ше­ния с со­вет­ским го­су­дар­ством. Рус­ские хра­мы в Бол­га­рии пе­ре­шли в ве­де­ние Бол­гар­ской Церк­ви, ко­то­рая вы­де­ли­ла рус­ской об­щине дру­гие по­ме­ще­ния. При­ход Ни­коль­ско­го хра­ма на буль­ва­ре Ца­ря Осво­бо­ди­те­ля пе­ре­шел в Ни­коль­ский храм на ули­це Ка­ло­я­на. На де­сять лет этот храм стал ме­стом ос­нов­но­го слу­же­ния вла­ды­ки Се­ра­фи­ма.

Вла­ды­ка Се­ра­фи­м по­сто­ян­но бо­лел, в се­ре­дине 1920-х го­дов на­хо­дил­ся на гра­ни смер­ти от ту­бер­ку­ле­за. Кро­ме то­го, ар­хи­пас­тырь всю жизнь уха­жи­вал за боль­ным бра­том.
Мит­ро­по­лит До­ро­столь­ский Ила­ри­он (Цо­нев) сви­де­тель­ство­вал, что уже в те го­ды жи­те­ли Со­фии ви­де­ли в ар­хи­епи­ско­пе Се­ра­фи­ме угод­ни­ка Бо­жия. «Мно­гие счи­та­ли вла­ды­ку про­зор­ли­вым, — пи­шет мит­ро­по­лит Ила­ри­он. — По­чи­та­ние и сы­нов­няя пре­дан­ность к ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­фи­му бы­ла ве­ли­ка в то вре­мя и у рус­ских, и у бол­гар». Про­зор­ли­вость ар­хи­епи­ско­па ис­пы­тал на се­бе и сам бу­ду­щий мит­ро­по­лит Ила­ри­он, то­гда еще сту­дент Ди­мит­рий Цо­нев.

С 1920 по 1945 го­ды ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим под­чи­нял­ся Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви За­гра­ни­цей (Рус­ская За­ру­беж­ная Цер­ковь, РПЦЗ). При этом вла­ды­ка Се­ра­фим был да­лек от край­но­стей и удер­жи­вал За­ру­беж­ный Си­нод от ра­ди­каль­ных ша­гов. Так, в 1926 го­ду он вы­сту­пил про­тив за­ме­ны ка­те­хи­зи­са свя­ти­те­ля Фила­ре­та ка­те­хи­зи­сом мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го). Иерарх за­явил, что За­ру­беж­ный Си­нод не мо­жет брать на се­бя та­кие пол­но­мо­чия без раз­ре­ше­ния Все­рос­сий­ской Церк­ви. В том же го­ду, ко­гда Ар­хи­ерей­ский Си­нод РПЦЗ на­чал пред­при­ни­мать ша­ги в поль­зу при­зна­ния ав­то­ке­фа­лии Поль­ской Церк­ви, ар­хи­епи­скоп Фе­о­фан (Быст­ров) и епи­скоп Се­ра­фим за­яви­ли, что без во­ли мос­ков­ской цер­ков­ной вла­сти Ар­хи­ерей­ский Си­нод не име­ет на это пра­ва.
Как и боль­шин­ство за­ру­беж­ных ар­хи­ере­ев, ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим вос­при­нял «Де­кла­ра­цию» мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) от­ри­ца­тель­но. Но несо­гла­сие с мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем не при­во­ди­ло ар­хи­пас­ты­ря к край­но­стям. Так, в се­ре­дине 1930-х го­дов ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим на­пра­вил мит­ро­по­ли­ту Сер­гию свою кни­гу «Но­вое уче­ние о Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей». Ду­хов­ным ча­дам вла­ды­ка го­во­рил, что не име­ет пра­ва осуж­дать мит­ро­по­ли­та Сер­гия, ко­то­рый ока­зал­ся в усло­ви­ях страш­ных го­не­ний.
В 1920-1940-е го­ды ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим вы­сту­пил про­тив спор­ных взгля­дов, про­ник­ших в тру­ды мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го) и про­то­и­е­рея Сер­гия Бул­га­ко­ва. 1 ян­ва­ря 1938 го­да за со­чи­не­ние «Но­вое уче­ние о Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей» он был удо­сто­ен уче­ной сте­пе­ни ма­ги­стра бо­го­сло­вия.

В сен­тяб­ре 1944 го­да в Бол­га­рию во­шли со­вет­ские вой­ска. На­ча­лись аре­сты — как быв­ших участ­ни­ков бе­ло­гвар­дей­ских фор­ми­ро­ва­ний, так и непри­част­ных к по­ли­ти­ке рус­ских эми­гран­тов. В та­ких слу­ча­ях к ар­хи­пас­ты­рю ча­сто об­ра­ща­лись за мо­лит­вен­ной по­мо­щью. Ду­хов­ная дочь ар­хи­епи­ско­па Се­ра­фи­ма рас­ска­зы­ва­ла об аре­сте од­но­го из чле­нов епар­хи­аль­но­го со­ве­та. Же­на аре­сто­ван­но­го слез­но про­си­ла вла­ды­ку по­мо­лить­ся за него. По­сле мо­лит­вы Бо­го­ро­ди­це ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим по­вер­нул­ся к жен­щине и твер­до ска­зал, что с ее му­жем не слу­чит­ся ни­че­го пло­хо­го. Через два дня ста­ло из­вест­но, что у ге­не­ра­ла, ко­то­рый вел де­ло и счи­тал­ся очень су­ро­вым че­ло­ве­ком, в Рос­сии ско­ро­по­стиж­но умер сын. Вме­сто вы­ле­тев­ше­го в Моск­ву ге­не­ра­ла де­ло бы­ло пе­ре­да­но дру­го­му сле­до­ва­те­лю, бо­лее мяг­ко­му, ко­то­рый осво­бо­дил аре­сто­ван­но­го. В Со­фии зна­ли и о дру­гих слу­ча­ях мо­лит­вен­ной по­мо­щи ар­хи­епи­ско­па аре­сто­ван­ным.
2 мар­та 1945 го­да ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим на­пра­вил пись­мо Пат­ри­ар­ху Алек­сию I, в ко­то­ром по­здрав­лял его с из­бра­ни­ем Пред­сто­я­те­лем Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. 15 ап­ре­ля 1945 го­да ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим об­ра­тил­ся к Свя­тей­ше­му с прось­бой о при­ня­тии в Мос­ков­ский Пат­ри­ар­хат. 30 ок­тяб­ря 1945 го­да ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим и семь рус­ских при­хо­дов в Бол­га­рии бы­ли при­ня­ты в юрис­дик­цию мос­ков­ской цер­ков­ной вла­сти. Управ­ле­ние эти­ми при­хо­да­ми по­ру­ча­лось ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­фи­му с непо­сред­ствен­ным под­чи­не­ни­ем Пат­ри­ар­ху Мос­ков­ско­му и всея Ру­си. Вес­ной 1946 го­да рус­ская об­щи­на вер­ну­лась в храм свя­то­го Ни­ко­лая на буль­ва­ре Ца­ря Осво­бо­ди­те­ля.
В мае 1946 го­да в Со­фию при­бы­ла де­ле­га­ция Рус­ской Церк­ви во гла­ве с Пат­ри­ар­хом Алек­си­ем. Свя­тей­ший Пат­ри­арх со­вер­шил бо­го­слу­же­ние в Ни­коль­ском хра­ме. В сво­ей про­по­ве­ди ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим ска­зал: «Два­дцать пять лет мы бы­ли в раз­об­ще­нии с ма­те­рью на­шей Цер­ко­вью Рос­сий­ской. Но это раз­об­ще­ние бы­ло чи­сто внеш­ним яв­ле­ни­ем, ибо в серд­цах на­ших бы­ло пол­ное еди­не­ние с ва­ми, со все­ми бра­тья­ми на­шей ро­ди­ны, с те­ми, ко­то­рые при­зна­ют Пат­ри­ар­шую Цер­ковь в Рос­сии». Но, уй­дя из Рус­ской За­ру­беж­ной Церк­ви, ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим все­гда воз­дер­жи­вал­ся от то­го, чтобы осуж­дать ее.
В 1948 го­ду иерарх при­нял уча­стие во Все­пра­во­слав­ном Со­ве­ща­нии в Москве. Ар­хи­пас­тырь вы­сту­пил с тре­мя до­кла­да­ми — об ан­гли­кан­ской иерар­хии, об эку­ме­ни­че­ском дви­же­нии и о но­вом ка­лен­дар­ном сти­ле. Ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим не от­ри­цал бо­го­слов­ско­го диа­ло­га и вдум­чи­во под­хо­дил к про­бле­ме вза­и­мо­от­но­ше­ний с ино­слав­ны­ми, на­ста­и­вая на том, что диа­лог дол­жен быть се­рьез­ным и взве­шен­ным. При этом он от­ри­цал воз­мож­ность ком­про­мис­сов в дог­ма­ти­че­ских во­про­сах и вы­сту­пал про­тив вступ­ле­ния Рус­ской Церк­ви во Все­мир­ный со­вет церк­вей. Ар­хи­пас­тырь от­ри­ца­тель­но от­но­сил­ся и к воз­мож­но­сти пе­ре­хо­да Пра­во­слав­ной Церк­ви на но­вый ка­лен­дарь.
В по­след­ние го­ды жиз­ни ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим ак­тив­но участ­во­вал в борь­бе про­тив об­нов­лен­че­ских тен­ден­ций в Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. В 1949 го­ду в ор­гане Си­но­да Бол­гар­ской Церк­ви — «Цер­ков­ном вест­ни­ке» по­яви­лась ста­тья ар­хи­епи­ско­па Се­ра­фи­ма про­тив цер­ков­но­го мо­дер­низ­ма и при­ни­же­ния ро­ли Си­но­да в цер­ков­ном управ­ле­нии. Иерар­хи Бол­гар­ской Церк­ви впо­след­ствии от­ме­ча­ли, что вы­ступ­ле­ние ар­хи­епи­ско­па Се­ра­фи­ма по­мог­ло оста­но­вить раз­го­рав­шу­ю­ся в Бол­гар­ской Церк­ви об­нов­лен­че­скую сму­ту.

Де­я­тель­ность ар­хи­пас­ты­ря (от­кры­тие мо­на­сты­ря, вы­ступ­ле­ния про­тив мо­дер­ни­стов), а так­же его убеж­де­ния вы­зва­ли край­нее недо­воль­ство в Со­ве­те по де­лам Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. В ян­ва­ре 1950 го­да в ве­дом­стве Кар­по­ва был под­нят во­прос об уда­ле­нии ар­хи­епи­ско­па Се­ра­фи­ма с его по­ста. Но ар­хи­пас­тырь к то­му вре­ме­ни уже не под­ни­мал­ся с по­сте­ли.
Неза­дол­го до смер­ти ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим со­ве­то­вал пи­сать ему пись­ма, как жи­во­му. «Ко­гда вам станет тя­же­ло, — го­во­рил ар­хи­епи­скоп, — вы мне на­пи­ши­те пись­мо <…> и оставь­те его у мо­ей мо­ги­лы. Ес­ли я по­лу­чу ми­лость у Гос­по­да, уте­шу вас и по­мо­гу вам».
26 фев­ра­ля 1950 го­да, в празд­ник Тор­же­ства Пра­во­сла­вия, в 15 ча­сов ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим (Со­болев) окон­чил свой зем­ной путь в квар­ти­ре на ули­це Ве­ли­ко Тыр­но­во. На сле­ду­ю­щий день те­ло усоп­ше­го ар­хи­пас­ты­ря бы­ло пе­ре­не­се­но в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. До позд­ней но­чи жи­те­ли Со­фии шли про­стить­ся с усоп­шим иерар­хом.
1 мар­та ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим был по­гре­бен в крип­те Ни­коль­ско­го хра­ма.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-sobolev-bogucharskij
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/

☦️
В Со­бор свя­тых Ом­ской мит­ро­по­лии во­шли 7 сятых.
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-svjatyh-omskoj-mitropolii

Жития
Писание