21 февраля 2020
⏳ 2020.02.21 (пт)
? день постный
? подвижный годовой круг:
• 2я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне (глас 2й)
• пятница (однодневный пост, воспоминание распятия)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 21 февраля (8 февраля)
• прор. Захарии Серповидца (ок. 520 до РХ)
• вмч. Феодора Стратилата (319)
• свт. Саввы II Сербского (1271)
• сщмчч. Симеона (Кульгавца), Андрея (Добрынина), Сергия (Любомудрова), Петра (Маркова) (1938)
• сщмч. Александра (Абиссова) (1942)
☦️
Пророк Захария Серповидец из 12-ти малых пророков происходил из колена Левиина, в книге Неемии назван главою священнического рода. Он был с юношеского возраста призван к пророческому служению и стал, по дивному слову церковного песнопения, «зрителем премирных видений». Именно в книге пророка Захарии содержатся вдохновенные подробности о пришествии Мессии (Зах.6:12), о последних днях земной жизни Спасителя, о входе Господнем в Иерусалим на молодом осле (Зах.9:9), о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника (Зах.11:12-13), о прободении ребра Спасителя (Зах.12:10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (Зах.13:7), о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя (Зах.14:6-7). «Весь вышний зарями просвещен», пророк Захария «будущая видел яко сущая». Согласно преданию, этот «истиннейший богоглагольник» дожил до глубокой старости и был похоронен недалеко от Иерусалима, рядом со своим знаменитым современником и сподвижником пророком Аггеем. Своим прозванием «Серповидец» Захария обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа (Зах.5:1-2).
☦️
Святой великомученик Феодор Стратилат был предан мученической смерти в 319 году по Рождестве Христовом. В дословном переводе с греческого слово «стратилат» означает «высокий воин», в литературном переводе – «воевода», «военачальник». Происходил святой Феодор из города Евхаиты, ныне Марсиан на севере Малоазиатского нагорья в Турции. Благая весть святого Евангелия в эти места принесена еще в апостольские времена.
Святой Феодор был наделен от Господа многими дарованиями. Его выделяли среди окружающих природная красота, великодушное сердце, глубокое познание христианских истин, мудрость и красноречие. Храбрость святого воина стала многим известна после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаиты. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, никому ничего не говоря, взяв с собой свое обычное оружие и имея на груди крест, двинулся в путь. Доехав до поля вблизи пропасти, где жил змей воин Христов слез с коня и лег отдохнуть. В этих местах проживала некая благочестивая жена по имени Евсевия. Она была преклонная летами. За несколько лет перед этим она испросила тело святого мученика Федора Тирона, несгоревшее на костре во время казни, погребла его около своего дома и каждый год праздновала его память в день преставления 17 февраля (2 марта). Благочестивая Евсевия, увидев спящего воина Христова Феодора Стратилата, разбудила его и пыталась убедить уйти из этих мест, чтобы не пострадать от змея. Мужественный воин Христов Феодор отвечал ей: «Отойди и стань подальше от места сего, и ты увидишь силу Христа моего». Женщина отошла и стала молиться к Спасителю о даровании победы смелому воину. Обратился с молитвой к Господу и святой Феодор: «Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на сопротивныя, Ты и ныне Тот же есть Господи Христе Боже, пошли мне победу с высоты Твоей святой». Святой Феодор победил чудовище, прославив среди людей имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником в городе Гераклее близ Черного моря, недалеко от Евхаит. Здесь святой Феодор сочетал ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая вера, подкрепленная личным христианским примером, отвращала многих от пагубных привычек. В результате почти все жители Гераклеи приняли христианство.
В это время начались жестокие гонения на христиан. Император Ликиний (307–324 гг.), умертвивший сорок мучеников Севастийских, обрушил свои гонения не на простой народ, а на просвещенных поборников христианства, в которых видел серьезную угрозу для отмиравшего язычества. Прослышав о храбром военачальнике, император захотел его увидеть и послал за ним своих приближенных. Святой Феодор принял послов с честью, но не хотел оставлять своего города. Предвидя намерения императора, мученик Христов хотел пострадать в своем городе, поэтому он ответил императору, что не может сейчас покинуть Гераклию и просит его пожаловать к нему. Накануне прибытия нечестивого правителя святой Феодор удостоился чудесного видения. Во время молитвы он вдруг увидел себя в храме, крыша которого разверзлась, над храмом воссиял небесный свет и раздался голос: «Дерзай, Феодор, Я с тобою!». Укрепленный видением, святой мученик обратился к Господу с горячей молитвой, прося Его укрепить свои силы для предстоящего подвига. Император приехал, захватив с собой золотых и серебряных идолов. Он благосклонно отнесся к святому Феодору, хвалил его за хорошее управление городом и повелел ему принести перед народом жертвы идолам. Святой просил императора оставить идолов на ночь в своем доме. Император согласился. Завладев истуканами, святой Феодор разбил их на многие части и раздал кусочки золота и серебра нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и на обломках язычества утверждал законы христианского милосердия. Мученик Христов по приказу императора был схвачен, и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Мучители били его воловьими жилами и оловянными прутьями, терзали его тело гвоздями и палили огнем. Все это святой мученик переносил с великим терпением и только повторял: «Слава Тебе, Боже наш!» После мучений святого бросили в темницу, и пять дней продержали там без пищи и воды, а затем истерзанного святого пригвоздили к кресту и оставили на ночь. Мучители надеялись, что он умрет ночью на кресте. Однако Господь решил прославить своего святого перед всеми жителями Гераклии. Утром воины, участвовавшие в казни увидели святого мученика живым и невредимым. Убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое крещение. Мученик Феодор удержал жителей и воинов, уверовавших во Христа от мятежа, говоря им: «Перестаньте возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Мученик Христов добровольно отдал себя в руки мучителей. Идя на казнь, святой одним словом открывал двери темниц и освобождал узников. Жители Гераклии, прикасавшиеся к его одежде, исцелялись от болезней и освобождались от бесов. Перед тем как предать себя в руки палача, мученик Феодор завещал похоронить свое тело в Евхаитах в имении родителей. Своему слуге Уару приказал записать все мучения, которым он был подвергнут, для назидания будущих поколений христиан. Затем мученик Христов долго молился и, наконец, произнеся слово «аминь», преклонил под меч свою честную и святую главу. Казнь совершилась 8 (21) февраля 319 года в субботу, в третий час дня. Народ оказал великие почести святым останкам мученика. 8 (21) июня того же года они были торжественно перенесены в Евхаиты. Во время перенесения тела святого и уже в самом городе совершались многочисленные чудеса во славу Христа Бога, Ему же со Отцем и Святым Духом, честь и поклонение во веки. Аминь.
Святой великомученик Феодор Стратилат, верный до смерти Господу Иисусу Христу, бесстрашный и жертвенный военачальник, храбрый солдат, издревле почитается как покровитель православного воинства.
В память великомученика Феодора Стратилата строились храмы во всех православных странах. По молитвам к нему, от Его икон совершались многие чудеса. Так святой Анастасий Синаит, патриарх Антиохийский (599 г.) и Иоанн Дамаскин (ок. 780 г.) упоминают о чуде, произошедшем в храме Феодора Стратилата недалеко от Дамаска в местечке Карсата в Сирии. Когда эти места были захвачены сарацинами, храм был разорен и в дальнейшем подвергся осквернению. В здании поселились сарацины. Однажды один из них, взяв лук, пустил стрелу в написанное красками на стене изображение святого Феодора. Стрела попала в правое плечо святого, и тотчас по стене потекла струйка живой крови. Нечестивцы удивились этому, но храм не покинули. Всего в церкви проживало около двадцати семейств. По прошествии некоторого времени, все они скончались по неизвестной причине. Мор напал на святотатцев, в то время как их соплеменники, жившие вне храма, не пострадали.
☦️
Предислав, будущий архиепископ Савва II, родился около 1200 года и был четвертым сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного. В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы.
Как и его предшественники на первосвятительском престоле Сербской Церкви, он сначала подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, откуда совершил паломничество на Святую землю. «В Иерусалим бо шествовав поклонитися Гробу Господню и видетель быти всем страстем Его. Тамо бо много време препроводив и паки возвратися», – говорится в его житии.
Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви святого Петра состоялся собор, на котором вместе с королем Урошем и архиепископом Арсением присутствовал и Холмский епископ Савва. Точная дата этого собора неизвестна, но упоминание о нем содержится в Лимской грамоте, относящейся к периоду с 1254 по 1263 гг.
После преставления святителя Арсения (1233–1263) святой Савва был избран третьим по счету Сербским архиепископом и оставался у церковного кормила в течение семи лет до самой своей блаженной кончины. По словам своего биографа, Савва II имел особое попечение о соблюдении древних правил «святых апостолов и богоносных отцов» и управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. Он никогда не забывал о том, что обязательно будет нести ответ за данный ему талант и неослабно заботился о Богом дарованной ему пастве стада Христова.
Святитель отошел ко Господу 8 февраля 1271 года в Печи и был похоронен здесь же в храме Святых апостолов. Нетленные мощи святого источали благоухание и подавали исцеления притекающим к ним.
Житие святителя Саввы II принадлежит перу одного из учеников Даниила Старшего и было составлено до 1330 года. В житии говорится, что мощи святого почивают в Печи, «идеже вселепно и ежечасно поминается доныне, и есть память его преставления месяца февраля в восьмой день». В 1861 году митрополит Сербский Михаил (Йованович) составил и издал службу этому святому.
На фресках в монастырях Студеница, Арилье, Сопочаны и Ораховица сохранились изображения святителя Саввы II, а в Печском монастыре над его гробницей находится изображение его успения. Лик этого святого мы также находим в лозе Неманичей в Грачанице, Печи и Дечанах. Память святого празднуется 8/21 февраля.
☦️
Священномученик Симеон родился 2 февраля 1882 года в посаде Ломазы Бельского уезда Седлецкой губернии в семье крестьянина Демьяна Кульгавца. Отец умер, когда Семену было три года. Семья была бедная, средств после отца не осталось, и мать стала работать по найму. Семен окончил школу псаломщиков и служил псаломщиком в церкви в Бельском уезде.
В 1915 году, при занятии немцами Холмской губернии, Семен Демьянович выехал в Центральную Россию и был принят как беженец в Николо-Пешношском монастыре Дмитровского уезда Московской губернии и прожил здесь год. С 1917 по 1922 год он служил в Москве милиционером.
В 1922 году он подал прошение архиерею и был определен псаломщиком к храму в селе Дулово Корчевского района Тверской области, а в 1925 году переведен в церковь села Орудьево Дмитровского района Московской области. В 1930 году он был рукоположен во диакона и в том же году во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Якоть Дмитровского района[1].
18 января 1938 года власти арестовали отца Симеона по обвинению в антисоветской агитации и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Свидетели показали, будто священник говорил: «Вышла новая конституция, а на Церковь гонения не прекратились, опять закрывают церкви и ни за что забирают попов; говорят, Церковь отделена от государства, а налоги советская власть с попов берет»[2].
— Какую цель вы преследовали, выезжая из Польши в Россию в 1915 году? — спросил следователь отца Симеона.
— У меня никакой цели не было, пришлось выехать по необходимости, так как наша местность была оккупирована немцами, и я оттуда выехал как беженец.
— Признаете вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
— Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю, — ответил священник, и на этом допросы были закончены.
11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Симеон Кульгавец был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
☦️
Священномученик Андрей родился 10 августа 1874 года в селе Рождествено-Прозорово Мологского уезда Ярославской губернии в семье священнослужителя Николая Добрынина. По окончании Ярославской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и впоследствии служил в храме в селе Пречистое-Наумово Даниловского района Ярославской области. Возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Даниловского округа.
В ноябре 1937 года священники Даниловского округа были арестованы; во время следствия некоторые из них подписали протоколы, в которых говорилось, что протоиерей Андрей Добрынин был вдохновителем и возглавителем контрреволюционной повстанческой группы.
21 января 1938 года находившийся под следствием в тюрьме священник, служивший в Даниловском районе, Всеволод Державин написал следователям заявление, что 12 марта 1937 года он был завербован в контрреволюционную группу благочинным протоиереем Андреем Добрыниным, который кроме него завербовал в ту же группу еще шестерых человек. Он показал, что протоиерей Андрей противодействовал мероприятиям советской власти при снятии колоколов с церковной колокольни, «организовал для этого группу верующих, которые оказали сопротивление в момент снятия колоколов в 1936 году, а одна фанатичка из деревни Радово по его указанию взяла у него ключи, заперлась на колокольне, где подняла крик, а сам Добрынин в этот момент скрылся у этой же фанатички в деревне Радово. В вечернее время Добрынин устраивал всенощные, где среди собравшихся верующих вел агитацию в том смысле, что лозунг сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными неосуществим»[1].
28 января 1938 года протоиерей Андрей был арестован и заключен в тюрьму в городе Данилове. 10 февраля тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Уже после приговора тройки, 17 февраля, протоиерей Андрей в первый раз был допрошен.
— Вы арестованы как участник и вдохновитель контрреволюционной повстанческой группы, существовавшей в Даниловском районе. Вы признаете себя в этом виновным? — спросил его следователь.
— Нет, участником контрреволюционной группы я не был и о существовании такой не слыхал, — ответил священник.
— Вам зачитывается показание Державина. Вы подтверждаете это?
— Показание Державина я отрицаю.
— Факт попытки устроить политический эксцесс во время снятия колоколов с колокольни наумовской церкви, использовав для этого религиозную фанатичку, запершуюся в церкви, вы тоже отрицаете?
— Никакой попытки противодействовать снятию колоколов с моей стороны не было, и на оказание сопротивления снятию колоколов я никого не подбивал. Как оказалась гражданка из деревни Радово запертою в церкви, я не знаю. Лично меня во время снятия колоколов в селе Наумово не было.
— А факт устройства вечерних богослужений на квартире у этой же гражданки из деревни Радово, на которых среди собравшихся верующих вы вели антисоветскую агитацию, вы тоже отрицаете?
— Устройство вечерних богослужений я не отрицаю, но антисоветской агитации среди собравшихся верующих я не вел.
— Вам зачитываются показания Софийского. Что вы можете сказать теперь?
— Я не отрицаю того, что я Софийскому высказывал недовольство существующим положением, что жить стало тяжело, доходов в церкви не стало, но антисоветской агитации я не вел и в контрреволюционную группу Софийского не вербовал.
— Вам зачитываются показания Расторгуева. Что вы можете сказать на это?
— Расторгуев показывает на меня ложно.
В тот же день следователи устроили очную ставку между протоиереем Андреем и священником Софийским, который подтвердил данные им на следствии лжесвидетельства. Выслушав их, отец Андрей сказал: «Я подтверждаю, что при встрече с Софийским я действительно высказывал недовольство существующим строем и жаловался на свое плохое материальное положение. Остальные факты, показанные Софийским, я отрицаю».
Протоиерей Андрей Добрынин был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.
☦️
Священномученик Сергий родился 4 июля 1878 года в селе Мышцы Касимовского уезда Рязанской губернии в семье священника Иоанна Любомудрова. В 1899 году, окончив три класса Рязанской Духовной семинарии, он стал служить псаломщиком в соборе в городе Пронске. В 1906 году Сергей Иванович был рукоположен во диакона ко храму в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Сушково Луховицкого уезда Рязанской губернии, а в 1916 году — во священника к этому храму. Здесь он прослужил до ареста. Последний раз отец Сергий служил в храме 3 февраля 1938 года, а 6 февраля был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне.
Председатель Сушковского сельсовета дал по требованию сотрудников НКВД справку, в которой написал, что священник ведет в селе контрреволюционную агитацию о том, что коммунисты закрывают церкви; верующим колхозникам священник говорил, чтобы они сходили в сельсовет и попросили для него разрешение на хождения по домам крестьян с молебнами. Кроме того, отца Сергия обвиняли в том, что, когда в 1937 году умер живший в селе Сушково на покое епископ Феодосий (Ганицкий), он пригласил других священников и народ на погребение архипастыря.
Следователь, допрашивая отца Сергия в течение двух дней после ареста, вдруг заявил:
— В августе 1937 года вы устраивали в селе Сушково похороны умершему архиерею Ганицкому. Расскажите об этом.
— Архиерей Иван Федорович Ганицкий, которому было около восьмидесяти лет, служил раньше в городе Коломне, а года три назад, прибыв из ссылки, поселился в селе Сушково. Он умер в первых числах мая, хоронил его я, как приходской священник; о его смерти я никого не извещал и населению не говорил… Всего из духовенства было на похоронах пять человек. Повторяю, духовенство я не собирал и народ не оповещал.
— Сколько примерно было людей во время обедни и на похоронах?
— На похоронах архиерея и во время обедни было примерно сто пятьдесят человек.
— По материалам следствия, вы распространяли слухи, что покойный архиерей был святой, — верно это?
— Нет, таких слухов я не распространял.
— Сколько всего панихид вы отслужили на могиле архиерея Ганицкого?
— Я отслужил на могиле архиерея Ганицкого примерно пятьдесят панихид. Служил и в церкви, и на могиле.
— Вы верующих агитировали за то, чтобы они требовали разрешения сельсовета производить вам подворный обход с молебнами?
— В 1936 году я сам пошел в сельсовет в Сушкове с просьбой разрешить мне служить по приходу, но мне ответили, что нельзя. Когда я сослался на статью конституции, то мне подтвердили, что нельзя. Я пошел в соседний сельсовет с этим же вопросом, но и там мне сказали то же самое. Не удовлетворенный этим, я пошел к прокурору с этим же вопросом, но тот мне ответил, что без разрешения ходить нельзя, — я и не ходил. А перед маем 1937 года церковный староста спросил меня, пойду ли я по приходу. Я ему ответил, что если сельсовет разрешит, то пойду. Староста пошел в сельсовет, но ему разрешения не дали. Больше никто не ходил и я никого не посылал.
— Вы всю свою жизнь посвятили служению в церквях по убеждению или из материальных выгод? — спросил священника следователь.
— Я служу в церкви в соответствии со своими убеждениями, — ответил отец Сергий.
— Вам известно, что религия, которую вы проповедовали, есть дурман для народа?
— Религию я дурманом для народа не считаю.
— Вы признаете себя виновным в том, что в мае 1937 года вели агитацию, что архиерей Ганицкий святой, организовали массовые похороны и панихиды по покойному святому архиерею, уговаривали народ, чтобы тот брал в сельсовете разрешение на обход по приходу с молебнами, что вы ругали руководителей партии и правительства, восхваляли врагов народа и агитировали против советской власти население?
— Виновным себя не признаю. Агитации против советской власти среди населения не вел, руководителей партии и правительства не ругал, врагов народа не восхвалял и население за разрешением на обход прихода в сельсовет не направлял.
8 февраля следствие было закончено, и 16 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Любомудров был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
☦️
Петр Иванович Марков родился 15 октября (по другим данным 14 августа) 1881 года в селе Сеченки Бронницкого уезда Московской губернии в многодетной семье псаломщика. Образование будущий священномученик получил в Донском духовном училище (год окончания 1897) и Московской Духовной Семинарии, которую он окончил в 1904 году. Уже в следующем, 1905 году, Петр Иванович был рукоположен в сан иерея и начал служить в церкви села Малаховка Ухтомского района Московской области. В этой церкви отец Петр прослужил всю свою жизнь, будучи всегда окружен любящими детьми — родными и духовными (у о. Петра и матушки было 9 человек детей, а паства очень любила своего наставника). В 1930 году священника арестовали и обвинили в «невыполнении твердого задания по хлебозаготовкам». На этот раз власти ограничились относительно легким приговором: 3 недели исправительных работ и штраф 2000 рублей. Выйдя на свободу, отец Петр продолжил сужить в Малаховке. 22 января 1938 года последовал второй и последний арест. Обвинение в «котрреволюционной агитации повстанческого характера» судилось по статье 58-10 ч. 1 УК РСФСР.
Приведем выписку из обвинительного заключения: «Марков П.И., близкий приятель священника о. Сергия Цветкова, арестованного за к/р деятельность, будучи крайне враждебно настроен к ВКП(б) и Советской власти, среди населения с. Коренево проводит к/р деятельность, граничащую с террористическими намерениями по отношению к руководителям ВКП(б) и Советской власти, направленную на подрыв и свержение Советской власти. Марков высказывал клевету на Советскую власть перед крестьянами: «Я вам говорил, православные, еще в 1918 г., что варвары-большевики заставят нас, православных, жить по-скотски, в одном сарае,… давайте дружно бороться против коммунистов…» Марков высказывал настроения пораженческого характера: «Конец Советской власти недалек, власть тиранов-мучителей русского народа будет скоро разгромлена, Священное Писание также об этом говорит… Большевики сами себя истребляют».
Отец Петр виновным себя в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации не признал. Последовал немилостивый приговор: высшая мера наказания. Отец Петр Марков был расстрелян 21 февраля 1938 года на Бутовском полигоне. Жалоба о пересмотре дела, поданная дочерью о. Петра Верой Петровной, была рассмотрена и отклонена 26 ноября 1939 года, когда приговор о расстреле уже давно был приведен в исполнение.
☦️
Священномученик Александр родился 19 февраля 1873 года в селе Мормужино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника Афанасия Евграфовича Абиссова и его супруги Клавдии Николаевны. Первоначальное образование Александр получил в Угличском духовном училище, а затем, окончив в 1896 году Ярославскую Духовную семинарию, был законоучителем в церковноприходских школах в селах Ордино в 1896 году и Ивановское — с 1897 года.
В 1907 году Александр Афанасьевич женился на дочери священника, служившего в храме в селе Заболотье Романово-Борисоглебского уезда, Алексея Воскресенского Надежде; она была учительницей Кривецкой церковноприходской школы в Мышкинском уезде. 19 февраля 1908 года архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) рукоположил Александра Афанасьевича во диакона ко храму Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Ивановское Мышкинского уезда, а 24 февраля того же года — во священника к тому же храму, где он прослужил до своего ареста в 1937 году. В 1915 году отец Александр был назначен благочинным 4-го округа Мышкинского уезда.
Изрядные познания в области крестьянского хозяйствования делали отца Александра помощником пастве не только в духовной области, но и в практической: он знал, каким образом лучше всего хранить пшеницу, чтобы она не гнила; он убедил крестьян заводить пасеки и научил, как нужно ухаживать за пчелами.
В 1934 году отец Александр был арестован, обвинен в хищении колхозной собственности и приговорен к двум годам ссылки; вторично священник был арестован 3 ноября 1937 года и обвинен в антиколхозной агитации и распространении провокационных клеветнических слухов по адресу советской власти. В тот же день следователь допросил его:
— Вы арестованы за проводимую вами контрреволюционную агитацию. Признаете ли вы себя в этом виновным?
— Нет, я это отрицаю и заявляю, что контрреволюционной агитации я не вел и виновным себя в этом не признаю, — ответил священник.
— Следствие располагает достаточными данными о проводимой вами контрреволюционной агитации. Предлагаем прекратить запирательство и дать следствию правдивые показания.
— Нет, я это совершенно отрицаю и заявляю, что контрреволюционной агитации я не вел и следствию даю только правдивые показания.
Этим допросом следствие было закончено, и священник был перевезен в тюрьму в Ярославле.
5 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 15 января 1938 года этап, в котором находился отец Александр, прибыл на станцию Тайшет Иркутской области, где располагалось управление НКВД Озерлага. После медицинского освидетельствования священник был признан инвалидом, не годным к физическому труду, и отправлен в Бушуйский отдельный лагерный пункт, где содержались инвалиды. Прибыв на место 14 февраля 1938 года, он был зачислен чернорабочим в штабную строительную команду Бушуйского ОЛП Амурского ИТЛ, в котором заключенные занимались строительством вторых путей Транссибирской магистрали.
После двух лет нахождения в заключении отец Александр написал жалобу на неправый приговор, которая была переправлена на рассмотрение в то же самое управление НКВД Ярославской области; священнику в освобождении было отказано, и он был отправлен еще дальше, в город Свободный Амурской области.
1 июля 1939 года священник был помещен в лагерную больницу и до 14 февраля 1941 года состоял рабочим при больнице. В это время состояние его здоровья стало настолько тяжелым, что, по свидетельству врача, священник сам «нуждался в постороннем уходе». 19 февраля 1942 года отец Александр, как тяжело больной, был помещен в лагерную больницу. Священник Александр Абиссов скончался в больнице лагеря в городе Свободный 21 февраля 1942 года и 24 февраля был погребен на лагерном кладбище.