16 февраля 2020
⏳ 2020.02.16 (вс)
? поста нет
? подвижный годовой круг:
• Неделя (вс.) о блудном сыне (глас 2й)
• воскресенье
• Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 11 февраля)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 16 февраля (3 февраля)
• прор. Аза́рии (X до РХ)
• правв. Симео́на Богоприимца и Анны Пророчицы
• мчч. Па́пия, Диодо́ра, Клавдиа́на (250)
• мчч. Адриа́на, Евву́ла (ок. 308–309)
• мч. Вла́сия (Вуко́ла) Кесарийского (III)
• блгв. кн. Романа Угличского (1285)
• свт. Симеона Полоцкого (1289)
• свт. Игнатия Мариупольского (1786)
• равноап. Николая Японского (1912)
• сщмчч. Иоанна (Томилова), Тимофея (Изотова), Адриана (Троицкого), Василия (Залесского), прмч. Владимира (Загребы), мч. Михаила (Агаева) (1938)
☦️
Из Википедии:
Неде́ля о блу́дном сы́не, Неде́ля блу́дного сы́на (греч. κυριακὴ τοῦ ἀσώτου) — второе из четырёх воскресений подготовки к Великому посту в Православных церквях, которое следует после Недели о мытаре и фарисее и пред Неделей о Страшном Суде.
В этот день на литургии читается Евангелие от Луки, зачало 79 (Лк. 15:11–32), притча о блудном сыне, откуда и берется название этого дня (на церковно-славянском «неделя» это воскресение). В притче рассказывается о двух детях, живших у отца. Старший сын всё время жил со своим отцом; а младший сын взял часть имущества, с согласия отца, и ушел в далёкую страну, где потратил его, живя блудно. Вскоре в той далёкой стране наступил голод, и младший сын был вынужден пойти в наёмники к жителю той страны, у которого он стал свинопасом. Желая утолит свой голод, он хотел есть рожки (стручки), которыми питались свиньи, но ему это сделать не дали. Вспомнив, что наёмники у отца живут лучше его, он решил вернутся в отеческий дом. Когда он приближался к дому, но был еще далеко, то отец увидел его и вышел к нему навстречу; отец обнял сына и поцеловал его. Младший сын принес покаяние перед отцом, сказав, что согрешил перед небом и перед отцом и уже не достоин называться сыном. Тогда отец дал ему лучшую одежду, сапоги и перстень, зарезал тельца и устроил пир в честь возвращения блудного сына. Вскоре с поля вернулся старший сын, узнав о веселии он возмутился и стал высказывать отцу, что он всю жизнь помогал отцу и не получил того, что дал в данный момент младший блудный сын от отца. Примиряя его с братом, отец объяснил ему, что младший брат погибал, а теперь спасся, поэтому надо радоваться о возвращении заблудшего брата.
☦️
Сын Одеда, пророчествовал во дни Асы, царя иудейского, в Х веке до Р. Х. Он убеждал царя и народ оставить идолослужение и верно служить истинному Богу. Вразумленные пророчеством Азарии, царь и народ отвергли идолов по всей земле Иудиной и Вениаминовой и обратились к истинному Богу. За это Бог благословил их продолжительным миром.
☦️
Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк.2:25). Ему было возвещено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия – Христос Господь.
Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285–247 до Рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую Александрийскую библиотеку текстами священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых, прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон.
Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.
И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Как только праведный Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля». Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:22-35).
Далее святой евангелист повествует: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк.2:36-38).
О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212–1220; † 1232; память 8 октября).
☦️
Праведная Анна Пророчица, дочь Фануилова, из колена Асирова, 84-летняя вдова. Она удостоилась быть в храме вместе со св. Симеоном Богоприимцем при сретении Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, Который был принесен туда на 40-й день после рождения для совершения над ним законного обряда (Лк.2:36-38).
За свою строгую воздержанную жизнь, пост и непрестанную молитву она удостоилась от Господа дара пророчества. Святая Анна говорила о Христе всем чающим избавление в Иерусалиме (Лк.2:38).
☦️
Мученики Папий, Диодор и Клавдиан были родными братьями, памфилийскими пастухами. Пострадали во время Декиева гонения в 250 г. за распространение веры Христовой.
☦️
Мученики Адриа́н и Евву́л происходили из селения Ванея (Βανέα) близ озера Ван в Армении. Они явились в Кесарию Каппадокийскую, чтобы увидеть мучеников и исповедников Христовых. Там они открыли себя христианами и немедленно были приведены к правителю Фирмилиану, перед которым мужественно исповедовали христианскую веру. За это правитель приказал отдать их на мучения. Но и после этого святые оставались непреклонными. Тогда правитель приказал бросить их на съедение львам, но звери их не тронули, и святые были усечены мечом.
☦️
Святой Власий Кесарийский – Вукол – жил в III веке, происходил из Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) и был пастухом (по-гречески вукол).
Когда настало гонение на христиан, святой Власий добровольно предал себя в руки мучителей, его подвергли истязаниям, били воловьими жилами, но Господь исцелил его раны. Тогда Власия бросили в котел с кипящей водой, но и там он остался невредим. Воины-язычники, видевшие это чудо, уверовали во Христа Иисуса.
Правитель, желая показать, что мученик не получил никакого вреда от того, что вода остыла, бросился в котел и скончался.
Обратив многих к вере во Христа, святой Власий мирно предал свою душу Богу. Пастушеский жезл святого вонзили в землю, и он вырос в огромное дерево, которое покрыло своими ветвями алтарь церкви, воздвигнутой над его мощами.
☦️
Благоверный князь Роман Угличский, сын Угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянник святого Василька Ростовского († 1238; память 4 марта), родился 1 октября 1235 года. По смерти своего отца (в 1248 г.) и старшего брата Андрея (1261 г.), святой Роман 26-ти лет принял на себя управление Угличем и стал попечительным отцом подданных. Он устраивал богадельни, странноприимные дома и принимал в них убогих, приходивших к нему отовсюду. Более 15 храмов воздвигнуто было им в княжестве. Каждый день святой Роман присутствовал на богослужении, часто беседовал с благочестивыми иноками. После смерти супруги в 1280 году он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы и благотворительности. Он построил на высоком берегу Волги город Романов (ныне Тутаев). Скончался святой князь мирно 3 февраля 1285 года и погребен в церкви Преображения в Угличе.
В 1486 году мощи святого Романа были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. В 1595 году, по благословению патриарха Иова, вследствие известий о чудесах мощи были свидетельствованы Казанским митрополитом (будущим патриархом) святителем Ермогеном (память 17 февраля), и князь Роман был причислен к лику святых. В 1609 году при нашествии поляков святые мощи сгорели вместе с храмом.
☦️
Св. Симеон был первым епископом Тверским. Происходил он, как полагают, из князей Полоцких. Смуты и скорби того времени заставили его, тогда уже епископа, переселится в Тверь, где он был с радостью принят князем Ярославом Ярославичем. Последний наделил кафедру св. Симеона многими имениями и угодьями. Когда князь Ярослав скончался, то Симеон с честью похоронил своего благодетеля.
Св. Симеон был добрым пастырем своего стада. О нем летопись свидетельствует, что он был «учительный» епископ, заступался перед князем за обиженных, благотворил нищим и сиротам и бестрепетно обличал сильных мира сего, когда в этом была надобность.
«Утешайте печальных, – говорил он князьям и наместникам, – избавляйте слабых от рук сильных. Вы тем даете и помогаете, у кого и так много золота и серебра, а не тем, кто но имеет ни пенязя. Вы подобны дождевой туче, пускающей воду над морем, а не над землею жаждущею. Богатые обижают слабых, и они к вам приходят, как к добрым защитникам; а вы отдаете бедных в рабство, богатых же всячески поощряете и щедро наделяете».
Св. Симеон прилагал также много старания и усердия к построению храмов Божиих, особенно после двух случившихся в Твери пожаров.
В 1286 году благостный владыка имел утешение видеть, с какой любовью и уважением относится к нему за все его труды тверская паства. Когда литовцы в этом году разграбили церковные волости Тверской епархии, то тверитяне из любви к руководителю епархии св. Симеону по собственному почину бросились за хищниками и отняли у них награбленное добро.
Святитель скончался мирно 3 февраля 1289 г.
☦️
Святитель Игна́тий, митрополит Мариупольский. Родиной будущего святого был остров Фермия в Греции, где он родился в начале XVIII века в знатном роде Гозадини. С юных лет он воспитывался на святой горе Афон, своеобразном «монашеском государстве», где подвизался его близкий родственник. Там же, полюбив иноческую жизнь, он и принимает монашеский постриг. Постепенно он становится священником, а затем и епископом.
В 1769 году владыка возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую епархию. В то время Крым еще не был присоединен к Российской империи и был управляем крымско-татарскими ханами-мусульманами. Православным жителям, преимущественно грекам, приходилось постоянно претерпевать от мусульман притеснения и жить под угрозой расправы.
Владыка Игнатий поселился в скиту возле греческого селения Марианополь, неподалеку от Бахчисарая – резиденции крымских ханов. Много лет продолжалось его полное лишений и опасностей служение по окормлению православных, но, осознав скорую возможность полного духовного порабощения, а возможно и физического уничтожения своей паствы, святитель обратился к русскому правительству с прошением принять крымских христиан в русское подданство и дать им землю для поселения. Царица Екатерина II дала согласие, и 23 апреля 1778 владыка Игнатий после литургии в пещерном храме Свято-Успенского скита призвал всех верных христиан готовиться к исходу из многовекового пленения. По всему полуострову были разосланы гонцы, но что самое удивительное – не нашлось ни одного предателя, и подготовку удалось сохранить в тайне от властей.
В июне того же года около тридцати тысяч человек покинули Крым. Татары не посмели им помешать, ибо исход «прикрывал» сам Александр Суворов, хорошо знакомый мусульманам полководец. В нелегком пути на греков обрушились лишения, голод и даже неизвестная страшная эпидемия, но святитель молился священномученику Харалампию, явившемуся ему в видении перед этим, и болезнь удалось перенести.
На русском берегу Азовского моря греки основали город и назвали его Мариуполь, «город Марии», в честь Царицы Небесной, их Покровительницы на нелегком пути. Теперь, став русскими подданными, они могли беспрепятственно исповедовать свою веру, но, как это обычно бывает, жизнь на новом месте всегда связана с трудностями, тяготами, лишениями, и многие малодушные начали упрекать своего епископа в том, что раньше им жилось проще и сытнее. Эти укоры были для сердца святителя как острые раны, ибо он много лет заботился о своей пастве и всегда учил ее прежде всего сохранять свою веру, а не только материальное благополучие. С тяжелой скорбью и христианской кротостью в ответ на эти упреки он ушел из города и поселился в шести верстах от него в каменной келии, где и преставился ко Господу 3 февраля (старого стиля) 1786 года, а тело его было погребено в первом Мариупольском храме во имя святого Харалампия.
Постепенно память святителя начала обретать благодарных исследователей, и на его могиле стали служиться панихиды, а о его жизни – проводиться изыскания. Но после революции, конечно, все это было предано забвению, и в 1936 году Свято-Харалампиевский собор был разрушен, а гроб с телом святого – вскрыт. Тогда и было обнаружено, что мощи его нетленны. К сожалению, они не сохранились до наших дней целиком. Во время освобождения Мариуполя от фашистских захватчиков город горел и святые мощи пострадали в огне. Осталась лишь небольшая частица, которая и хранится сейчас в Свято-Николо-Преображенском храме Мариуполя.
☦️
Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте, Вольского уезда, Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. Пяти лет он потерял мать. Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий совершил пострижение его в монашество с наречением имени Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня – в престольный праздник академического храма – в сан иеромонаха. Затем по его желанию отец Николай был назначен в Японию настоятелем консульского храма города Хакодате.
Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать, и к 1868 году паства отца Николая насчитывала уже около двадцати японцев. В конце 1869 года иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах своей работы. Было принято решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками Слова Божия особую Российскую Духовную Миссию». Отец Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником этой Миссии. Вернувшись в Японию, будущий святитель передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии в Токио. В 1871 году в стране началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел Савабе). Только к 1873 году гонения несколько прекратились, и стала возможна свободная проповедь христианства.
В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и школы на пятьдесят человек, а затем и духовного училища, которое в 1878 году было преобразовано в семинарию.
В 1874 году в Токио прибыл преосвященный Павел, епископ Камчатский, чтобы рукоположить во священный сан рекомендуемых архимандритом Николаем кандидатов из местного населения. К этому времени при Миссии в Токио действовали четыре училища – катехизаторское, семинарское, женское, причетническое, а в Хакодате два – для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный вестник». К 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. Богослужение и преподавание на родном языке, издание книг религиозно-нравственного содержания – вот средства, которые позволили Миссии добиться за короткий срок столь значительных результатов.
30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа. Вернувшись в Японию, святитель с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды: завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке особый православный богословский словарь.
Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской войны. За свои подвижнические труды в эти тяжелые годы он был удостоен возведения в сан архиепископа.
В 1911 году исполнилось полвека с тех пор, как молодой иеромонах Николай впервые ступил на японскую землю. К тому времени в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.
3 февраля 1912 года, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года вынес акт о прославлении святителя в лике равноапостолов, ибо в Японии святой уже давно был чтим как великий праведник и молитвенник пред Господом.
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/
☦️
Священномученик Иоанн родился 18 февраля 1878 года в селе Еськи Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника Иоанна Томилова. Окончив Тверскую Духовную семинарию, он в 1904 году был рукоположен во священника ко храму в родном селе Еськи на место отца. В этом храме отец Иоанн прослужил всю свою жизнь.
В начале 1931 года против священника и некоторых крестьян было возбуждено судебное дело за неуплату налогов. 1 марта 1931 года состоялся суд и отец Иоанн был обвинен в том, что он «получил контрольное задание на выполнение 30 центнеров молока в декабре месяце 30-го года; в продолжение одного месяца и 17 дней молока еще не сдал. Основание к несдаче молока (по объяснению обвиняемого), что корова выкинула, неосновательно, так как, допуская при выкидыше понижение удоя на 50%, то и 50% удоя молока обвиняемый должен был сдать по принадлежности». Суд приговорил отца Иоанна к пяти годам ссылки с конфискацией имущества. Однако приговор не был приведен в исполнение, священника не выслали, и он продолжил служение в храме.
Во время гонений в конце тридцатых годов против него было начато новое дело. Секретарь сельсовета составил для НКВД характеристику на священника, где написал, что тот работает служителем культа в еськинской церкви и через отдельных граждан, бывшую монашку и других, ведет контрреволюционную работу; говорит, что священником служить в церкви не кончит до конца; около церкви, которую хотят взять под клуб, Томилов велит ночевать. Из других селений для похорон и крестин приезжают на лошадях, чтобы лошади заразились анемией, которая сейчас свирепствует в Еськах, через кормление и поение в водопоях села. Из отсталой части села Томилов организовал хор певчих, и через это колхозная дисциплина падает с каждым годом.
9 февраля были опрошены свидетели, которые показали, что священник говорил: «Нужно веровать в Бога и почитать Иисуса Христа, а в особенности в последние эти годы, так как, по Божьему Писанию, советская власть, руководимая коммунистической партией, — это явный антихрист и этому антихристу скоро придет конец. Среди населения он пользовался большим авторитетом, так как сумел привлечь к себе некоторых из верующих путем агитации через произносимые им в церкви проповеди о религии и они крепко запечатлелись в массе верующих, и поэтому в нашем сельсовете он является самым активным антисоветским агитатором, почему для партии и советской власти он есть самый злейший и опаснейший враг».
10 февраля 1938 года отец Иоанн был арестован, заключен в тюрьму в городе Бежецке и в течение двух дней допрошен.
— Расскажите следствию, кому из граждан в сентябре 1937 года вы сообщали сведения о войне Японии с Китаем и победе в ней фашистов? — спросил его следователь.
— Я газеты читаю и литературой интересуюсь, но никаких сообщений по газетным материалам никому не делал, — ответил священник.
— Следствием ваша виновность вполне установлена. Вы систематически за период с 1936 года по сие время в селе Еськах занимались антисоветской агитацией, террористически высказывались о руководителях коммунистической партии большевиков и советской власти.
— Я никакой антисоветской агитации не вел, террористических выступлений по отношению к руководителям партии и советской власти не делал, а поэтому и виновным себя в этом не признаю.
— Чем еще можете дополнить свои показания?
— Больше дополнить ничем не могу.
13 февраля тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Томилов был расстрелян 15 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.