⏳ 2020.01.29 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 33я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 7й)
• среда (однодневный пост, воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
29 января (16 января)
• поклонение честны́м веригам ап. Петра
• мчч. Спевси́ппа, Елевси́ппа, Мелевси́ппа, Нео́на, Турво́на, мцц. Леони́ллы, Иови́ллы (161–180)
• мч. Дана́кта Иллирийского (II)
• свт. Гонора́та Арльского (429)
• прав. Максима Тотемского (1650)
• сщмч. Иоанна Петтайя (1919)


☦️
Око­ло 42 го­да апо­стол Петр по по­ве­ле­нию Иро­да Агрип­пы был за­клю­чен в тем­ни­цу за про­по­ведь о Хри­сте Спа­си­те­ле. В тем­ни­це он был свя­зан дву­мя же­лез­ны­ми це­пя­ми. Но­чью, на­ка­нуне су­да над ним, Ан­гел Гос­по­день снял с апо­сто­ла эти це­пи и чу­дес­но вы­вел его из тем­ни­цы (Де­ян.12,1-11). Хри­сти­ане, услы­шав о чу­де, взя­ли вери­ги (це­пи) и хра­ни­ли их как дра­го­цен­ность. Одер­жи­мые раз­ны­ми бо­лез­ня­ми, при­хо­дя к ним с ве­рою, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния. Вери­ги свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра хра­ни­лись в Иеру­са­ли­ме до пат­ри­ар­ха Юве­на­лия, ко­то­рый по­да­рил их Ев­до­кии, су­пру­ге им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия Млад­ше­го, а она в 437 и 439 го­дах пе­ре­нес­ла их из Иеру­са­ли­ма в Ца­рь­град. Од­ну ве­ри­гу Ев­до­кия по­сла­ла в Рим сво­ей до­че­ри Ев­док­сии, ко­то­рая по­стро­и­ла храм во имя апо­сто­ла Пет­ра и по­ло­жи­ла в нем ве­ри­гу. В Ри­ме бы­ли так­же и дру­гие вери­ги, в ко­то­рых на­хо­дил­ся апо­стол пе­ред сво­ей кон­чи­ной при им­пе­ра­то­ре Нероне.
16 ян­ва­ря вери­ги апо­сто­ла Пет­ра вы­но­сят­ся на по­кло­не­ние на­ро­ду.

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Спев­сипп, Елев­сипп, Мелев­сипп и бабушка их Лео­нил­ла и с ни­ми Неон, Тур­вон и Иовил­ла по­стра­да­ли в Гал­лии (по дру­го­му ска­за­нию, в Кап­па­до­кии) во вто­ром ве­ке, во вре­мя го­не­ния Мар­ка Авре­лия (161–180). Лео­нил­ла при­ня­ла Кре­ще­ние в пре­клон­ных го­дах от од­но­го из уче­ни­ков свя­то­го По­ли­кар­па, епи­ско­па Смирн­ско­го, и об­ра­ти­ла за­тем ко Хри­сту трех сво­их вну­ков. Бра­тья, вос­пла­ме­нив­шись рев­но­стью о Гос­по­де, раз­би­ли идо­лов и уко­ря­ли языч­ни­ков в их безу­мии. Му­чи­те­ли, при­звав Лео­нил­лу на ме­сто каз­ни, по­ве­ле­ли ей уго­во­рить вну­ков, чтобы они от­рек­лись от Хри­ста, но она, по­дой­дя к ним, хва­ли­ла их за му­же­ство и твер­дое ис­по­ве­да­ние сво­ей ве­ры. То­гда му­че­ни­ков бро­си­ли в огонь, но он не по­вре­дил им. По­сле му­че­ний и смер­ти вну­ков свя­тая Лео­нил­ла бы­ла усе­че­на ме­чом. Вме­сте с ней по­стра­да­ла свя­тая Иовил­ла, она ви­де­ла непо­ко­ле­би­мую ве­ру свя­тых му­че­ни­ков и ис­по­ве­да­ла се­бя хри­сти­ан­кой, оста­вив му­жа и ма­ло­лет­не­го сы­на. Му­чи­те­ли, по­ве­сив ее за во­ло­сы, из­ра­ни­ли ее те­ло и обез­гла­ви­ли. Свя­той Неон ви­дел по­двиг свя­тых бра­тьев и, за­пи­сав их стра­да­ния, пе­ре­дал свою ру­ко­пись Тур­во­ну, сам же от­кры­то ис­по­ве­дал Хри­ста, за что был же­сто­ко из­бит и скон­чал­ся от по­бо­ев. Свя­той Тур­вон, под­ра­жая по­дви­гам стра­сто­терп­цев, так­же окон­чил жизнь му­че­ни­ком. Му­че­ни­ки эти осо­бен­но чти­мы в Ис­па­нии, где им по­свя­ще­ны мно­гие хра­мы. Мо­щи свя­тых му­че­ни­ков гре­че­ский им­пе­ра­тор Зе­нон пе­ре­дал во Фран­цию, в го­род Лангр.

☦️
Свя­той му­че­ник Да­накт жил во II ве­ке и слу­жил чте­цом при церк­ви в ме­стеч­ке Ав­лон, в Ма­ке­до­нии. Во вре­мя на­ше­ствия невер­ных свя­той взял цер­ков­ные со­су­ды и хо­тел скрыть­ся, но был схва­чен во­и­на­ми. От­ка­зав­ший­ся по­кло­нить­ся идо­лу, он был усе­чен ме­чом.

☦️
Свя­той Го­но­рат (429 г.) ро­дил­ся во вто­рой по­ло­вине IV ве­ка в бель­гий­ской Гал­лии в ари­сто­кра­ти­че­ской се­мье. Его отец про­ти­вил­ся стрем­ле­нию сы­на к бла­го­че­сти­вой жиз­ни. Тем не ме­нее, Го­но­рат не толь­ко не оста­вил сво­е­го стрем­ле­ния, но и вдох­но­вил сво­им при­ме­ром стар­ше­го бра­та Ве­нан­ция.
По­движ­ни­ки устро­и­ли в сво­ем до­ме стран­но­при­им­ни­цу, за­бо­ти­лись о пут­ни­ках. Неко­то­рое вре­мя спу­стя Го­но­рат и Ве­нан­ций при­ня­ли ре­ше­ние стать от­шель­ни­ка­ми. Они на­шли се­бе на­став­ни­ка, прп. Ка­пра­сия, че­ло­ве­ка об­ра­зо­ван­но­го и близ­ко­го к ним по про­ис­хож­де­нию. Оста­вив род­ной дом, они на­пра­ви­лись на Во­сток (Па­ле­сти­ну, Си­рию, Еги­пет), чтобы по­зна­ко­мить­ся с мо­на­ше­ской тра­ди­ци­ей. По пу­ти Ве­нан­ций скон­чал­ся. Го­но­рат вер­нул­ся в Юж­ную Гал­лию и по­се­лил­ся в пе­ще­ре в гор­ном мас­си­ве Эс­те­рель.
За­тем око­ло 400 го­да он пе­ре­се­лил­ся на один из Ле­рин­ских ост­ро­вов (совр. Saint-Honorat). Во­круг Го­но­ра­та со­бра­лась неболь­шая об­щи­на уче­ни­ков, ко­то­рая бла­го­устра­и­ва­лась и раз­рас­та­лась. Вско­ре пу­стын­ный ост­ров стал од­ним из са­мых ве­ли­ких мо­на­ше­ских цен­тров За­па­да.
В 427 го­ду Го­но­рат был из­бран епи­ско­пом Аре­ла­та (совр. Arles). Го­но­рат был на­сто­я­щим ар­хи­пас­ты­рем. В 429 го­ду, по­чув­ство­вав при­бли­же­ние смер­ти, Го­но­рат пред­ло­жил в ка­че­стве сво­е­го пре­ем­ни­ка Ила­рия, вос­пи­тан­ни­ка Ле­рин­ско­го мо­на­сты­ря.
Го­но­рат был по­гре­бен в аре­лат­ском некро­по­ле «Ели­сей­ские по­ля» (совр. Alyscamps), в ба­зи­ли­ке му­че­ни­ка Ге­не­сия. В 1391 го­ду мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ле­рин­ский мо­на­стырь. Во вре­мя ре­во­лю­ции пра­ви­тель­ство кон­фис­ко­ва­ло дра­го­цен­ную се­реб­ря­ную ра­ку, са­ми же мо­щи для боль­шей со­хран­но­сти бы­ли рас­пре­де­ле­ны Грас­ским епи­ско­пом по раз­лич­ным церк­вам его ди­о­це­за.
В кон­це XX ве­ка ча­сти­ца мо­щей бы­ла воз­вра­ще­на Ле­рин­ско­му мо­на­сты­рю. Па­мять свя­ти­те­ля Го­но­ра­та со­вер­ша­ет­ся 16/29 ян­ва­ря.

☦️
Пра­вед­ный Мак­сим был свя­щен­ни­ком в го­ро­де Тотьме в пер­вой по­ло­вине XVII ве­ка. Он име­но­вал­ся Мак­сим Ма­ка­рьев, сын По­пов. По­став­лен­ный в иерея, в те­че­ние 45 лет он про­хо­дил доб­ро­воль­ный по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди и пре­бы­вал в непре­стан­ной мо­лит­ве, в по­сте, на­го­те, со­вер­шен­но пре­не­бре­гал за­бо­та­ми о сво­ем те­ле.
Пра­вед­ный свя­щен­но­и­е­рей Мак­сим уже при жиз­ни сво­ей был от­ли­чен бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми от Бо­га. Он по­чил в глу­бо­кой ста­ро­сти 16 ян­ва­ря 1650 го­да и был по­гре­бен при Вос­кре­сен­ской Вар­ниц­кой церк­ви го­ро­да Тотьмы. Тру­же­ни­че­ская и свя­тая жизнь его и чу­дес­ные ис­це­ле­ния, ис­те­кав­шие от его гро­ба, по­слу­жи­ли по­буж­де­ни­ем к со­став­ле­нию пись­мен­но­го ска­за­ния о нем, но ска­за­ние это сго­ре­ло в по­жа­ре Вос­кре­сен­ской церк­ви в 1676 го­ду. Позд­нее утра­че­но и со­став­лен­ное в 1680 го­ду но­вое ска­за­ние. Меж­ду тем чу­де­са у гро­ба пра­вед­ни­ка про­дол­жа­лись.
В 1715 го­ду свя­щен­ник Вос­кре­сен­ской церк­ви Иоанн Рохле­цов с при­ход­ски­ми людь­ми об­ра­тил­ся к ар­хи­епи­ско­пу Ве­ли­ко-Устюж­ско­му Иоси­фу с прось­бой раз­ре­шить им по­ста­вить гроб­ни­цу над мо­ща­ми свя­то­го Мак­си­ма в Па­рас­ке­ви­ев­ской церк­ви, над си­ми мо­ща­ми по­стро­ен­ной, и по­ло­жить на гроб­ни­це об­раз свя­то­го. Вла­ды­ка дал свое раз­ре­ше­ние и бла­го­сло­вил слу­жить мо­леб­ны как про­чим угод­ни­кам Бо­жи­им.
В то вре­мя бы­ли еще всем па­мят­ны чу­де­са, со­вер­шив­ши­е­ся у ме­ста по­гре­бе­ния пра­вед­но­го Мак­си­ма, и чу­де­са эти бы­ли изо­бра­же­ны на клей­мах, укра­ша­ю­щих гроб­ни­цу угод­ни­ка Бо­жия.
В 1680 го­ду жи­тель Тотьмы Бо­рис Ти­мо­фе­ев Та­ру­нин за­бо­лел ли­хо­рад­кою и ле­жал пол­го­да рас­слаб­лен­ным. Ко­гда он при­звал на по­мощь пра­вед­но­го Мак­си­ма, тот­час по­лу­чил ис­це­ле­ние.
В 1691 го­ду кре­стья­нин Аре­фа Мале­вин­ский де­вять недель не вста­вал с по­сте­ли от ли­хо­рад­ки; ко­гда же стал при­зы­вать на по­мощь свя­то­го Мак­си­ма, бо­лезнь его со­всем про­шла.
Кре­стья­нин Фе­о­дор Ва­си­льев Ма­мо­шов де­вять лет был нездо­ров и на­хо­дил­ся в рас­слаб­ле­нии. Но­чью на 5 но­яб­ря 1703 го­да он ви­дел во сне, буд­то ста­рый че­ло­век в од­ной ру­баш­ке по­до­шел к его по­сте­ли и ска­зал ему: «Фе­о­дор, пе­ре­стань скор­беть». И, взяв­ши его за пле­чо, по­вел в цер­ковь и ве­лел при­ло­жить­ся к над­гро­бию пра­вед­но­го Мак­си­ма. Про­бу­див­шись, Фе­о­дор по­чув­ство­вал се­бя на­столь­ко здо­ро­вым, что мог пеш­ком от­пра­вить­ся к Вос­кре­сен­ской церк­ви для по­кло­не­ния гро­бу сво­е­го це­ли­те­ля.
Ан­на Яко­вле­ва Та­та­у­ро­ва в 1705 го­ду в те­че­ние ме­ся­ца бы­ла в ис­ступ­ле­нии ума. Но­чью во сне явил­ся ей пра­вед­ный Мак­сим и ве­лел от­слу­жить две па­ни­хи­ды над его гро­бом, обе­щая ей за то вы­здо­ров­ле­ние. Про­бу­див­шись, боль­ная при­шла в со­зна­ние и ста­ла про­сить, чтобы ее свез­ли ко гро­бу пра­вед­но­го, где она по со­вер­ше­нии па­ни­хид тот­час же по­чув­ство­ва­ла се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вою.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 1 ян­ва­ря 1894 го­да в ме­стеч­ке Ка­ро­лен Вер­ро­ско­го уез­да Ли­ф­лянд­ской гу­бер­нии в се­мье пра­во­слав­ных кре­стьян-ба­тра­ков, ра­бо­тав­ших в по­ме­щи­чьем име­нии Ка­ро­лен, Ми­ха­и­ла Яко­вле­ви­ча и Ма­рии Кон­стан­ти­нов­ны Пет­тай. За­вер­шив обу­че­ние в Риж­ском ду­хов­ном учи­ли­ще, Иван в 1910 го­ду по­сту­пил в Риж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, окон­чить ко­то­рую по­ме­ша­ла Пер­вая ми­ро­вая вой­на. С при­бли­же­ни­ем фрон­та к Ри­ге мно­гие учре­жде­ния, и сре­ди них и Риж­ская Ду­хов­ная се­ми­на­рия, бы­ли эва­ку­и­ро­ва­ны в глубь Рос­сии; се­ми­на­рия бы­ла пе­ре­ве­де­на в Ниж­ний Нов­го­род. Здесь сту­ден­ты ока­за­лись ли­ше­ны об­ще­жи­тия, и им при­шлось сни­мать жи­лье у част­ных хо­зя­ев, так что, бы­ва­ло, вся сти­пен­дия ухо­ди­ла на опла­ту жи­лья. Про­дол­жать учить­ся мог­ли толь­ко те, ко­му в до­ста­точ­ном ко­ли­че­стве по­сы­ла­лись сред­ства из до­ма. Но у ро­ди­те­лей Ива­на та­ких средств не бы­ло, и ему при­шлось 1 мая 1915 го­да пре­кра­тить обу­че­ние.
В сен­тяб­ре 1915 го­да он по­сту­пил на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Юрьев­ско­го уни­вер­си­те­та. Раз­вер­нув­ша­я­ся ши­ро­ко­мас­штаб­ная вой­на в то вре­мя каж­дый ме­сяц уно­си­ла мно­же­ство жиз­ней, и в ар­мии ста­ла ощу­щать­ся нехват­ка офи­цер­ско­го со­ста­ва. 1 мая 1916 го­да Иван Ми­хай­ло­вич, несмот­ря на име­ю­щу­ю­ся у него от­сроч­ку от служ­бы в ар­мии, был мо­би­ли­зо­ван и за­чис­лен юн­ке­ром во Вла­ди­мир­ское во­ен­ное учи­ли­ще. По­сле по­лу­го­да обу­че­ния он в чине пра­пор­щи­ка был от­прав­лен на фронт в дей­ству­ю­щую ар­мию и слу­жил в 245-м и 99-м пе­хот­ных пол­ках. В июле 1917 го­да он был ра­нен. Вый­дя из гос­пи­та­ля в де­каб­ре 1917 го­да, Иван Ми­хай­ло­вич вер­нул­ся до­мой в ме­стеч­ко Ка­ро­лен и стал по­мо­гать ро­ди­те­лям по хо­зяй­ству, не остав­ляя, од­на­ко, мыс­ли по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Гос­по­ду в сане свя­щен­ни­ка. Ле­том 1918 го­да он по­дал про­ше­ние епи­ско­пу Ре­вель­ско­му Пла­то­ну (Куль­бу­шу) о ру­ко­по­ло­же­нии во пре­сви­те­ра.
13 ок­тяб­ря 1918 го­да Иван Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к хра­му Всех свя­тых в се­ле Пе­нуя Пер­нов­ско­го уез­да Ли­ф­лянд­ской гу­бер­нии. При­ход был неболь­шой и объ­еди­нял всех пра­во­слав­ных эс­тон­цев окрест­ных де­ре­вень. Храм, вы­стро­ен­ный в 1875 го­ду, вме­щал не бо­лее трех­сот че­ло­век. Для про­хож­де­ния свя­щен­ни­че­ской прак­ти­ки отец Иоанн был от­прав­лен в со­сед­нюю цер­ковь в се­ле Карк­си-Нуйя.
В де­каб­ре 1918 го­да отец Иоанн по­лу­чил пись­мо из до­ма, в ко­то­ром со­об­ща­лось, что его мать на­хо­дит­ся при смер­ти, а отец бо­лен. От­слу­жив Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию на празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва, свя­щен­ник от­пра­вил­ся из Пе­нуя в го­ро­док Валк, на­ме­ре­ва­ясь от­ту­да до­брать­ся до до­ма ро­ди­те­лей. В Валк он при­е­хал к 11 ча­сам ве­че­ра. Меж­ду тем вся мест­ность еще на­ка­нуне бы­ла за­ня­та ча­стя­ми Крас­ной ар­мии и в го­ро­де был уста­нов­лен ко­мен­дант­ский час, так что, ед­ва при­быв в го­род, отец Иоанн был сра­зу же аре­сто­ван и от­прав­лен в тюрь­му для вы­яс­не­ния лич­но­сти.
На сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка и на ос­но­ва­нии его от­ве­тов по­слал за­прос и вско­ре по­лу­чил от­вет из Ка­ро­лен­ско­го во­лост­но­го ис­пол­ко­ма, ко­то­рый под­твер­дил лич­ность свя­щен­ни­ка. Кро­ме то­го, мест­ной вла­стью отец Иоанн был оха­рак­те­ри­зо­ван как за­щит­ник ин­те­ре­сов ра­бо­чих и кре­стьян. Ра­бо­чие име­ния Ка­ро­лен в свою оче­редь на­пра­ви­ли про­ше­ние с прось­бой осво­бо­дить свя­щен­ни­ка, на­пи­сав, что «он жил сре­ди нас, и мы мо­жем сме­ло за­сви­де­тель­ство­вать о том, что он — на­ше­го то­ва­ри­ща Ми­ха­и­ла Пет­тай сын и ни­ка­кой ви­ны, за­слу­жи­ва­ю­щей на­ка­за­ния, не под­ме­ти­ли». Про­ше­ние об осво­бож­де­нии на­пи­са­ла и су­пру­га свя­щен­ни­ка, к ее про­ше­нию мест­ные вла­сти до­ба­ви­ли свое хо­да­тай­ство: «Ка­ро­лен­ский ис­пол­ком без­зе­мель­ных и ра­бо­чих де­пу­та­тов удо­сто­ве­ря­ет, что про­ше­ние же­ны Яна Пет­тай со­гла­су­ет­ся с дей­стви­тель­но­стью, и при этом сей ко­ми­тет за­яв­ля­ет же­ла­ние — осво­бо­дить Яна Пет­тай из-под аре­ста».
18 ян­ва­ря сле­до­ва­тель сно­ва до­про­сил свя­щен­ни­ка, но ни­че­го но­во­го этот до­прос не до­ба­вил, и сле­до­ва­тель вы­нес свое за­клю­че­ние, пред­ло­жив дер­жать свя­щен­ни­ка под аре­стом до тех пор, по­ка в Лат­вии не во­дво­рит­ся спо­кой­ствие. Од­на­ко на­чаль­ство при­ня­ло иное ре­ше­ние: бли­зость к ра­бо­чим и прин­ци­пи­аль­ность в вы­бо­ре свя­щен­ни­че­ско­го пу­ти бы­ли худ­шей ха­рак­те­ри­сти­кой для при­шед­ших к вла­сти без­бож­ни­ков.
Свя­щен­ник Иоанн Пет­тай был рас­стре­лян 29 ян­ва­ря 1919 го­да и по­гре­бен на Тар­тус­ком клад­би­ще.

Жития
Писание