⏳ 2020.01.21 (вт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 32я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 6й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
21 января (8 января)
• сщмч. Карте́рия Кесарийского (Каппадокийского) (304)
• мчч. Иулиана, Ке́лсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы, Мариони́ллы, 7-ми отроков и 20-ти воинов (313)
• прп. Илии Египетского (IV)
• сщмч. Фео́фила и мч. Елладия (IV)
• прп. Домники Константинопольской (ок. 474)
• прп. Георгия Хозевита (VII)
• мч. Або́ Тбилисского (786)
• исп. Емилиана Кизического (IX)
• прп. Григория чудотворца Печерского (1093)
• прп. Григория затворника Печерского (XIII–XIV)
• сщмч. Иси́дора Юрьевского (Дерптского), и с ним 72-х пострадавших (1472)
• прп. Паисия Угличского (1504)
• сщмч. Виктора (Усова) (1937)
• сщмчч. Димитрия (Плышевского), Владимира (Пастернацкого), прмч. Пафнутия (Костина), мч. Михаила (Новоселова) (1938)
• сщмч. Василия (Архангельского) (1939)
• мч. Иоанна (Малышева) (1940)
• исп. Михаила (Розова) (1941)


☦️
Священномученик Карте́рий – иерей и учи­тель хри­сти­ан­ский в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане и иге­моне Ур­бане, за ис­по­ве­да­ние ве­ры и про­по­ве­ди о Иису­се Хри­сте по­сле тяж­ких мук умер от ко­пья жи­до­ви­на в 304 го­ду. По­до­би­ем рус, в ру­ках еван­ге­лие, ри­за свя­щен­ни­че­ская.

☦️
Свя­той му­че­ник Иули­ан ро­дил­ся в еги­пет­ском го­ро­де Ан­ти­ное и по во­ле ро­ди­те­лей всту­пил в брак с бла­го­род­ной и бо­га­той де­ви­цей Ва­си­лис­сой. В бра­ке су­пру­ги оста­лись дев­ствен­ни­ка­ми. По смер­ти ро­ди­те­лей сво­их они устро­и­ли две оби­те­ли: муж­скую и жен­скую, са­ми при­ня­ли ино­че­ство и на­сто­я­тель­ство­ва­ли в этих оби­те­лях. В цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на в 313 го­ду свя­той Иули­ан же­сто­ко по­стра­дал за ве­ру Хри­сто­ву и сво­им му­же­ством об­ра­тил ко Хри­сту Кел­сия, сы­на сво­е­го му­чи­те­ля иге­мо­на Мар­ки­а­на, и же­ну его, Ма­ри­о­нил­лу. Вос­кре­сив умер­ше­го языч­ни­ка, свя­той об­ра­тил и его. Об­ра­щен­ные при­ня­ли Кре­ще­ние от пре­сви­те­ра Ан­то­ния. Языч­ник в Кре­ще­нии на­зван Ана­ста­си­ем. По­сле тем­нич­но­го за­клю­че­ния все при­ня­ли му­че­ни­че­ский ве­нец, бу­дучи усе­че­ны ме­чом. С ни­ми му­че­ни­че­ски по­гиб­ли 20 во­и­нов и 7 от­ро­ков.

☦️
Преподобный Илия́ Египетский, пустынник. С юных лет был мо­на­хом и по­сле 70-лет­них по­дви­гов на неко­ей го­ре, в ди­кой пу­стыне ниж­ней Фива­и­ды, близ Ан­ти­ноя, скон­чал­ся 110 лет в кон­це 4 ве­ка. Изо­бра­жа­ет­ся в ви­де се­до­го стар­ца, ли­цо мор­щи­но­ва­тое и блед­ное, во­ло­сы про­стые, в од­ной ря­се.

☦️
Священномученик Фео́фил, диакон и мученик Елла́дий. За про­по­ведь о Иису­се Хри­сте и уни­чи­же­ние идо­лов по­сле ис­тя­за­ний по­би­ты кам­ня­ми в 3 ве­ке. На ико­нах изо­бра­жа­ют­ся: Фе­о­фил рус, бо­ро­да неболь­шая, в диа­кон­ской ри­зе, в од­ной ру­ке ка­ди­ло, в дру­гой ка­мень; Ел­ла­дий рус, бо­ро­да под­лин­нее Фе­о­фи­ло­вой, в од­ной ру­ке крест, в дру­гой ка­мень.

☦️
Пре­по­доб­ная Дом­ни­ка при­бы­ла из Кар­фа­ге­на в Ца­рь­град при свя­том ца­ре Фе­о­до­сии Ве­ли­ком. Здесь она при­ня­ла Кре­ще­ние от пат­ри­ар­ха Нек­та­рия и по­сту­пи­ла в мо­на­стырь. Стро­ги­ми и про­дол­жи­тель­ны­ми по­дви­га­ми взо­шла она на вы­со­ту ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Свя­тая ис­це­ля­ла боль­ных, яв­ля­ла си­лу над сти­хи­я­ми, пред­ска­зы­ва­ла бу­ду­щее. Сво­и­ми чу­де­са­ми пре­по­доб­ная об­ра­ща­ла жи­те­лей сто­ли­цы к за­бо­там о веч­ной жиз­ни, о ду­ше. Укра­шен­ная доб­ро­де­те­ля­ми, свя­тая ото­шла из жиз­ни непо­роч­ной де­вой в глу­бо­кой ста­ро­сти († 474).

☦️
Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий Хо­зе­вит ро­дил­ся на ост­ро­ве Ки­п­ре. По смер­ти ро­ди­те­лей он от­пра­вил­ся в Па­ле­сти­ну на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам. Здесь он по­сту­пил в ино­че­скую Ху­зи­вит­скую об­щи­ну, на­хо­див­шу­ю­ся меж­ду ре­кой Иор­да­ном и Иеру­са­ли­мом, на­сто­я­те­лем ко­то­рой он стал впо­след­ствии. Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий по­да­вал мо­на­хам об­ра­зец по­ще­ния, бде­ния и те­лес­ных по­дви­гов. По­жив на зем­ле, слов­но бес­плот­ный, он мир­но скон­чал­ся (VII).

☦️
Му­че­ник Або Тби­ле­ли (Тби­лис­ский), араб по про­ис­хож­де­нию, жил в VIII в. в Баг­да­де и был из­го­то­ви­те­лем бла­го­вон­ных ма­зей. В воз­расте 17–18 лет он ока­зал­ся в Тби­ли­си, по­сле­до­вав за пра­ви­те­лем Карт­ли (Во­сточ­ная Гру­зия) – Нер­се­сом. Нер­сес, бу­дучи ого­во­рен пе­ред ха­ли­фом, про­вел в Баг­да­де три го­да в за­клю­че­нии; осво­бож­ден­ный но­вым ха­ли­фом, он взял с со­бой Або. В Тби­ли­си Або изу­чил гру­зин­ский язык. Сво­и­ми доб­ро­де­те­ля­ми он за­слу­жил об­щую лю­бовь и ува­же­ние на­ро­да. Або стал изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние и всё ча­ще по­се­щать хра­мы Бо­жии. Пре­бы­вая в по­сте и мо­лит­ве, он ис­кал удоб­но­го слу­чая, чтобы при­нять Свя­тое Кре­ще­ние. В то вре­мя пра­ви­тель Карт­ли Нер­сес вновь был окле­ве­тан пе­ред ха­ли­фом и вы­зван в Баг­дад. Нер­сес, же­лая из­бег­нуть рас­пра­вы, по­ехал на се­вер, в Ха­за­рию. В его сви­те из 300 че­ло­век ока­зал­ся так­же Або. В Ха­за­рии он и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. Через несколь­ко ме­ся­цев, сле­дуя за Нер­се­сом, Або ока­зал­ся в Аб­ха­зии. Там он вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь, по­сто­ян­но раз­мыш­лял над Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем, по­дол­гу мо­лил­ся на цер­ков­ных служ­бах. О бла­го­че­сти­вой жиз­ни свя­то­го Або ста­ло из­вест­но вла­де­те­лю и епи­ско­пу Аб­ха­зии. Они ча­сто при­зы­ва­ли свя­то­го Або для ду­хов­ной бе­се­ды, удив­ля­ясь его глу­бо­кой ве­ре и зна­ни­ям. Но, же­лая из­бе­жать мир­ской сла­вы и под­ра­жая по­дви­гу пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, свя­той Або пре­дал­ся без­мол­вию и лишь через три ме­ся­ца, в день Свет­ло­го Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, пре­рвал свое мол­ча­ние, сла­вя и про­по­ве­дуя Вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля.
Вско­ре Нер­сес ре­шил вер­нуть­ся в Тби­ли­си, и Або без­бо­яз­нен­но по­сле­до­вал за ним, хо­тя пра­ви­тель Аб­ха­зии про­сил его остать­ся, опа­са­ясь за его судь­бу. В Тби­ли­си, на­хо­див­шем­ся то­гда под вла­стью ма­го­ме­тан, свя­той Або от­кры­то ис­по­ве­до­вал Хри­ста Спа­си­те­ля и тем на­влек на се­бя мсти­тель­ный гнев пер­сов. Свя­той Або был за­клю­чен в тем­ни­цу, а за­тем при­ве­ден на суд. Уго­во­ра­ми и обе­ща­ни­я­ми вся­че­ских бо­гатств и по­че­стей его пы­та­лись вер­нуть к ма­го­ме­тан­ству. И ко­гда уви­де­ли, что Або оста­ет­ся непре­клон­ным, вновь бро­си­ли в тем­ни­цу. На 9-й день за­то­че­ния Ан­гел Гос­по­день от­крыл свя­то­му Або о близ­ком дне его му­че­ни­че­ской смер­ти.
В тре­тий час празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния свя­той Або при­об­щил­ся Свя­тых Тайн и вско­ре был уве­ден страж­ни­ка­ми на казнь. На­де­ясь стра­хом вы­ну­дить от­ре­че­ние от Хри­ста, свя­то­му Або три­жды на­нес­ли удар ту­пой сто­ро­ной ме­ча. Му­че­ник остал­ся непо­ко­ле­бим. Скон­чал­ся он через усек­но­ве­ние чест­ной гла­вы в тот же день, в пят­ни­цу, 6 ян­ва­ря 786 го­да.
Те­ло свя­то­го Або бы­ло об­ли­то нефтью и со­жже­но на краю ска­лы на том ме­сте, где поз­же бы­ла по­стро­е­на тби­лис­ская Ме­тех­ская цер­ковь. «Гос­подь по­слал на то ме­сто звез­ду, све­тя­щу­ю­ся, как лам­па­да, ко­то­рая сто­я­ла в воз­ду­хе до трех ча­сов но­чи и бо­лее… и осве­ща­ла со­бой весь Ти­флис». Ко­сти свя­то­го Або бы­ли бро­ше­ны в ре­ку Ку­ру под мост. На дру­гой день, 7 ян­ва­ря, они бы­ли про­слав­ле­ны уди­ви­тель­ным стол­пом све­та, ис­хо­дя­щим из во­ды, о чем сви­де­тель­ство­вал совре­мен­ник свя­то­го Або Иоанн Са­ба­нисдзе, со­ста­вив­ший его жи­тие.

☦️
Свя­ти­тель Еми­ли­ан, епи­скоп Ки­зи­че­ский, жил в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на (813–820). Вме­сте с дру­ги­ми епи­ско­па­ми он был вы­зван во дво­рец к им­пе­ра­то­ру, на­стой­чи­во по­тре­бо­вав­ше­му от епи­ско­пов от­ка­зать­ся от по­чи­та­ния свя­тых икон. Свя­ти­тель Еми­ли­ан пер­вый твер­до от­ве­чал им­пе­ра­то­ру, что во­прос об ико­но­по­чи­та­нии мо­жет об­суж­дать­ся и ре­шать­ся лишь в Церк­ви ду­хов­ны­ми ли­ца­ми, а не в цар­ском двор­це. В 815 го­ду он был со­слан в за­то­че­ние за пра­во­слав­ную ве­ру, где и скон­чал­ся как ис­по­вед­ник.

☦️
Пре­по­доб­ный Гри­го­рий был по­стри­жен в ино­че­ство в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре при пре­по­доб­ном Фе­о­до­сии († 1074; па­мять 3 мая). Мно­го вре­ме­ни свя­той уде­лял чте­нию книг, ко­то­рые бы­ли един­ствен­ным его до­сто­я­ни­ем. Пре­по­доб­ный умел вра­зум­лять по­хи­ти­те­лей. Несколь­ко раз к нему в кел­лию и в сад про­би­ра­лись гра­би­те­ли, но свя­той крот­ко вра­зум­лял их; во­ры рас­ка­и­ва­лись, ис­прав­ля­лись и на­чи­на­ли с тех пор ве­сти чест­ную жизнь. Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный шел к Дне­пру за во­дой, от­ро­ки от­прав­ляв­ше­го­ся в по­ход кня­зя Ро­сти­сла­ва, уви­дев стар­ца, на­ча­ли сме­ять­ся над ним и гру­бо ру­гать его. Свя­той от­ве­тил им: «Де­ти, вам над­ле­жа­ло бы со­кру­шать­ся и про­сить у всех мо­литв, ибо над ва­ми уже ре­шен суд Бо­жий. Вы все вме­сте с ва­шим кня­зем най­де­те смерть в во­де». По при­ка­зу раз­гне­ван­но­го кня­зя Ро­сти­сла­ва пре­по­доб­ный был свя­зан по ру­кам и но­гам и с кам­нем на шее утоп­лен в Дне­пре. Од­на­ко пред­ска­за­ние его сбы­лось. Ро­сти­слав не вер­нул­ся из по­хо­да. В том же 1093 го­ду два­дца­ти­лет­ний князь на гла­зах у сво­е­го бра­та, Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, уто­нул, спа­са­ясь бег­ством от по­лов­цев.
Неко­то­рые ис­точ­ни­ки отож­деств­ля­ют свя­то­го Гри­го­рия с пре­по­доб­ным Гри­го­ри­ем, твор­цом ка­но­нов рав­ноап­о­столь­но­му кня­зю Вла­ди­ми­ру, пре­по­доб­но­му Фе­о­до­сию и свя­тым му­че­ни­кам Бо­ри­су и Гле­бу. Но пре­по­доб­ный Гри­го­рий, тво­рец ка­но­нов, жил поз­же и пре­ста­вил­ся око­ло 1120 го­да. Пре­по­доб­ный Гри­го­рий чу­до­тво­рец скон­чал­ся в 1093 го­ду и по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах. Па­мять ему так­же 28 сен­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
Пре­по­доб­ный Гри­го­рий, за­твор­ник Ки­е­во-Пе­чер­ский, жил в XIV ве­ке. В «Ска­за­нии о жи­ти­ях свя­тых, в пе­ще­ре пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия по­чи­ва­ю­щих» го­во­рит­ся, что пи­щей пре­по­доб­но­го Гри­го­рия всю жизнь слу­жи­ла нева­ре­ная тра­ва. Он да­вал эту тра­ву при­хо­див­шим к нему, и боль­ные ис­це­ля­лись. Па­мять его так­же 28 ав­гу­ста и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
В 1472 го­ду в г. Юрье­ве (Тар­ту) в празд­ник Бо­го­яв­ле­ния свя­щен­ник церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая о. Ис­и­дор во вре­мя ве­ли­ко­го освя­ще­ния во­ды на ре­ке Омо­в­же был схва­чен по при­ка­зу ли­вон­ско­го бис­ку­па и за­клю­чен в тем­ни­цу. С ним бы­ли аре­сто­ва­ны и все при­хо­жане его церк­ви, вклю­чая жен­щин и де­тей. Ли­вон­цы си­лою при­нуж­да­ли от­речь­ся их от ве­ры пра­во­слав­ной, но ис­по­вед­ни­ки бы­ли непре­клон­ны и твер­ды. В тем­ни­це о. Ис­и­дор при­ча­стил за­пас­ны­ми да­ра­ми всех быв­ших с ним му­жей, жен и де­тей. Все ис­пол­ни­лись ду­хов­ной ра­до­сти и на рас­све­те вме­сте со сво­им пас­ты­рем при­ня­ли му­че­ни­че­скую смерть: бы­ли ввер­же­ны под лед на р. Омо­в­же, в том са­мом ме­сте, где о. Ис­и­дор освя­щал во­ду в день Бо­го­яв­ле­ния.
Бы­ло всех стра­даль­цев семь­де­сят два, и ни­кто не от­рек­ся от пра­во­слав­ной ве­ры, все, как один, по­шли они под лед за сво­им на­сто­я­те­лем.
О страш­ной каз­ни пра­во­слав­ных ли­вон­ски­ми ры­ца­ря­ми дол­го вспо­ми­на­ли в Юрье­ве и его окрест­но­стях.
На­сту­пи­ла вес­на, и раз­лив­ша­я­ся Омо­в­жа вы­сту­пи­ла из бе­ре­гов сво­их. То­гда яви­лись и те­ла ис­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых: в несколь­ких ки­ло­мет­рах от Юрье­ва, вверх по ре­ке, они ле­жа­ли под де­ре­вом у го­ры, ни­чем не по­вре­жден­ны­ми, в той же одеж­де, как буд­то спе­ци­аль­но по­ло­жен­ные там. И сре­ди них о. Ис­и­дор в пол­ном об­ла­че­нии, в ко­то­ром он был бро­шен под лед. Так Гос­подь про­сла­вил свя­тых Сво­их угод­ни­ков. Их те­ла с лю­бо­вью бы­ли по­гре­бе­ны пра­во­слав­ны­ми око­ло юрьев­ской церк­ви свт. Ни­ко­лая.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-isidor-jurevskij-derptskij

☦️
Преподобный Паисий Угличский. Игу­мен По­кров­ско­го мо­на­сты­ря близ Уг­ли­ча; был пле­мян­ни­ком пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ка­ля­зин­ско­го († 1483 г.). По смер­ти ро­ди­те­лей 11-лет­ним от­ро­ком св. Па­и­сий при­шел в оби­тель сво­е­го дя­ди, ко­то­рый и об­лек его в ино­че­ские одеж­ды. Под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия юный инок про­во­дил жизнь в по­дви­гах по­слу­ша­ния, по­ста и мо­лит­вы, за­ни­ма­ясь пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем ду­ше­спа­си­тель­ных книг. В 1476 г. по же­ла­нию кня­зя Ан­дрея Ва­си­лье­ви­ча пре­по­доб­ный Па­и­сий ос­но­вал в трех вер­стах от Уг­ли­ча об­ще­жи­тель­ный По­кров­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром и был из­бран игу­ме­ном. Под­ви­за­ясь в По­кров­ской оби­те­ли, пре­по­доб­ный Па­и­сий до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся в 1504 г. Мо­щи его, про­слав­лен­ные чу­де­са­ми, по­чи­ва­ют под спу­дом в По­кров­ской оби­те­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-paisij-uglichskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся в 1880 го­ду в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля Иоан­на Плы­шев­ско­го. По окон­ча­нии в 1905 го­ду Мин­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви в се­ле Смоле­ви­чи Мин­ско­го уез­да. Отец Ди­мит­рий был аре­сто­ван во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь — 26 сен­тяб­ря 1937 го­да. Он был об­ви­нен в том, что да­вал чи­тать зна­ко­мым жи­тия свя­тых. Но та­ко­го об­ви­не­ния для сле­до­ва­те­лей бы­ло недо­ста­точ­но.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что со­сто­я­ли участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­встан­че­ской шпи­он­ской ор­га­ни­за­ции. Рас­ска­жи­те след­ствию прав­ду! — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
— В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы бы­ли за­вер­бо­ва­ны в контр­ре­во­лю­ци­он­ную ор­га­ни­за­цию; еще раз тре­бую от­кро­вен­но рас­ска­зать о сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти!
— Я ни в ка­кую контр­ре­во­лю­ци­он­ную ор­га­ни­за­цию за­вер­бо­ван не был и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не про­во­дил.
19 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ди­мит­рия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ди­мит­рий Плы­шев­ский был рас­стре­лян 19 ян­ва­ря 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1891 го­ду в се­ле Ост­ро­во Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Ма­лы­ше­ва. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в сель­ской шко­ле. С на­ча­лом Пер­вой ми­ро­вой вой­ны Иван был мо­би­ли­зо­ван в ар­мию, где слу­жил по 1917 год ря­до­вым. В 1918 го­ду он был мо­би­ли­зо­ван в Крас­ную ар­мию и до 1921 го­да слу­жил фу­ра­жи­ром.
В два­дца­тых го­дах Иван Ва­си­лье­вич вме­сте с се­мьей пе­ре­ехал в Моск­ву и по­се­лил­ся на Ни­ко­ло-Ям­ской ули­це ря­дом с хра­мом пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го в Ро­гож­ской сло­бо­де, при­хо­жа­ни­ном ко­то­ро­го он и стал, со вре­ме­нем все ак­тив­нее участ­вуя в жиз­ни при­хо­да. Ра­бо­тал он элек­три­ком на за­во­де «Серп и Мо­лот», рас­по­ло­жен­ном непо­да­ле­ку от хра­ма. Иван Ва­си­лье­вич вы­пол­нял в хра­ме все ра­бо­ты, ка­са­ю­щи­е­ся элек­три­че­ства, к празд­ни­кам уби­рал вме­сте с при­хо­жа­на­ми храм, устра­и­вал гир­лян­ды из элек­три­че­ских лам­по­чек во­круг икон, хо­дил во вре­мя бо­го­слу­же­ния с та­рел­кой для по­жерт­во­ва­ний. В де­каб­ре 1937 го­да он стал чле­ном два­дцат­ки, и ес­ли и рань­ше мно­го вре­ме­ни от­да­вал церк­ви, то те­перь он про­во­дил здесь все сво­бод­ное вре­мя.
Вес­ной 1938 го­да со­труд­ни­ки НКВД про­во­ди­ли по­след­ние опе­ра­ции, ка­са­ю­щи­е­ся мас­со­вых аре­стов ду­хо­вен­ства и ве­ру­ю­щих в со­от­вет­ствии с рас­по­ря­же­ни­ем Ста­ли­на и со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства. Со­брав све­де­ния о наи­бо­лее ак­тив­ных цер­ков­ных лю­дях, жи­ву­щих в рай­оне, они при­ня­ли ре­ше­ние об аре­сте Ива­на Ва­си­лье­ви­ча, и 26 ап­ре­ля 1938 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. До­про­сы про­дол­жа­лись в те­че­ние ме­ся­ца, но, несмот­ря на все уси­лия сле­до­ва­те­лей, им не уда­лось скло­нить его к лже­сви­де­тель­ству. К это­му вре­ме­ни мно­гие со­труд­ни­ки НКВД бы­ли са­ми аре­сто­ва­ны за неза­кон­ное ве­де­ние след­ствия, и те­перь на­до бы­ло бо­лее убе­ди­тель­но обос­но­вы­вать арест ря­до­во­го элек­три­ка. Во вре­мя обыс­ка у Ива­на Ва­си­лье­ви­ча бы­ли най­де­ны грам­мо­фон и два­дцать до­ре­во­лю­ци­он­ных пла­сти­нок с цер­ков­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми и го­судар­ствен­ным гим­ном «Бо­же, Ца­ря хра­ни». Это со­чли до­ста­точ­ным для об­ви­не­ния.
27 мая 1938 го­да сле­до­ва­тель до­про­сил Ива­на Ва­си­лье­ви­ча. Вы­яс­нив, что он при­ни­мал са­мое ак­тив­ное уча­стие в жиз­ни при­хо­да и не со­би­ра­ет­ся от­ре­кать­ся от это­го, сле­до­ва­тель спро­сил, где он при­об­рел пла­стин­ки, на что тот от­ве­тил, что на Куз­нец­ком мо­сту у слу­чай­но­го про­хо­же­го, вме­сте с грам­мо­фо­ном. Узнав, что Иван Ва­си­лье­вич про­иг­ры­вал пла­стин­ки, ко­то­рые сле­до­ва­тель сра­зу ква­ли­фи­ци­ро­вал как контр­ре­во­лю­ци­он­ные, он спро­сил его:
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы, бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен­ным к со­вет­ской вла­сти, си­сте­ма­ти­че­ски ве­ли сре­ди окру­жа­ю­ще­го на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную фа­шист­скую аги­та­цию. Вы это под­твер­жда­е­те?
— Нет, я это не под­твер­ждаю.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным по су­ще­ству предъ­яв­лен­но­го вам об­ви­не­ния по ста­тье?
— Я при­знаю се­бя ви­нов­ным толь­ко в том, что хра­нил и про­иг­ры­вал контр­ре­во­лю­ци­он­ные цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ские грам­мо­фон­ные пла­стин­ки.
В тот же день след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 27 июля 1938 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД СССР при­го­во­ри­ло Ива­на Ва­си­лье­ви­ча к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь; он был от­прав­лен на Ко­лы­му и ра­бо­тал на лаг­пунк­те при­ис­ка Фро­лыч. От непо­силь­ной ра­бо­ты и бес­че­ло­веч­ных усло­вий со­дер­жа­ния зи­мой 1940 го­да он тя­же­ло за­бо­лел. Врач в ста­ци­о­на­ре лаг­пунк­та опре­де­лил у него острое вос­па­ле­ние по­чек, по­рок серд­ца, во­дян­ку жи­во­та и отек лег­ких. Иван Ва­си­лье­вич Ма­лы­шев скон­чал­ся в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня на рас­све­те, 19 ян­ва­ря 1940 го­да, и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание