⏳ 2020.01.18 (сб)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 31я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 5й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
18 января (5 января)
• На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
• прор. Михея (IX до РХ)
• сщмч. Феопе́мпта Никомидийского, мч. Феоны (Сине́сия) (303)
• прп. Синклитики́и Александрийской (ок. 350)
• прп. Аполлина́рии (ок. 470)
• прп. Фости́рия (?)
• прп. Мины Синайского (VI)
• прп. Григория Акритского (ок. 820)
• сщмч. Андрея (Зимина) (1920)
• мч. Иосифа (Беспалова) и с ним 37-ми мчч. (1921)
• мц. Евгении (Доможировой) (1933)
• сщмч. Сергия (Лаврова) (1934)
• мч. Матфея (Гусева) (1938)
• прп. Симеона Псково-Печерского (1960)


☦️
18 января в Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

☦️
Пророк Михей, сын Ием­влая. Жил в IX ве­ке до Р. Х и про­ис­хо­дил из ко­ле­на Еф­ре­мо­ва, был совре­мен­ни­ком про­ро­ка Илии. Свя­той про­рок Ми­хей об­ли­чал из­ра­иль­ско­го ца­ря Аха­ва за от­па­де­ние от Бо­га в идо­ло­по­клон­ство и пред­ска­зал ему ги­бель в во­йне с ас­си­рий­ца­ми, за что был по­са­жен в тем­ни­цу, где кор­ми­ли его толь­ко хле­бом и во­дой. Царь же Ахав от­пра­вил­ся на вой­ну, где и был убит со­глас­но про­ро­че­ству св. Ми­хея (3Цар.22:8-35).
О кон­чине свя­то­го про­ро­ка Ми­хея ни­че­го не го­во­рит­ся в Свя­щен­ном Пи­са­нии. Од­на­ко весь­ма ве­ро­ят­но, что св. про­рок Ми­хей умер му­че­ни­че­ской смер­тью от ко­го-ли­бо из му­чи­те­лей, ибо же­на Аха­ва Ие­за­вель, остав­ша­я­ся по­сле му­жа вдо­вой, и сын его Охо­зия, при­няв­ший по­сле от­ца цар­ство, и зять, царь Иеру­са­лим­ский Иорам, – все они не мог­ли чув­ство­вать рас­по­ло­же­ния к пред­ска­зав­ше­му по­ги­бель Аха­ва. В дру­гих ис­точ­ни­ках го­во­рит­ся, что за об­ли­че­ние без­за­ко­ния св. про­рок Ми­хей был убит и бро­шен в про­пасть; ближ­ние св. Ми­хея из­влек­ли его чест­ное те­ло от­ту­да и пре­да­ли по­гре­бе­нию в сво­ей зем­ле. Скон­чал­ся в IX ве­ке до Рож­де­ства Хри­сто­ва.

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Фе­о­пемпт и Фео­на по­стра­да­ли в Ни­ко­ми­дии в 303 го­ду. Свя­той Фе­о­пемпт был епи­ско­пом в Ни­ко­ми­дии при Дио­кли­ти­ане. Вы­сту­пая про­тив идо­ло­по­клон­ства, он за­щи­щал ве­ру Хри­сто­ву. При­зван­ный к ца­рю, он от­ка­зал­ся вы­пол­нить его тре­бо­ва­ние по­кло­нить­ся идо­лу Апол­ло­ну. Свя­то­го Фе­о­пемп­та бро­си­ли в рас­ка­лен­ную печь, но он си­лой Бо­жи­ей остал­ся жив. Но­чью царь с от­ря­дом во­и­нов по­шел к пе­чи и там дей­стви­тель­но уви­дел свя­то­го жи­вым и мо­ля­щим­ся Бо­гу. При­пи­сы­вая свер­шив­ше­е­ся чу­до дей­ствию волх­во­ва­ния, Дио­кли­ти­ан при­ка­зал мо­рить свя­то­го Фе­о­пемп­та го­ло­дом и жаж­дой в те­че­ние 22 дней, но и тут во­лей Бо­жи­ей му­че­ник был со­хра­нен.
То­гда царь при­звал из­вест­но­го вол­шеб­ни­ка Фе­о­ну, взяв­ше­го­ся раз­ру­шить «ча­ры», ко­то­ры­ми, как они пред­по­ла­га­ли, об­ла­да­ет свя­той епи­скоп Фе­о­пемпт. Фео­на при­го­то­вил для свя­то­го Фе­о­пемп­та яд, вло­жен­ный в ле­пеш­ку, и пред­ло­жил ему съесть ее. Яд ни­сколь­ко не по­вре­дил свя­то­му Фе­о­пемп­ту. Фео­на во вто­рой раз ис­пы­тал на му­че­ни­ке дей­ствие еще бо­лее силь­но­го яда, но, ви­дя, что свя­той Фе­о­пемпт оста­ет­ся невре­дим, сам уве­ро­вал во Хри­ста. Его бро­си­ли в тем­ни­цу вме­сте со свя­тым епи­ско­пом, ко­то­рый огла­сил его и кре­стил, дав ему имя Си­не­сий (что зна­чит «ис­пол­нен­ный ра­зу­ма»).
Утром Дио­кли­ти­ан при­звал свя­то­го Фе­о­пемп­та и вновь убеж­дал от­речь­ся от Хри­ста, но, ви­дя непре­клон­ную твер­дость свя­то­го му­жа, пре­дал его мно­гим и тяж­ким му­кам, по­сле че­го свя­той был обез­глав­лен. Свя­той му­че­ник Фео­на, от­ка­зав­ший­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам, был жи­вым за­ко­пан в глу­бо­кий ров. Это про­изо­шло в Ни­ко­ми­дии в 303 го­ду.

☦️
Пре­по­доб­ная Син­кли­ти­кия ро­дом из Алек­сан­дрии, дочь бо­га­тых ро­ди­те­лей, пре­крас­ная со­бой, с юных лет по­мыш­ля­ла толь­ко об уго­жде­нии Бо­гу. Воз­лю­бив чи­сто­ту дев­ства, она от­ка­за­лась всту­пить в брак и всё вре­мя про­во­ди­ла в по­сте и мо­лит­ве. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей она раз­да­ла ни­щим иму­ще­ство и со сво­ей сле­пой сест­рой, при­няв ино­че­ство, скры­лась в од­ной из гроб­ниц, при­над­ле­жав­ших ее род­ствен­ни­кам. Сла­ва о ее по­дви­гах быст­ро рас­про­стра­ни­лась в окрест­но­стях, и мно­го бла­го­че­сти­вых жен и дев при­шли к ней, чтобы жить под ее ру­ко­вод­ством. В про­дол­же­ние сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­ни свя­тая усерд­но сло­вом и де­лом по­уча­ла се­стер. На 80-м го­ду жиз­ни ее по­стиг­ла тя­же­лая и му­чи­тель­ная бо­лезнь. Пре­по­доб­ная с ис­тин­но хри­сти­ан­ским тер­пе­ни­ем пе­ре­но­си­ла нис­по­слан­ное ей ис­пы­та­ние. Скон­ча­лась свя­тая око­ло 350 го­да, в воз­расте 83-х лет.

☦️
Пре­по­доб­ная Апол­ли­на­рия бы­ла до­че­рью Ан­фе­мия, быв­ше­го пра­ви­те­ля Гре­че­ской им­пе­рии во вре­мя ма­ло­лет­ства Фе­о­до­сия Млад­ше­го (408–450). От­ка­зав­шись от бра­ка, она вы­про­си­ла у сво­их бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей раз­ре­ше­ние по­кло­нить­ся свя­тым ме­стам Во­сто­ка. При­быв из Иеру­са­ли­ма в Алек­сан­дрию, она тай­но от слуг пе­ре­оде­лась в одеж­ду ино­ка и скры­лась в од­но бо­ло­ти­стое ме­сто, где несколь­ко лет под­ви­за­лась в стро­гом по­сте и мо­лит­вах. По от­кро­ве­нию свы­ше она на­пра­ви­лась в скит к свя­то­му Ма­ка­рию Еги­пет­ско­му, на­звав се­бя ино­ком До­ро­фе­ем. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­нял ее в чис­ло сво­ей бра­тии, и там она вско­ре про­сла­ви­лась сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­нью. У ро­ди­те­лей Апол­ли­на­рии бы­ла дру­гая дочь, стра­дав­шая бес­но­ва­ни­ем. Они от­пу­сти­ли ее в скит к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию, ко­то­рый при­вел боль­ную к ино­ку До­ро­фею (бла­жен­ной Апол­ли­на­рии), по мо­лит­ве ко­то­ро­го де­ви­ца по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние. По воз­вра­ще­нии до­мой де­ви­ца вновь под­верг­лась на­си­лию диа­во­ла, ко­то­рый дал ей вид жен­щи­ны, но­ся­щей во чре­ве. Этот слу­чай при­вел в силь­ный гнев ро­ди­те­лей ее, ко­то­рые по­сла­ли в скит во­и­нов и тре­бо­ва­ли вы­дать ви­нов­ни­ка оскорб­ле­ния до­че­ри.
Свя­тая Апол­ли­на­рия взя­ла на се­бя ви­ну и по­шла с по­слан­ны­ми в дом сво­их ро­ди­те­лей. Там она от­кры­ла ро­ди­те­лям свою тай­ну, ис­це­ли­ла сест­ру, воз­вра­ти­лась в скит, где в ско­ром вре­ме­ни мир­но скон­ча­лась в 470 го­ду. Толь­ко по­сле смер­ти ино­ка До­ро­фея от­кры­лось, что это бы­ла жен­щи­на. Те­ло свя­той бы­ло по­гре­бе­но в пе­ще­ре, в церк­ви оби­те­ли свя­то­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го.

☦️
Пре­по­доб­ный Фо­сти­рий, пу­стын­ник, под­ви­зал­ся на вы­со­кой го­ре. Си­лой чу­до­тво­ре­ний и свя­то­стью жиз­ни мно­гих от­вра­тил от ере­сей.

☦️
Пре­по­доб­ный Ми­на 50 лет под­ви­зал­ся в Си­най­ском мо­на­сты­ре, скон­чал­ся мир­но во вто­рой по­ло­вине VI ве­ка.

☦️
Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Акрит­ский ро­дил­ся на ост­ро­ве Крит в 760 го­ду. Он по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. То бы­ло вре­мя, ко­гда ере­ти­ки-ико­но­бор­цы при­тес­ня­ли пра­во­слав­ных. Юно­ша Гри­го­рий, же­лая со­хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру, ушел в Селев­кию и там жил, про­во­дя бла­го­че­сти­вую жизнь.
На 20-м го­ду жиз­ни пре­по­доб­ный Гри­го­рий от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим и про­жил там 12 лет, пе­ре­но­ся же­сто­кие при­тес­не­ния от ара­бов и ев­ре­ев. От­ту­да свя­той Гри­го­рий пе­ре­се­лил­ся в Рим, где при­нял по­стри­же­ние. Там он ду­хов­но сбли­зил­ся со свя­тым Ми­ха­и­лом, епи­ско­пом Си­над­ским (па­мять 23 мая), ко­то­рый взял его с со­бой и по­ме­стил в оби­те­ли на мы­се Акрит (Мра­мор­ное мо­ре). Там свя­той нес ве­ли­кие по­дви­ги и скон­чал­ся око­ло 820 го­да.

☦️
Протоиерей Андрей Симеонович Зимин[1] родился 14 августа 1872 года в семье забайкальского казака. После окончания полного курса Благовещенской духовной семинарии был рукоположен в сентябре 1894 года в диакона и священника для служения в кафедральном соборе города Благовещенска, где также был назначен катехизатором и законоучителем церковно-приходской школы при соборе. С рвением относился к проповеди и проведению бесед с прихожанами.
В связи с образованием Владивостокской епархии он был в 1900 году переведен на место настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы села Черниговка. Здесь, как и в Благовещенске, отец Андрей Зимин усердно принялся за развитие народного просвещения. Регулярно публиковал проповеди и поучения в епархиальном журнале. За годы его настоятельства под его руководством в селе было построено двухэтажное каменное здание под четырехклассное училище и одноэтажное кирпичное здание для одноклассной министерской школы.
В 1901 году назначен благочинным в Черниговской волости. За первые десять лет служения количество церквей благочиния увеличилось вдвое. Его стараниями при нескольких храмах были открыты Братства трезвости. Отец Андрей уделял большое внимание воспитанию и образованию детей, научению людей основам православного вероучения, сохранению традиций в совершении богослужений, был активным участником епархиальных съездов. В 1913 году по ходатайству Святейшего Синода был награжден государем орденом святой Анны (III степени). В том же году возведен в сан протоиерея.
В 1916 году протоиерей Андрей Зимин был награжден государем орденом святой Анны (II степени) «за особые труды, понесенные по обстоятельствам военного времени».
В 1918-1922 гг. в Приморье действовали партизанские отряды большевиков, которые в июне 1919 года ограбили жителей Черниговки, уведя с собой в тайгу настоятеля храма как заложника. Продержав отца Андрея в плену примерно месяц, после унижений и оскорблений отпустили домой в июле того же года. Но через несколько месяцев, в канун праздника Крещения Господня, в ночь на 18 января 1920 года, в дом священнослужителя ворвались вооруженные люди, которые стали жестоко истязать его и членов его семьи, после чего застрелили жену, тещу и дочерей священника, а его самого повалили на пол, положили на его грудь дверь и, встав на нее, раздавили отца Андрея своей тяжестью.
Отец Андрей, по свидетельству его родственника, священника Иоанна Коноплева, незадолго до гибели видел сон, в котором ему была показана его будущая страдальческая кончина. Описав увиденное в письме, он передал его отцу Иоанну с разрешением вскрыть конверт после смерти.
Тела убиенных — настоятеля отца Андрея и членов его семьи: жены Лидии, тещи Домники, четверых дочерей — погребли по церковному чину в общей могиле рядом с храмом в Черниговке. Точное место погребения сегодня утрачено, но прихожане установили рядом с церковью, где он бы настоятелем, мемориальный крест, к которому приезжают паломники.

☦️
Му­че­ник Иосиф (Иосиф Яко­вле­вич Бес­па­лов) был ста­ро­стой в Ни­коль­ской церк­ви в ста­ни­це Тал­гар Вер­нен­ско­го уез­да Се­ми­ре­чен­ской об­ла­сти. 18 ян­ва­ря 1921 го­да он был рас­стре­лян боль­ше­ви­ка­ми в ста­ни­це Тал­гар вме­сте с трид­ца­тью се­мью пра­во­слав­ны­ми при­хо­жа­на­ми.

☦️
Му­че­ни­ца Ев­ге­ния ро­ди­лась в 1871 го­ду в го­ро­де Ри­ге в се­мье ге­не­ра­ла Пет­ра До­мо­жи­ро­ва. Пять лет она учи­лась в ин­сти­ту­те бла­го­род­ных де­виц в Вар­ша­ве и од­новре­мен­но в шко­ле Крас­но­го Кре­ста. В 1896 го­ду, ко­гда ей ис­пол­ни­лось два­дцать пять лет, она по­сту­пи­ла на ра­бо­ту в во­ен­ный гос­пи­таль в Вар­ша­ве, где про­ра­бо­та­ла несколь­ко ме­ся­цев, за­тем пе­ре­шла в Алек­сан­дро-Ма­ри­ин­ский ин­сти­тут и здесь про­ра­бо­та­ла один­на­дцать лет, сна­ча­ла сест­рой ми­ло­сер­дия, а за­тем за­ве­ду­ю­щей гос­пи­та­лем. За­муж Ев­ге­ния не вы­шла, хра­ни­ла се­бя в це­ло­муд­рии, по­свя­тив свою жизнь слу­же­нию Бо­гу и лю­дям. В 1907 го­ду она пе­ре­еха­ла в Моск­ву и ра­бо­та­ла сест­рой ми­ло­сер­дия в Ин­сти­ту­те мос­ков­ско­го дво­рян­ства.
Не от­ли­ча­ясь от при­ро­ды креп­ким здо­ро­вьем, она ста­ла в это вре­мя ча­сто бо­леть и в 1912 го­ду оста­ви­ла ра­бо­ту. Но как толь­ко на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, она, несмот­ря на свое сла­бое здо­ро­вье, по­сту­пи­ла сест­рой ми­ло­сер­дия в гос­пи­таль на За­пад­ном фрон­те, рас­по­ла­гав­ший­ся то­гда в го­ро­де По­лоц­ке. Здесь Ев­ге­ния Пет­ров­на про­ра­бо­та­ла до кру­ше­ния го­су­дар­ства и фрон­та в 1917 го­ду. По­сто­ян­но да­вав­шие знать о се­бе бо­лез­ни по­бу­ди­ли ее уй­ти из гос­пи­та­ля, и она уеха­ла в Тверь, по­се­ли­лась в од­ном до­ме с сест­рой и вско­ре вы­шла на пен­сию. Как глу­бо­ко цер­ков­ный и об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, она бы­ла хо­ро­шо зна­ко­ма с ду­хо­вен­ством Тве­ри.
15 мар­та 1932 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло несколь­ко твер­ских свя­щен­ни­ков и ми­рян, и сре­ди них ра­бу Бо­жию Ев­ге­нию.
На до­про­сах ее ста­ли спра­ши­вать о зна­ко­мых. Для Ев­ге­нии Пет­ров­ны бы­ло стран­но от­ка­зы­вать­ся от них, и она от­ве­ча­ла пря­мо, не на­хо­дя в сво­их от­ве­тах ни­че­го предо­су­ди­тель­но­го: «Куп­ри­я­но­ва, Бе­не­ман­ско­го, Тро­иц­кую, Бо­ло­то­ва я знаю хо­ро­шо, неод­но­крат­но у них бы­ва­ла; бы­ва­ли, ис­клю­чая Куп­ри­я­но­ва, и они у ме­ня. Зна­ко­ма я с ни­ми дав­но». Ви­нов­ной в ан­ти­го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти она се­бя не при­зна­ла.
9 июля 1932 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла аре­сто­ван­ных свя­щен­ни­ков и Ев­ге­нию До­мо­жи­ро­ву к вы­сыл­ке в Ка­зах­стан на три го­да.
Хо­тя все бы­ли при­го­во­ре­ны к ссыл­ке и долж­ны бы­ли жить в Ка­зах­стане как адми­ни­стра­тив­но-ссыль­ные, то есть вне тю­рем­ных стен и не за ко­лю­чей про­во­ло­кой, од­на­ко в при­го­во­ре трой­ки спе­ци­аль­но ого­ва­ри­ва­лось, что вы­слан­ные долж­ны сле­до­вать на ме­сто ссыл­ки этап­ным по­ряд­ком, то есть про­хо­дя через все тюрь­мы Рос­сии юж­но­го на­прав­ле­ния. Для осуж­ден­ных это ста­но­ви­лось сво­е­го ро­да до­пол­ни­тель­ным на­ка­за­ни­ем, ино­гда та­кое пу­те­ше­ствие по эта­пу бы­ло тя­же­лее за­клю­че­ния и не все вы­дер­жи­ва­ли его. 18 ян­ва­ря 1933 го­да, в ка­нун празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния, Ев­ге­ния До­мо­жи­ро­ва скон­ча­лась в ал­ма-атин­ской тюрь­ме и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Му­че­ник Мат­фей ро­дил­ся 9 ав­гу­ста 1868 го­да в се­ле На­ха­би­но Пав­лов­ской во­ло­сти Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Гу­се­ва. Мат­вей окон­чил сель­скую шко­лу и ра­бо­тал, по­ка не об­за­вел­ся сво­ей се­мьей, в хо­зяй­стве от­ца. Впо­след­ствии он имел свое боль­шое кре­стьян­ское хо­зяй­ство и по­став­лял овес и се­но для по­сто­я­ло­го дво­ра.
Мат­вей был при­хо­жа­ни­ном По­кров­ско­го Хра­ма в род­ном се­ле и со­сто­ял чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та, что при аре­сте в 1937 го­ду по­слу­жи­ло глав­ным об­ви­не­ни­ем про­тив него и до­ка­за­тель­ством его пре­ступ­но­сти; пред­се­да­тель и сек­ре­тарь сель­со­ве­та на­пи­са­ли о нем, что он «яв­ля­ет­ся ярым цер­ков­ни­ком и име­ет связь с по­па­ми». В 1933 го­ду Мат­вей Ива­но­вич был аре­сто­ван за невы­пол­не­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го за­да­ния, иму­ще­ство его бы­ло кон­фис­ко­ва­но, а сам он при­го­во­рен к вось­ми го­дам за­клю­че­ния. По­сле уси­лен­ных хло­пот, при­го­вор как непра­во­суд­ный был от­ме­нен, а Мат­вей Ива­но­вич по­сле пят­на­дца­ти дней за­клю­че­ния осво­бож­ден. Опро­шен­ные в июле 1937 го­да сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что Мат­вей Ива­но­вич, об­суж­дая во­прос о за­кры­тии в На­ха­би­но хра­ма, го­во­рил, что ес­ли бы он был по­мо­ло­же, то церк­ви не уда­лось бы за­крыть, а сей­час, хо­тя и хо­тят свя­щен­ник с цер­ков­ной ста­ро­стой что-то де­лать, да по­ба­и­ва­ют­ся. Сви­де­те­ли так­же по­ка­за­ли, что Мат­вей Ива­но­вич го­во­рил буд­то бы, что со­вет­ская власть ни­ко­му не да­ет сво­бо­ды, го­во­рят о ста­лин­ской кон­сти­ту­ции, о сво­бо­де ре­ли­гии, а са­ми цер­ковь хо­тят за­крыть.
Мат­вей Ива­но­вич был аре­сто­ван 7 сен­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Ему ис­пол­ни­лось семь­де­сят лет; по­сле аре­ста врач мест­ной боль­ни­цы, осви­де­тель­ство­вав со­сто­я­ние его здо­ро­вья, при­знал по­чти пол­ную по­те­рю зре­ния и стар­че­скую дрях­лость.
— Ко­гда и сколь­ко вре­ме­ни вы бы­ли цер­ков­ным ста­ро­стой? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— Цер­ков­ным ста­ро­стой я ни­ко­гда не был, но я со­сто­ял в цер­ков­ном со­ве­те и был ак­тив­ным цер­ков­ни­ком, — от­ве­тил Мат­вей Ива­но­вич.
— В июне 1937 го­да в раз­го­во­ре с од­но­сель­ча­ни­ном вы кле­ве­та­ли на со­вет­скую власть и кон­сти­ту­цию. Дай­те по­ка­за­ния.
— В июне 1937 го­да я го­во­рил: «Цер­ковь за­кры­ли, зна­чит, та­кое вре­мя при­шло». Боль­ше я ни­че­го не го­во­рил.
— В июле 1937 го­да в раз­го­во­ре с од­но­сель­ча­ни­ном вы кле­ве­та­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ном ду­хе на со­вет­ские за­ко­ны. Дай­те по­ка­за­ния.
— В июле 1937 го­да я го­во­рил: «Со­вет­ская власть в сво­ей кон­сти­ту­ции раз­ре­ша­ет сво­бод­но про­по­ве­до­вать ре­ли­гию, от­де­ли­ла Цер­ковь от го­су­дар­ства, а церк­ви за­кры­ва­ют­ся без на­ше­го со­гла­сия…» Боль­ше я ни­че­го не го­во­рил.
— С кем вы име­ли связь? Дай­те по­ка­за­ния.
— По дол­гу служ­бы в цер­ков­ном со­ве­те в 1937 го­ду я ча­сто хо­дил к свя­щен­ни­ку церк­ви се­ла На­ха­би­но и к цер­ков­ной ста­ро­сте, так­же по дол­гу служ­бы в церк­ви.
— Ка­кой раз­го­вор вы име­ли со свя­щен­ни­ком?
— Раз­го­вор при встре­чах со свя­щен­ни­ком ве­ли чи­сто цер­ков­ный. Один раз был раз­го­вор со свя­щен­ни­ком о кон­сти­ту­ции. Я го­во­рил, что цер­ковь от­де­ле­на от го­су­дар­ства, и мы мо­жем ее те­перь ре­мон­ти­ро­вать. Дру­гих раз­го­во­ров не ве­ли.
— След­ствию из­вест­но, что вы в раз­го­во­ре с од­но­сель­ча­ни­ном в июне 1937 го­да, — сно­ва и сно­ва воз­вра­щал­ся сле­до­ва­тель к од­ним и тем же по­ка­за­ни­ям де­жур­но­го сви­де­те­ля, — кле­ве­та­ли на су­ще­ству­ю­щий строй и по­ли­ти­ку кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства. Дай­те по­ка­за­ния.
— Я ни­ко­гда не кле­ве­тал на су­ще­ству­ю­щий строй. Я го­во­рил, зна­чит, та­кое вре­мя при­шло, тя­же­лое, кру­гом враж­да. Как на­пи­са­но в Еван­ге­лии, сын на от­ца, а отец на сы­на. Дру­гих раз­го­во­ров я не вел.
— При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии? – в по­след­ний раз спро­сил Мат­вея Ива­но­ви­ча сле­до­ва­тель.
— В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю, — от­ве­тил тот.
10 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Мат­вея Ива­но­ви­ча к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Мат­вей Ива­но­вич Гу­сев скон­чал­ся (через несколько месяцев) в Си­б­ла­ге 18 ян­ва­ря 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Пре­по­доб­ный Си­ме­он (в ми­ру Ва­си­лий Ива­но­вич Жел­нин) ро­дил­ся 1 мар­та 1869 го­да в де­ревне Яко­влев­ской Ост­ров­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье от ро­ди­те­лей Иоан­на и На­та­лии. Вско­ре он был кре­щен в по­го­сте Вех­но­во и во Свя­том Кре­ще­нии на­зван Ва­си­ли­ем.
Ро­ди­те­ли его бы­ли глу­бо­ко ве­ру­ю­щи­ми, бо­го­бо­яз­нен­ны­ми и бла­го­че­сти­вы­ми и вос­пи­ты­ва­ли Ва­си­лия в по­ви­но­ве­нии и по­слу­ша­нии ро­ди­тель­ской во­ле.
В де­сять лет Ва­си­лий, по­мо­гая ро­ди­те­лям, пас сво­их ло­ша­дей. В этот же год он услы­шал от лю­дей рас­ска­зы о жиз­ни стар­ца Се­ра­фи­ма, Са­ров­ско­го чу­до­твор­ца, и, же­лая под­ра­жать ве­ли­ко­му по­движ­ни­ку, на­шел в по­ле боль­шой ка­мень и стал на нем мо­лить­ся. В 12 лет вме­сте с ро­ди­те­ля­ми хо­дил в Пско­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь, чтобы по­кло­нить­ся древним свя­ты­ням и по­мо­лить­ся пе­ред чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми оби­те­ли. В оби­те­ли от­ро­ку Ва­си­лию так по­нра­ви­лось, что он за­ду­мал остать­ся здесь на­все­гда, и эта мысль не остав­ля­ла его, по­ка не ис­пол­ни­лось его же­ла­ние.
В 20 лет Ва­си­лий стал про­сить от­ца, чтобы тот от­пу­стил его в мо­на­стырь, но отец и слу­шать об этом не хо­тел и за­явил юно­ше: «Же­нить те­бя на­до, а не в мо­на­хи». Но юно­ша сто­ял на сво­ем, твер­до за­явив от­цу, что не бу­дет же­нить­ся ни­ко­гда. Так про­дол­жа­лось несколь­ко лет, по­ка отец не убе­дил­ся в се­рьез­но­сти на­ме­ре­ния сы­на стать мо­на­хом. То­гда он раз­ре­шил Ва­си­лию вы­стро­ить в усадь­бе до­мик, где бу­ду­щий по­движ­ник жил и мо­лил­ся в уеди­не­нии до 25-лет­не­го воз­рас­та.
Но через пять лет Бог чу­дес­ным об­ра­зом из­во­дит Ва­си­лия из ро­ди­тель­ско­го до­ма. В то вре­мя в их се­ле жил некий ста­рец Си­ме­он, ко­то­ро­го де­ре­вен­ские жи­те­ли по­чи­та­ли за бла­жен­но­го. Этот ста­рец лю­бил при­хо­дить в дом к ро­ди­те­лям Ва­си­лия, а ино­гда оста­вал­ся но­че­вать. Ва­си­лий как-то спро­сил у бла­жен­но­го со­ве­та и бла­го­сло­ве­ния ид­ти в мо­на­стырь, но от­ве­та не по­лу­чил. Но од­на­жды бла­жен­ный явил­ся в их дом и за­явил от­цу, что «при­шел сю­да уми­рать». И то­гда Ва­си­лий при всех стал про­сить бла­жен­но­го: «Ба­тюш­ка, бла­го­сло­ви­те ме­ня в мо­на­стырь». А тот неожи­дан­но взял ве­рев­ку, свер­нул ее жгу­том и да­вай бить про­си­те­ля и гнать из до­ма во двор, со дво­ра на ули­цу,– и гнал вдоль ули­цы за де­рев­ню, а по­том вер­нул­ся в дом, лег на лав­ку – и умер. Все, ви­дев­шие это, по­ня­ли, что бла­жен­ный вы­го­нял Ва­си­лия из до­ма в мо­на­стырь. Но да­же и по­сле это­го слу­чая отец не хо­тел от­пус­кать сы­на, но по­том сми­рил­ся и с ми­ром от­пу­стил Ва­си­лия в Пе­чер­скую оби­тель.
В 1896 го­ду Ва­си­лий по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Пско­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-simeon-zhelnin-pskovo-pecherskij

Жития
Писание