⏳ 2020.01.11 (сб)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 30я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 4й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
11 января (29 декабря)
• Святки
• мчч. 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I)
• прп. Маркелла Апамейского (485)
• прп. Фаддея исп. (818)
• прпп. Марка гробокопателя, Феофила, Иоанна Печерских (XI–XII)
• прп. Феофила Омучского (XV)
• прп. Василиска Сибирского (1824)
• сщмч. Феодосия (Беленького) (1938)
• мцц. Наталии (Васильевой), Наталии (Силуяновой), Евдокии (Гусевой), Анны (Боровской), Матроны (Наволокиной), Варвары (Деревягиной), Анны (Поповой), Евдокии (Назиной), Евфросинии (Денисовой), Агриппины (Киселевой), Наталии (Сундуковой) (1942)
• прп. Лаврентия Черниговского (Проскуры) (1950)


☦️
Свя­тые му­че­ни­ки 14 000 мла­ден­цев уби­ты ца­рем Иро­дом в Виф­ле­е­ме. Ко­гда при­шло вре­мя со­вер­ше­ния ве­ли­чай­ше­го со­бы­тия – Во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия и Рож­де­ния Его от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, во­сточ­ные волх­вы уви­де­ли на небе но­вую звез­ду, пред­воз­ве­щав­шую рож­де­ние Ца­ря Иудей­ско­го. Тот­час они на­пра­ви­лись в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния Ро­див­ше­му­ся, а звез­да ука­зы­ва­ла им путь. По­кло­нив­шись Бо­гом­ла­ден­цу, они не вер­ну­лись в Иеру­са­лим к Иро­ду, как он при­ка­зы­вал им, но, по­лу­чив от­кро­ве­ние свы­ше, ушли в свою стра­ну иным пу­тем. То­гда Ирод по­нял, что за­мы­сел его най­ти Мла­ден­ца не осу­ще­ствил­ся, и при­ка­зал убить в Виф­ле­е­ме и окрест­но­стях всех де­тей муж­ско­го по­ла от двух лет и млад­ше. Он рас­счи­ты­вал, что сре­ди уби­тых де­тей бу­дет и Бо­гом­ла­де­нец, в Ко­то­ром ви­дел со­пер­ни­ка. По­губ­лен­ные мла­ден­цы ста­ли пер­вы­ми му­че­ни­ка­ми за Хри­ста. Гнев Иро­да об­ру­шил­ся и на Си­мео­на Бо­го­при­им­ца, ко­то­рый все­на­род­но сви­де­тель­ство­вал в хра­ме о Ро­див­шем­ся Мес­сии. Ко­гда свя­той ста­рец скон­чал­ся, Ирод не до­пу­стил, чтобы его до­стой­но по­греб­ли. По по­ве­ле­нию ца­ря был убит свя­той про­рок свя­щен­ник За­ха­рия: его умерт­ви­ли в Иеру­са­лим­ском хра­ме меж­ду жерт­вен­ни­ком и ал­та­рем за то, что он не ука­зал, где сын его, Иоанн, бу­ду­щий Кре­сти­тель Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Гнев Бо­жий вско­ре по­ка­рал са­мо­го Иро­да: его по­стиг­ла лю­тая бо­лезнь, и он умер, за­жи­во съе­ден­ный чер­вя­ми. Пе­ред смер­тью нече­сти­вый царь до­вер­шил ме­ру сво­их зло­де­я­ний: убил пер­во­свя­щен­ни­ков и книж­ни­ков иудей­ских, род­но­го бра­та, сест­ру и ее му­жа, свою же­ну Ма­ри­ам­ну и трех сы­но­вей, а так­же 70 муд­рей­ших му­жей, чле­нов Си­нед­ри­о­на.

Иерей Сер­гей Ле­пин:
Все во­про­сы от­но­си­тель­но Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев воз­ни­ка­ют от­то­го, что мы немно­го пу­та­ем­ся в пе­ри­о­ди­за­ции. В са­мом де­ле, к ка­ко­му За­ве­ту от­но­сит­ся эта ужас­ная ис­то­рия – к Вет­хо­му или к Но­во­му? Очень рас­про­стра­нен­ной ошиб­кой яв­ля­ет­ся от­не­се­ние то­го или ино­го со­бы­тия к Но­во­му За­ве­ту лишь на том ос­но­ва­нии, что о нем го­во­рит­ся в Но­вом За­ве­те. Это, на мой взгляд, не так. Да­вай­те об­ра­тим вни­ма­ние, на­при­мер, на ис­то­рию свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи – по­след­не­го вет­хо­за­вет­но­го про­ро­ка, ко­то­рый, об­ла­дая уди­ви­тель­ной свя­то­стью, спо­до­бил­ся не толь­ко быть при­зван­ным к про­ро­че­ско­му слу­же­нию, но и уви­деть осу­ществ­ле­ние сво­е­го про­ро­че­ства. Но­вый За­вет за­клю­чен толь­ко во Хри­сте: в Его Те­ле, за нас ло­ми­мом, и Кро­ви, за нас из­ли­ва­е­мой, – во всей Его жиз­ни и дей­стви­ях.
С мо­ей точ­ки зре­ния, Виф­ле­ем­ские мла­ден­цы яв­ля­ют­ся вет­хо­за­вет­ны­ми му­че­ни­ка­ми, по­то­му что Хри­стос есть пер­вый но­во­за­вет­ный Пер­во­свя­щен­ник, Про­рок и Царь. И из пер­во­свя­щен­ства Хри­ста вы­те­ка­ет и Его пер­во­му­че­ни­че­ство. Он стал пер­во­му­че­ни­ком Но­во­го За­ве­та, доб­ро­воль­но при­не­ся Се­бя в Жерт­ву Ис­куп­ле­ния. Хо­тя, есте­ствен­но, Виф­ле­ем­ские мла­ден­цы мо­гут быть на­зван­ы му­че­ни­ка­ми за Хри­ста, при­чем в дво­я­ком смыс­ле. Во-пер­вых, по­то­му, что они по­гиб­ли в ре­зуль­та­те жут­кой ис­то­рии, глав­ны­ми сю­же­та­ми ко­то­рой бы­ли со­бы­тия жиз­ни Хри­ста, и по­гиб­ли, в пря­мом смыс­ле, вме­сто Него. А во-вто­рых, я бы не стал по­двиг вет­хо­за­вет­ных му­че­ни­ков, о ко­то­ром они про­ро­че­ство­ва­ли и ис­пол­не­ние ко­то­ро­го ча­я­ли, от­де­лять и про­ти­во­по­став­лять Еван­ге­лию.
Ку­да по­па­ли ду­ши Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев по­сле смер­ти? Как мы ве­рим, до ис­ку­пи­тель­ной Жерт­вы Хри­ста ду­ши всех умер­ших лю­дей – и пра­вед­ных, и греш­ных – нис­хо­ди­ли во ад, по­сколь­ку че­ло­век в невоз­рож­ден­ном, пад­шем со­сто­я­нии не мог быть ча­дом Бо­жи­им и на­сле­до­вать рай – дом От­ца Небес­но­го. По­это­му, пом­ня об этом, нам не со­ста­вит ни­ка­ко­го тру­да от­ве­тить на во­прос о по­смерт­ной уча­сти Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев: они бы­ли уби­ты и по­сле смер­ти при­ло­жи­лись к от­цам сво­им вме­сте с сон­мом вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, про­ро­ков и му­че­ни­ков. Ес­ли счи­тать, что воз­раст и со­сто­я­ние на­ше­го те­ла (мла­ден­че­ство, бо­лез­ни, ста­рость) на­ла­га­ют со­от­вет­ству­ю­щие огра­ни­че­ния на на­шу ду­шу, то, преж­девре­мен­но и на­силь­но ли­шив­шись этих огра­ни­че­ний, ду­ши мла­ден­цев смог­ли услы­шать и уче­ние про­ро­ков о Гря­ду­щем Мес­сии, и про­по­ведь Иоан­на Кре­сти­те­ля, ко­то­рый, как мы зна­ем, был Пред­те­чей Хри­ста и в аду. И уж по­том толь­ко Гос­подь наш, уме­рев на Кре­сте, Сво­ей ду­шой со­шел во ад и, со­кру­шив веч­ные его око­вы, вы­вел всех ожи­дав­ших и уве­ро­вав­ших в Него. Мла­ден­цы умер­ли до Хри­ста, но по­сле и со­вос­ста­ли с Ним, ибо Он умер и за них.
Ко­неч­но, ко­гда чи­та­ешь со­от­вет­ству­ю­щее ме­сто Свя­щен­но­го Пи­са­ния, то не мо­жешь не ужас­нуть­ся той же­сто­ко­сти, ко­то­рой обер­нул­ся мир по от­но­ше­нию к ни в чем непо­вин­ным де­тям. Есте­ствен­но, у нас здесь воз­ни­ка­ет ряд во­про­сов, преж­де все­го о смыс­ле та­ко­го стра­да­ния. Здесь я счи­таю очень важ­ным под­черк­нуть – стра­да­ние Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев не име­ло ни­ка­ко­го смыс­ла, ибо убий­ство неви­нов­ных (тем бо­лее де­тей) не мо­жет иметь ни­ка­ко­го смыс­ла. Бы­ла лишь яв­ная злая во­ля и умы­сел Иро­да, но сто­ит ли это на­зы­вать смыс­лом? Это про­изо­шло от­то­го, что «мир ле­жит во зле» (1Ин.5:19) и не зна­ет Бо­га. Бог же не со­тво­рил стра­да­ний, и са­мо по се­бе стра­да­ние – это то, по­сред­ством че­го дья­вол пы­тал­ся сде­лать этот мир бес­смыс­лен­ным. Бес­смыс­лен­ность стра­да­ний – про­бле­ма, с ко­то­рой пы­та­лись спра­вить­ся мно­гие ре­ли­гии. Но осо­бен­ность уче­ния Хри­ста в том, что оно не пы­та­ет­ся из­ба­вить че­ло­ве­ка от стра­да­ния как та­ко­во­го, а пред­ла­га­ет че­ло­ве­ку на­де­лить свое стра­да­ние смыс­лом и пре­тер­петь его до кон­ца. И Сам Хри­стос учит не от­ку­да-то с вы­со­ка о том, как мы долж­ны по­сту­пать в тех или иных жиз­нен­ных ис­пы­та­ни­ях, но, на­про­тив, Сво­им при­ме­ром по­ка­зы­ва­ет, как мы долж­ны пе­ре­жи­вать ли­ше­ния и бе­ды. Он Сам ока­зал­ся в са­мом эпи­цен­тре стра­да­ния, бо­ли, смер­ти. Стра­да­ние и смерть – это то ору­жие, на ко­то­рое рас­счи­ты­вал дья­вол в войне про­тив ро­да че­ло­ве­че­ско­го. Но имен­но стра­да­ние, смерть (и Вос­кре­се­ние, ко­неч­но) – то, чем Хри­стос по­бе­дил са­та­ну. Те­перь толь­ко от нас за­ви­сит, бу­дет ли на­ше стра­да­ние в со­вос­ста­ние со Хри­стом или оно так и оста­нет­ся бес­смыс­лен­ным и бес­про­свет­ным. Кто во Хри­сте, тот при­об­ре­тен, а не по­те­рян, что бы с ним ни про­изо­шло! А как же де­ти? Что от них за­ви­сит? Да­вай­те об­ра­тим вни­ма­ние на сло­ва про­ро­ка Иере­мии, ко­то­рые при­во­дит еван­ге­лист Мат­фей, по­вест­вуя об этой тра­ге­дии: «Глас слы­шен в Ра­ме, плач и ры­да­ние и вопль; Ра­хиль пла­чет о де­тях сво­их и не хо­чет уте­шить­ся, ибо их нет» (Иер.31:15). Ка­за­лось бы, при чем здесь это? Мож­но по­ду­мать, что Мат­фей при­во­дит это ме­сто толь­ко для то­го, чтобы под­черк­нуть тра­гизм про­ис­хо­дя­ще­го. А да­вай­те от­кро­ем Биб­лию и про­чи­та­ем даль­ше: «Так го­во­рит Гос­подь: «Удер­жи го­лос твой от ры­да­ния и гла­за твои от слез, ибо есть на­гра­да за труд твой, – го­во­рит Гос­подь, – и воз­вра­тят­ся они из зем­ли непри­я­тель­ской. И есть на­деж­да для бу­дущ­но­сти тво­ей, – го­во­рит Гос­подь, – и воз­вра­тят­ся сы­но­вья твои в пре­де­лы свои» (Иер.31:16-17). На са­мом де­ле ал­лю­зия на вет­хо­за­вет­ное ме­сто от­нюдь не так дра­ма­тич­на, не так ли? Еван­ге­лист, по­жа­луй, на­обо­рот, хо­чет под­черк­нуть на­ли­чие ка­ко­го-то гря­ду­ще­го бла­га, из­бав­ле­ния, спа­се­ния да­же в та­ких слу­ча­ях!

☦️
Пре­по­доб­ный Мар­келл, игу­мен оби­те­ли «Неусы­па­ю­щих», был ро­дом из г. Апа­меи в Си­рии. Он ра­но ли­шил­ся сво­их ро­ди­те­лей-хри­сти­ан. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил сна­ча­ла в Ан­тио­хии, за­тем в Ефе­се. Всё име­ние, до­став­ше­е­ся от ро­ди­те­лей, он роз­дал ни­щим, по­рвав связь с ми­ром. В Ефе­се под ру­ко­вод­ством опыт­но­го стар­ца Мар­келл всту­пил на путь по­движ­ни­че­ства, но за­тем ушел в Ви­зан­тию к пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру, игу­ме­ну оби­те­ли «Неусы­па­ю­щих». Оби­тель по­лу­чи­ла на­зва­ние от то­го, что в ней псал­мо­пе­ние со­вер­ша­лось бес­пре­рыв­но – день и ночь. Пре­по­доб­ный при­нял Мар­кел­ла и по­стриг его в ино­че­ство. Рев­ност­но под­ви­за­ясь в бде­нии, по­сте и мо­лит­ве, свя­той ра­но удо­сто­ил­ся ве­ли­ких ду­хов­ных да­ро­ва­ний и да­ра про­зор­ли­во­сти. Он про­ви­дел день кон­чи­ны ав­вы Алек­сандра и свое из­бра­ние игу­ме­ном, но, бу­дучи сам еще мо­лод, не за­хо­тел иметь под­на­чаль­ных и вре­мен­но уда­лил­ся из оби­те­ли, об­хо­дил мо­на­сты­ри, по­лу­чая на­зи­да­ние от стар­цев.
По­сле смер­ти свя­то­го Алек­сандра, ко­гда игу­ме­ном был по­став­лен ав­ва Иоанн, Мар­келл вер­нул­ся, к ве­ли­кой ра­до­сти бра­тии. Ав­ва Иоанн сде­лал Мар­кел­ла бли­жай­шим сво­им по­мощ­ни­ком. По­сле смер­ти Иоан­на свя­той Мар­келл во­пре­ки сво­е­му же­ла­нию был из­бран игу­ме­ном мо­на­сты­ря и в этом сане пре­бы­вал 60 лет. Да­ле­ко рас­про­стра­ни­лась сла­ва о его свя­той жиз­ни. К Мар­кел­лу при­хо­ди­ли из­да­ле­ка знат­ные и про­стые, бо­га­тые и убо­гие. Окру­жав­шие свя­то­го мно­го раз ви­де­ли Ан­ге­лов, со­пут­ство­вав­ших свя­то­му и охра­няв­ших его. По­мо­щью Бо­жи­ей оби­тель «Неусы­па­ю­щих» бла­го­устра­и­ва­лась. Свя­той Мар­келл, по­лу­чая от ве­ру­ю­щих лю­дей сред­ства на ее рас­ши­ре­ние и укра­ше­ние, по­стро­ил пре­крас­ную боль­шую цер­ковь, боль­ни­цу, стран­но­при­им­ный дом. Сво­ей мо­лит­вой пре­по­доб­ный вра­че­вал бо­лез­ни, из­го­нял бе­сов и тво­рил чу­де­са. Так, один из ино­ков был по­слан в Ан­ка­ру и там за­бо­лел. Бу­дучи при смер­ти, он мыс­лен­но воз­звал к сво­е­му ав­ве. В тот же час пре­по­доб­ный Мар­келл ду­хов­ным слу­хом услы­шал вопль уче­ни­ка, встал на мо­лит­ву, и боль­ной тот­час же вы­здо­ро­вел. Ко­гда ко­рабль, на ко­то­ром на­хо­ди­лись его ино­ки, на­хо­дил­ся в опас­но­сти, мо­лит­вой пре­по­доб­ный ути­шил мор­скую бу­рю. Ко­гда свя­то­му ска­за­ли, что в Ви­зан­тии бу­шу­ет по­жар, он слез­но по­мо­лил­ся за по­ги­ба­ю­щий в огне го­род, и по­жар утих, как бы по­ту­шен­ный сле­за­ми пре­по­доб­но­го. Од­на­жды слу­га неко­е­го вель­мо­жи Ар­да­ву­рия, неза­слу­жен­но об­ви­нен­ный, укрыл­ся в оби­те­ли от гне­ва гос­по­ди­на. Ар­да­ву­рий два­жды тре­бо­вал от свя­то­го Мар­кел­ла, чтобы он вы­дал ему Иоан­на, но тот вся­кий раз от­ка­зы­вал­ся. То­гда Ар­да­ву­рий при­слал от­ряд во­и­нов, и мо­на­стырь был окру­жен. Упав­шие ду­хом бра­тия при­шли к ав­ве, про­ся из­бав­ле­ния от бе­ды. Свя­той Мар­келл один бес­страш­но вы­шел за во­ро­та мо­на­сты­ря к во­и­нам, дер­жа крест. Пре­по­доб­но­го окру­жа­ло си­я­ние, от кре­ста ис­хо­ди­ли мол­нии; слы­шал­ся гром. То­гда от­ряд об­ра­тил­ся в бег­ство. Ар­да­ву­рий, узнав от во­и­нов о слу­чив­шем­ся, при­шел в ужас и ра­ди свя­то­го Мар­кел­ла про­стил слу­гу.
Пре­по­доб­ный мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 485 го­ду. Его вер­ный уче­ник Лу­ки­ан тяж­ко скор­бел о нем, но на пя­тый день по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­ный Мар­келл явил­ся ему и уте­шил, пред­ска­зав ско­рую кон­чи­ну.

☦️
Пре­по­доб­ный Фад­дей Ис­по­вед­ник, уче­ник Фе­о­до­ра Сту­ди­та, за­щит­ник ико­но­по­чи­та­ния, по­стра­дал в цар­ство­ва­ние Льва V (813–820). Во вре­ме­на гос­под­ства ико­но­бор­цев он был при­ве­ден на суд. Ере­ти­ки, глу­мясь над Фад­де­ем, по­ло­жи­ли на зем­лю ико­ну Спа­си­те­ля и, си­лой на­бро­сив­шись на свя­то­го, за­ста­ви­ли его на­сту­пить на нее. По­сле это­го су­дья ска­зал: «Ты по­прал ико­ну Хри­ста, те­перь при­со­еди­нись к нам». Но Фад­дей с дерз­но­ве­ни­ем от­ве­чал, что по­чи­та­ет и с лю­бо­вью це­лу­ет свя­тую ико­ну Спа­си­те­ля, а про­тив во­ли со­вер­шен­ное по­пра­ние недей­стви­тель­но, и про­клял зло­че­стие ико­но­бор­цев. За это он был за­бит пал­ка­ми. Без­ды­хан­но­го му­че­ни­ка за но­ги во­лок­ли по зем­ле и бро­си­ли за го­род­ской сте­ной. Но он был еще жив. Один хри­сти­а­нин взял его в свой дом, омыл от гря­зи. Свя­той Фад­дей, про­жив еще три дня, пре­дал ду­шу Бо­гу.

☦️
О пре­по­доб­ных Мар­ке Гро­бо­ко­па­те­ле, Фе­о­фи­ле Плач­ли­вом и Иоанне (XI–XII) рас­ска­зы­ва­ет Ки­е­во-Пе­чер­ский Па­те­рик. Два бра­та-ино­ка, пре­по­доб­ные Фе­о­фил и Иоанн, так лю­би­ли друг дру­га, что упро­си­ли пре­по­доб­но­го Мар­ка при­го­то­вить им од­ну мо­ги­лу.
Спу­стя мно­го лет стар­ший брат был по­слан по мо­на­стыр­ским де­лам. В то вре­мя брат Иоанн за­бо­лел и умер. Через несколь­ко дней воз­вра­тил­ся пре­по­доб­ный Фе­о­фил и по­шел вме­сте с бра­ти­ей по­смот­реть, где по­ло­жен умер­ший. Уви­дев, что он ле­жит в об­щем их гро­бе на пер­вом ме­сте, воз­не­го­до­вал на бла­жен­но­го Мар­ка и ска­зал: «За­чем по­ло­жил его здесь на мо­ем ме­сте? Я стар­ше его». Пе­щер­ник, со сми­ре­ни­ем кла­ня­ясь пре­по­доб­но­му Фе­о­фи­лу, про­сил про­стить его. За­тем, об­ра­тись к усоп­ше­му, ска­зал: «Брат, встань и дай это ме­сто стар­ше­му, а ты ляг на дру­гом ме­сте». И мерт­вый по­дви­нул­ся во гро­бе. Уви­дев это, пре­по­доб­ный Фе­о­фил пал к но­гам пре­по­доб­но­го Мар­ка и про­сил про­ще­ния. Пе­щер­ник за­ме­тил ему, чтобы он за­бо­тил­ся о сво­ем спа­се­нии, так как через неко­то­рое вре­мя его так­же при­не­сут сю­да. Услы­шав это, пре­по­доб­ный Фе­о­фил при­шел в ужас и ре­шил, что ско­ро умрет. Раз­дав всё, что имел, и оста­вив толь­ко ман­тию, он каж­дый день ожи­дал смерт­но­го ча­са. Ни­кто не мог удер­жать его от слез или за­ста­вить вку­сить слад­кой пи­щи. От слез пре­по­доб­ный Фе­о­фил по­те­рял зре­ние. Пре­по­доб­ный Марк пе­ред кон­чи­ной на его моль­бу уме­реть вме­сте с ним ска­зал: «Не же­лай смер­ти, она при­дет, хо­тя бы ты и не же­лал. Вот что по­слу­жит зна­ме­ни­ем близ­кой тво­ей кон­чи­ны: за три дня до смер­ти ты про­зре­ешь». Сло­ва свя­то­го ис­пол­ни­лись. Те­ло пре­по­доб­но­го Фе­о­фи­ла по­ло­же­но в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре, в гро­бе вме­сте с его бра­том пре­по­доб­ным Иоан­ном, вбли­зи мо­щей пре­по­доб­но­го Мар­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-mark-pecherskij-grobokopatel

☦️
Неиз­вест­ные по про­ис­хож­де­нию пре­по­доб­ные Фе­о­фил и Иа­ков Омучские несколь­ко вре­ме­ни под­ви­за­лись на ост­ро­ве Ко­нев­це, вме­сте с пре­по­доб­ным Ар­се­ни­ем Ко­нев­ским (па­мять 12/25 июня), и, мо­жет быть, там они на­ча­ли свои ино­че­ские тру­ды.
За­тем в 1395 или 1396 го­дах оба по­движ­ни­ка оста­ви­ли Ко­не­вец и пе­ре­шли на реч­ку Ому­чу. Здесь, в окру­ге Де­мян­ско­го по­го­ста, в 65 вер­стах от го­ро­да Пор­хо­ва они ос­но­ва­ли пу­стынь в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ос­но­ва­те­лем оби­те­ли по­чи­тал­ся пре­по­доб­ный Фе­о­фил, су­дя по то­му, что она на­зы­ва­лась Фе­о­фи­ло­вой пу­сты­нью, то­гда как пре­по­доб­ный Иа­ков был ее устро­и­те­лем. Пре­ста­ви­лись пре­по­доб­ные в на­ча­ле XV сто­ле­тия, око­ло 1412 го­да. День кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва неиз­ве­стен, пре­по­доб­ный же Фе­о­фил пре­ста­вил­ся 29 де­ка­б­ря. Празд­но­ва­ние пре­по­доб­ным мест­ное. Свя­тые мо­щи угод­ни­ков Бо­жи­их по­чи­ва­ют под спу­дом, в хра­ме Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, с 1764 го­да при­ход­ском.

☦️
Пре­по­доб­ный Ва­си­лиск Си­бир­ский – свя­той ста­рец, родился ок. 1740 г. Скон­чал­ся он в го­ро­де Ту­рин­ске 29 декабря 1824 года и был по­хо­ро­нен в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ском Ту­рин­ском мо­на­сты­ре. Лю­бовь к Бо­гу и ближ­не­му, непре­стан­ная мо­лит­ва и глу­бо­кий ду­хов­ный опыт при­ве­ли его к свя­то­сти. Пре­по­доб­но­го Ва­си­лис­ка мож­но по­ста­вить в один ряд с ве­ли­чай­ши­ми угод­ни­ка­ми Бо­жи­и­ми: пре­по­доб­ным Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским, пре­по­доб­ным Се­ра­фи­мом Са­ров­ским, свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем Чу­до­твор­цем.
В ХХ ве­ке мно­гие по­чи­та­ли свя­то­го Ва­си­лис­ка, но в го­ды со­вет­ской вла­сти бы­ло сде­ла­но все для то­го, чтобы этот по­движ­ник был за­быт. Ча­сов­ню над мо­ги­лой свя­то­го стар­ца раз­ру­ши­ли, а на ее ме­сте воз­ве­ли га­ра­жи.
Недавно Спас­ским муж­ским и Но­во-Тих­вин­ским жен­ским мо­на­сты­ря­ми Ека­те­рин­бур­га бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны по­ис­ки ме­ста за­хо­ро­не­ния стар­ца Ва­си­лис­ка. Эти по­ис­ки увен­ча­лись успе­хом: в 2000 го­ду бра­тья­ми Спас­ско­го мо­на­сты­ря об­ре­те­ны мо­щи стар­ца.
Сест­ры Но­во-Тих­вин­ской оби­те­ли под­го­то­ви­ли до­ку­мен­ты и на­пра­ви­ли их в ко­мис­сию по ка­но­ни­за­ции, и пре­по­доб­ный Ва­си­лиск Си­бир­ский был про­слав­лен в ли­ке свя­тых в 2004 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilisk-sibirskij

☦️
Иерей Фе­о­до­сий Бе­лень­кий ро­дил­ся 23 мар­та 1885 го­да в се­ле Успен­ское Афа­на­сьев­ско­го рай­о­на Дне­про­пет­ров­ской об­ла­сти в се­мье свя­щен­ни­ка. Фе­о­до­сий окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1917 го­ду при­нял свя­щен­ный сан и до 1933 го­да слу­жил на Укра­ине.
В 1933 го­ду отец Фе­о­до­сий был аре­сто­ван и Осо­бым Со­ве­ща­ни­ем при ПП ОГПУ при­го­во­рен к трем го­дам адми­ни­стра­тив­ной ссыл­ки в Ка­зах­стан. В ссыл­ке отец Фе­о­до­сий жил в се­ле Ван­нов­ка.
По­сле от­бы­тия сро­ка по­ехал в Ал­ма-Ату к епи­ско­пу, чтобы по­лу­чить ме­сто свя­щен­ни­ка, но ока­за­лось, что епи­скоп Ал­ма-Атин­ский Алек­сандр (Тол­сто­пя­тов) был аре­сто­ван и 3 сен­тяб­ря 1936 го­да и при­го­во­рен к 3 го­дам ИТЛ. То­гда отец Фе­о­до­сий по­ехал в Таш­кент. В Таш­кен­те от епи­ско­па отец Фе­о­до­сий по­лу­чил раз­ре­ше­ние на слу­же­ние при усло­вии, что предо­ста­вит спис­ки ве­ру­ю­щих.
О даль­ней­шей жиз­ни от­ца Фе­о­до­сия нам кое-что из­вест­но из от­рыв­ков след­ствен­но­го де­ла:
«В Таш­кен­те подыс­кал пса­лом­щи­ка Н. Шва­ро­ва, ко­то­рый был без ра­бо­ты, су­ще­ство­вал на со­бран­ные кус­ки хле­ба и день­ги, т.е. ни­щен­ство­вал…» В ян­ва­ре 1937 го­да отец Фе­о­до­сий при­е­хал на по­сто­ян­ное ме­сто жи­тель­ства с пса­лом­щи­ком Н.Шва­ро­вым в се­ло Сер­ге­ев­ка (Тюль­ку­бас­ский рай­он Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти).
Из по­ка­за­ний чле­на цер­ков­но­го со­ве­та А.Д. Алей­ни­ко­ва: «До 1930 го­да у нас в се­ле еще бы­ла цер­ковь. Вви­ду смер­ти ста­ро­сты и от­сут­ствия свя­щен­ни­ка у нас груп­па ве­ру­ю­щих рас­па­лась. Мы по­го­во­ри­ли со ста­ру­ха­ми и ве­ру­ю­щи­ми и на­пи­са­ли пись­мо бла­го­чин­но­му от­цу Сер­гию чтобы он нам при­слал свя­щен­ни­ка, и в 1936 го­ду он при­слал мне за­пис­ку, что при­шлет. Через неко­то­рое вре­мя от него при­е­хал свя­щен­ник отец Фе­о­до­сий Бе­лень­кий. Я опо­ве­стил ста­рух, и у ме­ня в до­му на­ча­ли слу­жить бо­го­слу­же­ния».
Из след­ствен­но­го де­ла: «По воз­вра­ще­нии Бе­лень­ко­го из Таш­кен­та в се­лах Сер­ге­ев­ка Ан­то­нов­ка, Бо­го­слов­ка и ст. Састю­бе Бе­лень­кий и Шва­ров на­ча­ли со­вер­шать бо­го­слу­же­ния без раз­ре­ше­ния Рай­ис­пол­ко­ма, без оформ­ле­ния спис­ков и рос­пи­сей ве­ру­ю­щих, тем са­мым Бе­лень­кий и Шва­ров ис­ка­жа­ли со­вет­скую кон­сти­ту­цию. Об­ви­ня­е­мый Бе­лень­кий по­ку­пал хо­ро­ших кон­фет, уго­щал кон­фе­та­ми де­тей-школь­ни­ков и од­новре­мен­но вел аги­та­цию сре­ди сво­их уче­ни­ков, чтобы они шли к сво­им род­ным и вме­сте с ни­ми при­хо­ди­ли к нему для кре­ще­ния, уго­ва­ри­вал де­тей хо­дить в мо­леб­ный дом на мо­ле­ние. Бе­лень­кий и Шва­ров, на­хо­дясь в вы­ше­ука­зан­ных се­лах, про­во­ди­ли бо­го­слу­же­ния».
Из по­ка­за­ний от­ца Фе­о­до­сия: «Ме­ня об­ви­ня­ют, что как буд­то бы я стал со­вер­шать бо­го­слу­же­ния без раз­ре­ше­ния, но это невер­но, по­то­му что в де­ле име­ют­ся до­ку­мен­ты Рай­о­но на пра­во со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ния. Кро­ме то­го, как толь­ко я при­е­хал в Сер­ге­ев­ку, то явил­ся в с/с. В от­но­ше­нии де­тей – за­чем мне на­до бы­ло их уго­ва­ри­вать, ко­гда са­ми ро­ди­те­ли при­но­сят и при­во­дят де­тей и про­сят их кре­стить».
Из ма­те­ри­а­лов де­ла: «В на­ча­ле фев­ра­ля 1937 г., бу­дучи в ко­опе­ра­ции в с. Ан­то­нов­ка, яв­но вы­ска­зы­вал свое недо­воль­ство Со­вет­ской вла­стью и дис­кре­ди­ти­ро­вал во­ждя пар­тии и пра­ви­тель­ства».
Из по­ка­за­ний от­ца Фе­о­до­сия: «Да, я дей­стви­тель­но был в ко­опе­ра­ции, за­хо­дил ку­пить мы­ло и зуб­ной по­ро­шок. Го­во­рил, что вождь пар­тии учил­ся в Ду­хов­ной се­ми­на­рии и был за ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность ис­клю­чен из 5-го клас­са. К че­му это го­во­рил, не пом­ню».
На су­деб­ном за­се­да­нии отец Фе­о­до­сий опро­верг все предъ­яв­лен­ные ему об­ви­не­ния, но 6 ап­ре­ля 1937 го­да На­род­ный суд Тюль­ку­бас­ско­го рай­о­на Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­рил от­ца Фе­о­до­сия к 4 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды по ста­тьям о «ху­ли­ган­стве». Од­на­ко об­ласт­ная про­ку­ра­ту­ра не со­гла­си­лась с ре­ше­ни­ем су­да и 2 июня 1937 го­да вы­нес­ла ре­ше­ние пе­ре­ква­ли­фи­ци­ро­вать де­ло по ст. 58-10 («к-р де­я­тель­ность»), что бы­ло и сде­ла­но. 4 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Фе­о­до­сий был аре­сто­ван. Со­сто­ял­ся до­прос:
– След­ствию из­вест­но, что Вы, яв­ля­ясь адм­вы­слан­ным, и по­сле осво­бож­де­ния из ссыл­ки за­ни­ма­лись неле­галь­но ре­ли­ги­оз­ной де­я­тель­но­стью. Под­твер­жда­е­те ли Вы это?
– Да, я это под­твер­ждаю.
– След­ствию из­вест­но, что Вы свою ре­ли­ги­оз­ную де­я­тель­ность ис­поль­зо­ва­ли с а/с це­ля­ми.
– С а/с це­ля­ми я свою ре­ли­ги­оз­ную де­я­тель­ность не про­во­дил, каж­дый от­дель­ный со­вер­ша­е­мый мною об­ряд кре­ще­ния де­тей или бо­го­слу­же­ние со­вер­шал с со­гла­сия ро­ди­те­лей и ве­ру­ю­щих, ни­ка­ких а/с це­лей не пре­сле­до­вал. Боль­ше по­ка­зать ни­че­го не мо­гу.
От­цу Фе­о­до­сию бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в том, что он «хо­дил по се­лам, вел сре­ди на­се­ле­ния аги­та­цию про­тив со­вет­ской вла­сти, го­во­рил на вок­за­ле на ст. Тюль­ку­бас о Со­вет­ской кон­сти­ту­ции, дис­кре­ди­ти­руя ее и во­ждей пар­тии и пра­ви­тель­ства, про­во­дил бо­го­слу­же­ния, уго­ва­ри­вал де­тей хо­дить в мо­лель­ный дом на бо­го­слу­же­ния». 4 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла от­ца Фе­о­до­сия к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­до­сий был рас­стре­лян 11 ян­ва­ря 1938 го­да. Ме­сто его по­гре­бе­ния неиз­вест­но.

☦️
Му­че­ни­ца На­та­лия Ива­нов­на Сун­ду­ко­ва ро­ди­лась в 1887 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1930-х го­дах она бы­ла вы­сла­на в го­род Ста­ли­на­бад в Та­джик­ской ССР. Там ее вновь аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к 5 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. В об­ви­не­нии ска­за­но, что она «яв­ля­лась ор­га­ни­за­то­ром и ру­ко­во­ди­те­лем контр­ре­во­лю­ци­он­ной ячей­ки цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции «Ис­тин­ная Пра­во­слав­ная Цер­ковь» в го­ро­де Ста­ли­на­ба­де, ве­ла ан­ти­со­вет­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию… про­тив ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти: вы­бо­ров в со­ве­ты, со­вет­ских празд­ни­ков, во­ждей пар­тии и пра­ви­тель­ства». В ла­гер­ной ха­рак­те­ри­сти­ке на На­та­лию Сун­ду­ко­ву ска­за­но: «ни од­но­го дня не ра­бо­та­ла, ка­те­го­ри­че­ски за­яв­ляя, что на ан­ти­хри­стов ра­бо­тать не бу­дет». В Кар­ла­ге вме­сте с На­та­ли­ей Ива­нов­ной бы­ли аре­сто­ва­ны еще 10 жен­щин. На них за­ве­ли груп­по­вое де­ло, в ко­то­ром бы­ло ука­за­но, что аре­сто­ван­ные «с мо­мен­та при­бы­тия в Кар­лаг НКВД в контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях без вся­ких на то ос­но­ва­ний си­сте­ма­ти­че­ски от­ка­зы­ва­лись от ра­бо­ты в ла­ге­ре, про­яв­ляя контр­ре­во­лю­ци­он­ный са­бо­таж… На­ря­ду с этим об­ви­ня­е­мые сре­ди за­клю­чен­ных про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду, ис­поль­зуя при этом ре­ли­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки… В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии … ви­нов­ны­ми се­бя не при­зна­ли…». На до­про­се они все еди­но­душ­но на­зва­ли се­бя ве­ру­ю­щи­ми хри­сти­ан­ка­ми и под­твер­ди­ли невы­ход на ра­бо­ту по той при­чине, что счи­та­ют со­вет­скую власть ан­ти­хри­сто­вой и ра­бо­тать на нее не же­ла­ют.
Си­лу­я­но­ву На­та­лию Ти­хо­нов­ну, так­же дочь свя­щен­ни­ка (осталь­ные 9 жен­щин про­ис­хо­ди­ли из кре­стьян­ских се­мей) при­го­во­ри­ли к ла­гер­но­му сро­ку за то, что она «участ­во­ва­ла в контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе, ста­вив­шей сво­ей це­лью срыв ме­ро­при­я­тий со­ввла­сти на се­ле, аги­ти­ро­ва­ла про­тив вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет, пе­ла контр­ре­во­лю­ци­он­ный цар­ский мо­нар­хи­че­ский гимн». В Кар­лаг она по­сту­пи­ла в мар­те 1941 го­да, и, как ска­за­но в ха­рак­те­ри­сти­ке, «…в ла­ге­ре ни од­но­го дня не ра­бо­та­ла по ре­ли­ги­оз­ным убеж­де­ни­ям».
11 му­че­ниц бы­ли рас­стре­ля­ны в Кар­ла­ге 11 ян­ва­ря 1942 го­да. Ме­сто их по­гре­бе­ния неиз­вест­но.

☦️
Схи­ар­хи­манд­рит Лав­рен­тий (в ми­ру Лу­ка Ев­се­е­вич Проску­ра) ро­дил­ся в 1868 го­ду в се­ле Ка­рыль­ское Кроле­вец­ко­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии. Отец и мать бы­ли глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ные лю­ди и де­тей вос­пи­ты­ва­ли в ве­ре в Бо­га. Лу­ка учил­ся в на­чаль­ной зем­ской шко­ле, был очень спо­соб­ным. В 13 лет он окон­чил шко­лу и был остав­лен по­мощ­ни­ком учи­те­ля. С дет­ских лет Лу­ка ре­гу­ляр­но хо­дил в цер­ковь, имел пре­крас­ный слух, пел в цер­ков­ном хо­ре. Од­на­жды быв в Ко­ро­пе, он по­зна­ко­мил­ся с уди­ви­тель­ным че­ло­ве­ком – быв­шим ре­ген­том им­пе­ра­тор­ско­го хо­ра, уро­жен­цем этих мест, ко­то­рый сра­зу оце­нил спо­соб­но­сти юно­ши и стал обу­чать его ре­гент­ско­му ис­кус­ству. Здесь же он осво­ил иг­ру на скрип­ке. Око­ло го­да про­вел Лу­ка в Ко­ро­пе. По воз­вра­ще­нии до­мой он ста­но­вит­ся ре­ген­том сво­е­го сель­ско­го хо­ра.
Се­мья жи­ла бед­но. Лу­ка обу­ча­ет­ся ши­тью и сво­им тру­дом на­чи­на­ет за­ра­ба­ты­вать, чтобы по­мо­гать се­мье. К 17 го­дам он стал пре­крас­ным порт­ным, так что за­каз­чи­ков у него бы­ло все­гда мно­го. В это вре­мя умер­ла мать, и Лу­ка ре­шил уй­ти в мо­на­стырь. Но стар­ший брат Вар­фо­ло­мей на­сто­ял, чтобы он не по­ки­дал се­мью. Тя­же­ло бы­ло Лу­ке от­кло­нить свое твер­дое на­ме­ре­ние, но он сми­рил­ся. Со сво­им дру­гом юно­сти Си­мео­ном Лу­ка хо­дил пеш­ком в Ки­ев к о. Ионе, чтобы он бла­го­сло­вил по­лу­чить ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние. Но о. Иона ска­зал им: «Ва­ша се­ми­на­рия при вас» – и не бла­го­сло­вил. Вме­сте же с Си­мео­ном Лу­ка ез­дил на Афон. По­сле на­стой­чи­вых просьб Си­ме­он был при­нят в чис­ло бра­тии Афон­ско­го мо­на­сты­ря. А Лу­ке один из афон­ских стар­цев ска­зал: «Ез­жай в Рос­сию, ты там ну­жен бу­дешь». Так он и по­сту­пил, вер­нул­ся до­мой.
Вско­ре мо­ло­до­го та­лант­ли­во­го ре­ген­та при­гла­си­ли управ­лять хо­ром Рых­лов­ско­го Ни­коль­ско­го мо­на­сты­ря. Пе­ние в Рых­лов­ском мо­на­сты­ре ста­ло при­вле­кать не толь­ко мо­ля­щих­ся, за­ча­стую ре­ген­ты из дру­гих мест спе­ци­аль­но при­ез­жа­ли по­слу­шать хор, ко­то­рый при­об­рел нема­лую из­вест­ность. Епи­скоп Чер­ни­гов­ский Ан­то­ний (Со­ко­лов), объ­ез­жая епар­хию, по­се­тил Рых­лов­ский мо­на­стырь и остал­ся очень до­во­лен пе­ни­ем. По при­ез­де в Чер­ни­гов вла­ды­ка по­слал на­сто­я­те­лю пред­пи­са­ние на­пра­вить ре­ген­та Лу­ку Ев­се­е­ви­ча в Чер­ни­гов­ский Тро­иц­кий ар­хи­ерей­ский дом для управ­ле­ния хо­ром. Так при­бли­зи­тель­но в 1905 го­ду Лу­ка пе­ре­ехал в Чер­ни­гов, где про­шла вся его по­сле­ду­ю­щая жизнь.
В 1912 го­ду, на 45-м го­ду жиз­ни, Лу­ка был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Лав­рен­тий. Через два го­да он был ру­ко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­на, а в 1916 го­ду – в иеро­мо­на­ха. В 1928 го­ду по опре­де­ле­нию эк­зар­ха Укра­и­ны мит­ро­по­ли­та Ми­ха­и­ла воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. В 1923 го­ду в Ки­е­ве о. Лав­рен­тий был тай­но по­стри­жен в схи­му лавр­ским схи­и­гу­ме­ном Гав­ри­и­лом. До са­мо­го за­кры­тия мо­на­сты­ря в пер­вой по­ло­вине 20-х го­дов о. Лав­рен­тий неиз­мен­но был ре­ген­том хо­ра, устав­щи­ком и ве­дал мо­на­стыр­ским кни­го­хра­ни­ли­щем.
По­сте­пен­но воз­рас­тал и ду­хов­ный ав­то­ри­тет о. Лав­рен­тия. Он был стро­гим по­сле­до­ва­те­лем пра­во­слав­но­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния. К нему стре­ми­лись и про­стые лю­ди, и чер­ни­гов­ская ин­тел­ли­ген­ция. При­ез­жие быст­ро узна­ва­ли, что в Тро­иц­ком мо­на­сты­ре есть ду­хов­ник вы­со­кой жиз­ни, и ра­ды бы­ли к нему по­пасть. Его люб­ве­оби­лие, дар рас­су­ди­тель­но­сти, дар про­зре­ния при­вле­ка­ли не толь­ко ми­рян, но и мно­гих ду­хов­ных лиц, чер­ни­гов­ские епи­ско­пы весь­ма до­ро­жи­ли его суж­де­ни­ем.
Ко­гда за­кры­ли мо­на­стырь, отец Лав­рен­тий по­се­лил­ся в ма­лень­ком убо­гом до­ми­ке. Бо­го­слу­же­ния со­вер­шал в неболь­шом Ильи­нин­ском хра­ме. Так про­шло 20 лет. На­ста­ло вре­мя, ко­гда за­кры­ли и этот храм. Ли­шен­ный воз­мож­но­сти в хра­ме про­слав­лять Бо­га пес­но­пе­ни­ем, о. Лав­рен­тий, тем не ме­нее, ни­ко­гда не остав­лял по­ло­жен­но­го пра­ви­ла цер­ков­ной мо­лит­вы. Бе­реж­но со­хра­нял он бо­го­слу­жеб­ные кни­ги и об­шир­ную нот­ную биб­лио­те­ку. И ко­гда его спра­ши­ва­ли: «Раз­ве но­ты еще по­на­до­бят­ся?» – неиз­мен­но от­ве­чал: «Ко­неч­но, бу­дем еще чи­тать и петь».
Во вре­мя Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, в пе­ри­од ок­ку­па­ции Чер­ни­го­ва, бы­ло раз­ре­ше­но от­крыть Тро­иц­кую оби­тель. По зо­ву стар­ца со­бра­лись по­слуш­ни­цы, про­сто ве­ру­ю­щие лю­ди и при­сту­пи­ли к вос­ста­нов­ле­нию оби­те­ли. Лю­ди тру­ди­лись са­мо­от­вер­жен­но, и уже в день Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла 21 но­яб­ря 1941 го­да со­сто­я­лось пер­вое бо­го­слу­же­ние в церк­ви Фе­о­до­сия, рас­по­ло­жен­ной под Тро­иц­ким со­бо­ром. А в 1942 го­ду был освя­щен и глав­ный пре­стол Тро­иц­ко­го со­бо­ра. На хо­ры под­нял­ся див­ный ста­рец, и ве­ли­че­ствен­ный храм огла­сил­ся строй­ным пе­ни­ем. Обыч­но ре­ген­ты ди­ри­жи­ру­ют, стоя ли­цом к хо­ри­стам и, зна­чит, спи­ной к ико­но­ста­су, ес­ли хо­ры устро­е­ны в за­пад­ной ча­сти хра­ма. Но о. Лав­рен­тий все­гда об­ра­щен был ли­цом к ал­та­рю, а пев­чие рас­по­ла­га­лись сим­мет­рич­но по­лу­кру­гом по обе сто­ро­ны, он же был в цен­тре.
Нрав­ствен­ная чи­сто­та, ду­хов­ная вы­со­та, неис­то­щи­мая лю­бовь к лю­дям вы­зы­ва­ли необык­но­вен­ное рас­по­ло­же­ние к нему в каж­дом, кто хоть раз в жиз­ни удо­сто­ил­ся ви­деть его. Лю­бовь ба­тюш­ки бы­ла осо­бен­ная, не знав­шая при­стра­стия, не взи­рав­шая на ли­ца, на ду­шев­ные ка­че­ства. Он лю­бил всех и про­яв­лял это чув­ство при­вет­ли­во­стью, вни­ма­ни­ем, со­ве­том. О. Лав­рен­тий был боль­шим пси­хо­ло­гом, он знал ду­хов­ный мир че­ло­ве­ка во всех его про­яв­ле­ни­ях и в са­мых тон­чай­ших от­тен­ках. Все от него ухо­ди­ли со­гре­тые хри­сти­ан­ской лю­бо­вью, обод­рен­ные, с пол­ным спо­кой­стви­ем на ду­ше. Не еди­нич­ны бы­ли слу­чаи, ко­гда о. Лав­рен­тий предот­вра­щал бе­ду, спа­сал лю­дей от смер­ти.
Что по­ра­жа­ло в да­ре о. Лав­рен­тия? Чет­кий, опре­де­лен­ный от­вет на все со­мне­ния и во­про­сы. И ко­гда од­на­жды близ­кий к нему че­ло­век осме­лил­ся спро­сить: «Ба­тюш­ка, от­ку­да вы зна­е­те, что нуж­но от­ве­тить каж­до­му об­ра­ща­ю­ще­му­ся к Вам, и все­гда это бы­ва­ет пра­виль­ное ре­ше­ние?» – он от­ве­тил: «На мысль по­ла­га­ет Бог, и от­вет в ска­зан­ном сра­зу».
Скон­чал­ся схиаpхи­мандpит Лав­рен­тий 19 (6) ян­ва­ря 1950 го­да. Чин по­гре­бе­ния воз­глав­лял епи­скоп Иа­ков. По ре­ше­нию вла­ды­ки ме­стом упо­ко­е­ния бы­ла опре­де­ле­на усы­паль­ни­ца под Тро­иц­ким со­бо­ром, где по­ко­ят­ся семь ар­хи­ере­ев. До за­кры­тия мо­на­сты­ря (в сен­тяб­ре 1962 го­да) в хра­ме ре­гу­ляр­но со­вер­ша­лись па­ни­хи­ды по по­чив­ше­му. Чер­ни­гов­ские ар­хи­ереи счи­та­ли сво­им дол­гом и че­стью по­мо­лить­ся у мо­гил­ки ве­ли­ко­го стар­ца. По­сле лик­ви­да­ции мо­на­сты­ря до­ступ в усы­паль­ни­цу был за­крыт. Про­шло 26 лет. На­ста­ло вре­мя, ко­гда вновь бо­го­моль­цы име­ют воз­мож­ность по­кло­нить­ся мо­ги­ле о. Лав­рен­тия.

Примечание:
Просим учесть, что преподобный Лаврентий не вёл письменных записей своих высказываний. Авторство святого подвижника в некоторых приписываемых ему пророчествах весьма сомнительно. Великим наследием является сама его жизнь, а не пророчества.

Жития
Писание