⏳ 2020.01.08 (ср)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 30я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 4й)
• среда

☀️ неподвижный годовой круг:
8 января (26 декабря)
• Святки
• Собор Пресвятой Богородицы
• прп. Константина Синадского (Фригийского) (VIII)
• прп. Евареста Студита (825)
• сщмч. Евфимия Сардийского (ок. 840)
• прп. Никодима Тисманского (1406)
• сщмчч. Александра (Волкова), Димитрия (Чистосердова) (1918)
• сщмчч. Николая (Тарбеева), Михаила (Чельцова), Николая (Залесского), Михаила (Смирнова) (1930)
• сщмчч. Леонида (Антощенко) Марийского, Александра (Крылова), прмч. Василия (Мазуренко), прмцц. Анфисы (Сысоевой), Макарии (Сапрыкиной) (1937)
• сщмч. Григория (Сербаринова), прмцц. Августы (Защук), Марии (Лактионовой), мц. Агриппины (Лесиной) (1938)
• прмч. Исаакия Оптинского (Бобракова) (1938)


☦️
На дру­гой день по Рож­де­стве Хри­сто­ве празд­ну­ет­ся Со­бор Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, па­мять свя­то­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка, ца­ря Да­ви­да (пред­ка по пло­ти Гос­по­да Иису­са Хри­ста) и свя­то­го Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, сы­на от пер­во­го бра­ка свя­то­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка. Свя­той Иа­ков со­про­вож­дал вме­сте с от­цом сво­им Иоси­фом Ма­терь Бо­жию и Бо­гом­ла­ден­ца Иису­са при бег­стве в Еги­пет.
К истории праздника. По­сле то­го, как волх­вы ушли из Виф­ле­е­ма, Ан­гел Гос­по­день во сне явил­ся Иоси­фу, по­веле­вая ему, чтобы он вме­сте с но­во­рож­ден­ным мла­ден­цем Иису­сом Хри­стом и Ма­те­рию Его, Пре­чи­стою Де­вою Ма­ри­ею, бе­жал в Еги­пет и оста­вал­ся там до тех пор, по­ка ему по­ве­ле­но бу­дет от­ту­да воз­вра­тить­ся, так как Ирод хо­чет ис­кать Мла­ден­ца, чтобы по­гу­бить Его. Иосиф, встав, взял Мла­ден­ца и Ма­терь Его но­чью и по­шел в Еги­пет. Но сна­ча­ла, преж­де от­ше­ствия сво­е­го ту­да, он ис­пол­нил в хра­ме Со­ло­мо­но­вом все, что опре­де­ле­но бы­ло по за­ко­ну Гос­под­ню, ибо дни очи­ще­ния Пре­чи­стой и Пре­не­по­роч­ной Бо­го­ма­те­ри уже на­сту­пи­ли, и в том хра­ме сре­ти­ли Гос­по­да на­ше­го ста­рец Си­ме­он и Ан­на про­ро­чи­ца. По­том, ис­пол­нив все, что опре­де­ле­но бы­ло в за­коне, Иосиф по­шел в На­за­рет, в дом свой. Ибо так го­во­рит свя­той Лу­ка: «И ко­гда они со­вер­ши­ли все по за­ко­ну Гос­под­ню, воз­вра­ти­лись в Га­ли­лею, в го­род свой На­за­рет» (Лк.2:39). От­сю­да яв­но, что они не тот­час на­пра­ви­лись из Виф­ле­е­ма к Егип­ту, но сна­ча­ла по­шли в храм Гос­по­день, за­тем в На­за­рет и, на­ко­нец, в Еги­пет. О том сви­де­тель­ству­ет и свя­той Фе­о­фи­лакт в тол­ко­ва­нии на Еван­ге­ли­ста Мат­фея, ко­гда пи­шет так: «Во­прос: Как это го­во­рит Еван­ге­лист Лу­ка, что Гос­подь уда­лил­ся в На­за­рет по про­ше­ствии 40 дней по рож­де­нии Сво­ем и по­сле сре­те­ния Сво­е­го стар­цем Си­мео­ном? А здесь свя­той Мат­фей го­во­рит, что он при­шел в На­за­рет уже по воз­вра­ще­нии из Егип­та? От­вет: Знай, что Еван­ге­лист Лу­ка упо­ми­на­ет о том, о чем умол­чал Еван­ге­лист Мат­фей, имен­но — что Гос­подь (го­во­рит Лу­ка) по рож­де­стве Сво­ем по­шел в На­за­рет. А Мат­фей го­во­рит о том, что слу­чи­лось уже по­сле то­го, имен­но: как наш Гос­подь бе­жал в Еги­пет и как по воз­вра­ще­нии от­ту­да сно­ва по­шел в На­за­рет. Во­об­ще Еван­ге­ли­сты не про­ти­во­ре­чат друг дру­гу, но толь­ко Лу­ка го­во­рит об уда­ле­нии Хри­ста из Виф­ле­е­ма в На­за­рет, а Мат­фей по­вест­ву­ет о Его воз­вра­ще­нии в На­за­рет из Егип­та».
Итак, по вы­хо­де из хра­ма Гос­под­ня свя­тые пут­ни­ки сна­ча­ла от­пра­ви­лись в На­за­рет и немед­лен­но сде­ла­ли рас­по­ря­же­ние от­но­си­тель­но сво­е­го до­ма, а за­тем, за­хва­тив­ши все нуж­ное для пу­те­ше­ствия, по­спеш­но, но­чью (чтобы бли­жай­шие со­се­ди не узна­ли это­го) на­пра­ви­лись по до­ро­ге к Егип­ту. При этом они взя­ли с со­бою для услу­же­ния и Иа­ко­ва, стар­ше­го сы­на Иоси­фо­ва, на­зван­ного впо­след­ствии бра­том Гос­под­ним, что вид­но из цер­ков­но­го пес­но­пе­ния на 23-е ок­тяб­ря, где по­ет­ся так: «Еже во пло­ти Гос­под­ня же­ла­ния муд­ре, брат по­ка­зал­ся еси, уче­ник, и са­мо­ви­дец бо­же­ствен­ных тайн, бе­га­яй с ним, и во Егип­те быв со Иоси­фом, Ма­те­рию же Иису­со­вою: с ни­ми­же мо­ли спа­сти­ся нам». От­сю­да яв­но, что и Иа­ков со­пут­ство­вал свя­то­му се­мей­ству на пу­ти в Еги­пет, слу­жа ему во вре­мя пу­те­ше­ствия. А бе­жал Гос­подь в Еги­пет ча­стью для то­го, чтобы по­ка­зать, что Он есть ис­тин­ный че­ло­век во­пло­щен­ный, а не дух и при­ви­де­ние (на что ука­зы­ва­ет свя­той Еф­рем в сло­ве на Пре­об­ра­же­ние, ко­гда го­во­рит: «Ес­ли бы Он не был пло­тию, то то­гда с Кем же бе­жал Иосиф в Еги­пет»); а ча­стью для то­го, чтобы на­учить нас бе­жать гне­ва и яро­сти че­ло­ве­че­ской, а не с гор­до­стью про­ти­вить­ся им. Так объ­яс­ня­ет и Зла­то­уст: «В сво­ем бег­стве, – го­во­рил он, – Гос­подь на­уча­ет нас да­вать ме­сто яро­сти, т.е. бе­гать че­ло­ве­че­ской яро­сти. И ес­ли Все­мо­гу­щий бе­жит, то мы, гор­дые, на­уча­ем­ся этим не под­вер­гать се­бя опас­но­сти». Цель бег­ства Гос­под­ня в Еги­пет и та, чтобы очи­стить Еги­пет от идо­лов и, как го­во­рит свя­той па­па Лев, чтобы не без этой стра­ны, в ко­то­рой в пер­вый раз через за­кла­ние агн­ца бы­ли про­об­ра­зо­ва­ны спа­си­тель­ное зна­ме­ние кре­ста и Пас­ха Гос­под­ня, – уго­то­ва­лось та­ин­ство свя­тей­шей жерт­вы. Так­же и чтобы ис­пол­ни­лось сле­ду­ю­щее про­ро­че­ство Ис­а­и­и­но: «Гос­подь вос­се­дит на об­ла­ке лег­ком, и гря­дет в Егип­те. И по­тря­сут­ся от ли­ца Его идо­лы еги­пет­ские» (Ис.19:1). В этом ме­сте под об­ла­ком свя­той Ам­вро­сий ра­зу­ме­ет Пре­чи­стую Де­ву, Ко­то­рая при­нес­ла на ру­ках Сво­их Гос­по­да в Еги­пет, и па­ли идо­лы еги­пет­ских бо­гов. Тот об­лак, Пре­чи­стая Де­ва, – ле­гок, ибо Она не отя­го­ще­на ни­ка­ким бре­ме­нем ка­ко­го-ли­бо гре­ха или плот­ско­го во­жде­ле­ния и по­зна­ния су­пру­же­ства.
Пе­ре­да­ет­ся и то, что ко­гда пра­вед­ный Иосиф, Пре­чи­стая Де­ва и Бо­гом­ла­де­нец шли в Еги­пет, в од­ном пу­стын­ном ме­сте на­па­ли на них раз­бой­ни­ки и хо­те­ли от­нять у них ос­ла, на ко­то­ром они вез­ли то немно­гое, что необ­хо­ди­мо бы­ло им в до­ро­гу, и на ко­то­ром ино­гда и са­ми ез­ди­ли. Один же из тех раз­бой­ни­ков, уви­дев Мла­ден­ца необы­чай­ной кра­со­ты и уди­вив­шись та­кой кра­со­те, ска­зал:
– Ес­ли бы Бог при­нял на Се­бя че­ло­ве­че­ское те­ло, то не мог бы быть кра­си­вее се­го Мла­ден­ца.
Ска­зав это, он за­пре­тил сво­им то­ва­ри­щам, про­чим раз­бой­ни­кам, и не дал им ни­чем оби­деть сих пут­ни­ков. То­гда Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца ска­за­ла то­му раз­бой­ни­ку:
– Знай, что Сей Мла­де­нец воз­даст те­бе щед­рым воз­да­я­ни­ем за то, что ты охра­нил Его.
Этот раз­бой­ник был тот са­мый, ко­то­рый впо­след­ствии, при Рас­пя­тии Хри­ста, был по­ве­шен на кре­сте по пра­вую сто­ро­ну, и ко­то­ро­му Гос­подь ска­зал: «Ныне же бу­дешь со мною в раю» (Лк.23:43). И ис­пол­ни­лось про­ро­че­ское пред­ска­за­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, что «воз­даст те­бе Сей Мла­де­нец».
Ко­гда они во­шли в Еги­пет­скую стра­ну и на­хо­ди­лись в пре­де­лах Фива­и­ды, при­бли­зи­лись они к го­ро­ду Ер­мо­по­лю. Близ вхо­да в сей го­род рос­ло очень кра­си­вое де­ре­во, на­зы­вав­ше­е­ся «Пер­сея», ко­то­рое та­мош­ние жи­те­ли по сво­е­му идо­ло­по­клон­ни­че­ско­му обы­чаю по­чи­та­ли как бо­га из-за его вы­со­ты и ве­ли­че­ствен­ной кра­со­ты, по­кло­ня­ясь ему и при­но­ся ему жерт­вы, ибо в том де­ре­ве жил и бес, по­чи­та­е­мый ими. Ко­гда Пре­чи­стая Бо­го­ма­терь с Бо­же­ствен­ным Мла­ден­цем при­бли­зи­лась к то­му де­ре­ву, тот­час оно силь­но по­тряс­лось, ибо бес, убо­яв­шись при­ше­ствия Иису­со­ва, бе­жал. А де­ре­во при­к­ло­ни­ло свою вер­хуш­ку до са­мой зем­ли, воз­да­вая по­до­ба­ю­щее по­кло­не­ние сво­е­му Со­зда­те­лю и Его Ро­ди­тель­ни­це, Пре­чи­стой Де­ве, кро­ме то­го, оно огра­ди­ло их те­нью сво­их мно­го лист­вен­ных вет­вей от сол­неч­но­го зноя и тем да­ло воз­мож­ность утом­лен­ным свя­тей­шим пут­ни­кам от­дох­нуть. И в та­ком на­кло­нен­ном ви­де оста­лось то де­ре­во в оче­вид­ное зна­ме­ние при­ше­ствия Гос­по­да в Еги­пет. По­сле то­го, как под сим де­ре­вом Гос­подь с Сво­ею Ма­те­рию и Иоси­фом от­ды­ха­ли, это де­ре­во по­лу­чи­ло це­леб­ную си­лу, ибо от его вет­вей ис­це­ля­лись вся­кие бо­лез­ни. За­тем свя­тые пут­ни­ки преж­де все­го во­шли в тот го­род и идоль­ский храм, на­хо­див­ший­ся в нем, и тот­час все идо­лы па­ли. О сем хра­ме упо­ми­на­ет Пал­ла­дий в «Лав­са­и­ке»: «Мы ви­де­ли, – го­во­рит он, – там (в Ер­мо­по­ле) идоль­ский храм, в ко­то­ром во вре­мя при­ше­ствия Спа­си­те­ля упа­ли все идо­лы ниц на зем­лю. Так­же и в од­ном се­ле­нии, на­зы­ва­е­мом «Си­рен», упа­ло три­ста шесть­де­сят пять идо­лов в од­ном хра­ме, в то вре­мя как ту­да во­шел Хри­стос с Пре­чи­стою Ма­те­рию.
Да и во всем Егип­те во вре­мя при­ше­ствия Гос­под­ня со­кру­ши­лись идо­лы, и бе­сы бе­жа­ли из них, и ис­пол­ни­лось в этом со­бы­тии то, что пред­рек св. про­рок Иере­мия, на­хо­дясь в Егип­те, ко­гда ска­зал «Все идо­лы долж­ны бу­дут упасть, и все изо­бра­же­ния бо­гов со­кру­шат­ся то­гда, ко­гда при­дет сю­да Де­ва Ма­терь с Мла­ден­цем, рож­ден­ным в яс­лях». Со вре­ме­ни се­го Иере­ми­и­на про­ро­че­ства у егип­тян су­ще­ство­вал обы­чай изо­бра­жать Де­ву, по­ко­я­щу­ю­ся на по­сте­ли, а близ Нее Мла­ден­ца, ле­жа­ще­го в яс­лях и по­ви­то­го пе­ле­на­ми, и по­кло­нять­ся это­му изо­бра­же­нию. Ко­гда од­на­жды царь Пто­ле­мей спро­сил еги­пет­ских жре­цов, для че­го они это де­ла­ют, те от­ве­ти­ли «Это – тай­на, воз­ве­щен­ная древ­ней­шим пред­кам на­шим од­ним свя­тым про­ро­ком, и мы ждем ис­пол­не­ния то­го про­ро­че­ства и рас­кры­тия сей тай­ны».
По­сле се­го свя­тые пу­те­ше­ствен­ни­ки по­вер­ну­ли немно­го в сто­ро­ну от го­ро­да Ер­мо­по­ля и, ища ме­ста для оста­нов­ки, во­шли в се­ле­ние, на­зы­вав­ше­е­ся «На­та­рея», ле­жа­щее неда­ле­ко от Илио­по­ля. Иосиф близ это­го се­ле­ния оста­вил Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию со Хри­стом Гос­по­дом, а сам по­шел в се­ле­ние ра­ди при­об­ре­те­ния по­треб­но­го. А то смо­ков­нич­ное де­ре­во, при­ютив­шее свя­тых стран­ни­ков под со­бою, раз­дво­и­лось свер­ху дони­зу и опу­сти­ло свой верх, об­ра­зуя как бы сень или ша­тер над их гла­вою: а вни­зу, у сво­е­го кор­ня, оно об­ра­зо­ва­ло в той рас­се­лине как бы углуб­ле­ние, удоб­ное для пре­бы­ва­ния, и там Пре­чи­стая Де­ва с Мла­ден­цем лег­ла и от­дох­ну­ла от пу­те­ше­ствия. То ме­сто и до се­го вре­ме­ни в боль­шом по­чи­та­нии не толь­ко у хри­сти­ан, но и у са­ра­ци­нов, ко­то­рые и до сих пор (как это рас­ска­зы­ва­ет­ся до­сто­вер­ны­ми оче­вид­ца­ми) воз­жи­га­ют све­тиль­ник с еле­ем в рас­се­лине де­ре­ва в честь по­чи­вав­шей там Де­вы с Мла­ден­цем. Иоси­фу и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це за­хо­те­лось остать­ся в том се­ле­нии и, най­дя для се­бя неда­ле­ко от то­го де­ре­ва хи­жи­ну, они на­ча­ли в ней жить. Со­вер­ши­лось и дру­гое чу­до си­лою Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, ибо там же, близ их ме­сто­пре­бы­ва­ния и близ то­го чу­дес­но­го де­ре­ва, явил­ся вне­зап­но ис­точ­ник жи­вой во­ды, из ко­то­ро­го Пре­чи­стая Де­ва чер­па­ла для сво­ей по­тре­бы и в ко­то­ром устра­и­ва­ла ку­па­нье для Сво­е­го Мла­ден­ца. Су­ще­ству­ет тот ис­точ­ник и до­ныне, имея очень хо­лод­ную и здо­ро­вую во­ду. А что еще уди­ви­тель­нее, что во всей зем­ле Еги­пет­ской это един­ствен­ный ис­точ­ник жи­вой во­ды, и он сла­вит­ся в том се­ле­нии. Сим кон­ча­ет­ся по­вест­во­ва­ние о пре­бы­ва­нии Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри со Хри­стом в Егип­те, где они про­бы­ли несколь­ко лет. Но точ­но­го из­ве­стия о том, сколь­ко лет про­вел Гос­подь в Егип­те – нет. Св. Епи­фа­ний го­во­рит, что – два го­да, а Ни­ки­фор три го­да, а Ге­ор­гий Кед­рин пять лет; иные же, как Ам­мо­ний Алек­сан­дрий­ский, ду­ма­ют, что семь лет. Во вся­ком слу­чае то несо­мнен­но, что до кон­чи­ны Иро­до­вой, как и Еван­ге­лие го­во­рит: «И там был до смер­ти Иро­да» (Мф.2:15).
По­сле же уби­е­ния виф­ле­ем­ских мла­ден­цев и по­сле то­го, как ока­ян­ный Ирод по­гиб злою смер­тью, Ан­гел Гос­по­день опять явил­ся во сне Иоси­фу, по­веле­вая ему воз­вра­тить­ся из стра­ны Еги­пет­ской в зем­лю Из­ра­иле­ву, ибо (ска­зал он) «умер­ли ис­кав­шие ду­ши мла­ден­ца». Иосиф встал, взял Мла­ден­ца и Ма­терь Его и по­шел в Иудею, ко­то­рая со­став­ля­ла луч­шую и боль­шую часть зем­ли Из­ра­иль­ской. Услы­шав же, что Ар­хе­лай цар­ству­ет в Иудее вме­сто Иро­да, от­ца сво­е­го, он убо­ял­ся ид­ти ту­да. Ибо Ирод оста­вил по­сле се­бя трех сы­но­вей: пер­во­го Ар­хе­лая, дру­го­го Иро­да Ан­ти­пу, а тре­тье­го, са­мо­го млад­ше­го, Филип­па. Все они по смер­ти от­ца сво­е­го от­пра­ви­лись в Рим, к ке­са­рю, из-за со­пер­ни­че­ства, так как каж­дый из них хо­тел по­лу­чить цар­ство от­ца. Ке­сарь, не да­вая ни од­но­му из них цар­ской че­сти, раз­де­лил цар­ство на че­ты­ре ча­сти, на­звав их тет­рар­хи­я­ми. Стар­ше­му бра­ту Ар­хе­лаю он дал Иудею, Иро­ду Ан­ти­пе дал Га­ли­лею, а млад­ше­му бра­ту Филип­пу – Тра­хо­нит­скую стра­ну; Ави­ли­нию же дал он Ли­са­нию, млад­ше­му сы­ну Ли­са­ния стар­ше­го, неко­гда дру­га Иро­до­ва, а по­том уби­то­го им по за­ви­сти. От­пус­кая всех их из Ри­ма, ке­сарь обе­щал Ар­хе­лаю и цар­скую честь, ес­ли толь­ко он об­на­ру­жит хо­ро­шее и за­бот­ли­вое управ­ле­ние сво­ею ча­стью. Но Ар­хе­лай ни­сколь­ко не луч­ше был же­сто­ко­го от­ца сво­е­го, му­чая и уби­вая мно­гих, ибо, при­дя в Иеру­са­лим, он тот­час на­прас­но убил три ты­ся­чи на­ро­да и мно­гих граж­дан ве­лел му­чить в день празд­ни­ка сре­ди хра­ма, пе­ред всем со­бра­ни­ем иуде­ев. По при­чине та­кой сво­ей же­сто­ко­сти он был по про­ше­ствии несколь­ких лет окле­ве­тан, ли­шен вла­сти и со­слан в за­то­че­ние. Иосиф при сво­ем воз­вра­ще­нии услы­шал, что цар­ству­ет этот злой Ар­хе­лай, хо­тя и без цар­ско­го ти­ту­ла, и убо­ял­ся ид­ти в Иудею, по­лу­чив же из­ве­ще­ние во сне от то­го Ан­ге­ла, ко­то­рый уже преж­де яв­лял­ся ему, ушел в пре­де­лы га­ли­лей­ские, во вла­де­ние Иро­да Ан­ти­пы, бра­та Ар­хе­лая, ибо этот Ирод с боль­шею кро­то­стью пра­вил на­ро­дом, чем брат его; и по­се­лил­ся Иосиф в го­ро­де На­за­ре­те, в сво­ем до­ме, где они и преж­де жи­ли, дабы ис­пол­ни­лось пред­ска­зан­ное о Хри­сте Гос­по­де про­ро­ка­ми, что Он на­зо­вет­ся на­зо­ре­ем. Ему сла­ва во­ ве­ки. Аминь.

☦️
Пре­по­доб­ный Кон­стан­тин Си­над­ский, уро­же­нец г. Си­на­да, по про­ис­хож­де­нию ев­рей, с дет­ства чув­ство­вал вле­че­ние к хри­сти­ан­ской ве­ре. Вни­ма­тель­ное от­но­ше­ние к уче­нию Хри­ста вос­пла­ме­ни­ло его серд­це, и он в ран­ней юно­сти ушел от ро­ди­те­лей в ино­че­скую оби­тель. Он был кре­щен с име­нем Кон­стан­тин и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. Ко­гда ему под­нес­ли свя­той крест, он с лю­бо­вью по­це­ло­вал его и при­ло­жил к го­ло­ве. Изо­бра­же­ние свя­то­го кре­ста от­пе­ча­та­лось у него на всю жизнь. Прой­дя свою бо­го­угод­ную жизнь в стро­гих по­дви­гах, свя­той Кон­стан­тин мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу.

☦️
Пре­по­доб­ный Ева­рест, ро­дом из Га­ла­тии, сын знат­ных ро­ди­те­лей, с юных лет стре­мил­ся к ино­че­ской жиз­ни, осо­бен­но лю­бил чи­тать кни­ги свя­то­го Еф­ре­ма Си­ри­на. Уда­лив­шись в Сту­дий­скую оби­тель, он под­ви­зал­ся в стро­гом по­сте, бде­нии и мо­лит­вах, но­ся же­лез­ные вери­ги. Мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу, до­стиг­нув 75 лет, в 825 го­ду.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ев­фи­мий, епи­скоп Сар­дин­ский, в пе­ри­од цар­ство­ва­ния ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Баг­ря­но­род­но­го (780–797) и им­пе­ра­три­цы Ири­ны (797–802) за свою доб­ро­де­тель­ную жизнь был из­бран епи­ско­пом Сар­дий­ским и при­сут­ство­вал на VII Все­лен­ском Со­бо­ре (787), на ко­то­ром об­ли­чал ико­но­бор­че­скую ересь. Ко­гда же во­ца­рил­ся ико­но­бо­рец Ни­ки­фор I (802–811), Ев­фи­мия вме­сте с дру­ги­ми пра­во­слав­ны­ми иерар­ха­ми со­сла­ли на ост­ров Па­та­ла­рею, где он дол­го то­мил­ся. Вы­зван­ный из ссыл­ки им­пе­ра­то­ром Львом V (813–820), епи­скоп вновь без­бо­яз­нен­но вы­сту­пил с об­ли­че­ни­ем ико­но­бор­че­ства, и его вновь от­пра­ви­ли в ссыл­ку в г. Асс. Сле­ду­ю­щий царь – Ми­ха­ил II Кос­но­языч­ный (820–829) опять при­нуж­дал его от­ка­зать­ся от ико­но­по­чи­та­ния, но без­успеш­но. То­гда свя­той му­че­ник был под­верг­нут из­би­е­нию и в тре­тий раз со­слан, на этот раз на ост­ров Крит. По при­ка­за­нию сме­нив­ше­го на троне Ми­ха­и­ла им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Фе­о­фи­ла (829–842) свя­той Ев­фи­мий был под­верг­нут тяж­ким му­че­ни­ям: его рас­тя­ну­ли на че­ты­рех стол­бах и би­ли во­ло­вьи­ми жи­ла­ми. Через несколь­ко дней по­сле пыт­ки свя­той Ев­фи­мий пре­ста­вил­ся к Бо­гу.

☦️
Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Тисман­ский ро­дил­ся в од­ной из цен­траль­ных об­ла­стей Ма­ке­до­нии. Отец его был гре­ком, а мать про­ис­хо­ди­ла из Сер­бии. Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим по­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, знал серб­ский и гре­че­ский язы­ки, был пре­крас­ным пе­ре­вод­чи­ком и пи­са­те­лем. Мо­на­ше­ство он при­нял на Афоне в серб­ском мо­на­сты­ре Хи­лен­дар. Там же он удо­сто­ил­ся пре­сви­тер­ско­го са­на, а впо­след­ствии был из­бран игу­ме­ном.
Со Свя­той Го­ры Афон пре­по­доб­ный Ни­ко­дим при­шел в зем­ли кня­зя Ла­за­ря и по­се­лил­ся в ме­стеч­ке Кла­до­ва на Ду­нае. Со вре­ме­нем во­круг него со­бра­лось боль­шое брат­ство. Сре­ди бра­тии бы­ли мо­на­хи с Афо­на, а так­же из серб­ских мо­на­сты­рей. Их уси­ли­я­ми бы­ла по­стро­е­на цер­ковь в честь Пре­свя­той Тро­и­цы. По от­кро­ве­нию Бо­жию пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Тисман­ский пе­ре­шел Ду­най и оста­но­вил­ся в уг­ро-влаш­ских зем­лях. Здесь, вбли­зи ны­неш­не­го ру­мын­ско­го го­ро­да Тур-Се­ве­ри­на, на ре­ке Во­ди­це, он ос­но­вал мо­на­стырь Во­ди­ца, по­свя­тив его свя­то­му Ан­то­нию.
Вто­рой мо­на­стырь, ос­но­ван­ный здесь пре­по­доб­ным Ни­ко­ди­мом, был по­стро­ен в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. На­хо­дил­ся он во Вла­хии, на ре­ке Тисман. Оба мо­на­сты­ря, воз­ве­ден­ные пре­по­доб­ным Ни­ко­ди­мом Тисман­ским, ста­ли круп­ней­ши­ми оча­га­ми пра­во­слав­ной ду­хов­но­сти в Ру­мы­нии. В 1375 го­ду свя­той князь Ла­зарь и Серб­ский пат­ри­арх от­пра­ви­ли груп­пу мо­на­хов во гла­ве со стар­цем Ис­ай­ей для при­ми­ре­ния Серб­ско­го и Ца­рь­град­ско­го пат­ри­ар­шеств. В со­став этой груп­пы вхо­дил и пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Тисман­ский как пе­ре­вод­чик и муд­рый ди­пло­мат.
Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим мир­но по­чил 26 де­каб­ря 1406 го­да. Он осо­бо по­чи­та­ет­ся за при­вне­се­ние в ру­мын­скую цер­ковь об­ще­жи­тель­но­го мо­на­стыр­ско­го Уста­ва и воз­рож­де­ние мо­на­ше­ско­го де­ла­ния на ос­но­ве ис­их­аст­ско­го те­че­ния в пра­во­сла­вии.

☦️
Священномученики Александр Волков и Дмитрий Чистосердов. В ян­ва­ре 1919 го­да, на вто­рой день Рож­де­ства Хри­сто­ва, в празд­ник со­бо­ра Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по рас­по­ря­же­нию вла­стей Эст­лянд­ской Тру­до­вой Ком­му­ны в Нарве бы­ли рас­стре­ля­ны два свя­щен­ни­ка: про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Чи­сто­сер­дов и иерей Алек­сандр Вол­ков. Оба пас­ты­ря, пле­чом к пле­чу при­няв­шие свою смерть, вме­сте нес­ли свою служ­бу, име­ли сход­ные ве­хи в сво­их био­гра­фи­ях. Они слу­жи­ли в со­сед­них хра­мах го­ро­да Нар­вы на иван­го­род­ской сто­роне. Отец Алек­сандр — в Успен­ской церк­ви в кре­по­сти, а отец Ди­мит­рий — в Зна­мен­ской церк­ви у Пе­тер­бург­ско­го трак­та.
Иерей Алек­сандр Вол­ков ро­дил­ся в Нарве в 1873 го­ду, в се­мье свя­щен­ни­ка. Отец его, Пав­лин Алек­се­е­вич Вол­ков, был про­то­и­е­ре­ем и на­сто­я­те­лем Нарв­ской Иван­го­род­ской Успен­ской церк­ви. По­чти пол­ве­ка (47 лет) про­слу­жил он в при­хо­де Успен­ской церк­ви. Ав­тор некро­ло­га пи­сал об от­це Пав­лине: «он поль­зо­вал­ся ред­кой лю­бо­вью при­хо­жан, сре­ди ко­то­рых бы­ли не толь­ко жи­те­ли Нар­вы, но и окрест­ных де­ре­вень». Вы­рас­тив сы­на, иван­го­род­ский на­сто­я­тель от­дал его в Санкт-Пе­тер­бург­скую се­ми­на­рию, ко­то­рую Алек­сандр окон­чил в 1893 го­ду по пер­во­му раз­ря­ду.
По окон­ча­нии кур­са се­ми­на­рии два­дца­ти­лет­ний Алек­сандр Вол­ков был на­прав­лен учи­те­лем в Мер­рекюль­скую цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу. Мер­рекюль — дач­ная мест­ность в окрест­но­стях из­вест­но­го лет­не­го ку­рор­та Усть-На­ро­вы, ле­жа­ще­го на бе­ре­гу Фин­ско­го за­ли­ва. Нарв­ское взмо­рье поль­зо­ва­лось по­пуляр­но­стью у на­рви­тян и пе­тер­бурж­цев, и в 1890-х го­дах здесь был воз­ве­ден де­ре­вян­ный храм во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, слу­жив­ший пре­иму­ще­ствен­но в лет­нее вре­мя при­ез­жав­шим сю­да дач­ни­кам.
Через три го­да мо­ло­дой учи­тель по­да­ет про­ше­ние о пе­ре­во­де в Алек­сан­дро-Нев­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в ко­то­ром ему пред­сто­ит тру­дить­ся на про­тя­же­нии 10 лет, вплоть до сво­е­го отъ­ез­да в Нарву. Здесь он сме­нил несколь­ко долж­но­стей, и эта раз­но­сто­рон­няя де­я­тель­ность бы­ла его даль­ней­шей под­го­тов­кой к пас­тыр­ско­му слу­же­нию. В учи­ли­ще он ис­пол­нял обя­зан­но­сти над­зи­ра­те­ля за вос­пи­тан­ни­ка­ми, пре­по­да­ва­те­ля рус­ско­го язы­ка и свя­щен­ной ис­то­рии, а так­же обя­зан­но­сти эко­но­ма. 6 но­яб­ря 1901 го­да епи­скоп Гдов­ский Кон­стан­тин (Булы­чев) ру­ко­по­ло­жил Алек­сандра Вол­ко­ва в сан диа­ко­на.
Со­слу­жив­цы по учи­ли­щу от­ме­ча­ют, что во всех долж­но­стях диа­кон Алек­сандр Пав­ли­но­вич Вол­ков от­ли­чал­ся ак­ку­рат­но­стью, усер­ди­ем, тру­до­лю­би­ем и ста­ра­тель­но­стью, де­я­тель­ность его все­гда со­про­вож­да­лась успе­ха­ми. В 1904 го­ду за усерд­ную служ­бу был на­граж­ден ор­де­ном свя­той Ан­ны III сте­пе­ни.
6 но­яб­ря 1904 го­да отец Алек­сандр был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка прео­свя­щен­ным Ки­рил­лом (Смир­но­вым), епи­ско­пом Гдов­ским, ви­ка­ри­ем Санкт-Пе­тер­бург­ско­го мит­ро­по­ли­та.
три го­да отец Алек­сандр слу­жит в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Он пре­по­да­ет в Алек­сан­дро-Нев­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще и слу­жит свя­щен­ни­ком в церк­ви пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го при Гро­мов­ском при­юте.
В 1907 го­ду про­изо­шли се­рьез­ные пе­ре­ме­ны в жиз­ни от­ца Алек­сандра. 27 сен­тяб­ря в воз­расте 71 го­да уво­лил­ся на по­кой его отец, про­то­и­е­рей Пав­лин Алек­се­е­вич Вол­ков. В свя­зи с ухо­дом за штат сво­е­го от­ца иерей Алек­сандр в 1907 го­ду был опре­де­лен на ва­кан­сию к Успен­ской Нарв­ской Иван­го­род­ской церк­ви. Этот храм был по­стро­ен в 1507-1509 го­дах, несколь­ко раз пе­ре­стра­и­вал­ся, но в на­сто­я­щее вре­мя вос­ста­нов­лен в пер­во­на­чаль­ном ви­де. Ко­гда-то эта цер­ковь яв­ля­лась ча­стью так на­зы­ва­е­мо­го Боль­шо­го Бо­яр­ше­го го­ро­да, раз­ме­щав­ше­го­ся за креп­ки­ми сте­на­ми Иван­го­род­ской кре­по­сти. В по­сле­пет­ров­ское вре­мя она пре­вра­ти­лась в при­ход­ской храм Нар­вы. Бо­лее пол­сто­ле­тия — 59 лет — свя­щен­ни­че­ский род Вол­ко­вых со­вер­шал свое слу­же­ние Бо­гу и лю­дям в од­ном из древ­ней­ших при­хо­дов Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии.
Сво­бод­ное от слу­же­ния вре­мя иван­го­род­ский на­сто­я­тель по­свя­щал пре­по­да­ва­нию За­ко­на Бо­жия. В те го­ды пас­ты­ри не огра­ни­чи­ва­ли свою де­я­тель­ность от­прав­ле­ни­ем бо­го­слу­же­ния и тре­бо­ис­пол­не­ни­ем. Боль­шая часть вре­ме­ни ухо­ди­ла на ка­те­хи­зи­че­ское и мис­си­о­нер­ское слу­же­ние Церк­ви. По­это­му на­вы­ки, по­лу­чен­ные в Ду­хов­ном учи­ли­ще, весь­ма при­го­ди­лись от­цу Алек­сан­дру на но­вом ме­сте слу­же­ния. В Нарве в на­ча­ле два­дца­то­го сто­ле­тия не бы­ло недо­стат­ка в учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Несмот­ря на су­ще­ство­ва­ние несколь­ких при­хо­дов в го­ро­де и на нема­лое ко­ли­че­ство пас­ты­рей-пе­да­го­гов, отец Алек­сандр со­сто­ял за­ко­но­учи­те­лем сра­зу трех учеб­ных за­ве­де­ний: он пре­по­да­вал в Пер­вом жен­ском нарв­ском учи­ли­ще, в шко­ле при нарв­ском До­ме тру­до­лю­бия и в нарв­ской Ком­мер­че­ской шко­ле. Та­ким об­ра­зом, учи­тель­ская де­я­тель­ность от­ца Алек­сандра име­ла ши­ро­кий диа­па­зон и охва­ты­ва­ла де­тей са­мых раз­лич­ных сло­ев на­се­ле­ния го­ро­да Нар­вы.
Та­кой же — ис­пол­нен­ной тру­дов на бла­го Церк­ви — бы­ла жизнь и дру­го­го нарв­ско­го пас­ты­ря от­ца Ди­мит­рия Чи­сто­сер­до­ва, слу­жив­ше­го по со­сед­ству с от­цом Алек­сан­дром Вол­ко­вым. Слу­жил он в при­хо­де Зна­мен­ско­го Иван­го­род­ско­го хра­ма, вы­стро­ен­но­го в 1750 го­ду и имев­ше­го три при­де­ла: ико­ны Бо­го­ма­те­ри «Зна­ме­ние», св. про­ро­ка Илии и Кре­сто­воз­дви­жен­ский. Про­то­и­е­рей Ди­мит­рий был уро­жен­цем Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии, ро­дил­ся он 14 ок­тяб­ря 1861 го­да в се­мье диа­ко­на. Окон­чив Пе­тер­бург­скую се­ми­на­рию по пер­во­му раз­ря­ду в 1882 го­ду, вы­пуск­ник Ди­мит­рий Чи­сто­сер­дов, как и отец Алек­сандр, пер­вое вре­мя тру­дил­ся в Алек­сан­дро-Нев­ском учи­ли­ще в ка­че­стве ком­нат­но­го над­зи­ра­те­ля. В 1889 го­ду 3 фев­ра­ля он был опре­де­лен и ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Зна­мен­ской церк­ви Иван­го­ро­да, в ко­то­рой он про­слу­жил на­сто­я­те­лем 30 лет, вплоть до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. Отец Ди­мит­рий за­ни­мал мно­гие ру­ко­во­дя­щие по­сты в цер­ков­ной жиз­ни епар­хии. Он яв­лял­ся бла­го­чин­ным од­новре­мен­но двух окру­гов: церк­вей го­ро­да Нар­вы и 1 окру­га Ям­бург­ско­го уез­да. По­ми­мо это­го про­то­и­е­рей Ди­мит­рий был пред­се­да­те­лем Ям­бург­ско­го от­де­ле­ния епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та и уезд­ным над­зи­ра­те­лем цер­ков­но-при­ход­ских школ. Несмот­ря на за­гру­жен­ность, он не остав­лял и школь­но­го де­ла, пре­по­да­вая За­кон Бо­жий в трех шко­лах: в шко­ле при сво­ем при­хо­де, в Нарв­ском муж­ском учи­ли­ще и в Нарв­ском при­юте П. Ор­ло­ва. Об ува­же­нии окру­жа­ю­щих к от­цу Ди­мит­рию мож­но су­дить по про­чув­ство­ван­но­му сло­ву, про­из­не­сен­но­му про­то­и­е­ре­ем Иоан­ном Ко­чу­ро­вым в день два­дца­ти­пя­ти­ле­тия слу­же­ния от­ца Ди­мит­рия, в ко­то­ром отец Иоанн оха­рак­те­ри­зо­вал юби­ля­ра как рев­ност­но­го, неуто­ми­мо­го пас­ты­ря Церк­ви и на­са­ди­те­ля про­све­ще­ния сре­ди на­се­ле­ния При­на­ров­ско­го края. Ав­то­ри­тет его был столь ве­лик, что да­же в 1917 го­ду, ко­гда на­се­ле­ние и мно­гие при­хо­жане бы­ли ре­во­лю­ци­о­ни­зи­ро­ва­ны и ко­гда ду­хо­вен­ство вез­де от­стра­ня­лось от управ­ле­ния при­хо­да­ми и брат­ства­ми, он на об­щем со­бра­нии при­хо­дов го­ро­да был из­бран чле­ном со­ве­та нарв­ско­го от­де­ле­ния Брат­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ни один свя­щен­ник Нар­вы и Иван­го­ро­да, за ис­клю­че­ни­ем про­то­и­е­рея Ди­мит­рия Чи­сто­сер­до­ва, не во­шел в со­став со­ве­та Брат­ства.
Ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот 1917 го­да со вре­ме­нем дал знать о се­бе и в Нарве. В но­яб­ре немец­кая во­ен­ная власть, утвер­див­ша­я­ся в Эст­лян­дии в хо­де Пер­вой ми­ро­вой вой­ны, сме­ни­лась дик­та­ту­рой боль­ше­ви­ков. Со­вер­шив на­силь­ствен­ный за­хват вла­сти и объ­явив Эс­то­нию Тру­до­вой Ком­му­ной, пред­ста­ви­те­ли но­во­го ре­жи­ма пер­вым де­лом взя­лись за очи­ще­ние стра­ны от «ре­ли­ги­оз­но­го дур­ма­на». 10 де­каб­ря 1918 го­да Со­вет Эст­лянд­ской Тру­до­вой Ком­му­ны из­дал де­крет о вы­се­ле­нии из стра­ны всех лиц ду­хов­но­го зва­ния, как рас­про­стра­ни­те­лей лож­но­го уче­ния. Через два дня вы­шло но­вое по­ста­нов­ле­ние, за­пре­щав­шее со­вер­ше­ние бо­го­слу­же­ний. А 30 де­каб­ря Управ­ле­ние внут­рен­них дел пе­ре­да­ло все куль­то­вые зда­ния в рас­по­ря­же­ние мест­ных ис­пол­ни­тель­ных ко­ми­те­тов. Фак­ти­че­ски эти де­кре­ты пре­сле­до­ва­ли цель пол­но­го уни­что­же­ния Церк­ви в пре­де­лах Эс­то­нии. На ос­но­ва­нии этих ука­зов все нарв­ское ду­хо­вен­ство бы­ло аре­сто­ва­но. Свя­щен­ни­кам бы­ло вы­да­но пред­пи­са­ние — по­ки­нуть стра­ну в те­че­ние 24 ча­сов. Не бы­ли де­пор­ти­ро­ва­ны толь­ко трое из них: отец Алек­сандр Вол­ков, отец Ди­мит­рий Чи­сто­сер­дов — они бы­ли рас­стре­ля­ны — и отец Вла­ди­мир Бе­жа­ниц­кий, свя­щен­ник Нарв­ской Крен­гольм­ской Вос­кре­сен­ской церк­ви, ко­то­ро­го под­верг­ли из­де­ва­тель­ствам.
Ни­ка­ко­го рас­сле­до­ва­ния по де­лам вы­сы­ла­е­мых и рас­стре­ли­ва­е­мых не про­во­ди­лось, спис­ки со­став­ля­лись за­ра­нее. Бы­ло до­ста­точ­но ре­зо­лю­ции пред­се­да­те­ля нарв­ской ко­мис­сии по борь­бе с контр­ре­во­лю­ци­ей Ос­ка­ра Эл­ле­ка для то­го, чтобы че­ло­век был рас­стре­лян.
Иерей Алек­сандр Вол­ков и про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Чи­сто­сер­дов бы­ли рас­стре­ля­ны как чер­но­со­тен­цы, хо­тя в по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти они за­ме­ша­ны не бы­ли. Но как пас­ты­ри они, ве­ро­ят­но, не мог­ли не го­во­рить пастве о сво­их взгля­дах и убеж­де­ни­ях в то тра­ги­че­ское вре­мя. Толь­ко за это — за ис­крен­ность и пас­тыр­ское пря­мо­ду­шие, за вер­ность взрас­тив­шей их Ро­дине и Церк­ви — они бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу. На вто­рой день Рож­де­ства Хри­сто­ва, в празд­ник со­бо­ра Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, 8 ян­ва­ря 1919 го­да их вы­ве­ли за пре­де­лы го­ро­да и пре­да­ли му­че­ни­че­ской смер­ти.

Жития
Писание