⏳ 2019.12.26 (чт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 28я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 2й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
26 декабря (13 декабря)
• Рождественский пост
• мч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Оре́ста (284–305)
• мц. Лукии Сиракузской (304)
• прп. Арсения Латрийского (VIII–XI)
• прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского (XI)
• прп. Мардария Печерского (XIII)
• свт. Досифея (Барилэ) Молдавского (1693)
• сщмч. Александра (Юзефовича) и мч. Иоанна (Менькова) (1920)
• сщмчч. Владимира (Лозины-Лозинского), Александра (Поспелова), Иакова (Гусева), Алексия (Рождественского), Григория (Фаддеева) (1937)
• сщмч. Николая (Амассийского) (1938)
• сщмчч. Емилиана (Киреева), Василия (Покровского) (1941)


☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Ев­стра­тий, Авк­сен­тий, Ев­ге­ний, Мар­да­рий и Орест по­стра­да­ли за Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305) в Се­ва­стии, в Ар­ме­нии. В чис­ле пер­вых хри­сти­ан, при­няв­ших то­гда му­че­ния, был пре­сви­тер Ара­вий­ской церк­ви му­че­ник Авк­сен­тий, за­клю­чен­ный в тем­ни­цу. Ви­дя непо­ко­ле­би­мость хри­сти­ан, гра­до­пра­ви­тель Са­та­ли­о­на, бла­го­род­ный во­е­на­чаль­ник свя­той Ев­стра­тий, быв­ший тай­ным хри­сти­а­ни­ном, ре­шил­ся на от­кры­тое ис­по­ве­да­ние ве­ры, за что был под­верг­нут пыт­кам: его из­би­ва­ли, на­де­ва­ли на но­ги же­лез­ные са­по­ги, жгли ог­нем. По­сле этих же­сто­ких му­че­ний его со­жгли, а му­че­ни­ка Авк­сен­тия обез­гла­ви­ли. Уви­дев их му­че­ни­че­скую смерть, свя­той Мар­да­рий, ко­то­рый был из про­сто­го на­ро­да, так­же ис­по­ве­дал свою ве­ру и был по­ве­шен вниз го­ло­вой. Пе­ред кон­чи­ной он про­из­нес мо­лит­ву: «Вла­ды­ко Гос­по­ди Бо­же, От­че Все­дер­жи­те­лю…», ко­то­рая чи­та­ет­ся в кон­це 3-го ча­са и на по­лу­нощ­ни­це. Му­че­ни­ку Ев­ге­нию вы­рва­ли язык, от­ру­би­ли ру­ки и но­ги и от­сек­ли го­ло­ву ме­чом. Мо­ло­дой во­ин свя­той Орест ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном и за это пред­стал пе­ред су­дом. Он был при­го­во­рен к со­жже­нию на рас­ка­лен­ном же­лез­ном ло­же, ку­да взо­шел, укреп­ля­е­мый мо­лит­вой свя­то­го Ев­стра­тия. Пред­смерт­ная мо­лит­ва свя­то­го Ев­стра­тия («Ве­ли­чая, ве­ли­чаю Тя, Гос­по­ди…») чи­та­ет­ся на суб­бот­ней по­лу­нощ­ни­це. Му­че­ник Ев­стра­тий скон­чал­ся 13 де­каб­ря.

☦️
Ро­дом из Си­ра­ку­зы. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние ма­те­ри при гро­бе св. му­че­ни­цы Ап­фии (па­мять 5/18 фев­ра­ля) в Ка­та­нах она раз­да­ла все свое име­ние бед­ным и да­ла Гос­по­ду обет дев­ства. Узнав об этом, же­них ее до­нес на Лу­кию, что она хри­сти­ан­ка.
Свя­тую осу­ди­ли на по­ру­га­ние, но Гос­подь при­дал та­кую тя­жесть ее те­лу, что мно­же­ство лю­дей не мог­ло ее сдви­нуть с ме­ста. То­гда, дева св. Лу­кию об­ло­жи­ли хво­ро­стом и за­жгли боль­шой ко­стер, но пла­мя ни­сколь­ко не вре­ди­ло ей. Прон­зен­ная в гор­тань ме­чом, св. му­че­ни­ца Лу­кия окон­чи­ла свой по­двиг, по­стра­дав за Хри­ста в 304 г.

☦️
Пре­по­доб­ный Ар­се­ний, сын бо­га­тых, знат­ных и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, был ро­дом из Кон­стан­ти­но­по­ля. Им­пе­ра­тор от­ли­чил его и сде­лал во­е­на­чаль­ни­ком и пат­ри­ци­ем Ки­вер­ри­от­ским. Од­на­жды, ко­гда он плыл с вой­ском по мо­рю, на­ча­лась бу­ря. Ко­раб­ли по­то­ну­ли. Из всех во­и­нов спас­ся лишь свя­той Ар­се­ний. По­сле это­го он при­нял мо­на­ше­ство и из­ну­рял плоть по­стом, бде­ни­ем и ве­ри­га­ми. По­сле та­ких по­дви­гов на од­ном ме­сте он при­шел на го­ру Латр, на­хо­дя­щу­ю­ся в Ма­лой Азии. Там он умерт­вил мо­лит­вой и крест­ным зна­ме­ни­ем вре­до­нос­но­го ас­пи­да, по­том пе­ре­се­лил­ся в ближ­ний Кел­ли­вор­ский мо­на­стырь на се­вер­ной сто­роне го­ры, где был вы­бран игу­ме­ном. Из мо­на­сты­ря пре­по­доб­ный Ар­се­ний уда­лил­ся в пе­ще­ру, от­ку­да мо­лит­вой про­гнал зве­рей. К нему со­бра­лась бра­тия. Обык­но­вен­но он це­лую неде­лю си­дел в тес­ной кел­лии, а в вос­кре­се­нье при­ни­мал пи­щу и по­учал бра­тию. На­ко­нец, пре­по­доб­ный Ар­се­ний до­стиг та­ко­го со­вер­шен­ства, что пи­та­ем был Ан­ге­лом, сво­им жез­лом пре­вра­тил горь­кие во­ды в слад­кие и, со­тво­рив мно­го дру­гих чу­дес, мир­но скон­чал­ся сре­ди бра­тии.
Вре­мя жиз­ни пре­по­доб­но­го Ар­се­ния по­ла­га­ют меж­ду VIII и Х ве­ка­ми.

☦️
Пре­по­доб­ный Ар­ка­дий Вя­зем­ский и Но­во­торж­ский про­ис­хо­дил из го­ро­да Вязь­мы от про­стых бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, с дет­ства на­учив­ших его мо­лит­ве и по­слу­ша­нию. Крот­кий, про­ни­ца­тель­ный, доб­рый и це­ло­муд­рен­ный юно­ша из­брал сво­им по­дви­гом юрод­ство Хри­ста ра­ди. Он пи­тал­ся по­да­я­ни­ем, спал где при­дет­ся – в ле­су, на цер­ков­ной па­пер­ти. Бла­жен­ная без­за­бот­ность и бли­зость к при­ро­де при­да­ва­ли об­ли­ку юно­го Ар­ка­дия осо­бую оду­хо­тво­рен­ность и от­ре­шен­ность от жи­тей­ской су­е­ты. В церк­ви, углу­бив­шись в мо­лит­ву, свя­той Ар­ка­дий ча­сто пла­кал сле­за­ми уми­ле­ния и ду­хов­ной ра­до­сти. Его со­ве­ты бы­ли точ­ны, пред­ска­за­ния сбы­ва­лись, об­ли­че­ния вра­зум­ля­ли. Опыт­ный на­став­ник, пре­по­доб­ный Еф­рем, Но­во­торж­ский чу­до­тво­рец (па­мять 28 ян­ва­ря), по­мо­гал юно­му по­движ­ни­ку из­бе­гать ду­хов­ных опас­но­стей в про­хож­де­нии труд­но­го и ред­ко­го в то вре­мя по­дви­га юрод­ства. По­сле то­го, как вязь­ми­чи ста­ли сви­де­те­ля­ми несколь­ких чу­дес, со­вер­шен­ных по мо­лит­вам бла­жен­но­го Ар­ка­дия, он, из­бе­гая че­ло­ве­че­ской сла­вы, уда­лил­ся в вер­хо­вья ре­ки Твер­цы. Здесь пре­по­доб­ный Ар­ка­дий раз­де­лил тру­ды сво­е­го ду­хов­но­го на­став­ни­ка пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Но­во­торж­ско­го, участ­вуя вме­сте с ним в ос­но­ва­нии хра­ма и оби­те­ли в честь свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей-стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба († 1015; пер­вое пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей – 1072; об­щая па­мять 2 мая).
По­сту­пив в но­во­устро­ен­ный мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Ар­ка­дий при­нял мо­на­ше­ство и взял на се­бя по­двиг пол­но­го по­слу­ша­ния ду­хов­но­му от­цу – пре­по­доб­но­му Еф­ре­му. Пре­по­доб­ный Ар­ка­дий ни­ко­гда не про­пус­кал ли­тур­гии и яв­лял­ся к за­ут­рене пер­вым, вме­сте со сво­им на­став­ни­ком. По­сле пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма (28 ян­ва­ря 1053) пре­по­доб­ный Ар­ка­дий про­дол­жал под­ви­зать­ся по за­ве­там сво­е­го стар­ца, пре­бы­вая в мо­лит­ве, по­сте и мол­ча­нии. По про­ше­ствии несколь­ких лет (по неко­то­рым дан­ным, 13 де­каб­ря 1077) он так­же мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. В 1594 го­ду в од­ной из церк­вей го­ро­да Вязь­мы был устро­ен при­дел во имя пре­по­доб­но­го Ар­ка­дия. Сов­мест­ное празд­но­ва­ние пре­по­доб­ным Ар­ка­дию и Еф­ре­му Но­во­торж­ским бы­ло уста­нов­ле­но при мит­ро­по­ли­те Ди­о­ни­сии в 1584–1587 го­дах. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ар­ка­дия, про­слав­лен­ные чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми, бы­ли об­ре­те­ны 11 июля (ра­нее в этот день со­вер­ша­лась па­мять) 1677 го­да в ка­мен­ном скле­пе Бо­ри­со­глеб­ско­го со­бо­ра го­ро­да Торж­ка. 14 ав­гу­ста 1798 го­да их по­ло­жи­ли под спу­дом, в ка­мен­ном гро­бу, слу­жив­шем ра­нее ме­стом упо­ко­е­ния пре­по­доб­но­му Еф­ре­му. В 1841 го­ду на ле­вой сто­роне Бо­ри­со­глеб­ско­го со­бор­но­го хра­ма был устро­ен при­дел в честь пре­по­доб­но­го Ар­ка­дия.

☦️
Пре­по­доб­ный Мар­да­рий, за­твор­ник Пе­чер­ский, под­ви­зал­ся в Даль­них пе­ще­рах в XIII ве­ке. По ру­ко­пис­ным свят­цам, в тро­па­ре и конда­ке он на­зы­ва­ет­ся «нес­тя­жа­тель­ным», а по над­пи­си у мо­щей – «бес­ке­лей­ным». Имя его вспо­ми­на­ет­ся в 7-й пес­ни Служ­бы Со­бо­ра от­цов Даль­них пе­щер (28 ав­гу­ста) вме­сте с пре­по­доб­ным Ам­мо­ном (па­мять 4 ок­тяб­ря), где он на­зы­ва­ет­ся «ра­чи­те­лем ни­ще­ты». По­гре­бен в Даль­них пе­ще­рах. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся так­же 28 ав­гу­ста и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
До­си­фей (Ба­ри­лэ) (Dosoftei (Barilă)) (1624–1701), мит­ро­по­лит Азов­ский, Мол­дав­ский, за­чи­на­тель ру­мын­ско­го сти­хо­сло­же­ния и книж­но­сти, свя­ти­тель, по­чи­та­ет­ся как один из ве­ли­чай­ших пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев Мол­да­вии. Па­мять 13 де­каб­ря, в Со­бо­рах Га­лиц­ких и Мол­дав­ских свя­тых.
В ми­ру Ди­мит­рий Ба­ри­лэ (Barilă), ро­дил­ся в Со­чав­ском краю у бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей 26 ок­тяб­ря 1624 го­да. Отец его Нек­та­рий был чи­нов­ни­ком или куп­цом, а под ста­рость по­сту­пил в мо­на­стырь. С дет­ства учил­ся у луч­ших на­став­ни­ков, ка­кие мог­ли быть най­де­ны в Мол­да­вии. По­сле это­го он обу­чал­ся в шко­ле при мо­на­сты­ре Трех Свя­ти­те­лей, ос­но­ван­ной в Яс­сах гос­по­да­рем Ва­си­ли­ем Лу­пу при со­дей­ствии Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та Пет­ра (Мо­ги­лы), а за­тем на­пра­вил­ся в шко­лу Львов­ско­го пра­во­слав­но­го брат­ства, где изу­чал бо­го­сло­вие и вполне усво­ил ев­рей­ский, гре­че­ский, ла­тынь, цер­ков­носла­вян­ский, ру­мын­ский и поль­ский язы­ки.
Бу­дучи скром­ным и крот­ким, он с ран­них лет об­ла­дал муд­ро­стью и рев­но­стью о Бо­ге. Вдо­ба­вок к об­ра­зо­ва­нию книж­но­му он про­шел мо­на­ше­скую шко­лу в мо­на­сты­ре По­бра­та (или Про­бо­та), где обу­чал­ся мо­лит­ве, по­слу­ша­нию, сми­ре­нию и тща­нию. В 1649 го­ду он при­нял здесь мо­на­ше­ский по­стриг, вско­ре был воз­ве­ден во иеро­ди­а­ко­на и иеро­мо­на­ха. Он так быст­ро пре­успе­вал в люб­ви и мо­лит­ве, что ско­ро сде­лал­ся ду­хов­ни­ком и на­сто­я­те­лем оби­те­ли. Укреп­ляя бра­тию в ас­ке­тиз­ме и зна­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния, До­си­фей зна­чи­тель­но улуч­шил мо­на­стыр­скую шко­лу, ко­то­рая взрас­ти­ла мно­гих об­ра­зо­ван­ных мо­на­хов, ожи­вив­ших ду­хов­ную жизнь оби­те­ли. До­си­фей так­же за­ни­мал­ся книж­ны­ми тру­да­ми, ин­те­ре­со­вал­ся древни­ми гос­по­дар­ски­ми хри­со­ву­ла­ми.
В 1658 го­ду До­си­фей был из­бран епи­ско­пом Хуш­ским, а с 16 де­каб­ря 1659 по 1671 год был епи­ско­пом Ро­ман­ским. Став ар­хи­пас­ты­рем, он был при­ме­ром кро­то­сти и тер­пе­ния, спо­соб­ствуя вос­ста­нов­ле­нию мно­гих хра­мов и мо­на­сты­рей.
В 1671 го­ду вла­ды­ка До­си­фей стал мит­ро­по­ли­том Со­чав­ским и всей Мол­дав­ской зем­ли. Из-за раз­ру­ши­тель­ной вой­ны по­сле Хо­тин­ской бит­вы осма­нов с си­ла­ми Яна Со­бес­ко­го 11 но­яб­ря 1673 го­да мит­ро­по­лит До­си­фей бе­жал в Речь Поспо­ли­тую, где пре­бы­вал до воз­вра­ще­ния в Мол­да­вию в 1675 го­ду.
До­си­фей, же­лав­ший осво­бож­де­ния Мол­да­вии из-под ту­рец­ко­го ига, был со­труд­ни­ком и про­вод­ни­ком но­во­вве­де­ний гос­по­да­ря Ва­си­лия Лу­пу, с име­нем ко­то­ро­го свя­за­ны рас­про­стра­не­ние ру­мын­ско­го на­род­но­го са­мо­со­зна­ния и уси­лия за­ме­нить преж­де упо­треб­ляв­ший­ся в го­судар­ствен­ном и цер­ков­ном оби­хо­де цер­ков­но-сла­вян­ский язык язы­ком ру­мын­ским, не до­пус­кая при этом на­чав­ше­го­ся то­гда уси­ли­вать­ся гре­че­ско­го. Через по­сред­ство Ни­ко­лая Ми­лес­ку Спа­фа­рия, ру­мы­на по про­ис­хож­де­нию, поль­зо­вав­ше­го­ся боль­шим вли­я­ни­ем при цар­ском дво­ре, До­си­фей по­лу­чил из Москве кни­го­пе­чат­ное обо­ру­до­ва­ние и устро­ил ти­по­гра­фию в Яс­сах, где на­чал пе­ча­тать бо­го­слу­жеб­ные и на­ста­ви­тель­ные кни­ги на ру­мын­ском. Он сам же, еще бу­дучи на Ро­ман­ской ка­фед­ре, впер­вые пе­ре­вел ряд ос­но­во­по­лож­ных цер­ков­ных книг на ру­мын­ский язык, со­ста­вил свою зна­ме­ни­тую «Псал­тирь в сти­хах» и этим сыг­рал клю­че­вую роль в утвер­жде­нии ру­мын­ско­го язы­ка в жиз­ни Мол­дав­ской Церк­ви.
Мит­ро­по­лит До­си­фей ви­дел на­деж­ду на бу­ду­щее Мол­да­вии в Рус­ском цар­стве. При его уча­стии в 1674 и 1683–1684 го­дах ве­лись пе­ре­го­во­ры о пе­ре­хо­де Мол­да­вии в рус­ское под­дан­ство, и ему при­над­ле­жит из­вест­ное из­ре­че­ние: «Свет идёт к нам из Моск­вы…» («De la Moscova vine lumina…»).
Во вре­мя его мит­ро­по­лит­ства мо­на­сты­ри Мол­да­вии от­ли­ча­лись вы­со­той ду­хов­ной жиз­ни. Мит­ро­по­лит До­си­фей, сам ас­кет и мо­лит­вен­ник, по­се­щал оби­те­ли и ски­ты, а так­же от­шель­ни­ков по всей епар­хии, удо­вле­тво­ряя их нуж­ды и по­уча­ясь у них по­движ­ни­че­ству, о чем сам на­пи­сал в сво­их «Жи­ти­ях свя­тых». Мит­ро­по­лит как со­кро­ви­щем до­ро­жил мо­ща­ми свя­то­го Иоан­на Но­во­го, ко­то­рые он пе­ре­нес в Яс­ский со­бор и со­хра­нял с боль­шим тща­ни­ем. В неспо­кой­ные вре­ме­на он уста­и­вал хо­ды с мо­ща­ми по всей зем­ле, и мно­гие чу­де­са и зна­ме­ния про­ис­хо­ди­ли от мо­щей в уте­ше­ние лю­дям.
Ле­то­пи­сец тех лет Иоанн Некуль­че пи­сал о нем: «Этот До­си­фей, мит­ро­по­лит, не был обыч­ным че­ло­ве­ком. Он был из дво­рян­ской се­мьи, очень учен, и знал мно­го язы­ков – гре­че­ский, ла­тынь и сла­вян­ский – и об­ла­дал глу­бо­ким уче­ни­ем и об­ра­зо­ван­но­стью. Он был со­вер­шен­ным мо­на­хом, пре­дан­ным и сми­рен­ным как аг­нец. Нет че­ло­ве­ка, по­доб­но­го ему, в на­шей зем­ле в это вре­мя. Кан­те­мир Во­да про­гне­вал­ся на это­го мит­ро­по­ли­та и устро­ил, чтобы пат­ри­ар­хи на­ло­жи­ли на него за­пре­ще­ние, но ни­что не по­тре­во­жи­ло его, так что лю­ди го­во­ри­ли что он свя­той».
Ко­гда вой­на ар­мий Осман­ской им­пе­рии и Ре­чи Поспо­ли­той вновь при­ве­ла Мол­дав­скую зем­лю в ра­зо­ре­ние, в 1686 го­ду мит­ро­по­лит До­си­фей и часть его кли­ра ушли вме­сте с от­хо­дя­щи­ми поль­ски­ми вой­ска­ми на се­вер и увез­ли с со­бой мо­щи свя­то­го Иоан­на Но­во­го. Оста­но­вив­шись в Жол­кве (ныне Укра­и­на) во вла­де­ни­ях поль­ско­го ко­ро­ля Яна Со­бес­ко­го, он оста­вал­ся здесь неко­то­рое вре­мя, со­хра­няя при се­бе мо­щи свя­то­го Иоан­на. В июне 1689 го­да от него был при­слан в Моск­ву иеро­ди­а­кон Иона за ми­ло­сты­нью с гра­мо­той, где мит­ро­по­лит так опи­сы­вал свое по­ло­же­ние: «я, сми­рен­ный Со­чав­ский мит­ро­по­лит, су­щий в от­да­ле­нии от зем­ли сво­ей, со св. Иоан­ном ве­ли­ко­му­че­ни­ком Хри­сто­вым и со всем со­кро­ви­щем церк­ви от свя­той на­шей мит­ро­по­лии Со­чав­ской, с ча­стью бра­тии от кли­ра, уцелев­шей от острия ме­ча и раз­граб­ле­ния и гне­ва вой­ска из Мол­да­вии, – ныне стран­ни­ча­ем во гра­де Стриу и ча­ем, дабы на­ша зем­ля успо­ко­и­лась, и то­гда, при­няв изъ­яв­ле­ние, воз­вра­тим­ся со всем, что у нас есть, – со св. ве­ли­ко­му­че­ни­ком Иоан­ном, – в на­ше оте­че­ство в град Со­ча­ву, ра­зо­рен­ную и за­пу­щен­ную от ага­рян­ско­го ча­сто­го по­пра­ния и на­силь­ных лю­тых бед…»
В дру­гой раз тот же Иона при­но­сил ча­сти­цы мо­щей и цер­ков­но-пи­са­тель­ские и пе­ре­вод­че­ские тру­ды в дар от мит­ро­по­ли­та До­си­фея. В от­вет Иона из Моск­вы по­лу­чил за­про­шен­ные мит­ро­по­ли­том ар­хи­ерей­скую ман­тию и ми­ло­сты­ню. В фев­ра­ле 1691 го­да Иона вновь при­шел в Моск­ву, рас­ска­зав что мит­ро­по­лит все еще на­хо­дит­ся в Стрые и про­сит поз­во­ле­ния пе­рей­ти в Ма­ло­рос­сию и со­би­рать там ми­ло­сты­ню, на что царь рас­по­ря­дил­ся оста­вить ре­ше­ние это на усмот­ре­ние гет­ма­на. С опре­де­лен­но­стью неиз­вест­но, как про­шли сле­ду­ю­щие несколь­ко лет жиз­ни мит­ро­по­ли­та, в неко­то­рых ма­те­ри­а­лах его пре­бы­ва­ние в Поль­ше на­зы­ва­ет­ся пле­ном, но, так или ина­че, вско­ре по ре­ко­мен­да­ции Ни­ко­лая Ми­лес­ку Спа­фа­рия До­си­фей при­был в Рос­сию.
С 1696 го­да на­хо­дясь в Москве, мит­ро­по­лит при­об­рел ува­же­ние Пет­ра I сво­и­ми иде­я­ми об осво­бож­де­нии ру­мын от ту­рок. Вско­ре по­сле по­ко­ре­ния Азо­ва рус­ски­ми вой­ска­ми, ко­гда бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об учре­жде­нии здесь Азов­ской мит­ро­по­лии, на но­вую ка­фед­ру был на­зна­чен мит­ро­по­лит До­си­фей. Но он так и не при­е­хал в Азов, скон­чав­шись в Москве в 1701 го­ду и оста­вив здесь свою боль­шую биб­лио­те­ку.
Тру­ды мит­ро­по­ли­та До­си­фея в ду­хов­ном об­ра­зо­ва­нии все­го цер­ков­но­го на­ро­да и в раз­ви­тии ру­мын­ско­го язы­ка, его роль как цер­ков­но­го и го­судар­ствен­но­го де­я­те­ля утвер­ди­ли его па­мять в по­том­ках и сде­ла­ли его имя од­ним из важ­ней­ших как в цер­ков­ной, так и в свет­ской ис­то­рии Мол­да­вии и всей Ру­мы­нии. Он оста­вал­ся зна­ме­ни­тым ар­хи­ере­ем и в XIX ве­ке, и в XX, при­об­ре­тя ре­пу­та­цию на­цио­наль­но­го ге­роя-про­све­ти­те­ля. Мно­го­чис­лен­ные ис­сле­до­ва­те­ли об­ра­ща­лись к его ра­бо­там и де­я­тель­но­сти, оце­ни­вая их зна­че­ние. Ряд го­ро­дов Рес­пуб­ли­ки Мол­до­ва, на­чи­ная с Ки­ши­не­ва, име­ют ули­цы, на­зван­ные име­нем мит­ро­по­ли­та До­си­фея.
Его про­слав­ле­ние в ли­ке свя­тых бы­ло со­вер­ше­но ре­ше­ни­ем Свя­щен­ного Си­но­да Ру­мын­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, тор­же­ствен­но объ­яв­лен­ным 14 ок­тяб­ря 2005 го­да. Па­мять его бы­ла уста­нов­ле­на 13 де­каб­ря. На за­се­да­нии от 21 ав­гу­ста 2007 го­да Свя­щен­ным Си­но­дом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло ре­ше­но вклю­чить его имя в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви с уста­нов­ле­ни­ем празд­но­ва­ния па­мя­ти в тот же день, что и в Ру­мын­ской Церк­ви.
Опуб­ли­ко­ван­ные пе­ре­во­ды и про­из­ве­де­ния свя­ти­те­ля До­си­фея, введ­шие ру­мын­ский в цер­ков­ное упо­треб­ле­ние, сыг­ра­ли клю­че­вую роль в рас­про­стра­не­нии ру­мын­ско­го язы­ка и ста­нов­ле­ния его книж­ной куль­ту­ры. Осо­бен­но важ­ны бы­ли его пе­ре­во­ды Псал­ти­ри и Ок­то­и­ха, сти­хо­твор­ное пе­ре­ло­же­ние Псал­ти­ри – пер­вое по­э­ти­че­ское про­из­ве­де­ние на ру­мын­ском язы­ке, – ко­то­рое на­шло ши­ро­кую лю­бовь сре­ди ру­мын­ских ве­ру­ю­щих, и из­да­ние че­ты­рех­том­но­го сбор­ни­ка «Жи­тий свя­тых». Мно­гие из его пе­ре­во­дов так и оста­лись в ру­ко­пи­сях и хра­ни­лись в Мос­ков­ской Си­но­даль­ной Биб­лио­те­ке. В об­щей слож­но­сти, сре­ди ори­ги­наль­ных и пе­ре­вод­ных ра­бот мит­ро­по­ли­та До­си­фея, кро­ме тру­дов на ру­мын­ском, есть про­из­ве­де­ния на цер­ков­но-­сла­вян­ском, гре­че­ском, ла­тин­ском и поль­ском язы­ках.

☦️
Отец Алек­сандр Юзе­фо­вич был свя­щен­ни­ком церк­ви се­ла Ка­ра-Бал­та Пи­шпек­ско­го уез­да Се­ми­ре­чен­ской об­ла­сти (ныне го­род близ Биш­ке­ка, Кир­ги­зия). В пе­ри­од уста­нов­ле­ния в Се­ми­ре­чье со­вет­ской вла­сти, 17 ян­ва­ря 1921 го­да, он был рас­стре­лян в Се­мир­чен­ской об­ла­сти.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1889 г. в се­ле Са­ве­льев­ка Ни­ко­ла­ев­ско­го уез­да Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ама­сий­ско­го (по дру­гим дан­ным — Амас­сий­ско­го). В 1906 го­ду Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич окон­чил 1 класс Са­мар­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. На слу­же­ние Церк­ви Ни­ко­лай всту­пил в 1908 го­ду: сна­ча­ла пса­лом­щи­ком, за­тем диа­ко­ном в церк­ви се­ла Се­ме­нов­ка Ни­ко­ла­ев­ско­го уез­да (ныне Пу­га­чев­ско­го рай­о­на Са­ра­тов­ской об­ла­сти). Его же­ну зва­ли Оль­га Ива­нов­на, де­тей — Алек­сандр, Ни­на, Сер­гей и Ве­ра. В 1917 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и в 1917–1918 гг. слу­жил в го­ро­де Пу­га­че­ве, в 1918–1922 гг. — в се­ле Смо­ро­дине Пе­ре­люб­ско­го рай­о­на. В 1922 го­да по­сле­до­ва­ло воз­вра­ще­ние в го­род Пу­га­чев, где отец Ни­ко­лай стал бла­го­чин­ным.
2 ок­тяб­ря 1934 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван Пу­га­чев­ским РО НКВД за «ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди ве­ру­ю­щих». Он об­ви­нял­ся в том, что, по­лу­чив от участ­ни­ка контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы пред­ло­же­ние о сов­мест­ной ор­га­ни­зо­ван­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, не со­об­щил об этом со­от­вет­ству­ю­щим ор­га­нам вла­сти и укры­вал прак­ти­че­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность груп­пы. По по­ста­нов­ле­нию Осо­бо­го со­ве­ща­ния при НКВД СССР от 17 мар­та 1935 го­да отец Ни­ко­лай Ама­сий­ский был со­слан в Ка­зах­стан сро­ком на три го­да, счи­тая срок со 2 ок­тяб­ря 1934 го­да. Он про­жи­вал в по­сел­ке Май­ское Бес­кар­гай­ско­го рай­о­на Пав­ло­дар­ской об­ла­сти. 25 но­яб­ря 1937 г. отец Ни­ко­лай был сно­ва аре­сто­ван, и 1 де­каб­ря 1937 го­да на за­се­да­нии трой­ки УНКВД по Во­сточ­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­рен к 10 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. Но­во­му­че­ник скон­чал­ся в ме­стах ли­ше­ния сво­бо­ды 26 де­каб­ря 1938 г. (через год)

☦️
(большой текст)
Про­то­и­е­рей Ва­си­лий По­кров­ский ро­дил­ся 16 де­каб­ря 1879 го­да в се­ле Ба­ев­ка Сен­ги­ле­ев­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье про­то­и­е­рея Ан­дрея По­кров­ско­го. Ва­си­лий окон­чил курс в Сим­бир­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии по вто­ро­му раз­ря­ду и в 1903 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к се­лу Ало­во Ала­тыр­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии. В том же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к се­лу Ар­хан­гель­ское (Ку­ро­едо­во) Кар­сун­ско­го уез­да той же гу­бер­нии. В 1904 го­ду отец Ва­си­лий был пе­ре­ме­щен в се­ло Да­ды Ар­да­тов­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии, а в 1912 — в се­ло Ан­дре­ев­ка то­го же уез­да. В 1917 го­ду он пе­ре­ме­щен в се­ло Пром­зи­но Ала­тыр­ско­го уез­да.
В 1929 го­ду за неупла­ту на­ло­гов отец Ва­си­лий был осуж­ден на­род­ным су­дом к 2 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды и срок на­ка­за­ния от­был. С 1938 го­да он слу­жил на­сто­я­те­лем поле­вой церк­ви го­ро­да Ала­тырь, где слу­жил и свя­щен­ник Еме­ли­ан Ки­ре­ев. В 1940 го­ду оба свя­щен­ни­ка бы­ли аре­сто­ва­ны за неупла­ту на­ло­гов по ста­тье 24-ой и при­го­во­ре­ны на­род­ным су­дом го­ро­да Ала­тырь к 6-ти ме­ся­цам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ра­бот, но бы­ли оправ­да­ны.
В 1941 го­ду вла­сти го­ро­да Ала­тырь все­ми сред­ства­ми ре­ши­ли за­крыть по­след­ний храм в го­ро­де. Непо­мер­ный на­лог, на­чис­лен­ный на свя­щен­ни­ков поле­вой церк­ви, ко­то­рый они не смог­ли упла­тить, по­слу­жил по­во­дом для за­кры­тия хра­ма.
За этим по­сле­до­вал и арест са­мих свя­щен­ни­ков. 24 июля со­сто­ял­ся обыск в до­ме от­ца Ва­си­лия и его арест. 25 июля со­сто­ял­ся пер­вый до­прос, 3 ав­гу­ста — вто­рой до­прос, на ко­то­ром он объ­яс­нял, что «свя­щен­но­слу­жи­те­лей поле­вой церк­ви об­ло­жи­ли непо­силь­ным на­ло­гом, то­гда они по­про­си­ли ве­ру­ю­щих по­мочь со­брать день­ги. Несмот­ря на сбор де­нег, они на­лог, на­чис­лен­ный за 1941 год упла­тить не смог­ли. До сих пор они долж­ны Гор­фин­от­де­лу бо­лее 300 ты­сяч руб­лей».
4 ав­гу­ста со­сто­ял­ся тре­тий до­прос на ко­то­ром сле­до­ва­тель спра­ши­вал:
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что в те­че­нии ря­да лет си­сте­ма­ти­че­ски про­во­ди­ли сре­ди ве­ру­ю­щих граж­дан сов­мест­но с по­пом Ки­ре­евым ор­га­ни­зо­ван­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив ме­ро­при­я­тий пар­тии ВКП(б) и со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства, при­зы­ва­ли ве­ру­ю­щих не всту­пать в кол­хо­зы, то есть в пре­ступ­ле­нии преду­смот­рен­ном по ста­тье 58 пунк­ты 10, 11 УК РСФСР, так ска­жи­те вы при­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным? Отец Ва­си­лий ви­нов­ным се­бя в этом не при­знал, а при­знал се­бя ви­нов­ным в том, что ко­гда Алы­тыр­ский гор­фин­от­дел об­ло­жил его непо­силь­ным на­ло­гом за 1940 год, то он го­во­рил и пи­сал жа­ло­бу.
Да­лее сле­до­ва­тель спра­ши­вал:
— Рас­ска­жи­те ка­кие про­по­ве­ди в поле­вой церк­ви сре­ди ве­ру­ю­щих граж­дан вы в мае 1940 го­да го­во­ри­ли?
— Ни­ка­ких про­по­ве­дей я не го­во­рил, а лишь толь­ко все­гда на ис­по­ве­ди ве­ру­ю­щих в церк­ви го­во­рил: Ве­ру­ю­щие, дру­гие го­во­рят, что нет Бо­га, но у каж­до­го из вас есть го­ло­ва и ра­зум и по ме­ре воз­мож­но­сти раз­би­рай­тесь — кто го­во­рит прав­ду, а кто неправ­ду. Даль­ше, вви­ду роп­та­ния ве­ру­ю­щих на со­вет­скую власть я им го­во­рил: ве­ру­ю­щие, знай­те, что недо­воль­ство вла­стью яв­ля­ет­ся гре­хом, по­это­му ка­кая бы власть не бы­ла — она яв­ля­ет­ся от Бо­га и по­это­му вся­кой вла­сти на­до под­чи­нять­ся. Кро­ме то­го я на ис­по­ве­дях ве­ру­ю­щим го­во­рил: ве­ру­ю­щие, ска­жи­те — ве­ру­е­те ли вы в Бо­га Гос­по­да Иису­са Хри­ста и по­вто­ряй­те за мной — ве­ру­ем. Что они и де­ла­ли. Боль­ше я ни­ка­ких при­зы­ва­ний и про­по­ве­дей в церк­ви не го­во­рил. В де­каб­ре 1940 го­да в поле­вой церк­ви я ве­ру­ю­щим объ­явил: кто же­ла­ет при­ча­щать­ся, тот пусть слу­ша­ет мо­лит­ву пе­ред ис­по­ве­дью. Я ска­зал — кто ве­ру­ет в Бо­га Иису­са Хри­ста кай­тесь в сво­их гре­хах. Помни­те ве­ру­ю­щие, что мно­гие го­во­рят о том, что Бо­га нет, что нет Ма­те­ри Бо­жи­ей и нет ни­ка­ких угод­ни­ков. За­блу­ди­лись эти лю­ди, они да­же поз­во­ля­ют ру­гать Бо­га и свя­тых апо­сто­лов. Не верь­те ни­ко­му — это та­кие лю­ди, ко­то­рые все лгут. Не под­да­вай­тесь со­блаз­ну этих вра­гов и диа­во­лов. Они вез­де и всю­ду го­во­рят про­тив Бо­га, про­тив Свя­той Церк­ви, ко­то­рая нас вос­пи­ты­ва­ет ду­хов­ной жиз­нью и ве­дет ко спа­се­нию ду­ши.
Это мы про­по­ве­до­ва­ли о за­гроб­ной жиз­ни, как же­лан­ной це­ли на­ше­го зем­но­го су­ще­ство­ва­ния, по сво­им ре­ли­ги­оз­ным убеж­де­ни­ям.
Свя­щен­но­му­че­ник Еми­ли­ан Ки­ре­ев ро­дил­ся 31 июня 1903 го­да в се­ле Кузь­мин­ки Ар­да­тов­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Алек­сея Ки­ре­ева. Еме­льян был ше­стым ре­бен­ком. В ран­нем дет­стве он, бы­ва­ло, хо­дил по ого­ро­ду и ма­хал лап­тем, как буд­то ка­ди­лом. С воз­рас­том он все бо­лее при­об­щал­ся к цер­ков­ной служ­бе и ча­сто хо­дил в храм.
Ко­гда Еме­лья­ну ис­пол­ни­лось во­сем­на­дцать лет, отец его ре­шил же­нить на до­че­ри кре­стья­ни­на, жив­ше­го в со­сед­нем се­ле Сав­ра­со­во, Прас­ко­вье. Еме­льян, мыс­ли ко­то­ро­го все бо­лее скло­ня­лись к мо­на­ше­ству, не хо­тел же­нить­ся, пе­ре­жи­вал и пла­кал, но отец был неумо­лим. Прас­ко­вье так­же не по­нра­вил­ся ее же­них, ко­то­рый по­ка­зал­ся ей слиш­ком мол­ча­ли­вым и се­рьез­ным, и она по­пы­та­лась от­ка­зать­ся от за­му­же­ства. Но сест­ра ее хлоп­ну­ла ла­до­нью по сто­лу и за­яви­ла: «Ес­ли за него не пой­дешь, то нет те­бе боль­ше ни­ка­ко­го же­ни­ха».
По­сле свадь­бы Еме­льян упро­сил же­ну, чтобы она от­пу­сти­ла его в мо­на­стырь. Та со­гла­си­лась, и он ушел. Утром при­шли, спро­си­ли Прас­ко­вью, где муж ее, но она от­ве­ти­ла, что не зна­ет. Мать Прас­ко­вьи по­тре­бо­ва­ла, чтобы та по­шла вме­сте с ней к бла­жен­ной На­сте в се­ло Уру­со­во. Бла­жен­ная ска­за­ла Прас­ко­вье: «Ты не от­ча­и­вай­ся, вер­нет­ся муж, толь­ко ты не взду­май за­муж вый­ти!» На об­рат­ном пу­ти она ста­ла ду­мать: «Че­го, го­во­рит, за­муж вый­ти? С ума что ли я со­шла — за­муж ид­ти? Что, де­вок что ли не хва­та­ет?» А на дру­гой день, ко­гда при­шли Прас­ко­вью сва­тать, вспом­ни­лись сло­ва бла­жен­ной.
В 1922 го­ду мо­на­стырь где жил Еме­ли­ан за­кры­ли, он вер­нул­ся до­мой и стал тру­дить­ся в сво­ем хо­зяй­стве. В 1928 го­ду Еме­ли­ан уехал в го­род Ала­тырь, где стал про­хо­дить в хра­ме по­слу­ша­ние пса­лом­щи­ка и го­то­вить­ся к ру­ко­по­ло­же­нию во диа­ко­на. Но в се­ле узна­ли, что он стал слу­жить в церк­ви, и его пле­мян­ник, пред­се­да­тель кол­хо­за, до­нес на Еме­лья­на в НКВД. В 1929 го­ду, ко­гда при­шли аре­сто­вы­вать Еме­лья­на, его не бы­ло до­ма. То­гда, скры­ва­ясь от аре­ста они с же­ной уеха­ли в Во­сточ­ный Ка­зах­стан к бра­ту Еме­лья­на.
Здесь Еме­льян устро­ил­ся пса­лом­щи­ком в се­ло Елов­ка, неда­ле­ко от го­ро­да Бар­на­ул на Ал­тае. В 1930 го­ду в Еме­льян Алек­се­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на. Но же­на бра­та не по­же­ла­ла тер­петь род­ню и по­тре­бо­ва­ла, чтобы они уеха­ли. К это­му вре­ме­ни по­ло­же­ние се­мьи Еме­лья­на Алек­се­е­ви­ча ста­ло нелег­ким, средств для жиз­ни не хва­та­ло и они го­ло­да­ли. От го­ло­да тя­же­ло за­бо­ле­ла дочь Ана­ста­сия, и он стал мо­лить­ся, чтобы Гос­подь за­брал ее к Се­бе, но де­воч­ка по­пра­ви­лась. Ко­гда они от­пра­ви­лись в об­рат­ный путь на ро­ди­ну, у них укра­ли все день­ги, и Еме­льян Алек­се­е­вич пред­ло­жил вер­нуть­ся к бра­ту, но Прас­ко­вья ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­лась. Од­на доб­рая жен­щи­на по­зва­ла их в мест­ный сов­хоз. Здесь Еме­льян устро­ил­ся ра­бо­тать ко­ню­хом. Усло­вия жиз­ни ока­за­лись очень су­ро­вы­ми — на ме­сяц всей се­мье вы­да­ва­лось все­го лишь несколь­ко ки­ло­грам­мов му­ки, и они ста­ли го­ло­дать. Вско­ре им из до­ма вы­сла­ли день­ги на до­ро­гу, и они вер­ну­лись на ро­ди­ну.
В 1932 го­ду в го­ро­де Ала­тырь диа­кон Еме­ли­ан был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка епи­ско­пом Че­бок­сар­ским Пам­фи­лом (Ляс­ков­ским). Отец Еми­ли­ан с 1932 го­да слу­жил в хра­ме се­ла Лю­би­мов­ка, с 1935 го­да — се­ла Ичик­сы и с 1936 — се­ла Ах­ма­то­во Ала­тыр­ско­го рай­о­на. Хра­мы в то вре­мя за­кры­ва­лись вла­стя­ми по­оче­ред­но. По­след­ним ме­стом его слу­же­ния стал храм пер­во­му­че­ни­ка ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на на окра­ине го­ро­да Ала­ты­ря, на­зы­вав­ший­ся поле­вым. Он остал­ся в то вре­мя един­ствен­ным дей­ству­ю­щим в го­ро­де. Слу­жил здесь Еме­льян вме­сте со свя­щен­ни­ком Ва­си­ли­ем По­кров­ским и диа­ко­ном Фе­о­до­ром Та­рен­ти­но­вым. Став свя­щен­ни­ком, отец Еми­ли­ан рев­ност­но ис­пол­нял все мо­лит­вен­ные пра­ви­ла и чи­но­по­сле­до­ва­ния, все, что вхо­ди­ло в круг его обя­зан­но­стей, и очень стро­го по­стил­ся. От Ве­ли­ко­го Чет­вер­га до свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния он не ел ни­че­го. Мо­лил­ся он боль­шей ча­стью но­чью.
Стар­шая его дочь Ана­ста­сия рас­ска­зы­ва­ла: «Од­на­жды отец мо­лил­ся но­чью на ко­ле­нях, и вот слы­шим, что у нас от­ди­ра­ют дос­ки на чер­да­ке и вот-вот вой­дут к нам. Все ис­пу­га­лись, а он как сто­ял на мо­лит­ве, так и остал­ся. А утром по­смот­ре­ли — на чер­да­ке все бы­ло в по­ряд­ке». А од­на­жды, ко­гда он мо­лил­ся, до­маш­ние его услы­ша­ли, что к их до­му подъ­е­ха­ли на ло­ша­дях, оста­но­ви­лись и раз­го­ва­ри­ва­ют. А отец Еми­ли­ан не об­ра­тил на это ни ма­лей­ше­го вни­ма­ния и про­дол­жал мо­лить­ся. Утром до­маш­ние вы­шли на крыль­цо, но ни­ка­ких сле­дов не бы­ло вид­но, по­всю­ду ле­жал нетро­ну­тый снег.
Бу­дучи рев­ност­ным мо­лит­вен­ни­ком, он был и рев­ност­ным ис­пол­ни­те­лем за­по­ве­дей Хри­сто­вых. Отец Еми­ли­ан лю­бил всех без ли­це­при­я­тия — и бо­га­тых, и ни­щих, он по­мо­гал всем, вся­ко­го ста­рал­ся уте­шить, пла­кал с пла­чу­щи­ми и ра­до­вал­ся с ра­ду­ю­щи­ми­ся. Ни­ще­лю­бие и стран­но­лю­бие от­ца Еми­ли­а­на бы­ли бес­пре­дель­ны — он по­да­вал всем ни­щим, ка­ких встре­чал, и при­ве­чал всех стран­ни­ков, ка­кие к нему при­хо­ди­ли.
Все го­ды сво­е­го слу­же­ния свя­щен­ни­ком отец Еми­ли­ан под­вер­гал­ся пре­сле­до­ва­ни­ям вла­стей. Его ча­сто вы­зы­ва­ли в рай­он­ное от­де­ле­ние НКВД и здесь по­дол­гу до­пра­ши­ва­ли. На до­про­сах его то пу­га­ли раз­ны­ми пре­сле­до­ва­ни­я­ми и ка­ра­ми, ес­ли он не от­ка­жет­ся от свя­щен­ства, то вы­сме­и­ва­ли и сты­ди­ли, что, он та­кой мо­ло­дой и не хо­чет ра­бо­тать, а вме­сто это­го об­ма­ны­ва­ет на­род и этим за­ра­ба­ты­ва­ет день­ги. Со­труд­ни­ки НКВД пред­ла­га­ли ему на­пи­сать за­яв­ле­ние, что Бо­га нет и ре­ли­гия — это об­ман. В об­мен на это ему пред­ла­га­ли хо­ро­шую ра­бо­ту и зар­пла­ту. Но на все по­доб­ные уго­во­ры отец Еми­ли­ан неиз­мен­но от­ве­чал: «Хоть сей­час ме­ня за­би­рай­те, но от Бо­га я ни­ко­гда не от­ка­жусь».
Ко­гда он шел на эти встре­чи, он все­гда был го­тов к аре­сту и брал с со­бой ме­шо­чек с су­ха­ря­ми, ко­то­рый остав­лял до­че­ри Ана­ста­сии, со­про­вож­дав­шей его во вре­мя этих ви­зи­тов в НКВД. Од­на­жды, позд­но ве­че­ром, ко­гда в при­ем­ной по­чти ни­ко­го не оста­лось, со­труд­ник НКВД по­до­шел к ней и спро­сил за­чем она здесь. Отец Еми­ли­ан от­ве­тил, что это его дочь и она при­шла вме­сте с ним. Тот по­пы­тал­ся ее про­гнать, но Ана­ста­сия гром­ко за­пла­ка­ла, и тот от­сту­пил­ся от нее.
Свя­щен­ник Еми­ли­ан был аре­сто­ван 25 июля 1941 го­да и в тот же день до­про­шен. Сле­ду­ю­щие до­про­сы от­ца Еми­ли­а­на со­сто­я­лись 3, 4 и 9 ав­гу­ста.
На до­про­се 4 ав­гу­ста сле­до­ва­тель спра­ши­вал:
— Вы в мар­те 1939 го­да в поле­вой церк­ви сре­ди ве­ру­ю­щих от­кры­то вы­ска­зы­ва­ли: без­бож­ни­ки по­гиб­нут и они до­стой­ны ге­ен­ны ог­нен­ной, — ска­жи­те, вы при­зна­е­те это?
— Нет, не при­знаю, я так сре­ди ве­ру­ю­щих не го­во­рил. Я го­во­рил, как мы, хри­сти­ане, долж­ны ис­по­ве­до­вать ис­тин­ную ве­ру и лю­бить друг дру­га. Не за­ви­до­вать, не красть, не об­ма­ны­вать и ни­ко­го не оби­жать. Ве­рить в Бо­га Иису­са Хри­ста, со­блю­дать по­сты по за­ко­ну Бо­жию, не же­лать ближ­не­му, что са­мо­му не нра­вить­ся. Со­блю­дать празд­нич­ные вос­крес­ные дни, в ко­то­рые тру­дом за­ни­мать­ся греш­но. По­чи­тать дни сре­ду и пят­ни­цу, как пост­ные дни, не есть мяс­ной пи­щи. Боль­ше я ни­че­го не го­во­рил.
— В мар­те ме­ся­це 1939 го­да сре­ди мо­на­шек, про­яв­ляя свое недо­воль­ство про­тив со­ввла­сти, го­во­ри­ли: я из­бран­ник Бо­жий, по­это­му я и слу­жу, и ме­ня аре­сто­вать ни­кто не мо­жет. Вы под­твер­жда­е­те это?
— Нет, не под­твер­ждаю, я это­го не го­во­рил, так как я все вре­мя ожи­дал аре­ста, в по­ряд­ке оче­ре­ди, по­то­му что всех слу­жи­те­лей куль­та уже аре­сто­ва­ли.
— В ап­ре­ле 1941 го­да во вре­мя про­из­вод­ства опи­си иму­ще­ства в ва­шем до­ме ра­бот­ни­ка­ми ГОРФО, что вы ска­за­ли им, ко­гда бы­ло об­на­ру­же­но ими 4 бу­хан­ки хле­ба?
— Я в то вре­мя ра­бот­ни­кам ГОРФО ска­зал, что этот хлеб при­над­ле­жит квар­ти­ран­ту, к то­му же я про­яв­ляя свое недо­воль­ство ра­бот­ни­кам ГОРФО, ска­зал: Бу­дет вам шку­ру драть с ра­бо­чих, дер­и­те уж с по­пов. Вот в этом я при­знаю се­бя ви­нов­ным«.
Один из сви­де­те­лей по­ка­зал: «Хо­ро­шо пом­ню, в по­след­них чис­лах ян­ва­ря 1941 го­да, ко­да при­нес­ли из­ве­ще­ние об упла­те на­ло­га по­пам По­кров­ско­му и Ки­ре­еву, в это вре­мя По­кров­ский в церк­ви за­явил: я от служ­бы от­ка­зы­ва­юсь, по­то­му что на­ло­жи­ли непо­силь­ный на­лог, эти ком­му­ни­сты, с пол­ки. То­гда Ки­ре­ев сре­ди при­сут­ству­ю­щих граж­дан ве­ру­ю­щих со зло­бой во все­услы­ша­ние ска­зал: граж­дане, так и так нас по­са­дят в тюрь­му, пусть ме­ня возь­мут из ал­та­ря, пря­мо с пре­сто­ла, аре­сту­ют, но я бу­ду слу­жить до кон­ца. Ве­ру­ю­щих Ки­ре­ев эти­ми сло­ва­ми воз­бу­дил в гнев про­тив со­вет­ской вла­сти и они пла­ка­ли, не же­лая рас­ста­вать­ся с цер­ко­вью и с по­па­ми По­кров­ским и Ки­ре­евым. Ве­ру­ю­щие по­сле это­го за­яви­ли, слу­жи­те ба­тюш­ки мы вас под­дер­жим и бу­дем за вас хло­по­тать, чтобы с вас на­ло­ги сло­жи­ли». Дру­гой сви­де­тель по­ка­зы­вал: «Поп По­кров­ский го­во­рил: граж­дане ве­ру­ю­щие, на нас на­ло­жи­ло Гор­фо непо­силь­ный на­лог, под­дер­жи­те нас, а то мы от служ­бы в церк­ви от­ка­зы­ва­ем­ся. Ве­ру­ю­щие в это вре­мя пла­ка­ли и про­си­ли По­кров­ско­го и Ки­ре­ева про­дол­жать служ­бу в церк­ви. В это вре­мя поп Ки­ре­ев го­во­рил: Несмот­ря на то, что на нас на­ло­жи­ли непо­силь­ный на­лог, я со­гла­сен про­дол­жать даль­ше служ­бу, так как так и так бу­дем мы слу­жить или не бу­дем слу­жить все рав­но мы бу­дем на­ка­за­ны — та­кое вре­мя сей­час при­шло, так ска­за­но в пи­са­нии Бо­жи­ем».
Од­на из сви­де­тель­ниц в от­но­ше­нии По­кров­ско­го и Ки­ре­ева по­ка­зы­ва­ла: «В церк­ви при ис­по­ве­ди все­гда про­по­ве­ди го­во­ри­ли: ве­ру­ю­щие, нуж­но дер­жать­ся ве­ре Хри­сто­вой, что она спа­сет от вся­ких бед и скор­бей и ду­ша ва­ша не по­гибнет, а бу­дет оби­тать в Цар­ствии Небес­ном. По­том поп По­кров­ский, воз­вы­шая го­лос гром­ко го­во­рил: ни­ко­го не слу­шай­те, что нет Бо­га, Бог на небе­сах и вез­де­сущ, на вся­ком ме­сте, все ви­дит и все ве­да­ет. В это вре­мя мас­са кри­ком ему от­ве­ти­ла — ве­ру­ем ба­тюш­ка. На это По­кров­ский ска­зал: ве­руй­те, креп­ко ве­руй­те в Ма­терь Бо­жию и во всех свя­тых. В фев­ра­ле 1941 го­да поп По­кров­ский на по­дан­ное ему из­ве­ще­ние о на­ло­ге на 9 ты­сяч руб­лей вы­ра­зил­ся так: Эх, черт возь­ми, пе­ред кон­цем что ли они бе­сят­ся».
23 сен­тяб­ря след­ствие бы­ло окон­че­но. 10 ок­тяб­ря всем тро­им об­ви­ня­е­мым бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние по ста­тье 58-10 часть 2 и 58-11. 18 ок­тяб­ря Су­деб­ная Кол­ле­гия по уго­лов­ным де­лам опре­де­ли­ла об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние утвер­дить и на 30 ок­тяб­ря бы­ло на­зна­че­но су­деб­ное за­се­да­ние. В на­зна­чен­ный день от­крыл­ся суд, на ко­то­ром под­су­ди­мые свя­щен­ни­ки му­же­ствен­но от­ри­ца­ли об­ви­не­ния в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. Про­ку­рор про­сил суд вы­не­сти при­го­вор в от­но­ше­нии Под­ре­зо­ва — рас­стрел, в от­но­ше­нии По­кров­ско­го и Ки­ре­ева — 10 лет ли­ше­ния сво­бо­ды. Адво­кат про­сил в от­но­ше­нии По­кров­ско­го и Ки­ре­ева вы­не­сти мяг­кий, спра­вед­ли­вый при­го­вор. Об­ви­ня­е­мым бы­ло предо­став­ле­но по­след­нее сло­во, в ко­то­ром они про­си­ли вы­не­сти спра­вед­ли­вый при­го­вор. По­сле со­ве­ща­ния суд при­го­во­рил всех тро­их к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния — рас­стре­лу. В уста­нов­лен­ном по­ряд­ке от при­го­во­рен­ных свя­щен­ни­ков по­сту­пи­ла сов­мест­ная кас­са­ци­он­ная жа­ло­ба в Вер­хов­ный Суд РСФСР о пе­ре­смот­ре при­го­во­ра. При­го­вор был при­знан пра­виль­ным.
Свя­щен­ни­ки Ва­си­лий По­кров­ский и Еми­ли­ан Ки­ре­ев бы­ли рас­стре­ля­ны, по сви­де­тель­ству од­но­го из охран­ни­ков, на пра­вой сто­роне ре­ки Су­ры, неда­ле­ко от го­ро­да Ала­тырь, ве­че­ром 26 де­каб­ря 1941 го­да.

Жития
Писание