⏳ 2019.12.23 (пн)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 28я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 2й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
23 декабря (10 декабря)
• Рождественский пост
• мчч. Мины Калликелада, Ермогена, Евграфа (ок. 313)
• мч. Гемелла Пафлагонянина (ок. 361)
• прп. Фомы Дефуркина (X)
• блжж. Иоанна (1503) и родителей его Стефана (1446) и Ангелины, правителей Сербских
• свт. Иоасафа Белгородского (1754)
• сщмчч. Иакова (Шестакова), Александра (Шкляева), Евграфа (Плетнева), мч. Михаила (Плетнева) (1918)
• сщмчч. Анатолия (Правдолюбова), Александра (Туберовского), Евгения (Харькова), Константина (Бажанова), Николая (Карасёва), мчч. Петра (Гришина), Евсевия (Тряхова), Михаила (Якунькина), Дорофея (Климашева), Лаврентия (Когтева), Григория (Берденева), мцц. Александры (Устюхиной), Татианы (Егоровой), сщмч. Михаила (Кобозева), прмч. Сергия (Сорокина) (1937)
• сщмчч. Николая (Розова), Алексия (Введенского) (1938)
• испп. Анны (Ивашкиной), Татианы (Бякиревой) (1948), Феклы (Макушевой) (1954)
• прп. Анны (Столяровой) (1958)


☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Ми­на, Ер­мо­ген и Ев­граф по­стра­да­ли за ве­ру во Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Мак­си­мине (305–313).
Свя­той Ми­на был по­слан им­пе­ра­то­ром из Афин в Алек­сан­дрию для по­дав­ле­ния смут, воз­ник­ших меж­ду хри­сти­а­на­ми и языч­ни­ка­ми. Об­ла­дая да­ром крас­но­ре­чия, Ми­на от­кры­то стал про­по­ве­до­вать хри­сти­ан­скую ве­ру и об­ра­тил ко Хри­сту мно­гих языч­ни­ков. Узнав об этом, Мак­си­мин на­пра­вил в Алек­сан­дрию епар­ха Ер­мо­ге­на для су­да над свя­тым, а так­же при­ка­зал очи­стить го­род от хри­сти­ан. Ер­мо­ген, хо­тя и был языч­ни­ком, но от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем. По­ра­жен­ный дол­го­тер­пе­ни­ем свя­то­го Ми­ны при ис­тя­за­ни­ях и его чу­дес­ным ис­це­ле­ни­ем по­сле страш­ных пы­ток, он сам уве­ро­вал в Ис­тин­но­го Бо­га. То­гда Мак­си­мин сам при­был в Алек­сан­дрию. Но ни по­ра­зи­тель­ная стой­кость при ис­тя­за­ни­ях, ко­то­рым бы­ли под­верг­ну­ты свя­тые Ми­на и Ер­мо­ген, ни чу­де­са, яв­лен­ные Бо­гом в те дни в го­ро­де, не смяг­чи­ли им­пе­ра­то­ра, но еще бо­лее оже­сто­чи­ли его. Им­пе­ра­тор соб­ствен­но­руч­но из­ру­бил свя­то­го Ев­гра­фа, сек­ре­та­ря свя­то­го Ми­ны, а свя­тым му­че­ни­кам Мине и Ер­мо­ге­ну при­ка­зал от­ру­бить го­ло­вы
Мо­щи свя­тых му­че­ни­ков, бро­шен­ные в же­лез­ном ящи­ке в мо­ре, бы­ли впо­след­ствии об­ре­те­ны (17 фев­ра­ля) и пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. Им­пе­ра­тор Юс­ти­ни­ан по­стро­ил храм во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ми­ны Алек­сан­дрий­ско­го. Свя­той Иосиф Пес­но­пи­сец (па­мять 4 ап­ре­ля) со­ста­вил ка­нон в честь свя­тых му­че­ни­ков.

☦️
Свя­той Ге­мелл про­ис­хо­дил из об­ла­сти Па­фла­гон­ской. Услы­хав, что им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник на­хо­дит­ся в го­ро­де га­ла­тий­ском Ан­ки­ре, он от­пра­вил­ся ту­да и, пред­став пред ца­рем, без­бо­яз­нен­но об­ли­чал его в ве­ро­от­ступ­ни­че­стве и враж­де про­тив свя­той хри­сти­ан­ской ве­ры. Юли­ан при­шел в силь­ный гнев и под­верг его же­сто­ким му­че­ни­ем. На Ге­мел­ла воз­ло­жен был же­лез­ный об­руч, до то­го рас­ка­лен­ный, что от не­го от­ле­та­ли го­ря­щие ис­кры, и из те­ла му­че­ни­ка ли­лась кровь. В та­ком ви­де он был от­прав­лен в го­род Едес, ку­да при­был и сам ве­ро­от­ступ­ник. Ко­гда свя­той му­че­ник при­ве­ден был в этот го­род, ему рас­тер­за­ли рас­ка­лен­ны­ми же­лез­ны­ми ко­лья­ми пле­чи, в го­ло­ву же его бы­ли вби­ты же­лез­ные гвоз­ди; по­том рас­тя­ну­ли его на зем­ле и от ног до го­ло­вы со­дра­ли с не­го ко­жу. На­ко­нец он был рас­пят, и но­ги его бы­ли при­гвож­де­ны ко кре­сту. Так скон­чал­ся сей мно­го­стра­да­лец, воз­но­ся бла­го­да­ре­ние Бо­гу.

☦️
Пре­по­доб­ный Фо­ма Де­фур­кин ро­дил­ся в Вифи­нии. С юных лет по­лю­бил ино­че­ское жи­тие и ушел в один из окрест­ных мо­на­сты­рей. К то­му вре­ме­ни, ко­гда ви­зан­тий­ский са­нов­ник Га­ло­ликт ос­но­вал на ре­ке Са­га­ри­се мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Фо­ма был уже опыт­ным ино­ком, и бра­тия из­бра­ла его на­сто­я­те­лем но­вой оби­те­ли. От­сю­да пре­по­доб­ный Фо­ма уда­лил­ся в пу­сты­ню, где дол­го под­ви­зал­ся в от­шель­ни­че­стве. Мно­гие коз­ни диа­во­ла пре­тер­пел пре­по­доб­ный в уеди­не­нии. Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка да­ром ис­це­ле­ний и про­зор­ли­во­сти. Од­на­жды им­пе­ра­тор Лев 6 Муд­рый (886–911 гг.) при­был в оби­тель к свя­то­му Фо­ме за со­ве­том. Не най­дя пре­по­доб­но­го в оби­те­ли, им­пе­ра­тор от­пра­вил к нему сво­е­го посла с пись­мом. Ед­ва по­слан­ник при­бли­зил­ся к жи­ли­щу стар­ца, тот уже вы­нес ему за­пе­ча­тан­ный от­вет, раз­ре­шив­ший со­мне­ния им­пе­ра­то­ра. Све­де­ний о пре­став­ле­нии пре­по­доб­но­го не со­хра­ни­лось.

☦️
Жизнь Серб­ско­го пра­ви­те­ля Сте­фа­на Бран­ко­ви­ча и его се­мьи бы­ла пол­на пре­врат­но­стей и бед. По­сле за­хва­та Сер­бии тур­ка­ми в 1457 го­ду сред­ний сын то­гдаш­не­го пра­ви­те­ля Сер­бии Сте­фан, от­ли­чав­ший­ся крот­ким нра­вом и пре­крас­ным зна­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, от­пра­вил­ся в сто­ли­цу Тур­ции вслед за сест­рою, от­дан­ной сул­та­ну Му­ра­ту в же­ны. Од­на­ко, узнав, что тур­ки с фа­на­ти­че­ской же­сто­ко­стью со­жгли Ми­ле­шев­ский мо­на­стырь, бла­жен­ный Сте­фан встал на за­щи­ту Сер­бии от за­во­е­ва­те­лей. Ко­гда он же­нил­ся на Ан­ге­лине, до­че­ри Ал­бан­ско­го кня­зя, тур­ки угро­жа­ли бла­жен­но­му Сте­фа­ну и его се­мье рас­пра­вой. С же­ной и тре­мя детьми он вы­нуж­ден был скры­вать­ся сна­ча­ла в Ал­ба­нии, а по­том в Ита­лии, где бла­жен­ный Сте­фан и скон­чал­ся.
Бла­жен­ная Ан­ге­ли­на пе­ре­нес­ла нетлен­ные остан­ки су­пру­га в Ку­пи­но­во. Пра­ви­те­лем Сер­бии в кон­це XV ве­ка стал сын пра­вед­ных Сте­фа­на и Ан­ге­ли­ны, бла­жен­ный Иоанн. Нетлен­ные мо­щи пра­вед­но­го Иоан­на и его ро­ди­те­лей впо­след­ствии про­сла­ви­лись мно­ги­ми зна­ме­ни­я­ми.

☦️
(большой текст)
Свя­ти­тель Иоасаф ро­дил­ся в неболь­шом го­род­ке При­лу­ки Пол­тав­ской гу­бер­нии 8 сен­тяб­ря 1705 го­да в день Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в име­ни­той дво­рян­ской се­мье Гор­лен­ко. На­ре­чен­ный во Свя­том Кре­ще­нии име­нем Иоаки­ма, ро­ди­те­ля Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, мла­де­нец Иоаким (впо­след­ствии свя­ти­тель Иоасаф) все­гда на­хо­дил­ся под осо­бым по­кро­ви­тель­ством Пре­чи­стой Вла­ды­чи­цы. Ро­ди­те­ли св. Иоаса­фа бы­ли очень бо­го­бо­яз­нен­ны и жи­ли по всем пра­ви­лам Пра­во­слав­ной Церк­ви. Отец – Ан­дрей Ди­мит­ри­е­вич Гор­лен­ко, был бун­чуж­ным, т. е. за­ве­до­вал бун­чу­ком – вой­ско­вым зна­ме­нем при гет­мане Да­ни­и­ле Пав­ло­ви­че Апо­сто­ле, на до­че­ри ко­то­ро­го Ма­рии Да­ни­ловне он и был же­нат. Се­мей­ство Гор­лен­ко в то вре­мя от­ли­ча­лось осо­бой ре­ли­ги­оз­но­стью, ни­ще­лю­би­ем и бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Вос­пи­ты­ва­ясь в та­кой се­мье, мо­ло­дой от­рок Иоаким с ран­них лет от­ли­чал­ся боль­шой ре­ли­ги­оз­ной на­стро­ен­но­стью. Еще в го­ды от­ро­че­ства Иоаки­ма Ми­ло­сер­дый Гос­подь воз­ве­стил Свою Свя­тую во­лю о его бу­ду­щем в чу­дес­ном ви­де­нии, ко­то­рое бы­ло яв­ле­но от­цу Иоаки­ма Ан­дрею Ди­мит­ри­е­ви­чу. Од­на­жды ве­че­ром он си­дел на крыль­це сво­е­го до­ма и вдруг при за­хо­де солн­ца уви­дел сто­яв­шую за го­ри­зон­том на воз­ду­хе Бо­жию Ма­терь с Ан­ге­лом, и у ног Их – сы­на сво­е­го Иоаки­ма, сто­я­ще­го на ко­ле­нях и при­но­ся­ще­го Бо­жи­ей Ма­те­ри мо­лит­вы. По­том он услы­шал сло­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы: «До­вле­ет Мне мо­лит­ва твоя», и в этот мо­мент сле­тел Ан­гел Гос­по­день и об­ла­чил Иоаки­ма в ар­хи­ерей­скую ман­тию.
На вось­мом го­ду жиз­ни Иоаким был от­прав­лен в Ки­ев­скую Ака­де­мию для изу­че­ния на­ук, и в осо­бен­но­сти сло­вес­ных. Бла­го­че­сти­вый склад по­лу­мо­на­ше­ской жиз­ни в ака­де­мии, оби­лие свя­тынь в г. Ки­е­ве – ма­те­ри го­ро­дов Рус­ских и осо­бен­но зна­ком­ство с ино­ка­ми-по­движ­ни­ка­ми Ки­е­во-Пе­чер­ски­ми – все это спо­соб­ство­ва­ло то­му, что уже на 11-ом го­ду сво­ей жиз­ни Иоаким Гор­лен­ко воз­лю­бил мо­на­ше­ство, на 16-ом го­ду жиз­ни, ко вре­ме­ни окон­ча­ния школь­но­го об­ра­зо­ва­ния, в нем утвер­ди­лось на­ме­ре­ние быть мо­на­хом и все­це­ло овла­де­ло его во­лею, а на 18-ом го­ду жиз­ни в Иоаки­ме окон­ча­тель­но со­зре­ла и утвер­ди­лась мысль об от­ре­че­нии от ми­ра и при­ня­тии ино­че­ства.
В ско­ром вре­ме­ни Иоаким оста­вил ака­де­мию и уда­лил­ся в пу­стын­ный и от­ли­чав­ший­ся стро­го по­движ­ни­че­ской жиз­нью Ки­е­во-Ме­жи­гор­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром и пре­дал­ся все­це­ло мо­на­стыр­ско­му по­слу­ша­нию – под­го­то­ви­тель­ной сту­пе­ни к при­ня­тию мо­на­ше­ства. Здесь Иоаким лю­бил уеди­нять­ся для мо­лит­вы в пе­ще­ру од­ной го­ры. Рев­ность мо­ло­до­го по­слуш­ни­ка к мо­лит­вен­ным по­дви­гам, умерщ­вле­нию пло­ти и по­ко­ре­нию ее ду­ху до­хо­ди­ла в это вре­мя до то­го, что он в про­дол­же­нии ис­ку­са не вку­шал да­же ва­ре­ной пи­щи, до­воль­ству­ясь са­мой скуд­ною су­ро­вою пи­щею.
По­сле 2-хго­дич­но­го ис­пы­та­ния по­движ­ник Иоаким Гор­лен­ко на 21 го­ду жиз­ни, 27 ок­тяб­ря 1725 го­да при­нял ря­со­фор и на­ре­чен был в ино­че­стве Ил­ла­ри­о­ном. 21 но­яб­ря, в празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, 1727-го го­да 22-хлет­ний Ил­ла­ри­он, по от­ре­че­нии от все­го мир­ско­го, принял ве­ли­кое по­стри­же­ние в ман­тию с име­нем Иоасаф. В сле­ду­ю­щем го­ду, 6 ян­ва­ря 1728 го­да, инок Иоасаф был по­свя­щен в сан иеро­ди­а­ко­на. Спу­стя год иеро­ди­а­кон Иоасаф был опре­де­лен учи­те­лем низ­ше­го клас­са Ки­ев­ской ака­де­мии. Три го­да про­дол­жа­лось его по­слу­ша­ние учи­те­лем.
В 1732 г. Ки­ев­скую ака­де­мию по­се­тил вновь на­зна­чен­ный ар­хи­епи­скоп Ра­фа­ил За­бо­ров­ский. Иеро­ди­а­кон Иоасаф при­вет­ство­вал его сти­хо­твор­ной ре­чью. Ар­хи­пас­тырь за­ме­тил в Иоаса­фе Гор­лен­ко вы­со­кие ду­хов­ные да­ро­ва­ния, при­бли­зил его к се­бе и 13 сен­тяб­ря 1734 го­да на­зна­чил эк­за­ме­на­то­ром при Ки­ев­ской ка­фед­ре, а 8 но­яб­ря то­го же 1734 го­да, на 30 го­ду жиз­ни, по­свя­тил иеро­ди­а­ко­на Иоаса­фа в сан иеро­мо­на­ха.
Бу­ду­щий свя­ти­тель Иоасаф на­чи­на­ет тру­дить­ся на ни­ве пас­тыр­ско­го слу­же­ния. Сна­ча­ла в Ки­е­во-брат­ском мо­на­сты­ре, а по­том в Ки­е­во-Со­фий­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре. Ар­хи­епи­ско­па Ра­фа­ил, ви­дя рев­ность и тру­до­лю­бие мо­ло­до­го пас­ты­ря, бла­го­слов­ля­ет его (в 1737 го­ду) на служ­бу в до­воль­но на­се­лен­ный Лу­бен­ско-Мгар­ский Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь игу­ме­ном оби­те­ли. Здесь мо­ло­дой игу­мен явил се­бя тру­до­лю­би­вым, спра­вед­ли­вым, люб­ве­обиль­ным и весь­ма за­бот­ли­вым упра­ви­те­лем Лу­бен­ской оби­те­лью. В про­дол­же­ние управ­ле­ния Лу­бен­ской оби­те­лью, как в преды­ду­щее, так и в по­сле­ду­ю­щее вре­мя, игу­мен Иоасаф вел стро­го по­движ­ни­че­скую жизнь. Бу­ду­ще­му свя­ти­те­лю в то вре­мя мно­го при­шлось по­ра­бо­тать над вос­ста­нов­ле­ни­ем раз­ру­шен­но­го хо­зяй­ства оби­те­ли. Для воз­об­нов­ле­ния глав­но­го мо­на­стыр­ско­го хра­ма и про­чих зда­ний не бы­ло ни­ка­ких средств, и в 1742 г. игу­мен от­прав­ля­ет­ся в С.-Пе­тер­бург за сбо­ром по­жерт­во­ва­ний на храм Бо­жий. В С.-Пе­тер­бур­ге игу­мен Иоасаф удо­сто­ил­ся вы­со­чай­ше­го вни­ма­ния им­пе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны. Бла­го­че­сти­вая го­су­да­ры­ня, лю­бив­шая цер­ков­ное бла­го­ле­пие и усерд­но по­се­щав­шая хра­мы и мо­на­сты­ри, ми­ло­сти­во при­ня­ла про­си­те­ля и при­ка­за­ла вы­дать ему на со­ору­же­ние хра­ма 2000 руб­лей. К чис­лу при­чин, рас­по­ло­жив­ших государныю к по­жерт­во­ва­нию на со­ору­же­ние хра­ма в Лу­бен­ской оби­те­ли, нуж­но от­не­сти тро­га­тель­ное и очень на­зи­да­тель­ное сло­во игу­ме­на Иоаса­фа о люб­ви к Бо­гу. 16 ав­гу­ста 1744 го­да по пря­мо­му ука­за­нию им­пе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны он был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та и через неко­то­рое вре­мя вы­зван в Моск­ву, где 29 ян­ва­ря 1745 го­да ар­хи­манд­рит Иоасаф был на­зна­чен на­мест­ни­ком Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ры с остав­ле­ни­ем за ним на­сто­я­тель­ства в Лу­бен­ском мо­на­сты­ре.
За вре­мя слу­же­ния в Лав­ре ар­хи­манд­рит Иоасаф явил се­бя весь­ма рев­ност­ным и по­лез­ным со­ра­бот­ни­ком ее на­сто­я­те­ля, свя­щен­ноар­хи­манд­ри­та Лав­ры и ар­хи­епи­ско­па Ар­се­ния Мо­ги­лян­ско­го. Ис­пы­ты­вая те­лес­ные бо­лез­ни, про­ис­хо­дя­щие от чрез­мер­но стро­гой ас­ке­ти­че­ской жиз­ни, но не оску­де­вая ду­хом, ар­хи­манд­рит Иоасаф с от­мен­ным усер­ди­ем со­вер­шал здесь укро­ще­ние ду­хов­но­го свое­во­лия, углуб­лял­ся в по­сто­ян­ное слу­же­ние Бо­гу, вос­хо­дил от си­лы в си­лу в лич­ном по­дви­ге, внут­рен­ней ду­хов­ной борь­бе и весь­ма мно­го тру­дил­ся на поль­зу вве­рен­ных ему свя­тых оби­те­лей.
Но не дол­гим бы­ло слу­же­ние ар­хи­манд­ри­та Иоаса­фа в Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ре. 15 мар­та 1748 го­да со­сто­я­лось вы­со­чай­шее по­ве­ле­ние о на­зна­че­нии ар­хи­манд­ри­та и на­мест­ни­ка Иоаса­фа во епи­ско­па на Бел­го­род­скую епар­хию. 2 июня то­го же 1748 го­да бла­го­го­вей­ный ар­хи­манд­рит Иоасаф был по­свя­щен во епи­ско­па Бел­го­род­ско­го и Обо­ян­ско­го. Ру­ко­по­ло­же­ние ар­хи­манд­ри­та Иоаса­фа бы­ло со­вер­ше­но в Неде­лю всех свя­тых, в С.-Пе­тер­бург­ском Пет­ропав­лов­ском со­бо­ре, в при­сут­ствии им­пе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны и вы­со­чай­шей фа­ми­лии.
6 ав­гу­ста 1748 го­да, в празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, но­во­по­став­лен­ный свя­ти­тель Иоасаф при­был в свой епар­хи­аль­ный го­род Бел­го­род утром ко вре­ме­ни Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. Несмот­ря на сла­бое здо­ро­вье свое и из­ну­ре­ние да­ле­ким пу­те­ше­стви­ем из С.-Пе­тер­бур­га в Бел­го­род, он со­вер­шил в этот день Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в ка­фед­раль­ном Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре.
Так на­чал свое ар­хи­пас­тыр­ское слу­же­ние ве­ли­кий угод­ник Бо­жий свя­ти­тель Иа­осаф. Ис­пол­нен­ный глу­бо­чай­ше­го сми­ре­ния и люб­ви к Бо­гу и ближ­не­му, он с ве­ли­кой рев­но­стью и усер­ди­ем при­нял­ся за браз­ды ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния. С це­лью под­ня­тия об­ра­зо­ва­тель­но­го и ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го со­сто­я­ния при­ход­ско­го ду­хо­вен­ства прео­свя­щен­ный Иоасаф с пер­во­го го­да вступ­ле­ния на Бел­го­род­скую ка­фед­ру, несмот­ря на сла­бость здо­ро­вья, еже­год­но со­вер­шал обо­зре­ние сво­ей об­шир­ной епар­хии и оста­нав­ли­вал­ся не в покойных чер­то­гах бо­га­чей, а в бед­ных хи­жи­нах кре­стьян или неза­тей­ли­вых до­ми­ках сель­ских ба­тю­шек. По­лу­чая при­ют в на­зван­ных жи­ли­щах, свя­ти­тель Иоасаф ноч­ное вре­мя по­свя­щал мо­лит­ве, а утром, по со­вер­ше­нии Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, на­став­лял па­со­мых пра­во­слав­но хри­сти­ан­ской ве­ре и бла­го­че­стию.
Его мож­но бы­ло ви­деть то в Бел­го­ро­де, то в Харь­ко­ве, то в боль­шом се­ле­нии, то в за­хо­луст­ной де­ре­вуш­ке. Осо­бен­но зор­ко бди­тель­ный свя­ти­тель сле­дил за тем, чтобы пас­ты­ри церк­ви Хри­сто­вой бы­ли пре­ис­пол­не­ны глу­бо­ко­го бла­го­го­ве­ния к служ­бам цер­ков­ным и свя­ты­ням.
Неред­ко ру­ко­во­ди­мый та­ин­ствен­ным пред­чув­стви­ем свя­ти­тель Иоасаф вскры­вал са­мые со­кро­вен­ные по­мыш­ле­ния ближ­них. Од­на­жды свя­ти­тель со­брал к се­бе в свой ар­хи­ерей­ский дом свя­щен­ни­ков от всех бел­го­род­ских и окрест­ных церк­вей. Меж­ду пас­ты­ря­ми был один 130-лет­ний ста­рец-свя­щен­ник, на ко­то­ро­го свя­ти­тель Иоасаф и об­ра­тил свое вни­ма­ние. Дол­гая жизнь, пре­клон­ная ста­рость и сог­бен­ность стар­ца воз­бу­ди­ли свя­ти­те­ля к даль­ней­ше­му ис­сле­до­ва­нию его жиз­ни. Люб­ве­обиль­ный и крот­кий ар­хи­пас­тырь Иоасаф по­буж­дал стар­ца-свя­щен­ни­ка рас­крыть пред ним со­весть свою, при­не­сти по­ка­я­ние во гре­хах. Ста­рец-свя­щен­ник рас­ска­зал как в быт­ность свя­щен­ни­ком в се­ле N в один ка­кой-то празд­ник со­вер­шил ран­нюю Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, опа­са­ясь стро­го­го те­лес­но­го на­ка­за­ния от свое­власт­но­го су­ро­во­го по­ме­щи­ка, он от­слу­жил для него и позд­нюю (вто­рую) Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, несмот­ря на то, что по­сле про­ско­ми­дии неви­ди­мый го­лос, неиз­вест­но от­ку­да и от ко­го про­ис­хо­дя­щий, го­во­рил ему: «Оста­но­вись, что ты де­ла­ешь? Не дер­зай, ес­ли же дерз­нешь, про­клят ты бу­дешь». «Я, – го­во­рил свя­ти­те­лю Иоаса­фу свя­щен­ник, – не рас­су­дил и дерз­но­вен­но от­ве­тил: «ты будь про­клят» и про­дол­жал как сле­ду­ет со­вер­шать по чи­но­по­ло­же­нию. Свя­ти­тель от та­ко­го объ­яс­не­ния со­дрог­нул­ся и ска­зал: «Что ты сде­лал? Ты про­клял Ан­ге­ла Бо­жия, хра­ни­те­ля то­го ме­ста, оба вы свя­за­ны про­кля­ти­ем и до­ныне. Вот при­чи­на дол­го­ле­тия тво­е­го». Ни­че­го не ска­зал бо­лее то­гда свя­ти­тель, а, оста­вив иерея на несколь­ко дней у се­бя, при­ка­зал отыс­кать ему по­ход­ную цер­ковь. Ра­но утром прео­свя­щен­ный Иоасаф от­пра­вил­ся с по­ход­ною цер­ко­вью за Бел­го­род, где на­хо­ди­лась ра­нее упразд­нен­ная де­ре­вян­ная цер­ковь. Прео­свя­щен­ный по­ве­лел иерею-стар­цу со­вер­шить про­ско­ми­дию, а по окон­ча­нии по­след­ней на­чать и Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. Во вре­мя со­вер­ше­ния ли­тур­гии свя­ти­тель сто­ял в ал­та­ре на пра­вой сто­роне. По окон­ча­нии ли­тур­гии свя­ти­тель по­до­звал стар­ца-свя­щен­ни­ка и по­ве­лел чи­тать «Ныне от­пу­ща­е­ши ра­ба тво­е­го, Вла­ды­ко…» все до кон­ца. По про­чте­нии этой мо­лит­вы ар­хи­пас­тырь, бла­го­слов­ляя стар­ца-свя­щен­ни­ка, ска­зал: «Про­щаю и раз­ре­шаю те­бя от всех тво­их гре­хов». При­ми­рен­ный мо­лит­ва­ми свя­ти­те­ля с Бо­гом, Ан­ге­лом, охра­няв­шим свя­тый пре­стол, и сво­ею со­ве­стью, ста­рец-свя­щен­ник в пол­ном об­ла­че­нии стал сла­беть и, опу­стив­шись перед пре­сто­лом, на ко­то­ром толь­ко что при­нес уми­ло­сти­ви­тель­ную Жерт­ву, пре­дал дух свой Бо­гу.
В 1754 го­ду, ко­гда свя­ти­тель при­е­хал в се­ло За­мо­стье (ныне го­род в Харь­ков­ской об­ла­сти), в при­тво­ре мест­ной церк­ви он об­ра­тил вни­ма­ние на сто­яв­шую в уг­лу ико­ну Бо­го­ма­те­ри, око­ло ко­то­рой бы­ли ссы­па­ны уголь и му­сор. Вла­ды­ка оста­но­вил­ся и дол­го с бла­го­го­ве­ни­ем смот­рел на ико­ну, по­том, осе­нив се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, пал пред об­ра­зом на ко­ле­ни и вос­клик­нул: «Ца­ри­ца Небес­ная! Про­сти небреж­ность Тво­их слу­жи­те­лей, не ви­дят бо, что тво­рят». «В об­ра­зе сем, – ска­зал вла­ды­ка со­про­вож­дав­ше­му его бла­го­чин­но­му, – пре­и­зоби­лу­ет бла­го­дать Бо­жия; в нем Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца яв­ля­ет осо­бое зна­ме­ние Сво­е­го за­ступ­ни­че­ства для это­го се­ла и всей стра­ны». Свя­ти­тель во­шел в храм и ука­зал ме­сто для об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по­за­ди ле­во­го кли­ро­са и ве­лел по­ста­вить его вме­сто на­хо­див­ших­ся там об­вет­шав­ших икон. С то­го вре­ме­ни и на­ча­лось про­слав­ле­ние ико­ны, име­ну­е­мой по все­му югу Рос­сии «Пес­чан­ской». Со­ору­же­ние хра­ма для нее на Пес­ках и пе­ре­не­се­ние ее в но­вый храм, пред­ви­ден­ное свя­ти­те­лем, со­сто­я­лось толь­ко в 1826 го­ду.
Имея без­гра­нич­ное ми­ло­сер­дие и не зна­ю­щую пре­де­лов лю­бовь к ближ­не­му, свя­ти­тель Иоасаф осо­бен­но от­ли­чал­ся де­ла­ми ми­ло­сер­дия и бла­го­тво­ри­тель­но­сти бед­ным и неиму­щим. Так, пред ве­ли­ки­ми хри­сти­ан­ски­ми празд­ни­ка­ми, он имел обык­но­ве­ние по­сы­лать пре­дан­но­го се­бе ке­лей­ни­ка в жи­ли­ща бед­но­сти, к ли­цам, из­вест­ным ему край­ней ни­ще­той с по­да­я­ни­ем (де­нег и одеж­ды). Все де­ла ми­ло­сер­дия св. Иоасаф ста­рал­ся тво­рить так, «чтобы ле­вая ру­ка не зна­ла, что де­ла­ет пра­вая» (Мф.6:3). Но Гос­подь ино­гда от­кры­вал лю­дям их тай­но­го бла­го­де­те­ля. Од­на­жды ке­лей­ник по по­ру­че­нию вла­ды­ки, ку­пив на ба­за­ре дро­ва, при­ка­зал из­воз­чи­ку от­вез­ти их во двор бед­ной се­мьи, но не го­во­рить, от ко­го они при­сла­ны. Хо­зяй­ка до­ма, вдо­ва с тре­мя ма­ло­лет­ни­ми детьми, хо­те­ла бы­ло узнать у из­воз­чи­ка, кто при­слал дро­ва, но, под­няв гла­за вверх, уви­де­ла в воз­ду­хе «в си­я­нии» свя­ти­те­ля Иоаса­фа.
Вся жизнь св. Иоаса­фа его бы­ла непре­стан­ным слу­же­ни­ем Бо­гу, непре­стан­ным хож­де­ни­ем пред Ним. Спа­си­тель­ное уче­ние Хри­ста бы­ло его род­ной сти­хи­ей. От­ра­же­ни­ем ас­ке­ти­че­ско­го ду­ха, ко­то­рым про­ник­ну­та жизнь свя­ти­те­ля Иоаса­фа, слу­жил и внеш­ний его вид, и все сто­ро­ны его жиз­ни. Прис­но­па­мят­ный свя­ти­тель Иоасаф «имел вид пост­ни­че­ский, об­лик несколь­ко стро­гий, с вы­ра­же­ни­ем вдум­чи­вой кро­то­сти, се­дые во­ло­сы и се­дую неболь­шую бо­ро­ду». Стро­гий к дру­гим, свя­ти­тель был еще стро­же к се­бе. В до­маш­ней жиз­ни он со­блю­дал стро­гую про­сто­ту и скром­ность ино­че­скую. Стро­гость св. Иоаса­фа бы­ла вы­ра­же­ни­ем нрав­ствен­ной чи­сто­ты и стро­го ас­ке­ти­че­ско­го на­стро­е­ния, про­ни­кав­ше­го всю его жизнь.
Об­ла­дав­ший мо­лит­вен­ной на­стро­ен­но­стью, ко­то­рая до­хо­ди­ла до пре­де­лов со­зер­ца­ния, бла­жен­ный ар­хи­пас­тырь с обиль­ны­ми сле­за­ми со­вер­шал бес­кров­ное жерт­во­при­но­ше­ние. При бое ча­сов свя­ти­тель про­из­но­сил мо­лит­ву, ко­то­рую сам со­ста­вил и ко­то­рая ста­ла на­зы­вать­ся мо­лит­вой свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го. «Бу­ди бла­го­сло­вен день и час, в онь­же Гос­подь мой Иисус Хри­стос мене ра­ди ро­дил­ся, рас­пя­тие пре­тер­пе и смер­тию по­стра­да. О, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Сыне Бо­жий, в час смер­ти мо­ея при­ми дух ра­ба Тво­е­го, во стран­ствии су­ща, мо­лит­ва­ми пре­чи­стыя Ма­те­ре и всех свя­тых Тво­их, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки ве­ков. Аминь».
Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны св. Иоасаф от­пра­вил­ся в Ки­ев­скую епар­хию и в род­ной го­род При­лу­ки для сви­да­ния с ро­ди­те­ля­ми. Про­ща­ясь со сво­ей бел­го­род­ской паст­вой, он ска­зал, что они уже бо­лее не уви­дят его жи­вым, про­сил у всех про­ще­ния и в свою оче­редь сам всем про­стил и бла­го­сло­вил.
Сви­да­ние св. Иоаса­фа с ро­ди­те­ля­ми бы­ло весь­ма тро­га­тель­ным. По­чтен­ный ста­рец-отец свя­ти­те­ля, пре­ис­пол­нен­ный ра­до­сти по слу­чаю сви­да­ния с сы­ном-ар­хи­ере­ем, хо­тел зем­ным по­кло­ном воз­дать долж­ную честь сы­ну и вме­сте с тем при­зна­вал нуж­ным со­блю­сти пре­ро­га­ти­вы, ко­то­рые при­ли­че­ству­ют от­цу. Для осу­ществ­ле­ния этой це­ли отец свя­ти­те­ля, встре­тив­ший сы­на сво­е­го при вы­хо­де его из ка­ре­ты, на­роч­но уро­нил свою трость и, под­ни­мая ее, по­кло­нил­ся до зем­ли про­хо­дя­ще­му в это вре­мя свя­ти­те­лю. За­ме­тив та­кое дей­ствие ро­ди­те­ля, свя­ти­тель со сле­за­ми на­кло­нил­ся к но­гам его и по­спе­шил под­нять трость от­ца. В этом род­ствен­ном объ­я­тии встре­ти­лись и об­ло­бы­за­лись по­чти­тель­ность сы­на к от­цу и бла­го­го­вей­ное ува­же­ние от­ца к сы­ну.
По­се­тив свое род­ное гнез­до, св. Иоасаф в се­ре­дине сен­тяб­ря 1754 го­да от­пра­вил­ся об­рат­но в Бел­го­род. Но по пред­ска­за­нию свя­ти­те­ля, Бел­го­род ему не суж­де­но бы­ло боль­ше уви­деть жи­вым. Оста­но­вив­шись в се­ле Грай­во­рон, где бы­ла его ар­хи­ерей­ская вот­чи­на, св. Иоасаф тя­же­ло за­бо­лел и про­ве­дя бо­лее двух ме­ся­цев на од­ре бо­лез­ни, при­об­щив­шись Свя­тыми Тай­на­ми: По­ка­я­ния, При­ча­ще­ния и Со­бо­ро­ва­ния, 10 де­каб­ря 1754 го­да в 5-м ча­су по­по­лу­дни, ти­хо пре­дал дух свой Бо­гу, про­жив 49 лет, 3 ме­ся­ца и 2 дня.
В час бла­жен­ной кон­чи­ны св. Иоаса­фа игу­мен Хот­мыж­ско­го мо­на­сты­ря Ис­а­ия во вре­мя по­сле­обе­ден­но­го от­ды­ха ви­дел сле­ду­ю­щее зна­ме­на­тель­ное сно­ви­де­ние. Буд­то он на­хо­дил­ся у ар­хи­пас­ты­ря Иоаса­фа в Бел­го­ро­де, при­чем свя­ти­тель, стоя у ок­на, ука­зы­вал ему на во­сток и на яр­ко вос­хо­див­шее солн­це, си­яв­шее осле­пи­тель­ным све­том, и ска­зал: «Как сие солн­це яс­но, так свет­ло я пред­стал в сей час пре­сто­лу Бо­жию». 15 де­каб­ря по­сле за­упо­кой­ной ли­тур­гии в до­маш­ней церк­ви грай­во­рон­ско­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма те­ло по­чив­ше­го св. Иоаса­фа бы­ло от­прав­ле­но в г. Бел­го­род для по­гре­бе­ния.
Два с по­ло­ви­ной ме­ся­ца по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны св. Иоаса­фа чест­ное те­ло его во гро­бе сто­я­ло от­кры­то в Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре, не пре­да­ва­ясь тле­нию и не те­ряя обыч­но­го цве­та и ви­да. В этом нетле­нии мно­гие из ве­ру­ю­щих в Три­еди­но­го Бо­га ви­де­ли зна­ме­ние бла­го­да­ти Бо­жи­ей, по­чи­ва­ю­щей на свя­ти­те­ле. Те­ло по­чив­ше­го ар­хи­пас­ты­ря оста­ва­лось непо­гре­бен­ным до кон­ца фев­ра­ля 1755 го­да, по­то­му что на­зна­чен­ный Свя­тей­шим Си­но­дом для со­вер­ше­ния по­гре­бе­ния чест­но­го те­ла св. Иоаса­фа Пе­ре­я­с­лав­ский и Бо­ри­со­поль­ский прео­свя­щен­ный Иоанн Коз­ло­вич был за­дер­жан раз­ли­ти­ем рек.
Лишь 28 фев­ра­ля 1755 го­да в со­слу­же­нии мно­го­чис­лен­но­го сон­ма пас­ты­рей Церк­ви Бо­жи­ей гроб с те­лом ар­хи­пас­ты­ря-по­движ­ни­ка Иоаса­фа был по­став­лен в скле­пе (в юго-за­пад­ной ча­сти Бел­го­род­ско­го Свя­то-Тро­иц­ко­го со­бо­ра), ко­то­рый был со­ору­жен по по­ве­ле­нию по­чив­ше­го свя­ти­те­ля.
Спу­стя 2 го­да по по­гре­бе­нии св. Иоаса­фа неко­то­рые из ду­хов­ных чи­нов ка­фед­раль­но­го со­бо­ра, зная свя­тую жизнь ар­хи­пас­ты­ря, тай­но по­шли в его усы­паль­ни­цу и от­кры­ли гроб. При этом не толь­ко те­ло свя­ти­те­ля бы­ло нетлен­ным во всех сво­их со­ста­вах, но и к са­мым одеж­дам его, по­кро­ву и са­мо­му гро­бу не кос­ну­лось да­же ма­лей­ше­го тле­ния, хо­тя и чув­ство­ва­лась до­ста­точ­ная сы­рость в воз­ду­хе при от­кры­тии скле­па. Слух об этом вско­ре рас­про­стра­нил­ся по­всю­ду и стал при­вле­кать к гро­бу свя­ти­те­ля мно­гих недуж­ных, ко­то­рые по со­вер­ше­нии па­ни­хид о пред­ста­вив­шем­ся свя­ти­те­ле до­пус­ка­е­мы бы­ли к нетленным мо­щам его и по ве­ре сво­ей по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния. Так жил, так тру­дил­ся на ни­ве Хри­сто­вой, под­ви­зал­ся по­дви­гом доб­рым и по­чил в Гос­по­де Бел­го­род­ский свя­ти­тель Иоасаф, ве­ли­кий све­точ пра­во­слав­ной хри­сти­ан­ской ве­ры.

☦️
Яков Ва­си­лье­вич Ше­ста­ков — свя­щен­ник, кра­е­вед, пи­са­тель, из­да­тель — ро­дил­ся 28 ап­ре­ля 1858 го­да в се­ле Ка­ма­си­но Перм­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1873 го­ду Яков Ва­си­лье­вич окон­чил Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1879 го­ду — Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию по 1-му раз­ря­ду. С 1879 го­да Ше­ста­ков был учи­те­лем и за­ко­но­учи­те­лем в Ре­ди­кор­ском зем­ском учи­ли­ще Чер­дын­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии, с 1881 го­да — в Юк­се­ев­ском пер­мяц­ком (ино­род­че­ском) учи­ли­ще то­го же уез­да.
В 1887 го­да Яков Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во иерея к церк­ви се­ла Но­во­ту­рин­ско­го (То­ко­вая) Вер­хо­тур­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии, был за­ко­но­учи­те­лем в мест­ной шко­ле. В 1888 го­ду отец Иа­ков пе­ре­ве­ден в цер­ковь се­ла Хох­лов­ка, пре­по­да­вал в Хох­лов­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще. С 29 ав­гу­ста 1889 го­да слу­жил в церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы го­ро­да Чер­дынь, пре­по­да­вал в при­ход­ском учи­ли­ще. 24 мая 1891 го­да отец Иа­ков пе­ре­ве­ден стар­шим свя­щен­ни­ком в цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в се­ле Ку­дым­кор­ском Со­ли­кам­ско­го уез­да и на­зна­чен бла­го­чин­ным 3-го Со­ли­кам­ско­го окру­га. Од­новре­мен­но с 4 ок­тяб­ря 1891 го­да он был за­ко­но­учи­те­лем Ку­дым­кор­ско­го 2-класс­но­го муж­ско­го учи­ли­ща. В 1891-1894 гг. отец Иа­ков со­сто­ял на­блю­да­те­лем ко­ми-пер­мяц­ких цер­ков­но­при­ход­ских школ и мис­си­о­не­ром по Со­ли­кам­ско­му уез­ду. В 1894-1898 гг. был чле­ном Перм­ской ко­мис­сии Ураль­ско­го об­ще­ства лю­би­те­лей есте­ство­зна­ния (ныне Перм­ский кра­е­вой му­зей). В 1898 го­ду свя­щен­ник уво­лен от обя­зан­но­стей бла­го­чин­но­го, а 27 сен­тяб­ря 1899 го­да отец Иа­ков Ше­ста­ков вы­шел за штат. С 1899 го­да он жил в Пер­ми, пре­по­да­вал в Перм­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, со­сто­ял чле­ном Перм­ской уче­ной ар­хив­ной ко­мис­сии, со­би­рал сред­ства на со­зда­ние церк­вей и мо­на­сты­рей, стран­но­при­им­ных до­мов, при­ютов. С его име­нем свя­за­но стро­и­тель­ство церк­вей при Ку­тим­ском за­во­де Чер­дын­ско­го уез­да, в де­ревне Ми­лю­хи­ной Со­ли­кам­ско­го уез­да и др., ос­но­ва­ние стран­но­при­им­но­го до­ма в де­ревне То­ко­вой, со­зда­ние двух жен­ских мо­на­сты­рей в Перм­ской епар­хии.
Отец Иа­ков ор­га­ни­зо­вал ко­мис­сию по пе­ре­во­ду книг на ко­ми-пер­мяц­кий язык, хо­да­тай­ство­вал об от­кры­тии в се­лах Юк­се­ев­ском и Ку­дым­кор­ском скла­дов для книг, пе­ре­во­дил бо­го­слу­жеб­ную, учеб­ную и ху­до­же­ствен­ную ли­те­ра­ту­ру. В на­ча­ле 1900-х го­дов он ор­га­ни­зо­вал из­да­тель­ство «Ка­ма» сна­ча­ла в Са­ра­пу­ле, за­тем в Москве. Из­да­вал отец Иа­ков кни­ги по ис­то­рии и кра­е­ве­де­нию Перм­ской, Ека­те­рин­бург­ской, Вят­ской епар­хий, пуб­ли­ко­вал ма­те­ри­а­лы по ис­то­рии мест­ных церк­вей и мо­на­сты­рей в ви­де пу­те­во­ди­те­лей, спра­воч­ни­ков и адрес-ка­лен­да­рей. Отец Иа­ков Ше­ста­ков из­дал на ко­ми-пер­мяц­ком язы­ке аз­бу­ку, Ли­тур­гию Иоан­на Зла­то­уста, За­кон Бо­жий, а так­же за­ни­мал­ся из­да­ни­ем бро­шюр, ли­сто­вок, пла­ка­тов на ре­ли­ги­оз­ные, кра­е­вед­че­ские, са­ни­тар­но-ги­ги­е­ни­че­ские те­мы. Свя­щен­ник так­же пи­сал ста­тьи для жур­на­лов «Перм­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти», «Ис­то­ри­че­ский вест­ник», «За­пис­ки об­ще­ства изу­че­ния Се­ве­ра», «Тру­ды Перм­ской гу­берн­ской уче­ной ар­хив­ной ко­мис­сии», «Ураль­ская жизнь»; со­би­рал фольк­лор При­ка­мья, под псев­до­ни­мом Яков Ка­ма­син­ский опуб­ли­ко­вал эт­но­гра­фи­че­ские очер­ки «Око­ло Ка­мы» (1905). Во вре­мя од­ной из по­ез­док по епар­хии на­шел в вер­хо­вьях ре­ки Ка­мы пле­мя, «не про­све­щен­ное хри­сти­ан­ской ве­рой».
В на­ча­ле ХХ ве­ка отец Иа­ков впер­вые об­ра­тил вни­ма­ние об­ще­ствен­но­сти на про­бле­му со­хра­не­ния куль­тур­но­го на­сле­дия При­ка­мья и па­мят­ни­ков цер­ков­ной ста­ри­ны. Для этой це­ли он пред­ло­жил со­здать Перм­ский епар­хи­аль­ный цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ский ко­ми­тет и в 1909 го­ду из­дал про­ект уста­ва. Перм­ское цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ское об­ще­ство бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но 17 ок­тяб­ря 1912 го­да, но в это вре­мя отец Иа­ков уже по­сто­ян­но жил в Санкт-Пе­тер­бур­ге (с 1909 го­да), фор­маль­но оста­ва­ясь за­штат­ным свя­щен­ни­ком церк­ви се­ла Ку­дым­кор­ско­го. В 1909-1913 гг. он ра­бо­тал в цен­зур­ном ко­ми­те­те Свя­тей­ше­го Си­но­да.
Отец Иа­ков Ше­ста­ков мно­го пу­те­ше­ство­вал по рус­ским го­ро­дам, встре­чал­ся с из­вест­ны­ми людь­ми, со­би­рал фак­ты и опи­сы­вал со­бы­тия, оче­вид­цем ко­то­рых был. Эти за­пи­си и впе­чат­ле­ния ста­ли ма­те­ри­а­лом для его вос­по­ми­на­ний «Ле­то­пись от­ца Иа­ко­ва Ком­пин­ско­го». Кро­ме то­го, свя­щен­ник был про­то­ти­пом ге­роя ро­ма­нов М. А. Осор­ги­на «Сви­де­тель ис­то­рии», «Кни­га о кон­цах» и очер­ка «Отец Яков».
Неод­но­крат­но отец Иа­ков по­се­щал Со­ли­камск, со­труд­ни­чал с кра­е­вед­че­ским от­де­лом Пе­да­го­ги­че­ско­го му­зея (ныне его фон­ды на­хо­дят­ся в Со­ли­кам­ском кра­е­вед­че­ском му­зее), по за­ка­зу от­де­ла на­пи­сал «Ис­то­ри­че­ский пу­те­во­ди­тель по Со­ли­кам­ску» (1917). В де­каб­ре 1918 го­да в Со­ли­кам­ске свя­щен­ник был аре­сто­ван крас­но­ар­мей­ца­ми. Его вы­вез­ли за 10 верст от се­ла Хох­лов­ка Охан­ско­го уез­да, рас­стре­ля­ли и до­би­ли шты­ка­ми. Со­хра­ни­лись сви­де­тель­ства, что он был по­хо­ро­нен на Хох­лов­ском клад­би­ще.

☦️
XX век — тя­же­лый для Пра­во­слав­ной Церк­ви — впи­сал ты­ся­чи но­вых имен в Со­бор Рос­сий­ских свя­тых. Это но­во­му­че­ни­ки и ис­по­вед­ни­ки, ко­то­рые в страш­ные го­ды го­не­ний на ве­ру не по­бо­я­лись от­кры­то ис­по­ве­дать Хри­ста, фак­ти­че­ски по­вто­рив по­двиг свя­тых му­че­ни­ков пер­вых ве­ков Хри­сти­ан­ства. 23 де­каб­ря празд­ну­ет­ся па­мять по­чти два­дца­ти ря­зан­ских по­движ­ни­ков, по­стра­дав­ших за ве­ру в раз­ные го­ды XX сто­ле­тия. Сре­ди них — схи­мо­на­хи­ня Ан­на (в ми­ру Сто­ля­ро­ва Ани­сия Гу­ре­ев­на, род. 12.01.1895), ис­по­вед­ни­ца, под­ви­зав­ша­я­ся в се­ле Срез­не­во Ши­лов­ско­го рай­о­на.
Ду­хов­ная дочь свя­щен­но­му­че­ни­ка Фи­ла­ре­та Срез­нев­ско­го, она дол­гие го­ды бы­ла хра­ни­тель­ни­цей чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца Греш­ных», ко­то­рая до сих пор на­хо­дит­ся в Ка­зан­ском хра­ме Срез­не­ва. Вско­ре от­ца Фи­ла­ре­та аре­сто­ва­ли, об­ви­няя в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, а сле­дом за ним бы­ли от­прав­ле­ны в конц­ла­ге­ря ма­туш­ка Ан­на и свя­щен­ник Сер­гий Со­ро­кин, кли­рик Ка­зан­ской церк­ви. Че­рез 3 го­да они вер­ну­лись в Срез­не­во, но вско­ре по­сле­до­вал но­вый арест. По­движ­ни­це мно­го при­шлось по­стра­дать в ла­ге­рях и пе­ре­сыл­ках: она от­бы­ва­ла срок в Ка­зах­ста­не, на Кам­чат­ке, на Даль­нем Во­сто­ке, в Си­би­ри. Но дол­гие го­ды ка­торж­но­го тру­да не сло­ми­ли ма­туш­ку ду­хов­но. В 1942 го­ду она уми­ра­ла в конц­ла­ге­ре от ис­то­ще­ния и по­про­си­ла свя­щен­ни­ка из за­клю­чен­ных ис­по­ве­до­вать и при­ча­стить ее. Он, об­ла­дая да­ром про­зор­ли­во­сти, по­ве­дал ей о том, что ему са­мо­му от­крыл Гос­подь: мо­на­хи­ня оста­нет­ся в жи­вых, вый­дет из ла­ге­ря, встре­тит на сво­ем жиз­нен­ном пу­ти де­ви­цу Ма­рию и че­рез не­сколь­ко лет по­сле осво­бож­де­ния скон­ча­ет­ся у нее на ру­ках. Все пред­ска­зан­ное сбы­лось. Ма­туш­ка Ан­на вер­ну­лась в Срез­не­во в 1950 го­ду и во­семь лет слу­жи­ла при хра­ме вме­сте с дру­ги­ми мо­на­хи­ня­ми. Они жи­ли по мо­на­стыр­ско­му уста­ву. Во всем бы­ла стро­гость и вме­сте с тем ис­тин­ная хри­сти­ан­ская лю­бовь. Гос­подь от­крыл ма­туш­ке ду­хов­ные очи. Мо­на­хи­ни не­од­но­крат­но ви­де­ли, как она раз­го­ва­ри­ва­ла с Бо­жи­ей Ма­те­рью. За­бо­ле­ла ма­туш­ка вне­зап­но и че­рез три ме­ся­ца умер­ла на ру­ках у од­ной из по­слуш­ниц — Ма­рии, ко­то­рая в ско­ром вре­ме­ни при­ня­ла по­стриг с име­нем Ма­ри­ам­на и ста­ла хра­ни­тель­ни­цей чу­до­твор­ной Срез­нев­ской ико­ны.
Мо­на­хи­ня Ма­ри­ам­на скон­ча­лась со­всем не­дав­но — вес­ной 2008 го­да, че­рез 5 лет по­сле про­слав­ле­ния в Со­бо­ре Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских схи­мо­на­хи­ни Ан­ны. Мо­щи пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­цы Ан­ны на­хо­дят­ся в Ка­зан­ской хра­ме се­ла, где она под­ви­за­лась.

Жития
Писание