⏳ 2019.12.17 (вт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 27я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
17 декабря (4 декабря)
• Рождественский пост
• вмц. Варвары, мц. Иулиании (ок. 306)
• прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780)
• свт. Иоанна Поливотского (VIII)
• свт. Геннадия Новгородского (1505)
• сщмчч. Алексия (Сабурова), Иоанна (Пьянкова), Александра (Посохина), Николая (Яхонтова), Василия (Кашина) и с ним 10-ти мучеников (1918)
• сщмч. Димитрия (Неведомского), прмц. Анастасии (Титовой), мцц. Екатерины (Арской), Киры (Оболенской) (1937)


☦️
Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра ро­ди­лась в г. Илио­по­ле (ны­неш­ней Си­рии) при им­пе­ра­то­ре Мак­си­мине (305–311 гг.) в знат­ной язы­че­ской се­мье. Отец Вар­ва­ры Ди­о­скор, ра­но ли­шив­шись сво­ей су­пру­ги, был страст­но при­вя­зан к сво­ей един­ствен­ной до­че­ри. Чтобы убе­речь кра­си­вую де­вуш­ку от по­сто­рон­них взо­ров и вме­сте с тем ли­шить ее об­ще­ния с хри­сти­а­на­ми, он по­стро­ил для до­че­ри спе­ци­аль­ный за­мок, от­ку­да она вы­хо­ди­ла толь­ко с раз­ре­ше­ния от­ца (кондак 2). Со­зер­цая с вы­со­ты баш­ни кра­со­ту Бо­жи­его ми­ра, Вар­ва­ра ча­сто ис­пы­ты­ва­ла же­ла­ние узнать его ис­тин­но­го Твор­ца. Ко­гда при­став­лен­ные к ней вос­пи­та­тель­ни­цы го­во­ри­ли, что мир со­здан бо­га­ми, ко­то­рых по­чи­та­ет ее отец, то она мыс­лен­но го­во­ри­ла: «Бо­ги, ко­то­рых по­чи­та­ет мой отец, сде­ла­ны ру­ка­ми че­ло­ве­че­ски­ми. Как эти бо­ги мог­ли со­здать та­кое пре­свет­лое небо и та­кую кра­со­ту зем­ную? Един дол­жен быть та­кой Бог, Ко­то­ро­го со­зда­ла не ру­ка че­ло­ве­че­ская, но Сам Он, име­ю­щий соб­ствен­ное бы­тие». Так свя­тая Вар­ва­ра учи­лась от тво­ре­ний ви­ди­мо­го ми­ра по­зна­вать Твор­ца, и на ней сбы­ва­лись сло­ва про­ро­ка «По­учих­ся во всех де­лех тво­их, в тво­ре­нии ру­ку тво­ею по­учах­ся» (Пс.142:5) (икос 2).
Со вре­ме­нем к Ди­о­ско­ру все ча­ще ста­ли при­хо­дить бо­га­тые и знат­ные же­ни­хи, про­ся ру­ки его до­че­ри. Отец, дав­но меч­тав­ший о за­му­же­стве Вар­ва­ры, ре­шил за­ве­сти с ней раз­го­вор о бра­ке, но, к сво­е­му огор­че­нию, услы­шал от нее ре­ши­тель­ный от­каз ис­пол­нить его во­лю. Ди­о­скор ре­шил, что со вре­ме­нем на­стро­е­ние до­че­ри из­ме­нит­ся и у нее по­явит­ся склон­ность к за­му­же­ству. Для это­го он раз­ре­шил ей вы­хо­дить из баш­ни, на­де­ясь, что в об­ще­нии с по­дру­га­ми она уви­дит дру­гое от­но­ше­ние к за­му­же­ству.
Од­на­жды, ко­гда Ди­о­скор на­хо­дил­ся в дли­тель­ном пу­те­ше­ствии, Вар­ва­ра по­зна­ко­ми­лась с мест­ны­ми хри­сти­ан­ка­ми, ко­то­рые рас­ска­за­ли ей о Три­еди­ном Бо­ге, о неиз­ре­чен­ном Бо­же­стве Иису­са Хри­ста, о Его во­пло­ще­нии от Пре­чи­стой Де­вы и о Его воль­ном стра­да­нии и Вос­кре­се­нии. Слу­чи­лось так, что в то вре­мя в Илио­по­ле про­ез­дом из Алек­сан­дрии на­хо­дил­ся свя­щен­ник, при­няв­ший вид куп­ца. Узнав о нем, Вар­ва­ра при­гла­си­ла пре­сви­те­ра к се­бе и про­си­ла со­вер­шить над ней Та­ин­ство Кре­ще­ния. Свя­щен­ник из­ло­жил ей ос­но­вы свя­той ве­ры и за­тем кре­стил во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха. Про­све­щен­ная бла­го­да­тью Кре­ще­ния, Вар­ва­ра еще с боль­шей лю­бо­вью об­ра­ти­лась к Бо­гу. Она обе­ща­ла по­свя­тить Ему всю свою жизнь.
За вре­мя от­сут­ствия Ди­о­ско­ра при его до­ме ве­лось стро­и­тель­ство ка­мен­ной баш­ни, где ра­бо­чие по при­ка­за­нию хо­зя­и­на на­ме­ре­ва­лись со­ору­дить два ок­на с юж­ной сто­ро­ны. Но Вар­ва­ра, зай­дя од­на­жды по­смот­реть стро­и­тель­ство, упро­си­ла их сде­лать тре­тье ок­но – во об­раз Тро­ич­но­го Све­та (икос 3). Ко­гда же вер­нул­ся отец, то он по­тре­бо­вал у до­че­ри от­че­та о сде­лан­ном, «Три луч­ше чем два, – го­во­ри­ла Вар­ва­ра, – ибо у непри­ступ­но­го, неиз­ре­чен­но­го Све­та Тро­ич­но­го Три Ок­на (Ипо­ста­си или Ли­ца)». Услы­шав от Вар­ва­ры хри­сти­ан­ские ве­ро­учи­тель­ные на­став­ле­ния, Ди­о­скор при­шел в ярость. Он бро­сил­ся на нее с об­на­жен­ным ме­чом, но Вар­ва­ра успе­ла вы­бе­жать из до­ма (икос 4). Она укры­лась в гор­ной рас­се­лине, ко­то­рая чуд­ным об­ра­зом рас­сту­пи­лась пе­ред ней.
К ве­че­ру Ди­о­скор по ука­за­нию од­но­го пас­ту­ха все же на­шел Вар­ва­ру и с по­бо­я­ми при­та­щил му­че­ни­цу в дом (икос 5). На­ут­ро он от­вел Вар­ва­ру к го­род­ско­му пра­ви­те­лю и ска­зал: «Я от­ре­ка­юсь от нее, по­то­му что она от­вер­га­ет бо­гов мо­их, и ес­ли не об­ра­тит­ся к ним сно­ва, то не бу­дет мне до­че­рью. Му­чай ее, дер­жав­ный пра­ви­тель, как бу­дет угод­но тво­ей во­ле». Дол­го уго­ва­ри­вал гра­до­на­чаль­ник Вар­ва­ру не от­сту­пать от древ­них оте­че­ских за­ко­нов и не про­ти­вить­ся во­ле от­ца. Но свя­тая муд­рою ре­чью об­ли­ча­ла за­блуж­де­ния идо­ло­по­клон­ни­ков и ис­по­ве­да­ла Иису­са Хри­ста Бо­гом. То­гда ее на­ча­ли силь­но бить во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и по­сле это­го рас­ти­рать глу­бо­кие ра­ны жест­кой вла­ся­ни­цей.
В кон­це дня Вар­ва­ру от­ве­ли в тем­ни­цу. Но­чью, ко­гда ее ум был за­нят мо­лит­вой, ей явил­ся Гос­подь и ска­зал: «Дер­зай, неве­ста Моя, и не бой­ся, ибо Я с то­бою. Я взи­раю на по­двиг твой и об­лег­чаю твои бо­лез­ни. Пре­тер­пи до кон­ца, чтобы вско­ре на­сла­дить­ся веч­ны­ми бла­га­ми в Цар­стве Мо­ем». На сле­ду­ю­щий день все бы­ли удив­ле­ны, уви­дев Вар­ва­ру, – на ее те­ле не оста­лось ни­ка­ких сле­дов недав­них ис­тя­за­ний (икос 6). Ви­дя та­кое чу­до, од­на хри­сти­ан­ка, по име­ни Иули­а­ния, от­кры­то ис­по­ве­да­ла свою ве­ру и объ­яви­ла же­ла­ние по­стра­дать за Хри­ста (кондак 8). Обе­их му­че­ниц на­ча­ли во­дить об­на­жен­ны­ми по го­ро­ду, а за­тем по­ве­си­ли на де­ре­ве и дол­го пы­та­ли (кондак 9). Их те­ла тер­за­ли крю­чья­ми, жгли све­ча­ми, би­ли по го­ло­ве мо­лот­ком (икос 7). От та­ких пы­ток невоз­мож­но бы­ло остать­ся че­ло­ве­ку жи­вым, ес­ли бы му­че­ниц не укреп­ля­ла си­ла Бо­жия. Оста­ва­ясь вер­ны­ми Хри­сту, по при­ка­за­нию пра­ви­те­ля му­че­ни­цы бы­ли обез­глав­ле­ны. Свя­тую Вар­ва­ру каз­нил сам Ди­о­скор (икос 10). Но без­жа­лост­но­го от­ца вско­ре по­ра­зи­ла мол­ния, пре­вра­тив его те­ло в пе­пел.
Мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры в VI ве­ке бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а в XII ве­ке дочь ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Алек­сея Ком­ни­на (1081–1118 гг.), княж­на Вар­ва­ра, всту­пая в брак с рус­ским кня­зем Ми­ха­и­лом Изя­с­ла­ви­чем, при­вез­ла их с со­бой в Ки­ев, где они на­хо­дят­ся и те­перь – в ка­фед­раль­ном со­бо­ре свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

☦️
Пре­по­доб­ный Иоанн Да­мас­кин ро­дил­ся око­ло 680 го­да в сто­ли­це Си­рии Да­мас­ке, в хри­сти­ан­ской се­мье. Его отец, Сер­гий Манс­ур, был каз­на­че­ем при дво­ре ха­ли­фа. У Иоан­на был при­ем­ный брат, оси­ро­тев­ший от­рок Кос­ма, ко­то­ро­го Сер­гий при­нял к се­бе в дом. Ко­гда де­ти под­рос­ли, Сер­гий по­за­бо­тил­ся об их об­ра­зо­ва­нии. На да­мас­ском неволь­ни­чьем рын­ке вы­ку­пил он из пле­на уче­но­го мо­на­ха Ко­с­му из Ка­лаб­рии и по­ру­чил ему учить де­тей. Маль­чи­ки об­на­ру­жи­ли необык­но­вен­ные спо­соб­но­сти и лег­ко осво­и­ли курс свет­ских и ду­хов­ных на­ук. По­сле смер­ти от­ца Иоанн за­нял при дво­ре долж­ность ми­ни­стра и гра­до­пра­ви­те­ля.
В то вре­мя в Ви­зан­тии воз­ник­ла и быст­ро рас­про­стра­ня­лась ересь ико­но­бор­че­ства, под­дер­жи­ва­е­мая им­пе­ра­то­ром Львом III Ис­ав­ром (717–741). Став на за­щи­ту пра­во­слав­но­го ико­но­по­чи­та­ния, Иоанн на­пи­сал три трак­та­та «Про­тив по­ри­ца­ю­щих свя­тые ико­ны». Муд­рые Бо­го­дух­но­вен­ные пи­са­ния Иоан­на при­ве­ли им­пе­ра­то­ра в ярость. Но так как ав­тор их не был ви­зан­тий­ским под­дан­ным, его нель­зя бы­ло ни за­клю­чить в тюрь­му, ни каз­нить. То­гда им­пе­ра­тор при­бег к кле­ве­те. По его при­ка­за­нию от име­ни Иоан­на бы­ло со­став­ле­но под­лож­ное пись­мо, в ко­то­ром да­мас­ский ми­нистр буд­то бы пред­ла­гал им­пе­ра­то­ру свою по­мощь в за­во­е­ва­нии си­рий­ской сто­ли­цы. Это пись­мо и свой ли­це­мер­но-льсти­вый от­вет на него Лев Ис­авр ото­слал ха­ли­фу. Тот немед­лен­но при­ка­зал от­стра­нить Иоан­на от долж­но­сти, от­ру­бить ему кисть пра­вой ру­ки и по­ве­сить ее на го­род­ской пло­ща­ди. В тот же день к ве­че­ру Иоан­ну вер­ну­ли от­руб­лен­ную ру­ку. Пре­по­доб­ный стал мо­лить­ся Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и про­сить ис­це­ле­ния. За­снув, он уви­дел ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри и услы­шал Ее го­лос, со­об­щив­ший ему, что он ис­це­лен, и вме­сте с тем по­велев­ший без уста­ли тру­дить­ся ис­це­лен­ной ру­кой. Проснув­шись, он уви­дел, что ру­ка его невре­ди­ма.
Узнав о чу­де, сви­де­тель­ство­вав­шем о неви­нов­но­сти Иоан­на, ха­лиф про­сил у него про­ще­ния и хо­тел вер­нуть ему преж­нюю долж­ность, но пре­по­доб­ный от­ка­зал­ся. Он роз­дал свое бо­гат­ство и вме­сте с при­ем­ным бра­том и то­ва­ри­щем по уче­нию Кос­мой от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, где по­сту­пил про­стым по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь Сав­вы Освя­щен­но­го. Нелег­ко бы­ло най­ти ему ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля. Из мо­на­стыр­ской бра­тии на это со­гла­сил­ся лишь один очень опыт­ный ста­рец, ко­то­рый стал уме­ло вос­пи­ты­вать в уче­ни­ке дух по­слу­ша­ния и сми­ре­ния. Преж­де все­го ста­рец за­пре­тил Иоан­ну пи­сать, по­ла­гая, что успе­хи на этом по­при­ще ста­нут при­чи­ной гор­ды­ни. Од­на­жды он по­слал пре­по­доб­но­го в Да­маск про­да­вать кор­зи­ны, из­го­тов­лен­ные в мо­на­сты­ре, при­чем по­ру­чил про­дать их го­раз­до до­ро­же их на­сто­я­щей це­ны. И вот, про­де­лав му­чи­тель­ный путь под зной­ным солн­цем, быв­ший вель­мо­жа Да­мас­ка очу­тил­ся на рын­ке в рва­ных одеж­дах про­сто­го про­дав­ца кор­зин. Но Иоан­на узнал его быв­ший до­мо­пра­ви­тель и ску­пил все кор­зи­ны по на­зна­чен­ной цене.
Од­на­жды в мо­на­сты­ре скон­чал­ся один из ино­ков, и брат по­кой­но­го по­про­сил Иоан­на на­пи­сать что-ни­будь в уте­ше­ние. Иоанн дол­го от­ка­зы­вал­ся, но из ми­ло­сер­дия, усту­пив прось­бам удру­чен­но­го го­рем, на­пи­сал свои зна­ме­ни­тые над­гроб­ные тро­па­ри. За это непо­слу­ша­ние ста­рец из­гнал его из сво­ей кел­лии. Все мо­на­хи на­ча­ли про­сить за Иоан­на. То­гда ста­рец по­ру­чил ему од­но из са­мых тя­же­лых и непри­ят­ных дел – уби­рать из мо­на­сты­ря нечи­сто­ты. Пре­по­доб­ный и здесь явил об­ра­зец по­слу­ша­ния. Через неко­то­рое вре­мя стар­цу в ви­де­нии бы­ло ука­за­но Пре­чи­стой и Пре­свя­той Де­вой Бо­го­ро­ди­цей снять за­прет с пи­са­тель­ства Иоан­на. О пре­по­доб­ном узнал Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх, ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка и сде­лал про­по­вед­ни­ком при сво­ей ка­фед­ре. Но пре­по­доб­ный Иоанн вско­ре вер­нул­ся в Лав­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы, где до кон­ца сво­их дней про­во­дил вре­мя в пи­са­нии ду­хов­ных книг и цер­ков­ных пес­но­пе­ний, и по­ки­нул мо­на­стырь толь­ко для то­го, чтобы об­ли­чить ико­но­бор­цев на Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре 754 го­да. Его под­верг­ли тю­рем­но­му за­клю­че­нию и пыт­кам, но он всё пе­ре­нес и по ми­ло­сти Бо­жи­ей остал­ся жив. Пре­ста­вил­ся око­ло 780 г., в воз­расте 104 лет.

Творения прп. Иоанна Дамаскина:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/

☦️
С юных лет от­ли­чал­ся по­движ­ни­че­ством, це­ло­муд­ри­ем и ми­ло­сер­ди­ем; по­то­му и удо­сто­ил­ся он по­став­ле­ния во епи­ско­па По­ли­вот­ско­го. Ко­гда, та­ким об­ра­зом, ему по­ру­че­но бы­ло выс­шее управ­ле­ние и по­пе­че­ние о лю­дях, он уси­лил и свои по­дви­ги, к преж­ним тру­дам при­со­еди­няя но­вые тру­ды.
В то вре­мя им­пе­ра­тор Лев Ис­ав­ря­нин, недо­стой­но за­няв­ший цар­ский пре­стол, на­чал ху­лить свя­тые ико­ны. Пре­по­доб­ный отец силь­но об­ли­чал та­кое нече­стие ца­ря и сво­им ис­по­ве­да­ни­ем ве­ры со­хра­нил паст­ву от ере­си ико­но­бор­че­ства.
В его же вре­мя од­на­жды ага­ряне оса­ди­ли го­род Ам­мо­рию, но бы­ли с по­мо­щью Бо­жи­ею от­ра­же­ны; все хри­сти­ане, по­пав­шие в плен к непри­я­те­лю, то­гда по­лу­чи­ли сво­бо­ду по­пе­че­ни­я­ми это­го свя­то­го му­жа.
Те­ло его и до­се­ле со­хра­ня­ет­ся нетлен­но, в день Пя­ти­де­сят­ни­цы вся­кий раз вы­ни­ма­ет­ся оно из ра­ки и, по об­ла­че­нии в ар­хи­ерей­ские одеж­ды, сна­ча­ла пе­ре­но­сит­ся к свя­то­му пре­сто­лу и по­став­ля­ет­ся пря­мо, а по­том воз­во­дит­ся на гор­нее ме­сто, и там оно пре­бы­ва­ет, под­дер­жи­ва­е­мое дву­мя иере­я­ми, все вре­мя, по­ка со­вер­ша­ет­ся Бо­же­ствен­ная служ­ба. Мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го со­вер­ша­ет­ся мно­же­ство чу­дес, осо­бен­но ис­це­ле­ний бес­но­ва­тых и недуж­ных.

☦️
Ро­дил­ся в пер­вой по­ло­вине XV в. в бла­го­че­сти­вой се­мье Гон­зо­вых. Ино­че­скую жизнь на­чал в Ва­ла­ам­ской оби­те­ли под ру­ко­вод­ством св. пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия Со­ло­вец­ко­го († 1435; па­мять 27 сен­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю). В фев­ра­ле 1477 г. свя­той был на­зна­чен ар­хи­манд­ри­том Чу­до­ва мо­на­сты­ря, а 12 де­каб­ря 1484 г. был ру­ко­по­ло­жен в сан ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го.
Свя­ти­тель рев­ност­но бо­рол­ся за чи­сто­ту пра­во­сла­вия и при­ло­жил мно­го ста­ра­ний для про­све­ще­ния сво­ей паст­вы. Он устро­ил шко­лу для под­го­тов­ки свя­щен­ни­ков, со­ста­вил пас­ха­лию на пер­вые 70 лет вось­мо­го ты­ся­че­ле­тия, к 1499 г. со­брал все кни­ги Свя­щен­но­го Пи­са­ния в од­ну еди­ную «Ген­на­ди­ев­скую Биб­лию». Ему при­над­ле­жит устав­ное ука­за­ние о ли­тур­ги­че­ском по­чи­та­нии рос­сий­ских угод­ни­ков. С 1504 г. свя­ти­тель Ген­на­дий на­хо­дил­ся на по­кое в Чу­до­вом мо­на­сты­ре и 4 де­каб­ря 1505 г. мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-gennadij-novgorodskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий Са­бу­ров в 1914-1915 го­дах был свя­щен­ни­ком в дей­ству­ю­щей ар­мии. По­том до де­каб­ря 1918 го­да про­то­и­е­рей Алек­сий слу­жил в хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и в тю­рем­ной церк­ви го­ро­да Пер­ми.
В 1918 го­ду бы­ли за­му­че­ны боль­ше­ви­ка­ми мно­гие свя­щен­ни­ки го­ро­да Пер­ми и Перм­ско­го уез­да. Не из­бе­жал му­че­ни­че­ской кон­чи­ны и про­то­и­е­рей Алек­сий. В ночь с 16 на 17 де­каб­ря, по све­де­ни­ям внуч­ки, от­ца Алек­сия под­ня­ли с по­сте­ли, в од­ном бе­лье, с пет­лей на шее бо­си­ком по сне­гу от­ве­ли к Ка­ме и там, при­вя­зав к же­лез­ной кро­ва­ти, уто­пи­ли. В тот же день, 17 де­каб­ря 1918 го­да, в ре­ке Ка­ме по­сле же­сто­ких пы­ток и из­де­ва­тельств был утоп­лен свя­щен­ник Алек­сандр По­со­хин, слу­жив­ший в се­ле Крас­но-Слуд­ское Перм­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 4 сен­тяб­ря 1882 го­да в Тве­ри, в се­мье чи­нов­ни­ка Зем­ской уезд­ной упра­вы. В 1902 го­ду Дмит­рий Ми­хай­ло­вич окон­чил Твер­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и стал ра­бо­тать пре­по­да­ва­те­лем в шко­ле и пса­лом­щи­ком. В 1906 г. он же­нил­ся и вско­ре при­нял свя­щен­ный сан. В 1936 г. отец Ди­мит­рий был на­граж­ден са­ном про­то­и­е­рея за по­чти трид­ца­ти­лет­нее усерд­ное и пло­до­твор­ное слу­же­ние.
6 де­каб­ря 1936 го­да про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Неве­дом­ский был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. Во вре­мя след­ствия от­цу Ди­мит­рию при­шлось вы­дер­жать три до­про­са и оч­ную став­ку. Свя­щен­ни­ку при­пи­сы­ва­ли уча­стие во Фло­ров­ском вос­ста­нии 1918 г., хо­тя в про­то­ко­ле ко­мис­сии Яробл­су­да бы­ло за­пи­са­но: «В 1918 г. в вос­ста­нии не участ­во­вал…» Но отец Ди­мит­рий ни­ко­гда ан­ти­го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­стью не за­ни­мал­ся и об­ви­не­ние в при­част­но­сти к ней ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цал. Он дер­жал­ся му­же­ствен­но и твер­до, ни ра­зу не дрог­ну­ла ру­ка, под­пи­сы­вав­шая про­то­ко­лы до­про­сов. 19 фев­ра­ля был вы­не­сен при­го­вор: «6 лет ли­ше­ния сво­бо­ды с по­ра­же­ни­ем в пра­вах на пять лет». Про­то­и­е­рей Ди­мит­рий был от­прав­лен в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь и от­ту­да уже не вер­нул­ся: он по­гиб в за­клю­че­нии 17 де­каб­ря 1937 го­да.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ана­ста­сия ро­ди­лась 8 ок­тяб­ря 1873 го­да в се­ле Ма­шу­ти­но Алек­сан­дров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пет­ра Ти­то­ва.
В 1895 го­ду она по­сту­пи­ла в Спа­со-Влахерн­ский мо­на­стырь. В этой оби­те­ли, ко­то­рая еще неко­то­рое вре­мя по­сле ре­во­лю­ции про­су­ще­ство­ва­ла в ви­де сель­ско­хо­зяй­ствен­ной ар­те­ли, Ана­ста­сия под­ви­за­лась до 1927 го­да. За­тем она пе­ре­бра­лась в дом к род­но­му бра­ту в се­ло Ма­шу­ти­но и за­ня­лась ши­тьем оде­ял и сель­ским хо­зяй­ством.
Церк­ви в се­ле не бы­ло, по­это­му Ана­ста­сия хо­ди­ла по празд­ни­кам в со­сед­нее се­ло, где храм еще не был за­крыт. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния она ис­пол­ня­ла обя­зан­но­сти пса­лом­щи­цы. По прось­бе ве­ру­ю­щих она со­би­ра­ла день­ги для упла­ты на­ло­га за цер­ковь. Во вре­мя бе­сед с кре­стья­на­ми она при­зы­ва­ла их по­се­щать цер­ковь.
С на­ча­лом бес­по­щад­ных го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в ав­гу­сте 1937 го­да, вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние аре­сто­вать Ана­ста­сию. 4 сен­тяб­ря был до­про­шен пред­се­да­тель Ма­шу­тин­ско­го кол­хо­за. 12 сен­тяб­ря 1937 го­да бы­ли до­про­ше­ны еще три жи­те­ля се­ла. В этот же день ино­ки­ню Ана­ста­сию аре­сто­ва­ли и за­клю­чи­ли сна­ча­ла в тюрь­му при Кон­стан­ти­нов­ском рай­он­ном от­де­ле­нии НКВД, а 16 сен­тяб­ря пе­ре­ве­ли в за­гор­скую тюрь­му и до­про­си­ли.
Сле­до­ва­тель, рас­спро­сив о том, чем Ана­ста­сия за­ни­ма­лась до и по­сле ре­во­лю­ции, на­чал тре­бо­вать от нее при­зна­ний в ве­де­нии ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. На это Ана­ста­сия от­ве­ти­ла:
– Ви­нов­ной се­бя в вы­ска­зы­ва­нии ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и рас­про­стра­не­нии раз­ных про­во­ка­ци­он­ных слу­хах о войне и ско­ром па­де­нии со­вет­ской вла­сти, а так­же кле­ве­те про­тив во­ждя пар­тии, не при­знаю.
На сле­ду­ю­щий день бы­ло со­став­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние и де­ло пе­ре­да­но на рас­смот­ре­ние трой­ки НКВД, ко­то­рая 10 ок­тяб­ря 1937 го­да при­го­во­ри­ла Ана­ста­сию к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Эта­пом она бы­ла от­прав­ле­на в Ив­дель­лаг Сверд­лов­ской об­ла­сти. Но здесь она про­бы­ла недол­го, 17 де­каб­ря 1937 го­да ино­ки­ня Ана­ста­сия (Ти­то­ва) умер­ла и бы­ла по­хо­ро­не­на в без­вест­ной мо­ги­ле на клад­би­ще по­сел­ка Са­ма Ив­дель­ско­го рай­о­на Сверд­лов­ской об­ла­сти.

☦️
Му­че­ни­ца Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на Ар­ская ро­ди­лась в 1875 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге в се­мье бо­га­то­го куп­ца Ан­дрея Пет­ро­ви­ча Ур­тье­ва, потом­ствен­но­го по­чет­но­го граж­да­ни­на сто­ли­цы Рос­сий­ской им­пе­рии. Отец ее был кти­то­ром церк­ви ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» на Шпа­лер­ной ули­це. Мать, Ксе­ния Филип­пов­на, за­ни­ма­лась вос­пи­та­ни­ем де­вя­те­рых де­тей. Се­мья куп­цов Ур­тье­вых жи­ла в до­ме № 8 по Фур­штадт­ской ули­це.
Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на и ее стар­шие сест­ры учи­лись в Санкт-Пе­тер­бург­ском Алек­сан­дров­ском ин­сти­ту­те. Он был со­здан по об­раз­цу зна­ме­ни­то­го Смоль­но­го ин­сти­ту­та бла­го­род­ных де­виц и да­вал выс­шее об­ра­зо­ва­ние. В нем обу­ча­лись де­воч­ки из се­мей незнат­но­го дво­рян­ства и по­чет­ных граж­дан. Смоль­ный и Алек­сан­дров­ский ин­сти­ту­ты вхо­ди­ли в Им­пе­ра­тор­ское Вос­пи­та­тель­ное Об­ще­ство бла­го­род­ных де­виц, пред­се­да­те­лем и по­пе­чи­те­лем ко­то­ро­го бы­ла им­пе­ра­три­ца Ма­рия Фе­до­ров­на.
Де­ти в се­мье Ур­тье­вых бы­ли очень друж­ны меж­ду со­бой. Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на бы­ла осо­бен­но близ­ка со стар­шей сест­рой Ма­ри­ей. Бла­го­да­ря ей она по­зна­ко­ми­лась со сво­им бу­ду­щим му­жем – офи­це­ром ар­тил­ле­рии Рус­ской им­пе­ра­тор­ской ар­мии Пет­ром Ни­ко­ла­е­ви­чем Ар­ским. А Ма­рию взял в же­ны его стар­ший брат Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич, то­же ар­тил­ле­рий­ский офи­цер.
Петр Ни­ко­ла­е­вич Ар­ский и Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на вен­ча­лись в 1899 го­ду в церк­ви при­ю­та прин­ца Оль­ден­бург­ско­го на Ли­гов­ском про­спек­те.
Вый­дя за­муж, Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на пол­но­стью по­свя­ти­ла се­бя се­мье, му­жу и де­тям. Их в се­мье бы­ло пя­те­ро: че­ты­ре до­че­ри и сын. Де­воч­ки вос­пи­ты­ва­лись в Алек­сан­дров­ском ин­сти­ту­те, ко­то­рый окон­чи­ла их мать, а сын учил­ся в ре­аль­ном учи­ли­ще и был ска­у­том.
В се­мье Ар­ских ца­ри­ла ат­мо­сфе­ра люб­ви, по­коя и бла­го­по­лу­чия. Цер­ков­ные тра­ди­ции, впи­тан­ные Ека­те­ри­ной Ан­дре­ев­ной в ро­ди­тель­ском до­ме, лег­ли в ос­но­ву и ее соб­ствен­ной се­мьи. Су­пруг ее так­же от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, в 1912 го­ду он вы­шел в за­пас и был на­зна­чен кти­то­ром Вос­кре­сен­ско­го Смоль­но­го со­бо­ра. С на­ча­лом Пер­вой Ми­ро­вой вой­ны Петр Ни­ко­ла­е­вич Ар­ский от­пра­вил­ся в дей­ству­ю­щую ар­мию, был ра­нен и вер­нул­ся в Пет­ро­град.
По­сле ок­тяб­ря 1917 го­да мир во­круг Ар­ских на­чал стре­ми­тель­но ру­шить­ся, об­щая ка­та­стро­фа не мог­ла не кос­нуть­ся и их се­мьи. Они ли­ши­лась со­сто­я­ния, от хо­ле­ры умер­ли стар­шая и млад­шая до­че­ри. В 1920 го­ду Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на по­те­ря­ла всю свою се­мью. В те­че­ние од­но­го ме­ся­ца муж и де­ти умер­ли от ди­зен­те­рии.
Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на оста­лась без средств к су­ще­ство­ва­нию и на­хо­ди­лась на гра­ни го­лод­ной смер­ти. Но ее внут­рен­ний взор был об­ра­щен к Бо­гу, и Гос­подь не оста­вил вер­ную дочь. Ека­те­ри­на ста­ла ак­тив­ным чле­ном Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, ду­хов­ной до­че­рью его ру­ко­во­ди­те­ля, бу­ду­ще­го пре­по­доб­но­му­че­ни­ка ар­хи­манд­ри­та Льва (Его­ро­ва), на­сто­я­те­ля Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра. На жизнь она за­ра­ба­ты­ва­ла сна­ча­ла пе­ре­плет­чи­цей, по­том са­ни­тар­кой и шве­ёй. В на­ча­ле 30-х го­дов она во­шла в при­ход­ской со­вет Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра.
Су­ще­ство­ва­ние пра­во­слав­но­го брат­ства, за­ни­мав­ше­го­ся ду­хов­ным про­све­ще­ни­ем, не мог­ло тер­петь­ся со­вет­ской вла­стью, все чле­ны брат­ства бы­ли под на­блю­де­ни­ем ГПУ, и вско­ре бы­ло за­ве­де­но «Де­ло Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства», по ко­то­ро­му бы­ло при­вле­че­но 92 че­ло­ве­ка.
В фев­ра­ле 1932 го­да по го­ро­ду про­ка­ти­лась вол­на аре­стов, Ека­те­ри­на Ар­ская то­же бы­ла аре­сто­ва­на. На след­ствии она про­яви­ла уди­ви­тель­ное му­же­ство, и в от­ли­чие от мно­гих не на­зва­ла ни од­ной фа­ми­лии. Имен­но это ка­че­ство: ни­ко­гда ни­ко­го не пре­да­вать, – бу­дет свой­ствен­но свя­той му­че­ни­це до смер­ти. По­те­ряв лю­би­мо­го му­жа и всех пя­те­рых де­тей, вдруг ока­зав­шись ни­щей в охва­чен­ном ужа­сом го­ро­де, Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на не впа­ла в от­ча­я­ние, не пре­да­ла сво­ей ве­ры Бо­гу, и да­же под пыт­ка­ми Гос­подь спо­до­бил ее остать­ся до кон­ца вер­ной се­бе и тем лю­дям, вме­сте с ко­то­ры­ми она со­зи­да­ла цер­ков­ную жизнь в те страш­ные го­ды.
Вме­сто до­ка­за­тельств ви­ны, в ма­те­ри­а­лах де­ла Ека­те­ри­ны Ар­ской неод­но­крат­но под­чер­ки­ва­ет­ся ее со­слов­ное про­ис­хож­де­ние; в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии фра­за «быв­шая дво­рян­ка, же­на цар­ско­го пол­ков­ни­ка» вы­де­ля­ет­ся круп­ным шриф­том.
Ека­те­ри­ну Ан­дре­ев­ну при­го­во­ри­ли к 3 го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре и от­пра­ви­ли в Кар­лаг НКВД в Ка­зах­стане. По­сле осво­бож­де­ния ей бы­ло за­пре­ще­но про­жи­вать в Ле­нин­гра­де, и Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на по­се­ли­лась в го­ро­де Бо­ро­ви­чи в Нов­го­род­ской об­ла­сти. Род­ных в этом го­ро­де у нее не бы­ло, но там бы­ли близ­кие ей по ду­ху лю­ди, так как Бо­ро­ви­чи ста­ли ме­стом ссыл­ки для ре­прес­си­ро­ван­ных. Здесь жил вла­ды­ка Гав­ри­ил (Во­е­во­дин), с ко­то­рым Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на про­хо­ди­ла по де­лу Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, бы­ли и дру­гие зна­ко­мые из ду­хо­вен­ства.
В 1937 го­ду Ека­те­ри­на Ар­ская вновь бы­ла аре­сто­ва­на по круп­но­му «цер­ков­но­му де­лу». Мест­ные вла­сти про­ве­ли мас­со­вые аре­сты всех ссыль­ных и ре­прес­си­ро­ван­ных за ве­ру. А по­том на до­про­сах под пыт­ка­ми вы­нуж­да­ли «со­зна­вать­ся» в раз­лич­ных пре­ступ­ле­ни­ях. Немно­гие смог­ли вы­сто­ять на этих до­про­сах. По­чти все аре­сто­ван­ные воль­но или неволь­но ого­ва­ри­ва­ли ко­го-то, под­пи­сы­ва­ли при­зна­ния сво­ей ви­ны, чтобы пре­кра­тить пыт­ки и из­де­ва­тель­ства. Ека­те­ри­на Ар­ская от­ка­за­лась при­зна­вать об­ви­не­ния да­же под пыт­ка­ми.
10 де­каб­ря 1937 го­да осо­бой трой­кой НКВД Ека­те­рине Ан­дре­евне Ар­ской и еще пя­ти­де­ся­ти осуж­ден­ным по это­му де­лу был вы­не­сен смерт­ный при­го­вор.
17 де­каб­ря 1937 го­да Ека­те­ри­ну Ан­дре­ев­ну рас­стре­ля­ли вме­сте с дру­гой свя­той но­во­му­че­ни­цей – княж­ной Ки­рой Обо­лен­ской.

☦️
Ки­ра Ива­нов­на Обо­лен­ская ро­ди­лась в 1889 го­ду в се­мье кня­зя Ива­на Дмит­ри­е­ви­ча Обо­лен­ско­го. Древ­ний род Обо­лен­ских вос­хо­дит еще к кня­зю Рю­ри­ку. В 10-лет­нем воз­расте Ки­ра бы­ла от­да­на в Смоль­ный ин­сти­тут бла­го­род­ных де­виц в Санкт-Пе­тер­бур­ге, ко­то­рый окон­чи­ла в 1904 го­ду с се­реб­ря­ной ме­да­лью. По­сле окон­ча­ния ин­сти­ту­та Ки­ра Ива­нов­на ста­ла да­вать част­ные уро­ки в ка­че­стве до­маш­ней учи­тель­ни­цы. Впо­след­ствии учи­тель­ство ста­ло глав­ным за­ня­ти­ем ее жиз­ни. К этой ра­бо­те ее по­бу­ди­ло глу­бо­кое ре­ли­ги­оз­ной чув­ство и ис­крен­нее же­ла­ние слу­жить ближ­не­му. Она ни­ко­гда и ни­где не под­чер­ки­ва­ла сво­е­го кня­же­ско­го про­ис­хож­де­ния и не тре­бо­ва­ла к се­бе осо­бо­го от­но­ше­ния, оста­ва­ясь вез­де че­ло­ве­ком про­стым и доб­рым. В 1910 го­ду Ки­ра Ива­нов­на ста­ла учи­тель­ни­цей в бес­плат­ной шко­ле для бед­ных, а так­же пре­по­да­ва­ла в ря­де дру­гих школ го­ро­да. В этих тру­дах за­ста­ла Ки­ру Ива­нов­ну Пер­вая Ми­ро­вая вой­на. На ее фрон­тах по­гиб­ли два ее бра­та – Ва­дим и Бо­рис Обо­лен­ские. По­те­ря го­ря­чо лю­би­мых бра­тьев не толь­ко ото­зва­лась глу­бо­ким стра­да­ни­ем в ду­ше Ки­ры, но и за­ста­ви­ла по-но­во­му осмыс­лить свою жизнь.
Ре­во­лю­ция внес­ла в жизнь Обо­лен­ских но­вые лич­ные бе­ды. В 1918 го­ду род­ной брат Ки­ры Ива­нов­ны Юрий всту­пил в Доб­ро­воль­че­скую ар­мию и в 1920 го­ду по­гиб в бою. В том же го­ду дру­гой брат Па­вел был аре­сто­ван. Пря­мо из-под рас­стре­ла, ра­нен­но­му, ему чу­дом уда­лось бе­жать из ЧК и эми­гри­ро­вать за гра­ни­цу, – он спас свою жизнь, но был на­ве­ки раз­лу­чен с се­мьей. В 1920 го­ду умер отец. За­бо­ты о се­мье (пре­ста­ре­лой ма­те­ри и боль­ной сест­ре) лег­ли на пле­чи Ки­ры Ива­нов­ны, ко­то­рая ра­бо­та­ла школь­ным биб­лио­те­ка­рем.
В 1930 го­ду Ки­ру Ива­нов­ну аре­сто­ва­ли, в об­ви­не­нии бы­ло на­пи­са­но: «по­тен­ци­аль­но яв­ля­ет­ся идео­ло­ги­че­ской ба­зой для недо­кор­че­ва­ния по­ка на­шей внеш­ней и внут­рен­ней контр­ре­во­лю­ции». В след­ствен­ном де­ле она на­зы­ва­ет­ся «быв­шая княж­на», ей бы­ли при­пи­са­ны сле­ду­ю­щие на­ме­ре­ния: «про­ни­кать на ра­бо­ту в на­ши куль­тур­ные и учеб­ные за­ве­де­ния, и там взра­щи­вать в ми­ро­по­ни­ма­нии под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния вред­ную иде­а­ли­сти­че­скую фило­со­фию». Дру­гих об­ви­не­ний предъ­яв­ле­но не бы­ло. На до­про­се Ки­ра Ива­нов­на за­яви­ла: «Я не от­но­шу се­бя к раз­ря­ду лю­дей, раз­де­ля­ю­щих плат­фор­му со­вет­ской вла­сти. Мои рас­хож­де­ния с кон­сти­ту­ци­ей на­чи­на­ют­ся с во­про­са об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства. От еди­но­мыс­лия с на­прав­ле­ни­ем со­вет­ской го­судар­ствен­но­сти от­ка­зы­ва­юсь. Ни­ка­ких контр­ре­во­лю­ци­он­ных груп­пи­ро­вок, ор­га­ни­за­ций или от­дель­ных лиц, ак­тив­но враж­деб­но на­стро­ен­ных к со­вет­ской вла­сти, я не знаю, но од­новре­мен­но за­яв­ляю, что на­зы­вать ка­кие бы то ни бы­ло фа­ми­лии счи­таю недо­стой­ной се­бя, ибо знаю, что это в усло­ви­ях со­вет­ской дей­стви­тель­но­сти на­влек­ло бы на них непри­ят­но­сти». Трой­ка при ОГПУ по Ле­нин­град­ско­му во­ен­но­му окру­гу при­го­во­ри­ла княж­ну Ки­ру Обо­лен­скую к 5 го­дам ла­ге­рей.
По­сле вы­не­се­ния при­го­во­ра Ки­ра Ива­нов­на бы­ла вы­сла­на эта­пом из Ле­нин­град­ской тюрь­мы в Бел­балт­лаг в го­ро­де Кемь в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти, а за­тем пе­ре­ве­де­на в Сви­рь­лаг в го­ро­де Ло­дей­ное По­ле в Ле­нин­град­ской об­ла­сти. В ла­ге­ре она ра­бо­та­ла пе­да­го­гом и мед­сест­рой, ра­бо­та­ла мно­го и усерд­но, за что бы­ла осво­бож­де­на до­сроч­но. Въезд в го­род ей был за­пре­щен, и она по­се­ли­лась за 101-м ки­ло­мет­ром от Ле­нин­гра­да.
В 1936 го­ду Ки­ра Ива­нов­на пе­ре­еха­ла в го­род Бо­ро­ви­чи, где ста­ла пре­по­да­вать ино­стран­ные язы­ки в непол­ной сред­ней шко­ле. Бо­ро­ви­чи в то вре­мя бы­ли ме­стом ссыл­ки ду­хо­вен­ства и ми­рян из Ле­нин­гра­да и окрест­но­стей. Ки­ра Ива­нов­на об­ща­лась со все­ми ве­ру­ю­щи­ми людь­ми, го­ни­мы­ми со­вет­ской вла­стью. Здесь встре­ти­лись две Пет­ро­град­ские му­че­ни­цы, сест­ры Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, при­хо­жан­ки Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра: княж­на Ки­ра Обо­лен­ская и Ека­те­ри­на Ар­ская. Они бы­ли по­ис­ти­не ду­хов­но близ­ки друг дру­гу, и об­сто­я­тель­ства их му­че­ни­че­ско­го по­дви­га неве­ро­ят­но, уди­ви­тель­но схо­жи.
В 1937 го­ду в Бо­ро­ви­чах бы­ли про­из­ве­де­ны мас­со­вые аре­сты ссыль­но­го ду­хо­вен­ства и ми­рян, бы­ли аре­сто­ва­ны и Ки­ра и Ека­те­ри­на. Из­му­чен­ные го­лод­ной жиз­нью 20-х го­дов, за­клю­че­ни­ем в ла­ге­ре, ссыль­ной жиз­нью, но­вым аре­стом и до­про­са­ми, две эти жен­щи­ны сво­ей пра­вед­ной жиз­нью за­слу­жи­ли от Гос­по­да си­лы пре­тер­петь до кон­ца. Они не да­ли под пыт­ка­ми ни­ка­ких по­ка­за­ний, не на­зва­ли ни од­но­го че­ло­ве­ка, и да­же не при­зна­ли ни од­но­го об­ви­не­ния про­тив се­бя. Осо­бая трой­ка при НКВД по Ле­нин­град­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла Ки­ру Обо­лен­скую и Ека­те­ри­ну Ар­скую к рас­стре­лу. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние в Бо­ро­ви­чах 17 де­каб­ря 1937 го­да.

Жития
Писание