16 декабря 2019
⏳ 2019.12.16 (пн)
? день постный
? подвижный годовой круг:
• 27я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• понедельник
☀️ неподвижный годовой круг:
• 16 декабря (3 декабря)
• Рождественский пост
• прор. Софонии (635–605 до РХ)
• прп. Феодула Цареградского (ок. 440)
• прп. Иоанна Безмолвника (558)
• сщмч. Феодора Александрийского (606)
• прп. Саввы Сторожевского (1407)
• прп. Георгия Черникского (?)
• сщмч. Андрея Косовского (1920)
• сщмч. Николая Ершова (1937)
• исп. Георгия Седова (1960)
☦️
Пророк Софония был современником пророка Иеремии и пророчицы Олдамы. Происходил он из знатного рода. Пророк жил в царском дворце, проповедовал покаяние и помогал царю Иосии истреблять идолопоклонство.
Пророчествовал о бедствиях, грядущих на жителей Иудеи и соседних пределов: Газы, Аскалона, Крита, на моавитян, аммонитян, ниневитян.
☦️
Преподобный Феоду́л Константинопольский, Ефесский, епарх, столпник. Был патрицием в правление Феодосия Великого (378–395), известен был мудростью, благочестием и скромностью. Был назначен епархом царя Феодосия, но покинул свой пост, не желая мириться с несправедливостью.
Его супруга умерла после двух лет брака, после чего Феодул раздал свое богатство бедным и в возрасте 42-х лет удалился в город Едессу и там подвизался на столпе 40 лет.
После многих трудов и подвигов мирно скончался около 440 года.
☦️
Преподобный Иоанн Молчальник (затворник) родился около 454 года в городе Никополе Армянском в семье военачальника Енкратия и супруги его Евфимии. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву.
На доставшуюся ему после смерти родителей часть имения юноша Иоанн построил церковь во Имя Пресвятой Богородицы. С 18 лет Иоанн вместе с десятью иноками жил при церкви в посте, молитве и воздержании. По просьбе граждан города Колонии митрополит Севастийский рукоположил 28-летнего Иоанна в епископа Колонийской Церкви. Приняв церковное правление, преподобный не изменил строго аскетического образа жизни. Под влиянием святителя жили по-христиански и его близкие – брат Пергамий (приближенный императоров Зенона и Анастасия) и племянник Феодор (приближенный императора Юстиниана).
На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник, муж сестры святителя – Марии. Новый правитель стал властно вмешиваться в духовные и церковные дела. В Церкви начались нестроения. Тогда святой Иоанн отправился в Константинополь и через архиепископа Евфимия просил императора Зенона защитить Армянскую Церковь от грубых посягательств.
Удручаемый мирской бранью, Иоанн тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим. Со слезами молил он Бога указать место, где ему жить и спастись. Явилась яркая звезда, которая привела Иоанна в Лавру преподобного Саввы. Иоанн, скрывший свое епископское достоинство, был принят в число братии простым послушником. По поручению святого игумена Саввы (память 5 декабря) преподобный Иоанн более 4-х лет выполнял самые тяжелые работы на строительстве странноприимного дома и монастыря для новоначальных монахов. Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счел его достойным рукоположения во пресвитера. Святителю пришлось открыть тайну патриарху Иерусалимскому Илии (494–517). По благословению первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве. Четыре года провел преподобный Иоанн в келлии, никого не принимая и не выходя даже в церковь.
Желая еще большего уединения и сугубого воздержания, преподобный Иоанн покинул Лавру и удалился в пустыню, где провел более девяти лет, питаясь травами. Здесь он пережил опустошительный набег сарацинов и не погиб только потому, что Господь послал ему защитника – свирепого льва, при виде которого враги, не раз хотевшие убить преподобного, в страхе разбегались. Предание рассказывает о многих чудесах, явленных по молитве святого Иоанна во время его жизни в пустыне.
Когда святой игумен Савва, надолго уходивший в Скифополь, вернулся, он уговорил преподобного Иоанна оставить пустыню и вновь поселиться в обители. После этого Господь чудесным образом открыл всем насельникам Лавры, что Иоанн – епископ.
Когда преподобному Иоанну было семьдесят лет, скончался святой и Богоносный отец, игумен Савва. Святитель глубоко скорбел об усопшем. Святой Савва явился ему в видении и, утешив, предсказал, что Иоанну предстоит много потрудиться в борьбе с ересью. И, действительно, Иоанн должен был покинуть свою келлию, чтобы укрепить братию в борьбе с ересью оригенитов.
Преподобный Иоанн Молчальник провел в Лавре преподобного Саввы Освященного 66 лет. Неустанным иноческим подвигом, неусыпной молитвой, смиренномудрием стяжал Иоанн благодать Святого Духа: по его молитве совершались многие чудеса; тайные мысли людей были для святителя явными; он исцелял больных и бесноватых; еще при жизни своей спасал от неминуемой гибели призывавших его имя; из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды.
В возрасте 104 лет преподобный Иоанн Молчальник с миром отошел ко Господу.
☦️
Священномученик Феодор, епископ Александрийский, родился в Египте, в Александрии. Этот город прославился в Церкви Вселенской многими мучениками и исповедниками: от святого евангелиста Марка, первомученика Александрийского († 63, память 25 апреля) до святого Афанасия Великого (память 18 января и 2 мая), столпа и исповедника православия († 373). К сожалению, исторические записи не донесли до нас точных данных о времени жизни и подвигах святого епископа Феодора, но Церковь Христова во все времена хранила имя священномученика в своих диптихах.
Пламенный проповедник, сильный в слове и делании церковном, епископ Феодор вызывал яростную ненависть буйных александрийских язычников, не терпевших благовестия. Во время одной его проповеди язычники окружили и захватили святителя. Он не сопротивлялся. Его избивали и издевались над ним: возложили на главу его терновый венец и со смехом водили по городу. Затем привели его к берегу и бросили со скалы в море. Но поднялся ветер – и волны вынесли его невредимым на сушу. Пораженные язычники отвели святителя Феодора к правителю города, который приказал подвергнуть его жестоким истязаниям. Но ни слова, кроме молитвы к Господу, не услышали мучители от мужественного исповедника. Тогда святой мученик был предан римским воинам и казнен, как апостол Павел, – через усекновение мечом.
☦️
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского († 1392, память 5 июля и 25 сентября) и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.
По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия – игумен Никон – оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.
Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место – гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевской горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.
За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение.
Скончался святой в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.
Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы.
Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 3 декабря. Нетленные мощи его обретены 19 января 1652 года.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-savva-storozhevskij-zvenigorodskij
☦️
Преподобный Гео́ргий Черникский. Родился в 1730 году в благочестивой православной семье в Cэлиште Сибиуском (Săliște Sibiului). С юности загорелся духом монашеского жития. Однако в то время австрийские властители Трансильвании подавляли православие, особенно православное монашество, склоняя верующих к унии. Поэтому в возрасте 19 лет юноша ушёл в Валахию и поступил в услужение ко греческому митрополиту Роска (mitropolitul grec Rosca), который в то время находился в Бухаресте.
Вскоре после этого, в 1750 году, отправился вместе со своим духовным отцом в Константинополь, а затем на Святую Гору Афон. Здесь он поселился в Ватопедском монастыре и был здесь пострижен в рясофор и поставлен во диакона. По кончине его наставника-митрополита стал учеником преподобного Паисия (Величковского) в Ильинском скиту. Там в 1752 году был пострижен в мантию старцем Паисием, а в 1754 году – поставлен во иеромонаха. Во время пребывания на Афоне с большим рвением и большой духовной пользой продвигался по лестнице духовного совершенствования, постигая радость жизни во Христе.
В 1763 году вместе с 64 другими учениками последовал своему великому старцу в Молдавию, в Драгомирнский монастырь. В течении последующих 12 лет он служил в этой обители иеромонахом, духовником и экономом.
После подпадения Буковины под власть римо-католической Австрии, в 1775 году, вместе с Драгомирнской братией во главе со старцем Паисием перешёл в Секульский монастырь. В 1779 году последовал за святым Паисием в Нямецкую Лавру, где прожил ещё около двух лет.
В 1781 году, желая освежить память своего ученичества, по благословлению своего старца снова отправился на Афон. Прибыв в Бухарест, был здесь остановлен митрополитом Унгро-Влахийским Григорием II и своим старым другом, учеником святого Паисия, иеромонахом Макарием. После их упорных уговоров он согласился взять на себя возрождение монашеской жизни в скиту Черника, который находился в запустении уже более тридцати лет. Его задачей было устроить в этом краю Валахии монастырь с общежительным уставом, подобным афонскому и паисиевскому.
С помощью господаря Николая Маврогени и других христиан отец Георгий начал восстановление соборного храма и келлий. Он много времени уделял совершенствованию духовной жизни монашествующих. В монастыре служба совершалась каждый день, насельники обители наряду с чтением Священного Писания, творений святых отцов Церкви и молитвенным деланием несли многочисленные послушания, занимались перепиской рукописей и физическим трудом. Своим жертвенным и одарённым пастырством он снова зажёг очаг духовной жизни в Черникской обители и всего за пять лет собрал общину в 103 насельника.
В 1785 году тяжело занемог и, ожидая скорой кончины, составил своё завещание, в котором предписал надлежащий порядок жизни монашеской общины. Однако он вскоре оправился и продолжил свой пастырский подвиг.
Ввиду его успехов в Чернике в 1793 году митрополит Унгро-Влахийский Филарет II также вверил ему Кэлдэрушанский монастырь. С апреля 1794 года отец Георгий жил в обеих обителях попеременно, назначая в них также игуменов-наместников, особенно на время своего отсутствия. В обоих монастырях он ввёл афонско-паисиевский общежительный устав, включавший семикратное ежедневное богослужение, частую исповедь, послушание, постоянную молитву, общую трапезу.
Святой Георгий продолжал управлять обоими монастырями до самого конца своей земной жизни. Преставился он 3 декабря 1806 года, оплакиваемый многочисленной братией двух обителей. Был погребён в Черникском монастыре перед храмом святого Лазаря, в том месте, где впоследствии был захоронен митрополит Нифонт.
После кончины святой Георгий снискал почитание как пастырь высокой духовной жизни, руководитель двух великих монашеских центров Валахии, возобновитель истинного монашеского жития по афонским и паисиевским образцам. Старец имел много учеников и последователей, таких как святой Каллиник Черникский, протопсалт иеромонах Макарий и другие. Его завещание-поучение от 1785 года распространилось во многих копиях.
На заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви 20-21 октября 2005 года старец Георгий был прославлен в лике преподобных. Торжественное объявление канонизации состоялось в день его памяти, 3 декабря того же года, в монастыре Черника. Чин прославления возглавил патриарх Румынский Феоктист в сослужении многочисленных румынских иерархов.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года имя святителя было включено в месяцеслов Русской Церкви.
☦️
Священник Андрей Иудович Косовский (1878-1920) двадцать лет был настоятелем Свято-Екатерининской церкви в г. Феодосия.
О его жизни известно, что он получил духовное избрание, был женат, в семье родились двое сыновей – Владимир и Дмитрий. 26 февраля 1901 года получил назначение в Екатерининский храм города Феодосии. Отца Андрея любили и уважали прихожане за бескорыстие, внимание к своей пастве. Он возглавлял уездное Таврического епархиального училищного совета и состоял наблюдателем феодосийских церковно-приходских школ. Перемены, произошедшие в революционном 1917 году, вызвали тревогу не только у священнослужителя, но и у его прихожан. Пастырь открыто и прямо говорил с людьми о том, что он не может принять в новой власти: о закрытии храмов, арестах и ссылках священнослужителей. Советская власть критику не терпела. Священник Андрей Косовский был арестован прямо в храме 7 декабря 1920 года, в день памяти великомученицы Екатерины. Его обвинили в том, что неодобрительно отзывался о советской власти, совершал молебны, прося победы над большевиками. Родственники обратились в ЧК с просьбой отпустить отца Андрея домой, так как он перенес заболевание брюшным тифом и малярией, все еще был слаб и нуждался в уходе. Но эта просьба не была удовлетворена.
Прихожане, желая помочь своему пастырю, составили ходатайство об освобождении больного протоиерея, в котором писали: «Протоиерей Андрей Косовский в нашем приходе служит двадцать лет, и все это время был для нас очень хорошим священником, входил в наши нужды, был крайне справедлив. За всеми вопросами мы всегда обращались к нему, и он никогда и ни в чем не отказывал. Разговоров на тему против советской власти мы от него не слышали. Вообще, протоиерей Андрей Косовский был для нас хорошим пастырем». Следственная комиссия Особого Отдела ВЧК Черного и Азовского морей 16 декабря 1920 года вынесла решение: «Ввиду обнаружения виновности его в произнесении в храме проповедей, направленных на дискредитацию советской власти в отношении вопроса отделения церкви от государства, принимая во внимание чистосердечное его признание и ходатайство многочисленных прихожан, – передать весь следственный материал а Народный суд для дальнейшего проведения». Но до народного суда дело не дошло. Один из руководителей ЧК, некто Ковалев, решил, что приговор слишком мягкий и вынес свой: «Косовского, как врага РСФСР, изолировать от общества свободных граждан, – предав высшей мере наказания – расстрелу».
☦️
Священномученик Николай Ершов родился в 1888 году в селе Рюминское в крестьянской семье. Учился в сельской школе. В 1912 году был рукоположен в диакона. После рукоположения во иерея в том же 1912 году служил отец Николай в селе Павловская пустошь Александровского уезда Владимирской губернии. С 1931 года местом служения священника было село Романово Переяславского района Ярославской области, а потом он был настоятелем храма в селе Городищи. Отец Николай ревностно исполнял свои пастырские обязанности, наставляя прихожан в православной вере и верности Церкви.
В октябре 1937 года отец Николай был арестован, ему приписали «участие в антисоветской группировке, дискредитацию колхозного строительства, проведение повстанческой агитации». Священник отверг все обвинения и виновным себя не признал. 14 октября он был приговорен тройкой при УНКВД по Ярославской области к восьми годам ИТЛ. 16 декабря 1937 отец Николай умер в заключении при неизвестных обстоятельствах.
☦️
Исповедник Георгий (Егор Егорович Седов) родился в 1883 году в деревне Чурилово Владимирской губернии в крестьянской семье. Он принадлежал к тому замечательному типу русских людей, ясность и простота души которых делала все их поступки основательными и каждый шаг надежным. Такие люди не обманулись подменой жизненных ценностей, не изменили своим жизненным принципам из страха, не утратили цельности, и остались верными до конца.
Егор учился грамоте в сельской школе, с юности занимался крестьянским трудом. В 1907 году он женился, в его семье родилось пятеро детей. В церковь ходили все. Даже при советской власти Егор Егорович не работал в праздничные дни. Каждое дело совершал с молитвой. После революции церковность семьи Седовых стала вызывать насмешки, Егора Егоровича прозвали монахом. В конце 20-х годов, не испугавшись репрессий по отношению к себе и своей семье, Егор Егорович стал старостой церкви в селе Лыково. Когда начались аресты духовенства, дом Седовых в поисках временного крова часто посещали священники и монахи, изгнанные из храмов и монастырей.
В 1925 году Егор Егорович познакомился с Владимирским епископом Афанасием (Сахаровым), уже начинавшим свой исповеднический путь, и стал его духовным сыном. Приезжая во Владимир, Егор Егорович всегда останавливался в доме владыки, а епископ Афанасий посещал дом Седовых в Чурилово. На протяжении всей жизни Егор Егорович помогал владыке Афанасию посылками и деньгами. Кроме того, он развозил мед со своей пасеки и другие продукты по тюрьмам и раздавал заключенным.
В период коллективизации двоюродный брат Егора Егоровича служил в деревне Чурилово уполномоченным от сельсовета. Церковность и благополучие семьи Седовых стали причиной неприязни к ней брата-уполномоченного. В 1932 году брат ходатайствовал, чтобы Егору Седову дали так называемое «твёрдое задание», которое он не смог бы выполнить, то есть потребовали от него уплаты заведомо завышенного продуктового налога. В результате семья была раскулачена, а Егор Егорович был арестован и год провел на принудительных работах. Его семье пришлось уехать из родного села. Сначала они поселились в Ярославле, а потом переехали в город Тутаев. После освобождения Егор Егорович 3 года работал пастухом, и на заработанные деньги купил в Тутаеве дом для своей семьи. Поселившись в Тутаеве, он стал прихожанином Успенской церкви села Котово. В своем доме Егор Егорович по-прежнему приглашал останавливаться изгнанных монахов и репрессированных священников.
В 1943 году Егора Егоровича арестовали на основании показаний ранее арестованного человека, не выдержавшего допросов. Следствие длилось одиннадцать месяцев. Егор Егорович был допрошен шесть раз. Но ни в какой форме он не согласился признать себя виновным. Не назвал он также никого из своих знакомых. Следствию так и не удалось собрать хоть каких-нибудь оснований для его осуждения и его пришлось освободить.
Выйдя из тюрьмы, Егор Егорович узнал, что епископ Афанасий (Сахаров) был арестован в городе Ишиме. Еще почти десятилетнее заключение в лагерях ожидало больного владыку, все это время Егор Егорович искал возможности облегчить страдания святителя. И когда тот, будучи уже очень больным, был помещен в Дом инвалидов, Егор Егорович оформил на себя поручительство за ссыльного епископа и взял его к себе домой. У своего духовного сына владыка прожил 11 месяцев.
В 50-х годах Егор Егорович стал старостой Воскресенского храма в Тутаеве. Все свои силы 70-летний исповедник тратил на его восстановление, несмотря на страшное безбожное время. В 1960 году, во время ремонта храма, на него упали три связанные между собой лестницы. Егор Егорович сам дошел до своего дома, но там слег и уже больше не вставал. Он проболел около года. Жене своей он говорил: «Видно, так Богу было угодно». 16 декабря 1960 года Егор Егорович Седов скончался. Он был погребен на Тутаевском городском кладбище. Ныне святые мощи исповедника Георгия находятся в Тутаевском городском соборе.