⏳ 2019.12.15 (вс)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 26я неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 1й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
15 декабря (2 декабря)
• Рождественский пост
• мц. Миро́пии Хиосской (ок. 251)
• прпп. Иоанна, Ираклемо́на, Андрея, Фео́фила (IV)
• свт. Исе́ (Иессе́я) Цилканского (VI)
• прп. Афанасия Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176)
• прп. Афанасия Печерского, в Дальних пещерах (XIII)
• св. Стефа́на Уроша V, царя Сербского (1367)
• сщмч. Матфея (Александрова) (1921)
• сщмч. Димитрия (Благовещенского), исп. Веры (Графовой) (1932)
• сщмчч. Алексия (Бельковского), Константина (Некрасова), Николая (Заболотского), Сергия (Кудрявцева), Владимира (Проферансова), Иоанна (Державина), Феодора (Алексинского), Николая (Виноградского), Иоанна (Днепровского), Николая (Сафонова), Павла (Понятского), Сергия (Фелицына), прмчч. Дана́кта (Калашникова), Космы (Магды), прмцц. Маргариты (Закачуриной), Тамары (Проворкиной), Антонины (Степановой), Марии (Журавлевой), мц. Матроны (Конюховой) (1937)
• прмц. Марии (Цейтлин) (1938)
• мч. Бориса (Успенского) (1942)


☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Ми­ро­пия ро­ди­лась в г. Ефе­се в на­ча­ле III в. Она ра­но ли­ши­лась от­ца, и мать вос­пи­та­ла ее в хри­сти­ан­ской ве­ре.
Свя­тая Ми­ро­пия, по­се­щая гроб му­че­ни­цы Ер­ми­о­нии (па­мять 4 сен­тяб­ря), до­че­ри апо­сто­ла Филип­па, бра­ла ми­ро от ее мо­щей и ле­чи­ла боль­ных. Во вре­мя го­не­ния Де­кия (249–251) Ми­ро­пия уда­ли­лась с ма­те­рью на ост­ров Хиос, где про­во­ди­ла вре­мя в по­сте и мо­лит­ве.
Од­на­жды по по­ве­ле­нию же­сто­ко­го пра­ви­те­ля ост­ро­ва был за­му­чен во­ин Ис­и­дор (па­мять 14 мая), че­ло­век глу­бо­кой ве­ры и боль­шо­го бла­го­че­стия. Свя­тая Ми­ро­пия тай­но взя­ла и по­греб­ла те­ло му­че­ни­ка. Во­и­ны, ко­то­рым при­ка­за­ли не до­пус­кать хри­сти­ан к те­лу Ис­и­до­ра, бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти. Свя­тая сжа­ли­лась над осуж­ден­ны­ми и са­ма рас­ска­за­ла во­и­нам, а за­тем и пра­ви­те­лю о сво­ем по­ступ­ке. На су­де она ис­по­ве­да­ла се­бя хри­сти­ан­кой. За это ее же­сто­ко пы­та­ли и за­тем бро­си­ли в тем­ни­цу. В пол­ночь в тем­ни­це вос­си­ял свет. Это явил­ся свя­той Ис­и­дор в окру­же­нии Ан­ге­лов, и они при­ня­ли ду­шу Ми­ро­пии (ок. 251). Тем­ни­ца тот­час на­пол­ни­лась бла­го­уха­ни­ем. Сто­рож-языч­ник, по­тря­сен­ный ви­ден­ным, рас­ска­зал об этом свя­щен­ни­ку, при­нял Кре­ще­ние и му­че­ни­че­ски скон­чал­ся за ис­по­ве­да­ние Хри­ста.

☦️
Пре­по­доб­ные Иоанн, Ирак­ле­мон, Ан­дрей и Фе­о­фил под­ви­за­лись в еги­пет­ской пу­стыне в IV ве­ке. Все чет­ве­ро бы­ли детьми на­чаль­ни­ков го­ро­да Ок­си­ринх (в Сред­нем Егип­те). Еще обу­ча­ясь в учи­ли­ще, они по­дру­жи­лись меж­ду со­бой и, изу­чив выс­шие свет­ские на­у­ки, вос­пы­ла­ли же­ла­ни­ем по­стиг­нуть пре­муд­рость ду­хов­ную.
Ре­шив по­свя­тить се­бя по­движ­ни­че­ству, они уда­ли­лись в пу­сты­ню, где встре­ти­ли од­но­го свя­то­го му­жа, до­стиг­ше­го уже глу­бо­кой ста­ро­сти, и про­жи­ли с ним, поль­зу­ясь от него ду­хов­ным на­зи­да­ни­ем, один год. Ко­гда муж тот умер, пре­по­доб­ные оста­лись там же, но по­се­ли­лись в раз­ных ме­стах. Пи­та­лись они ди­ки­ми ово­ща­ми, вку­шая лишь два ра­за в неде­лю. Каж­дый уеди­нен­но про­во­дил вре­мя в окрест­ных го­рах и пе­ще­рах, а в суб­бо­ты и вос­крес­ные дни они со­би­ра­лись вме­сте для об­щей мо­лит­вы и спо­доб­ля­лись свя­то­го при­ча­ще­ния от Ан­ге­ла Бо­жия. Так, про­жив око­ло ше­сти­де­ся­ти лет, с ми­ром по­чи­ли.
В пу­стыне по­движ­ни­ков по­встре­чал пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий, ко­то­рый вы­слу­шал и за­пи­сал их рас­сказ о сво­ей жиз­ни.

Эпизоды из полного жития:

Вы­слу­шав все это от по­движ­ни­ка (по­вест­ву­ет Па­ф­ну­тий), я спро­сил его:
– От­че! В на­ча­ле тво­их по­дви­гов на этом ме­сте ис­пы­ты­вал ли ты ка­кие пре­пят­ствия или нет?
Он от­ве­чал мне:
– Я пре­тер­пел бес­чис­лен­ные на­па­де­ния бе­сов. Мно­го раз они всту­па­ли в борь­бу со мной, но не мог­ли одо­леть ме­ня, ибо мне по­мо­га­ла бла­го­дать Бо­жия; я про­ти­вил­ся им зна­ме­ни­ем крест­ным и мо­лит­вой. Кро­ме вра­жьих на­па­де­ний, мо­им по­дви­гам пре­пят­ство­ва­ла еще бо­лезнь те­лес­ная; ибо я весь­ма стра­дал же­луд­ком, так что па­дал на зем­лю от силь­ной бо­ли; я не мог тво­рить сво­их обыч­ных мо­литв, но, ле­жа в пе­ще­ре сво­ей и ва­ля­ясь по зем­ле, с боль­ши­ми уси­ли­я­ми со­вер­шал пе­ние, и со­вер­шен­но не имел сил вый­ти из пе­ще­ры. Я мо­лил­ся Бо­гу ми­ло­серд­но­му, чтобы Он дал мне про­ще­ние гре­хов мо­их ра­ди бо­лез­ни мо­ей. Од­на­жды, ко­гда я си­дел на зем­ле и тяж­ко стра­дал же­луд­ком, я уви­дал чест­но­го му­жа, сто­яв­ше­го пре­до мной и ска­зав­ше­го мне:
– Чем ты стра­да­ешь?
Я же ед­ва мог от­ве­тить ему:
– Я стра­даю, гос­по­дин, же­луд­ком.
Он ска­зал мне:
– По­ка­жи мне, где бо­лит.
Я по­ка­зал ему. То­гда он про­стер ру­ку свою и по­ло­жил свою ла­донь на боль­ное ме­сто; я тот­час вы­здо­ро­вел. Он же ска­зал мне:
– Вот ты те­перь здо­ров, не гре­ши же, чтобы те­бе не бы­ло ху­же, но ра­бо­тай Гос­по­ду и Бо­гу тво­е­му от ныне и до ве­ка.
С то­го вре­ме­ни я не бо­лею, по ми­ло­сти Бо­га, сла­вя и хва­ля ми­ло­сер­дие Его.
В та­кой бе­се­де (го­во­рит Па­ф­ну­тий) я про­вел с тем пре­по­доб­ным от­цом по­чти всю ночь: утром же я встал на обыч­ную мо­лит­ву.
Ко­гда на­сту­пил день, я на­чал усерд­но про­сить то­го пре­по­доб­но­го от­ца поз­во­лить мне жить или близ него, или где-ли­бо от­дель­но по­бли­зо­сти от него. Он же ска­зал мне: «Ты, брат, не вы­не­сешь здесь де­мон­ских на­па­стей». По этой при­чине он и не поз­во­лял мне остать­ся при нем. Я про­сил его так­же ска­зать мне свое имя. И ска­зал он: «Имя мое – Ти­мо­фей. По­ми­най ме­ня, брат воз­люб­лен­ный, и мо­ли обо мне Хри­ста Бо­га, да явит Он мне до кон­ца ми­ло­сер­дие Свое, ко­то­ро­го спо­доб­ля­ет ме­ня».

В то вре­мя, как я ди­вил­ся ве­ли­кой кра­со­те ме­ста то­го, я уви­дал че­ты­рех бла­го­вид­ных юно­шей, шед­ших из­да­ле­ка по пу­стыне ко мне: юно­ши те бы­ли опо­я­са­ны ове­чьи­ми ко­жа­ми. По­дой­дя ко мне, они ска­за­ли: «Ра­дуй­ся, брат Па­ф­ну­тий!»
Я, пав ли­цом на зем­лю, по­кло­нил­ся им.
Они же, под­няв ме­ня, се­ли ря­дом со мной и на­ча­ли бе­се­до­вать. Ли­ца сих юно­шей си­я­ли бла­го­да­тию Бо­жи­ею; мне ка­за­лось, что это бы­ли не лю­ди, а Ан­ге­лы, со­шед­шие с неба. Юно­ши весь­ма об­ра­до­ва­лись мо­е­му при­хо­ду и, взяв дре­вес­ные пло­ды, пред­ло­жи­ли мне вку­сить их; и воз­ра­до­ва­лось серд­це мое по при­чине их люб­ви. Я про­был у них семь дней, пи­та­ясь пло­да­ми с тех де­ре­вьев. Меж­ду про­чим, я спро­сил их: «Как вы по­па­ли сю­да? От­ку­да вы?».
Они же от­ве­ча­ли мне: «Брат! Так как Сам Бог по­слал те­бя к нам, то мы по­ве­да­ем те­бе жизнь на­шу. Мы про­ис­хо­дим из го­ро­да Ок­си­рин­ха; на­ши ро­ди­те­ли бы­ли на­чаль­ни­ка­ми то­го го­ро­да; же­лая обу­чить нас кни­гам, они от­да­ли нас в од­но учи­ли­ще, где мы в ско­ром вре­ме­ни на­учи­лись про­стой гра­мо­те (чте­нию). Ко­гда же мы на­ча­ли пре­успе­вать и в бо­лее со­вер­шен­ном обу­че­нии, то­гда у нас всех яви­лись од­ни об­щие и со­глас­ные убеж­де­ния, ибо Гос­подь спо­спе­ше­ство­вал нам: мы ре­ши­ли изу­чить выс­шую ду­хов­ную пре­муд­рость. С это­го вре­ме­ни, со­би­ра­ясь еже­днев­но вме­сте, мы по­буж­да­ли друг дру­га на усер­дие к служ­бе Бо­жи­ей; имея бла­гое на­ме­ре­ние в серд­цах сво­их, мы вос­хо­те­ли отыс­кать где-ни­будь без­молв­ное уеди­нен­ное ме­сто и про­быть на нем несколь­ко дней в мо­лит­ве, дабы узнать Бо­жие на­ме­ре­ние от­но­си­тель­но нас. Каж­дый из нас взял немно­го хле­ба и во­ды, имен­но столь­ко, сколь­ко долж­но бы­ло хва­тить на семь дней; по­том мы вы­шли из го­ро­да. Идя несколь­ко дней, мы до­стиг­ли пу­сты­ни; вой­дя в пу­сты­ню, мы при­шли в ужас, ибо уви­да­ли пе­ред со­бой неко­е­го свет­ло­го му­жа, си­яв­ше­го сла­вой небес­ной; взяв нас за ру­ки, он по­вел нас, как ты ви­дишь, на это ме­сто; по­том пе­ре­дал нас му­жу, уже со­ста­рив­ше­му­ся го­да­ми, слу­жив­ше­му Гос­по­ду. И вот мы пре­бы­ва­ем здесь уже ше­стой год. С тем стар­цем мы под­ви­за­лись один год, при этом он учил и на­став­лял нас, – как на­до слу­жить Гос­по­ду. По про­ше­ствии же го­да отец наш пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду, и с то­го вре­ме­ни мы жи­вем здесь од­ни.

Я же (по­вест­ву­ет Па­ф­ну­тий) пре­ис­пол­нил­ся столь ве­ли­ко­го стра­ха и вме­сте ра­до­сти от слов Ан­ге­ла, что не мог сто­ять на но­гах и упал на зем­лю, как бес­па­мят­ный. Свя­тые же ра­бы Бо­жии под­ня­ли ме­ня и уте­ша­ли: по­том, пред­ло­жив ово­щи, вку­си­ли вме­сте со мной и воз­бла­го­да­ри­ли Бо­га.
На­ко­нец, воз­дав при­вет­ствие свя­тым, я от­пра­вил­ся в путь свой. Юно­ши же те чест­ные да­ли мне в путь ово­щей и про­во­ди­ли на пять мил­ли­а­рий. Я усерд­но про­сил их ска­зать мне име­на свои. Они ска­за­ли: пер­вый на­зы­вал­ся Иоанн, вто­рой – Ан­дрей, тре­тий – Ирак­лам­вон, чет­вер­тый – Фе­о­фил; и при­ка­за­ли мне ска­зать свои име­на бра­ти­ям для по­ми­но­ве­ния их. Я про­сил же по­ми­нать и ме­ня в мо­лит­вах сво­их. По­том, еще раз воз­дав вза­им­ное це­ло­ва­ние друг дру­гу о Гос­по­де, мы разо­шлись; они воз­вра­ти­лись на свое ме­сто, я же по­шел по на­прав­ле­нию к Егип­ту.
От­прав­ля­ясь в пу­сты­ню, я был пе­ча­лен, но вме­сте с тем и ра­до­стен; скор­бел я по­то­му, что ли­шил­ся ли­це­зре­ния и слад­кой бе­се­ды со столь ве­ли­ки­ми угод­ни­ка­ми Бо­жи­и­ми, ко­то­рых не был бы до­сто­ин и весь мир; ра­до­вал­ся же, что спо­до­бил­ся бла­го­сло­ве­ния их и со­зер­ца­ния Ан­ге­ла, а так­же и при­ча­ще­ния из рук Ан­гель­ских.
Я шел в про­дол­же­ние трех дней; по­том по­до­шел к ски­ту; встре­тил здесь двух бра­тьев, под­ви­за­ю­щих­ся в от­шель­ни­че­стве. Я про­был у них де­сять дней и по­ве­дал им обо всем, что я ви­дел и слы­шал в пу­стыне. Они слу­ша­ли ме­ня с ве­ли­ким уми­ле­ни­ем и ра­до­стью; по­том ска­за­ли: «Во­ис­ти­ну, от­че Па­ф­ну­тий, ты спо­до­бил­ся ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей, ибо ты ви­дел столь ве­ли­ких ра­бов Бо­жи­их».

https://azbyka.ru/days/sv-ioann-oksirinfskij-egipetskij

☦️
Пре­по­доб­ный Исе (Иес­сей), епи­скоп Цил­кан­ский, ро­дил­ся в Ан­тио­хии Си­рий­ской в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. Еще от­ро­ком он по­чув­ство­вал вле­че­ние к ду­хов­ной жиз­ни, а по до­сти­же­нии со­вер­шен­но­ле­тия с бла­го­сло­ве­ния ро­ди­те­лей от­пра­вил­ся в од­ну из ан­тио­хий­ских оби­те­лей, где под­ви­зал­ся то­гда пре­по­доб­ный Иоанн Зе­даз­ний­ский
В чис­ле 13 свя­тых си­рий­ских (кап­па­до­кий­ских) от­цов (об­щая па­мять 7 мая), из­бран­ных по жре­бию пре­по­доб­ным Иоан­ном Зе­даз­ний­ским (так по­ве­ле­ла Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца), пре­по­доб­ный Исе при­шел в Гру­зию. Здесь он вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ми от­ца­ми учил на­род и на­став­лял лю­дей в бла­го­че­сти­вой жиз­ни, яв­ляя при­мер свя­то­сти и ис­це­ляя боль­ных.
Сла­ва о по­дви­гах свя­тых 13 си­рий­ских от­цов воз­рос­ла в на­ро­де так, что ка­то­ли­кос-ар­хи­епи­скоп Гру­зии Евла­вий (533–544) пред­ло­жил со­бо­ру епи­ско­пов из­брать на сво­бод­ные ка­фед­ры неко­то­рых из этих по­движ­ни­ков. При за­труд­не­нии, ко­го имен­но вы­брать, так как все бы­ли оди­на­ко­во до­стой­ны епи­скоп­ско­го са­на, по­ло­жи­ли взой­ти на го­ру За­ден, где жи­ли по­движ­ни­ки, и из­брать тех, ко­то­рые там бу­дут в это вре­мя со­вер­шать Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. Та­ким об­ра­зом ста­ли епи­ско­па­ми иеро­мо­нах Авив и иеро­ди­а­кон Исе, на­зна­чен­ный на Цил­кан­скую ка­фед­ру. При­быв в свою епар­хию, свя­ти­тель Исе был по­ра­жен оби­ли­ем язы­че­ских об­ря­дов, обы­ча­ев и суе­ве­рий. Он рев­ност­но за­нял­ся вос­ста­нов­ле­ни­ем бла­го­че­стия, неуто­ми­мо про­по­ве­дуя и ча­сто со­вер­шая Бо­го­слу­же­ния. Тру­ды его да­ли всхо­ды – в Цил­кан­ской епар­хии утвер­жда­лось пра­во­слав­ное бла­го­че­стие, а с ним утвер­ди­лась и Цер­ковь Хри­сто­ва. Про­дол­жая свои ас­ке­ти­че­ские по­дви­ги, свя­ти­тель Исе стя­жал ве­ли­кие да­ры мо­лит­вы и чу­до­тво­ре­ния. По его мо­лит­ве име­нем Гос­по­да Иису­са Хри­ста из ре­ки Кса­ни от­де­ли­лась струя во­ды, ко­то­рая, сле­дуя дви­же­нию свя­ти­тель­ско­го жез­ла, об­ра­зо­ва­ла рус­ло ка­на­ла и про­тя­ну­лась до хра­ма Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (близ Цил­ка­ни). Бла­го­устро­ив свою епар­хию, свя­ти­тель Исе от­пра­вил­ся с про­по­ве­дью Сло­ва Бо­жия к осе­ти­нам и дру­гим гор­ским на­род­но­стям Глав­но­го Кав­каз­ско­го хреб­та. Он об­хо­дил уще­лья и ска­лы с Еван­ге­ли­ем и кре­стом в ру­ках, по­всю­ду утвер­ждая Бо­го­от­кро­вен­ное уче­ние.
О бли­зо­сти кон­чи­ны свя­ти­тель Исе узнал по от­кро­ве­нию свы­ше. Со­брав свою паст­ву и клир, он пре­по­дал ду­хов­ное на­став­ле­ние, при­об­щил­ся Свя­тых Тайн и с воз­де­ты­ми к небу ру­ка­ми пре­дал свою ду­шу Гос­по­ду. Это про­изо­шло в кон­це VI ве­ка. (Точ­но из­ве­стен день кон­чи­ны свя­ти­те­ля – 18 ав­гу­ста). Чест­ные мо­щи свя­то­го Исе, про­слав­лен­ные ис­це­ле­ни­ем уже во вре­мя по­гре­бе­ния его, бы­ли пре­да­ны зем­ле в хра­ме Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Цил­ка­ни, меж­ду ал­та­рем и жерт­вен­ни­ком. Цер­ковь при­чис­ли­ла свя­ти­те­ля Исе к ли­ку свя­тых и уста­но­ви­ла его па­мять 2 де­каб­ря.

☦️
Преподобный Афана́сий Печерский (в Ближних пещерах), затворник, под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли в XII ве­ке. Про­во­дя бо­го­угод­ную по­движ­ни­че­скую жизнь, по­сле дол­гой бо­лез­ни пре­по­доб­ный Афа­на­сий скон­чал­ся. На тре­тий день по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го, ко­гда игу­мен с бра­ти­ей при­шли со­вер­шить по­гре­бе­ние, то на­шли свя­то­го си­дя­щим и пла­чу­щим. Ко­гда они ста­ли во­про­шать св. Афа­на­сия, что с ним бы­ло, то он толь­ко уве­ще­вал их к мо­лит­ве, по­ка­я­нию и по­слу­ша­нию во всем игу­ме­ну. И за­тем, за­тво­рив­шись в тес­ной пе­ще­ре, под­ви­зал­ся еще 12 лет.
Пре­по­доб­ный Афа­на­сий мир­но ото­шел ко Гос­по­ду око­ло 1176 г. и был по­гре­бен в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах. У мо­щей свя­то­го про­изо­шло мно­го ис­це­ле­ний.

☦️
Пре­по­доб­ный Афа­на­сий За­твор­ник (в Дальних пещерах), не же­лая ви­деть су­е­ты и пре­ле­сти ми­ра се­го, за­тво­рил се­бя в пе­ще­ре, чтобы в без­мол­вии уго­дить Бо­гу, и там непрес­тан­но сто­ял на мо­лит­ве. Во мно­гих тру­дах и по­дви­гах ду­хов­ных он пре­дал дух свой Бо­гу.
Гос­подь про­сла­вил по­движ­ни­ка бла­го­дат­ным да­ром ис­це­ле­ний, ко­то­рые пра­во­слав­ные хри­сти­ане по­лу­ча­ют по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Афа­на­сия.
Имя его упо­ми­на­ет­ся в 4-й пес­ни об­ще­го ка­но­на пре­по­доб­ным Даль­них пе­щер. В «Ска­за­нии о жи­ти­ях свя­тых, в пе­ще­ре пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия по­чи­ва­ю­щих» го­во­рит­ся, что пре­по­доб­но­му Афа­на­сию не нуж­на бы­ла свеч­ка в пе­ще­ре: ему све­ти­ла Небес­ная свет­лость. Всем, кто при­хо­дит к нему с ве­рой, он по­да­ет ис­це­ле­ние. Па­мять пре­по­доб­но­го со­вер­ша­ет­ся так­же 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
Свя­той Сте­фан Урош, царь Сер­бии, сын ца­ря Ду­ша­на Нема­ни, ро­дил­ся в 1337 го­ду. В 1346 го­ду он был вен­чан на ко­ролев­ство. Ду­шан про­сил для сы­на ру­ку до­че­ри фран­цуз­ско­го ко­ро­ля, но па­па Рим­ский на­сто­ял на том, чтобы прин­цес­са не из­ме­ня­ла ла­тин­ско­му ис­по­ве­да­нию. Ду­шан не хо­тел ви­деть в се­мье ка­то­лич­ку, и по­это­му свя­той Урош всту­пил в брак с до­че­рью Вла­да, кня­зя Ва­ла­хии.
По смер­ти от­ца († 1355) свя­той Сте­фан Урош стал неза­ви­си­мым и де­я­тель­ным пра­ви­те­лем Сер­бии. Он был ве­рен Гос­по­ду, оте­че­ски по­ко­ил вдов и си­рот, усми­рял ссо­ры и утвер­ждал мир, ми­ло­вал ни­щих, за­щи­щал оби­жен­ных.
В ин­те­ре­сах ми­ра в Сер­бии и для со­хра­не­ния сво­ей жиз­ни свя­той Сте­фан вы­нуж­ден был уда­лить­ся к род­ствен­ни­ку, кня­зю Ла­за­рю. Тот­час же пре­сто­лом овла­дел Вул­ка­шин, дя­дя свя­то­го Сте­фа­на, но бо­язнь со­пер­ни­че­ства не да­ва­ла ему по­коя. Через свою сест­ру, мать свя­то­го Сте­фа­на, он вы­звал пле­мян­ни­ка к се­бе в г. Скоп­ле, как бы для при­ми­ре­ния. Встре­тив его с по­че­стя­ми, как ца­ря, он при­гла­сил его на охо­ту. Ко­гда, утом­лен­ный охо­той, свя­той Сте­фан со­шел с ко­ня у ко­лод­ца и на­гнул­ся, чтобы по­черп­нуть во­ды, Вул­ка­шин на­нес ему смер­тель­ный удар бу­ла­вой по го­ло­ве († 1367).

☦️
Мат­фей Ива­но­вич Алек­сан­дров ро­дил­ся в 1872 го­ду в се­ле Верх­ний Ро­га­чик под Ме­ли­то­по­лем. Окон­чил Ки­ев­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и свя­щен­ство­вал в церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в род­ном се­ле. Отец Мат­фей был бла­го­че­сти­вым про­по­вед­ни­ком, пре­ис­пол­нен­ным хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей. Стро­гий, трез­вен­ный, вни­ма­тель­ный к се­бе, свя­щен­ник был неиз­мен­но ми­ло­стив к окру­жа­ю­щим его лю­дям. Для каж­до­го у него на­хо­ди­лись лю­бовь, пас­тыр­ское на­зи­да­ние.
К од­но­му свя­щен­ник был аб­со­лют­но нетер­пим — к ре­во­лю­ци­он­ным на­стро­е­ни­ям, про­по­ве­ду­ю­щим все­об­щее раз­ру­ше­ние и во­ин­ству­ю­щий ате­изм. Ви­дя все недо­стат­ки в стране, он не мог не ви­деть и не по­ни­мать гря­ду­щие ужа­сы но­вых пе­ре­мен. Но что он мог сде­лать: упо­вал на ми­ло­сер­дие Бо­жие и изо всех сил укреп­лял при­ход­скую жизнь. По­сле ре­во­лю­ции отец Мат­фей с еще боль­шей на­стой­чи­во­стью звал к мо­лит­ве и по­ка­я­нию. И мно­гие ото­шед­шие от ве­ры воз­вра­ща­лись в ло­но Ма­те­ри-Церк­ви.
10 де­каб­ря 1920 го­да отец Мат­фей был аре­сто­ван и про­си­дел в За­по­рож­ской ЧК в ожи­да­нии рас­стре­ла до 29 ав­гу­ста 1921 го­да. Толь­ко по­сле Успе­ния свя­щен­ник нена­дол­го был от­пу­щен на сво­бо­ду. Как и преж­де, отец Мат­фей про­дол­жал ис­то­во слу­жить, непре­стан­но про­по­ве­до­вал, об­ли­чая вся­кую неправ­ду, не всту­пая в рас­ко­лы, чем вы­звал тре­во­гу у вла­стей. Они ре­ши­ли за­крыть храм и кон­фис­ко­вать цер­ков­ные иму­ще­ство. На празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы отец Мат­фей про­из­нес про­по­ведь, в ко­то­рой при­зы­вал при­хо­жан спа­сти храм Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая от по­ру­га­ния.
Бы­ла об­ра­зо­ва­на ко­мис­сия из за­ин­те­ре­со­ван­ных лиц, на за­се­да­ние ко­то­рой при­гла­си­ли от­ца Мат­фея. Он пред­ло­жил со­звать при­ход­ское со­бра­ние, чтобы об­су­дить воз­мож­но­сти аль­тер­на­ти­вы. Но это ему за­пре­ти­ли де­лать, а 12 де­каб­ря 1921 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван. Ему ста­ви­лось в ви­ну сле­ду­ю­щее: «Злост­ная и со­зна­тель­ная контр­ре­во­лю­ция и ан­ти­со­вет­ская аги­та­ция. Факт пре­ступ­ле­ния счи­тать до­ка­зан­ным». Через три дня со­сто­ял­ся суд. Отец Мат­фей Алек­сан­дров и на до­про­се, и на су­де дер­жал­ся му­же­ствен­но. Все об­ви­не­ния он опро­верг, но это уже не ин­те­ре­со­ва­ло го­ни­те­лей ве­ры. Во из­бе­жа­ние на­род­ных вол­не­ний он был по­спеш­но рас­стре­лян по по­ста­нов­ле­нию гу­берн­ской трой­ки сра­зу по­сле су­да – 15 де­каб­ря 1921 го­да.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ан­то­ни­на ро­ди­лась в 1886 го­ду в го­ро­де Москве в се­мье ма­сте­ро­во­го Ива­на Сте­па­но­ва и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Ан­ной. В один­на­дцать лет она по­сту­пи­ла в Успен­ский Бру­сен­ский мо­на­стырь в го­ро­де Ко­ломне и при­ня­ла здесь мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ан­то­ни­на. Мо­на­хи­ня Ан­то­ни­на под­ви­за­лась в мо­на­сты­ре до его за­кры­тия в 1920 го­ду, ко­гда мо­на­стыр­ские кор­пу­са бы­ли пре­вра­ще­ны в об­ще­жи­тия, за­се­лен­ные по боль­шей ча­сти во­ин­ству­ю­щи­ми без­бож­ни­ка­ми, а храм стал ис­поль­зо­вать­ся под ово­ще­хра­ни­ли­ще. Мо­на­хи­ни рас­се­ли­лись по квар­ти­рам в го­ро­де, а мо­лить­ся со­би­ра­лись в храм Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го. Но и он был за­крыт в 1929 го­ду.
В те­че­ние двух дней, 21 и 22 мая 1931 го­да, все мо­на­хи­ни и по­слуш­ни­цы Бру­сен­ско­го мо­на­сты­ря, их бы­ло бо­лее трид­ца­ти че­ло­век, бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в ко­ло­мен­скую тюрь­му и сре­ди них мо­на­хи­ня Ан­то­ни­на (Сте­па­но­ва) и по­слуш­ни­ца Ве­ра Гра­фо­ва.
Столк­но­ве­ние с же­сто­ки­ми и злы­ми без­бож­ни­ка­ми при­ве­ло в тре­пет мо­на­хи­ню, и на до­про­се, под­твер­див, что ей «ве­ру­ю­щим при­хо­ди­лось го­во­рить: пе­ре­жи­ва­ем тя­же­лое вре­мя в на­ка­за­ние Бо­жие, о чем ука­за­но в Свя­том Пи­са­нии, за без­бо­жие», она тут же при­ба­ви­ла, что го­во­ри­ла это по сво­ей несо­зна­тель­но­сти, не ду­мая при­не­сти вред со­вет­ской вла­сти.
По­слуш­ни­ца Ве­ра ро­ди­лась в 1878 го­ду в се­ле Со­боле­во Кар­по­в­ской во­ло­сти Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ха­ри­то­на Гра­фо­ва. В 1903 го­ду она по­сту­пи­ла в Успен­ский Бру­сен­ский мо­на­стырь, где под­ви­за­лась на раз­лич­ных по­слу­ша­ни­ях до 1918 го­да, ко­гда ста­ло яс­но, что без­бож­ни­ки раз­ру­шат оби­тель. По­сле это­го она жи­ла у ве­ру­ю­щих лю­дей сна­ча­ла в од­ном из сел, а за­тем в Ко­ломне, за­ра­ба­ты­вая ши­тьем оде­ял. Бу­дучи аре­сто­ва­на и до­про­ше­на, Ве­ра ска­за­ла: «Про­тив со­вет­ской вла­сти я ни­ко­гда ни­ка­ких враж­деб­ных от­но­ше­ний не име­ла и не имею. Зна­ко­мых ни­ка­ких не имею и не знаю». Сле­до­ва­тель уко­рил ее в неубе­ди­тель­но­сти та­ких по­ка­за­ний, на что она до­ба­ви­ла, что дей­стви­тель­но неко­то­рых мо­на­хинь встре­ча­ла в хра­ме По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри, с ко­то­ры­ми ино­гда го­во­ри­ла о том, что недо­стат­ки в про­до­воль­ствии, в дро­вах, длин­ные оче­ре­ди за ка­ким-ли­бо то­ва­ром – все это за гре­хи, как ска­за­но в Пи­са­нии Бо­жи­ем.
24 мая 1931 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но. Мо­на­хи­ню Ан­то­ни­ну и по­слуш­ни­цу Ве­ру об­ви­ни­ли в том, что они, «имея меж­ду со­бою связь, по об­щей до­го­во­рен­но­сти сре­ди ве­ру­ю­щих про­во­ди­ли си­сте­ма­ти­че­ски ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию с ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­ли­ги­оз­ных пред­рас­суд­ков масс, та­ко­вым вну­ша­ли: “При­шли тя­же­лые вре­ме­на, го­ло­дов­ка, недо­ста­ток все­го; в стране раз­ные бед­ствия и все то­му по­доб­ные яв­ле­ния вы­зва­ны Бо­жьей ка­рой за то, что власть и боль­шин­ство на­ро­да – Бо­га не при­зна­ют. В даль­ней­шем стра­ну по­стигнет страш­ное несча­стье, ес­ли на­род ве­ру не от­сто­ит и не за­щи­тит ее от го­не­ний и пре­сле­до­ва­ний”». «Имея связь с со­слан­ным за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность… ар­хи­манд­ри­том Ни­ко­ном, под­дер­жи­ва­ют с ним пе­ре­пис­ку, за­ни­ма­ют­ся по ве­ру­ю­щим па­лом­ни­че­ством, со­би­ра­ют ве­щи, про­дук­ты, день­ги и по­сы­ла­ют по­сыл­ка­ми ему в ссыл­ку, на­ря­ду с этим рас­пус­ка­ют про­во­ка­цию: “По­лу­чи­ли пись­мо от… ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­на, ко­то­рый пи­шет: над ни­ми в ссыл­ке из­де­ва­ют­ся, из­ну­ря­ют, при­ну­ди­тель­ный труд при­ме­ня­ет­ся непо­силь­ный, хо­дят го­лод­ные, раз­де­тые и ра­зу­тые”».
29 мая 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Ан­то­ни­ну и по­слуш­ни­цу Ве­ру к пя­ти го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан. По­слуш­ни­ца Ве­ра Гра­фо­ва умер­ла в ссыл­ке в 1932 го­ду, а мо­на­хи­ня Ан­то­ни­на (Сте­па­но­ва) по окон­ча­нии сро­ка вер­ну­лась из Ак­мо­лин­ска и по­се­ли­лась в Ко­ломне. Она бы­ла аре­сто­ва­на во вре­мя мас­со­вых го­не­ний, 27 но­яб­ря 1937 го­да, и за­клю­че­на в ко­ло­мен­скую тюрь­му.
Сле­до­ва­тель до­про­сил де­жур­ных сви­де­те­лей, ко­то­рые жи­ли на од­ной ули­це с мо­на­хи­ней; они по­ка­за­ли, что та до ре­во­лю­ции бы­ла мо­на­хи­ней и сей­час яв­ля­ет­ся мо­на­хи­ней, так как оде­ва­ет­ся в мо­на­ше­ское, ча­сто по­се­ща­ет цер­ковь, а за­ра­ба­ты­ва­ет по­шив­кой оде­ял и одеж­ды, кро­ме то­го, она го­во­ри­ла, что от­бы­ва­ла ссыл­ку, и при этом за­яв­ля­ла, что за вре­мя ссыл­ки в Ак­мо­лин­ске все­го на­смот­ре­лась, ви­де­ла, сколь­ко там по­ги­ба­ет невин­ных лю­дей, ко­то­рых ту­да боль­ше­ви­ки за­го­ня­ют. Она го­во­ри­ла, что ан­ти­хри­сты толь­ко и де­ла­ют, что аре­сто­вы­ва­ют свя­щен­ни­ков, при­чем со­вер­шен­но невин­ных, и толь­ко за то, что они свя­щен­ни­ки. Вот вам и кон­сти­ту­ция, в ко­то­рой на­пи­са­но о пол­ных пра­вах, предо­став­лен­ных ду­хо­вен­ству.
Бу­дучи до­про­ше­на на сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста, мо­на­хи­ня Ан­то­ни­на за­яви­ла, что ви­нов­ной се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не при­зна­ет. Сле­до­ва­тель за­чи­тал по­ка­за­ния де­жур­ных сви­де­те­лей, на что мо­на­хи­ня от­ве­ти­ла, что, хо­тя и зна­ет этих лю­дей, но ни­ко­гда с ни­ми на по­доб­ные те­мы не го­во­ри­ла.
– Вы ули­че­ны в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти по­ка­за­ни­я­ми сви­де­те­лей и все же про­дол­жа­е­те упор­ство­вать на след­ствии. Пред­ла­га­ем вам пре­кра­тить свое упор­ство и при­сту­пить к ис­чер­пы­ва­ю­щим по­ка­за­ни­ям по су­ще­ству дан­но­го во­про­са! – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– Я еще раз вам за­яв­ляю, что ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не про­во­ди­ла, и по­то­му по­ка­за­ний дать по су­ще­ству дан­но­го во­про­са не мо­гу, – от­ве­ти­ла мо­на­хи­ня Ан­то­ни­на, и на этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны.
Вме­сте с ней бы­ла аре­сто­ва­на по­слуш­ни­ца Брус­нен­ско­го мо­на­сты­ря Ма­рия.
По­слуш­ни­ца Ма­рия ро­ди­лась в 1869 го­ду в се­ле Го­ро­дец Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Мар­ти­ни­а­на Жу­равле­ва. В 1886 го­ду она по­сту­пи­ла в Успен­ский Бру­сен­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром под­ви­за­лась до его за­кры­тия в 1920 го­ду, а за­тем по­се­ли­лась в Ко­ломне. В 1932 го­ду она бы­ла вы­се­ле­на из го­ро­да, как чуж­дый эле­мент в без­бож­ном устро­е­нии жиз­ни, но через неко­то­рое вре­мя са­мо­воль­но вер­ну­лась и по­се­ли­лась в од­ной квар­ти­ре с мо­на­хи­ней Ан­то­ни­ной (Сте­па­но­вой), 27 но­яб­ря 1937 го­да они бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в ко­ло­мен­скую тюрь­му.
Бы­ли до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, со­се­ди по ули­це, ко­то­рые по­ка­за­ли, что Ма­рия до сих пор оде­ва­ет­ся по-мо­на­ше­ски и хо­дит в цер­ковь; она го­во­ри­ла, что на­ста­ло тя­же­лое вре­мя, со­всем за­му­чи­ли на­род на­ло­га­ми да зай­ма­ми, сколь­ко ни­щих ста­ло на ули­цах, раз­ве столь­ко их бы­ло; бы­ва­ло, ред­ко где их уви­дишь, а сей­час на каж­дом уг­лу сто­ят.
На сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста по­слуш­ни­ца бы­ла до­про­ше­на.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Вы при­зна­е­те это? – спро­сил ее сле­до­ва­тель.
– Нет, не при­знаю.
Сле­до­ва­тель спро­сил, зна­ко­ма ли она с людь­ми, сви­де­тель­ство­вав­ши­ми про­тив нее. Она от­ве­ти­ла, что зна­ко­ма, но по­ка­за­ний их не под­твер­жда­ет.
– Ко­го вы зна­е­те из мо­на­шек? – спро­сил ее сле­до­ва­тель.
– Знаю я очень мно­гих, но фа­ми­лий их не знаю, знаю, как звать по‑мо­на­ше­ски и где они про­жи­ва­ют, но точ­ных адре­сов я не знаю.
– Вы по­се­ща­е­те их?
– По­се­щаю, но адре­сов их не знаю, знаю, где они жи­вут, но адре­са­ми я ни­ко­гда не ин­те­ре­со­ва­лась.
На этом до­про­сы бы­ло за­кон­че­ны. 1 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Ан­то­ни­ну и по­слуш­ни­цу Ма­рию к рас­стре­лу. В ожи­да­нии ис­пол­не­ния при­го­во­ра их пе­ре­вез­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Моск­ву. Мо­на­хи­ня Ан­то­ни­на (Сте­па­но­ва) и по­слуш­ни­ца Ма­рия Жу­равле­ва бы­ли рас­стре­ля­ны 15 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ма­рия ро­ди­лась в 1869 го­ду в го­ро­де Яро­слав­ле в се­мье ра­бо­че­го Ва­си­лия Цейт­ли­на. Же­лая по­слу­жить Гос­по­ду в рав­но­ан­гель­ном чине, она в 1886 го­ду по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Бо­го­ро­ди­це-Смо­лен­ский Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь, рас­по­ла­гав­ший­ся то­гда на са­мой окра­ине Моск­вы. Как и все оби­те­ли, мо­на­стырь по­сле ре­во­лю­ции был без­бож­ной вла­стью раз­граб­лен и за­крыт.
По­доб­но дру­гим сест­рам мо­на­хи­ня Ма­рия по­се­ли­лась вбли­зи мо­на­сты­ря на Боль­шой Пи­ро­гов­ской ули­це. Осве­до­ми­те­ли, ко­то­рые про­жи­ва­ли в од­ном до­ме с мо­на­хи­ней Ма­ри­ей ли­бо по со­сед­ству, ре­гу­ляр­но со­об­ща­ли в НКВД, что сест­ры мо­на­сты­ря со­би­ра­ют­ся вре­ме­на­ми вме­сте и ве­дут бе­се­ды, срав­ни­вая ны­неш­нюю жизнь с до­ре­во­лю­ци­он­ной. Во вре­мя мас­со­вых го­не­ний, ко­гда по­все­мест­но аре­сто­вы­ва­лись кро­ме свя­щен­ни­ков и мо­на­ше­ству­ю­щие уже дав­но за­кры­тых мо­на­сты­рей, вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние аре­сто­вать мо­на­хи­ню Ма­рию.
21 мар­та 1938 го­да был вы­пи­сан ор­дер на ее арест. В два ча­са но­чи 22 мар­та со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли мо­на­хи­ню и за­клю­чи­ли под стра­жу в седь­мом от­де­ле­нии ми­ли­ции го­ро­да Моск­вы. На сле­ду­ю­щий день она бы­ла до­про­ше­на.
– Ва­ши убеж­де­ния и как вы смот­ри­те на су­ще­ство­ва­ние со­вет­ской вла­сти? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Как ве­ру­ю­щий че­ло­век, я смот­рю так: вся­кая власть от Бо­га и мне без­раз­лич­но, кто у вла­сти в на­сто­я­щий мо­мент в Со­вет­ском Со­ю­зе, – от­ве­ти­ла мо­на­хи­ня.
– Бу­дучи мо­наш­кой, под­вер­га­лись ли вы ре­прес­си­ям со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти?
– Как мо­на­хи­ня я бы­ла ли­ше­на из­би­ра­тель­ных прав.
– Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, ко­то­рую про­во­ди­ли сов­мест­но с дру­ги­ми мо­на­хи­ня­ми Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря. След­ствие тре­бу­ет по дан­но­му во­про­су прав­ди­вых по­ка­за­ний.
– К мо­на­хи­ням Ев­до­кии (Го­ло­ва­но­вой) и Мат­роне (Ли­па­то­вой) я хо­ди­ла на квар­ти­ру. В до­ме у них я го­во­ри­ла, что при­шло тя­же­лое вре­мя, церк­ви за­кры­ва­ют, ве­ру­ю­щие недо­воль­ны со­вет­ской вла­стью… со­вет­ская власть гра­бит мо­на­сты­ри, за­кры­ва­ет церк­ви, но ско­ро они по­пла­тят­ся жиз­нью, все то­гда узна­ют, что есть Бог.
3 июня 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Ма­рию (Цейт­лин) (прим. — в возрасте 69 лет) к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. 7 де­каб­ря 1938 го­да она при­бы­ла в Си­б­лаг, где через несколь­ко дней, 15 де­каб­ря 1938 го­да, на­хо­дясь в пе­ре­сыль­ном пунк­те ла­ге­ря, умер­ла и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание