15 декабря 2019
⏳ 2019.12.15 (вс)
? день постный
? подвижный годовой круг:
• 26я неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 1й)
• воскресенье
☀️ неподвижный годовой круг:
• 15 декабря (2 декабря)
• Рождественский пост
• мц. Миро́пии Хиосской (ок. 251)
• прпп. Иоанна, Ираклемо́на, Андрея, Фео́фила (IV)
• свт. Исе́ (Иессе́я) Цилканского (VI)
• прп. Афанасия Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176)
• прп. Афанасия Печерского, в Дальних пещерах (XIII)
• св. Стефа́на Уроша V, царя Сербского (1367)
• сщмч. Матфея (Александрова) (1921)
• сщмч. Димитрия (Благовещенского), исп. Веры (Графовой) (1932)
• сщмчч. Алексия (Бельковского), Константина (Некрасова), Николая (Заболотского), Сергия (Кудрявцева), Владимира (Проферансова), Иоанна (Державина), Феодора (Алексинского), Николая (Виноградского), Иоанна (Днепровского), Николая (Сафонова), Павла (Понятского), Сергия (Фелицына), прмчч. Дана́кта (Калашникова), Космы (Магды), прмцц. Маргариты (Закачуриной), Тамары (Проворкиной), Антонины (Степановой), Марии (Журавлевой), мц. Матроны (Конюховой) (1937)
• прмц. Марии (Цейтлин) (1938)
• мч. Бориса (Успенского) (1942)
☦️
Святая мученица Миропия родилась в г. Ефесе в начале III в. Она рано лишилась отца, и мать воспитала ее в христианской вере.
Святая Миропия, посещая гроб мученицы Ермионии (память 4 сентября), дочери апостола Филиппа, брала миро от ее мощей и лечила больных. Во время гонения Декия (249–251) Миропия удалилась с матерью на остров Хиос, где проводила время в посте и молитве.
Однажды по повелению жестокого правителя острова был замучен воин Исидор (память 14 мая), человек глубокой веры и большого благочестия. Святая Миропия тайно взяла и погребла тело мученика. Воины, которым приказали не допускать христиан к телу Исидора, были приговорены к смерти. Святая сжалилась над осужденными и сама рассказала воинам, а затем и правителю о своем поступке. На суде она исповедала себя христианкой. За это ее жестоко пытали и затем бросили в темницу. В полночь в темнице воссиял свет. Это явился святой Исидор в окружении Ангелов, и они приняли душу Миропии (ок. 251). Темница тотчас наполнилась благоуханием. Сторож-язычник, потрясенный виденным, рассказал об этом священнику, принял Крещение и мученически скончался за исповедание Христа.
☦️
Преподобные Иоанн, Ираклемон, Андрей и Феофил подвизались в египетской пустыне в IV веке. Все четверо были детьми начальников города Оксиринх (в Среднем Египте). Еще обучаясь в училище, они подружились между собой и, изучив высшие светские науки, воспылали желанием постигнуть премудрость духовную.
Решив посвятить себя подвижничеству, они удалились в пустыню, где встретили одного святого мужа, достигшего уже глубокой старости, и прожили с ним, пользуясь от него духовным назиданием, один год. Когда муж тот умер, преподобные остались там же, но поселились в разных местах. Питались они дикими овощами, вкушая лишь два раза в неделю. Каждый уединенно проводил время в окрестных горах и пещерах, а в субботы и воскресные дни они собирались вместе для общей молитвы и сподоблялись святого причащения от Ангела Божия. Так, прожив около шестидесяти лет, с миром почили.
В пустыне подвижников повстречал преподобный Пафнутий, который выслушал и записал их рассказ о своей жизни.
…
Эпизоды из полного жития:
…
Выслушав все это от подвижника (повествует Пафнутий), я спросил его:
– Отче! В начале твоих подвигов на этом месте испытывал ли ты какие препятствия или нет?
Он отвечал мне:
– Я претерпел бесчисленные нападения бесов. Много раз они вступали в борьбу со мной, но не могли одолеть меня, ибо мне помогала благодать Божия; я противился им знамением крестным и молитвой. Кроме вражьих нападений, моим подвигам препятствовала еще болезнь телесная; ибо я весьма страдал желудком, так что падал на землю от сильной боли; я не мог творить своих обычных молитв, но, лежа в пещере своей и валяясь по земле, с большими усилиями совершал пение, и совершенно не имел сил выйти из пещеры. Я молился Богу милосердному, чтобы Он дал мне прощение грехов моих ради болезни моей. Однажды, когда я сидел на земле и тяжко страдал желудком, я увидал честного мужа, стоявшего предо мной и сказавшего мне:
– Чем ты страдаешь?
Я же едва мог ответить ему:
– Я страдаю, господин, желудком.
Он сказал мне:
– Покажи мне, где болит.
Я показал ему. Тогда он простер руку свою и положил свою ладонь на больное место; я тотчас выздоровел. Он же сказал мне:
– Вот ты теперь здоров, не греши же, чтобы тебе не было хуже, но работай Господу и Богу твоему от ныне и до века.
С того времени я не болею, по милости Бога, славя и хваля милосердие Его.
В такой беседе (говорит Пафнутий) я провел с тем преподобным отцом почти всю ночь: утром же я встал на обычную молитву.
Когда наступил день, я начал усердно просить того преподобного отца позволить мне жить или близ него, или где-либо отдельно поблизости от него. Он же сказал мне: «Ты, брат, не вынесешь здесь демонских напастей». По этой причине он и не позволял мне остаться при нем. Я просил его также сказать мне свое имя. И сказал он: «Имя мое – Тимофей. Поминай меня, брат возлюбленный, и моли обо мне Христа Бога, да явит Он мне до конца милосердие Свое, которого сподобляет меня».
…
В то время, как я дивился великой красоте места того, я увидал четырех благовидных юношей, шедших издалека по пустыне ко мне: юноши те были опоясаны овечьими кожами. Подойдя ко мне, они сказали: «Радуйся, брат Пафнутий!»
Я, пав лицом на землю, поклонился им.
Они же, подняв меня, сели рядом со мной и начали беседовать. Лица сих юношей сияли благодатию Божиею; мне казалось, что это были не люди, а Ангелы, сошедшие с неба. Юноши весьма обрадовались моему приходу и, взяв древесные плоды, предложили мне вкусить их; и возрадовалось сердце мое по причине их любви. Я пробыл у них семь дней, питаясь плодами с тех деревьев. Между прочим, я спросил их: «Как вы попали сюда? Откуда вы?».
Они же отвечали мне: «Брат! Так как Сам Бог послал тебя к нам, то мы поведаем тебе жизнь нашу. Мы происходим из города Оксиринха; наши родители были начальниками того города; желая обучить нас книгам, они отдали нас в одно училище, где мы в скором времени научились простой грамоте (чтению). Когда же мы начали преуспевать и в более совершенном обучении, тогда у нас всех явились одни общие и согласные убеждения, ибо Господь споспешествовал нам: мы решили изучить высшую духовную премудрость. С этого времени, собираясь ежедневно вместе, мы побуждали друг друга на усердие к службе Божией; имея благое намерение в сердцах своих, мы восхотели отыскать где-нибудь безмолвное уединенное место и пробыть на нем несколько дней в молитве, дабы узнать Божие намерение относительно нас. Каждый из нас взял немного хлеба и воды, именно столько, сколько должно было хватить на семь дней; потом мы вышли из города. Идя несколько дней, мы достигли пустыни; войдя в пустыню, мы пришли в ужас, ибо увидали перед собой некоего светлого мужа, сиявшего славой небесной; взяв нас за руки, он повел нас, как ты видишь, на это место; потом передал нас мужу, уже состарившемуся годами, служившему Господу. И вот мы пребываем здесь уже шестой год. С тем старцем мы подвизались один год, при этом он учил и наставлял нас, – как надо служить Господу. По прошествии же года отец наш преставился ко Господу, и с того времени мы живем здесь одни.
…
Я же (повествует Пафнутий) преисполнился столь великого страха и вместе радости от слов Ангела, что не мог стоять на ногах и упал на землю, как беспамятный. Святые же рабы Божии подняли меня и утешали: потом, предложив овощи, вкусили вместе со мной и возблагодарили Бога.
Наконец, воздав приветствие святым, я отправился в путь свой. Юноши же те честные дали мне в путь овощей и проводили на пять миллиарий. Я усердно просил их сказать мне имена свои. Они сказали: первый назывался Иоанн, второй – Андрей, третий – Иракламвон, четвертый – Феофил; и приказали мне сказать свои имена братиям для поминовения их. Я просил же поминать и меня в молитвах своих. Потом, еще раз воздав взаимное целование друг другу о Господе, мы разошлись; они возвратились на свое место, я же пошел по направлению к Египту.
Отправляясь в пустыню, я был печален, но вместе с тем и радостен; скорбел я потому, что лишился лицезрения и сладкой беседы со столь великими угодниками Божиими, которых не был бы достоин и весь мир; радовался же, что сподобился благословения их и созерцания Ангела, а также и причащения из рук Ангельских.
Я шел в продолжение трех дней; потом подошел к скиту; встретил здесь двух братьев, подвизающихся в отшельничестве. Я пробыл у них десять дней и поведал им обо всем, что я видел и слышал в пустыне. Они слушали меня с великим умилением и радостью; потом сказали: «Воистину, отче Пафнутий, ты сподобился великой милости Божией, ибо ты видел столь великих рабов Божиих».
…
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-oksirinfskij-egipetskij
☦️
Преподобный Исе (Иессей), епископ Цилканский, родился в Антиохии Сирийской в благочестивой христианской семье. Еще отроком он почувствовал влечение к духовной жизни, а по достижении совершеннолетия с благословения родителей отправился в одну из антиохийских обителей, где подвизался тогда преподобный Иоанн Зедазнийский
В числе 13 святых сирийских (каппадокийских) отцов (общая память 7 мая), избранных по жребию преподобным Иоанном Зедазнийским (так повелела Пресвятая Богородица), преподобный Исе пришел в Грузию. Здесь он вместе с другими святыми отцами учил народ и наставлял людей в благочестивой жизни, являя пример святости и исцеляя больных.
Слава о подвигах святых 13 сирийских отцов возросла в народе так, что католикос-архиепископ Грузии Евлавий (533–544) предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении, кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. Таким образом стали епископами иеромонах Авив и иеродиакон Исе, назначенный на Цилканскую кафедру. Прибыв в свою епархию, святитель Исе был поражен обилием языческих обрядов, обычаев и суеверий. Он ревностно занялся восстановлением благочестия, неутомимо проповедуя и часто совершая Богослужения. Труды его дали всходы – в Цилканской епархии утверждалось православное благочестие, а с ним утвердилась и Церковь Христова. Продолжая свои аскетические подвиги, святитель Исе стяжал великие дары молитвы и чудотворения. По его молитве именем Господа Иисуса Христа из реки Ксани отделилась струя воды, которая, следуя движению святительского жезла, образовала русло канала и протянулась до храма Пресвятой Богородицы (близ Цилкани). Благоустроив свою епархию, святитель Исе отправился с проповедью Слова Божия к осетинам и другим горским народностям Главного Кавказского хребта. Он обходил ущелья и скалы с Евангелием и крестом в руках, повсюду утверждая Богооткровенное учение.
О близости кончины святитель Исе узнал по откровению свыше. Собрав свою паству и клир, он преподал духовное наставление, приобщился Святых Тайн и с воздетыми к небу руками предал свою душу Господу. Это произошло в конце VI века. (Точно известен день кончины святителя – 18 августа). Честные мощи святого Исе, прославленные исцелением уже во время погребения его, были преданы земле в храме Пресвятой Богородицы в Цилкани, между алтарем и жертвенником. Церковь причислила святителя Исе к лику святых и установила его память 2 декабря.
☦️
Преподобный Афана́сий Печерский (в Ближних пещерах), затворник, подвизался в Киево-Печерской обители в XII веке. Проводя богоугодную подвижническую жизнь, после долгой болезни преподобный Афанасий скончался. На третий день после кончины преподобного, когда игумен с братией пришли совершить погребение, то нашли святого сидящим и плачущим. Когда они стали вопрошать св. Афанасия, что с ним было, то он только увещевал их к молитве, покаянию и послушанию во всем игумену. И затем, затворившись в тесной пещере, подвизался еще 12 лет.
Преподобный Афанасий мирно отошел ко Господу около 1176 г. и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах. У мощей святого произошло много исцелений.
☦️
Преподобный Афанасий Затворник (в Дальних пещерах), не желая видеть суеты и прелести мира сего, затворил себя в пещере, чтобы в безмолвии угодить Богу, и там непрестанно стоял на молитве. Во многих трудах и подвигах духовных он предал дух свой Богу.
Господь прославил подвижника благодатным даром исцелений, которые православные христиане получают по молитвам преподобного Афанасия.
Имя его упоминается в 4-й песни общего канона преподобным Дальних пещер. В «Сказании о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих» говорится, что преподобному Афанасию не нужна была свечка в пещере: ему светила Небесная светлость. Всем, кто приходит к нему с верой, он подает исцеление. Память преподобного совершается также 28 августа/10 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
☦️
Святой Стефан Урош, царь Сербии, сын царя Душана Немани, родился в 1337 году. В 1346 году он был венчан на королевство. Душан просил для сына руку дочери французского короля, но папа Римский настоял на том, чтобы принцесса не изменяла латинскому исповеданию. Душан не хотел видеть в семье католичку, и поэтому святой Урош вступил в брак с дочерью Влада, князя Валахии.
По смерти отца († 1355) святой Стефан Урош стал независимым и деятельным правителем Сербии. Он был верен Господу, отечески покоил вдов и сирот, усмирял ссоры и утверждал мир, миловал нищих, защищал обиженных.
В интересах мира в Сербии и для сохранения своей жизни святой Стефан вынужден был удалиться к родственнику, князю Лазарю. Тотчас же престолом овладел Вулкашин, дядя святого Стефана, но боязнь соперничества не давала ему покоя. Через свою сестру, мать святого Стефана, он вызвал племянника к себе в г. Скопле, как бы для примирения. Встретив его с почестями, как царя, он пригласил его на охоту. Когда, утомленный охотой, святой Стефан сошел с коня у колодца и нагнулся, чтобы почерпнуть воды, Вулкашин нанес ему смертельный удар булавой по голове († 1367).
☦️
Матфей Иванович Александров родился в 1872 году в селе Верхний Рогачик под Мелитополем. Окончил Киевскую Духовную семинарию и священствовал в церкви святителя Николая в родном селе. Отец Матфей был благочестивым проповедником, преисполненным христианских добродетелей. Строгий, трезвенный, внимательный к себе, священник был неизменно милостив к окружающим его людям. Для каждого у него находились любовь, пастырское назидание.
К одному священник был абсолютно нетерпим — к революционным настроениям, проповедующим всеобщее разрушение и воинствующий атеизм. Видя все недостатки в стране, он не мог не видеть и не понимать грядущие ужасы новых перемен. Но что он мог сделать: уповал на милосердие Божие и изо всех сил укреплял приходскую жизнь. После революции отец Матфей с еще большей настойчивостью звал к молитве и покаянию. И многие отошедшие от веры возвращались в лоно Матери-Церкви.
10 декабря 1920 года отец Матфей был арестован и просидел в Запорожской ЧК в ожидании расстрела до 29 августа 1921 года. Только после Успения священник ненадолго был отпущен на свободу. Как и прежде, отец Матфей продолжал истово служить, непрестанно проповедовал, обличая всякую неправду, не вступая в расколы, чем вызвал тревогу у властей. Они решили закрыть храм и конфисковать церковные имущество. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы отец Матфей произнес проповедь, в которой призывал прихожан спасти храм Святителя Николая от поругания.
Была образована комиссия из заинтересованных лиц, на заседание которой пригласили отца Матфея. Он предложил созвать приходское собрание, чтобы обсудить возможности альтернативы. Но это ему запретили делать, а 12 декабря 1921 года священник был арестован. Ему ставилось в вину следующее: «Злостная и сознательная контрреволюция и антисоветская агитация. Факт преступления считать доказанным». Через три дня состоялся суд. Отец Матфей Александров и на допросе, и на суде держался мужественно. Все обвинения он опроверг, но это уже не интересовало гонителей веры. Во избежание народных волнений он был поспешно расстрелян по постановлению губернской тройки сразу после суда – 15 декабря 1921 года.
☦️
Преподобномученица Антонина родилась в 1886 году в городе Москве в семье мастерового Ивана Степанова и в крещении была наречена Анной. В одиннадцать лет она поступила в Успенский Брусенский монастырь в городе Коломне и приняла здесь монашеский постриг с именем Антонина. Монахиня Антонина подвизалась в монастыре до его закрытия в 1920 году, когда монастырские корпуса были превращены в общежития, заселенные по большей части воинствующими безбожниками, а храм стал использоваться под овощехранилище. Монахини расселились по квартирам в городе, а молиться собирались в храм Воскресения Словущего. Но и он был закрыт в 1929 году.
В течение двух дней, 21 и 22 мая 1931 года, все монахини и послушницы Брусенского монастыря, их было более тридцати человек, были арестованы и заключены в коломенскую тюрьму и среди них монахиня Антонина (Степанова) и послушница Вера Графова.
Столкновение с жестокими и злыми безбожниками привело в трепет монахиню, и на допросе, подтвердив, что ей «верующим приходилось говорить: переживаем тяжелое время в наказание Божие, о чем указано в Святом Писании, за безбожие», она тут же прибавила, что говорила это по своей несознательности, не думая принести вред советской власти.
Послушница Вера родилась в 1878 году в селе Соболево Карповской волости Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Харитона Графова. В 1903 году она поступила в Успенский Брусенский монастырь, где подвизалась на различных послушаниях до 1918 года, когда стало ясно, что безбожники разрушат обитель. После этого она жила у верующих людей сначала в одном из сел, а затем в Коломне, зарабатывая шитьем одеял. Будучи арестована и допрошена, Вера сказала: «Против советской власти я никогда никаких враждебных отношений не имела и не имею. Знакомых никаких не имею и не знаю». Следователь укорил ее в неубедительности таких показаний, на что она добавила, что действительно некоторых монахинь встречала в храме Покрова Божией Матери, с которыми иногда говорила о том, что недостатки в продовольствии, в дровах, длинные очереди за каким-либо товаром – все это за грехи, как сказано в Писании Божием.
24 мая 1931 года следствие было закончено. Монахиню Антонину и послушницу Веру обвинили в том, что они, «имея между собою связь, по общей договоренности среди верующих проводили систематически антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков масс, таковым внушали: “Пришли тяжелые времена, голодовка, недостаток всего; в стране разные бедствия и все тому подобные явления вызваны Божьей карой за то, что власть и большинство народа – Бога не признают. В дальнейшем страну постигнет страшное несчастье, если народ веру не отстоит и не защитит ее от гонений и преследований”». «Имея связь с сосланным за контрреволюционную деятельность… архимандритом Никоном, поддерживают с ним переписку, занимаются по верующим паломничеством, собирают вещи, продукты, деньги и посылают посылками ему в ссылку, наряду с этим распускают провокацию: “Получили письмо от… архимандрита Никона, который пишет: над ними в ссылке издеваются, изнуряют, принудительный труд применяется непосильный, ходят голодные, раздетые и разутые”».
29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила монахиню Антонину и послушницу Веру к пяти годам ссылки в Казахстан. Послушница Вера Графова умерла в ссылке в 1932 году, а монахиня Антонина (Степанова) по окончании срока вернулась из Акмолинска и поселилась в Коломне. Она была арестована во время массовых гонений, 27 ноября 1937 года, и заключена в коломенскую тюрьму.
Следователь допросил дежурных свидетелей, которые жили на одной улице с монахиней; они показали, что та до революции была монахиней и сейчас является монахиней, так как одевается в монашеское, часто посещает церковь, а зарабатывает пошивкой одеял и одежды, кроме того, она говорила, что отбывала ссылку, и при этом заявляла, что за время ссылки в Акмолинске всего насмотрелась, видела, сколько там погибает невинных людей, которых туда большевики загоняют. Она говорила, что антихристы только и делают, что арестовывают священников, причем совершенно невинных, и только за то, что они священники. Вот вам и конституция, в которой написано о полных правах, предоставленных духовенству.
Будучи допрошена на следующий день после ареста, монахиня Антонина заявила, что виновной себя в контрреволюционной деятельности не признает. Следователь зачитал показания дежурных свидетелей, на что монахиня ответила, что, хотя и знает этих людей, но никогда с ними на подобные темы не говорила.
– Вы уличены в контрреволюционной деятельности показаниями свидетелей и все же продолжаете упорствовать на следствии. Предлагаем вам прекратить свое упорство и приступить к исчерпывающим показаниям по существу данного вопроса! – потребовал следователь.
– Я еще раз вам заявляю, что антисоветской деятельности я не проводила, и потому показаний дать по существу данного вопроса не могу, – ответила монахиня Антонина, и на этом допросы были закончены.
Вместе с ней была арестована послушница Брусненского монастыря Мария.
Послушница Мария родилась в 1869 году в селе Городец Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина Мартиниана Журавлева. В 1886 году она поступила в Успенский Брусенский монастырь, в котором подвизалась до его закрытия в 1920 году, а затем поселилась в Коломне. В 1932 году она была выселена из города, как чуждый элемент в безбожном устроении жизни, но через некоторое время самовольно вернулась и поселилась в одной квартире с монахиней Антониной (Степановой), 27 ноября 1937 года они были арестованы и заключены в коломенскую тюрьму.
Были допрошены дежурные свидетели, соседи по улице, которые показали, что Мария до сих пор одевается по-монашески и ходит в церковь; она говорила, что настало тяжелое время, совсем замучили народ налогами да займами, сколько нищих стало на улицах, разве столько их было; бывало, редко где их увидишь, а сейчас на каждом углу стоят.
На следующий день после ареста послушница была допрошена.
– Следствие располагает данными, что вы проводили антисоветскую агитацию. Вы признаете это? – спросил ее следователь.
– Нет, не признаю.
Следователь спросил, знакома ли она с людьми, свидетельствовавшими против нее. Она ответила, что знакома, но показаний их не подтверждает.
– Кого вы знаете из монашек? – спросил ее следователь.
– Знаю я очень многих, но фамилий их не знаю, знаю, как звать по‑монашески и где они проживают, но точных адресов я не знаю.
– Вы посещаете их?
– Посещаю, но адресов их не знаю, знаю, где они живут, но адресами я никогда не интересовалась.
На этом допросы было закончены. 1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила монахиню Антонину и послушницу Марию к расстрелу. В ожидании исполнения приговора их перевезли в Таганскую тюрьму в Москву. Монахиня Антонина (Степанова) и послушница Мария Журавлева были расстреляны 15 декабря 1937 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
☦️
Преподобномученица Мария родилась в 1869 году в городе Ярославле в семье рабочего Василия Цейтлина. Желая послужить Господу в равноангельном чине, она в 1886 году поступила послушницей в Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь, располагавшийся тогда на самой окраине Москвы. Как и все обители, монастырь после революции был безбожной властью разграблен и закрыт.
Подобно другим сестрам монахиня Мария поселилась вблизи монастыря на Большой Пироговской улице. Осведомители, которые проживали в одном доме с монахиней Марией либо по соседству, регулярно сообщали в НКВД, что сестры монастыря собираются временами вместе и ведут беседы, сравнивая нынешнюю жизнь с дореволюционной. Во время массовых гонений, когда повсеместно арестовывались кроме священников и монашествующие уже давно закрытых монастырей, власти приняли решение арестовать монахиню Марию.
21 марта 1938 года был выписан ордер на ее арест. В два часа ночи 22 марта сотрудники НКВД арестовали монахиню и заключили под стражу в седьмом отделении милиции города Москвы. На следующий день она была допрошена.
– Ваши убеждения и как вы смотрите на существование советской власти? – спросил следователь.
– Как верующий человек, я смотрю так: всякая власть от Бога и мне безразлично, кто у власти в настоящий момент в Советском Союзе, – ответила монахиня.
– Будучи монашкой, подвергались ли вы репрессиям со стороны советской власти?
– Как монахиня я была лишена избирательных прав.
– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, которую проводили совместно с другими монахинями Новодевичьего монастыря. Следствие требует по данному вопросу правдивых показаний.
– К монахиням Евдокии (Головановой) и Матроне (Липатовой) я ходила на квартиру. В доме у них я говорила, что пришло тяжелое время, церкви закрывают, верующие недовольны советской властью… советская власть грабит монастыри, закрывает церкви, но скоро они поплатятся жизнью, все тогда узнают, что есть Бог.
3 июня 1938 года тройка НКВД приговорила монахиню Марию (Цейтлин) (прим. — в возрасте 69 лет) к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 7 декабря 1938 года она прибыла в Сиблаг, где через несколько дней, 15 декабря 1938 года, находясь в пересыльном пункте лагеря, умерла и была погребена в безвестной могиле.