12 декабря 2019
⏳ 2019.12.12 (чт)
? день постный
? подвижный годовой круг:
• 26я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 8й)
• четверг
☀️ неподвижный годовой круг:
• 12 декабря (29 ноября)
• Рождественский пост
• мч. Парамона Вифинского, и 370-ти мучеников (250)
• мч. Филуме́на Анкирского (ок. 274)
• сщмч. Сатурни́на Тулузского (III)
• прп. Акакия Синайского (VI)
• сщмч. Авива Некресского (Кахетинского) (VI)
• прп. Нектария Печерского (XII)
• свт. Мардария (Ускоковича) (1935)
• сщмч. Сергия Кочурова (1941)
☦️
Святой мученик Парамон и с ним 370 мучеников пострадали за веру во Христа в 250 году при императоре Декии (249–251). Правитель восточных областей Аквиан заточил в темницу 370 христиан, принуждая их отречься от Христа и принести жертву идолам. Заключенных предавали пыткам, надеясь мучениями и угрозой смерти заставить их отречься от Христа и поклониться языческим божествам. Один из местных жителей, по имени Парамон, видя мучения христиан, открыто обличил жестокость правителя и исповедал свою веру в Единого Истинного Бога, Господа Иисуса Христа. Святого Парамона после жесточайших пыток обезглавили вместе с остальными 370-ю мучениками.
☦️
Святой мученик Филумен жил в царствование царя Аврелиана, в Ликаонии, занимаясь продажей жита в Галатии, в городе Анкире. Святый Филумен был оклеветан пред правителем области Феликсом, пред которым он и исповедал себя христианином, за что был повешен, строган и затем ввержен в огонь, откуда благодатью Божиею вышел невредимым. После этого ему вбили в голову, руки и ноги гвозди и влекли его 30 поприщ (одно поприще равнялось нашим 690 саженям, следовательно, 30 поприщ – это более 40 верст (км.)), от чего святой, изнемогши, предал дух свой Богу.
☦️
Священномученик Сатурнин (III в.), первый епископ Тулузский, был греком по происхождению и дворянином по рождению. Святой Сатурнин один из семи святых миссионеров, посланных Римом для просвещения Галлии во времена правления Декия (249–251). Когда миссионеры добрались до Арля, Сатурнин отправился в области Лангедока и Гаскони (юго-запад Франции) вплоть до границ с Испанией. После больших успехов он столкнулся с черствостью язычников в Каркассонне, где был арестован. Освобожденный по вмешательству Ангела, он продолжил свою миссию в городе Тулузе, где он нашел души, более открытые поиску истины, и основал там Церковь. Он исцелял больных и прокаженных крестным знамением и вдохновлял слушателей своей проповедью.
Оставив преемником Папуля, Сатурнин отправился в Испанию и привел к вере города Памплону и Толедо. По возвращении в Тулузу после мученической кончины Папуля, святитель Сатурнин столь воссиял милостию Божией, что бесы покинули языческое капище и идолы прекратили «обслуживать» своих жрецов и оставались немыми, несмотря на молитвы язычников и приносимые жертвы. Язычники были тем весьма огорчены. Они готовились принести быка в жертву на Капитолии, когда пришел Сатурнин, отправляясь на службу Божию. В толпе его кто-то узнал и воскликнул: «Вот враг нашей религии, знаменосец новой секты, тот, кто учит разрушать наши храмы, тот, кто осуждает наших богов, называя их демонами. Именно он своим присутствием мешает нам получать наши привычные ответы. Давайте будем мстить за оскорбления, которое он наносит нам и нашим богам. Заставим его принести жертвы, чтобы успокоить богов, или умереть, чтобы, по крайней мере, его смерть для них была приятна!» В то время, как спутники святителя обратились в бегство, Сатурнин, храня спокойствие, ответил: «Я знаю только одного настоящего Бога. Как Вы хотите, чтобы я опасался ваших воображаемых богов, в то время как, по вашим словам, именно они пугаются меня?» Эти слова епископа привели толпу в неистовство. Схватив Сатурнина, его привязали за ноги веревкой к дикому быку, который, подгоняемый уколами пик, устремился с яростью вон из храма. На первых же ступенях голова святого мученика разбилась. Затем животное, продолжив свой бег по улицам города, превратил в тряпки его тело, волоча его до тех пор, пока веревка не разорвалась. В том месте позже была воздвигнута церковь в честь священномученика Сатурнина.
Несмотря на опасность, две бедные христианские женщины пришли вскоре на место, положили тело священномученика в деревянный гроб и похоронили его неподалёку. Посещаемая в течение веков многочисленными паломниками могила Апостола Тулузы была знаменита происходившими на ней чудесами.
☦️
Cказание, которое привел в «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них, и в котором пишет о преподобном Акакии:
«Не хочу неправедно скрывать и лихоимствовать бесчеловечно, не хочу умолчать пред вами о том, о чем молчать не должно. Великий Иоанн Савваит сообщил мне вещи, достойные слышания; а ты сам, преподобный отче, по опыту знаешь, что сей муж бесстрастен и чист от всякой лжи, от всякого лукавого дела и слова. Он рассказал мне следующее.
«В обители моей в Азии (ибо оттуда пришел сей преподобный), в которой я находился прежде, нежели пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава; говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду. Не знаю, каким образом приобрел он себе ученика, юношу по имени Акакий, простого нрава, но мудрого смыслом, который столько жестокостей перенес от сего старца, что для многих это покажется невероятным. Ведь старец мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами но и побоями; терпение же послушника было не безрассудное. Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я часто говаривал ему, при встрече с ним: «Что, брат Акакий, каково сегодня?» – В ответ на это он тотчас показывал мне иногда синее пятно под глазом, иногда уязвленную шею или голову; а как я знал, что он – делатель, то говаривал ему: «Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу».
Прожив у своего немилосердного старца девять лет, Акакий отошел ко Господу и погребен в усыпальнице отцов. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному пребывавшему там великому старцу и говорит ему: «Отче, брат Акакий умер». Но старец, услышав это, сказал ему: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом». «Поди и посмотри», – отвечал тот. Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного оного подвижника, и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?» Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» – Тогда старец, который был прежде наставником Акакия, пораженный страхом, пал со слезами на землю; и потом, испросив у игумена Лавры 14-ю келлию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда прочим отцам: «Я сделал убийство». Мне кажется, отче Иоанне, что великий старец, говоривший с умершим, был сам сей Иоанн Савваит; ибо он рассказывал мне еще одну повесть, как бы о другом подвижнике; а я после достоверно узнал, что этот подвижник был он сам.
☦️
Священномученик Авив, епископ Некресский, – один из тринадцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества, пришедших в Грузию в VI веке. По просьбе грузинского царя Парсмана VI (542–557) и католикоса Евлавия (552–560) принял сан епископа и кафедру Некресскую.
Персы, захватившие в это время Кахетию (Восточная Грузия), повсеместно насаждали огнепоклонство. Епископ Авив, исполнившись апостольской ревности, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и истреблял везде грубые суеверия, туша огни в капищах зороастрийцев. Дидойцы и другие горцы Кахетии, жившие по левому берегу реки Алазани, отреклись от огнеслужения и вошли через покаяние в лоно Церкви Христовой. Святитель Авив обратил в христианство и многих персов.
Персидский сатрап, живший в городе Рехи, обеспокоенный успешной проповедью святителя, приказал связать его и доставить к нему. Как повествует Имеретино-Абхазский католикос Арсений Великий († 1390), автор описания мученичества святого Авива, святитель Авив по дороге в Рехи получил письмо и жезл от своего друга святого Симеона Столпника Дивногорца, а также простился со своими сподвижниками – святым Зеноном Икалтским и святым Шио Мгвимским. Представ перед персидским сатрапом, святитель Авив отказался принять зороастризм, страстно обличая его в идолопоклонстве. По приказанию сатрапа святителя Авива подвергли бичеванию и страшным пыткам, после чего он мученически скончался, избитый камнями в селении Рехи, близ Гори. Тело святого Авива бросили на съедение диким зверям, но ни звери, ни птицы, ни тление не коснулись святых мощей. Братия Самтавийской обители с честью погребли их в своей обители.
Мощи святого, прославленные исцелениями, были позднее, при правителе Картли Степанозе (639–663), по желанию католикоса Фавора перенесены из Самтавийской обители в Мцхетский Самтаврский собор и положены под престолом, где почивают и поныне под спудом.
☦️
Преподобный Нектарий подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке. За беспрекословное послушание старшей братии и усердие в трудах св. Нектарий именовался Послушливым. После многих трудов и подвигов скончался в мире и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах.
☦️
Епископ Мардарий, в миру Иван Ускокович, родился 22 декабря 1889 года в черногорской Подгорице.
После 9-летнего обучения в светской школе Иван Ускокович поступил послушником в монастырь Студеница, где с благословения епископа Жичского Саввы (Барача) в 1909 году принял монашество и был рукоположен в сан иеродиакона.
Вскоре митрополитом Сербским Димитрием был направлен на служение на подворье Сербской Православной Церкви в Москве. В России поступил сначала в Волынскую духовную семинарию, которая в те годы располагалась в Житомире, затем перевелся в Кишиневскую духовную семинарию, которую окончил в 1912 году.
В том же году был возведен в достоинство синкелла митрополита Черногорского и поступил в Санкт-Петербургскую (с 1914 года Петроградскую) духовную академию.
Был избран вице-председателем Всероссийского русско-черногорского благотворительного общества. В годы учебы в Академии в качестве командированного Святейшим синодом выступал с лекциями как делегат Всероссийского попечительства о пленных славянах.
В 1916 году окончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподавал в славянской гимназии профессора Грибовского.
Будучи вхож в высшие государственные круги, о. Мардарий периодически посещал различных высокопоставленных знакомых в Царском Селе. По свидетельству члена Временного правительства С.П. Белецкого, Григорий Распутин был настроен по отношению к сербскому священнослужителю крайне враждебно и в конце концов добился его удаления из Петрограда.
В результате усилий Г. Распутина 17 августа 1916 года о. Мардарий (Ускокович) был назначен преподавателем гомилетики и соединенных с нею предметов Александровской Ардонской духовной семинарии, расположенной в г. Ардон (территория современной Северной Осетии). После неудачных попыток остаться в Петрограде был вынужден ехать на Кавказ. В Ардон священнослужитель прибыл 10 января 1917 года.
3 июля 1917 года Святейшим Синодом иеромонах Мардарий был назначен руководителем Сербской миссии в Америке с возведением в сан архимандрита. В общей сложности сербский священнослужитель прожил в России 12 лет.
После прибытия в Америку преподавал историю в Русском народном университете в Чикаго, затем был избран его вице-президентом.
28 февраля 1919 года на заключительной сессии II Всеамериканского собора РПЦ в Кливленде епископ Александр (Немоловский) представил участникам собора кандидатуры архимандрита Мардария (Ускоковича) для посвящения в сан епископа в целях окормления сербских приходов в Северной Америке и архимандрита Феофана (Ноли) для албанских приходов. Собор одобрил обоих кандидатов с условием, что они получат одобрение священноначалия Сербской и Албанской церквей, соответственно.
Для хиротонии архимандрита Мардария нужно было разрешение патриарха Тихона, однако связь с ним в это время была затруднена. Поэтому священнослужитель отправился в Белград. Но здесь его назначили на другой пост — игуменом Раковицкого монастыря и руководителем расположенной в нем монашеской школы.
5 декабря 1925 года Архиерейским собором Сербской Православной Церкви, проходившим в Сремских Карловцах, архимандрит Мардарий был единогласно избран на американскую кафедру.
Хиротония во епископа Американо-Канадского состоялась 25 апреля 1926 году в Соборной церкви Белграда. Хиротонию возглавил Сербский патриарх Димитрий (Павлович). 8 мая 1927 года епископ Мардарий (Ускокович) прибыл в США. По прибытии иерарх активно занялся административным устроением первой епархии Сербской церкви в Америке.
29—30 мая 1927 года в монастыре святого Саввы в Чикаго под председательством епископа Мардария состоялся 1-й Великий сербский народный собор, на котором было принято решение об учреждении временного епархиального совета из 23-х членов, созываемого епископом каждые 4 месяца, и образовании епархиального фонда для финансирования епископа, совета и сербских школ.
1 сентября 1927 года под председательством епископа Мардария состоялся 1-й Церковно-народный собор, на котором присутствовали по 3 делегата от каждого прихода, по 5 делегатов от союзов «Србобран-Слога», «Слобода» и «Србадиjа» и по одному представителю от сербских обществ. Собор принял епархиальный устав, сформировал епархиальный совет.
Центром вновь созданной епархии стал учрежденный еп. Мардарием монастырь Святого Саввы в Либертивилле. В результате на протяжении всего XX века кафедра Американо-Канадской епархии СПЦ неизменной находилась в этом монастыре, а в мае 2011 года решением Священного архиерейского собора Сербской Православной Церкви монастырь вследствие своего духовного, исторического и культурного значения, получил статус ставропигиального — находящегося под непосредственным управлением Патриарха Сербского.
Епископ Мардарий скончался 12 декабря 1935 года в Америке. Похоронен 18 декабря в монастыре Святого Саввы в Либертивилле.
Прославление епископа Мардария в лике святых Сербской Православной Церкви состоялось в ходе визита патриарха Сербского Иринея в США в сентябре 2015 года. Церковные торжества состоялись 5 сентября и прошли в г. Альгамбра (штат Калифорния).
☦️
Священник Сергий родился 17 мая 1892 г. в деревне Деревягино Сапожсковского уезда Рязанской губернии в семье священника Иоанна Кочурова. В 1913 г. окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1915 г. женился на девице Клавдии, дочери священника Петра Соловьева. В том же году был рукоположен во диакона и затем во священника.
Во время гонений отец Сергий служил в храме села Ухолово Рязанской области. В 1929 г. власти потребовали от священника уплаты непосильной для него суммы налога, а затем за неуплату отобрали имущество. Отец Сергий перешёл служить в Ильинскую церковь в селе Сандыри на окраине Коломны. Но и этот храм был закрыт, и летом 1938 г. он стал служить в Троицком храме в одноименном селе Истринского района. Супруга священника с дочерью остались в Сандырях, поскольку в Троицком жить было негде. Сам отец Сергий поселился в сторожке, устроенной под храмом.
Весной 1940 г. осведомители донесли, будто отец Сергий рассказывал, что при изъятии имущества у него отобрали буквально всё и выгнали из дома. Он говорил, что людей угоняют, мучают и пытают, власть массовыми репрессиями озлобляет народ, но всё это до поры до времени, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Однажды один из осведомителей пришёл к отцу Сергию домой с бутылкой крепкого вина и пытался напоить священника, чтобы спровоцировать его на разговор о политике. Но отец Сергий от вина отказался и разговаривать на политические темы не стал, и гость всё выпил сам. Присутствовавшая здесь староста храма Недумова в это время пыталась убедить гостя, чтобы он веровал в Бога и ходил в церковь, а иначе, поскольку есть загробная жизнь, можно попасть в ад.
Все возводимые обвинения отец Сергий отверг: «Заявляю, я никогда не клеветал на руководителей ВКП(б) и советского правительства и фашистский строй не восхвалял. Я, как верующий священник, отношусь к советской власти, руководствуясь словами Священного Писания: «Властям предержащим повинуйтесь. Нет власти не от Бога (пересказ Рим.13:1)».
Хотя никаких доказательств вины священника не было, 28 сентября 1940 года Особое Совещание при НКВД приговорила отца Сергия к восьми годам заключения в ИТЛ, и 5 октября того же года он был отправлен в Ивдельлаг в Екатеринбургскую область. Скончался священник Сергий Кочуров на следуюший год, 12 декабря 1941 года в Богославлаге Екатеринбургской области и был погребён в безвестной могиле.