8 декабря 2019
⏳ 2019.12.08 (вс)
? день постный
? подвижный годовой круг:
• 25я неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 8й)
• воскресенье
☀️ неподвижный годовой круг:
• 8 декабря (25 ноября)
• Рождественский пост
• сщмч. Климента, папы Римского (101)
• сщмч. Петра I Александрийского (311)
• прп. Петра Галатийского, Молчальника (ок. 429)
• прмц. Магдалины (Забелиной) (1931)
• сщмчч. Серафима (Остроумова), Григория (Воинова), Иоанна (Владимирского), Василия (Парийского), Космы (Коротких), Иоанна (Тарасова), Симеона (Афонькина), Илариона (Соловьева), Ярослава (Савицкого), Александра (Вершинского), Иоанна (Янушева), Виктора (Смирнова), Андрея (Шершнева), Варлаама (Попова), мчч. Павла (Кузовкова) (1937), Николая (Копнинского) (1938)
☦️
Священномученик Климент – апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его апостолы – вот куда влечет юного Климента.
Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него Святое Крещение, становится одним из его ближайших учеников (Флп.4:3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.
Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие сщмч. сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий – от рабов до членов императорской семьи.
Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.
Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он проповедовал. В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников – Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной «Ангельской» церкви нетленное тело своего учителя. После этого каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.
Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников – Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так. Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника – апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой, и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду! В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая «трехъязычная» ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви св. Климента.
Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (главу) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.
С началом процесса канонизации собственно русских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся русские подвижники и мученики.
После закрытия в 1935 году Климентовского храма там размещен филиал Российской государственной библиотеки, что, наверное, тоже можно считать не случайным совпадением. Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Годы лихолетья не нанесли существенного вреда зданию храма и иконостасам, сохраненным заботами сотрудников библиотеки.
…
Послания к коринфянам священномученика Климента Римского:
https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/
☦️
Святой священномученик Петр, архиепископ Александрийский, родился и вырос в Александрии. Был высокообразован, занимал должность начальника Александрийской школы. В 300 году он вступил в управление Александрийской Церковью, став преемником своего учителя и духовного наставника, блаженного епископа Феоны.
Изгнанный из города во время преследования христиан при императорах Диоклитиане и Максимиане, святой Петр, побывав во многих областях империи, вновь вернулся в свой родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно молился и совершал Богослужения. И Господь хранил его от рук гонителей.
В это смутное время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий, отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил его от Церкви. И даже тогда, когда Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от своего лжеучения, святитель, руководимый Духом Святым, провидел лживость и коварство ариева отречения и завещал своей пастве не верить Арию и не принимать его в церковное общение.
Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умножалась. Но вот по приказу императора Максимиана (305–311) святитель был схвачен и осужден на смертную казнь. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая свое негодование. Желая избежать народного мятежа и кровопролития, святитель направил властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы с тем, чтобы его смогли тайно от народа вывести на казнь. Темной ночью святой Петр cам вышел навстречу палачам, которые вывели его за городские стены и обезглавили на том же самом месте, где некогда был казнен святой апостол Марк, а голос с неба, который слышала одна святая дева в эту ночь, возвестил: «Петр – начало апостолов, Петр – конец александрийских мучеников». Это произошло в 311 году.
Утром, узнав о кончине своего епископа, толпы людей направились к месту казни, взяли тело и голову мученика, принесли в церковь и, облачив в епископские одежды, посадили на время отпевания на горнем месте. При жизни святой Петр садился лишь на подножие его, потому что, по словам святителя, видел Божественный свет, окружающий горнее место, и не дерзал по смирению всходить на него. Святой Петр, великий ревнитель православия, известен и как глубокий богослов. Выдержки из его книги «О Божестве» зачитывались на Ефесском и Халкидонском Соборах. Из его сочинений наиболее известны и высоко ценимы Церковью «Правила».
…
Правила святаго Петра Александрийскаго 304 г. (из Канонических правил Православной Церкви):
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Aleksandrijskij/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-pravila-svjatogo-petra-aleksandrijskogo/
☦️
Современник и друг преподобного Петра блаженный Феодорит, епископ Кирский, сообщает об этом великом подвижнике следующие высоко назидательные сведения.
Еще в юности преподобный Петр воспылал ревностью о Христе и, оставив своих родителей, подвизался в пустынном уединении (в г. Галатии). Затем он отправился на поклонение святым местам Палестины. Усладившись лицезрением этих мест, он прибыл в Антиохию, которая в то время (это было во второй четверти IV века) процветала истинным благочестием. Петр сподобился от Господа дара чудотворения, так что, по рассказу блаженного Феодорита, даже его одежда действовала чудодейственно, подобно одеждам апостола Павла. Между прочим он исцелил от болезни глаз и мать самого Феодорита. История этого исцеления весьма назидательна.
Услышав о чудотворном даре преподобного Петра и желая получить от него исцеление своей неизлечимой болезни, мать блаженного Феодорита, тогда еще молодая, принарядившись, отправилась к Петру. Преподобный, увидевши ее и прозревая в ней благотворную почву для наставления в истинной вере, решил сперва исцелить ее от пристрасти к нарядам.
«Как живописец, – сказал подвижник, – пишущий картины не по правилам своего искусства, а так, как ему вздумается, оскорбляет самое искусство живописи, так и люди, покрывающие свои лица краскою, белою или черною, оскорбляют этим Творца и Содетеля всяческих, ибо через это они как бы обвиняют Его в несовершенстве Его творения, а отсюда и в бессилии, тогда как всякому известно, что Он обладает могуществом, равным хотению. «Все, что восхотел Господь, то сотворил» (Пс.134), дав всем все полезное и не дав только вредного. Не искажай же образа, созданного Богом, не выдумывай поддельной красоты, которая растлевает целомудренных!»
Слова преподобного упали на благодатную почву и произрастили добрый плод: молодая женщина пала к ногам подвижника и умоляла его помолиться о ней и исцелить ее. Преподобный Петр ответствовал: «Если имеешь твердую веру в помощь Божию, то получишь исцеление своей болезни; ибо Бог всегда готов исполнить прошение верующей души».
Затем он положил руку свою на больной глаз и, сотворив знамение креста, исцелил болезнь. Много и других великих дел сотворил преподобный Петр, так что блаженный Феодорит восклицает: «Кто измерит капли его пота? Какое слово могло бы передать, сколько он посеял семян и сколько он собрал плодов? Как обширно море его добродетелей!»
Преподобный Петр скончался около 429 г., будучи 99-ти лет от роду.
☦️
Преподобномученица Магдалина родилась в 1863 году в городе Орле в семье рабочего Сергея Забелина и в крещении была наречена Марией. В 1876 году, когда ей исполнилось тринадцать лет, она поселилась в селе Посошки Кромского уезда Орловской губернии. В этом году купец Торопов организовал здесь богадельню, которая затем была преобразована в Иоанно-Предтеченскую общину во главе с настоятельницей. Здесь Мария окончила школу и осталась при общине послушницей. По принятии иночества она была наречена Магдалиной.
После начала гонений от безбожных властей, инокиня Магдалина переехала в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь в Московской губернии, которая в 1920 году была преобразована в сельскохозяйственную артель, но сохранила монастырский устав.
В 1929 году пустынь была окончательно властями закрыта, и ее насельницы расселились по ближайшим к обители селам и деревням. Инокиня Магдалина поселилась вместе с несколькими послушницами в деревне Новинской Наро-Фоминского района. Они зарабатывали на жизнь рукоделием, читали по покойникам Псалтирь, помогали священнику в служении молебнов и панихид.
В 1931 году власти приняли решение об аресте всех изгнанных из обителей монашествующих, и 22 мая 1931 года инокиня Магдалина была арестована и заключена в тюрьму при Наро-Фоминском райисполкоме. Через день состоялся ее допрос. Следователь спросил Магдалину, каких она придерживается политических и партийных убеждений. Та ответила, что к политическим убеждениям и партиям безразлична, хотя они и «мешают в жизни».
Отвечая на вопросы следователя, она сказала: «Питалась своим трудом, занимаясь рукоделием, и помогала крестьянам. Ходить, никуда не ходила… агитации против колхоза не вела».
Все арестованные насельницы были обвинены в том, что будто бы они вели агитацию против колхозов, а также, когда у местного священника за неуплату налогов отобрали корову и лошадь, подговорили крестьянок идти в сельсовет и просить вернуть корову священнику.
Расследование было недолгим – 29 мая 1931 года тройка при ПП ОГПУ Московской области приговорила инокиню Магдалину и других насельниц обители к пяти годам ссылки в Казахстан с распоряжением отправить их к месту ссылки тюремным этапом. Не выдержав мучительно длинной дороги и тяжелых лишений этапа, инокиня Магдалина 8 декабря 1931 года скончалась и была погребена в безвестной могиле.
☦️
Священномученик архиепископ Серафим (в миру Михаил Митрофанович Остроумов) родился в 1880 году в Москве в семье псаломщика. Он закончил Московскую Духовную Академию и остался в ней профессорским стипендиатом. В 1904 году Михаил Митрофанович был пострижен в монашество с именем Серафим. Молодой монах отправился в Оптину Пустынь, где нес разные послушания: сначала работал на кухне, а потом исполнял обязанности канонарха. После монастырского испытания он вернулся к преподавательской деятельности в Москве.
В 1905 году молодой преподаватель Московской Академии посетил Холмщину, познакомился со своеобразием ее религиозно-национальной жизни и искренне полюбил ее. В результате он без колебаний оставил Академию и отдал себя на служение в этом крае, сперва в положении простого монаха самой бедной обители – Яблочинского Свято-Онуфриевского мужского монастыря.
Когда иеромонах Серафим поступил в этот монастырь, он был в состоянии такого упадка, что его даже хотели закрыть. У монастыря были большие долги, и не было средств не только на их покрытие, но и на осуществление церковной деятельности. В 1906 году энергичный московский иеромонах занял пост наместника обители, и за несколько лет он сделал ее одним из центров религиозного и культурного возрождения Холмщины. Отец Серафим привлек в свой монастырь людей с высшим богословским и светским образованием, организовал школу псаломщиков, открыл церковно-учительские курсы, и еще несколько школ, в том числе сельскохозяйственную. При монастыре был устроен скит с великолепным храмом. На дело устроения Яблочинского монастыря отец Серафим отдал восемь лет, обитель превратилась в один из лучших монастырей, а ее настоятель стал известным церковным деятелем. В 1908 году он был удостоен сана архимандрита.
В Холмской епархии архимандрит Серафим был также благочинным всех монастырей, епархиальным миссионером, председателем Епархиального ученого совета, редактором епархиальных изданий, и с 1914 года – ректором Холмской Духовной Семинарии. Находясь на всех этих постах архимандрит Серафим проявлял кипучую деятельность. Как ректор семинарии он был добрым отцом для учащихся, отзывался на все их нужды. Будучи редактором церковной печати – «Холмской церковной жизни» и «Народного листка» – он сделал эти издания живыми и интересными.
За год до революционных потрясений отец Серафим был рукоположен во епископа Бельского, викария Холмской епархии. А в 1917 году стал епископом Орловским.
Во время работы Священного Собора 1917-1918-го года владыку Серафима арестовали и задержали в Орле. Ему запретили переписку, епархиальное собрание было разогнано чекистами, в архиерейском доме произведен обыск.
В 1922 году по разоренной стране прокатилась волна новых репрессий – огромное количество священнослужителей арестовывалось за «сопротивление» изъятию церковных ценностей. Орловского епископа также арестовали и приговорили к 7 годам заключения в строгой изоляции. Отсидев в тюрьме почти 2 года, владыка был отпущен. В это время богоборческая власть готовила новую беду для Церкви: обновленчество. Священнослужителей не просто арестовывали, а старались склонить к сотрудничеству с новой властью, обещая прекратить гонения.
Освободившись из заключения, владыка Серафим был награжден саном архиепископа. Он начал активную борьбу против обновленцев и в 1926 году вновь подвергся аресту. Служить в Орле ему больше не позволили, и святитель был переведен на Смоленскую кафедру.
Гонения на Церковь шли в советской стране постоянно, но были и периоды усиленного преследования. Священномученика Серафима (Остроумова) ни одна волна гонений не миновала: он исповеднически пострадал в связи с сопротивлением грабежу и осквернению храмов (так называемым «изъятием церковных ценностей»), затем в связи с противлением обновленчеству, а в Смоленске он встретил новый период репрессий: 30-е годы, период «большой чистки».
В 1936 году архиепископ Серафим был арестован по групповому делу как «один из руководителей контрреволюционной группы церковников», его обвиняли в том, что он «использовал религиозную трибуну в церквах для произношения контрреволюционных проповедей, в которых распространял клевету и предсказывал скорую гибель соввласти». Также в обвинении говорилось о владыке, что он «среди населения вел антисоветскую агитацию и давал попам указания для ведения работы за необходимость открытия церквей, закрытых 5-6 лет тому назад».
Смоленский архиепископ был приговорен к 5 годам лишения свободы и в марте 1937-го года отправлен в Карлаг в городе Караганде. В это время шли массовые расстрелы заключенных – в лагерях освобождались места для новых жертв. Уже в ноябре владыка Серафим был арестован в числе группы из 31-го человека. Ему было объявлено о «вновь вскрывшихся обстоятельствах» по его делу.
Из лагеря архиепископа отправили этапом в последнее место его служения – Смоленск. Здесь местные власти (тройка при НКВД по Смоленской области) вынесли святителю смертный приговор. Священномученик, Смоленский архиепископ Серафим (Остроумов) был расстрелян в лесу под Смоленском 8 декабря 1937 года.