⏳ 2019.12.05 (чт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 25я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 7й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
5 декабря (22 ноября)
• Рождественский пост
• апп. от 70-ти Филимона, Архиппа, мц. равноап. Апфии (I)
• мц. Кикилии (Цецилии), мчч. Валериана, Тивуртия, Максима (ок. 230)
• мч. Менигна (250)
• мч. Прокопия Кесарийского (Палестинского) (303)
• прп. Агаввы Исмаильтянина (V)
• прав. Михаила воина (866)
• блгв. кн. Ярополка (Петра) Владимиро-Волынского (1086)
• блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского (1318)
• сщмч. Владимира Рясенского (1932)
• сщмчч. Иоасафа (Жевахова), Иоанна (Баранова), Василия (Бовы), Павла (Евдокимова), Иакова (Соколова), Феодора (Гусева), Иоанна (Смирнова), Илии (Громогласова), Алексия (Бенеманского), Афанасия (Милова), прмчч. Герасима (Мочалова), Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), Марка (Махрова), мч. Бориса Козлова (1937)
• исп. Параскевы (Матиешиной) (1953)


☦️
Свя­той апо­стол Фили­мон и его су­пру­га Ап­фия жи­ли в го­ро­де Ко­лос­сы во Фри­гии. По при­ня­тии Кре­ще­ния от свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла они об­ра­ти­ли свой дом в дом мо­лит­вы, где со­би­ра­лись все ве­ру­ю­щие во Хри­ста ко­лос­сяне и со­вер­ша­лись бо­го­слу­же­ния, и по­свя­ти­ли се­бя слу­же­нию боль­ным и обез­до­лен­ным. Апо­стол Фили­мон был по­став­лен епи­ско­пом го­ро­да Га­зы и про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие по всей Фри­гии. Свя­той апо­стол Па­вел не остав­лял его сво­им ру­ко­вод­ством. К нему на­пра­вил пер­во­вер­хов­ный апо­стол свое пол­ное люб­ви По­сла­ние, в ко­то­ром по­сы­ла­ет бла­го­сло­ве­ние «Фили­мо­ну воз­люб­лен­но­му и со­труд­ни­ку на­ше­му, и Ап­фии, сест­ре воз­люб­лен­ной, и Ар­хип­пу, спо­движ­ни­ку на­ше­му, и их до­маш­ней церк­ви» (Флм.1:1-3). Они­сим, о ко­то­ром идет речь в По­сла­нии, – быв­ший раб Фили­мо­на, апо­стол от 70-ти (па­мять 15 фев­ра­ля). В го­не­ние Неро­на (54–68) свя­тые Фили­мон и Ап­фия, а так­же жив­ший в Ко­лос­сах свя­той апо­стол Ар­хипп при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Во вре­мя язы­че­ско­го празд­ни­ка разъ­ярен­ная тол­па во­рва­лась в хри­сти­ан­ский храм, ко­гда там со­вер­ша­лось бо­го­слу­же­ние. Все в стра­хе раз­бе­жа­лись, оста­лись толь­ко свя­тые Фили­мон, Ар­хипп и Ап­фия. Их схва­ти­ли и по­ве­ли к гра­до­на­чаль­ни­ку. Свя­то­го Ар­хип­па озве­рев­шая тол­па из­би­ла и из­ре­за­ла но­жа­ми, и по до­ро­ге на суд он скон­чал­ся. Свя­тые Фили­мон и Ап­фия по при­го­во­ру пра­ви­те­ля бы­ли по­би­ты кам­ня­ми.

☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Ки­ки­лия бы­ла рим­лян­кой из бо­га­то­го и знат­но­го ро­да. Она с юно­сти вос­при­ня­ла хри­сти­ан­скую ве­ру и усерд­но мо­ли­лась, по­мо­га­ла нуж­да­ю­щим­ся, под бо­га­той одеж­дой скры­ва­ла вла­ся­ни­цу. Ро­ди­те­ли ре­ши­ли вы­дать Ки­ки­лию за­муж за знат­но­го языч­ни­ка Ва­ле­ри­а­на. Свя­тая не осме­ли­лась пе­ре­чить во­ле ро­ди­те­лей, но со сле­за­ми мо­ли­лась Бо­гу, чтобы ее же­них уве­ро­вал во Хри­ста, а она со­хра­ни­ла бы дев­ство. Свя­тая уго­во­ри­ла же­ни­ха пой­ти с ней к епи­ско­пу Ур­ба­ну, скры­вав­ше­му­ся от го­не­ний в пе­ще­ре у Ап­пи­е­вой до­ро­ги. На­став­ле­ния муд­ро­го стар­ца про­ник­ли в ду­шу Ва­ле­ри­а­на, и он уве­ро­вал во Хри­ста и об­ра­тил в хри­сти­ан­ство и сво­е­го бра­та Ти­вур­тия. Бра­тья роз­да­ли часть сво­е­го име­ния бед­ным, уха­жи­ва­ли за боль­ны­ми, хо­ро­ни­ли хри­сти­ан, за­му­чен­ных го­ни­те­ля­ми.
Пра­ви­тель Ам­мах, узнав об этом, по­ве­лел схва­тить бра­тьев и при­ве­сти на суд. Он по­тре­бо­вал, чтобы свя­тые от­рек­лись от Хри­ста и при­нес­ли жерт­вы язы­че­ским бо­гам. Бра­тья от­ка­за­лись. То­гда му­че­ни­ков ста­ли бес­по­щад­но из­би­вать плетьми. Свя­той Ва­ле­ри­ан под пыт­ка­ми убеж­дал хри­сти­ан не пу­гать­ся мук, но твер­до сто­ять за Хри­ста.
Пра­ви­тель, же­лая из­бе­жать вли­я­ния свя­то­го про­по­вед­ни­ка на на­род, при­ка­зал вы­ве­сти му­че­ни­ков за пре­де­лы го­ро­да и там каз­нить. От­ря­дом во­и­нов, со­про­вож­дав­ших му­че­ни­ков на казнь, ко­ман­до­вал Мак­сим. Его по­ра­зи­ло му­же­ство свя­тых. Он спро­сил, по­че­му они не бо­ят­ся смер­ти. Свя­тые бра­тья от­ве­ти­ли, что они остав­ля­ют вре­мен­ную жизнь ра­ди жиз­ни веч­ной. Мак­сим за­хо­тел по­дроб­но узнать уче­ние хри­сти­ан. Он при­вел свя­тых Ва­ле­ри­а­на и Ти­вур­тия в свой дом и всю ночь слу­шал их бе­се­ду. Узнав об этом, свя­тая Ки­ки­лия при­шла к Мак­си­му со свя­щен­ни­ком, и он со всей се­мьей при­нял Свя­тое Кре­ще­ние.
Ко­гда на сле­ду­ю­щий день му­че­ни­ков Ва­ле­ри­а­на и Ти­вур­тия обез­гла­ви­ли, свя­той Мак­сим все­на­род­но ис­по­ве­дал, что он ви­дел, как их свя­тые ду­ши вос­хо­ди­ли к Небе­сам. За это ис­по­ве­да­ние свя­той му­че­ник Мак­сим был на­смерть за­бит плетьми († 230).
Пра­ви­тель хо­тел за­вла­деть име­ни­ем каз­нен­ных, но, узнав, что свя­тая Ки­ки­лия уже раз­да­ла все остав­ше­е­ся иму­ще­ство ни­щим и сво­ей про­по­ве­дью об­ра­ти­ла в хри­сти­ан­ство 400 че­ло­век, при­ка­зал каз­нить ее. Три дня ее мо­ри­ли жа­ром и ды­мом в на­ка­лен­ной бане, но бла­го­дать Бо­жия хра­ни­ла ее. То­гда ее ре­ши­ли обез­гла­вить. Па­лач уда­рил ме­чом свя­тую, но лишь ра­нил ее. Свя­тая му­че­ни­ца стра­да­ла еще три дня в пол­ном со­зна­нии, утвер­ждая в ве­ре окру­жа­ю­щих, и скон­ча­лась с мо­лит­вой на устах.

☦️
Свя­той му­че­ник Ме­нигн был про­стым ре­мес­лен­ни­ком, за­ни­мал­ся от­бе­ли­ва­ни­ем хол­стов. Гос­подь да­ро­вал ему Свою осо­бую ми­лость. Два­жды в сво­ей жиз­ни он слы­шал глас с Неба, при­зы­вав­ший его по­стра­дать за Хри­ста. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251) про­изо­шло чу­до: хри­сти­ан вы­вел из тем­ни­цы Ан­гел. Узнав об этом, свя­той Ме­нигн воз­ра­до­вал­ся и всем серд­цем воз­лю­бил Спа­си­те­ля. Вспом­нив Небес­ный при­зыв по­стра­дать за Хри­ста, он тут же разо­рвал ви­сев­ший на пло­ща­ди указ нече­сти­во­го Де­кия, пред­пи­сы­вав­ший пре­сле­до­вать хри­сти­ан, и объ­явил се­бя по­сле­до­ва­те­лем Хри­ста. За это был схва­чен и по­сле же­сто­ких пы­ток обез­глав­лен († 250). Из уст му­че­ни­ка вы­ле­те­ла бе­ло­снеж­ная гор­ли­ца.

☦️
Свя­той му­че­ник Про­ко­пий был чте­цом в Иеру­са­лим­ской церк­ви. Он вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь, за что стя­жал от Гос­по­да дар из­го­нять бе­сов. Рев­ност­ный про­по­вед­ник Сло­ва Бо­жия был схва­чен и при­ве­ден на суд в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую. За от­каз при­не­сти жерт­ву идо­лам он был обез­глав­лен.

☦️
Пре­по­доб­ный Агав­ва был ро­дом из­ма­иль­тя­нин. Оста­вив свое оте­че­ство, ро­ди­те­лей и бо­гат­ства, он по­сле­до­вал за од­ним ино­ком, от ко­то­ро­го при­нял мо­на­ше­ский об­раз. На­став­ник свя­то­го Агав­вы от­пра­вил­ся вме­сте с ним к ве­ли­ко­му по­движ­ни­ку Ев­се­вию: у него свя­той Агав­ва на­учил­ся пре­бы­вать дол­гое вре­мя в мо­лит­вен­ном бодр­ство­ва­нии. По смер­ти бла­жен­но­го Ев­се­вия свя­той Агав­ва остал­ся в его кел­лии и там про­жил 38 лет. Он ни­ко­гда не на­де­вал обу­ви, на чре­с­лах но­сил тя­же­лые вери­ги; пи­щею ему слу­жи­ло со­чи­во, раз­ве­ден­ное в во­де. В про­дол­же­ние дня и но­чи он боль­шее вре­мя про­во­дил стоя и на ко­ле­нях, и воз­но­сил мо­лит­вы Все­выш­не­му. От си­де­ния он со­вер­шен­но от­ка­зал­ся: его ни­кто и ни­ко­гда не ви­дал си­дя­щим. Как по­движ­ник, он пред­став­лял при­мер муд­ро­лю­бия и по­слу­ша­ния. Скон­чав в та­ких по­дви­гах свое жи­тие, он с ми­ром по­чил о Гос­по­де (вре­мя по­дви­гов и пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Агав­вы от­но­сят к V в.).

☦️
Свя­той Ми­ха­ил во­ин, из чис­ла пер­вых хри­сти­ан Бол­га­рии, жил в го­ро­де По­ту­ке во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Ми­ха­и­ла III Пья­но­го (855–867). Про­ис­хо­дил из ста­рин­но­го бол­гар­ско­го ро­да. Еще ре­бен­ком его на­зы­ва­ли «свя­тое ди­тя». С юно­сти он вел непо­роч­ную жизнь, имел страх Бо­жий, по­стил­ся, щед­ро раз­да­вал по­да­я­ние бед­ным и по­се­щал боль­ных, был кро­ток и сми­рен. 24-х лет свя­той Ми­ха­ил был по­став­лен на­чаль­ни­ком над во­ин­ской дру­жи­ной. Тур­ки по­шли вой­ной на хри­сти­ан. Свя­той Ми­ха­ил в бо­ях во­оду­шев­лял сво­им му­же­ством всю дру­жи­ну. Ко­гда со­юз­ни­ки бол­гар, гре­ки, бе­жа­ли с по­ля сра­же­ния, он пал на зем­лю и со сле­за­ми мо­лил­ся о спа­се­нии хри­сти­ан. По­том он по­вел сво­их во­и­нов на вра­га. Во­рвав­шись в се­ре­ди­ну вра­же­ских ря­дов, он раз­ме­тал их, а сам остал­ся невре­дим.
Воз­вра­ща­ясь до­мой по­сле вой­ны, он из­ба­вил жи­те­лей од­но­го го­ро­да в Ра­иф­ской пу­стыне от гро­мад­ной змеи, вы­хо­див­шей из озе­ра и по­едав­шей де­тей. Вер­нув­шись до­мой, свя­той Ми­ха­ил через несколь­ко дней пре­дал дух свой Гос­по­ду, Ко­то­ро­го воз­лю­бил с юно­сти. Мно­же­ство чу­дес со­вер­шал он по смер­ти, по­да­вая ис­це­ле­ния при­те­ка­ю­щим к нему с бла­го­го­ве­ни­ем.
Пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­то­го из По­ту­ка в Тыр­нов бы­ло со­вер­ше­но в 1206 го­ду, а в на­ча­ле XIX ве­ка их пе­ре­нес­ли в Ва­ла­хию.

☦️
Благоверный князь Ярополк Изяславич Владимиро-Волынский. Имя Петр да­но ему бы­ло при Кре­ще­нии. Сын Ки­ев­ско­го кня­зя Изя­с­ла­ва, внук Яро­сла­ва Муд­ро­го и пра­внук св. рав­ноап­о­столь­но­го Вла­ди­ми­ра. Точ­ное вре­мя рож­де­ния св. Яро­пол­ка неиз­вест­но, по­ла­га­ют, что не поз­же 50-х гг. XI сто­ле­тия. От­ли­чав­ший­ся сми­ре­ни­ем, кро­то­стью, ни­ще­лю­би­ем и бла­го­че­сти­ем, Яро­полк был ко­вар­но убит по про­ис­кам кня­зей Ро­сти­сла­ви­чей в 1086 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-jaropolk-v-kreshchenii-petr-vladimiro-volynskij

☦️
Ми­ха­ил, свя­той ве­ли­кий князь Твер­ской, сын Яро­сла­ва III, внук Яро­сла­ва II Все­во­ло­до­ви­ча, ро­дил­ся в 1272 го­ду, вско­ре по смер­ти от­ца, от вто­рой су­пру­ги его Ксе­нии; про­зван Твер­ским, ибо кня­жил в Тве­ри, не быв еще ве­ли­ким кня­зем, и пер­вый утвер­дил неза­ви­си­мость Твер­ско­го кня­же­ния. По кон­чине ве­ли­ко­го кня­зя Ан­дрея Алек­сан­дро­ви­ча Твер­ско­го (1304 г.) Ми­ха­ил дол­жен был всту­пить на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол, но пле­мян­ник его, Ге­ор­гий Да­ни­ло­вич Мос­ков­ский, оспа­ри­вал у него это пра­во. Эта тяж­ба за­тя­ну­лась на дол­гие го­ды, усу­губ­ля­ясь непри­ми­ри­мо­стью и вла­сто­лю­би­ем Ге­ор­гия и его род­ствен­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми с та­та­ра­ми, – он был же­нат на Кон­ча­ке, сест­ре ха­на Уз­бе­ка. В оче­ред­ной раз объ­явив се­бя ве­ли­ким кня­зем, Ге­ор­гий вы­сту­пил про­тив Ми­ха­и­ла, тот же раз­бил его вой­ско и взял в плен Ге­ор­гия и Кон­ча­ку, но по ми­ло­сер­дию сво­е­му да­ро­вал им сво­бо­ду. К несча­стью, Кон­ча­ка ско­ро­по­стиж­но умер­ла, и Ге­ор­гий с та­тар­ским пол­ко­вод­цем Кав­га­ды­ем окле­ве­та­ли Ми­ха­и­ла пе­ред Уз­бе­ком. На бе­ре­гу ре­ки Нер­ли Ми­ха­ил рас­стал­ся с ма­те­рью и ис­по­ве­дал­ся ду­хов­ни­ку в гре­хах, сам же на­пра­вил­ся в ор­ду, идя по­чти на вер­ную ги­бель. Он по­ни­мал, что та­ким об­ра­зом по­ла­га­ет ду­шу свою за близ­ких и за весь свой на­род.
В на­ча­ле хан при­нял Ми­ха­и­ла доб­ро­же­ла­тель­но, но спу­стя неко­то­рое вре­мя ве­лел его су­дить, предъ­яв­ляя об­ви­не­ние на ос­но­ва­нии сви­де­тельств кле­вет­ни­ков. Не слу­шая оправ­да­ний кня­зя, его от­да­ли под стра­жу, ве­ле­ли око­вать це­пя­ми, на­ло­жи­ли на шею тя­же­лую ко­лод­ку. Ми­ха­ил с уди­ви­тель­ной твер­до­стью тер­пел уни­чи­же­ние и му­ку. Еще на пу­ти из Вла­ди­ми­ра он несколь­ко раз при­об­щал­ся Свя­тых Тайн, как бы го­то­вясь к смер­ти; те­перь, ви­дя неми­ну­е­мую ги­бель, он про­во­дил но­чи в мо­лит­ве и чте­нии псал­мов. От­рок кня­же­ский дер­жал пе­ред ним кни­гу и пе­ре­вер­ты­вал ли­сты, ибо ру­ки Ми­ха­и­ла бы­ли свя­за­ны. Вер­ные слу­ги пред­ла­га­ли кня­зю уй­ти тай­но, но он от­ве­чал: «Спа­сая се­бя, не спа­су оте­че­ство. Да бу­дет во­ля Бо­жия!» Пе­ред са­мым при­хо­дом зло­де­ев он рас­крыл на­уда­чу Псал­тирь и про­чи­тал: «Серд­це мое смя­те­ся во мне, и бо­язнь смер­ти на­па­де на мя». Ду­ша его неволь­но со­дрог­ну­лась. Ко­гда он за­крыл кни­гу, к нему вбе­жал один из от­ро­ков и ска­зал, что князь Ге­ор­гий, Кав­га­дый и тол­па лю­дей при­бли­жа­ют­ся к шат­ру. Они разо­гна­ли всех лю­дей Ми­ха­и­ла, а он сто­ял один и мо­лил­ся. Зло­деи по­верг­ли его на зем­лю, му­чи­ли, би­ли пя­та­ми. Один из них, име­нем Ро­ма­нец, вон­зил ему нож в реб­ра и вы­ре­зал серд­це (22 но­яб­ря 1319 г.). Те­ло Ми­ха­и­ла ле­жа­ло на­гое, по­ка тол­па гра­би­ла иму­ще­ство кня­зя. Ге­ор­гий по­слал те­ло ве­ли­ко­го кня­зя в Ма­д­жа­ры. Там мно­гие усерд­ству­ю­щие же­ла­ли вне­сти те­ло в цер­ковь, но бо­яре не до­пу­сти­ли это­го, по­ста­вив его в хле­ву, и поз­же из­бе­га­ли оста­нав­ли­вать­ся у церк­вей.
Су­пру­га Ми­ха­и­ла, Ан­на, умо­ли­ла Ге­ор­гия доз­во­лить пе­ре­вез­ти остан­ки кня­зя в Тверь. Тве­ри­тяне встре­ти­ли гроб лю­би­мо­го кня­зя на бе­ре­гу Вол­ги. Сняв крыш­ку гро­ба, на­род с неска­зан­ной ра­до­стью уви­дел це­лость мо­щей, не по­вре­жден­ных даль­ним пу­тем. По­гре­бе­ние бы­ло со­вер­ше­но 6 сен­тяб­ря 1320 г. в Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре. Свя­тые мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя об­ре­те­ны нетлен­ны­ми в 1655 г.
Ле­то­пи­сец на­зы­ва­ет Ми­ха­и­ла та­ким же оте­че­ство­люб­цем, ка­ков был св. Ди­мит­рий Со­лун­ский. Сверх до­сто­инств го­судар­ствен­ных, Ми­ха­ил от­ли­чал­ся и се­мей­ствен­ны­ми, вос­пи­тан­ный в пра­ви­лах бла­го­че­стия доб­ро­де­тель­ной ма­те­рью сво­ей Ксе­ни­ей, скон­чав­шей дни свои мо­на­хи­ней.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоасаф, епи­скоп Мо­гилев­ский (в ми­ру Вла­ди­мир Да­ви­до­вич Же­ва­х­ов), ро­дил­ся в 1874 го­ду в Пол­тав­ской гу­бер­нии, он про­ис­хо­дил из кня­же­ско­го ро­да и был по­том­ком свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го. За­кон­чив уни­вер­си­тет, князь Вла­ди­мир Же­ва­х­ов до 1917 го­да со­сто­ял на го­судар­ствен­ной служ­бе. Он был глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, дру­жил с пи­са­те­лем Сер­ге­ем Ни­лу­сом. В 1924 го­ду Вла­ди­мир Да­ви­до­вич был аре­сто­ван в Ки­е­ве и 7 ме­ся­цев про­вел в тюрь­ме. Осво­бо­див­шись, он от­пра­вил­ся в Зве­ри­нец­кий скит и при­нял там мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Иоасаф. Этот скит был ос­но­ван в 1912 го­ду по ини­ци­а­ти­ве кня­зя Же­ва­х­о­ва, на сред­ства ко­то­ро­го про­из­во­ди­лись рас­коп­ки древ­не­го Ки­е­ва. Ко­гда в ки­ев­ском «зве­рин­це» был об­на­ру­жен древ­ний пе­щер­ный мо­на­стырь 12 ве­ка, на том же ме­сте был ос­но­ван Зве­ри­нец­кий скит, по­чет­ным по­пе­чи­те­лем ко­то­ро­го стал князь Же­ва­х­ов. В 1926 го­ду в Ниж­нем Нов­го­ро­де иеро­мо­нах Иоасаф (Же­ва­х­ов) был ру­ко­по­ло­жен в епи­скоп­ский сан мит­ро­по­ли­том Ни­же­го­род­ским Сер­ги­ем (Стра­го­род­ским). Вла­ды­ка Иоасаф на­чал свое ар­хи­пас­тыр­ское слу­же­ние в ка­че­стве ви­ка­рия Кур­ской епар­хии. В тот же год он был аре­сто­ван и от­прав­лен в Со­ло­вец­кий ла­герь осо­бо­го на­зна­че­ния, где на­хо­дил­ся 3 го­да. По­сле он от­бы­вал та­кой же срок ссыл­ки в На­рым­ском крае. С 1934 го­да епи­скоп Иоасаф за­ни­мал Мо­гилев­скую ка­фед­ру. Но уже через 2 го­да был от­прав­лен на по­кой и по­се­лил­ся в Бел­го­ро­де. Здесь он был аре­сто­ван по­след­ний раз и при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние в день вы­не­се­ния, 4 де­каб­ря 1937 го­да, в Кур­ске.

☦️
В 1937 го­ду на­сту­пил по­след­ний пе­ри­од уни­что­же­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви пра­ви­тель­ством во­ин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков, пе­ри­од обиль­ной жат­вы Гос­под­ней. Это кос­ну­лось и еще оста­вав­ших­ся то­гда на сво­бо­де мо­на­хов Оп­ти­ной Пу­сты­ни, жив­ших по­сле ее за­кры­тия в бли­жай­шем к лю­би­мой оби­те­ли го­ро­де Ко­зель­ске.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ев­ти­хий ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Ни­ко­ла­ев­ском Ку­рьин­ской во­ло­сти Зме­и­но­гор­ско­го уез­да Том­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Ди­ден­ко и в кре­ще­нии был на­ре­чен Еме­лья­ном. Он при­хо­дил­ся дво­ю­род­ным бра­том оп­тин­ско­му иеро­мо­на­ху Лав­рен­тию (Лев­чен­ко), был же­нат, но ов­до­вел и ушел в мо­на­стырь. Неко­то­рое вре­мя Еме­льян на­хо­дил­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре, а за­тем 10 но­яб­ря 1901 го­да по­сту­пил в Иоан­но-Пред­те­чен­ский скит Оп­ти­ной Пу­сты­ни. 20 но­яб­ря 1901 го­да он был одет в под­ряс­ник, 4 июня 1905 го­да – по­стри­жен в ря­со­фор. По­слу­ша­ни­ем его ста­ли ра­бо­ты на мо­на­стыр­ской да­че. Он был неболь­шо­го ро­ста, его все лю­би­ли за про­сто­ту и доб­ро­ту.
24 июня 1911 го­да ли­тур­гия по слу­чаю скит­ско­го празд­ни­ка Рож­де­ства свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи со­вер­ша­лась со­бор­но, воз­глав­лял бо­го­слу­же­ние и мо­ле­бен ски­то­на­чаль­ник игу­мен Вар­со­но­фий (Пли­хан­ков). В этот день по­слуш­ник Еме­льян был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Ев­ти­хий.
На все­нощ­ной под Верб­ное вос­кре­се­нье, 14 ап­ре­ля 1917 го­да, с ним слу­чи­лось ис­ку­ше­ние, ко­то­рое мож­но по­нять и как пред­воз­ве­стие все­го то­го, что про­изо­шло впо­след­ствии. В это вре­мя отец Ев­ти­хий про­хо­дил по­слу­ша­ние на мо­на­стыр­ской да­че. На двор, ко­гда он был уже за­перт, за­бе­жал волк и про­из­вел боль­шой пе­ре­по­лох. На шум вы­шел отец Ев­ти­хий и с ви­ла­ми бро­сил­ся на ви­нов­ни­ка пе­ре­по­ло­ха, но го­лод­ный зверь не ис­пу­гал­ся, ки­нул­ся на мо­на­ха, и меж­ду ни­ми за­вя­за­лась оже­сто­чен­ная борь­ба. В кон­це кон­цов, волк бе­жал, но отец Ев­ти­хий был силь­но из­ра­нен, и его сроч­но при­шлось от­прав­лять в боль­ни­цу в Моск­ву.
По­сле за­кры­тия без­бож­ни­ка­ми в 1923 го­ду мо­на­сты­ря, отец Ев­ти­хий сна­ча­ла жил в Ко­зель­ске вме­сте с ке­лей­ни­ка­ми стар­ца Нек­та­рия Пет­ром (Швы­ре­вым) и иеро­ди­а­ко­ном Се­ва­сти­а­ном (Фо­ми­ным), а в трид­ца­тых го­дах он по­се­лил­ся в од­ном до­ме с оп­тин­ски­ми мо­на­ха­ми Аве­ни­ром (Си­ни­цы­ным) и Сав­вой (Сус­ло­вым). За­ра­ба­ты­вал он тем, что по­мо­гал по хо­зяй­ству ко­му что тре­бо­ва­лось и при­слу­жи­вал в церк­ви.
Мо­нах Ев­ти­хий был аре­сто­ван 30 ок­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Су­хи­ни­чи.
4 но­яб­ря бы­ли до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, со­сед и хо­зяй­ка до­ма, где жи­ли мо­на­хи Ев­ти­хий, Аве­нир и Сав­ва. Со­сед по­ка­зал, что до­мо­хо­зяй­ка дер­жа­ла мо­на­хов «на квар­ти­ре спе­ци­аль­но, по­то­му что они мо­ли­лись Бо­гу. За квар­ти­ру все они пла­ти­ли толь­ко 12 руб­лей, а я, как ра­бо­чий, пла­тил 18 руб­лей один. Мо­на­хи Сус­лов, Си­ни­цын, Мах­ров и Ди­ден­ко ни­чем по­лез­ным не за­ни­ма­лись, хо­ди­ли по до­мам, рас­про­стра­ня­ли цер­ков­ный дур­ман, цер­ков­ную служ­бу они по­се­ща­ли груп­пой и жи­ли груп­пой в од­ной квар­ти­ре, имея каж­дый свою обо­ру­до­ван­ную ико­на­ми ке­лью… В ок­тяб­ре со­сто­я­лось пред­вы­бор­ное со­бра­ние в зда­нии шко­лы, бы­ли при­гла­ше­ны и мо­на­хи, но все они ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­лись и на со­бра­ние не по­шли, чем дей­ство­ва­ли на осталь­ных граж­дан. Мо­нах Мах­ров… мо­на­ше­ство­вал, ни­чем по­лез­ным не за­ни­мал­ся, все вре­мя мо­лил­ся Бо­гу и ждал пе­ре­ме­ны… по­се­щал… мо­на­хов, про­жи­ва­ю­щих на квар­ти­рах в го­ро­де Ко­зель­ске».
Хо­зяй­ка до­ма, в ко­то­ром жи­ли мо­на­хи, по­ка­за­ла: «Мо­на­хи Оп­тин­ско­го мо­на­сты­ря Сав­ва Сус­лов, Ев­ти­хий Ди­ден­ко и Аве­нир Си­ни­цын жи­ли в мо­ем до­ме, каж­дый в сво­ей ке­лье, ни­чем по­лез­ным не за­ни­ма­лись и мо­на­ше­ство­ва­ли… Ле­том 1937 го­да к мо­на­ху Ев­ти­хию Ди­ден­ко при­хо­дил мо­нах Ви­кен­тий Ни­коль­ский, в дан­ное вре­мя аре­сто­ван­ный, от­слу­жил цер­ков­ную служ­бу и ушел, по­сле ухо­да Ви­кен­тия Ни­коль­ско­го мо­нах Ев­ти­хий Ди­ден­ко стал по­прав­лять­ся. Мо­нах Аве­нир Си­ни­цын в мо­ем при­сут­ствии до­ка­зы­вал, „что рань­ше в мо­на­сты­ре жи­лось луч­ше, чем те­перь при со­вет­ской вла­сти…“ Мо­нах Ев­ти­хий Ди­ден­ко го­во­рил, что „те­перь всех са­жа­ют в тюрь­му, по­то­му что бу­дут вы­бо­ры со­ве­тов и уже аре­сто­ва­ны по­пы“».
На до­про­се отец Ев­ти­хий под­твер­дил, что рань­ше, ко­гда был мо­на­стырь, жи­лось луч­ше, то­гда все мо­на­хи во вре­мя цер­ков­ных служб со­би­ра­лись в церк­ви. Но и до по­след­не­го вре­ме­ни все мо­на­хи со­блю­да­ют мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы тес­но свя­за­ны с быв­шим бла­го­чин­ным Гри­го­ри­ем Ни­коль­ским, в дан­ное вре­мя аре­сто­ван­ным ор­га­на­ми НКВД за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Тре­бу­ем от вас прав­ди­во­го по­ка­за­ния по дан­но­му во­про­су, – за­явил мо­на­ху Ев­ти­хию сле­до­ва­тель.
– Гри­го­рия Ни­коль­ско­го я хо­ро­шо знаю, бы­вал у него и встре­чал­ся с ним в церк­ви, он был хо­ро­шим че­ло­ве­ком, за­щи­щал мо­на­хов…
16 но­яб­ря сле­до­ва­тель еще раз до­про­сил мо­на­ха.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ны­ми дан­ны­ми, что вы, не имея опре­де­лен­ных за­ня­тий, про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту, бу­дучи тес­но свя­за­ны с по­пом Гри­го­ри­ем Ни­коль­ским, – ска­зал сле­до­ва­тель.
– Я Гри­го­рия Ни­коль­ско­го ча­сто встре­чал в церк­ви, он там слу­жил цер­ков­ную служ­бу, но ни­ка­кой ра­бо­ты про­тив со­вет­ской вла­сти я не про­во­дил.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Аве­нир ро­дил­ся в 1879 го­ду в се­мье ме­ща­ни­на го­ро­да Бол­хо­ва Ор­лов­ской гу­бер­нии Мат­вея Си­ни­цы­на и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ан­дре­ем. Он же­нил­ся, но ов­до­вел и по­сту­пил в 1908 го­ду в Оп­ти­ну Пу­стынь. 11 ок­тяб­ря 1911 го­да Ан­дрей был опре­де­лен в чис­ло бра­тии, а за­тем по­стри­жен в ман­тию с име­нем Аве­нир; в мо­на­сты­ре про­хо­дил по­слу­ша­ние зво­на­ря.
Мо­нах Аве­нир был аре­сто­ван 30 ок­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Су­хи­ни­чи. В тот же день он был до­про­шен.
«В Оп­тин­ский мо­на­стырь по­сту­пил в 1908 го­ду лич­но сам по доб­ро­воль­но­му же­ла­нию, – от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, ска­зал отец Аве­нир, – и про­был в мо­на­сты­ре до 1923 го­да… Мо­нах Ма­ка­рий и я ор­га­ни­зо­ва­ли груп­пу мо­на­хов и жи­ли вме­сте: Ма­ка­рий, я и отец Ев­ти­хий, в 1936 го­ду Ма­ка­рий уехал к се­бе до­мой в Мо­гилев­скую гу­бер­нию к пле­мян­ни­кам, а к нам сно­ва при­шел на ме­сто Ма­ка­рия Сав­ва, и сно­ва про­дол­жа­ли жить вме­сте, я и мо­на­хи Ев­ти­хий и Сав­ва. Опре­де­лен­ной ра­бо­ты не име­ли, хо­ди­ли по до­мам и вы­пол­ня­ли слу­чай­ные ра­бо­ты. А по дням цер­ков­ной служ­бы со­би­ра­лись в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви… Все мо­на­хи до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни ве­дут мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни».
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы ча­сто тай­но по­се­ща­ли мо­наш­ку Ан­ну Са­мой­ло­ву, где устра­и­ва­ли сбо­ри­ще и про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность; про­сим прав­ди­во­го по­ка­за­ния по это­му во­про­су, – ска­зал сле­до­ва­тель.
– Да, дей­стви­тель­но, по­слуш­ни­цу Ша­мор­дин­ско­го мо­на­сты­ря Ан­ну Са­мой­ло­ву по­се­щал несколь­ко раз, ра­бо­тал у нее; по­след­няя ку­пи­ла дом, дер­жит ко­ро­ву и сви­ней, с ней жи­вет мо­на­хи­ня Мар­фа, по­мо­га­ет ей ра­бо­тать по хо­зяй­ству, ее дом по­се­щал ино­гда ого­ро­дом, но контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту я не вел.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Сав­ва ро­дил­ся 20 сен­тяб­ря 1873 го­да в де­ревне Ка­ме­не­вой Успен­ской во­ло­сти Ли­вен­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ан­дрея Сус­ло­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Сер­ги­ем. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в сель­ской шко­ле. В 1900 го­ду Сер­гий по­сту­пил в Оп­ти­ну Пу­стынь и пер­вое вре­мя про­хо­дил по­слу­ша­ние за­крой­щи­ка в ру­холь­ной. 19 де­каб­ря 1910 го­да он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и по­став­лен на по­слу­ша­ние за свеч­ной ящик, за­тем был опре­де­лен по­мощ­ни­ком по­но­ма­ря, а в 1916 го­ду сно­ва пе­ре­ве­ден в ру­холь­ную.
По­сле за­кры­тия без­бож­ни­ка­ми Оп­ти­ной Пу­сты­ни отец Сав­ва по­се­лил­ся в Ко­зель­ске, за­ра­ба­ты­вал на жизнь ши­тьем, под­ви­зал­ся в мо­лит­ве и по­се­щал вме­сте с остав­шей­ся в Ко­зель­ске бра­ти­ей го­род­ской храм. Мо­нах Сав­ва был аре­сто­ван вме­сте с мо­на­ха­ми Оп­ти­ной Пу­сты­ни 30 ок­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Су­хи­ни­чи. В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил его.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы про­дол­жи­тель­ное вре­мя со­сто­я­ли мо­на­хом Оп­тин­ско­го мо­на­сты­ря и по­сле лик­ви­да­ции мо­на­сты­ря ни­чем по­лез­ным не за­ни­ма­лись, про­во­ди­ли по до­мам цер­ков­ную служ­бу и бра­ли от кол­хоз­ни­ков бес­плат­но про­дук­ты. Тре­бу­ем по­ка­зать прав­ду! – за­явил сле­до­ва­тель.
– В Оп­ти­ном мо­на­сты­ре я про­слу­жил мо­на­хом два­дцать семь лет. По­сле лик­ви­да­ции мо­на­сты­ря в 1923 го­ду я пе­ре­ехал на квар­ти­ру в го­род Ко­зельск, хо­дил по до­мам и за­ни­мал­ся порт­няж­ным ре­меслом, пра­ва го­ло­са был ли­шен до по­след­не­го вре­ме­ни. Мо­на­ше­ство в го­судар­ствен­ной по­ли­ти­че­ской жиз­ни не участ­во­ва­ло, по­че­му я ни­че­го и не знаю, что де­ла­ет­ся; на квар­ти­ре я жил вме­сте с мо­на­ха­ми Аве­ни­ром Си­ни­цы­ным и Ев­ти­хи­ем Ди­ден­ко. За неупла­ту го­судар­ствен­ных на­ло­гов у ме­ня бы­ло изъ­ято иму­ще­ство, но в ка­ком го­ду, я не пом­ню. В по­след­нее вре­мя я… хо­жу по до­мам и вы­пол­няю порт­няж­ную ра­бо­ту, по­се­щаю цер­ковь. Но те­перь ста­ло пло­хо, все церк­ви за­кры­ли и негде по­бы­вать.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы участ­во­ва­ли в мо­на­ше­ских сбо­ри­щах и рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив со­вет­ской вла­сти. Тре­бу­ем по­ка­зать прав­ду.
– Ра­бо­тая по до­мам кол­хоз­ни­ков, я го­во­рил, что «вся­кая власть от Бо­га». Мне власть вся­кая хо­ро­шая, ко­то­рая не де­ла­ет мне вре­да. Я вез­де го­во­рил, что есть Бог и нуж­но ве­ро­вать в Бо­га. Бог есть бу­ду­щая на­ша жизнь. Про­тив со­вет­ской вла­сти я не вы­сту­пал, а дер­жусь креп­ко за Бо­же­ствен­ные убеж­де­ния и при­зы­вал всех ве­ро­вать. Из мо­на­стыр­ских и скит­ских стар­цев я хо­ро­шо знал Иоси­фа, Нек­та­рия, Фе­о­до­сия и Вар­со­но­фия. Все они уже умер­ли, они слу­жи­ли при мне в мо­на­сты­ре, в Оп­тине.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы са­бо­ти­ро­ва­ли упла­ту го­судар­ствен­ных на­ло­гов. Про­сим по­ка­зать прав­ду.
– Я средств для упла­ты на­ло­гов не имел, по­это­му го­судар­ствен­ные на­ло­ги не пла­тил, я жил, не имея хле­ба.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Марк ро­дил­ся 3 ок­тяб­ря 1875 го­да в де­ревне Зай­це­во Ба­би­чев­ской во­ло­сти Ма­ло­я­ро­сла­вец­ко­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Еме­лья­на Мах­ро­ва и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ми­ха­и­лом. В Оп­ти­ну Пу­стынь Ми­ха­ил по­сту­пил в 1899 го­ду, и про­хо­дил по­слу­ша­ние са­дов­ни­ка, а 24 июня 1911 го­да на пре­столь­ный празд­ник свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи, в тот же день, что и мо­нах Ев­ти­хий, он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Марк. Ду­хов­ни­ком его был иеро­мо­нах Нек­та­рий (Ти­хо­нов).
С 1923 го­да, по­сле за­кры­тия оби­те­ли, мо­нах Марк по­се­лил­ся в Ко­зель­ске, за­ра­ба­ты­вая тем, что по­мо­гал жи­те­лям в тех или иных ра­бо­тах, осталь­ное вре­мя по­свя­щая мо­лит­ве на служ­бах в хра­ме или в ке­лье. 30 ок­тяб­ря
1937 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Су­хи­ни­чах. На до­про­сах он по­ка­зал, что мо­на­хи со­хра­ни­ли мо­на­ше­ские тра­ди­ции, участ­во­ва­ли в цер­ков­ных служ­бах, а за­ра­ба­ты­ва­ли слу­чай­ны­ми ра­бо­та­ми, что ко­неч­но рань­ше в мо­на­сты­ре жи­лось луч­ше, они бы­ли обес­пе­че­ны хле­бом и квар­ти­рой, а по­сле за­кры­тия оби­те­ли, ко­гда их от­ка­зы­ва­лись при­нять на ра­бо­ту, жизнь ухуд­ши­лась, а те­перь и со­всем ста­ло пло­хо.

Му­че­ник Бо­рис ро­дил­ся 23 июля 1886 го­да в де­ревне Слеп­цо­во Ко­зель­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ан­то­на Коз­ло­ва. Как мно­гие то­гда кре­стьян­ские де­ти, он в по­ис­ках за­ра­бот­ка ушел в Санкт-Пе­тер­бург и устро­ил­ся на Пу­ти­лов­ский за­вод. Но без­бож­ная в то вре­мя ра­бо­чая сре­да бы­ла нрав­ствен­но тя­же­ла для ре­ли­ги­оз­но­го де­ре­вен­ско­го юно­ши, он ушел с за­во­да и с 1909-го по 1911 год был труд­ни­ком в од­ном из мо­на­сты­рей Санкт-Пе­тер­бур­га, за­тем слу­жил у по­ме­щи­ка в Ма­ло­я­ро­слав­це, ра­бо­тал в Ка­лу­ге, а в 1920 го­ду вер­нул­ся в род­ную де­рев­ню и стал за­ни­мать­ся кре­стьян­ством.
В 1926 го­ду Бо­рис Ан­то­но­вич был из­бран цер­ков­ным ста­ро­стой в По­кров­ский храм в се­ле По­кров­ском неда­ле­ко от Слеп­цо­ва. Ве­ро­ят­но, весь­ма рев­ност­но ис­пол­няя свои обя­зан­но­сти, он стал раз­дра­жать без­бож­ни­ков и, же­лая за­крыть и ра­зо­рить храм, они обя­за­ли его за­да­ни­ем по дро­во­за­го­тов­кам, ко­то­рое он ис­пол­нить не смог, и суд при­го­во­рил его к од­но­му го­ду при­ну­ди­тель­ных ра­бот и трем­стам руб­лям штра­фа. По­сле от­бы­тия на­ка­за­ния Бо­рис Ан­то­но­вич по­се­лил­ся в Ко­зель­ске, ра­бо­тать он устро­ил­ся ко­ню­хом в го­род­ской боль­ни­це, где и жил, а все свое сво­бод­ное вре­мя от­да­вал церк­ви, он пел на кли­ро­се в Бла­го­ве­щен­ском хра­ме. Бли­жай­ши­ми его дру­зья­ми и еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми ста­ли жив­шие в Ко­зель­ске мо­на­хи Оп­ти­ной Пу­сты­ни. Вме­сте с ни­ми Бо­рис Ан­то­но­вич и был аре­сто­ван 28 ок­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в Су­хи­ни­чах.
До­про­шен­ные сле­до­ва­те­лем сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что Бо­рис Ан­то­но­вич, «бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен про­тив со­вет­ской вла­сти, в ав­гу­сте 1937 го­да до­ка­зы­вал, что Бог спа­сет лю­дей от вар­ва­ров, ко­то­рые за­кры­ва­ют церк­ви. Тай­но по­се­щал цер­ковь в вы­ход­ные дни, где встре­чал­ся с мо­на­ха­ми». «Жи­вя вме­сте с Бо­ри­сом Коз­ло­вым на квар­ти­ре мне из­вест­но, что Коз­лов ча­стень­ко… по­се­щал мо­на­ше­ское сбо­ри­ще в церк­ви, но все это укры­вал от по­сто­рон­них граж­дан, до­ма чи­тал цер­ков­ные кни­ги и до­ка­зы­вал, что толь­ко Бог из­ба­вит лю­дей от му­че­ний и при­зы­вал ве­ро­вать в Бо­га».
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы при боль­ни­це ор­га­ни­зо­вы­ва­ли мо­на­хов, устро­и­ли мо­на­ха Ти­хо­на сто­ро­жем, чем вы­зва­ли недо­воль­ство слу­жа­щих, и про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную про­па­ган­ду про­тив со­вет­ской вла­сти. Тре­бу­ем пра­виль­но­го по­ка­за­ния по это­му во­про­су! – за­явил сле­до­ва­тель.
– Сто­ро­жем боль­ни­цы в го­ро­де Ко­зель­ске был при­нят мо­нах Ти­хон, кто его ре­ко­мен­до­вал, я не знаю, при­нял его зав­хоз… про­па­ган­ду про­тив со­вет­ской вла­сти я не про­во­дил и ни­че­го по это­му во­про­су по­ка­зать не мо­гу.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы тай­но по­се­ща­ли сбо­ри­ще мо­на­хов Оп­тин­ско­го мо­на­сты­ря. Тре­бу­ем по­ка­зать прав­ду!
– Сбо­ри­ща мо­на­хов я не по­се­щал, но цер­ковь я по­се­щал и пел на кли­ро­се вме­сте с мо­на­хи­ня­ми.
21 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла мо­на­хов Ев­ти­хия (Ди­ден­ко), Аве­ни­ра (Си­ни­цы­на), Сав­ву (Сус­ло­ва), Мар­ка (Мах­ро­ва) и ми­ря­ни­на Бо­ри­са Коз­ло­ва к рас­стре­лу.
Гос­по­ду угод­но бы­ло, чтобы в са­мый день празд­ни­ка Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, 4 де­каб­ря, они про­бы­ли в мо­лит­ве, хо­тя и в тюрь­ме, но на зем­ле. Мо­на­хи Ев­ти­хий (Ди­ден­ко), Аве­нир (Си­ни­цын), Сав­ва (Сус­лов), Марк (Мах­ров) и цер­ков­ный ста­ро­ста Бо­рис Коз­лов бы­ли рас­стре­ля­ны на сле­ду­ю­щий день, 5 де­каб­ря 1937 го­да, и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание