⏳ 2019.12.03 (вт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 25я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 7й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
3 декабря (20 ноября)
• Рождественский пост
• мч. Дасия Доростольского (284–305)
• мчч. Евстафия, Феспесия, Анатолия (312)
• сщмч. Нирсы и мч. Иосифа, сщмчч. Иоанна, Саверия, Исакия, Ипатия, мчч. Азата, Сасония, мцц. Феклы, Анны и др. (343)
• свт. Прокла Константинопольского (446–447)
• Прп. Григория Декаполита (ок. 842)
• Прп. Диодора Юрьегорского (1633)
• Сщмчч. Алексия (Аманова), Александра (Сахарова), Владимира (Медведюка), Иоанна (Заболотного), Алексия (Никатова), Василия (Канделяброва), Николая (Зеленова), Иоанна (Сарва), Емилиана (Панасевича), Николая (Покровского), прмчч. Арсения (Дмитриева), Евтихия (Качура), Илариона (Писарца), прмцц. Иоанникии (Кожевниковой) (1937), Татианы (Фомичевой) (после 1937)


☦️
Свя­той му­че­ник Да­сий жил в III ве­ке в го­ро­де До­ро­сто­ле на Ду­нае. Жи­те­ли го­ро­да го­то­ви­лись к празд­ни­ку в честь язы­че­ско­го бо­га Са­тур­на. По обы­чаю за 30 дней до празд­ни­ка языч­ни­ки вы­би­ра­ли пре­крас­но­го юно­шу, оде­ва­ли его в рос­кош­ные одеж­ды, ока­зы­ва­ли ему цар­ские по­че­сти, а в день празд­ни­ка при­но­си­ли в жерт­ву бо­гу. Вы­бор со­граж­дан пал на свя­то­го Да­сия, так как в го­ро­де не бы­ло юно­ши кра­си­вее его. Узнав об этом, свя­той ска­зал: «Ес­ли мне суж­де­но уме­реть, то луч­ше уме­реть за Хри­ста как хри­сти­а­ни­ну». Он от­кры­то ис­по­ве­дал пе­ред со­граж­да­на­ми свою ве­ру во Хри­ста, об­ли­чил их зло­че­стие и за­блуж­де­ния и мно­гих из них об­ра­тил ко Хри­сту. За это по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305) и Мак­си­ми­а­на (284–305) по­сле же­сто­ких мук он был обез­глав­лен.

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Ев­ста­фий, Фес­пе­сий и Ана­то­лий, уро­жен­цы го­ро­да Гангр, бы­ли детьми бо­га­то­го куп­ца. Кре­ще­ны епи­ско­пом Ан­фи­мом Ни­ко­ми­дий­ским. Му­че­ни­че­ски скон­ча­лись в Ни­кее, пе­ре­не­ся же­сто­чай­шие пыт­ки († 312).

☦️
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Нирс, епи­скоп, и Иосиф, уче­ник его, Иоанн, Са­ве­рий, Ис­а­кий и Ипа­тий, епи­ско­пы Пер­сид­ские; му­че­ни­ки Азат ско­пец, Са­со­ний, Фек­ла, Ан­на и мно­гие дру­гие му­жи и же­ны, в Пер­си­де по­стра­дав­шие, бы­ли каз­не­ны во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан в Пер­сии при ца­ре Са­по­ре II.
Свя­ти­тель Нирс и его уче­ник му­че­ник Иосиф бы­ли обез­глав­ле­ны; свя­ти­тель Иоанн по­бит кам­ня­ми. Та же участь по­стиг­ла и свя­ти­те­лей Ис­а­кия и Ипа­тия. Свя­ти­тель Са­ве­рий скон­чал­ся в тем­ни­це, и по­сле смер­ти ему от­ру­би­ли го­ло­ву. Му­че­ни­ка Аза­та скоп­ца за­ду­шил один пре­сви­тер-от­ступ­ник. Пыт­ки, му­че­ния и смерть за Хри­ста пре­тер­пе­ли так­же му­че­ни­ки Са­со­ний, Фек­ла, Ан­на и мно­гие дру­гие муж­чи­ны и жен­щи­ны († 343).

☦️
Свя­ти­тель Про­кл, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, с юных лет все свое вре­мя от­да­вал мо­лит­ве и изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Гос­подь удо­сто­ил его ве­ли­ко­го сча­стья быть уче­ни­ком свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста († 407, па­мять 13 но­яб­ря), ко­то­рый ру­ко­по­ло­жил его сна­ча­ла в сан диа­ко­на, а за­тем в сан пре­сви­те­ра. Свя­той Про­кл был сви­де­те­лем яв­ле­ния апо­сто­ла Пав­ла свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту. От сво­е­го учи­те­ля свя­той Про­кл по­лу­чил глу­бо­кие зна­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния, на­учил­ся в со­вер­шен­ной фор­ме из­ла­гать мыс­ли.
По­сле из­гна­ния и смер­ти свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста свя­той Про­кл был ру­ко­по­ло­жен свя­тым пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Си­си­ни­ем (426–427) в сан епи­ско­па го­ро­да Ки­зи­ка, но под вли­я­ни­ем ере­ти­ков-несто­ри­ан паства из­гна­ла сво­е­го свя­ти­те­ля. То­гда свя­той Про­кл вер­нул­ся в сто­ли­цу и про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие в хра­мах Кон­стан­ти­но­по­ля, укреп­ляя слу­ша­те­лей в пра­во­слав­ной ве­ре, об­ли­чая зло­че­сти­вых ере­ти­ков. По смер­ти свя­ти­те­ля пат­ри­ар­ха Си­си­ния свя­ти­тель Про­кл был воз­ве­ден во ар­хи­епи­ско­па. Став пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, управ­лял Цер­ко­вью в те­че­ние две­на­дца­ти лет (434–447). Ста­ра­ни­я­ми свя­ти­те­ля Прок­ла при свя­том ца­ре Фе­о­до­сии II (408–450) из Ко­ман в Кон­стан­ти­но­поль бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста.
Во вре­мя пат­ри­ар­ше­ства Прок­ла им­пе­рию по­стиг­ло раз­ру­ши­тель­ное зем­ле­тря­се­ние, про­дол­жав­ше­е­ся несколь­ко ме­ся­цев. В Вифи­нии, Гел­лес­пон­те, Фри­гии ру­ши­лись го­ро­да, ис­че­за­ли с ли­ца зем­ли ре­ки, в без­вод­ных преж­де ме­стах воз­ни­ка­ли гу­би­тель­ные на­вод­не­ния. Кон­стан­ти­но­поль­цы во гла­ве с пат­ри­ар­хом и им­пе­ра­то­ром вы­хо­ди­ли из го­ро­да и со­вер­ша­ли мо­леб­ны о пре­кра­ще­нии неви­дан­но­го по си­ле бед­ствия. Во вре­мя од­но­го мо­леб­на из тол­пы был неви­ди­мой си­лой под­нят в воз­дух маль­чик и уне­сен на та­кую вы­со­ту, где че­ло­ве­че­ский взгляд уже не мог его ви­деть. За­тем це­лым и невре­ди­мым от­рок был опу­щен на зем­лю и рас­ска­зал, что там, в вы­шине, он слы­шал и ви­дел, как Ан­ге­лы, сла­вя Бо­га, по­ют: «Свя­тый Бо­же, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Бес­смерт­ный». Весь на­род за­пел Три­свя­тую мо­лит­ву, при­со­еди­нив к ней: «по­ми­луй нас» – и зем­ле­тря­се­ние пре­кра­ти­лось. Эту мо­лит­ву Пра­во­слав­ная Цер­ковь по­ет за бо­го­слу­же­ни­ем и до се­го дня.
Кон­стан­ти­но­поль­ская паства лю­би­ла сво­е­го пат­ри­ар­ха за его по­движ­ни­че­скую жизнь, за его за­бо­ту об обез­до­лен­ных и за его про­по­ве­ди. До на­ших дней до­шли мно­гие тво­ре­ния свя­ти­те­ля. Наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся на­прав­лен­ные про­тив несто­ри­ан два Сло­ва свя­ти­те­ля в по­хва­лу Бо­жи­ей Ма­те­ри и че­ты­ре Сло­ва на Рож­де­ство Хри­сто­во, из­ла­га­ю­щие пра­во­слав­ное уче­ние о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. Все­об­щее ува­же­ние снис­ка­ла де­я­тель­ность свя­то­го пат­ри­ар­ха по устрой­ству бла­го­чи­ния во всех цер­ков­ных де­лах. Окру­жен­ный лю­бо­вью и по­че­том, Про­кл ото­шел ко Гос­по­ду в пре­клон­ном воз­расте († 446–447).

☦️
Преподобный Григорий Декаполит ро­дил­ся в г. Ири­но­по­ле в Де­ся­ти­гра­дии (по-гре­че­ски Де­ка­поль) в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. Еще в юно­сти он хо­ро­шо изу­чил Сло­во Бо­жие и вве­рил ум свой к Бо­гу. Уй­дя в мо­на­стырь, он по бла­го­сло­ве­нию на­сто­я­те­ля по­се­лил­ся в уеди­нен­ной пе­ще­ре в глу­бо­кой от­вес­ной рас­се­лине. Здесь пре­по­доб­ный Гри­го­рий пре­тер­пе­вал ве­ли­кое бес­по­кой­ство от де­мо­нов, ко­то­рые вся­че­ски озлоб­ля­ли и ис­ку­ша­ли его, ста­ра­ясь про­гнать его из их жи­ли­ща. Но он имел ве­ли­кое дерз­но­ве­ние ко Гос­по­ду и, со­глас­но име­ни сво­е­му, был бодр­ству­ю­щим, так что враг и во сне не мог дей­ство­вать на его во­об­ра­же­ние и по­мыс­лы.
Од­на­жды но­чью ему явил­ся в ви­де­нии Ан­гел Гос­по­день, вру­чив­ший свя­то­му пла­мен­ный меч для по­ра­же­ния всей си­лы бе­сов­ской и для от­се­че­ния от Церк­ви ере­ти­че­ских муд­ро­ва­ний, а от серд­ца – гре­хов­ных стра­стей. До­стиг­нув чи­сто­ты сер­деч­ной, пре­по­доб­ный Гри­го­рий удо­сто­ил­ся слы­шать Ан­гель­ское пе­ние во сла­ву Свя­той Тро­и­цы, – так он был уго­ден Бо­гу и Ан­ге­лам. Для про­ти­во­дей­ствия ере­си ико­но­бор­че­ства пре­по­доб­ный Гри­го­рий по­ки­нул мо­на­стырь и от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль. Свя­той со­хра­нил чи­сто­ту пра­во­сла­вия и в сло­вах, и в де­лах, мно­гие го­ро­да очи­стил от сквер­ны ико­но­бор­че­ства, убеж­дая и да­же са­мую кровь про­лить за свя­тые ико­ны. Его уче­ни­ка­ми бы­ли Иосиф пес­но­пи­сец и пре­по­доб­ный Иоанн. В сто­ли­це он и скон­чал­ся (ок. 842 г.). Нетлен­ные мо­щи его на­хо­дят­ся в Ру­мы­нии.

☦️
Пре­по­доб­ный Ди­о­дор Юрье­гор­ский (Да­ми­ан) ро­дил­ся в се­ле Тур­ча­со­во на ре­ке Оне­ге. Ро­ди­те­ли его – Иеро­фей и Ма­рия – на­зва­ли сы­на Ди­о­ми­дом. Пят­на­дца­ти­лет­ним юно­шей он от­пра­вил­ся на бо­го­мо­лье в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь и остал­ся там по­слуш­ни­ком. Здесь же он в 19 лет при­нял по­стриг от игу­ме­на Ан­то­ния, жил с от­шель­ни­ка­ми на пу­стын­ных ост­ро­вах, а за­тем уда­лил­ся на Водл-озе­ро. Семь лет про­жил он там в по­дви­гах вме­сте с уче­ни­ком сво­им Про­хо­ром. Ре­шив ос­но­вать мо­на­стырь во имя Пре­свя­той Тро­и­цы на Юрье­вой го­ре, пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся в Моск­ву, где по­лу­чил раз­ре­ше­ние от ца­ря Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча (1613–1645) и день­ги на стро­и­тель­ство мо­на­сты­ря от ма­те­ри ца­ря, ста­ри­цы-ино­ки­ни Мар­фы. Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Ди­о­дор дол­жен был по де­лам оби­те­ли по­ехать в Кар­го­поль. Про­ща­ясь с бра­ти­ей, он пред­ска­зал свою ско­рую смерть. Скон­чал­ся и был по­гре­бен в Кар­го­по­ле († 27 но­яб­ря 1633 го­да). Через два го­да его нетлен­ное те­ло бы­ло пе­ре­не­се­но в Тро­иц­кую оби­тель и по­хо­ро­не­но на юж­ной сто­роне со­бор­но­го хра­ма. Па­мять пре­по­доб­но­го Ди­о­до­ра со­вер­ша­ет­ся 20 но­яб­ря, так как пре­став­ле­ние сов­па­да­ет с празд­не­ством Бо­жи­ей Ма­те­ри ра­ди Ее ико­ны Зна­ме­ния.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 9 фев­ра­ля 1870 го­да в го­ро­де Ка­си­мо­ве Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Иоан­на Ама­но­ва, три сы­на ко­то­ро­го впо­след­ствии ста­ли свя­щен­ни­ка­ми.
Два го­да Алек­сей Ама­нов обу­чал­ся в Ря­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. По­сле за­клю­че­ния бра­ка с Се­ра­фи­мой Ан­дре­ев­ной Ано­хи­ной он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
С 1914 по 1927 год отец Алек­сий слу­жил в се­ле Ба­лы­ки По­чеп­ско­го рай­о­на Брян­ской об­ла­сти. В са­мом на­ча­ле 1920-х го­дов про­изо­шел в се­ле слу­чай. Во двор свя­щен­ни­ка од­на­жды въе­ха­ло несколь­ко всад­ни­ков. За­шли в дом. В раз­го­во­ре с от­цом Алек­си­ем один из них ска­зал, чтобы он ни­ку­да не ухо­дил, что они через час вер­нут­ся и его пуб­лич­но рас­стре­ля­ют. По­сле это­го они уеха­ли.
Отец Алек­сий вы­шел в сад, где на­чал мо­лить­ся. Весть о слу­чив­шем­ся быст­ро раз­нес­лась по се­лу, и лю­ди ста­ли со­би­рать­ся к до­му свя­щен­ни­ка, чтобы за­щи­тить его, что им и уда­лось.
В 1927 го­ду отец Алек­сий пе­ре­шел слу­жить в Мос­ков­скую епар­хию. По­сколь­ку в За­рай­ске про­жи­ва­ли сест­ры его же­ны, он по­про­сил, чтобы ему раз­ре­ши­ли слу­жить в этом го­ро­де. Свя­щен­но­на­ча­ли­ем он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем в Ни­коль­ский храм се­ла Мас­ло­во, где про­слу­жил до 1930 го­да.
1 де­каб­ря 1930 го­да он был пе­ре­ве­ден в Спас­ский храм го­ро­да За­рай­ска. 24 но­яб­ря 1931 го­да отец Алек­сий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1935 го­ду про­то­и­е­рея Алек­сия Ама­но­ва на­зна­чи­ли на­сто­я­те­лем Ильин­ско­го хра­ма в том же го­ро­де, где он про­слу­жил до сво­е­го аре­ста.
Су­пру­га от­ца Алек­сия Се­ра­фи­ма Ан­дре­ев­на бы­ла ре­ген­том в хра­ме. Ильин­ская цер­ковь бы­ла ма­лень­кая и рас­по­ла­га­лась на окра­ине го­ро­да. До­ход в хра­ме был неве­лик, од­на­ко с Бо­жи­ей по­мо­щью уда­ва­лось во­вре­мя пла­тить на­ло­ги, ко­то­рые без­бож­ная власть на­ла­га­ла на цер­ковь. Неред­ко вну­ки свя­щен­ни­ка хо­ди­ли по хра­му с та­рел­кой, со­би­рая по­да­я­ние бо­го­моль­цев.
По­рой се­мья свя­щен­ни­ка го­ло­да­ла. Стар­шие вну­ки от­ца Алек­сия, де­ся­ти­лет­ний Ва­си­лий и се­ми­лет­няя Зоя, вес­ной бро­ди­ли по от­та­яв­шим кар­то­фель­ным по­лям. В вяз­кой сы­рой зем­ле де­ти ис­ка­ли гни­лую про­шло­год­нюю кар­тош­ку. Они с боль­шим удо­воль­стви­ем ели кар­то­фель­ные дран­ки, ко­то­рые при­го­тав­ли­ва­ла из при­не­сен­но­го кар­то­фе­ля Се­ра­фи­ма Ан­дре­ев­на.
Зи­мой не хва­та­ло се­на, чтобы про­кор­мить ко­зу; Ва­си­лий и Зоя в тор­го­вый день шли с меш­ка­ми на ба­зар­ную пло­щадь, чтобы там на­брать хоть сколь­ко-ни­будь се­на. Отец Алек­сий, про­во­жая их, пре­ду­пре­ждал: «Из-под мор­ды ло­ша­ди се­но не сметь брать, ина­че хо­зя­ин уда­рит вас кну­том».
Ло­ша­ди у свя­щен­ни­ка не бы­ло, на все тре­бы в лю­бую по­го­ду он хо­дил пеш­ком, а на Пас­халь­ной неде­ле несколь­ко дней по­се­щал до­ма при­хо­жан. Еще в Ба­лы­ках отец Алек­сий по­лу­чил трав­му но­ги. Мо­ло­дой же­ре­бе­нок уда­рил его пе­ред­ним ко­пы­том по ко­ле­ну, от­че­го про­изо­шел из­лом ко­лен­но­го су­ста­ва. В на­ча­ле 1930-х го­дов отец Алек­сий за­бо­лел гла­у­ко­мой, ле­вым гла­зом он прак­ти­че­ски ни­че­го не ви­дел.
В 1930 го­ду хо­зяй­ство свя­щен­ни­ка бы­ло за­пи­са­но как ку­лац­кое. Но­чью в дом яви­лось несколь­ко че­ло­век, ко­то­рые предъ­яви­ли до­ку­мент о рас­ку­ла­чи­ва­нии. При­шед­шие на­ча­ли вы­но­сить из до­ма ве­щи. Внуч­ка от­ца Алек­сия Зоя, жив­шая в то вре­мя в до­ме свя­щен­ни­ка, от шу­ма просну­лась. Се­ра­фи­ма Ан­дре­ев­на про­си­ла оста­вить пе­ро­вый мат­ра­сик, на ко­то­ром ле­жа­ла ма­лень­кая де­воч­ка, од­на­ко од­на из при­шед­ших жен­щин вы­дер­ну­ла его и унес­ла с со­бой.
В дом к свя­щен­ни­ку ча­сто при­хо­ди­ли лю­ди, чтобы по­лу­чить со­вет в том или ином жи­тей­ском де­ле: как со­ста­вить пись­мо в суд, как по­сту­пить, к ко­му об­ра­тить­ся в той или иной слож­ной си­ту­а­ции. Отец Алек­сий, чем мог, ста­рал­ся им по­мочь, не остав­лял в бе­де, за что очень ува­жал­ся на­ро­дом.
Во вре­мя бес­по­щад­ных го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в кон­це 1930-х го­дов без­бож­ные вла­сти по­ста­ви­ли пе­ред со­бой за­да­чу про­из­ве­сти по­все­мест­но мас­со­вый арест ду­хо­вен­ства и за­кры­тие хра­мов. По всей стране с но­вой си­лой на­ча­лись аре­сты и рас­стре­лы свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян.
В се­ре­дине но­яб­ря 1937 го­да сле­до­ва­тель За­рай­ско­го от­де­ле­ния НКВД Кры­са­нов до­про­сил двух че­ло­век, ко­то­рые со­гла­си­лись дать лже­сви­де­тель­ства про­тив от­ца Алек­сия. Од­на лже­сви­де­тель­ни­ца, в част­но­сти, по­ка­за­ла, что отец Алек­сий «в сен­тяб­ре 1937 го­да вы­ска­зы­вал­ся сре­ди на­се­ле­ния про­тив со­вет­ской вла­сти и ком­му­ни­стов, го­во­рил: ан­ти­хри­сто­ва власть опять воз­вра­ти­лась к аре­стам, в Москве аре­сто­ва­ли мно­го свя­щен­ни­ков. Это ком­му­ни­сты бо­ят­ся, что их по но­вой кон­сти­ту­ции не вы­бе­рут в со­ве­ты, по­это­му они всю ви­ну кла­дут на ду­хо­вен­ство. Все рав­но, сколь­ко они ни аре­сто­вы­вай, нас мно­го, да и ведь на­род шел за на­ми, так и пой­дет, – они пе­ред на­ро­дом бес­силь­ны».
Дру­гой лже­сви­де­тель по­ка­зал, что в мар­те 1937 го­да отец Алек­сий ру­гал ста­лин­скую кон­сти­ту­цию и при этом го­во­рил: «…В кон­сти­ту­ции пи­шут о сво­бод­ном ве­ро­ис­по­ве­да­нии, а в дей­стви­тель­но­сти это­го нет, и ве­ру­ю­щих под ви­дом все­воз­мож­ных при­чин ли­ша­ют пра­ва на от­прав­ле­ние ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов. На­род тре­бу­ет, чтобы я хо­дил по до­мам пра­во­слав­ных, а со­вет­ская власть нам это­го не раз­ре­ша­ет… Я на­ро­ду вез­де бу­ду рас­ска­зы­вать, как пред­ста­ви­те­ли вла­сти нас при­тес­ня­ют, – я как хо­дил, так и бу­ду хо­дить. Ве­ру свою пра­во­слав­ную не бро­шу…»
Отец Алек­сий был аре­сто­ван 24 но­яб­ря 1937 го­да у се­бя до­ма. Про­ща­ясь с су­пру­гой, он ска­зал ей: «Спа­си­бо те­бе, вер­ной ты бы­ла мне же­ной! Пой­ду я по сто­пам Спа­си­те­ля».
В тот же день про­то­и­е­рей Алек­сий был до­про­шен.
– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту. При­зна­е­те ли вы это? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Нет, я это от­ри­цаю, это не при­знаю.
– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ха­рак­те­ра кле­ве­ту на со­вет­скую власть и по­ра­жен­че­ское на­стро­е­ние. При­зна­е­те ли это?
– Нет, я это от­ри­цаю, это­го не го­во­рил.
– След­ствию из­вест­но, что вы при­зы­ва­ли на­се­ле­ние не под­пи­сы­вать­ся на за­ем и вы­ска­зы­ва­ли тер­ро­ри­сти­че­ское на­стро­е­ние про­тив ком­му­ни­стов. При­зна­е­те ли это?
– Нет, я это от­ри­цаю, это­го не де­лал.
– След­ствию из­вест­но, что вы при­зы­ва­ли на­се­ле­ние при вы­бо­рах в со­ве­ты го­ло­со­вать про­тив ком­му­ни­стов. При­зна­е­те ли это?
– Нет, это я от­ри­цаю и ви­нов­ным се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не при­знаю.
На этом до­прос был за­кон­чен. С мо­мен­та аре­ста и все вре­мя непро­дол­жи­тель­но­го след­ствия отец Алек­сий со­дер­жал­ся в тюрь­ме Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на, а за­тем был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
29 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сия к рас­стре­лу.
Про­то­и­е­рей Алек­сий Ама­нов был рас­стре­лян 3 де­каб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле. За несколь­ко ча­сов пе­ред смер­тью фо­то­граф Та­ган­ской тюрь­мы сфо­то­гра­фи­ро­вал свя­щен­ни­ка, чтобы при мно­же­стве про­во­ди­мых в те дни рас­стре­лов па­лач не ошиб­ся.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 15 июля 1888 го­да на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Поль­ши в го­ро­де Лу­ков Сед­лец­кой гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой се­мье же­лез­но­до­рож­но­го ра­бо­че­го Фад­дея Мед­ве­дю­ка. Уми­рая, отец ска­зал сы­ну Вла­ди­ми­ру: «Ди­тя мое, как хо­те­лось бы мне ви­деть те­бя свя­щен­ни­ком или да­же пса­лом­щи­ком, но толь­ко слу­жи­те­лем Церк­ви». Сын от­ве­тил ему, что это яв­ля­ет­ся так­же и его же­ла­ни­ем.
Окон­чив в 1910 го­ду ду­хов­ное учи­ли­ще, Вла­ди­мир слу­жил пса­лом­щи­ком в Ра­дом­ском со­бо­ре в Поль­ше. Мир­ное те­че­ние жиз­ни бы­ло пре­рва­но Пер­вой ми­ро­вой вой­ной, и Вла­ди­мир Фад­де­е­вич, как и ты­ся­чи дру­гих, ока­зал­ся в по­ло­же­нии бе­жен­ца. При­е­хав в Моск­ву, он по­зна­ко­мил­ся с Вар­ва­рой Дмит­ри­ев­ной Ива­ню­ко­вич, ко­то­рая про­ис­хо­ди­ла из глу­бо­ко ве­ру­ю­щей се­мьи из Бе­ло­рус­сии и так же, как и он, бы­ла бе­жен­кой. В 1915 го­ду они по­вен­ча­лись.
В 1916 го­ду Вла­ди­мир Фад­де­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му му­че­ни­цы Ири­ны, что на Воз­дви­жен­ке в Москве. Здесь он про­слу­жил до 1919 го­да и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Сав­вин­ско­го по­дво­рья на Твер­ской ули­це. В 1921 го­ду он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на Во­ро­неж­ско­го в Пет­ров­ском пар­ке в Москве.
С пер­вых дней слу­же­ния в хра­ме свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на отец Вла­ди­мир стал пы­тать­ся на­ла­дить при­ход­скую жизнь. В том оке­ане стра­стей, бед и стра­да­ний, ко­то­рый пред­став­ля­ла со­бой в это вре­мя со­вет­ская Рос­сия, для ве­ру­ю­щих этот при­ход стал ост­ров­ком люб­ви. Мо­ло­дой свя­щен­ник рев­ност­но от­нес­ся к сво­им пас­тыр­ским обя­зан­но­стям, и к нему сра­зу по­тя­ну­лась ве­ру­ю­щая мо­ло­дежь, ко­то­рой он ста­рал­ся при­вить лю­бовь к пра­во­слав­но­му бо­го­слу­же­нию и хра­му. В храм свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на ча­сто при­ез­жа­ли хо­ры из раз­ных церк­вей, что при­вле­ка­ло мно­гих мо­ля­щих­ся и лю­би­те­лей цер­ков­но­го пе­ния, так что бы­ва­ли слу­чаи, ко­гда храм не мог вме­стить всех же­ла­ю­щих.
Во вре­мя раз­гу­ла об­нов­лен­че­ства, ко­гда рас­коль­ни­ки при по­мо­щи без­бож­ных вла­стей дерз­ко за­хва­ты­ва­ли хра­мы, отец Вла­ди­мир, чтобы из­бе­жать та­ко­го са­мо­чин­но­го за­хва­та, сам за­пи­рал по­сле бо­го­слу­же­ния две­ри хра­ма и уно­сил клю­чи до­мой. Уви­дев, что не мо­гут за­хва­тить храм без со­гла­сия на это свя­щен­ни­ка, об­нов­лен­цы при­гла­си­ли от­ца Вла­ди­ми­ра к об­нов­лен­че­ско­му епи­ско­пу Ан­то­ни­ну (Гра­нов­ско­му); тот, по­тре­бо­вав у свя­щен­ни­ка клю­чи от хра­ма, за­кри­чал на него:
– От­дай клю­чи!
– Не от­дам, вла­ды­ка, не от­дам! – от­ве­тил отец Вла­ди­мир.
– Убью! Как со­ба­ку убью!
– Убей­те, – от­ве­тил свя­щен­ник. – Пе­ред пре­сто­лом Бо­жи­им мы с ва­ми вме­сте пред­ста­нем.
– Ишь, ка­кой! – ска­зал епи­скоп Ан­то­нин, но на­ста­и­вать боль­ше не стал. И храм не уда­лось за­хва­тить об­нов­лен­цам.
В 1923 го­ду отец Вла­ди­мир был на­граж­ден ка­ми­лав­кой. В 1925 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка и, предъ­явив ему об­ви­не­ния, ста­ли угро­жать за­клю­че­ни­ем в конц­ла­герь. Осво­бо­дить­ся, по их сло­вам, мож­но бы­ло лишь со­гла­сив­шись на со­труд­ни­че­ство с ОГПУ. Отец Вла­ди­мир дал со­гла­сие на это и был осво­бож­ден. ОГПУ да­ва­ло ему ка­кие-то за­да­ния, в ос­нов­ном ка­са­ю­щи­е­ся Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­та Пет­ра, ко­то­рые он ис­пол­нял, но чем даль­ше, тем боль­ше он вхо­дил в раз­лад с со­ве­стью и тем му­чи­тель­нее пе­ре­жи­вал свое по­ло­же­ние. Ни рев­ност­ное слу­же­ние в хра­ме, ни пас­тыр­ская доб­ро­со­вест­ность не мог­ли ути­шить этой жгу­чей ду­шев­ной бо­ли. В кон­це кон­цов отец Вла­ди­мир ре­шил пре­кра­тить свои от­но­ше­ния с ОГПУ в ка­че­стве сек­рет­но­го со­труд­ни­ка и ис­по­ве­дал грех пре­да­тель­ства ду­хов­ни­ку. 9 де­каб­ря 1929 го­да сле­до­ва­тель ОГПУ вы­звал его по­вест­кой в один из ка­би­не­тов на Боль­шой Лу­бян­ке и по­тре­бо­вал от него объ­яс­не­ний. Отец Вла­ди­мир за­явил ему, что от­ка­зы­ва­ет­ся от даль­ней­ше­го со­труд­ни­че­ства. В те­че­ние трех су­ток его уго­ва­ри­ва­ли пе­ре­ме­нить свое ре­ше­ние, но отец Вла­ди­мир на это не со­гла­сил­ся, за­явив, что он все рав­но уже рас­ска­зал обо всем свя­щен­ни­ку на ис­по­ве­ди. 11 де­каб­ря был вы­пи­сан ор­дер на его арест, и ему бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в «раз­гла­ше­нии… све­де­ний, не под­ле­жа­щих огла­ше­нию». 3 фев­ра­ля 1930 го­да Кол­ле­гия ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Вла­ди­ми­ра к трем го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь, ко­то­рое он от­бы­вал на стро­и­тель­стве Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла.
Се­мья его в это вре­мя бы­ла вы­се­ле­на из цер­ков­но­го до­ма и оста­лась без кро­ва. Это­го все­го бо­лее опа­сал­ся свя­щен­ник. На­хо­дясь в за­клю­че­нии, он стал усерд­но мо­лить­ся пре­по­доб­но­му Сер­гию и его ро­ди­те­лям, схи­мо­на­ху Ки­рил­лу и схи­мо­на­хине Ма­рии, чтобы их мо­лит­ва­ми се­мья на­шла се­бе при­ста­ни­ще. И они на­шли се­бе кров в Сер­ги­е­вом По­са­де. Вна­ча­ле им по­мог­ла в этом Оль­га Се­ра­фи­мов­на Де­фен­до­ва, из­вест­ная в свое вре­мя бла­го­тво­ри­тель­ни­ца, ко­то­рая в два­дца­тые го­ды уха­жи­ва­ла в Ни­ко­ло-Уг­реш­ском мо­на­сты­ре за боль­ным мит­ро­по­ли­том Ма­ка­ри­ем (Нев­ским).
В 1930 го­ду на празд­ник Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня сын от­ца Вла­ди­ми­ра Ни­ко­лай по­шел в Ильин­ский храм в Сер­ги­е­вом По­са­де. Ко­гда он по­до­шел к елео­по­ма­за­нию, на­сто­я­тель хра­ма отец Алек­сандр Мас­лов ска­зал ему:
– Я вас, мо­ло­дой че­ло­век, пер­вый раз ви­жу в на­шем хра­ме.
– У нас, ба­тюш­ка, боль­шое го­ре, – ска­зал Ни­ко­лай. – Нас пять че­ло­век оста­лось, па­пу взя­ли. Вот ма­ма с Оль­гой Се­ра­фи­мов­ной хо­ди­ли два дня по го­ро­ду. Как узна­ют, что пять че­ло­век де­тей, ни­кто не пус­ка­ет на квар­ти­ру. Не зна­ем, что де­лать.
Отец Алек­сандр по­до­звал од­ну из при­хо­жа­нок и ска­зал ей:
– На­деж­да Ни­ко­ла­ев­на, у вас са­мих боль­шое го­ре, вы долж­ны по­нять и при­нять эту се­мью.
– Бла­го­сло­ви­те, – от­ве­ти­ла она.
Так они ока­за­лись в се­мье Ари­сто­вых; гла­ва се­мьи, диа­кон Воз­не­сен­ской церк­ви, за несколь­ко ме­ся­цев пе­ред этим был аре­сто­ван и рас­стре­лян. Этот дом стал при­ста­ни­щем для се­мьи от­ца Вла­ди­ми­ра на мно­гие го­ды. По­сле окон­ча­ния в 1932 го­ду сро­ка за­клю­че­ния отец Вла­ди­мир по­се­лил­ся вме­сте с се­мьей в Сер­ги­е­вом По­са­де, а слу­жить ез­дил в Моск­ву в храм свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на. В 1933 го­ду храм был за­крыт вла­стя­ми, и отец Вла­ди­мир по­лу­чил ме­сто в Тро­иц­ком хра­ме в се­ле Яз­ви­ще Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на.
В 1935 го­ду отец Вла­ди­мир был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В Яз­ви­ще ему да­ли для жи­тья неболь­шую, в два ок­на, цер­ков­ную сто­рож­ку, ку­да пе­ре­еха­ла вся се­мья. Жить бы­ло тес­но, но у при­хо­да не бы­ло дру­го­го по­ме­ще­ния. Од­на­жды к ним при­шел со­сед, жив­ший на­про­тив, и ска­зал: «Отец Вла­ди­мир, пред­ла­гаю вам свой дом. Жи­ви­те сколь­ко хо­ти­те, мне ни ко­пей­ки от вас не на­до». В до­ме это­го бла­го­де­те­ля се­мья про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра про­жи­ла де­сять лет.
В то вре­мя в Во­ло­ко­лам­ском рай­оне жи­ли мно­гие из тех, кто вер­нул­ся из ссыл­ки и ко­му бы­ло за­пре­ще­но жить в Москве. Сре­ди дру­гих в Во­ло­ко­лам­ске жил про­то­ди­а­кон Ни­ко­лай Цвет­ков, ко­то­ро­го ве­ру­ю­щие по­чи­та­ли за по­движ­ни­че­скую жизнь и про­зор­ли­вость. Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир ча­сто хо­дил к нему для раз­ре­ше­ния тех или иных за­труд­ни­тель­ных во­про­сов. Од­на­жды про­то­ди­а­кон Ни­ко­лай по­про­сил его по­слу­жить но­чью у него в до­ме. Ок­на бы­ли плот­но за­на­ве­ше­ны. Они об­ла­чи­лись; бы­ло все­го несколь­ко че­ло­век мо­ля­щих­ся. И вдруг во вре­мя служ­бы кто-то по­сту­чал в окош­ко. Па­мять о тю­рем­ном за­клю­че­нии и ла­ге­ре бы­ла еще све­жа, и отец Вла­ди­мир стал сни­мать об­ла­че­ние. «Отец Вла­ди­мир, не ма­ло­ду­ше­ствуй­те, стой­те как сто­я­ли. Сей­час мы узнáем», – ска­зал отец Ни­ко­лай. Ока­за­лось, что это по­сту­чал слу­чай­ный пут­ник, ко­то­рый хо­тел узнать, как про­ехать на стан­цию.
По­след­ний раз отец Вла­ди­мир при­шел к про­то­ди­а­ко­ну Ни­ко­лаю вес­ной 1937 го­да, чтобы по­здра­вить его с днем те­зо­име­нит­ства. Но тот да­же не вы­шел, толь­ко из-за две­ри ска­зал: «Хри­стос вос­кре­се!» – и все. Отец Вла­ди­мир по­про­сил по­слуш­ни­цу пра­вед­ни­ка ска­зать ему, что это отец Вла­ди­мир из се­ла Яз­ви­ще при­шел по­здра­вить его с днем Ан­ге­ла. Она все пе­ре­да­ла, и отец про­то­ди­а­кон по­вто­рил ей: «Ска­жи ему: во­ис­ти­ну вос­кре­се!» Отец Вла­ди­мир рас­стро­ил­ся, так как по­нял, что это бы­ло ска­за­но про­зор­ли­вым стар­цем в том смыс­ле, что они боль­ше в этой жиз­ни не встре­тят­ся.
Ле­том 1937 го­да на­ча­лись мас­со­вые аре­сты. В но­яб­ре про­то­и­е­рей Вла­ди­мир ез­дил в Моск­ву и, ко­гда вер­нул­ся, ска­зал, что уве­рен, что его вско­ре аре­сту­ют. «Не ссыл­ки и смер­ти я бо­юсь, – ска­зал он, – бо­юсь эта­пов, ко­гда го­нят за­клю­чен­ных по несколь­ку де­сят­ков ки­ло­мет­ров в день, и па­да­ю­щих, обес­силев­ших кон­во­и­ры до­би­ва­ют при­кла­да­ми, и зве­ри по­том тер­за­ют их тру­пы».
11 но­яб­ря 1937 го­да в рай­он­ное от­де­ле­ние НКВД Во­ло­ко­лам­ска по­сту­пи­ла до­клад­ная за­пис­ка о том, что в се­ле Яз­ви­ще бы­ло про­ве­де­но со­бра­ние, на ко­то­ром по­чти не бы­ло мо­ло­де­жи. И буд­то по­то­му ее не бы­ло, что сын про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Ни­ко­лай со­брал непо­да­ле­ку от из­бы-чи­таль­ни, где про­хо­ди­ло со­бра­ние, до­мов­ник, и вся мо­ло­дежь по­шла ту­да. В за­пис­ке так­же утвер­жда­лось, что к свя­щен­ни­ку еже­днев­но при­хо­дит до два­дца­ти че­ло­век, в ос­нов­ном ста­рух и ста­ри­ков из раз­ных кол­хо­зов Во­ло­ко­лам­ско­го и Но­во­пет­ров­ско­го рай­о­нов. 24 но­яб­ря 1937 го­да был вы­пи­сан ор­дер на арест свя­щен­ни­ка.
25 но­яб­ря отец Вла­ди­мир со­би­рал­ся слу­жить за­каз­ную за­упо­кой­ную ли­тур­гию и на­ка­нуне ве­че­ром, стоя у ок­на в сво­ей ком­на­те, вы­чи­ты­вал свя­щен­ни­че­ское пра­ви­ло. В до­ме, кро­ме се­мьи свя­щен­ни­ка, на­хо­ди­лись две мо­на­стыр­ские по­слуш­ни­цы, Ма­рия Брян­це­ва и Та­тья­на Фо­ми­че­ва, ко­то­рые по­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря жи­ли при Тро­иц­кой церк­ви в Яз­ви­ще, ис­пол­няя по­слу­ша­ния пса­лом­щи­цы и ал­тар­ни­цы. Они в этот ве­чер по­мо­га­ли су­пру­ге свя­щен­ни­ка ру­бить ка­пу­сту. Вдруг отец Вла­ди­мир уви­дел, что ми­мо его ок­на идут пред­се­да­тель сель­со­ве­та и ми­ли­ци­о­нер. «Ка­жет­ся, сей­час за мной при­дут», – ска­зал отец Вла­ди­мир до­че­ри. Через несколь­ко ми­нут они бы­ли уже в до­ме. «Дой­дем до сель­со­ве­та, на­до кое-что вы­яс­нить», – ска­зал один из них. Отец Вла­ди­мир стал со все­ми про­щать­ся, при­чем со­труд­ник НКВД на­ро­чи­то его то­ро­пил, го­во­ря, что он ско­ро вер­нет­ся. Но отец Вла­ди­мир знал, что уже ни­ко­гда не вер­нет­ся, всех бла­го­сло­вил и ска­зал до­че­ри: «Вряд ли, де­точ­ка, мы те­перь уви­дим­ся». То­гда же вме­сте с ним бы­ли аре­сто­ва­ны по­слуш­ни­цы Та­тья­на и Ма­рия.
В тот же день су­пру­га свя­щен­ни­ка Вар­ва­ра Дмит­ри­ев­на со­бра­ла пе­ре­да­чу и по­нес­ла в сель­со­вет, но ее не до­пу­сти­ли к му­жу, а ска­за­ли, что при­дут к ней ве­че­ром с обыс­ком. Позд­но но­чью при­шел тот же со­труд­ник НКВД и с ярост­ным шу­мом стал про­из­во­дить обыск. Тре­ща­ли пол­ки, па­да­ли кни­ги. Обыск свел­ся к то­му, что он взял все, что по­па­лось под ру­ку, и по­бро­сал без опи­си в меш­ки.
До­про­сы на­ча­лись по­чти сра­зу по­сле аре­ста. 26 но­яб­ря бы­ли вы­зва­ны пред­се­да­тель сель­со­ве­та, участ­во­вав­ший в аре­сте свя­щен­ни­ка, сек­ре­тарь сель­со­ве­та и «де­жур­ные сви­де­те­ли», ко­то­рые под­пи­са­ли по­ка­за­ния, на­пи­сан­ные сле­до­ва­те­лем. В тот же день был до­про­шен про­то­и­е­рей Вла­ди­мир.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, – за­явил сле­до­ва­тель, – что ва­шу квар­ти­ру ча­сто по­се­ща­ют мо­наш­ки и ве­ру­ю­щие из окру­жа­ю­щих се­ле­ний Во­ло­ко­лам­ско­го и Но­во­пет­ров­ско­го рай­о­нов. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Фо­ми­че­ва и Брян­це­ва мою квар­ти­ру по­се­ща­ли, но очень ред­ко. Ве­ру­ю­щие мою квар­ти­ру по­се­ща­ют толь­ко с тре­бой.
– След­ствию из­вест­но, что у вас на квар­ти­ре устра­и­ва­ют­ся сбо­ри­ща. На сбо­ри­щах вы об­суж­да­е­те по­ли­ти­ку пар­тии и со­вет­ской вла­сти.
– Сбо­рищ у ме­ня на квар­ти­ре ни­ко­гда не бы­ло.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди окру­жа­ю­щих вас лиц за­ни­ма­е­тесь контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся.
– Вы по­ка­зы­ва­е­те лож­но. По ва­ше­му де­лу до­про­шен ряд сви­де­те­лей, ко­то­рые под­твер­жда­ют ва­шу контр­ре­во­лю­ци­он­ную и ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний.
– Еще раз за­яв­ляю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я ни­ко­гда не за­ни­мал­ся.
В тот же день бы­ли до­про­ше­ны по­слуш­ни­цы Ма­рия Брян­це­ва и Та­тья­на Фо­ми­че­ва.
По­слуш­ни­ца Ма­рия ро­ди­лась в 1895 го­ду в се­ле Се­ве­ро­во По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Гри­го­рия Брян­це­ва. Хо­зяй­ство у от­ца бы­ло неболь­шое – дом с на­двор­ны­ми по­строй­ка­ми, два са­рая, ам­бар, ло­шадь и ко­ро­ва. В 1915 го­ду, ко­гда де­вуш­ке ис­пол­ни­лось два­дцать лет, она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в мо­на­стырь. По­сле ре­во­лю­ции под­ви­за­лась в Бо­ри­со­глеб­ском мо­на­сты­ре в Вос­кре­сен­ском уез­де до его за­кры­тия в 1928 го­ду. В этом же го­ду она вы­еха­ла на ро­ди­ну в По­доль­ский рай­он.
По­слуш­ни­ца Та­ти­а­на ро­ди­лась в 1897 го­ду в се­ле На­до­враж­ное непо­да­ле­ку от го­ро­да Ис­т­ра Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Алек­сея Фо­ми­че­ва. В 1916 го­ду она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в мо­на­стырь и по­сле ре­во­лю­ции бы­ла на по­слу­ша­нии в Бо­ри­со­глеб­ском мо­на­сты­ре. В 1928 го­ду вла­сти за­кры­ли мо­на­стырь, и она пе­ре­еха­ла к ро­ди­те­лям в се­ло На­до­враж­ное.
В 1931 го­ду вла­сти на­ча­ли пре­сле­до­вать мо­на­хов и мо­на­хинь за­кры­тых мо­на­сты­рей. Мно­гие из них, несмот­ря на за­кры­тие оби­те­лей, ста­ра­лись при­дер­жи­вать­ся в сво­ей жиз­ни мо­на­стыр­ско­го уста­ва. Неко­то­рые по­се­ля­лись непо­да­ле­ку от оби­те­лей, за­ра­ба­ты­ва­ли на про­пи­та­ние, по­доб­но древним пу­стын­ни­кам, ру­ко­де­ли­ем, а мо­лить­ся хо­ди­ли в бли­жай­шую при­ход­скую цер­ковь.
В на­ча­ле 1931 го­да ОГПУ со­зда­ло «де­ло» про­тив мо­на­хинь Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мо­на­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го ря­дом с се­лом Лу­ки­но По­доль­ско­го рай­о­на. До ре­во­лю­ции в Кре­сто­воз­дви­жен­ском мо­на­сты­ре под­ви­за­лось око­ло ста мо­на­хинь. По­сле ре­во­лю­ции мо­на­стырь был за­крыт, но мо­на­хи­ни до­би­лись раз­ре­ше­ния на от­кры­тие в сте­нах оби­те­ли сель­ско­хо­зяй­ствен­ной ар­те­ли, со­сто­я­щей из быв­ших мо­на­стыр­ских се­стер. Та­ким об­ра­зом мо­на­ше­ская жизнь про­дли­лась здесь до 1926 го­да, ко­гда мо­на­стырь был окон­ча­тель­но упразд­нен, а в его кор­пу­сах раз­ме­стил­ся дом от­ды­ха име­ни Кар­по­ва. Две­на­дцать се­стер оби­те­ли и то­гда не ушли от­сю­да, ча­стью устро­ив­шись ра­бо­тать в до­ме от­ды­ха, ча­стью по­се­лив­шись в со­сед­них де­рев­нях и ру­ко­дель­ни­чая. Мо­лить­ся все хо­ди­ли в Ильин­ский храм в се­ле Ле­ме­ше­во. Хор при хра­ме так­же со­сто­ял из ино­кинь и по­слуш­ниц за­кры­тых мо­на­сты­рей. Сре­ди дру­гих в хо­ре пе­ли по­слуш­ни­цы Ма­рия Брян­це­ва и Та­тья­на Фо­ми­че­ва.
До­про­шен­ный 13 мая 1931 го­да сле­до­ва­те­лем ОГПУ ди­рек­тор до­ма от­ды­ха по­ка­зал, что «в быв­шем мо­на­сты­ре, где на­хо­дит­ся сей­час дом от­ды­ха, еще до сих пор ви­сят ко­ло­ко­ла, кре­сты, стен­ные гра­вю­ры икон и раз­ные цер­ков­ные укра­ше­ния, а за огра­дой мо­на­сты­ря на­хо­дит­ся цер­ковь. Чем объ­яс­ня­ет­ся, что до се­го вре­ме­ни не сня­ты ко­ло­ко­ла и мо­на­стырь не пе­ре­де­лан в нор­маль­ный вид, труд­но ска­зать. Од­на­ко пре­бы­ва­ние до се­го дня две­на­дца­ти мо­на­шек и их ан­ти­со­вет­ская де­я­тель­ность да­ет ос­но­ва­ние по­ла­гать, что от­ста­лое на­се­ле­ние окру­жа­ю­щих де­ре­вень на­хо­ди­лось под их вли­я­ни­ем и не под­пи­сы­ва­лось за сня­тие ко­ло­ко­лов с мо­на­сты­ря. Две­на­дцать мо­на­шек со­став­ля­ют не что иное, как об­щи­ну во­круг быв­ше­го мо­на­сты­ря… эти две­на­дцать мо­на­шек име­ют об­ще­ние меж­ду со­бой, про­жи­ва­ют при мо­на­сты­ре, свя­за­ны с ку­лац­ким эле­мен­том, аги­ти­ру­ют сре­ди кре­стьян про­тив ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти, ча­сто вра­ща­ясь сре­ди кре­стьян­ства, име­ют об­ще­ние с от­ды­ха­ю­щи­ми, вся­че­ски ста­ра­ясь воз­дей­ство­вать на них, по­ка­зы­вая се­бя об­ма­ну­ты­ми со­вет­ской вла­стью».
До­про­шен­ный сле­до­ва­те­лем ОГПУ культ­ра­бот­ник до­ма от­ды­ха по­ка­зал: «Вы­ска­жу свое мне­ние о “свя­том” оча­ге во­круг церк­ви. Хо­тя я стал­ки­вал­ся все­го два-три ра­за с этим оча­гом во вре­мя об­сле­до­ва­ния мест­но­сти, клад­би­ща, церк­ви, и при­чем очень по­верх­ност­но, тем не ме­нее я яр­ко ощу­тил имен­но гнез­до и рас­сад­ник, враж­деб­ный нам, со сво­и­ми зло­ве­щи­ми ста­ру­ха­ми, про­кли­на­ю­щи­ми на­шу уста­нов­ку. Ха­рак­тер­но от­ме­тить, как силь­но их вли­я­ние. Де­вуш­ки-кре­стьян­ки в воз­расте до два­дца­ти пя­ти лет, с ко­то­ры­ми я раз­го­ва­ри­вал око­ло церк­ви, ве­ру­ют в Бо­га и на мои по­пыт­ки раз­убе­дить их сна­ча­ла при­слу­ша­лись, но ско­ро от­мах­ну­лись и по­шли в цер­ковь, ру­ко­во­ди­мые ста­ру­ха­ми мо­наш­ка­ми. Зи­мой бы­ли от­ме­че­ны слу­чаи, ко­гда от­ды­ха­ю­щие так­же хо­ди­ли в цер­ковь, по­это­му мое мне­ние та­ко­во, что нуж­но во­об­ще лик­ви­ди­ро­вать этот очаг вплоть до сне­се­ния церк­ви».
18 мая 1931 го­да по­слуш­ни­цы Ма­рия и Та­тья­на бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. Все­го то­гда бы­ло аре­сто­ва­но сем­на­дцать мо­на­хинь и по­слуш­ниц из раз­лич­ных оби­те­лей, по­се­лив­ших­ся вбли­зи от за­кры­то­го Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мо­на­сты­ря.
Хо­зяй­ка до­ма в се­ле Ле­ме­ше­во, где жи­ла по­слуш­ни­ца Та­тья­на, по­ка­за­ла, что по­слуш­ни­ца за­ни­ма­ет­ся ру­ко­де­ли­ем, ко­то­рое про­да­ет кре­стья­нам со­сед­них де­ре­вень, и что она на­стро­е­на про­тив ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти. Од­на из лже­сви­де­тель­ниц по­ка­за­ла, что по­слуш­ни­ца Та­тья­на яв­ля­ет­ся ярой цер­ков­ни­цей и ве­дет ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. Дру­гой сви­де­тель по­ка­зал, что по­слуш­ни­ца Ма­рия го­во­ри­ла кре­стья­нам: «За­чем вам нуж­ны кол­хо­зы и за­чем ид­ти в них, ко­гда там де­ла­ют на­си­лие над кре­стья­на­ми. Сей­час вы, кре­стьяне, за­гна­ны в та­кой хлев, в ко­то­ром ни­ка­кие за­ко­ны не пи­са­ны». И кре­стьяне буд­то бы за­кри­ча­ли в от­вет на сло­ва од­ной из по­слуш­ниц: «Пра­виль­но го­во­рят ма­туш­ки, они все же боль­ше на­ше­го зна­ют».
На до­про­се по­слуш­ни­ца Ма­рия ска­за­ла: «К со­вет­ской вла­сти я от­но­шусь с пре­зре­ни­ем. Со­вет­ская власть нас за­ду­ши­ла. На Цер­ковь ком­му­ни­сты устро­и­ли го­не­ния, за­кры­вая хра­мы и тре­буя упла­ты боль­ших на­ло­гов. Ви­нов­ной в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я се­бя не при­знаю».
29 мая 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла по­слуш­ниц Ма­рию и Та­тья­ну к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Осво­бо­див­шись в 1934 го­ду, Ма­рия по­се­ли­лась в се­ле Вы­со­ко­во, а Та­тья­на – в де­ревне Ше­лудь­ко­во Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на, и ста­ли по­мо­гать в Тро­иц­ком хра­ме про­то­и­е­рею Вла­ди­ми­ру. Они бы­ли аре­сто­ва­ны в 1937 го­ду вме­сте с ним.
До­про­шен­ные 26 но­яб­ря 1937 го­да, по­слуш­ни­цы ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­лись под­твер­дить об­ви­не­ния, воз­во­ди­мые на них сле­до­ва­те­ля­ми, и не со­гла­си­лись ни­ко­го ого­ва­ри­вать. 28 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и на сле­ду­ю­щий день трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра к рас­стре­лу, а по­слуш­ниц Та­тья­ну и Ма­рию – к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.
В это вре­мя жене от­ца Вла­ди­ми­ра Вар­ва­ре Дмит­ри­евне со­об­щи­ли, что за­клю­чен­ных го­то­вят к от­прав­ке в Моск­ву и по­езд прой­дет через бли­жай­шую от их се­ла стан­цию в три ча­са дня. Ей ска­за­ли, что за­клю­чен­ных по­ве­зут в пер­вом ва­гоне, ко­то­рый бу­дет с ре­шет­ка­ми. Вар­ва­ра Дмит­ри­ев­на с детьми по­до­шла к по­ез­ду, взяв с со­бой ве­щи, – их она по­ла­га­ла пе­ре­дать му­жу. По­езд оста­но­вил­ся, но ва­гон с за­клю­чен­ны­ми окру­жи­ла охра­на, ни­ко­го не под­пус­кая к нему близ­ко. Они ста­ли при­сталь­но всмат­ри­вать­ся в за­ре­ше­чен­ные окош­ки и вдруг уви­де­ли, как в од­ном из них по­яви­лась ру­ка и свя­щен­ни­че­ским бла­го­сло­ве­ни­ем бла­го­сло­ви­ла их. По­езд сто­ял на стан­ции три ми­ну­ты, ко­то­рые по­ка­за­лись им од­ним мгно­ве­ни­ем. По­сле от­хо­да по­ез­да не бы­ло сил ид­ти на­зад три ки­ло­мет­ра и нести ве­щи, пред­на­зна­чен­ные для от­ца Вла­ди­ми­ра. В это вре­мя по­до­шел под­ро­сток, жив­ший в се­ле Яз­ви­ще, и спро­сил, что слу­чи­лось. Они объ­яс­ни­ли, и он по­мог им до­не­сти ве­щи до до­ма.
Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Мед­ве­дюк был рас­стре­лян 3 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой. По­слуш­ни­ца Ма­рия Брян­це­ва по­сле окон­ча­ния сро­ка за­клю­че­ния вер­ну­лась до­мой, а по­слуш­ни­ца Та­тья­на Фо­ми­че­ва при­ня­ла смерть в за­клю­че­нии.

Жития
Писание