⏳ 2019.11.27 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 24я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 6й)
• среда (однодневный пост, воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
27 ноября (14 ноября)
• ап. Филиппа (I)
• свв. царя Иустиниана I (565) и царицы Феодоры (548)
• свт. Григория Паламы (1357)
• прп. Филиппа Ирапского (1527)
• сщмчч. Димитрия (Беневоленского), Александра (Быкова), Виктора (Ильинского), Алексия (Нечаева), Михаила (Белюстина), Михаила (Некрасова), Феодора (Баккалинского), Петра (Титова), Алексия (Никологорского), Сергия (Знаменского), Николая (Дунаева), Василия (Лихарева), Александра (Покровского), Николая (Виноградова), Димитрия (Лебедева), Порфирия (Колосовского), Василия (Никольского), Георгия (Извекова), Василия (Розанова), Сергия (Спасского), Александра (Чекалова), Сергия (Руфицкого), Николая (Богородского), прмч. Аристарха (Заглодина-Кокорева), мчч. Гавриила (Безфамильного), Димитрия (Рудакова), мц. Анны (Зерцаловой) (1937)
• сщмч. Феодора (Грудакова) (1940)
• сщмч. Сергия (Константинова) (1941)


☦️
Свя­той апо­стол Филипп, уро­же­нец го­ро­да Виф­са­и­ды (Га­ли­лея), был глу­бо­ким зна­то­ком Свя­щен­но­го Пи­са­ния и, пра­виль­но ра­зу­мея смысл вет­хо­за­вет­ных про­ро­честв, ожи­дал при­хо­да Мес­сии. По при­зы­ву Спа­си­те­ля (Ин.1:43) он по­шел за Ним. Об апо­сто­ле Филип­пе несколь­ко раз го­во­рит­ся в Свя­том Еван­ге­лии: он при­вел ко Хри­сту апо­сто­ла На­фа­наи­ла (Ин.1:46); его Гос­подь спро­сил, сколь­ко нуж­но де­нег для по­куп­ки хле­ба 5-ти ты­ся­чам че­ло­век (Ин.6:7); он при­вел эл­ли­нов, же­лав­ших уви­деть Хри­ста (Ин.12:21-22); на­ко­нец, он во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри спра­ши­вал Хри­ста о Бо­ге От­це (Ин.14:8).
По­сле Воз­не­се­ния Гос­по­да апо­стол Филипп про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие в Га­ли­лее, со­про­вож­дая про­по­ведь чу­де­са­ми. Так, он вос­кре­сил мла­ден­ца, умер­ше­го на ру­ках у ма­те­ри. Из Га­ли­леи он на­пра­вил­ся в Гре­цию и про­по­ве­до­вал сре­ди пе­ре­се­лив­ших­ся ту­да иуде­ев. Неко­то­рые из них со­об­щи­ли в Иеру­са­лим о про­по­ве­ди апо­сто­ла, и то­гда из Иеру­са­ли­ма в Эл­ла­ду при­бы­ли книж­ни­ки во гла­ве с пер­во­свя­щен­ни­ком для об­ви­не­ния апо­сто­ла Филип­па. Апо­стол Филипп об­ли­чил ложь пер­во­свя­щен­ни­ка, го­во­рив­ше­го, что уче­ни­ки Хри­сто­вы по­хи­ти­ли и скры­ли те­ло Гос­по­да, рас­ска­зав, как фа­ри­сеи под­ку­пи­ли во­и­нов стра­жи, рас­пу­стив­ших этот слух. Ко­гда же иудей­ский пер­во­свя­щен­ник и его спут­ни­ки ста­ли ху­лить Гос­по­да и на­бро­си­лись на апо­сто­ла Филип­па, они вне­зап­но ослеп­ли. По мо­лит­ве апо­сто­ла все про­зре­ли, и, ви­дя это чу­до, мно­гие уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Апо­стол Филипп по­ста­вил им епи­ско­па, име­нем Нар­кисс (при­чтен к ли­ку 70 апо­сто­лов).
Из Эл­ла­ды апо­стол Филипп от­пра­вил­ся в Пар­фы, а за­тем в го­род Азот, где ис­це­лил боль­ные гла­за до­че­ри мест­но­го жи­те­ля Ни­ко­кли­да, при­няв­ше­го его в свой дом и за­тем кре­стив­ше­го­ся со всем се­мей­ством.
Из Азо­та апо­стол Филипп от­пра­вил­ся в Иера­поль Си­рий­ский, где, под­стре­ка­е­мые фа­ри­се­я­ми, иудеи по­до­жгли дом Ира, при­няв­ше­го к се­бе апо­сто­ла Филип­па, а апо­сто­ла хо­те­ли убить. Но, ви­дя чу­де­са, со­вер­шен­ные апо­сто­лом: ис­це­ле­ние вы­сох­шей ру­ки на­чаль­ни­ка го­ро­да Ари­стар­ха, хо­тев­ше­го уда­рить апо­сто­ла, а так­же вос­кре­ше­ние умер­ше­го от­ро­ка, – рас­ка­я­лись, и мно­гие при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. По­ста­вив Ира епи­ско­пом в Иера­поль, апо­стол про­шел Си­рию, Ма­лую Азию, Ли­дию, Ми­сию, всю­ду про­по­ве­дуя Еван­ге­лие и пе­ре­но­ся стра­да­ния. Его и со­пут­ство­вав­шую ему сест­ру Ма­ри­ам­ну по­би­ва­ли кам­ня­ми, за­то­ча­ли в тем­ни­цы, из­го­ня­ли из се­ле­ний.
За­тем апо­стол при­был во Фри­гию, в го­род Иера­поль Фри­гий­ский, где бы­ло мно­го язы­че­ских хра­мов, в том чис­ле храм, по­свя­щен­ный зме­ям, где оби­та­ла огром­ная ехид­на. Апо­стол Филипп си­лой мо­лит­вы умерт­вил ехид­ну и ис­це­лил мно­гих уку­шен­ных зме­я­ми. В чис­ле ис­це­лен­ных бы­ла же­на пра­ви­те­ля го­ро­да Ан­фи­па­та, при­няв­шая хри­сти­ан­ство. Узнав об этом, пра­ви­тель Ан­фи­пат при­ка­зал схва­тить Филип­па, его сест­ру и при­шед­ше­го с ни­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея. По на­у­ще­нию жре­цов хра­ма ехид­ны Ан­фи­пат при­ка­зал рас­пять свя­тых апо­сто­лов Филип­па и Вар­фо­ло­мея. В это вре­мя на­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, и всех при­сут­ство­вав­ших на су­ди­ли­ще за­сы­па­ло зем­лей. Ви­ся­щий на кре­сте у хра­ма ехид­ны апо­стол Филипп мо­лил­ся о спа­се­нии рас­пяв­ших его от по­след­ствий зем­ле­тря­се­ния. Ви­дя про­ис­хо­див­шее, на­род уве­ро­вал во Хри­ста и стал тре­бо­вать сня­тия с кре­ста апо­сто­лов. Апо­стол Вар­фо­ло­мей, сня­тый с кре­ста, был еще жив и, по­лу­чив осво­бож­де­ние, кре­стил всех уве­ро­вав­ших и по­ста­вил им епи­ско­па.
Апо­стол Филипп, мо­лит­ва­ми ко­то­ро­го все, кро­ме Ан­фи­па­та и жре­цов, оста­лись жи­вы, скон­чал­ся на кре­сте.
Сест­ра его Ма­ри­ам­на по­греб­ла его те­ло и вме­сте с апо­сто­лом Вар­фо­ло­ме­ем на­пра­ви­лась с про­по­ве­дью в Ар­ме­нию, где апо­стол Вар­фо­ло­мей был рас­пят (па­мять 11 июня), Ма­ри­ам­на же про­по­ве­до­ва­ла до сво­ей кон­чи­ны в Ли­ка­о­нии (па­мять 17 фев­ра­ля).

☦️
Свя­той Иусти­ни­ан, вы­да­ю­щий­ся го­судар­ствен­ный де­я­тель Ви­зан­тии, ве­ли­кий рев­ни­тель пра­во­сла­вия, стро­и­тель хра­мов и цер­ков­ный пи­са­тель, был сла­вя­ни­ном, ро­дом из Бол­га­рии. В его цар­ство­ва­ние (527–565) Ви­зан­тия про­сла­ви­лась во­ен­ны­ми по­бе­да­ми в Пер­сии, Аф­ри­ке, Ита­лии, в ре­зуль­та­те ко­то­рых ре­ши­тель­но ис­ко­ре­ня­лось язы­че­ство сре­ди ван­да­лов и ве­ст­го­тов. По рас­по­ря­же­нию ца­ря Иусти­ни­а­на бы­ли за­кры­ты язы­че­ские шко­лы в Афи­нах. С це­лью рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства в пре­де­лах Ма­лой Азии Иусти­ни­ан по­слал ту­да епи­ско­па Ефес­ско­го Иоан­на, ко­то­рый кре­стил бо­лее 70 ты­сяч языч­ни­ков. Царь при­ка­зал по­стро­ить для но­во­об­ра­щен­ных 90 церк­вей, щед­ро под­дер­жи­вал хра­мо­вое стро­и­тель­ство в им­пе­рии. Луч­ши­ми по­строй­ка­ми его вре­ме­ни счи­та­ют­ся мо­на­стырь на Си­нае и храм Свя­той Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле. При свя­том Иусти­ни­ане бы­ло по­стро­е­но осо­бен­но мно­го хра­мов во имя Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы. Бу­дучи че­ло­ве­ком раз­но­сто­ронне об­ра­зо­ван­ным, свя­той Иусти­ни­ан тща­тель­но за­бо­тил­ся об об­ра­зо­ва­нии цер­ков­ных кли­ри­ков и ино­ков, по­велев пре­по­да­вать им ри­то­ри­ку, фило­со­фию и бо­го­сло­вие.
Бла­го­вер­ный го­су­дарь мно­го вни­ма­ния и сил по­свя­тил борь­бе с ори­ге­ни­ста­ми, воз­рож­дав­ши­ми ересь несто­ри­ан. Про­тив этих ере­ти­че­ских из­мыш­ле­ний свя­той Иусти­ни­ан со­ста­вил песнь «Еди­но­род­ный Сыне и Сло­ве Бо­жий» и ввел обя­за­тель­ное ее пе­ние в церк­вах. С это­го вре­ме­ни и по се­го­дняш­ний день эта песнь по­ет­ся на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии пе­ред ма­лым вхо­дом. По по­ве­ле­нию го­су­да­ря в 553 го­ду был со­зван V Все­лен­ский Со­бор, осу­див­ший уче­ние Ори­ге­на и под­твер­див­ший опре­де­ле­ния IV Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра. Свя­той им­пе­ра­тор Иусти­ни­ан за­бо­тил­ся о по­ряд­ке, пра­ве и за­кон­но­сти в го­су­дар­стве. Под его ру­ко­вод­ством и над­зо­ром бы­ло со­став­ле­но пол­ное со­бра­ние рим­ских за­ко­нов, до­шед­шее до нас под на­зва­ни­ем «Ко­дек­са Юс­ти­ни­а­на». «Но­вел­лы» Иусти­ни­а­на вхо­дят во все ва­ри­ан­ты рус­ской Корм­чей Кни­ги.
В лич­ной жиз­ни свя­той Иусти­ни­ан со­блю­дал стро­гое бла­го­че­стие, мно­го и усерд­но по­стил­ся. Скон­чал­ся свя­той царь Иустин­нан в 565 го­ду.
Вме­сте с им­пе­ра­то­ром к ли­ку свя­тых при­чис­ле­на су­пру­га его и еди­но­мыш­лен­ни­ца им­пе­ра­три­ца Фе­о­до­ра, скон­чав­ша­я­ся в 548 го­ду. Она бы­ла сна­ча­ла ве­ли­кой греш­ни­цей, сто­рон­ни­цей мо­но­фи­зи­тов, а по­том рас­ка­я­лась и ве­ла доб­ро­де­тель­ную жизнь, со­блю­дая чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную.

☦️
Свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма, ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский, ро­дил­ся в 1296 го­ду в Ма­лой Азии. Во вре­мя ту­рец­ко­го на­ше­ствия се­мья бе­жа­ла в Кон­стан­ти­но­поль и на­шла при­ют при дво­ре Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га (1282–1328). Отец свя­то­го Гри­го­рия стал круп­ным са­нов­ни­ком при им­пе­ра­то­ре, но вско­ре умер, и сам Ан­д­ро­ник при­нял уча­стие в вос­пи­та­нии и об­ра­зо­ва­нии оси­ро­тев­ше­го маль­чи­ка. Об­ла­дая пре­крас­ны­ми спо­соб­но­стя­ми и боль­шим при­ле­жа­ни­ем, Гри­го­рий без тру­да осво­ил все пред­ме­ты, со­став­ляв­шие пол­ный курс сред­не­ве­ко­во­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Им­пе­ра­тор хо­тел, чтобы юно­ша по­свя­тил се­бя го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти, но Гри­го­рий, ед­ва до­стиг­нув 20 лет, уда­лил­ся на Свя­тую Го­ру Афон в 1316 го­ду (по дру­гим све­де­ни­ям, в 1318) и по­сту­пил по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь Ва­то­пед, где под ру­ко­вод­ством стар­ца, пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма Ва­то­пед­ско­го (па­мять 11 июля), при­нял по­стриг и на­чал путь по­движ­ни­че­ства. Через год ему явил­ся в ви­де­нии свя­той еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов и обе­щал свое ду­хов­ное по­кро­ви­тель­ство. Мать Гри­го­рия вме­сте с его сест­ра­ми так­же при­ня­ла мо­на­ше­ство.
По­сле пре­став­ле­ния стар­ца Ни­ко­ди­ма инок Гри­го­рий про­хо­дил 8 лет свой мо­лит­вен­ный по­двиг под ру­ко­вод­ством стар­ца Ни­ки­фо­ра, а по­сле кон­чи­ны по­след­не­го пе­ре­шел в Лав­ру пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. Здесь он при­слу­жи­вал за тра­пе­зой, а за­тем стал цер­ков­ным пев­цом. Но через три го­да (1321), стре­мясь к бо­лее вы­со­ким сту­пе­ням ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, он по­се­лил­ся в неболь­шой от­шель­ни­че­ской оби­те­ли Глос­сии. На­сто­я­тель этой оби­те­ли стал учить юно­шу со­сре­до­то­чен­ной ду­хов­ной мо­лит­ве – ум­но­му де­ла­нию, ко­то­рое по­сте­пен­но раз­ра­ба­ты­ва­лось и усва­и­ва­лось мо­на­ха­ми на­чи­ная с ве­ли­ких пу­стын­ни­ков IV ве­ка Ева­грия Пон­тий­ско­го и пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го (па­мять 19 ян­ва­ря). По­сле то­го, как в XI ве­ке в тру­дах Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва (па­мять 12 мар­та) по­дроб­ное осве­ще­ние по­лу­чи­ли внеш­ние мо­лит­вен­ные при­е­мы ум­но­го де­ла­ния, оно бы­ло усво­е­но Афон­ски­ми по­движ­ни­ка­ми. Опыт­ное при­ме­не­ние ум­но­го де­ла­ния, тре­бу­ю­щее уеди­не­ния и без­мол­вия, по­лу­чи­ло на­зва­ние ис­и­хаз­ма (от греч. по­кой, мол­ча­ние), а са­ми прак­ти­ку­ю­щие его ста­ли на­зы­вать­ся ис­их­аста­ми. За вре­мя пре­бы­ва­ния в Глос­сии бу­ду­щий свя­ти­тель пол­но­стью про­ник­ся ду­хом ис­и­хаз­ма и при­нял его для се­бя как ос­но­ву жиз­ни. В 1326 го­ду из-за угро­зы на­па­де­ния ту­рок вме­сте с бра­ти­ей он пе­ре­брал­ся в Со­лунь (Фес­са­ло­ни­ки), где то­гда же был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
Свои обя­зан­но­сти пре­сви­те­ра свя­той Гри­го­рий со­че­тал с жиз­нью от­шель­ни­ка: пять дней неде­ли про­во­дил в без­мол­вии и мо­лит­ве, и толь­ко в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье пас­тырь вы­хо­дил к на­ро­ду – со­вер­шал бо­го­слу­же­ние и про­из­но­сил про­по­ве­ди. Его по­уче­ния ча­сто вы­зы­ва­ли у пред­сто­я­щих в хра­ме уми­ле­ние и сле­зы. Од­на­ко пол­ная от­ре­шен­ность от об­ще­ствен­ной жиз­ни свя­ти­те­лю бы­ла несвой­ствен­на. Ино­гда он по­се­щал бо­го­слов­ские со­бра­ния го­род­ской об­ра­зо­ван­ной мо­ло­де­жи во гла­ве с бу­ду­щим пат­ри­ар­хом Ис­и­до­ром. Воз­вра­ща­ясь как-то из Кон­стан­ти­но­по­ля, он об­на­ру­жил близ Со­лу­ни ме­стеч­ко Ве­рии, удоб­ное для уеди­нен­ной жиз­ни. Вско­ре он со­брал здесь неболь­шую об­щи­ну мо­на­хов-от­шель­ни­ков и ру­ко­во­дил ею в те­че­ние 5 лет. В 1331 го­ду свя­ти­тель уда­лил­ся на Афон и уеди­нил­ся в ски­ту свя­то­го Сав­вы, близ Лав­ры пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. В 1333. го­ду он был на­зна­чен игу­ме­ном Ес­фиг­мен­ско­го мо­на­сты­ря в се­вер­ной ча­сти Свя­той Го­ры. В 1336 го­ду свя­ти­тель вер­нул­ся в скит свя­то­го Сав­вы, где за­нял­ся бо­го­слов­ски­ми тру­да­ми, ко­то­рых не остав­лял уже до кон­ца жиз­ни.
А меж­ду тем в 30-е го­ды XIV ве­ка в жиз­ни Во­сточ­ной Церк­ви на­зре­ва­ли со­бы­тия, по­ста­вив­шие свя­ти­те­ля Гри­го­рия в ряд наи­бо­лее зна­чи­тель­ных все­лен­ских апо­ло­ге­тов пра­во­сла­вия и при­нес­шие ему из­вест­ность учи­те­ля ис­и­хаз­ма.
Око­ло 1330 го­да в Кон­стан­ти­но­поль из Ка­лаб­рии при­е­хал уче­ный мо­нах Вар­ла­ам. Ав­тор трак­та­тов по ло­ги­ке и аст­ро­но­мии, уме­лый и ост­ро­ум­ный ора­тор, он по­лу­чил ка­фед­ру в сто­лич­ном уни­вер­си­те­те и стал тол­ко­вать со­чи­не­ния Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та (па­мять 3 ок­тяб­ря), апо­фа­ти­че­ское бо­го­сло­вие ко­то­ро­го бы­ло при­зна­но в рав­ной ме­ре и Во­сточ­ной и За­пад­ной Церк­ва­ми. Вско­ре Вар­ла­ам по­ехал на Афон, по­зна­ко­мил­ся там с укла­дом ду­хов­ной жиз­ни ис­их­а­стов и, на ос­но­ва­нии дог­ма­та о непо­сти­жи­мо­сти су­ще­ства Бо­жия, объ­явил ум­ное де­ла­ние ере­ти­че­ским за­блуж­де­ни­ем. Пу­те­ше­ствуя с Афо­на в Со­лунь, от­ту­да в Кон­стан­ти­но­поль и за­тем сно­ва в Со­лунь, Вар­ла­ам всту­пал в спо­ры с мо­на­ха­ми и пы­тал­ся до­ка­зать твар­ность Фа­вор­ско­го све­та; при этом он не стес­нял­ся под­ни­мать на смех рас­ска­зы ино­ков о мо­лит­вен­ных при­е­мах и о ду­хов­ных оза­ре­ни­ях.
Свя­ти­тель Гри­го­рий по прось­бе Афон­ских мо­на­хов об­ра­тил­ся сна­ча­ла с уст­ны­ми уве­ща­ни­я­ми. Но, ви­дя без­успеш­ность по­доб­ных по­пы­ток, он пись­мен­но из­ло­жил свои бо­го­слов­ские до­во­ды. Так по­яви­лись «Три­а­ды в за­щи­ту свя­тых ис­их­а­стов» (1338). К 1340 го­ду Афон­ские по­движ­ни­ки с уча­сти­ем свя­ти­те­ля со­ста­ви­ли об­щий от­вет на на­пад­ки Вар­ла­а­ма – так на­зы­ва­е­мый «Свя­то­гор­ский то­мос». На Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре 1341 го­да в хра­ме Свя­той Со­фии про­изо­шел спор свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы с Вар­ла­а­мом, со­сре­до­то­чив­ший­ся на при­ро­де Фа­вор­ско­го све­та. 27 мая 1341 го­да Со­бор при­нял по­ло­же­ния свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы о том, что Бог, недо­ступ­ный в Сво­ей Сущ­но­сти, яв­ля­ет Се­бя в энер­ги­ях, ко­то­рые об­ра­ще­ны к ми­ру и до­ступ­ны вос­при­я­тию, как Фа­вор­ский свет, но яв­ля­ют­ся не чув­ствен­ны­ми и не со­тво­рен­ны­ми. Уче­ние Вар­ла­а­ма бы­ло осуж­де­но как ересь, а сам он, пре­дан­ный ана­фе­ме, уда­лил­ся в Ка­лаб­рию.
Но спо­ры меж­ду па­ла­ми­та­ми и вар­ла­а­ми­та­ми бы­ли да­ле­ко не за­кон­че­ны. К чис­лу вто­рых при­над­ле­жа­ли уче­ник Вар­ла­а­ма, бол­гар­ский мо­нах Акин­дин и пат­ри­арх Иоанн XIV Ка­ле­ка (1341–1347); к ним скло­нял­ся и Ан­д­ро­ник III Па­лео­лог (1328–1341). Акин­дин вы­сту­пил с ря­дом трак­та­тов, в ко­то­рых объ­яв­лял свя­ти­те­ля Гри­го­рия и Афон­ских мо­на­хов ви­нов­ни­ка­ми цер­ков­ных смут. Свя­ти­тель на­пи­сал по­дроб­ное опро­вер­же­ние до­мыс­лов Акин­ди­на. То­гда пат­ри­арх от­лу­чил свя­ти­те­ля от Церк­ви (1344) и под­верг тем­нич­но­му за­клю­че­нию, ко­то­рое про­дол­жа­лось три го­да. В 1347 го­ду, ко­гда Иоан­на XIV на пат­ри­ар­шем пре­сто­ле сме­нил Ис­и­дор (1347–1349), свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма был осво­бож­ден и воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па Со­лун­ско­го. В 1351 го­ду Влахерн­ский Со­бор тор­же­ствен­но за­сви­де­тель­ство­вал пра­во­слав­ность его уче­ния. Но со­лу­няне при­ня­ли свя­ти­те­ля Гри­го­рия не сра­зу: он вы­нуж­ден был жить в раз­ных ме­стах. В од­ну из его по­ез­док в Кон­стан­ти­но­поль ви­зан­тий­ская га­ле­ра по­па­ла в ру­ки ту­рок. Свя­ти­те­ля Гри­го­рия в те­че­ние го­да про­да­ва­ли в раз­лич­ных го­ро­дах как плен­ни­ка, но и то­гда он неуто­ми­мо про­дол­жал про­по­ведь хри­сти­ан­ской ве­ры.
Лишь за три го­да до кон­чи­ны вер­нул­ся он в Со­лунь. На­ка­нуне его пре­став­ле­ния ему явил­ся в ви­де­нии свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Со сло­ва­ми «В гор­няя! В гор­няя!» свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу 14 но­яб­ря 1359 го­да. В 1368 го­ду он был ка­но­ни­зо­ван на Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре при пат­ри­ар­хе Фило­фее (1354–1355, 1362–1376), ко­то­рый на­пи­сал жи­тие и служ­бу свя­ти­те­лю.

☦️
Пре­по­доб­ный Филипп, в ми­ру Фе­о­фил, был ос­но­ва­те­лем Ирап­ской пу­сты­ни. Не пом­нив­ший ро­ди­те­лей, круг­лый си­ро­та, 12-лет­ний Фе­о­фил по­се­лил­ся вбли­зи Ко­мель­ской оби­те­ли и жил по­да­я­ни­ем. Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий (па­мять 19 мая) при­нял бла­го­че­сти­во­го от­ро­ка в оби­тель и через три го­да по­стриг в ино­че­ство с име­нем Филипп. Крот­кий, сми­рен­ный и тру­до­лю­би­вый, он по хо­да­тай­ству бра­тии был удо­сто­ен свя­щен­ства. Стрем­ле­ние к выс­шим по­дви­гам по­бу­ди­ло его уда­лить­ся в Бе­ло­зер­скую окру­гу. Здесь, поль­зу­ясь по­кро­ви­тель­ством кня­зя Ан­дрея Ше­ле­шпан­ско­го, вы­де­лив­ше­го ему зем­лю близ ре­ки Ира­па, в 45 вер­стах от Че­ре­пов­ца, пре­по­доб­ный по­ста­вил ча­сов­ню во Имя Пре­свя­той Тро­и­цы и со­ору­дил се­бе кел­лию. Мол­ва о свя­том пу­стын­ни­ке рас­про­стра­ни­лась по всей окру­ге, и к нему ста­ли сте­кать­ся ино­ки. Вско­ре на ме­сте ча­сов­ни бы­ла по­став­ле­на цер­ковь во Имя Свя­той Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы. Пре­по­доб­ный Филипп про­вел в пу­сты­ни 15 лет и скон­чал­ся в воз­расте 45 лет. Мо­щи его бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в Тро­иц­ком хра­ме. Над его гроб­ни­цей бы­ла ико­на, на­пи­сан­ная по ви­де­нию ино­ком Фе­о­до­си­ем. Вско­ре по­сле кон­чи­ны свя­то­го Филип­па на ме­сте его по­дви­га воз­ник Крас­но­бор­ский Филип­пов мо­на­стырь.
Празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му Филип­пу бы­ло уста­нов­ле­но в кон­це XVI ве­ка. Ру­ко­пис­ная служ­ба ему от­но­сит­ся к кон­цу XVI ве­ка.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 10 ок­тяб­ря 1883 го­да в го­ро­де Выш­нем Во­лоч­ке Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Бе­не­во­лен­ско­го. Дмит­рий Ми­хай­ло­вич учил­ся сна­ча­ла в Твер­ской, а за­тем в Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1909 го­ду, по­сле че­го по­сту­пил на долж­ность учи­те­ля при Ни­ко­ло-Стол­пен­ском мо­на­сты­ре Твер­ской гу­бер­нии.
В 1911 го­ду умер свя­щен­ник в се­ле Ост­ров­но и при­ход остал­ся без пас­ты­ря. Дмит­рию Ми­хай­ло­ви­чу бы­ло пред­ло­же­но при­нять сан свя­щен­ни­ка.

В мае 1933 го­да за­кон­чил­ся срок ссыл­ки, о. Дмит­рий вер­нул­ся до­мой и был опре­де­лен свя­тым ар­хи­епи­ско­пом Фад­де­ем в храм се­ла Си­не­во-Дуб­ро­во Сон­ков­ско­го рай­о­на. Но не дол­го ему при­шлось здесь про­слу­жить. Ле­том 1937 го­да под­ня­лась сно­ва вол­на го­не­ний, и 12 но­яб­ря свя­щен­ник был аре­сто­ван.
20 но­яб­ря о. Дмит­рия вы­зва­ли к сле­до­ва­те­лю для за­пол­не­ния ан­ке­ты, а на сле­ду­ю­щий день – на до­прос. До­пра­ши­вал на­чаль­ник Сон­ков­ско­го рай­он­но­го от­де­ла НКВД. Все след­ствие дли­лось все­го один день. Бы­ли вы­зва­ны «де­жур­ные сви­де­те­ли» – пред­се­да­тель и сче­то­вод кол­хо­за име­ни Мак­си­ма Горь­ко­го, ко­то­рые, лже­сви­де­тель­ствуя, го­во­ри­ли, буд­то свя­щен­ник, «яв­ля­ясь враж­деб­ным, ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­ным, во­круг се­бя груп­пи­ро­вал клас­со­во-чуж­дые и то­же ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­ные эле­мен­ты и вме­сте с ни­ми за­ни­мал­ся ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью: рас­про­стра­нял про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о войне и па­де­нии со­вет­ской вла­сти, при­зы­вал кол­хоз­ни­ков от­ка­зать­ся от уча­стия в вы­бо­рах в Вер­хов­ный Со­вет СССР, рас­про­стра­нял контр­ре­во­лю­ци­он­ные цер­ков­ные ли­стов­ки и си­сте­ма­ти­че­ски дис­кре­ди­ти­ро­вал кол­хоз­ный строй».
Сле­до­ва­тель за­чи­тал вслух во­прос:
– Вам предъ­яв­ля­ет­ся об­ви­не­ние в си­сте­ма­ти­че­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ной на срыв кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– Нет, ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не вел.
– За что, ко­гда вы су­ди­лись и где от­бы­ва­ли срок на­ка­за­ния?
– В 1929 го­ду я был при­го­во­рен к ста пя­ти­де­ся­ти руб­лям штра­фа; в том же го­ду к штра­фу в сто руб­лей; в 1930 го­ду – к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край.
– В июле ме­ся­це вы сре­ди кол­хоз­ни­ков ве­ли ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– Нет, не под­твер­ждаю.
– В ок­тяб­ре вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв пред­вы­бор­ных ра­бот по вы­бо­рам в Вер­хов­ный Со­вет СССР.
– Нет, ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, на­прав­лен­ной на срыв пред­вы­бор­ных ра­бот по вы­бо­рам в Вер­хов­ный Со­вет, я не вел.
– В ав­гу­сте вы рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о войне. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– Не под­твер­ждаю. Слу­хов о войне не рас­про­стра­нял.
В этот же день по­мощ­ник опер­упол­но­мо­чен­но­го со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние и от­пра­вил его на рас­смот­ре­ние Трой­ки, ко­то­рая 25 но­яб­ря вы­нес­ла по­ста­нов­ле­ние рас­стре­лять свя­щен­ни­ка. Про­то­и­е­рей Дмит­рий Бе­не­во­лен­ский был рас­стре­лян 27 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в брат­ской мо­ги­ле. Ме­сто его по­гре­бе­ния бы­ло скры­то вла­стя­ми и до се­го дня оста­ет­ся неиз­вест­ным. До­ныне со­хра­ня­ет­ся сре­ди при­хо­жан па­мять о по­движ­ни­че­ском слу­же­нии свя­щен­но­му­че­ни­ка.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 15 ав­гу­ста 1877 го­да в се­ле Ро­га­че­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье про­то­и­е­рея Вя­че­сла­ва Кон­стан­ти­но­ва и его су­пру­ги Еле­ны. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в ду­хов­ном учи­ли­ще, где пре­по­да­ва­те­лем был его отец, а за­тем учил­ся в Вифан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Окон­чив ее в 1900 го­ду, он стал учи­те­лем фаб­рич­ной шко­лы в го­ро­де Яхро­ме Мос­ков­ской гу­бер­нии.
В 1906 го­ду Сер­гей Вя­че­сла­во­вич же­нил­ся на де­ви­це Ан­то­нине, до­че­ри диа­ко­на Ва­си­лия Смир­но­ва, ко­то­рый впо­след­ствии был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Дья­ко­во Мос­ков­ской гу­бер­нии. Он стал по­след­ним на­сто­я­те­лем это­го хра­ма во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Храм был за­крыт в 1923 го­ду, отец Ва­си­лий остал­ся жить в се­ле. Скон­чал­ся он в кон­це два­дца­тых го­дов и был по­гре­бен за ал­та­рем хра­ма.
Ан­то­ни­на Ва­си­льев­на в 1904 го­ду бле­стя­ще окон­чи­ла Мос­ков­ское епар­хи­аль­ное Фила­ре­тов­ское жен­ское учи­ли­ще и в 1906 го­ду по­лу­чи­ла сви­де­тель­ство на зва­ние до­маш­ней учи­тель­ни­цы с пра­вом пре­по­да­вать рус­ский и цер­ков­но­сла­вян­ский язык, сло­вес­ность, ариф­ме­ти­ку, гео­мет­рию, все­об­щую и рус­скую гео­гра­фию, граж­дан­скую ис­то­рию – об­щую и оте­чест­вен­ную, фи­зи­ку, ди­дак­ти­ку и фран­цуз­ский язык. Впо­след­ствии у от­ца Сер­гия и Ан­то­ни­ны Ва­си­льев­ны ро­ди­лось де­сять де­тей, из ко­то­рых трое умер­ли в мла­ден­че­стве.
В 1906 го­ду Сер­гей Вя­че­сла­во­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в се­ле Вос­кре­сен­ском Мос­ков­ской гу­бер­нии. Храм был вы­стро­ен в 1898 го­ду. В 1908 го­ду бы­ла воз­ве­де­на ко­ло­коль­ня. Один из ко­ло­ко­лов был до­став­лен на стан­цию Вос­кре­сенск по же­лез­ной до­ро­ге, а за­тем ки­ло­метр от стан­ции до хра­ма при­хо­жане нес­ли его на ру­ках.
В 1911 го­ду отец Сер­гий был пе­ре­ве­ден в Тро­иц­кий храм в го­ро­де Яхро­ме. Впо­след­ствии он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем это­го хра­ма и воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Храм был вы­стро­ен при бу­ма­го­пря­диль­ной и ткац­кой фаб­ри­ке То­ва­ри­ще­ства По­кров­ской ма­ну­фак­ту­ры на сред­ства ее вла­дель­ца, быв­ше­го мос­ков­ско­го го­род­ско­го го­ло­вы И.А. Ля­ми­на. В то вре­мя, ко­гда в нем слу­жил отец Сер­гий, бы­ла вы­стро­е­на ко­ло­коль­ня; со­хра­ни­лись фо­то­гра­фии, на ко­то­рых за­пе­чат­лен мо­мент под­ня­тия ко­ло­ко­ла на но­во­воз­ве­ден­ную ко­ло­коль­ню. В Яхро­ме, по­ка не на­ча­лись го­не­ния от без­бож­ни­ков, отец Сер­гий был ди­рек­то­ром шко­лы и пре­по­да­вал За­кон Бо­жий. По вос­по­ми­на­ни­ям всех знав­ших его, он был строг, но спра­вед­лив.
С на­ча­лом го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь свя­щен­ни­ка на­ча­ли пре­сле­до­вать, и пер­вое, что сде­ла­ли, это ото­бра­ли дом, что для боль­шой се­мьи яви­лось се­рьез­ным ис­пы­та­ни­ем. Отец Сер­гий снял ком­на­ту в со­сед­нем се­ле, а за­тем, за­няв де­нег, ку­пил дом в се­ле Лео­но­ве. Чтобы рас­пла­тить­ся с дол­гом, он, не остав­ляя слу­же­ния в церк­ви, стал ра­бо­тать на кир­пич­ном за­во­де бух­гал­те­ром; од­на­ко, ко­гда на­чаль­ство узна­ло, что он слу­жит в хра­ме и не же­ла­ет его остав­лять, свя­щен­ни­ка уво­ли­ли. Жи­ли они бед­но, и Ан­то­ни­на Ва­си­льев­на, чтобы одеть де­тей, ши­ла до­че­рям пла­тья из плат­ков, ко­то­рые да­ри­ли ино­гда от­цу Сер­гию при­хо­жане. Маль­чиш­ки драз­ни­ли на ули­це до­че­рей свя­щен­ни­ка, что у них пла­тья сши­ты из плат­ков.
В кон­це два­дца­тых го­дов, во вре­мя про­ве­де­ния рас­ку­ла­чи­ва­ния, к свя­щен­ни­ку ста­ли ча­сто при­хо­дить пред­ста­ви­те­ли вла­стей для изъ­я­тия из­лиш­­ков. Ино­гда эти «из­лиш­ки» за­клю­ча­лись в пя­ти ки­ло­грам­мах кру­пы. И это бы­ло все про­пи­та­ние се­мьи на бли­жай­шее вре­мя. У них уже не оста­лось по­чти ни­ка­ко­го иму­ще­ства, и на ночь ста­ви­ли рас­кла­душ­ки, а по­сколь­ку и их бы­ло недо­ста­точ­но, то укла­ды­ва­лись на них по двое. Ино­гда вла­сти вы­зы­ва­ли от­ца Сер­гия на ноч­ные до­про­сы. Же­на свя­щен­ни­ка по­сы­ла­ла вме­сте с ним дочь Юлию, ко­то­рая уса­жи­ва­лась на де­ре­вян­ном ди­ван­чи­ке в рай­он­ном от­де­ле­нии НКВД и жда­ла, ко­гда от­пу­стят от­ца. А мать в это вре­мя до­ма мо­ли­лась. В 1930 го­ду храм был за­крыт. За­кры­тию хра­ма пред­ше­ство­ва­ло сня­тие ко­ло­ко­лов. Для свя­щен­ни­ка это яви­лось боль­шим по­тря­се­ни­ем, и, гля­дя на про­ис­хо­дя­щее вар­вар­ство, он за­пла­кал.
В 1930 го­ду ар­хи­епи­скоп Твер­ской Фад­дей (Успен­ский) на­зна­чил про­то­и­е­рея Сер­гия на­сто­я­те­лем Воз­не­сен­ской церк­ви в го­ро­де Ким­ры. В этом хра­ме отец Сер­гий про­слу­жил до сво­е­го аре­ста.
13 но­яб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка. На сле­ду­ю­щий день со­сто­ял­ся до­прос, по­сле ко­то­ро­го отец Сер­гий был пре­про­вож­ден в тюрь­му в го­ро­де Ка­шине.
– След­ствие от вас тре­бу­ет прав­ди­вых по­ка­за­ний, что вы, бу­дучи враж­деб­но на­стро­е­ны про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя, сре­ди на­се­ле­ния про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, груп­пи­ро­ва­ли во­круг се­бя от­ста­лую часть на­се­ле­ния ве­ру­ю­щих, ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ли кле­ве­ту на со­вет­скую власть. При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ным? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Я ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей не за­ни­мал­ся и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– След­ствие от вас на­стой­чи­во тре­бу­ет прав­ди­вых по­ка­за­ний. Вы лже­те и ста­ра­е­тесь укрыть сле­ды пре­ступ­ле­ния от след­ствия – то, что, бу­дучи враж­деб­но на­стро­е­ны про­тив со­вет­ской вла­сти, про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию.
– Я еще раз по­вто­ряю, что ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся и контр­ре­во­лю­ци­он­ных взгля­дов про­тив со­вет­ской вла­сти не вы­ска­зы­вал.
По­сколь­ку свя­щен­ник от­ка­зал­ся при­зна­вать се­бя ви­нов­ным, бы­ли вы­зва­ны «де­жур­ные сви­де­те­ли», ко­то­рые под­пи­са­ли необ­хо­ди­мые след­ствию лже­сви­де­тель­ства.
22 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 2 де­каб­ря 1937 го­да Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Сер­гия к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Пер­вое вре­мя по­сле при­го­во­ра отец Сер­гий со­дер­жал­ся в тюрь­ме в го­ро­де Ка­шине, а за­тем был от­прав­лен в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию «Сму­ти­ха», рас­по­ло­жен­ную непо­да­ле­ку от стан­ции Ко­со­ва Го­ра Твер­ской об­ла­сти.
9 ок­тяб­ря 1938 го­да отец Сер­гий пи­сал жене Ан­то­нине Ва­си­льевне из ла­ге­ря: «До­ро­гие мои То­ня, дет­ки и внуч­ки! Я по­ка здо­ров, здо­ро­вы ли вы, осо­бен­но То­ня? Ведь ты, ве­ро­ят­но, ужас­но про­зяб­ла, так как бы­ло в день тво­ей по­езд­ки ко мне 6 ок­тяб­ря вет­ре­но и хо­лод­но, – ме­ня это очень ин­те­ре­су­ет и нема­ло бес­по­ко­ит. За пе­ре­да­чу очень и очень бла­го­да­рю всех при­ни­мав­ших в ней уча­стие, те­бя и де­ток… Всех пом­ня­щих ме­ня бла­го­да­рю за вни­ма­ние. Род­ным и зна­ко­мым шлю при­вет и доб­рые по­же­ла­ния. Пи­ши, до­ро­гая, не за­бы­вай ме­ня, в ско­ром вре­ме­ни жду от те­бя пись­ма».
Вско­ре отец Сер­гий был от­прав­лен в тюрь­му в го­род Бе­жецк, от­ту­да в тюрь­му в го­род Зуб­цов.
15 мая 1940 отец Сер­гий на­пи­сал на имя про­ку­ро­ра об­ла­сти жа­ло­бу с прось­бой пе­ре­сле­до­вать де­ло и дать оч­ные став­ки с те­ми, кто да­вал про­тив него лож­ные сви­де­тель­ства. В от­вет про­ку­рор на­пи­сал, что свя­щен­ник был осуж­ден пра­виль­но и ос­но­ва­ний для пе­ре­смот­ра де­ла нет.
Через неко­то­рое вре­мя отец Сер­гий был пе­ре­ве­ден в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию, рас­по­ло­жен­ную непо­да­ле­ку от стан­ции Лы­ко­ши­но.

В се­ре­дине июля 1940 го­да отец Сер­гий тя­же­ло за­бо­лел, о чем и со­об­щил жене, но по­том встре­во­жил­ся сам, что при­нес ей бес­по­кой­ство, и 20 июля на­пи­сал ей: «16 июля я по­слал те­бе пись­мо и те­перь рас­ка­и­ва­юсь, так как чув­ствую, что оно при­чи­ни­ло те­бе бес­по­кой­ство, но я и сам ис­пу­гал­ся – тем­пе­ра­ту­ра сра­зу по­вы­си­лась, и ненор­маль­ность ее про­дол­жа­лась 5-6 дней…» По со­сто­я­нию здо­ро­вья от­цу Сер­гию был необ­хо­дим бе­лый хлеб, и он пи­сал в том же пись­ме: «Бе­ло­го хле­ба со­вер­шен­но нет, но он был необ­хо­дим, а по­то­му я к те­бе и об­ра­тил­ся с по­кор­ней­шей прось­бой, ес­ли воз­мож­но до­стать, то при­шли, по­жа­луй­ста, бе­лень­ко­го хлеб­ца, та­ких же су­ха­ри­ков или ба­ра­но­чек, су­ше­чек, ну че­го толь­ко мо­жешь из бе­лой му­ки, а уж ес­ли нель­зя, то так и быть – лю­ди жи­вут, и мы про­жи­вем. У ме­ня оста­лось поч­то­вых ма­рок толь­ко на од­но пись­мо, про­шу те­бя при­слать поч­то­вых ма­рок пись­ма на три. Я бо­юсь, что с тво­ей пред­по­ла­га­е­мой по­езд­кой ко мне не вы­шло бы недо­ра­зу­ме­ния. Ведь на­ше по­ло­же­ние во­об­ще очень неустой­чи­вое, се­го­дня здесь, а зав­тра где-то там. Преж­де чем те­бе по­ехать ко мне, ты мне на­пи­ши, и я те­бе по­ста­ра­юсь дать от­вет, пись­ма ту­да и об­рат­но идут 5-6 дней. Жду от те­бя в ско­ром вре­ме­ни пись­ма – это преж­де все­го, а ес­ли воз­мож­но, и по­сы­лоч­ки».
1 ав­гу­ста 1940 го­да отец Сер­гий на­пи­сал пись­мо на­чаль­ни­ку НКВД Бе­рии. В нем он пи­сал: «13 но­яб­ря 1937 го­да я был аре­сто­ван рай­он­ным от­де­ле­ни­ем НКВД в Ким­рах… при­чем при аре­сте был учи­нен тща­тель­ный обыск; что имен­но ис­ка­ли, не знаю, но знаю то, что ни­че­го не на­шли, о чем со­став­лен был акт… 14 но­яб­ря я был вы­зван к сле­до­ва­те­лю, ко­то­рый за­дал мне три во­про­са, сво­дя­щих­ся к мо­ей яко­бы аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти. На за­дан­ные во­про­сы я от­ве­чал твер­до от­ри­ца­тель­но… В по­ли­ти­ку я ни­ко­гда не вме­ши­вал­ся, был со­вер­шен­но апо­ли­ти­чен… Боль­ше ни­ка­ких до­про­сов мне не учи­ня­лось. В де­каб­ре 1937 го­да мне был объ­яв­лен при­го­вор… к 10 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. В при­го­во­ре ука­за­но, что я вел аги­та­цию про­тив со­вет­ской вла­сти, но не упо­мя­ну­то о кон­крет­ных фак­тах… В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным я се­бя не при­знаю, а по­это­му и при­го­вор счи­таю невер­ным и по су­ще­ству ос­но­ван­ным на кля­уз­ном, глу­бо­ко кле­вет­ни­че­ском из­ве­те злых лю­дей на ни в чем не по­вин­но­го че­ло­ве­ка… Ни­ко­гда, ни­где ни­ка­кой аги­та­ции я не про­во­дил, это вся­кий из жи­те­лей го­ро­да Ким­ры, зна­ю­щий мой об­раз жиз­ни, под­твер­дит. Про­шу Вас по мо­е­му де­лу при­ка­зать про­из­ве­сти рас­сле­до­ва­ние всех об­сто­я­тельств мо­е­го де­ла в Ким­рах, где я со­сто­ял на служ­бе, пу­тем ши­ро­ко­го опро­са на­се­ле­ния и, удо­сто­ве­рив­шись в мо­ей неви­нов­но­сти, осво­бо­дить ме­ня от за­клю­че­ния и о Ва­ших рас­по­ря­же­ни­ях мне со­об­щить».
30 ав­гу­ста 1940 го­да рай­он­ное от­де­ле­ние НКВД в го­ро­де Ким­ры по­лу­чи­ло рас­по­ря­же­ние до­сле­до­вать де­ло. Со­труд­ни­кам НКВД вме­ня­лось в обя­зан­ность пе­ре­д­опро­сить преж­них сви­де­те­лей, а так­же вы­звать трех до­пол­ни­тель­ных, ко­то­рые долж­ны бы­ли «под­твер­дить то, что он поп».
В тот же день был до­про­шен один из двух лже­сви­де­те­лей, ко­то­рый под­твер­дил дан­ные им ра­нее по­ка­за­ния о яко­бы ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка. Дру­го­го пе­ре­д­опро­сить не уда­лось, так как через пол­то­ра ме­ся­ца по­сле дан­ных им лже­сви­де­тельств он сам был аре­сто­ван. Бы­ли вы­зва­ны до­пол­ни­тель­ных три сви­де­те­ля, ко­то­рые по­ка­за­ли, что пре­крас­но зна­ют на­сто­я­те­ля Воз­не­сен­ской церк­ви про­то­и­е­рея Сер­гия, но о его ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти им ни­че­го не из­вест­но.
В сен­тяб­ре 1940 го­да пе­ре­сле­до­ва­ние бы­ло за­кон­че­но. «По су­ще­ству до­про­шен­ные вновь сви­де­те­ли су­ще­ствен­но­го по де­лу ни­че­го не да­ли, лишь под­твер­ди­ли при­над­леж­ность С.В. Кон­стан­ти­но­ва к ду­хо­вен­ству». На ос­но­ва­нии из­ло­жен­но­го по­ста­но­ви­ли – при­го­вор оста­вить в си­ле, о чем и со­об­щить осуж­ден­но­му.
Вско­ре по­сле по­лу­че­ния это­го от­ве­та отец Сер­гий был от­прав­лен в конц­ла­герь, рас­по­ло­жен­ный в Ни­ло­вой пу­сты­ни на ост­ро­ве Се­ли­гер, а 6 сен­тяб­ря 1941 го­да он был пе­ре­ве­ден в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию, на­хо­див­шу­ю­ся на окра­ине го­ро­да Ков­ро­ва Вла­ди­мир­ской об­ла­сти.
Про­то­и­е­рей Сер­гий Кон­стан­ти­нов скон­чал­ся 26 но­яб­ря 1941 го­да. При­чи­ной смер­ти ста­ли непо­силь­ный труд и го­лод. В тот же день отец Сер­гий был по­гре­бен на ла­гер­ном клад­би­ще, устро­ен­ном на окра­ине ле­са непо­да­ле­ку от де­рев­ни Сер­гей­це­во Ков­ров­ско­го рай­о­на, в мо­ги­ле № 226.

Жития
Писание