⏳ 2019.11.22 (пт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 23я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 5й)
• пятница (однодневный пост, воспоминание распятия)

☀️ неподвижный годовой круг:
22 ноября (9 ноября)
• мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284–305)
• мч. Александра Солунского (305–311)
• прп. Матроны Константинопольской (ок. 492)
• мч. Антония Апамейского (V)
• прп. Иоанна Колова (V)
• прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (625)
• прп. Феоктисты Паросской (881)
• иконы Божией Матери «Скоропослушница» (X)
• прп. Онисифора Печерского (1148)
• свт. Нектария Пентапольского (1920)
• сщмчч. Парфения (Брянских), Константина (Черепанова), Димитрия (Русинова), Нестора (Панина), Феодора (Чичканова), Константина (Немешаева), Виктора (Климова), Илии (Рылько), Павла (Ансимова), Иосифа (Сченсновича), прмч. Алексия (Задворнова) (1937)


☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Они­си­фор и Пор­фи­рий жи­ли в цар­ство­ва­ние рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на. Во вре­мя же­сто­ко­го го­не­ния, воз­двиг­ну­то­го этим нече­сти­вым ца­рем на хри­сти­ан, и они спо­до­би­лись пре­тер­петь за Хри­ста тяж­кие му­че­ния. Их под­верг­ну­ли бес­че­ло­веч­но­му би­е­нию по все­му те­лу и мно­го­раз­лич­ным страш­ным ис­тя­за­ни­ям. По­сле то­го му­чи­те­ли по­ло­жи­ли стра­сто­терп­цев Хри­сто­вых на длин­ные ско­во­ро­ды и, раз­вед­ши огонь, жгли их. На­ко­нец, их при­вя­за­ли к сви­ре­пым, ди­ким ко­ням. Вла­чи­мые ими по ка­ме­ни­стой и неров­ной поч­ве, свя­тые му­че­ни­ки бы­ли со­вер­шен­но рас­тер­за­ны и в та­ких му­че­ни­ях пре­да­ли ду­ши свои Бо­гу. Ве­ру­ю­щие но­чью тай­но со­бра­ли остан­ки их и с че­стью по­греб­ли в се­ле­нии Пан­ги­ан­ском, где от них ста­ли ис­те­кать мно­го­раз­лич­ные чу­де­са и ис­це­ле­ния во сла­ву див­но­го во свя­тых Сво­их Бо­га, в Тро­и­це сла­ви­мо­го.

При­ме­ча­ние:
Свя­тые му­че­ни­ки Они­си­фор и Пор­фи­рий по­стра­да­ли в на­ча­ле IV сто­ле­тия. Се­ле­ние Пан­ги­ан­ское, ина­че Панке­ан, ле­жа­ло в Ма­ке­до­нии, око­ло го­ры Пан­гей, от ко­то­ро­го и по­лу­чи­ло свое на­име­но­ва­ние. О пре­бы­ва­нии свя­тых мо­щей в этом се­ле­нии и об ис­те­кав­ших от них чу­де­сах есть упо­ми­на­ние в 9-ой пес­ни ка­но­на, со­став­лен­но­го Иоси­фом Пес­но­пис­цем (тро­парь 3-й).

☦️
Свя­той Алек­сандр пре­тер­пел су­ро­вые му­че­ния при ца­ре Мак­си­ми­ане. Ис­по­ве­дав­ши се­бя хри­сти­а­ни­ном, он был схва­чен и при­нуж­да­ем при­не­сти жерт­ву идо­лам. Он же не толь­ко не по­ко­рил­ся, но ис­пол­нив­шись боль­шею рев­но­стью по Бо­гу, нис­про­верг­нул жерт­вен­ник с жерт­вою. Раз­гне­ван­ный Мак­си­ми­ан при­ка­зал от­сечь ему го­ло­ву. Па­лач взяв меч, вдруг оста­но­вил­ся.
– Что же ты сто­ишь, – ска­зал ему царь, – и не ис­пол­ня­ешь при­ка­за­ний.
– Я, – от­ве­чал тот, – ви­жу ви­де­ние и недо­уме­ваю, что оно мо­жет озна­чать.
То­гда свя­той вы­про­сил се­бе час для мо­лит­вы. Со­вер­шив усерд­ную мо­лит­ву, он был обез­глав­лен. Уви­дав, что его ду­ше пред­ше­ству­ет Ан­гел, царь поз­во­лил хри­сти­а­нам по­греб­сти те­ло свя­то­го в го­ро­де Со­лу­ни.

☦️
Пре­по­доб­ная Мат­ро­на ро­ди­лась в го­ро­де Пер­гии Пам­фи­лий­ской (Ма­лая Азия) в V ве­ке. Ее вы­да­ли за­муж за со­сто­я­тель­но­го че­ло­ве­ка по име­ни До­ме­ти­ан. Ко­гда у су­пру­гов ро­ди­лась дочь Фе­о­до­тия, они пе­ре­се­ли­лись в Кон­стан­ти­но­поль. Два­дца­ти­пя­ти­лет­няя Мат­ро­на лю­би­ла хо­дить в храм Бо­жий. Це­лые дни про­во­ди­ла она там, го­ря­чо мо­лясь Гос­по­ду и пла­ча о сво­их гре­хах.
В хра­ме свя­тая по­зна­ко­ми­лась с дву­мя бла­го­че­сти­вы­ми ста­ри­ца­ми Ев­ге­ни­ей и Су­сан­ной, ко­то­рые с юно­сти под­ви­за­лись при нем в тру­дах и мо­лит­ве. Пре­по­доб­ная Мат­ро­на ста­ла под­ра­жать Бо­го­угод­ной жиз­ни по­движ­ниц, сми­ряя свою плоть воз­дер­жа­ни­ем и по­стом, за что ей при­хо­ди­лось пре­тер­пе­вать на­пад­ки со сто­ро­ны му­жа. Ду­ша ее стре­ми­лась к пол­но­му от­ре­че­нию от ми­ра. По­сле дол­гих ко­ле­ба­ний свя­тая Мат­ро­на ре­ши­ла оста­вить се­мью и про­си­ла Гос­по­да от­крыть, угод­но ли Ему ее на­ме­ре­ние. Гос­подь услы­шал мо­лит­вы ра­бы Сво­ей. Од­на­жды в тон­ком сне ей бы­ло ви­де­ние, что она убе­га­ет от му­жа, ко­то­рый до­го­ня­ет ее. Свя­тая спря­та­лась в тол­пе ино­ков, шед­ших на­встре­чу, и муж ее не за­ме­тил. Этот сон пре­по­доб­ная Мат­ро­на при­ня­ла как Бо­жие ука­за­ние по­сту­пить в муж­ской мо­на­стырь, где муж не до­га­да­ет­ся ее ис­кать. Свою дочь она от­да­ла на вос­пи­та­ние ста­ри­це Су­санне, а са­ма остриг­ла во­ло­сы и, пе­ре­одев­шись в муж­ское пла­тье, при­шла в мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Вас­си­а­на (па­мять 10 ок­тяб­ря). Там пре­по­доб­ная Мат­ро­на вы­да­ла се­бя за ев­ну­ха Ва­ви­лу и бы­ла при­ня­та в чис­ло бра­тии. Опа­са­ясь как бы ино­ки не узна­ли, что она жен­щи­на, свя­тая пре­бы­ва­ла в по­сто­ян­ном мол­ча­нии и мно­гих тру­дах. Бра­тия удив­ля­лась ве­ли­ким доб­ро­де­те­лям Ва­ви­лы. Од­на­жды свя­тая с дру­ги­ми мо­на­ха­ми тру­ди­лась в мо­на­стыр­ском ви­но­град­ни­ке. Но­во­на­чаль­ный инок Вар­на­ва за­ме­тил, что у нее про­ко­ло­ты моч­ки ушей и спро­сил об этом. «На­до, брат, зем­лю воз­де­лы­вать, а не на чу­жие ли­ца смот­реть, это не по­до­ба­ет ино­ку», – от­ве­ти­ла свя­тая.
Через неко­то­рое вре­мя игу­ме­ну мо­на­сты­ря, пре­по­доб­но­му Вас­си­а­ну, бы­ло во сне от­кро­ве­ние, что ев­нух Ва­ви­ла – жен­щи­на. Та­кое же от­кро­ве­ние бы­ло и бла­жен­но­му Ака­кию, игу­ме­ну со­сед­не­го Ав­ра­ами­е­ва мо­на­сты­ря. Пре­по­доб­ный Вас­си­ан при­звал свя­тую Мат­ро­ну и су­ро­во по­тре­бо­вал от­ве­та, с ка­кой це­лью она про­ник­ла в мо­на­стырь, не для со­вра­ще­ния ли ино­ков и по­зо­ра оби­те­ли. Пре­по­доб­ная со сле­за­ми рас­ска­за­ла игу­ме­ну всю свою про­шлую жизнь, о пре­сле­до­ва­нии му­жа, нена­ви­дев­ше­го ее по­дви­ги и мо­лит­вы, о ви­де­нии, ука­зав­шем ей ид­ти в муж­ской мо­на­стырь. Убе­див­шись в том, что на­ме­ре­ния ее бы­ли чи­сты и непо­роч­ны, и бла­го­сло­вив ее, пре­по­доб­ный Вас­си­ан от­пра­вил свя­тую Мат­ро­ну в го­род Емес в жен­ский мо­на­стырь. В той оби­те­ли свя­тая про­бы­ла мно­гие го­ды, по­ра­жая се­стер вы­со­той сво­е­го ино­че­ско­го по­дви­га. Ко­гда умер­ла игу­ме­ния, по еди­но­душ­но­му же­ла­нию ино­кинь на­сто­я­тель­ни­цей оби­те­ли ста­ла пре­по­доб­ная Мат­ро­на.
Сла­ва о ее доб­ро­де­те­лях, о чу­дес­ном да­ре ис­це­ле­ний, ко­то­рый она стя­жа­ла от Гос­по­да, рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко за сте­на­ми мо­на­сты­ря. Услы­шал о по­дви­гах пре­по­доб­ной и До­ме­ти­ан. Ко­гда свя­тая Мат­ро­на узна­ла, что ее муж при­шел к мо­на­сты­рю и хо­чет ее ви­деть, она тай­но ушла в Иеру­са­лим, за­тем на го­ру Си­най, от­ту­да в Бе­рит, где по­се­ли­лась в за­бро­шен­ном язы­че­ском хра­ме. Мест­ные жи­те­ли узна­ли о ее за­тво­ре, ста­ли при­хо­дить к ней. Мно­гих свя­тая по­движ­ни­ца от­вра­ти­ла от язы­че­ско­го нече­стия и об­ра­ти­ла ко Хри­сту. Воз­ле жи­ли­ща пре­по­доб­ной ста­ли се­лить­ся жен­щи­ны и де­ви­цы и вско­ре воз­ник но­вый мо­на­стырь. Ис­пол­няя во­лю Бо­жию, от­кры­тую ей в ви­де­нии, свя­тая по­ки­ну­ла Бе­рит и от­пра­ви­лась в Кон­стан­ти­но­поль, где узна­ла, что муж ее умер. По бла­го­сло­ве­нию сво­е­го ду­хов­но­го от­ца, пре­по­доб­но­го Вас­си­а­на, по­движ­ни­ца ос­но­ва­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле жен­ский мо­на­стырь, ку­да пе­ре­еха­ли и сест­ры из ос­но­ван­ной ею Бе­рит­ской оби­те­ли. Кон­стан­ти­но­поль­ский мо­на­стырь пре­по­доб­ной Мат­ро­ны был из­ве­стен стро­го­стью ино­че­ско­го уста­ва, доб­ро­де­тель­ной жиз­нью се­стер.
В глу­бо­кой ста­ро­сти свя­тая Мат­ро­на удо­сто­и­лась ви­де­ния пре­свет­ло­го рая и уго­то­ван­но­го ей там ме­ста за 75-лет­ний ино­че­ский по­двиг. В воз­расте ста лет пре­по­доб­ная Мат­ро­на, бла­го­сло­вив се­стер, ти­хо ото­шла ко Гос­по­ду (око­ло 492 го­да).

☦️
Свя­той Ан­то­ний про­ис­хо­дил из Си­рии и был по ре­ме­с­лу ка­мен­щик. Со­жа­лея о языч­ни­ках, при­но­ся­щих в сво­их хра­мах жерт­во­при­но­ше­ния, свя­той умо­лял их от­сту­пить от та­ко­во­го нече­стия. Ко­гда они не по­слу­ша­ли его, он ушел в од­но пу­стын­ное ме­сто. Здесь он встре­тил неко­е­го от­шель­ни­ка, по име­ни Ти­мо­фея, и с ним про­жил два го­да. Укреп­лен­ный его мо­лит­ва­ми, он сно­ва от­пра­вил­ся к за­блуж­да­ю­ще­му­ся на­ро­ду, в свой го­род, чтобы на­пра­вить его на путь ис­ти­ны. При­шел он в свой го­род то­гда, ко­гда жи­те­ли справ­ля­ли празд­ник сво­им бе­сам. Он во­шел в храм их и со­кру­шил идо­лов, за что и под­верг­ся раз­лич­ным му­че­ни­ям и при­нуж­ден был вый­ти из го­ро­да. То­гда он от­пра­вил­ся в Апа­мею Си­рий­скую и там упро­сил епи­ско­па, чтобы тот поз­во­лил по­стро­ить цер­ковь во имя Свя­той Тро­и­цы. Ко­гда он на­чал по­строй­ку хра­ма, узна­ли об этом жи­те­ли его го­ро­да и но­чью, при­шед­ши, раз­ру­би­ли его ме­ча­ми на ча­сти. Так он пре­дал дух свой Бо­гу.

При­ме­ча­ние:
Апа­мея Си­рий­ская на­хо­ди­лась в юго-за­пад­ной Си­рии, при са­мой боль­шой ре­ке Си­рии Орон­те. Апа­мея в древ­но­сти бы­ла глав­ным го­ро­дом об­ла­сти Си­рии Апа­ме­ны и по­лу­чи­ла свое на­име­но­ва­ние по Апа­ме, жене Селев­ка I, пра­ви­те­ля Си­рии.

☦️
Пре­по­доб­ный Иоанн Ко­лов под­ви­зал­ся в еги­пет­ской пу­стыне в V ве­ке в мо­на­сты­ре пре­по­доб­но­го Пи­ме­на Ве­ли­ко­го (па­мять 27 ав­гу­ста). От на­зва­ния этой пу­сты­ни впо­след­ствии ста­ли име­но­вать­ся «ски­та­ми» ино­че­ские пу­стын­ные оби­те­ли, в ко­то­рых мо­на­хи под­ви­за­лись в стро­гом уеди­не­нии и без­мол­вии. Пре­по­доб­ный Иоанн был крот­ким, сми­рен­ным и тру­до­лю­би­вым ино­ком. В эту оби­тель юный Иоанн при­шел со сво­им бра­том Да­ни­и­лом. Вна­ча­ле Иоанн под­ви­зал­ся без ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля, но Гос­подь вра­зу­мил его, что стро­гие по­дви­ги необ­хо­ди­мо ис­пол­нять под на­блю­де­ни­ем опыт­но­го в ду­хов­ной жиз­ни стар­ца. Од­на­жды пре­по­доб­ный Иоанн ска­зал бра­ту, что не хо­чет за­бо­тить­ся об одеж­де и пи­ще, а же­ла­ет жить по­доб­но Ан­ге­лам. Сняв одеж­ды, он вы­шел из кел­лии. Но­чью был силь­ный мо­роз, и об­на­жен­ный Иоанн вско­ре на­чал сту­чать­ся в дверь кел­лии. Да­ни­ил не сра­зу от­крыл бра­ту, ска­зав, что Ан­гел не за­бо­тит­ся о сво­ем те­ле. По­нял пре­по­доб­ный Иоанн, что слиш­ком по­на­де­ял­ся на се­бя и горь­ко за­ры­дал. По­сле это­го вра­зум­ле­ния пре­по­доб­ный Иоанн при­шел к пре­по­доб­но­му Пиме­ну, из­вест­но­му твер­дой и непре­клон­ной во­лей, и, про­ся ру­ко­вод­ства, обе­щал во всем по­ви­но­вать­ся. Ис­пы­ты­вая тер­пе­ние мо­ло­до­го ино­ка, свя­той Пи­мен дал ему необыч­ное по­слу­ша­ние. Три го­да пре­по­доб­ный Иоанн но­сил во­ду и по­ли­вал за­сох­шее де­ре­во, и оно по­кры­лось лист­вой, да­ло обиль­ные пло­ды и по­лу­чи­ло на­зва­ние «де­ре­во по­слу­ша­ния». Пре­по­доб­ный Иоанн впо­след­ствии сам стал на­став­ни­ком мно­гих лю­дей на пу­ти ко спа­се­нию, в том чис­ле пре­по­доб­но­го Ар­се­ния Ве­ли­ко­го (па­мять 8 мая), бла­жен­ной Та­и­сии (па­мять 10 мая).
Свя­той Иоанн – ав­тор жи­тия пре­по­доб­но­го Па­и­сия Ве­ли­ко­го (па­мять 19 июня).

☦️
Свя­тая Ев­сто­лия, уро­жен­ка Ри­ма, при­быв в Кон­стан­ти­но­поль, по­сту­пи­ла в один из жен­ских мо­на­сты­рей. Доб­ро­де­тель­ной и стро­гой мо­на­ше­ской жиз­нью бла­жен­ная стя­жа­ла лю­бовь и по­чи­та­ние се­стер. Не толь­ко мо­на­хи­ни, но и мно­гие мир­ские лю­ди при­хо­ди­ли к ней за со­ве­том и уте­ше­ни­ем.
Свя­тая Со­си­па­тра, дочь им­пе­ра­то­ра Мав­ри­кия (582–602), склон­ная к ино­че­ству, встре­ти­лась с пре­по­доб­ной Ев­сто­ли­ей во Влахерне, в хра­ме в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. По­сле бе­се­ды со свя­той ца­рев­на окон­ча­тель­но ре­ши­ла оста­вить мир и все­це­ло пре­дать свою во­лю на­став­ни­це, пре­по­доб­ной Ев­сто­лии. Во двор­це, ко­то­рый по­да­рил до­че­ри бла­го­че­сти­вый им­пе­ра­тор, по­сте­пен­но воз­ник мо­на­стырь, из­вест­ный стро­го­стью ино­че­ско­го уста­ва.
Свя­тая Ев­сто­лия скон­ча­лась в 610 го­ду, а свя­тая Со­си­па­тра – в 625 го­ду.

☦️
Пре­по­доб­ная Фео­к­ти­ста ро­ди­лась на ост­ро­ве Лез­вий (или Лес­бос) в го­ро­де Ми­фимне (Ма­лая Азия). В ран­нем дет­стве она оста­лась круг­лой си­ро­той, и род­ствен­ни­ки от­да­ли ее на вос­пи­та­ние в мо­на­стырь. Де­воч­ка по­лю­би­ла уда­лен­ное от ми­ра гре­ха и со­блаз­на ино­че­ское жи­тие, дол­гие цер­ков­ные служ­бы, мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния, су­ро­вый пост и неустан­ную мо­лит­ву. Мно­гие пес­но­пе­ния, мо­лит­вы и псал­мы она вы­учи­ла на­изусть. В 846 го­ду, ко­гда ей бы­ло уже 18 лет, она по бла­го­сло­ве­нию игу­ме­нии от­пра­ви­лась на празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в со­сед­нюю де­рев­ню по­се­тить свою род­ную сест­ру и там оста­но­ви­лась на ноч­лег. Но­чью на се­ле­ние на­па­ли ара­бы, пле­ни­ли всех жи­те­лей, по­са­ди­ли на ко­рабль и утром вы­шли в мо­ре.
Раз­бой­ни­ки вы­са­ди­ли плен­ни­ков на пу­стын­ном ост­ро­ве Па­рос, чтобы, рас­смот­рев их, на­зна­чить за каж­до­го це­ну и увез­ти на неволь­ни­чий ры­нок. Гос­подь по­мог юной де­ви­це убе­жать, и ара­бы не до­гна­ли ее. С тех пор пре­по­доб­ная Фео­к­ти­ста про­жи­ла на ост­ро­ве 35 лет († 881). Жи­ли­щем ей слу­жил древ­ний храм во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пи­щей – се­ме­на под­сол­неч­ни­ка. Все вре­мя она про­во­ди­ла в мо­лит­ве.
Од­на­жды груп­па охот­ни­ков вы­са­ди­лась на ост­ро­ве. Один из них, пре­сле­дуя до­бы­чу, да­ле­ко ушел от бе­ре­га в лес и вдруг уви­дел цер­ковь. Он за­шел в храм, чтобы воз­не­сти мо­лит­ву Гос­по­ду. По­сле мо­лит­вы охот­ник уви­дел в по­лу­тем­ном уг­лу, неда­ле­ко от свя­то­го пре­сто­ла, за гу­стой па­у­ти­ной нечто по­хо­жее на че­ло­ве­че­скую фигу­ру. Он по­шел по­бли­же и услы­шал го­лос: «Стой, че­ло­век, не хо­ди даль­ше, мне стыд­но, по­то­му что я – на­гая жен­щи­на». Охот­ник дал жен­щине верх­нюю одеж­ду, и она вы­шла из укры­тия. Он уви­дел се­дую жен­щи­ну с из­мож­ден­ным ли­цом, на­звав­шую се­бя Фео­к­ти­стой. Она сла­бым го­ло­сом рас­ска­за­ла о сво­ей, пол­ной бла­го­де­я­ний Бо­жи­их, жиз­ни.
Окон­чив рас­сказ, свя­тая по­про­си­ла охот­ни­ка, чтобы тот, ес­ли ему толь­ко слу­чит­ся по­бы­вать на этом ост­ро­ве вновь, при­вез ей ча­сти­цу Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров. За все вре­мя пу­стын­но­жи­тель­ства она ни ра­зу не спо­до­би­лась при­ча­стить­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. Через год охот­ник вновь при­был на ост­ров и при­вез неболь­шой со­суд с ча­сти­цей Свя­тых Тайн. Свя­тая Фео­к­ти­ста встре­ти­ла Свя­ты­ню в хра­ме, па­ла на зем­лю и дол­го с пла­чем мо­ли­лась. Под­няв­шись, она при­ня­ла со­суд и с бла­го­го­ве­ни­ем и стра­хом Бо­жи­им при­ча­сти­лась Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вой. На сле­ду­ю­щий день охот­ник уви­дел по­сре­дине хра­ма мерт­вое те­ло пре­по­доб­ной Фео­к­ти­сты. Вы­ко­пав неглу­бо­кую мо­ги­лу, охот­ник по­ло­жил в нее чест­ное те­ло пре­по­доб­ной и при этом дерз­нул от­де­лить ее ру­ку, чтобы взять с со­бой часть мо­щей ве­ли­кой угод­ни­цы Бо­жи­ей. Всю ночь плыл ко­рабль по неспо­кой­но­му мо­рю, а на­ут­ро ока­зал­ся на том же ме­сте, от­ку­да на­чал путь. То­гда че­ло­век, взяв­ший мо­щи, по­нял, что это неугод­но Бо­гу. Он вер­нул­ся к мо­ги­ле и при­ло­жил ру­ку к те­лу пре­по­доб­ной. По­сле это­го ко­рабль бес­пре­пят­ствен­но от­плыл. В пу­ти охот­ник рас­ска­зал спут­ни­кам обо всем, что бы­ло с ним на ост­ро­ве. Вы­слу­шав его, все ре­ши­ли немед­лен­но вер­нуть­ся на Па­рос, чтобы вме­сте по­кло­нить­ся мо­щам ве­ли­кой по­движ­ни­цы, но ее свя­то­го те­ла в мо­ги­ле не ока­за­лось.

☦️
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Ско­ро­по­слуш­ни­ца» — древ­ний чу­до­твор­ный об­раз, на­хо­дит­ся на Свя­той Го­ре Афон, в мо­на­сты­ре До­хи­ар. Мо­на­стыр­ское пре­да­ние от­но­сит вре­мя ее на­пи­са­ния к Х ве­ку, ко вре­ме­ни жиз­ни на­сто­я­те­ля оби­те­ли свя­то­го Нео­фи­та. В 1664 го­ду тра­пе­зарь Нил, про­хо­дя в ноч­ное вре­мя в тра­пез­ную с за­жжен­ной лу­чи­ной, услы­шал от об­ра­за Бо­го­ро­ди­цы, ви­сев­ше­го над две­рью, го­лос, при­зы­ва­ю­щий его впредь здесь не хо­дить и не коп­тить ико­ну. Мо­нах по­ду­мал, что это шут­ка ка­ко­го-ли­бо бра­та, пре­не­брег зна­ме­ни­ем и про­дол­жал хо­дить в тра­пез­ную с коп­тя­щей лу­чи­ной. Вне­зап­но он ослеп. В горь­ком рас­ка­я­нии мо­лил­ся Нил пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, умо­ляя о про­ще­нии. И вновь услы­шал чуд­ный го­лос, из­ве­щав­ший о про­ще­нии и воз­вра­ще­нии зре­ния и при­ка­зы­ва­ю­щий воз­ве­стить всей бра­тии: «С этой по­ры бу­дет име­но­вать­ся сия ико­на Моя Ско­ро­по­слуш­ни­цею, по­то­му что ско­рую всем, при­те­ка­ю­щим к ней, бу­ду яв­лять ми­лость и ис­пол­не­ние про­ше­ний». Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца ис­пол­ни­ла и те­перь ис­пол­ня­ет Свое обе­ща­ние – яв­ля­ет ско­рую по­мощь и уте­ше­ние всем, с ве­рою к Ней при­те­ка­ю­щим.
На Ру­си все­гда поль­зо­ва­лись боль­шой лю­бо­вью и по­чи­та­ни­ем спис­ки с чу­до­твор­ной Афон­ской ико­ны «Ско­ро­по­слуш­ни­ца». Мно­гие из них про­сла­ви­лись чу­де­са­ми. Осо­бо от­ме­ча­лись слу­чаи ис­це­ле­ния от па­ду­чей бо­лез­ни и бес­но­ва­ния.
В 1938 го­ду Афон­ская оби­тель До­хи­ар при­нес­ла в дар Рус­ской Ду­хов­ной Мис­сии в Иеру­са­ли­ме спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ско­ро­по­слуш­ни­ца».
В Россию списки с иконы в большом числе стали поступать с Афона в XIX веке. Они всюду пользовались большой любовью и почитанием, многие прославились чудесами — особенно исцелениями от падучей и беснования. Списков существовало много, ниже перечислены лишь наиболее известные из них.
В Афонской часовне в честь святого великомученика Пантелеимона у Владимирских ворот Китай-города (Москва).
Елеонский список в правом приделе Спасо-Вознесенского храма Елеонской женской обители в Иерусалиме.
Невская Скоропослушница – Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.
В храме Архангела Гавриила Антиохийского патриаршего подворья (Москва).

☦️
Пре­по­доб­ный Они­си­фор про­зор­ли­вый по­дви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли в XII ве­ке. О нем ска­за­ние по­ме­ще­но в «По­сла­нии сми­рен­но­го Си­мо­на, епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го и Суз­даль­ско­го, к По­ли­кар­пу, чер­но­риз­цу Пе­чер­ско­му». «Слы­шал я прав­ди­вую вещь, – пи­сал св. Си­мон, – от бла­жен­ных стар­цев Пе­чер­ских; они же го­во­рят от са­мо­вид­цев это­го чу­да. Во вре­мя игу­мен­ства Пи­ме­на (1132–1141) в св. Пе­чер­ском мо­на­сты­ре был там муж, со­вер­шен­ный во вся­кой доб­ро­де­те­ли, име­нем Они­си­фор, пре­сви­тер са­ном. Он спо­до­бил­ся от Бо­га да­ра про­зор­ли­во­сти, так что ви­дел в серд­це вся­ко­го че­ло­ве­ка со­гре­ше­ния его. Рас­ска­зы­ва­ют о мно­гих его по­дви­гах; но я те­бе од­но ска­жу…». И да­лее по­вест­ву­ет­ся об од­ном чер­но­риз­це, ко­то­рый ско­ро­по­стиж­но умер, и от его те­ла на­чал ис­хо­дить силь­ный смрад, но по мо­лит­ве пре­по­доб­но­го Они­си­фо­ра те­ло умер­ше­го пе­ре­ста­ло смер­деть. Пре­по­доб­ный Они­си­фор скон­чал­ся в 1148 го­ду. Мо­щи его по­чи­ва­ют в Ан­то­ни­е­вых (Ближ­них) пе­ще­рах. Па­мять его, кро­ме об­щей всем пре­по­доб­ным Ан­то­ни­е­вых пе­щер, 9/22 но­яб­ря (ве­ро­ят­но, в па­мять его те­зо­име­нит­ства со св. му­че­ни­ком Они­си­фо­ром IV ве­ка). Имя пре­по­доб­но­го Они­си­фо­ра упо­ми­на­ет­ся в об­щем ка­ноне Ки­е­во-Пе­чер­ским пре­по­доб­ным (в 3-й пес­ни) вме­сте с пре­по­доб­ным Иере­ми­ем и Мат­фе­ем про­зор­ли­вы­ми (см. 5 ок­тяб­ря): «Они­си­фо­ре бла­женне, пред­ви­де­вый вся и пред­ве­щая яс­но, со Иере­ми­ем и Мат­фи­ем, яко про­ро­цы пред­ви­дя­щие, бе­ды на­ле­жа­щия ско­ро мя из­ба­ви­те мо­лит­ва­ми ва­ши­ми».

☦️
Сла­ва Пра­во­сла­вия – свя­тые угод­ни­ки Бо­жии, как но­вые звез­ды, вспы­хи­ва­ю­щие на небо­склоне Хри­сто­вой Церк­ви. Русь про­си­я­ла в по­след­ние вре­ме­на ты­ся­ча­ми но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков, и все боль­ше и боль­ше из­вест­но на­шим ве­ру­ю­щим имен этих пра­вед­ни­ков Бо­жьих, сто­яв­ших за Ис­ти­ну.
Од­на­ко нель­зя за­бы­вать нам, что ве­ру­ем мы в Цер­ковь Все­лен­скую, что во Хри­сте нет на­цио­наль­ных раз­ли­чий, и что свя­тые яв­ля­ют­ся и в дру­гих стра­нах.
Про­слав­ляя Див­но­го во свя­тых Сво­их Бо­га, хо­те­лось бы по­ве­дать о свя­том угод­ни­ке, про­си­яв­шем в Гре­ции и недав­но став­шем из­вест­ным и в на­шем Оте­че­стве. Это свя­ти­тель Нек­та­рий, Мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский, Эгин­ский чу­до­тво­рец.
Свя­ти­тель Нек­та­рий Эгин­ский, свя­той, про­слав­лен­ный Гре­че­ской Цер­ко­вью, жил на ру­бе­же XIX–XX ве­ков. В Рос­сии вы­шло несколь­ко его жиз­не­опи­са­ний, но ши­ро­ко из­вест­ным его не на­зо­вешь. В Гре­ции он по­чи­та­ет­ся по­все­мест­но как про­слав­лен­ный чу­до­тво­рец. Мно­гие хра­мы и ча­сов­ни по­свя­ще­ны ему.
По мо­лит­вам свя­ти­те­ля лю­ди по­лу­ча­ют по­мощь и ис­це­ле­ние, в осо­бен­но­сти же по­мо­га­ет он страж­ду­щим он­ко­ло­ги­че­ски­ми за­боле­ва­ни­я­ми.
Ро­дил­ся бу­ду­щий свя­ти­тель в се­мье бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей в 1846 го­ду в Се­ли­врии Фра­кий­ской, неда­ле­ко от Кон­стан­ти­но­по­ля, в Кре­ще­нии был на­зван Ана­ста­сий.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nektarij-eginskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Пар­фе­ний (в ми­ру Петр Ар­се­нье­вич Брян­ских), епи­скоп Ана­ньев­ский, ро­дил­ся в 1881 го­ду в се­мье потом­ствен­но­го по­чет­но­го граж­да­ни­на Ир­кут­ска, ра­бо­тав­ше­го до­ве­рен­ным (управ­ля­ю­щим) про­мыш­лен­но-тор­го­вой фир­мы «Нем­чи­нов и сын». По­сле окон­ча­ния Ду­хов­ной Ака­де­мии Петр Ар­се­нье­вич по­ехал в Гер­ма­нию, чтобы про­дол­жить об­ра­зо­ва­ние в Бер­лин­ском уни­вер­си­те­те, где слу­шал курс биб­лей­ских на­ук. В 1911 го­ду он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и ру­ко­по­ло­же­ние в свя­щен­ство, и очень ско­ро был на­граж­ден са­ном ар­хи­манд­ри­та. До ре­во­лю­ци­он­но­го пе­ре­во­ро­та 1917 го­да отец Пар­фе­ний нес слу­же­ние пре­по­да­ва­те­ля Ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний в го­ро­де Жи­то­ми­ре, на­чаль­ни­ка и пре­по­да­ва­те­ля Вет­хо­го За­ве­та в Пас­тыр­ской Мис­си­о­нер­ской Се­ми­на­рии при Гри­го­ри­е­во-Би­зю­ко­вом мо­на­сты­ре в Хер­сон­ской гу­бер­нии.
По­сле ре­во­лю­ции ар­хи­манд­рит Пар­фе­ний пе­ре­ехал в Хер­сон, где по­се­лил­ся в ар­хи­ерей­ском до­ме при епи­ско­пе Про­ко­пии (Ти­то­ве) и вы­пол­нял обя­зан­но­сти его сек­ре­та­ря. В 1921 го­ду, во вре­мя от­кры­тых ре­прес­сий про­тив Церк­ви, отец Пар­фе­ний был воз­ве­ден в епи­скоп­ский сан. Став ви­ка­ри­ем Одес­ской епар­хии, он сна­ча­ла был епи­ско­пом Но­во­мир­го­род­ским, а за­тем Ана­ньев­ским. Вла­ды­ка от­кры­то и пря­мо вы­сту­пал про­тив об­нов­лен­цев.
Уже в кон­це 1921 го­да он был аре­сто­ван. Через пол­го­да его осво­бо­ди­ли, и он вы­ехал в Ки­ев. Здесь в 1922 го­ду он был вновь за­дер­жан вла­стя­ми, и по­сле осво­бож­де­ния сра­зу же уехал в Моск­ву, где жил в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре без пра­ва вы­ез­да. В 1925 го­ду епи­ско­па Пар­фе­ния аре­сто­ва­ли по де­лу мит­ро­по­ли­та Пет­ра (По­лян­ско­го). В об­ви­не­нии бы­ло на­пи­са­но, что он «ста­вил се­бе за­да­чей на­не­се­ние ущер­ба дик­та­ту­ре про­ле­та­ри­а­та». Во вре­мя след­ствия вла­ды­ке Пар­фе­нию бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние, что он со­сто­ял чле­ном так на­зы­ва­е­мо­го «Да­ни­лов­ско­го си­но­да». В Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре про­жи­ва­ли несколь­ко ар­хи­ере­ев, ко­то­рые в усло­ви­ях го­ни­мой церк­ви, по­сле смер­ти в 1925 го­ду пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, мог­ли со­ста­вить Си­нод, ко­то­рый из­брал бы но­во­го пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви. Епи­ско­пов Ам­вро­сия (По­лян­ско­го) и Пар­фе­ния (Брян­ских) об­ви­ни­ли в том, что они ока­зы­ва­ли наи­боль­шее вли­я­ние на дру­гих ар­хи­ере­ев, и, в част­но­сти, что они при­ня­ли ре­ше­ние за­щи­щать эми­грант­скую часть Рус­ской Церк­ви, от­ри­цая за ней ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. Епи­ско­па Пар­фе­ния при­го­во­ри­ли к 3 го­дам ссыл­ки в Ко­ми-Зы­рян­ский край.
В 1928 го­ду вла­ды­ка Пар­фе­ний вер­нул­ся в Моск­ву, жил при Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре без пра­ва вы­ез­да. Но­вый арест по­сле­до­вал через год. Об­ви­не­ние: со­про­тив­ле­ние за­кры­тию од­ной из церк­вей Да­ни­лов­ско­го мо­на­сты­ря. Вла­ды­ку при­го­во­ри­ли к 3 го­дам ссыл­ки. По до­ро­ге из Бу­тыр­ской тюрь­мы в го­род Уил в Кир­ги­зии епи­скоп Пар­фе­ний был из­бит и ле­жал в Са­мар­ской тю­рем­ной боль­ни­це. Из ссыл­ки вла­ды­ку осво­бо­ди­ли в 1933 го­ду. Неко­то­рое вре­мя по­сле осво­бож­де­ния он не мог най­ти ме­сто про­жи­ва­ния, ему от­ка­за­ли в по­лу­че­нии пас­пор­та, и он не мог по­лу­чить ре­ги­стра­цию. Вла­ды­ке уда­лось узнать ме­сто жи­тель­ства сво­ей ма­те­ри, и в 1934 го­ду он вы­ехал к ней в го­род Ким­ры в Твер­ской об­ла­сти. Здесь в том же го­ду епи­ско­па Пар­фе­ния аре­сто­ва­ли по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции (он «устра­и­вал на сво­ей квар­ти­ре тай­ные бо­го­слу­же­ния»). Вла­ды­ку при­го­во­ри­ли к 5 го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край. В 1937 го­ду в ссыл­ке в Ар­хан­гель­ске свя­щен­но­му­че­ник епи­скоп Пар­фе­ний (Брян­ских) 4 ав­гу­ста был аре­сто­ван и рас­стре­лян 22 но­яб­ря то­го же го­да.

☦️
Алек­сей Се­ме­но­вич За­двор­нов ро­дил­ся в 1882 в де­ревне Ко­ре­по­во Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в сель­ской шко­ле. В 1901 г. Алек­сий по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Юг­скую До­ро­фе­е­ву пу­стынь Яро­слав­ской гу­бер­нии, здесь при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. В 1912 г. он опре­де­лен к церк­ви Афа­на­сьев­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря Яро­слав­ской гу­бер­нии и ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, позд­нее ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка.
В 1922 г. по об­ви­не­нию в со­кры­тии мо­на­стыр­ских цен­но­стей иеро­мо­нах Алек­сий осуж­ден на год ли­ше­ния сво­бо­ды, в 1923 г. вер­нул­ся в мо­на­стырь и оста­вал­ся там до его за­кры­тия в 1924 г. Впо­след­ствии в те­че­ние 5 лет слу­жил в ча­совне близ мо­на­сты­ря. Ко­гда вла­сти за­кры­ли и ча­сов­ню, пе­ре­ехал в се­ло За­ке­дье Бо­ри­со­глеб­ско­го рай­о­на. 1 апреля 1934 го­да отец Алек­сий был аре­сто­ван и об­ви­нен в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. На до­про­се он при­знал се­бя про­тив­ни­ком со­вет­ской вла­сти и был осуж­ден на 5 лет ИТЛ, на­ка­за­ние от­бы­вал в Дмит­ла­ге в Мос­ков­ской об­ла­сти.
1 но­ября 1937 г. иеро­мо­нах Алек­сий (За­двор­нов) аре­сто­ван в ла­ге­ре по по­ка­за­ни­ям сви­де­те­лей, ко­то­рые об­ви­ня­ли его в «осуж­де­нии Кон­сти­ту­ции, ци­ти­ро­ва­нии слов из Биб­лии, недо­воль­стве усло­ви­я­ми жиз­ни в ла­ге­ре», на что о. Алек­сий ска­зал, что «рас­смат­ри­ва­ет ла­герь как мо­на­стырь, всем до­во­лен и за все бла­го­да­рит Бо­га», при­го­во­рен как «слу­жи­тель ре­ли­ги­оз­но­го куль­та» к рас­стре­лу. 21 но­яб­ря он был рас­стре­лян.

Жития
Писание