⏳ 2019.11.19 (вт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 23я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 5й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
19 ноября (6 ноября)
• мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфрасии (Евфросинии), Афанасии и Матроны (III)
• сщмч. Павла I Константинопольского (после 350)
• прп. Луки Тавроменийского (ок. 800–820)
• прп. Варлаама Хутынского (1192)
• прп. Луки Печерского (XIII)
• свт. Германа Казанского (1567)
• прп. Варлаама Керетского (XVI)
• сщмчч. Никиты (Делекторского), Анатолия (Бержицкого), Арсения (Троицкого), Николая (Дворицкого), Николая (Протасова), Константина (Любомудрова), прмчч. Варлаама (Никольского), Гавриила (Владимирова), Гавриила (Гура), прмцц. Нины (Шуваловой), Серафи́мы (Горшковой) (1937)
• сщмч. Василия Крылова, пресвитера (1938)


☦️
Свя­той му­че­ник Фе­о­дот и свя­тые му­че­ни­цы семь дев – Те­ку­са, Фа­и­на, Клав­дия, Мат­ро­на, Иулия, Алек­сандра и Ев­фра­сия – жи­ли во 2-й по­ло­вине III ве­ка в го­ро­де Ан­ки­ре, Га­ла­тий­ской об­ла­сти, и му­че­ни­че­ски скон­ча­лись за Хри­ста в на­ча­ле IV ве­ка. Свя­той Фе­о­дот был «кор­чем­ни­ком», имел свою го­сти­ни­цу, был же­нат. Уже то­гда он до­стиг вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства: со­блю­дал чи­сто­ту и це­ло­муд­рие, вос­пи­ты­вал в се­бе воз­дер­жа­ние, по­ко­рял плоть ду­ху, упраж­ня­ясь в по­сте и мо­лит­ве. Сво­и­ми бе­се­да­ми он при­во­дил иуде­ев и языч­ни­ков к хри­сти­ан­ской ве­ре, а греш­ни­ков – к рас­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию. Свя­той Фе­о­дот вос­при­ял от Гос­по­да дар ис­це­ле­ний и вра­че­вал боль­ных воз­ло­же­ни­ем на них рук.
Во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305) на хри­сти­ан в го­род Ан­ки­ру был на­зна­чен из­вест­ный сво­ей же­сто­ко­стью пра­ви­тель Фео­текн. Мно­гие хри­сти­ане бе­жа­ли из го­ро­да, остав­ляя свои до­ма и иму­ще­ство. Фео­текн опо­ве­стил всех хри­сти­ан, что они обя­за­ны при­не­сти жерт­ву идо­лам, в слу­чае же от­ка­за бу­дут пре­да­ны на му­че­ния и смерть. Языч­ни­ки при­во­ди­ли хри­сти­ан на му­че­ния, а иму­ще­ство их рас­хи­ща­ли.
В стране на­сту­пил го­лод. В эти су­ро­вые дни свя­той Фе­о­дот в сво­ей го­сти­ни­це да­вал при­ют хри­сти­а­нам, остав­шим­ся без кро­ва, пи­тал их, скры­вал под­вер­гав­ших­ся пре­сле­до­ва­нию, из сво­их за­па­сов да­вал в ра­зо­рен­ные церк­ви все необ­хо­ди­мое для со­вер­ше­ния Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. Он бес­страш­но про­ни­кал в тюрь­мы, ока­зы­вая по­мощь невин­но осуж­ден­ным, убеж­дая быть до кон­ца вер­ны­ми Хри­сту Спа­си­те­лю. Фе­о­дот не стра­шил­ся по­гре­бать остан­ки свя­тых му­че­ни­ков, тай­но уно­ся их или вы­ку­пая за день­ги у во­и­нов. Ко­гда в Ан­ки­ре хри­сти­ан­ские церк­ви бы­ли ра­зо­ре­ны и за­кры­ты, Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию ста­ли со­вер­шать в его го­сти­ни­це. Со­зна­вая, что ему то­же пред­сто­ит му­че­ни­че­ский по­двиг, свя­той Фе­о­дот в бе­се­де со свя­щен­ни­ком Фрон­то­ном пред­ска­зал, что ему в ско­ром вре­ме­ни до­ста­вят му­че­ни­че­ские мо­щи на ме­сто, вы­бран­ное ими обо­и­ми. В под­твер­жде­ние этих слов свя­той Фе­о­дот от­дал свой пер­стень свя­щен­ни­ку.
В то вре­мя смерть за Хри­ста при­ня­ли семь свя­тых дев, из ко­то­рых стар­шая, свя­тая Те­ку­са, бы­ла тет­кой свя­то­го Фе­о­до­та. Свя­тые де­вы – Те­ку­са, Фа­и­на, Клав­дия, Мат­ро­на, Иулия, Алек­сандра и Ев­фра­сия с юных лет по­свя­ти­ли се­бя Бо­гу, жи­ли в по­сто­ян­ных мо­лит­вах, по­сте, воз­дер­жа­нии, доб­рых де­лах и все до­стиг­ли стар­че­ско­го воз­рас­та. При­ве­ден­ные на суд как хри­сти­ан­ки, свя­тые де­вы му­же­ствен­но ис­по­ве­да­ли пе­ред Фео­тек­ном свою ве­ру во Хри­ста и бы­ли пре­да­ны ис­тя­за­ни­ям, но оста­лись непо­ко­ле­би­мы­ми. То­гда пра­ви­тель пре­дал их бес­стыд­ным юно­шам на осквер­не­ние. Свя­тые де­вы го­ря­чо мо­ли­лись, про­ся у Бо­га по­мо­щи. Свя­тая Те­ку­са упа­ла к но­гам юно­шей, сняв го­лов­ное по­кры­ва­ло, по­ка­за­ла им свою се­дую го­ло­ву. Юно­ши опом­ни­лись, са­ми за­пла­ка­ли и ушли прочь. То­гда пра­ви­тель по­ве­лел, чтобы свя­тые при­ня­ли уча­стие в празд­но­ва­нии «омо­ве­ния идо­лов», как это со­вер­ша­ли язы­че­ские жри­цы, но свя­тые де­вы сно­ва от­ка­за­лись. За это они бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти. Каж­дой на шею был при­вя­зан тя­же­лый ка­мень, и все семь свя­тых дев бы­ли утоп­ле­ны в озе­ре. В сле­ду­ю­щую ночь свя­тая Те­ку­са яви­лась во сне свя­то­му Фе­о­до­ту, про­ся до­стать те­ла их и по­хо­ро­нить по-хри­сти­ан­ски. Свя­той Фе­о­дот, взяв с со­бой сво­е­го дру­га По­ли­хро­ния и дру­гих хри­сти­ан, на­пра­вил­ся к озе­ру. Бы­ло тем­но, и путь ука­зы­ва­ла го­ря­щая лам­па­да. Меж­ду тем пе­ред стра­жей, по­став­лен­ной языч­ни­ка­ми на бе­ре­гу озе­ра, явил­ся свя­той му­че­ник Со­сандр. Устра­шен­ная стра­жа об­ра­ти­лась в бег­ство. Ве­тер ото­гнал во­ду на дру­гую сто­ро­ну озе­ра. Хри­сти­ане по­до­шли к те­лам свя­тых му­че­ниц и увез­ли их к церк­ви, где и пре­да­ли по­гре­бе­нию. Узнав о по­хи­ще­нии тел свя­тых му­че­ниц, пра­ви­тель при­шел в ярость и при­ка­зал хва­тать без раз­бо­ра всех хри­сти­ан и пре­да­вать их му­че­ни­ям. Был схва­чен и По­ли­хро­ний. Не вы­дер­жав ис­тя­за­ний, он ука­зал на свя­то­го Фе­о­до­та как ви­нов­ни­ка по­хи­ще­ния тел. Свя­той Фе­о­дот стал го­то­вить­ся к смер­ти за Хри­ста; воз­не­ся вме­сте со все­ми хри­сти­а­на­ми усерд­ные мо­лит­вы, он за­ве­щал от­дать его те­ло свя­щен­ни­ку Фрон­то­ну, ко­то­ро­му ра­нее от­дал свой пер­стень. Свя­той пред­стал пе­ред су­дом. Ему по­ка­за­ли раз­лич­ные ору­дия му­че­ний и вме­сте с тем обе­ща­ли боль­шие по­че­сти и бо­гат­ство, ес­ли он от­ре­чет­ся от Хри­ста. Свя­той Фе­о­дот про­сла­вил Гос­по­да Иису­са Хри­ста, ис­по­ве­дал свою ве­ру в Него. В яро­сти языч­ни­ки пре­да­ли свя­то­го про­дол­жи­тель­ным ис­тя­за­ни­ям, но си­ла Бо­жия под­дер­жа­ла свя­то­го му­че­ни­ка. Он остал­ся жив и был от­ве­ден в тем­ни­цу. На сле­ду­ю­щее утро пра­ви­тель вновь при­ка­зал ис­тя­зать свя­то­го, но вско­ре по­нял, что по­ко­ле­бать его му­же­ство невоз­мож­но. То­гда он по­ве­лел от­сечь го­ло­ву му­че­ни­ку. Казнь со­вер­ши­лась, но под­няв­ша­я­ся бу­ря по­ме­ша­ла во­и­нам сжечь те­ло му­че­ни­ка. Во­и­ны, си­дя в па­лат­ке, оста­лись сте­речь те­ло. В это вре­мя свя­щен­ник Фрон­тон про­хо­дил близ­ле­жа­щей до­ро­гой, ве­дя ос­ла с по­кла­жей ви­на из сво­е­го ви­но­град­ни­ка. Око­ло ме­ста, где ле­жа­ло те­ло свя­то­го Фе­о­до­та, осел вдруг упал. Во­и­ны по­мог­ли под­нять его и рас­ска­за­ли Фрон­то­ну, что сте­ре­гут те­ло каз­нен­но­го хри­сти­а­ни­на Фе­о­до­та. Свя­щен­ник по­нял, что Гос­подь про­мыс­ли­тель­но при­вел его сю­да. Он воз­ло­жил свя­тые остан­ки на ос­ла и при­вез их на ме­сто, ука­зан­ное свя­тым Фе­о­до­том для сво­е­го по­гре­бе­ния, и с че­стью пре­дал зем­ле. Впо­след­ствии он воз­двиг на этом ме­сте цер­ковь. Свя­той Фе­о­дот при­нял смерть за Хри­ста 7 июня 303 или 304 го­да, а вос­по­ми­на­ет­ся его па­мять 18 мая, в день смер­ти свя­тых дев.
Опи­са­ние жиз­ни и му­че­ни­че­ско­го по­дви­га свя­то­го Фе­о­до­та и стра­да­ния свя­тых дев со­ста­вил совре­мен­ник и спо­движ­ник свя­то­го Фе­о­до­та и оче­ви­дец смер­ти его – Нил, на­хо­див­ший­ся в го­ро­де Ан­ки­ре в пе­ри­од го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на.

☦️
Свя­ти­тель Па­вел, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, был из­бран на пат­ри­ар­шую ка­фед­ру по­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Алек­сандра († 340), ко­гда вновь вспых­ну­ла ари­ан­ская ересь. На Со­бо­ре, из­би­рав­шем но­во­го Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха, при­сут­ство­ва­ло мно­го ари­ан. Они вос­ста­ва­ли про­тив из­бра­ния свя­ти­те­ля Пав­ла, но пра­во­слав­ных чле­нов Со­бо­ра ока­за­лось боль­шин­ство. Им­пе­ра­тор Кон­стан­ций, цар­ство­вав­ший над Во­сточ­ной по­ло­ви­ной Рим­ской им­пе­рии, был ари­а­нин. Во вре­мя вы­бо­ров пат­ри­ар­ха его не бы­ло в Кон­стан­ти­но­по­ле. По воз­вра­ще­нии сво­ем он со­звал со­бор, ко­то­рый неза­кон­но объ­явил низ­ло­жен­ным свя­ти­те­ля Пав­ла, и им­пе­ра­тор из­гнал его из сто­ли­цы. На ме­сто свя­ти­те­ля воз­ве­ли ари­а­ни­на Ев­се­вия Ни­ко­ми­дий­ско­го. Пат­ри­арх Па­вел уда­лил­ся в Рим, где на­шли се­бе при­ют и дру­гие пра­во­слав­ные епи­ско­пы, из­гнан­ные Ев­се­ви­ем.
Недол­го управ­лял Цер­ко­вью Ев­се­вий. Ко­гда он умер, свя­ти­тель Па­вел вер­нул­ся в Кон­стан­ти­но­поль. Он с лю­бо­вью был встре­чен паст­вой. Но Кон­стан­ций вто­рич­но из­гнал свя­то­го, и ему при­шлось воз­вра­тить­ся в Рим. Им­пе­ра­тор Кон­стант на­пи­сал сво­е­му во­сточ­но­му со­пра­ви­те­лю Кон­стан­цию гроз­ное пись­мо, ко­то­рое от­пра­вил в Кон­стан­ти­но­поль со свя­тым ар­хи­пас­ты­рем-из­гнан­ни­ком. Угро­зы по­дей­ство­ва­ли, и свя­ти­тель Па­вел был воз­вра­щен на пат­ри­ар­ший пре­стол.
Од­на­ко вско­ре бла­го­че­сти­вый им­пе­ра­тор Кон­стант, за­щит­ник пра­во­слав­ных, был пре­да­тель­ски убит во вре­мя двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та. Свя­ти­те­ля Пав­ла вновь из­гна­ли из сто­ли­цы и от­пра­ви­ли в ссыл­ку в Ар­ме­нию, в го­род Ку­куз, где он при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Ко­гда пат­ри­арх со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, во­рва­лись ари­ане и за­ду­ши­ли свя­то­го его свя­ти­тель­ским омо­фо­ром. Про­изо­шло это в 350 го­ду. В 381 го­ду свя­той царь Фе­о­до­сий Ве­ли­кий тор­же­ствен­но пе­ре­нес мо­щи свя­ти­те­ля Пав­ла ис­по­вед­ни­ка из Ку­ку­за в Кон­стан­ти­но­поль. В 1326 го­ду мо­щи свя­ти­те­ля Пав­ла пе­ре­не­се­ны в Ве­не­цию.
Свя­ти­тель Афа­на­сий Ве­ли­кий, совре­мен­ник свя­то­го Пав­ла, об его из­гна­нии пи­шет крат­ко: «Свя­той Па­вел в пер­вый раз со­слан Кон­стан­ти­ном в Понт, во вто­рой раз Кон­стан­ци­ем, око­ван­ный же­лез­ны­ми уза­ми, за­то­чен в Син­га­ру Ме­со­по­там­скую и от­ту­да пе­ре­ве­ден в Еме­су, а в чет­вер­тый раз в Ку­ку­зу Кап­па­до­кий­скую у Тавр­ских пу­стынь».

☦️
Пре­по­доб­ный Лу­ка Тав­ро­ме­ний­ский был ро­дом из си­ци­лий­ско­го го­ро­да Тав­ро­ме­нии. В юно­сти он оста­вил ро­ди­те­лей, неве­сту и ушел в пу­сты­ню, где про­вел мно­гие го­ды в по­сте и мо­лит­ве. Под­ви­зал­ся на го­ре Эт­на. В кон­це жиз­ни пре­по­доб­ный Лу­ка, по быв­шем ему от­кро­ве­нию, ос­но­вал оби­тель. Чтобы озна­ко­мить­ся с уста­вам и жиз­нью дру­гих мо­на­сты­рей, пре­по­доб­ный по­се­тил мно­го раз­ных го­ро­дов. Во вре­мя од­но­го из пу­те­ше­ствий он скон­чал­ся в Ко­рин­фе в на­ча­ле IX ве­ка.

☦️
Пре­по­доб­ный Вар­ла­ам Ху­тын­ский жил в XII ве­ке, был сы­ном знат­но­го нов­го­род­ца и свои дет­ские го­ды про­вел в Нов­го­ро­де. В юно­ше­ском воз­расте, уда­лив­шись в под­го­род­ний Ли­си­чий мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам при­нял по­стриг. За­тем он по­се­лил­ся на уеди­нен­ном хол­ме над Вол­хо­вом, в уро­чи­ще, на­зы­вав­шем­ся Ху­тынь, в 10 вер­стах от Нов­го­ро­да. В уеди­не­нии пре­по­доб­ный Вар­ла­ам про­во­дил су­ро­вую жизнь, со­вер­шая непре­стан­ные мо­лит­вы и со­блю­дая очень стро­гий пост. Он рев­ност­но под­ви­зал­ся в тру­дах – сам ру­бил лес, пи­лил дро­ва, па­хал зем­лю, ис­пол­няя сло­ва Свя­щен­но­го Пи­са­ния: «Аще кто не хо­щет де­ла­ти, ни­же да яст» (2Сол.3,10). К нему со­бра­лись неко­то­рые из жи­те­лей Нов­го­ро­да, же­лав­шие раз­де­лить с пре­по­доб­ным тру­ды и по­дви­ги. По­учая при­хо­див­ших, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам го­во­рил: «Ча­да, блю­ди­тесь от вся­кой неправ­ды, не за­ви­дуй­те, не кле­ве­щи­те. Воз­дер­жи­вай­тесь от гне­ва, не от­да­вай­те де­нег в рост. Бе­ре­ги­тесь су­дить непра­во. Не кля­ни­тесь лжи­во, дав­ши клят­ву, ис­пол­няй­те ее. Не пре­да­вай­тесь те­лес­ным стра­стям. Будь­те все­гда крот­ки и ко всем от­но­си­тесь с лю­бо­вью. Сия доб­ро­де­тель – на­ча­ло и ко­рень вся­ко­го добра».
Вско­ре бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и ос­но­ван мо­на­стырь. Гос­подь нис­по­слал пре­по­доб­но­му для слу­же­ния ближ­ним дар чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. Ко­гда дни его при­бли­жа­лись к кон­цу, по Бо­жию из­во­ле­нию при­был из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­щен­но­и­нок Ан­то­ний – сверст­ник и друг пре­по­доб­но­го. Бла­жен­ный, об­ра­ща­ясь к нему, ска­зал: «Воз­люб­лен­ный брат мой! Бо­жие бла­го­во­ле­ние по­чи­ва­ет над сею оби­те­лью. Ныне я пе­ре­даю в твои ру­ки сей мо­на­стырь. Блю­ди его и за­боть­ся о нем. Я уже от­хо­жу к Ца­рю Небес­но­му. Но не сму­щай­ся этим: те­лом я по­ки­даю вас, ду­хом же все­гда бу­ду с ва­ми». Пре­по­дав на­став­ле­ние сво­ей бра­тии, за­по­ве­дав хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру и по­сто­ян­но пре­бы­вать в сми­ре­нии, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 6 но­яб­ря 1192 го­да.

Из жития:
Од­на­жды, от­пра­вив­шись к ар­хи­епи­ско­пу, св. Вар­ла­ам уви­дел на мо­сту через Вол­хов боль­шую тол­пу на­ро­да и па­ла­ча, ко­то­рый го­то­вил­ся сбро­сить в ре­ку осуж­ден­но­го пре­ступ­ни­ка (обыч­ная смерт­ная казнь в Нов­го­ро­де в древ­нее вре­мя). Пре­по­доб­ный оста­но­вил па­ла­ча, и про­сил на­род от­дать ему осуж­ден­но­го, ска­зав» «Он за­гла­дит ви­ны свои в Ху­тыне». Все тот­час же еди­но­душ­но за­кри­ча­ли: «От­дай­те, от­дай­те осуж­ден­но­го пре­по­доб­но­му от­цу на­ше­му Вар­ла­а­му». Осво­бо­див осуж­ден­но­го от уз, св. Вар­ла­ам по­слал его в свою оби­тель. Через неко­то­рое вре­мя спа­сен­ный от каз­ни при­нял ино­че­ство и, по­жив бла­го­че­сти­во в оби­те­ли, скон­чал­ся. Но в дру­гом по­доб­ном же слу­чае св. Вар­ла­ам по­сту­пил по-ино­му. При­шлось ему опять про­ез­жать мост, ко­гда го­то­ви­лись сбро­сить осуж­ден­но­го. Род­ствен­ни­ки и мно­гие из на­ро­да, уви­дев пре­по­доб­но­го, умо­ля­ли его спа­сти осуж­ден­но­го, но он, не об­ра­щая вни­ма­ния на все прось­бы, ве­лел воз­ни­це сво­е­му ско­рее ехать, и казнь со­вер­ши­лась. Та­кой по­сту­пок свя­то­го изу­мил на­род.
«Что это зна­чит? – го­во­ри­ли все меж­ду со­бой. – Од­но­го пре­по­доб­ный спас от каз­ни, хо­тя его и не про­си­ли об этом, а дру­го­го не за­хо­тел, несмот­ря на все моль­бы». Уче­ни­ки св. Вар­ла­а­ма по воз­вра­ще­нии в оби­тель про­си­ли его объ­яс­нить этот по­сту­пок. «Судь­бы Гос­под­ни, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – без­дна мно­га. Гос­подь всем хо­чет спа­се­ния и не хо­чет смер­ти греш­ни­ка. Пер­вый был осуж­ден спра­вед­ли­во, но по­сле осуж­де­ния со­знал свои гре­хи, и Гос­подь из­ба­вил его от смер­ти через мое недо­сто­ин­ство, чтобы дать ему вре­мя рас­ка­ять­ся и за­гла­дить свои гре­хи, что он и ис­пол­нил в оби­те­ли. Вто­рой же был осуж­ден невин­но, но Гос­подь по­пустил ему уме­реть, чтобы впо­след­ствии он не сде­лал­ся дур­ным че­ло­ве­ком; те­перь же, уме­рев невин­но, он по­лу­чил от Гос­по­да ве­нец му­че­ни­че­ский. Та­ко­ва тай­на су­деб Бо­жи­их: «Кто бо ра­зум ум Гос­по­день или кто со­вет­ник ему бысть» (Рим.2.33-34).

Чу­де­са, со­вер­шав­ши­е­ся при гро­бе пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма, по­бу­ди­ли Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Ев­фи­мия при­сту­пить к осви­де­тель­ство­ва­нию свя­тых мо­щей его. С бла­го­го­ве­ни­ем при­сту­пил к это­му ар­хи­епи­скоп. При­звав к се­бе Ху­тын­ско­го игу­ме­на Та­ра­сия, он за­по­ве­дал три­днев­ный пост и мо­лит­ву в оби­те­ли и сам по­стил­ся и мо­лил­ся эти дни. Через три дня ар­хи­епи­скоп с игу­ме­ном и од­ним ипо­ди­а­ко­ном во­шли в храм, с мо­лит­вой сня­ли ка­мен­ную кры­шу с гро­ба и уви­де­ли чест­ное те­ло пре­по­доб­но­го со­вер­шен­но нетлен­ным: ли­цо и бо­ро­да его бы­ли сход­ны с изо­бра­же­ни­ем на иконе, сто­яв­шей над гро­бом. Все про­сла­ви­ли Бо­га, а ипо­ди­а­кон, по­ра­жен­ный чу­дом, при­нял мо­на­ше­ство. Это бы­ло око­ло 1452 го­да.

☦️
В 7-й пес­ни ка­но­на пре­по­доб­ным Ближ­них пе­щер вос­пе­ва­ет­ся пре­по­доб­ный Лу­ка «ико­ном», как доб­рый де­ла­тель за­по­ве­дей Вла­дыч­них, но кро­ме долж­но­сти эко­ном­ской, ка­ко­вую он неиз­вест­но ко­гда от­прав­лял в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре, боль­ше о нем ни­че­го не из­вест­но. Па­мять его, кро­ме 6/19 но­яб­ря, со­вер­ша­ет­ся сов­мест­но с пре­по­доб­ны­ми Ближ­них пе­щер, где и его те­ло нетлен­ное по­чи­ва­ет. Эко­но­мы Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, по­чи­тая его сво­им по­кро­ви­те­лем, име­ют в сво­их (эко­но­ми­че­ских) по­ме­ще­ни­ях ико­ну пре­по­доб­но­го Лу­ки «ико­но­ма».

☦️
Святитель Герман, архиепископ Казанский и Свияжский. Про­ис­хо­дил из древ­не­го бла­го­че­сти­во­го ро­да, с дет­ства был обу­чен чте­нию Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния и вос­пи­тан в стра­хе Бо­жи­ем. В 25 лет Гри­го­рий (так его зва­ли в ми­ру) по­сту­пил в Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь, где при­нял по­стриг от игу­ме­на Гу­рия, впо­след­ствии св. ар­хи­епи­ско­па Ка­зан­ско­го († 1563 г., па­мять 5/18 де­каб­ря). В мо­на­сты­ре свя­той за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния и кни­го­пи­са­ни­ем.
В 1555 г. по­сле по­ко­ре­ния Ка­за­ни ца­рем Иоан­ном Гроз­ным Гер­ма­ну суж­де­но бы­ло на­чать мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность для языч­ни­ков, на­се­ляв­ших пра­вый бе­рег Вол­ги. Он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем оби­те­ли Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Сви­яж­с­ке, ко­то­рая под его муд­рым ру­ко­вод­ством сде­ла­лась со­сре­до­то­чи­ем хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди, ве­ры и бла­го­че­стия в ма­го­ме­тан­ской стране. Свя­ти­тель Гер­ман рев­ност­но за­ни­мал­ся стро­и­тель­ством пра­во­слав­ных хра­мов, про­све­ще­ни­ем языч­ни­ков в хри­сти­ан­ской ве­ре. Им бы­ло со­бра­но 150 книг. По смер­ти свя­ти­те­ля Гу­рия свя­ти­тель Гер­ман до­стой­но был при­зван на ар­хи­ерей­скую ка­фед­ру.
Ко­гда царь Иоанн Гроз­ный по­ве­лел на­зна­чить его на Мос­ков­скую мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру, свя­ти­тель Гер­ман от­ка­зал­ся и, вер­ный сво­е­му пас­тыр­ско­му дол­гу, не устра­шил­ся вра­зу­мить ца­ря, при­зы­вая к по­ка­я­нию, об­ли­чая его. За это он око­ло двух лет про­был в за­клю­че­нии в Москве. Он один под­нял ис­крен­ний го­лос за свя­ти­те­ля Филип­па, ко­гда царь тре­бо­вал его осуж­де­ния, хо­тя и сам свя­ти­тель Гер­ман был в опа­ле. В 1567 г. 6 но­яб­ря он умер, по­ла­га­ют, что оприч­ни­ки бы­ли его убий­ца­ми. По­гре­бен в церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Через 27 лет бы­ли об­ре­те­ны его свя­тые мо­щи и пе­ре­не­се­ны в Сви­яж­ский мо­на­стырь.

☦️
Пре­по­доб­ный Вар­ла­ам Керетский жил во дни ца­ря Иоан­на Ва­си­лье­ви­ча Гроз­но­го (1533–1584). Ро­дил­ся и вос­пи­ты­вал­ся он близ Бе­ло­го мо­ря, в Ке­рет­ской во­ло­сти. На­учен­ный гра­мо­те, Вар­ла­ам по­став­лен был свя­щен­ни­ком к церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в го­ро­де Ко­ле и рев­ност­но слу­жил Гос­по­ду, по­учая лю­дей, как ис­тин­ный пас­тырь, за­ко­ну Гос­под­ню.
Но враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го уло­вил пра­вед­но­го в свои се­ти: вну­шил свя­щен­ни­ку чув­ство рев­но­сти к жене, за­тем, обо­льстив его, по­бу­дил убить ни в чем непо­вин­ную жен­щи­ну, что тот и ис­пол­нил (по пре­да­нию, же­на Вар­ла­а­ма ока­за­лась непо­вин­ной, так как сам диа­вол об­мо­ро­чил свя­то­го: при­нял на се­бя вид муж­чи­ны и вы­шел из гор­ни­цы же­ны свя­щен­ни­ка). Со­вер­шив та­кой страш­ный грех, Вар­ла­ам убе­дил­ся ско­ро в невин­но­сти сво­ей су­пру­ги, по­нял всю сте­пень сво­е­го па­де­ния, на­чал ка­ять­ся, стро­го по­стил­ся и горь­ко пла­кал. При­знав се­бя недо­стой­ным про­дол­жать свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние, он со­всем оста­вил долж­ность. Это­го ма­ло. Чтобы ис­ку­пить ве­ли­кую ви­ну свою, рас­ка­яв­ший­ся убий­ца под­вер­га­ет се­бя чрез­вы­чай­но тяж­ко­му на­ка­за­нию. Труп же­ны сво­ей он по­ло­жил в кар­бас (боль­шая лод­ка, греб­ная и па­рус­ная, на 4–10 ве­сел; упо­треб­ля­ет­ся для пе­ре­воз­ки лю­дей и тя­же­стей по ре­кам и мо­рям) и в этом кар­ба­се пла­вал по мо­рю, пла­вал непре­рыв­но с ме­ста на ме­сто до тех пор, по­ка мерт­вое те­ло уби­той не ис­тле­ло во­все. На­чав от Ко­лы и дер­жась обык­но­вен­но бе­ре­га, Вар­ла­ам на­прав­лял­ся по Се­вер­но­му Ле­до­ви­то­му оке­а­ну на во­сток, к Бе­ло­му мо­рю; оги­бал он Свя­той Мыс, или Нос, око­ло ко­то­ро­го мо­ре опас­но для пла­ва­ния; да­лее за­хо­дил в Бе­лое мо­ре и до­сти­гал род­ной Ке­ре­ти при Кан­да­лак­ской гу­бе. Лю­ди с удив­ле­ни­ем ви­де­ли че­ло­ве­ка, ко­то­рый один в сво­ем кар­­ба­се пла­вал по мо­рю, не оста­нав­ли­ва­ясь, без от­ды­ха. Вар­ла­ам не ждал се­бе, как обык­но­вен­ные мо­ре­пла­ва­те­ли, по­пут­но­го вет­ра, чтобы плыть на па­ру­сах; на­про­тив, пла­вал про­тив вет­ра, про­тив волн оке­а­на, ра­бо­тая по­сто­ян­но веслом, не вы­пус­кая вес­ла из рук сво­их и вос­пе­вая псал­мы Да­ви­да. Непре­рыв­но тру­дясь днем, пре­по­доб­ный но­чи про­во­дил без сна, со сле­за­ми мо­ля Гос­по­да об от­пу­ще­нии гре­ха. Так ис­ку­пал убий­ца-свя­щен­ник ви­ну свою.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-varlaam-keretskij

К два­дца­тым го­дам XVIII ве­ка мест­ное по­чи­та­ние пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма уста­но­ви­лось. То­гда бы­ли сви­де­тель­ство­ва­ны и мо­щи его. Од­на­ко по­движ­ник не был при­чис­лен Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых, об­ще­цер­ков­но чти­мых.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ки­та (в ми­ру Фе­дор Пет­ро­вич Де­лек­тор­ский) ро­дил­ся 22 де­каб­ря 1876 го­да в го­ро­де По­кров Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка.

3 ав­гу­ста 1898 го­да Фе­дор Пет­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му Ни­ко­ла­ев­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря го­ро­да Пе­ре­слав­ля.

В 1919 го­ду отец Фе­о­дор был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и в том же го­ду Выс­шим Вре­мен­ным Си­бир­ским Цер­ков­ным Управ­ле­ни­ем, ко­то­рое воз­глав­лял ар­хи­епи­скоп Силь­вестр (Оль­шев­ский), на­граж­ден зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом. При от­ступ­ле­нии Бе­лой ар­мии он остал­ся в Пер­ми.
В это вре­мя про­то­и­е­рей Фе­о­дор ре­шил все­це­ло по­свя­тить се­бя слу­же­нию Церк­ви и при­нять мо­на­ше­ский по­стриг, о чем и со­об­щил епи­ско­пу Перм­ско­му Силь­ве­ст­ру (Бра­та­нов­ско­му), ко­то­рый при­нял со­от­вет­ству­ю­щее ре­ше­ние: «Вви­ду без­вест­но­го от­сут­ствия в те­че­ние 15-ти лет Ан­то­ни­ны Де­лек­тор­ской и рас­тор­же­ния бра­ка про­то­и­е­рея Фе­о­до­ра Де­лек­тор­ско­го с нею в граж­дан­ском су­де, цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние с нее как та­ин­ство сни­ма­ет­ся для предо­став­ле­ния воз­мож­но­сти про­то­и­е­рею Фе­о­до­ру Де­лек­тор­ско­му все­це­ло по­свя­тить се­бя слу­же­нию свя­той Церк­ви в без­брач­ном со­сто­я­нии».
В 1922 го­ду про­то­и­е­рей Фе­о­дор вер­нул­ся из Пер­ми на ро­ди­ну во Вла­ди­мир­скую епар­хию и был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Хри­сто­рож­де­ствен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Алек­сан­дро­ве и бла­го­чин­ным всех го­род­ских церк­вей.
7 мая 1924 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон и Свя­щен­ный Си­нод по­ста­но­ви­ли от­крыть в Са­мар­ской епар­хии ви­кар­ную ка­фед­ру в го­ро­де Бу­гуль­ме. 9 мая в хра­ме Ва­ла­ам­ско­го по­дво­рья в Москве мит­ро­по­лит Ни­же­го­род­ский Сер­гий (Стра­го­род­ский) по­стриг про­то­и­е­рея Фе­о­до­ра в мо­на­ше­ство с име­нем Ни­ки­та и воз­вел в сан ар­хи­манд­ри­та.

По­лу­чив ле­том 1937 го­да рас­по­ря­же­ние о на­ча­ле мас­со­вых го­не­ний, вла­сти Оре­хо­во-Зу­е­ва ста­ли со­би­рать све­де­ния через слу­жив­ших в оре­хо­во-зу­ев­ском со­бо­ре об­нов­лен­цев обо всех про­жи­вав­ших в их го­ро­де ду­хов­ных ли­цах, и в част­но­сти о прео­свя­щен­ном Ни­ки­те.
13 ок­тяб­ря, ко­гда епи­скоп про­хо­дил ми­мо со­бо­ра, со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли его. Он был за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Сра­зу же по­сле аре­ста на­ча­лись до­про­сы, ко­то­рые про­дол­жа­лись бес­пре­рыв­но в те­че­ние трех су­ток.
– Вы име­е­те опре­де­лен­ное ме­сто жи­тель­ства и ме­сто служ­бы? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Опре­де­лен­но­го ме­ста жи­тель­ства и ме­ста служ­бы я не имею, – от­ве­тил епи­скоп.
– По ка­ким до­ку­мен­там вы про­жи­ва­е­те и про­пи­са­ны ли вы на жи­тель­ство где-ли­бо?
– До­ку­мен­тов я ни­ка­ких не имею, и ни­где на жи­тель­ство я не про­пи­сан.
– В ка­ком сане вы со­сто­я­ли ра­нее и ка­кой име­е­те в дан­ный мо­мент?
– Ра­нее я со­сто­ял в сане епи­ско­па и имею этот сан епи­ско­па до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.
Убе­див­шись, что пе­ред ним епи­скоп, сле­до­ва­тель счел до­ста­точ­ным для осуж­де­ния сан вла­ды­ки и уже не стал ни­че­го спра­ши­вать о его ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.
19 ок­тяб­ря был до­про­шен один из лже­сви­де­те­лей, ко­то­рый ска­зал, что зна­ет епи­ско­па с 1936 го­да, что епи­скоп име­ет боль­шой круг еди­но­мыш­лен­ни­ков и по­чи­та­те­лей во мно­гих го­ро­дах Со­вет­ско­го Со­ю­за, что буд­то бы вла­ды­ка го­во­рил ему: обя­зан­ность каж­до­го ис­тин­но­го пас­ты­ря – это по­буж­дать ве­ру­ю­щих к за­щи­те Церк­ви, не до­пу­стить за­кры­тия церк­вей, ор­га­ни­зо­вать ве­ру­ю­щих во­круг церк­ви для ее за­щи­ты. В за­клю­че­ние лже­сви­де­тель ска­зал, что епи­скоп юрод­ству­ет и к нему об­ра­ща­ют­ся как к про­зор­ли­во­му, ко­то­рый мо­жет про­ви­деть гря­ду­щее.
17 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла прео­свя­щен­но­го Ни­ки­ту к рас­стре­лу. Епи­скоп Ни­ки­та (Де­лек­тор­ский) был рас­стре­лян через день по­сле при­го­во­ра, 19 но­яб­ря 1937 го­да, и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Жития
Писание