16 ноября 2019
⏳ 2019.11.16 (сб)
? поста нет
? подвижный годовой круг:
• 22я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 4й)
• суббота
☀️ неподвижный годовой круг:
• 16 ноября (3 ноября)
• мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия (Картерия), Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320)
• обновление храма вмч. Георгия Победоносца в Лидде (IV)
• сщмчч. Акепсима, Иасифа, Аифала (IV)
• прп. Акепсима Антиохийского (IV)
• прав. Снандулии (Яздундокты) Персидской (IV)
• сщмч. Николая (Динариева), мч. Павла (Парфенова) (1918)
• сщмчч. Василия (Архангельского), Петра (Орленкова), Василия (Покровского), Александра (Зверева), Владимира (Писарева), Сергия (Кедрова), Николая (Пятницкого), Викентия (Смирнова), Иоанна (Кесарийского), Петра (Косминкова), Александра (Парусникова), Павла (Андреева), Космы (Петриченко), Симеона (Кречкова) (1937)
• мц. Евдокии Сафроновой (1938)
• сщмч. Сергия (Станиславлева) (1942)
☦️
Мученики Севастийские Аттик, Агапий, Евдоксий, Катерий, Истукарий, Пактовий и Никтополион, пострадавшие в царствование императора Лициния (по другим источникам, в правление императора Деция). Воины Евдоксий, Аттик и Катерий за проповедь христианства претерпели различные истязания по приказу дукса Маркелла и архонта Авксана. Затем они были заключены в темницу, где их бичевали воловьими жилами и выбили зубы. В это же время были схвачены христиане Истукарий, Пактовий и Никтополион, которых били палками и подвергли другим пыткам, а затем сожгли вместе с упомянутыми выше воинами.
☦️
Город Лидда (Лод) – родина великомученика Георгия Победоносца. Здесь был дом его матери, здесь прошло его детство. Святой великомученик Георгий был римским воином, пострадал он при императоре Диоклитиане в Никомидии в начале IV века. Мощи его христиане перенесли на родину, в Лидду, и здесь он был погребен.
Гробница, в которой были положены мощи великомученика, сейчас расположена в крипте православного храма, посвященного великомученику Георгию. В самом храме имеется частица мощей святого Георгия, а также цепь, которой был скован великомученик.
Первую церковь здесь возвели в VI веке. Храм несколько раз разрушался и в своем нынешнем виде был восстановлен лишь в 1872 году благодаря пожертвованиям из России. Освящение обновленного храма состоялось 3/16 ноября 1872 года , в годовщину того дня, в который он был освящен впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская церковь совершает в этот день и до настоящего времени; этот праздник внесен в месяцеслов, в честь сего торжества на Руси строились храмы.
Также в Лидде апостол Петр исцелил Энея, восемь лет лежавшего в расслаблении (Деян. 9:32-35).
☦️
Епископ Акепсим возглавлял христианскую Церковь в персидском городе Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды. Царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство, был схвачен и епископ Акепсим, в то время восьмидесятилетний старец. Его привели в город Арбелу, где он предстал пред судом Ардаха – жреца бога солнца. Святой старец отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на следующий день после тяжелейших пыток были брошены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Три года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех святых мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали перед царем и на его требования вновь твердо отказались поклониться языческим богам, исповедуя веру во Христа. Святому епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город и там побили камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тела святого мученика. На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.
Святой мученик Аифал диакон по приказанию персидского царя Сапора II был побит камнями за исповедание Имени Христова в 380 году.
☦️
Преподобный Акепсим Антиохийский, Сирийский, отшельник. Шестьдесят лет провел в сирийской пустыне, недалеко от Кирра, подвизаясь в посте, молчании и молитвах. По повелению патриарха он вышел из затвора и был поставлен во епископа. Умер в глубокой старости.
☦️
Персидская христианка Яздундокта жила в столице Ктесифоне. Во время гонения на христиан, когда более ста человек были арестованы и после полугодичного содержания в тюрьме, казнены, ее не арестовали. Арестовывали священников, диаконов, монахов и монахинь, а она была «всего лишь» мирянкой; царь Сапор, таким образом, проявил больший клерикализм, чем христиане. Яздундокта кормила всех заключенных (тогдашняя тюрьма прежде всего пытала людей голодом). Узнав дату казни, она накануне организовала пышную трапезу и каждому подарила праздничную белоснежную одежду. Но только на следующее утро она пришла рано и сказала, что казнь состоится сегодня, попросила всех хранить верность Богу. Мучеников обезглавили, и Яздундокта сумела в ту же ночь украсть тела и захоронить, спася от надругательств.
☦️
Священномученик протоиерей Николай Иванович Динариев был первым настоятелем церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Данево в Рязанской губернии. Церковь была построена в 1897 году на средства прихожан. Отец Николай прослужил в ней более 20 лет. Почти сразу после революции, в 1918 году, священномученик был арестован и расстрелян вместе со священником Матфеем Рябцевым у стен городского кладбища города Касимова.
☦️
Павел Никитич Парфёнов занимался торговлей и был церковным старостой митинского храма Касимовского уезда. Недавно в его доме в деревне Лощинино Касимовского района открылась церковь. До революции большинство жителей Лощинина работали на фабрике Зайцева (теперь Касимовсеть) и, получая нищенскую зарплату, часто брали товары в долг у Парфёнова. И вот идёт, бывало, должник в лавку, чтобы расплатиться. Парфёнов подсчитывает его долги и видит, что бедняге придётся отдать почти всю получку. «Эээ, брат! На что же ты жить-то будешь?» — говорит он, зачёркивает долговые записи и ещё даёт рабочему пригоршню конфет: «На, неси гостинец ребятам!»
Осенью 1918 г. в Касимове вспыхнуло восстание против советской власти. Часть недовольных прошла в город через Лощинино. И хотя здешние крестьяне в восстании не участвовали, к ним вскоре прибыл отряд карателей-латышей. Людей выстроили в шеренгу, намереваясь расстрелять каждого десятого. Председатель местного Совета сумел доказать, что лощининцы не бунтовали. Тогда латыши взялись за Парфёнова. Напрасно заступалась за него вся деревня — конные латыши некоторое время гоняли «лавочника» нагайками по деревне, а потом застрелили. И вот теперь в парфёновской лавке, свидетельнице его добрых дел, совершаются богослужения. Совершаются службы и в митинской церкви, где он был старостой.
☦️
Священномученик Василий родился 20 января 1874 года в селе Русалкино Тульской губернии в семье диакона Михаила Архангельского. Окончил Тульскую Духовную семинарию и женился. Впоследствии у них с супругой родилось шестеро детей. Василий Михайлович был рукоположен в сан священника.
В последние годы перед арестом служил в храме села Люблино Каширского района Московской области.
В начале тридцатых годов власти, намереваясь закрыть храм и изгнать священника из прихода, предложили ему уплатить налог в виде сельскохозяйственной продукции. Отец Василий не смог этого сделать и в 1931 году был приговорен к трем годам ссылки. Видя свою абсолютную невиновность и несправедливые и незаконные действия местных властей, отец Василий подал прошение о пересмотре дела, и областным судом был оправдан.
27 октября 1937 года власти вновь арестовали священника. Сразу же начались допросы. Его обвиняли в контрреволюционной антисоветской деятельности. Отец Василий виновным себя не признал.
– Следствию известно, что вы вели контрреволюционную агитацию среди населения об уничтожении коммунистов и обязательном посещении детьми церкви, – сказал следователь.
– Я агитации об уничтожении коммунистов никогда не вел.
С некоторыми женщинами в церкви я говорил и спрашивал их, приучают ли они своих детей молиться, а также и своих родственников, – ответил священник.
14 ноября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Василий Архангельский был расстрелян через день, 16 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле.
☦️
Священномученик Петр родился 25 декабря 1876 года в селе Воскресенском Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Измаила Орленкова.
Петр Измаилович в 1890 году окончил Донское Духовное училище, в 1896 году – Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Московской епархии. В 1930 году он был назначен служить в Воскресенский храм в село Кондрево Коломенского района. В июле 1937 года церковь под предлогом будто бы плохого состояния здания была закрыта.
28 октября 1937 года отец Петр был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму в городе Коломне. Были вызваны лжесвидетели. Одна из вызванных женщин сказала: «26 сентября Орлинков среди населения возле церкви говорил: “Вот, граждане, советская власть заставляет меня ходить с сумой. Под предлогом непригодности церкви ее закрыли, а мы на это смотрим спокойно. Мы забываем новую конституцию, согласно которой сейчас можно делать свои дела”».
– По имеющимся у нас сведениям нам известно о том, что вы среди населения деревень Селькино, Кондрево и других ведете резкую контрреволюционную агитацию. Признаете себя виновным в этом? – спросил священника следователь.
– В проведении контрреволюционных разговоров я себя виновным не признаю, никаких контрреволюционных разговоров я не вел, – ответил отец Петр.
15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Петр Орленков был расстрелян на следующий день, 16 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
☦️
Мученица Евдокия Григорьевна Сафронова родилась 1 марта 1878 года в деревне Лучинское Звенигородского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Окончила 2 класса церковноприходской школы. С 1890 года работала прислугой в Москве в семье земского начальника. В 1897 году вышла замуж и переехала в село Быково Бронницкого уезда Московской губернии. В 1930 году была избрана старостой и казначеем церкви Рождества Христова села Быково. В том же году была лишена избирательных прав как «активная церковница». 2 июня 1931 года восстановлена в правах. 1 ноября 1937 года арестована по делу «церковников Быковского прихода» вместе со священномучениками священниками Иоанном Кесарийским, Петром Косминковым и диаконом Симеоном Кречковым (расстреляны 16 ноября). Во время следствия содержалась в Таганской тюрьме в Москве. На 1-м после ареста допросе подписала протокол, составленный следователем, в котором признала, что была членом группы «церковников», «вела агитацию о невступлении в колхоз». На следующий день категорически отрицала возводимые на нее обвинения.
15 ноября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Московской области приговорена к 8 годам ИТЛ. Отправлена в Тайшетский лагерь (Иркутская область). Скончалась от тяжких лишений 25 августа 1938 года. Место захоронения неизвестно.
☦️
Сергий Станиславлев родился в 1884 году. Служил Церкви в сане протодиакона. Мученически скончался 16 ноября 1942 года.