⏳ 2019.11.16 (сб)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 22я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 4й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
16 ноября (3 ноября)
• мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия (Картерия), Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320)
• обновление храма вмч. Георгия Победоносца в Лидде (IV)
• сщмчч. Акепсима, Иасифа, Аифала (IV)
• прп. Акепсима Антиохийского (IV)
• прав. Снандулии (Яздундокты) Персидской (IV)
• сщмч. Николая (Динариева), мч. Павла (Парфенова) (1918)
• сщмчч. Василия (Архангельского), Петра (Орленкова), Василия (Покровского), Александра (Зверева), Владимира (Писарева), Сергия (Кедрова), Николая (Пятницкого), Викентия (Смирнова), Иоанна (Кесарийского), Петра (Косминкова), Александра (Парусникова), Павла (Андреева), Космы (Петриченко), Симеона (Кречкова) (1937)
• мц. Евдокии Сафроновой (1938)
• сщмч. Сергия (Станиславлева) (1942)


☦️
Му­че­ни­ки Се­ва­стий­ские Ат­тик, Ага­пий, Ев­док­сий, Ка­те­рий, Ис­ту­ка­рий, Пак­то­вий и Ник­то­по­ли­он, по­стра­дав­шие в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ли­ци­ния (по дру­гим ис­точ­ни­кам, в прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Де­ция). Во­и­ны Ев­док­сий, Ат­тик и Ка­те­рий за про­по­ведь хри­сти­ан­ства пре­тер­пе­ли раз­лич­ные ис­тя­за­ния по при­ка­зу дук­са Мар­кел­ла и ар­хон­та Авк­са­на. За­тем они бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цу, где их би­че­ва­ли во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и вы­би­ли зу­бы. В это же вре­мя бы­ли схва­че­ны хри­сти­ане Ис­ту­ка­рий, Пак­то­вий и Ник­то­по­ли­он, ко­то­рых би­ли пал­ка­ми и под­верг­ли дру­гим пыт­кам, а за­тем со­жгли вме­сте с упо­мя­ну­ты­ми вы­ше во­и­на­ми.

☦️
Го­род Лид­да (Лод) – ро­ди­на ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Здесь был дом его ма­те­ри, здесь про­шло его дет­ство. Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был рим­ским во­и­ном, по­стра­дал он при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане в Ни­ко­ми­дии в на­ча­ле IV ве­ка. Мо­щи его хри­сти­ане пе­ре­нес­ли на ро­ди­ну, в Лид­ду, и здесь он был по­гре­бен.
Гроб­ни­ца, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­ка, сей­час рас­по­ло­же­на в крип­те пра­во­слав­но­го хра­ма, по­свя­щен­но­го ве­ли­ко­му­че­ни­ку Ге­ор­гию. В са­мом хра­ме име­ет­ся ча­сти­ца мо­щей свя­то­го Ге­ор­гия, а так­же цепь, ко­то­рой был ско­ван ве­ли­ко­му­че­ник.
Первую цер­ковь здесь воз­ве­ли в VI ве­ке. Храм несколь­ко раз раз­ру­шал­ся и в сво­ем ны­неш­нем ви­де был вос­ста­нов­лен лишь в 1872 го­ду бла­го­да­ря по­жерт­во­ва­ни­ям из Рос­сии. Освя­ще­ние об­нов­лен­но­го хра­ма со­сто­я­лось 3/16 но­яб­ря 1872 го­да , в го­дов­щи­ну то­го дня, в ко­то­рый он был освя­щен впер­вые. Вос­по­ми­на­ние о сем зна­ме­на­тель­ном со­бы­тии Рус­ская цер­ковь со­вер­ша­ет в этот день и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни; этот празд­ник вне­сен в ме­ся­це­слов, в честь се­го тор­же­ства на Ру­си стро­и­лись хра­мы.
Так­же в Лид­де апо­стол Петр ис­це­лил Энея, во­семь лет ле­жа­вше­го в рас­слаб­ле­нии (Де­ян. 9:32-35).

☦️
Епи­скоп Акеп­сим воз­глав­лял хри­сти­ан­скую Цер­ковь в пер­сид­ском го­ро­де На­ес­соне. Паства го­ря­чо лю­би­ла свя­ти­те­ля за его по­движ­ни­че­скую жизнь и неустан­ные пас­тыр­ские тру­ды. Царь Са­пор по­ве­лел разыс­ки­вать и каз­нить хри­сти­ан­ское ду­хо­вен­ство, был схва­чен и епи­скоп Акеп­сим, в то вре­мя вось­ми­де­ся­ти­лет­ний ста­рец. Его при­ве­ли в го­род Ар­бе­лу, где он пред­стал пред су­дом Ар­да­ха – жре­ца бо­га солн­ца. Свя­той ста­рец от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву пер­сид­ским бо­гам. За это его же­сто­ко из­би­ли и за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, ку­да на сле­ду­ю­щий день по­сле тя­же­лей­ших пы­ток бы­ли бро­ше­ны се­ми­де­ся­ти­лет­ний пре­сви­тер Иосиф и диа­кон Аифал. Три го­да свя­тых дер­жа­ли в узах, то­ми­ли го­ло­дом, жаж­дой. В храм бо­га ог­ня, на­хо­див­ший­ся неда­ле­ко от Ар­бе­лы, при­был царь Са­пор, по­же­лав­ший ви­деть трех свя­тых му­че­ни­ков. Из­мож­ден­ные, по­кры­тые гно­я­щи­ми­ся яз­ва­ми, свя­тые пред­ста­ли пе­ред ца­рем и на его тре­бо­ва­ния вновь твер­до от­ка­за­лись по­кло­нить­ся язы­че­ским бо­гам, ис­по­ве­дуя ве­ру во Хри­ста. Свя­то­му епи­ско­пу от­сек­ли го­ло­ву, а пре­сви­те­ра и диа­ко­на от­пра­ви­ли в го­род и там по­би­ли кам­ня­ми. Казнь пре­сви­те­ра Иоси­фа дли­лась несколь­ко ча­сов. Воз­ле ме­ста каз­ни бы­ла по­став­ле­на стра­жа, чтобы хри­сти­ане не взя­ли те­ла свя­то­го му­че­ни­ка. На чет­вер­тую ночь над го­ро­дом про­нес­ся силь­ный ура­ган, мол­ния уби­ла стра­жу, ве­тер раз­ме­тал кам­ни, и те­ло свя­то­го Иоси­фа ис­чез­ло. Диа­кон Аифал был от­ве­ден в се­ле­ние Пат­ри­ас и там был по­бит кам­ня­ми. Хри­сти­ане тай­но по­греб­ли его те­ло, на мо­ги­ле свя­то­го вы­рос­ло де­ре­во, пло­ды ко­то­ро­го при­но­си­ли ис­це­ле­ние.
Свя­той му­че­ник Аифал диа­кон по при­ка­за­нию пер­сид­ско­го ца­ря Са­по­ра II был по­бит кам­ня­ми за ис­по­ве­да­ние Име­ни Хри­сто­ва в 380 го­ду.

☦️
Преподобный Акепсим Антиохийский, Сирийский, отшельник. Шесть­де­сят лет про­вел в си­рий­ской пу­стыне, неда­ле­ко от Кир­ра, под­ви­за­ясь в по­сте, мол­ча­нии и мо­лит­вах. По по­ве­ле­нию пат­ри­ар­ха он вы­шел из за­тво­ра и был по­став­лен во епи­ско­па. Умер в глу­бо­кой ста­ро­сти.

☦️
Пер­сид­ская хри­сти­ан­ка Яз­дунд­ок­та жи­ла в сто­ли­це Кте­си­фоне. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан, ко­гда бо­лее ста че­ло­век бы­ли аре­сто­ва­ны и по­сле по­лу­го­дич­но­го со­дер­жа­ния в тюрь­ме, каз­не­ны, ее не аре­сто­ва­ли. Аре­сто­вы­ва­ли свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов, мо­на­хов и мо­на­хинь, а она бы­ла «все­го лишь» ми­рян­кой; царь Са­пор, та­ким об­ра­зом, про­явил боль­ший кле­ри­ка­лизм, чем хри­сти­ане. Яз­дунд­ок­та кор­ми­ла всех за­клю­чен­ных (то­гдаш­няя тюрь­ма преж­де все­го пы­та­ла лю­дей го­ло­дом). Узнав да­ту каз­ни, она на­ка­нуне ор­га­ни­зо­ва­ла пыш­ную тра­пе­зу и каж­до­му по­да­ри­ла празд­нич­ную бе­ло­снеж­ную одеж­ду. Но толь­ко на сле­ду­ю­щее утро она при­шла ра­но и ска­за­ла, что казнь со­сто­ит­ся се­го­дня, по­про­си­ла всех хра­нить вер­ность Бо­гу. Му­че­ни­ков обез­гла­ви­ли, и Яз­дунд­ок­та су­ме­ла в ту же ночь украсть те­ла и за­хо­ро­нить, спа­ся от над­ру­га­тельств.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ива­но­вич Ди­на­ри­ев был пер­вым на­сто­я­те­лем церк­ви Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Да­не­во в Ря­зан­ской гу­бер­нии. Цер­ковь бы­ла по­стро­е­на в 1897 го­ду на сред­ства при­хо­жан. Отец Ни­ко­лай про­слу­жил в ней бо­лее 20 лет. По­чти сра­зу по­сле ре­во­лю­ции, в 1918 го­ду, свя­щен­но­му­че­ник был аре­сто­ван и рас­стре­лян вме­сте со свя­щен­ни­ком Мат­фе­ем Ряб­це­вым у стен го­род­ско­го клад­би­ща го­ро­да Ка­си­мо­ва.

☦️
Па­вел Ни­ки­тич Пар­фё­нов за­ни­мал­ся тор­гов­лей и был цер­ков­ным ста­ро­стой ми­тин­ско­го хра­ма Ка­си­мов­ско­го уез­да. Недав­но в его до­ме в де­ревне Ло­щи­ни­но Ка­си­мов­ско­го рай­о­на от­кры­лась цер­ковь. До ре­во­лю­ции боль­шин­ство жи­те­лей Ло­щи­ни­на ра­бо­та­ли на фаб­ри­ке Зай­це­ва (те­перь Ка­си­мо­всеть) и, по­лу­чая ни­щен­скую зар­пла­ту, ча­сто бра­ли то­ва­ры в долг у Пар­фё­но­ва. И вот идёт, бы­ва­ло, долж­ник в лав­ку, чтобы рас­пла­тить­ся. Пар­фё­нов под­счи­ты­ва­ет его дол­ги и ви­дит, что бед­ня­ге при­дёт­ся от­дать по­чти всю по­луч­ку. «Эээ, брат! На что же ты жить-то бу­дешь?» — го­во­рит он, за­чёр­ки­ва­ет дол­го­вые за­пи­си и ещё да­ёт ра­бо­че­му при­горш­ню кон­фет: «На, неси го­сти­нец ре­бя­там!»
Осе­нью 1918 г. в Ка­си­мо­ве вспых­ну­ло вос­ста­ние про­тив со­вет­ской вла­сти. Часть недо­воль­ных про­шла в го­род через Ло­щи­ни­но. И хо­тя здеш­ние кре­стьяне в вос­ста­нии не участ­во­ва­ли, к ним вско­ре при­был от­ряд ка­ра­те­лей-ла­ты­шей. Лю­дей вы­стро­и­ли в ше­рен­гу, на­ме­ре­ва­ясь рас­стре­лять каж­до­го де­ся­то­го. Пред­се­да­тель мест­но­го Со­ве­та су­мел до­ка­зать, что ло­щи­нин­цы не бун­то­ва­ли. То­гда ла­ты­ши взя­лись за Пар­фё­но­ва. На­прас­но за­сту­па­лась за него вся де­рев­ня — кон­ные ла­ты­ши неко­то­рое вре­мя го­ня­ли «ла­воч­ни­ка» на­гай­ка­ми по де­ревне, а по­том за­стре­ли­ли. И вот те­перь в пар­фё­нов­ской лав­ке, сви­де­тель­ни­це его доб­рых дел, со­вер­ша­ют­ся бо­го­слу­же­ния. Со­вер­ша­ют­ся служ­бы и в ми­тин­ской церк­ви, где он был ста­ро­стой.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 20 ян­ва­ря 1874 го­да в се­ле Ру­сал­ки­но Туль­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Ар­хан­гель­ско­го. Окон­чил Туль­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся. Впо­след­ствии у них с су­пру­гой ро­ди­лось ше­сте­ро де­тей. Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
В по­след­ние го­ды пе­ред аре­стом слу­жил в хра­ме се­ла Люб­ли­но Ка­шир­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
В на­ча­ле трид­ца­тых го­дов вла­сти, на­ме­ре­ва­ясь за­крыть храм и из­гнать свя­щен­ни­ка из при­хо­да, пред­ло­жи­ли ему упла­тить на­лог в ви­де сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции. Отец Ва­си­лий не смог это­го сде­лать и в 1931 го­ду был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки. Ви­дя свою аб­со­лют­ную неви­нов­ность и неспра­вед­ли­вые и неза­кон­ные дей­ствия мест­ных вла­стей, отец Ва­си­лий по­дал про­ше­ние о пе­ре­смот­ре де­ла, и об­ласт­ным су­дом был оправ­дан.
27 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти вновь аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка. Сра­зу же на­ча­лись до­про­сы. Его об­ви­ня­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти. Отец Ва­си­лий ви­нов­ным се­бя не при­знал.
– След­ствию из­вест­но, что вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди на­се­ле­ния об уни­что­же­нии ком­му­ни­стов и обя­за­тель­ном по­се­ще­нии детьми церк­ви, – ска­зал сле­до­ва­тель.
– Я аги­та­ции об уни­что­же­нии ком­му­ни­стов ни­ко­гда не вел.
С неко­то­ры­ми жен­щи­на­ми в церк­ви я го­во­рил и спра­ши­вал их, при­уча­ют ли они сво­их де­тей мо­лить­ся, а так­же и сво­их род­ствен­ни­ков, – от­ве­тил свя­щен­ник.
14 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ва­си­лий Ар­хан­гель­ский был рас­стре­лян через день, 16 но­яб­ря 1937 го­да, и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 25 де­каб­ря 1876 го­да в се­ле Вос­кре­сен­ском Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Из­ма­и­ла Ор­лен­ко­ва.
Петр Из­ма­и­ло­вич в 1890 го­ду окон­чил Дон­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1896 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Слу­жил в хра­мах Мос­ков­ской епар­хии. В 1930 го­ду он был на­зна­чен слу­жить в Вос­кре­сен­ский храм в се­ло Кон­дре­во Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на. В июле 1937 го­да цер­ковь под пред­ло­гом буд­то бы пло­хо­го со­сто­я­ния зда­ния бы­ла за­кры­та.
28 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Петр был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ко­ломне. Бы­ли вы­зва­ны лже­сви­де­те­ли. Од­на из вы­зван­ных жен­щин ска­за­ла: «26 сен­тяб­ря Ор­лин­ков сре­ди на­се­ле­ния воз­ле церк­ви го­во­рил: “Вот, граж­дане, со­вет­ская власть за­став­ля­ет ме­ня хо­дить с су­мой. Под пред­ло­гом непри­год­но­сти церк­ви ее за­кры­ли, а мы на это смот­рим спо­кой­но. Мы за­бы­ва­ем но­вую кон­сти­ту­цию, со­глас­но ко­то­рой сей­час мож­но де­лать свои де­ла”».
– По име­ю­щим­ся у нас све­де­ни­ям нам из­вест­но о том, что вы сре­ди на­се­ле­ния де­ре­вень Сель­ки­но, Кон­дре­во и дру­гих ве­де­те рез­кую контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом? – спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
– В про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ных раз­го­во­ров я се­бя ви­нов­ным не при­знаю, ни­ка­ких контр­ре­во­лю­ци­он­ных раз­го­во­ров я не вел, – от­ве­тил отец Петр.
15 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Петр Ор­лен­ков был рас­стре­лян на сле­ду­ю­щий день, 16 но­яб­ря 1937 го­да, и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Му­че­ни­ца Ев­до­кия Гри­горь­ев­на Сафро­но­ва ро­ди­лась 1 мар­та 1878 го­да в де­ревне Лу­чин­ское Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Окон­чи­ла 2 клас­са цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. С 1890 го­да ра­бо­та­ла при­слу­гой в Москве в се­мье зем­ско­го на­чаль­ни­ка. В 1897 го­ду вы­шла за­муж и пе­ре­еха­ла в се­ло Бы­ко­во Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1930 го­ду бы­ла из­бра­на ста­ро­стой и каз­на­че­ем церк­ви Рож­де­ства Хри­сто­ва се­ла Бы­ко­во. В том же го­ду бы­ла ли­ше­на из­би­ра­тель­ных прав как «ак­тив­ная цер­ков­ни­ца». 2 июня 1931 го­да вос­ста­нов­ле­на в пра­вах. 1 но­яб­ря 1937 го­да аре­сто­ва­на по де­лу «цер­ков­ни­ков Бы­ков­ско­го при­хо­да» вме­сте со свя­щен­но­му­че­ни­ка­ми свя­щен­ни­ка­ми Иоан­ном Ке­са­рий­ским, Пет­ром Кос­мин­ко­вым и диа­ко­ном Си­мео­ном Креч­ко­вым (рас­стре­ля­ны 16 но­яб­ря). Во вре­мя след­ствия со­дер­жа­лась в Та­ган­ской тюрь­ме в Москве. На 1-м по­сле аре­ста до­про­се под­пи­са­ла про­то­кол, со­став­лен­ный сле­до­ва­те­лем, в ко­то­ром при­зна­ла, что бы­ла чле­ном груп­пы «цер­ков­ни­ков», «ве­ла аги­та­цию о нев­ступ­ле­нии в кол­хоз». На сле­ду­ю­щий день ка­те­го­ри­че­ски от­ри­ца­ла воз­во­ди­мые на нее об­ви­не­ния.
15 но­яб­ря 1937 го­да Осо­бой трой­кой при УНКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ре­на к 8 го­дам ИТЛ. От­прав­ле­на в Тай­шет­ский ла­герь (Ир­кут­ская об­ласть). Скон­ча­лась от тяж­ких ли­ше­ний 25 ав­гу­ста 1938 го­да. Ме­сто за­хо­ро­не­ния неиз­вест­но.

☦️
Сер­гий Ста­ни­славлев ро­дил­ся в 1884 го­ду. Слу­жил Церк­ви в сане про­то­ди­а­ко­на. Му­че­ни­че­ски скон­чал­ся 16 но­яб­ря 1942 го­да.

Жития
Писание