⏳ 2019.11.13 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 22я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 4й)
• среда (однодневный пост, воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
13 ноября (31 октября)
• апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия (Апеллеса), Аристовула (I)
• мч. Епимаха Нового (ок. 250)
• прп. Мавры Константинопольской (V)
• прпп. Спиридана и Никодима Печерских (XII)
• сщмч. Иоанна (Кочурова) (1917)
• прмч. Леонида (Молчанова) (1918)
• сщмчч. Всеволода (Смирнова), Александра (Воздвиженского), Сергия (Розанова), Алексия (Сибирского), Василия (Архангельского), Петра (Воскобойникова), Василия (Колоколова), прмчч. Анатолия (Ботвинникова), Евфросина (Антонова), мч. Иакова (Блатова) (1937)
• прмч. Иннокентия (Мазурина), иеродиакона (1938)


☦️
Свя­той апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный ру­ко­по­ло­жил Ста­хия в сан епи­ско­па Ви­зан­тий­ско­го, где он и свя­ти­тель­ство­вал шест­на­дцать лет, рев­ност­но про­по­ве­дуя Еван­ге­лие Хри­сто­во и об­ра­щая языч­ни­ков к ис­тин­ной ве­ре. Свя­той Ам­плий был епи­ско­пом в го­ро­де Ди­оспо­ле; свя­той Урван – в Ма­ке­до­нии. Свя­ти­тель­ство­ва­ли они так­же с бла­го­сло­ве­ния свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея. За про­по­ведь Еван­ге­лия бы­ли пре­да­ны му­че­ни­че­ской смер­ти иуде­я­ми и эл­ли­на­ми-языч­ни­ка­ми. Свя­той Нар­кисс был свя­ти­те­лем в го­ро­де Афи­нах. Свя­той Апел­лий свя­ти­тель­ство­вал в Ирак­лии. О свя­том Ари­сто­ву­ле све­де­ния по­ме­ще­ны 29 мар­та.

☦️
Свя­той му­че­ник Епи­мах был ро­дом из Егип­та. Дол­гое вре­мя он жил от­шель­ни­ком на го­ре Пе­лу­сий­ской. Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан в Алек­сан­дрии (око­ло 250 го­да) свя­той Ефи­мах, пы­лая рев­но­стью к ис­тин­ной ве­ре, при­шел в го­род, раз­ру­шил язы­че­ских идо­лов и без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­дал Хри­сто­во уче­ние. За это свя­той был пре­дан му­че­ни­ям. Сре­ди лю­дей, ви­дев­ших его му­ки, сто­я­ла жен­щи­на с боль­ным гла­зом; кап­ля кро­ви му­че­ни­ка ис­це­ли­ла бо­ля­щую. По­сле же­сто­ких му­че­ний свя­той был усе­чен ме­чом.

☦️
Пре­по­доб­ная Мав­ра под­ви­за­лась в Ца­рь­гра­де, где ос­но­ва­ла оби­тель, в ко­то­рой и скон­ча­лась в V ве­ке.

☦️
Пре­по­доб­ные Спи­ри­дон и Ни­ко­дим, просфор­ни­ки Пе­черcкие (ХП), 30 лет ис­пол­ня­ли свое по­слу­ша­ние – пек­ли просфо­ры. Пре­по­доб­ный Спи­ри­дон при­шел в мо­на­стырь при игу­мене Пи­мене (1132–1141) уже немо­ло­дым че­ло­ве­ком. По­движ­ник со­про­вож­дал свой труд непре­стан­ной мо­лит­вой и пе­ни­ем псал­мов. Еще при жиз­ни пре­по­доб­ный Спи­ри­дон был про­слав­ля­ем от Бо­га чу­де­са­ми. Из­ве­стен слу­чай, ко­гда он по­ту­шил ман­ти­ей за­го­рев­шу­ю­ся пе­кар­ню: огонь по­гас, а ман­тия оста­лась це­лой. Свя­той Ни­ко­дим тру­дил­ся вме­сте с пре­по­доб­ным Спи­ри­до­ном и вел та­кую же стро­гую жизнь. Мо­щи их на­хо­дят­ся в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре. У пре­по­доб­но­го Спи­ри­до­на паль­цы пра­вой ру­ки сло­же­ны трое­перст­но. Па­мять так­же 28 сен­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Иоанн Алек­сан­дро­вич Ко­чу­ров ро­дил­ся 13 июля 1871 го­да в Ря­зан­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой и мно­го­дет­ной се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка. За­кон­чив Ря­зан­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, он в том же го­ду по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию.
По окон­ча­нии Ака­де­мии Иоанн Ко­чу­ров в со­от­вет­ствии с его дав­ним же­ла­ни­ем был на­прав­лен на мис­си­о­нер­ское слу­же­ние в Але­ут­скую и Аляс­кин­скую епар­хию. В Аме­ри­ке он был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­че­ский сан и на­зна­чен на­сто­я­те­лем церк­ви свя­то­го Вла­ди­ми­ра в го­ро­де Чи­ка­го.
Пер­вое вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в Со­еди­нен­ных Шта­тах отец Иоанн жил в Нью-Йор­ке, здесь он осва­и­вал ан­глий­ский язык и вхо­дил в со­при­кос­но­ве­ние с непри­выч­ной жиз­нью про­те­стант­ской Аме­ри­ки. Але­ут­ская и Аляс­кин­ская епар­хия в раз­лич­ных рай­о­нах стра­ны име­ла со­вер­шен­но раз­ные усло­вия су­ще­ство­ва­ния. Ес­ли в Се­вер­ной Ка­ли­фор­нии, на Але­ут­ских ост­ро­вах и Аляс­ке пра­во­слав­ные при­хо­ды име­ли дав­нюю ис­то­рию и бы­ли до­воль­но мно­го­чис­лен­ны, то в боль­шин­стве осталь­ных рай­о­нов стра­ны пра­во­слав­ная цер­ков­ная жизнь еще толь­ко за­рож­да­лась, и тре­бо­ва­лись огром­ные мис­си­о­нер­ские уси­лия, чтобы со­здать пол­но­цен­ные пра­во­слав­ные при­хо­ды.

Вско­ре отец Иоанн по сво­е­му про­ше­нию по­лу­чил уволь­не­ние от служ­бы в Але­ут­ской и Се­ве­ро­аме­ри­кан­ской епар­хии и в июле 1907 го­да вер­нул­ся в Рос­сию. При­чи­ной для это­го ста­ли на­сто­я­тель­ные прось­бы его тя­же­ло боль­но­го те­стя – свя­щен­но­слу­жи­те­ля Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии, а так­же же­ла­ние от­ца Иоан­на дать сво­им де­тям об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии.

По­сле по­чти 10-лет­не­го слу­же­ния в Нарве, в кон­це 1916 го­да про­то­и­е­рей Иоанн Ко­чу­ров был пе­ре­ве­ден на долж­ность вто­ро­го свя­щен­ни­ка Ека­те­ри­нин­ско­го со­бо­ра в Цар­ском Се­ле.

Од­на­ко со­бы­тия Фев­раль­ской ре­во­лю­ции, раз­ра­зив­шей­ся в Пет­ро­гра­де уже через 3 ме­ся­ца по­сле на­зна­че­ния от­ца Иоан­на в Ека­те­ри­нин­ский со­бор, ста­ли по­сте­пен­но втя­ги­вать Цар­ское Се­ло в ко­вар­ный во­до­во­рот ре­во­лю­ци­он­ных со­бы­тий.
Сол­дат­ские вол­не­ния, имев­шие ме­сто в во­ин­ских ча­стях, рас­квар­ти­ро­ван­ных в Цар­ском Се­ле уже в пер­вые дни Фев­раль­ской ре­во­лю­ции, мно­го­ме­сяч­ное за­то­че­ние им­пе­ра­тор­ской се­мьи в Алек­сан­дров­ском двор­це, ко­то­рое при­вле­ка­ло к го­ро­ду вни­ма­ние пред­ста­ви­те­лей наи­бо­лее непри­ми­ри­мо на­стро­ен­ных ре­во­лю­ци­он­ных кру­гов, тол­кав­ших стра­ну на путь меж­до­усоб­ной сму­ты, на­ко­нец, об­щее внут­ри­по­ли­ти­че­ское про­ти­во­бор­ство, на­чав­ше­е­ся в Рос­сии в пе­ри­од уча­стия стра­ны в кро­во­про­лит­ной войне с внеш­ним вра­гом, по­сте­пен­но из­ме­ня­ли обыч­но спо­кой­ную ат­мо­сфе­ру Цар­ско­го Се­ла, от­вле­кая вни­ма­ние его жи­те­лей от по­все­днев­но­го доб­ро­со­вест­но­го ис­пол­не­ния сво­е­го хри­сти­ан­ско­го и граж­дан­ско­го дол­га пе­ред Цер­ко­вью и Оте­че­ством. И все эти тре­вож­ные ме­ся­цы с ам­во­на Ека­те­ри­нин­ско­го со­бо­ра зву­ча­ло вдох­но­вен­ное сло­во от­ца Иоан­на, стре­мив­ше­го­ся вне­сти в ду­ши цар­ско­сель­ских пра­во­слав­ных хри­сти­ан чув­ство уми­ро­тво­рен­но­сти и при­зы­вав­ше­го их к ре­ли­ги­оз­но­му осмыс­ле­нию как сво­ей внут­рен­ней жиз­ни, так и про­ис­хо­див­ших в Рос­сии про­ти­во­ре­чи­вых пе­ре­мен.
Через несколь­ко дней по­сле за­хва­та в ок­тяб­ре 1917 го­да вла­сти в Пет­ро­гра­де боль­ше­ви­ка­ми эхо гроз­ных со­бы­тий, про­ис­шед­ших в сто­ли­це, ото­зва­лось в Цар­ском Се­ле. Стре­мясь вы­тес­нить из Цар­ско­го Се­ла на­хо­див­ши­е­ся там ка­за­чьи ча­сти ге­не­ра­ла П.Н. Крас­но­ва, ко­то­рые со­хра­ня­ли вер­ность Вре­мен­но­му пра­ви­тель­ству, к го­ро­ду дви­ну­лись из Пет­ро­гра­да во­ору­жен­ные от­ря­ды крас­но­гвар­дей­цев, мат­ро­сов и сол­дат, под­дер­жав­ших боль­ше­вист­ский пе­ре­во­рот. Утром 30 ок­тяб­ря 1917 го­да, на­хо­дясь на под­сту­пах к Цар­ско­му Се­лу, боль­ше­вист­ские от­ря­ды ста­ли под­вер­гать го­род ар­тил­ле­рий­ско­му об­стре­лу. В Цар­ском Се­ле, жи­те­ли ко­то­ро­го, как, впро­чем, и все на­се­ле­ние Рос­сии, еще не по­до­зре­ва­ли о том, что стра­на ока­за­лась вверг­ну­той в граж­дан­скую вой­ну, на­ча­лась па­ни­ка, мно­гие го­ро­жане устре­ми­лись в пра­во­слав­ные хра­мы, в том чис­ле и в Ека­те­ри­нин­ский со­бор, на­де­ясь об­ре­сти за бо­го­слу­же­ни­ем мо­лит­вен­ное успо­ко­е­ние и услы­шать с ам­во­на пас­тыр­ское уве­ще­ва­ние в свя­зи с про­ис­хо­див­ши­ми со­бы­ти­я­ми. Весь клир Ека­те­ри­нин­ско­го со­бо­ра жи­во от­клик­нул­ся на ду­хов­ное во­про­ша­ние сво­ей паст­вы и по­сле осо­бо­го мо­леб­на о пре­кра­ще­нии меж­до­усоб­ной бра­ни, со­вер­шен­но­го под сво­да­ми до от­ка­за за­пол­нен­но­го хра­ма, на­сто­я­тель со­бо­ра про­то­и­е­рей Н.И. Смир­нов вме­сте с дру­ги­ми со­бор­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми от­цом Иоан­ном и от­цом Сте­фа­ном Фок­ко при­ня­ли ре­ше­ние о со­вер­ше­нии в го­ро­де крест­но­го хо­да с чте­ни­ем на­ро­чи­тых мо­ле­ний о пре­кра­ще­нии меж­до­усоб­ной бра­то­убий­ствен­ной бра­ни. На стра­ни­цах га­зе­ты «Все­рос­сий­ский цер­ков­но-об­ще­ствен­ный вест­ник» через несколь­ко дней бы­ло при­ве­де­но сви­де­тель­ство кор­ре­спон­ден­та од­ной из пет­ро­град­ских га­зет, сле­ду­ю­щим об­ра­зом опи­сы­ва­ю­щее со­бы­тия, про­ис­хо­див­шие во вре­мя крест­но­го хо­да. «Крест­ный ход при­шлось со­вер­шать под ар­тил­ле­рий­ским об­стре­лом, и во­пре­ки всех ожи­да­ний он вы­шел до­воль­но мно­го­люд­ным. Ры­да­ния и вопли жен­щин и де­тей за­глу­ша­ли сло­ва мо­лит­вы о ми­ре. Два свя­щен­ни­ка на пу­ти крест­но­го хо­да про­из­нес­ли го­ря­чие про­по­ве­ди, при­зы­вая на­род к спо­кой­ствию вви­ду гря­ду­щих ис­пы­та­ний.
Мне уда­лось с до­ста­точ­ной по­ло­жи­тель­но­стью уста­но­вить, что про­по­ве­ди свя­щен­ни­ков бы­ли ли­ше­ны ка­ко­го-ли­бо по­ли­ти­че­ско­го от­тен­ка.
Крест­ный ход за­тя­нул­ся. Су­мер­ки сме­ни­лись ве­че­ром. В ру­ках мо­ля­щих­ся за­жглись вос­ко­вые све­чи. Пел весь на­род.
Как раз в эти ми­ну­ты из го­ро­да от­хо­ди­ли ка­за­ки. Свя­щен­ни­ков пре­ду­пре­жда­ли об этом:
– Не по­ра ли пре­кра­тить мо­ле­ния?!
– Мы ис­пол­ним свой долг до кон­ца, – за­яви­ли они. – И ушли от нас, и идут к нам бра­тья на­ши! Что они сде­ла­ют нам?»
Же­лая предот­вра­тить воз­мож­ность бо­ев на ули­цах Цар­ско­го Се­ла, ко­ман­до­ва­ние ка­за­чьих ча­стей ве­че­ром 30 ок­тяб­ря ста­ло вы­во­дить их из го­ро­да, и утром 31 ок­тяб­ря, не встре­тив ка­ко­го-ли­бо со­про­тив­ле­ния, в Цар­ское Се­ло всту­пи­ли боль­ше­вист­ские от­ря­ды. Один из безы­мян­ных оче­вид­цев по­сле­до­вав­ших за­тем в Цар­ском Се­ле тра­ги­че­ских со­бы­тий в пись­ме вы­да­ю­ще­му­ся пе­тер­бург­ско­му про­то­и­е­рею Ф.Н. Ор­нат­ско­му, ко­то­ро­му са­мо­му вско­ре до­ве­лось при­нять му­че­ни­че­скую смерть от бо­го­бор­че­ской вла­сти, безыс­кус­ны­ми, но в этой безыс­кус­но­сти глу­бо­ко про­ник­но­вен­ны­ми сло­ва­ми по­вест­во­вал о стра­сто­терп­че­стве, вы­пав­шем на до­лю от­ца Иоан­на. «Вче­ра (31 ок­тяб­ря), – пи­сал он, – ко­гда боль­ше­ви­ки всту­пи­ли вку­пе с крас­но­гвар­дей­ца­ми в Цар­ское, на­чи­нал­ся об­ход квар­тир и аре­сты офи­це­ров, а от­ца Иоан­на (Алек­сан­дро­ви­ча Ко­чу­ро­ва) све­ли на окра­и­ну го­ро­да, к Фе­до­ров­ско­му со­бо­ру, и там уби­ли за то, что свя­щен­ни­ки, ор­га­ни­зуя крест­ный ход, мо­ли­лись буд­то бы толь­ко о по­бе­де ка­за­ков, что, ко­неч­но, на са­мом де­ле не бы­ло и быть не мог­ло. Осталь­ных свя­щен­ни­ков ве­че­ром вче­ра от­пу­сти­ли. Та­ким об­ра­зом од­ним му­че­ни­ком за Ве­ру Хри­сто­ву ста­ло боль­ше. По­чив­ший хо­тя и про­был в Цар­ском недол­го, но снис­кал се­бе все­об­щие сим­па­тии, и на его бе­се­ды сте­ка­лась мас­са на­ро­ду».
Уже упо­ми­нав­ший­ся вы­ше пет­ро­град­ский кор­ре­спон­дент вос­про­из­вел ужа­са­ю­щую кар­ти­ну му­че­ни­че­ской ги­бе­ли от­ца Иоан­на и по­сле­до­вав­ших за ней со­бы­тий с до­пол­ни­тель­ны­ми по­дроб­но­стя­ми. «Свя­щен­ни­ки бы­ли схва­че­ны и от­прав­ле­ны в по­ме­ще­ние Со­ве­та Ра­бо­чих и Сол­дат­ских Де­пу­та­тов. Свя­щен­ник отец Иоанн Ко­чу­ров вос­про­те­сто­вал и пы­тал­ся разъ­яс­нить де­ло. Он по­лу­чил несколь­ко уда­ров по ли­цу. С ги­ка­ньем и улю­лю­ка­ньем разъ­ярен­ная тол­па по­ве­ла его к цар­ско­сель­ско­му аэро­дро­му. Несколь­ко вин­то­вок бы­ло под­ня­то на без­оруж­но­го пас­ты­ря. Вы­стрел, дру­гой – взмах­нув ру­ка­ми, свя­щен­ник упал нич­ком на зем­лю, кровь за­ли­ла его ря­су. Смерть не бы­ла мгно­вен­ной – его тас­ка­ли за во­ло­сы, и кто-то пред­ла­гал ко­му-то «при­кон­чить как со­ба­ку». На утро те­ло свя­щен­ни­ка бы­ло пе­ре­не­се­но в быв­ший двор­цо­вый гос­пи­таль. По­се­тив­ший гос­пи­таль пред­се­да­тель Ду­мы вме­сте с од­ним из глас­ных, как со­об­ща­ет «Де­ло на­ро­да», ви­дел те­ло свя­щен­ни­ка, но се­реб­ря­но­го кре­ста на гру­ди уже не бы­ло».
По­след­нее упо­мя­ну­тое кор­ре­спон­ден­том тра­ги­че­ское об­сто­я­тель­ство, ко­то­рое со­про­вож­да­ло му­че­ни­че­скую смерть от­ца Иоан­на, при­об­ре­та­ет осо­бый ду­хов­ный смысл в свя­зи с ока­зав­ши­ми­ся в ка­ком-то смыс­ле про­ро­че­ски­ми сло­ва­ми, про­из­не­сен­ны­ми от­цом Иоан­ном 12 лет до сво­ей кон­чи­ны в да­ле­кой Аме­ри­ке при вру­че­нии ему зо­ло­то­го на­перс­но­го кре­ста во вре­мя че­ство­ва­ния 10-ле­тия его свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния. «Це­лую этот свя­той крест, дар ва­шей брат­ской люб­ви ко мне, – про­ник­но­вен­но го­во­рил то­гда отец Иоанн. – Пусть он бу­дет под­держ­кой в труд­ные ми­ну­ты. Не бу­ду го­во­рить гром­ких фраз о том, что я не рас­ста­нусь с ним до мо­ги­лы. Эта фра­за гром­ка, но не ра­зум­на. Не в мо­ги­ле ему ме­сто. Пусть он оста­нет­ся здесь, на зем­ле, для мо­их де­тей и по­том­ков, как фа­миль­ная свя­ты­ня и как яс­ное до­ка­за­тель­ство то­го, что брат­ство и дру­же­ство – са­мые свя­тые яв­ле­ния на зем­ле».
Так бла­го­да­рил сво­их со­слу­жи­те­лей и свою паст­ву отец Иоанн, не по­до­зре­вав­ший о том, что имен­но мо­лит­ва о нис­по­сла­нии «брат­ства и дру­же­ства» рус­ским пра­во­слав­ным лю­дям в го­ди­ну оску­де­ния люб­ви и ми­ло­сер­дия в мно­го­стра­даль­ной Рос­сии вы­зо­вет к нему бес­по­щад­ную нена­висть бо­го­от­ступ­ни­ков, ко­то­рые, ли­шив его зем­ной жиз­ни и со­рвав с его без­ды­хан­но­го те­ла на­перс­ный крест, не смог­ли ли­шить его нетлен­ной сла­вы пра­во­слав­но­го му­че­ни­че­ства.
В на­ча­ле 1917 го­да боль­ше­вист­ская власть еще не су­ме­ла утвер­дить сво­е­го без­раз­дель­но­го гос­под­ства да­же в окрест­но­стях Пет­ро­гра­да, а го­судар­ствен­ный тер­рор еще не стал неотъ­ем­ле­мой ча­стью жиз­ни рос­си­ян. По­это­му на­ря­ду со все­об­щим ужа­сом и воз­му­ще­ни­ем в ши­ро­ких сло­ях на­се­ле­ния Цар­ско­го Се­ла и Пет­ро­гра­да пер­вое зло­дей­ское убий­ство рус­ско­го пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка по­бу­ди­ло еще не разо­гнан­ные боль­ше­ви­ка­ми ор­га­ны преж­ней вла­сти об­ра­зо­вать след­ствен­ную ко­мис­сию, в ко­то­рую во­шли два пред­ста­ви­те­ля Пет­ро­град­ской го­род­ской Ду­мы и ко­то­рая вско­ре бы­ла упразд­не­на боль­ше­ви­ка­ми, так и не успев най­ти убийц от­ца Иоан­на.

С чув­ством глу­бо­кой скор­би узнал эту пе­чаль­ную но­вость Пет­ро­град­ский Цер­ков­но-Епар­хи­аль­ный Со­вет. И скорбь эта еще бо­лее уве­ли­чи­ва­ет­ся от со­зна­ния то­го, что по­сле по­кой­но­го про­то­и­е­рея оста­лась боль­шая се­мья – шесть че­ло­век, без кро­ва и про­пи­та­ния и без вся­ких средств к жиз­ни.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Все­во­лод ро­дил­ся 25 мар­та 1874 го­да в се­ле Тро­иц­ком Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Смир­но­ва. В 1897 го­ду Все­во­лод Ва­си­лье­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем в шко­лу в се­ло Бу­ме­ро­во Зве­ни­го­род­ско­го уез­да. Здесь он же­нил­ся на На­деж­де Алек­се­евне Ува­ро­вой. В 1900 го­ду Все­во­лод Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Успен­ской церк­ви в се­ле Дер­мен­цо­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да. За без­упреч­ное слу­же­ние отец Все­во­лод в 1926 го­ду был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Осе­нью 1929 го­да в ОГПУ при­шли све­де­ния, буд­то свя­щен­ник в день празд­но­ва­ния па­мя­ти Илии Про­ро­ка ска­зал в про­по­ве­ди: «На­род весь пре­гре­шил пе­ред Бо­гом, Бог на­сы­ла­ет раз­ные ка­ры на него. Ему на­до по­ка­ять­ся, Бог про­стит. Ко­гда жил на зем­ле Илья про­рок, на­род так­же раз­вра­тил­ся, и Бог по­слал го­лод, и весь на­род го­ло­дал. Так же и те­перь, ес­ли на­род не по­ка­ет­ся, бу­дет го­лод и раз­ные бед­ствия».
Ос­но­вы­ва­ясь на этом до­не­се­нии, упол­но­мо­чен­ный ОГПУ сде­лал вы­вод, что свя­щен­ник «си­сте­ма­ти­че­ски, как в про­по­ве­дях, так и в част­ных бе­се­дах, про­во­дит ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­зы­вая со­вет­скую власть “Бо­жьей ка­рой за пре­гре­ше­ния на­ро­да”», и, «при­ни­мая во вни­ма­ние, что даль­ней­шее пре­бы­ва­ние» свя­щен­ни­ка на сво­бо­де бу­дет иметь «от­ри­ца­тель­ное вли­я­ние на на­стро­е­ние на­се­ле­ния к со­вет­ской вла­сти», 19 ок­тяб­ря 1929 го­да по­ста­но­вил аре­сто­вать от­ца Все­во­ло­да. В тот же день он был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. На до­про­сах, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, про­то­и­е­рей Все­во­лод ска­зал:
– Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я ни при ка­ких об­сто­я­тель­ствах не вел. В про­по­ве­дях я за­тра­ги­ваю чи­сто ре­ли­ги­оз­ные во­про­сы. Раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы ни­ко­гда ни с кем не вел и по­ли­ти­кой не ин­те­ре­су­юсь. Бу­дучи бо­лез­нен­ным че­ло­ве­ком, ве­ду уеди­нен­ный об­раз жиз­ни и ни с кем друж­бы не ве­ду.
– Го­во­ри­ли ли вы в про­по­ве­ди 2 ав­гу­ста се­го го­да, что «на­род весь пре­гре­шил пе­ред Бо­гом и Он за это по­сы­ла­ет на него раз­ные ка­ры, как-то: го­лод и то­му по­доб­ное»? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Это­го я ни­ко­гда не го­во­рил.
– Кто мо­жет под­твер­дить от­сут­ствие с ва­шей сто­ро­ны ан­ти­со­вет­ских дей­ствий? – спро­сил сле­до­ва­тель.
Отец Все­во­лод по­про­сил вы­звать неко­то­рых сви­де­те­лей, ко­то­рые под­твер­ди­ли бы его неви­нов­ность. Сле­до­ва­тель, од­на­ко, не стал ни­ко­го вы­зы­вать, пе­ре­дав «де­ло» на рас­смот­ре­ние Осо­бо­го Со­ве­ща­ния при Кол­ле­гии ОГПУ. 18 но­яб­ря 1929 го­да он был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край – в се­ло Ле­шу­кон­ское Ар­хан­гель­ской об­ла­сти.
Отец Все­во­лод здо­ро­вья был сла­бо­го и стра­дал в это вре­мя мно­ги­ми бо­лез­ня­ми. В кон­це 1932 го­да он был осво­бож­ден. При­хо­жане хра­ма в се­ле Дер­мен­цо­во об­ра­ти­лись к свя­щен­но­на­ча­лию, чтобы свя­щен­ни­ка на­пра­ви­ли сно­ва в их храм, и 22 ян­ва­ря 1933 го­да про­то­и­е­рей Все­во­лод по­лу­чил на­зна­че­ние в храм в се­ле Дер­мен­цо­во. Здесь он про­слу­жил до го­не­ний 1937 го­да.
10 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли про­то­и­е­рея Все­во­ло­да по об­ви­не­нию в том, что он «рас­про­стра­нял гнус­ную кле­ве­ту на со­вет­скую власть, вы­ска­зы­вал по­ра­жен­че­ские на­стро­е­ния, вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив про­во­ди­мых на се­ле кам­па­ний».
За­чи­тав текст об­ви­не­ния, сле­до­ва­тель пред­ло­жил от­цу Все­во­ло­ду дать по­ка­за­ния.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вы по­ка­зы­ва­е­те лож­но. По ва­ше­му де­лу до­про­ше­ны сви­де­те­ли, ко­то­рые под­твер­жда­ют фак­ты ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний.
– Еще раз за­яв­ляю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил свя­щен­ник.
На этом до­прос был за­кон­чен. 11 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Все­во­лод Смир­нов был рас­стре­лян 13 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ин­но­кен­тий ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Бе­рез­ки-Че­чель­ни­цы Де­мов­ской во­ло­сти Оль­го­поль­ско­го уез­да По­доль­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на По­та­пия Ма­зу­ри­на и в кре­ще­нии был на­ре­чен Иг­на­ти­ем. В 1896 го­ду Иг­на­тий по­ки­нул ро­ди­тель­ский дом и по­сту­пил в мо­на­стырь. В 1906 го­ду он был за­чис­лен по­слуш­ни­ком в Иоси­фо­во-Во­лоц­кий мо­на­стырь Мос­ков­ской гу­бер­нии; пер­вое вре­мя он про­хо­дил по­слу­ша­ние в хлеб­ной, а за­тем на кли­ро­се. 21 сен­тяб­ря 1911 го­да Иг­на­тий был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ин­но­кен­тий, а 2 де­каб­ря 1912 го­да – ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на и слу­жил здесь до за­кры­тия мо­на­сты­ря в 1920 го­ду во вре­мя го­не­ний от без­бож­ных вла­стей.
С 1920-го по 1924 год иеро­ди­а­кон Ин­но­кен­тий слу­жил в хра­ме в се­ле Зва­но­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да, с 1924-го по 1928 год – в се­ле Тур­ги­но­во, а с 1928 го­да – в Воз­не­сен­ском хра­ме в се­ле Те­ря­е­ва Сло­бо­да Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на.
В ночь с 21 на 22 фев­ра­ля 1931 го­да в се­ле воз­ник по­жар – за­го­рел­ся кол­хоз­ный са­рай с се­ном и по­ме­ще­ние кан­це­ля­рии кол­хо­за, в ко­то­ром сго­ре­ли все до­ку­мен­ты кол­хо­за. В ту же ночь по по­до­зре­нию в под­жо­ге бы­ли аре­сто­ва­ны свя­щен­ни­ки хра­ма, иеро­ди­а­кон Ин­но­кен­тий, пса­лом­щик, цер­ков­ный сто­рож и се­ме­ро кре­стьян. Ко­гда аре­сто­ван­ных от­прав­ля­ли в во­ло­ко­лам­скую тюрь­му, их со­бра­лись про­во­жать око­ло двух­сот кре­стьян, недо­воль­ных аре­ста­ми, и осо­бен­но тем, что аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ков.
Днем в се­ле со­сто­я­лось со­бра­ние чле­нов кол­хо­за, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло во­семь­де­сят че­ло­век, вы­нес­шее по­ста­нов­ле­ние: «Об­щее со­бра­ние тре­бу­ет су­ро­вых мер на­ка­за­ния пы­та­ю­щим­ся со­рвать со­ци­а­ли­сти­че­ское стро­и­тель­ство. В от­вет на вы­лаз­ки ку­ла­че­ства об­щее со­бра­ние чле­нов кол­хо­за еще уси­лен­нее по­ве­дет борь­бу с ку­ла­ком и чуж­дым эле­мен­том в де­ревне, еще бо­лее спло­тит свои кол­хоз­ные ря­ды, еще уси­лен­нее по­ве­дет ра­бо­ту по кол­лек­ти­ви­за­ции…»
В по­сле­ду­ю­щие дни в прес­се бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на про­па­ган­дист­ская кам­па­ния и ста­ли пе­ча­тать­ся од­на за дру­гой ста­тьи, по­доб­ные та­кой: «В от­вет на вре­ди­тель­ство под­ло­го ку­ла­чья мы, чле­ны Те­ря­ев­ско­го кол­хо­за име­ни Ста­ли­на, за­яв­ля­ем, что ку­ла­чью со­рвать тем­пов кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства не удаст­ся…
Об­щее со­бра­ние чле­нов кол­хо­за по­ста­нов­ля­ет: в от­вет на под­жог уси­лить рост кол­хо­зов и но­вым при­ли­вом в кол­хо­зы на 50% про­ве­сти вто­рой боль­ше­вист­ский сев по-удар­но­му.
Об­щее со­бра­ние про­сит ре­во­лю­ци­он­ный про­ле­тар­ский суд же­сто­ко на­ка­зать ви­нов­ни­ков под­жо­га, ор­га­ни­зо­вав про­цесс в по­ка­за­тель­ном по­ряд­ке».
Пре­крас­но зная о неви­нов­но­сти свя­щен­ни­ков, иеро­ди­а­ко­на и кре­стьян в под­жо­ге, со­труд­ни­ки ОГПУ через ме­сяц от­пу­сти­ли кре­стьян на сво­бо­ду и ста­ли до­пра­ши­вать свя­щен­но­слу­жи­те­лей, но уже не за­да­ва­ли им во­про­сов о под­жо­ге, об­ви­нив их в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.
Вы­зван­ный на до­прос иеро­ди­а­кон Ин­но­кен­тий ска­зал: «Я счи­таю, что все­му свя­щен­ству Со­ю­за со­вет­ская власть яв­ля­ет­ся го­ни­те­лем и вра­гом. Свя­щен­ство при­зы­ва­ет хри­сти­ан стра­дать за Хри­ста… и тер­петь от всех нужд и го­не­ний зем­ных. Я же, на­хо­дясь при церк­ви, ко­неч­но, под­дер­жи­ваю во всем свя­щен­ство. В Свя­щен­ном Пи­са­нии ска­за­но, что каж­дый, иду­щий про­тив Хри­ста и ве­ры, есть ан­ти­христ, про­тив­ник ве­ры. И сей­час: со­вет­ская власть, ком­му­ни­сты, иду­щие про­тив ве­ры, хри­сти­ан­ства, яв­ля­ют­ся ан­ти­хри­ста­ми, про­тив­ни­ка­ми и вра­га­ми. Свя­щен­ство в на­сто­я­щее вре­мя не в си­лах по­бо­роть си­лу вра­га-ан­ти­хри­ста и толь­ко… ждет по­мо­щи… свы­ше. Кро­ме это­го, я счи­таю, что ес­ли власть и по­мо­га­ет бед­ня­кам, то из них боль­шая часть не уме­ет ра­бо­тать и не хо­чет ра­бо­тать, а по­это­му все бу­дут в про­слой­ке бед­ня­ков. И есть бед­ня­ки, ко­то­рые, несмот­ря на то, что им по­мо­га­ют… ло­ды­ри и не хо­тят ра­бо­тать. Я счи­таю, что кол­хоз… Те­ря­ев­ский с пло­хим ру­ко­вод­ством су­ще­ство­вать не мо­жет. И при­том счи­таю, что круп­ные, креп­кие от­дель­ные ма­ши­но-об­ра­ба­ты­ва­ю­щие хо­зяй­ства да­дут боль­ше про­дук­ции го­су­дар­ству, и они вы­год­нее, чем ор­га­ни­зо­ван­ный из се­ред­няц­ко-бед­няц­кой про­слой­ки кол­хоз».
По­сле окон­ча­ния след­ствия сле­до­ва­тель в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии, фор­му­ли­руя, по­че­му сле­ду­ет, несмот­ря на всю без­до­ка­за­тель­ность об­ви­не­ний про­тив свя­щен­ни­ков и иеро­ди­а­ко­на, все же их осу­дить, на­пи­сал: «Кол­лек­ти­ви­за­ция по сель­со­ве­ту про­хо­ди­ла сла­бо и в обострен­ной об­ста­нов­ке в си­лу де­я­тель­но­сти дан­ной груп­пи­ров­ки. До аре­ста ука­зан­ных лиц груп­пи­ров­ки… в кол­хо­зе со­сто­я­ло 52 хо­зяй­ства, и толь­ко по­сле аре­ста по­след­них вол­на кол­лек­ти­ви­за­ции при­ня­ла ши­ро­кие раз­ме­ры. Рост кол­лек­ти­ви­за­ции уве­ли­чил­ся на 100%… Дан­ный факт ха­рак­те­ри­зу­ет, на­сколь­ко ак­тив­но про­хо­ди­ло ан­ти­со­вет­ское вли­я­ние на мас­сы со сто­ро­ны ан­ти­со­вет­ско­го эле­мен­та до его аре­ста».
28 июня 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла иеро­ди­а­ко­на Ин­но­кен­тия к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния в 1934 го­ду, он по­се­лил­ся непо­да­ле­ку от Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря и стал слу­жить в Бо­го­яв­лен­ском хра­ме в се­ле Буй­го­род Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на.
Вто­рич­но он был аре­сто­ван 8 ок­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен сна­ча­ла в во­ло­ко­лам­скую, а за­тем Та­ган­скую тюрь­му в Москве. В ха­рак­те­ри­сти­ке, вы­дан­ной для НКВД пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та, бы­ло на­пи­са­но, что иеро­ди­а­кон Ин­но­кен­тий «сре­ди на­се­ле­ния устра­и­ва­ет сбо­ры средств на ре­монт церк­ви».
15 ок­тяб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Ин­но­кен­тия.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди на­се­ле­ния за­ни­ма­е­тесь неза­кон­ны­ми сбо­ра­ми средств. След­ствие пред­ла­га­ет дать по­ка­за­ния по это­му во­про­су, – по­тре­бо­вал он.
– Сред­ства с на­се­ле­ния со­би­ра­ли, но это на ре­монт церк­ви, по ука­за­нию свя­щен­ни­ка Сту­де­ни­ки­на и мо­е­му, – от­ве­тил отец Ин­но­кен­тий.
– След­ствию из­вест­но, что вы со­би­ра­ли сре­ди на­се­ле­ния под­пи­си о раз­ре­ше­нии зво­на в ко­ло­ко­ла.
– Под­пи­си у на­се­ле­ния не со­би­ра­ли.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди кол­хоз­ни­ков за­ни­ма­лись контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей. След­ствие пред­ла­га­ет дать по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся.
11 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ин­но­кен­тия к рас­стре­лу. Иеро­ди­а­кон Ин­но­кен­тий (Ма­зу­рин) был рас­стре­лян 13 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Жития
Писание