⏳ 2019.11.10 (вс)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 21я неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 4й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
10 ноября (28 октября)
• мч. Терентия, мц. Неониллы и чад их мчч. Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила, мц. Евникии (249–250)
• вмц. Параскевы (Пятница) (III)
• мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия (Публия) и др. 36-ти (III)
• сщмч. Кириака Иерусалимского (363)
• прп. Иоанна Хозевита, Кесарийского (VI)
• сщмч. Неофита Урбнисского (VII)
• прп. Стефана Савваита (IX)
• свт. Арсения I Сербского (1266)
• прп. Иова Почаевского (1651)
• свт. Димитрия Ростовского (1709)
• прп. Феофила Киевского (1853)
• сщмч. Иоанна Виленского (1918)
• прп. Арсения Каппадокийского (1924)


☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Те­рен­тий и Неонил­ла и ча­да их: Сар­вил, Фот, Фе­о­дул, Иеракс, Нит, Вил и Ев­ни­кия пре­тер­пе­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от го­ни­те­лей хри­сти­ан­ства в цар­ство­ва­ние Де­кия (249–251). Рев­ност­но ис­по­ве­до­ва­ли они Хри­ста и по­ри­ца­ли идо­ло­по­клон­ство. За это языч­ни­ки под­верг­ли всю хри­сти­ан­скую се­мью страш­ным му­че­ни­ям и пыт­кам, но не до­би­лись их от­ре­че­ния от ис­тин­ной ве­ры. Свя­тые му­че­ни­ки бы­ли обез­глав­ле­ны.

☦️
Свя­той му­че­ник Те­рен­тий и его дру­жи­на по­стра­да­ли при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251). Им­пе­ра­тор из­дал указ, в ко­то­ром по­ве­ле­ва­лось всем под­дан­ным при­но­сить жерт­вы язы­че­ским идо­лам.
Ко­гда этот указ по­лу­чил пра­ви­тель Аф­ри­ки Фор­ту­на­ти­ан, он со­звал на­род на пло­ща­ди, по­ка­зал страш­ные ору­дия пы­ток и объ­явил, что все без ис­клю­че­ния долж­ны при­не­сти жерт­вы идо­лам. Мно­гие, ис­пу­гав­шись му­че­ний, со­гла­си­лись, но со­рок хри­сти­ан во гла­ве со свя­тым Те­рен­ти­ем му­же­ствен­но за­яви­ли о сво­ей вер­но­сти Спа­си­те­лю. Фор­ту­на­ти­ан уди­вил­ся их сме­ло­сти и спро­сил, как они, ра­зум­ные лю­ди, мо­гут ис­по­ве­до­вать Бо­гом То­го, Кто был рас­пят иуде­я­ми как зло­дей. В от­вет на это свя­той Те­рен­тий сме­ло от­ве­тил, что они ве­ру­ют в Спа­си­те­ля, доб­ро­воль­но пре­тер­пев­ше­го Крест­ную смерть и в тре­тий день Вос­крес­ше­го. Фор­ту­на­ти­ан по­нял, что Те­рен­тий сво­им при­ме­ром во­оду­шев­ля­ет дру­гих, и ве­лел за­то­чить его в тем­ни­цу вме­сте с тре­мя его бли­жай­ши­ми дру­зья­ми – Аф­ри­ка­ном, Мак­си­мом и Пом­пи­ем. Осталь­ных му­че­ни­ков, в том чис­ле Зи­но­на, Алек­санд­ра и Фе­о­до­ра, Фор­ту­на­ти­ан ре­шил при­ну­дить к от­ре­че­нию от Хри­ста. Од­на­ко ни уго­во­ры, ни страш­ные му­че­ния не по­ко­ле­ба­ли свя­тых му­че­ни­ков: их жгли рас­ка­лен­ным же­ле­зом, по­ли­ва­ли ра­ны ук­су­сом, рас­ти­ра­ли со­лью, стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми. Несмот­ря на стра­да­ния, свя­тые не ос­ла­бе­ва­ли в ис­по­ве­да­нии Хри­ста, и Гос­подь укреп­лял их.
Фор­ту­на­ти­ан ве­лел при­ве­сти стра­даль­цев в храм и еще раз пред­ло­жил им при­не­сти жерт­ву идо­лам. Му­же­ствен­ные во­и­ны Хри­сто­вы воз­зва­ли к Бо­гу: «Бо­же Все­силь­ный, про­лив­ший неко­гда огонь на Со­дом за без­за­ко­ние его, ра­зо­ри и ныне этот нече­сти­вый храм идоль­ский, ра­ди ис­ти­ны Тво­ей». Идо­лы упа­ли с гро­хо­том и рас­сы­па­лись, а за­тем раз­ру­шил­ся весь храм. Разъ­ярен­ный пра­ви­тель при­ка­зал каз­нить их. Му­че­ни­ки, сла­вя Бо­га, пре­кло­ни­ли свои го­ло­вы под меч па­ла­ча.
По­сле каз­ни 36 му­че­ни­ков Фор­ту­на­ти­ан при­звал к се­бе Те­рен­тия, Мак­си­ма, Аф­ри­ка­на и Пом­пия, по­ка­зал им каз­нен­ных и сно­ва пред­ло­жил при­не­сти жерт­ву идо­лам. Му­че­ни­ки от­ка­за­лись. Пра­ви­тель на­ло­жил на них тя­же­лые око­вы и при­ка­зал мо­рить в тем­ни­це го­ло­дом. Но­чью Ан­гел Гос­по­день снял с му­че­ни­ков око­вы и на­пи­тал их. На­ут­ро стра­жа на­шла свя­тых бод­ры­ми и пол­ны­ми сил. То­гда Фор­ту­на­ти­ан при­ка­зал волх­вам и за­кли­на­те­лям на­ве­сти в тем­ни­цу змей и вся­ких га­дов. Стра­жи через от­вер­стие в кры­ше за­гля­ну­ли в тем­ни­цу и уви­де­ли нев­ре­ди­мых му­че­ни­ков, ко­то­рые мо­ли­лись, а змеи пол­за­ли у их ног. Ко­гда за­кли­на­те­ли, ис­пол­няя при­ка­за­ние, от­кры­ли две­ри тем­ни­цы, змеи, не слу­шая за­кли­на­ний, бро­си­лись на них и ста­ли жа­лить. Разъ­ярен­ный Фор­ту­на­ти­ан по­ве­лел обез­гла­вить свя­тых му­че­ни­ков. Хри­сти­ане взя­ли их свя­тые те­ла и по­греб­ли с че­стью за го­ро­дом. Дни памяти: 10 ноября, 26 марта, 23 апреля.

☦️
Ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва ро­ди­лась в го­ро­де Ико­нии в Ма­лой Азии. Ро­ди­те­ли ее осо­бо чти­ли пят­ни­цу, ко­гда на Кре­сте по­стра­дал Гос­подь Иисус Хри­стос. В честь это­го дня они и дочь свою на­зва­ли Пят­ни­цей (по-гре­че­ски Па­рас­ке­ва).
Она ра­но оси­ро­те­ла. До­стиг­нув со­вер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та, Па­рас­ке­ва при­ня­ла обет дев­ства и за­бо­ти­лась о рас­про­стра­не­нии ве­ры Хри­сто­вой сре­ди языч­ни­ков.
В 300 го­ду при­шел в го­род во­е­на­чаль­ник им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на, ко­то­ро­му бы­ло по­ру­че­но ис­тре­бить хри­сти­ан. Па­рас­ке­ва от­ка­за­лась при­не­сти жерт­ву идо­лам и за это бы­ла под­верг­ну­та ис­тя­за­ни­ям. Ее по­ве­си­ли на де­ре­ве и тер­за­ли те­ло же­лез­ны­ми гвоз­дя­ми и по­том изъ­язв­лен­ную до ко­стей и ед­ва жи­вую бро­си­ли в тем­ни­цу. Бог не оста­вил свя­тую стра­да­ли­цу и чу­дес­но ис­це­лил ее. Злоб­ный му­чи­тель не вра­зу­мил­ся этим чу­дом и про­дол­жал ис­тя­зать свя­тую Па­рас­ке­ву, при­ка­зав по­ве­сить на де­ре­ве и жечь фа­ке­ла­ми. На­ко­нец ей от­сек­ли ме­чом го­ло­ву. Хри­сти­ане по­хо­ро­ни­ли те­ло свя­той Па­рас­ке­вы. От мо­щей ве­ли­ко­му­че­ни­цы по­да­ва­лись ис­це­ле­ния бо­ля­щим.
У пра­во­слав­ных хри­сти­ан свя­тая Па­рас­ке­ва (Пят­ни­ца, или Пет­ка) из­древ­ле поль­зо­ва­лась осо­бой лю­бо­вью. Ей по­свя­ща­ли хра­мы и при­до­рож­ные ча­сов­ни (Пят­ни­цы); счи­та­ли ее за по­кро­ви­тель­ни­цу по­лей и ско­та. В день ее па­мя­ти рус­ские лю­ди при­но­си­ли в храм пло­ды для освя­ще­ния. Свя­тая Па­рас­ке­ва счи­та­ет­ся це­ли­тель­ни­цей ду­шев­ных и те­лес­ных неду­гов, хра­ни­тель­ни­цей се­мей­но­го бла­го­по­лу­чия и сча­стья. Изо­бра­жа­ют ее на ико­нах су­ро­вой по­движ­ни­цей, вы­со­кой, с лу­че­зар­ным вен­цом на го­ло­ве.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ки­ри­ак, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, был тем иуде­ем, ко­то­рый по­ка­зал свя­той ца­ри­це Елене ме­сто за­хо­ро­не­ния Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Хри­сто­ва. При­сут­ствуя при об­ре­те­нии Кре­ста, Ки­ри­ак (до Кре­ще­ния он но­сил имя Иуда) ис­крен­но уве­ро­вал во Хри­ста – Бо­га Ис­тин­но­го и стал хри­сти­а­ни­ном. За чи­стую и доб­ро­де­тель­ную жизнь Ки­ри­ак был удо­сто­ен из­бра­ния и воз­ве­де­ния на Иеру­са­лим­ский пат­ри­ар­ший пре­стол.
Во вре­ме­на ярост­но­го го­ни­те­ля хри­сти­ан Юли­а­на От­ступ­ни­ка, в 363 го­ду, Ки­ри­ак при­нял стра­да­ния за ве­ру. По­сле дол­гих пы­ток му­чи­те­ли умерт­ви­ли свя­то­го.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Нео­фит, епи­скоп Урб­нис­ский, быв­ший пер­сид­ский во­е­на­чаль­ник Омар, участ­во­вал в по­хо­де сул­та­на Ах­ме­та, вторг­ше­го­ся в Гру­зию. Подъ­ез­жая к Шиом­гвим­ской оби­те­ли с пе­ре­до­вым от­ря­дом, Омар, по Про­мыс­лу Бо­жию, уви­дел ду­хов­ны­ми оча­ми сонм Ан­ге­лов над оби­те­лью и по­сре­ди них стар­ца – свя­то­го Шио. По­ра­жен­ный кра­со­той Шиом­гвим­ско­го мо­на­сты­ря, Омар не тро­нул оби­те­ли, а унес с со­бой же­ла­ние са­мо­му стать ее ино­ком.
Через неко­то­рое вре­мя он дей­стви­тель­но вер­нул­ся в Шиом­гвим­ский мо­на­стырь с дву­мя вер­ны­ми сво­и­ми слу­га­ми. Здесь он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние и по­стриг­ся с име­нем Нео­фит, что зна­чит «но­во­об­ра­щен­ный», а его слу­ги бы­ли на­зва­ны в хри­сти­ан­стве Хри­сто­ду­лом и Хри­сто­фо­ром.
С это­го вре­ме­ня на­чал свя­той Нео­фит рев­ност­ную по­движ­ни­че­скую жизнь и стя­жал мно­го Бо­жи­их да­ро­ва­ний. Он стал на­сто­я­те­лем оби­те­ли, и сла­ва о его рав­но­ан­гель­ской жиз­ни раз­нес­лась по всей Гру­зии. Ка­то­ли­кос Са­му­ил IV (582–591) вы­звал его из оби­те­ли и воз­вел на Урб­нис­скую ка­фед­ру.
Но­во­по­став­лен­ный епи­скоп с апо­столь­ской рев­но­стью стал рас­про­стра­нять хри­сти­ан­скую ве­ру сре­ди языч­ни­ков и ог­не­по­клон­ни­ков, ис­ко­ре­няя их лож­ные уче­ния. То­гда они ре­ши­ли умерт­вить вра­га их ре­ли­гии. Зная, что прео­свя­щен­ный Нео­фит еже­днев­но хо­дит в ка­фед­раль­ный свой храм, по­свя­щен­ный пер­во­му­че­ни­ку Сте­фа­ну, и слы­ша неред­ко по­вест­во­ва­ния о смер­ти свя­то­го ар­хи­диа­ко­на, по­би­то­го от иуде­ев кам­ня­ми, они во­рва­лись в его дом. За­став епи­ско­па на мо­лит­ве, языч­ни­ки схва­ти­ли его, вы­во­лок­ли вон и пре­да­ли му­чи­тель­ной смер­ти через по­би­е­ние кам­ня­ми. Это про­изо­шло в 587 го­ду.
Спу­стя неко­то­рое вре­мя те­ло свя­то­го бы­ло пе­ре­не­се­но в Шиом­гвим­ский мо­на­стырь и по­ло­же­но под пре­сто­лом со­бор­но­го хра­ма.
Быв­шие его слу­ги Хри­сто­дул и Хри­сто­фор вы­со­ки­ми ино­че­ски­ми по­дви­га­ми про­сла­ви­лись в озна­чен­ной оби­те­ли, а Хри­сто­фор, до­стиг­ший глу­бо­кой ста­ро­сти, был на­сто­я­те­лем оби­те­ли (по­сле игу­ме­на Ила­ри­о­на). Он был пя­тым игу­ме­ном по­сле св. Шио (см. 9/22 мая), ко­то­ро­го пре­ем­ни­ка­ми бы­ли: Ева­грий, Нео­фит (впо­след­ствии Урб­нис­ский епи­скоп), Ила­ри­он и Хри­сто­фор.
Гру­зин­ская Цер­ковь празд­ну­ет па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ка Нео­фи­та, епи­ско­па Урб­нис­ско­го, 28 ок­тяб­ря/10 но­яб­ря.

☦️
Пре­по­доб­ный Иоанн Хо­зе­вит, епи­скоп Ке­са­рии Па­ле­стин­ской (587–596), про­сла­вил­ся сво­ей борь­бой с ев­ти­хи­ан­ской ере­сью, а так­же бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ний. Ро­дил­ся он в еги­пет­ском го­ро­де Фивы и еще юно­шей дол­го под­ви­зал­ся со сво­им де­дом в Фива­ид­ской пу­стыне. Узнав о свя­той жиз­ни Иоан­на, по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра его по­ста­ви­ли епи­ско­пом го­ро­да Ке­са­рии. Но свя­той, стре­мясь к уеди­не­нию, уда­лил­ся в Ху­зев­скую пу­сты­ню (меж­ду Иеру­са­ли­мом и Иери­хо­ном) и под­ви­зал­ся там до кон­ца жиз­ни (VI).

☦️
Пре­по­доб­ный Сте­фан Сав­ва­ит, тво­рец цер­ков­ных ка­но­нов, под­ви­зал­ся в лав­ре свя­то­го Сав­вы в Па­ле­стине в IХ ве­ке.

☦️
Лич­ность свя­то­го Ар­се­ния име­ла ве­ли­кое зна­че­ние в ис­то­рии Серб­ской Церк­ви и Церк­ви Все­лен­ской. Имен­но он смог сбе­речь и пе­ре­дать уже сво­им пре­ем­ни­кам тра­ди­ции свя­то­го Сав­вы Серб­ско­го как его бли­жай­ший уче­ник и пре­ем­ник. Кро­ме то­го, имен­но бла­го­да­ря ему Ко­со­во ста­ло еще до Ко­сов­ской бит­вы ду­хов­ным цен­тром для сер­бов. Здесь серб­ские влы­ды­ки воз­во­ди­ли свои за­дуж­би­ны – но­вые оби­те­ли во спа­се­ние сво­ей ду­ши. В XVI–XVIII ве­ках Печ ста­л ду­хов­ной сто­ли­цей и для всех пра­во­слав­ных сла­вян Бал­кан, ибо все они вхо­ди­ли в об­нов­лен­ную Печ­скую пат­ри­ар­хию.
Свя­той Сав­ва, ко­гда на­вис­ла опас­ность втор­же­ния та­тар на Бал­ка­ны, бла­го­сло­вил сво­е­го луч­ше­го уче­ни­ка най­ти на юге дер­жа­вы но­вое, бо­лее без­опас­ное ме­сто для Серб­ской ар­хи­епи­ско­пии. То­гда-то свя­той Ар­се­ний и об­лю­бо­вал го­род Печ в Ко­со­во для этой вы­со­кой це­ли. В Пе­чи он по­стро­ил цер­ковь свя­тых апо­сто­лов, освя­тив на­все­гда это ме­сто сво­ей бла­го­дат­ной лич­но­стью. С тех пор этот мо­на­стырь и храм, в ко­то­ром бы­ли по­став­ле­ны мо­щи свя­то­го, ста­ли ду­хов­ным цен­тром все­го серб­ско­го на­ро­да, и имен­но здесь Серб­ская ар­хи­епи­ско­пия пе­ре­рос­ла в пат­ри­ар­хию, чтобы по­том, во вре­мя ту­рец­ко­го ига, объ­еди­нить всех пра­во­слав­ных сла­вян Бал­кан.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-arsenij-i-serbskij

☦️
Пре­по­доб­ный Иов, игу­мен По­ча­ев­ский, чу­до­тво­рец (в ми­ру Иван Же­ле­зо), ро­дил­ся в се­ре­дине ХVI ве­ка в По­ку­тье в Га­ли­ции. В воз­расте 10 лет он при­шел в Пре­об­ра­жен­ский Угор­ниц­кий мо­на­стырь, а на 12-м го­ду жиз­ни при­нял мо­на­ше­ство. С юно­сти пре­по­доб­ный Иов был из­ве­стен ве­ли­чай­шим бла­го­че­сти­ем, стро­гой по­движ­ни­че­ской жиз­нью и ра­но был удо­сто­ен свя­щен­ни­че­ско­го са­на. Око­ло 1580 го­да, по прось­бе из­вест­но­го по­бор­ни­ка пра­во­сла­вия кня­зя Кон­стан­ти­на Острож­ско­го, он воз­гла­вил Кре­сто­воз­дви­жен­ский мо­на­стырь близ го­ро­да Дуб­но и управ­лял мо­на­сты­рем бо­лее 20 лет в об­ста­нов­ке на­рас­тав­ших го­не­ний на пра­во­сла­вие со сто­ро­ны ка­то­ли­ков и уни­а­тов. В на­ча­ле ХVII ве­ка пре­по­доб­ный уда­лил­ся на По­ча­ев­скую го­ру и по­се­лил­ся в пе­ще­ре непо­да­ле­ку от древ­ней Успен­ской оби­те­ли, слав­ной сво­ей чу­до­твор­ной По­ча­ев­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бра­тия оби­те­ли, по­лю­бив свя­то­го от­шель­ни­ка, из­бра­ли его сво­им игу­ме­ном. Пре­по­доб­ный Иов, рев­ност­но ис­пол­няя долж­ность на­сто­я­те­ля, был кро­ток и лас­ков с бра­тья­ми, сам мно­го ра­бо­тал, са­жал в са­ду де­ре­вья, укреп­лял пло­ти­ны близ мо­на­сты­ря. При­ни­мая де­я­тель­ное уча­стие в за­щи­те пра­во­сла­вия и рус­ской на­род­но­сти, пре­по­доб­ный Иов при­сут­ство­вал на Ки­ев­ском Со­бо­ре 1628 го­да, со­зван­ном про­тив унии. По­сле 1642 го­да пре­по­доб­ный Иов при­нял ве­ли­кую схи­му с име­нем Иоанн. Ино­гда он пол­но­стью за­тво­рял­ся в пе­ще­ре на три дня или на це­лую неде­лю. Иису­со­ва мо­лит­ва бы­ла непре­стан­ным де­ла­ни­ем его крот­ко­го серд­ца. По сви­де­тель­ству уче­ни­ка и со­ста­ви­те­ля жи­тия пре­по­доб­но­го Иова До­си­фея, од­на­жды во вре­мя мо­лит­вы пре­по­доб­но­го пе­ще­ру оси­ял небес­ный свет. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Иов в 1651 го­ду, про­жив бо­лее 100 лет, по­сле пя­ти­де­ся­ти­лет­не­го управ­ле­ния По­ча­ев­ской оби­те­лью. 28 ав­гу­ста 1659 го­да со­вер­ши­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Иова.
Пре­по­доб­ный Иов По­ча­ев­ский скон­чал­ся 28 ок­тяб­ря 1651 го­да. 28 ав­гу­ста 1833 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Иова бы­ли тор­же­ствен­но от­кры­ты для все­об­ще­го по­кло­не­ния. В 1902 го­ду Свя­тей­ший Си­нод опре­де­лил в этот день об­но­сить свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Иова во­круг Успен­ско­го со­бо­ра По­ча­ев­ской Лав­ры по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии.

Примечания:
Те­ло пре­по­доб­но­го по­сле по­гре­бе­ния оста­ва­лось в зем­ле семь лет. По­том мно­гие на­ча­ли за­ме­чать ис­хо­див­ший из мо­ги­лы его свет, и сам он три­жды во сне яв­лял­ся пра­во­слав­но­му мит­ро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му Ди­о­ни­сию Ба­ла­ба­ну и уве­ще­вал его от­крыть мо­щи, ле­жав­шие под спу­дом. В 1659 г. 8 ав­гу­ста мит­ро­по­лит Ди­о­ни­сий с ар­хи­манд­ри­том Фе­о­фа­ном и с бра­ти­ею оби­те­ли от­кры­ли гроб пре­по­доб­но­го, и свя­тые мо­щи его об­ре­те­ны бы­ли нетлен­ны­ми. С по­до­ба­ю­щей че­стию, при мно­го­чис­лен­ном со­бра­нии на­ро­да, пе­ре­не­се­ны бы­ли они в ве­ли­кую цер­ковь Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы и по­ло­же­ны в па­пер­ти. С тех пор от мо­щей пре­подоб­но­го Иова по­тек­ли ис­це­ле­ния.
Со вре­ме­ни пре­по­доб­но­го Иова утвер­жден­ная им оби­тель По­ча­ев­ская ис­пы­та­ла мно­го бед­ствий. В осо­бен­но­сти па­мят­но для нее и ни­ко­гда не из­гла­дит­ся из ле­то­пи­сей ее од­но: в пе­ри­од во­дво­ре­ния унии в Юго-За­пад­ной Рос­сии По­ча­ев­ская оби­тель не усто­я­ла про­тив уни­а­тов и в 1720 г. бы­ла от­ня­та ими у пра­во­слав­ных – здесь по­се­ли­лись уни­ат­ские ба­зи­ли­ан­ские мо­на­хи. Во вла­де­нии уни­а­тов пра­во­слав­ная оби­тель на­хо­ди­лась до 1831 г. В этом го­ду по­ча­ев­ские ба­зи­ли­ан­ские мо­на­хи за их воз­му­ти­тель­ное по­ве­де­ние во вре­мя поль­ско­го мя­те­жа и за воз­буж­де­ние на­ро­да к вос­ста­нию бы­ли уда­ле­ны из По­ча­ев­ской оби­те­ли по по­ве­ле­нию в Бо­зе по­чив­ше­го им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая Пав­ло­ви­ча, и оби­тель воз­вра­ще­на пра­во­слав­ным. Пер­вым на­сто­я­те­лем По­ча­ев­ско­го мо­на­сты­ря по пе­ре­хо­де его к пра­во­слав­ным был прео­свя­щен­ный епи­скоп Во­лын­ский Ам­вро­сий, ко­то­рый из­брал сво­им на­мест­ни­ком кре­ме­нец­ко­го про­то­и­е­рея Гри­го­рия Ра­фаль­ско­го, впо­след­ствии вы­со­ко­прео­свя­щен­но­го Ан­то­ния, мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го и Санкт-Пе­тер­бург­ско­го.
Па­мять пре­по­доб­но­го Иова праз­ну­ет­ся в По­ча­ев­ской Лав­ре три­жды в год: 19 мая – в день па­мя­ти Иова Мно­го­стра­даль­но­го; 10 сен­тяб­ря – в день об­ре­те­ния чест­ных мо­щей пре­по­доб­но­го Иова; 10 но­яб­ря – в день его кон­чи­ны.

☦️
Свя­ти­тель Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Да­ни­ил Сав­вич Туп­та­ло), ро­дил­ся в де­каб­ре 1651 го­да в ме­стеч­ке Ма­ка­ро­во, неда­ле­ко от Ки­е­ва, в бла­го­че­сти­вой се­мье и вы­рос глу­бо­ко ве­ру­ю­щим хри­сти­а­ни­ном. В 1662 го­ду, вско­ре по­сле пе­ре­ез­да ро­ди­те­лей в Ки­ев, Да­ни­ил был от­дан в Ки­е­во-Мо­ги­лян­скую кол­ле­гию, где впер­вые рас­кры­лись да­ро­ва­ния и неза­у­ряд­ные спо­соб­но­сти та­лант­ли­во­го юно­ши. Он успеш­но изу­чил гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки и ряд клас­си­че­ских на­ук. 9 июля 1668 го­да Да­ни­ил при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ди­мит­рий – в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го. До вес­ны 1675 го­да он про­хо­дил ино­че­ское по­слу­ша­ние в Ки­ев­ском Ки­рил­ло­вом мо­на­сты­ре, где на­ча­лась его ли­те­ра­тур­ная и про­по­вед­ни­че­ская де­я­тель­ность. Чер­ни­гов­ский ар­хи­епи­скоп Ла­зарь (Ба­ра­но­вич) ру­ко­по­ло­жил Ди­мит­рия 23 мая 1675 го­да во иеро­мо­на­ха. В те­че­ние несколь­ких лет иеро­мо­нах Ди­мит­рий под­ви­зал­ся, про­по­ве­дуя сло­во Бо­жие, в раз­лич­ных мо­на­сты­рях и хра­мах Укра­и­ны, Лит­вы и Бе­ло­рус­сии. Неко­то­рое вре­мя он был игу­ме­ном Мак­си­мов­ской оби­те­ли, а за­тем Ба­ту­рин­ско­го Ни­коль­ско­го мо­на­сты­ря, от­ку­да в 1684 го­ду был вы­зван в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. На­сто­я­тель Лав­ры ар­хи­манд­рит Вар­ла­ам (Ясин­ский), зная вы­со­кую ду­хов­ную на­стро­ен­ность сво­е­го быв­ше­го уче­ни­ка, его об­ра­зо­ван­ность, склон­ность к на­уч­но­му тру­ду, а так­же несо­мнен­ное ли­те­ра­тур­ное да­ро­ва­ние, по­ру­чил иеро­мо­на­ху Ди­мит­рию со­став­ле­ние Че­ти­их-Ми­ней (жи­тий свя­тых) на весь год. С то­го вре­ме­ни вся даль­ней­шая жизнь свя­ти­те­ля Ди­мит­рия бы­ла по­свя­ще­на вы­пол­не­нию это­го по­движ­ни­че­ско­го, гран­ди­оз­но­го по сво­им мас­шта­бам тру­да. Ра­бо­та тре­бо­ва­ла огром­но­го на­пря­же­ния сил, нуж­но бы­ло со­брать и про­ана­ли­зи­ро­вать мно­же­ство раз­роз­нен­ных ис­точ­ни­ков и из­ло­жить их язы­ком, до­стой­ным вы­со­ко­го пред­ме­та из­ло­же­ния и од­новре­мен­но до­ступ­ным всем ве­ру­ю­щим. Бо­же­ствен­ная по­мощь не остав­ля­ла свя­ти­те­ля на про­тя­же­нии его два­дца­ти­лет­не­го тру­да. По сви­де­тель­ству пре­по­доб­но­го, ду­ша его на­пол­ни­лась об­ра­за­ми свя­тых, ко­то­рые укреп­ля­ли его дух и те­ло, все­ля­ли ве­ру в бла­го­по­луч­ное за­вер­ше­ние его бла­го­род­но­го тру­да. Од­новре­мен­но с этим пре­по­доб­ный Ди­мит­рий был на­сто­я­те­лем несколь­ких мо­на­сты­рей (по­оче­ред­но). Тру­ды по­движ­ни­ка об­ра­ти­ли на се­бя вни­ма­ние пат­ри­ар­ха Адри­а­на. В 1701 го­ду ука­зом Пет­ра I ар­хи­манд­рит Ди­мит­рий был вы­зван в Моск­ву, где 23 мар­та в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля был хи­ро­то­ни­сан на Си­бир­скую мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру в го­род То­больск. Но через неко­то­рое вре­мя из-за важ­но­сти на­уч­но­го тру­да и сла­бо­го здо­ро­вья свя­ти­тель по­лу­чил но­вое на­зна­че­ние в Ро­стов-Яро­слав­ский, ку­да при­был 1 мар­та 1702 го­да в ка­че­стве мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го.
Как и преж­де, он про­дол­жал неусып­но за­бо­тить­ся об укреп­ле­нии един­ства Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ослаб­лен­но­го ста­ро­об­ряд­че­ским рас­ко­лом.
В его вдох­но­вен­ных тру­дах и про­по­ве­дях мно­гие по­ко­ле­ния рус­ских бо­го­сло­вов чер­па­ют ду­хов­ные си­лы для твор­че­ства и мо­лит­вы. Для всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан он оста­ет­ся при­ме­ром свя­той, ас­ке­ти­че­ской, нес­тя­жа­тель­ной жиз­ни. По его кон­чине, по­сле­до­вав­шей 28 ок­тяб­ря (10 ноября) 1709 го­да, у него не на­шли ни­ка­ко­го иму­ще­ства, кро­ме книг и ру­ко­пи­сей.
При­чис­ле­ние свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го, к ли­ку свя­тых со­вер­ши­лось 22 ап­ре­ля 1757 го­да. Празд­не­ство ему уста­нов­ле­но так­же 21 сен­тяб­ря, в день об­ре­те­ния мо­щей.

Свя­ти­тель Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский, при­быв в 1702 го­ду на Ро­стов­скую ка­фед­ру, преж­де все­го по­се­тил мо­на­стырь свя­ти­те­ля Иа­ко­ва, епи­ско­па Ро­стов­ско­го (па­мять 27 но­яб­ря и 23 мая). В со­бор­ной церк­ви в честь За­ча­тия Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы он со­вер­шил ли­тур­гию, по­сле ко­то­рой при всех при­сут­ство­вав­ших в хра­ме опре­де­лил на пра­вой сто­роне ме­сто сво­е­го бу­ду­ще­го по­гре­бе­ния со сло­ва­ми: «Се по­кой мой, зде все­лю­ся в век ве­ка». Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Ди­мит­рий 28 ок­тяб­ря 1709 го­да. Несмот­ря на же­ла­ние свя­ти­те­ля, вы­ра­жен­ное в за­ве­ща­нии, ду­хо­вен­ство и жи­те­ли Ро­сто­ва про­си­ли при­быв­ше­го для по­гре­бе­ния ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла Ря­зан­ско­го мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на Явор­ско­го со­вер­шить по­гре­бе­ние в со­бор­ном хра­ме го­ро­да, ря­дом с пред­ше­ствен­ни­ком свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, свя­ти­те­лем Иоаса­фом. Мит­ро­по­лит Сте­фан, со­блю­дая за­ве­ща­ние сво­е­го по­чив­ше­го дру­га, на­сто­ял на по­гре­бе­нии те­ла свя­ти­те­ля Ди­мит­рия в ука­зан­ном ме­сте. Од­на­ко до при­бы­тия мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на ме­сто по­гре­бе­ния при­го­тов­ле­но не бы­ло, хо­тя со дня кон­чи­ны про­шло око­ло ме­ся­ца. В свя­зи с неот­лож­ным отъ­ез­дом мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на из Ро­сто­ва в вы­ко­пан­ной мо­ги­ле был сде­лан на­ско­ро за­го­тов­лен­ный де­ре­вян­ный сруб, в ко­то­ром 25 но­яб­ря бы­ло по­гре­бе­но те­ло свя­ти­те­ля. Это об­сто­я­тель­ство, преду­смот­рен­ное Про­мыс­лом Бо­жи­им, при­ве­ло к ско­ро­му об­ре­те­нию мо­щей. В 1752 го­ду про­из­во­дил­ся ре­монт в со­бор­ной церк­ви мо­на­сты­ря, и 21 сен­тяб­ря при по­чин­ке опу­стив­ше­го­ся по­ла бы­ло об­на­ру­же­но нетлен­ное те­ло свя­ти­те­ля Ди­мит­рия. Ме­сто по­гре­бе­ния ока­за­лось сы­рым, ду­бо­вый гроб и на­хо­див­ши­е­ся в нем ру­ко­пи­си ис­тле­ли, но те­ло свя­ти­те­ля, а так­же омо­фор, сак­кос, мит­ра и шел­ко­вые чет­ки со­хра­ни­лись нетлен­ны­ми. По­сле об­ре­те­ния у свя­тых мо­щей со­вер­ша­лось мно­же­ство ис­це­ле­ний, о чем бы­ло до­не­се­но Си­но­ду, по пред­пи­са­нию ко­то­ро­го в Ро­стов при­бы­ли Суз­даль­ский мит­ро­по­лит Силь­вестр и Си­мо­нов­ский ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил для осви­де­тель­ство­ва­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ди­мит­рия и про­ис­шед­ших чу­дес­ных ис­це­ле­ний. По­сле­до­вал указ Си­но­да от 29 ап­ре­ля 1757 го­да о при­чис­ле­нии к ли­ку свя­тых свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го и уста­нов­ле­нии празд­но­ва­ния 28 ок­тяб­ря (день пре­став­ле­ния) и 21 сен­тяб­ря (день об­ре­те­ния мо­щей).

☦️
Преподобный Фео́фил Киевский, Христа ради юродивый. Ро­дил­ся в 1788 г. в се­мье свя­щен­ни­ка. Кре­щен Фо­мой. Мла­де­нец не при­ни­мал ма­те­рин­ско­го мо­ло­ка. Чтобы спа­сти ре­бен­ка от го­лод­ной смер­ти, изум­лен­ная мать кор­ми­ла его кар­то­фель­ной жи­жей, раз­ва­рен­ной ре­пой и мор­ко­вью.
Суе­вер­ные со­сед­ки на­го­ва­ри­ва­ли ма­те­ри, что этот ре­бе­нок урод. Мать оже­сто­чи­лась про­тив ре­бен­ка и при­ка­за­ла слу­жан­ке уто­пить его в реч­ке. Та два­жды бро­са­ла его в во­ду, но хра­ни­мое Бо­гом ди­тя вы­ныр­ну­ло из во­ды и без­мя­теж­но спа­ло, слов­но в мяг­кой ко­лы­бе­ли. Слу­жан­ка в ис­пу­ге рас­пла­ка­лась и вер­ну­ла мла­ден­ца до­мой.
Оже­сто­чен­ная мать вы­хва­ти­ла ди­тя и по­бе­жа­ла то­пить са­ма. Она бро­си­ла его под мель­нич­ное ко­ле­со, но ко­ле­со оста­но­ви­лось. Вы­бе­жал мель­ник и до­стал ди­тя из во­ды. На­блю­дав­шая слу­жан­ка рас­ска­за­ла от­цу, и он пря­тал сы­на у доб­рых со­се­дей. А ко­гда умер отец, Фо­му от­вез­ли на вос­пи­та­ниe в Брат­ский мо­на­стырь на По­до­ле. Здесь он учил­ся гра­мо­те и при­нял мо­на­ше­ский чин. Жил в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре и Ки­та­е­вой пу­сты­ни.
За­бо­тясь о чи­сто­те ду­ши, он ни­сколь­ко не за­бо­тил­ся о чи­сто­те те­ла. Одеж­да его бы­ла вет­хая, с за­пла­та­ми, при­ши­ты­ми бе­лы­ми нит­ка­ми, и вся вы­пач­ка­на те­стом и мас­лом. На од­ной но­ге ис­тре­пан­ный са­пог, а на дру­гой – ва­ле­нок или ла­поть. Го­ло­ва все­гда по­вя­за­на бы­ла гряз­ным по­ло­тен­цем. На те­ле но­сил же­лез­ный по­яс с икон­кой Бо­го­яв­ле­ния в па­мять три­крат­но­го спа­се­ния от утоп­ле­ния. По­лу­чая пи­щу, он сме­ши­вал ее в од­ной по­су­де: и горь­кое, и слад­кое.
По Ки­е­ву ез­дил все­гда на быч­ке без упря­жи и вожжей и при­ез­жал имен­но ту­да, ку­да хо­тел бла­жен­ный – без воз­гла­сов и по­ну­ка­ний. Си­дя на воз­ку спи­ной к быч­ку, он все­гда чи­тал на ко­ле­нях Псал­тирь. Об­ли­чал тай­ные и яв­ные гре­хи при­хо­дя­щих к нему в Ки­та­е­во па­лом­ни­ков, от­че­го од­ни пла­ка­ли в рас­ка­я­нии, а у дру­гих от стра­ха и сты­да во­ло­сы ды­бом под­ни­ма­лись.
Од­ной ба­рыне он вы­лил в по­дол на но­вое шел­ко­вое пла­тье це­лую мис­ку бор­ща (так об­ли­чил ее в пре­лю­бо­де­я­нии).
Од­на­жды мит­ро­по­лит Фила­рет спе­шил в Ки­та­е­во и не до­чи­тал свое мо­на­ше­ское пра­ви­ло. В ле­су он уви­дел Фе­о­фи­ла, си­дя­ще­го на са­мой вер­хуш­ке де­ре­ва с мо­лит­во­сло­вом в ру­ках. На во­прос мит­ро­по­ли­та: «Что ты там де­ла­ешь?» – он от­ве­тил, что до­чи­ты­ва­ет пра­ви­ло…
А для го­лод­ных стран­ни­ков рас­па­лил небес­ным ог­нем ко­стер без спи­чек (по­мо­лясь на небо) и сва­рил им ка­шу из тра­вы и ка­муш­ков. А ко­гда раз­ли­ва­ли в мис­ки, то ка­ша не умень­ша­лась, по­ка всех не на­кор­мил.
Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай Пав­ло­вич, на­чи­ная вой­ну с Тур­ци­ей, хо­тел узнать у про­зор­лив­ца бу­ду­щее Рос­сии и по­ехал в Ки­та­ев­скую пу­стынь. Фе­о­фил, вый­дя на­встре­чу ца­рю, ис­ца­ра­пал се­бе до кро­ви ру­ки и ли­цо, раз­греб му­ра­вей­ник и улег­ся в се­ре­ди­ну его на спи­ну. Царь и мит­ро­по­лит дол­го про­си­ли его под­нять­ся, но он ле­жал не ше­ве­лясь, с за­кры­ты­ми гла­за­ми, скре­стя ру­ки на гру­ди, как по­кой­ник. По все­му те­лу его ко­по­ши­лись це­лые пол­чи­ща му­ра­вьев. И пред­ска­за­ние сбы­лось. Мно­го­чис­лен­ная ар­мия ту­рок (как му­равьи) на­бро­си­лась на Се­ва­сто­поль. По­гиб­ли храб­рые адми­ра­лы: Кор­ни­лов, На­хи­мов, Ис­то­мин и дру­гие, а царь, ис­тер­зан­ный за­бо­та­ми и пе­ча­лью о Рос­сии, скон­чал­ся в 1855 го­ду.
В день сво­ей кон­чи­ны Фе­о­фил при­ка­зал очи­стить его кел­лию от му­со­ра, за­жечь лам­па­ду и све­чи, по­ка­дить ла­да­ном. На во­прос ке­лей­ни­ка, за­чем все это, он от­ве­тил, что се­го­дня за ним явит­ся Ан­гел смер­ти и его на­до при­нять по-хри­сти­ан­ски. По­том лег на ска­мью, взял в ру­ки крест и по­слал к на­чаль­ни­ку пу­сты­ни ска­зать, чтобы уда­ри­ли в ко­ло­ко­ла, так как Фе­о­фил скон­чал­ся. На­чаль­ник по­бе­жал в кел­лию, так как не по­ве­рил ска­зан­но­му, но уви­дел, что Фе­о­фил уже ле­жал без­ды­хан­ным, а во­круг из­ли­вал­ся чуд­ный аро­мат…
Скон­чал­ся 28 октября ст.ст. 1853 го­да на 65 го­ду жиз­ни. По­гре­бен у се­вер­ной сте­ны Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви в Ки­та­ев­ской пу­сты­ни, ря­дом с мо­ги­лою Ки­е­во-пе­чер­ско­го за­твор­ни­ка До­си­фея.
И по­сле его кон­чи­ны, так же, как и при его жиз­ни, по­да­ет­ся не ме­нее ско­рая по­мощь в бо­лез­нях и скор­бях всем, с ве­рой при­зы­ва­ю­щим его имя, со­вер­ша­ю­щим у его мо­гил­ки па­ни­хи­ды.
14/27 июля 1993 г. Со­бор Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви под пред­се­да­тель­ством бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Укра­и­ны, ка­но­ни­зи­ро­вал Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го иерос­хи­мо­на­ха Фе­о­фи­ла, при­чис­лив его имя к ли­ку свя­тых. А нетлен­ные его остан­ки пе­ре­не­се­ны в храм Свя­той Тро­и­цы и по­ко­ят­ся в но­вой гроб­ни­це.

☦️
Свя­той Ар­се­ний Кап­па­до­кий­ский ро­дил­ся в се­ле Фа­ра­са в Кап­па­до­кии (М. Азия) око­ло 1840 го­да, во Свя­том Кре­ще­нии маль­чи­ка на­рек­ли Фе­о­до­ром. В ран­нем воз­расте он ли­шил­ся ро­ди­те­лей: Елев­фе­рия и Вар­ва­ры. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в се­ми­на­рии в Смирне (Из­мир). В 26 лет он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в мо­на­сты­ре Иоан­на Пред­те­чи в Зин­джи-Де­ре в Ке­са­рии (Тур­ция), там был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и на­прав­лен мит­ро­по­ли­том Па­и­си­ем II в Фа­ра­су обу­чать де­тей гра­мо­те по цер­ков­ным кни­гам. В 1870 г. Ар­се­ний Кап­па­до­кий­ский был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. Он со­вер­шил пять па­лом­ни­честв на Свя­тую зем­лю, и по­это­му его про­зва­ли Хаджи-эфен­ди. Пас­тыр­ская де­я­тель­ность свя­то­го Ар­се­ния про­дол­жа­лась в Фа­ра­се 55 лет. Он на­став­лял и утвер­ждал в ве­ре жи­те­лей гре­че­ско­го ан­кла­ва, по­сто­ян­но на­хо­див­ше­го­ся под угро­зой уни­что­же­ния.
Св. Ар­се­ний вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь и по­лу­чил от Гос­по­да дар про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ния. По его мо­лит­ве, ко­то­рая, по сло­вам оче­вид­цев, «мог­ла про­бить ка­мень», ис­це­ля­лись глу­хие, сле­пые, па­ра­ли­зо­ван­ные и бес­но­ва­тые. Не толь­ко гре­ки, но и тур­ки счи­та­ли Ар­се­ния Кап­па­до­кий­ско­го свя­тым, т. к. и сре­ди му­суль­ман он со­вер­шал чу­де­са и ис­це­лял боль­ных. Пат­ри­ар­хи Кон­стан­ти­поль­ский и Иеру­са­лим­ский хо­те­ли сде­лать св. Ар­се­ния епи­ско­пом, но он каж­дый раз от­ка­зы­вал­ся.
Он пред­ви­дел гря­ду­щие ис­пы­та­ния, вой­ны и ис­ход с род­ной зем­ли. В 1924 г. при пе­ре­се­ле­нии ма­ло­азий­ских гре­ков он со­про­вож­дал свою паст­ву и умер через 40 дней по­сле при­бы­тия в Гре­цию, на ост­ро­ве Кор­фу. Мо­щи св. Ар­се­ния бы­ли пе­ре­ве­зе­ны сна­ча­ла в г. Ко­ни­цу, а за­тем в мо­на­стырь Иоан­на Бо­го­сло­ва в Су­ро­ти (близ Фес­са­ло­ни­ки). Мно­го­чис­лен­ные по­смерт­ные чу­де­са св. Ар­се­ния Кап­па­до­кий­ско­го при­ве­ли к его про­слав­ле­нию в 1986 г. в ли­ке свя­тых.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Дмит­ри­е­вич Ви­лен­ский ро­дил­ся в 1857 го­ду в се­ле Бо­ри­со­глеб­ское в Яро­слав­ской гу­бер­нии. По­сле окон­ча­ния Яро­слав­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии он три го­да ра­бо­тал учи­те­лем в зем­ском учи­ли­ще. А за­тем был ру­ко­по­ло­жен во иерея. С 1882 го­да и до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны в 1918 го­ду отец Иоанн слу­жил в се­ле Тро­фи­мов­ское По­ше­хон­ско­го уез­да. В на­ча­ле но­яб­ря 1918 го­да боль­ше­ви­ка­ми в По­ше­хон­ском уез­де бы­ла объ­яв­ле­на мо­би­ли­за­ция ло­ша­дей в кон­ский за­пас при уезд­ном во­ен­ко­ма­те, во вре­мя ко­то­рой кре­стья­на­ми бы­ли из­би­ты вое­нрук и де­ло­про­из­во­ди­тель. В от­вет на это при­был от­ряд ЧК, ко­то­рый стал про­из­во­дить по­го­лов­ные обыс­ки с кон­фис­ка­ци­ей иму­ще­ства, аре­сто­вав при этом око­ло со­ро­ка че­ло­век. 10 но­яб­ря без вся­ко­го су­да и след­ствия непо­да­ле­ку от се­ла Се­ме­нов­ское на бо­ло­те че­ки­ста­ми бы­ли изу­ве­че­ны и рас­стре­ля­ны трое аре­сто­ван­ных, в чис­ле ко­то­рых на­хо­дил­ся и свя­щен­ник церк­ви се­ла Тро­фи­мов­ское отец Иоанн. Его об­ви­ни­ли в укры­ва­тель­стве контр­ре­во­лю­ци­о­не­ров, скры­вав­ших­ся по­сле бе­ло­гвар­дей­ско­го мя­те­жа в Яро­слав­ле, и хра­не­нии до­ро­гих ве­щей рас­стре­лян­ной вме­сте с ним быв­шей вла­де­ли­цы за­во­да Де­ру­но­вой. Ко­гда от­ряд че­ки­стов по­ки­нул се­ло, те­ла рас­стре­лян­ных бы­ли пе­ре­не­се­ны с бо­ло­та на клад­би­ще и встре­че­ны крест­ным хо­дом. У от­ца Иоан­на бы­ло се­ме­ро де­тей, один их ко­то­рых стал свя­щен­ни­ком в этом же По­ше­хон­ском уез­де.

Жития
Писание