⏳ 2019.11.07 (чт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 21я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 3й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
7 ноября (25 октября)
• прав. Тавифы Иоппийской (I)
• мч. Анастасия Аквилейского (III)
• мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355)
• прпп. Мартирия, и Мартирия затворника, Печерских (XIII–XIV)
• исп. Матроны (Власовой) (1963)


☦️
Свя­тая пра­вед­ная Та­вифа (I), жен­щи­на доб­ро­де­тель­ная и ми­ло­серд­ная, при­над­ле­жа­ла к хри­сти­ан­ской об­щине в Иоп­пии. Слу­чи­лось так, что она, тя­же­ло за­болев, умер­ла. В то вре­мя неда­ле­ко от Иоп­пии, в Лид­де, про­по­ве­до­вал свя­той апо­стол Петр. К нему бы­ли по­сла­ны гон­цы с убе­ди­тель­ной прось­бой о по­мо­щи. Ко­гда апо­стол при­шел в Иоп­пию, пра­вед­ная Та­вифа бы­ла уже мерт­ва. Пре­кло­нив ко­ле­на, пер­во­вер­хов­ный апо­стол со­тво­рил го­ря­чую мо­лит­ву ко Гос­по­ду. За­тем по­до­шел к од­ру и воз­звал: «Та­вифа, встань!» Она под­ня­лась со­вер­шен­но здо­ро­вой (Деян.9:36).

☦️
Свя­той му­че­ник Ана­ста­сий жил в III ве­ке в го­ро­де Ак­ви­лее (Се­вер­ная Ита­лия). За мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность в го­ро­де Са­лоне (Дал­ма­ция) он был схва­чен и при­ве­ден к су­дье. От­важ­но и без ко­ле­ба­ний ис­по­ве­дал му­че­ник Ана­ста­сий Хри­ста Ис­тин­ным Бо­гом и Твор­цом всей тва­ри. Ре­ше­ни­ем су­да он был при­го­во­рен к смерт­ной каз­ни. Те­ло свя­то­го Ана­ста­сия языч­ни­ки бро­си­ли в мо­ре. Пра­вед­ная хри­сти­ан­ка, бо­га­тая мат­ро­на Ас­ка­ло­пия об­ре­ла те­ло му­че­ни­ка Ана­ста­сия и с по­че­стя­ми по­греб­ла в сво­ей до­маш­ней церк­ви. Мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка озна­ме­но­ва­лись мно­ги­ми чу­де­са­ми.

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Мар­ки­ан и Мар­ти­рий слу­жи­ли в Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре. Мар­ки­ан был чте­цом, а Мар­ти­рий ипо­ди­а­ко­ном; оба они нес­ли так­же по­слу­ша­ние в ка­че­стве но­та­ри­ев, то есть сек­ре­та­рей, пат­ри­ар­ха Пав­ла Ис­по­вед­ни­ка (па­мять 6 но­яб­ря). Ере­ти­ки-ари­ане из­гна­ли и тай­но каз­ни­ли пра­вед­но­го пат­ри­ар­ха Пав­ла, а ка­фед­ра его бы­ла пе­ре­да­на ере­ти­ку Ма­ке­до­нию. Ере­ти­ки пы­та­лись при­влечь свя­тых Мар­ки­а­на и Мар­ти­рия на свою сто­ро­ну ле­стью, пред­ла­га­ли зо­ло­то, обе­ща­ли ар­хи­ерей­ские ка­фед­ры. Но все уси­лия ари­ан бы­ли тщет­ны.
То­гда нече­стив­цы угро­жа­ли опо­ро­чить их пе­ред им­пе­ра­то­ром, за­пу­ги­ва­ли пыт­ка­ми и смер­тью. Но свя­тые твер­до ис­по­ве­до­ва­ли Пра­во­сла­вие, за­ве­щан­ное от­ца­ми Церк­ви. Мар­ки­ан и Мар­ти­рий бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти. Пе­ред смер­тью му­че­ни­ки воз­нес­ли ко Гос­по­ду го­ря­чую мо­лит­ву: «Гос­по­ди Бо­же, со­здав­ший неви­ди­мо серд­ца на­ши, устро­я­ю­щий все де­ла на­ши, при­и­ми с ми­ром ду­ши ра­бов Тво­их, ибо мы умерщ­вля­ем­ся за Те­бя и вме­ни­лись как ов­цы за­ко­ле­ния (Пс.32,15, 43,23). Мы ра­ду­ем­ся, что та­кой смер­тью ис­хо­дим из сей жиз­ни ра­ди Тво­е­го Име­ни. Спо­до­би же нас быть при­част­ни­ка­ми веч­ной жиз­ни у Те­бя, Ис­точ­ни­ка жиз­ни». По­сле мо­лит­вы му­че­ни­ки с ти­хой ра­до­стью пре­кло­ни­ли гла­ву под меч нече­сти­вых († око­ло 355 го­да). Свя­тые те­ла их бы­ли бла­го­го­вей­но по­гре­бе­ны пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми. Позд­нее по ука­за­нию свя­то­го епи­ско­па Иоан­на Зла­то­уста мо­щи свя­тых му­че­ни­ков бы­ли пе­ре­не­се­ны в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ную цер­ковь. От мно­гих неду­гов ис­це­ля­лись здесь ве­ру­ю­щие по мо­лит­вам свя­тых, во сла­ву Еди­ной Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

☦️
Под­ви­зал­ся св. Мар­ти­рий в XIV в. в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли. Уго­див Бо­гу ве­ли­кой чи­сто­той и стро­гой пост­ни­че­ской жиз­нью, про­слав­лен был да­ром чу­до­тво­ре­ний еще при жиз­ни сво­ей. Его свя­тое имя вспо­ми­на­ет­ся в 7-й пес­ни ка­но­на пре­по­доб­ным Даль­них пе­щер. Здесь про­слав­ля­ют­ся его тру­до­лю­бие, пра­вед­ность и сер­деч­ная чи­сто­та, а так­же дар из­гна­ния бе­сов и ис­це­ле­ния неду­гов. «В диа­ко­нах све­ти­ло, и в тру­до­лю­бив­цех об­ра­зе, Мар­ти­рие, чи­сто­ты ра­чи­те­лю, дар име­вый про­го­ня­ти от че­ло­век лу­ка­выя ду­хи и немо­щи це­ли­ти». Па­мять его со­вер­ша­ет­ся осо­бо 25 ок­тяб­ря/7 но­яб­ря, ве­ро­ят­но, ра­ди те­зо­име­нит­ства его с св. мч. Мар­ти­ри­ем († 355 г.), так­же 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря и во 2-ю Не­де­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
В «Пол­ном хри­сти­ан­ском ме­ся­це­сло­ве» (Ки­ев, 1875 г.) под 25-м чис­лом ок­тяб­ря ска­за­но: «Пре­по­доб­но­го Мар­ти­рия диа­ко­на и пре­по­доб­но­го Мар­ти­рия, за­твор­ни­ка Пе­чер­ско­го». Но и о вто­ром пре­по­доб­ном Мар­ти­рии не со­хра­ни­лось ни­ка­ких све­де­ний. Оба стя­жа­ли нетле­ние и по­ко­ят­ся в Фе­о­до­си­е­вых пе­ще­рах в Ки­е­ве. Па­мять прп. Мар­ти­рия за­твор­ни­ка со­вер­ша­ет­ся 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря сов­мест­но с пре­по­доб­ны­ми Даль­них пе­щер, а 25 ок­тяб­ря/7 но­яб­ря па­мять его по­ло­же­на ра­ди те­зо­име­нит­ства его с св. му­че­ни­ком Мар­ти­ри­ем.

☦️
Мат­ро­на Вла­со­ва ро­ди­лась в 1889 го­ду в се­ле Пу­зо Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии, в кре­стьян­ской се­мье. Ше­сти­лет­ней она оста­лась си­ро­той и бы­ла от­да­на на вос­пи­та­ние в Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ский мо­на­стырь. У от­ро­ко­ви­цы об­на­ру­жи­лись спо­соб­но­сти к ри­со­ва­нию, и жи­во­пись ста­ла ее по­слу­ша­ни­ем. Так в по­слу­ша­нии и мо­лит­ве ино­ки­ня Мат­ро­на про­жи­ла в оби­те­ли до са­мо­го ее за­кры­тия в 1927 го­ду.
По­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря ино­ки­ня Мат­ро­на вме­сте с тре­мя ди­ве­ев­ски­ми сест­ра­ми по­се­ли­лась в се­ле Ку­зя­то­ве Ар­да­тов­ско­го рай­о­на. Сест­ры при­слу­жи­ва­ли в церк­ви, за­ра­ба­ты­ва­ли ру­ко­де­ли­ем, ве­ли жизнь тихую и мир­ную, но и это вы­зы­ва­ло недо­воль­ство мест­ной вла­сти. Их аре­сто­ва­ли в ап­ре­ле 1933 го­да по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. 21 мая 1933 го­да ино­ки­ня Мат­ро­на бы­ла при­го­во­ре­на к трем го­дам за­клю­че­ния в Дмит­ров­ском ла­ге­ре Мос­ков­ской об­ла­сти.
По­сле от­бы­тия сро­ка за­клю­че­ния она устро­и­лась при церк­ви в се­ле Вери­ги­но Горь­ков­ской об­ла­сти и ис­пол­ня­ла обя­зан­но­сти пев­чей, сто­ро­жа и убор­щи­цы хра­ма. 10 но­яб­ря 1937 го­да ма­туш­ку аре­сто­ва­ли во вто­рой раз, об­ви­ни­ли в при­над­леж­но­сти к «контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-фа­шист­ской ор­га­ни­за­ции» и при­го­во­ри­ли к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в Кар­лаг, где она ра­бо­та­ла в боль­ни­це убор­щи­цей. На­чаль­ство от­ме­ча­ло ее доб­ро­со­вест­ную ра­бо­ту и скром­ное по­ве­де­ние. По­сле осво­бож­де­ния ино­ки­ня Мат­ро­на по­се­ли­лась в се­ле Вы­езд­ном близ Ар­за­ма­са. Глав­ным за­ня­ти­ем ее по-преж­не­му бы­ло слу­же­ние в церк­ви.
19 ок­тяб­ря 1949 го­да ее вновь аре­сто­ва­ли по ма­те­ри­а­лам ста­ро­го де­ла 1937 го­да. Вла­сти об­ви­ни­ли мать Мат­ро­ну в про­ве­де­нии «вра­же­ской ра­бо­ты», пы­та­лись за­ста­вить ого­во­рить свя­щен­ни­ка церк­ви се­ла Вери­ги­но. Но уси­лия сле­до­ва­те­лей ни к че­му не при­ве­ли. В де­ле да­же име­ет­ся справ­ка о том, что «лиц, ском­про­ме­ти­ро­ван­ных по­ка­за­ни­я­ми аре­сто­ван­ной Вла­со­вой М. Г., в след­ствен­ном де­ле не име­ет­ся».
Мать Мат­ро­ну от­пра­ви­ли в ссыл­ку в се­ло Ка­мен­ка Лу­гов­ско­го рай­о­на Джам­буль­ской об­ла­сти Ка­зах­ской ССР. Ее брат в 1954 го­ду на­пи­сал хо­да­тай­ство о по­ми­ло­ва­нии сест­ры. По­след­ние го­ды жиз­ни ино­ки­ня Мат­ро­на про­жи­ва­ла у бра­та в род­ном се­ле Пу­зо. Од­но­сель­чане вспо­ми­на­ют, что ма­туш­ка бы­ла очень сми­рен­ной, ти­хо­го нра­ва. Боль­шую часть дня она мо­ли­лась. Храм был за­крыт, и служ­бы ди­ве­ев­ски­ми сест­ра­ми «пра­ви­лись» по до­мам, несмот­ря на мно­гие за­пре­ще­ния и пре­сле­до­ва­ния.
Ино­ки­ня Мат­ро­на мир­но скон­ча­лась 7 но­яб­ря 1963 го­да. Ее по­хо­ро­ни­ли на сель­ском клад­би­ще сле­ва от мо­гил му­че­ниц Ев­до­кии, Да­рии, Да­рии и Ма­рии.

Жития
Писание